ОН и

и
aT

У
ей,

dei
MA

iH

и).

ра

yy
2+

ype

СУББОТА, 8 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 212 (3822)

Инструктор облисполкома

Письмо в

За годы Великой Отечественной войны
на руководящую работу в местные орга-
ны советской власти пришло много моло-
дых работников, часто не имеющих до-
статочного практического опыта и нуж-
дающихся в повседневной помощи. Надо
научить их правильно организовать ра-
боту, во-время подметить и исправить их
ошибки. Большая роль в решении такой
задачи принадлежит инструкторскому ап-
парату исполкомов областных Советов.

На первый взгляд может показаться,
что в Саратовском облисполкоме работа
инструкторов организована правильно.
Каждый из восьми инструкторов прикрен-
лен в определенной группе районов и
обязан изучать их экономику, состояние
кадров, практически помогать исполко-
мам районных и сельских Советов, обоб-
Wath их епыт, выдвигать перед исполко-
мом областного Совета предложения, на-
правленные на улучшение работы Сове-
тов.

Но фактически инструктора занимают-
ея вовсе не этим. Они или сидят в каких-
нибудь, чаще всего даже неприкреплен-
ных в ним, районах в качестве уполно-
моченных по различным кампаниям, ли-
бо проверяют заявления, поступающие в
облисполком. Инструктора у нас превра-
тились в каких-то порученцев, они не
могут проявить никакой самостоятельно-
сти.

В июле инструктор тов. Зенин был по-
слан в неприкрепленный к нему Макаров-
ский район уполномоченным по подх’ему
паров. Вернулея он оттуда через 23 дня.
Даже не расспросив, как идут дела в
районе, его немедленно же отправили в
Аткарск проверить положение с разбором
жалоб трудящихея в горсовете. Пробыл
он там неделю, но не успел еще написать
докладную записку, как был опять коман-
дирован в «чужой» Балаковский район
дня проверки работы детских домов.

Инетруктор тов. Ларина работает в
облисполкоме два месяца, но ей так и не
удалось за это время побывать ни в од-
ном из прикрепленных к ней районов.
Лично мне пришлось в июле восемнадцать
дней работать уполномоченным в районе.
Когда я вернулея, никто. не заинтересо-
вался, что я делал в районе, как там идут
дела, а сразу же послали... за запасными
частями для автомашин, как будто бы нет
у нас для того специальных агентов. Где
уж тут систематически заниматься воп-
росами организационно-массовой работы
Советов, изучением состояния районов!

Инструктора облисполкома часто под-
мечают на местах такие факты, которые
требуют немедленного вмешательства
облисполкома. № сожалению, к сигналам
инструктора прислушиваются у нас пло-
хо. Мне пришлось быть в Мерновском
районе по проверке работы ревизионных
Еомиссий в колхозах. Попутно я решил
выяснить, как пополняются неделимые
фонды колхозов и как сохраняется. кол-
хозное имущество. Выявив грубейшие
нарушения Устава сельскохозяйственной
артели, я довел об этом до сведения ру-
ководителей облисполкома, но по сигналу
ничего сделано не было. Только через че-
тыре месяца этот вопрос был по-настоя-
шему поднят, но уже по инициативе не
облисполкома, & Комиссии партийного
контроля.

В докладной запиеке веего не напи-
шешь. Всегда после каждой поездки в
район у инструктора накапливаются впе-

редакцию

строениях местных работников и т. п.
Но, как правило, никто из руководите-
лей облисполкома никогда не побеседует
с приехавшим из командировки инструк-
тором, не расепросит, что нового, интерес-
ного: в райвне, успешно ли выполнил ин-
структор данное ему задание, какое соз-
далось У него впечатление. А ведь инет-
руктор — это живой человек, связываю-
щий облисполком с кадрами низовых со-
ветских работников.

В апреле облисполком создал две
бригады во главе с инструкторами и но-
ручил им изучить причины отетавания
Самойловского и Ново-Покровекого райо-
нов и доложить об этом на заседании ис-
полкома. Бригады пробыли в районах
две недели, провели большую работу, за-
тем составили  докладные записки и
проекты решений. Но все труды их про-
пали, так как доклады этих райисполко-
мов не заслушаны и до сих пор. Почему?
05 этом инструкторам не сочли нужным
сказать.

Bee это принижает роль инструкторов,
притупаяет их инициативу и чувство от-
ветственности за порученное дело.

Ничто так не ободряет, когда видишь
плоды своей работы, чувствуешь, что
твой труд принес пользу родине. Недав-
но Президиум Верховного Совета РСФСР
издал Указ 06 организации двух новых
поселковых Советов в Перелюбеком райо-
не нашей области. С особенным удовлет-
ворением узнал об этом наш инструктор

сельсоветов в Перелюбском районе,
выяснил, что некоторые из них елишком
велики и но количеству населения, и по
занимаемой территории. Тов. Шестако-
вич поставил вопрое 0б этом перед обл-
исполкомом, с его предложением согла-
сились, и вот результат налицо. Е сожа-
лению, это очень редкий случай из нашей
практики.

Создание организационно-ннетруктор-
ского отдела при облисполкоме уже внес-
ло некоторые изменения в работу инст-
рукторов. Раньше ими распоряжались
все, кому не лень. Теперь они подчиняют-
ся только заведующему своим отделом.
Их стали несколько меньше загружать
технической работой. Но содержание ра-
боты инструктора и отношение к нему
остались, к сожалению, прежние.

От инструкторов облисполкома сейчас
требуется несравненно больше, чем мы
делаем для укрепления низовых органов
советской власти, длл помощи их работ-
никам. По-моему, необходимо прежде
всего разгрузить инструкторов от мелких
поручений, требовать от них больше са-
мостоятельности в работе, не посылать
их в незакрепленные за ними районы.
Надо увеличить штат инструкторов е та-
ким расчетом, чтобы каждый из них 0б-
служивал не более четырех-пяти райо-
нов. У нас совершенно не проводятся со-
вещания инструкторов по обмену опы-
том работы. Между тем такие совещания,
созываемые хотя бы раз в месяц, могли
бы принести большую пользу. ^^.

Все это поможет устранить недостатки
в работе инструкторов и поднять их роль
в областном советском аппарате.

С. САМСОНОВ,
инструктор исполкома Саратовского
областного Совета депутатов трудя-
щихся.

г. САРАТОВ.

Выборы в Академии педагогических наук РСФСР

4—6 сентября в отделениях Академии   ны-корреспонденты — 71. В числе вылзи-
педагогических наук РСФСР происходили нутых кандидатов видные педагоги, пеи-
выборы кандидатов в действительные чле-  ходоги и методисты.

2 и члены - корреспонденты академии. Вчера под предселательством президен-
аучно-исследовательскими институтами,

} и cb
кафедрами высших педагогических yue6- т Е В. Ti. Потемк pe poe
ных заведений и университетов, обществен-   бОЩее соорание. на котором будут произ-

ведены выборы действительных членов и

ными организациями и отдельными груп-
пами ученых выдвинуты 112 кандидатов, из  Членов-корреспонлентов из числа . наме-
них в действительные члены — 4Г и чле-  ченных кандидатов.

eee

`Баука и новый пятиле

эссе

Академик С. ВАВИЛОВ

Президент Академии наук СОСР

В яни победы Ham народ с законной
гордостью и большим чувством удовлетво-
рения встретил решение Центрального Во-
митета ВКП(б) и Совета Народных Во-
миссаров СССР о составлении пятилетне-
го плана восстановления и развития на-
родного хозяйства СССР и железнодорож-, Шенно до неузнаваемости. Они получили
ного транспорта на 1946—1950 годы. В  Огромное значение в военных операциях,
новом, послевоенном пятилетнем плане   В® многом определяя самын их ход и ис-
предусматриваются полное восстановление   Х9Д. и
народного хозяйства районов, подвергав-  Война поразительно ускорила техниче-
шихся немецкой оккупации, послевоен- ское осуществление радиолокации, «фи-
ная перестройка народного хозяйства, зических» мин (магнитных, акустиче-
дальнейшее развитие всех районов Совет- ских, гидродинамичееких, фотоэлектри-
ского Союза, в результате чего должен Ческих), реактивных снарядов и самоле-
быть значительно превзойден довоенный Тов (от «Катюш» до «Фау-2») и, нако-
уровень во всем народном хозяйстве. При-   нец, урановых бомб. За время войны
CTY в решению столь грандиозных задач   созданы новые сплавы, новые виды горю-,
означает переход к мирному социалисти- чего, могучие медицинские средства и
ческому строительству, направленному на неисчислимое множество всякого рода
дальнейшее укрепление могущества на-  других, уже осуществленных изобрете-
шего государотва, на дальнейший рост  ний. Многие из них должны быть прямо
благосостояния и культурный прогресс! применены и развиты при решении Задач
нашей родины. мирного строительства.

Велико значение в нашей стране науки,  Опыт войны с полной наглядностью
наших многочисленных научных работ-  показывает колоссальную действенность
ников. Конкретная помощь советской нау-  Научно-технической работы при должной
ки и техники явилась в свое время важ-  66 мобилизации и концентрации. При с0-
НЫМ условием успешного осуществления ставаений нашего послевоенного пятилет-
первых сталинских пятилетних планов. него плана нельзя пройти мимо гигант-
Предшествующие пятилетки одновремен- оч опыта, накопленного за время
но были временем большого роста нашей! 8° Tas;
науки и исследовательских учреждений. азаловь бы на поверхностный
В новом пятилетнем плане роль науки Взгляд, чем может помочь наука в реше-
будет учтена в еще большей мере. Тому нии первой задачи новой пятилетки —
учит нае и опыт. войны. задачи полного восстановления народно-

I Е а мощь! Т0 Хозяйства районов страны, подвергав-

од злиянием требований Фронта МОЩЬ их. немецкой оккупации? Но ведь эта
техники 34 годы второй мировой ВОЙНЫ „и, пе может и не будет решаться
выросла в невиданных ранее размерах.   по линии простой реставрации всего того,
Если сравнить развитие военной техники   то существовало до войны. Вновь строя-
во времени первой мировой войны до На-  щиеся города, предприятия, жилые дома
чала второй, то-есть в течение двадцати  толжны отвечать нашим новым техниче-
одного года, с тем, что произошло лишь © ским возможностям. Помимо чисто стро-
1939 по 1945 год, то необычайный рост! ительных нововведений, касающихся ма-
мировой техники станет совершенно оче- териалов, THIOB и планов построек, во
видным. Разнообразнейнгие огнестрельные многих случаях придется, например, ра-
средетва, авиация, танки, военно-морекая  ликально изменить энергетическую сторо-
техника, средства разведки и связи, воен- ну задачи (передача электроэнергии. по-
ная медицина за годы закончившейся ми- стоянным током высокого напряжения,
Тровой войны изменялись иногда совер- тазификация).

сео

чатления и большой фактический мате-
риал о положении дел в районе, о на-

тов. Шестакович. Знакомясь с работой
он

ИЗГЕСТИЯ СОВЕТОВ

Подмо

Опять в Подмосковье у нас чудеса, ^
`На водохранилищах—синь и прохлада,
Тропинками щшучьими яхт паруса
Бесшумно проходят. за ветками сада.

Сентябрь угощает синин бузиной,

Но к ярмарке красок, к бубновому цвету
Подсолнух, грустя, повернулся спиной
И смотрит во след уходящему лету.

Все явственней, резче берез серебро,
Еловая хвоя—темней и колючей,
И северный ветер воронье перо
Несет над жвивьем и роняет из туча.

Ленинград. Дети возвращаются из школы.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Фото Л. Бернштейна.

—

сковье

Знакомый, как детство и школа, пейзаж;
Ни в чем ‘бы здесь небыло чудаи дива,
Когда б не окоп да не старый блиндаж,
Залитый водою, заросший крапивой.

Четвертую осень растет здесь быльё,
Но только принлкни к пустой амбразуре,
Умолкни, и Сердце услышит твое, *
`Как наши гвардейцы поют в Порт-Артуре.

А. КОВАЛЕНКОВ.

НА ТЕМЫ
ГОРОЛСКОЙ ЖИЗНИ

Каждое утро на улицах Алма-Ата по-
являются дровосеки. Вооруженные инстру-
ментом, они направляются в заранее облю-
бованные ‚ кварталы. Тихие улицы - аллен
оглашаются перестукиванием топоров и виз-
том пил. Идет усердная рубка деревьев. С
шумом валятся на землю многолетние ду-
бы, пирамилальные тополя, березы. Еще
недавно варварскому ‘уничтожению подвер-
гались насаждения только на окраинах го-
рода. Нынче деревья истребляются уже в
самом центре города, и этому придан, так
сказать, организованный характер.

Люди, сваливающие сотни тополей и ду-
бов на центральных улицах Алма-Ата, обла-
дают специальными на то разрешениями ис-
полкомоз районных Советов. Наряду с по-
гибшими деревьямн заготовители топлива
под шумок «прихватызают» и вполне здоро-
вые, зеленые.

Стоит пройти по одному только централь-
ному Сталинскому району, и вы обнаружите,
что почти сплошь выкорчеваны насаждения
в нижней части проспекта Дзержинского и
улицы Красноармейской, пестрят свежими
пнями улицы Кирова, Чайковского и лру-

АВИАНАЛЕТ

Памятник землякам-героям

ИЗМАИЛ, 7 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Жители окраины города Из-
маила — Копаной Балки построили на
свой средства памятник землякам, героям
Отечественной войны, павшим в боях за

ЗИИИИИННО

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»

«Почему не авторитетны

` Исполком Ульяновского областного Со-
вета депутатов трудящихся признал пра-
вильной статью «Почему не авторитетны
решения облисполкома?», помещенную в га-
зете «Известия» от 4 августа.

Исполком обязал руководителей отделов
изучить состояние контроля за испол-

‚; нением постановлений правительства и рез

тний олан.

Решительно должно быть изменено
светотехническое оборудование новых со-
оружений. Хорошее искусственное осве-
щение зданий надо производить при по-
мощи новых источников света — люми-
несцентных damm. Они в три-четыре
раза экономичнее привычных ламп нажа-
ливания, свет их приближается к днев-
ному. В США ежегодно выпускаются
многие десятки миллионов таких ламп.
В СССР такие лампы были разработаны
перед войной, теперь предстоит в тече-
ние новой пятилетки подготовить ши-
рокое производство их. Это потребует
значительной новой  исследовательской
работы, так как ло сих пор, напримет.
нет способа освещения улиц люминесцент-
ными лампами в зимних условиях.

Следующая задача — восстановление
ий развитие железнодорожного транспор-
та. Он нес в годы войны крайне ответ-
ственную и вее время напряженную на-

грузку. Здесь всюду требуются  пере-
смотр техники и реконструкция. Перед
конструкторами. теплотехниками, геоло-

гами ставятся бесчисленные иселедова-
тельские, технические и экономические
задачи. Железнодорожное дело сохра-
няет ло сих пор некоторые основ-
ные черты стефенсоновской эпохи. Но
вместе с тем оно непрерывно эволюцио-
нирует, изменяется во всех своих дета-
лях и узлах. Опыт войны, современная
теплотехника, электротехника. механика,
металловедение должны быть широко
использованы при восстановлении и раз-
витии транспорта.

В предстоящую пятилетку надо, не-
сомненно, подвергнуть радикальному пе-
реемотру вопросы топлива и энергети-
ки. Оставляя в стороне проблему исполь-
зования внутриатомной энергии, ставшую
вполне реальной с момента осуществле-
ния атомных бомб и обощающую не-
виданную техническую революцию прежде
всего в области энергетики, можно
указать на многие несравнимо более
скромные, но практически чрезвычайно
важные энергетические проблемы, стоя-
щие перед нами уже сегодня. Таковы,
например, проблемы газификации и ком-
плексного энергохимического использо-

Алма -

атинские дровосеки

гие. Целые кварталы тенистых улиц сейчас
лишены растительности.

— Ничего не поделаешь, сохнут деревья,
приходится разрешать их спиливать, — бес-
страстно констатируют в исполкоме город-
ского Совета.

Из окон горсоветовеких кабинетов, прав-
да, не видно, что в городе спиливаются не
только высохшие деревья. Неизвестны пред-
селателю исполкома тов. Милованову и при-
чины гибели тех насаждений, которые уже

ие стоны

‚Народные хоры

И в дни войны, и в дни победы песня
звучала повсюду, и старая, и новая —
советская. Хоровой самодеятельности, раз-
витию песнетворчества оказывали всемер-
ное содействие партийные, государствен-
ные, общественные организации.

Вот почему в первые же месяцы повле
победы оказалось возможным провести все-
союзный смотр хоровой самодеятельности
рабочих и служащих, закончившийся
6 сентября заключительным концертом в
Болыном театре Союза ССР.

Концерт этот как бы включен в’ гигант-
скую рамку двух массовых выступлений
сводного хора, состоявшего из тысячи чело-
век. Гимн Советского Союза и величе-
ственная песня «Нас воля Сталина вела»
композитора В. Мурадели дали тон все-
му концерту.

В смотре принимали участие хоровые
коллективы и солисты почти‘ всех респуб-
лик Советского Союза. - Многонациональ-
ность показа хорового искусства сообщи-
ла зрелищу яркость и. многоцветность.
Естественно и заслуженно наибольший
удельный вес в концерте имели предста-
вители русского искусства. Выступление
сводного хора русской песни Московекой
области, включавшего в себя свыше четы-
рехсот человек, остается в памяти.

Выступления хоров проходят на декора-
тивном фоне, полчеркивающшем и оттеняю-
шем особенности каждого коллек-
тиза. Уральские металлурги из города Се-
роза (в этом интересном коллективе до
200 человек) выступают на фоне уральско-
го пейзажа. :

Остроумно построено выступление хора
северной песни Дворца культуры желез-
нодорожников ст. Вологда. Старинный се-
верный теремок, со светлицами, лестнич-
ками, узорными оконцами. За пяльцами
сидят искусные кружевницы и взаправду
плетут изумительные кружева. Долгие ча-
сы работы скрашивает песня; и она пле-
тется, как редкое, ценное кружево — бе-
режно, любовно, душевно. В зал словно
вплывает старинная песня «Колечко» —о
женской доле, о сердце гордом.

вот сегодняшний день. Металлурги
Магнитогорска стройно поют хор из оперы
Чайковского «Пиковая дама» и песню гор-
дости и величавой скорби «Варяг». Куль-
тура пения без сопровождения постиг-
нута молодым коллективом. Но сказывает-
ся отсутствие традиций, — хор молод, как
и сам Магнитогорск.

Хор девушек — участников противовоз-
душной обороны Ленинграда — поёт со
сдержанной простотой и горделивой вели-
чавостью. Технически трудный, требующий
виртуозности от певцов «Вальс» Зуппе,
сочная, здоровая «Ленинградская моло-
дежная» Кочурова’ исполнены на высоком
профессиональном уровне.

да из Челябинска и другие. Но программа
концерта достаточна, чтобы сделать не-
сколько общих замечаний, предвидя широ-
чайшие перспективы самодеятельного
искусства в СССР. Е

200.000 участников хоровой самодеятель-
ности, об’единенных в десять тысяч кол-
лективов,—таков размах проведенного смот-
ра. Сотни известных музыкантов, дириже-
ров, артистов оперных театров, композито-
ров, педагогов оказали помощь ВИСИС и
Комитету по делам искусств — организато-
рам смотра. Специалисты выезжали на ме-
ста, инструктировали, помогали, отбирали
репертуар. 60 тысяч сборников хоровой н
сольной литературы были разосланы. Тако-
вы цифры.

И все же речь должна нтти сегодня об
увеличении сети хоров. Певцов-любителей
найдется и на сто тысяч хоров. Весь вопрос
в руководителях, в литературе, в материаль-
ной базе. Музыкальное издательство мно-
гое должно сделать для хоровой самолея-
тельности. Отбор и переиздание народных
песен, классики надо сочетать с созданием
новых полноценных хоровых произведений
разной трудности.

Пышный и яркий праздник заключитель-
HOTO концерта не должен заслонить собой
будничные вопросы роста и развития хоро-
вой культуры. Нельзя закрывать глаза на
то, что вокальная культура оставляет же-
лать много лучшего, что нередко хор, эф-
фектно одетый, но руководимый хотя и
профессиональным дирижером, но, видимо,
человеком с недостаточно развитым вкусом,
скорее вызывает досаду, нежели радует
своим исполнением. Таков, например, хор
Дома культуры города Электросталь, руко-
водимый Э. Рывкиной. Большего ждали мы
ин от хора желеёзнодорожников Народного
комиссариата. путей сообщения, и от отром-
ного, но малоподвижного хора завода име-
ни Сталина. А ведь это хоры московские, и
требования к ним максимальные. Украине
придется много усилий приложить, чтобы
новые хоры достигли заслуженной до

перестали быть зелеными. Между тем не- Много радости доставили коллективы
трудно понять, что деревья гибнут ТОЛЬКО   национальных республик. Строгость линий
по той причине, что за ними совершенно пе-  и музыкальность исполнения хора армян-
рестали ухаживать и не оберегают от вре-  ских учителей из Еревана («Песня паха-
дителей. Высохла, например, добрая полови-  ря») столь же увлекала слушателей, Kak
на детского соснового парка. и темперамент грузинских рабочих —

Столица Казахстана всегда славилась ee wee eat Pings arin
своей богато о : Hye   ae : a :
стые Ро о а, его Е А ие и НАТ

eth t ise . В вописный по музыке «Марш  бойнов»
население от зноя. Поистине норазительна  У. Гаджибекова).
легкость, с которой алма-атинские руково- Известная заслуженная самодеятельная
дители расстаются с красой и гордостью  капелла Юго-Западной дороги стройно и.
своего города. слаженно исполнила «Птичий хор» Ипполи-
това-Иванова.:

Белоруссия... Хор крестьян села Большое
Подлесье Барановичской области  взвол-
нозанно и артистично исполняет песню
«Ой, реченька, реченька». *

Своеобразны хоры эстонцев и латышей.
Искусство пения без сопровождения —
трудное и требовательное искусство — на-
родину. Памятник уже открыт. Это деся- шло в хорах из Таллина и Риги тонких и
тиметровый обелиск на мраморном пьеде-  культурных последователей.
стале. Обелиск увенчан огромным орденом Живо, весело, ‘увлекательно проходит
Отечественной войны. Вокруг  памятника  выступление ансамбля башкирской песни и
разбиты цветочные клумбы. пляски. Ограниченность концерта во вре-

мени не позволила включить в программу
целый ряд интересных номеров, таких, на-
пример, как хор ткачих Трехгорной ma-
нуфактуры, мужской хор Кировского заво-

Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий».
г. АЛМА-АТА.

решения облисполкома?»

шений облисполкома. ин принять меры по ЛЕНИНГРАД, (7 сентября. (По телеф. от
усилению этой работы. : соб. корр.). В Ленинграде существуют де-

Решено заслушать на заседании. исполко-   сятки ремесленных училищ и школ фаб-
ма доклады председателя облплана и заве-   рично-заводского обучения, которые за
дующих облздравотделом и облзо о работе  годы Отечественной войны подготовили
аппарата и проверке ‘исполнения. для промышленности города более 60 ты-

Состоялось совещание основных работни- сяч молодых рабочих и дали фронту на
ков отделов облисполкома, обсудившее  380 миллионов рублей боевой продукции.
статью, напечатанную в «Известиях». По решению правительства сеть ремес-

вания твердого топлива. Е ним относят-   очень большие задачи исследовательского
ея уже не новое для нас ‘дело подзем- характера по различным отраслям промы-
ной газификации, выдвигавшееся еще   итленности, в особенности по приборо-
Менделеевым и горячо поддерживавшее-  строению, оптикомеханической и электро-
ся В. И. Лениным; использование низкока-   технической.

лорийных отбросных промышленных га-   Восстановаение ин дальнейшее развитие
зов; вопросы 0б искусственном горючем,   нашего сельского хозяйства в предотоящем
о сланцах и пр. Развития требует гелио- пятилетии должно, разумеется, также

техника. - производиться на научной основе с уче-
Попрежнему на первой очереди стоит   том громадных достижений мировой и
основная  теплотехническая задача 0 советокой агрономии и биологии и при

практической возможности применения
пара при больших давлениях и высоких
температурах с целью получения тепзо-

условии дальнейшего непрерывного науч-
ного исследования. Здесь перед советекой
биологией и агрономией стоят большие

вых машин с большим полезным  дей-
ствием. Неотложного решения требуют
связанные с комплексом электротехни-
ческих залач вопросы транепортирова-
ния энергии на большие  расотояния
(применение постоянного тока высокого
напряжения).

Практически неисчислимы новые тех-
нические процессы, методы и конотрук-
ции, которые необходимо ввести в иро-
мышленность в годы пятилетки. Совре-
менная физика, химия, электротехника
непрерывно дают результаты, которые
могут быть освозны промышленностью с’
пользой, иногда чрезвычайно большой и
прямо революционизирующей.  Особен-
но война научила, что самые как будто
отдаленные от практических  надобно-
стей научные факты, законы и методы
могут приобретать огромное значение.

Из ничтожного, казалось бы, по прак-
тическому значенню факта радиоактив-
ности, открытого полвека назад, на на-
ших глазах возникло умение ` готовить
атомные бомбы. Спектральный анализ,
открытый во ‘второй половине ХХ века
и долго применявшийея только в астро-
номии, стал полезнейшим экспрессным
методом анализа в самых разнообразных
отраслях промышленности. Сейчас сот-
ни наших больших заводов пользуютея
спектральным анализом как основным
средством контроля:

Широкое распространение начинают
приобретать тончайшие  эхектронные и
ионные приборы, маес-спектрографы, цик-
лотроны,. электронные микроскопы, дви

ческой геофизики
насущным, и это — одна из актуальных

проблемы генетики, селекции, агрохимин
й вместе с тем длинный рял весьма опре-
деленных специальных залач.

Советекая мелицина для своего развн-
тил и состояния, достойных победившего
советского народа, нуждается в широком
проведении научной работы, опирающей-
ся. в частности. на замечательный опыт и
громадные результаты. достигнутые. за
военные голы в СССР и за границей.

Теологам предстоит значительно раешги-
рить экспедиционные работы в поисках
новых запасов строительных материалов,
сырья для промышленности, сельекого хо-
зяйства и медицины. Потребуется даль-
нейшее развитие геофизических методов
разведки. электрических, магнитных. сей-
смических п прочих. Вырастут требова-
вия к правильному геологическому про-
гнозу, связанные с необходимостью роста
геологических теорий н. обобщений.

Плановое хозяйство. конечно, нопреж-
нему будет выдвигать настойчивое требо-
вание возможно более точного кратко-
срочного и долгосрочного предсказания
погоды. Таков один из практически основ-
ных стимулов развития геофизики. Год от
голу геофизика становится все более важ-
ной отраслью знания, необходимой для
воздухоплавания, судоходства, разведки
ископаемых ит. д. Ограничиваться реше-
нием только практических задач геофизи-
ки не могут. Развитие широкой теорети-
становится все более

становятся, с одной стороны, важным об’-
ектом производства, а с другой, — полу-
чают

задач пятилетки научного развития.

Помощь науки в реализации нового

непосредетвенное технологическое пятилетнего плана не может ограничиться

войны славы. Хорам с высокой вокальной
культурой эстонцев, латышей следует избе-
гать академизма, бесстрастия в исполнении.
Уральским хорам, поющим без сопровож-
дения, ‘надо настойчиво добиваться ‘более
твердого строя.

Много солистов выступило на смотре, не-
которые из них обладают несомненными во-
кальными данными.

Запомнился Рябов (бас), звучный тенор у
Мотьева, культурно и музыкально спела
сложнейшую арию Вани из «Ивана Суса-
нина» работнина завода имени Молотова
Ледовская, у инженера Василевской кра-
сивый голос, природные колоратурные дан-
ные у молодых певиц — Зои Лагута и Зи-
Havant Гоц, несомненная одаренность
К. Шетинковой, М. Вартанян, И всем им
так нужно учиться и учиться пению. Сле-
дует отметить, что часто невцы-любители
берутся за репертуар не по силам.

Одаренных руководителей выявил смотр.

Преданные делу ‘хорового пения, эти
люди, независимо от того, профес-
сионалы ли они или любители, ока-
зали смотр и своим коллективам

отличную поддержку. Неоценимую по-
мошь оказал смотру «штаб» по его про-
ведению, включивший таких мастеров, как
засл. арт. РСФСР А. Свешников (художе-
ственный руководитель смотра и дирижер
хоровых массивов на заключительном кон-
церте); художник Я. Штоффер. Отличный
музыкант-пианист С. Мацюшевич был кон-
цертмейстером смотра, и ему многим обя-
заны исполнители. Режиссер концерта
засл. арт. РСФСР И. Раппопорт и хормей-
стеры В. Соколов, А. Руднева осуше-
ствили заслуживающую похвалы работу.

Когда на фоне тысячного хора в заклю-
чение концерта взвилось большое панно с
изображением товарища Сталина, весь
смотр как бы осветился его доброй, чело-

вечнейшей улыбкой. В счастье мирной
жизни непременным  слагаемым входит
расцвет народного — ‚многонационального
искусства.

Георгий ПОЛЯНОВСКИИ.

Новые ремесленные училища и школы ФЗО

ленных училиш и школ ФЗО в нынешнем
году значительно расширяется. В городе
открываются двадцать три новых. учеб-
ных заведения по подготовке кадроз для
ленинградской промышленности. В этих
нколах будут, межлу прочим, впервые го-
тозиться кадры ‘для кабельной промыш
ленности, мастера художественных изде-
лий из фарфора.

урежде всего роль экономических наук в
разработке и осуществлении пятилетнего
плана. Самый план составляет в сушности
громадную. научно-исследовательскую эко-
номическую задачу.

Пережитый нами исторический период
громадной важности требует научного ос-
вещения, в том числе и в связи с прак-
тическими задачами нового пятилетнего
плана. Общий под’ем культуры также,
разумеется. повлечет развитие историче-
ской науки во всех ее разделах, литера-
туроведения и искусствоведения. Изуче-
ние истории народов Советского Союза,
их литературы, фольклора. ‚этнография
составляет неотложную и важнейшую 31-
дачу нашей науки.

Таковы некоторые вопросы роли со-
ветской науки и участия научных работ-
ников в осуществлении нового ‘пятилет-
него плана: В этом напровлении, не го-
воря уже о сугубо теоретических трудах,
всем научным учреждениям Академии
наук СССР, академий наук союзных pec-
публик, нашим специальным академиям,
отраслевым институтам, высшим школам
предстоит громадная, ответственная и
почетная работа.

Наши научные учреждения составля-
ют и свою собственную пятилетку. В
этой пятилетке есть также  восстанови-
тельная часть. В результате немецкого
нашествия разрушены знаменитая Пул-
ковская обсерватория, Симеизская 06-
серватория, Севастопольская  гидробио-
логическая станция, гидрофизическая ла-
боратория Академии наук. Они должны
быть восотановлены. =

Советская наука располагает и  пяти-
летними планами, состоящими из проб-
лем и задач, решение которых расширит
наше познание природы по основным на-
правлениям, приведет нас к еще больше-
му овладению природой, Такой большой
план. во многих случаях подготовлен, о
нем думали в тяжелые военные годы,
ожидая победы, ожидая новых возможно-
стей дальнейшего развития советской на-
уки в мирных условиях. Достигнутов co-
ветекой наукой за военные годы доста-
точная порука тому, что новый сталин-
ский пятилетний план встретит в нашей
науке верную помощницу и, в свою’ оче-

значение в промышленности. В связи с естествознанием и техникой. Значительна   редь, поможет ев дальнейшему росту на
этим выдвигаютя и будут выдвинуты роль и гуманитарных наук. Очевидна  счастье и во славу Советской страны.