делов стараются

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 213 (8823)

Советское строительство

Стиль работы

В Мордовской АССР Торбеевский район
считается одним из самых крупных.
Двадцать пять сельских Советов, семьде-
сят два колхоза, десятки школ, больни-
цы, местная промышленность — веем
этим надо руководить.

Как же исполком Торбеевского район-
ного Совета депутатов трудящихся ocy-
ществляет руководящую государственную
деятельность? Каков уровень его органи-
заторской работы?

В Совнаркоме Мордовской АССР поло-
Жжительно оценивают деятельность Тор-
беевского райисполкома. Единственным
основанием для этого служат сводки 0
выполнении хозяйственных работ. Но
присмотримся поближе к практике рабо-
ты исполкома районного Совета.

*

В один из августовских дней на четыре
часа было назначено заседание райис-
полкома. Уже пять, а приглашенных ‘еще
нет. Председатель исполкома тов. Кожаев
сам звонит то одному, то другому члену
исполкома, поругивает за опоздание. В по-
ловине шестого заседание, наконец, на-
чалось. Предетояло прежде всего заслу-
Wath сообщения председателей колхо-
зов им. Дзержинского и «Комсомолец» о
ходе уборочных работ. Этот вопрос стоял
первым в повестке, разосланной AHA 3a
два — три до заседания.

Но тов. Кожаев об’явил:

— В ближайшее время мне придется
поехать в Совнарком республики с докла-
дом о поставках продуктов животновод-
ства и выполнении финансового плана за
Ш квартал. Вот эти вопросы мы сегодня
и обеудим.

Слово для докладов получили предее-
датели сельских Советов. Выступления
их (по первому вопросу докладывали
четыре председателя, по второму пять)
не содержали ни анализа положения, ни
характеристики причин  неудовлетвори-
тельного выполнения государственных
заданий. Да председатели сельсоветов и
не могли сделаль обстоятельные доклады.
Ё заседанию исполкома они не готови-
лись. В тот день они приехали в райком
партии на семинар и отсюда их неожи-
данно пригласили на заседание испол-
кома. -

Прения не внесли ясности в обсуждае-
мые вопросы, и по очень простой причи-
не. Никто из членов исполкома и других
ответственных работников в сельсоветы
не выезжал и на месте состояния
дела не изучал.

Спрашивается: много ли нользы от го-
ворильни, в которую превратилось засе-
дание исполкома?

Заседание, о котором мы рассказали, не
является исключением. Таков стиль ра-
боты райисполкома. Руководители от-
поставить на 39-
седание исполкома побольше докладов
председателей отстающих сельсоветов и
колхозов. На заседание исполкома 5 ию-
ня, например, было вызвано © сообщения-
ми о ходе очередных сельскохозяйствен-

райисполкома

нуть в том, что они не бывают на селе,
но выезжают они чаще всего в качестве
уполномоченных по проведению хозяйст-
венно-политичееких кампаний. И очень
редки случаи, когда уполномоченный уме-
Zo сочетал бы борьбу за успешное реше-
ние очередной хозяйственной задачи с ©б-
щим под’емом работы сельского Совета.
В Кочетовекий сельсовет райком партии
и райисполком направляют в течение все-
го этого года уполномоченным тов. Та-
раканова. Когда его спросили, почему не-
регулярно проводятся сессии сельского
Совета, почему не работает ни одна по-
стоянная комиссия, тов. Тараканов воз-
мутился:

— При чем тут я? Меня послали ор-
ганизовать уборку урожая, a как сельсо-
вет работает — не мое дело.

Секретарь Лопатинекого сельского С0-
вета рассказывает, что она не помнит
случая, чтобы кто-нибудь из членов рай-
исполкома или уполномоченных, будучи
в селе, поинтересовался состоянием ор-
ганизационно-массовой работы Совета.

Некоторые председатели сельсоветов
стали на путь голого администрирова-
ния и допускают беззакония в отношении
отдельных колхозников.  Райисполком
знает об этом, но не придал подобным
фактам должного политического значе-
ния, не призвал к порядку виновников
незаконных действий.

Из колхозов Решетинского, Морд.-Юн-
кинекого и Малышевского сельсоветов
райисполком получил протоколы общих
собраний об исключении нескольких кол-
хозников и колхозниц из членов артели.
Исполком не счел нужным разобраться,
почему принята такая крайняя мера, и
автоматически утвердил решения, хотя
в протоколах не было данных, подтверж-
дающих правомочие собраний решать во-
прос об исключении, не указывалось чи-
сло голосовавших за исключение.

В районе есть неплохо работающие
сельсоветы. Ё их числу надо в первую
очередь отнести Жуковский сельсовет.
Здесь с помощью сельскохозяйственной
комиесии обеспечили своевременную под-
готовку колхозов к уборке урожая, за-
кончили ремонт помещений для зимовки
скота. У сельсовета большой актив. Хоро-
шо поставлена работа в избе-читальне.
Опыт этого сельского Совета и его колхо-
зов плохо распространяется.

Чем об’ясняется порочный стиль рабо-
ты исполкома? Прежде всего тем, что ра-
ботает он без опоры на массы, не прислу-
шивается к голосу масс. Самые важные
постановления райисполком принимает,
не посоветовавшись с активом, с депута-
тами.

Постоянные комиссии районного Сове-
та не проявляют никаких признаков жиз-
ни. Исполком не привлекает депутатов
BK своей работе даже в порядке эпизоди-
ческих ‘заданий.

Сессии районного Совета созываются
нерегулярно. В этом году за восемь меся-
цев состоялиеь две сессии. Последняя
из них расематривала два вопроса: о
районном бюджете на 1945 год и о нод-

ных работ девять председателей сельсове-
тов и девятнадцать председателей колхо-
зов, 21 июня — четырнадцать председа-
телей сельсоветов и пятнадцать предее-
дателей колхозов. Таким образом оператив-
ное руководство сельсоветами и колхо-
зами со стороны райисполкома подме-
няется заседательской суетней. *

А толку от таких заседаний никакого.  Так выглядит руководящая деятель-
На заседаниях исполкома 3a последнее  ность райисполкома. Как видим, испол-
время, например, восемь сельсоветов от-  Ком работает неумело. канцеляреко-бюро-
читывались 0 подготовке школ к учеб- вратическими методами. AB Совнаркоме
ному году. Но так как исполком и отдел Мордовской АССР довольны. Не говорит ли
народного образования оперативно не кк © слабом знании работниками Совнар-
проверяют выполнения принятых фреше- eae Ss Ge РАЮ
ний, большинство школ так и не было  ^ ру i р к
своевременно отремонтировано и обесие- А. СЕМЕНОВ,
чено топливом. спец. корр. «Известий».

Работников райисполкома нельзя упрек-

готовке школ к новому учебному году.
На сессии не выступили © содокладами
ни председатель бюджетной комиссии, ни
председатель комиссии по народному 0б-
разованию. Руководители исполкома от-
неслись формально к подготовке сессии.

Торбеевский район Мордовской АССР.

ных. Здесь есть

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ‘CCCP

Мост через Днепр.

Бригада монтажников И, М. Зверева на еборке пролетов.

Фото Г. Зельма..

В Алма-Ата

Восстановление промыслов

Совнарком Казахской ССР принял по-
становление об увеличении производства и
расширении ассортимента изделий про-
мысловой кооперации. В связи с этим’в
Алма-Ата и других городах республики
восстанавливается ряд промыслов. В бли-
жайшее время местные артели начнут из-
готовление. ковров, гобеленов. Керамиче-
ские артели приступают к производству ху-

дожественной посуды —- цветочных ваз,
бокалов, кувшинов, национальных чайных
сервизов.

Несколько артелей будут выпускать для
продажи пуховые изделия — шали, платки.

Закончены с’емки фильма «Абай»

В окрестностях Алма-Ата несколько ме-
сяцев шли с’емки художественного фильма
«Абай» по сценарию писателя М. Ауэзова
и Е Арона. В роли Абая снимался народ-
ный артист республики Калибек Кауныш-
паев.

В настоящее время с’емки закончены.

Завод шампанских вин

В столице Казахстана идет строитель-
ство первого в республике завода шам-

Ждут ли в Иванове зиму?

На протяжении ряда лет город Иваново
испытывает серьезные затруднения в обес-
печении топливом предприятий, социально-
культурных учреждений и населения. Прош-
лой зимой, например, перебои в снабжении
дровами и торфом отрицательно сказыва-
лись на работе школ, больниц, поликлиник.
Нужды населения не удовлетворялись и на-
половину.

Еще в феврале исполком городского Со-
вета принял обширное решение о заготовке
топлива на зиму 1945—1946 гг. Были пре-
дусмотрены все детали: сколько топлива
должен дать гортоп, сколько обязаны заго-
товить предприятия, какое ‘участие примет
население. Каждый райисполком получил
конкретное задание.

Следовало ожидать, что за развернутым
планом последуют актизные действия в лес-
ных делянках, на торфяных болотах, что го-
родской и районные исполкомы сделают все,
чтобы обеспечить город топливом.

Однако ожидания не оправдались. Уже
на исходе лето. Ивановское город-
ское топливное управление только соби-
рается «развернуть в полную силу» добычу
торфа. План выполнен всего только на одну
треть. Высушено и убрано торфа. менее 10
процентов сезонного задания. Не может
быть признана удовлетворительной и работа
по заготовке дров.

Обследование памятников старинного зодчества
ПЕТРОЗАВОДСК, 8 сентября. (По те-

леф. от соб. корр.). В Карелии много па-
мятников старины, особенно архитектур-
постройки ХУ века ‘и
Петровской эпохи. К числу наиболее до-
стопримечательных сооружений относится
Преображенская церковь в селе Кижи —

От корреспондента
«Известий»

панских вин. Новый завод будет выпускать
двести пятьдесят тысяч бутылок шампан-
ского в год.

Еще в прошлом году началась подготов-
ка сырьевой базы для будущего предприя-
тия. В нескольких районах Алма-Атин-
ской, Джамбулской и Южно-Казахстанской
областей увеличены посадки винограда.

Одновременно в Алма-Ата строится вто-
рой винодельческий завод, который будет
выпускать плодоягодные вина.

Новые работы художников

Около пятидесяти художников и скульп-
торов Алма-Ата работают сейчас над про-
изведениями, посвященными предстоящему
25-летию Казахской CCP. Художник
А. Каскеев пишет. картину «Возвращение
героя в колхоз», профессор Черкасский —
картину «Берсиев и его звено», изобра-
жающую мастера рекордных урожаев хлоп-
ка в кругу учеников. Художница Лизогуб
готовит картину о подвиге Героя Совет-
ского Союза девушки-казашки Маншук
Маметовой.

Ряд художников пишет портреты знат-
ных людей Казахстана.

В лесу и на торфяных предприятиях ра-
ботает немногим больше пятисот рабочих
вместо тысячи. Ни один район города не
выполнил задания по выделению рабочих
на заготовку топлива.

Заготовить топливо это еще полдела. На-
до его вывезти к линии железной дороги,
на склады города. Но вывозка организована
так же плохо, как и заготовки. В гортопе
есть свой парк грузовых автомашин. Он мог
бы перевозить дров в два раза больше, ес-
ли бы машины не простаивали в длительном
ремонте и использовались по прямому наз-
начению. Однако по распоряжениям руко-
водящих работников горисполкома машины
гортопа нередко снимаются на обслужива-
ние всевозможных хозяйственных нужд гор-
исполкома.

В свое время облисполком принял реше-
ние о выделении Ивановскому гортопу ло-
шадей из близлежащих районов. Но работ-
ники гортопа вот уже второй месяц ждут
обещанных подвод. Дождутся ли? Из Ви-
чугского, Лухского, Наволокского районов,
например, в лес не прибыло ни одной лоша-
ди.

И вот напрашивается вопрос: — Ждут

ли в Иванове зиму?
А. КОЗЛОВ,

соб. корр. «Известий».
г. ИВАНОВО.

образец северного русского деревянного
зодчества. Церковь построена в 1714 году.
Издалека видны двадцать два ее купола.

Для изучения древних памятников архи-
тектуры в Петрозаводск прибыли экспеди-

Наука п

—_—

техника

Ультразвук

Область звуковых колебаний, улавливае-
мых нашим слухом, теряется между не-
слышными инфра- и ультразвуками. Осо-
бенный интерес представляет ультразвук,
нашедший широкое применение в науке и
технике.

Ультразвуковые колебания — повсюду.
Их источниками являются машины на за-
водах, ветер, море, насекомые...

Существуют аппараты, посылающие
мощные ультразвуковые излучения. Глав-
ных способов получения ультразвука сей-
час два. Один основан на том, что стержни
из магнитных материалов — железа, никеля,
нихрома и других — растягиваются и сжи-
маются, сообщая колебания окружающей
среде, если их поместить в катушку из про-
волоки, по которой проходит переменный
электрический ток высокой частоты.

В ультразвуковом генераторе другого ти-
па применяются кварцевые пластины, обла-
дающие свойством колебаться с частотой
переменного электрического поля, под дей-
ствием которого они находятся.

Ультразвуковые колебания можно собн-
рать и направлять в определенное место
посредством рефлекторов, как это делают
с лучами света. Такие рефлекторы позволя-
ют большую часть излучаемых ультразву-
ков сосредоточить на изучаемом животном,
растении, промышленном изделии.

Ультразвуковые колебания могут прони-
кать на любую глубину в живом организ-
ме или предмете и там «перебирать» и
«встряхивать» мельчайшие частицы веще-
ства.

Этим свойством ультразвука широко
пользуются для приготовления эмульсий,
применяемых в технике, пищевой промыш-
ленности и медицине. В эмульсии одна
жидкость равномерно распределяется в
другой в виде мельчайших капелек. Чем
меньше размеры отдельных капелек, тем
эмульсия совершенней. Как показали опы-
ты, лучшим средством для размельчения
составных Частей эмульсии является уль-
тразвук.

Соляровое масло нафталанской нефти
может применяться для лечения рака и
должно вводиться для этого непосредствен-
но в раковую опухоль. Но масло, попадая
в кровь, вызывает закупорку мельчайших
сосудов и свертывание крови. Оно стано-
вится безвредным только в том случае,
если капельки его так малы, что легко про-
ходят через тончайшие разветвления кро-

веносных сосудов. Капелька масла должна
быть не больше кровяного шарика, диа-
метр которого — 6—12 микронов (тысячных
частей миллиметра).

Ни один из существующих способов раз-
мельчения капелек масла не давал нужно-
го результата, и тогда профессор Невядом-
ский обратился к помощи ультразвуковых
колебаний. Они разбивают масло на части-
цы в десять——двадцать раз меньшие, чем
кровяные шарики. Действие ультразвуко-
вой эмульсии профессор Невядомский про-
верил на тысяче животных и добился поло-
жительных результатов. Эта эмульсия при-
меняется теперь и для лечения людей. В
московских поликлиниках сделано свыше
пятнадцати тысяч внутривенных вливаний
эмульсии больным раком.

Немало людей погибает от болезней пи-
щевода, желудка, кишек из-за того, что

исключено поступление пиши нормальным
путём. Опыты показывают, что с помошью
ультразвука возможно введение пищи не-
посредственно в кровь.

В молоке капельки жира тоже разбива-
ются ультразвуком на мельчайшие части-
цы, и такое молоко легче усваивается, его
можно давать даже тем больным, которые
совершенно не переносят обыкновенного
молока. Регулируя силу и продолжитель-
ность облучения ультразвуком, можно сде-
лать молоко нескисающим. i

Ультразвук «старит» сыры и вина. Про-
дукты, возраст которых совсем невелик,
приобретают свойства вин и сыров, долгое
время выдерживавшихся в специальных
условиях. Ультразвуковая обработка ме-
няет качества табака. Маргарин после
ультразвукового «массажа» усваивается
гораздо легче. «Ультразвуковые» соус и
крем отличаются особыми вкусовыми каче-
ствами. Ультразвуком успешно стерилизу-
ют питьевую воду.

Одно из последних достижений в области
ультразвука — кварцевый излучатель во-
гнутой формы, позволяющий сосредоточить
ультразвуковые колебания на очень не-
большой площади облучения. Это значи-
тельно расширяет область применения уль-
тразвука для медицинских целей.

Гибкость и простота ультразвуковых
установок, бесшумность и безопасность ра-
боты с ними делают ультразвук одним из
самых ценных и многообещающих средств
исследования и в научных организациях, и

на заводах.
А. МОРОЗОВ.

Новые кадры для ленинградской промышленности

ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). На крупнейших заводах Ленин-
града широко развернулось социалистиче-

. ское соревнование за лучшую подготовку

кадров. На предприятиях создаются стаха-
новские школы, кружки повышения квали-
фикации, группы индивидуального обуче-
ния молодых рабочих.

На Кировском заводе соревнование про-
ходит под лозунгом: «Лучшим будет тот,
кто в кратчайший ерок и на высший раз-
ряд обучит наибольшее количество учени-
ков». Стахановцы взяли шефство над’ но-
вичками и обучают их непосредственно у
станков. Опытные мастера и рабочие руко-
водят группами теоретического обучения.
Около трехсот рабочих посешают курсы
целевого назначения и осваивают техноло-
гию намеченных к выпуску новых изделий.

Группа слесарей-сборщиков и рабочих

ВОРОШИЛОВГРАД, 8 сентября. (ТАСС).
В городах, поселках и колхозных селах
сегодня праздничное оживление. Торжест-
венно отмечают ворошиловградцы вторую
годовщину освобождения Донбасса от фа-
шистских захватчиков.

Рабочие шахт и заводов отмечают этот
день новыми производственными успехами.
Выдали первый уголь шахта «Никанор»
треста «Ворошиловуголь», первая очередь
которой восстановлена на три месяца рань-
ше срока, и вновь построенная шахта № 178
треста «Краснодонуголь».

С особым воодушевлением трудятся в эти
дни ворошиловградские паровозостроители.
В восстановленных цехах завода началось

КУЙБЫШЕВ, 8 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Театр оперы, балета и музы-

ции Комитета по делам архитектуры при
Совнаркоме СССР.

кальной комедии поставил’ оперетту «Вер-
ный друг». Тема ее — дружба советских

фасонно-литейного цеха обучилась работе
на новых формовочных машинах. Девятерых
рабочих обучил кочегар мартеновского цеха
П. Петров. За высокое качество обучения
жюри вручило ему первую премию в 5.000
рублей. Вторые премии по 3.000 рублей
присуждены формовшику В. Строганову,
печнику мартеновской печи М. Блохину,
бригадиру прокатного цеха Ф. Французову-

Старые производственники Кировского
завода недавно обратились к коллективам
других заводов и фабрик города е призы-
вом вырашивать новые квалифицированные
кадры для ленинградской прэмышленности,
готовить себе достойную смену. Каждый
кадровый кировский рабочий берет обяза-
тельство обучить своей профессии не мень-
ше пяти рабочих и создать на своем участ-
ке стахановскую школу.

Праздник в Ворошиловграде

изготовление деталей и узлов для новых
паровозов, к строительству которых завод
должен приступить в ближайшее время.

Передовые сельхозартели Ивановского
района — «Острый курган», «Красный по-
левод», совхозы «Хрустальный» и имени
Петровского еще вчера завершили годовой
план поставок хлеба государству. Красные
обозы с зерном непрерывным потоком дви-
жутся на заготовительные пункты и в дру-
гих районах области.

Вечером во Дворце культуры имени Ле-
нина состоялось торжественное заседание
городского комитета партии и городского
Совета совместно с областными и город-
скими общественными организациями.

Премьера новой оперетты

людей. Либретто — В. Михайлоза, музы-
ка — лауреата Сталинской премии В. Со-
ловьева-Седого.

У синей черты

Дорога сворачивает в сторону, под-  закончена физическая зарядка и все,
нимается на сопку, минует давно разби-  умывитись, вернулись с озера и уже у па-
THe доты линии Маннергейма, и через час   латок и на линейке идет уборка, внезапно
езды по темному притихшему лесу мы  раздается сигнал горниста, и слышится
попадаем к большому лесному озеру, про-  команда:
долговатая чаша которого налита между  — На флаг, смирно!
двух холмов. Здесь лагерь Ленинградского И вы видите, как каждый из воспитан-
Нахимовского военно-морского училища.   ников, где бы он ни был, мгновенно за-
Скоро ночь. На мачте у главных ворот  мирает на месте и, обратясь лицом к
спущен флаг. Под грибом у рынды стоит! мачте, вытянувшись, следит глазами за
юноша-дневальный в форме моряка с флагом, взвивающимея по шкерту и
боцманской дудкой на груди и штыком уже реющим в воздухе.
на ремне. На передней линейке, перед Под’ем военно-морского флага — это
палатками — дневальные рот. Когда МЫ одна из старых морских традиций, сим-
с дежурным офицером проходим МИУ9, волизирующая единство команды, вер-
хаждый из дневальных делает шаг вперед ность кораблю и стране. Хранить тради-
и в ночной тишине раздаются негромЕие, ции славного русского флота— первая за-
но отчетливые слова рапорта. Здесь весь  поведь нахимовца. Честь корабля, честь
быт — как на корабле. Вот раздаются  офицера, уважение к военно-морской фор-
сдвоенные удары в рынду — 9т0 отби- ме, — все это внушается им се первого
зают склянки. дня. Они знают, что ни один русский ко-
Здесь, у озера будущие моряки 3а- рабль никогда‘в плен не сдается, что рус-
каляютея, их быт суров, высока требо- ский флот за всю историю своего суще-
вательность к ним, строга дисциплина.  ствования не знает ни одного такого слу-
Воспитать в юношах любовь к морю и чая. Они с благоговением слушают рас-
морскому делу — одна из основных задач сказы о подвигах русских моряков в
Нахимовекого училища. Тому способст- прошлые войны и в нынешнюю Великую
вуют склонности самих воспитанников.   Отечественную войну: И когда, например,
Многие из них — ленинградцы, жители   строй нахимовцев идет по проспекту
города-порта, где с каждого моста’ видны   Вирова мимо памятника «Стерегущему»,
мачты кораблей и морские флаги всех торжественно звучит команда «смирно»,
флотов мира. Не одного из нахимовцев и нахимовцы в молчании проходят мимо,
еще задолго до училища манила к себе   отдавая дань уважения мужеству и само-
синяя черта морского горизонта, не один   отверженности русских моряков.
йз них зачитывалея морскими путешест- +
Mn nec НО ОИ пота neat маленький some
Я : тый домик. В нем разместились самые
кова-Прибоя. юные нахимовцы, только-что прибывшие
Морской уклад жизни, все то, что 60- в училище. Это новички или «новобран-
ставляет морскую традицию и в быту, И цы», как их с’ ласковой улыбкой назы-
в бою, и на корабле, и в походе, должно  вают в лагере. Новичкам еще всего по

вопроса, можно ли переводить мальчуга-
нов в палатки, не будет ли им холодно
по утрам. .

У крыльца в черном бушлате и белой
бескозырке стоит маленький дневальный.
Новички с поразительной быстротой,
можно сказать, с жадностью перенимают
от старших и выправку, и 0собую лад-
ность в ношении морской формы, и даже
терминологию. Чарующая новизна «на-
стоящей» военно-морской обстановки за-
хватывает их целиком. Они здесь всего
несколько дней, а уже каждая лестница
для них — трапчик, кухня — камбуз,
кровать — койка. Уже никто из них не
говорит «да», а, как старшие воспитан-
ники, обязательно «так точно».

Мы пришли к новичкам во время по-
строения. Офицер-воспитатель старший
лейтенант Шепетьев—боевой командир-
североморец, высокий и добродушный,
внимательный и требовательный к каж-
дому и уже заслуживший полное доверие
всей роты, готовился принимать рапорты
от вице-старшин, то-есть воспитанников,

уже теперь, с юных лет, с первых шагов   левяти-десяти лет, и поэтому спят они на
войти в кровь и плоть будущего морского   чае больше, чем остальные, и живут в до-
офицера... мике, между тем как среди командиров

Через час после побудки, когда уже  идет трогательное и горячее обсуждение

являющихея как бы помощниками стар-
шины-воспитателя. Рота строится по-
вЗводно.

— Разобраться по челыре!—раздает-
ся звонкий детский голосок. Отриженые
головы мальчиков выравниваются в ряды.

По комарде «емирно» строй замирает.
Маленький командир подходит к Ще-
петьеву и, вытянувшись, рапортует:

— Второй взвод ‘в количестве два-
дцати восьми человек выстроилея по ва-
шему приказанию, вице-старшина Колкин.

Вице-старшине от роду не более де-
сяти лет. Ростом он едва до пояса вы-
сокому командиру - воспитателю, но Ще-
петьев спокойно и серьезно приклады-
вает руку к козырьку. Рапорт при-
нят. Раздается команда «вольно», и вид-
но, что и воспитаннику, и воспитателю
это четкое обращение по команде достав-
ляет одинаковое удовольствие.

*

На пирс, к озеру мы идем вместе со
связным дежурного офицера воспитан-

ником Евгением Раутским. Это пятнадца-
тилетний стройный, опрятный и подтя-
нутый юноша. Он держится скромно, сво-
бодно и точно отвечает на вопросы.

— Вам здесь нравится?

— Конечно, — говорит он, — я ведь
еще с детства хотел стать моряком.

Глядя на любого из воспитанников, вы
обнаружите в нем, каки в Раутском, ди-
сциплинированность и четкость поведе-
ния. Он сдержанно и учтиво ответит на
ваш вопрос, не сядет и не встанет без
разрешения командира. В каждом из
воспитанников ясно видна внутренняя
свобода поведения.

Разговаривая с Раутеким, я невольно
приномнил рассказ заместителя началь-.
ника училища капитана 2-го ранга Мо-
розова о том, как много внимания ста-
раются уделить в училище воспитанию
воли, находчивости и самостоятельности
мысли каждого нахимовца.

На вечере самодеятельноети Морозов
обратил внимание на некоторых из м0-
лодых воспитанников. Выйдет нахимовец
на сцену, исполнит свой номер. Все хоро-
шо. Ему апплодируют. Он кланяетея. В
первом ряду сидят командиры и опять
аплодируют, он снова кланяется. Каза-
лось бы, вее. Можно уходить. Но как же
уйти? Ведь он привык уходить только ©
разрешения старших. И вот он мнется,
видимо, думает, уж не спросить ли ему

разрешения со ецены.

— Мы, — говорит Морозов,-сразу об-
ратили на это внимание. Дисциплина,
подтянутость нам нужны, но только от-
нюдь не связанность, не робость.

*

Пирс, или, иначе говоря, причал, по-
ставленный перпендикулярно берегу,
простирается на несколько саженей в
озеро. Здесь, как можно догадаться, лю-
бимое место нахимовцев. Военно-морское!
дело — это страсть каждого. Сейчас
«НАВИГАЦИОННЫЙ период» заканчи-
вается, так как старшие роты уезжают на
зимнюю учебу в Ленинград. а новичкам,
остающимся здесь до октября, «ходить

старшие воспитанники под руководством
мичмана Пестова вытаскивают шлюпки
на берег. Группа мальчиков в одних тель-
няшках и трусиках, двигаясь по колено
в воде, подготовляет у берега шлюпку.
Слышится команда:

— Вынуть румпеля, убраль’ рангоут,
весла, спасательные пояса, уключины!

— Споро работают, — удовлетворенно
замечает старый моряк Алексей Алексан-
дрович Филиппов — человек с пышными
боцманскими усами, один из самых по-
пулярных в лагере преподавателей. Он
около полувека провел на море. Мальчики
в каждом его движении видят навыки бы-
валого моряка и со счастливой покор-
ностью исполняют каждое его. приказа-
ние. Алексей Александрович проходит с
ними штурманское и такелажное дело,
а тут целый мир заманчивого и необхо-
димого для моряка.

Надо сказать, что подбор командиров,
воспитателей и преподавателей для На-
химовского училища проводится в боль-
шой тщательностью. Среди командиров
рот и особенно среди офицеров-воспита-
телей, которых в шутку, но довольно точ-
но называют «и папа, и мама», многие
имеют высшее образование, иногда не
только военное, но и педагогическое. В
училище много боевых, заслуженных
командиров флота. Так, военно-морской
цикл возглавляет капитан 1-го ранга Лев
Андреевич Поленов — ‘старый морской
офицер, командир знаменитого крейсера
«Аврора», бывший на корабле в качестве’
дежурного офицера и в самый момент
исторического выстрела по зимнему двор-
цу, Поленов— старый и опытный препо-
даватель, выучивший не одно поколение
советских .командиров в училище имени
Фрунзе. Встати говоря, «Аврора», полу-

цам высокие и благородные традиции со-
ветского флота, особенно проявивииеся
во время нынешней Великой Отечествен-
ной войны. Большое всегда начинается с
маленького, и в училище все понимают,
что черты характера будущего волевого
моряка-командира воспитываются He
сразу. Молодым нахимовцам иногда не-
хватает настойчивости в достижении
какого-нибудь, пусть небольшого, дела,
которое не сразу удается. Например, за-
вязать сложный морской узел или до-
биться нужного темпа и слаженности в
гребле, успеха в учебе. Задача руковоли-

теля — в том, чтобы этого обязательно
добиться.

Тяжело-то, тяжело, — говорят в
таких случаях воспитаннику, — а в тор-

педную атаку итти еще тяжелее.

И нахимовец с первых дней развивает
в себе, как необходимые качества, настой-
чивость и упорство в достижении цели.

Но, конечно, главное внимание уде-
ляется приобретению знаний. Рудущий
командир, офицер нуждается в этом
прежде всего. Надо помнить, что совре-
менный корабль — это воплощение мно-
гих высших  доетижений современной
науки и техники. Крейсер «Киров» или
«Максим Горький» — это, фигурально
выражаясь, полтора Волховстроя, если
брать только энергосиловую мощность.
А радио, а турбины, а электроаппаратура,
наконец, артиллерия — работа со всем
этим требует огромных знаний.

И нахимовцы прилагают все старания
к тому, чтобы хорошо учиться. Успевае-
мость их выше успеваемости в средних
школах Ленинграда. Надо учесть, что у
юных моряков несколько обширнее про-
грамма, — они, например, изучают 0бя-
зательно не один иностранный язык, а
два, кроме того, у них, как сказано выше,

чившая во время войны несколько серь-
езных повреждений, заново ремонтирует-
ся и поступит в полное распоряжение На-
химовского училища. Этого ждут. как
праздника, и воспитанники, и воспита-
тели.

Коллектив командиров и воспиталелей

на шаюпках» еще не положено. Поэтому

постоянно стремится привить нахимов-

есть свои 0с0бые военные интересы, а
следовательно, и занятия.

Дисциплина поведения и дисциплина
труда — вот что ставит их в еравни-
тельно более выгодное положение и по-
зволяет справиться с большим об’емом
обязанностей.

Ник. ЖДАНОВ,
спец. корр. «Известий».