ВТОРНИК, 2 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 232 (8842)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТ

Коммюнике Совета министров
иностранных дел

ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС), Совет   заседании. Следующее заседание Совета
министров иностранных дел заседал 30 сен- ony
тября дважды. Бирнс председательствовал
на первом заседании, Бидо — на вечернем

министров состоится в понедельник,
тября, в 6 час. вечера.

Коммюнике Исполнительного комитета Подготовительной
комиссии организации Об‘единенных наций

ЛОНЛОН, 28 сентября. (ТАСС). Вечером! Исполнительным комитетом, значительно
28 сентября в Лондоне было опубликовано ускорили и частично завернтили свои пере-
коммюнике, в котором говорится, что говоры. Сейчас они представили в Испол-
после недельного перерыва Исполнитель-  нительный комитет первые периодические
ный комитет Подготовительной комиссии  отчеты о ходе своей работы. Исполнитель-!
организации Об’единенных наций снова ный комитет решил разослать по телеграфу
провел 28 сентября заседание в Лондоне. эти отчеты всем членам Об’единенных на-

тельного изучения

Председательствовал Громыко. На заседа-
нии было оглашено сообщение из Вашинг-
тона о том, что до настоящего времени
26 государств путем законодательной про-
цедуры ратифицировали Устав Об’единен-
ных наций, причем 7 ратификационных гра-
мот уже переданы в Вашингтон. Организа-
ция Об’единенных наций начнет свое суще-
ствование, когда правительством США бу-
дут получены 29 ратификационных грамот.

В течение прошедшей недели различные
специальные комитеты—безопасности, эконо-

мический и социальный и т. д., созданные:

Обращение армянской религиозной организации в США

НЬЮ-ЙОРК, 30 сентября. (ТАСС). Влия-
тельная организация «Армянский евангели-
ческий союз в Америке» на собрании, со-
стоявшемся в Провиденсе (штат Род АЙ-
ленд), приняла обращение к Совету мини-
стров иностранных дел в Лондоне.

В обращении говорится: «Мы, священни-
ки армянского евангелического союза в
Америке, собравшиеся на специальном засе-
дании, просим Совет министров иностранных
дел рассмотреть во имя справедливости и
человечности давнишние жалобы армянско-
го народа, который в течение столетий стра-
дал под властью кровавой турецкой тира-
нии. Армянский народ, который был в свое
время гордой и великой нацией и внес ве-

Письмо совета американских словенцев Бирнсу

НЬЮ-ЙОРК, 30 сентября. (ТАСС). Сек-
ретарь национального совета американски
словенцев Кухель заявил представителям
печати, что совет, представляющий 250 ты-
сяч американских словенцев, послал госу-
дарственному секретарю США Бирнсу в
Лондон письмо, в котором говорится:

«Несправедливость, нанесенная  словен-
скому народу лондонским пактом 1915 года,
должна быть исправлена. 650 тысяч югосла-
вов, находящихся в Италии, должны быть
воссоединены со своей родиной —Югосла-

Американский корреспондент о планах Советского Союза
в отношении Триполитании

НЬЮ-ЙОРК, 29 сентября. (ТАСС). Ва-
шингтонский корреспондент газеты «Чикаго
сан» Кендрик указывает, что требование
Советского Союза о передаче ему Триполи-
тании под опеку не вызвано обычными им-
периалистическими  устремлениями коло-
ниальных держав. Наоборот, «Советский
Союз желает управлять типично отсталой
страной, являющейся продуктом старомол-
ного империализма, хотя бы на протяжении
10 лет, в первую очерель для того; чтобы
показать, что может быть ‘достигнуто при
помощи новых методов коллективного хо-
зяйства и новых идей о взаимоотношениях
межлу отдельными расами и национально-
стями, чтобы вывести ее из тупика... Пред-
ложение Молотова основано на тех резуль-
татах, которые достигнуты за 25 лет в отно-
шении талжиков и узбеков в Центральной
Азии, являющихся братьями арабов и бер-
беров, проживающих в Триполитании».

По словам Кендрика, никто не поверит
тому, что Советский Союз якобы намере-
вается ввести коммунизм в Ливии, посколь-
ку опека, если она будет предоставлена,
вероятно, будет предоставлена на опреде-
ленных условиях. Тем не менее Советский
Союз, опекая Триполитанию, которая яв-
ляется наиболее отсталой частью бывшей

ций, не представленным в Исполнительном
комитете. if

В принципе принято предложение о раз-
делении работы между Подготовительной
комиссией и Генеральной ассамблеей.

Кроме того, Исполнительный комитет об-
судил другие предложения по поводу орга-
низации работы Подготовительной комиссии.

Странами, передавшими в Вашингтон до-
кументы`о ратификации Устава, являются
Аргентина. Бразилия, Доминиканская `рес-
публика, Франция, Новая Зеландия, Ни-
карагуа и США.

ликолепный вклад в дело цивилизации и
христианства, в течение последних 50 лет
истреблялсея туркамн посредством периоди-
ческих массовых убийств, высылок, дискри-
минаций и незаконной конфискации соб-
ственности. Оставшаяся в живых часть на-
шего народа после прошлой мировой войны
рассеяна во всех частях мира вследствие
турецкой политики. Мы настойчиво просим
оказать справедливость этим армянам, сде-
лав возможным их возвращение на их
исконные земли в Турции и возвратив эти
земли Советской Армянской республике,
живущей в свободе и безопасности».
Обращение подписали секретарь союза
Георгизян и председатель собрания Эрназян.

вией вместе со всеми территориями, кото-
рые они занимают в течение тысячи лет. Мы
требуем поддержки и справедливости и
предоставления несчастным жертвам фашиз-
ма и империализма права присоединиться к
Югославии. Италия нарушила все законы
гуманности своим нечеловеческим обраще-
нием с югославами, живущими в Венецин-
Джулии и Триесте. Венеция-Джулия,
Триест и территория к востоку от Соча
должны быть возвращены тому, кому они
принадлежат по праву, — Югославии».

Итальянской империи, получил бы широкие
возможности для экспериментальных работ
над такими проблемами, как, например,
проблема борьбы с малярией, проказой и
туберкулезом, а также имел бы возмож-
ность проводить в ‘широком масштабе экспе-
рименты по вопросам ирригации и культи-
вирования хлопка.

Нет сомнения в том, что в первую оче-
рель полные гражданские права были бы
предоставлены берберам; ‘туарегам, арабам,

Седьмое заседание
Контрольного совета
в Германии
КОММЮНИКЕ

БЕРЛИН, 1 октября. (ТАСС). Сегодня в

Берлине состоялось седьмое заседание Кон-
трольного совета под председательством
генерала Кенига. Генерал армии Соколов-
ский, генерал армии Эйзенхауэр и генерал-
лейтенант Робертсон представляли соот-
ветственно Советский Союз, Соединенные
Штаты Америки и Соединенное Королев-
ство. :
Обсуждался вопрос о контроле над гер-
манскими активами за границей. Было ре-
шено передать этот вопрос для дополни-
правовому и финансо-
вому директоратам.

Совет обсуждал вопрос о создании цен-
трального германского департамента транс-
порта и департамента почт и телеграфа.

Обсуждался также вопрос о возвращении
в Германию из Австрии немцев, эвакуиро-
вавшихся туда во время войны. Этот вопрос
был передан на дальнейшее изучение в
координационный комитет, в Котором уже
изучается общая проблема переселения
немцев в свои районы.

Заявление государственного
департамента США о дальнейшей
нормализации отношений с Венгрией.

ВАШИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС). Го-
сударственный департамент США сообщил,
то Соединенные Штаты решили проявить
готовность к дальнейшей нормализации от-
ношений с Венгрией, поскольку они счита-
ют, что Временное венгерское правитель-
ство в состоянии учитывать интересы раз-
личных слоев населения при выполнении
своих функций.

Решение конференции
демократической партии
Югославии

БЕЛГРАД, 1 октября. (ТАСС). Закончила
свою работу земальская конференция демо-
кратической партии, созванная по инициати-
ве демократов, входящих в Народный фронт
Югославии. В принятой резолюции говорит-
ся, что земальская конференция «осуждает
позицию и деятельность Милана Грола и`тех
членов ЦК, исполнительного комитета и
членов партии, которые присоединились к
его позиции», т.-е. осуждает людей, заняв-
ших враждебную Народному фронту пози-
цию. Конференция считает эту позицию
«антинародной и антидемократической, на-
носящей вред интересам государства и на-
рода». Конференция констатирует, что, при-
держиваясь такой позиции, «Грол и его сто-
ронники оторвались от огромного большин-
ства членов и друзей демократической пар-
тии».

Конференция приняла решение о вступле-
нии демократической партии в Народный
фронт. Считая, что Грол‘и его последовате-
ли представляют лишь меньшинство демо-
кратической партии, конференция оспаривает
у них право выступать как партия и от име-
ни партии.

Конференция избрала временный органи-
зационный комитет партии, который будет
руководить деятельностью партии до оче-
редного партийного с’езда. В состав органи-
зационного комитета вошли присоединив-
шиеся к Народному фронту члены ЦК и
исполнительного комитета партии, а также

евреями неграм, составляющим население
Триполитании,

Этому утверждению Кендрик противопо-
ставляет заявление английского министер-
ства иностранных дел, в котором ливийские
арабы характеризовались как «неисправимо
ленивые», а берберы — как «резко враждеб-
ные по отношению к европейским властям»,
и указывает, что советская администрация
в Ливии, несомненно, повлияла бы на со-
седние французскую колонию Алжир и Еги-
пет. Таким образом, Кендрик предлагает
западным демократиям соревноваться в деле
улучшения условий жизни зависимых наро-
дов. Финикийцы, греки, египтяне, римляне
и др.—все выступали как победители Ли-
вии. Советский Союз первый желает высту-
пить как ее друг.

Сообщение Албанского

БЕЛГРАД,   октября. (ТАСС). Албан-
ское телеграфное агентство сообщает, что
из пограничных местностей Албании полу-
чены сообщения, свидетельствующие о но-
вых бесчинствах греческой «национальной
гвардии», направленных против мирного
населения в окрестностях местечка Косты-

телеграфного агентства

ри. На-днях члены греческой «националь-
ной гвардии» окружнли 3 села возле Косты-
ри, арестовали местных жителей и приня-
лись избивать их и мучить. Среди аресто-
ванных находился Белко Панапти, которому
фашисты при побоях сломали челюсть, а его
брату перебили руку.

по одному, представителю от окружных ор-
ганизаций демократической партии. :

Конференция вынесла решение об участии
партии в предстоящих выборах под лозунга-
ми и по списку кандидатов Народного
фронта.

Изменения в составе
болгарского правительства

СОФИЯ, 30 сентября. (ТАСС). По пред-
ложению премьер-министра Кимона Геор-
гиева регенты подписали указ, согласно ко-
торому произведены следующие изменения
в правительстве: министром финансов на-
значен профессор Станчо Чолаков, зани-
мавший до настоящего времени пост ми-
нистра просвещения; министром народного
просвешения назначен Стоян Костурков,
секретарь партии радикалов, которая не-
давно была принята в Отечественный фронт;
министром земледелия назначен д-р Михаил
Геновский, организационный секретарь бол-

ВАШИНГТОН, 29 сентября. (ТАСС).
Белый Дом (резиденция президента США)
опубликовал письмо Трумэна Эйзенхауэру
от 31 ‘августа, в котором Трумэн указы-
вает, что положение находящихся В
Австрии и Германии насильно угнанных
лиц не соответствует политике, выработан-
ной в Потсдаме, и призывает Эйзенхауэра
приложить большие усилия, чтобы заста-
вить его подчиненных из’ять насильно
угнанных лиц из концентрационных лаге-
рей и вообще улучшить их положение.

Белый Дом также опубликовал текст
отчета американского’ специального пред-
ставителя Гаррисона о его личных наблю-
дениях над условиями, в Которых нахо-
дятся насильно’ угнанные лица, в частности

в Австрии и Германии.

Пясьмо Трумэна было направлено Эйзен-

НЬЮ-ЙОРК, 28 сентября. (ТАСС). Газе-
та «П. М.» сообщает о до сих пор еще не-
опубликованном распоряжении  американ-
ских оккупационных властей относительно
демонтажа предприятий «И, Г. Фарбенин-
дустри» в американской оккупационной
зоне. Автор статьи Стоун’ обвиняет  воен-
ное министерство в игнорировании этого
приказа и в стремлении восстановить «И. Е.
Фарбениндустри» вместо того, чтобы лик-
видировать его, По словам Стоуна, помощ-
ник военного министра Макклой, замести-
тель Эйзенхауэра генерал-лейтенант Клей,
политический советник Мэрфи и начальник
отделения гражданских дел американской
военной администрации в Германии гене-
рал-майор Хилдринг вразрез с линией госу-
дарственного департамента планируют вос-
становление экспорта ‘химикатов и удобре-
ний, производимых предприятиями «И. Г.
Фарбениндустри», и посылают в Германию
специалистов для содействия в реконструк-
ции этих предприятий. :
Упомянутое выше распоряжение о демон-
таже предприятий «И. Г. Фарбениндустри»
датировано 5 июля и озаглавлено «Общая
директива № 2». В ней, между прочим, го-
ворится: «Поскольку главной пелью Об’е-
диненных наций является помешать Герма-
нии когда-либо вновь нарушить мир во всем
мире и поскольку «И. Г. Фарбениндустри»
играла видную роль в созидании и сохра-
‘нении германской военной машины... жиз-
ненно необходимым для Об’единенных на-
ций является взять под контроль «И. Г.
Фаюбениндустри» и из’ять у нее все ее иму-
щество, дабы завершить ее ликвидацию и
уничтожить военный потенциал, который
она представляет».

В приказе далее указано, что американ-
ские военные власти должны уничтожить
все оборудование предприятий «И. Г. Фар-
бениндустри», — если только оно не пере-
дано другим странам, — во всех случаях,
когда такое оборудование служило произ-
BOACTBy оружия, боеприпасов, отравляющих
и взрывчатых веществ и других средств
войны, поскольку, как правило, это обору-
дование не используется промышленностью,
разрешенной сейчас в Германии. В приказе
также указано, что все руководство
«И. Г. Фарбениндустри» и лица, уполномо-
ченные действовать от ее имени, «отныне
считаются отстраненными, уволенными и
лишенными права действовать от имени
концерна или распоряжаться его имущест-
вом». Распоряжение временно лишает ак-
ционеров права выбора правления и конт-!
роля за ним.

НЬЮ-ЙОРК, 1 октября. (ТАСС). Как
сообщает корребпондент агентства Acco-
шиэйтед пресс из Висбадена, штаб Эйзен-
хауэра отдал распоряжение о дополнитель-
ном вывозе из американской зоны оборудо-
вания 11 промышленных предприятий. Обо-
рудование будет вывезено, как только со-
юзники решат вопрос о месте его назначе-

ПАРИЖ, 1 октября. (ТАСС). Агентство
Франс пресс передает предварительчые
результаты 2-го тура кантональных выбо-
ров (с учетом 1-го тура) относительно
2.487 мест из 3.028 мест. Социалисты полу-

гарского земледельческого народного сою-
за. Временно исполняющий должность ми-
нистра земледелия Александр Обов остался
министром без портфеля.

чили 704 места против 310 в 1939 году.
Коммунисты имели в 1939 году 69 мест,
а в настоящий момент 286. Радикал-со-
циалисты получили 491 место против 856

ОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР bi

Письмо Трумэна Эйзенхауэру о положении
лиц, насильно угнанных в Германию

Выступление Татарееку
на заседании исполкома
национал-либеральной партин

хауэру вместе с копией отчета Гаррисона.
В письме говорилось, что американские
офицеры должны конфисковать дома у не-
мецких. граждан для размещения в НИХ На-
сильно угнанных Лиц и, таким образом,
осуществить потсдамские решения о том,
что немцы не могут избежать ответствен-
ности за существующее положение. Трумэн
цитировал заявление Гаррисона о том, уто
в настоящее время американцы, очевидно,
«обращаются с евреями так же, как обра-
шались нацисты, с той лишь разницей,
что не истребляют их. Евреи в большом
числе находятся в концентрационных Ла.
герях под американской военной охраной
вместо охраны эсэсовцев, и это наводит ва
мысль, не будет ли немецкий народ, видя
все это, предполагать, что мы проводим

БУХАРЕСТ, ‘29 сентября. (ТАСС). Газета
«Драпелул» и все дневные газеты поместили
сегодня речь Татареску, произнесенную им
27 сентября на заседании исполкома нацио-
нал-либеральной партии.

«Исполнилось 6 месяцев работы прави.
тельства, — сказал Татареску. — Мы нача-
ли эту работу с возвращения Трансильва-
вии и закончили ее соглашениями в Москве,
  которые составляют новую основу консолн-
дации государства, основу советско-румын-
ской дружбы. Наше правление было воз-
можным только благодаря чувству ответ-
ственности и солидарности, которыми руко-
водствовались партии, входящие в прави-
тельство демократической концентрации,
Национальный дух говорил в них сильнее,

или по крайней мере терпим политику на-
цистов».

Саботаж мер против „И. Г. Фарбениндустри“ со стороны
видных американских администраторов

Стоун заявляет, ‘что вместо выполнения
этого приказа «отдел Хилдринга вербовал
в США специалистов по промышленной
химии и посылал их в Германию для содеи-
ствия восстановлению предприятий «И. Г.
Фарбениндустри». Все это могло привести
лишь к возрождению немецкой промышлен-
ности».

Один из помощников Хилдринга заявил,
что посылает специалистов в Германию для
того, чтобы демонтировать предприятия
«И. Г. Фарбениндустри», но Стоун отвер-
гает такое об’яснение и требует, чтобы кон-
rpece расследовал это дело. По мнению
Стоуна, «государственный департамент зна-
ет, что специалисты едут восстанавливать
«И. Г. Фарбениндустри» пренебрегая тем
самым директивами военных властей и
Потсдамским соглашением».

Стоун заявляет далее, что военные власти
в США уже используют для содействия
восстановлению «И. Г. Фарбениндустри»
его американский филиал «Дженерал эни-
лайн энд фильм компани». Возглавляющий
эту компанию Джозеф Бейтс взял на себя
обязанности по реконструкции «И. Г. Фар-
бениндустри»;, «он вербует в своей компа-
нии специалистов для посылки в Герма-
нию».

Стоун указывает, что согласно упомяну-
тому приказу акционеры «И. Г. Фарбенин-
дустри» лишь временно Теряют право вы-
бора правления, и предостерегает, что, когда
Германия перестанет быть оккупированной,
акционеры сумеют вновь получить свое
имущество в улучшенном и отремонтирован-
ном виде, при чем это будет произведено
при помощи американцев и на их счет.

Германия таким образом снова будет обла-
дать громадным химическим трестом, кото-
рый сможет в мирное время доминировать
на мировых рынках, а в случае войны пре-
поставит многие из необходимых для нее
средств.

Напомнив о том, что «И. Г. Фарбенин-
пустри» занималась разработкой атомной
бомбы, Стоун заявляет, что контроль со
стороны военных властей в настоящее вре-
мя даже выгоден «И. Г. Фарбениндустри»,
ибо он дает ей возможность получать им-
портные материалы и американских спе-
циалистов для реконструкции. В заключе-
ние Стоун указывает, что глава промыш-
ленного отдела американских военных вла-
стей во Франкфурте, недавно заявил журна-
листам, что предприятия «И. ‘Г. би
дустри» «будут преобразованы для произ-
водства мирной продукции, а не полностью
уничтожены».

1] заводов будут вывезены из американской оккупационной зоны

ния. Предыдущее распоряжение о демон-
таже предприятий для вывоза включало
пять заводов. Среди предприятий, перечис-
ленных сейчас, — 3 станкостроительных
завода, 3 завода электропромышленности,
1 оптический завод и 1 завод по производ-
ству моторов. ;

Предварительные результаты второго тура
кантональных выборов во Франции

мест в 1939 году. Другие левые партии де-
лят между собой 131 место, в то время как
в 1939 году они имели 102 места. Наконец,
партия Народно-республиканское движе-
ние получила 181 место. Умеренные полу-
чили 393 места против 372 в 1939 году.
Партии центра или правые делят между
собой 301 место против `578 мест, которые
они имели до войны.

Лаваль и Оруше

Неисповедимы пути французского право-
судия. Целый месяц судили Петэна, во вре-
мя процесса дело дошло до того, что подсу-
димый обнимал кагуляров — «свидетелей»,
расхваливавших его без всякого стеснения.
Наконец, Петэна приговорили к смерти, но
так и не решились повесить. Человек, по-
кушавшийся убить Францию, отправился в
загородную тюрьму доживать свой век. Га-
зеты весьма сентиментально описали его
последний выход.

Теперь предстоит суд над  Лавалем.
Следствие закончено, и 4 октября должен
начаться процесс.

Но есть все оснозания предполагать, что
Лаваль и те, кто с ним, попытаются  пре-
вратить судебное разбирательство в фарс
почище петэновского. Правосудие анемич-
но, а реакция во Франции активна и не сда-
ет своих позиций. В такой обстановке про-
хвост с белым галстуком может показать
себя. Садясь в самолет, доставивший его в
Лебурже, он сказал: «Еду защищаться и
обвинять». И пусть лвухтысячная толла па-
рижан, проникших на аэродром, встретила
его криками: «Смерть Лавалю!», он знал.
что это не так просто, как кажется его
наивным соотечественникам.

Уже к вечеру ему доставили в камеру.
свежие газеты с сообшением о том, что он
выглядит постаревшим, что он вышел из
самолета в сером костюме в красную по-
лоску, с тростью в руках и свертком ме-
муаров подмышкой, что он привез с собою
шесть чемоданов. Чем не идиллия?

Он узнал также о том, что его пребыва-
ние в Барселоне описывалось с великолеп-
ными подробностями: мебельная фирма
«Паллароло» роскошно отделала предо-
ставленный ему лом в крепости, отель
<Рин» каждый день доставлял ему самые
изысканные блюда и вино, а ва столе у
него всегда стоял свежий букет белых
астр,—0бо всем этом изо дня в день сооб-
шали газеты. Нет, Лаваль не мог пожало-
ваться на невнимание!

Не очень хонимаемый
принялся за свои мемуары. Зная, что до
сих пор он славился ввоей полной  неспо-
собностью смастерить хотя бы страницу,
мы готовы притти ему на помощь и набро-

следствием, он

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
Советского строительства—К 3-98-77; Пропаганды-—К 5-23-20; Литературы и искусства—К 0-57-27;

Б 16815.

сать беглую схему его незаурядной  био-

графии.

Ему шестьдесят два года. Его отец не-
то был мясником, нето держал пивную, —
здесь сведения расходятся, ибо Лаваль-
сын не любит своего прошлого. Сделав-
шись адвокатом, он взял своей специаль-
ностью темные дела трестов, и скоро мы
его видим юрисконсультом Франсуа де
Венделя, председателя «Комите де Форж>.
Дела илут, Лаваль богатеет и переселяет-
ся из грязной дыры, где он начал свою
карьеру, в шикарный особняк в «Вилла
Саид».

В 1914 году он — уже депутат, а в
1925 — министр в кабинете Пенлеве, куда
он пролез путем грязной интриги. Он сла-
вится своим «энциклопедическим невеже-
ством» и своим уменьем совершать «сдел-
ки за спиной». Третья республика была бо-
гата шарлатанами, которые  превращали
доставшуюся им государственную власть в
орудие самых бесчестных махинаций, но
Лаваль, бесспорно, превзошел всех. В
«стратегии подкупа», в провокации и дву-
рушничестве он не имеет себе равных. Ла-
валь и коррупция — синонимы.

В январе 1931 года он был уже пре-
мьером, хотя была широко известна его
причастность ко всем знаменитым аферам
двадцатых годов,—он равно был замешан
и в деле мадам Ано, и в деле Устрика, и
в деле Стависского. Говорят, что только
премьерство спасло его от расплаты 33
последнее дело, позволив ему во-время за-
мести следы. До 1936 года, когда пал
последний кабинет Лаваля, длится пора
его непрерывных политических успехов.
Лаваль — в зените. В 1931 году он едва
не стал президентом Франции. Ему не раз
доставался в эти годы портфель министра
иностранных дел, и он переносит в область
французской внешней политики все свои
жульнические ухватки.

Изо всех сил Лаваль выслуживается пе-
ред Муссолини, который в обмен на Абис-
сичию дал ему орден Маврикия на зеленой
ленте и содействовал получению графского
титула от папы. Нежность, которую Ла-
валь питал к «карнавальному Цезарю»,
об’яснялась тем, что OH сам готовился
стать «дуче» Франции. С этой целью он

Москва, 6, Пушкинекая площадь.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова

поддерживал все фашистские шайки во
Франции и был ‚ патроном «Боевых крес-
тов».

Лаваль заводит флирт с немецкими фа-
шистами. Его встреча с Риббентропом в
1934 году и встреча с Герингом в Крако-
ве на похоронах Пилсудского не были
случайностью. С тех пор Лаваль стал не-
мецким агентом и только ждал случая
сбросить маску. Случай представился ему
в 1940 году.

О том, как произошло падение Франции,
налисано много, и из всех свидетельских
показаний явствует, что страна буквально
кишела предателями, занимавшими самое
высокое положение во французском госу-
даюстве. Лаваль был здесь фигурой пер-
вого плана. Его влияние на внутреннюю и
внешнюю политику страны было огромно
даже тогда, когда он не был министром.
В его руках всегда были рычаги, которыми
он действовал из-за кулис. «Лавочка Га-
вас», как выражается один из его послед-
них биографов, давала ему не только боль-
шие доходы, но и большие политические
возможности. Наряду с этим у него были
и другие средства добиваться своего. Вот
цитата из книги Анри Торреса, человека
осведомленного:

«Банда (Лаваля) контролировала «неза-
висимую» печать. Она захватила также по-
зиции в журналах. Используя контроль над
прессой, банда усилила равнение на про-
мышленность, финансы, крупные деловые
круги. «Французский банк», «Кредн
Фонсье», «Сосьете Женераль», «Нацио-
нальный Кредитный банк», «Лионский кре-
дит»... Синдикат биржевых маклеров и
торговая палата, шерстяные предприятия
Жана Пруво, хлопчатобумажные — Бус-
caka, фланель Сюрмона, шампанское По-
линьяка, вермуты Прата, аперитивы Дю-
бонне, абсенты Вель-Пикара, — все под-
пало под власть его банды». }

Все, что связано с Лавалем, отдает уго-
ловшиной, но это не мешало ему оста-
ваться государственным деятелем. Его бо-
гатетва (три имения, скаковые конюшни,
несколько газет, дутая фирма минеральных
вод) — заведомо темного происхождения,
но никто не требовал у него отчета. Лаваль
носит кокетливую кличку «комми-вояжер
мира», с нею и встречает он страшный
для Франции 1939 год, начало войны.

Он остается в тени вплоть до разгрома

ната, чтобы понюхать, чем пахнет. Он
ждет, он давно уже поставил свою ставку»

Лаваль развил бешеную энергию, чтобы
ускорить капитуляцию и «оформить» дик-
татуру Петэна решением так называемого
«национального собрания». О том, как он
изворачивался, чтобы  «обстряпать» это
дельце, повествует его приспешник Мон-
тиньи в бесстыдной книжонке:

«Случилось так, что Лаваль, инициатор
проекта, должен был сперва‘ добиться
принятия его маршалом, потом выступил пе:
ред палатами в качестве уполномоченного
маршала, а впоследствии, во время пере-
говоров, сделался уполномоченным палат
перед маршалом».

Цирковой номер! Лаваль всю жизнь лю-
бил подобные фарсы, но поистине превзо-
шел себя в инсценировке этогс «апофеоза
в Гран-Казино, где среди воспоминаний
о баккара и рулетке была разыграна судь-
ба Франции».

«Моя страна!» — хрипло кричал он.
решив, что теперь он будет распоряжаться
во Франции, как в своей «лавочке».

И вот, с немецкого соизволения, он
«дофин», заместитель премьера вишийско-
го правительства и мининдел. Де Бринон,
шулер, торговен кокаином и «апостол
франко-германской дружбы», с которым
Лазаль сблизился еше в 1934 году, и не-
мецкий шпнон Абец стали его главными
соратниками. Не за страх, а за совесть
Лаваль служит, теперь уже открыто, фа-
шистской Германии. Его главной заботой
становится борьба с сопротивлением фран-
цузских патриотов и отправка рабочей си-
лы в Германию. На этой ‘торговле рабами
он зарабатывает не только доверие Гитле-
ра, не только немецкие ордена и золотой
кинжал — подарок Абепа, но и деньги.
Лаваль всегда считал, что деньги не пах-
нут.

Трудно сказать, чем было 13 декабря
1940 года, когда Петэн вдруг арестовал
Лаваля, — размолвкой двух соперничаю-
щих диктаторов или шутовской инецени-
ровкой, вернее, последнее, — но несколь-
ко месяцев «дофин» остается не у дели
проводит время в Париже, развлекаясь
учреждением паэтии «национального на-
родного сплочения». Потом он снова во-
дворяется в Виши, теперь уже как премьер,
и продолжает здесь свое черное дело.

Он сажает в тюрьмы выдает немцам и

и лишь изредка появляется в кулуарах се-

5. Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-11; Военного—К 5-68-59 и К 3-39-70:
Писем—К 5-75-17;

Иностранного—К 3-91-08;

убивает патриотов, он сбывает новые сотни

Художественного—К 5-36-53.

большую пользу. Правла, французы

тысяч рабов в Германию. Палач богатеет и,
спасаясь возмездия, переводит свои миллио-
ны в Южную Америку и покупает имение в
Швейцарии. Он пытается убить душу Фран-
ции, отравляя ее неверием в будущее и по-
корностью немцам.

Неисчислим вред, который принес Фран-
ции этот предатель и растлитель. В мае
194] года его пытался застрелить молодой
патриот Поль Колетт, но Лаваль выжил. Его
автомобиль не раз опрокидывался, но ди-
версии не удавались, и бандит оставался
цел.

Когда чемцев выгнали из Франции, они
заботливо увезли с собой Лаваля. Немецкие
газеты писали о нем, что это «свой». И они
имели все основания.

И вот Лаваль дожидается суда в тюрьме
Френе. Он не унывает. Еше в Испании он
начал готовить зашитительную речь и даже
напечатал в газетах отрывки. Вот один из
НИХ:

«Правительство, главою которого я был,
хорошо служило Франции и принесло ей
меня
презирают, и это большое несчастье моей
жизни. Для некоторых мое имя стало сино-
нимом предателя. Должен ли я тем не менее
поведать о гех оскорблениях, которые я по-
лучил от немцев, и о том горге, который я

вынужден был вести, дабы избежать худ-
шего? Милосердие остается слабостью че-
ловека. Имекно потому, что я верю в мило-
сердие, я могу писать в ожидании того зав-
тра, которое выдаст меня правосудию моей

страны: простите, я ошибался».

Не знаешь, чего больше в этих словах —
цинизма, наглости, издевательства?, Во вся-
ком случае очевидно, что версия «двойной
игры» будет лежать в основе всех доводов
предателя и тех, кто будет его защищать на

суде.

Но Лаваль рассчитывает, конечно, не на
эти «аргументы», а на то, что и сегодня ре-
акция еще не раздавлена во Франции. Люди,
свалившие страну в пропасть разгрома, не
только свободно ходят по Парижу, но и пы-
таются кое-где поднять голову. На «круго-

вую поруку» надеется Лаваль.

Хочется думать, что он ошибается, и.в
поединке между возрождающейся Францией

прошлому
(а таким поединком неизбежно будет про-

и теми, кто тянет ее к черному

цесс), победит Франция.
И. АНИСИМОВ.

Информа ционного—К 4-72-37; Экономического—К 3-58-35
Издательство —К 1-42-86,

Пушкинская площадь, 5.

К 3-75-№. Приём об’явлений в Москве К

чем личные и партийные соображения.

Наше правление, продолжал Татареску,
только начинается. Программа основных ре-
форм, на основе которой было сформировано
наше правительство, находится в процессе
осуществления. Эта программа должна быть
завершена. Чтобы продолжать итти вперед,
необходимо проверить деятельность прави-
тельства во внутренних делах и, в особе-
ности, в управлении страной и ее хозяйст-
вом. Руководители партий, входящих в пра-
вительство, неоднократно встречались в по-
следнее время. Мы участвовали в этих сове-
щаниях и сотрудничали в принятии реше-
ний». i

Tarapecky посвятил дальнейшую часть
своей речи раз’яснению последних решений
правительства, добавив в заключение: «Я не
вижу на пути к осуществлению этих реше.
ний никаких трудностей, которые не могли
бы быть устранены. Сегодня я больше, чем
когда-либо, уверен в том, что мы доведем
нашу миссию до конца. Кульминационным
пунктом миссии правительства являются все-
общие выборы. В связи с этими выборами
страна перейдет к полной свободе. Мы бу-
дем ожидать приговора страны спокойно и
с доверием, которое нам дает сознание вы-
полненного долга. До тех пор’ мы будет ос-
таваться на наших командных рабочих пос-
тах».

Лидеры греческих правых
республиканцев о подготовке выборов
в Греции

АФИНЫ, 30 сентября. (ТАСС). Лидеры
празых республиканских партий и групп
ровок Греции Софулис, Кафандарис, Цу-
дерсс, Пластирас, Милонас посетили пре-
мьер-министра и заявили ему, что они He
хотят и слышать о парламентских выборах
до тех пор, пока не будут обеспечены не:
обходимые условия для свободного №
проведения. В числе таких условий назы-
ваются составление заново подлинных из:
бирательных списков и установление пол-
ного порядка. По сообщениям печати, ли-
деры указали премьер-министру на актив:
ность «военного союза» (монархической
организации в армии), потребовали роспу-
ска военизированных фашистско-монархи-
ческих организаций «Х», ЭВЕН и др. и лик-
видации монархических банд в провинции.
Софулис заявил, что он не может поехать
в город Ламию, так как главарь местной
банды Сурлас угрожает ему расправой,
если он решится на поездку. Руководители
республиканских партий высказались за
пропорциочальную систему выборов.

Вулгарис будто бы заявил, что он лично
стоит за проведение выборов в 1945 г., Н9
что. правительство ешё не приняло решения
по этим вопросам.

Указав на необходимость более широкой
амнистии и прекращения преследований,
лидеры правых республиканцев подчеркну-
ли, что их партии не примут участия в вы-
борах, если не будут осуществлены выдви-
нутые ими условия.

Прибытие в Хельсинки
митрополита Григория

ХЕЛЬСИНКИ, 30 сентября. (ТАСС).
29 сентября в Хельсинки прибыл митропо-
лит Порховский и Псковский Григорий. На
вокзале митрополита Григория встречали
представители финской православной церк-
ви во главе с епископом Александром,
представители советской миссии в Финлян-
дии, представитель общества «Финляндия—
Советский Союз» профессор Pyyty, co-
трудники Союзной контрольной комиссин н
представители прессы.

РЕДАКНИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

SES RL YE ЕТ

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

на 2 октября 1945 г.

Наименование валюты

Рубли
Доллары СИТА за 1 5.3

Фунты стерлингов за-1 21.36
Египетские фунты за 1 21.01
Австралийские. фунты за 1 17.05
Канадекие доллары ва 1 4.82
Турецкие лиры за 100 405.34

Шведские кроны sa 100
Южно-Африканские фунты за 1

126,19

21.23

2 Государственный банк СОСР.
Управление иностранных операций,

БОЛЬШОЙ ТЕАТР —2/Х «Вильгельм Телль»
Hay. B 7.30 Bed.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 2/X «Puro
летто», Нач. в 7.30 веч.

МАЛЫЙ TEATP—2/X ав
Е у [ «Варвары». Нач, в

ФИЛИАЛ МАЛО!О

. ТЕАТРА — 5/Х «Евгения
Грапде». Hau. B 7.30

веч.
МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО —

5х «Парь Фе
дор Иоаннович». Нач. в 7.30 mae oe
@UAMAT MXAT—2/X «IayGoxan разведка»,

7.30 Bex.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — Завтра,
3/X «День рождения». Спектакли. назначен
ные на 4, 5, би 71/Х, отменяются. Билеты воз
вращаютея по месту их покупки.

ГОС. ТЕАТЬ ВАХТАНГОВА (ул.

Нач. в

им. Евг,

Горького. пер. Садовеких, 10) — 2/Х «Мадемуа-
в

зель Нитупо». Нач.

МОСК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Открытие
сезона 4/Х «Замужество». Предварительная
продажа билетов в кассе т-ра с 12 ч, дня до

7.30 веч.

ч. веч.
МОСК. ГОО. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР ЭХ Om
пришел». Нач. в 7.30 веч.

ГОС. MOCK. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
к СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НИМИРО-
ВИЧА-ЛАНЧЕНКО (Пушкинокая ул, М-
2/Х «Дочь Анго». Нач. в 7.30 веч.

ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА (Каретный
рял, 3, тел. К 4-39-34) — Открытие сезона 8/
«Олеко Дундич». Билеты продаются.

st cel seal Coe Nic ON coef ne Ree ool =
РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ
на 2? октября 1945 г.

«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» — Москва, _ К
лизей, Ударник, Метрополь. ЦИКнО им. Гор»
кого,

«ПАРАД ПОБЕДЫ», «БЕРЛИНОКАЯ КОНЕ
РЕНЦИЯ» (цветной), АИВАНИЯ», «СЕСТРА
ЕГО ДВОРЕЦКОПО» Метрополь.

«ПОДПИСАНИЕ АКТА O КАПИТУЛЯЦИИ
ЯПОНИИ» — Метрополь, Ударник.

и К3З-16-06; Сельского хозяйства—К 5-16-17;
5-74-38, в Ленинграде—36-78.