УИ
В] -
ТИ,
мы
(8.

bi

il
[И

aes

р

[0-

pl

КЫ

Ha
Л
ЫХ
ake
qe
паи
hoe
pie
10,
‘КОИ
НИЧ
р

ИИ
pas
pace
pow
pot

(ir
А

ЧЕТВЕРГ, 13 СЕНТЯБРЯ 1945 г. №

216 (8826)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

О материальном ушербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками
государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным
организаниям и гражданам СССР

(Окончание. Начало на 2-й стр.).

Немецко-фашистские захватчики поя-
ностью или частично разрушили 334 вые-
ших учебных заведения, в которых 0бу-
чалось 235 тысячи студентов; а оборудо-
вание лабораторий и кабинетов, уникаль-
ные экспонаты университетских и инети-
тутских коллекций и библиотеки вывез-
ли в Германию.

В результате разрушений сильно по-
страдал Киевский Государственный уни-
верситет, в котором уничтожены учебное
и научное оборудование, сотни лаборато-
рий и ценнейшие коллекции.

В Ленинградском университете артил-
лерийским обстрелом повреждено главное
здание, а также здания физического и
химического институтов.

Большой ущерб причинен медицин-
ским высшим учебным заведениям. В
Ленинграде от вражеских обстрелов по-
страдали известный Медицинский инети-
тут имени Павлова и инетитут усовер-
шенствования врачей имени С. М. Кирова,
на Украине первый и второй Харьков-
ские, Виевекий, Днепропетровский и
Сталинский медицинские  инетитуты. В
Воронежском медицинском институте раз-
рушены 22 здания, в Смоленском меди-
цинском институте — разрушено 17 зда-
НИЙ.

Охкупанты разрушили и ограбили 137
педагогических и учительских инетиту-
тов — в Пскове, Новгороде, Смоленске,
Феодосии, Орле, Ростове на Дону, Симфе-
рополе, Харькове, Киеве, Ворошиловгра-
де, Минске, Могилеве, Гомеле и других
городах.

Они вывезли из специальных библио-
тек историко-архивные материалы и ста-
ринные рукописи; расхитили и уничто-
жили в массовых библиотеках свыше
100 миллионов томов книг.

Немецко-фантистекие захватчики пред-
намеренно разруптали учреждения науки,
сжигали и разоряли лаборатории, библио-
теки, расхищали ценнейшее имущество
и оборудование. Всего ими было уничто-
жено 605 научно-исследовательских ин-
CTHTYTOB.

Возлушными бомбардировками и артил-
лерийскими обстрелами во время блокады
Ленинграда было разрушено 8 зданий на-
учных учреждений и 32 оранжереи Бо-
танического сада Академии наук с ред-

чайшей коллекцией тропических и суб-
тропических растений.

Немцы уничтожили близ Ленинграда
Главную астрономическую обсерваторию
в Пулкове. Она была снабжена редчай-
шими инструментами, изготовленными
выдающимися мировыми и советскими
мастерами. В обсерватории находился
первоклассный солнечный телескоп ори-
гинальной конструкции лауреата Сталин-
ской премии И. Пономарева.

В Крыму немецко-фашистские захват-
чики разрушили Симеизскую астрономи-
ческую обсерваторию, основанную в
1908 году, & оборудование ее — 40-дюй-
мовый большой отражательный телескоп,
измерительные приборы, библиотеку, нас-
читывавшую свыше 9 тысяч негативов
со снимками неба и спектрами звезд —
вывезли в Германию.

Огромный ущерб немцы причинили
лечебным учреждениям СССР. 0ни разру-
шили и разграбили 6 тысяч больниц, 53
тысячи поликлиник, диспансеров и амбу-
латорий, 976 санаториев, 656 домов от-
дыха. Они уничтожили также 60 фабрик
и заводов химико-фармацевтической и
медико-инструментальной промышленно-
сти и среди них: Витебскую очковую фаб-
рику, Полтавскую фабрику термометров,
Харьковский, Киевский и Одесский хими-
ко-фармацевтические и другие заводы.

Особенно пострадали от преступных
действий фашистов и превращены в раз-
валины многочисленные  санаторно-ку-
рортные учреждения всесоюзной здрав-
ницы на Южном берегу Крыма, на Вав-
казских Минеральных Водах, в Одессе и
других местах, где ежегодно лечились и
отдыхали несколько миллионов  трудя-
щихся.

В Севастополе немцы разрушили На-
учно-исследовательский институт имени
Сеченова, являвшийся всесоюзным цент-
ром по разработке и применению в ку-
рортной практике физических методов ле-
чения.

В помещениях любимого советскими
детьми всесоюзного пионерского лагеря
«Артек» немцы разрушили главный кор-
nyc, дачу «Орлиное гнездо», дворец в
Суук-Су и многие другие постройки.

Они вырубили в Крыму леса и парки,
выращенные вблизи санаториев и на Ай-
Петринской Яйле, а также уничтожили
питомники с посадочным материалом для
лесокультурных работ.

Разрушение музеев и исторических
памятников

Немецко-фашистокие захватчики pas-
рушили на оккупированной территории

427 музеев из общего числа 992 музеев,  -

имевшихся в Советском Союзе, в том чи-
сле: в Российской СФСР св
Украинской ССР — 151, 3 Белорусской
ССР — 26, в Литовской ССР — 15, в
Эстонской ССР — 26, в Латвийской
ССР — 30, в Карело-Финской ССР — 2
ив Молдавской ССР — 4 музея.
Погибли богатейшие музеи Смоленска,
Сталинграда, Ленинграда, Новгорода. Пол-
тавы, Чернигова и других городов.

В Херсонееском историко-археологиче-
ском музее немецкие захватчики разру-
шили свыше 150 тысяч предметов и кол-
лекций, освещавших историю народов
Черноморья.

В порту Керчи немцы уничтожили па-
нораму «Штурм  Перекопа», выполнен-
ную советскими художниками. Большие
повреждения причинены знаменитой па-
нораме <Оборона Севастополя» академи-
ка Рубо. В Сталинградекой картинной
галлерее они уничтожили все экепона-
ты — работы кисти Репина, Шишкина,
Айвазовского, Серова, Маковского, Ива-
нова и других. Пострадали все художе-
ственные музеи Крыма, разграблены кол-
лекции Бахчисарайского дворца-музея,
включая Большой коран Бахчисарайской
ханской мечети со множеством орнамен-
тальных украшений.

Немецко-фашистские захватчики при-
чинили большой ущерб бывшим царским
дворцам в Пушкине, Павловске, Гатчине,
превращенным после Октябрьской Co-
циалистической революции в музеи. Из
этих дворцов-музеев они вывезли в Тер-
манию гарнитуры старинной художе-
ственной русской и французекой мебели,
ценные книги дворцовых библиотек, пред-
меты изобразительного искусства, худо-
жественный фарфор и другие экспонаты.

С особой ненавистью немцы отнестись
к наиболее дорогим советскому народу
памятникам культуры.

Они осквернили Пушкинский заповед-
ник и усадьбу в Михайловском, где ве-
imu поэт писал <Евгений Онегин»,
«Цыганы», «Борис Годунов»; сожгли
дом-музей и разрушили могилу А. С. Пуш-
вина в Святогореком монастыре, выру-
били вековые деревья в парке.

Разрушение и огра
перквей, костелов,

предметы домашнего обихода и библиоте-
БУ поэта вывезли в Германию.

Такое же варварство немцы проявили
и в отношении заповедника. «Ясная По-
ляна», где родился, жил и творил гени-
альный русский писатель Л. Н. Толстой.
Заняв «Яеную Поляну» 30 октября 1941
года, они разорили, изгадили и подожгли
ее. Редчайшие рукописи, книги и карти-
ны разорвали, выбросили или уничто-
жили, а могилу писателя осквернили.
Мебелью и книгами отапливали дом. В
ответ на протесты сотрудников музея
против этих беечинств терманский офи-
цер Шварц заявил: «Мы вожжем все, что
связано с именем вашего Толстого».

В Елину немецко-фаптистекие захват-
чики разрушили дом гениального рус-
екого композитора П. И. Чайковского, в
котором он создал всемирно известные
оперы «Евгений Онегин», «Пиковая да-
ма» и много других прославленных му-
зыкальных произведений. В самом здании
музея немецкие офицеры и солдаты
устроили гараж для мотоциклетов и отап-
ливали этот гараж нотами, книгами, ме-
белью и другими экспонатами, находив-
шимися в музее.

Немцы уничтожили также музей кре-
стьянского поэта С. Д. Дрожжина — в
селе Завидове,  муззй народного поэта
И. С. Никитина — в Воронеже и музей
знаменитого польского поэта Адама Миц-
кевича — в Новогрудке Белорусской
ССР. В Алагире они сожгли материалы на-
Тодного певца Осетии Коста Хетагурова.

Немгцко - фашистские захватчики раз-
рушили 44 тысячи зданий театров, клу-
бов, красных уголков. В результате воз-
душных налетов п артиллерийскего 00-
стрела пострадали: в Ленинграде—акаде-
мический театр оперы и балета имени
С. М. Кирова, академический тгатр имени
А. С. Пушкина и малый оперный театр; в
Москве — Государственный академиче-
ский Больнюй театр и театр имени Вах-
тангова. Немцы подожгли театры Эстон-
ской ССР, разрушили в Киеве драматиче-
ский тгатр Красной Армии и Театр юного
зрителя им. Горького, & также уничтожи-
ли городские театры в Петрозаводске,
Новгороде, Макеевке. Из Смоленского и
Одесских театров они вывезли костюмы,

Мебель,  нотный материал, реквизит и библиотеки.

бление монастырей, _
синагог и других

учреждений религиозного культа

За время Отечественной войны немед-
ко-фашистсекие захвалчики уничтожили и
повредили на территории СССР, подвер-
гавшейся оккупации, 1.670 церквей, 237
римско-католических костелов, 69 часо-
вен, 532 синагоги и 258 других зданий,

ник русской архитектуры ХП века и со-
бор Полоцкого Ефросинизва монастыря,
построенного в 1160 году.

В Новгороде немецко-фашистские зах-

валчики разрушили Антониев, Хутынекий,
Зверин,

еревяницкий и другие древние

монастыри; художественный памятник —
знаменитую церковь Спаса Нередицы по-
стройки ХП века превратили в развалины;
повредили здания Нозгородекого Кремля,
в том числе: церковь святого Андрея Стра-
тилата, Покровскую церковь, звонницу

принадлежащих учреждениям религиоз-
ных культов.

Они разрушили в Чернигове: древний
Борисоглебский собор, построенный в на-
чале ХП века, церковь Параскевы-Пят-
ницы — на Торгу — ценнейший памят-

Софийского собора постройки XIY—XYI
веков. В окрестностях Новгорода от вра-
жеского обстрела погибли собор Кирилло-
ва монастыря и церкви: Николы «на Лип-
ке», Благовещения «на Городище», Спаса
«на Ковалеве», Успения «на Болотовом
поле», Михаила Архангела в Сковородин-
свом монастыре, св. Андрея «на Ситке»—
все постройки ХП-—ХГ\ веков.

В груды кирпича превращена  Услен-
ская церковь Киево-Печорекой лавры, по-

В потребительской и промысловой коо-
перации, в профессиональных союзах и в
других общественных организациях не-
мецкие захватчики разрунгали на, террито-
рии CCCP, подвергавнейся оккупации,
предприятия, магазины и лавки, клубы,
стадионы, дома отдыха, санатории.

У кооперативных, профсоюзных и других
общественных организаций они уничто-
жили свыше 87 тыс. зданий хозяйствен-
ного назначения, в том числе: 27 THE.
магазинов, лавок и ларьков, 26 тыс. скав-
дов п торговых баз, 10 тыс. жилых зда-
ний и 1.839 культурно-бытовых учреж-
дений. Они утащили в Германию 709 па-
ровых котлов, 636 локомобилей, 16 тысяч
электромоторов, 12 тысяч металлережу-
щих, 9 тысяч деревообделывающих и
тысяч ткацких станков, 7 тысяч автома-
шин, 70 тысяч швейных и специальных
машин, около 8 миллионов томов книг, а
также отобрали много скота, обуви, тка-
ней и других материальных ценностей. В
результате было разрушено свыше 40
процентов всей торговой сети потребкоо-
перации СССР и ликвидировано свыше
17 тысяч потребительских обществ и
1600 районных союзов. Из владений про-
фесспональных союзов немецкие захват-
чики полностью уничтожили 120 сана-
ториев и 150 домов отдыха, которыми
ежегодно обслуживалось более 3 миллио-
нов рабочих, инженерно-технических ра-
ботников и служащих. Из этого общего

Разрушение культурно -
общественных организаций и коопераций

строенная в 1073 году, а вместе с ней и
8 монастыреких корпусов.

Разрушая монастыри, храмы, мечети и
синагоги, расхищая их утварь, немецкие
захватчики глумились над религиозным
чувством людей. Солдаты и офицеры при-
ходили в храмы в шапках, курили здесь,
надевали на себя церковное  облачение,
держали в церквах лошадей и собак, из
икон устраивали нары для спанья.

бытовых учреждений,

числа в Врыму они разрушили 59 сана-
ториев и домов отдыха на 11.900 мест,
на Кавказских Минеральных Водах 32
санатория и дома отдыха на 5.400 мест,
в Ленинградской области 33 санатория и
дома отдыха на 7.700 мест, на Украи-
не— 88 санаториев и домов отдыха на
18.700 мест.

От разрушения пострадали такие из-
вестные санатории и дома отдыха, как:
Горный санаторий по лечению туберку-
леза «Долосвы» в Симеизе, Институт фи-
зических методов лечения в Феодосии,
Алуштинский дом отдыха, Одесский нер-
вносоматический санаторий,  Пушкин-
ский туберкулезный санаторий в Ленин-
граде и многие другие.

Немецко-фашистские захватчики раз-
рушили здания 46 пионерских лагерей и
детских оздоровительных учреждений,
принадлежащих профсоюзам.

Они унячтожили 189 клубов и дворцов
культуры, в том числе: в Ленинграде —
Дом учителя Профсоюза работников на-
чальной и средней школы; в городе Крас-
ный Луч — Дворец культуры профсотоза
рабочих каменноугольной промышленно-
сти Донбасса, одновременно обслуживаю-
щий 4000 человек; в Ростове на Дону—
Дворец культуры профсоюза рабочих же-
лезных дорог Юга на 3 тысячи человек;
дворцы культуры и клубы в Сталинграде,

Краматорске. Сталино. Горловке, Енакие-

ве, Харькове и во многих других местах,

Массовое ограбление немцами советских

граждан

Во всех республиках, краях и обхастях
‚ Советского Союза, подвергавшихся окку-
  тации, немецко-фашистекие захватчики
грабили сельское и городское население,
отбирали имущество, ценные вещи, одеж-
ду, предметы домашнего обихода, облага-
ли мирных жителей штрафами, налогами,
контрибуциями. Г

Повсеместный грабеж населения явтял-
ся частью общей продуманной программы
гитлеровского правительства — разорить
Советскую страну, подорвать ве благосо-
стояние, превратить советских граждан в
НИЩИХ.

Секретной инструкцией германского
командования от 17 июля 1941 года, об-
наруженной при разгроме штаба 68-й не-
мецкой дивизии, указывалось на нёобхо-
димость «воспитывать у каждого офице-
ра и солдата германской армии чувство
зичной материальной заинтересованности
в войне»...

Германское правительство сознательно
развязывало самые низменные и зверские
инстинкты у офицеров и солдат немецкой
армии. :

В распоряжении ` Чрезвычайной Госу-
дарственной Комисени имеется огромное
количество материалов и документов, ко-
торые \изобличают немецко-фашиетских
захватчиков, как грабителей и варваров,
преизводивших расхищение имущества не
только государственных, колхозных и 00-
щественных организаций, но и личного
имущества колхозников, рабочих, интел-
лигенции и служащих.

В Смоленской области оккупанты ото-
брали у городского и сельского населения
лично им принадлежавшие 156 тысяч го-
лов крупного рогатого скота, 107 тысяч
свиней, 240 тысяч овец и коз, 180 тысяч
тонн зернопродуктов, около 400 тысяч
тонн картофеля и овощей. Фашистские
захватчики сожгли в 2.265 селах и дерев-
нях 129 тысяч жилых домов и 278 тысяч
надворных построек, составлявших лич-
ную собственность граждан.

В Орловской области титлеровцы ©0-
жгли и разрушили у граждан 173 тысячи
домов и 197 тысяч надворных построек.
Они отобрали у населения 15 тысяч ло-
шадей, 200 тысяч голов крупного рогато-
го скота, 112 тысяч свиней, 312 тысяч
овец и коз, около 3 миллионов голов до-
машней птицы, 96 тысяч тонн зерна, 14
тысяч тонн муки, 135 тысячи тонн кар-
тофеля,

Только в 10 районах Ленинградской об-
ласти фашисты уничтожили 25.600 до-
мов, принадлежавших рабочим, колхоз-
никам и служащим. Все личное имуще-
ство жителей в этих районах было нем-
цами разграблено.

В Демянском и Лычковеком районах
они отняли у населения 4.800 пар вале-
нок, 2.900 шуб и полушубков, 23 тыея-
чи овчин, 40 тысяч килограммов шерсти.

В Днепропетровской области немецкие
захватчики отобрали у граждан лично им
принадлежавших 137 тысяч голов круп-
ного рогатого скота, 3 тысячи лошадей,
67 тысяч свиней, 16 тысяч овец и коз,
свыше миллиона голов разной домалиней
птицы, 36, тысяч тонн зерна и муки,
35 тысяч тонн картофеля и овощей; со-
жгли и разрушили 57 тысяч жилых до-
мов и 33 тысячи надворных построек.

В Сумской области гитлеровцы сожгли
й разрушили 130 тысяч жилых и надвор-

ленный крестьянами для

ных построек, принадлежавших гражда-
Ham; отобрали у них 106 тысяч. голов

крупного рогатого скота, 5 тысяч лоша-

дей, 29 тысяч овец и коз, 52 тысячи сви-
ней, 67 тысяч тонн зерна и муки, 47 ты-
сяч тонн картофеля.

Проводя организованное ограбление ра-
бочих, колхозников и служащих в Черни-

отряд 18 апреля 1943 года окружил село
Загребальная Слобода и открыл пулемет-
ный огонь. Жители, оставив все имуще-
ство, бежали в лес, после чего их имуще-
ство было полностью разграблено, а село
сожжено.

Таким способом немцы уничтожили
близ города Чернигова села Бобровицу и
Ярцево, районный центр Крюковку, рабо-
чий поселок Алексеевку, села Елено, Ку-
вечино, Козары, Пески, Клубовку и дру-
гие. Они сожгли здесь у граждан 30 ты-
сяч жилых домов, 70 тысяч надворных
построек, отобрали у них 140 тысяч го-
лов крупного рогатого скота, 790 тысяч
голов птицы, уничтожили сады с 330 ты-
сячами плодовых деревьев.

У граждан Полоцкой области немецкие
захвалчики отобрали 70 тысяч голов
крупного рогатого скота. 17 тысяч лоша-
дей, 51 тысячу свиней, 148 тысяч овец и
коз, 178 тысяч тонн зерна и муки. Они
вожгли у них 94 тысячи жилых домов и
надворных построек; уничтожили сады ©
36 тысячами деревьев многолетних на-
саждений. Лишь не многим из пострадав-
ших удалось спасти свое домалинее иму-
щество, носильные вещи и одежду.

В Витебской области немцы отобрали

гатого скота, 189 тысяч овец и коз. 829
тысяч голов разной домашней птицы,
39 тысяч тонн зерна, 156 тысяч тонн кар-
тофеля и овощей.

Немецко-фалиистские захватчики ото-
брали у крестьян Латвийской, Литовской
H Эстонской советских республик землю,
которой их наделила Советекая влаеть, и
передали ее немецким баронам и кулакам.

Рейхекомиссар <Остланд’а» (Прибалти-
ки) Шозе в приказе от 13 сентября
1941 года об’явил: «Весь принадлежа-
щий сельскому хозяйству живой и мерт-
вый инвентарь переходит в пользование
старых владельцев или сзответетвенно
назначенных управляющих, которые несут
ответственность за все ведение хозяй-
ства»,

Под предлогом исполнения этого прика-
за гитлеровцы стоняли трудовое кре-
стьянетво Прибалтики с земли, отбирали
у него сельскохозяйственный инвентарь и
оборудование, отняли даже лес, затотов-
строительства
жилых построек.

В Латвийской ССР немецкие захватчи-
ки отобрали у бывших батраков, беззе-
мельных и малоземельных крестьян 600
тысяч гектаров земли, весь скот и сель-
скохозяйственный инвентарь, на приобре-
тение которого Латвийское Советское пра-
вительство выдало им ссуду в размере
27 миллионов рублей.

Немцы отобрали у латышеких крестьян
и вывезли в Германию 320 тысяч единиц
сельскохозяйственного оборудования и ин-
вентаря, около 2 миллионов голов скота;
уничтожили 500 тысяч плодовых деревьев,
отобрали, разграбили или вывезли свыше

9 миллионов тонн сельскохозяйственных
продуктов. °

У литовских граждан немецкие захват-
чики отобрали 620 тысяч голов крупного
рогатого скота 220 тысяч лошадей,
770 тысяч свиней, 270 тысяч овец и
коз, 760 тысяч тонн зерна, 485 тысяч
тонн прочих сельскохозяйственных про-
дуктов.

С целью грабежа и кровавой расправы
с населением фашистские захватчики со-
вершали налеты карательных отрядов на
села и деревни.

В сентябре 1942 года офицеры и сол-
даты 15 полицейского полка на террито-
рни Бехорусской ССР ограбили и расстре-
ляли поголовно всех жителей деревень
Борисовки, Борок и Заблочье, после чего
деревни сожгли дотла.

Командир роты этого полка обер-лейте-
нант Мюллер после уничтожения деревни
Борки с исключительным цинизмом ра-
портовал своему начальству: <...Вонфис-
кация зерна и инвентаря происходила,
если не считать сдвига во времени, пла-
вомерно. Число телег оказалось достаточ-
ным, так как количество зерна было неве-
лико и место, куда складывалось ‘необ-
молоченное зерно, недалеко.

Погонщики скота собрались быстро;

работали они ловко и усердно. Неблаго-
приятным оказалось то обстоятельство,
что в поместье Мокраны не было сделано
никаких приготовлений, так что с кор-
межкой и доением скота натолкнулись на
большие трудности. Следует обсудить во-
прос. не явится ли целесообразным в бу-
дущем производить заранее нужные при-

Гготовления под каким-нибудь другим
предлогом.
Домашняя утварь и сельскохозяйст-

венный инвентарь были увезены вместе с
подводами с хлебом.

Привожу численный итог расстрелов.
Расстреляны 705 лиц, из них мужчин
203, женщин 372, детей 130.

Число собранного скота может бызь

говской области, немецкий карательный

у граждан 109 тысяч голов крупного po-

определено лишь примерно, так как на
месте пригона учета не производилось:
лошадей 45, рогатого скота 250, телят
65, свиней и поросят 450 и овец 308.

При действиях в Борках было израс-

ходовано; винтовочных патронов 786
штук, патронов для автоматов 2.496
штук.

Обер-лейтенант
и исполняющий обязанности
командира роты Мюллер».

Таких озверевитих немецких грабите-
лей, как этот Мюллер, было много на
оккупированной немцами советской земле.

Немецкие оккупанты всюду и безгра-
нично грабили жителей советских горо-
дов.

В Киеве б октября 1942 года обер-
штурмбанфюрер Шлацель обязал населе-
ние сдать все золото, серебро, все ценные
вещи. Не рассчитывая на добровольное
выполнение ‘населением этого приказа,
гитлеровцы разбили город на так назы-
ваемые «боевые зоны», из которых все
жители выселялись и в покинутых домах
производился повальный грабеж.

После занятия города Артемовека Ста-
линской области немецкие солдаты и
офицеры врывались в дома граждан, про-
изводили обыски и грабежи, отбирая у
населения все имущество.

В Новороссийске оккупанты отбирали
у граждан под угрозой расстрела теплую
одежду, белье, постельные принадлежно-
сти, часы, ковры, картины, ценную ме-
бель. Награбленное имущество гитлеров-
цы отправляли в Германию.

В Сталинграде по приказу начальника
комендатуры генерал - майора Хенинга
Пауля немецкие солдаты и офицеры вры-
вались в подвалы, в которых укрывались
от бомбардировок мирные граждане, и от-
бирали у них вее ценные вещи..

В Кисловодске в августе 1942 г. воен-
ный комендант Поль и начальник гестапо
Вельден потребовали от еврейского наее-
ления города сдать все ценные вещи. Во
исполнение этого приказа в немецкую ко-
мендатуру было внесено 100 тысяч руб-
лей деньгами, 550 штук золотых и сереб-
ряных колец, портоигаров и часов, 105
дюжин серебряных ложек, 230 пар обу-
ви, кроме того большое количество паль-
то, костюмов, ковров. Все это немцы за-
брали, после чего всех евреев расстре-
ляли.

Ограбление советского населения не-
мецкие захватчики производили на всей
территории Советского Союза, подвергав-
шейся оккупации.

Чрезвычайная Государственная Вомис-
сия произвела учет ущерба, причиненного
оккупационными властями  советеким
гражданам, и установила, что немецко-фа-

В АКАДЕМИИ НАУК СССР

Публикация классических
работ по истории
естествознания

Институт истории естествознания, с0з-
данный в системе Академии наук СССР,
издает ряд трудов по истории науки. Го-
товятся к печати избранные сочинения
И. Ньютона и П, Н. Лебедева. В этом го-
ду выходит в свет первый том сборника
«Научное наследство». В нем впервые пуб-
ликуются неизвестные материалы по исто-
рии отечественной и мировой науки.

В книге помещены неизданные автобио-
графическая записка Ломоносова и статья
Менделеева «Мировоззрение». В нее вошли
также две впервые публикуемые доклад-
ные записки Менделеева об организации
исследования Арктики (одна из этих за-
писок написана совместно с адмиралом
Макаровым), документы об избрании Меч-
никова в члены-корреспонленты и в почет-
ные члены Академин наук, о присвоении
ему Нобелевской премии и текст его речи
об иммунитете. i

Среди документов по истории ecTecTRO-
знания на Западе — перевод малоизвестно-
го трактата Гука, замечательного антлий-
ского ‘ученого, современника ‘Ньютона,
трактат Пьера де Марикура — одного из
основоположников нового эксперименталь-
ного естествознания, работы академика
И. Ю. Крачковского и профессора А. П.
Юшкевича о науке арабов,

Об’ем первого тома — пятьдесят печат-
ных листов. В нем много иллюстраций.

Одновременно выходит первый том тру-
дов Института истории естествознания. В
книгу включены статьи профессора Т.
Райнова —о роли русского флота в разви-
тии естествознания ХУШ века, профессора
А. П. Юшкевича —о выдающемся русском
математике ХУПГ — ХХ веков академике
С. Гурьеве, профессора Б. Г. Кузнецова—
о концепции пространства в механике
Эйлера и другие. Среди работ, посвящен-
ных истории естествознания за рубежом,—
статья академика С, И, Вавилова об «оп-
тике» Ньютона.

В’ изданиях института будут также опуб-
ликованы обширные справочно-библиогра-
фические материалы, в частности, полный
список отечественной литературы по исто-
рии науки, изданной в период 1939—45 гг.

{ТАСС).

Всесою%чые стрелковые
соревнования Осоавиахима

Вчера президиум Центрального совета
Осоавиахима подвел итоги всесоюзных
стрелковых соревнований, которые проходи-
ли под Москвой.

Первое место заняла команда Эстонской
ССР в составе Богданова, Лимперк, Руль,
Саратик и Керд: ей вручен переходящий
приз Центрального совета Осоавиахима —
бронзовые часы. Второе место завоевала
команда Ленинграда и третье — команда
Москвы.

Победителем в индивидуальных соревно-
ваниях вышел ленинградец — стрелок 3Зо-
рин. Второе место занял Богданов (Эето-
ния), третье место — Лимперк (Эстония),
четвертое — Жгутов (Москва) и пятое —
Анисимов (Украина).

Все участники соревнований, занявшие
1, 2и 3-е места по различным упражчениям,
награждены дипломами и ценными подар-
ками.

В станице Вешенской
СТАНИЦА ВЕШЕНСКАЯ (Ростовская
область), 12 сентября. (ТАСС). Возрож-
Дается Вешенская — одна из старейших
казачьих станиц Дона. В годы советской
власти ‘Вешенская стала крупным куль-
турным центром. В станице было открыто
педагогическое училище, создан тедтр
казачьей молодежи, построен Дом куль-

туры, сооружены электростанция, водо-
провод.
Большой ущерб причинили Вешенской

немцы. Окопавшись на правом берегу ре-
ки, враги на протяженни пяти месяцев об-
стреливали Вешенскую из орудий. Фа-
шистские бомбардировщики сбрасывали на
нее зажигательные и фугасные бомбы. В
станице были сожжены сотни домоз, вы-
ведены из строя водопровод и электро-
станция, разрушены здания школ и боль-
НИЦ.

Как только немцы были изгнаны с пра-
вобережья Дона, казаки и казачки, вернув-
шись в Вешенскую, стали восстанавливать
родную станицу. Были созданы бригады
добровольцев-строителей. Своими силами
они отремонтировали свыше двухсот жилых
домов, на площади в несколько десятков
гектаров разбили новые фруктовые сады. Во-
зобновили работу педагогическое учили-
ще, школа, больница, детские учреждения,
действует водопровод.

В станицу возвратился Михаил Шоло-
хов. Тепло встретили вешенцы писателя-
земляка, Сейчас Шолохов работает над
первой книгой нового романа «Они защи-
щали родину».

К пребыванию в Москве

английского писателя
Д. Б. Приетли

Вчера в редакции газеты «Советское ис:
кусство» состоялась встреча приехавшего
в Москву известного английского писателя
Д. Б. Пристли с представителями театраль-
ной и кинематографической общественности
столицы и с представителями столичных
газет,

На встрече присутствовали народные ар-
тисты РСФСР А. Таиров и Н. Акимов, за-
служенные деятели искусств С. Герасимов,
Г. Александров, С. Юткевич и другие.

Д. Б. Пристли отвечал на вопросы при-

птистокие захватчики сожгли и разрунги-

ли около 4 миллионов жилых домов, со-
ставлявших личную собственность кол-
хозников, рабочих и служащих, конфи-

сковали у них 1,5 миллиона лошадей, 9
миллионов голов крупного рогатого ско-
та, 12 миллионов свиней, 13 миллионов
овец и коз, а также отобрали огромное ко-
лиЧество всякого домашнего имущества.

*

Немецкие оккупанты, виновные в 07-
ганизации и осуществлении на террито-
рии Советского Союза разрушений ropo-
дов и сел, фабрик и заводов, колхозов и
совхозов и в ограблении личного имуще-
ства граждан, должны нести полную от-

сутствовавших о состоянии театрального и
кинематографического искусства в Англии.
Живой интерес вызвал рассказ Пристли о
новых тенденциях в организации английско-
го театра, о творчестве современных писа-
телей Англии, о состоянии английской ки-
нематографической промышленности.

Сообщив о новых своих произведениях,
Пристли выразил большое удовлетворение
тем, что, его пьесы идут в СССР. Это, по
словам писателя, вполне отвечает его чув-
ствам сердечной дружбы и глубокого ува-
жения к советскому народу.

Д. Б. Пристли говорил о постановках в
Англии пьес русских классиков и совре-
менных драматургов, о том, что английский
зритель проявляет также большой интерес
к советским художественным, документаль-
ным и научно-популярным фильмам.

ветственность за свои преступные, деяния,
а ущерб, причиненный немецко - фашист-
скими захватчиками народному хозяйству
СССР и советским гражданам,
быть возмещен Германией.

Пристли отметил, что он увидел Москву
полным энергии и жизни городом, и востор-
женно отозвался о спектакле «Князь Игорь»
должен  в Большом театре, где он побывал нака-

нуне.