А. о а А

=“

‚6
г.

ЧЕТВЕРГ, 6 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 210 (8820)

УБОРКА УРОЖАЯ

И ХЛЕБОСДАЧА

Дорожить каждой минутой

Директор Петровской МТС тов. Рома-
ненко говорил председателям‘ сельсоветов
и колхозов, собравшимся в конторе стан-
ции:

—- Урожай у нас, вы знаете, отлич-
ный, погода установилась. Наш доаг —
убрать урожай, дорожа каждой мину-
той...

Бодро и уверенно лилась речь тов.
Романенко. Но вдруг раздался нетерие-
ливый голос с места:

— А почему комбайны стоят?

Директор замялея, развел руками...

— Почему стоят?.. Это я смогу ска-
зать, когда закончу изучение причин
плохой работы комбайнов.

Пока тов. Романенко в разгар убороч-
ной страды занят «иеследовательской»
работой, поглядим, что делается на кол-
хозных полях.

От пшеничного поля колхоза «Завое-
вания Октября» до эмтеэсовской усадь-
бы рукой подать. Комбайнер привел свою
машину в поле из мастерской, когда
хлеба дозревали. Он успел сделать толь-
ко один круг: комбайн вышел из строя.
С той поры прошли две недели. Поле по-
бурело, перезревшее зерно’, осыпается, а
комбайн все еще стоит.

В Петровекой МТС всего тридцать два,
комбайна. На поля вышли двадцать три,
3 работают восемнадцать. Убирается ими
за день не более девяноста гектаров, —
пными словами, производительность ком-
байна не выше выработки конной жатки.
Если надо заменить деталь, комбайнер
уводит машину в МТС, иногда на двое-
трое суток. Раз’ездными мастерскими
МТС не располагает—не удосужились
организовать их. Старший механик по
десять и более дней не бывает на отда-
ленных участках, где машины стоят в
бездействии с первых же дней выхода
в поле, например, на участках колхо-
за «Пятнадцать лет Октября».

По договорам с колхозами Петровекая
МТС обязана была убрать за две недели
восемь тысяч  гактаров хлеба. Прошли
уже три недели, как началась косовица,
3 комбайнами убрано чуть более одной
тысячи гектаров. Потеряно дорогое вуе-
Mf...
В колхозе имени Петровского агрега-
том из двух «еталинцев» убрано за пят-
надцать дней только 77 гектаров. Круп-
ный массив высокоурожайной пшеницы,
предназначенной для комбайнирования,
перезрел. На этом массиве почва покрыта
осыпавшимеся зерном так густо, как при
посеве. :

Уборочным планом МТС было предус-
мотрено использование семидесяти трех
жаток. Увы, половина жаток поныне
стоит возле кузниц, а производительноеть
работающих крайне незначительна. В кол-
хозах «Завоевания Октября», имени Ки-
рова и «Пятнадцать лет Октября» уби-
рают жатками в день по два— два с по-
ловиной гектара. ;

На полях и токах колхоза имени Киро-
ва в 9 часов утра ни души. По улице се-
ла волы медленно тянут жатку. Перед
закатом солнца они привезут ее в село.
Перерыв на 0бед и отдых длится два-
три часа. Можно ли при таких порядках
ожидать высокой выработки? `

‚Не лучше обслуживаются колхозы и
четырьмя другими машинно-тракторными
станциями Ак-Булакского района — са-
мого крупного зернового района в обла-
сти. Колхозники вырастили в этом году
на шестидесяти пяти тысячах гектаров
такой урожай, какой очень редко бывает
в здешних засушливых местах. Косить

начали еще в конце июля. Районные ру-
ководители считали, что при наличии
126 комбайнов, 270 лобогреек и многих
сотен ручных кос уборку удастся закон-
чить в 16—18 дней. Предполагалось к
концу августа обмолотить хлеб и выпол-
нить план хлебозаготовок. Но так как на
полях работает не более сорока — пятиде-
сяти комбайнов, далеко не все лобогрейки
пошли в ход, а вручную хлеб не косили
и не косят, то за все время в районе уб-
рана лишь треть урожая.

В первые дни уборки шли дожди. Все
в районе пеняли на плохую погоду. Вме-
сто четырех тысяч гектаров хлеба скаши-
вали в день около тысячи. Сейчас стоят
солнечные дни, но убирают так же мед-
ленно, каки в дождливую пору. В Сагар-
чинской МТС, например, восемнадцатью
комбайнами скашивают в день по 80—85
гектаров.

Плохая организация работы  комбай-
нами и простыми уборочными машинами
отражается, конечно, и на качестве убор-
ки. В колхозе «Завоевания Октября»
остается на полях в среднем ‘не менее де-
сяти-одиннадцати пудов неубранной пше-
ницы на гектаре. Высоко срезают хлеб
комбайнеры в колхозе «Пятнадцать лет
Октября». Там, где хлеб немного полег,
режущий аппарат комбайна проходит по-
верх колосьев. В поле остаются Hecpe-
занными густые гривы хлеба. Только из-
редка руководители колхозов и агрономы
принимают участки после уборки. Бес-
контрольность приводит к значительным
потерям зерна.

Между косовицей, молотьбой и вывоз-
кой хлеба на государственные пункты
образовалея большой разрыв. В коннах и
валках лежит хлеб, снятый с девяти ты-
сяч гектаров. Из массы хлеба, скошенно-
го простыми машинами с пятнадцати ты-
сяч гектаров, обмолочено менее десятой
доли. Молотьба затянулась, и поэто-
му колхозы сдали государству значитель-
но меньше хлеба, чем могли бы сдать.
Охинналцать колхозов к концу августа
еще не начинали хлебосдачи.

На открытых токах осело более двад-
цати тысяч центнеров зерна. В колхозе
«Врасный прогрессе» влажное зерно дол-
го лежало на току в ‘бунтах, начало со-
гревалься и чернеть. Медленно провуши-
вают влажный хлеб и в других колхо-
зах. Все это задерживает сдачу хлеба и
авансирование колхозников зерном ново-
го урожая.

15 августа председателю исполкома Ак-
Булакского райсовета тов. Лещенко
и заведующему райземотделом тов. Фе-
доренко было указано на совершенно не-
удовлетворительное руководство уборкой
урожая и сдачей хлеба государству. Но
и спустя десять дней ничего не изме-
нилось на полях Ак-Булакского района.
Никаких мер не принял исполком райсо-
вета, чтобы повысить активность сельсо-
ветов, депутатов на уборке.

Три недели уже убирают хлеб в Ак-
Булакоком районе. А сделано за это вре-
мя столько, сколько следовало сделать за
пять-шесть дней по планам и расчетам.
Такая  производительность колхозного
труда и машин явно. не выдерживает
критики. Необходим немедленный и ре-
шительный перелом. Это--прямая обязан-
ность руководителей района, прямой
долг колхозников и колхозниц.

Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

г. ЧКАЛОВ. (По телефону).

Памятник В. И. Ленину во Фоунзе

ФРУНЗЕ, 5 сентября. (По телегр. от соб.
корр.). Управление по делам архитектуры
при Совнаркоме Киргизской ССР утверди-
ло проект памятника В. И. Ленину. Памят-
ник намечено соорудить в центре города, на

Дзержинской улице. Скульптурная фигура
Ильича во весь рост будет установлена на
гранитном постаменте. Общая высота па-
мятника — шестнадцать метров. Автор про-
екта — архитектор Верюжский.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Велосипедный завод «Красная звезда»

Э. М. Ундике проверяет работу монтажника-комсомольца В. Анофриева.

выполняет норму на 150 процентов.

в Риге. Оборочный цех. Слева—начальник цеха
В. Анофриев

Фото Ф. Латыновой.

В Совнаркоме РСФСР

Подготовка работников искусств

Совет Народных Комиссаров РСФСР
принял постановление об улучшении рабо-
ты художественных, музыкальных и теат-
ральных учебных заведений. Совнарком
РСФСР обязг! Управление по делам ис-
кусств обратить особое внимание на уком-
плектование отделений и факультетов, где
готовятся оркестранты, дирижеры, режис-
серы, театральные художники, скульпторы,
искусствоведы. К 1 января 1946 года все
учебные заведения должны быть обеспе-
чены новыми программами, для учебного
репертуара должны быть в максимальной
мере использованы русская классическая
литература и музыка, народные песни и
произведения советских авторов.

При Свердловской и Саратовской кон-
серваториях решено организовать заочные

музыкально-педагогические курсы повыше-
ниЯ квалификации преподавателей музы-
кальных школ, Начиная с 1946 года, еже-

годно будут проводиться кустовые мето-
дические конференции преподавателей
учебных заведений, при семнадцати учеб-
ных заведениях создаются методические
кабинеты. В Москве, Ленинграде, Сарато-
ве и Свердловске ежегодно будут устраи-
ваться отчетные концерты, спектакли и
выставки работ учащихся музыкальных,
театральных и художественных учебных
заведений.

В предстоящем учебном году намечено
открыть пятнадцать новых детских музы-
кальных школ и десять детских художе-
ственных школ. Лучшие драматические и
художественные студии будут реорганизо-
ваны в училища. В музыкальных вузах и
училищах создаются ученические симфони-
ческие оркестры, оркестры народных ин-
струментов и хоры.

(ТАСС).

НА ТЕМЫ
ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

В невыгодном положении находятся жи- слушатели

тели городов и сел Азербайджана, ‹поль-

зующиеся радиотрансляционной сетью. Ба- ИкКаться.

кинская радиостанция отвела для. москов-

Вечером у репродуктора...

переживают вёселые минуты,

когда. репродуктор вдруг начинает за-

Впрочем, даже грамзаписью бакинская

ских передач самое ограниченное время. До  студия не слишком балует. Здесь больше

позднего вечера с небольшими перерывами   всего

любят’ поговорить — обстоятельно,

транслируется местная программа. Даже  длинно, скучно. Десятки раз включаешь и

оперативные сводки Совинформбюро и важ-
‚ные правительственные сообщения, как пра-.

вило, передаются с середины, в лучшем слу-

выключаешь репродуктор, — все тотже. го-

‘лос; все те же ‘интонации! j

Порой «разговорный жанр» уступает место

чае — с третьей и четвертой фразы, но толь- Так называемым композициям. Делаются они

ко не сначала. Художественные вечерние   ПРостейшим

передачи из Москвы почти никогда не до-
стигают ушей бакинцев в полном виде.
Вдруг в репродукторе раздастся ария Гре-
мина, — это значит, что московская радио-.
станция транслирует «Евгения Онегина». Не
первых сцен оперы так и He довелось
услышать. Дежурные бакинской радиостан-

способом: несколько общих
фраз— и соответствующая песенка или му-
зыкальный отрывок; снова десяток-другой
слов — за ними другая песенка. Иногда раз-
говаривают в два голоса. Внутренняя связь
в композиции чисто формальная, если она
вообще существует.

В. Азербайджане создан богатейший Ha-

ции в положенный час включают ‚Москву,   циональный музыкальный репертуар. Здесь
совершенно не интересуясь целостностью   есть талантливые композиторы, авторы сим-

впечатления. Будь то сборный концерт, или   фонических произведений,
симфония, или художественное чтение, — им   успехом на Закавказской декаде

пользовавшихся
музыки.

все равно, трансляция начинается с любого   Но бакинская радиостудия больше всего не

музыкального такта, с середины фразы.

В чем же тут дело? Быть может, вечер-
HAA программа местных передач столь пюл-
ноценна, что нет смысла прибегать к транс-
ляции московских станций, даже рискуя
пропускать важные сообщения? Добро бы
так! Чаше же всего бакинская радиостан-
ция пробавляется грамзанисью, при чем
ассортимент пластинок очень ограничен. От
частого употребления пластинки стерлись,—

терпит чего-нибудь нового. Одни и те же
исполнители, один и тот же репертуар изо
дня в день. Повидимому, здесь очень увере-
ны в высокохудожественных достоинствах
своей программы, если боятся пожертвовагь
хотя бы одним номером ради своевременной
передачи сводки Совинформбюро.

Я. ГИК,
: соб. корр. «Известий».
г. БАКУ.

с

Каждого приезжающего в Ленинград в
эти дни поражает размах  восста-
новительных работ. Многие здания в
строительных лесах. На толстых канатах
поднимаются вверх дощатые люльки шту-
катуров и маляров. Окралпиваются фасады,
восстанавливаются лепные украшения,
на месте разрушенных возводятся новые
дома, в окнах заменяется стеклом сослу-
жившая свою службу фанера.

Строительство идет на фабриках, заво-
дах, в школах, институтах, жилых домах.
Вот Невский проспект. Еще недавно. здесь
можно было встретить тяжелые следы
войны. Сквозь развалины. разбитого авиа-

бомбой дома № 68 виднелась как
бы висевшая в воздухе белая ка-
фельная печь. Из нижнего этажа

дома № 66 грозно смотрела амбразура
пулеметного гнезда. Повсюду можно было
встретить обжигающую сердце надпись:
«Граждане, при обстреле эта сторона
наиболее опасна». Сейчае Невский при-
обретает свой прежний вид. В солнечных
лучах ярко горит золотая игла Адмирал-
тейства.

С каждым днем все новые и новые зда-
ния освобождаются от строительных ле-
сов. Во время войны стены Строганов-
ского дворца, построенного знаменитым
Растрелли, были изуродованы осколками
снарядов. Теперь снова ласкают взор на-
рядные белые колонны, барельефы и леп-
ные украшения. Ленинградцы любуются
дворцом, точно видят его впервые.

Вы сходите со ступенек Московского
вокзала. Перед вами уютный, заполнен-
ный людьми, сквер. Его здесь раньше не
было. Сквер устроен руками трудящих-
о района нынешней вес-
ной.

Такие скверы и сады можно встретить
на Обводном канале, на Международном
проспекте, где раньше находился рынок,
й во многих других местах. А еще недав-
но здесь были только груды камней —
следы налетов вражеской авиации.

Дом № 78 по Затородному проспекту.
С его крыши к третьему этажу спускает-
ся на каналах люлька. В люльке — две
женщины, ведра с песком, алебастром,
красками. Большими маховыми кистями
женщины окрашивают стены. Они дейст-
вуют тах ловко и быстро, словно занима-
лись этим всю свою жизнь.

Но вот люлька спустилась совсем низко,
и мы знакомимся с фасадчицей Натальей
Александровной Ивановой. и ее помощни-
цей Верой Смирновой. Тов. Иванова рабо-
тала на матрацной фабрике, думала стать
мастером, но с началом войны записалась
в боевую дружину МИВО. После освобож-
дения города от блокады Иванова решила
не возвращаться на фабрику. Ленинграду
нужны были строители, и она стала обу-
чаться этому делу. Много потребовалось
терпения и сил, чтобы научиться хорошо
чувствовать себя в зыбкой люльке где-ни-
будь на высоте шестого этажа или пере-
бираться по карнизам дома! Но Иванова
стремилась помочь родному городу и ско-
ро стала отличным строителем. Она ра-
ботала в переулке Ильича, в комнатах,
где жил великий Ленин. Вюмнаты были
повреждены при .налетах немецкой
авиации, и женщина-патриотка всю ду-

Сегодня в Ленинграде.

шу вкладывала в евой восстановительный
труд. Теперь Н. А. Иванова——лучшая фа-
садчица Ленинграда.

В доме № 60 по улице Некрасова рабо-
тает женская бригада водопроводчиквв
Ефимовой. До 1942 года тов. Ефимова,
пожилая женщина, была домохозяйкой, &
теперь она — знатная водопроводчица. В
Дзержинском районе широкой  популяр-
ностью пользуется бригада штукатуров
Лины Ивановны Богдановой. Бригада от-
ремонтировала более ста домов. Сама Ли-
на Ивановна обучила своей профессии
тридцать девушек, и они уже работают
самостоятельно.

Оживленно в эти дни на площади у
Финтяндекого вокзала. На этой площади
в апреле 1917 года рабочие, солдаты и
матросы встречали возвратившегося из
‚эмиграции В. И. Ленина. Десятками рук
Владимир Ильич был поднят на стоявший
у вокзала броневик и произнес с него свою
историческую речь. В девятую годовщину
‘Октябрьской революции — 7 ноября 1926
года-—на площади у Финляндекого вокза-
ла был воздвигнут памятник.

Площадь эта в дни войны пострадала
при бомбежках,. и сейчас трудящиеся
Красногвардейского района своими сила-
ми благоустраивают ее, Она значительно
увеличивается и будет доходить до самой
Невы. Кругом появятся зеленые насаж-
дения. По решению исполкома Ленсовета
памятник Ильичу переносится ближе в
центру площади и будет обращен лицом
к Неве.

Восстановление родного города —
важнейшая забота всех трудящихся
Ленинграда. Недавно нам довелось по-

бывать в Менинградском хореографиче-
ском училище, воспитавшем немало ма-
стеров советекого балета. В кабинете за--
ведующего учебной частью обрашало на
себя внимание красное знамя строителей.

— Это награда за нап труд, — ска-
зала заведующая учебной частью.

В прошлом году, когда город особенно
остро нуждалея в квалифицированных
строителях, депутат Куйбышевского рай-
онного Совета, руководитель треста «(0-
юзникельоловопроект» тов. Гуков, инже-
нер по профессии, обучил коллектив сво-
их сотрудников строительному делу, и
все они стали работать на восстановлении
разрушенных домов.

Эта инициатива была широко подхва-
чена всеми трудящимися города. Восемь-
десят тысяч ленинградцев после корот-
кого обучения вышли на стройки в кз-
честве каменщиков, водопроводчиков, ма-
ляров, штукатуров.

Вместе со всеми обучались строитель-
ным слециальностям и преподаватели х9-
реографического училища. Они создали
свою бригаду штукатуров и завоевали в
соревновании ленинградских восстанови-
телей переходящее красное знамя испол-
вома Куйбышевского райсовета и райко-
ма ВЕП(б).

Героика восстановления, его пафос—
еще одна яркая страница в славной исто-
рии Ленинграда.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб. корр. «Известий».

г. ЛЕНИНГРАД. (По телефону).

Художественное обслуживание Красной Армии

Комитет по делам искусств при Совнар-
коме СССР. направляет лучшие хоровые
коллективы, фронтовые театры и ансамбля
в Чехословакию, Австрию, Болгарию и на
Дальний Восток для обслужизания нахсдя-
щихся там частей Красной Армия. Государ-
ственный хор русской песни под руководет-
вом А. Свешникова в составе ста двадцати
человек выезжает из Мозквы в середине
сентября. Государственный ансамбль народ-
ного танца СССР под рукозодством народ-
ного артиста республики Игоря Моисеева
будет выступать в городах Волгарин.

Для художественного обслуживания со-
ветских оккупационных частей в Германии
выедут филиал Камерного театра, музыкаль-
ный театр Всероссийского театрального об-
‘щества, бригада артистов театра имени Ста-
ниславского и Нёмировича-Данченко. В
Маньчжурию вылетает группа балетных ар-
тистов Большого театра—С. и А. Мессерер,
Фарманянц и другие. Туда же направляются
бригада мастеров цирка, коллектив арти-
CTOB Всесоюзного гастрольно-концертно-
го об’единения под руководством Петров-
ского.

На возрожоденных
нефбтепромыслах Кубани

т ооо
Не мешает кое-что вспомнить. Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ
Кубанские нефтепромыслы, которые Я

обычно называют майкопскими, в резуль- >
тате немецкой оккупации были совершен-/ чественной нефти. В 1944 году принято
но выведены из строя. Фронтовики, бой-  второе решение, —сюда снова были при-
цы славных дивизий Закавказского фрон- сланы и деньги, и автомашины, и мате-
та, ринувшихея с перевалов Кавказа в Риалы. Кубанская нефть шла теперь уже
лесистую Майкопщину и стремительно широким потоком.

освободивших ее, увидели. печальную кар- Партийные и советские организации
тину разрушения промыслов: останки сва- края правильно расценили общегосудар-
ленных вышек, заглохшие скважины, тру- ственное значение возрождения нефтепро-
бы нефтепроводов, выпрыгнувшие из зем” мыслов. Своей хорошей работой нефтяни-
ли и в последний раз захлебнувшиеся ки завоевали настоящий, деловой автори-
нефтью. тет. Казалось бы, не легко в царстве пше-

Кубанским нефтяникам пришлось фак- НИцы повернуть взоры к нефти. Но
тически не восстанавливать, а вновь 60- за нефтью пристально следят, нефтяни-
зидать. Ни одна прежняя скважина не  Кам помогают и в то же время настойчи-
могла быть пущена. Бурили вновь на из- В0. По-хозяиски треоуют с них. Добыча

не
вестных уже горизонтах и одновременно а Be Leas se
искали новую нефть. ae

да, достигнутая в результате подлинно ге-
Тяжелые условия 1943 года. Военные поического труда.
усилия страны особенно напряженны.

Сразу же, не дожидаясь сметных и eo

вании и зная, что стране тяжело. нефтя- а

ники Кубани принялись работать «спод- Кубанские нефтяники — люди пред-

ручным материалом». Разыскивали и ©0-  Приимчивые, энергичные, знающие и

бирали брошенные автомашины, зачастую   любящие свое дело. Отрадное впечат-
ление это подтверждается при 09-

взрываясь на минах, выдирали из блинда-
жей металл и бревна, из кусков «ешива-
ли» нефтепроводы, обеадные трубы, вы-
плетали из леса телефонную проволоку,
своими силами «лечили» разбитые KOM-
прессоры «Кларк», паровые котлы. То
был период жадной и напряженной ра-
боты.

В том же 1943 тоду  правитель-
ство отметило 060бую важность восста- и лесах Кавказа.
новления  нефтепромыслов Краснодар-  Но людям возродить промысла —
ского края. Страна пришла на 1п0-  мало. Они бьются вад тем, чтобы выйти
мощь крупными ассигнованиями и ма-  вперед, смело разведать и открыть новые
териально-техническим снабжением. Пер- горизонты, сделать свое хозяйство рента-
вое задание было с честью выполнено  бельней, выше по классу. Они побеждают
нефтяниками освобожденной Кубани. Про- в великом соревновании труда. На про-
мысла выдали первые партии высокока- мысле Хадыженнефть  завоевано ‹разу

лее близком знакомстве и с людьми,
й с промыслами. Начиная от начальника
об’единения инженера Сергея Николаеви-
ча Ятрова и кончая буровыми мастера-
ми Токмаковым, Кузнецовым или опера-
тором на тране Наташей Сергиенко ра-
ботают слаженно, добротно. Приятно на-
блюдаль, как весело, смекалието и друж-
но трудится промысловый народ в горах

три всесоюзных знамени. Как не поехать
на такой промысел!

_ Мы выехали из Краснодара на Пал-
ковскую, Саратовскую, Ключевую. Уха-
бами и выбоинами мы скакали километ-
ров пятьдесят, пока не выехали на ха-
дыженскую дорогу — отличную, гравий-
ную дорогу со свеже срезанными отко-
сами, новыми мостами, водосбросными
канавами, обшитыми дубом.

Дорога на Хадыжи — Апшеронскую ве-
дет к новым нефтеносным районам, лежа-
щим по ту и по другую сторону шоссе.
Здесь большое, круглосуточное движение
автомашин. Досадно только, что, сворачи-
вая с основной трассы на промысла, по-
падаешь на глухие дороги, наспех раечи-
щенные самими нефтяниками. Нужно,
очень нужно развивать внутрипромысло-
вые дороги. Пока это не решено, & мед-
лить с улучшением этих коротких, но
важных дорог, ни в коем случае нельзя.

Чем дальше углубляешься в горы, тем
больше ажурно сплетенных буровых вы-
шек, яснее слышится отдаленный, свер-
лящий гул роторов и треск мотопоми, ка-
чающих воду из речушек, спрятанных В
узких ущельях.

Поселки строгой планировки. Новые
дома, крытые щепой, заборы дубового
штакетника. Радующие взгляд новострой-
ки. Гусеничные тракторы тащат раскря-
жеванные вековые деревья туда, к верши-
не, где люди в спецовках песочного цвета,
похожие на солдат, срезают макушку
горы под буровую вышку. По крутой гаи-
ниетой дороге мы поднимаемся вверх и
застаем здесь управляющего трестом «Ха-
дыженнефть» И. Ф. Шутько вместе с на-
чальником конторы бурения А. Г. Стучи-
линым. Буровая будет работать паровой
энергией. Невдалеке монтируют серию па-
ровых котлов, похожих на обычные паро-

ВИКИ-МОлотилки, Только без колес. На го-

ре горят костры. На них раекаливают
стальные прутья, которыми прожигают B
дубовых кряжах монтировочные дыры, за-
меняя недостающие размеры больших бу-
равов.

Вышки обычно перетаскивают по но-
вому способу хэдыженцев, о чем расска-
жем ниже, а здесь строят новую вышку.
Начальник комбината делает ряд деловых
замечаний, но заметно старается не стес-
нять инициативу. Шутько, Стучилин И
Ятров разговаривают дружески, припоми-
нают, как начиналось восстановление.
«Здесь ничего, ничего не было, — гово-
рит Шутько, — все было старательно взо-
рвано, а скважины так замурованы, что
мы, вернувшись, уже не могли их
восстановить».

Ниже, у поселка Абузы, заканчивал бу-

рение мастер Константин Дуда. За пять

дней он пробурил семьсот пятьдесят мет-
ров при месячной норме в тысячу пять-
десят метров. .

Покинув Абузы, мы ехали промыслами
Кура-Цеце, Широкая балка. Асфальтовая
гора. Мы осматривали нефтяные районы,
дающие почти 90 процентов всей добычи.
Везде кипела жизнь, большая работа. Го-
ры и долины были наполнены неугомон-
ным шумом, какой-то лихорадочной дея-
тельностью. Везде люди, машины, стук
топоров, скрежет гусеничных передач
«челябинцев». На выбеленных стенах
лозунги: «Мы победили — выше добычу
нефти», «Лучше подготовимся к зиме»,

лежневой дороге, рос лес, перепутанный
кустарниками и с пугающим криком пере-
летали совы, единственным электриче-
ским огнем были фары нашей малины...

Под колесами вьется черной лентой
превосходная, без одного из’яна, битум-
ная дорога. Шуршала мелкогравийная
подеыпка. Огни от восстановленной Ап-
шеронекой электростанции горели Ha
строительстве большого механического за-
вода, первого завода такого типа в хо-
зяйстве Краснодарского нефтяного об’еди-
нения. Строительство шло по всем прави-
лам. Кирпичные, солидные заводские
корпуса, привычные глазу линии больших
окон-простенков, улицы между новыми
зданиями... ‘На заводе уже монтировали
станки. Если говорить о восстановлении,
то здесь оно кончалось, здесь строили
ВНОВЬ.

— Нефть такое дело, — говорит Ят-
ров, — люди должны все время копошить-
ся, трудиться, как муравьи. Нельзя ни на
минуту останавливаться, застывать. Надо
быть всегда в движении, либо. в поисках,
либо в освоении площадей. Если тихо и
не копошатея люди, — дурной признак.
Значит, иссякли недра, все должно оста-
новиться—и люди, и механизмы. Что де-
лать им тогда?

Он часто останавливает машину, осмат-
ривает новостройки, поругивает подряд-
ЧиКоВ.

— Никаких скидок, — говорит он, —
все должно быть по-довоенному.

По словам Ятрова, еще не вее готова,

«Работать так, чтобы товарищ Сталин, стройтрест № 3 затягивает сдачу об’ектов.

сказал нам спасибо».

Ночью мы спустились в долину, осве-
щенную сотнями электрических огней.
Мне напомнило это картину довоенного
Донбасса, поразившую когда-то меня.
В район Дебальцево мы, помню, долго
ехали от Ростова и вот ночью, подняв-
шись на гребень, вдруг увидели в долине
яркие огни. Как будто мы попали к рас-
крытому сейфу с драгоценностями. Свер-
кали поселки Донбасса, рудники, копи.

Он настойчиво требует подготовки к зиме.
В прошлую зиму промысла подошли к зи-
ме «в летнем платье», и добыча снизи-
лась.

Конечно, он, вероятно, прав, и строи-
тельство идет не так идеально, как того
хотелось бы. Но меня, свежего человека,
год тому назад видевшего везде печаль-
ные следы разрушений, сегодняшняя кар-
тина радует. Усилиями советских людей

Там это было красиво, щедро, но не уди- стираются страшные следы войны. Какая
вительно. Здесь же, в горах Кавказа, где  неистребимая, жизненная, созидательная
не так давно редкие машины прыгали на сила заложена в нашем народе!

8.

Промысел Широкая балка расположен
на высоко приподнятом плато, окружен-
ном живописными горами, покрытыми гу-
стой растительностью. Это самый мощный
промысел, дающий половину плановой до-
бычи нефти по всему об’единению «Ерас-
нодарнефть». В 1937 году здесь были
пробурены первые буровые, срезаны веко-
вые дубовые леса, выстроены поселок,
компрессорные станции. Широкая балка
оказалась как бы резервуаром нефтенос-
ных песков, оброшенных сюда в резуль-
тате космических сдвигов.

Промысел в войну был эвакуирован
(скважины забиты) группой нефтяников,
возглавляемых нынешним народным ко-
миссаром нефтяной промышленности Н. В.
Байбаковым. Немцы пробовали добывать
нефть. Партизаны-нефтяники, занявшие
окружные горы, не допустили взять хотя
бы килограмм горючего. Сейчас промысел
восстановлен. Работают вновь пробурен-
ные тридцать две скважины, компрессор-
ные станции, газораспределительный узел,
трапы, нефтепроводы.

В конторе бурения, в кабинете директо-
ра конторы А. Г. Стучилина стоят три пе-
реходящих красных знамени, завоеванных
буровиками «Хадыженнефти» во Bee-
союзном соревновании.

Вот переходящее знамя TRO, yupe-
жденное только в мае нынеленего года для
лучшей буровой конторы Союза. Знамя
сразу же было присуждено хадыженцам, и
до настоящего времени они не отдают
его.

Второе, бригадное знамя ВЦСПС и Нат-
комнефти завоевала лучшая бригада бу-
ровиков Советского Союза мастера Токма-
кова, которого в свое время Серго Орджо-
никидзе назвал богатырем бурения.

Третье знамя—ЦЕ ВЛЕСМ и Нарком-
нефти десять месяцев держит молодеж-
ная буровая бригада Николая Кузнецова,

Бурение — основа возрождения. Три
знамени буровикам на этом горно-леси-
стом плато Кавказа — факт знаменатель-
НЫЙ.

(Продолжение следует).