ff

Ги
dane
Boy
pa
(ids
ху.
ТИ
uy),
Pall.
oy
10K:
OH
tts

fap
On
pa:
ata
да
нра
ла
ОН

we

We
КК
pits
ЫМ
Kad

LOHOCTPOHTCIDHOM.

СУББОТА, 6 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 236 (8846)

Старая 16apoua

Артур Калниный навсегда связал свою   виках,
судьбу с заводом. Пятьдесят лет прора-
ботал сталевар ВБазниньм на Рижском ва- риата с большой любовью передает свой

епыт и знания молодежи.

Теперь Артуру Калниньшу nomex; Готовит себе достойную емену отале-
восьмой десяток. Но долгие годы жизни   Вар Артур Калниньш. Его ученики Яков
не подорвали его крепкого здоровья, как Майор и Виктор (0мс — удовлетворяют
два десятилетия разлуки с русским наро-   строгим требованиям старого рабочего.
дом не помешали ему сохранить чистую Среди учеников как-то оказалея один
русскую речь. Она течет плавно и раз-   неисполнительный, ленивый Человек.
меренно. Валниньш быстро оевободилея от него.

— Мои товарицки Захватывающие перспективы OTEDBI-

улучтает условия их труда и быта.

возводили стены

Старая гвардия латьниского пролета-  №

}. ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Назна страна вступила в период мирно-
г строительства. Варяду с хикзиланией
послодотвий войны у нас фазвертывают-
ся огремнейшие работы по дальнейшему
развитию нашого народного хозяйства и
культуры. В недалеком будущем мы при-
ступим в выполнению первого  поеле-
военного пятилетнего плана. Для разре-
шения этих грандиозных и сложнейших
задач необходимы  высококвалифициро-
ванные кадры.

этого завода. Я построил мартен и пла-
вил сталь. Но стены разрушили, а обору-
дование увезли в Германию. Вее это сде-
лал немец. Я обучил десятки опытных
сталеваров. Где они теперь? Их уничто-
жил или сделал нетрудоспособными тот

лисв перед вагоностроитехями. Им дове-
рены важные заказы страны. Результата-
  ми их труда скоро бухут восхящаться
пассажиры московского метро и электро-
поездов. Но качеству, удоботвам и изя-
ществу отделки эти вагоны должны быть

Подготовить и дать такие кадры дол-
на наша высшая школа. Однако суще-
ствующая сеть стапионарных высших
учебных заведений не сможет удовлетво-

рить всей потребности налшего народного

хозяйства в спениалиетах. Восполнить

же немец.

Есть нечто такое, что молодит Артура
Калниньша, наливает еилу в ero MY CRY-
листые руки, поднимает его на трудовой
подвиг. Это — сознание крепкой, проч-
HOH связи латышей © русским наро-
дом. Никто, пожалуй, с таким торжест-
BOM не переживал счастливых минут 06во-
бождения Латвии от немцев, как старая
твардия кадровых рабочих.

Далекое прошлое роднит латышей ©
Россией. И сталевар Калниньш, и слесарь   дят мартеновские печи. ;
Скухе, и мастер Мелбац, и маляр Карие, —  Начинается новая жизнь. Количество
словом, вся старая гвардия получила пу- рабочих на заводе увеличивается в пять
тевку в жизнь на московских, петроград-  раз. Начисто изживаются полукустарные
ских, сормовских заводах. Благодаря Рос-   методы производства, унаследованные от
сии вырос и развилея латышекий проле-  буржуазной Латвии. Их заменяет coBpe-
тариат. менная технология передовых социали-

С тех пер, как по прихоти пара- стических предприятий. Новые и новые
витов Латвия замкнулаеь в свою скор- цехи возводятся на. заводской площадке.
хупу, промьшиленная жизнь в стране за- В них будут размешены сотни сложных
мерла. До первой мировой войны вагоно-  универсальных станков и мощных гид-
строительный завод имел три мартена. В равлических прессов. а
одну плавку они давали сто тонн стали.  Это — завтрашний день завоха. Он с0-
На протяжении же всего существования   Всем уже недалек. Первые изящные элек-
так назгваемой «независимой» Латвии   трические вагоны страна получит в на-
завод едва потреблял в сутки по шести   Чале будущего года.
тонн стали. Такой резкий упадок наблю- На-днях директор завода вызвал к се-
дался во всей промышленности. Иредири-  бе лучшего обойшика Вегина. В молодо-
тия мельчали, костяк кадровых рабочих   сти ‘он отделывал первоклассные каюты
распылялся. Над каждым висела угроза волжеких пароходов. Но в буржуазной
в любое время быть выброшенным за во-  Латвии ему не нашлось работы. Его с
ота предприятия. Оторванная от России,   трудом взяли в заводскую пожарную
атвия лишилась жизненных сил. охрану.

Огромный ущерб нанесли промышлен-  -— Возвращайтесь к настоящему де-
ности Латвии немецко-фашиетокие окку-  лу, — сказал ему директор. — Вам пору-
панты. Немцы сокращали рабочих, опыт-   чаю оформление первого вагона метро.
ных кадровиков вывозили в Германию.  Обойщик Вегин „потом рассказывал
Стране грозил полный промышленный   своим товарищам:
крах, она перерождалаеь в сельскохозяй- — Залез я на свою пожарную вышку
ственную колонию немецкого райха. й чуть не ударил в набат от радости. Ду-

Латышекие рабочие, никогда не теря-  маю, пусть остальные со мной пора-
ли веры в советекий народ, ждали от него   дуются.
помощи, противодействовали немцам, ме-  Трудящиеся Латвии © большим тру-
шази им вывозить оборудевание, взры-   долюбяем, упоретвом и настойчивостью
вать заводы. ды возрождают одно предприятие за другим.

Сейчас, когда созданы наилучиие yexo-   После освобождения республики от нг-
вия для развития способностей трудя- мецвих разооиниюов восстановаено около
щихся, кадровые рабочие-латьити пока- Тысячи фабрик и заводов. Сталевар Артур
зывают образцы трудового героизма. (о- Калниньш с нескрываемым восхищением

лучшими из всех известных до сих пор.
Чтобы добиться этого, нужно возродить
завод. С каждым днем растут стены кор-
пусов. В уже отетроенных цехах ремон-
тируются товарные и пассажирские ва-
гоны. Возведены стропила над вновь.
строящейся большой котельной. Скоро
будет возвращено из Германии и BOABO-
рено на место украденное немцами of0-
рудование. Артур Калниньш мечтает о
том времени, когда снова на заводе загу-

такую большую потребность в специа-
листах смогут нални заочные учебные. за-
ведения. Нозтому  раситирение  сущест-
  ВУЮщей свти заочных вузов и улучшение
‚ постановки заочной учебы приобретают
сейчас исключительное значение. Это
важно еще и потому, что после демоби-
лизации вновь будет учиться большое
число заочников, которые с первых
дней войны ушли на фронт и временно
прекратили свою учебу. Многие демоби-
лизованные, & также инвалиды Отечеет-
венной войны вынуждены переменить свою
профессию, но по различным причинам
они не смогут учиться в стационарных
вузах. И мы обязаны им всемерно помочь
получить высшее образование путем за-
очного обучения.

Нужно учесть также, что работники
советского, партийного и хозяйственного
Секретарнат ВЦСПС рассмотрел итоги  ППафата, пришедшие на руководящую
смотра хоровой самодеятельности рабочих ч  Работу во время войны, хотят и должны
служащих. без отрыва от своей работы получить
Свыше миллиона зрителей посетило ксн-   выелнее образование. Поэтому контингент

церты самодеятельных хоров. Свое искус- . ! al
ство демонстрировало десять тысяч коллек-  ЮДей для охвата высшим заочным обу

тивов, об’единяющих двести тысяч певцов.   ЧеНИем очень велик и многообравен.
Секретариат ВЦСПС обязал профсоюзные    , зойны у нас широко была развита

организации всячески содействовать  даль- а
нейшему развитию хоровой самодеятельно- сеть заочных высших учебных заведений,

сти и повышению музыкальной культуры. На И это позволяло подготовить немало спе=
предприятиях, в клубах и Дворцах культу-   Циалистов для различных отраслей на-
ры следует создать новые кружки хорового   его хозяйства.

нения. В этих кружках должно быть орга- Ё
За время войны отдельные заочные ин-

низовано обучение музыкальной грамоте и
CTHTYTH не только Не сократили об’ема,

пению по нотам. Наряду с народными пес-
нями должны быть широко использованы и своей работы, но из года в год раеширя-

произведения композиторов-классиков,

Багоностроительный завод\«Вайрогс» (Pura).
Котельщик Г. М. Рудзитис работает на, заво-
де 50 лет, активный участник восстановле-
ния родного завода, разрушенного немецки-
ми захватчиками.

Фото М. Петрова.

Итоги смотра хоров
рабочих и служащих

За творческие успехи и активное участие   ЛИ Контингент заочников, увеличивали
в развитии хоровой самодеятельности на-  Свои выпуски.
Е о =
НЫ ГрамОотеми, ЗС м Rowntet4  Например, Воелоюуный юридический

по делам искусств при СНК СССР и цен- ы
ными подарками: хор Магнитогорского ком-   За0ЧНЫЙ институт (ВЮЗИ) охватывает в

‚О высшем заочном обучении

кончили один вуз и, находясь сейчас на
практической работе в органах суда a)
прокуратуры, стремятся получить выснее
юрихическов образование.

Вторым крупным заочным учебным
завелониохл является Всесоюзный заоч-
ный финаноово-экономический институт,
в котором до войны было около трех ты-
сяч студентов, а сейчае учится свыше че-
тырех тыюяч.

Эти “данные красноречиво говерят о
том, какую огромную армию людей с выс-
шим образованием готовят наши заочные
вузы.

Однако, несмотря на’ это, за время
войны РНЯМАнНие в системе. заочного обу-
чения было ослаблено. Вомитет по делам
высшей школы недостаточно руководил
зазочными вузами. Он пред’являет Е ним
такие сие требования, что ик стационар-
ным, совершенно не учитывая особенно-
стей системы заочного обучения. Мне ду-
мастся, что давно пора поставить вопрос
0б изменении сроков обучения и о сро-
ках начала и окончания учебного года в
заочных вузах. Равнять студентов заоч-
ных институтов с учащимися стационар-
ных вузов нельзя, так как заочники сов-
мещают свою учебу с работой. ^

Для преподавателей комитетом уста-
новлена одинаковая нагрузка, хотя раз’-
ездной преподаватель заочного института
нередко вынужден на одну поездку в фи-
хиал затратить две-три недели. He yuo-
рядочен таке вопросе с методическими
пособиями ин программами. Разработка
этих материалов должна быть состедото-
чена непосредетвенно в Номитете по де-
лам высшей школы. В настоящее время
все заочные институты и отделения са-
мостоятельно разрабатывают и состав-
ляют программы и методичесжие указа-
ния, и нередко они не утверждаютея ни
комитетом, ни управлениями учебными
заведениями наркоматов.

Если со стороны комитета и наркома-
тов уделяется слабое внимание всей
системе заочного обучения, то фуково-
дитети предприятий и организаций, где
работают заочники, в свою очередь не
оказывают почти никакой помощи сту-
дентам. В ряде мест не только не создают
условий для заочников, не только не по-
отряют людей, которые стремятся полу-
чить высшее образование без отрыва от

бината, хор учителей г. Еревана, хор Воло-   настоящее время оксло десяти тысяч сту-
годского Дома культуры железнодорожни- дентов. Насколько велика эта цифра, мож-

ков, ансамбль песни и Пляски завода имени ь 3
ерова (Свердловская область), хоры уча-  ИО СУДИТЬ хотя бы по тому, что во всех

стников противовоздушной обороны г.  СТащнонарных юридических инетитутах
Ленинграда, Юго-Западной железной доро-  Союза, вместе взятых, насчитывается
ги, Московского автозавода имени Сталина,   меньше половины этого количества. В

эстонских железнодорожников и другие.   дном Моековеком филиале Всесоюзного

работы, но даже не отпускают их на cec-
сии. Этим зачастую и об’яеняютея не-
выполнение заючниками учебного плана,
слабая явка на зачетные сессли.

Ерайне тяжелое положение в заочных
учебных заведениях с кадрами квалифи-
цированных преподавателей. На местах
их нехватает, и особенно по профилирую-

рок шесть лет работает на вагонострои- рассказывает:

тельном заводе слесарь Скуде. Несмотря

— Вы знаете, в прошлом году Ерас-

18 преклонный возраст, он вырабатывает ная Армия между делом, пока добивала

в некоторые дни по две нормы. Подстать   врага в

ему трудятся - его
Прузман,

Курляндии, за два месяца по-

товарищи Кицевич, строила мост через Даугаву. А мост-то
Мелбац. Около ста «ветеранов   какой! Около километра будет. Очень это

В Центральной театральной
библиотеке

В Центральной театральной библиотеке в

труда» работает на Рижском вагонострои-   назтему сердцу приятно и глазу мило.   Москве более ста десяти тысяч книг м жур-

тельном заводе. Они давно

заслужили   Ведь этот мост Ульмание лет десять со-  Налов по вопросам истории театра, изобра-   ТеЯЬНо

право на отдых, большинетво из них пе-   биралея строить, пока его не выгнали из   ЗИТЕЛЬНОГО искусства и критики.

ревелено на инвалилноеть. Но они нё
хотят расставаться со своим заводом, ко-
торому отдали свои силы, лучшие годы,
на котором перенесли все суровые испы-
тания жизни. Отзывчивый и чуткий ди-
ректор завода заботится о старых кадро-

Латвии. И деньги не раз собирали. А мо-
ста все не было. А тут — за два месяца.
Это я понимаю — работа!

Н. ЧУРАКОВ,

соб. корр. «Известий».
г. РИГА.

`

Награды Веры Ивановой

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. 5 октября. (По телеф.
от соб. корр.). Средн учанихся первого

него года А. В. Иванова
илетняя Вера осталась

В январе нын
умерла, и вос

Среди посетителей библиотеки — деяте-
ли театра, актеры, студенты театральных
учебных заведений. Ежегодно на дом вы-
дается до шестидесяти тысяч книг. К по-
мощи Театральной библиотеки обращают“
ся режиссеры и художники при постанов-
ках спектаклей. Работники библиотеки под-
бирают материалы по истории постановки
той или иной пьесы. В фондах библнотеки:
много ценных материалов о внешнем офор-
млении спектаклей и театральном костюме.

Не только столичные, но и периферийные
театры поддерживают с библиотекой Tec-

класса Торопецкой средней школы обраща-  воспитанницей полка. В боях за Кенигсберг! НУЮ связь.

ет на себя внимание белокурая сероглазая
девочка Вера Иванова. Грудь
украшают медали «За боевые заслуги», «За

она отличилась, В штаб полка, где нахо-

ранило двух офицеров. Вера не растеря-

Сейчас в библиотеке составляется ука-

ребенка дилась девочка, попал снаряд. Осколками  Затель по драматургии и репертуару эпохи

ликой Отечественной войны. Первый

= у
взятие Кенигсберга» и «За победу над Гер-  лась. Одному из пострадавших она перевя-  ТОМ, охватывающий период со дня об’явле-

манией в.’ Великой
1941-1945 гг.»
Интересна судьба этой девочки. В 1942
тоду Аксинья Васильевна Иванова посту-
пила в одну из воинских частей поваром.
Командир полка разрешил матери взять

© собой дочь Веру. Мать и дочь соверши-
ли вместе с наступающей Красной Армией
поход в Германию.

Русское
—.

Четыре года кряду я видел разрушен-
ные немцами города и села, истерзан-
ную войной землю, невыразимое людское
горе. Как хотелось Bee эти долгие годы
побывать в иных селах, пройти по Bernt

которую He топтан немецкий  canor!
И вот наступил долгожданный мир, и
стало возможным  удоваетворить и это

естественное желание и законный солдат-
ский интерес к тому чудесному тылу, ко-
торый поддерживал Красную Армию в её
ратном подвиге и сумел не только сохра-
нить во время войны народное хозяйство.
но и приумножить его.

Я не выбирал каких-нибудь  выдаю-
щихея сел. Мне хотелось поехать кула-
нибудь подальше от железной дороги и
поближе к реке — в простое русское ce-
10. (Словом, я повхал в Вузьмин-
ское на Оке, Рязанской области.

От станции до села попутчиком моим
был кузьминский  колхозник Николай
Михайлович Котов, весьма учтивый, х9-
тя и не особенно словоохотливый cobe-
седник. На расспросы он отвечает корот-
50 и калегорично, выражая восторг или
осуждение, оценивая знакомые ему явле-
НИЯ сельской жизни, но не посвящая с0-
беседника в подробности ee.

— Вак живете в Кузьминском, Нико-
лай Михайлович? — спрашивал я.

— Великолепно! — восклицал он. —
Наши моста замечательные! Лучших
вряд ли гле сышеть. Природа!

он обводил кнутовищем все види-
м0е с дороги пространство: поля воско-
вой ржи, клонящей свои отяжелевигие
колосья при малейшем дуновений ветер-

зорвала свое платьице и сделала перевязку
другому.

Вместе с демобилизованными Вера Ива-
нова вернулась в родной Торопец; где и
живет сейчас у бабушки. Бережно хранит
девочка грамоту, в которой командование
части благодарит Веру Иванову за предан-
ную службу родине.

Село очерк

Из такого состояния он выходит только
при упоминании о строящейся колхозом
гидроэлектростанции.
Это нашего колхоза мысль, — го-
ворит он таким тоном, что сразу стано-
витея ясна причастность к этому хоро-
пюему делу и самого Николая Михайло-
ВИЧа.

— Чт0 же она даст вам, эта станция?

— Наровое отопление.

Котов даже откидывается назад, что-
бы лучше разглядеть, какое впечатление
произвело на ‘меня сказанное им. По
правде говоря, я был ошеломлен.

— Почему, собственно, паровов отот-
ление?! А кроме того?

— А кроме у нас и без того Ree де-
лается электричеством, — говорит воз-
чик, довольный произведенным эффек-
том. —Й молотьба, и освещение, и мезль-
ница, и шеретобитка, и так и далее.
Очень великолепно!

Оказывается, в Кузьминском и раньше
«была турбина, только по нынешним пда-
нам она стала слаба». Нервую небольшую
гидростанцию колхоз построил в 1942 ro-
ду, чтобы силой воды, превращенной в
электрическую энергию, — восполнить
убыль рабочих мужеких рук. В 1943 го-
ду в селе, в тех же целях экономии тру-
довых усилий женщин, был проведен во-
допровод.

— С нашим народом можно вее сде-
лать! —— убежденно заключает Котов. —
Наши женщины, надо отдать им почет,
гоняются за работой. И что интересно —
очень оказались к лошадям способны!

В устах Котова, состоящего в колхозе

Отечественной войне! зала рану носовыми платками, а потом ра- НИя войны по   января 1943 года, уже. го-

тов.

В нынешнем году библиотека организо-
вала несколько выставок к юбилеям Гри-
боедова, Чехова, Комиссаржевской.

В библиотеке собран богатейший фонд
вырезок из. газет по вопросам театра.
Имеётся также обширный ‘иконографиче-
ский материал.

юридического института учится 1.500 за-  шим предметам. Может быть, следует ор-
очников. По боюзу институт имеет два-  ганизовать при центральных заочных ин-
дцать восемь филиалов, основная часть! Ститутах аспирантуру, что даст возмож-
которых находится в городах, не имеющих   Ность в дальнейшем обеепечить студентов

стационарных юридических инотитутов.   ПРифории квалифицированными лекция-

За время войны наи институт значи-
расширил 0б’ем своей рабо-
ты. Было открыто двенадцать новых фи-
лиалов, & число окончивших институт из
года в год увеличивалось. В 1945/46
учебном году намечен выпуск тысячи ету-
дентов, а в дальнейшем ежегодный выпуск
ВЮЗИ будет составлять две тысячи чело-
век.

Качественный состав заочников инсти-
тута очень высок. Среди студентов —
люди © большим практическим стажем
работы. Здесь можно встретить предееда-
телей областных судов, работников воен-
ных трибуналов, прокуратуры и т. д. Сре
ди них есть товарищи, которые ранее за-

Колхозные пасеки

ЛЕНИНГРАД, 5 октября. (По телеф.
от соб. корр.). До войны в колхозах Ле-
нинградской области насчитывалось около
семи тысяч пасек. Большинство из них
было уничтожено немецкими оккупантами.
Теперь пчеловодство  восстанавливается.
Летом из Татарской АССР было доставле-
но около тысячи трехсот ульев. Они были

течения, тянулись селения, прерываемые   садниках и широкими лавочками под
там и здесь пожарными вышками, коло-  сенью древних ракит.

кольнями церквей, красными
донапорных башен,
силосных. Аксеново, Кузьминское,
стантиново, Федякино... .

Река еще не была видна, но близость

кубами во-

Самым обитаемым в этот час оказалея

цилиндрами башен  просторный красивый дом в центре села,
Кон-  В нем помещается детская площадка кол

хоза имени Ленина.
Мы с Котовым пришли на площадку,

её угадывалась по той особой дымчатой  когда дети отдыхали. В тлубине двора, от-

синеве, которая парила над
буграх и уходила куда-то далеко за буг-
ры, видимо, в луга и леса заокекой сто-
роны.

Уже под’езжая к Кузьминскому, мы
обогнали человека в выцветшей гимна-
стерке и солдатских сапогах с вещевым
мешком за спиной п скаткой через плечо.
Он шел неторопливым крупным шагом,
сняв с головы фуражку. Видно, ему до-
ставляло большое ‘удовольствие шагать
так, во весь рост, по нетронутой войной
земле и вдыхать всей грудью её ни с
чем не сравнимые запахи. Он шел, паль-
цами свободной руки касаясь сухих золо-
тистых стеблей ржи.

Тишиной и зеленью встречает челове-
ka Кузьминское.

Мальчишки, играющие в «чижа» на
широкой и зеленой, как футбольное поле,
улице, не нарушали, а как бы подчерки-
вали успокаивающую сельскую тишину.
Стайка уток деловито проковыляла к не-
большому узкому пруду, в зеркальную
гладь которого смотрелись рябины и плы-
вущие в небе облака. Укрывшись в тени
прибрежных деревьев, девушка читала
какую-то толстую книгу.

Напрасно было бы искать каких-либо
иных признаков жизни в селе в этот по-
слеобеденный час. Шла жатва, все евпо-
собное к труду население находилось в
поле, и мы, таким образом, очутились в

своеобразном «глубоком тылу» колхоза.   ВИтельно сказала тетя Маня, желая, что-

Однако в селе не было видно и слелов

садами на гороженного от улицы высоким глухим

забором, среди вековых лин виднелея лег-
кий длинный навес — нечто в роде откры-
той веранды с десятком низких, в полме-
тра от пола, квадратных столиков и с с0-
ответствующими их высоте табуретками
и скамейками. Повариха детплощадки
Марья Петровна, тетя Маня, как ее здесь
звали, мыла столы горячей водой.

— Отобедали «хозяева», — общитель-
но сказала она, не отрываясь от дела. —
Угомонились. Теперь почивают. Дети!
Матерям-то с ними некогда, у матерей
работы хватает без того, & отцы... отцы
только-только возвращаться начали. Вот
мы их тут и обихаживаем. Этим столи-
KaM-TO столько’ лет, сколько колхову.
И столько лет я здесь. Четырнадцать год-
ков! Вот и сосчитайте, сколько выходила
я колхозного народу. Им уж по девятна-
дцать лет некоторым! И в армии есть, и
учатся, и сами учат... Вон, Клава Par-
кина, наша заведующая, тоже за этими
столами сидела, мой кулеш ела. Вот она
какая, ната плошадка-то!

— Xopemasa площадка, — сказал я,
оглядывая обширную тенистую усадьбу с
качелями между деревьев, с песочными
ящиками, с умывальником для дошколь-
ников и прочими удобствами, которыми
был оботавлен детский колхозный мирок.

— Она для женщин хороша, —наста-

бы я увидел во всем этом то, что видела

ми и консультациями.

За все годы своего существования за-
очная систезга подготовки кадров нолно-
стью оправдывала себя. Сейчас, когда так
велика потребность в кодрах, мы должны
широко развернуть сеть заочных учебных
заведений, вовлечь новые контингенты
людей и наравне со стационарными ву-
зами готовить специалистов 3 высшим
образованием. Но для этого требуется
упорядочить руководство заочным обу-
чением, оказывать  всемерную помощь
заочным учебным заведениям.

С. ВОЩИЛИН,
директор Всесоюзного ’юридиче-
ского заочного института Нар-
комюста СССР.

перевезены в специальных вагонах, в со-
провождении шестидесяти инструкторов
и представителей колхозов.

В 1946 году для колхозных пасек будет
доставлено полторы тысячи ульев. Област-
ная контора пчеловодства отстраивает свон
мастерские для изготовления искусственной
вошины,

санными русыми волосами, усиливали
исходивитее от нее обаяние женственности
и какой-то материнской чистоты.

Тетя Маня, следуя каким-то своим мыс-
лям, говорит мне:

— Только, пожалуйста, будете гово-
рить с малышами, не спрашивайте, «где
папа». Они ведь всё-о понимают! А кое
у кого папы погибли на фронте. Тут он, в
коллективе-то, в играх забудется, ему
легко, он весел. А напомни, и заскучал
ребенок. Так уж вы, пожалуйста...

—= Ну, в чему ты все это, тетя Маня! —
перебила сердобольную повариху Нюра.
В голосе ее была досада, черты лица ста-
ли строже, острее.—Вы нашему бабъему
разговору не придавайте значения, —ска-
зала она: — У меня у самой здесь на пло-
щадке сынишка Петя. Ему не было года,
когда отец его ушел на фронт, и он вовсе
не помнит отца, то-есть моего мужа. Но
я сама говорю ему: «Помни, Петя, твоего
папу убили немцы. Он был хорошим сол-
датом, он не пустил немцев в нам, он про-
гнал немцев с нашей земли, и немцы его
убили...>

Она подавила`вздох и озабоченно вы-
молвила:

—- Петя-то маленький, с ним легко. А
ведь у меня их трбе. Двоих вот учить на-
до, книжки. им надо доставать!

— Внижки? — переспросил Вотов.—
Енижки? Вот задача! Да у нас же вели-
колештая библиотека! Огромный выбор
произведений...

— He 0 тех книжках речь, — сказала
Марья Петровна. — Ты, Николай Михай-
лович, человек бездетный, тебе не но-
НЯТЬ...

и

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Мельпомена
в тапочках

Театр драмы в Великих Луках открывали
с помпой. Празднество изобиловало речами
й световыми эффектами. Представители раз-
личных организаций клялись в любви
к искусству. Правда, торжество было не-
сколько испорчено одним мелким недоразу-
мением: на первом же спектакле занавес ни-
как не хотел открыться — ролик заело.

Потом ролик много раз заедало перед на-
чалом последующих спектаклей. Но никто
не обращал внимания на такие пустяки.
Зритель делал, так сказать, скидку на мо-
подость театра и плохое качество роликов.

Позднее оказалось, что одной этой жерт-
вы, приносимой зрителем на алтарь Мельпо-
мены—богини сценического искусства, мало.
В помещении театра всю зиму стояла
устойчивая арктическая температура, в
фойе было темно, и люди ориентировались
с помошью карманных фонарей. Скамейки
представляли собой продукцию столь гру-
бую, что, если бы не желание посмотреть
хорошую пьесу, зрители ни за что не со-
гласились бы сидеть на них.

Постепенно и настойчиво отваживали sph
теля от театра. Правда, дирекция делала от-
чаянные понытки спасти положение. Рядом
с названием пьесы и фамилией постановши-
ка на афишах стали появляться умоляющие,
хоть и не слишком грамотные надписи:
«Билеты, взятые на спектакль, действи-
тельны на танцы. Играют два баяна и одна
радиола». Но лишь редкие энтузиасты рум-
бы и фокстрота решались на столь риско-
ванное предприятие, как пребывание в об-
леденевшем театральном зале. Е

Актеры не сдавались. Они репетировали и
играли, хотя каждый день им угрожала про-
студа. Они мирились со многими неудоб-
ствами...

Но однажды дирекция театра обратнлась
в областной торговый отдел с просьбой от-
пустить артистам необходимую для новых
постановок обувь. И тогда последовал от-
вет поистине классический: «А вы возьмите
тапочки. Легкая, удобная обувь. Тапочек
можем отпустить без ограничения». Чаша
терпения переполнилась. Извольте играть в
тапочках героев «Дворянского гнезда» или
«Дяди Вани»!

В муках организационных неувязок (в них
целиком виновны великолукские организа-
ции) прошел нервый и последний театраль-
ный сезон. Театр закрыли, а труппу дереве-
ли в одян из районов под предлогом того,
что в областном центре «нет подходящих
условий».

Нам думается, что товарищи из Велико-
лукского Совета — строгие, хмурые люди,
не любящие театр. Но это их личное дело.
Жители областного центра любят театр и
хотят посещать его. Они никак не могут
согласиться с тем, что Мельпомену здесь
обули в тапочки...

ee

Готовятся к встрече
студентов-фронтовиков

Л. ГУРОВ.

СВЕРДЛОВСК, 5 октября. (По телеф.
от соб. корр.). Высшие учебные заведения
Свердловска ожидают возвращения своих
студентов, демобилизуемых из Красной
Армии.

Несколько сот фронтовиков должно вер-
нуться в стены Уральского индустриаль-
ного института имени Кирова. На полгото-

вительном отделении будут созданы для.

демобилизованных студентов особые
группы. Библиотека готовит наборы учеб-
ников для индивидуального пользования.

В общежитиях демобилизованным будут
предоставлены комнаты © необходимой об-
становкой. Им будут выдаваться дополни-
тельные пайки за счет продуктов, получа-
емых от подсобного хозяйства.

Свердловский горный институт  подлер-
живает письменную связь со студентами
старших курсов, демобилизуемыми. 43
Красной Армии, Большинство из них заяв-
ляет о своем желании вернуться в инстигут
для продолжения учебы.

В Свердловском педагогическом  инети-
туте для демобилизованных — студечтов
создаются дополнительные группы на фа-
культетах — физико-математическом, языка
и литературы и иностранных языков. Заня-
Тия в этих группах начнутся во второй пс-
ловине октября.

гласный отклик. — Я, как участник ми-
ровой войны, скажу авторитетно: когда в
ту войну уходил мужчина в солдаты, его
хозяйство падало и опускалось очень низ-
ко. Что могла сделать солдатка?! Ей при-
ходилось за все сразу хвататься: она и
жнея, и кухарка, ой и корову доить, и се-
но запасать, и детей кормить, и рожь на
мельницу везти, и... эх!.. А ты, вон, вос-
пи-та-тель-ни-ца всех детей, и ничего
больше знать не желаешь, и думаешь ты
по нонешнему времени не о хлебе, зо
книж-ке! Эвон, какое расстояняе!

— 0лхоз! — подтвердила Марья Пе-
тровна. :

Николай Михайлович повел моня na

свою усадьбу, где стоял амбар, торже-.

ственно именуемый моим хозяином <0с6б-
няком», в котором мне предстояло жить,

Усадьба Котова находилась в самом
центре села, против обширной базарной
площади. Вокруг нее разместилось боль-
шинство сельских административных,
торговых и культурных учреждений: бе-
ое двухэтажное каменное здание сельсо-
вета и правления колхоза с аптекой вни-
зу, контора связи (почта и телефонная
станция), старая, построенная еще зем-
ством школа, магазин сельпо, еще один
двухэтажный кирпичный дом, низ кото-
рого занимала пекарня, а верх -— швей-
ная мастерская, трактир сельпо с примы-
вающими к нему товарными складами и
лавками заготовительных организаций,
сельский клуб, позади которого шумел ли-
пами старинный парк, прияадлежавитий

некогда князьям Барятинским. Барекие

дома и службы служили теперь кузьмин-
ским и окрестным колхозам, одни —— в ка-

— Это почему же? — обиделея воз-  Честве больницы и родильного дома, дру-
unk. — очень хорошо понимаю: если ГИе — ветеринарной лечебницы.
бы Нюра осталась с тремя детьми в преж- . — Наше село историческое, — сказал

ка; белесые овеы; капиановые  султаны «при лошадях», такое признание звучит
проса, выброшенные над широкими и высшей похвалой. :
острыми стеблями; мерные взмахи граб-  Дорога бежала среди колхозных полей
лей жатки, движущейся гле-то на самом! так же извилисто и непринужденно, как
краю этого солнечного раздолья; березо- и наш разговор. Она то обрывалась впе-
вую рощу, под сень которой увлекает реди, исчезая в кустарчиках или скаты-
нас наша дорога. ваясь в овражжи, то взлетала на пригор-

— Грибов и атод нынче — страшная ки, и тогда на горязонте, во всю его
сила! — говорит Котов и вновь веецело птирь, обозначалась неровная сплошная
погружается в созерцание любезных его  линия садов. Вдоль бугристого правого

сердцу замечательных кузьминских мест, берега, Onn, следуя изгибам ее вольного

Г опрятных брезенчатых изб с неизменны- Говор лодошедигая к веранде воспитатель-

запущенности и заброшенности, которые   9Н8- В Через нее рев И обре-
отличали старую единоличную деревню а ИВ на привела в нам ресенка и — по-
в горячую пору уборки урожая, в «стра- На.

ду», как говорили тогда. Какая-то жизне-  —^ И дети сюда ee привыкли. Бели
утверждающая домовитость исходила от  Мать не ведет, —в слезы!-—вступила в раз-

ми бальзаминами, кактусами и геранью на   ница Нюра. Выло ей на вид лет тридцать.
подоконниках, с антеннами радиоприем-  Белый халат и такая же косынка, обра-

Котов, с видимым удовольствием огляды-
вая это средоточие веей общественной,
артельной делтельности своих односель-
чан.—0 нас поэт Некрасов писал: Кузь-
минское — торговое село. Только с то-
го времени история, уважаемый товарищ,
да-ле-5о-0 шагнула вперед!..

П. БЕЛЯВСКИИ.

нее время, то она не о книжках бы сокру-
шалась, а думала бы о том, как бы не пу-
стить ребят пб-миру.

— 910 верно, — согласилась
Маня.
На лице Нюры вновь появилась улыбка.

Тогда был один мир, нынче — дру-

тетя

rou!

пиков над исправными соломенными кры- млявшая ее простое, мягко очерченное
шами «под гребенку», с цветами в пали-) лицо с гладко, на прямой пробор приче-

А что я говорю?! — обрадовался
Вотов тому, что его слова нашли такой со-

(Продолжение следует).