Бухарестские рабочие выражают доверие
правительству Гроза

БУХАРЕСТ, 7 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает румынское радио, 5 сентября деле-
гащия промышленных предприятий Бухаре-
ста посетила совет министров и от имени
273 тысяч фабочих — членов профсоюзов
выразила доверие правительству Гроза и
свою решимость поддерживать его со всей
энергией. Делегация была принята мини-
стром искусств Михаилом Раля, военным
министром Василну-Рашкану и генеральным
секретарем канцелярии совета’ министров
Эмилем Боднараш. у

От имени рабочих выступили представи-
тель профсоюзов Войкулеску и представи-
тель рабочих фабрики «Вулкан». Войкуле-
ску сказал, что рабочие полны решимости
и в дальнейшем оказывать поддержку пра-
вительству Гроза и бороться за полный
разгром реакционеров.

Румынская печать в правительстве Петре Гроза

БУХАРЕСТ, 7 сентября. (ТАСС). Вчера
исполнилось 6 месяцев со дня прихода к
власти правительства д-ра Грозы.

Касаясь достижений правительства, га-
зета «Универсул» пишет, что «самым зна“
чительным Из них является закрепление
дружественных связей с Советским Союзом,
что устранило все новоды для подозрений,
разрядило тяжелую атмосферу, которая за-
грудняла восстановление отношений между
двумя, еще недавно воевавшими народами.
Правительство д-ра Гроза сумело завоевать
не только доверие своего великого соседа,
но и его эффективную ноддержку в уси-
лиях, направленных на устранение всех
имеющихся затруднений, и, таким образом,
ускорило восстановление страны. Все это
оказалось возможным потому, что прави-
тельство Петре Гроза обладает иесключи-
тельно прочной демократической основой,
Эти достижения оказались возможными
благодаря единству и солидарности в самом
правительстве».

День ‘6 марта, пишет газета «Ромыниа
либера», ознаменовался переходом Румы-
нии к подлинной творческой демократии,

От имени правительства зыступил ми-
нистр искусств М. Раля, который заявил:

— Правительство Гроза, представляющее
все социальные слои румынского народа,
вое производительные силы страны, доби-
лось большего, чем могло бы добиться вся-
кое другое правительство‘в нынешних усло-
виях. Однако мы отнюдь неубеждены в том,
что наша миссия выполнена. }

Ваше присутствие здесь как-раз и гово-
DHT © том, что наша миссия еще не закон-
чена. Что касается реакционеров и всяких
фашистских последышей, то их подрывная
деятельность обречена на неудачу. Выра-
женное вами доверие нынешнему правитель-
ству Румынии воодушевляет нас на даль-
нейшую борьбу, и ваше присутствие здесь
вселяет в нас сознание, что данный нам
мандат одобряется всем народом.

опирающейся на свободный и сознательный
народ, на демократическое правительство,
представляющее все жизненные силы стрз-
ны. Перечислив достижения правительства
и отметив махинации румынской реакции,
«Ромыниа либера» заявляет, что «крепну-

щая дружба между Румынией и СССР,
сила, которую эта дружба придает демо-
кратии, расстраивает все планы Маниу и
Братиану».

«Получив одно из самых тяжелых насле-
дий в стране, опустошенной войной, — пи-
шет газета «Тимпул», — правительство Пет-
ре Гроза, проникнутое патриотическим ду-
хом, принялось за восстановление страны»,

Газета «Скынтейя» в статье, посвящен-
ной деятельности правительства, пишет:
«Идя навстречу стремлению широких масс
населения к благосостоянию, правительство
Петре Гроза разоблачало все маневры и
интриги врагов страны, неуклонно выполняя
программу реконструкции и демократиза-
ции, как того требовали высшие интересы
нации.  Демократическое — правительство
Гроза опирается на широкую поддержку и
беспредельное доверие народа».

Накануне празднования Дня свободы в Болгарии
СТАТЬЯ КИМОНА ГЕОРГИЕВА

СОФИЯ, 7 сентября.
Болгарии идет оживленная подготовка к
торжественному празднованию 9 сентября—
Дня. свободы. Комитеты Отечественного
фронта, партийные, профессиональные, мо-
лодежные, культурно - просветительные И
пругие организации Отечественного фронта
подводят итоги своей годичной деятельно-
сти, чтобы наглядно показать достигнутые
успехи и преимущество нового демократи-
ческого управления, осуществляемого Оте-
чественным фронтом.

Газеты «Отечествен фронт» и «Изгрев»
опубликовали статью болгарского премьер-
министра Кимона Георгиева.

«Сегодня, год спустя после историческо-
го акта 9 сентября,—пишет Георгиев, —мы
можем еще яснее представить себе вели-
кое значение этой даты. Сегодня для вся-
кого честного и непредубежденного чело-
века очевидно, что если Болгария радуется
своей независимости и свободе, если она до-
билась великодушного отношения к себе
великих союзных сил, если наш народ мо-
жет работать в мире и безопасности, и ес-
ли мы сегодня отдались делу разрешения
наших политических, хозяйственных и дру*
гих вопросов, то всем этим мы обязаны пе-
ремене, происшедшей ® результате 9 сен-
тября. Без этой перемены над нашей зем-
лей и сегодня стелился бы еще мрак того
безутешного состояния, которое мы видим
в других странах, тянувших и нас на дно
пропасти.

Но одновременно с глубоким удовлетво-

(ТАСС). По всей

рением, которое мы испытываем от спасения
страны, нашим долгом является помнить,
что нам предстоит в дальнейшем. Дело
9 сентября должно быть защищено от вся-
ких посягательств и измены. ‘Оно должно
крепнуть и развиваться, чтобы принести
Болгарии и болгарскому народу новые, еше
большие успехи. Все усилия и все. жертвы
во имя этого ‘дорогого дела полностью оп-
равданы. Сегодня, когда нам предстоит раз-
решение больших внутренних и междуна-
родных задач, мы должны прежде всего
быть едиными и сплоченными.
Отечественный фронт, который вынес на
своих плечах ‘и продолжает: осуществлять
дело 9 сентября, представляет собой ту
крепкую и необходимую’ политическую си-
лу, которая позволит нам’ выполнить нашу
программу для спасения и благоденствия
Болгарии. Всякий, кто содействует укреп-

‘лению Отечественного фронта и укрепле-

нию его престижа, совершает высоконат-
риотическое дело и, наоборот, всякий, кто
сознательно или Несознательно, делом или
словом подрывает единство сил и авто-
ритет Отечественного фронта, вредит Бол-
гарии и болгарскому народу».

В заключение Кимон Георгиев пишет:

«Я желаю нашему доблестному народу,
готовящемуся отпраздновать эту знамена-
тельную дату с безграничной радостью и
воодушевлением, помнить прежде всего, что
его силы заключаются в единстве и в его
готовности занкищать общими силами вели-
кое народное дело 9 сентября».

Прием Осубка-Моравеким делегации польских профеоюзов

ВАРШАВА, 7 сентября. (ТАСС). Как
передает варшавское радио, председатель
совета министров Осубка-Моравский при-

нял в присутствии ряда министров делега-
цию президиума центральной комиссии про-
фессиональных союзов. Премьер-министр и
члены правительства обсудили с руководя-
телями профессионального движения по-

становления, принятые на заседании пре-
зидиума центральной комиссии профессио-
нальных союзов, которое состоялось 31 ав-
густа и 1 сентября. Премьер-министр заве-
рил делегацию в том, что основные требо-
вания руководства профессиональных сою-
зов относительно улучшения жизненных
условий трудящихся будут выполнены.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТА

Ее ОБ

ТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР. Иж

Засенание временного Национального

собрания

БУДАПЕШТ, 7 сентября. (ТАСС). На
заседании временного Национального соб-
рания происходили прения по докладу пре-
мьер-министра.

Первым выступил от компартии Ракоши
Матиас, который подчеркнул, что не было
еше такого правительства Венгрии, кото-
рое взяло бы на себя ответственность в
более трудных условиях, чем это сделало
теперешнее правительство. Мы, сказал Ра-
коши, признаем работу правительства
успешной. Успешной была деятельность
его в проведении земельной реформы и. ра-
боте по восстановлению. Учитывая резуль-
таты, мы относимся к правительству с до-
верием и надеемся, что и в будущем пра-
вительство заслужит его своей работой.
Касаясь недостатков в работе  правитель-
ства, Ракоши отметил отсутствие согла-
сованности в работе экономических мини-
стерств. Не создано еще преград против
инфляции. Необходимо установить твер-
дые цены.на важнейшие предметы потреб-
ления, обеспечить доходы государства, пре-
кратить выплату всех излишних  государ-
ственных дотаций, более энергично контро-
лировать использование ° государственных
кредитов. Ракоши указал, что использует-
ся не по назначению в административном
аппарате еше много людей, которые не
являются сторонниками демократии.

Он заявил, что очень важно успешно за-
вершить земельную реформу, давшую зем-
лю 600 тысячам крестьян, как можно ско-
рее выдать: акты о закреплении земли за
новыми хозяевами, а также решить вопрос
о передаче земель  фолькебундовцев
(т.-н. немецкого меньшинства) венгерским
крестьянам.

Касаясь предстоящих выборов, Ракоши
сказал, что они должны быть проведены
под знаком полной свободы и демократии,
дисциплины и порядка. Мы сделаем все,
говорит он, чтобы не допустить межпартий-
ной борьбы. Нарушение порядка на-руку
только реакции. В открытом бою она по-
терпела поражение, однако теперь она пе-
регруппировывается и делает попытки
под демократической маской бороться про-
тив народной Венгрии.

Ракоши отметил тесное сотрудничество
коммунистической и социал-демократиче-
ской партий. Рабочее единство, сказал он,
оценивается всеми, как укрепление демо-
кратии, и его приветствуют прогрессивная
интеллигенция и крестьянство.

Говоря о внешней политике, Ракоши вы-
разил благодарность  Генералиссимусу
Сталину за досрочное освобождение вен-
герских военнопленных. Я убежден, гово-
рит оратор, что отношения Венгрии с ее
великим соседом — СССР и в дальней-
шем будут искренними и дружественнымя,
Отметив роль Англии и США в уничтоже-
нии фашизма, Ракоши выразил надежду,
что западные демократии будут проявлять

национальный совет назначать послов,

Венгрии

больше понимания специфики молодой вен-
герской демократии.

Затем выступил лидер независимой пар-
тии мелких сельских хозяев Тильди Зол-
тан. Он предложил почтить вставанием па“
мять национального героя Байчи-Жилин-
ского, который в этом же зале боролся за
осуществление реформ, сейчас частично
уже реализованных. Он присоединился к
точке зрения. Ракоши и от имени партии
выразил правительству’ доверие. Говоря об
избирательном законе, Тильди подчеркнул,
что он должен служить господству демо-
кратии. у

Лидер социал-демократов Сакашич
Арлад в своей речи также одобрил изби-
рательный закон.

Следующим выступил лидер, нащиональ-
но-крестьянской партии `Вереш Петер. Он
выразил доверие правительству, Но отме-
тил, что в работе его имеются серьезные
недостатки, ‘в частности в проведении зе-
мельной реформы и особенно в экономизе-
ской политике. Интересы народа и дёмо-
кратии, говорит Вереш, стоят выше, чем
партийные интересы, и поэтому наша пар
тия готова поддержать все мероприятия,
направленные на службу народу и демо-
кратии.

От гражданско-демократической партии
выступил. Сентивани Шандор, который
заявил, что его партия является малочис-

ленной, но хочет участвовать в общей рабо-

те. Она не имеет представителей в прави-
тельстве, но все же участвует в общей

ответственности, так как является партией,

поддерживающей правительетво.

От совета свободных профсоюзов Вен-
грии слово взял генеральный секретарь
Кошша Иштван. Он заявил, что выступает
от имени 800 тысяч промышленных рабо-

чих. Кониша выразил уверенность, что пра-
вительство будет работать в интересах на-
рода.

Важной задачей правительства, по
его словам, является чистка администра-
тивного ‘аппарата и вовлечение в него ра-
бочих и крестьянских масе.

После лидеров партий ‘и профсоюзов
выступил министр иностранных дел Вен-
грии Дьендьеши Янош.

Председатель временного Национального
собрания Жедени Бела об’явил, что на
основании выступлений лидеров он счи-
тает, что все партии выразили доверие пра-
вительству.

Национальное собрание утвердило. все
декреты, изданные правительством, и реше-

ния политической комиссии Национального
собрания. Жедени Бела сообщил ©б изме-

нении в составе Верховного национально-
го совета, в который теперь вместо Гере
Эрне входит Реваи Иожеф. ‘

Национальное собрание до окончатель-
ного решения вопроса о форме государ-
ственной власти уполномочило Верховный
да-
вать полномочия консулам и заключать
международные договоры.

На пресс-конференции у президента Трумэна

ВАШИНГТОН, 6 сентября. (ТАСС). Тру-
мэн об’явил на пресс-конференции о назна-
чении руководителя управления по мобили-
зации трудовых ресурсов Макнатта верхов-
ным комиссаром Филиппин. Макнатт зани-
мал этот пост с 1937 по 1939 г. Президент
заявил, что Макнатт ускорит осуществление
мероприятий по оказанию помоши и рекон-
струкции, чтобы дать возможность Филин-
пинам получить незазисимость как можно
скорее.

Отвечая на вопрос об использовании ост-
рова Окинава, в Тихом океане, Трумэн зая-
вил, что, по его мнению, если это окажет-
ся необходимым, можно будет получить ба-
зу путем переговоров на мирной конферен-
ции. Трумэн напомнил, что в своей речя
после Потсдамской конференции он заявил,
что Соединенные Штаты рассчитывают сох-
ранить необходимые базы путем перегово-
ров и другими средствами.

В ответ на просьбу комментировать заяв-
ление сенатора Бэркли о том, что Трумэн
является сторонником расследования ката-
строфы в Пирл-Харбор, Трумэн заявил, что

он надеется, что такое расследование пока-

жет истину. Трумэн заявил, что он убеж-
ден, что представленные до сих пор докла-
ды показывают всю правду, однако другие
в этом не убеждены. Отвечая на дальней-
ший вопрос: будет ли предоставлена кон-
грессу та часть доклада о Пирл-Харбор, ко-
торая не опубликована, Трумэн заявил, что!
конгресс будет иметь право доступа Ko
всем материалам.

Трумэн отказался говорить © будущем
организации внешней разведки — бюро
стратегической информации.

Трумэн об’явил, что все преимуществен-
ные права на американских внутренних
авиационных линиях будут отменены к 15
октября.

Отвечая на вопрос о размерах бюджета
в течение ближайших нескольких лет в
том случае, если представленная 6 сентября
конгрессу программа будет принята, Трумэн
заявил, что он не подготовлен к тому, что-
бы оценить размеры бюджета, ибо нуждает-
ся в дальнейшей информации о военных
требованиях. :

В Япони

Всего пять летных часов отделяли Hac   TAIT Ацуги от Иокогамы, но и этого ко-

во Владивостоке ст Японии. Имея на 6op-
ту группу советских корреспондентов
центральных газет, наши гигантокие ам-
фибии взяли курс прямо на остров Хонсю,
в центре которого расположен аэродром
Ацуги.

Вскоре скрылась советская земля, и мы
оказались над Японским морем. Самолеты,
пабравшие громадную высоту, летят, бес-
прерывно поддерживая связь друг с дру-
гом и с Владивостоком.

Погода была плохая, и появление само-
летов с красными звездами над аэродрэ-
Mom Ацуги явилось полной  неожидач-
ностью. Американцы,  обступив Hallux
пилотов, громко. выражали им свой вос-
торг.

— 0-кей! — кричали они, поднимая
вверх большой палец и 0б’ясняя, что в та-
кую ногоду у них летать не принято.

— Вери гуд! Отшень карашо!

Тут же собеседники начали обмен суве-
нирами. Американцы просили у советских
летчиков автографы или просто что-ни-
будь на память. Пошли в ход пуговицы oO
звездочками, пятачки, гривенники, поч-
товые открытки, марки.

Ацуги — только остановка. Место на-
шего назначения Иокогама, где распола-
гается штаб генерала Макартура и куда
накануне уже прибыла советская делега-
ция во главе с генералом В. Н. Деревянко.

Аэродром, Ацуги был, видимо, одной из
крупнейших в Японии авиабаз, прикры-
вавших подступы к Токио и Иокогаме. Но
японского здесь осталось немного, разве
только остовы разбитых самолетов с эм-
блемами «страны восходящего солнца»:
красным кругом на фюзеляже и крыльях.
Аэродром был полон американских машин.
Гигантекие «Летающие крепости» — се-
ребристые четырехмоторные машины, вме-
щающие по десяти <Виллисов», а по ве-
су несколько тонн бомб;  приземистые
«Либерейторы», огромное количество «Бо-
стонов». К ним присоединихись и наши
краснозвездные птицы © первыми со-
ветскими корреспондентами, прибывшими
из СССР.

Всего восемнадцать километров отде-

От специального корреспондента
«Известий»

и

роткого пути оказывается достаточным,
чтобы составить некоторое впечатление о
Японии сегодня. Это прежде всего впе-
чалление ужасающей бедности. Картины
нищеты — буквально на каждом шагу.
Многие люди— в каких-то рубищах, лишь
отдаленно напоминающих прежние нацио-
нальные костюмы. Все босиком, на дефре-
вянных колодках. Женщин гораздо боль-
ше, чем мужчин, но и те и другие измож-
дены нуждой. у

Обычное зрелище — велосипедиет с
прицепленной сзади трехколесной тележ-
кой, нагруженной каким-то скарбом, или
люди, тянущие те же тележки Ha cede.
Это погорельць, переезжающие с места
на место в поисках жилья. Ими буквально
кишал дороги Японии.

Сейчас вся страна в движении. Из То-
кио, Иокогамы и других городов идут и
идут вереницы людей, не знающих, что с
ними будет завтра. В Токио было свыше
семи миллионов жителей, сейчас там на-
считывается вряд ли два с половиной
миллиона. Одни мобилизованы в армию
или для работы в промышленности. Дру-
гие, оставшись без крова, покинули го-
род.

тивостоять 0б’единенным силам союзни-
ков. Всячески поднимался пресловутый
«японский дух». Нечего и говорить о
полной милитаризации промышленности.
Все внимание было сосредоточено на Cy-
достроении и авиации. На предприятия
сгонялись все мужчины, не занятые
в армии. Их труд заменялея женским и
детским. Император пошел даже на то,
что закрыл чайные домики, е которых
японское правительство получало боль-
шой доход, и все гейши были мобилизо-
ваны на строительство укреплений.

Еще в 1944 году, весною, закрылись
все театры, в том числе императорский,
опера и классический японский театр
«Кабуки». <Сейчас не до зрелищ, все
должно быть подчинено войне!» — пов-
торяли японские газеты. Осталось лишь

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь,

Б 15592.

Япония из кожи вон лезла, чтобы про-

несколько кино, в когорых совершенно
не шли новые картины. Очевидно, потому
же, что сейчас не до ученья, закрылись
университеты и даже начальные школы.
Студенты были или мобилизованы, или
строили укрепления. Школьники, эвакуи-
рованные вместе со школами, работали в
сельском хозяйстве. Детей  заставля-
ли, например, плести корабельные сна-
сти, при этом говорили: «Ты  дол-
жен сплести веревку до Америки, что-
бы ею можно было связать американских
солдат и притащить их к нам, в Японию,
пленными». Глупо и наивно, но зато в
полном соответолвии с «японским духом».
Исходя из того же принципа, женщи-
нам запрещено было носить кимоно, и сей
вид женской одежды заменен теперь мом-
пэ— родом шаровар. Вее женщины Япо-
‘нии ходят сейчас в момпэ, и не дай бог
было появиться в кимоно, да еще с длин-
ными рукавами: молодчики из фалнист-
ской ассоциации в любую минуту, в. лю-
бом месте могли отрезать рукава, а за-
одно прикончить их обладательницу.

Японское правительетво принимало вее
меры к тому, чтобы поддержать сильно
подорванное войной хозяйство, Ничего не
вышло.

B торговом балансе страны большое
место занимал ввоз морскими путями
сельскохозяйственных продувтов, в част-
ности риса. Нарушение торговых комму-
никаций заставило прибегнуть. к усилен-
ному внедрению суходольных культур. Но
подобные меры не давали нужных резуль-
татов, поскольку в стране не было удобре-
ний. Вступление же в войну СССР лишило
японцев Маньчжурии и Кореи, откуда
японские империалисты чернали богатей-
шие материальные ресурсы.

В этом факте — одно из об’яснений
столь быстрой капитуляции Японии. Ее
не епас усиленно насаждавшийся саму-
раями «японский дух». Страна, вынаши-
вавшая планы покорения мира, развязав-
mas войну на Востоке, захвалившая
Маньчжурию, Корею, терзавшая Китай,
должна ответить за все свои преступле-
ния, и она уже начинает отвечать за них.
Мы были свидетелями подписания акта
капитуляции Японии.

Громадный линкор стоял в Токийском
заливе, окруженный армадой других аме-

5. Телефоны отделов редакции; Для справок—К 3-25-11; Военного—К 5-68-59 $ 3-89-70: . ; » eit ен na the
осо бал на ее. IDpatiabaindl“-GE.oO, Dinbepanypen, a. Ноа ОВНО 5 59 м К 3-39-10; Информа ционного—К 4-72-37, Экойомического—К 3-58-35 и К 3-76-06;

Иностранного—К 3-91-08; Писем—К

риканских боевых кораблей. На «Миссу-
ри» прибыли делегации стран-победитель-
ниц, в том числе советская во главе с ге-
нерал-лейтенантом К. Н. Деревянко.

Первыми тепло приветствовали совет-
ских представителей американский адми-
рал Нимиц, глава британской делегации
адмирал Фрэзер, представитель француз-
ской делегации генерал Леклерк и китай-
ский генерал Су Юн-чан.

До начала процедуры шла оживлен-
ная беседа. К советской делегации бы-
ли прикованы взоры корреспондентов —
предетавителей прессы почти всего земно-
го шара. В лице членов советской делега-
ции присутетвующие приветствовали ве-
ликий советский народ и героическую

-нами. Все эти

Красную Армию, которая, выполняя при-
каз Генералиссимуса И. В. Сталина, на-
несла сокрушающие удары по Японии.

На палубе линкора «Миссури» пред-
ставителей Японии все время обетрели-
вали об’ективы фотоаппаратов. Тщетно
каждый из японцев старалея скрыть вы-
ражение своего лица.

Через день после подписания акта ка-
питуляции собрался парламент. Я был в
Токио, в палате пэров в тот момент, ког-
да, велед за речью императора, обсуж-
дался порядок выполнения условий ка-
питуляции. Официально слово «капиту-
ляция» является как бы запрещенным в
Японии. И в палате, и в прессе говорят
о прекращении войны, о решениях Бер-
линекой конференции. Но факт остается
фактом. Японские принцы крови, мар-
кизы, князья и бароны обсуждают имен-
но условия капитуляции.

В палале пэров еще сохранилась внеш-
Hin чинность. Каждый оратор, перед
тем как начать речь. отвешивает поклон
императорскому трону, = председателю,
депутатам. После речей согласные с
оратором депутаты воталт. И когда при
нас выступали принц Симадзу и барон
Вакацуки, высказывавшиеея за 6езого-
ворочное выполнение всех требований
союзников, пэры, как один, вотали. Это
тем более понятно, что в это время уже
шла высадка десантных войск на япон-
скую территорию.

В. БЕЛИКОВ.

ИОКОГАМА — ТОКИО. (По телеграфу)

5-75-11; Художественного. —К 5-36-53.

. 14 до

Издательство—К 1-42-86, К 4-75-06. Приём об’явлений в Москве--К 5-14-38, в Ленинграде—36-78
Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворнова- Степанова. Пушкинская площаль, 5

СУББОТА, 8 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 212 (8822)

#

ЮГОСЛАВСКИЕ т У а 0

оси 5. У маршала LMT

Вполне понятно наше волнение, когда нам
сообщили, что сегодня мы,’ журналиеты со“
юзных стран, гости Югославии, едем к Мар-
шалу Тито, Встреча была простой и заду-
шевной. Сразу же началась непринужденная

По широкой мраморной лестнице мы под-
нимаемся Ha второй этаж бывшего королев-
ского дворца в Белграде. На полу, на поло-
конниках, на стульях и на полках в про-
сторных светлых комнатах дворца лежали

пожелтевшие от времени какие-то записки, беседа.

бумаги с различными подписями, оттиски га- Корреспондентов интересовали многие
зет, предметы, имевшие отдаленное СХоЛ-  вопросы политической и экономической
ство с видами оружия, причудливые дере”   жизни Югославии. Речь шла об истории

вянные станки и огромные кипы фотографий.
Нам об’яснили:

— Оборудуем музей истории освобожде-
ния Югославии.

Пока здесь ничего ‘не приведено в поря-
док, экспонаты не имеют об’яснений, они
даже не разложены в необходимой последо-
вательности. Но и сейчас, проходя по за-
лам и осматривая вещи, ставшие уже мы

ясно ошущаете всю силу

а и югославским иностранной прессы в нашей стране инироко
народом. Маленькие, измятые, а порой за-   открыты. Мы сняли всякие преграды для
брызганные кровью подпольные газеты пе-   журналистов из союзных стран, Мы совсем
чатались на листках из ученических тетра- упразднили цензуру. Пишите обо всем, что
дей. Потом газеты стали больше размером,   вы видите, но, главное, пишите правду.
превратились в ежедневные, выпускались в0  Смысл и значение его слов для нас были
многих городах. Появились и журналы. На понятны, За последнее время во многих га-
полу стоит какой-то маленький. деревянный зетах различных стран о а Teioen Mae
станочек. Его зовут «хлопушкой». За ручку пишут не только преднамеренно лживо, ‘i
приподнимается тяжелая дубовая доска, под   з-но в echo и  тенденциовно: Многие
ней квадратик набранных и связанных бе- ия pres на ives “BdieTe Bb новой
чевкой строк. Квадратик смазывани краской, Югославии ни демократии, ни настоящей
клали на него листок бумаги из у ЕКО дружбы и об’единения народов.
Bs ag BTM 8 HT oni waqtasenicnoe Отвечая на вопросы о оао

у ii i славии, Тито за-
листовки готов. Такова походная партизан- т к Pee nue ae 2 о

РТ ов ити ых ленности, торговле и и не: у
 Ар - дробови-  Н и сохраняется. Землю мы отби-
ee “on не т о преступников и у тех, кто
ужти ‘обычно консервные банки. Тут же ее сам не обрабатывает. Мы считаем, что
стоят уже позднее сконструированные пар” то, что мы сейчас делаем, отвечает прин-
тизанами пулеметы и минометы. ципам демократии и интересам народа.

Так начиналась борьба небольших групп Далее маршал раз’ясняет, что все меро-
патраотов за жизнь и свободу своего наро“ приятия, проводимые сейчас правительст-

>, вылившаяся в общее народное восста- вом Югославии, опираются на желание и
ние против оккупантов. В дни этого нарол- волю народа.
ного освободительного восстания и была  Вопрос о короле, — говорит маршал, —
создана освободительная армия Югославии. ешитея конституцией. А конституцию при-
А во главе армии ч народного движения   мет Учредительное собрание, выборы в ко-
стоял Иосип Броз-Тито. Среди огромного  торое будут проходить на основе самой
количества фотографий, собранных для бУ` передовой демократической избирательной
пущего музея, на многих мы встречаем ЗНа` системы, что нетрудно будет установить
комое мужественное, обаятельное лицо 14° ino нашим законам. (Эти законы в дни бесе-
го. Тито среди бойцов, на наблюдательном   лы с маршалом Тито обсуждались во вре-
пункте, за столом в крестьянской избе. yd менной народной скупщине).
ОКО ПВА ТЫ УЕ een anne    Новая избирательная система в Югосла-
выступает на митинге, беседует с крестья о ыы и hy
фотографии — ныне историче- вии привлекает к у р ру-
мне по- Ководству страной широкие слои населения:
Горное   женщин, раньше лишенных избирательных
прав, армию, которая тоже не участвовала
в выборах. Ограничения определены только
Он ‘солнаком похолном мунлире, в, по-   для! незначительного круга людей — для
ношенных солдатских сапогах, в пилотке.   Предателен, CH ACH RISER,   HHIDEDSCAM: B panes
Раненую руку придерживает белая повязка. Широкая амнистия, и сейчас в
На пугозице френча фонарь. на коленях — Югославии, говорит огромной внутрен-
планшетка с картой. Сзади, немного накло- ней силе и уверенности правительства В
нившись к Тито, в такой же одежде, толь-   ПРавоте своего делай в поддержке Все»
ко вместо сапог ботинки с обмотками, стоит,   Го мероприятий самим народом.
оперщись на посох, доктор Иван Рибар, ны-  После обеда, на котором корреспонденты
нешний председатель президиума времен- всех стран произносили дружественные то-
ной народной скуппины Югославии. Кру- сты в честь новой Югославии и маршала
гом скалы, безмолвие. Отсюда Тито и Ри- Тито, мы были приглашены в кабинет Тито,
бар руководили невиданной по упорству и На одном из столов стояла серабряная ста-
ожесточению борьбой, выражавшей собой туя женщины. В руках у женщины — серл-
огромную силу народного духа и воли. це из золота. Кто-то спросил:

В какой бы уголок горной страны вы НИ  — Чье это произведение?
проникли, везде услышите имя Тито. ито ответил:

Однажды я услышал из уст шестидесяти-  — Народное. Эту статую преподнесли
летней жительницы хорватской деревни   на-днях итальянские женщины из Словен-
Ежово — Мары Хабитор такие слова: ского Приморья. Они собрали тридцать ки-

— В чае, тяжелый и трудный для нарола,   лограммов серебра и двести граммов зо-
когда вторгся враг, король покинул нае.   лота из своих личных украшений, отлили
И в тот час мы услышали голос Тито:   статую и прислали ее в дар.
«Полнимайтесь, люди, на врага»: Я’поблала  Тут же в кабинете мы увидели много
к Тито двух сыновей. А потом и сама ушла   предметов, присланных Тито с разных кон-
в партизаны. Вся наша деревня пошла 3а цов страны и из-за ее пределов: золотой
Тито. Я его не видела в жизни. Говорят, он\ венок от женщин Сараева, земной шар, сзе-
плотен, росл, смугл, красив. Для меня Же  ланный из металла,—от рабочих Белграда,
нет другого человека на нашей югослав:  сигары, присланные югославами с Кубы.
ской земле, который был бы красивее, умнее   Мы покидали Белград, унося с собой ca-
и смелее, чем Тито. Он — наше счастье,   мые теплые чувства к замечательному на-
наша надежда. Он поднял народ. С ним роду, свое восхищение энергией, мужест-
народ смял врага. С ним народ и построит  вом и. светлостью ума признанного руково:
свою жизнь. дителя демократической Югославии — мар-

Много раз мы слышали примерно такие   шала Тито.
же слова из уст народа о маршале Тито.

партизанской войны, о судьбе короля, о
Триесте и Македонии, о демократии и дик-
татуре, о наказании преступников войны и
экономической помощи Югославии со сто-
роны союзников. Тито подробно и охотно
отвечал на все вопросы. Он говорил:

— Мы ничего не хотим от печати ©оюз-
ных стран, кроме того, чтобы © нас писали
только правду. Двери для представителей

ские документы. Одна фотография
казалась особенно значительной.
ущелье. У подножия каменных глыб, нави-
сающих над ущельем, на земле сидит Тито.

Л. КУДРЕВАТЫХ,

спец, корр. «Известий».
Август 1945 г.

ПАНАМА

*) См. «Известия» от 22, 25, 30 авгуета и

1 сентября.

Перед выборами во Франции

Заседание Конфедерального’ Комитета Всеобщей Конфедерации Труда

ПАРИЖ, 7 сентября. (ТАСС). На засе- Фрашон настаивал на том, чтобы Все-
дании Национального Конфедерального Ко-   общая Конфедерация Труда рекомендова-
мчтета Всеобщей Конфедерации Труда ла членам профсоюзов отвечать во время
(ВКТ), состоявшемся 4 сентября, секре-  предстоящих выборов «нет» на второй во-
тарь ВКТ Бенуа Фрашон сделал доклад прос референдума, гласящий: «Одобряе-
о положении французской промышленно- те ли вы проект закона об организа-
сти и о задачах в области производства,  ции государственной власти?». «Мы из-
стоящих перед профсоюзами. Охарактери-  брали республику против диктатуры»,—
зовав положение в различных отраслях   сказал Фрашон в заключение, вызвав еди-
промышленности и приведя примеры, когда   нодушное одобрение присутствующих.
тысячи рабочих отказызались от оплачен-  Некоторые ораторы, сторонники социали-
ного отпуска для того, чтобы закончить   стической партии, указывали, что принятие
свою работу по реконструкции промыш-  решения рекомендовать членам профсою-
ленных сооружений, Фрашон разоблачил  зов от имени ВКТ отвечать «нет» на вто-
вредительскую деятельность трестов. рой вопрос референдума. приведет «к смя-

Касаясь отказа де Голля принять деле- тению в рядах членов профсоюзов», по-
гацию пяти крупных политических орга-  скольку точка зрения коммунистической н
низаций, Фрашон заявил: «Де Голль на-  социалистической партий по этому вопросу
помнил нам, что свобода попрежнему не- различна, Эти ораторы рекомендовали
прочна и что она нуждается во всех своих   «более широкую формулу», например, что-
защитниках... Представители пятой колон- бы Национальный Конфедеральный Коми-
ны становятся все более наглыми. В виду   тет требовал «суверенного собрания», не
того, что ‘были помилованы приговоренные требуя в то же время отвечать «нет» на
к смертной казни полицейские, занимавшие   второй вопрос.

в период оккупации руководящие посты и
истязавшие патриотов, можно задать во-
прос: не преследуют ли тут цель об’еди-
нить все, что есть реакционного, для то-
го, чтобы установить личную диктатуру?»

Фрашон указал, что ДЖЕР (французская
разведка) организует покушения, провока-
ции в провинции для того, чтобы нарушить
порядок. Он привел показания одного аген-
та ДЕР, арестованного за уголовное пре-
ступление регулярной полицией. Этот агент
признал, что ДЖЕР получает 300 миллионов
франков в месяц и что сам агент совершил
преступление по приказанию ДЖЕР для то-
го, чтобы вызвать беспокойство. «Это -—
провокационные акты, которые являются
типично фашистскими», — подчеркнул
Фрашюон.

Возврашаясь к заявлению де
том. что политика не входит в функции
профсоюзов, Фрашон продолжал: «Шарль
де Голль хочет оспаривать у нас право
заниматься этими вещами... Предстоящие
выборы ABATCH борьбой между реакцией и
демократией».

Отвечая на эти предложения, председа-
тель федерации металлистов Круаза за-
явил, что «в течение всего времени суше-
ствования Консультативной Ассамблеи, то-
есть с ноября 1943 года, она была лише-
на всех прав по отношению ‘к правитель-
ству, и последнее не обращало никакого
внимания на решения Ассамблеи, которые
были всегда важными. Мы уже сталкива-
лись с личной диктатурой, — продолжал
Круаза. — Если мы будем продолжать и
завтра такую практику, которая привела
фактически к тому, что правительство от-
вернулось от программы Национального Со-
вета Сопротивления, то эта программа ни-
когда не будет реализована».

—=———————=—ы——Ц]` —-—-

Голля ©

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издятель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

БОЛЬШОЙ ТЕАТР - 8/1Х «Снегурочка»; 9/1X
утро «Евгений Онегин». Нач. вечерн. спект. в
7.30 веч., утреннего — 3 12 ч. дня.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 8/1 Хо «Алые
паруса». Ная, в 1.30 вез.

МАЛЫЙ ТЕАТРЫ—ЗЛХ «Иван Грозный»,
в 1.30 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 8/1 Х «Бешеные
деньги». Нач. в 1.30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТ> КРАОНОЙ АРМИИ — Откры-
тие пезона 16 -еячтибря. Открыта предваритель-
ная продажа билетов с 12 ч. до $ ч. дня ие
8$ ч. вечера.

ГОО. ТЕАТР им. Esr: BAXTAHTOBA
Горького, пер, Садовских. 10) — 8ЛХ
ний день», Нач в 780 веч.

(ул,
«Послед*

МООК. ГОО. ТЕАТР ам. лЕНИНОКОого KOM-
СОМОЛА (ул. Чехова, 6) 8 3 ‘Bep-
эжерак». Нач. в 7.30 в ии wy a!

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 8 сентября 1945 г.
«БЕРЛИНОКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПОБЕДЫ» — Метрополь, не Е
«СЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО» — Метрополь,

«ДНИ И НОЧИ» — Моск $ HO
им. Горького, ии: т СХ

Нач.

«ПАРАД

SN, г   eh :
ельского хозяйства—К 5

“16-17;