Сообще

Во исполнение Указа Президиума Вефр-
ховного Совета СССР от 2 ноября
1942 тода Чрезвычайная Государетвен-
ная Комиссия произвела учет ущерба,
причиненного немецко-фашистекими за-
хватчиками гражданам, колхозам, обще-
ственным организациям, государственным
предприятиям и учреждениям СССР, и
установила, что на территории Советекого
Союза, подвергавшейся оккупации, враг
причинил огромный ущерб народному хо-
зяйству и населению.

Немецкие армиц и оккупационные вла-
сти, выполняя директивы преступного
гитлеровекого правительетва и верховного
военного командования, разрушали и гра-

били захваченные ими советские города
ий села, промышленные предприятия и
колхозы, разрушали памятники искус-
ства, уничтожали, расхищали и вывозили
в Германию оборудование, запасы сырья,
малериалов и готовой продукции, худо-
жественные и исторические ценности,
производили всеобщее ограбление город-
ского и сельского населения.

На территории Советского Союза, под-
вергавшейся оккупации, проживало‘ до
войны 88 миллионов человек, валовой вы-
пуск промышленной продукции составлял
46 миллиардов рублей (в неизменных го-
сударственных ценах 1926—27 г.г.), бы-
ло 109 миллионов голов скота, в том чис-
ле 31 миллион голов крупного рогатого
скота и 12 миллионов лошадей, 71 мил-
лион гектаров посевов сельскохозяйствен-
ных культур, 122 тысячи километров же-
лезнодорожной колеи.

Немецко-фантистские захватчики пол-
ностью или частично разрушили и сожгли
1.710 городов и более 70 тысяч сел и де-
ревень, сожгли и фазрушили свыше
6 миллионов зданий и липгили крова око-
ло 25 миллионов человек. Среди разру-
шенных и наиболее пострадавших гофо-
дов — крупнейшие промышленные и
культурные центры: Сталинграл, Севас-
тополь, Ленинград, Киев, Минск, Олесса,
Смоленск, Новгород, Покбв. Орел, Харь-
ков, Воронеж, Ростов на Дону п многие
другие.

Немецко - фашистские захватчики раз-

1. Государственным предприятиям и учреждениям — 278 миллиардов рублей

2. Колхозам
3. Сельским и городеким жителям

рушили 31.850 промышленных = пред-
приятий, на которых было занято около
4 миллионов рабочих; уничтожили или
вывезли 239 тысяч электромоторов, 175
тысяч металлорежущих станков.

Разрушили 65 тысяч километров же-
пезнодорожной колеи, 4100 железнодоро-
жных станций, 36 тысяч почтово - теле-
графных учреждений, телефонных стан-
ций и других предприятий связи.

Уничтожили или разгромили 40 тысяч
больниц и других лечебных учреждений,
84 тысячи школ, техникумов, высших
учебных заведений, научно - исоледова-
тельских институтов, 43 тысячи библио-
тек общественного пользования.

Разорили и разграбили 98 тысяч кол-
хозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-
тракторных станций; зарезали, отобрали
или угнали в Германию 7 миллионов ло-
шадей, 17 миллионов голов крупного ро-
гатого скота, 20 миллионов голов сви-
ней; 27 миллионов овец и коз, 110 мил-
лионов голов домашней птицы.

Преступные действия немецких воен-
ных и гражданских властей неопровержи-
мо доказаны и описаны в тех миллионах
актов об ущербе, причиненном немецко-
фашистскими захватчиками гражданам,
колхозам, общественным организациям,
государственным предприятиям и учреж-
дениям, которые к настоящему времени
уже поступили в Чрезвычайную Государ-
ственную Комиссию. Ё составлению актов
и установлению ущерба, причиненного не-
мецко-фалнистевими захватчиками, было
привлечено огромное количество предета-
вителей советокой общественности. В ра-
боте по составлению актов приняли уча-
отие свыше 7 миллионов человек рабочих,
колхозников, инженеров, техников, лю-
дей науки и других общественных деяте-
лей.

На основании этих актов Чрезвычай-
ная Государственная Комиссия определи-
ла ущерб, причиненный народному хо-
зяйству СССР и отдельным сельеким и
городским жителям в сумме 679 мил-
лиардов рублей в государственных ценах
1941 года, из них:

4. Кооперативным, профсоюзным и другим об-

щественным организациям

a > >
192 > >
—. 19 > >

По союзным республиках ущерб распределяется следующим образом:

1. Российской СФСР
2. Украинской ССР

3. Белорусской ССР

4. Латвийской ССР

5, Литовской ССР

6. Эстонской ССР

7. Молдавской ССР

8. Карело-Финской ССР

Приведенные цифры далеко не исчер-

пывают всего ущерба, причиненного не-
мецко-фапистекими захватчиками Совет-
скому Союзу. Они охватывают только
`° потери от прямого уничтожения имуще-
ства граждан, колхозов, общественных
организаций, государственных предприя-
тий и учреждений.

В сумму ущерба не включены такие
потери, как снижение народного дохода
от прекращения или сокращения работы
государственных предприятий, колхозов
и граждан, стоимость конфискованного

— 249 миллиардов рублей

ууууу\Уу
ууууууу

германскими оккупационными войсками
продовольствия и снабжения, военные
расходы СССР, а также потери от замед-
ления темпов общего хозяйственного раз-
вития страны в результате действий вра-
га на протяжении 1941—1945 годов.
В сумму ущерба не включены неоце-
нимые потери нашего народа, которые
связаны с гибелью ‘миллионов советских
людей, истребленных  немецко-фашист-
скими захватчиками на временно окку-
пированной ими советской территории.

Разрушение промышленности, транспорта
И связи

Титлеровское правительство и герман-
ский генеральный штаб еще до начала
войны разработали подробный план напа-
дения и разгрома Советского Союза, a
также организованного ограбления его
народного хозяйства.

В секретном немецком документе «Ди-
рективы по руководству экономикой во
вновь оккупированных восточных обла-
стях» (Берлин, июнь 1941 года), под-
писанном «рейхемаршалом германской
империи» Герингом, были даны  деталь-
ные указания германской армии и немец-
ким хозяйственным учреждениям о по-
‚ рядке планомерного расхищения имуще-
ства Советского Союза и вывоза в Гермаз-
нию промышленного оборудования, сырья,
готовой продукции и полуфабрикатов.

Эти пресловутые «директивы» в даль-
нейшем дополнялись и уточнялиеь много-
численными инструкциями и фраспоряже-
ниями различных государственных и во-
енных инстанций. В качестве примера
можно привести следующий приказ того
же Геринга:

<«Рейхсмаршал герман-
ской империи.
Уполномоченный по че-
тырехлетнему плану.
Штаб по руководству
хозяйством на Востоке.

У.Р. 110/83

...Хозяйственный штаб Востока (Вирт-
шафтештаб ОСТ) несет ответственность
передо мной за захват и вывоз запасов
сырья из областей с военными органами
власти. Также и в областях © граждан-
скими органами власти (как я уже отдал
распоряжение в моем приказе от 18 ию-
ня 1941 т. У.Р. — 11604).

3. ... назначаю генерал-лейтенанта Вит-
тинга генеральным инопектором по за-
хвату и использованию сырья в оккупи-
рованных Восточных областях.

Область деятельности генерального
инспектора распространяется на все
оккупированные области Советского Сою-
за, независимо от того, существуют ли
там военные или гражданские органы
власти...

Берлин, б сен-
тября 1941 г.
Лейпцигер-
штрассе, 3.

(Подпись) Геринг».

Выполнение этого преступного плана
ограбления народного хозяйства Советеко-

технические батальоны, экономические
штабы и хозяйственные инспекции. Oco-
бенно активно расхищали имущество Со-
ветекого Союза немецкие фирмы: «Фрид-
pux Rpyun u Ko», «Герман Геринг», «Си-
mene Illyrxepr>, Горнометаллургическое
общество «Восток», Акционерное обще-
ство группа «Север», «Генрих Ланц»,
«Ландманиненбауиндуетри», «И. Г. Фар-
бениндустри» и многие другие. ’

Стремясь в полной мере осуществить’
свой преступный план ограбления про-
мьышиленности Советского Союза, гитлеров-
ское правительство и военное командова-
ние не останавливались перед беспощад-
ным уничтожением шахт, нефтеносных
скважин, заводов, машин и всего промыш-
ленного оборудования в тех случаях, ког-
да немецкие войска вынуждены были от-
ступать под ударами Красной Армии и не
имели возможности увезти © собой это
оборудование с оставляемой ими террито-
рии, Уничтожение и разрушение заводов,
машин, станков, шахт и нефтеноеных
скважин в таких случаях принимали мас-
совый характер и причинили громадные
потери советекому народному хозяйству.
От такой преступной деятельности немец-

ко-фашистоких орд наибольшие потери
понесли следующие отрасли советекой
промышленности:

Угольная промышленность. В Донец-

ком и Подмосковном угольных бассейнах
немецко-фашистекие захватчики разру-
шили 1135 шахт, на которых было занято
337 тысяч рабочих и добывалось свыше
100 миллионов тонн угля в год. Они раз-
грабили и вывезли в Германию: 2400 руд-
ничных электровозов и мотовозов, 2700
врубовых машин, 15 тысяч отбойных мо-
лотков, 5 тысяч насосов, 2800 компрессо-
ров и вентиляторов, 160 тысяч вагонеток;
разрупили и разграбили электрические
станции, обслуживающие угольные шахты,

Нефтяная промышленность. Фамист-
ская Германия придавала исключительно
важное значение захвату нефтяных райо-
нов Советского Союза. В вышецитирован-
ных «Директивах по руководству эконо-
микой во вновь оккупированных восточ-
ных областях» указывалось:

«3, 6) B промышленном сырье главным

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
о еб О ЕВ и

ние Чрезвычайной Государственной Комиссии

а : KO’
по установлению и расследованию злодеяний немецко фашистских захватчиков

О материальном ущербе, причинённом немецко-фашистским
и учреждениям, колхозам, общественным организациям и граж

Во исполнение этих указаний герман-   рушилти

ские армии прилагали все усилия к 3a-
хвату нефтеносных районов Вавказа.

Вместе с тем, во всех случаях, когда
пемедким фашистским оккупантам He
удавалось закрепиться в захваченных ими
нефтяных районах и когда они вынужде-
ны были оставлять эти районы, они не
останавливалиеь пред ‘разрушением и
уничтожением нефтяных скважин, обору-
дования, мастерских, окладов ит. п.

На нефтяных промыслах Грозного и в
Краснодареком крае немецко - фашиот-
ские захватчики с помощью воздушных
бомбардировок и иными способами раз-
рушили и уничтожили свыше 3 тысяч
нефтяных скважин с добычей до 5 мил-
лионов тонн нефти в год.

Они взорвали в Грозном атмоеферно-
вакуумную установку с годовой произво-
дительностью 660 тысяч тонн нефтепро-
дуктов и крекинг-установку с годовой
переработкой 227 тысяч тонн нефти, а
также Одесский и Харьковский крекинго-
вые заводы; разрушили Ираснодарский
нефтеперегонный завод; вывели из строя
керосинопроводл «Грозный Трудовая»
и уничтожили металлические резервуары
емкостью свыше 2 миллионов кубометров
на 720 нефтяных базах,

Электростанции. За время оккупации
и оеобенно при своем отступлении нем-
цы разрушили мощные энергосистемы
Днепра, Донбасса, Ленинграда, Харькова,
Краснодарского края, Киева, Boponama,
Крыма, Белорусской ССР и Кольского по-
луострова, а наиболее ценное оборудова-
ние электрических станций вывезли в
Терманию,

Они взорвали, сожгли и частично раз-
рушили 61 крупнейшую и больное колн-
чество мелких электрических станций, с
общей мощностью около 5 миллионов ки-
ловатт, вывели из строя около 10 тысяч
километров магистральных высоковольт-
ных линий электропередач, уничтожили
более 12 тысяч зданий электростанций и
подстанций и вывезли в Германию 14 ты-
сяч паровых котлов, 1400 турбин, 11300
электрогенераторов,

Черная и цветная металлургия. Немец-
ко-фашистекие захватчики полностью

ару Эр
0зе.

делия Лар-

делия Дарре, рейхскомисс
рейхскомиесару «Остланд».

Гитлеровекий министр земле
ре с циничной откровенностью

64 станкостроительных и абра-
зивных завода, в том числе: Харьковский,
Краматорский, Краснодарский, Киевский,
Одесский, Минский, Ленинградекии и дру-
гие.

Они полностью уничтожили 169 заво-
дов сельскохозяйственного, химичесного,
деревообрабатывающего и бумагодела-
тельного машиностроения и среди них
заводы: имени Коминтерна, «Красный
Аксай»,  <Россельмаш», «Коммунар»,
«Вольшевик», <Врасная звезда», «Серп
и Молот», «Октябрьская Революция».

Заводам электротехнической промыш-
ленности, выпускавшим электрогенерато-
ры, электромоторы, трансформаторы,

немцы имеют право быть
крупных поместии. Страна, лени
чужой расой, должна стать страной рабов,

ных работников».

На занятой территории СССР немецкие
захватчики отбирали землю, переданную
советским государством в вечное и 060-
платное пользование колхозам или при-
надлежавшую совхозам, и раздавали ее
немецким генералам и офицерам, поме-

электровозы и другое оборудование, нем-
цы причинили большой ущерб. Они раз-
рушили 41 завод, в том числе: Харьков-
ский  электромеханический (ХЭМЗ) и
Ленинградекие — «Электросила», «Элек-
тропровод», «Ёрасная заря». ь

( заводов машиностроительной про-
мышленности немецкие фирмы вывезли в
Германию: 47 тысяч комплектов под’ем-
ного оборудования, 34 тысячи молотов с
механическим приводом, прессов и дру-
гое кузнечно-прессовое и литейное обэ-
рудование.

Лесная и бумажная промышленность.
Немецко-фашистекие захватчики разру-
шили большое число лесозаготовительных
предприятий © годовой производительно-
стью в 64 миллиона кубических метров
древесины, 260 лесопильных и деревооб-
рабатывающих  предириятий производи-
тельностью в 12 милкионов кубических
метров пиломатериалов в год, 28 фанер-
ных заводов с выпуском 380 тысяч куби-
ческих метров фанеры в год.

Они уничтожили также 14 спичечных

щикам и кулакам. :

Так, например, совхоз «Металлист»
Амвросиевского района бталинской обла-
сти был передан комендантам Bocce
Гамбльох, конезавод № 72 Олыкекого
района Волынской области передан баро-
ну фон Пепке и Ришарду Тимлер, совхоз
имени Фрунзе в Чистяковеком раионе
Сталинской области передан комендантам
Баэр, Айгоф и Зельде, колхозы — имени
Ильича и имени Политотдела со всеми но-
стройками, скотом и инвентарем были пе-
реданы комендантам Вельке и Врайеру.
Число подобных примеров можно во мно-
го раз увеличить.

На основании «Земельного закона», из-
данного в конце февраля 1942 года им-
перским министром оккупированных в9-
сточных областей Альфредом Розенбер-
гом, немецко-фалиистские захватчики вме-
сто колхозов на оккупированной территд-
рии стали создавать так называемые <00-
щинные хозяйства», яваявшиеся наибо-
лее удобной формой для ограбления кре-
фабрик с годовым выпуском около 4 мил- стьян. В <общинных хозяйствах» они
ионов ящиков спичек и 77 бумажно- вводили крепостнический труд, прину-
целлюлозных предприятий с годовой про- ждая колхозников работать бесплатно Ha
изводительностью в 300 тысяч тонн 6бу-  немецких господ. За отказ или невыход
и на работу немцы об’являли каждого пре-

Тенстильная и легкая промышленность, ступником против терманекого государ-
В текстильной и легкой промышленности   ства и подвергали побоям, тюремному за-
оккупанты разрушили 120 фабрик хлоп-  глючению или расстрелу.
чатобумажных  тВаНеЙ, 75 Патио р ховныю крестьяне оказывали сопро-

текстильных, 69 льняных, 125 пенько- е a
et    PHBAeHMe OCYMecTBAeHHIO aro HamucTcKen
джутовых, 86 фабрик шерсти, 12 мехо о пан

или частично разрушили 37 заводов чер-
ной металлургии, на которых фаботало
168 тысяч человек. На этих заводах еже-
годно производилось 11 миллионов тонн
чугуна, 10 миллионов тонн стали, 8 мил-
лионов тонн проката. Немцы уничтожили
и частично разрушили 62 домны, 215
мартеновских нэчей, 248 прокатных ста-
нов, 4.740 кокосовых печей с тодовой.
производительностью в 19 миллионов тонн
кокса. Они уничтожили 29 заводов огне-
упорных изделий и 18 рудных предприя-
TH с годовой добычей свыше 20 миллио-
нов тонн железной руды. В числе разру-
шенных заводов находятся: «Запорож-
сталь» с 12 тысячами рабочих, Мариу-
польский завод с 26 тысячами рабочих,
«Азовсталь» с 9 тысячами рабочих, М»-
кеевский завод имени Кирова с 18 тыся-
чами рабочих, «Красный Октябрь» с 13
тысячами рабочих, Криворожский коксо-
химичЬский в 2 тысячами рабочих, Ма-
риунольский коксохимический с 3 тыся-
чами рабочих, Семилукский огнеупорный
с 2 тысячами рабочих, Часов-Ярекие
отнеупорные с 6. тысячами рабочих.

рушили и вывели из строя 12 крупней-
ших предприятий цветной металлургии, в
том числе: Днепровскиг — алюминиевый,
магниевый и электродный заводы, Тихвин-
ские — глиноземный завод и бокеитовые
рудники.

Химическая промышленность. Немцы
разрушили 66 азотно-туковых и химиче-
ских заводов, выпускавших химические
продукты и туковые удобрения пля сель-
ского хозяйства, а также комбинаты по
выработке каучука, резиновых и асбесто-
вых изделий, в том числе: Сталиногорекий
и Рубежанский химкомбинаты, Конетан-
тиновский, Перекопский, Сакский и Харь-
ковский химические заводы; Дненродзер-
жинский, Горловский, Лисичанский,
Стахинский азотно-туковые заводы; Одес-
ский, Винницкий суперфосфатные заводы.

Машиностроение. Огромный ущерб не-
мецко-фантистские захватчики нанесли
машиностроительной промышленности.

Они разрушили 749 заводов тяжелего
и среднего машиностроения, на которых
было занято 919 тысяч рабочих, инжене-
ров, техников и служащих. Особенно по-
страдаля крупнейшие заводы: Краматор-
ский с 25 тысячами рабочих, Ворошилов-
градекий с 23 тысячами рабочих, Бежен-
кий с 20 тысячами рабочих, Харьковский
© 65 тысячами рабочих, Тагантогский

a

о

4 тысячами рабочих, Людиновский . с
6 тысячами рабочих Ленинградский

«Русский дизель» с 3 тысячами рабочих,
Большой ущерб гитлеровцы причинили

предприятиям, производящим тракторы,
автомобили, железнодорожные вагоны,
мотоциклы, велосипеды. Они полностью

уничтожили 21 и частично разрушили
21 таких заводов; в частности, превра-
тили в груду развалин кпупнейнгие
Сталинградекий и Харьковский трактор-
ный заводы; разрушили Харьковский, Го-
мельский. Ростовский ремонтно-подшин-
никовые заводы: Калининский, Врюков-
ский и Бежецкий вагоностроительные за-
воды с общим годовым выпуском 23 ты-
сячи товарных вагонов; уничтокили Шо0-
дейнопольский и Бельский заводы авто-
прицепов, Харьковский велосипедный и
Ленинградский мотоциклетный заводы.
Немецко-фашистские захватчики раз-

Разрушение колхозов, совхозов

‘мышленности

вых 8  покусственного волокна, 160  “земельной реформы».
предприятий ий аби премыш- Захватчики выжигали целые pepe,
ленности, свыше 100 стекольных заводов. УНИЧТОЖали посевы, в самых широких т
В результате разрушений текетильная   Мерах применяли кровавые расправы в на-
промышленность лишилась 3 миллионов   селением, истреоляли ни в чем неповин-
прядильных веретен и свыше 45 тысяч! ных советских людеи.
ткацких станков. Так, например, в Псковской области
Пищевая и мясо-молочная промышлен- немецкие солдаты согнали жителей дере-
ность. В пищевой и мясо-молочной про- вень Замошье, Красуха, Чухонские Заход-
немецко-фашистекие за-  цы, Ланева Гора, Голованово, закрыли
хватчики полностью уничтожили и раз-  двери и сожгли дома вместе с людьми.
рушили 204 сахарных, 649 спирто-водоч- Тех, кто пыталея выскочить из огня, они
ных заводов, 47 консервных, 29 масло-  расстреливали из автоматов. Так погибли
жировых заводов, 43 табачных фабрики  350 человек, среди них женщины, дети и
и ферментационных завода, 157 хлебо- старики. Подобным же образом в Пеков-
пекарен, 4.490 мясоколбасных, сыроме-  ской области было уничтожено свыше
лочных и маслодельных предприятий. 500 сел и деревень.
Промышленность строительных мате- р Калининской области гитлеровцы CO-
риалов. В промышленности строительных „ли и уничтожили все населенные пунк-
ieee pean 108 enced be gee ты в Митьковском, Коростельском, Кря-
числе полностью уничтожены крупнейшие тинском, Антоновеком, Раменском, Зеле-
цементные заводы: Енакиевский, Кричев- ниченском, Павловском, Гришенском сель-
у : г т советах Ржевского района. В Емельянов-

ский, Брянский и Новороссийские — 8
«Пролетарий» и «Октябрь». ском районе они сожгаи около 80 процен-
ранспорт. В период оккупации части 103, В Тургиновеком 60 процентов домов.
: В Погорельеком районе из 7 тысяч домов,

территории Советского Союза и в особен-
ности при своем отступлении немецко-  принадлежавших  колхозникам, сожгли
свыше 5 тысяч домов.

фашистские захватчики причинили боль-
Сжигая села и деревни, немецкие фа-

шой ущерб железным дорогам, водному и
речному транспорту. шисты производили всеобщее ограбление
путеразрушительными   граждан этих деревень. Крестьян, сопро-

hi

Специальными
машинами они вывели из строя 26 и ча- тивлявшихся ограблению, они зверски
стично повредили 8 магистральных. же-   убивали.
лезных дорог, разрушили 65 тысяч кило-  В деревне Еремкино Высоковекого рай-
метров железнодорожной колеи и 500 ты-  она колхозница Перлова пыталась скрыть
сяч проводокилометров автоблокировки от фашистов свою последнюю корову.
и линий железнодорожной связи. Они! Разозленные гитлеровцы выкололи Пер-
взорвали 13 тысяч железнодорожных мо-  ловой глаза, отрезали ное, отрубили руки.
eros общей протяженностью около 300  В Рогачевеком районе той же облаети
километров, 4.100 станций, 1.200 насос-  не осталось ни`одной деревни, ни одного
ных станций, 1.600 водонапорных ба-  поселка, где бы оккупанты не производи-
шен, 3.200 гидроколонок. Они уничтожи- ли ограбления колхозников и жестокой
ли 317 паровозных депо и 129 паровозо-  расправы с ними. Отдельные деревни под-
ремонтных и вагоноремонтных заводов, а вергались полному уничтожению. Так, бы-
также заводов железнодорожного маши- ли разграблены и сожжены дотла дерев-
ностроения. ни: Селец, Фалеево, Мортково, Толчково.

Они разрушили, повредили и увезли В Каменец-Подольской области немец-
15.800 паровозов и мотовозов и 428 ты-  кие захватчики сожгли 33 села и 530 на-
сяч вагонов. ь селенных пунктов. В 1.600 колхозах они

Враги причинили большой ущерб со-   уничтожили более 16 тысяч колхозных
оружениям, предириятиях, учреждениям строений; зарезали или угнали в Герма-
и судам морского транспорта Северного нию 176 тысяч голов крупного рогатого
Ледовитого океана, Белого, Балтийского, скота, 235. тысяч свиней, 158 тысяч овец
Черного и Каспийского” морей. Они пото- и коз, 687 тысяч голов разной птицы,
пили и частично повредили свыше 1.400 198 тысяч лошадей, отняли у колхозов
пассажирских, грузовых и специальных 142 тысячи тонн зерна и муки.
судов. В Курской облаети немцы разрушили

Сильно пострадали оснащенные пере- 5.220 колхозов; сожгли и уничтожили в
HOBO технивой морские порты — Сева-   них 80 тысяч строений; отобрали 280 лы-
стопольский, Мариупольский,  Мерчен- сяч голов крупного рогатого скота, 320
ский, Новороссийский, Одесский, Нико- тысяч лошадей, 250 тысяч свиней, 420.
лаевский, Ленинградекий, Мурманский, тысяч овец и коз, зарезали 1.300 тысяч
Теплая, Таллинский и другие. голов разной домашней птицы.

Оккупанты потопили и захватили 4.280] В кохвовь имвни Буденного, Ставро-
пассажирских, грузовых и дуксирных па-  польского края, немецко-фашистские за-
роходов речного транспорта и техниче-  хватчики разрушили и повредили все
ского служебно-вопомогательного флота, сельскохозяйственные постройки и соору-
4.029 несамоходных судов; разрушили   жения, разграбили или поломали сельско-
479 портово-пристанских хозяйств, в том   хозлйственный инвентарь, уничтожили

числе Ленинградский,  Сталинградекий,   посевы. Они угнали ‘из колхоза 160 ло-
Киевский порты; сооружения Беломорско-

Валтийского канала и канала Москва—
Волга; 89 судостроительных верфей, меха-
нических заводов и предприятий.
Ототупая под натиском Красной Армии,
немецкие войска подорвали и разрушили
91 тыс. кам. шоссейных дорог и 90 тысяч
дорожных мостов общей протяженностью

и учреждений

Немецко-фантистекие захватчики при-
чинили огромный ущерб культурным уч-

реждениям советского народа. Они раз-
рушили школы, высшие учебные заведе-
ния, научные институты, библиотеки,
больницы, санатории, дома отдыха.

вергавшейся немецкой оккупации, к на-

1930 километров.

их Кох,

заявил:

«На всем восточном престранотве только
владельцами
населенная

сельскохозяйственных слуги промышлен-

ЧЕТВЕРГ, 13 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 216 (8826)

и захватчиками государственным предприятиям

ланам СССР

шадей, 200 голов крупного рогатого ско-
та, 270 свиней, уничтожили 16 гектаров
тутовых насаждений, 5 гектаров фрукто-
вых садов и 12 гектапов виноградников,
причинив колхозу ущерб в сумме 15 мил-
лионов рублей.

Колхозу «За мир и труд» Ераснодар-
ского края оккупанты причинили ущеро
в ‘сумме 18 миллионов рублей. Они раз-
рушили и уничтожили в колхозе 70 по-
строек, угнали 70 голов крупного рога-
того скота, 340 свиней, 240 лошадей, ото-
брали и вывезли 2 тысячи тонн зерне,
140 тонн подсолнуха и т. д.

В колхозе «За темпы» Сталинской обла-
сти по распоряжению коменданта города
Лиман Пекка немецкий офицер Шварц,
возглавлявший специальный отряд, OTO-
брал у колхоза 450 голов крупного рога-
того скота, 205 свиней, 350 овец, 208 ло-
шадей.

В октябре 1948 года перед отступле-
нием немцев под натиском Красной
Армии отряд СС по распоряжению немец-
кого сельскохозяйственного коменданта
Ганненкамифа поджег все строения кол-
хоза имени «Ильича» Киевекой области
и уничтожил запасы сельскохозяйствен-
ных продуктов, скот, сельскохозяиетвен-
ные орудия, причинив колхозу ущеро в
сумме свыше 4 миллионов рублем. :

В Могилевской области Белорусской
CCP немецко-фалгистекие захватчики раз-
рушили 2.100 колхозов, уничтожили в
них около 40 тысяч строений.

В Житомирской области оккупанты ото-
брали в 1.920 колхозах свыше 240 тысяч
голов крупного рогатого скота, 195 тысяч
лошадей, 200 тысяч свиней, 230 тысяч
овец и коз, 460 тысяч голов разной пти-
цы, 55 тысяч тонн зерна; разрушили и
уничтожили свыше 20 тысяч колхозных
строений. ;

Подобные разрушения и ограбления
колхозов немецко-фашистокие захватчи-
ки производили повсеместно на оккупиро-
ванной территории СССР. Они уничтожа-
ли постройки, сжигали и травили посевы,
вырубали сады; грабили и увозили в Tep-
манию скот, запасы продуктов и всякое
иное колхозное имущество.

Немецко-фалтистокие захватчики при-
чинили огромный ущерб совхозам CCCP.
Они вывезли из них запасы  селъскохо-
зяйственной продукции, разруптили хо-
зяйственные и другие совхозные иострои-
КИ. .

В период оккупации части территории
Советского Союза особенно постратал зер-
носовхоз «Гигант» Ростовской области,
располагавигий 28 тысячами гектаров убо-
рочной площади и пгироко развитым жи-
BOTHOBOACTBOM.

Немцы причинили большой ущерб се-
меноводческому совхозу «Кубань», Нрас-
ноларского края, с уборочной площадью
в 10 тысяч гектаров.

Конный завод № 62 Полтавской обла-
сти в результате немецкой оккупации
лишился племенного маточного поголовья
русско-американских рысаков. До войны
в этом конном заводе было 670 племен-
ных лошадей, Так немцы поступили и с
другими племенными совхозами.,

В зерновых и животноводческих сов-
хозах немцы истребили или угнали более
180 тысяч голов крупного рогатого ско-
та, 290 тысяч свиней, 680 тысяч овец,
57 тысяч лошадей, уничтожили более
одного миллиона двести тысяч гектаров
посевов всех культур.

Разрушая колхозы и совхозы, немецко-
фашистские захватчики уничтожали так-

их техническую базу — малщинно-
тракторные станции.

В оккупированных областях PCOCP
они уничтожили свыше 1.000 машинно-
тракторных станций, разрушили или вы-
везли из них 46 тысяч тракторов, 18 ты-
сяч комбайнов, 23 тысячи сеялок. На
Украине немцы уничтожили, разрушили
и сожгли 1.300  машинно-тракторных
станций и вывезли из них 56 тысяч трак-
торов и 24 тысячи комбайнов. В Бело-
русской ССР они полностью уничтожили
316 машинно-тракторных станций, из ко-
торых вывезли в Германию 8 тысяч трак-
торов, одну тысячу комбайнов и другие
машины и сельскохозяйственные орудия.

В Латвийской, Литовской, Эстонской
республиках немецкие захватчики унич-
тожили полностью все машинно-трактор-
ные станции.

Во всех колхозах, совхозах и машин-
но-тракторных станциях оккупанты раз-
рушили, захватили и вывезли в Герма-
нию 137 тысяч тракторов, 49 тысяч ком-
байнов, около 4 миллионов плугов, борон
и других почвообрабатывающих сельско-
хозяйственных орудий, 265 тысяч посев-
ных и посадочных машин и 885 тысяч
уборочных и сортировочных машин.

Разрушая колхозы, совхозы и машинно-
тракторные станции, гитлеровцы уничто-
жали также научно-производотвенную ба-
BY сельского хозяиетва. Они полностью
разрушили Lot научно-исследователь-
ских сельскохозяйственных институтов,
уничтожили 176 инкубаторных птицевод-
ческих станций и №4 селекционных стан-
ции, снабжавигих колхозы  высококаче-
сотвенными семенами  сельскохозяйствен-
ных культур.

Разрушение школ, научных учреждений

здравоохранения

ские и другие кабинеты. Для размещения
детей, живущих далеко, при многих сред-
них школах существовали общежития,
Немецко-фашистские — захватчики 69-
жгли, разрушили и разграбили эти ликолы
Co BOOM имуществом и оборудованием.
Миллионы советских детей вынуждены

и машинно-тракторных станций

Немецко-фашистские захватчики, по за-
ранее разработанному плану, проводили в так называемых «восточных областях»
Ha оккупированной территории Советеко- немецким правительством были созданы
го Союза политику уничтожения колхозов,   специальные отделы, руководство которы-
совхозов и машинно-тракторных станций.   ми было поручено рейхеминиетру земле-

оыли прекратить учение, а после изгнания
оккупантов возобновить его в неприсно-
собленных школах, лишенных  необходи-

мого оборудования, книг И наглядных 19-
COON,

го Союза гитлеровеким правительством
было возложено на рейхоминиетра CC
(гитлеровских штурмовых отрядов), на
имперских миниетров и представителей
немецких фирм, которым были подчинены
различного родь хозяйственные группы,

продуктом) является нефть. Среди меро-
приятий, не относящихся к продовольст-
венному снабжению, все вопросы, связан-
ные с добычей и вывозом нефти, должны
при всех случаях стоять на первом ме-
сте».

чалу 1941 года было 82 тые. начальных
и средних школ с 15 миллионами учащих-
ся. Бее средние школы имели библиотеки,
насчитывавшие от 2 д) 25 тысяч томов
книг каждая, те или другие оборудован-
ные физические, химические, биологиче-

Для управления сельским хозяйством

(Окончание на 3-й стр.).