\ oy
HT He
eh,

lene.
box.

det.

bio.
ear.
Ki,
COR.

Pus.
CKO.

‚от
НЯ В

pas
CMH:
Hab:
billie
уск-

BATE
ДлЯ
мрех
еще
eno-

те-
Отё-
ело-
Icke
зай-
тде-

вый
уть
Пе-
10M,

jOHe
yeHO

те-
‚Дых
CTH

оси-
TPO
ного
ская
тены

ел
p13
Axa
еле

ace
ный
ИМЕ
свя
ace
oc 13
43a-

Gu

СРЕДА, 3 ОНТЯБРЯ 1945 г. № 233 (8843)

НАУКА г
и техник   @еофизическая разведка
В этом году нефтяная геофизика отме- нарушениями, и таким путем определены
чает двадцатилетие своего существова-  ценность участков в эксплоатационном
ния. Ею достигнуты в нефтяной промыш- отношении, их пригодность для глубокой
ленности такие уснехи, что ни одна ‚ раз-   разведки.
ведочная нефтяная скважина не захлады- Тектоническое нарушение в районе
вается до геофизического исследования Жигулей на Волге хорошо было известно
места закладки, а перед сдачей любой геологам, но методами гравиметрическим
скважины в эксплоатацию  пройденные и электрометрическим это нарушение
вю пласты пород изучаются теофизикой.   удалось проследить далеко на восток и
При бурении скважин необходимо   вместе с тем открыть нарушения вдоль
знать, какие породы проходятся инстру- рек Большой и Малый Кинель и обнару-
ментом. Для этого через определенный   жить поднятия, которые при бурении
промежуток времени особым прибором оказалиеь нефтеносными (Бугуруслан-
вынимают пробу породы и исследуют ее.  ский район).
Когда скважина имеет i тысячеметровую Электричееким, гравитационным И
глуоину, то взятие пробы отнимает де- магнитным методами на территории Та-
сять — двенадцать часов. При спуске наи тарской и Башкирской автономных рес-
под еме инструмента случаются его 0б- публик, Чкаловской, Ульяновской, Куй-
рывы, и тогда скважина надолго или да- бышевекой и Саратовской областей язу-
же совсем выходит из строя. чено большое количество структур, и
Теперь это делается иначе. Особыми   многие из них предложены к глубокой
приоорами производят замер электриче- разведке бурением и стали уже промыш-
ского сопротивления проходимых потод.   ленными площадями.
‘Сопоставляя полученные сопротивления Апшеронский полуостров — старейшее
с самими породами, извлеченными из   наше месторождение. Оно разбурено ты-
скважин, в следующих скважинах совер-   сячами- буровых скважин. И все же его
шенно обходятся без извлечения образ- строение на больших глубинах в некото-
HOB и ограничиваются только замером рых местах оставалось ноизнеотныи. Co<
сопротивлений. Получается полная кар- вершенно недоступно для обычных ОВ
тина всего разреза проходимых пород.  гических средств изучение прибрежной
Весь процесс электрометрического из- полосы моря. Электрометрией, а потом

учения скважины глубиной в полторы ты- сейсмометрией Ha Апшеронском по-
сячи метров длится четыре-пять ча- туострове

сов. Чрезвычайно трудоемкая операция В мо 5
‘ ь море и дальнейшее
извлечения образцов заменяется работой одних р В. затухание
?

ee который с помощью  на самом mozycorpobs выненит expoe-

очень точного прибора производит. так

я ние пространс ход. Е

называемый кароттаж скважин. В сква-  ом a транств, находящихся между хо

жинах замеряются также углы и нанра- Р0®о изученными складками, и опреде-
лить ценность их в отношении нефте-

вления падения пластов, определяются чоте,

нефтеносные и водоносные пласты, высота
Большие геофизические работы про-

продолжение

стояния жидкости. Иными словами, зическ

полностью изучается картина скважины,   Ведены в Западной Сибири, которая по-
получить которую без теофизики крыта чехлом молодых отложений, скры-
нельзя. Ha промысловых площадях  Вающих строение глубоко лежащих гори-

зонтов. И ныне теологическое строение
этих пространств предстает в совершенно
ином свете.

Сейчае перед геологией и нефтяной
промышленностью нашей страны встают
широкие задачи. Темпы работы, ее каче-
ство, экономика будут иметь особое зна-
чение. Геофизике суждено играть в гео-
логоразведке ведущую роль.

Bee виды геолого-поисковых работ и
геологического картирования должны со-

это дает экономию в миллионы руб-
лей ежегодно, не говоря уже о докумен-
тации, которая сохраняется как угодно
долго.

Сейчас необходимо восстановить ты-
сячи старых, бездействующих скважин.
Состояние таких скважин в большинстве
случаев неизвестно. Между тем хоролюо
известно, что некоторые пласты сохрани-
ли нефть, и ее гораздо выгоднее получать

удалось проследить переход

других, a

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Ереван. Площадь им. Ленина.

В Ерева

Строительство стадиона

У подножья Ереванского нагорного лес-
ного парка идет строительство республикан-
ского стадиона по проекту архитектора
К. Акопяна. Трибуны вокруг основной спор-
тивной арены рассчитаны на двадцать тысяч
зрителей. Для облицовки трибун использу-
ются местные цветные камни — розовые,
кремовые, серые. На. территории стадиона
строятся большой летний бассейн для пла-
вания, спортивный павильон, теннисная, ба-
скетбольная и волейбольная площадки.

На холме Кармир Блур

Археологическая экспедиция Института
истории Академии наук Армянской ССР и
Государственного Эрмитажа производила ра-
скопки на холме Кармир Блур близ Ерева-
на. Обнаружены памятники Урартского ro-
сударства, павшего в борьбе со скифами в
шестом веке до нашей эры. Удалось пол-
ностью раскопать западный и южный фаса-
ды дворца урартского наместника. Найдены
бронзовые скифские наконечники стрел, Ka-
менные печати, бусы, железные ножны,
бронзовый колчан, болыние сосуды, напол-
ненные обугленной пшеницей.

Находки переданы Ереванскому историче-
скому музею. !

Фото Немрут.

От корреспондента
Н е «Известий»
Новые институты

В армянской столице открываются два но-
вых института — физкультурный и художе-
ственный с факультетами живописи и скуль-
птуры. Молодежь республики проявила
болыной интерес к новым вузам; подано мно-
го заявлений. Сейчас заканчиваются прием-
ные испытания, подготовка и оборудование
учебных помещений и общежитий, Начало
занятий в физкультурном институте — с
: октября, в художественном — с 1 ноября.

Пригородный трамвай
Полным ходом идет сооружение четырех-
километровой трамвайной линии, которая
свяжет центр Еревана с пригородом Араб-
кир. Линия будет сдана в эксплоатацию к
концу года.

Ереванский рынок

Подвоз мяса, молока и овощей на ереван-
ский рынок увеличился по сравнению с про-
шлым годом в два с лишним раза. Рынок за-
вален фруктами. Колхозы Араратской доли-
ны ежедневно поставляют десятки тонн ар-
бузов, дынь, персиков, винограда.

Цены значительно ниже прошлогодних.

из уже готовых скважин, чем из новых,
которые еще надо бурить.

Вароттировать скважины с металличе-
скими трубами не представляется  воз-
можным. Но у нас начал разрабатываться
(хотя, Е сожалению, не доведен еще до
конца) метод так называемого гамма-
кароттажа и нейтронного кароттажа, при
котором железные трубы не являются
препятствием.

Не меньшее значение имеют поиски

ПИИИНЕИАНАМИНАНИКА

провождаться работами геофизическими.
Исследование железнодорожных путей,
поиски воды, разрешение всякого рода
проблем инженерной геологии, все это
может быть осуществлено геофизикой с
исключительной точностью и быстротой.

Подготовку аппаратуры высокой точ-
ности надо начать немедленно. Завод, из-
готовляющий эту аппаратуру, следует на-
сытить прецизионными станками лучшей

Славный юбилей
25-летие артистической и общественной деятельности
Л. П. Александровской

Жизненный и творческий путь Л. Алек- советское искусство, воодушевлявшее на-
сандровской неразрывно связан с общим   род на борьбу и победу.

корр.).

марки. Новейшая методика и автомати-
зация должны быть осуществлены по
всем основным видам работ. Иселелова-
тельской мысли в этой области необходи-
мо уделить 060б0е внимание. Обязатель-
ны экспериментальные мастерские, точ-
ные измерительные приборы, лаборато-
рии. Необходимо позаботиться и о подго-
товке кадров геофизиков.

В свете задач послевоенной пятилетки
роль геофизики представляетея особенно
важной. Широкое применение геофизиче-
ских методов разведки ускорит изучение
строения глубин, укажет об’екты разта-
боток, сократит разведочные работы пу-
тем бурения и таким образом сэкономит
государству и время, и миллионные
средства.

Нельзя забывать и того, что только при
непосредственном участии геофизики в
комплексе с геохимией можно разрешить
тайну строения земной коры. Поэтому на
Камчатке, где имеются вулканы и гле
тектоническая деятельность проявляется
на наших глазах, самая широкая поста-
новка геофизических исследований долж-
на быть осуществлена в ближайшее время.

В. СЕЛЬСКИЙ,
действительный член Академии
наук УССР.

и изучение теофизическими методами
новых структур, которые при бурении
могут стать нефтеносными. Геофизиче-
ки обследованы огромные пространства
Урало-Эмбенского района, Северного
Кавказа и Закавказья, земли, об’единен-
ные названием Второго Баку, большие
пространства Западной Сибири, Украины,
Белоруссии и отдельные районы централь-
ной части СССР.

Давно было известно, что в Урало-Эм-
бенском районе имеются соляные купола.
Но, когда гравиметрическими работами
была покрыта территория между реками
Уралом и Эмбой и дальше до Актюбин-
свого района, то не только выяснилось
наличие огромного количества (до полу-
тора тысяч) соляных куюлов, но и 06-
рисовалась их конфигурация.

Некоторые из соляных куполов, такие,
как Доссор, Макат, разбуривались глубо-
кими скважинами уже с 1911 года и дава-
ли промышленную нефть. Однако строе-
ние этих куполов стало ясным только в
вамые последние годы. Сейсмическим ме-
тодом отраженных волн был найден на
большой глубине опорный горизонт. По
этому горизонту была построена струк-
турная карта со всеми тектоническими‘

интонации, высокая культура
выдвянули Александровскую в ряды луч-
ших артистов Советского Союза.

ростом и развитием нашей страны. Сегодня
страна отмечает 25-летие её сценической
деятельности. Природные данные и неустан-
ный труд позволили Л. Александровской
стать тонким знатоком и лучшей исполни-

тельницей народных белорусских песен.

Прекрасные голосовые данные, чистота
исполнения

Незабываемые образы Александровская
создала почти во всех классических операх:
Наташи в «Русалке», Ярославны в «Князе
Игоре», Татьяны в «Евгении Онегине»,
Лизы в «Пиковой даме», в советской опере
«Тихий Дон» она исполнила партию Аксиньи.

В первой белорусской советской опере
композитора Е. Тикоцкого «Михась Подгор-
ный» Л. Александровская исполняла глав-!
ную женскую партию Марыси. Сложный
образ создала Л. Александровская в опере
«Алеся» того же композитора.

В 1940 году декада белорусского ис-
кусства в Москве продемонстрировала рас-
цвет белорусского советского искусства.

Успехи декады в Москве и встречи с
руководителями партии и правительства
воодушевили Л. Александровскую и всех
деятелей белорусского искусства на новые
творческие искания.

В условиях Отечественной войны, в глу-
боком советском тылу жило белорусское

В эти годы Л. Александровская выступа-
ла с концертами в Москве, Горьком, Волог-
де, Череповце, Коврове и неоднократно вы-
езжала на фронт.

Как выдающаяся певица, Л. Александ-
ровская широко известна в нашей стране и
за ее пределами. Известна Л. Александ-
ровская и как общественный деятель. Она—
депутат Минского областного Совета депу-
татов трудящихся.

В 1945 году вместе с делегацией СССР
Александровская участвует в 1-м конгрессе
женщин Франции в Париже и является пле-
ном инициативной группы по созыву меж-
дународного конгресса женщин.

Советское правительство высоко оцени-
ло творческую деятельность Л. П. Алек-
сандровской. В 1936 году правительство
БССР присвоило ‘ей звание заслуженной
артистки БССР, в 1939 году — народной
артистки БССР, в 1940 году союзное пра-
вительство наградило ее орденом Ленина
и присвоило звание народной артистки
СССР. В 1941 году за отличные успехи в
области вокального искусства Л. Алексан-
дровской присуждена Сталинская премия, а
в 1944 году в ознаменование 25-летия
БССР Лариса Помпеевна награждена орде-
ном Трудового Красного Знамени.

В. МИХЕЙЧИК,
начальник Управления по делам
искусств при СНК БССР.

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Проще всего в Уфе найти щетку.

В универмаге прилавки завалены щет-
ками. В магазине горторга — щетки. 0т-
правляешься в аптеку — и там щетки,

Но не легко в Уфе купить ‘этот предмет
домашнего обихода. Не знаешь, что вы-
брать. У одних шершавая колодка: руку
занозишь. Другие настолько вихрастые и
неровные, что их надо стричь и причесы-
вать.

Продавцов это не смущает. Иной даже
скажет вам в утешение:

— Мальчишки работают в артелях.
даль хорошей продукции не приходится.

Производит сии щетки промысловая
артель «ХУТ годовщина Октября». Нахо-
дится она в самой Уфе. Артель — старая,
й ее знают в городе.

Я побывал в ее цехах. «Злокозненных»
мальчишек там не видно. За верстаками
сидят женщины средних лет. Все они уже
не новички в вустарной промышленно-
сти, Многие вступили в артель три—пять
лет назад. Изготовлением щеток занима-

Пуговицы „шедевр“

Пока комбинат осваивал новое дело, на
рынке исчезли пуговицы. Потребитель за-
волновался. Продавцы долго ничего не
обещали, но, наконец, возвестили:

— Ожидаем пуговицы «шедевр». Не
упустите случая...

И вот появилась в продаже первая пар-
тия изделий комбината. Если это и был
шедевр, то наизнанку. Мне показали в
универмаге пригоршню долгожданных пу-
Говиц, и я не мог подобрать пары одина-
ковых по размеру и форме.

Покупатели  негодовали. В жалобных
книгах появились резкие записи. Универ-
маг вынужден был заявить комбиналу:

— Берите назад ваш товар.

Скандал, однако, не обескуражил новых
поставщиков ширпотреба. Ни один станов
не был остановлен, и кость перерабаты-
вается центнер за центнером. Но качест-
во изделий остается низким.

Да и с количеством плохо.

Работники башкирской промкоопера-
ции убеждают руководителей комбината

ются второй год. Для членов артели не се-
врет, что их изделия порицает вся Уфа.
Председатель правления тов. Букарев с
грустью признается:

‚— Да, худая у нас слава.

С минуту он молчит, словно что-то вепо-
минает, Потом его лицо светлеет:

— А было время — все хвалили нашу
артель.

— Давно?

— Когда мы занимались своим основ-
ным делом.

— Как! Разве ваша специальность не
щетки?

— Нет. Мы — фабрика перламутровых
пуговиц. Пять миллионов штук давали их
в год.

С чего же артель потянуло на щетки?

Во время войны у нее мобилизовали ав-
томобиль. Не на чем стало возить ракуш-
ки из дальних районов, и выделка перла-
мутра прекратилаь.

Тогда артель занялась производством
пуговиц из кости. Сырьем ee снабжал
уфимский мясокомбинат. Изделия получа-
лись добротные. и потребитель был ими
доволен.

Все шло хорошо. Но неожиданно руко-
водителями комбината овладело намере-
ние самим заняться переработкой кости.

ТУЛА, 2 октября. (По телеф. от соб.
Многие предприятия города и об-
ласти возвращаются к выпуску довоенных
изделий.

Оружейный завод перешел на массовое
изготовление охотничьих ружей. В его ас-
сортименте — несколько марок одноствол-

ки. На заводе готовятся к производству бо-

лез совершенного образца промыслового
охотничьего ружья.
Патронный завод теперь поставляет

стране самовары, примусы, чайники, каст-
рюли, подносы, бидоны, примусные горел-
ки. Ближайшая задача завода — освоение
производства электронагревательных при-

ИНИНИННИНТИЕАНИИЕТИН

отказаться от изготовления. пуговиц. Ко

операторы говорят напрямки:
— Поймите, — вы портите кость.
Комбинат возражает:

— Принципиально целесообразнее ис-
пользовать все отходы производства в од-
ном месте.

Да и как отказываться. Начальник про-
изводства тов. Вилькомирский с сияющим
видом показывает телеграмму Наркомата
мясной и молочной промышленности
РСФСР:

«Поздравляю вас с премированием нар-
кома приказом № 149 в сумме 1.000 руб-
лей за работу цеха шириотреба.

Уверен — дальнейшей работой обеспе-
чите перевыполнение годового плана,

Упрросмясоширпотреб Степанов».
Премия подлила масла в огонь. Комби-
нату уже мало своей кости, и он послал
за ней агентов в Бирск и Стерлитамак.
Вынашивается идея завоза костяных от-
ходов из всех мясокомбинатов Башкир-
ской республики.
А пока в Уфе много плохих щеток и со-
всем нет доброкачественных пуговиц.
Как быть дальше? Верх все же должны
взять интересы потребителя. Пусть ‘сырье

получает тот, кто способен изготовить
наилучший товар.
С. ОДАЙКИН
г. УФА.

Мирная продукция тульских заводов

боров, в первую очередь утюгов и чайни-
ков. Создается цех электроэлементов.

Завод имени Кирова специализируется на
выпуске сложных деталей для станко-
строительной и текстильной промышленно-
сти. Организован цех аппаратуры для ав-
томатических телефонных станций.

В номенклатуре изделий одного из воен-
ных заводов появились печные приборы,
ножи и вилки, латунные тазы, чашки для

весов. Монтируётея цех эмалированной no-
суды.
Плавский завод  «Смычка» выпускает

холодильники для пищевых продуктов в
слесарные тиски.

Юные натуралисты

НОВОСИБИРСК, 2 октября. (По телеф.
от соб. корр.). Вчера на заседании исполко-
ма Новосибирского областного Совета был
заслушан доклад о работе станции юных
натуралистов и техников села Легостаево.
Работа легостаевцев широко известна. На
всероссийском конкурсе «Юные. техники —
в помощь школе» Легостаевская станция
заняла почетное место.

Директор станции Б. Сергеев доложил
облисполкому, что около семидесяти школь-
ников, детей колхозников, постоянно зани-
маются опытной работой под руководством
педагогов. Силами школьников оборудована
мастерская, изготовляются учебно-нагляд-
ные пособия и ученические принадлежности.

На площадке, оборудованной самодельны-
ми приборами, юные натуралисты ведут ме-

теорологические наблюдения. На опытном
участке производится изучение сортов кар-
тофеля, способов повышения его урожай-
ности. С успехом изучается также дикая
растительность.

В свою работу станция втягивает школы
района, оказывая ценную помощь местному
учительству. Сельский Совет отвел детям-
опытникам специальное помещение.

Исполком областного Совета одобрил ра-
боту Легостаевской станции и постановил
помочь ей оборудованием для мастерской,
инструментами, материалами, радиоаппара-
турой. Опыт легостаевцев будет перенесен в
школы и детдома других районов. Руково-
дители станции и наиболее активные школь-
ники-кружковцы награждаются почетными
грамотами областного Совета.

В Казахстане

За стеклом одной из витрин алма-атин-
ского музея Казахской ССР лежит обык-

новенного вида снайперская винтовка   передовой. Изменился облик родной зе- молинск-Карталинская,
открылись широкие просторы для ская и Илецко-Уральская железнодорож-
бой винтовки такого образца, и только ло-   строительства новой, социалистической, ные магистрали. Что огни мощных элект-

№ 2216. Она ничем не отличается от лю-   MAH,

же п приклад ее чуть поблескивают. Руки   культуры. Под руководством великой пар-
великих тружеников войны — снайперов тии Ленина — Сталина Казахстан стал
сержанта Абдыбекова и рядового Осламбе- цветущим краем.
кова придали блеск винтовке 2216. Из И ve depoets
нее воины уничтожили сотни врагов. Пер- бескрайние степные просторы, кочевья,
вый ее владелец сержант Абдыбеков, за- я ВоВО  Иена
micas Ha ее очет 318 немцев, погиб   па культуры. Казахский филиал Академии
смертьзю героя, сменивший его Осламбеков,   аук СССР насчитывает 16 ны
добавив к счету еще больше COTHH HEM) тетьских институтов, среди них:
цев, тяжко раненым выбыл из етроя... И горно-геологический, сельскохозяйствен-
вот славная винтовка—в столице Вазах- пи этнографический, ^ энергетический,
стана, солнечном городе Алма-Ата, серд- астрономический, исторический, ботаники
це родины героев, и породивший Их Наро и почвоведения, литературы и языка, ме-
с гордостью и благоговением рассматри-   инетий и многие другие... Напряжен-
вает ее через стекло музейной ВИТРИНЫ. ат пдбхотворная работа кипит в них.
Но не только она, эта снайперская  Неисчислимы богатства, отвоеванные
винтовка, расскажет вам 0 верности и ге- У недр геологами Казахстана во главе ©
роизме казахекого народа в исторической членом-корреспондентом Академии нзук
схватке с гитлеровскими разбойниками. СССР профессором Сатпаевым.
Через бессмертный подвиг 28 и оон пожьный ФоБорйт ОЖ
Hes, когда плечом к плечу © ии лиями советских людей превратился в
братьями преградили фашистским танез   «третью кочегарку» всесоюзного значе-
путь на Москву славные Кужебергенов, и; оставив первые два места только за
Есибулатов, Сенгирбаев; через подвиги +6 Донбассом п Кузбассом...
роев Советского Союза, пулеметчицы Ман-
шук Маметовой и Алий Магдагуловой; че-  Стоит ли говорить,
рез трудовой героизм шахтеров Караган- сыграл карагандинский
ды, нефтяников Эмбы. металлистов ЧиИМ-  для обороны родины в
кента проходит прямой и ясный путь Ка-  когда Донбассе стонал

захекого народа. ярмом?

С детских лет прявыкший к бескрай- Огромные пространства  Казахетана
ним просторам степей, — джигит, охол- раскрыли свои недра перед пытливы-
Ник, труженик, мужественный и СТоИкиИ  взорами геологов, минералогов, поч-
человек Советского Казахстана в ДНИ воведов, археологов Советского Казах-

какое значение
каменный уголь
те черные дни,
под фашистским

грозных испытаний встал во весь свой 01, Cofvas было бы странно го-
рост. ворить 0 Казахстане только как о
Горячая кровь революционера-больше- скотоводческом крае. Ето, даже дале-

вика Амангельды, отдавшего свою ЖИЗНЬ
за торжество в родных стенях завоевании
Великой Октябрьской революции, течет в

К, I
жилах и его младших братьев и сестет.   Та, Балхашского weer a ke
Страстно защищали они великую воциа- Актюбинского химкомбината,

ко за пределами Казахстана, не знает
Чимкентского металлургического гиган-
лавильного завода,
Ленино-

fn ` да, Карагандин-  состязания казахских джигитов, кто зи-
листическую родину, нерушимое братство   горекого свинцового завода, ‚нд то
: tee : бассейна, крупнейшего   дел народное празднество — «той», едва

в стране поставщика нефти — «Эмбанеф-   ли забудет его.

советских народов — оплот счастья, мо-   ского угольного

гущества Советской державы.

В прошлом отсталая страна, Казахстан первенец
за годы советской власти стал страной   строительства — Турксиб? А за ним Ак-

ти»? Кто не знает, что молчаливые степ-
ные пространства прорезали стальные нер-
вы — гордость первой пятилетки и
советокого железнодорожного

Риддер-Рубцов-

ростанций — Нарагандинской ГРЭС. Уль-
бинской ГРЭС вспыхнули над степью?
Что мертвые пространства, носящие
страшные, но выразительные наименова-
ния «Голодной степи», «Черных песков»,
увидели дарующую жизнь, нанолнившую
каналы воду.

Славным тружеником, пытливым иселе-
дователем, упрямым созидателем предстал
перед нами народ Казахстана...

Это не погасило в нем ту ноэтичность,
которой издавна был он славен; не стер-
ло блестящих красок его самобытности.
В театрах столицы республики ставятся
национальные оперные и драматиче-
ские спектакли. Приятное впечатление
оставляет шекспировский спектакль
«Укрощение строптивой» в переводе про-
заика и драматурга. Мухтара Ауэзова.
Этот спектакль исполняется артистами,
детство которых проходило в юрте. Не-
посредетвенные, исполненные простоду-
шия ‘и глубины страстей шекспировские
характеры, как бы стряхнув с себя тлен
мертвенно-рационалистических и эстет-
ских толкований, ожили в исполнении
Шакена Айманова и Букеевой. Этому по-
могло счастливое сочетание природного
артистизма, яркого темперамента, непо-
средственности казахеких артистов ©
передовой мыслью русского театра, кото-
рую привнесли на казахскую сцену поста-
новшики спектакля Ольга Пыжова и Бо-
рис Бибиков.

В театре, в ансамбле национальных
инструментов под управлением Жубанова,
в танцах Шары и в пении Куляш Байсеи-

= =
товой расцветает и живет самобытная и
яркая душа народа...

х
хотя бы раз видел игры и

Tor, кто

ного поэта и просветителя Абая проис-
ходил на наших глазах. Сколько подлин-
ного блеска, страсти, отваги и своеобраз-
ной поэзии развертывается перед зрите-
лями во время «тоя»!

Овеянный чудесными запахами солнеч-
ных степей, с их горечью полыни и све-
жеетью мяты, блещущий в лучах осле-
пительного
циональных = праздничных — костюмов,
«той»— неповторимое зрелище. Недаром
уже с утра к алма-атинскому ипподрому,
используя самые различные виды тран-
спорта, тянулись зрители: Ha ишачке тру-
сил старик-казах с дутарой за спиной,
мерно раскачивались на верблюде две де-
вушки, состязаясь с свидетелем недавних
битв «виллисом», проносились оседланные
джигитами неистовые горбоносые степ-
ные лошадки...

А на трибунах под огромным паруси-
новым тентом смеялись, шумели, обма-
хивались веерами, освежаясь  гигант-
скими пурпурными знаменитыми алма-
атинскими апортами, многотысячные зри-
тели.

Конные игры начались с «самса», по-
пулярного в степи состязания борьбы на
конях: крепко сцепившись руками, седо-
ки пытаются сбросить один другого ©
седла. ‘Только наблюдая это состязание,
можно понять, как цепко, точно впаян-
ный, держится джигит в седле. В посад-
ке казахского наездника и во всем его
облике есть нечто легкое, летящее...

Такой, захватывающий дыханье полет
можно было наблюдать в последовавших
за «евисом» парных скачках... Перед на-
чалом скачек кто-то из приезжих гостей,
наблюдая за взволнованными трибунами
и нетерпеливо ожидающими своей очерз-
ди всадниками, за всем тем обычным, что
неизменно сопутствует конным состяза-
ниям, с улыбкой напомнил знаменитую
сцену скачек в «Анне Карениной».

— С той только разницей, что скакать

будет сама Анна, — ответил нан спуг-
ник, казахский поэт.

Большой «той» 19 августа 1945 года
в честь столетия со дня рождения слав-

солнца всеми красками на-

Он был прав. В первом заезде состяза-  за, — народа, из среды которого вышли

лись две девушки: одна в огненном шел-
KOBOM платье и в бархатной шапочке
«тахье», украшенной перьями филина,
и в высоких сапожках, другая — с раз-
вевающимися в неистовой скачке смо-
ляными косами, в лиловом, общитом по-
зументом камзоле и также в высоких ca-
погах. Победила девушка в красном, и пол
гром оркестра, возгласы, рукоплескания и
восторженный свист, с гордой простотой,
не поворачивая смуглого сильного лица,
медленно проехала она мимо трибун...

Но по страстности чувств, которыми
загорались и зрители, и участники, все
бледнело перед последним  состязанлем,
перед знаменитым «кокларом» — козло-
дранием.

Обезглавленного за пять минут до на-
чала состязаний козла всадники, вырывая
на скаку, оспаривают друг у друга. Побе-
дителем оказывается тот, кто прискачет с
козлом к означенному месту. Однако
вырваться из круга состязающихея  не-
вероятно трудно, трудно и пронестись
с добычей к финишу, так как напере-
рез, — в «кокларе» правила езды не со-
блюдаются, — кинутся десятки хитро
выяжидавших это мгновение соперников...
Многосотенная толпа конных всадников,
почти закрытая облаком пыли, то, как
бы замирая, топчется на месте, — издали
кажется она просто недвижной, — то
молниеносно разворачивается и в неве-
роятном, бешеном галопе мчится по полю
за временным победителем.

Хараклерное новшество — в старину
каждый боролся только за свое, собствен-
ное, индивидуальное первенство, теперь
представители одного колхоза, группа
джигитов в пять — шесть человек, само-
забвенно помогают друг другу, считая
первенство своего колхоза столь же слав-
ным, ‘как и свое собственное.

*

Много ярких людей знает современный
Казахстан. Глубокой идейностью освеще-
ны подвиги героев казахского народа,
давшего стране тридцать восемь тысяч
ордененосцев, участников Отечественной
войны и двести Героев Советского Сою-

Малик Габдуллин, Момыш-Улы и многие
другие герои.

Свойственная казахам разумно пре-
творенная отвага сказалась в том своеоб-
разном подарке, которым был отмечен
народный праздник — чествование мудре-
ца и поэта Абая.

Группа физкультурников Казахстана
поднялась на один из высочайших пиков
Ала-Тау — «пик Абая».

Восхождение было начато ночью, при
луне... Пройдена была полоса лесов;
пройдены луга эдельвейсов; преодолен
каменный хаос морены. Среди вечного
снега и блещущих голубых ледников, бе-
режно охраняя друг друга, поднялись
альпинисты по отвесной скале на гребень
гранитного неприступного пика. C 4.080-
метровой высоты увидели они далеко под
собой родную, обновленную землю, землю
счастливого и свободного казахекого на-
рода... Верным путем шел к светлому бу-
дущему казахский народ. Лучшие его
умы — от гуманиста и просветителя, дру-
га Достоевского, Чокана Валиханова, про-
светителя Ибрая Алтынсарина ло клас-
сика казахской поэзии Абая Кунанба-
ева — предвидели этот путь.

...Почти столетие назад в семипала-
тинской городской библиотеке русский
политический ссыльный столкнулея ©
казахом в халате, который спраши-
вал тома Щедрина и Чернышевского.
То было началом неразрывной дружбы
близких по духу людей. Скорбевший в
окружении «волчьей стаи»—баев, царских
колонизаторов и их приспешников, казах-
ский поэт понял, к дружбе с какой Рос-
сией, к близости с какой ее культурой
должно призывать ему родной народ...

При жизни не удалось Абаю увидеть
торжество лучших своих чаяний, но
оправдалось его предчувствие: нерастор-
жима дружба казахского народа с брал-
ским русским народом, дружба, скреплен-
ная кровью, пролитой в исторической бит-
ве с общим врагом, испытанная дружба,
увенчанная единым гербом — Союза 09-
ветеких Социалистических Республик.

`В. ГЕРАСИМОВА. `
г. АЛМА-АТА.