ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СС
а git а

cP

ЧЕТВЕРГ, 6 СЕНТЯБРЯ 1945 г, № 210 (8820)

Де -

Харбин. Японские пушки и танки подготовлены для передачи представителям Красной Армии,

у

. Фото военного

корреспондента «Известий» А. Новикова.

„Минута молчания“

Разлив, разлив Ha дальневосточных
реках. Амур, Усвури, Сунгари вышли из
берегов. Сильные ливни в Маньчжурии
подняли уровень рек. Сунгари затопила
низкие земли, прилила к подножью со-
пок, в стенам глинобитных китайских
фанз, и нз многих маньчжуреких улоч-
ках теперь снуют легкие быстрые лодки,
причаливающие порою прямо к порогам
домов. Дожди, дожди, наводнение.

В Харбине говорят:

— Большая вода когда-то принесла
янонцее в Маньчжурию, теперь она уно-
сит их навсегда.

Когда на одном из первых кораблей
нашеге воздушного десанта я прибыл в
Харбин, в городе кишмя кишели япон-
цы. Еще бродили по городу отряды в9-
оруженных японских солдат, мчались
тупоносые японские военные грузовики,
сновали из квартала в квартал  низко-
рослые японские офицеры с непомерно
длинными саблями и громадными маузе-
ралхи на боку, еще маячили японские на-
блюдатели в толие возле «Яматло-Отеля»,
где остановились советекие офицеры из
группы генерала Шелахова, возглавляв-
шего первый воздушный десант на Хар-
бин. Еше шла глухая возня в кварталах,
где сосредоточены были японские дома
и казармы, еще раздавались по ночам вы-
стрелы из-за угла, еще не выветрилея из
Харбина чужой для города японекий дух.

Разлив советеких войск по городам,
селам и рекам Маньчжурии вытеснил са-
мурайский дух с освобожденной земли.
Вскоре в окрестностях Харбина появи-
лись первые наши пушки и танки. Ба-
тальоны нашей пехоты, колонны наших
машин «пробившихся ‘по бездорожью, че-
рез болота и сопки, по мостам, которые
не выдерживали тяжести наших машин и
рушились, преграждая путь бесконечным
колоннам. На реке Сунгари против Хар-
бина появились мониторы и бронекатеры
нашей Амурской флотилий. На аэродроме
стало тесно от самолетов с красными
звездами на плоскостях. Е

Больше не видно японских солдат в
Харбине: они обезоружены и заключены
в лагеря. Японские танки и пушки сда-
ны представителям Красной Армии.
Возле японеких складов с оружием стоят
советские часовые. Японскому террору
положен конец. Местные китайцы и рус-
ские теперь безбоязненно проходят мимо
здания янпонской жандармерии, мимо
японских казарм, мимо японской воен-
ной миссии. Никто не ударит китайца
палкой по голове за чепочтительно
смелый взгляд на японца, никто He плю-
нет китайцу в лицо за нарушение пра-
вил «великого Ниппон».

«Великий Hunmon> — так заставляли
здесь называть Японию. Все японское
провозглашалось великим — от япон-
ской богини Аматерасу до бамбуковой
палки жандарма. Дух Японии — «Ямато
Дамасии» должен был проникать веюду.
Наглость японских властей в Харбине
доходила до глупости: они пытались изо-

бражение богини Аматерасу поставить в
православных церквах для повлонения
духу Японии. В чести местных священ-
ников нужно оказать, что им удалось
отвести наглое требование, но знаменитая
«минута молчания» под страхом жесто-
кой расправы  соблюдалась  вееми. То
был обязательный обряд поклонения
японскому духу. В двенадцать часов дня
ежедневно во’ всех учреждениях, банках,
конторах присутетвовавшие без разли-
чия национальностей должны были по
приказанию старшего  вотать, следовал
возглас: «Поклон японскому и’ маньч-
журскому флагам», и все совершали
поклон. «Нолуоборот налево, поклон в сто-
рону резиденции японского императора!»
И снова вее кланялись. «Оборот напра-
во, поклон в сторону резиденции маньч-
журского императора». Следовал третий
поклон. Затем об’являлаеь «минута мол-
чания» в память «героев, погибших за
великую восточную Азию». И бухгалте-
ры, конторщики, лавочники, их клиенты
и случайные посетители в течение мину-
ты молчали, вытянувшиеь всем телом.
Та же церемония проводилась в начале
спектаклей, концертов, даже вечеринок в
частных домах. Из-за этого уважающие
себя люди старались опаздывать в на-
чалу спектаклей; совершая поклоны, лю-
ди боялись вотретитьея друг © другом
взглядами, чтобы не сгореть от схыда.

Вот что такое «минута молчания».

Минуты стыда и екрытого гнева.

На перекрестках людных улиц стояли
круглые деревянные или бетонные со-
оружения, вроде широких афишных
тумб. Сверху они проросли травой и ка-
зались своеобразными клумбами. Но в
этих массивных тумбах есть амбразуры
для пулеметов. Так японцы украшали
здешние города — пулеметными дотами.
на перекрестках, на базарах, в садах.
«Ямато Дамасии», дух Японии, утверждал
себя с помощью палки и пули.

В интеллигентных харбинских семьях
я встречал мужчин и женщин, рассказы-

вавших, как их били бамбуковыми палка-

ми. Они говорили почти запросто:

— Вы знаете, я тоже отведала бамбука!

Это вошло в быт. Японцы не знают, что
такое судебное следотвие. Следетвие они
заменяют пытками. В каждом жандарм-
ском участке Харбина была комната пы-
ток. Подозреваемого клали на спину, че-
рез ноздри и рот вливали в него воду, на-
качивали до полусмерти, затем принима-
лись бить бамбуком по раздувшемуся жи-
воту. Ни в чем неповинные люди или
сознавались в мифических преступлениях
или умирали. В обоих случаях японцы
чувствовали себя  удовлетворенными.
«Ямато Дамасии» торжествовал.

До войны многие из нас читали о таие-
ственном и непонятном для европейца
«духе Японии». 0 «Ямато Дамасии» на-
писаны целые фолианты. Теперь я увидел
японцев, многое оботоит значительно
проще, чем казалось на расстоянии. Bo
время боев на пути к Харбину наши бойцы,

(От специального военного
корреспондента «Известий»)

сопровождавшие обозы, ночью были обет-
реляны с сопок и поеле вылазки захвати-
ли одного из японских солдат. Он стоял
перед нами в свете фар и бормотал что-
то невразумительное. Лицо его не выра-
жало ничего. Когда его стали усаживать
в кабину, он повалился на землю и стал
кусаться. Шофер с прокушенным до кро-
ви пальцем дал ему затрещину, и тут про-
изошло нечто совсем уже дикое. Японец
присмирел и через минуту на ломаном
русском языке запел «Дубинушку».

— 9x, дубинушка, ухнем! орал ма-
ленький человечек с черными раскосыми
глазками.

На допросе он попросил есть. Вид у
него был жалкий. Он, видимо, давно голо-
дал, скитаясь в сопках. Наши офицеоы
обращались с ним мягко. Он совсем рас-
кис и под конец рассказал, что у него
пятеро детей, он хочет жить и война ему
совсем не нужна. Из любопытетва его

спросили о харакири. Он даже зашипел
от испуга и замотал головой:

— Жить! Жить!

Дух солдалчины и полицейщины вну-
шалея каждому японцу. Дух солдатчины
внушалея веками.

Пресловутый «Ямато Дамасии», саму-
райский дух выветрилея быстро под воз-
действием Красной Армии. Но следы его
‘еще остались. Я шел по китайскому рай-
ону в Харбине, оглушенный криками улич-
ных продавцов, когда послышались другие
крики. Стояла толна беспомощных китай-
цев—рикш, извозчиков, ломовиков. На
моих глазах происходило что-то страшное,
безобразное: Маньчжурекий жандарм, ра-
зозленный тем, что его не подвезли на
подводе, бил бамбуковой палкой по голове
китайца — своего сородича. Он бил его
наотмашь, со всей силой, на которую был
епособен, бил по соломенной шляпе воз-
чика, бил его лошадь палкой по глазам, и
кровь текла по лошадиной доброй морде,
и возчик боялся заслоняться от ударов: он
привык, что человек в японской форме
имеет право бить китайца. И толпа китай-
цев стояла вокруг, не емея вмешаться в
расправу жандарма © безропотным рик-
шей. Мы остановили раз’яренного поли-
цейского и сказали ему:

— Теперь никто не позволит
безоружного человека — японцев
пришла Красная Армия,

Й полицейский, низко поклонивигиеь,
опустил свой бамбук.

Кто-то из красноармейцев подошел к
избитому рикше и сказал:

— Говори, кричи, жалуйся. Отолько
лет молчал, теперь можешь говорить!

И китаец, вытирая рукой кровь с л0-
шадиной морды, что-то быстро и торопясь
заговорил, и вся толпа радостно загудела.

Кончилась «минута молчания». Япон-
ский дух выветрился. Пришла Красная
Армия. Пришел дух справедливости и
свободы.

бить
нет,

Евгений КРИГЕР.
МАНЬЧЖУРИЯ, 5 сентября.

Южнее пятидесятой параллели

В одну темную ночь передовые части
наших войск. расположенные вдоль госу-
дарственной границы на острове Сахалин,
перешли в наступление. Первые залпы
пушек, первые выстрелы автоматчиков
разбудили тишину глухой насторожив-
шейся тайги. Ночь была уже по-осеннему
темной, сырой. ° Ветер Охотского моря
швырял в лицо бойцам холодные брызги
дождя. Стояла обычная сахалинская пого-
да начала августа. Через две недели голов-
ной отряд танкистов и автоматчиков вы-
шел солнечным утром к южной оконечно-
сти Сахалина и занял порт Отомари. Бо-
лее четырехсот километров отделяют те-
перь нас от широкой просеки в тайге, обо-
значающей пятидесятую параллель, грани-
цу, разделявшую остров на две части, Гро-
мадные глыбы бетона на месте взорвая-
ных японских дотов возле Вотона. облом-
ки мостов, противотанковые рвы и. эскар-
пы, изуродованные японские пушки отме-
чают, словно вехи, пройденный нашими
войсками путь на юг, к заливу Терпения.

Мы лвигались с быстротой, которая ис-
ключала возможность подробного озна-
комдения с территорией. расположенной
южнее пятидесятой параллели. Некогда
было даже расспросить как следует плен-
ных и жителей, что представляет собой
эта земля. День и ночь войска были в пу-
ти. Их движение на юг не могли приоста-
новить остатки разбитых японских пол-
ков, и только теперь, когда наши
войска расположилиеь гарнизонами в
занятых городах и поселках, можно оки-
нуть взглядом весь этот возвращенный
родине кусок ее земли от пятидесятой
парахлели до мыса Тоторо.

Южная ‘часть Сахалина привлекала
японцев прежде всего как удобный плац-
дарм для нападения на Советский (03,
но не меньшее значение для Японии пред-
ставляли также лесные, угольные и рыо-

четверть
японцев было сосредоточено на’ разработ-
ке лесных массивов

димой в Японии.

ного шелка.

всем пути. Большую часть вылавливаемой
рыбы японцы перерабатывали в туковые
удобрения дая рисовых полей. применяя
и в рыбной промышленности те же хищ-
нические методы эксплоатации. что и в
лесных разработках. Японцы резко исто-
щили запасы рыбы. в особенности самых
ценных лососевых пород (кеты, горбуши).

ные богатотва этой части острова. Климат
здесь более благоприятный, чем на севере,
для развития сельского хозяйства. Горные
хребты тянутся двумя параллельными хи-
ниями вдоль восточного и западного бе-
регов острова. Между ними лежит узкая
Поронайская долина, а еще южнее Тойо-
харскал.

Однако сельским хозяйством в этих
плодородных долинах занята только одна
населения. Главное внимание

южного Сахалина.
Отсюда они получали 30 процентов веей
бумаги, 53 процента древесной массы и
около половины всей целлюлозы, произво-
На южном Сахалине
имеются девять крупных бумажных фаб-
рик. множество лесопильных заводов. за-
воды по выработке ° древесного спирта,
ацетона, уксусной кислоты и искусствен-

Сахалинская рыба занимала тоже не
последнее место в японской экономике.
15 процентов всей добываемой рыбы
японцы получали с южного Сахалина.
Вдоль берегов острова разбросаны десяг-
ки рыбачьих поселков. Когда едешь по
берегу от Сикуки до Отомари, едкий за-
пах вяленой рыбы сопровождает вас на

Стремление японцев т^скорее вычер-
пать из южного Сахалина все его природ-
ные богатства оказалось и на необычайно
быстром приросте населения. Характерно
при этом, что значительная часть пересе-
ленных на южный Сахалин японцев со-
стоит из резервистов. Япония деятельно

(От специального военного
корреспондента «Известий»)

подготавливала на отторгнутой от России
земле плацдарм для удара по Дальнему
Востоку.

Южная часть Сахалина заселена нерав-

номерно. В приграничных районах дерев-
ни и рыбачьи поселки разбросаны на де-
сятки километров друг от друга. Едешь
час, другой от поселка к поселку в глу-
хой тайге, но зато дороги ‘как-раз в этих
местах были в наилучшем состоянии. По
этим прочным, удобным дорогам японские
войска должны были двинуться на север.
Им пришлось двигаться в обратном на-
правлении. Дороги, проложенные в тайге
и по болотам, завалены разбитыми повоз-
ками и трупами японских солдат и офи-
церов, отступавших под ударами наших
BOUCK.

Южная оконечность острова заселена
болес плотно. Здесь расположены почти
все промышленные предприятия. Желез-
ная дорога соединяет города восточного
и частично западного побережья. С пер-
вого дня вступления наших войск в глав-
ный город южного Сахалина Тойохара
возобновилось движение поездов.

Вчера в вагоне поезда, вышедшего из
Отомари, я возвращалея в Тойохару с
группой наших офицеров. Поезд шел по
берегу залива Терпения, медленно огибая
отроги горного хребта Судзуя. В яркум
свете полуденного солнца живописные
берега южной части Сахалина казались
еще более красивыми. Мы залюбовались
расстилающейся перед нами картиной—
громадными скалами, нависающими над
дорогой, синими водами спокойного зали-
ва, укрытого горами, зеленью тополей и
берез. Капитан-танкист, сидевший у окна.
сказал:

— Богатый кусок земли вернули мы
родине.
И. ОСИПОВ.

САХАЛИН, Б сентября.

ICTY Mp

ЕРЕВАН`

Слава Красной Армии.

Бурную радость вызвала У колхозни-
ков Армении весть о победе над Японией.
Повеюду слышны восторженные возгла-
сы: «Славы Сталину, слава Красной
Армии!» В колхозе «Авангард» Торисско-
го района состоялся большой митинг. В
первом ряду перед трибуной заняли места
старшины колхоза, отцы и матери фрон-
товиков. С горячим словом выступил се-
мидесятилетний колхозник Григорий До-
‘лунц, отец четверых фронтовиков. r

— Мое старое сердце с каждой новой

Обращение товарища Сталина по радио
слушали Boe трудящиеся Урала. Возле
репродукторов на площадях и улицах
Свердловска стояли многочисленные слу-
шатели. Вечером повсюду царило веселье,
были слышны музыка и пеени.

На предприятиях и в учреждениях, в
колхозах проходят многолюдные митинги
рабочих, служащих, колхозников, на ко-
лорых обсуждается обращение товарища
Сталина. i

Много тысяч человек собралось на пло-

победой молодеет, а силы растут, —— й
сказал он. — В этом году я выработал   щади Первой пятилетки города Свердлов-
уже триста трудодней. До конца года   ска на общерайонный митинг трудящихея
постараюсь выработать еще сто трудо- Орджоникидзевского района. Здесь же, на

уральская боевая

площади, стояла грозная 0
артиллерийские

техника — самоходные
установки.
Лучшая стерженщица района Анна Се-
ливанова в своем выступлении говорит:
— Вместе со всем советским наро-
дом мы празднуем окончание второй
мировой войны и наступление мира во

дней, чтобы не отстать от сыновей-фрон-
ТовИкКоВ.

Старому колхозному  патриоту бурно
аплодируют. Затем слово дерет звеньевая
колхоза В. Бакунц.

— Мы все от души приветствуем того,
кто привел нашу страну к новой победе, —
приветствуем великого Сталина! — вос-
клицает она. — Кончилась война, нача-
лась мирная жизнь. Мы теперь не оела-
бим нашего трудового напряжения, бу-
дем работать еще энергичнее, чтобы на-
ша родина расцвела еще краше.

5 сентября. (По телефону
«Известий»). ;

oT KOPP-  В день, когда по радио выступил това-

рищ Сталин, на старейшем заводе страны
«Красное Сормово» работали мартенов-
цы. Бригада знатного сталевара Дмитрия
Федоровича ‘Егранова, обслуживавшая
третью печь, посадила в мартен очеред-
ную плавку. Из парткома в это время на
плошадку печи прибежал взволнованный
парторг.

— Товарищи, только-что по радио вы-
ступил товарищ Сталин, поздравил с побе-
you.

Парторг кратко рассказал сталеварам,
завальщикам, канавным 00 обращении
товарища Сталина, о капитуляции Япо-
HUM.

— Ну, друзья, — ‘обратилея бригадир
к рабочим, — надо нам на поздравление
товарища Сталина ответить делом.

Мартеновцы разошлись по своим мес-
там, и работа закипела с усиленной энер-
гией. Огромная радость, вызванная обра-
шением любимого вождя, воодушевила
людей, все работали, как никогда.

Вечером, когда стала собираться вто-
рая смена, в старом мартеновеком цехе
на стыке смен состоялея митинг.

Слово взял т. Егранов. Заблестевшими
от волнения глазами он окинул знакомую
площадь перед цехом, тесную толпу то-
варищей, ‹ которыми работал рука об
руку, и радостно воскликнул:

— С победой вас, друзья! Поздравле-
ние товарища Сталина обязывает нас ра-
„ботать еще лучше, работать для мира во
всем мире, работать не только для нашего

С удесятеренной силой
за работу!

Я отношусь к людям старого поколе-
ния. В моей памяти живо сохранились
воспоминания о русско-японекой войне
и о том горе, которое испытала тогда вея
страна в связи с поражением. Один из
виднейших генералов того времени —
азербайджанец Али Ага Шихлинекий в
своих мемуарах ярко воспроизводит с0-
бытия, предшествовавшие этому пораже-
нию. Вина лежала не на армии, & на без-
дарных руководителях. Хотя Россия вы-
нуждена была принять тяжелые условия
мира, но в душе никто не считал япон-
цев победителями.

В послеоктябрьский период японские
империалисты, воспользовавшиеь времен-
ной слабостью молодой советекой респуб-
лики, нагло вторглись в пределы Дальне-
го Востока. Янонцам был дан предмет-
ный урок. Их изгнали с советекой зем-
ли. Но, как и всякий агрессор, Япония
не посчиталась с этим уроком. Она про-
должала попытки осуществить свои за-
хватнические замыслы.

Когда после разгрома фашистской
Германии советское правительство при-
няло решение включиться в войну с Япо-
нией каждому стало ясно, что час рас-
платы” для японских самураев настал.
Наши войска стремительно продвигались
вперед, освобождая захваченные япон-
ским агрессором земли. Япония очути-
лась на краю катастрофы и, окруженная
с моря и суши нашими и союзными вой-
сками, вынуждена была капитулировать.

Весть 06 этом мы услыхали из уст на-
шего вождя, величайшего полководца Ге-
нералиссимуса Иосифа Виссарионовича
Сталина. И, слушая родной, любимый го-
106. мы мысленно обращались к вождю,
исполненные чувства беспредельной бла-
годарности.

Среди доблестных бойцов, одержав-
ших победу на Дальнем Востоке, есть и
сыны Азербайджана. В эти счастливые
дни, дни победы, мы шлем им горячие
поздравления.

Сейчас созданы все условия для мир-
ного развития ‘нашей социалистической
родины. Так за работу же! С удесятерен-
ной силой за работу! В новому расцвету
промышленности, сельского хозяйства и
культуры великого Советского Союза,
всех его республик и областей!

М. А. МИР-КАСИМОВ,

президент Академии наук Азербайл-
жанской ССР.

г. БАКУ. 5 сентябоя. (По телефону).

В просторном помещении сельского Oo-
вета становится шумно и многолюдно.
Первыми пришли девушки в KOMCOMOJb-
скими значками на груди. За ними — це-
лая ватага подростков и ребятишек. Сте-
пенно рассаживалются на лавочках колхоз-
ники и колхозницы.

Колхоз «Дружба» достойно вотретил
день всенародного торжества, победу над
Японией. Уборка идет к концу. На стаи-
щах достилается лен. Обмолот озимых за-
кончен. С государством и МТС колхоз по
поставкам ржи расечитался.

Но колхозники не пожелали проводить
день победы без дела. Работали все
три бригады. Народ пришел на ми-
тинг с молотьбы хлебов, расстила льна,
сбора овощей. В честь победы над Япо-
нией колхоз заверитил сегодня сев озимых
на площади 80 гектаров.

В красном углу торжественно разверну-
ли алое шелковое знамя, которое колхоз
завоевал успехами на весеннем севе и
уборке урожая, на столе поставили пыш-
ный букет огненно - красных и желтых

тгожданный мир
всего мира

СВЕРДЛОВСК

Клянёмся товарищу Сталину

ГОРЬКИЙ

всем мире. Четыре месяца тому назад на
этой самой площади мы © радостью отме-
чали капитуляцию фашистской Германии.
Теперь и Япония разделила судьбу Гер-
мании. Мы, труженики Урала, много сде-
Лали для победы на фронте. Сейчас все
свои силы отдадим для выполнения гяти-
летнего плана. :

Лучший стахановец ТЭЦ Уралмашзаво-
да тов. Полянекий заявил: -

— Великий вождь советского нароля
товарищ Сталин поздравил нас с победой.
Но, празднуя победу, мы все помним, что
немецкие оккупанты нанесли тяжелые
раны нашему народному хозяйству. И мы
клянемся товарищу Сталину сделать все
необходимое для того, чтобы в кратчай-
ший срок восстановить наше народное х9-
зяйство.

Под бурную овацию митинг принял при-
ветствие товарищу Сталину.

5 сентября. (По телефону от корр. «Из-
вестий»).

Стахановские вахты в честь победы

счастья, но и для счастья будущих поко-
лений.

Сегодня наша смена, воодушевленная
речью товарища Сталина, в честь победы
дала четыре тонны стали сверх плана.
Так мы обещаем работать и в будущем.
Сталью мы били врага, сталью будем по-
могать нашей родине и в мирное время.

Митинг закончился. На стахановскую
вахту в честь победы стала вторая сме-
на — бригады сталеваров Водопьянова и
Демачева, a утром стало известно, что
обе бригады перевыполнили задание и вы-
пустили около десяти тонн стали сверх
плана.

Так сормовичи отвечают родине и свое-
му вождю товарищу Сталину.

От мартеновцев не ототают коллекти-
вы других. цехов завода «Красное Сормо-
во». В фасонно-литейном цехе мастер
формовщиков тов. Груздев на митинге
дал обязательство выпустить в смену 80
опок и сентябрьскую программу закончить
досрочно,

Сегодня бригада тов. Груздева одержа-
qa свое слово — за смену она дала 84
опоки вместо 80, тем самым перекрыв все
существовавшие ранее рекорды на ма-
шинной формовке.

В новом сталелитейном цехе прекрас-
ных результатов добились бригады мз-
стеров т.т. Яганова, Дмитриева, перевы-
полнившие дневное задание на двадцать
процентов каждая.

вестий»).

‚ Праздник в колхозе ‚,Дружба“

Аграфена Крылова, — войне конец! Мне
56 лет. Но я не чую старости. Шла и буду
итти вместе с молодыми. Наша колхозная
жизнь будет цвесть, как эти цветы, — и
она указала рукой на пылающие георгины.

06 этом же — о жизни, которая будет
цвесть,-—говорил и председатель колхоза
Иван Петрович Платонов, седой, но креп-
кий старик, вырастивший для Красной
Армии шестерых сыновей.

— Советское правительство составляет
послевоенную пятилетку развития хозяй-
ства страны, — сказал он. — Давайте и
мы заглянем в будущее. Чтобы жить по-
сле войны зажиточно и культурно, все от-
раели должны у нас пойти в гору. Векоро-
сти колхоз получит от государства ферму
племенного скота. Пришло время разви-
вать и птицеводетво. Есть полный расчет
расширить колхозный огород до 15 гекта-
ров и разбить плодовый сад. Не все ряби-
ну есть. Надо, чтобы и яблоки были на
столе у колхозников. Электричество мы
провели, мотор купили. Дело теперь за ме-
ханизацией обмолота хлебов, мятья и

георгин, и митинг началея. С вообще-
нием о капитуляции Японии и обращении
товарища Сталина к народу выступил
председатель райисполкома тов. Шмелев.

Много было на митинге сказано жар-
ких, задушевных слов. Демобилизованный
Дмитрий Комолов, молодая колхозница,

ЯКУТСК .

Обязательетва колхозников

Радость, ликование бурным потоком
разливаются по необ’ятным просторам
Якутии. В самых отдаленных уголках
тайги и тундры люди слушали голос род-
ного Сталина, возвестившего о разгроме
Японии. Дальневосточный империалисти-
ческий хищник—Япония—покушалея на
свободу и счастье якутекого народа, за-
воеванные в Октябре.

Вот почему с таким под’емом отклик-
нулись на разгром Японии трудящиеся
Якутской АССР. Они решили ознамено-
вать победу повышением производитель-
ности труда. Уборка урожая победы уско-
ряется. Хлеб уже убран на две трети.

На собраниях и митингах в день все-
народного торжества по случаю победы
над Японией советские патриоты берут
обязательства помочь родине скорее за-
лечить нанесенные войною раны. Колхоз-
ники, колхозницы обязуются завершить
уборку урожая с полей в ближайшие де-

рушва Грошикова,

великому Сталину и воинам брасной Ар-

хозные ораторы с’ гордостью

мели даже в трудных условиях войны

вять дней и досрочно закончить постав-   ревню.

ки зерна государству. — Поздравляю вас, дорогие гражда-
5 сентября. (По телеграфу от корр.   Не, —сказала, низко поклонившиеь и при-

«Известий»).

мии, славным победителям, разгромившим   хозники артели «Дружба»
очаги мирового фашизма и агрессии. Кол-  честь победы над Японией в ближайшие
говорили,   дни завершить уборочные работы, че

2 › через
сколько хлеба, картофеля и других про- неделю полностью рассчитаться с госу-
дуктов дал колхоз «Дружба» фронту, как дарством по яровым
не жалел он сил и труда для победы, как   сверх плана четыре гектара ржи и допол-

всем миром подняли колхоз на ноги после   ни
7 1 тельно сдать государетв ве тонн
немцев, сделали передовым в районе и ©у-   огурцов. ие р

трепки льна. Приобретем круглую пилу и
драночный станок — будем со строймате-
риалами.

Председатель говорил 0 многом — о
строительстве новых животноводческих
построек, о подаче воды с помощью элек-
троэнергии на скотные и конные дворы, о

комсомольский вожак Анюта Львова, ста-  повышении урожаев путем известкования
Pa Wane : стахановец Андрей  почвы, о постройке избы-читальни, при-
еоров, бригадир Балагин — отец четы-   обретении автомашины, —0 всех заветных

рех офицеров, — каждый по-своему _ВЫ-   мечтах и планах, котодым суждено теперь,
разил свое горячее колхозное спасибо и по

свою безмерную любовь к отцу победы —   жизнь.

окончании войны, воплотиться В

Охваченные радостным под’емом, кол-
обязались В

зерновым,  засеять

День победы закончился в колхозе

электрифицировать и радиофицировать де-  «Дружба» массовым народным гуляньем.

Н. КАВСКАЯ,

соб. корр. «Известий»,
КОЛХОЗ «ДРУЖБА» Завидовского райс-

жав руку к сердцу, пожилая колхозница на Калининской области, Б сентября.

’ Свершени

Помню улицы города хмурые,

Злое небо десятых годов,

Всхлипы вальса «На сопках Маньчжурии»
В тишине постоялых дворов.

И рассказ, как заря над «Варягом»
Догорала в далеком краю,

На корме, под простреленным флагом,
Умирали матросы в бою.

Не сдаваясь, открывши кингстоны,
В грозный час «Стерегущий» тонул,
С Порт-Артурских высот опаленных
Сквозь года доносился к нам гул.

За туманной

г. ЛЕНИНГРАД.

е

Но взошло беззакатное солнце,
И под сенью советских знамен
Мы сполна отплатили японнам
За Цусиму давнишних времен.

Мы выходим со славой былинной
На простор океанских равнин,
Снова остров родной, соколиный
Стал до края весь наш — Сахалин,

Так свершаются времени сроки,
Выплывает наш флот молодой
На простор океанский, широкий,

Курильской грядой.
Виссарион САЯНОВ,