Ay

Ha
‚р

m8

и и

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ‘2 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 207 (8817)

Шахматный

Вчера в шестнадцать часов Москва пря-
няла позывные сигналы; точка и два тире,
точка и три тире, четыре точки. Это нача-
ла работать мощная коротковолновая ра-
диостанция в Нью-Йорке.

С этой минуты и до поздней ночи ©
одного континента на другой по эфиру не-
прерывно передавался весь ход радиомат-
ча между шахматными командами СССР и
США.

За полчаса до начала матча в’ Централь:
ном Доме работников искусств собрались
все участники советской команды, судей-
ская коллегия, в том числе представители
американской стороны гг. Файн и Эйме,
представитель Британской шахматной фе-
дерации — арбитра матча — г-н Гиффорд,
представители советской и иностранной пе-
чати, шахматные мастера столицы.

На торжество открытия матча прибыли
председатель Всесоюзного комитета по дз-
лам физкультуры и спорта при Совнарко-
ме СССР тов. Романов, председатель прав-
ления ВОКС тоз. Кеменов, посол Совли-
ненных Штатов Амеряки в CCCP г-н
Гарриман.

Открывается митинг. Тов.
редает привет шахматистам
Штатов Америки.

— Шахматисты Америки по праву счи-
таются одними из сильнейших в мире, —
гозорит он. — Нам в Советском Союзе хо-
рошо знакомы блестящие успехи американ-

Цех ширпотреба Новосибирского металпур-
гического завода освоил и выпускает в
большом количестве эмалированную посуду.
На снимке: контролеры ОТК Л. Непотюк и
Р. Садыкова проверяют качество продукции.

Фото В. Юрина.

Романов пе-
Соединенных

Полвека на сцене

В ближайшие дни театральная обше-
ственность столицы отмечает 5Б0-летие сце-
нической деятельности одного из старейших

цез на международных турнирах. Видней-

шие из гроссмейстеров Ф. Маршалл, Х. Р.

Капабланка, Р. Файн, С. Решевский были
нашими гостями и неодискратно встреча-
лись © советскими мастерами. Мы yaepe-
ны, что радиоматч между сильненшими

русских актеров, художественного PYKO   цахматистами обеих стран послужит делу
волителя Малого театра, народного артн-  дальнейшего Укревления дарквы CCCP a
ста СССР, лауреата Сталинской премни/Ситд у

П. М. Садовского:

«Династия Садовских»
Малого театра более столетия. Дед ны-
нешнего юбиляра, знаменитый русский
актер Пров Садовский был личным дру-
гом драматурга А. Н. Островского и являл-
ся сдним из основоположников русского
сценического реализма. Отец и мать юби-
ляра — М. П. Садовский ‘и О. О. Садов-
ская также вошли в историю Малого
театра как выдающиеся его деятели.

За пятьдесят лет П. М. Садовский сы-
грал несколько сот ролей, в том числе ве-
дущие роли в перзых советских пьесах. Он
является крупным режиссером и воспита-
телем плеяды талантливых артистов. Его
постановки последних лет — «Горе от
ума», «Волки и овны», пьеса Толстого
«Иван Грозный». Сейчае П. М. Садовский
работает над комедией «Ревизор». Ilpe-
мьера состоится в день открытия капиталь-
но  отремонтированного здания Малого
театра.

В день юбилея пойдет комедия Острэв-
ского «Волки и овцы». В фойе театра
откроется выставха, посвященная юбиляру.

украшает сцену

Стипендии имени
акадсмика Фаворского

Комитет по лёлам высшей школы при
Совнаркоме СССР установил стипендии име-
HH академика А; Е. Фаворского. На хими-
ческом факультете Ленинградского госу:
дарственного университета учреждены две
стипендии по 800 рублей в месяц каждая
для аспирантов и четыре по 400 рублей в
месяц для студентов; в Ленинградском (хи-
мико-технологическом институте — лве сти-
пенлии по 800 рублей в месяц каждая для
аспирантов и четыре — по 400 рублей для
студентов.

Делегация физкультурников СССР
выехала в Югославию

Вчера, 1 сентября, по приглашению юго-
славских спортивных организаций в Бел-
град выехала делегация физкультурников
СССР. Делегацию возглавляет заместитель
председателя Комитета по делам физкуль-
туры и спорта при Совнаркоме СССР тов.
Никифоров. Среди участников делегации
выдающиеся советские спортсмены Пуга-
чевский, Думбадзе, Мешков, Озолин и дру-

гие.
(ТАСС).

Штатоз Америки

Соединенных
дружбе и сотрудничеству с СССР.

памятный
бэльшим шагом в булуших дружественных
связях между нашими великими странами:
Команда США напряжет все свои силы в

Затем посол ° Соединенных
в СССР г-н Гарриман,
который тепло приветствовал  совегских
шахматистов, участников радноматча,

— Этот матч, — говориг г-н Гарриман,—
помогает осознать, насколько близко от
Москвы до США. Расстояние в шесть ты-
сяч миль нисколько не мешает проводить
игру так же четко, как если бы участни-
KH находились в одном помещении. Матч
помогает осознать, что мы действительно
близкие соседи и что, таким ©бразом, мы
имеем возможность установить самые близ-
кие и дружествечные связи во всех обла-
стях культуры. Я могу заявить с уверен-
ностью о твердом стремлении народоз
Штатов Америки к тесной

выетуйчл

х
Когда торжественная церемония откры-
тия матча закончилась, гроссмейстер

М. Ботвинник ни прелставитель CCCP в су-
дейской коллегии Н. Зубарев от имени со-
ветской команды отправили команле США
телеграмму следующего солержакия:

«Советские участники шлют самые сер-
дечные приветствия их лостойным MpoTHB-
никам. Мы уверены, что это будет упор-
ная, интересная борьба, которая откроет
новую страницу в межлунаролных шахмат-
ных состязаниях. Пусть победят сильней-
шие».

На это приветствие пришел ответ:

«Шахматная команда Соединенных Шта-
тов Америки, оргкомитет и нью-йоркские
зрители шлют советским участникам самые
теплые приветствия. Мы надеемся. что этот
матч явится только одним He-

этой борьбе. Она присгоедчняется к вашему
пожеланию, чтобы победили сильнейшие,
Вертейм, Денкер».

Семнадцать часов по московскому време-
ни. Советские шахматисты занимают свои
места в просторном ззле, вход в который
украшен флагами СССР и США. Из анпа-
ратной, расположенной в соседнем поме-
щении, доставлена первая депеша из Ньъю-
Йорка, в которой ‘указан ход Денкера,
играющего на первой доске белыми,

Вдоль стен — десять шахматных столи-
ков. Посредине зала — большой круглый
стол с корзиной цвегов. Пол устлан за-
глушающим шаги мягким ковром.

*

На первой доске в партии Денкер—Бот-
винник был разыгран вариант ферзевого гам-
бита, который уже неоднократно применялся

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

радиоматч

Siti

СССР-.-США

чемпионом СССР. Чемпион США применил
новый ход и улучшил этот вариант для бе-
лых. К 24 часам создалась острая позиция
с обоюдными шанзами:

На второй доске в партии Смыелов—Ре-
шезский был разыгран хорошо известный
советским шахматистам вариант испанской
партии. В этом варнанте черные жертвуют
коня. Подобная же позиция встретилась в
свердловеком турнире 1942 года в партии
Болеславский—Ботвинник, при чем белые до-
бились в этой партии вынгрышного положе-
ния, и лишь из-за о:нибки Болеславского пар-
тия закончилась вничью. Примерно таким
же образом развивалась и настоящая пар-
тия. Два слона и ладья Смыслова борютсл
против ферзя и трех пешек Решевского. К
24 часам позиция Смыслова заслуживала
предпочтения.

В партии Файн — Болеславекий (третья
доска) черным удалось быстро преодолеть
дебютные трудности. Создалась позиция с
неясными шансами.

Интересно развивалась борьба в партии
Флор—Горовиц, Черные не совсем удачно
разыграли дебют. Допустили размен коро-
левского коня, что сильно ослабило их по-
зицию. На 18-м ходу Флор провел интерес-
ную комбинацию с жертвой слона. Эта
жертва поставила Горовица в затруднитель-
ное положение. Флор, повидимому, не
только отыгрывает пожертвованную Ффигу-
ру, но и получает две лишние пешки при
разбитой позицин черного короля. У Флора
выигрышное положение.

В партии Кэждэн—Котов был разыгран
хорошо известный вариант сицилианской
партии. У черных создались обычные для
этого ‘варианта трудности. Постепенно
Котову удалось несколько уравнять игру,
хотя положение белых все же остается
более свободным.

Стейнер, игравший черными против Бон-
даревского, пассивно разыграл дебют и
быетро получил худшую игру. Его фигуры
оказались стесненными на двух последних
рядах. Пешки белых готовы предпринять
решающий штурм, позиция складывается
явно в пользу Бондаревского.

В остром варианте испанской партии
Лилиенталю, игравшему черными с Пин-
кусом, приходится бороться с трудностями.
Позиция белых лучше.

Рагозин решил пожертвовать пешку
Сейдмэну, рассчитывая получить за это
атакующую позицию. Сейдмэн хорошо

разобрался в возникших осложнениях и
интересным ходом коня’ поставил Рагози-
на в затруднительное положение. Позиция
черных лучше.

Купчик в партии с заслуженным масте-
ром спорта Макогоновым слишком азартно
начал двигать свои пешки на королевском
фланге. Макогонов хорошо опроверг это
преждевременное наступление и рядом
тонких ходов вынудил ослабление позиции
белой рокировки. Позиция Макогонова
заслуживает предпочтения.

Хорошо играл мастер Бронштейн против
Сантасьера и в защите Грюнфельда полу-
чил хорошую инициативную позицию. Од-
нако он затратил на облумывание шестна-
дцати ходов   чае 45 минут.

*

Первую победу своей команде принез
чемпион СССР гроесмейстер Ботвинник. В:
3 ч. 50 м. утра 2 сентября (по московскому
времени) из Нью-Морка была получена де-
‹неша от Денкера: чемпион США по шахма-
там сообщил, что он сдает партию, и по-
здравил Ботвинника с блестящей победой.

В 4 часа 55 минут гроссмейстер Решев-
ский сдался гроссмейстеру Смыслову.

Болеславский получил тяжелую позицию
против Файна. Флор выигрывает у Горо-
вица. Кэждэн предложил ничью гроссмей-

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Завод

«Физприбор»
учебные
снимке: стахановны Д. Ложкин и Т. Буд-
рявцева за оборкой моделей паровых манитн.

Фото Л. Шишкина.

в Кнрове
пособия для школ

производит
страньг. На

В мастерской скульптора

ЛЕНИНГРАД,   сентября. (По телеф. от
соб. корр.}. В Ленинград возвратился и
вновь начал работать в своей мастерской
народный художник РСФСР скульптор
М. Г. Манизер. Сейчас он создает скульп-
турную группу «Радость победы».

Ближайшие творческие планы скульпто-
ра — создание проекта памятника великому
преобразователю природы Мичурину и па-
мятника Пушкину, который будет установ-
лен в Ленинграде.

В Петрозаводске скульптор будет
работать над восстановлением высеченного
им ло войны из гранита и разрушенного ок-
купантами памятника В. И. Ленину.

Открытие медицинского
института в Кишиневе

Комитет по делам высшей школы при
Сознаркоме СССР и Народный комиеса-
рчат здравоохранения СССР ‘решили от-
крыть в Кишиневе Государственный меди-
цинский институт. Занятия начнутся с но-
вого учебного года. На первый куре будет
принято двести студентов,

Замечательный уголок природы

УЛЬЯНОВСК, 1 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Белое озеро в Баранозском
районе Ульяновекой области и расположен-
ный вокруг него лесной массив являются
редким памятником ледникового периода.

Установлено, что Белое озеро может быть
использовано как климатическая здравница,
Обследовавшие в этом году Белое озеро
ученые во главе с профессором Ласточки-
ным еще раз подтвердили научно-историче-
скую его ценность. Возбуждено ходатайство
о преврашении Белого озера и расположен-
Horo вокруг него лесного масеива в госу-
дарственный заповедник.

Бархатный мёд

ВЛАДИВОСТОК,  1 сентября. (ТАСС).
Пнеловоды Приморья перевозят сейчас па-
секи из липовых рощ на гречишные поля,
что даст дополнительно тысячи пудов меда.

Уссурийская тайга является родиной

стеру Котову, Однако последний отклонил
это предложение. Игра продолжается.

У Бондаревского небольшое позинион-
ное преимущество против Стейнера. Остро
проходит борьба в партии Пинкус-—Ли-
лиенталь. Рагозин, играющий с Сейдмэ-
ном, сумел уравнять позицию. Шансы у

них одинаковые. Макогонов имеет лишнюю   жлой пчепосемьи в среднем взяли по 60  Она дала родине много

бархатного дерева, цветы которого содер-
жат целебный сок. В этом году десятки кол-
хозов впервые вывезли свои пасеки в рощи
бархатного дерева. Собраны первые сотни
пудов бархатного меда,

еее

Маленький

фельетон
В час, когда ночная мгла окутывает
Баку, (во многих учреждениях города

можно наблюдать любопытную картину.
Сотрудник планового отдела, иля булгал-
тер, или лицо, занимающее ноопзоделен-
ную должность роферепта, поозожеет AD
выходных дверей последнего из отбывею-
щих начальников. Заскм Ha дзерь надла-
дывается щеколда, проверяются запоры,
пове:оду гасится свет, кроме одной на-
стольной лампы. Оставшийся в одиноче-
стве человек располагается на узком дива-
не, превращенном в сравнительно удобное
ложе с подушкой, простыней, а нной раз
даже с марлевым пологом от мух.

Кто это—бездомные белняги, вынужден-
ные. спать в учреждениях? Отиюдь нет!
Их фамилии значатся в списках ночных де-
журных. Они работают в глубоко мирных
учреждениях, нужда в которых ночью ни-
как не может возникнуть. Однако рукозо-
дитель какой-либо сбытовой конторы счи-
тает признаком хорошего тона по ночам
морить сотрудников,

Есть учреждения и предприятия, где
ночные дежурства обязательны. Но там
по ночам не спят, а дежурят, Какой же

смысл в подражание им заводить такой
порядок в комитете професюза или в прав-
лении кустарно: промыеловой артели? Ме-
жду тем здесь строжайше следят, что-

полезной ночной вахты.

бы ни один сотрудник не увильнул от бес-

Ё———

Ночные работяги

ми: прихохгу — она спит, встаю -- еца на
работе.

— Ну, подумаешь, раньше четырех! A
только па рассвете попадаю домой.

И так спи выхваляюотся дэуг перед дру-
гом, точно речь идет по меньшей мере о
выполнении плана.

Посмотришь со стороны на таких людей,
— работаги! Но зайдите к такому полу-
ночнику днем. Он с трудом отрывает голо-
ву от настольного стекла и осолозелыми
глазами смотрит на вас. Время от времени
происходит «перезвон». Референт справ-
ляется, ушел ли уже заведующий отделом.
Нет! Значит, придется еще посидеть. В тот
же самый момент заведующий звонит сек-
ретарю директора: «Наш еще здесь?». И
сидят они все, точно связанные цепочкой,
сидят во вред делу, которое утром потре-
бует свежей головы.

Именно такие работяги, люди, Ko-
тозые заинтересованы лишь в том, чтобы
оказаться на месте, когда «наш» позвонит,
больше всего чураются общения с «посто-
ронними». Попасть к ним почти незозмож-
но. Пропускная система, созданная для т9-
го, чтобы никто без нужды не мог пооник-
нуть на наши предприятия и сослужившая

немалую службу, использована BO м
Q

учреждениях совсем в других целях.
этом иной раз так прямо и говорят:
— Раныше, бывало, десятки людей хо-

Вряд ли кто припомнит случай, когда бы
тишина подобной вахты была нарушена» те-
лефонным звонком. Дежурные co cTa-
жем гарантированы от таких ночных втор-
жений — они предусмотрительно укуты-
вают телефонный аппарат во что-нибудь
мягкое. *

Нет, не интересы дела требуют подобного
круглосуточного бдения! Немало еще лю-
дей, которые хотят суетой подменить на-
стояшую работу, словно говоря: вот какие
мы, даже ночью на посту! Зато днем здесь
порой не найдешь нужного человека: про-
маявшись ночь на диване, он отправляется
отдохнуть домой...

Было бы несправедливым обвинить руко-
волотелей таких учреждений в том, что они
безучастны к отдыху только своих сотрудни-
ков. Нет, среди них немало таких, которые
и собственный отдых приносят в жертву
бесполезной суете.

Вот встречаются в столовой два ‘хозяйст-
венника.

— Что ж это, друг, ты совсем в канце-
ляристы записался! Звоню я тебе вчера в
половине четвертого ночи. Отвечает дежур-
ный. А где начальник? Домой ушел! Не-
чего сказать, раченько ты спать ложишься...

— Это я раненько? Да побойся бога! За
последние три месяца вчера первый раз
ушел без четверти три. Голова трещала. А
то раньше четырех никогда не удается выр-
ваться. Я с женой не разговариваю месяца-

КИЕВ, 1 сентября. (По телеф. от соб.
‘корр.). По Лнепру идут караваны с хлебом.
Буксирные и пассажирские пароходы тянут
вверх и вниз по реке тяжело нагруженные
баржи. В течение ‘августа перевезено 2.900
тысяч пудов хлеба нового урожая.

Днепрэвекое пароходство — инициатор
Всесоюзного сорезнозания речников — пере-
выполнило августовский план по всем ви-
дам перевозок.

Хорошо работали в
«Ломоносов», «Жданов»,
пароход «Киров» и другие. Большинство
судов выполнило августовский план за
20—25 дней, а пароходы «Ломоносов» и
«Гоголь» уже закончили навигационный
план.

пассажирский

КЕМЕРОВО. 1 сентября. (ТАСС). Испол-
нилось десять лет со дня пуска в экеплоа-
тацию крупнейшей в Кузбассе шахты име*
ни Кирова Ленинск-Кузнецкого рудника.

Повсюду в Приморье производится сбор
меда. Колхозы Калининского района OT Ka-

За эти годы шахта выросла в мощное, осна-
щенное передовой техникой предприятие.
миллионов TOHH

пешку и позиционное преимущество про- с лишним килограммов. Рекордное количе- высококачественных углей.

THB Купчика, Бронштейн имеет преимуще-
ство в партии против Сантасьера.

Сегодня, 9 сентября, будут доигрывать-  ста пчелосемей здесь уже взято 1.100 пудов   участков прошли путь

ся неоконченные партии первого тура.

ство дала пасека подсобного хозяйства
Иманского зоозетеринарного техникума: от

меда.

Вместе с ростом шахты росли и люди.
От рядовых шахтеров Ao начальников
горняки Астафьев,
Свиридов, Осадчий, Башкирцев и другие.

авгусхе пароходы’

дили,—каждому ответь, каждому раз’яснн.
Как завели пропуска, —тишина, спокойствие.
Клиенты топчутся в
им бы
что

И действительно!
тесной комнатке бюро пропусков,
хоть до окошечка добраться, не то,
до директора!

Заводы надо охранять, охранять стро-
жайше. Но почему не сделать так, как н\
заводе имени лейтенанта Шмидта, где в цех
без пропуска никак не проникнешь, а в заА-
водоуправление ведет отдельная лестница.
И никто не препятствует, если ты направ-
ляешься, скажем, в заводскую бухгалтерию.

Бюро пропусков в бакинских учреж-
дениях дополняется еще одной «вну-
тренней ‘линией обороны». Каждый ма-

ло-мальски руководящий работник уста-
новил у себя переводной телефон. Мало
того, что к нему не пройдешь, с ним даже
по телефону не поговоришь! И простой воп-
рос, который мог быть разрешен в минуту,
вязнет в трясине пропускных бюро, созд”и-
ных для того, чтобы никого не пропускать,
переводных телефонов, которые, увы, не пе-
реводятся.

.Ночные дежурства заведены. Сам ру-
ководитель сидит до рассвета. Установлена
система пропусков. Чем не образцовое уч-
реждение? А взглянешь в сердцевину и
убеждаешься: все признаки деловитости из-
лицо, а дела—ни на грош! Е,

Я. ГИК.

г. БАКУ.

ПАННО

Успехи днепровских речников

Киевекий порт успешно закончил плгн
по всем показателям переработки грузов.
Хорошо работает первая днепровская
комплексная бригада механизаторов и груз-
чиков, Знатный механизатор Днепропетров-
ского порта Алексей Тюпко, работая со-
вместно с бригаламя грузчикоз Коваленко и
Днкой, на своем портальном краке дает
свыше лзух норм в смену.

Днепровское пароходство уже три месяца,
лержит знамя Государственного Комитета
Обороны. Днепровские речники, вызвавшие
в июле на соревнование всех речников Со-
ветского Союза, образцово выполняют ев5ч

обязательства,

Юбилей крупнейшей шахты Нузбасса

Сотни горняков получили высокие ззания
мастеров угля. Среди них мастер угля пер-
вого класса Изместьев, выполнизШиЙй за
ЧеТыре года Отечественной войны девять
годовых норм, забойщик Васькин — семь
гсловых норм. Многие горняки за самоот-
верженный труд награждены орденами и
медалями. Е .

Десятилетний юбилей коллектив шахты
встретил крупным производственным успе-
YOM: с начала месяца им добыто свыше
15.000 тонн топлива сверх задания.

Советское градостроительство

Победоноено завершена война. Насту- goo
пил период мирного строительства, и пе- Акаденик А. ШУСЕВ
ред архитекторами нашей страны вота- vs
oa в

ла почетная задача — в короткий срок
восстановить города и села, разрушен-
ные немецкими захватчиками, дать мил-
лионам советских людей удобные, кра-
сивые жилища, построенные по послед-
нему слову строительной техники, сде-
лать города и села лучшими, чем они
были. В грандиозном плане строитель-
ных работ предусмотрена и реконструк-
ция городов центральных и восточных.
областей. Памятники древней русской архитекту-
Градостроительство в наши дни при- ры поражают эпическим спокойствием
обретает невиданный в истории размах. форм, величием, уравновешенностью час-
В настоящее время составляется около  тей, чувством ритма и простотою. Когда
ста генеральных планов городов. При вы смотрите на грандиозный силуэт
планировке городов выдвигается треоо-  Новгородского Кремля, на Волхов, подка-
‘вание учитывать особые. историче- тывающий под его стены темные волны,
ски сложившиеся черты Национельной  вас охватывает чувство мощи и мудрости.
архитектуры, своеобразие архитектуры   Кажущиеея громадными массивами. 0-
наших народов. В общий ‘ансамоль гГо-  боры по существу не так уж и велики,
родов при составлении генеральных всего плошалью двенадцать на четыр-
планов органически включаются И 1П@- цадцать метров, но масштаб правильных
мятники старины. Изучается прекрас-  пропорций потрясает вас глубоким по-
ное зодчество прошлых веков. разви ниманием природы архитектуры, законов
заются лучшие традиции наследия руб“ строительства, знанием материалов.
ской архитектуры. Художественный гений древней Руси,
* преломляя сложную сеть перекрестных
Русская архитектура, начиная © ДРеВ- влияний культур Византии, народов Вос-
нейших времен Киевской и Новгородском тока, Кавказа. Западной Европы, Сканди-

Руси ь 7 Ba-
НН УВ. nn, congas MPOXPCHhs HHMATEHRE. 3
ee i конно русского искусства, вошедшие в

ков всемирного значения и выдвинула “_ :
много знаменитых. зодчих. Уже в древних   Сокровищницу мирового искусства. Одним

новгородских рукописях упоминается имя  из таких памятников является Киевский
Петра, построившего соборы в Новго-   Софийский собор с его роскошнейшими
роде, имя мастера Петра Милонега, в ХИ   мозаиками.
веке построившего в Киеве стены Выду-  Мастера древнейших городов Владими-
Фицкого монастыря. Архитекгоры Пост- ра и Суздаля создали сохранившиеся и до
ник Яковлев и Барма создали в Москве В  настоящего времени величайшие памят-
ХУГ веке шедевр зодчества— собор Васи-   ники архитектуры” красивейший собор в
лия Блаженного. Постник Яковлев по-   Юрьеве-Польском близ Суздаля, стены
строил Казанский Кремль. Есть сведения   которого покрыты каменным узором, Ус-
 Г пенский собор во Владимире на Клязьме,

‘реметева — Аргунов выстроил
рец в Останкине, а Григорьев и Ми-
pouos — в Кускове. Стрижаков создал
знаменитое Архангельское. И еще мно-
го других имен зодчих ветречаем мы
в отчетных книгах строителей, масте-
ров и в случайных записях людей, вос-
хищавшихея их гениальным мастерством.

о мастере Федоре Конь, который в ХУ
Boke возвел стены Белого герода в Москве   замечательную церковь на Нерли и дру-
п стены вокруг Смоленсна. В конце! гие выдающиеся памятники архитектуры.
XVII века Яков Byxsocros выстройл  При Иване Грозном Москва не только
с0бор в Рязани, а мастера Петров! создинила разрозненные княжества, з2-
и Михайлов в ХУП веке построили воевала признание Европы. но и в разви-
деревянный Коломенский дворец. Ве- тии архитектуры достигла вершин.
1икие архитекторы — крепостные Ше-[ХУТ век в России славится величайшими

памятниками: собором Василия Блажен-
ного, храмом Вознесения в селе Коломен-
ском, колокольней Ивана

туры Украины. Советские архитекторы

или нолусгоревшие, не всегда уничтожать,

Великого в  здания,

хотят He только востановить памят- а реконструировать и включать в общий
ники, но и воссоздать города Украины.   план новых построек. Архитектор должен
Это воплотилось в предетавленных на кон-  походить на хирурга, который, прежде
курсе проектах и планах. Величественные   чем резать, попытается вылечить, Много
площади и бульвары украсят внимания уделяется также удооству 000-
Днепр будет  рудования зданий, Вопросы о теплоцент-

дво-

Москве ит. д. Киев, легкими мостами через
В ХУП веке развиваются декоративные   присоединен к городу Труханов остров. В
черты в московской архитектуре: купол- городе пройдет метро. На месте взорван-

ки пятиглавий, связанные с русской се-  ного немцами Крещатика будут построены

верной природой, теремки с вычурными  новые здания общественного значения по

крышами, которыми была застроена Мос- типу городского форума. Мысль архитек-

ралях, планировке зеленых насаждений,

пространств, — важные вопросы. В ка-

туры, сады, скверы, дворцы пионеров,

ква, как бы сливались с природой, поко-  торов сосредоточена на том, чтобы раз- дома матери и ребенка, дворцы культу-

ряя своей лиричностью. Простота и узор-  вить новый стиль архитектуры на
ность обработки кирпича и изразцов  богатейшего наследия, векового
делают эту архитектуру нарядной, кра-  украинского зодчества.
сочной, красивой,

Конец Х\П века отдал дань стилю ба-
рокко, который господствовал в то время
на Украине и в Западной Европе. Такой
стиль в Москве называлея нарышкин-
ским стилем. Великий зодчий ХУШ века,
пенсионер Петербургской Академии Ху-
дожеств Баженов восхищался Москвой
и училея на памятниках нарышкинского
стиля — храме в Дубровицах и Сухарев-
ской башне.

Петр Первый задумал осуществить с0з-
дание Петербурга в короткий срок, и пер-
вые классические постройки в Иенинграде 4
были сделаны москвичами — архитенто- самоли, достигая монументальности 60-
рами и подрядчиками, Велико4еиный город   оружений, предназначенных для
на берегах красивой. широкой рекк был  листической жизни. Таким образом,
создан в течение только одного столе- превосходетво нашего строя со вееи оче-
тия. В облике этого города сочетались   видностью сказывается и в области гра-
вее три пластичееких искусства: архитек-   достроительства. Зарубежные архитекто-
тура, живопись, скульштура. Величайшие   ры силой вещей замкнуты в узко-индиви-
зодчие Растрелли, Кваренги, Камерон. Де- дуалистичеекие рамки, ва каждом шагу
лямот, Бренна — строители Петербурга зотречают непреодолимые препятствия в
работали с тем же пониманием ВКУСОВ   осуществлении своих проектов.
эусского народа, как п их предшествен-  `
vies B Hoses Они любили В на-  При строительстве городов мы долж-
род и природу России, сроднилиеь е ни- ны помнить 0 красоте вашей гархитек-
ми в своем творчестве настолько, что, не-  туры и бережно сохранять ee традиции.
емотря на свое иностранное происхожде- В проектировке новых городов He06-
ние, стали истинно русскими  архитек-  ходимо избежать стандарта, бездушных
торами Их псноряли широкий российский и холодных строений. которые делают го-
размах, глубокое содержание, которое рол обезличенным, скучным, а горо-
руеский народ вкладывал в вю архитек-  1, похожими друг на друга. Население
туру. м ae se к должно любить свой город за его своеоб-
временных г Г ; Janay
poe восстановления городов, постра-   РАЗНУЮ архитектуру, за красоту, зв yH00

ную планировку.

давних от войны.
* Подходя к планировке новых городов,
Немецкие захватчики превратили в раз-   необходимо учитывать и экономические
валины древнейшие памятники архитек- соображения — дома, полуразрушенные

лись на памятниках Рима, а римляне на
памятниках Треции, Tak и наши зод-
чие в настоящее время учатся на 3aMe-
YAT@IBHBIX TaAMATHHR?X русской архитек-
туры. Поняв и овладев мастерством ево-
их гениальных предшественников, OHH
создадут новые образцы русской архитек-
туры, которые проелавят нашу великую
родину. Только наш строй дает возмоя-
НОСТЬ архитекторам подчинять свой про-

основе

Как зодчие времен Возрождения учи-

екты градостроительства единому плану,
связывать строения в единые мощные ан-

социа-

городов, В живописных пригородах запла-
нированы постройки санаториев и домов
отдыха,

Архитектура — это своеобразно выра-
женное философское мировоззрение наро-
да. Творческие задачи советских зодчих
связаны не только с вопросами техники
архитектуры. но касаются самой сути на-
родной жизни, государственности и места

архитектуры в государстве. Зодчий —
строитель государства. руковолитель и
организатор быта населения, Создавая

прекрасный жилой дом, он должен пре-
дусмотреть все детали, которые помогли

зодчий должен любить свою родную
архитектуру, и, как великие музыканты
создавали свои произведения, используя
народный фольклор, народную музыку,
так и зодчий обязан знать природу стра-
ны, ее политическое устройство, тради-
ции, быт народа, для которого он создает
свои произведения.

Советские архитекторы за два года
работы по восстановлению разрушенных
немцами городов многого достигли, Орга-
низация восстановительных работ, раз-
носторонняя разработка вопросов нового
градостроительства подняли авторитет
советских архитекторов во многих стра-
нах. Целесообразность,  обдуманность
русской архитектуры; сооружение мноя:е-
ства зданий общественного назпачения
являютсл сейчас примером для других го-
сударств.

Большую роль играет главный архи-
тектор города. Дирижерекий взгляд глав-
ного архитектора Ленинграда зорко сле-
дит за расчиоткой города, готовя новые

`

обводнении городов, не имеющих водных

ждом городе проектируютея парки куль-

ры, дома инвалидов, а также прирезаются
опыта   площади с расчетом на рост населения

бы человеку удобно, хорошо жить. Нант

участки для застройки, где будут разби-
ты новые парки, скверы, Москва, меньше
пострадавшая от войны в своем жилищ-
ном фонде, приступила к проводке газа
из Саратова, озеленяет широкие магист-
рали, устраивает заповедники: на Ленин-
ских горах, в Останкине, в Измайлове.
Новая планировка не является только
сухой плановой схемой; новые планы
охватывают архитектуру городов 6 их
центральными районами, пригородами,
памятниками, железнодорожными узлами
и новыми портовыми сооружениями.

*

Архитектура нашей родины, многона-
циональной по населению, отличается
многообразием национальных форм.
(Стиль солнечного Узбекистана и других
республик Средней Азии, узорчат::2 моти-
вы Грузии, памятники Армении, суро-
вое величие древней Руси, классицизм
Ченинграда, — все это богатое наследие
нашло свое творческое отражение в с®в-
ременных работах архитекторов, Од-
ним из примеров нового архитектурного
захысла явится центральный район Ста-
линграда, который должен в своем обли-
ке выразить мощь и величие города-
героя. Великий Новгород будет восстано-
влен, будут сохранены его исторически
сложившиеся черты. Создается новый
административный центр co зданием
исполкома, строится театр, будут по-
ставлены памятники Ленину, Алек-
сандру Невскому, и эти памятняки по
своим масштабам не нарушат, а в еще
большей степени выявят ансамбль древ-
него города. Севастополь с его холмами,

синим морем, с архитектурой грандиоз-

ных общественных зданий, характерных
для прошлого Тавриды, превращается -B
военный портовый город. Москва, соз-
давшая лучшее в мире метро, с еще боль-
шим блеском нокажет красоту своих улиц
и площадей, На Москворецком мосту бу-
дут установлены бронзовые конные фи-
гуры, как символы победы над врагом.
Памятники героям и великим людям
будут установлены на расширенных пло-
шадях Москвы. Ленинграда. Сталинграда,
и в других городах СССР, На архитекто-
ров ложится славная и ответственная за-
дача создания армии строителей, которая,
подобно могущественной Красной Армии,
должна завоевать в строительстве новых
городов и селений мировое первенство.