th

Зарубежная печать о работе сессии

Совета министров
США

НЬЮ-ЙОРК, 3 октября. (ТАСС). Бывший
заместитель государственного  секрётаря
Уэллес в статье, помещенной в газете
«Нью-Йорк геральд .трибюн», высказыва-
ет предположение, что провал лондонских
переговоров частично об’яюняется отсутет-
вием искусных и опытных ` дипломатов.
Уэллес заявляет, что США приступили к
переговорам, не ознакомившись со взгляда-
ми других правительств в отношении разре-
шения мирных проблем. В результате вся
первая сессия Совета министров иностран-
ных „дел состояла из дебатов по вопросу
процедуры. Советский Союз — единствен-
ная страна, которая полностью подготови-
лась к переговорам и приступила к ним,
вооруживигись последовательной  полити-
кой. Поэтому Советский Союз смог извлечь
пользу из неподготовленности других союз-
НИКОВ.

Газета «Дейли уоркер» заявляет в ре-
дакционной статье, что кризис в Лондоне
не явяяется результатом проблемы проце-
дуры или других подобных проблем, а ос-

нован на невыполнении США и Англией
торжественных обязательств уничтожить
германский и японский фашизм.
Азллия
ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). «Ивнинг

стандард» в редакционной статье пишет,
что прекращение конференции «является
разочарованием, но не катастрофой... Еслв
только разногласия были выяснены, а про-
блемы установлены, то это значит, что один
неизбежный этап в поисках единства уже
пройден».

Упоминая, что единство союзников под-
‘лерживалось, несмотря ни на что, во время
войны, газета пишет: «Никто, кроме сле-
пых оптимистов, не мог рассчитывать на TO,
что это елинодуние будет продолжаться
после достижения основной цели, на кото-
рую оно опиралось. Каждая нация должна
выражать свои собственные стремления и
взгляды в соответствии со своими тради-
циями и интересами. Именно на основе их
примирения должен быть построен мир.
Это — нелегкая, однако не невозможная за-
дача... Подлинная опасность заключается в
слухах, распространяемых элементами, кото-
рые заинтересованы в том, чтобы возлагать
всю вину за нынешний срыв переговоров на
Россию».

Позлние издания лондонских вечерних
газет опубликовали рядом на первых поло-
сах сообщения о пресс-конференциях У
Бирнса и В. М. Молотова под заголовками:
<«Бирнс и Молотов об’ясняют тупик. «Боль-
шая тройка» попыталась выяснить деле с
помощью обмена письмами». «Молотов: мы
стоим на потсдамских решениях. Советский
делегат: я уверен в булущем».

Газеты поместили также крупные фото-
графии Бирнса и В. М. Молотова, снятые
утром 3 октября. Газеты «Стар» и «Ивнинг
Ньюс» изложили заявления Бирнса и В. М.
Молотова полностью, газета «Ивнинг стан-
дард» — более кратко.

Все газеты привели выдвинутое В. М.
Молотовым советское предложение, на-
правленное к разрешению тупика ‘на KOH-
ференции. В последних изданиях вечерних
газет опубликованы фотографии Молотова и
Бирнса на пресс-конференциях.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как ука-
зывает — дипломатический обозреватель
агентства Рейтер Манжо, трое из пяти ми-
нистров иностранных дел, присутствовав-
ших на лондонской сессии Совета, —
Бирнс, Молотов и Бидо, — публично изло-
жили представителям печати свои взгляды
на причины окончания первой сессии Сове-
та министров иностранных дел.

иностранных дел

Основное различие в заявлениях трех ми-
нистров иностранных дел по поводу рабо-
ты сессии по сушеству заключалось в не-
одинаковой оценке фактов, которые сейчас
пироко известны. Молотов ясно заявил,
что, соглаюно советской точке зрения, ра-
бота Совета’ представляет собой логическое
продолжение предыдущих встреч «Большой
тройки» и решений, принятых на этих встре-
чах. В частности, он считает, что документ,
‘принятый в конце Потедамской конферен-
ции, должен рассматриваться, как святая
святых.

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Несколь-
ко газет поместило комментарии по пово-
ду окончания первой сессии Совета минист-
ров иностранных дел на втором месте. Хо-
тя тенденщия возложить на СССР вину за
отсутствие результатов сессии сохраняется,
однако тон обзоров стал гораздо умерен-
нее и упор делается, главным образом, на
необходимость найти практическую форму
обеспечения единства союзных наций. Эта
точка зрения суммируется редакционной
статьей «Таймс», в которой говорится, что
«опубликованные в Англии комментарии по
поводу прекращения работы конференции
министров иностранных дел почти едино-
душно отказываются воспринять неудачу,
как поражение, и признают необходимость
продолжать переговоры другими средства-
ми, чтобы уладить обнаружившиеся труд-
ности...»

Газета «Йоркшир пост» в редакционной
статье, посвященной сессии Совета мини-
стров иностранных дел, пишет, что нет ос-
нований для тревоги и уныния в том, что
конференция закончилась, не достигнув со-
глашения. «Не было бы необходимости со-
зывать конференцию, если бы не суще-
ствовало разногласий, которые нужно было
бы примирить, и тот факт, что эти разно-
гласия не были ликвидированы в течение
ряда совещаний, которые сейчас закончи-
лись, не свидетельствует о том, что их не
удастся разрешить на будущей сессии. Сей-
час существует механизм, дающий возмож-
ность великим державам поддерживать кон-
такт друг с другом, и в будущем можно
будет подготовить созыв ‘конференции в
лучших условиях. Однако, если нет осно-
ваний для особого беспокойства в связи
с провалом конференции, было бы безу-
мием надеяться на то, что все существую-
щие разногласия растворятся и исчезнут с
течением времени. Существующие разно-
гласия усилятся, если только не будут
приняты положительные меры для их огра-
ничения».

Газета «Дейли уоркер» в редакционной
статье пишет, что за трудностями пронпе-
дурного характера, которые привели нер-
вую сессию Совета министров иностранных
дёл к такому концу, стоит история полити-
ческих разногласий относительно того, ка-
кая политика должна проводиться с целью
консолидации демократии в Европе после
полной военной победы над фашизмом.
В вопросе процедуры Молотов, пови-
димому, стоит на твердой почве. В бер-
линском: коммюнике точно говорится, как
должны решаться такие вопросы. По-
чему же тогда английские и американ-
ские представители отказались согласить-
ся на пересмотр протоколов Ha оэсно-
вании предложений советского министра
иностранных. дел? Весьма важным фак-
том является то, что советское правитель-
ство никоим образом не намерено умиротво-
рять тех, кто колеблется в уничтожении
остатков фашизма в Европе. Новые демо-
кратические силы в Восточной Европе, лик-
видировавшие фашистов и квислингов, про-
вели важные реформы и будут соответст-
вующим образом поощряться, а тем поли-
тикам Запада, которые лелеют идею запах-
ного блока, придется вспомнить, что 1945
год не 1938. y :

Предстоящее заявление

в английском парламенте

о работе Совета министров иностранных дел

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Полити-
ческий обозреватель «Дейли телеграф ‘энд
морнинг пост» указывает, что заявление по
поводу работы сессии Совета министров
иностранных дел будет сделано в палате
обтщин в скором времени после того, когда

парламент соберется 9 октября. По мнению
обозревателя, с этим заявлением, вероятно,
выступит Эттли.

Обозреватель полагает, что. правитель-
ственное заявление будет сделано также в
скором времени в палате лордов.

Отклики в нругах нонгресса США на окончание сессии
Совета министров иностранных дел

НЬЮ-ЙОРК, 4 октября. (ТАСС). Как
передает корреспондент агентства Юнай-
тед пресс из Вашингтона, в кругах KOH-
гресса пессимистически расценивают ре-
зультаты заседаний Совета министров

иностранных дел в Лондоне, однако как
демократы, так и республиканцы считают
необходимым предпринять новые усилия
для создания фундамента мира.

Послание президента
Трумэна конгрессу

ВАШИНГТОН, 5 октября, (ТАСС). Пре-
зидент Трумэн заявил на пресс-конферен-
ции, что он обратился с посланием к кон-
грессу, рекомендуя создать комиссию по
атомной энергии для контроля над ее раз-
витием.

Приказ Трумэна о ликвидации управления
по делам военного производства

ВАШИНГТОН, 5 октября. (ТАСС). Тру-
мэн издал приказ о ликвидации с 3 ноября
управления по делам военного производства
и создании управления гражданского про-
изводства. Деятельность нового управления
будет, прежде всего, направлена к тому,
чтобы облегчить переход от военного произ-
водства к производству мирного времени.
Бывший помощник руководителя  управле-
ния по делам военного производства Смолл
назначен руководителем нового управления.
Руководитель управления по делам воен-
ного производства Круг вышел в отставку:

Трумэн предложил также новому управ-

лению содействовать расширению  произ-
водства дефицитных материалов и ограни-
чивать производство таких товаров, для
выпуска которых нехватает материала и
оборудования. Кроме того, управлению
предложено контролировать накопление то-
варов, чтобы предотврашать создание запа-
сов в спекулятивных целях и неравномер-
ное распределение,

Заявление Белого Дома
представителям печати

ВАШИНГТОН, 5 октября. (ТАСС). Как
сообщил Белый Дом представителям пе-
чати, Трумэн предложил конгрессу сокра-
тить ассигнования на текущий бюджетный
год примерно на 40 млрд. долларов, в том
числе на 29,7 млрд. на армию, на 8,3 млрд.
на военно-морской флот и на 2,8 млрд. на
различные военные организации. В заявле-
нии указано, что Трумэн будет продол-
жать изучение текуших ассигнований и в
январе передаст конгрессу свои peKomeH-
дации для дальнейшего рассмотрения.

Прибытие: Бирнеа в Вашингтон
ВАШИНГТОН, 5 октября. (ТАСС). Госу-

дарственный секретарь Бирнсе прибыл из
Лондона в Вашингтон.

От’езд Ван Ши-цзе из Лондона

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как сооб-

шает агентство Рейтер, 3 октября китайский  .

министр иностранных дел д-р Ван Ши-цзе
выехал из Лондона в Китай.

Решение английского
правительства
о демобилизации

щает агентство Рейтер, английский министр
труда и национальной позанности Айзекс
сообщил о решении правительства демоби-
лизовать из вооруженных сил к   июня
1946 г. не менее 3 млн. человек. По словам
Айзекса, выполнение этого решения будет
зависеть главным образом от транспортных
возможностей. Е

Решение болгарского совета министров
о болгарском гражданстве i

СОФИЯ, 5 октября. (ТАСС). Совет мини-
стров одобрил закон о сохранении болгар-
ского подданства лицами, покинувшими
страну в результате преследования властей.
В законе говорится, что лица, покинувшие
страну после 9 июня 1923 года вследствие
гонений со стороны созданного тогда поли-
тического режима, принявшие иностранное
подданство и поступившие на военную или
другую государственную службу в ино-
странном государстве, а также те лица, ко-
торые по тем же причинам не явились для
прохождения военной службы, не потеряли
болгарского подданства, вопреки положени-
ям закона о болгарском подданстве.

‚ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

——_ aaaaaw<—eau_s

al

Выступление т

СУББОТА

ов. Кузнецова

на пресс-конференции

ПАРИЖ, Б октября. (ТАСС). 2 октября

глава советской делегаций на Всемирной
профсоюзной конференции тов. Кузнецов
выступил на. прессконференции. Тов. Куз-
нецов после короткой вступительной речи,
произнесенноюй на английском языке, в Ко-
торой он подчеркнул волю и готовность <о-
ветских профсоюзов укреплять междуна-
родное профсоюзное единство, ответил на
вопросы, заданные ему французскими и
иностранными корреспондентами.
- На вопрос относительню формы работы
будущей профсоюзной организации тов. Куз-
нецов заявил, что ее устав не предусмат-
ривает каких-либо особых форм работы, но
ясно, что профсоюзы используют все имею-
виеся средства, которыми они распола-
гают, — радио, печать и т. д.

Затем был задан вопрос: ‘ «Будет ли за-
ниматься новая Всемирная профсоюзная фе-
дерация политическими вопросами?» Тов.
Кузнецов ответил: Профсоюзная организа-
ция является в Конечном счете профсоюз-
ной организацией, и поэтому она. не зани-
мается политикой. Но иногда очень трудно
разграничить политические и экономиче-’
ские проблемы, и профсоюзы должны ре-
шить, будут ли они заниматься тем или иным
вопросом или нет. Например, вопрос о фа-
‘шистском режиме в Испании, Аргентине и
т. д. является политическим вопросом, но
эта проблема связана с вопросами сохране-
ния всеобщего мира и подавления агрессив-
ных сил. Это означает, что рабочий класс
должен заниматься этой проблемой и не
может пройти мимо нее.

Затем был поставлен вопрос о позиции
советской делегации в отношении расши-
рения состава исполнительного комитета.

промышленности на производство мирного
времени для изготовления большего коли-
чества товаров для населения. В связи ©
этим процессом советские профсоюзы долж-
ны разрешить некоторые связанные с этим
проблемы: нужно следить, чтобы каждому
рабочему была предоставлена новая работа
в соответствии с его квалификацией, чтобы
люди, вернувшиеся из армии, где они, воз-
можно, приобрели новую, высшую квалифи-
кацию, получили соответствующую работу,
и т. д. Профсоюзы должны сделать все
возможное для того, чтобы ускорить этот
процесс реконверсии и разрешить все не-
обходимые вопросы с администрацией пред-
приятий.

Тов. Кузнецову был задан вопрос: Будут
ли советские профсоюзы требовать отдель-
ных делегаций для украинских и белорус-
ских профсоюзов? «Мы не обсуждали этот
вопрос в настоящее время, — ответил тов.
Кузнецов, — мы его отложили».

Отвечая на другой войрос, тов. Кузнецов
заявил, что советская делегация поддер-
живает предложение о том, чтобы Париж
явился местом пребывания новой Всемир-
ной профсоюзной федерации. *«Это очень
хорошее место для Всемирной федера-
ции», — добавил он.

На вопрос о его точке зрения в отноше-
нии участия профсоюзов в Союзной кон-
трольной комиссии в Германии советский
делегат указал; что советские профсоюзы
придерживаются общего принципа © том,
что профсоюзы должны участвовать во всех
организациях Об’единенных наций и что
они заинтересованы во всех вопросах, ка-
сающихся проблем мира. Тов. Кузнецов

Тов. Кузнецов в своем ответе заявил: Со.
ветская делегация согласна расширить ис-
полнительный комитет с тем, чтобы допу-
стить к участию в нем малые страны.

Следующий вопрос касался советской по-
зиции в отношении профсоюзных секрета-
риатов. Тов. Кузнецов ответил: Профсоюз-
ные секретариаты должны вступить в
международную профсоюзную федерацию,
но это должно быть сделано добровольно.
Им нужно предоставить время для того,
чтобы подумать, и их не надо принуждать.
Тов. Кузнецов добавил, что он не думает,
что работа задержится из-за профсоюзных
секретариатов. Этот вопрос не такой уже
простой, и В. В. Кузнецов снова повторил,
что им должно быть предоставлено время
подумать и что их не следует принуждать.

Затем тов. Кузнецов ответил на вопросы,
касающиеся советских профсоюзов и их
роли в начале послевоенного периода.

Хотя советская экономическая система,
сказал он, отличается от системы других
стран, тем не менее советским профсоюзам
предстоит сделать многое. В. настоящее
время осуществляется перевод военной

Вручение румынских орденов советским генералам

БУХАРЕСТ, 5 октября. (ТАСС). 3 ок-
тября премьер-министр Румынии д-р Гроза
вручил в торжественной обстановке ру-
мынские ордена советским генералам, Ге-
роям Советского Союза Жмаченко и Го-
рюнову. На церемонии вручения присутст-
вовали вице-премьер и министр иностран-
ных дел Татареску, министры Теохари’
Жоржеску, Константинеску-Яш, Радача-
ну, Бежан, военный министр Василиу Раш-
кану, начальник генерального штаба Иона-

добавил, что он еще не имел возможности
говорить по этому вопросу со своими това-
рищами по делегации. Что касается Между-
народного бюро труда и ответа Советского
правительства на предложение вступить в
Международное бюро труда, тов. Кузнецов
заявил, что он не знает ответа правитель-
ства, поскольку делегация выехала из Мо-
сквы непосредственно после получения
приглашения Международного бюро труда.
Но, добавил он, поскольку позиция совет-
ских профсоюзов по отношению к Между-
народному бюро труда, уточненная в ап-
реле 1944 года, не изменилась с тех пор,
«мы не будем участвовать в Международ-
ном бюро труда».

Сайян избран генеральным секретарем
Всемирной профсоюзной федерации

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Агентст-
во Рейтер передает сообщение парижского
радио о том, что секретарь французской
Всеобщей конфедерации труда Луи Сайян
сегодня был ‘единогласно избран генераль-
ным секретарем вновь образованной Всемир-
ной профсоюзной федерации.

шку, генералы Ставреску, Ласкар, Камбря
и др. С советской стороны присутствовал
заместитель председателя Союзной Конт-
рольной Комиссии генерал-полковник И. 3.
Сусайков, посол СССР в Румынии С. И.
Кавтарадзе, генерал-лейтенант Виноградов,

руководство
железнодорожным транспортом будет пере-

‚ 6 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 236 (8846)

Отставка японского
кабинета

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как co-
общает токийский корреспондент агентства
Рейтер, сегодня премьер-министр принц
Хигасикуни ушел в отставку вместе го
своим кабинетом.

Личный секретарь премьер - министра за-
явил, что кабинет принял решение O68 отстав-
ке в результате директивы генерала Мак-
артура оби устранении Ивао Ямадзаки ©
поста министра внутренних дел.

Приказ Макартура об освобождении
политических завлюченных в Японии

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как с0об-
шает токийский корреспондент агентства
Рейтер, 4 октября генерал Макартур отдал
приказ об освобождении всех политичес-
ких заключенных в Японии, об отмене всех
законов, ограничивающих гражданские сво-
боды, и о роспуске «полиции по контролю
над мыслью». :

Верховный командующий дал также ука-
зание о смещении японского министра
внутренних дел.

Арест Абэ и Того

ТОКИО, 5 октября. (ТАСС). Бывший
генерал-губернатор Кореи генерал Абэ и
бывший министр иностранных дел Того
явились в соответствии с приказом союзных
властей в распоряжение военной полиции
8-й американской армии как военные пре-
ступники.

Разрешение передвижения
по Австрии

Союзничес-
следующее

ВЕНА, 5 октября. (ТАСС).
кий совет по Австрии сделал
сообщение:

Чтобы как можно скорее создать нор-
мальные условия в Австрии и этим содей-
ствовать ее восстановлению как <вободно-
го и демократического государства, союзни-
ческий совет согласился на то, чтобы воз-
можно быстрее были облегчены поездки
определенных каяегорий австрийских граж-
дан с пред’явлением постоянных удостове-
рений. Эти категории таковы:  государст-
венные служащие, включая почтовых ра-
ботников и железнодорожников, лица, за-
нятые в промышленности, торговле или
других отраслях хозяйства, профессия ко-
торых делает поездки необходимыми; сель-
скохозяйственные рабочие и другие рабо-
чие в районах вдоль границ зон, которые
необходимо переходить для`выполнения их

обычной работы.

Эти облегчения вступают в силу предпо-

ложительно с 15 октября.

Далее совет постановляет, что воссТа-

навливается также движение через границы
зон. по железной дороге, на автомашинах и
лошадях. Установлено временное централь-
ное
и! Дорогами до тех пор,
правительство не будет признано четырьмя

австрийское управление

пока

железными
австрийское

оккупационными державами.
и управление

Тогда все
австрийским

вице-адмирал Богденко и другие. Вручая  Дано австриискому правительству.

ордена, премьер-министр Гроза поздравил
советских генералов и. отметил крепнущую
дружбу между румынской и советской ар-
миями, Награжденных поздравил также во-
енный министр Василиу Рашкану.

Суд над

ПАРИЖ, 5 октября. (ТАСС). Вчера вер-
ховный суд заслушал обвинительный акт по
делу Лаваля.

В обвинительном акте указывается, что
Лаваль сыграл решающую роль в дни, пред-
шествовавшие государственному перевороту
10 июля 1940 года, когда Метэн захватил
власть. В обвинительном акте подчеркивает-
ся, что Лаваль в качестве вице-председате-
ля совета министров являлся одним из ос-
новных лиц, участвовавших в этом пере-
вороте.

Далее в обвинительном, акте говорится о
соглашениях с немцами, заключенных В
Монтуаре в результате интриг Лаваля. Эти
соглашения предоставили в распоряжение
врага все ресурсы страны. В результате по-
литики «сотрудничества» с Гитлером, про-
водившейся Лавалем, во Франции были ар®-
стованы десятки тысяч патриотов. Сотни

Мексика ратифицировала
устав 0б’единенных наций

НЬЮ-ЙОРК, 5 ожтября. (ТАСС). Как пе-

редает корреспондент агентства Ассошиэй-

Лавалем

тед пресс из Мексико, мексиканское прави-

тельство ратифицировало устав Об’единен-
тысяч французов были высланы на прину- ных наций.

дительные работы в Германию.

В обвинительном акте, далее, подчеркива-
ются участие Лаваля в высадке вооружезн-
ных сил держав оси в Бизерте, его роль в
открытом союзе с державами оси для борь-
бы против союзников.

В заключительной части обвинительного
акта указывается, что Лаваль обвиняется в
совершении преступлений против внутрен-
ней государственной безопасности и в сго-
воре с врагом.

В виду вызывающего поведения Лаваля
на суде, делавшего беспрестанные оскорби-
тельные выкрики по адресу председателя
суда и обвинителя, суд после безрезультат-
ных предупреждений подсудимого вынуж-
ден был вынести решение об удалении Ла-
валя из зала суда. Заседание суда 5 октя-
бря будет происходить в отсутствие подсу-
димого.

В Бол

1. Болышое сердце

Между Румынией и Болгарией — Дунай,
он разделяет не только два государства, но
два мира. Румыния это богатая земля и бед-
ные землепашцы; это красота и мишура Бу-
хареста, который жители его © упорной на-
ивностью называют маленьким Парижем. Это
«роскошь» бояр и жалкие лачуги. В Ру-
мынии семь тысяч врачей, из них четыре
тысячи проживают в Бухаресте, так что ог-
ромные сельские районы лишены медицин-
ской помощи.

Переплыв на пароме Дунай, я сразу очу-
тился в ином мире. Только-только на низ-
ком румынском берегу осталбя городок
Джуржиу с франтами в светлобежевых ко-
стюмах, с лихачами, на которых катаются
изысканнейшие спекулянты. И вот исчезли
модницы, погасли брошки из поддельного
золота. Все стало суровее, задушевнее;: и
природа, и люди. Жизнь проще, а, может
быть, сложнее.

Бедный крестьянский дом в горах. Сушит-
ся красный перец, кричит ослик. Что за за-
гадка? Земляной пол и радиоприемник, швей-
ная машина и босая хозяйка в протертом
домотканном платье.

Пробыв некоторое время в Болгарии, на-

ходишь ключ. Это — бедная страна, бед-
ная, но не темная. Быт здесь демократи-
чен — скромность, упорство, трудолюбие.

Это, прежде всего, крестьянская страна C
бедной почвой, с крохотными наделами, с
малоимущими работящими  землепашцами.
Я упомянул о радиоприемнике в хате. До-
бавлю, что в Болгарии свыше ста шестиде-
сяти тысяч радиоприемников, из них шесть-
десят пять тысяч в селах. Добавлю и дру-
гое: в Болгарии тридцать одна тысяча учи-
телей и шестнадцать тысяч сельских, три
тысячи двести читален, — из них две ты-
сячи восемьсот в деревнях. После сверже-
ния фашистской диктатуры еще острее
стала жажда знания. До 9 сентября была
сто шестьдесят две гимназии, теперь две-
сти тридцать, а число студентов увеличя-
лось с десяти тысяч до двадцати четырех.
Обший тираж ежедневных газет, которые
выходят в Софии, достигает семисот пяти-
десяти тысяч экземпляров,—это при народо-
населении в шесть миллионов душ.

тарии

Я сознательно прибег к сухому языку
цифр, он лучше прекрасных слов опровер-
гает утверждение некоторых поверхностных
иностранных наблюдателей, которые гово-
ряг о Болгарии, как о темной и невежест-
венной стране. Да не потому ли, что болгар-
ский народ действительно любит свет, что.
много десятилетий он боролся за торжест-
во света, что теперь он не хочет покориться
тьме, иные лицемеры говорят об его отста-
лости?

Поражает после Румынии другая душев-
ная настроенность. Румынская обществен-
ность только-только просыпается после
летаргического сна. Бухарест пышен, но
бледен, как больной после кризиса. Оказав-
шись на болгарском берегу в Русе, я по-
чувствовал  приподнятость, напряжение,
порыв толпы, — это страна, которая с по-
мошью Красной Армии освободилась от
ига, ринулась вперед к братству, к свету,
к справедливости.

Можно, конечно, говоря о жизни этой
страны, ограничиться картинами народных
демонстраций, описаниями танцев и песен, —
все указанное имеется: и неподдельный
восторг молодости ео страстностью юга, и
любовь к России, взращенная с детских
лет, теперь возмужавшая, ибо по-иному
притягательна советская Москва, и, кочеч-
но же, здесь множество чудесных песен и
плясок. Для писателя немалое искушение:—
остановиться на`этом избытке народных
чувств, подобном весеннему разливу рек,
но все же я хочу рассказать © другом — о
мужестве‘ народа, получившего, нако-
нец-то, возможность лепить свою судьбу в
величайших трудностях. Страна, и без того
бедная, разорена фашизмом, ограблена нем-
цами. Я хочу рассказать о каждодневной
нужде, об испытаниях, © кознях врагов
болгарской свободы, об огромном духовном
напряжении, которое чувствуешь здесь на
каждом шагу: `и в министерствах Софии, и
в глухих селах.

Есть в Болгарии изумительные города,
сохранившие дыхание истории, а София —
обыкновенный европейский город, не очень
большой и не маленький, ‘выросший в те-
чение нескольких десятилетий и лишенный
своего архитектурного лица, с хорошими,
удобными домами. с тенистыми скверами.

Только горы, которые видны даже из
центра города, придают ему некоторое
своеобразие. Под вечер на главной улице
гуляют молодые. Гуляют по мостовой, так
что машине трудно проехать, а люди по-
старше сидят в кафе за стаканом вина’ или
чашкой желудевого кофе и страстно об-
суждают все вопросы от лондонских
совещаний до интриг пресловутого Нико-
лы Петкова. Нищеты нет, но есть большая
нужда, — город сильно пострадал от воз-
душных бомбардировок, особенно централь-
ные кварталы. Разрушено или сильно пов-
реждено семь тысяч жилых домов — одна
шестая общего количества. Привычная для
Европы картина — разбирают развалины,
увозят щебень, в витринах лавок — скром-
ненькие товары; много дребедени, которой
немцы расплачивались за табак, за шерсть,
за вино, жестяные игрушки, сервизы для
коктейлей, фаянсовые статуэтки, непишу-
щие и самопишущие ручки.

Казалось бы, нет в таком городе обая-
ния, но обаяние велико. Оно исходит от
людей. Вот идут но площади крестьянки в
красно-черных строгих платьях. Они прие-
хали из села с зеленью, с виноградом, что-
бы отблагодарить софийских рабочих, ко-
торые помогли им починить плуги. Вот де-
вушки поют боевую песню героических
дней сопротивления. Вот конференция бол-
гарских писателей. Поэты говорят о пар-
тизанах, а партизаны—0о поэзии. Вот с’езд
учителей. Им особенно туго — маленькое
жалованье, дорогая жизнь, но, забывая о
своих нуждах, они клянутся не выпустить
из рук книгу, глобус, циркуль. Вот юноша,
его пытали фашисты. Он не выдал друзей.
У него нет одного глаза, но другой, сохра-
нившийся, светится счастьем. Вот старик,
который с пылкостью первых дней минув-
шей осени повторяет: «Болгария, рус-
ские — свобода», и скромная София в се-
рый осенний день кажется красавицей. Ко-
го не украсят такие чувства?

Как же случилось, что для некоторых
это горение народа — неприятность, по-
меха, и почему столько недоброжелателей
у маленькой Болгарии, своей кровью дока-
завшей преданность миру и свободе? Лице-
мерные газетчики различных стран, кото-
рые иногда упрекают румын за то, что ру-
мыны недостаточно. сурово покарали своих
фашистов, осуждают болгар за другое —
как смели болгары поднять руку на гит-
леровских прислужников.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
Советского строительетва—К 3-98-11; Пропаганды—К 5-23-20; Литературы и искусства—К 0-57-27;

Б 16825.

Москва, 6, Пушкинская площадь,

5. Телефопы отделов редакции: Для справок—К 3-25-17; Военного—К 5-68-59 и К 3-39-70; Информа ннонного—К 4-72-83
Иностфанного-—К 3-91-08; Писем—К =

9 сентября 1944 года было делом рук
народа, оно было продиктовано прошлыми
годами, десятилетиями. Я расскажу потом
о замечательной борьбе, которую вел бол-
гарский народ. Сейчас я хочу напомнить о
том, что одной из первых Болгария узнала
черную тень фашизма. Двадцать один год
народ боролся против насильников. Он при
этом потерял восемьдесят пять тысяч уби-
тыми, расстрелянными, замученными. За
то же. время в Болгарии было арестовано
полтора миллиона человек. Кто же посмеет
сказать, что болгарский народ был заодно
с фашистами? Около тридцати тысяч пар-
тизан вело жестокую борьбу с оккупанта-
ми. Начиная с 1941 года, фашисты убили
тридцать тысяч болгарских патриотов, оу-
били тела замученных, пытали подростков,
на кол сажали головы отважных девушек, —
и вдруг оказывается, что «Болгария была
всегда страной,   преданной Гитлеру», —так
пишет журналист, для которого аргентин-
ские фашисты—это союзники, а Франко —
герой.

Вытащены из архивов все наветы. Болга-
ры,—вопят одни,—это свирепые башибузу-
ки, «балканские пруссаки»; греческие фа-
шисты, не смущаясь, кричат, что в Болга-
рии нет свободы и что поэтому греки долж-
ны отхватить кусок Южной Болгарии, а по-
кровители греческих фашистов вздыхают
над судьбой тех болгарских фашистов, ко-
торые истязали крестьян во “Фракии и бы-
ли казнены по приговору болгарского на-
родного суда. Что за неразбериха! — вос-
кликнет читатель. Однако эта неразбериха
весьма разборчива. В ней есть свой почерк,
свой стиль, свой смысл.

Почему так часто за границей осуждают
этот маленький народ, который показал
большое сердце? Может быть, именно за
большое сердце, за совесть, за желание
очистить свою землю от фашистской сквер-
ны и создать честное, свободное государ-
ство.

Расправа в Болгарии не имеет ничего об-
щего с правосудием,—пишет один англий-
ский журналист. Ведь от Лондона очень
далеко до Софии, англичане не знают, что

народный суд в городе Ботевграде осудил

фашистов, Лазарова, Цаничева и других за
то, что они истязали и убили Tomcoua,

майора английской армии. Пусть рассудят
это дело английские матери и жены, кто

любит справедливость.

$-175-М; Мудожественного—К 5-36-53.

Излательство—К 1-42-86,

Болгары экспансивны, впечатлительны,
но в то же время они и настойчивы, они
видят взрывы, совершаемые фашистскими
диверсантами, они читают газеты оппози-
ции, где Гиргинов, в свое время заполнив-
ший тюрьмы Болгарии инакомыслящими,
требует (кстати, внолне свободно) свободы
для себя и именует героев сопротивления

Поездка де Голля в Германию

ПАРИЖ, 5 октября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Франс пресс, генерал
де Голль выехал в Германию в инспекци-
онную поездку по французской оккупаци-
OHHOH 30He,

Н пребыванию в Ленинграде делегации
общества «Финляндия — СССР»

ЛЕНИНГРАД, 5 октября. (ТАСС). На-
ходящаяся здесь делегация общества «Фин-
ляндия — СССР» посетила выставку «Герон-
ческая оборона Ленинграда».

Сегодня днем делегация побывала на Ки-
ровском заводе. Встретив гостей, директор
завода тов. Кизима рассказал им, как тру-
дились кировцы в дни войны, как возрож-
дается завод. Делегаты побывали в прокат-
ном и других цехах, где знакомились с про-
изводством.

Вечером делегация смотрела спектакль в
Театре юных зрителей.

ES тети тоя Ее траву того епииЕититиечеЕтЕеИВ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

«шайкой» и мечтает о помощи, которую
будто `бы окажут болгарской реакции ре- Издатель: ПРЕЗИДИУМ
акционеры других стран, — и в душе бол- ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

гар обида, горечь. Они ведь любят свобо-

ду и любят Болгарию. Оскорблен их па-
триотизм.

Один год — неболыной срок в жизни
народа, но нужно было создать новый го-
сударственный аппарат, очистить армию,
суд, муниципальные органы от гитлеров-
ских кумовьев, и народ это сделал.

SS SS живет

БОЛЬШОЙ ТЕАТР—6/Х
7.30 веч. й

ФИЛИАЛ БОЛЬПТОГО ТЕАТРА—6/Х «бевиль-
ский цирюльник». Нач. в 7.30 веч. 7/X утро
«Царская невеста». Нач, в 12 ч. дня.

МАЛЫЙ ТЕАТР—6/Х «Иван Грозный».

«Раймонда». Нач. в

Нач.

В Т.30 веч.

Еще нет обуви, но уже есть свобода; i:

еще мало гвоздей, полков, трудно и с а и, ТЕАТРА—6/Х «Бешеные
продовольствием — засуха пришла на под-   — = : a oe

могу диверсантам, еще мало еды, но есть a ee им. ГОРЬКОГО—6/Х «Три сестры».
порядок. Полтора года тому назад кресть-   Нач: в 7.30 Bes.

янин боялся показаться на улице своего  ФИЛИАЛ МХАТ—6/Х «Пиквикский клуб».
села,—карательные отряды фашистов оце-   НАЧ. В 7-30 веч.

пляли дома, деревни, районы, работали  ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — Спек.

могильщики, а теперь работают каменицики,
и народ верит в Отечественный фронт, он
готов отбить все атаки реакции, он пере-
живает трудное, но прекрасное время. Бол-
гары всегда славились честностью, а после
9 сентября преступность резко пала, ис-.
чезли воры. Может быть, и это тревожит
лицемеров? Как это нет воров в стране,
которая переживает такие лишения? Но
воров действительно нет, и честные бол-
гары недоумевают, почему столько неблаго-
желательного внимания уделяется их стре-
млению честно жить, свободно жить, от-
строить свой дом?

Когда-то Балканы называли пороховым
складом Европы: все здесь не клеилось, на-
роды ненавидели друг друга. Теперь бал-
канские народы пришли к согласию, и по-

роха на Балканах нет, и если есть порох,
то он привозной,

Болгария, которая так часто бывала
игрушкой в чужих руках, хочет одного —
своей свободы, своей судьбы. Она этого за-
служила, и я верю, что она отстоит простей-
шее право — право на дыхание.

Илья ЭРЕНБУРГ.

СОФИЯ, 5 октября.

37;

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Экономического—К 3-58-35 wu K 3-76-06:
К 4-15-06. Приём об’явлений в Москве—К 5-14-38, в Ленинграде—36-18,

такли, назначенные на 6 и 7/Х, отменяются.
Билеты возвращаются по месту их покупки.

ГОС. ТЕАТР им, Евг. ВАХТАНГОВА бул Горы
кого, пер. Садовеких, 10)—6/X «Соломенпая
шлянка», Нач. в 7.30 веч,

МОСК. 100. ТЕАТР им. ЛЕНИНОКОГО КОМ.

COMOJTA (ул. Чехова, 6)—6/Х Перемена: вместо
об’явлен, спект. «Нора» пойдет спект. «Семья
Ферелли теряет покой». ‹ Взятые билеты co

штампом «6 /Х»—действительны. Нач. в 7,30 веч.

МОСК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР —6/Х «Тевье.
молочник», Нач. B 7.30 Bex,

MOOK. ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР —6/Х «Чай:
ка». Нач. в Т.5 веч,

МОСК. ОРДЕНА ЛЕН

ИНА ГОСЦИРК
Заслуженный артист РОФОР
Юрий ДУРОВ
В паузах КАРАН д’АШ

a

Ежедневно представления.

Начало в 3 4. лня ив8т вечера.
2000000000000000000000960$00000000000000000000000000000007

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 6 октября 1945 г

«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» — Москва, Ко-
лизей, Ударник, Метрополь, ЦИКяО им, Горь-
«АЛБАНИЯ»,

кого.
«СЕСТРА
Метроноль,

«ПАРАД ПОБЕДЫ».
ЕГО ДВОРЕЦКОГО»

АКТА О КАПИТУЛЯЦИИ
ЯПОНИИ, — Метрополь, Ударник.

«ПОДПИСАНИЕ

— ——_ = —————

Сельского хозяйства—К 5-76-17;