ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

От московских писателей
Генералиссимусу Советскою Союза

И. В. СТАЛИНУ

Доротой Иобиф Виссарионович!

Советские писатели с чувотвом глубо-
кой радости слушали Вашу историческую
речь, возвестившую народу © полном
военном разгроме японского империализ-
ма и наступлении мира для народов всего
мира. 1 2

Героическая Красная Армия и совет-
ский народ, руководимые великим вож-
дем, гениальным полководцем Генералис-
cumycom -Советского Союза товарищем
Сталиным, обеспечили этот  долгождан-
ный мир. Победоносно завершена война,
затеянная кровавыми агрессорами. Наша
Родина избавлена от угрозы немецкого
нашествия на Западе и японского нашэ-
ствия на Востоке. Спасена мировая циви-
лизация, Сокрушены, повержены в прах
разбойничья планы немецких и японских
империалистов, мечтавших поработить

человечество, погрузить его во мрак сред-
невековья, варварства.

Много ущерба причинили нашей Роди-
не японские хищники. Пользуясь сла-
бостью царской России, сорок лет тому
назад кичливые самураи напахи на нашу
Родину, захватили русские земли. Совег-
ский народ навссгда смыл черное пятно
поражения, понесенного царской Россией,
Советский народ, воспитанный Вами, то-
варищ Сталин, возвеличил в веках бес-
смертную славу русского оружия.

В тяжелые годы войны с немецким фа-
шизмом наш народ с беззаветным героиз-
MOM отдавал все свои силы ‘делу священ-
ной, справедливой борьбы и уверенно
смотрел в будущее. В единении народа с
вождем крепла эта уверенность. «Мы по-
бедим», — говорили миллионы советских
людей, ибо «наше дело правое», ибо нами

повседневно руководит великий Сталин. И

сейчас, когда каждый из нас может ска-
зать: «Мы победили», Ваше имя у всех
на устах: Оно зовет нас к новым и новым
величественным подвигам на поприще
труда и культуры. Под Вашим руковод-
ством советский народ будет залечивать
раны, нанесенные нашей стране войной,
осуществлять грандиозные  програмиы
строительства на благо нашей Родины. ©
гордостью, восхищением и благодарностью
обращены к Вам, Иосиф Виссарионович,
взоры сынов наней славной Советской
Родины, взоры всех передовых людей
земного шала.

Пусть живет и здравствует долгие годы
на счастье советского народа наш вехи-
кий вождь родной Иосиф Виссарионович
Сталин!

Президиум собрания
московских писателей.

Город контрастов

Европа и Азия тесно переменали в Хар-
бине свои улицы, дома, наряды, яства,
обычаи и своих людей, буддийские храмы
и православные церкви, современные оте-
ли и вонючие, чудовищно грязные ноч-
лежки, где китайская беднота спит впо-
валку на цыновках. Ваморка часовщита
и в той же каморке стоит зубоврачебное
кресло с бор-машиной и человеческими
челюстями на витрине здесь лечат зубы
и починяют часы.

На улицах — автомобили и рикии,
трамваи и громадные  подводы — плат-
формы в роде тех, какие употребляются
у нас для перевозки пивных бочек. Здесь
эти подводы используют, как своего рода
автобусы. Возчик-китаец долго выкрики-
вает свой маршрут на китайском базаре,
пока не наберет полную платформу пас-
сажиров. сидящих тесно, бок-0-бок, опи-
на к спине, свесив ноги или на корточ-
ках, так что самой подводы уже не вид-
но, сплошные человеческие тела, голо-
вы, руки, ноги, — и телега-автобус тро-
гается в ПУТЬ.

Большинство китайцев до сих пор
предпочитает ездить на рикшах. Рики в
китайской части города попрежнему
много. Они составляют главную массу
населения 16-й улицы в районе Фудзе-
цзяна, где ютится китайская беднота. Су-
цествование рикш, которые всю свою
жизнь, как лошади, тащат на себе ездо-
ков, красноречиво и грубо свидетельст-
вует о вопиющей нищете китайского Ha-
селения. Наши красноармейцы с удивле-
нием, е жалостью и с какой-то даже тре-
вогой подолгу смотрят на худых, поджа-
рых людей, которые однообразной, годами
выработанной рысью бегут и бегут по
улицам Харбина, вцепивиись жилистыми
руками в оглобли двуколки, нанятой мест-
ным джентльменом в соломенной шляпе
или мелким торговцем, важно возседаю-
щим за спиной у бегущего рикшя. Хотя
бы на минуту пошел шагом человек-лэ-
шаль! Нет, широко раскрыв рот, втянув
щеки, упрямо выгнув голову вперед, он
бежит птироким шагом, привычный к то-
му, чго его назначение в жизни — только
бежать, изо дня в день, из года B TOT 0e-
жать вдогонку за лишней копейкой, за
лишней горетью чумизы для вебя и для
своей. семьи.

Бедность настолько велика, что адми-
нистративная отмена этого ужасного ре-
месла повлекла бы за собой серьезное не-
довольство и даже волнения в среде рикиг.
Их обрекли бы на голод, они годами ко-
пили деньги, чтобы взять на выплату
двуколую коляску, она составляет для
них единственное средетво. существова-
ния, другого ремесла они не знают и,
хотя за вычетом взноса за коляску им
остается копеек пятьдесят в день на вею
семью, они цепляются за свое ремесло,
чтобы не умереть с голода, и бегут, бегут
рикши по улицам Харбина.

Пестрый город. В каком-нибудь отеле
«Нью-Харбин»  услужливые китайские
бой, которых здесь называют боками,
подбирают каждую соринку в номерах, но
в иных кварталах при японцах нередко
можно было увидеть на улицах труп ре-
бенка или взрослого человека — труп
неизвестного, до которого никому нет де-
ла. В страшной сутолоке снуют здесь ты-
сячи  безвестных людей, торопящихся
выхватить у жизни свой кусок счастья,
выбиться в люди, не умереть, — где же
уследить за всеми, кому ле повезло, кто
упал и не может встать. Он умрет, его
накроют цыновкой и побегут дальше по
своим делам.

Власть японцев довела нищету китай-
ского населения до последнего предела.
Весь урожай риса в Маньчжурии японцы

забирали себе, рис для китайцев был за-   жаровен,

прещен. За гореть риса, найденную посла
сбора урожая, китайва наказывали и тюрь-
мой, и палками. Да только ли рис! Хлеб,
сахар, даже иены и металлические день-
ги — все было запрещено. Все японцам!
«Великая Япония» выкачала из Мавьч-
журии более или менее обеспеченные ви-
ды валюты и взамен выпустила ассигна-
ции без номеров и коричневые монеты из
мастики, которые легко можно емять дву-
мя пальцами.

Рикша — фигура символическая для
Маньчжурии. Здесь весь народ был рик-
шей — он тащил на себе тяжелую колес-
ницу японского империализма. Я говорил
с японскими солдатами. Самый несчаст-
ный и темный из них считал себя богом
по сравнению с китайцем. Китаец для
него — что-то в роде лошади или коровы,
пусть даже этот китаец окончил универ-
ситет и получил ученую степень. Теперь
китайцы хохочут над японскими офице-
рами и солдатами, которых ведут в плен
советские автоматчики.

Город поражает невероятным емеше-
нием человеческих судеб, профессий,
характеров. Нигде нельзя найти такого
количества авантюристов, искателей при-
ключений и просто ловцов случайной уда-
чи. В Харбине наезжие люди забывали
все — родину, достожнотво, честь. Они
изменяли даже привычкам, вкоренявшим-
ся на родине из поколения в поколение.

Это чувствуется даже в манере носить
одежду... Улицы Харбина на взгляд при-
езжего человека выглядят, как разрознен-
ные картинки, вырванные наугад из мно-
тих книг и сваленные в’одну кучу. Вот
идет китаец в старомодном узком и длин-
ном халате до самых пят и в круглой
соломенной шляпе. В двух шагах от него
торопится по своим делам местный не-
гециант-европеец в пиджаке, в коротких
штанах до колен и в пробковом шлеме на
голове. Иго обгоняет китаец-бедняк в
лохмотьях, потерявших даже подобие
одежды. Навстречу попадается православ-
ный священник в бедной рясе, но то-

же с пробковым шлемом на голове,
как герой приключенческого романа
Жаколио или dyn Буссенара. Meas-

кает совсем уж непонятная фигура —
человек в нормальном европейском ко-
стюме, в длинных брюках, даже с брело-
ком на жилете. Но брюки он засучил до
колен и хлюпает по лужам босыми нога-
ми. Идет дождь, негоциант не хочет мо-
чить штаны и ботинки. Снуют молодые
люди в старых выцветших кадетских или
студенческих фуражках, заломленных так
лихо, что фуражки потеряли всякую
форму, — особый харбинский шик.

Такая же неряшливая и беспардонная
пестрот» существует в профессиях.
Пришлые аюди здесь стали бродягами. В
погоне за удачей они кочевали из Шан-
хая в Мукден, из Мукдена в Харбин, из
Харбина в Дайрэн, в Порт-Артур, в Му-
даньцзян, пробирались даже на Филиппи-
ны, теряли все признаки своей нацио-
нальности, меняли обличье, нравы, при-
вычки, наживались, разорялись, служи-
ли каждому, кто мог протянуть им подач-
ку, падали, валялись в ночлежках и
снова. карабкались вверх в мутную хар-
бинскую накипь. Родины у них не было.

Оставим европейскую часть Харбина с
его джентльменами в пробковых шлемах
и коротких штанах и заглянем в китай-
ский район Фудзецзян. Он занимает мно-
жество кварталов вблизи реки Сунгари и
населен только китайцами. Вряд ли вам
удастся вотретить здесь хоть одного евро-
пейца. Вас сразу оглушит невообразимый
шум: крики уличных продавцов, шипение

МИМИИМАНААННННАМНАААА

От специального корреспондента

«Известий»

на которых готовят всякую
снедь, короткие гортанные возгласы воз-
чиков, понукающих лошадей отрывистым
звуком, похожим на оборванное рыдание,
перебранка прохожих, поспоривших из-
за того, кто первый нанял рикшу, и мгно-
венно собравших вокруг себя толпу зевак.

Какая сутолока, как тесно здесь, какая
невероятная скученность! Вряд ли воз-
можно охватить переписью все населе-
ние района—в каждой комнатушке живет
по восемь — десять человек семейных и
холостых, спящих вповалку на нарах,
покрытых цыновками и одеялами. Улицы
выглядят пестро и театрально: много-
цветные вывески магазинов и лавок с
выпуклыми позолоченными иероглифами
тянутся из квартала в квартал, но тор-
говле тесно в домах и она высынает на
тротуары толпами уличных продавцов.
Продают маленькие китайские дыни ве-
личиной © яблоко, длинные, похожие на
больших червяков китайские огурцы,
такие же длинные, витые лепешки, напо-
минающие трепангов, ярко оранжевое
лакомство, в роде круто замешанного те-
ста, брошенного глыбой прямо на руч-
ную тележку.

Здесь торгуют все — от мала до вели-
ка. В колонии «великого Ниппон» китай-
цам нечем больше жить — настоящей

ПЯТНИЦА, 7

СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 211 (8821)

Новое строительство в украинской деревне

ES

Постановление о сельском и колхозном
строительстве, разработанное по иНи-
циативе `Н. С. Хрущева, колхозники
Украины восприняли с большим удовлет-
ворением и радостью. Всюду закипела
огромная работа по восстановлению и пе-
реустройству украинских сел.

Сейчас нет такого колхоза, который бы
не был детально знаком с открывиеимися
перед ним широкими возможностями по
восстановлению построек, разрушенных
немцами, и удовлетворению возросших
на базе развития и укрепления колхоз-
ного строя культурных запросов колхоз-
ников.

Одновременно с раз’яснительной шла
большая организационная работа. В
настоящему времени во всех областях
и районах при местных Советах созданы
управления и отделы сельского колхозно-
го строительства.

Организация строительных бригад в
колхозах приняла огромный размах.
Только в колхозах восточных  облаетей
Украины уже создано свыше 15 тысяч
строительных бригад, об’единяющих 130
тысяч колхозников-строителей. Е

Наиболее успешно проведена работа по
укомплектованию областных управлении,
районных отделов и созданию строитель-
ных ‘бригад в Винницкой, Сталинской,
Черниговской, Одесской, Днепропетров-
ской, Полтавской и Харьковской обла-
стях.

Строительные бригады  комплектова-
лись, как правило, из числа лучших
колхозников, имеющих строительные на-
выки или профессии (плотники, печни-
ки, каменщики), а также из молодежи,
которую строительному делу обучат в са-
мих бригадах.

Сельское строительство, проводившее-
ся в больших масштабах и в прошлом
году, после опубликования постановления
СНЕ УССР и ЦЕ КП(б)У развернулось
особенно пгироко. Достаточно сказать,
что в Черниговской области в этом году
уже построено три тысячи домов. Здесь
поставлена задача — до конца года по-
строить еще две тысячи домов, при чем
уже по типовым проектам. В селах Ка-
менец-Полольской области за полгода вое-
становлено и построено свыше двух тысяч
домов колхозников и 57 культурно-быто-
вых зданий, намечено возвести еще более
четырех тысяч домов.

Строительство в колхозах пока еще в
большинстве случаев ведется не по ти-
повым проектам. С этим можно мирить-
ся как с временным явлением. Но даже в
этих случаях в ряде мест населенные

индустрии японцы здесь не создали, &
сельским хозяйством заниматься было
бессмысленно: весь урожай отбирали
японцы, торговлю они также пытались
душить, опасаясь, что товары выскольз-
нут из их рук.

Ло ‘прихода
Харбин был угрюм и печален. Только те-

войск Красной Армии

Прекрасные дома

‚ Мне довелось возглавить опытно-пока-
зательное строительство на хуторе Чирек

перь вырвалось наружу его внутреннее
затаенное оживление, проявился его
темперамент, показалиеь на улицах Фуд-
зецзяна маленькие бродячие китайские
оркестры, состоящие только из ударных
инструментов — гонгов и барабанов. По-
тянулись, отчаянно дымя, свадебные
поезда, составленные из нескольких на-
нятых на время газогенераторных авто-
мобилей, в которых размещаются музы-
канты, ни на минуту не прекращающие
какофонии, жених и невеста и их гости.
Свадьбы празднуются в харчевнях, и лю-
бой желающий может быть гостем же-
ниха и невесты, только платит здесь каж-
дый сам за себя. Перед свадебным пиром
гости, стоя, высказывают пожелания мо-
лодым, произносят маленькие тосты,
остроумные и поэтические.

— Почему. у вас в городе столько
свадеб? — спросил я китайца.

— Потому что мы стали свободными,
когда вы пришли, и теперь вее живое тя-
нется к счастью! ответил мой собесед-
ник. Раньше не было на улицах ни этих
оркестров, ни музыки, ни веселой толпы.
Это все в вашу честь, русские солдаты и
офицеры!

К набережной Сунгари нельзя было
пробиться, когда стояли на рейде кораб-
ли Амурской флотилии. С рассвета до
ночи толпы народа теснились у самой
воды, стайки лодок и шлюнок сновали
вокруг мониторов, и первые китайские
джонки поднимали на Сунгари свои пря-
мые, широкие паруса, напоминающие
перепончатые крылья драконов. При
японцах джонки были для китайцев за-
прещены, ках, впрочем, запрещено было
все, что помогает человеку быть сытым,
жить и завоевывать счастье.

Теперь тесно стало в городе, тесно на
Сунгари люди, люди, люди! Счастье вер-
нулось в Харбин.

Евгений КРИГЕР.

г, ХАРБИН, 6 сентября.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О ПРИСВОЕНИИ МНОГОДЕТНЫМ МАТЕРЯМ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ «МАТЬ-ГЕРОИНЯ»

Присвоить почетное звание «Мать-ге-
роиня» е вручением ордена «Мать-герои-
ня» и грамоты Президиума Верховного
Совета СССР матерям, родивитим и воепи-
тавшим десять и более детей:

1. Амелькиной Степаниде Семеновне —

колхознице колхоза «Красная Звезда»
Рязанского района Рязанской области.
Благодыревой Федоре Андреевне —
домашней хозяйке, город Талае Кир-
тизекой ССР.
Вахониной Анне Игнатьевне — д9-
машней хозяйке, поселок Костоусово
Режевекого района Свердловской 00-
ласти.
Воробьевой Варваре Сафроновне —
колхознице колхоза им. Орджоникид-
зе Заиграевского аймака Бурят-Мон-
гольсвкой АССР.
. Габараевой Ксении Тотровне — кол-
хознице, село Даргаве Гизельдоноко-
то района Северо-Осетинской ACCP.
Гончаровой Марине Петровне — до-
малнней хозяйке, город Талас Виргиз-
ской ССР.

eo

7. Дударенко Ефросинии Владимиров-
не — домалнней хозяйке, деревня
Преображенка Ивдельского района
Свердловской области.

Заводовой Пелагее Павловне — кол-
хознице, село Ночка Исиль-Кульско-
го района Омской области.
Зрожаевей Елене Степановне — до-
мангней хозяйке, село Ново-Покровка
Кантекого района Фрунзенской обла-
сти Киргизекой ССР.

Ивасенко Софии Емельяновне — коа-
хознице, вело Вознесеновка Панфи-
ловекого района Фрунзенской обла-
сти Киргизской ССР.
Ильинской Прасковье `Федоровне —
домашней хозяйке, поселок Кунья
Куньинского района Великолукской
области.

Кирилловой Варваре Степановне —
колхознице колхоза им. Льва Толето-
го Лебедянского района Рязанской
области.

Клоковой Дарии Яковлевне — домаш-
ней хозяйке, деревня Борисовка Го-

10.

в

12;

13,

родищенского района Пензенской 0б-
ласти.

Кнырик Марии Васильевне — домаш-
ней хозяйке, село Дмитриевка Кант-
ского района Фрунзенской области
Киргизской ССР.

Козловой Федосии Николаевне — кол-
хознице колхоза «Косарь» Боброво-
Дворского района Курской области.
Комиссаровой Прасковье Гаврилов-
не домашней хозяйке, село Панфи-
ловское Панфиловского района Фрун-
зенской области Киргизской ССР.
Королевой Анне Николаевне — кол-
хознице колхоза «2 пятилетка» Угод-
ско-Заводского района Калужской
области.
Краевой

14.

15.

16.

18.
19:
машней хозяйке,
области Киргизекой ССР.

(Продолжение следует).

Марфе Николаевне — кол-
хознице, деревня Цыкарево Октябрь-
ского района Великолукокой области.
Ляшенко Василисе Леонтьевне — до-
рабочий поселок
Кант Кантекого района Фрунзенской

Переяслав - Хмельницкого района: ‘Здесь
было заложено строительство 21 жилого
дома для колхозников. К этому делу были
привлечены лучикие архитекторы Украины,
которым было поручено разработать не-
еколько типовых проектов колхозных до-
мов. Чирское строительство велось по про-
ектам архитекторов Ивановой, Юрченко,
Юстовой, Штейнберга и Войцеховекого.

Применительно к наличию местных ма-
териалов были выбраны следующие кон-
струкции домов: стены-—каркасно-валь-
ковые, саманные, каркасно-камышевые,
каркасно-плетневые; чердачные перенры-
тия — глино-плетневые, утепленные ка-
мышом; кровли—тлино-соломенные, гли-
но-камышевые, черепичные, из цветного
толя, этернитовые; штукатурка стен —
исключительно глина. Типы домов: одно-
комнатные, в ней же и кухня; одноком-
натные с отдельной кухней; двух и
трехкомнатные с отдельной кухней. При
всех домах — веранды.

У каждого жилого дома — усадьба в
полгектара. В усадьбе расположены: са-
рай для скота, птицы и топлива, погреб,
уборная. Сад с 25—30 плодовыми де-
ревьями, 40 кустами емородины и декора-
тивными деревьями. Каждая усадьба об-
несена забором,

Местом стройки был выбран хутор
Чирек, более всего пострадавший от не-
мецкой оккупации.

Немедленно по принятии решения 0
начале стройки было приступлено к изу-
чению местности и наиболее рациональ-
ному. использованию местных ресурсов,
подбору конструкций домов и заготовкам
строительных материалов. Рабочая сила
и транспорт предоставлялись колхозами
района.

Интересно отметить, как у нас сложи-
лось управление строительством. Кроме
меня, все руководители стройки вышли
из самой среды колхозников.  Стар-
шим десятником у нас был колхозник из

хутора Чирск Зражевекий, учетчиком
материалов — колхозник того же хутора
Зелик, кладовщиком — колхозница из
села Гланышево Ольга Сахно, табельщи-
ком — колхозница из Чирока Мария
Левченко, бригадиром каменщиков, печ-
ников, штукатуров и маляров — старый
местный строитель Левченко, бригадиром
по укладке глино-вальковых стен—кол-
хозник из Чирска Стащенко.

Инж. И. КОБЕЛЕВ,
начальник Чирского строительства.

ЕВЕ

Счастливой жизни
на новоселье!

Сам я выробе в этих местах, в селе
Подворки, под самым городом Переяслав-
Хмельницким. Вот уже тридцаль восемь
лет занимаюсь я строительством. Когда
началась стройка в Чирске, я пошел
туда. Строить стали сами колхозники, &

‚ Делегация профсоюза рабочих
Чехословакии

усек.

На Московском вокзале делегацию встре-

чали представители

bl Cc A ©
= poo
Беседа с начальником Управления
по делам сельского и колхозного
строительства при СНК УССР
тов. В. Марковым

оое

пункты приобретают контуры нового се-
ла: проводится ‹ некоторая схематичная
планировка, вносятся элементы  благо-
устройства, приводятся в порядок суще-
ствующие строения. Мы обращаем вни-
мание вновь ‘созданных управлений и
отделов, руководителей колхозов и сель-
советов на необходимость в полной мере
использовать осенние месяцы для озеле-
нения сел.

В создании колхозного села нового ти-
па призвана большую роль сыграть вновь
созданная государственная проектная
организация—Гипрозельстрой. Его твор-
ческим коллективом уже разработано бо-
лее 35 типовых проектов жилых домов.

Исключительное значение для широ-
кого развертывания строительства новых
сел будут иметь опытно-показательные
стройки. В Киевской области в пяти ее-
лах: Чирск, Скибино, Лютеж, Небылица
и Ксаверовка некоторое время назад на-
чала стройка ста домов по различным ти-
повым проектам. В первых двух селах
строительство подходит к концу, в
остальных работы будут завершены в
этом году.

Каковы цели опытно-показательного
строительства? Мы полагаем на этих
строительных площадках произвести от-
бор наиболее удавшихся в архитектурно-
планировочном и конструктивном отно-
шении типовых проектов, проверенных на
практике, с тем, ‘чтобы внедрить их в
массовое строительство на Украине. Кол-
хозники. принимавшие участие в опытно-
показательных стройках, получат воз-
можность наглядно убедиться в преиму-
ществах того или иного типового дома и
выбрать для себя наиболее подходящий.

Опытно-показательная стройка, кроме
всего прочего, — школа для колхозни-
ков. Здесь в процессе работы они при-

бригад

будут строиться лю новым планам и про-
ектам. Отроительство здесь будет вестись
не только силами жителей данного села,
но и сел соседних районов. За два — три
года должно быть осуществлено полное
переустройство таких сел на новой осно-
ве.
Сейчас основная забота управлений и
отделов по сельскому строительству с0-
стоит в том, чтобы изыскать на месте
строительные материалы, восстановить
кирпичные и черепичные заводы, заго-
товить и подвезти лес.

Чтобы не упустить строительный сезон
этого года и подготовить базу для раз-
вертывания стройки в 1946 году, каждый
колхоз в той или иной мере уже накапли-
вает строительные материалы. На Дне-

пропетровщине восстановлено свыше
90 колхозных кирпичных заводов, в
колхозах Каменец-Подольской области

вступают в строй 68 кодхозных кирпич-
ных заводов, 20 предприятий по изго-
товлению черепицы, 148 мастерских по
производству самана и др.

Большая и сложная задача стоит пе-
ред нами в деле подбора строитель-
ных кадров. Нам нужно подготовить
18 тысяч техников, бригадиров, десят-
ников, плотников, печников, каменщиков,
кровельщиков. Техников будем обучать в
существующих строительных институтах
и чехникумах. Бригадиров и десятни-
ков — на колхозных опытно-показатель-
ных и гражданских стройках в городах
республики. Строителей других специаль-
ностей будем готовить в порядке бригад-
ного ученичества на стройках в колхо-
зах.

Дефицит в кадрах, главным образом в
ведущих специальностях (прорабы, тех-
ники, инженеры по сельскому и кол-
хозному строительству), мы думаем по-
крыть созданием уже в этом году спе-
циальных учебных заведений.

Большую помощь в переустройстве
колхозного села мы получаем от комсо-
мола. По инициаливе комсомольских
организаций Киева, Харькова, Сталино

0 организуется сбор и производетве ин-
обретут строительную специальность. На- струмента для колхозных строительных
конец, строительство в этих пунктах по-   бригад.

может колхозам разработать фасценки
стоимости по отдельным ‘узлам и видам
работы, а также определить стоимость
домов как в трудоднях, так и в денеж-
ных затратах.

В каждой области республики вскоре
начнется такое же опытно-показательное
строительетво. Для этого в области вы-
деляется одно село или колхоз, которые

я у них был бригадиром. А какие дома
надо было строить! На кирпичном фун-
даменте, по нескольку комнат, с больши-
ми окнами, с деревянными полами, с гол-
ландским отоплением. Такие дома только
в городе мне приходилось строить, а что-
бы на селе, так того не водилось.

Ну, вот, приступили мы к стройке.
Создал я первую бригаду но рытью кот-
лованов и кладке цоколей из кирпича. По-
первоначалу трудненько было. Никогда
колхозники, вошедшие в бригаду, та-
ким делом не занимались. Но проходило
два-три дня, и они начинали работать, как
заправские строители.

Потом, когда кладка фундаментов на-
ладилаеь, организовал я бригаду по вы-
делке саманного кирпича и кладке стен.
Девушки и молодые ребята быетро на-
учитиеь и этому делу. Когда стены воз-
вели, понадобилось штукатурить их и
класть печи. Мастер опять я один. Люди
училиеь на практике.

Много диковинного увидели колхознич
ки на нашей стройке. Первой диковинкой
для них была кладка стен из самана.
Так в районе никогда раньше не строили.

— Да що це буде? Це ж сама солома,
не устойть... — недоверчиво говорили ба-
бы и старики, глядя, как мы клали стены
из саманного кирпича. Когда стены вы-
сохли, колхозники долго выстукивали их
и, прислушиваяеь к ясному звону, удо-
влетворенные, поговаривали:

— Ого, добре, добре.

Диковинкой были и новые руеские
печи — удобные и небольшие. Таких пе-
чей в районе не было. Колхозницы из
других колхозов, что работали здесь на
стройке, клали эти печи и поговаривали
что и у себя теперь такие сложат, При
русской печке делали мы небольшие пли-
ты для быстрого приготовления пищи.
Таких плиту нае тоже не бывало. Теперь

ЭВАНА ААА АВА

автомобильной промышленности
в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 6 сентября. (ТАСС). Сего- ственности, Днем делегация в течение не-
дня в Ленинград прибыла делегация проф-
союза cone автомобильной промышлен-   чательностями Ленинграда и побывала на
ности Чехословакии во главе с г-ном Про-  Московском шоссе, недалеко от тех мест,

скольких часов знакомилась с достоприме-

где в дни блокады проходила линия фрон-
та. Затем делегация посетила выставку

ленинградской обще-  «Героическая оборона Ленинграда».

чено. Ни один домик

колхозники,
вам жизни на новоселье!» А сам пойду

Колхозное крестьянство Украины уже
не раз показывало свой неиссякаемый
энтузиазм, великую преданность своей
родине, партии большевиков, товарищу
Сталину. И нет сомнения, что в создании
нового колхозного села оно проявит тот
же трудовой энтузиазм и энергию, кото-
рые проявило в годы Великой Отечествен-
ной войны.

Стройна на хуторе Чирсн

во всем Чирске просят сделать такие.
Никогха наши села не знали голландеко-
го отопления. А здесь в многокомнатных
домах мы клали голландекие печи.

`Диковинкой была и цветная побелка
стен. Жизнь у нас ношла на лад, все

расцветает. Ну, мы и стены в новых до-

мах для колхозников расцветили: в свет-
лосалатный, светложелтый, светлорозо-
вый цвета. Очень это всех заинтересова-

ло. Приходят бабы, любуются и говорят:

— Не комнатка, а крашенка.

Строительство на хуторе Чирск закон-
без моих рук не
обошелся. Когда поселятся в этих домах
скажу я им: <«Счастливой

другие села строить, людей учить.

А. ЛЕВЧЕНКО,
бригадир строительных бригад.

п.с. 9

Планы будущего

На Переяслав-Хмельницкий район вы-
пала завидная доля. Ham хутор Чирев
стал для Украины первым образцом но-
вого колхозного села. Естественно, что
все районные организации всемерное по-
могали  опытно-показательному — строи-
тельству. Во всех селах мы провели с0-
вещания, на которых рассказали колхоз-
никам о значении строительства в Чир-
ске. Мы следили за своевременной при-
сылкой колхозами рабочей и тягловой

силы, заботились 0 том, чтобы не было

перебоев в снабжении материалами. И
вот теперь мы можем с удовлетворением
оказать, что усилия колхозной обще-
ственности нашего района завершились
прекрасным делом. В четырех километрах
ar города Переяелав-Хмельницкого выро-
сло новое колхозное село, отвечающее по-
вышенным культурным запросам колхоз-
ников.

Но для нас, районных работников, на
этом дело не закончилось. Нам пред-
стоит еще много поработаль в Чироке.
Прежде всего необходимо помочь колхоз-
никам обставить свои прекрасные дома
хорошей мебелью. У нас в городе есть
артель лозоплетения. Здесь до войны де-
лали плетеную из лозы мебель. Нам
надо возродить это дело. Кроме того,
мы намерены организовать производство
мебели в эту зиму на нашем лесопиль-
ном заводе. Немало работы предстоит
и по дальнейшему благоустройству ху-
тора.

Опытно-показательное — строительство
на хуторе Чирск навело нас на мысль
перестроить три села: Полого-Чобитьки,
Полого-Вергуны, Полого-Яненки. Таковы
налти планы на будущее.

Мы уверены, что справимся с намечен-
ными планами нового строительства. Го-
рячее желание колхозников жить в бла-
гоустроенных домах и селах поможет
нам преодолеть все пренятетвия.

П. БАТРАК,
председатель исполкома Переяслав-
Хмельницкого районного Совета де-
путатов трудящихся.

Приезд в Ленинград членов
конгресса США

ЛЕНИНГРАД, 6 сентября, (ТАСС). Сего-
дня в Ленинград прибыли из Москвы члены
конгресса США г-жа Фрэнсис Болтон и
г-н Карл Мундт.

Гости посетили выставку «Героическая
оборона Ленинграда». Вечером они присут-
ствовали в театре оперы и балета имени
С. М. Кирова на балете «lass»,