<> Ea

oT
и
‚а,

iT
6:

we

ИО
pl’
лу
i

ko
Иа
ОН

ИИ
11°
aul

He

ВТОРНИН, 11 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 214 (8824)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ“ТРУДЯЩИХСЯ СССР
д

ER aR Е ЕЕ ИЕР ЕЕ ИШЕ SS SSS ERTS

Советское строительство

ждение авторитета
Р окдег вторит

Еще в прошлом году Садырекий ауль-  нетребовательность
ный Совет не вылелялея в районе ничем
примечательным. Совет не отличался ни
глубоким проникновением в дела колхо-

аульного Совета,
поверхностно доложил о положении дел
в колхозе.

Уже первые вопросы участников 3ace-

миша шишки

Критика п библиография

Книги о ху

Не так давно мне довелось вместе с груп-
пой бойцов, проделавших славный боевой
путь от Волги до Эльбы, любоваться чудес-

ным старинным портретом. Портрет, испол-
ненный в легкой, воздушной манере, сиял и

зов, ни заботами о благоустройстве сбле-
ния. Расположенные в аухе колхозы сея-
ли и убирали хлеба, выращивали скот,
строились. Но не чувствовали” они в своих

дания насторожили Махмутова. Чувство-
валось, что в Совете хорошо освёдомле-
ны 0 том, что делается в колхозе, что де-
путаты и активисты Совета — заметили

переливался голубыми, пепельными и розо-
ватыми красками. Нам улыбалось прелестное
девичье лицо. «Дозвольте спросить, — об-

многие недостатки,  ускользнувшие от
внимания самого председателя колхоза.

Прения еще больше убедили Махмуто-
Ba B TOM, что на этот раз Совет действи-
тельно «емотрит в корень». Побывавшие
накануне в бригадах депутат Азизова и
активист Нурияров указали правлению
колхоза на существенные недочеты в
подготовке к севу.

Необычным было на этот раз и реше-
ние аульного Совета. Оно содержало
дельные и подробные указания: что. где
и как нужно сделать. Впервые з& много
времени Махмутов ощутил, что его до-
влад на сессии не прошел даром.

еделю спустя в кабинете Таласбаева
снова шла беседа о делах в артели «Пер-
вое мая». Теперь говорили уже о том,
как выполнено недавнее решение Совета.
Проверявшие исполнение Азизова и Ну-
рияров сообщили, что первомайцы в 06-

буднях направляющей руки зульного
Совета.

Нельзя сказать, что председатель Cone-
Ta He пробовал руководить колхозами.
Обычно накануне сева, уборки на заседа-
ние в Совет вызывалиеь председатели
колхозов, бригадиры. Выслушав их со-
общения, участники заседания на все
лады корили виновников «плохих показа-
телей». Потом выносились решения с
одними и теми же «указать», «предло-
ЖИТЬ»...

И в речах выступавших работников
Совета, и в принятых решениях было
мало деловых указаний и помощи. Кол-
хозники покидали накуренный предееда-
тельский кабинет с нескрываемым чувет-
вом досады по поводу зря потерянного
времени. А работники Совета возвраща-
лись в привычным делам: собирали на-

OPH, выдавали справки, подписывали   щем подтянулись, но комиссию в6е еще

акты... 3 тревожит неисправность части конного
В беседах, которые велись в аульном инвентаря.

Совете товарищами, представляющими — Чего вам недоставт? — спросил

местную власть, часто порицали работни-Жумабай у `Махмутова.
RO раниопоянона и нелчебвих  YROAHO-  _ Но’ жолаа дан оковалий ре-
моченных за то, что те редко заглядывали   монта,
5 Совет, мало интересовались его работой.    __ Попросили бы в МТС.
Но только ли райнсполком и его отделы  __ Попросить можно, — бвогласнался
повинны были в том, что Совет не спра-  Махмуков. — Только дадут ли?
влялея со своими обязанностями? — Попробуйте зя помогу
: :

Последующие события показали, что Поездка в МТС была удачной: по-

многое тут зависело не только от раиис- сланный возвратился домой с нужным же-
полком&. 1е30м.

Началось Bee © избрания  пред-  Так установилея контакт между Co-
седатехем Садырского зулеовета Жумабая ветом и` колхозом, так pocao руководящее
Таласбаева. Инвалид Отечественной вой-  влияние Совета на колхозные дела.
ны Жумабай до ухода в армию работал в Широк и разнообразен круг деятель-
колхозе соседнего аула. Свою работу На  ности аулсовета. Во всех делах своих
новом месте Жумабай Таласбаев начал 60   Таласбаев и депутаты опираются на пос-
знакомства с хозяйством аула. Это не быт   тоянно действующие комиссии. Помимо
беглый подсчет земельной площади, чис- сельскохозяйственной, в Совете работают
ла дворов, скота и мапгин, хотя все эти Школьная, бюджетная, дорожная И KY Ib-
сведения Кумабай аккуратно записал в турно-бытовая комиссии, об’единяющие
свой блок-нот. Председатель Совета про- около тридцати активистов аула. У каж-
водил дни на поле, в бригадах, на фермах.   дой комиссии свой план, свои заботы.

Прежде в Совете часто жаловались Hal  Бостан Тохпиязов, тот самый колхоз-
недостаток людеи, актива: ник, с кем Жумабай имел свой первый

— С кем тут работать? Депутатов   разговор на конном дворе, сейчас пред-
осталось только трое. Учителей не при-   седательствует в дорожной комиссии. Он
ваечеть, а колхозников тем более. Уж  погружен в заботы о благоустройстве
очень много у них своих дел. аула. Тохпиязов и семь других членов

Бывая в бригадах, на колхозных собра-   ЛОРОЖНОЙ комиссии осмотрели вое при-
ниях, & 10 и запросто заходя к колхозни-  ОАШИе в ветхость мосты,  прикинули,
кам, Жумабай пригаядывалея к людям.  СКОЛЬКО понадобится материалов, и
Бдизкое знакомство с жителями аула по- a ile ee ыы  О
казывало, что кое-кого, может быть, не  “

лись выделить в помощь Совет сколь-
сразу, но вее же можно втянуть в работу  . делить в помощь Совету не
Gouata. ких колхозных плотников.

г — За три месяца мы отремонтирова-
Как-то! на конном дворе Таласбаев р
встретил Бостана Тохпиязова. Колхозник, ыы и ое on и а
возившийся у’ брички, хмуро посмотрел АЕ р ai м
на подошедшего председателя. Tes.
\ ще далеко не все планы выполнены,
— ¥ нас не мосты, а беда одна. Жак еще многое предетоит о сделать, но пер-
арык, так колесо сломано. вые плоды того, что называется органи-
— Да, мостки плохие, — согласился   зационно-массовой работой Совета, уже
Таласбаев, поправить бы надо. видны. Чистыми и опрятными выглядят
На лице Тохпиязова мелькнула обид-  ульные учреждения, нормально работа-
ная насменка: ет медицинский пункт. Весной в ауле

ВР т аз-  было высажено несколько сотен  фрук-
хак и декоративных растений,

1 Совсем недавно активисты  аульного

— Huwro не берется, — оказал Совета Ниязов и Нурияров пришли к

председатель.—Говорят, всем некогда, а Таласбаеву с новой мыслью.  Отарики

в Совете, сам знаешь, народу немного. Вот
если бы ты помог да еще кто-нибудь...

— Помочь, конечно, можно, но будет
ли толк? Где лес возьмешь?

— Найдем, — сказал Жумабай, пожи-
мая руку колхознику.

Направляясь на ферму, он вписал в
свою маленькую книжку фамилию Воста-
на. То был один из первых новых ак-
тивистов Совета.

В последующие дни список акти-
BHCTOB попоаниася. В него вошли
опытник колхоза «Амангельды»  Салдун

предложили устроить в колхозах «Амак-
тельды» и «Нетвое мая» пруды. Жумабай
ознакомился с самодельным проектом
Ниязова и пригласил на обсуждение
вопроса обоих председателей колхозов.
На совещании было решено поддержать
инициативу аксакалов и приступить: к
делу. Векоре на стройку вышло все на-
селение аула, колхозники, учителя,
школьники. За две неделе были готовы
и 40 краев наполнены водой горной
речки три котлована.

— Пруды есть, Неплохо бы исполь-

На Московской выставке станков,

ного вооружения. На снимке:

изготов ленных предприятиями Наркомата миномет-
конструктор завода сельскохозяйственных машин «Ком-

мунар» А. 3. Обухов (г. Запорожье) демонстрирует сконетруированный им новый пресс,

дающий высокую производительность.

Фото Н. Колли.

На выставке станков

Вчера, 10 сентября, в Москве открылась
выставка станков, изготовленных предприя-
тиями Наркомата минометного вооружения
СССР.

Свыше 400 экспонатов, в том числе 943
станка,  электрооборудование, различные
приборы и инструменты, представлено на
обозрение посетителей в просторном корпу-
сс  научно-исследовательского института
наркомата.

Демонстрируются станки различных ти-
пов, некоторые из них весом в несколько
килограммов, другие до 30 тонн.

Вот отдел тяжелого металлорежущего
оборудования. Выставлена продукция Ле-
нинградского завода нмени Карла Маркса —
четырехшииндельный портально-фрезерный
станок (этот станок предназначен для пло-
скостной обработки деталей текстильных,
полиграфических и других машин), плоско-
шлифовальный станок для обработки бру-
сьев прядильных машин. Завод «Уралтяж-
химмаш» представил три типа станков.

В отделе специального металлообрабаты-
вающего оборудования можно видеть агре-

НИИ

гатные и расточные станки для обработки
различных деталей сельскохозяйственных
машин. Станки такого типа позволяют сб-
рабатывать одновременно деталь 9—10 ин-
струментами.

Среди ‘многочисленных экспонатов вы-
ставки выделяются станки отдела кузнеч-
но-прессового оборудования. Здесь демон-
стрируетея паровоздушный молот, построен-
ный на восстановленном заводе имени
Фрунзе. Большой интерес представляют
прессы мощностью от 30 до 150 тонн.

В отделе литейного оборудования вы-
ставлены пневматические формовочные ма-
шины различных типов и размеров для ос-
нащения литейных цехов машиностроитель-
ных заводов.

Оборудованию для производства часов
отведен особый отдел, В нем размещены 69
механизма, из которых 46 станков изготов-
лены на заводах наркомата. Большая часть
этого оборудования выпущена в Советском
Союзе впервые. Эти. станки позволяют обес-
печить выпуск часов новых марок — «Са-
лют», «Победа», «Звезда» и «Молния»,

Норт

Всесоюзные мотосоревнования на первенство СССР

Утвержден план проведения всесоюзных
мотосоревнований на первенство СССР и
первенство бронетанковых и механизирован-
ных войск Красной Армии. Для проведения
соревнований создан оргкомитет.

Первенство СССР и бронетанковых и ме-
ханизированных войск Красной Армии по
мотоциклетному спорту решено ‘провести
под Москвой на Минском шоссе с 16 по 22
сентября.

В соревнованиях примет участие около:

400 лучших мотоциклистов страны. Среди

них заслуженные мастера спорта Савостья-
нов, Силкин, мастера спорта Грингаут, Сн-
лантьев, Павлов, Мешалова, рекордеменка
Трацевская и другие.

В Москве, Хабаровске, Риге, Краснодаре,
Ижевске и других городах уже отобраны
Для участия в соревнованиях команды,
которые проводят ‘сейчас тренировочные
занятия.

Участникам, показавшим лучшие резуль-
таты, булут - присвоены звания чемпионов:
Советского Союза 1945 года.

Футбол

В воскресенье московские
принимали у себя на полё футболистов
ленинградской команды «Зенит». Матч
прошел в напряженной борьбе.

Около сорока минут игра шла без резуль-
тата. Наконец динамовец Леонид Соловьев
за несколько минут до конца первой поло-
вины игры удачно ударил по воротам, и
мяч оказался в сетке «Зенита».

Во второй половине игры динамовцы все
усиливали нажим. Спустя пятнадцать минут
мяч в ворота ленинградцев забил Бесков,
а ровно через минуту Сергей Соловьев
увеличил счет до 3: 0.

динамовцы

До конца игры Сергей Соловьев и Де.
ментьев забили в ворота команды «Зенит»
еще по одному мячу. Вотреча, таким обра-
зом, закончилась крупной победой дина-
мовцев— 5 : 0.

*

9 сентября начался розыгрыш Кубка
СССР по футболу. В Краснодаре встрети-
лись динамовцы Алма-Ата и челябинская
команда «Трактор». Встреча закончилась
победой динамовцев со счетом 3:0. Сверд-
ловская команда «Зенит» проиграла дина-
мовцам Баку со счетом 0: 2.

Новая симфония

Вчера в Комитете по делам искусств при
СНК СССР Д. Д. Шостакович позна-
комил представителей печати и музыкаль-
ной общественности Москвы со`своим но-
вым произведением — девятой симфонией.

Д. Шоетаковича,

Исполнили симфонию автор и пианист Свя-
тослав Рихтер. Вся симфония проникнута
светлым лирическим настроением, радост-
ным ощущением жизни.

ратился ко мне один из бойцов, пехотинец,
родом с Украины,—а давно ли родилась та-
кая красота?».

В его вопросе, как и во множестве дру-
гих подобных, которые приходилось слы-
шать от фронтовиков, звучит страстная, ду-
шевная потребность в красоте, тяготение к
луховной культуре людей, в годы войны
оторванных от музеев, картин, книг и взыс-
кующих всего этого с удесятеренной силой.
Недаром в иные дни посещаемость вновь
открытой после возвращения из эвакуации
Третьяковской галлереи доходила до две-
надцати тысяч человек. Цифра колоссаль-
ная, неслыханная в музейной практике.

Каков же должен быть размах популяри-
заторской деятельности по искусству, как
высоко ее качество, чтобы удовлетворить
жаждущих прекрасного!

В этой популяризаторской деятельности
важную роль играют книги по искусству,
монографии о художниках, об отдельных
картинах, о музеях и т.п. Издательство
«Искусство» выпускает серию книжечек —
монографических очерков о жизни и твор-
честве выдающихся мастеров.

*
Мы знаем художников, самое имя кото-
рых вызывает трепет восхищения, — так

грандиозно их творчество, так обаятельна
их личность, так прекрасна жизнь, отдан-
ная благородной цели.

Очень трудно говорить об этих художни-
ках популярно, неё упрощая сложного пути
их развития, важных тем, которые решают-
ся в их творчестве. Поэтому следует высо-
ко оценить такие популярные работы, в ко-
торых научное освещение материала соче-
Тается с увлекательностью его изложения.
В этом смыеле хочется выделить как удач-
ные книжечки «Массовой библиотеки» из-
Дательства «Искусство»— работы о Тициа-
не, Александре Иванове, Козловском, Фе:
дотове, Крамском, Левитане.

М. Орлова в очерке о Тициане и А. 30-
тов—0б А. Иванове с увлечением рисуют
эти два образа, в которых так блестяще
проявились дух народа, прогрессивные идеи
эпох, их выдвинувших, высшая одаренность
человека. Каждый из этих художников в
своем роде достиг совершенства, гармонии,
посвятив себя бессмертной теме искусства
— прекрасному в человзке.

Великий русский живописец Александр

Иванов— художник-мыслитель — расширил
границы познания мира. «Новое время, —
говорил А. Иванов, — требует нового ис-

кусства. Соединить технику Рафаэля с идея-
ми новой цивилизации — вот задача искус-
ства в настоящее время».

А. Зотов справедливо рассматривает
Ал. Иванова, как художника мирового зна-
чения, во многом предвосхитившего дости-
жения  западно-европейских художников
конца девятнадцатого века. Очень прочув-
ствованно обрисован Зотовым благородный
облик Ал. Иванова, художника, ставившего
в творчестве глубокие этические вопросы.
Вот почему так дорог был А. Иванов рус-
ским мыслителям— Чернышевскому, Гоголю,
Герцену. «Хвала русскому художнику, —
сказал Герцен Иванову, посетившему его в
Лондоне,— бесконечная хвала... Вы даете
свидетельство о той непочатой, цельной на-
туре русской, которую.мы знаем чутьем, о
которой догадываемся сердцем и за кото-
рую... мы так страстно любим Россию, так
горячо надеемся на ее будущность».

Говоря о борьбе Ал. Иванова со схоласти-
кой, царившей в современной ему Академии
художеств, Зотов слишком суммарно и не-
верно характеризует 30—40-е годы ХХ ве-
ка, как время «упадка искусства» в России.
Нельзя забывать, что то был период Лер-
монтова и Герцена, Брюллова и Федотова,
Гоголя и Белинского. ь

*

Есть нечто очень трогательное, даже сим-
волическое, в том, что в годы блокады
Ленинграда в центре осажденного города
нерушимо возвышалась статуя Суворова,
привлекая «взоры героических его защит-
ников, достойных преемников суворовских
чудо-богатырей». Автор памятника Суворо-
вуу Марсова поля, так же, как и знаменито-

*) Государственное издательетво «Искус-
ство». Массовая библиотека; 1945 г. Москва —
Ленинград. М. Орлова — «Тициан», Г. Недо-
шивин — «Федотов»; Н. Машковцев — «Крам-
ской»; М. Алпьтов — «Левитан»; А. Ромм —
«Козловский»; А. Зотов — «Александр Иванов».

дожниках*

го петергофского «Самсона», — Михаил Коз-
ловский. Отличная книжка А. Ромма, по-
священная М. Козловскому, рисует образ
русского скульптора, чудесно претворявше-
го в бронзу и мрамор образы возвышенной
героики и гражданской доблести, идилличе-
ские и элегические темы. Автор описывает
Академию художеств ХУШ века, загранич-
ную колонию русских художников тех вре-
менв Италии, Париже, где одно время жил
и работал Козловский, ина этом фоне яс-
нее обрисовываются роль и значение замеча-
тельного русского скульптора.

Авторы очерков об А. Иванове, Федото-
ве, Крамском, Левитане, говоря об их твор-
честве, о моральном облике художников,
подчеркивают те черты и те особенности,
которые свойственны русской художествен-
ной культуре. «Именно русскому искус-
ству,— справедливо замечает Г. Недошивин
в очерке о Федотове, свойственен живой
дух служения народу», именно в русской
традицин—«нравственная чистота прожитой
жизни ценится выше прекрасной линии»,
и «линия поэтому тем более прекрасна».

Жизнь Федотова, бедная внешними со-
бытиями, необычайна и чиста, как алмаз.
Нельзя читать о Федотове без волнения и
горечи, — так несправедлива была к нему
судьба, так тяжело приходилось художни-
ку в условиях николаевской реакции. Федо-
тов, подобно Гоголю, глубоко анализиро-
вал явления жизни и в силу этой особен-
ности своего дарования стал отцом крити-
ческого реализма в русской живописи (а
не бытовой, как пишет Г. Недошивин).

Федотов «один из первых в своих крити-
ческих картинах определил нравственный и
гражданский долг художника перед своим
народом», — делает вывод автор книги.

*

Книжки о Крамском и о Левитане — ре-
зультат серьезного изучения материала.
Н. Машковцев умело начертал образ боль-
шого русского человека. и художника Крам-
ского. Тонко разобраны отдельные произве-
дения, особенно картина «Посещение _ста-
рого дома». Художником особого склада,
сформировавшимся в бурную эпоху демо-
кратического под’ёма 60—70-х годов,—та-
ким показан Крамской. Напрасно только
автор некритически осветил неудавшуюся
Крамскому картину «Майская ночь» с лун-
ным светом и русалками.

В упрек автору книжки надо поставить
то, что им не раскрыта идеологическая по-
доплека крестьянских портретов Крамско-
го. Эти портреты — не просто случайные
этюды с натуры, а настойчивое исследова-
ние народного характера.

ловить, изучить и показать в искусстве
национальный русский характер в его вели-
чии и сложности, — такую задачу, повиди-
мому, преследовал Крамской и в своем изу-
мительном портрете Льва Толстого.

Н. Машковцев пишет, что Крамской 06б-
ратился к Л. Толстому как бы случайно,
оказавшись по соседству с Ясной Поляной.
Неверно это. Крамской поехал в Ясную
Поляну с определенной миссией во что бы
TO ни стало сделать портрет Л. Толстого.
Портрет был заранее обещан Третьякову,
который собирал портреты выдающихся
деятелей русской культуры.

*

«Его всегда занимало в мире нечто суще.
ственное, значительное, высокое, и потому
его пейзажи приобрели такую человеч-
ность», — пишет М. Алпатов в очерке о
Левитане. Этой мыслью М. Алпатов выра-
зил сущность левитановской живописи.

Левитан «сумел отразить поэтичность на-
родных воззрений на природу... чувство
причастности человека, к ее жизни». Этим
положением М. Алпатов блестяще раскры-
вает то бессмертное в левитановском твор-
yecTBe, нто определило “его широчайшую
популярность.

Однако верное определение затемнено в
книге ненужными аналогиями и неоправдан-
ными архаизмами языка. Стремясь доказать
народность Левитана, М. Алпатов цитирует
старинные песни, стихи Апухтина, вспоми-
нает Полонского и для вящшей убедитель-
ности употребляет слова «искони», «лоно»,
«целокупный» ит. д. Но для того, что-
бы понять корни народности Левитана,
He к чему ходить 3a старыми
песнями и романсами. Она заключалась в
непосредственном чувстве родины, России,
 с Эесконечными ее просторами, с ее одухо-
творенной и благородной простотой.

*

Все шесть монографий свидетельствуют
о серьезном подходе их авторов к популя-
ризации искусства. Они внушают любовь к
художникам, о которых идет речь, облег-
чают читателю путь к искусству.

Наталья СОКОЛОВА.

Нурияров, КОлхОЗНИЦЫ Туреун Турхиева зовать их не только для поливов, но и
и Дунусбаева, учительница Айша Мона-  ДЯя разведения рыбы, — говорят теперь
ваева, колхозник Сабырбаев... Всего та-  В Совете.

ких людей, взявшихея помогать (0-   Колхозы аульного Совета хорошо ве-
вету, председатель насчитал двенадцать. дут уборку хлебов, систематически перз-

— Армия не так уж велика, — гово-  ВЫНолняют график выполнения  хлебо-
рил Шумабай секретарю. аулсовета, — но   сдачи. И в этом тоже немалая доля труда
для начала не плохо. аульного Совета.

Председателю колхоза «Первое мал»  Авторитет Совета растет с каждым
Axmermany Махмутову запомнилея мар-  НОВЫМ его начинанием, проникнутым за-
товекий день, когда он докладывал аульно- ботами о расцвете колхозного хозяйства,
му Совету о подготовке колхоза к весен- ® Культуре и быте жителей аула.
нему севу. Возвратившись из затянув- Л. СУЛИН,
щшейся поездки в районный центр, Мах- соб. корр. «Известий».

мутов на скорую руку собрал кое-ка-  Садырский аулсовет Энбекши-Казахско-
кие сведения и, рассчитывая на былую  го района Казахской ССР.

Международные воздушные магистрали

На карте проложена широкая красная   гических условий нередко приходится ле-
линия — трасса полета Валерия Чкалова по тать на больших высотах, пользуясь кисло-
маршруту Москва — Созднненные Штаты   родными приборами.
Америки через Сэверный плюс. На запад! Восточная магистраль — не единственная,
прочерчена линия, соединяющая Созетский по которой советские летчики совершают
Союз с США через Атлантический океан.   международные полеты. Летчики Граждан-

© этому пуги пролетел Коккинаки. ТО   ского воздушного флота регулярно летают
были выдающиеся беспосадочные переле- в Тегеран, Китай, совершают полеты в
ТЫ, международные рекорды. Лондон, Париж, Прагу, Варшаву, Белград,

Теперь полеты из Москвы в США — обы-  Софию, Бухарест, Вену, Будапешт.
денное явление. Трасса проходит через В Индию, по приглашению, летали для
Якутию, Колыму, Кзмчатку, Аляску — с3-  борьбы с саранчой даже наши легкие
мая длинная наша зоздушная магистраль «Поликарпов-2».
афонтельство ве было Начато в ТРУДНОМ Выросло поколение молодых гражданских

году. На протяжении Пяти ТЫсяч ки- летчиков, умело выполняющих самые
лометров малонаселенной и слабо исслело- серьезные поручения. Гвардии майор Таран
ванной местности были построены дезягки удостоен звания Героя Советского. Союза.
аэродромов, Работы шли и в районе вечной Капитан Бенкунский совершил до десятка
мерзлоты, при 60-градусных морозах. На  ответственных полетов в Америку и Кана-
многих аэродромах пришлось делать искус- ду. Голько в нынешнем году он не менее
ственные покрытия из дерева или металла.   TOO any раз летал 3a границу. Майор

Много труда вложили в создание трассы  Пакунашвили совершил до пятидесяти меж-
инженеры-строители, рабочие. Сотни ки- дународных полетов. Попрежнему высокий
лометров исхожены в поисках площадок   класс мастерства показывают старые летчи-
для аэродромов, большая работа продела- ки Гражданского воздушного Флота —
на по исследованию местности. Н. И. Чулков и В. И. Новиков, каждому из

На трассе — первоклассное радиочавига-   которых уже больше пятидесяти лет.
дионное оборудование. Управление Граж-   д, годы Отечественной войны самолето-
данского воздушного флота впервые при» а й авиации по тя-
менило здесь командную телефонную ра- МОТорный парк гражданской а

желым кораблям увеличился в десять с

ДИОСвВЯЗЬ ДЛЯ управления экипажами само- oe у
лишним раз. Но потребность в перевозках

летов с земли,
Летный состав в совершенстве изучил Все еще не удовлетворяется полностью. Ны-

трассу, и дело обходится без воздушных   Ее авиационные заводы приступили к серин-
происшествий. Из-за сложных метеороло-  ному выпуску пассажирских самолетов.

нефти. Нужно несколько подробнее рас-! биться своего? Какие подземные тайники
сказать об этой работе еще и потому, что  надо наполнить? Всё это было еще пока
эти поиски п успехи относятея к периоду   неясно. В промышленном масштабе закач-

На возрожоб6бнных

нефтепромыслах Кубани*

4.

Где-то за горным кряжем лежали ку-
банские поля. Ветер, долетавший с восто-
ка, может быть, старался донести сюда и
запахи свежескошенных пшениц, и пря-
ное дыхание жнивьев, но мы говорили 0
добыче нефти в тех местах, где сейчас
взмахивали косы и плыли, как корабли,
комбайны.

Главный геолог промысла Малюга,
украинец, побывавший на всех промыс-
пах, вплоть до Сахалина, говорил о пер-
спективах кубанской нефти. Я смотрел на
‘Евгения Фотиевича Малюгу, mynaoro
тридцатишестилетнего человека, на его
сверкающие глаза, на нервную жеетику-
ляцию его тонких, меднокожих рук, слу-
шал его убежденный голос и думал: что
заставляет этого человека, как и других
нефтянихов, сравнительно недавно нря-
шедших сюда, так убежденно, так страст-
но отстаивать перед любым человеком
перспективы кубанской нефти? Ведь они
видели мощные промысла Ваку, фонтаны
Грозного... Может быть, ими руководит
подсознательное предвидение? Мне веном-
Нилось, с каким наслаждением я читал
старинные описания Тамани, где меня
больше всего привлекали так называемые
«горелые могилы», выходы горячих гря-
зей на поверхность земли, верный признак
близких нефтей, и описания нефтяных
колодцев, откуда запорожцы ведрами чер-
пали густую таманскую нефть для факе-
лов сторожевых курганов, для смазки т6-
лежных колес и ременной сбруи.

Е. Ф. Малюга говорил об антиклиналь-
ных складках, обнаруженных электрораз-
ведкой г Кубанской равнине. Очень благо-
приятные для скопления нефти антикли-
нали в случае их подтверждения буровой
разведкой и при наличии пористых пород
безусловно откроют нам новые нефтенос-

*) См. «Известия» от 6 и 7 сентября.

циативе главного инженера треста «Хады-
женнефть» М. И. Лободы применили в лро-
мышаенном масштабе закачку воздуха В  ступно, часами был возле компрессорных предприимчивых, не боящихся риска и
пласт дая поддержания первоначального   установок, возле людей, которые, каза-  труда кубанских нефтяников.

давления, для того, чтобы отжать к дей- e

ствующим скважинам как можно больше  трудом, Схолько нужно сил, чтобы до-

возрождения промыслов, и это лишний раз ка воздуха проводилась впервые.

показывает силу нашей практически дея-

ные районы. В ближайшее время начи- Тельнои научной мысли. ,
р р Месторождение Широкая Валка харак-   8635 непроходимые дебри тащили выш-
Шенджий, но нужно уже начать раз- теризовалось высоким пластовым давле- чи, срезали верхушки гор под буровые,

нается буровая разведка в районе аула

работки площади в районе Ново-Троиц- нзем. Вначале скважины, как

В это время на земле вое шло попреж-
нему. По шоссе мчались автомашины,

А а
правило, дважды торжественно были вручены зна

кой, Краснодара, Динской и по распро-  фонтанировали. В процессе эксплоатации   Мена буровикам... Все шло своим чередом,

странению
моря.

антиклинали 0

но из недр выбирались жидкости — нефть

4 уверен, мы обнаружим большие   И вода—и газ. Падение давления потре-
нефтеносные площади. Для этого не нуя:- б©Вало откачки нефти при помощи газ-

но жалеть ни сил, ни средств.
Страстная убежденность слышалась в

лифта, а после — насосами, но при этих   Чем»,

Азовского   давление уменьшалось, так как постепен-  как и положено.

А здесь инжекционные установки ка-.

чали в пласты атмосферный воздух.
«Максим Илларионович, дышать He-
— шутили над Дободой. «Проду-

2 - 9
способах добычи в пласте все же остается Ваем землицу:»

невыбранной до 30, а иногда до 70 про-

словах Е. Ф. Малюги. Мы сидели на земле, центов нефти.

невдалеке от нефтепроводной трубы, иду-
щей к трапу. Девушка-оператор Наташа
Сергиенко следила за стеклом уровня, по
которому поднимается шоколадный стол-
бик жидкости нефти, смешанной < газом.
Труба гудела, иногда как бы всхлипыва-
ла, еле заметно подрагивали  подпорки,
где-то под нами текли черные реки, а еще
дальше, там, где мысленные взоры геоло-
га Малюги разрезали таинственную твердь
земли, человека ожидали нетронутые со-
кровища.

Инженер Алексей Федорович Малый
внимательно слушал Малюгу, и в его гла-
зах можно было прочитать нетерпение и
как бы скрытую уБоризну. Е фантастиче-
ским мечтам геолога Малый относился
внисходительно. Непрестанное движение
вперед, может быть, и хорошо, но нельзя
быетро охладевать к уже открытым неф-

Краснодарекое нефтяное об’единение
решило применить в промышленном мас-
штабе с1060б искусственного поднятия
давления в пласте. Начальником цеха ин-
тенсификации был назначен инженер
А. Ф. Малый. Работы решено было прове-
сти на промысле Широкая Балка. Возле
выработенных скважин, за номерами 141
и 143, были поставлены компрессоры, и,
оборудовав эти скважины, как инжекци-
онные, начали нагнетать атмосферный
воздух в нефтеносный пласт, предвари-

тельно сжав воздух до пятидесяти — ше-

отидесяти атмосфер.

Установка начала свою работу весной, понтрольного крана нефть
80 мая.

закачано в пласт. Сравни-

гявым площадям, слишком поспешно их немного. Инженеры Лобода и Малый тре-

забрасывать.

Малый так же, как и его вожно ожидали результатов. Они знали

На пути движения воздуха первой по
расчету стояла скважина № 139. Было
время, когда она фонтанировала, потом
золотые дни прошли, нефть поднимали
газлифтом. Но и то, открывая контроль-
ные краны, операторы видели тонкую #й
заую струю газа, похожего на пар, и
только изредка что-то кашляло и выбра-
вывало шоколадную пузырчатую жидкость.
Скважина хирела, на нее уже решили
махнуть рукой. Много подобного рода
скважин забывалось. Таков непреложный
закон дебита.

И однажды п промыслу разносится
слух: «139 фонтанирует!» Первым бежал
к скважине Малый. По трубам 139 ¢ ray-
хим, «богатым шумом» неслась нефть. Из
била тугой

Воздух вводилея в пласт как бы   струей. Ее брали на ладонь, нюхали, тер-
двумя огромными шприцами иИНЖекцион-   ли пальцем.

ных скважин. Два миллиона куб. м. в03-
духа было
тельно с тем, что было взято из недр, ущельям. Мы возвращаемся

Тободу поздравляли.

..Наш «виллие» мчится по горам,
обратно в
Враснодар. Мы постепенно спускаемея
& равнине, куда в недалеком будущем по-

начальник М. И. Лобода, считая полезным   одно — нельзя мириться с оставлением в тащат свое хозяйство монтажники буро-
выжать из недр максимальное количество   недрах действующих промыслов больших вых вышек.
нефти, и тогда уже передвигалься дальше.   количеств нефти.

На промысле Широкая Валка по ини-

вался к свисту и шипению труб,

лось,

Сжатый воздух врывался по стальным   диться, к
трубам в недра земли. Лобода прислуши-   можно быть уверенным, что все, что бу-
неот-! дет отпущено, попадет в хорошие

занимались  непроизводительным

Здесь много еще нужно будет потру-
здесь богатые перспективы, и

руки

Аркадий ПЕРВЕНЦЕР.
КРАСНОДАР.