п

_ ЧЕТВЕРГ, & ОНТЯБРЯ

»О газификации
‚ „Ленинграда“

ЛЕНИНГРАД, 3 октября. (По телеф. от
соб. корр.). В конце июля в Ленинграде
проходила сессия ‘Ленинградского Совета
депутатов трудящихся, посвященная вопро-
сам газификации города. Материалы сессии
изданы в виде небольшого сборника «О га-
зификацин Ленинграда».

Сборник открывается приветствием сес-
сии Ленинградского Совета товарищу Cra-
лину, по инициативе которого было при-
нято рещение о газификации Ленинграла, В
сборнике нанечатаны доклад А. А. Кузнецо-
ва «О восстановлении и развитии сланцевой
промышленности в Эстонской ССР и Ле-
нинградской области и об обеспечении га-
зом Ленинграда», выступления депутатов.

Театральный сезон в Ташкенте

ТАШКЕНТ, 3 октября. (По телеф. от
соб. корр.). В театрах Ташкента открылся
зимний сезон. Узбекский Академический
театр драмы имени Хамза начал спектакли
пьесой Уйгуна и Султанова «Навой». Рус-
ский драматический театр показал «Горе от
ума», а театр Красной Армии комедию
«Где-то в Москве».

В ближайние дни начнутся спектакли и в
других театрах столицы Узбекистана. Рус-
ский театр оперы и балета покажет «Князя

. Игоря». Узбекский ‘театр юного зрителя
ставит «Бедность не порок», русский театр.
юного зрителя начнет сезон пьесой М. Али-
гер «Сказка о правде». Узбекский театр
музыкальной комедии подготовил на узбек-
ском языке’ оперетту «Баядерка».

В этом. сезоне театры Ташкента покажут
зрителям несколько новых постановок. Уз-
бекский театр оперы и балета ставит «Пи-
козую даму» на узбекском языке. «Маска-
рад» Лермонтова на узбекском языке зри-
тели увидят на сцене театра имени Хамза.

Театры. Узбекистана готовятся к участию
в смотре спектаклей русской классики. Уз-
бекскими театрами на смотре будут пока-
заны в числе других пьес «Гроза», «Лес» и
«Бесприданница» Островского, «Женитьба»
и «Ревизор» Гоголя.

Подготовка педагогических
кадров

РИГА, 3 октября. (По телеф. от соб.
корр.). При высших учебных заведениях
Латвийской ССР организуются заочные
педагогические отделения. В Латвийском
государственном университете, в педагоги-
ческом институте и других вузах будут
обучаться девятьсот педагогов, не законачв-

ших ранее специального высшего образова- исполкома не

НИЯ.

Латвийскому государственному излатель-
ству предложено выпустить в четвертом
квартале этого гола литературу для заоч-
НИКОВ.

Экспедиция на Безымянный пик

1515 г. № 234 (8844)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ,

В исполкоме поговорилн об учебе...

Как только в кабинете председателя
исполкома Петрозаводского городского
Совета депутатов трудящихся тов. Сте-
панова собираются руководители отделов.
начинается разговор об учебе.

Тема эта продиктована жизнью. За
последний год в отделы горедского испол-
кома пришло много новых людей. У одних
из них нехватает опыта, у других —
общих знаний. В аппаратах райиеполко-
мов города еще более молодой состав
сотрудников. Эти анпараты полностью
состеят из людей, впервые пришедших
на советскую работу.

Из частых разговоров об учебе, о вое-
питании советских служащих председа-
тель горисполкома сделал правильный
вывод: нужно как можно скорее нала-
дить дело воспитания в собственном
аппарате и создать такие курсы, которые
бы распигряли общий кругозор его ра-
ботников, как работников органа госу-
дарственной власти.

18 июля вопрое об учебе был включен

в повестку ‘дня заседания исполкома.
Исполком решил организовать курсы по
изучению Конституции Союза CCP. Ha
том же заседании утвердили и програм-
му курсов.

ходилось слышать мнение сотрудников 0.

том, что хорошо бы послушать лекции о
советском строительстве. У ряда слу-
жащих исполкома есть желание прослу-
шать цикл лекций и докладов о судебном
законодательстве, 06 истории родного
города, о памятниках архитектуры и 0
многом другом. Но нет лекций, нет до-
кладов.

В иенолкоме нет никакой справочной
литературы по вопросам  советекого
строительства. А потребность в такой ли-
тературе весьма большая.

Воспитание советского служащего —
важная задача. В Петрозаводске ee pe-
шают неудовлетворительно.

В конторе Госбанка работают 130 че-
ловек. Среди них много молодежи. Воспи-
тательная работа здесь также  находит-
ся на очень низком уровне. Заведующая
отделом кадров тов. Тукьянова, она
же председатель меесткома, уверяет, что
для воспитания коллектива, поднятия его
деловой и политической квалифякации
делается немало. Но стоит только. побы-
вать на двух-трех собраниях коллекти-
ва, как сразу можно сделать вывод, что
общественная жизнь в банке весьма
ограничена. Доклады на собраниях и ми-
тингах, Kak правило, делает управляю-

Постановление исполкома, как только
оно было подписано, стало широко из-
вестно. 06 -учебе заговорили во веех от-
делах. Многие работники исполкома ста-
ли запасаться литературой. Но дни шли,
& ответственный за организацию ` учебы
секретарь исполкома тов. Герасев не
проявлял никакой активности.

Прошло два месяца, и о важном ре-

пенни забыли не только те, кого оно ка-

салось, но и те, кто принимал его.

В аппарате исполкома работает около
двухсот человег. Им ежедневно приходит-
ся решать насущные вопросы, связанные
с заботой о городе и трудящихся; отве-
чаль на самые разнообразные вопросы.

Многие избиратели приходят в испол-
ком за раз’яенением вопросов правового
порядка. И нужно прямо сказать, что
добрая половина посетителей разрешает
их лишь в кабинете председателя иснол-
кома или его заместителей. Это, конечно,
хорошо. Значит, руководители иеполко-
ма не отгораживаются от своих избира-
телей. Но странно, что председателя
смущает одно важное
обстоятельство. Оказывается, что поее-
титель пытался ‘получить ответ на свой
вопросе в горжилуправлении, но ушел
оттуда неудовлетворенным. Работник от-
дела тов. Романов не мог ответить на
самый простой вопрос юридичеекого по-
рядка. Очень часто уходят неудовлетво-
ренными посетители и отдела  государ-

АЛМА-АТА, 3. октября. (По телегр. от! ственного обеснечения. В результате тов.
с0б. корр.). Казахский комитет по делам Степанову и его заместителям приходит-

‚ физкультуры и спорта организовал большую   ся давать посетителям

альпинистскую экспедицию в район хреб-
тов Ала-Тау. Участникам экспедиции
предстоит ‘совершить первое’ восхождение
на олну из труднейших безымянных вершин.

Общее руководство экспедицией осу-
ществляет заслуженный мастер спорта

_ СССР. Погребецкий. Подходы к вершиче и

самое восхождение при ‘благоприятных
условиях займут около пятнадцати дней.

Мосты через Boary

справки самого
элементарного порядка.

Руководителям исполкома не раз при-

щий конторой Госбанка тов. Кузнецов.
В прениях обычно выступает его замес-
титель тов. Красновская. Бывает, что
доклад делает тов. Красновская, тогда в
прениях выступает Кузнецов. И тах каж-
дый раз. В банке работают три кружка:
один — политической учебы, два —

технической. Других форм учебы здесь не
организовано. А в кружках из года в год
изучается одно и 10 ‘же.
В Госбанке есть: люди © большим прак-.
тическим стажем работы. Многие из них
интересуются эхономическими  вопроса-
ми, политической экономией. Но обще-
ственные организации не подумали о том,
что можно организовать изучение этих
вопросов. В банке-не’раз раздавалиеь го-
лос& 0 том, чтобы было организовано не-
сколько популярных лекций для рядо-

вого «состава — счетоводов, инспекто-
ров — Ha темы: «Деньги», «История
денежного обращения» и ‘другие. Но’ к

этому никто не прислушался.
Здесь, как и в горсовете, литературы
нет.
_ == Думаем организовать  библиоте-
ву, — говорят руководители, — но как-
то руки не доходят, г
ЧВизнь в других коллентивах совет-
ских учреждений Петрозаводска проходит
примерно так же. Советский служащий
здесь не пользуется должным вниманием.
Воспитание советских служащих де-
ло большое ‘и важное. Им следует зани-
маться повседневно.
  - H. KOHOBAJIOB,

co6. Kopp. «Известий».
г. ПЕТРОЗАВОДСК. (По телефону).

Во Всесоюзном доме

Всесоюзный дом народного творчества
имени Н. К. Крупской руководит самодея-
тельным искусством городов и сел РСФСР
и союзных республик.

Недавно Всесоюзный дом народного твор-
чества совместно с Народным комиссариа-
том Военно-Морского Флота организовал

КАЛИНИН, 3 октября. ‘(По телеф. от  ВЫСтТавку художественных работ, исполнен-
соб. Kopp.). Калнниацы приступают к вос-  НЫХ моряками за период Отечественной вой-

становлению и строительству мостов через
Волгу, разрушенных немецкими захватчика-
ми. В течение полугодия будет восстановлен

ны. Комиссия во главе с художником П. Со-
коловым-Скаля отметила лучшие работы.
Первую премию получил краснофлотец Ти-

старый металлический мост и начнутся под-  ХоОКеанского флота тов. Ноздрин за картину

готовительные работы по сооружению нозо- «Проводы в армию». Теперь эта

выставка

го чугунного моста в центре города. В чет- будет демонстрироваться в частях Северно-

вертом квартале наз это булет
полмиллиона рублей.
Демонтированные части бывшего моста
имени лейтенанта Шмидта в Ленинграле, пе-
реданные ленангралиами в дар городу Ка-
линину, доставлены на место. За успешную

: отгрузку и перевозку леталей моста испол-

ком Калининского областного Совета депу-

затрачено   ГО. флота.

5 октября открывается всесоюзный семинар

народного творчества

методистов по театральной работе. Методи-
сты областных и республиканских домов
народного творчества прослушают лекции
по актерскому и режиссерскому мастерству:
драматургии, просмотрят спектакли столич-
ных театров. Читать лекции будут С. Бир-
ман, М. Морозов, А. Попов, В. Топорков и
другие московские театральные деятели и
искусствоведы. ““ у

В середине октября созывается конферен-
ция по фольклору Кавказа. ‘

К 28-й годовщине Октябрьской революции
Всесоюзный дом народного творчества под-
бирает и рассылает репертуар для самодея-
тельных коллективов. Выпускается сбор-
ник, куда войдут одноактные пьесы, расска-
зы, стихи. м

Новые постановки

Комитет по делам искусств при Совнар-
коме СССР ‘обязал руководство Большого

татов труляшихся выразил благодарность в  Театра пополнить репертуар до.конца года

вручил денежные премий группе ленинграл-
ских работников и железнодорожников Ок-
тябрьской магистрали. 4

Ткани новых сортов.

ИВАНОВО, 3 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Отделочная фабрика. Большой Ива-

новской мануфактуры имени Молотова дав-  вхо

но возобновила выпуск набивных тканей
для населения. Она дает потребителю лоб-
ротную ткань «вольта» красивых и разно-
‘образных расивёток. Хупожникв фабричной

‘мастерской подготовили шесть новых ри-  возили, — проговорил

новыми постановками. Будет показан балет
С. Прокофьева «Золушка». На основной

Большого театра

сцене возобновляется опера Палиашвили
«Абесалом и`Этери» в постановке народного
артиста. республики Р. Симонова.. В филиале
Большого театра пойдёт опера Гуно «Ромео
и Джульетта».

Киев.

Крещатик сегодня.
бусная линия площадь Сталина_—Вокзал.
Фото С. Nopoune.

Oe ee

Новая троллей-

Сто семьдесят многодетных
матерей в одном селе ;

ЕРЕВАН, 3 октября. (По Tteaed.- or
соб. корр.). В селе Хндзореске Горисского
района Армении сто семьдесят многодетных
матерей получают пособие от государства и
награждены орденами «Мать-героиня», «Ма-
теринская слава» и «Медалью материнства».
Среди них пятьдесят пять матерей имеют
каждая по семи и более детей.

Многие из многодетных матерей прини-
мают живое участие в жизни своего колхо-
за. Колхозница Евгения Акунц, имеющая
двенадцать детей, ткет ковры и чвалы —
большие шерстяные мешки для хранения
зерна. Летом она работала в поле. У Ману-
шак Симонян одиннадцать детей, но она
никогда не отрывалась от колхозного про-
изводства.

Изделия из небьющегося стекла

ГОРЬКИЙ, 3 октября. (По телеф. от
cod. Kopp.). На одном из горьковских заво-
дов, где главным инженером тов. Зверев,
еще во время войны было освоено производ-
ство предметов широкого потребления из
небьющегося стекла, которое применяется
в самолетостроении.

После войны коллектив завода значитель-
но расширил производство ширпотреба. Сей-
Час выпускается до двадцати изделий —
портсигары, мыльницы, бусы, пуговицы,
мундштуки, расчески, шкатулки,  пепель-
ницы. . d

Технологический процесс обработки  не-
бъющегося стекла непрерывно совершен-
ствуется. Все шире применяется штамповка.
Осваивается процесс вытяжки изделий из
стекла. Успешными оказались первые опы-
ты изготовления дутых портсигаров, мыль-
ниц и других вещей.

Клубы в станицах

РОСТОВ-на-ДОНУ, 3 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). Во многих донских
станицах ‘колхозы собственными силами
строят клубы взамен разрушенных окку-
пантами. Е

Колхозники Синявской артели «! мая»
Неклиновского района заканчивают строи-
тельство клубного здания с комнатами
для кружковой работы и отдыха, с боль-
шой читальней и зрительным залом на
пятьсот человек.

Племенной скот — пострадавшим
зайонам

ТАМБОВ, 3 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Колхозы Тамбовщины помогают вос-
станавливать животноводство в районах, по-
страдавших от немецкой оккупации. В кол-
хозы Курской области на-днях отправлено
двадцать племенных лошадей, а в колхозы
Смоленщины — более трехсот племенных
свиней. Тридцать племенных лошадей по-
слано в колхозные коневодческие фермы
Украины и Молдавии.

Советекое правительство приняло по-
становление об увековечении памяти осно-
воположника русской педагогической нау-
ки Константина Дмитриевича Ушинекего.
К. Д. Ушинский умер в 1871 r. B Boa-
расте всего 47 лет, в расцвете творческих
сил, надломленный теми гонениями, кото-
рым подвергали его, как и многих замеча-
тельных деятелей России, царское прави-
тельство, реакционеры.

За год до смерти, чувотвуя ее прибли-
жение и неустанно работая, чтобы успеть
сделать как можно больше, он завещал в
письме в известному педагогу Н. А. Вор-
фу: <... долго и успешно бороться на том
поприще, с которого я уже готовлюсь сой-
ти измятый и искомканный».

В том же письме Е. Д. Ушинекий с го-
речью и болью за любимое дело воспита-
ния, которому он отдал всею свою жизнь,
писал, что он мог бы принести гораздо
больше пользы «ири других людях и при
других обстоятельствах».

Другие люди, другие оботоятельства
пришли только в наше время.

Советский народ, советское учитель-
ство глубоко чтят память великого рус-
екого педагога. Это и понятно: наш народ
высоко цекит образование, товарищ
Сталин, партия и советское правительство
уделяют больное внимание педагогической
науке, воспитанию и школе.

В январе 1941 г. М. И. Калинин в своей

речи к работникам народного образования,
давая ряд педагогических указаний, ска-
зал:
_ «Вее это я вычитал у старых русских
педагегов, большею частью—у Ушинске-
го. А ведь он писал 80 лет тому назад. Но,
товарищи, вещи - то полезные, я смотрю!
Мы живем 80 лет спустя, у нас уже евоци-
алистический строй. Но я вижу, что те
идеи, которые развивал в свое время
Ушинский и которые я здесь выдвинул в
качестве практических предложений,
это — настоящие педагогические идеи.
Мало того: я считаю, что они только в
нашем социалистическом обществе и мо-
гут быть полностью ‘осуществаены».

К. Д. Ушинский —основоноложник рус-
ской педагогической науки и народной
школы в России, создатель оригинальной,
основанной на принципе народности педа-
гогической системы, «учитель русских
учителей», автор замечательных ‘учебных
книг, По которым обучались и воспитыва-
лись в течение многих десятилетий не-
сколько поколений нашей родины, десят-
ви миллионов детей.

Он был гражданином своей родины, ca-

моотверженно служил своему народу. Он
требовал, чтобы в основу воспитания был
положен принцин народности. Главней-
шими чертами народности, по Ушинскому,
являются: глубокая любовь в родине, па-
триотизм, вера в могучие творческие силы
русского народа. Отеюда вытекает его
требование, чтобы обучение давало детям
хорошее знание русского языка и литера-
туры, истории, географии и природы род-
ной страны. Отсюда же — требование,
чтобы воспитание строилось с учетом
исторических условий и особенностей рус-
ского народа; чтобы народ сам был актив-
ным строителем дела народного образова-
НИЯ.

Лучшим выражением народности, наи-
более ярким ее проявлением Ушинский
считал родной язык и поэтому требовал,
чтобы в основу всего обучения, построен-
ного на принципе народности, было по-
ложено хорошее изучение русского. язы-
ка, народной поэзии (сказки, песни, по-
словицы, загадки) и русской литературы.

Закладывая основы русской ‘самобыт-
ной педагогики, Ушинекий подверг острой
критике абстрактность, формализм и пе-
дантизм немецкой педагогики и методи-

_ Великий русский недагог.

К 75-летию со дня смерти Н. Д. Ушинского

ки, сухое, бездушное отношение немец-
ких педагогов к ребенку и разоблачих
спесивое самодовельство немепких педа-
гогов и их самонадеянные претензии п&
ведущую роль в мировой педагогике.

Ушинский глубоко и тонко изучил в
своем капитальном  двухтомном труде
«Человек как предмет воспитания» пеи-
хическую жизнь человека и ее развитие
у детей. Он требовал, чтобы педагог, вос-
питывая ребенка ве всех отношениях,
изучил бы его также во всех отношениях.
Сам Ушинский, осуществляя это требо-
вание, с поразительным мастерством сз-
четает умственное, нравственное и эсте-
тическое воспитание детей и обучение их
основам наук. Его дидактические указания
и его учебные книги («Родное слово» и
«Лелекий мир») являются образцами
проведения принципа воспитывающего
обучения.

«Родное слово» было самой распро-
страненной книгой для чтения в началь-
ных школах и домашнем первоначальном
обучении детей в течение более полу-
века.

‘Ушинский был основоположником в
России звукового метода обучения гра-
моте, который с некоторыми вариантами
сохраняется и до. сих пор. Он разработал
широко применявшийся при начальном
обучении метод об’яснительного чтения.

Ушинский дорог нам и потому, что
высоко оценил роль учителя. Влияние,
учителя на учащихся, — говорил он, —
составляет ту воепитательную силу, ко-
торую нельзя заменить никакими учебни-
ками, нравственными сентенциями, систе-
мой наказаний и поошрений. Разработан-
ный Ушинским «Проект учительской се-
минарии» стал основой подготовки на-
родных учителей в лучших учительских:
семинариях России (в Санкт-Петербург-
ской земской учительской школе, Твер-
ской женской учительской школе им. Мак-
симовича, Кубанской учительской” семи-
нарии и др.). И

Влияние К. Д. Ушинского на развитие
русской педагогической мысли было ог-
ромно. sree

Подобно тому, как поэтический гений
Нушкина ‘создат целую плеяду поэтов
пушкинекой школы, так и педагогиче-
ский гений Ушинского вызвал к жизни
большую групиу замечательных русских
педагогов и методистов — Бунакова,
Стоюнина, Водовозова, Острогорского, Ce-
менова; Модзалевского и многих других.

Могучее влияние Ушинского, как пе-
дагога, сказалось также на замечатель-
ных прогрессивных педагогах других на-
родов нашей родины — грузинских
(Я. Гогебанвили), армянских (Агаян),
азербайджанских (Рашид Эфендиев), ка-
захеких (Алтынсарин), татарских. В 060-
бенности сильно было влияние «Родного
слева» Ушинского на составление новых
букварей и книг для первоначального
чтения на языках этих народов.

По оригинальности своей педагогиче-
ской системы, богатству педагогических
идей, глубине методических указаний,
ценности учебных книг Ушинский — пе-
дагог такого же значения, как Комен-
ский и Песталоцци.

Нам же он особенно дорог, как наш,
русский великий педагог, отдавший все
свои силы служению русскому народу.

Всей своей жизнью и деятельностью
он полностью осуществил  патриотиче-
скую мечту своей юности, мечту, запи-
санную им в дневнике;

«Сделать как можно более пользы мое-
му отечеству — вот единственная цель
моей жизни, и к ней-то я должен направ-
лять все свои способности».

Слова, которые могли бы, воодушевляя
молодых педагогов, сиять на памятнике
Уптинскому!

Е. МЕДЫНСКИЙ,
действительный член Академии
педагогических наук РСФСР.

Х оз

— Хозяин, — громко сказала мать,

пора...
спишь.

— Так мы ведь вчера ло полуночи сено
спросонья сын,

Я уже с покоса пришла, & ты все

сучков для отделки тканей. Закончен капи-  протирая глаза.

тальный ремонт отлелочных машин, Эго по-
зволит в скором времени еше увеличить
выпуск готовых текстильных товаров.

Непрерывно улучшают качество продук:
пин рабочие Ново-ИМванозской мануфакту-
ры. Они ежемесячно дают сотни тысяч мет-
ров набивного сатина «экстра», набавного
ситца и глалкокрашеных гканей. В большом
количестве фабрика выпузкает сатин золо-
тистый пля олеял и сатин  кубовый для
мужских рубашек. Е

Ткани новых сортов «Победа» и «Салют»
осваивает коллектив Большой Кохомской
мануфактуры. Фабрика возобновила выпуск
тканей тридцати пяти довоенных рисунков.

Исторический заповедник

- ИЗМАИЛ, 3 октября. (По телеф. от соб.
корр.). По плану реконструкции города тер-
ритория бывшей крепости Измаил отводит-
ся под исторический. заповедник. Здесь бу-
дет сооружена огромная панорама крепости
суворовских времен. Нал проектом панора-
мы работают архитекторы Сидоренко и Тка-
ченко.

На территории заповелника намечено соз-
дать исторический музей и воздвигнуть три
памятника: великому русскому HOJIKOBOI-
цу — первому коменланту Измаила М. И.
Кутузову, героям штурма крепости и участ-
никам Великой Отечественной войны.

Здесь же будет построено . суворовско
училище,

Рысиестые испытания

УЛЬЯНОВСК, 3 октября. (По телеф. от
с0б. корр.). На областном ипподроме начал-
ся сезон рысистых испытаний. В них Уча-
ствуют рысаки племенных колхозных коне-
ферм двенадцати районов.

За первые дни испытаний лучшую
резвость на 1.600 метров показал жеребен
«Апис» из колхоза имени Красной Армин
Тагайского района. Его время —2 минуты
17,4 секунды.

е целый метр вскинулся, я и не заметил,
вогда.

Хороший хозяин давно бы...

долью и сделаю... Уж дела-то на рыбью

ногу, — говорил Денис,
стели и убирая их на полати.

тишкам и сестричкам. и
же веди Андрея в детский сад. Вернешь-
ся домой, позавтракаеншь и пойдешь ‘сено
ворошить. Анька, ты на рыхление свеклы
опять пойдешь.

— Вставай, вставай да отправляй
ребят, кого куда надо, а я пока завтрак
приготоваю,

Хозяин встал, потянулея, потом не-
ожиданно кинулся головой вниз и на ру-
ках пошел по избе.

— Ду-у-ду, — гудел он, подражая
автомобилю, шеетвуя вдоль избы на руках.

Братишки и сестренки, спавшие под
ряд в чистом переднем углу, проснулись
от этого пронзительного гудения. Увидев
старшего брата. идущего к ним вниз го-
ловой, дети поняли, что это значит: авто-
мобиль перевернулся вверх колесами и
ему надо немедленно оказать помошь.
Они вскочили, свалили брата на пол, по-
том принялись ставить «на колеса» — на
ноги. Началась толкотня, смех.

— По-людеи разбудить-то ведь не
мог, - укоризненно сказала мать, —
вверх ногами да возню затеял. Ах, День-
ка, Денька. Хозяин тоже называенться...

— Так ведь это же спорт... Физкуль-
турой уж нельзя заняться.

— Занимайся. хватит тебе физкуль-
туры: вон горох на гряде ветром свалило.
а ты и не видишь.

— Вее маленький был, а тут вдруг на

— Надо замечать, глядеть за делом-то.
— А вот сейчас горючего в себя по-
свертывая по-

— Олдеваться! — скомандовал он „бра-
Милька, ты сейчас

Тимка.
за конюшню.

на свекольном участке, —кроликов нигде
нет.

рит Дениска другу. :

думаешь, что ary, Onn теперь одичали;
как зайцы, разве их скоро найдешь.

уже скосили. Экую палестинищу смахну- и у
ли. Видно, сегодня утром все косилки и У нас отец с войны приехал, требует
все косари здесь работали. Девушки сей-
час ходят, разбивают для просушки тол-
стые пласты клевера.

спрашивают мальчики, скрывая за спи-
ной рогатки.

FLU HA ъ

OH определил каждому свое дело ‘и

дя в избу, — долго спишь, вставай — остановил ласковый взгляд на смирном,

кудрявом семилетнем брате:
А тебя, Сергей, мне уж придется
отпустить за грибами. Побегай там за
ригой в перелесочке. Грибков что-то охо-
та. Только, смотри, далеко не заходи, не
заблудись. в ;
— Садитесь завтракаль, да и пойдете
‘все по делам, — сказала мать, ставя на
етол хлеб, квас и мятую картошку с мо-
током.
Денис наскоро позавтракал, запил
квасом и вышел на двор. «На самом деле,
надо подпереть сладкий горох на гряде

колышками, ато загниет... Все дела, не- .

досуг, дождался того, что мать указала,
давно бы надо самому догадаться».

Он взял топор и пошел на огород.

Заострил с десяток колышков. стал
их втыкать в гряду, поправлять жирную
двухметровую oe гороха... Тут как-раз
и заявилея Тимка Чешуин.

— Около конюшни кро-о-лики, — ска-
зал Тимка приятелю, — дядя Федя сей-
час с кучи свежего клевера спугнул...
Пойдем скорее. ‘

душе Дениса вспыхивает страсть
охотника, он бросается на двор за рогат-
кой, но ее на месте нет.

— Де-ень, бежим скорее! — умоляет

Наконец, рогатка найдена, и они бегут

Они ищут за конюшней в траве, ищут

— Наснились тебе, наверно, — гово-

— Пойдем спросим дядю Федю, ежели

Они идут в клевера, но, оказывается, их

ливаешь? — спрашивают ее.
тился, — хожу, собираю.
немедленно всех представить ему. Миль-
ку нашла, Андрейку из сада принесли,
Деньку да Серегу бы известить.

он ехал се вторым Bosom, Она любила
пошутить:

мать.

был.

стоящий. Александра Басильегна!-—крик-
нула
сына сейчае же домой.

пустился к дому. Бежит, думает и никак
— Не видать ли тут проликов? — не придумает, как заговорить с отцом,

что сказать ему, Bee слова кажутся или
неподходящими, или незначительными.  сыпало, так что еле отколали».

— Сами вы кролики.

— Вот и поговори с ними по-хороше-
му. Тоже люди... Браниться с ними только
разве и можно. Ведь спросили их вежли-
во, а они — <«кро-о-лики».

— Ребята, ребята, что вы тут разгу-
ливаете? — слышится позади чей-то зна-
комый голос. Обернулись—бригадир тетя
Cama.

° — Идите, запрягайте быков, — сено
возить надо,

— Рано еще, не высохло, поди...

— Нет, пора, пора, запрягайте сию
минуту... Около сараев лучше развалим и
досушим, а то не управимея и до полу-
ночи.

° Что ж, запрягать, так запрягать, ехать,
так ехать, дело знакомое.
Дружки прячут рогатки под рубашки,
заправленные в штаны, и отправляются
запрягать.

*

Ираида Небова, мать Дениса, весе-
лая, раскрасневшаяся, ходит по селу.

— Ты что? Муж приехал, & ты разгу-

—- Мой горох по всему колхозу раска-
Отец требует

Капка сам прибежал, теперь только Анну,

Мать встретила Дениса у сарая, когда

— Поди, Деня, домой, сдавай дела.
Мальчик недоуменно посмотрел на

— Бакие дела?
— Хозяйские. Ты же дома за хозяина
Сын все еще не понимал ее,

— Так, а теперь что?

— Теперь другой хозяин будет, на-

она бригадиру. — Замени моего.

И вот. Дение, не дожидаясь матери,

ладони мозслистые, заскорузлые. Ступни
ног большие.

лет!
идет.

долго не идет,

поседел,
«Воевать нелегко,—вспомнились ему сло- Г a
ва из отцовских писем.—В земле живу и Серегу найти, и все оудет в порядке, мож-
под землей ул был, один раз взрывом за-

«Тучше пусть так, — он будет спраши-
вать, & я отвечать», — решил они ри-
нулся в избу. Отец сидел в переднем
углу. Он встал и шагнул навстречу сыну.
Они встретились посередине избы. Отец
приподнял его, крепко поцеловал и опу-
стил на пол. Нри этом рука отца наткну-
лась на рогатку под рубашкой. Сын вы-
хватил ее из-за пазухи и схоронал 3a

спиной. В
— Что это у тебя? — спросил отец.
— Да так... р ЕЕ

— Покажи! Рогатка?!

Сын покраснел до ушей.

— Я ее сейчас изломаю.

Он хотел сломать ее о колено, но отец
остановил его.

— Не надо; Пригодится. Ты играй се-
бе на досуге. Тебе еще надо играть, толь-
ко осторожней, не залепи, куда не сле-
дует... .

Руки отца все еще ощущали вес маль-
чика. Вакой тяжелый, крепкий, будто мо-
лотами сбит. Густые волосы выцвели на
солнце, торчат вихрами,

— Фуражка-то есть ли у тебя?

— Есть, да не знаю где, все лето не
надевал.

Отец погладил по волосам, прихватил
их пятерней.

— Давно не стригся?

— То и дело отригусь, да больно скоро
отрастают.

Кисти рук большие не по возрасту,

— Мать говорит, что ты за хазяина
был. Пойдем, покажи, ках хозяйствовал, —
попросил отец. :

Они вышаи на двор. Опытный глаз
отца сразу заметил, что подгнило, поко-
силось и требует починки, но он ничего
не сказал сыну.

Мальчик показал пальцем на тесовую
крышу двора:

— Тут во время дождей вода ручьем
лилась, так я две новые доски приколо-
тил, теперь не течет. У решетки, —пока-
зал он на коровий хлев,—один стояк под-
гнил, так я под него камень подложид..,

— Ишь догадался, молодец! — по-
хвалил отец.

Вышли на улицу. :

— Дров тут недавно привезли, так я
их переколот, чтобы сохли.

— Правильно. Но сложить надо клет-

вой, тогда они скорей просохнут.

Пошли дальше, свернули в огород.
Денис вспомнил, что у него там ва-

ляютея топор, колышки, и остановился.

— Что ты ветал? — спросил отец.
— Да там еще ничего не поспело.
— Иосмотрим, хорошо ли растет.
Делать нечего, надо итти,

Отец сразу заметил и разбросанные

колышки, и топор.

Это что у тебя тут? - Se
— Я сегодня хотел колышков в горох

натыкаль, да меня позвали,.. — Денис
вспомнил сегодняшнюю охоту и осекся,

Отец живо поправил горох, воткнул

— Когда я поехал, тебе было десять   Колышки. взял на руку топор, осмотрел

— Десятый, а теперь четырнадцатый

все грядки.

— Ber Cepemy ты, Kameron, зря за

грибами послал, — обеспокоенно загово-

— Большой вырос. А Сережка что-то! рил он,—мал еще, забредет куда-нибуль.

— Ону нас известный грибник.. Ox

— Я его отпустил за грибами, в лесу в перелеске за ригой ходит. Дальше ёму

где его найдешь. Скоро сам придет.

— За грибами? — переспросил отец.—   Дение.
Я грибов четыре года не едал, кажется,
забыл даже, как они пахнут.

Денис пристально посмотрел на отца:
на лице появились морщины.

He велено, — старался успокоить отца

Да я сейчас за ним сбегаю. —

И он`пустилея в перелевок. С крыльца
окликнула его мать:

— Что, хозяин, сдал дела?

— Сдал, — понимая шутку, усмех-

нулея сын. — Сейчас вот надо только

но за стол садиться.

Михаил ШОШИН.

}