ПЯТНИЦА, 7 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 211 (8827)

Озимый сев на Днепропетровшине

Есть одна особенность земледелия на
юге страны. Здесь хлебный балане опре-
деляется главным образом озимыми куль-
турами. Недаром в южных колхозах ело-
жилась поговорка: «Будут озимые будет
и хлеб».

Колхозы Петриковского района весной
нынешнего года посеяли свыше десяти
тысяч гектаров зерновых. Среди яровых
три четверти приходится на долю фураж-
ных культур — ячменя, овса, кукурузы,
и только четвертая часть посева — две
с половиной тысячи гектаров — на долю
яровой пшеницы. Осенью же предстоит
засеять около тринадцати тысяч гекта-
ров озимых, при чем вся эта площадь
состоит только из  продовольетвенных
культур озимой пшеницы и ржи.

Петриковцы неплохо справились с
весенним севом. Ё нему они готовиливь
более пяти месяцев: отбирали и очищали
семена, ремонтировали машины, готови-
ли кадры. Весной на, севе были сосредо-
точены все материально-технические и
людские ресурсы.

Здравый смысл подсказывает, что если
Е весеннему севу готовились тщательно,
то к озимому нужно готовиться вдвойне
тщательнее. Ведь озимые — пшеница и
рожь — дают свыше двух третей того
количества хлеба, которое должно посту-
пить государству.

Между тем подготовке к севу озимых
уделяется незначительнее внимание. Пос-
ледние полтора-два месяца в большинст-
ве колхозов к севу озимых почти не го-
товились. Руководство района, в том чис-
ле и земельный отдел, не сумело сочетать
уборочные работы с подготовкой к севу.

— Вот закончим скирдование хлебов,
тогда и озимым севом займемея, — так
ориентировал колхозы председатель ис-
полкома районного Совета т. Бабенко.

`Е чему же привела тажая вредная для
дела очередность? Вот колхоз «Профин-
терн»>. Он считается в районе далеко не
отстающим. Пришло 25 августа — уста-
новаенный агротехнический срок начала
сева озимых, а подготовленных паров
не оказалось. Волхозу нужно  засеять
триста тридцать пять гектаров, а паров
имеется веего сто шестьдесят восемь гек-
таров, да и те так заросли сорняком, что
сеять по ним без предварительной обра-
ботки почвы совершенно невозможно. Па-
ровые земли иссушены сорняками,  па-
хать их в жаркую августовекую погоду—
исчезнут последние остатки влаги. Заде-
ланные в такую почву семена не дадут
всходов до тех пор, пока не пройдут хо-
рошие дожди. Если же не будет дождей
весь сентябрь, что нередко бывает в этих
районах, тогда всходы запоздают, уйдут
под зиму изреженными и дадут снижен-
ный урожай. По таким пересушенным
парам колхоз сеял озимые в прошлом
году и теперь намолачивает не более пя-
ти-шести центнеров с гектара.

Половина озимых, согласно севооборо-
TY, сеется`по ненаровым предшествення-
кам. Агрономическая наука и практика
говорят, что хорошего урожая озимых по
непаровым предшеетвенникам можно
ожидать в том случае, когда пахота про-
изводится как можно раньше, во всяком
случае не позже, чем за две недели до
посева. В колхозе же «Профинтерн» еще
не начали пахоту, хотя сроки зева уже
подошли. Нарушены элементарные требэ-
вания агротехники. Отсутствие  невепа-
ханных площадей угрожает затяжкой се-
ва сверх всяких сроков. Ёолхоз же имел
возможность при правильном сочетании
уборочных работ с подготовкой к севу
не допустить засорения паров сорняками
и во-время провести пахоту.

В колхозе, как только началась коео-
вица и особенно скирдование, все живое
TATIO еняли с подготовки почвы под ози-
мые. Была ли в том необходимость? 0т-
НЮдЬ нет. В артели имеется до трехсот
человек трудоспособных. В среднем же
во время уборки использовалось только

сто пятьдесят человек. В т же время
скирдование проводилось лишь на живом

тягле. Вручную скирды не складывались,

хотя с близких расстояний, например, на
100—200 метров, подносить снопы вруч-
ную даже удобнее, чем нагружать их на
подводу, подвозить их на небольшое pac-
стояние, а потом сгружать. При комбини-
рованном скирдовании — с близких мест
вручную, & е отдаленных на тягле — мо-
жно было бы сократить затраты на скир-
довании, по крайней мере, на сорок про-
центов. .

Опыт передовых колхозов говорит о
том, что бригада скирдовальщиков в де-
сять человек в день может заскирдовать
вручную шестнадцать гектаров хлеба.
Стало быть, имелась возможность и скир-

дование вести, и готовить почву под посев

озимых.

Районный земельный отдел пытается
влиять на ход работ в колхозах, состав-
ляет пятидневные и ежедневные задания.
Словом, планов хоть отбавляй, но планы
эти не всегда продуманы. Пятидневные
задания по подготовке почвы пох озимые
колхозы получили еще в начале августа.
А через несколько дней колхозам дали
задание по скирдованию, для выполнения
которого требовалось снять тягло со
вспалики под озимые. После этого после-
довал новый график по вспашке под
озимые. По этому заданию в колхозе
«Профинтерн», например, нужно было вы-
делить на пахоту восемьдесят плугов —
в четыре раза больше, чем имеется в
колхозе.

В целом по Петриковскому району к
25 августа план вспашки под озимые
выполнен только на восемнадцать  про-
центов. Осталось вспахать свыше четы-
рех с половиной тысяч гектаров. За пос-
леднюю же пятидневку было  вспахано
только триста шестьдесят четыре гекта-
ра. Кроме того, придется перенахать более
тысячи гектаров паров. Эти пары-— яркий
пример того, к чему приводит пренебуе-
жительное отношение к агротехнике. В
колхозе имени Шевченко на паровых
землях в двести гектаров развился целый
гербарий различных сорняков, особенно
осота. Семена его уже созрели и, как
снег, разлетаются по полям. Масса этих
семян попадает и на те поля, которые
обрабатывались и сравнительно чисты.
Таким образом, часть паров из средства
очистки полей от сорняков превратилась
в их рассадники.

Райземотдел не организовал никакого
контроля за качеством работ.
поле, то грубейшее нарушение агротех-
ники. Пашут мелко, с огрехами. В кол-
хозе имени Шевченко посев проводится
по пару, заросшему сорняками, в то вре-
мя как рядом имеется участок чистый и
более подходящий для сева. Пахота в
том же колхозе на живом тягле прово-
дитея на глубину не более десяти санти-
метров. На полях, которые отведены пох
пахоту, еще не подобраны колосья.

Не занимался как следует район и под-
готовкой семян в озимому севу. В райзо
даже не знают, как идут обмолот вемен-
ных участков и засыпка семян.

Петриковский район, к сожалению, не
единственный, даже не самый  отетаю-
щий на Днепропетровщине. Область уже
приступила к севу озимых. Пары же на
значительной площади в неудовлетвори-
тельном состоянии. Агротехнические сро-
ки пахоты под озимые уже пропущены,
а вспахано не более одной трети.

За последние два месяца на Днепро-
петровщине выпала почти двойная норма
осадков. Это благоприятствует будущим
посевам озимых. Исправить немедленно
положение с подготовкой почвы под ози-
мые, провести своевременно сев — зна-
чит получить в будущем году высокий
урожай хлеба.
Агроном А. ШАПОВАЛ,
спец. корр. «Известий».

г. ДНЕПРОПЕТРОВСК. (По телефону).

Что ни

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Уборка хлопка в совхозе «Пятилетие Узбе-
кистана». На снимке стахановка Оубахон
Хаджиметова.

‘ Фото Г. Гер.

Первый рейс

КОМСОМОЛЬСК-на-АМУРЕ, 6 сентяб-
ря. (ТАСС). Сюда из Камчатки прибыло
морское буксирное судно. Это первый’ пря-
мой рейс Камчатка — Комсомольск. Он
проходил в сложных условиях штормового
Охотского моря.

Камчатские моряки доставили амурским
металлургам двести тонн  первосортной
рыбы.

Юбилей учительницы
островной школы

АРХАНГЕЛЬСК, 6 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Общественность Беломор-
ского района отметила 30-летие педагоги-
ческой деятельности учительницы Жиж-
гинской начальной школы Анны Павлов-
ны Бронниковой. .
‚ Последние семь лет А. П. Бронникова
работает на острове Жижгин в Белом мо-
ре. Благодаря ее трудам и заботам остров-
ная школа, где обучаются главным обра-
зом дети рыбаков, поставлена очень хоро-
шо. ;

На юбилейном вечере Анну Павловну
тепло приветствовали представители район-
ных партийных, советских и комсомоль-
ских организаций, учителя. Райисполком
об’явил тов. Бронниковой благодарность и
премировал ее ценным подарком.

Новая орфография
хакасского языка

КРАСНОЯРСК, 6 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Хакасский научно-исследо-
вательский институт закончил. составление
новой орфографии хакасского. языка. До

сих пор хакасский литературный язык
страдал многими неточностями, которые
об’яснялись, главным образом,  несовер-

шенством орфографии. Это мешало даль-
нейшему развитию хакасской литературы
и повышению уровня преподавания в шко-
лах на родном языке.

Одновременно институт разработал для
хакасского алфавита дополнительные зна-
ки, отвечающие фонетическим особенно-
стям языка. ;

Журналы для культурно-
просветительных работников

Ежемесячный журнал Комитета по делам
культурно - просветительных учреждений
при СНК РСФСР «Политпросветработа» бу-
дет выходить под новым названием «Куль-

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Л

«Теперь мы можем сказать, что
условия, необходимые для мира во
всем мире, уже завоеваных».

(И. Сталин).

Дель мира пришел, он стал реальностью
в жизни народов. Никакие злодеяния,
если они повторятся, никакая тьма, если
она снова падет на землю, не скроют
светлого сияния этого дня от взоров бу-
дущего человечества.

Но жизнь не может измениться за один
день. Трезвый взор видит остатки мутных
пятен на земле. Мы не склонны к востор-
гам, за которыми следуют горестные ра-
зочарования. Советоким людям слишком
дорого достался мир, чтобы они могли по-
зволить себе беспечность. Мы знаем, как
надо бороться за мир и как его добывать.
И теперь отдаешь себе отчет в том, что
наступило: как был добыт и завоеван мир.

Оглядываясь назад, видишь великий
путь, по которому шла нала жизнь. Какая
последовательность, какая строгая логи-
ка! Любой год из прожитых нами оказы-
вается естественным устремлением к ны-
нешнему дню торжества мира.

Люди Запада, даже передовые из них,
желавшие быть нашими друзьями, часто
нас не понимали. Когда великий Jenna
закладывал враеугольные камни мирной
политики Советского государства, налгу
страну пытались изолировать. Когда ве-
ликий Фенин закладывал краеугольные
камни социалистического переустройства
нашей земли и провозгласил электрифика-
цию России, — его назвали на Западе
«кремлевоким мечтателем». Но отсюда на-
чиналея наш путь к победе, к миру.

Трудно жить и работать в атмосфере
недоверия, еще труднее—в атмосфере вра-
жды. А ведь путь, который проделал наш
советский человек, для одной жизни и бес-
конечно громаден, и бесконечно труден.

Мы хотели сделалься страной металла.
И мы стали ею. Нам было трудно. Тяжкое
дело — если подумать — брал на себя
наш человек. И вот теперь с вершины на-
ших времен ясно виден смысл сталин-
ской индустриализации страны. Каждый
солдат познал цену металлу. Но тогда, в
годы пятилеток, не каждый мог предска-
зать, какую силу окажет социалистически
переустроенный Урал в подготовке зака-
та германской армии.

Стоит подумать, чем могла кончиться
вторая мировая война, если бы не на-
ши пятилетки, леса строек, и бетон, и
труд, дерзновенный труд, с которым мы
пробивали дорогу к сегодняшнему торже-
ству мира.

Незабываемы пафос и вдохновение
строек, но пафос был помножен на трез-
вый расчет. Мы никогда не утешалиеь и
не обманывали себя; мы знали о повышен-
ном интересе к нам некиих сопредельных
государств. Разве когда-нибудь поеле
1904 года японское самурайство скрывало
свои планы отторгнуть от. нас прежде
всего весь Дальний Восток? Чет, не скры-
вало и, более того, в 1918 году Япония
«оккупировала Дальний Восток и четыре
года терзала наш народ, грабила совет-
ский Дальний Восток». (И. Сталин). Бы-
ли и другие самураи — в крахмальных
воротничках, в визитках, кунтушах и мун-
дирах: Их хватало на наших границах.

Есть простая, известная, как послови-
ца, народная песня — «Нас не трогай»...

Нас не трогай — мы не тронем.

Если тронешь, —
Спуску не дадим.

турно-просветительная работа». Увеличи-
ваются об’ем его и тираж.

Возобновляется выход журнала «Библио-
текарь».

Песню эту пели много, опять-таки в связи
© известными происками Японии. Проро-
  ческая песня...

День торжества мира

Нельзя трогаль людей, своими руками,
умом и талантом своим строивших новое
свободное ‘общество. Есть что-то сим-
волическое в биографиях прославленных
героев Отечественной войны — что ни
человек, то зеркало эпохи пятилеток: то-
карь, инженер, тракторист, агроном. Вот
ведь кото не надо было трогать. Люди ис-
полинской силы, тажими теперь их узнал
мир.

В них складывалась новая душа. Еще
в первых социалистических субботниках
всепроницающий взор Ленина увидел,
в каким вершинам подымется народный
дух.

И нынептние вершины торжествующего
духа нашего народа берут свое начало от
Стахановых в Донбассе, от челюскинцев в
Ледовитом океане, от тракториеток Ан-
гелиной, украинских колхозниц во главе
се Марией Демченко... Бесчисленный и
ослепительный каскад имен, и каждое —
страница летописи, которая подводит нас
в вершинам нынептнего торжества.

Как давний сон, припоминаю пуск ста-
рого медеплавильного завода в Казахста-
не. А было это тому назад, примерно, два-
дцать лет. Пустыня... Медленные карава-
ны верблюдов. Старинные кочевья. Би-
блейский быт... И когда мы посмотрели
медные копи- древнего народа чудь, от-
носящиеся к бронзовому веку, то оказа-
лось, что не так уж далеко ушли дорево-
люционные промышленники от древнего
народа — чудь. Сейчас все это уже леген-
да. Напи люди на Южном Урале, и даль-
ше по пустыням Казахстана вплоть до
Балхаша, вооруженные могучей техникой,
открыли невиданные источники индустри-
альной мощи.

Дело мира начиналось давно.

Когда вся реакция современности не-
истовствовала, когда мы отказывали себе
в необходимом, мы боролись за свое пра-
во на мир. Дело мира — не фраза. Это—
реальное дело десятков миллионов совет-
ских людей, об’единенных одной целью,
сплоченных одной верой в свою правоту.

Истинная и верная борьба за дело мира
современного человечества не перестанет
нас вдохновлять в дни труда, как вдохно-
вляла в дни войны. Бессмертен великий
моральный итог нашей борьбы за мир.

Верность делу мира вела наших воинов
сквозь кровавые дебри войны. Верность
советского народа омыта кровью на по-
лях битв, верность его оплачена великими
жертвами в тылу. и

Верность — это всегда последователь-
ное, высоко принципиальное служение тем
идеям, какие внесли в наше сознание
Ленин и Сталин. Потому так дорог нам
праздник мира. 9т0 дело — наше кров-
ное, правое и проверенное.

Оно выстрадано. Добыто. Завоевано.

С искренней радостью мы делим славу

‚победы и радость мира © нашими друзья-

ми, которые были вместе с нами в дни во-
енных испытаний.

Сегодня мы вздыхаем полной грудью.
Наконец-то человечество освободилось от
двух чумных очагов смерти и опустоше-
ния, которые роковым образом располага-
лись на двух концах земного шара и гро-
зили охватить всю землю подобно спрутам.

Ныне сказано самое главное, дано са-
мое точное определение историческому
моменту:

«... условия, необходимые для мира во
всем мире, уже завоеваны».

Увенчаны труды и подвиги каждого че-
‘ловека, кто был истинным борцом за

истинный мир.
Николай ПОГОДИН.

Ц. П: Казанов, столяр-орденоносец, обучает -
молодого рабочего Василия Краснова (Jieco-
комбинат Мосжилстроя).

Фото Н. Коллн.

„Динамовцы Москвы—
лидеры чемпионата

Футбольный чемпионат страны близится

к концу. Уже состоялось больше ста
встреч. т
Московские динамовцы — единственная

команда, которая в этом году идет без
поражений. В восемнадцати встречах они
шестнадцать раз выходили победителями.
Московские динамовцы забили в ворота
своих противников шестьдесят четыре мя-
ча, а в свои пропустили только десять.
Набрав тридцать четыре очка из тридцати
шести возможных, эта команда прочно за-
нимает первое место.

Победа близка, но добиться ее будет
нелегко. Московским динамовцам пред-
стоит еще встретиться с очень опасными
противниками. 9 сентября с лидером по-
меряется силами ленинградская команда
«Зенит», которая играет сейчас очень
сильно (во втором круге чемпионата она
ни одной встречи не проиграла). Дальше
московским ‘динамовцам предстоит матч с
командой ЦДКА, лишь не намного отстав-
шей от лидера.

Футболисты Красной Армии в пятнад-
цати встречах из девятнадцати вышли по-
бедителями, три матча закончили вничью
и только один раз проиграли.

За третье место идет борьба между
московской командой «Торпедо» и ленин-
градскими динамовцами. Москвичи имеют
двадцать четыре очка, ленинградцы —
только на одно очко меньше.

Стипендии
им. акад. А. Е. Ферсмана

Комитет по делам высшей школы при
Совнаркоме СССР установил ежемесячные
стипендии имени академика А. Е. Ферсма-
на на геолого-почвенных факультетах Мос-
ковского и Ленинградского государствен-
ных университетов: по одной в 400 рублей
каждая для студентов и по одной в 809
рублей каждая для аспирантов.

В Московском геолого-разведочном ин-
ституте учреждаются две стипендии имени
академика Ферсмана: одна в 400 рублей для
студентов и одна в 800 рублей для аспи-
рантов. {ТАСС).

Тираж выигрышей на заводе
«Серп и молот»

Завтра, 8 сентября, начинается шестой ти-
раж выигрышей Государственного военного
займа 1942 года. Будет разыграно 1.017.750
выигрышей на сумму 271.565.200 рублей, в
том числе 118 выигрышей по 50 тысяч руб-
лей, 236 по 25 тысяч рублей, 590 по 10
тысяч рублей.

Тираж состоится в клубе завода «Серп и
молот» в Москве и продлится два дня.

; {ТАСС).

На возрожод6енных
нефтепромыслах Кубани

Стучилин, молодой инженер со сдер-
жанными манерами человека, знающего
себе цену, разговаривает с начальником
вышко-монтажного цеха, сметливым и
исполнительным Мирошниченко,

нет большую популярноеть за передвиже-

ние вышек в собранном виде через горы, дится, да и то редко, а остальные по вах-
ущелья и леса. Вузнецов закончил сего- там, по смене. День работать, вечер гу-
дня проходку, и надо перебросить вышку  лять, ночь отдыхать. Ведь мы не на один

на другую гору.

— Кузнецов! — кричит в оБно Стучи-
лин. — Иди-ка сюда.

И, обращаясь к нам, оказал:

и Вот, если желаете, можете познако- ми и ‚выходит во двор.

миться и с Вузнецовым.
В комнату входит широкоплечий па-

рень в синей нанковой спецовке. У Вуз-  вает ребят своим крупным, сильным тор-
нецова широкое, мужественное, улыбчи-  сом, и они идут вслед за ним к канавке.
вое с хитринкой лицо, тщательно выстри-  Векоре они садятся на землю, закурива-

женная под ежик прическа. Во всей фи-  ют и что-то говорят горячо
чув- Слышатся взрывы смеха, доносятся об-

Type этого знаменитого мастера
ствуются сила, уверенность.
Вузнецов непринужденно
садится на табурет и веселыми, вопро-

шающими глазами смотрит на всех.

— Как добилоя?. — переспрашивает
он.— Очень просто. Работаю я в нефти ©
пятнадцати дет, Пора привыкнуть доби-

завое- метно улыбается, отводит глаза. Кузнецов
вавшим себе вместе с бригадиром Порож- неторопливо и серьезно говорит:

знакомится,  кузнецовцы откатывают от конторы

CS fil aN

Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ

ооо

— Зачем день и ночь? Самому прихо-

год сюда пришли.

Познакомив нас с бурильщиком своей
бригады, красивым, русоволосым ‘парень-
ком Грищенко, Кузнецов прощается с на-
го окружает
бригада, сыплются вопросы: «Ато там?
его спрашивали?» Кузнецов расталки-

H молодо.

рывки фраз. Потом, усевшись на машину,
на
полном газе.

Все, находившиеся в конторе, выходят
поодиночке, как бы стоворившись. Мы
остаемся одни со Стучилиным. Он очень
сдержан в словах. Может быть, только сей-

ваться. Дело свое изучил. Ребята у меня час он находит оценку своему поведению,
в бригаде молодые. Лучшие из них— Ше-  начинает осознавать все, что сделал. Ведь
лепов, Грищенко, Чернышев, Тимоненко,   это он CO своими людьми прошел по го-
Смурной работали У меня, когда я был рам и лесам, и везде, где стоят ажурные
еще рядовым бурильщиком. Прислали мне   вышки, его труды — инженера-командира.
их из ФЗО. У каждото пращи за пазухой. Стучллин — уроженец Дона, но дет-
Увидят зайца, бросают работу и—за пра- ство провел в Грозном. Там же окончил
щи. Ну. раз’яснил им. Теперь уже не под-   Нефтяной институт. Его производетвен-
водят. Сегодня мы только-что закончили   ный стаж — бурильщик, бурмастер, инже-
скважину 133. Прошли за восемь дней нер. Работая в наркомате, он томилея по
тысячу тридцать метров. А по плану дол- производству.
RABI 3A MCCA пройти девятьеот пятьдесят. Кубанские нефтепромысла привлекали
Теперь за восемь дней спустим обсадную  его своей перслективностью. В 1943 году
колонну, сдадим скважину, и потащит то- он попросился на возрождение кубанской
варищ Мирошниченко нашу BHIMKY... нефти. С тех пор безвыездно живет
— Наверное, работаете день и ночь?   Здесь, в горах Кавказа, увлечен своим де-

После нашего вопроса Стучилин неза- 20М и не сетует на скуку, на глушь. Ску-
_

* Ом. «Известия» от 6 сентября.

чать некогда, а глушь разбужена.

Чицо Стучилина покрыто загаром мед-

ного оттенка, загаром, свойственным лю-
AIM, работающим на открытом воздухе, в
горных солнечных районах. Ему по душе
горная жизнь, но в разговоре с ним вы-
ясняешь, что тянет его и туда, где за кое-
матыми валами горного кряжа раскину-
лась просторная кубанская равнина. Тя-
нет его неугомонное сердце нефтеискате-

ля Так же, как и главный геолог промыс-

ла Е. Ф. Малюга, он мечтает вскрыть нод-
земные нефтяные озера, которые, по их
мнению, раскинулись в районах Адыгеи,
между Краснодаром и Динской, и дальше,
Е Азовскому морю. Нефтяники, подобно
золотоискателям, мечтатели и фантазеры.

— Наш успех получилея отнюдь не
вследствие каких-то исключительных 0б-
стоятельств, — говорит Стучилин.—_Возь-
мем хотя бы оборудование: изношенное.
Нланы? Планы суровые: семьсот метров
на буровой станок. А ведь не все буровые
станки могут сразу работать. И, чтобы по-
высить план, мы должны были повысить
коммерческие скорости проходки до
1.000—1.200 метров на станко-месяц.

— Каким образом?

— Во-первых, путем сокращения цик-
ла строительства вышек. Мы перетаския-
ваем вышки целиком, не демонтируя их.

Следует рассказать читателю, что же
такое перетаскивание вышки.

Буровая вышка высотой чуть ли не с
дом Совнаркома в Москве, связанная из
жестких стальных. конетрукций, весом в
две тысячи пудов, ставится на металличе-
ские сани. Вернее, сани подводятся под
ее основание. Люди с пилами и топорами
быстро днем и ночью при свете костров
прорезывают в лесах просеку в пятнад-
цать метров шириной — готовят трассу
по геометрической прямой длиной от по-
лукилометра до нескольких километров,
смотря, где будет расположена очередная
буровая. Вековые дубы растаскивают
тракторами, выволакивают огромные, хво-
статые пни, заценявшие корнями дев-
ственную землю.

Бригадир Порожнет, первым предло-

живший такой метод передвижки, матема-
тически точный и вдумчивый, верным гла-
зом прикидывает градусы уклонов и рас-
считывает площадки поддержки. Стреми-
тельный и энергичный Мирошниченко
командует людьми, как на фронте при
подготовке к решительному штурму. Сю-
да же выезжают на своем «виллисе» рас-
судительный и не признающий горячки
Шутько и Стучилин.

Трасса готова. По обочинам лежат за-
валы из дубов, чинар и карагачей. В глубь
гор к Кавказскому заповеднику уходят
дикие кабаны, ломая орешники и подми-
ная под себя папоротники и гигантские
хвощи. Вы можете увидеть на скале лю-
бопытную серну или сторожевого дикого
козла, быстро скрывающихея в чаще.

Е вышке подводят шесть гусеничных
тракторов и впрягают в «салазки». Трак-
тористы с некоторым испугом смотрят на
огромную «колокольню», гудящую от вет-
ра. Как и все очень высокие предметы,
вышка при наблюдении с земли, кажется,
раскачивается макушкой. Выхлопники га-
зоотводов выбрасывают  отработанную
смесь, из-под гусениц вырываются кор-
невища трав вместе с каштановой лесной
почвой.

Еще два «ЧТЗ» заходят с тыла. Верхола-
зы проворно забираются на дубы, —за них
были зацеплены расчалки,—и сбрасывают
на земь тросы. Вышка сразу начинает
сильней ходить верхушкой. Тросы закре-
пляются на тыльных тракторах. Если по-
явитея угроза падения вышки при спуске
или под’еме, два «ЧТЗ» должны, отрабаты-
вая в соответствующую сторону, coxpa-
нить равновесие вышки. На тракторы под-
держки садятся опытные и хладнокров-
ные водители с хорошим глазомером. Во-
дитель не должен ничего пугаться. Выш-
ка может так накоениться, что от нее В
испуге побегут люди, и все опустеет, но
тракторист должен проявить хладнокро-
вие, ни в коем случае не отцеплять троса
и отрабатывать «угол», рискуя взлететь,
как рыба на удочке, вместе с трактором в
случае падения вышки.

If Bor Bee подготовлено. Люди нервно
покуривают, делают последние затяжки,
затаптывают окурки. Рокочут тракторы.

нием следили за действиями нашей Крас-

глаза на командира. Стучилин незаметно
кивает, и глаза его темнеют от ожидания.
Раздается хриплый и резкий голое Ми-
рошниченко. Смуглый кулак, затянутый
крепкими, напряженными жилами, на-
отмашь рубит воздух.

Вышка дрогнула и двинулась вперед.
Гудят тросы-расчалки. Рокочут тракторы.
Bee постепенно приобретает деловой, ра-
бочий вид. Металлические полозья режут
землю, срывают корни, как нитки. Две ты-
сячи пудов металла, поднятые на высоту
в десятки метров, ползут под гору. «Вил-
лис» Стучилина сдает на малых оборотах
й тоже опускается вниз, продираяеь ме-
жду корнями и ямами. На ходу бросается
в «виллис», как на горячего скакуна,
весь собранный Мирошниченко, еще 0-
храняя на узком своем коричневом лице
нето злость, нето тревогу.

— Пошла родимая, — бросает он
сквозь зубы и окидывает вышку CBOUM
единственным глазом, спрятанным под
жестким чубчиком, — пойдет, Анатолий
Георгиевич!

— Конечно, пойдет, — успокоительно
замечает Стучилин.

А вышка подрагивает, кивает макуш-
кой и ползет под откос.

..Внамя Государственного Еомитета
Обороны, растянутое на стене, загорается
по золотому шитью от лучей солнца,
упавших через окно. Стучилин сидит, на-
хмурив лоб. На носу его проступили ка-
пельки пота.

— 9т0 мы называем крупноблочным
монтажем, — произносит он тихим голо-
сом, — так мы экономим дорогое время.
Мы передвигаем вышку иногда за полча-
са, а самое большее за двое суток.
В Грозном тоже передвигали вышки, HO
по ровной местности и блочным способом.
Свой же способ мы применили впервые по
инициативе Порожнета и Мирошниченко.

Второй наш метод — повышение
коммерческих скоростей в бурении. Если
сказать вам откровенно — мы рискуем.
Я лично стоял всегда за производствен-
ный риск. Мы отсюда, из лесу, с восхище-

ной Армии при разгроме Германии. На-
пример, разве не риск — применение ору-

восемь «всадников» взялись за рычаги,   дий большой мошноети дая прямой на-
готовые взять разом, и чуть-чуть скосили  водки против дотов и в уличных боях.

А метод маршала Жукова при штурме
Берлина — ослепление противника в ноч-
ном бою концентрированным применени-
ем мощных прожекторов в сочетании ©
танковой атакой? Нескромно было бы
сравнивать наш труд с блестящими успе-
хами Красной Армии, но скажу откровен-
но—-мы учились у них, у фронтовиков.

Бурение — основа развития нефтедо-
бычи. Основа возрождения промыслов,
стабилизации их и под’ема. Мы не долж-
ны были тормозить добычу и темпы вос-
становления, и мы пошли на риск, повы-
шая скорости при бурении. Обычно при
роторном бурении бурят до ста тридцати
оборотов с режимом до семи— восьми
тонн давления на долото. Мы же довели
обороты фотора до двухсот восьмидесяти
и давление до двенадцати пятнадцати
тонн. Это называется усиленный режим
бурения. Опасение аварий заставляет
многих бояться таких скоростей. Мы
сознательно пошли на риск. Зато
налг метод позволил нам довести проход-
ку по отдельным скважинам до 1.600—
1.700 метров в месяц.

Таким образом, разгадка наших успе-
хов— организация труда и техническая
смелость. Знамя ГЕО мы держим отнюдь
не за счет перенапряжения мускульной
энергии. Вы слышали, что вам ответил
Николай Кузнецов? Я против безалабер-
щины, против работ день и ночь. Такие
перегрузки человеческого организма ино-
гда характеризуют нерасторонность само-
го руководителя, признак неумения орга-
низовать и рационализировать труд свой
и своих подчиненных. В конечном счете у
тавих руководителей — проигрыш. У нас
работа должна итти круглосуточно, но
люди сменяются. У меня бурильщики по-
лучают до четырех тысяч рублей вместе
© премиальными, такие мастера, как Куз-
нецов или Токмаков,—до пяти тысяч.

Как видите, перевыполнение плана не
только почетно, но материально выгодно.
Обратили внимание — у нас мало груст-
ных лиц. Народ веселый, жизнерадостный,
боевой... Если вы не устали, я советую
вам познакомиться с нашим главным гео-
логом Евгением Фотиевичем Малюгой и
начальником цеха интенсификации инже-
нером Малым.

(Окончание следует).