ЧЕТВЕРГ, 6 СЕНТЯБРЯ. 1945 г. № 210 (8820)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
ре ть о ть ея п тс ини

Речь де Голля по случаю 75-й годовщины
Французской республикиу

против решений последней, что в конце-кон-

Приветствия населения Румынии
правительству

Зарубежные отклики на обращение
товарища И. В. Сталина к народу

ПАРИЖ, 5 сентября. (ТАСС). Как сооб-

ВЕНА, 5 сентября. (ТАСС). Венские га-
зеты поместили на видном месте обраще-
ние товарища И. В. Сталина к народу.

В передовых статьях газеты заявляют,
что Об’единенные нации одержали полную
победу. Они выиграли не только сражения,
но и войну.

«Новая эра, — пишет газета «Нейес
эстеррейх», должна создать новый
мир, мир свободы, безопасности и справед-
ливости. Эти лозунги, за которые боролись
и несли жертвы великие державы, должны
стать живой действительностью. Подавле-
ние держав мрака было гигантской, почти
сверхчеловеческой задачей. Она разреше-
на лишь благодаря непоколебимому сотруд-
ничеству, построенному на взаимном до-
верии и совместных действиях Советского
Союза, Соединенных Штатов и Великобри-

Союз между СССР, США и Великобрита-
нией является солидным фундаментом, на
котором может быть построен мир буду-
щего».

«Эстеррейхише фольксштимме» отмеча-
ет: «Это была война между варварством и
цивилизацией. Поэтому, если мы теперь
действительно хотим готовить почву для
мирного восстановления, нужно уничто-
жить все, что осталось от варварства не-
мецкого фашизма. Все силы народов те-
перь направлены на мирное строительство
и мирный труд. Те страны, которые долж-
ны теперь искупить тягчайшую вину перед
прогрессивным человечеством и цивилиза-
цией, получают сейчас эту возможность.
Нам, австрийцам, при этом идут навстре-
чу. Мы ежедневно получаем новые доказа-

БУХАРЕСТ, 5 сентября. (ТАСС). По со-
общениям газет, в связи с празднованием
годовщины свержения правительства Анто-
неску на имя председателя совета мини-
стров д-ра Петре ‘Гроза поступили тысячи
приветственных телеграмм.

Жители деревни Кимпул Парулия в своей
телеграмме на имя премьер-министра пи-
шут: «Удовлетворенные тем, как`вы забо-
титесь о нуждах ‘страны, и в особенности
тем, как проводится ‘аграрная реформа, мы
требуем, чтобы ваше правление было как
можно более долгим на благо Румынии».

Жители города Ромын направили П. Гро-
за телеграмму, в которой говорится: «Мы
требуем неуклонно поддерживать руково-
димое вами правительство и разоблачать
преступную деятельность фашистов, легио-

неров, предателей, об’единившихся вокруг
Братиану и Маниу».

Население города Мойнешть, говорится
в другой телеграмме, собравшись 23 авгу-
ста, решило всеми силами поддерживать
правительство Петре Гроза в его _борьбе
за восстановление страны. «Мы требуем, —
заявляют подписавшие. телеграмму, —нака-
зания ‘реакционеров и ‹<аботажников, Ма-
нистов и братианистов и желаем прави-
тельству прогресса и процветания».

Аналогичные телеграммы получены на
имя премьер-министра из городов Дорохой,
Яссы, Браншюв, Клуж, Сибиу, Тимошюара,
Плоешти, Констанца, Калараш, Текуч и
десятков других, а также из сотен дере-
вень.

щаеф агентство Франс пресс, генерал де
Голль выступил вчера с речью по случаю
75-й годовщины со дня провозглашения рес-
публики.

«Через два дня после того, как капиту-
ляция Японии, последовавшая менее чем
через четыре месяца за капитуляцией Гер-
мании, положила конец огромному конф-
ликту на земле, — ‘сказал де Голль, — мы
празднуем сегодня победоносно и свободно
годовщину Третьей Республики. Третья Ре-
спублика! Рожденная после поражения
под Седаном и имевшая своей! задачей лик-
видировать причины, вызвавшие его, и ис-
править последствия, в течение долгого
времени она была полезной для ‚Франции,
ласковой к ее детям, даже славной в своей

деятельности, и в конце-концов она была

цов препятствовало проведению неотлож-
ных реформ, в частности в социальной об-
ласти. Наконец, состояние сомнения и за-
частую бессилия, в котором развивалась
деятельность исполнительной и законода-
тельной власти, создавало обстановку по-
литического волнения и соперничества меж-
ду политическими партиями, парламентски-
ми группами или деятелями, при которой
забывали 06 основных интересах страны.
Когда началась война, изношенность режи-
ма и необходимость преобразования его
были для всех очевидны. Но ужасные со-
бытия, при которых он рухнул, заставили
понять всех французов, что если бы родина
пережила несчастье, то следовало бы лю-

бой ценой принять другую систему, чтобы

возродить дух ясности и справедливости, не-

достаток которого чувствовался и который
является свойственным для республики.
Вот почему с 18 июня 1940 г., т.-е. с то-
го дня, когда началось французское сопро-
Республики Франция добилась успехов в тивление, было провозглашено, что если мы
области как внешней, так и внутренней по-  прогоним врага силой оружия, если Фран-
литики.   ` ция останется верной чести и борьбе, если

>   : 2
«Но, продолжал де Голль, — в Третьей  родина заранее отвергнет всякое посяга
тельство на ее независимость и на ее це-

тельства этого. Одновременно от нас тре-
буется обеспечить нашему новому госу-
дарству основы его независимости».

сметена несправедливой судьбой в период
временного поражения 1940 г.!»
Де Голль заявил, что в период Третьей

тании. Однако обеспечение междунарол-
ного мира будет также огромной задачей,
которая еще должна быть разрешена.

Открытие Временного Национального
Собрания Венгрии

БУДАПЕШТ, 5 сентября. (ТАСС). Сего-
дня в торжественной обстановке открылось
3-е заседание. Временного Национального
Собрания Венгрии. На открытии присут-

и всему советскому народу. Эти слова были
покрыты бурными аплодисментами и. крика-
ми! ‹ура».

Заявления Бириса на пресс - конференции
Собравшиеся депутаты национального соб-

ыли также — как можно это и
ВАШИНГТОН, 4 сентября. (ТАСС). Пе- ложения, будто На этот поет будет нат  ствовали председатель Союзной Контроль-  Рания послали приветственные телеграммы и то т оне ть о щерни, х новорой, слбловань
ред от’ездом в Лондон государственный   значен бывший член верховного суда Ро- ной Комиссии (СКК) в Венгрии Маршал  Генералиссимусу Сталину, Председателю функционирования. Поскольку эти пороки бы стремиться, являлись бы также возврат

у ane ; у ь
секретарь США Бирнс, выступая на пресс- бертс. Бирне в ответ заявил, что он’ Не Советского Союза К. Е. Ворошилов, поли-  Президиума Верховного Совета СССР не были излечены с самого начала, они  суверенитета народу, торжество принципов,

конференции, ответил на ряд вопросов  думает, чтобы Ачесон,. который недавно  тический советник Пушкин, руководящий  Калинину, президенту Трумэну, королю Ве- конце-концов перед войной к  На которых некогда наши отцы основывали
корреспондентов, касающихся различных   назначен послом в Таи, стал постоянным состав СКК, представители США и Англии ликобритании Георку и премьер - мини- я ee но пы   Гони ена, боле ance
тем. советником Макартура. Бирнс заявил, что  ; их политические советники; а также   Стру Эттли. Жедени Бела приветство- данно смертельными во время чрезвычай-  Ного девиза: свобода, равенство и братство;

Касаясь вопроса о южном Сахалине и
Курильских островах, Бирнс заявил, что
Советский Союз оккупировал эти острова
и Соединенные Штаты не возражали про-
тив позиции Советского Союза. Бирнс до-
бавил, что вопрос будет урегулирован.
Отвечая на вопрос, было ли достигнуто на
Потсдамской конференции соглашение по,
этому вопросу, Бирнс заявил, что не было
никаких разногласий.

Отвечая на вопрос, даст ли предложен-
ное в Париже соглашение относительно

постоянный советник будет назначен позд-
нее.

На вопросы представителей печати, как
отразится на применении атомной бомбы
создание организации Об’единенных на-
ций, Бирнс заявил, что атомная бомба на-
ходится в таком же положении, как лю-
бое другое орудие войны. Отвечая на во-
прое, в котором было высказано предпо-
ложение, что Совет безопасности может
потребовать установления контроля над
атомной бомбой, Бирнс заявил, что он не

представители Чехословакии и Югославии.

Открывая заседание, Жедени Бела обра-
тился к депутатам со вступительной речью,
в которой выразил искреннее чувство бла-
годарности тем народам и политическим
леятелям, которым Венгрия обязана своей
свободой. Особенно он подчеркнул велико-
душие Красной Армии. От имени всего вен-
герзского народа он выразил благодарность

Генералиссимусу Советского Союза Сталину

заседания.

вал присутствующих на заседании маршала
Ворошилова, политического советника Пуш-
кина и руководителей американских и ан-
глийских представительств.

После вступительной речи председателя
Временного Национального Собрания с от-
четным докладом о работе правительства
выступил премьер-министр Миклош Бела.

Его докладом закончился первый день

ной опасности 1940 г. Эти пороки известны
всем, и почти все их признают. Прежде все-
го в правительстве замечалось некоторое
неравновесие, которое придавало исполни-
тельной власти неустойчивый характер, ли-
шавший ее в значительной степени дей-

ственности и авторитета. Мы оказались
буквально в состоянии перманентного поли-
тического кризиса.

С другой стороны, избранная путем не-
прямого голосования верхняя палата, регу-

короче—торжество` республики. Но
временно было провозглашено, что респуб-
лика, которая должна быть восстановлена,
будет обновленной республикой, да, Четвер-
той Республикой!»

одно-

Далее де Голль сообщил, что во Франции

скоро состоятся всеобщие выборы и будет
проведен референдум по законопроекту об
организации
власти.

временной государственной

Де Голль призвал население Франции

голосовать за созыв учредительного собра-

Танжера возможность Бельгии, Португа-   желает обсуждать вопрос о Совете безо- Ат 4 : Эры: НЕТ лирующая роль которой по отношению к
4 . fs : й зак б
лии и Голландии вновь участвовать в уп- пасности, однако указал что право. вето Промышл CHEB € езд в Польше палате, избранной прямым голосованием,   ния и за правительственный т НЙ
равлении Танжером, Бирнс заявил, что он применимо к вооружениям. ВРОЦЛАВ, 4 сентября. (ТАСС). Закон- ные перспективы развития. Если на душу   бЫЛа, безусловно, необходимой, располагала организации временной улар
%@ может на это ответить, ибо только-что  : чил работу первый промышленный с’езд Г правом чрезмерно и бесконечно возражать! власти.
3:5 у >

населения в Польше приходилось горной
и промышленной продукции на 216 злотых,
то ныне в новых границах, при полном .ис-
пользовании полученного, этой продукции
на душу населения придется. на 423 злотых
по довоенным ценам. Годовая добыча угля

На вопрос, назначат ли Соединенные
Штаты посла в Аргентину на место Брэ-
дена, когда Брэден возвратится в Соеди-
ненные Штаты, Бирне ответил, что, как
он предполагает, это будет сделано.

получил сообщение о результатах конфе-
ренции в Париже.

В ответ на вопрос, принял ли государ-
ственный департамент решение OTHOCH-
тельно судьбы итальянских колоний, Бирнс

посвященный вопросам экономического ос-
воения и развития возвращенных западных
земель Польши.

В работе с’езда, на котором присутство-
вало более 1.000 делегатов и гостей, приня-

Перед выборами во Франции

ПАРИЖ, 5 сентября. (ТАСС). Как уже

бы довести до его сведения и до сведе-

указал, что правительство Соединенных Один из корреспондентов сказал, что.   ли участие члены польского правительства   может подняться до 100 миллионов тонн,   сообщалось, генерал де Голль отказался ния страны свои критические замечания и
Штатов имеет мнение по этому вопросу, как показывают сообщения из Японии,   Национального единства Мини, Ржимов- имеются возможности увеличения разра-  принять генерального секретаря Всеобщей свои предложения. Они вновь выражают
однако он считает неразумным сделать японский народ не осознал, что он проиг- ский, Керник, Домбровский, Матушевский  ботки железной, цинковых и оловянных   конфедерации труда (ВКТ) Жуо, чтобы  готовность обсуждать вместе с главой

какое-либо заявление перед встречей ми-
нистров иностранных дел в Лондоне.
Бирнс об’явил о назначении посла Сое-
диненных Штатов в Таи Джорджа Ачесо-
на исполняющим обязанности политиче-
ского советника при генерале Макартуре.
Один из корреспондентов указал, что за
последнее время высказывались преднпо-

рал войну. Корреспондент спросил, наме-
рен ли государственный департамент по-
казать факты японскому народу. Бирнс
ответил, что японское правительство пы-
тается смягчить удар поражения и что
японский народ, подобно немцам, осознает
поражение, когда будут пред’явлены усло-
вия оккупации.

правительства эти предложения при усло-
вии, что каждый сможет при полном зна-
нии вопроса взять на себя свою долю от-
ветственности».

То же агентство передает, что, высту-
пая по радио, секретарь ВКТ ч председа-
тель Национального совета сопротивления
Луи Сайян заявил: «Неужели нужно за-
быть, что именно по просьбе генерала де
Голля шесть членов Всеобщей конфедера-
ции труда примкнули к нему в Алжире,
чтобы заседать в Консультативной ‘ассамб-

и руководители отраслей промышленности,
торговли, снабжения. В качестве гостей
присутствовали советник посольства СССР
в Польше Яковлев и представители Красной
Армии, а также свыше сорока польских и
иностранных корреспондентов.

Открывая с’езд, заместитель министра
промышленности Руминский отметил, что
польский народ < величайшей радостью и
гордостью встретил возвращение. Польской
республике ее территорий на западе, 600
лет назад оторванных от родины немецки-

обсудить с последним, действовавшим по
поручению ВКТ и трех политических пар-
тий, вопросы, связанные с порядком выбо-
ров во ‘Франции. Де Голль мотивировал
свой отказ тем, что ВКТ не правомочна
обсуждать порядок выборов.

После этого Жуо созвал представите
лей партий, чтобы обсудить ответ ne Гол-
ля. Как передает агентство Франс пресс,
по окончании совещания было опубликова-
но коммюнике, в котором говорится:

«Лига. прав человека», партия радикалов,

руд, развития добычи кадмия, мышьяка, бе-
рилия, керамического сырья, различных ми-
нералов и т. д. Продукция. текстильной про-
мышленности может быть увеличена на 30
проц., шерстяной — на 60 проц., льняной —
на 250 проц., сахарной — на 60 проц., нВет-
ной металлургии — на 30 проц., металлур-
гической промышленности—на 40 проц., до-
быча благородных металлов — на 100 проц.
‚Минц указал,. что заселение территории
Польши на западе_ничего общего не имеет
ни с колонизацией, ни с захватом чужих зе-

о

Оккупация Японии
союзными войсками

Утверждение общеюгославской
избирательной комиссии

а ми захватчиками. В этом историческом. акте   мель. мы м оо bap лее?»

а - oem «именно представитель
м ео о ею. м вт о
В передаче радио Сан-Франциско говорит- ной С: -  поэтому ныне проявляет такой огромный   номического освоения западных земель. В   МОИ - : ВКТ в Национальном совете сопротивления

пер р р вор диум временной Народной Скупщины утвер ices : национальным конфедеральным комитетом
ся, что к 4 сентября союзные войска окку- дил союзную (общеюгославскую) избира-   ЭНТУзиазм в экономическом освоении этих ближайшие 12 месяцев для налаживания ВКТ против ответа главы временного пра- ®, Период подполья настаивал в, январе
пировали в Японии территорию в 900 кв.   тельную комиссию. Председателем комис-   ЗМель. ..  работы промышленности этих земель будет ее. генеральном ус pee арю ВКТ 1944 года на том, чтобы алжирский коми-
километров. Несмотря на шторм, свиреп- i Министр пропаганды и информации Ма-   израсходован 1 mapa. злотых. Предприятия   _..„  Тет рассматривался как временное прави-
« 7 сии назначен председатель верховного су- ь , Пять больших демократических организа Ф > ea Сайян
ствующий у побережья острова Хонсю тушевский, приветствуя с’езд, заявил, что будут укомплектованы рабочими и специа- /.”. т тельство Французской республики», Сайя
3 ‚  да Югославии Живко Иованович. В со- ; a : ций, решивших сохранять свою активную т BKT рав
американские войска продолжают направ- польский народ испытывает чувство. огром-  листами, ‚ переселенными из восточных и 66 потребовал предоставления права
= т став комиссии входят как представители Но ant Goaniokomy. Oi ранах О т солидарность в целях достижения щих участвовать в политических спорах. В за-

ляться в район Токио. Народного Фронта, так и оппозиционной   НОЙ. признательности к Советскому Союзу центр воеводств и подготовленными констати-

целей, определенных недавно,
руют, что они лишены возможности сде-
лать главе правительства свои критические

ключение Сайян сказал: «Каждый акт Все-
общей конфедерации труда совершается в

замечания и внести свои предложения от- ИНТересах нации. Никто не может оспари-
носительно избирательной системы, кото- вВать ее право интересоваться выборами,
рая не является ни справедливой, ни лой-  Она будет продолжать свою деятельность

зато, что он помог в возвращении запад;
ных польских земель родине. Из этой вой-
ны, говорит Матушевский, Польша вышла
более сильной политически и экономичес-
ки, и поэтому закрепление ее успехов зави-

Нанместе.. acs Beas ie ie: See

В’. прениях по докладам выступило свыше
20 человек и среди них директор Централь-
ного управления угольной промышленности

Топольский, ректор Горной академии в Кра-

демократической партии.

Английские войска вступили
в Сингапур

Бойкот выборов в Греции

Подав- кове

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает лондонское радио, сегодня утром
английские и индийские войска вступили
в Сингапур. Как известно, этот крупней-
ший порт и военно-морская база была
оставлена англичанами и ‘занята японцами
в феврале 1942 года.

Допрос Лаваля

ПАРИЖ, Б сентября. (ТАСС). Агентство
Франс пресс передает, что Лаваль был
допрошен относительно переговоров, кото-
рые он вел в ноябре 1940 года с немцами
по поводу выкупа последними акций фран-
цузской компании медных рудников в Бор
(Югославия). По этому поводу в свое вре-
мя циркулировали слухи о том, что Ла-
валь вместе с Абецом получил огромную
сумму. Лаваль признал это обвинение, за-
явив, что «невозможно было сопротивлять-
ся требованиям немцев» и что «выкуп был
разрешен Петэном».

АФИНЫ, 5 сентября. (ТАСС).
ляющее болышинство избирателей продол-
жает бойкотировать подготовляемые пра-
вительством выборы, отказываясь получать
избирательные книжки. Несмотря на: то, что
либеральная партия пересмотрела свою
позицию по отношению к предвыборным
мероприятиям Вулгариса и призвала всех
своих сторонников немедленно получить
избирательные книжки, в районах столицы
книжки получили лишь от 10 до 95 про-
центов избирателей, а в районах Пирея —
от 4 до 10 процентов. В связи с этим по-
следний срок получения избирательных
книжек в Афинах, Пирее и Салониках, ис-
текший вчера, был снова отодвинут на
10 дней.

Изменения в составе греческого
правительства

АФИНЫ, 5 сентября. (ТАСС). Мини-
стром снабжения Греции назначен Пара-
скевопулос, занимавший пост министра -Ha-
циональной экономики в нынешнем каби-
нете. На его старый пост назначен Аври-
кис.

сит от того, как быстро и эффективно будут
заселены западные земли и, использованы
их хозяйственные возможности.
Уполномоченный оперативной группы ми-
нистерства промышленности Вислицкий до-
ложил, что в течение нескольких месяцев
на западных землях введено в действие и
подготовлено к эксплоатации около двух
тысяч металлургических, металлообрабаты-
вающих, угольных, химических, электротех-
нических и других предприятий, на кото-
рых занято уже свыше 40 тысяч рабочих.
На второй день работы на с’езд прибыл
президент Крайовой Рады Народовой Бе-
рут. Приветствуя с’езд, президент сказал,
что «польская мысль и польская экономи-
ческая инициатива должны как можно ско-
рее проявить себя на этих землях, чтобы на
них расцвела новая экономика». От резуль-
тата вашей работы, сказал Берут, от того,
как скоро будет восстановлена наша страна
и как скоро Польша выйдет на дорогу ин-
дустриализации, будет зависеть также и от-
ношение мира к нам, наша роль в Европе.
Затем слово было предоставлено минист-
ру промышленности Минцу.
У Польши, сказал Минц, имеются завид-

прекрасной Силезии президента . Польской
как эти земли навсегда связать с Польшей,
и мечтать».

доклад директора. департамента кадров ми-
нистерства

профессор. Гертель,
польских ремесленников Котлярчик, ректор
Вроцлавского. университета Лория, руково-
дители текстильной и сахарной промышлен-
ности, транспортных организаций и др.
С’езд с большим вниманием выслушал
выступление уполномоченного по портам
инженера Квятковского, бывшего премьер-
министра в довоенной Польше. «Если мы
посмотрим в глаза истории, — заявил Квят-
ковский,—то должны будем сказать, что та
группа людей, которая начала нисать новую
историю. в Люблине, стояла ‘тогда’ перед
лицом гигантских препятствий. и должна
была преодолеть колоссальные трудности.
В. течение нескольких месяцев до сегод-
няшнего дня, когда мы встречаем на земле

представитель

республики и министров и думаем о том,
совершилось чудо, о котором мы не могли

В конце своей работы с’езд заслушал

промышленности Яна

Помор-
ского 06 обеспечении кадрами

западной

польской промышленности.

яльной. В виду этого они решили отпра- и миссию в защиту свободы
вить главе правительства меморандум, что-   тии».

Передача итальянских заводов «ФИАТ»

РИМ, 5 сентября. (ТАСС). Большинство   эксплоатация заводов
римских газет
«Интернейшенл Ньюс Сервис» о том, что рал Моторс».

опубликовало сообщение

и  демокра-

в эксплоатацию американской фирме

«Фиат» в Турине
поручена американской компании «Джене-

Суд над Квислингом

редает агентство Рейтер, сегодня в Осло

возобновился процессе Квислинга. На суде
было оглашено письмо д-ра Лео Эйтинге-
ра, в котором говорится, что Квислинг по-
винен в высылках норвежских подданных-
евреев в известный гитлеровский концен-
трационный лагерь в Освенциме.

Затем был допрошен свидетель защиты
Ульман, который пытался об’яснить деяния

Квислинга  «неуравновешенностью  рас-
судка».
После допроса Ульмана выступил с

речью защитник подсудимого Берг.

На международные темы

Подписанием акта японской капитуля-
ции завершилась вторая мировая война.
Первое ее пламя вырвалось там, где она
закончилась: в 1931 г. Япония захватила,
Маньчжурию. Последующие годы были
отмечены попытками разжечь войну на
всех материках. В 1936 г. огонь бушевал
в Абиссинии, в 1987—38 г.г. — в Иепа-
нии; в 1989 г. гитлеровская Германия
подожгла Европу, в 1941 г. она напала
на Советский Союз, и в том же году Япо-
ния напала на Соединенные Штаты Аме-
рики и Великобританию. Германия на за-
паде и Япония на востоке развязали вто-
рую мировую войну, поставили человече-
ство и его цивилизацию на край гибели.
Ныне оба очага мирового фашизма и ми-
ровой агрессии ликвидированы силами
06’единенных наций. 2 сентября 1945 г.
вошло в историю, как дата великого тор-
жества справедливости. Наступил долго-
жданный мир для народов всего мира.
Оружие умолкло, уступив. место разуму
народов, завоевавших условия, необходи-
мые для мира во всем мире.

Союзные армии и флоты довершалт дело
победы уже не в качестве сражающихся, &
оккупационных армий. Американские вой-
oka высаживаются на территории Японии.
Всюду, где пытался утвердиться японский
империализм, поднимается флаг союзных
держав-победительниц. Велед за общей
капитуляцией Японии происходит частная
папитуляция отдельных японских армий
во всех пунктах обширного тихоокеан-
ского театра. Сегодня, 6 сентября, япон-
ское командование подпишет акт капиту-
ляции перед Витаем — страной, которая
восемь лет вела непрерывную националь-
но-освободительную войну против япон-
ских захватчиков. Китайские войска вер-
нулись в Нанкин, Кантон, китайский флаг
развевается на освобожденных китайских

землях, Все эти события являются сей-
час простым и стремительным результа-
тем капитуляции Японии, — акта, кото-
рый английская «Таймс» характеризует
как «новую эру в жизни Дальнего Вос-
тока».

Иидеры главных стран 0б’единенных
наций выступили CO знаменательными
речами, возвещающими наступление дол-
гожданного мира. Среди общего торжест-
ва четко прозвучал голос великой побед-
ной советской державы, к которому при-
слушивалея мир. Обращение товарища
Сталина к советскому народу вызвало
широкие отклики во всех странах. Наш
варод смыл черное пятно поражения рус-
ских войск в войне 1904—05 гг., и те-
перь, как признает, например, га-
sera <Стокгольме тиднинген», «победа
новой России обеспечила ей такое поло-
жение, которого не смогла достигнуть
прежняя Россия». Шведекая газета «Эке-
прессен» отмечает, что возвращение Ку-
рильских островов и Южного Сахалина
«делает Охотское море русским внутрен-
ним морем. Россия приобретает стратеги-
чески весьма ценные позиции обороны
на Тихом океане... Россия еще больше
укрепила свое положение и подчеркнула
свою волю в этой части света всеми сред-
ствами оборонять свою позицию великой
державы».

Наступление мира несет новую надеж-
ду всем народам. Однако зэдачи демо-
кратии серьезны и ответственны. Много
внимания и терпения потребуется для того,
чтобы установить демократический режим
в Японии и привлечь к суровой  ответ-
ственности виновников войны, которые
ныне маневрируют и пытаются ири-
крыться  пеевдодемократическими фра-

зами. Для этого понадобится выкор-
чевать корни японского империализма.
Наряду с этим решающую роль будет
играть укрепление демократического’ по-
рядка в странах азиатекого материка, в
первую‘ очередь в Китае, Bor почему

тических сил Китая, в частности, пе-
реговоры между Чан _Кай-ши и Мао Цзе-
лунем привлекают внимание всей мировой
общественности.

Лондонская «Дейли телеграф», подводя
итоги законченной войне, пишет, что мир
не восстанавливаетея по мановению вол-
шебной палочки. «Дело послевоенной ре-
конструкции будет длительным и тяже-
лым». Это относитея как к Востоку, так
и к Западу. Наступление мира застает

народы в многочисленных заботах. Шо-
следетвия войны очень тяжелы. Люди хо-
тят знать, что купленный дорогой ‘ценой
мир будет справедливым и прочным. Наде-
жды человечества обращены к коалиции
великих держав, обеспечившей победу в
войне. Уже во время войны эта коалиция,
сплотившая вокруг себя 0б’единенные
наций, создала инструмент для организа-
ции мира. Она оказалась дальновидной и
действенной в решении главных проблем
послевоенного устройства. В ближайшие
дни в Лондоне начнет свои работы Совет
министров иностранных дел пяти главных
держав, созданный на Берлинской конфе-
ренции. «Эта встреча, — пишет «Санди
таймс», — будет уступать по значению
только встречам «Большой тройки».
Первоочередной задачей Совета будет
подготовка мирных договоров для Итални,
Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румы-
нии; Совет должен будет разработать так-
же решение территориальных _ вопросов.
Английские и американские газеты пола-
гают, что «существует много других во-
просов, представляющих непосредетвен-

НЫЙ интерес и имеющих крупное значе-

стремление к консолидации всех демокра-  .

ние, которые, наверное, будут фигуриро-
валь в повестке дня». Французский обо-
зревалель . 0зеф Пастер предполагает,
что, несмотря на то, что «придется прео-
долеть большие трудности», конференция
пройдет под знаком взаимного доверия.
На прошедшей — неделе’ профес-
сиональные пессимисты снова оскан-
далились, на этот раз по вопросу о Тан-
жере. Как известно, в связи с этим вопро-
сом было высказано в печати немало
жалких слов, ‘особенно по поводу совет-
ского заявления, что вопрос о Танжере
должен быть рассмотрен с участием С0-
ветекого Союза. И что же?. СССР, как и
США, был приглашен на конференцию
по вопросу о восстановлении междуна-
родного ‘режима в Танжере, и сейчас
франкистская. . Испания,  нарушившая
Танжерский статут, поставлена перед ли-
цом совместного соглашения предетави-
телей правительств четырех держав. Тан-
жерский статут 1923 года существовал
до 14 июня 1940 г., когда Франко, бу-
дучи уверенным в победе стран оси, на-
рушил этот статут, захватил международ-
ную зону Танжера и об’явил ee частью

протектората Испании. Ныне Танжер-
екий статут должен быть  восста-
HOBICH, испанские войска выведены
из танжерской зоны. Через  полго-

да заинтересованные державы соберутся
на конференцию, чтобы определить новый
статут Танжера в соответствии с изменив-
шимися условиями.

Соглашение о Танжере является новым
примером успешного решения послевоен-
ных проблем в интересах всёх заинтере-
сованных наций. Соглашение о Танжере
наносит новый удар по фашистскому ре-
жиму Франко, изобличая его, как захвалт-
чика и сообщника гитлеровской Герма-
нии, притом в такой момент, когда
Франко прилагает отчаянные усилия спа-
оти евой режим. .

После известной

квалификации ре-

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6 Пушкинская площадь, 5.
Советского строительства—К 3-98-77; Пропаганды—К 5-23-20; Литературы ин искусства—К 0-51-27;

Б 15586.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова. Пушкинская площадь, 5

Иностранного — К 3-91-08;

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25 17: Военного—
Писем — К 3-75-17;

Художественного — К 5-36-53. Издател

жима Франко на Берлинской конфе-
ренции последний гитлеровский сател-
лит пустился во вее тяжкие, проявляя
чудеса изворотливости и хитроумия ради
собственного спасения. К какому только
маскараду ни прибегал неразборчивый в
средствах генерал от фаланги, с кем
только ни заигрывал, кому только ни
расточат обещания, заверения, улыбки!
Газета «Обсервер» сообщает о «послед-
ней любви» Франко — к претенденту на
испанский престол дон-Хуану. Франко
готов пойти на соглашение со всяким, кто
гарантирует ему прежде всего. «Личную
неприкосновенность» и затем и особый
«статут». Заигрывания Франко не веег-
да осталютея безответными, даже в среде
искушенных политиков. Однако все мень-

Выдающаяся

победа
(К шахматному радиоматчу СССР-США)

Результат шахматного радиоматча между
командами СССР и США явился для меня
некоторой неожиданностью. И дело вовсе
не в том, что советская сторона добилась
победы, хотя шансы обеих сторон счита-
лись равными. Дело в том, что превосход-
ство команды СССР сказалось таким боль-
шим.

Прекрасный старт своей команде дал
Михаил Ботвинник. Быстрой победой в
обоих турах матча на первой доске он под-
твердил свое право претендовать на звание
чемпиона мира по шахматам. Следует иметь
в виду, что двухкратная победа была до-
стигнута Ботвинником над Арнольдом
Денкером, который недавно выиграл чем:
пионат США с рекордным результатом.

Партия Ботвинника в первом туре — за-
мечательный пример глубоко продуманной
стратегии.

В равной степени надо отдать должное
игре Василия Смыслова и Болеславского,
которые взяли верх над противниками с
международной репутацией. Победа Смыс-
лова`в первом туре была добыта в уверен-
ном стиле и показала с лучней стороны
его законченное мастерство, его знание
всех сложностей испанской партии.

Болеславский и Файн дали, быть может,
наилучшие партии турнира. После трудной
ничьей в первом туре Болеславский добился

ше и меньше шансов остается для еохра-
нения фашистекого режима где-либо в
послевоенной Европе. Решение о Тан-
жере, пред’явленное Франко, выбивает

выдающейся победы во втором и подтвер-
дил свое право на звание гроссмейстера.
Следует также отметить хорошую игру
Макогонова в первом туре, дуэль между
Флором и Горовицем, две победы Котова

еще один камень из-под ног дикта-
тора, пришедшего к власти на штыках
Гитлера и Муссолини. Оно соответетвует
духу Берлинской конференции и в этом
смыеле является обнадеживающим пред-
дверием к предотоящим совещаниям пя-
ти министров в Тондоне.

На пороге нового периода мира наро-
ды видят, что великая коалиция победи-
телей является силой, способной успеш-
но справляться с трудностями послевоен-
ного устройства. Условия, необходимые
для мира во всем мире,” завоеваны.
Нужно реализовать эти условия в инте-
ресах всех миролюбивых народов. 05’-
единенные нации создали для этого свою
международную организацию, устав кото-
рои `ратифицирован уже главнейшими
странами. В недалеком будущем и ‘этэт
инструмент мира будет введен в действие.
Несмотря на многие трудности, стоящие
на пути закрепления справедливого мира,
он-создан и будет упрочен усилиями вели-

{ 5-68-59 и K 3-39-70; Информа пионного—К 4

ких победивших народов.
НАБЛЮДАТЕЛЬ.

-7 2-37: Экономического—К 5-58-85 и
ъетво — К 1-42-86

K 4-75-06. Приём об явлений в Москве—

над. Кэждэном и успешный дебют в между-

народных соревнованиях самого молодого
советского шахматного мастера — Бронш-
тейна.

Успешное проведение матча—триумф ор.
ганизованности. Почти по четыреста ходо

в одну сторону понадобилось передать в
первый и третий дни матча. Это оказалоь
возможным только благодаря умению се
кундантов и операторов.

Мой американский коллега мистер Эдуард
Фрай и я, а также наши помолщники поль:
зуемся случаем выразить благодарность
i Зубареву, советскому представителю в
судейской коллегии, и г. Герману, капитану
команды СССР, за то, что они сделали наши
обязанности легкими и приятными,

Ч. Г. ГИФФОРД,

британский ’ представитель в судей-
ской коллегии радиоматча.

NT

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

мы ый
К 3-16-08; Сельского хозяйства—К 5-76-17;

К 5-14-38, в Ленинграде—36-78.