pes

Сегодня И завтра „Электросилы“

Советская техническая мысль поднялась
в дни Великой Отечественной войны на ог-
ромную выеоту. Советские самолеты, тан-
ви, реактивные минометы, артиллерия, —
вся боевая техника Ираеной Армии по-
крыла себя славой. Техническая наша
победа над сильным врагом явилаеь ре-
зультатом умелой организации научно-
исследовалельской и проектно-конетрук-
торской работы на советеких заводах и
конструкторских бюро, результатом того
внимания и заботы, которые наше прави-
тельство, товарищ Сталин уделяли KOH-
структорам и конструкторским коллекти-
вам.

Опыт военного времени, наши техни-
ческие достижения должны быть пол-
ностью использованы и умножены особен-
но сейчас, когда начата разработка нового
пятилетнего плана, плана восстановления
и дальнейшего развития народного хо-
зяйства нашей страны.

Современная техника настолько услож-
ниласъ, что развитие и усовершенствова-
ние какой-либо ее области невозможно
без одновременного развития смежных с
нею областей.

Больше того, работа в области так на-
зываемой чистой науки требует столь мощ-
ного технического оснащения, что вызы-
вает необходимость развития соответет-
вующих областей техники. Нельзя созда-
вать новые конструкции, механизмы, де-
таль новые открытия только на основании
остроумных догадок, чистой смекалки, без
упорного труда, настойчивого эксперимен-
тирования, без новых, все более сложных
приборов и механизмов.

Электропромышленноеть и, в частности,
электромашиностроение должны занимать
в плане развития научно-исследователь-
ских работ 0с0бое место. Электротехника
— база, на которой возможно разви-
тие и создание новых изделий и KOHCT-
рукций всех областей техники. Исследова-
ния в области электротехники требуют
особенно сложных математических и теб-
ретических изысканий, применения глу-
бокого математического анализа и слож-
нейшей аппаратуры.

Завод «Электросила» сделал попытку
собрать творческие силы для решения
пройтем новой техники и привлек для по-
етоянной и практической работы ряд круп-
нейших ленинградеких специалистов элек-
тромалтиностроения. Важные  иселедова-
тельские работы завод поручил лаборато-
риям Ленинградского политехнического и
электротехнического и Московского энер-
тетичеекого институтов, & также другим
институтам и учреждениям.

Чрезвычайно важным вопросом являет-
ся правильно организованное техническое
соревнование и стимулирование научно-
исследовательских и проектно-конотрук-
торских работ.

В годы Великой Отечественной войны
конструкторы самолетов, танков, орудий
имели возможность непосредственно на по-
лях сражений проверять эффективность
своих машин. Гораздо сложнее обстоит де-
ло с продукцией электропромышленности,
машиностроения вообще в мирных усло-
виях. Здесь часто неудачная или даже
прямо бездарная конструкция может го-
дами выпускаться, хотя она кое-как удов-
летворяет требования заказчика, сущест-
вуя рядом с блестящими и талантливыми
конструкциями. И только появление ка-
кой-нибудь новой модели извне открывает
глаза и потребителю, и конетруктору на
отсталость и низкое качество экоплоати-
руемой машины. Нужна самостоятель-
ная творческая работа, организован-
ная таким образом, чтобы конструктор и
ученый весьма быетро получили оценку
своей работы. Здесь существенную роль
должна взять на себя инженерно-техниче-
ская общественноств.

Большую роль должна сыграть пгирокая
научно - техническая информация. Каж-
дый конструктор и ученый должен быть

подробно информирован о том, что делает-
ся в области ето работы и в смежных
областях.

На заводе «Электросила» мы организо-
вали обязательный просмотр всей мировой
литературы по интересующим нае вопро-
сам. Все, представляющее интерес, зано-
сится в специальную картотеку, наиболее
важный материал переводится с иностран-
ных языков на русский. деновные техни-
ческие работники завода в обязательном
порядке изучают иностранные языки. У
нас изучается и используетея опыт оте-
чеетвенной промышленности, запиеывает-
ся и учитывается опыт экоплоатации ма-
шин у заказчиков, приводятся в порядок
и систематизируются свои собственные
технические материалы. Завод издает тех-
нический сборник, информационные лиет-
ки. Эти издания оказываются весьма по-
лезными с точки зрения систематизации
материалов на заводе.

Завод «Электросила» перед войной был
крупнейптим в б0юзе по  производетву
крупных электрических машин. Около
75—80 процентов всех установленных
мощностей электростанций Советского
Союза обеспечено генераторами завода
«Электросила». В их числе уникальные
машины: выпущенный в 1937 году турбо-
генератор на 3.000 оборотов в минуту
мощностью 100.000 киловатт, пять гид-
рогенераторов для [Рыбинской станции,
электроприводы для блюмингов и крупных
станов.

В 1941 году производотво мелких
электрических машин было эвакуировано
на восток. В 1943 году при восстанов-
лении ‘завода было решено не восстанав-
ливаль завод в прежнем виде, а освободив-
шиеся площади использоваль для развер-
тывания нового производства электриче-
ской аппаратуры, превратить завод из чи-
сто машиностроительного завода в завод
комплектного электропривода. Теперь наи
завод не просто восстанавливается, а ре-
конструируется.

В течение предстоящего пятилетия за-
вод должен учетверить выпуск продук-
ции. И еделает он это не только путем
простого увеличения производственной
мощности, но также и в результате даль-
нейшего упрощения, усовершенствования
конструкций и технологии изделий. Про-
деланная нами в области реконструкция
работа позволяет уже теперь приступить
к производству таких машин и аппаратов,
какие никогда ранее заводом ие вынуека-
лись. Так, завод сейчас заканчивает про-
ектирование и уже приетупия к изготовле-
нию первого турбогенератора с водород-
ным охлаждением мощностью в 100.000
киловалт, при 3.000 оборотов в минуту.
Применение водородного охлаждения вме-
сто. воздушного дает экономию материа-
лов до 20 процентов и снижение потерь
в машине в два раза. Водородному охлаж-
дению принадлежит большое будущее.
Оно пока еще не нашло своего применения
ни на одном предприятии Европы, и наш
завол является пионером в этом деле.

Мы сейчас начали и другую очень
крупную работу — проектирование гид-
рогенераторов для  восстанавливаемой
Днепровской станции. Старые генераторы
имели мощноеть 77.500 киловольтамиер.
Новые генераторы будут иметь мощность
90.000 киловольтампер. При их проекти-
ровании учтен опыт гидрогенераторо-
строения последних лет и применены но-
вые конструкции. Благодаря этому будет
повышено качество и снижена трудоем-
кость изготовления маптин.

Перед нашим заводом стоит много боль-
ших и сложных технических задач. Вол-
лектив дважды  орденоносного завода
«Электросила» уверенно борется за освое-
ние высот новой техники во имя могу-
щества и процветания нашей родины.

Е. КОМАР,
главный конструктор завода
«Электросила» имени Кирова.

Новый профиль завода

Небольшой старый завод расположен,
как и многие уральские предприятия, на
берегу пруда. Внешний вид его далеко
неказистый. Но во время войны из его
ворот шла непрерывным потоком  про-
дукция для нужд фронта. Завод делал
мины, енаряды, прицельные приспособ-
ления для минометов, специальную ап-
паратуру для Военно-Морского Флота и
ЭПРОН и многое другое. Коллектив за-
вода освоил также и выпустил неболь-
шую серию токарных станков.

Теперь профиль предприятия и номен-
клалура его продукции изменились. За-
вод передан Комитету по делам геологии
при Совнаркоме СССР. Его задача — де-
лать специальное буровое оборудование
для разведки недр нашей родины, Во
втором полугодии завод должен выпус-
тить сто буровых станков и CTO Hacocos.
Он уже дал пятьдесят буровых станков
марки «ВА-2М-300>. Эта марка расши-
фровывается так: станок для крелиусного
бурения, вторая модернизация, глубина
бурения до 300 метров. По сравнению с
аналогичным довоенным станок улучшен,
он расечитан на более продолжительный
срок службы. Уже изготовлены два ‘опыт-
ных образца насоса, сейчас они прохо-
дят испытания.

Завод полностью перешел на новую
продукцию. И много общих проблем вета-
JO перед предприятием, многое волнует
его руководителей: :

Таким общим вопросом — не только
для этого, но и для многих других не-
больших машиностроительных предприя-
Тий — является инструментальная база
Завод соботвенными силами пытается
обеспечить себя инетрументами, оснаст-
кой, приспособлениями. Ho некоторые
вещи (например, резьбовые калибры) он
изготовить не в состоянии. Где их взять?
Все попытки заказать калибры на дру-
тих заводах, в том числе на Свердлов-
ском инотрументальном, окончилиеь не-
удачно. :

Недосталок инструмента вынуждает
сейчас завод становиться на путь, кото-
рый трудно оправдать и который никак
не может быть применим в условиях
массового выпуска продукции. Завод вы-
нужден допускать различные «упроще-
ния»,

Многие небольшие машиностроительные

предприятия переходят сейчас к произ-
BOACTBY довольно сложных мантин и меха-
низмов. Следовательно, одновременно ‚дол-
жен: решиться вонрос о надежном обеспе-
чении их инструментом путем увеличения
производства его на специальных и круп-
ных машиностроительных заводах.

На заводе много молодых рабочих —
операционников. Они успешно еправля-
лись с выполнением одной, двух, трех не-
сложных операций на обработке мин. Те-
перь они должны выполнять более ответ-
ственную работу. Их нужно учить, повы-
вить их квалификацию, еделать из них
«универсалов». Эту работу завод ведет
собетвенными силами в течение несколь-
ких последних месяцев. Каждый мастер за
дополнительное вознаграждение обучает
группу прикрепленных к нему молодых
рабочих.

Такая практика оправдывает себя. Быв-
шая сверловщица Бехова за два месяца ос-
воила профессию строгальщика и на из-
готовлении ряда деталей успешно выпол-
няет норму. Еще недавно молодал работ-
ница Фертикова выполняла одну неелож-
ную операцию-сворление отверстий. Сей-
час она успешно осваивает профессию
фрезеровщика. Ее подруга’ Белкина стала
токарем. Повышая свою квалификацию,
молодежь. © большим энтузиазмом совме-
щает работу с учебой.

Перед заводом открываются большие
перспективы. Он должен стать солидным
предприятием, создающим новые образцы
бурового оборудования. Но при веем этом
многие вопросы перестройки решаются
еще крайне медленно. И здесь заводу нуж-
ны большая помощь и поддержка со сто-
роны Комитета по делам геологии. 06’ем
программы 1946 года настоятельно трёбу-
ет расширения литейной и кузницы, с03-
дания новых площадей для организации
производетва двигателей.

Переход на выпуск, сложного оборудо-
вания требует от всего заводекого коллек-
тива большого напряжения вил, больчой
энергии, Эти усилия, естественно, долж-
ны быть подкреплены необходимой кон-
кретной помощью.

В. САФОНОВ,
соб. корр. «Известий»,

г. СВЕРДЛОВСК.

z зы

a8

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Осенняя пахота на полях колхоза имени
Сталина (село Грибовичи Львовекого сель-

ского района). Фото ©. Хорошко.

Саратовский газ
для холодильных установок

Недавно в магазине ОРС Наркомата неф-
тяной промышленности смонтирована аб-
сорбционная установка, работающая на газе
и предназначенная для охлаждения камер,
где хранятся продукты. На одном из мо-
сковских заводов выпущено несколько об-
разцов холодильных шкафчиков с абсорб-
ционными установками, нагреваемыми элек-
тричеством или газом. На другом заво-
де передана в производетво ледоделатель-
ная абсорбционная машина. Она будет вы-
рабатывать до ста пятидесяти килограммов
пищевого льда в сутки. Эта машина также
сможет работать на газе, ;

Предстоящее получение Москвой capa-
товского газа значительно расивиряет воз-
можность развития холодильного дела.

Прием аспирантов в университеты
и педагогические институты

Наркомат просвещения РСФСР органи-
зует приём аспирантов в уннверситеты и
педагогические институты: Для рассмотре-
HHA дел кандидатов в аспирантуру, пред-
ставляемых вузами, организована Цен-
тральная отборочная комиссия, в которую

вошли заместитель наркома просвещения
С. А. Новиков (председатель), ректор Мо-
сковского государственного университета
профессор И. С. Галкин, директор Москов-
ского педагогического института имени
Ленина П. В. Мясников, представители. Нар-
компроса, Академии педагогических наук и
вузов столицы.

Отбор в аспирантуру будет производиться
по конкурсу. Обязательным считается всту-
пительный экзамен по специальной дисцип-
лине. К испытаниям по другим дисциплинам
будут допускаться только лица, успешно
сдавишие основной экзамен. Поступающие В
аспирантуру должны представить свои науч-
ные работы, описания сделанных ими изо-
бретений или рационализаторских предло-
жений, При отсутствии таких трудов должны
представляться письменные рефераты по
специальности на избранную поступающим
тему.

При зачислении в аспирантуру преиму-
щественным правом пользуются участники
Отечественной войны.

\
На ростовских приетанях

РОСТОВ-на-ДОНУ, 6 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). К пристаням Ростова
все время движутся моторные катеры или
парусники, которые букоируют баркасы с
арбузами, дынями и помидорами, Чаще ста-
ли появляться суда, наполненные виногра-
дом. Колхозы станиц Богаевской, Старо-
Черкасской и других перевозят на загото-
вительные пункты и на ростовские рынки
обильный урожай со своих огородов и из

‚садов.

Узбекское шампанское

ТАШКЕНТ, 6 октября. (По телегр. от
соб. корр,). За время войны в Ташкенте бы-
ло впервые освоено производство шампан-
ского из узбекистанских виноматериалов.
Первый в Средней Азии завод изготовляет
шампанское ускоренным способом, за пять-
десят пять—шестьдесят дней. Теперь ком-
бинат шампанских вин приступил к строи-
тельству второго завода — для выпуска вы-
сококачественного шампанского бутылочной
выдержки.

Сданы на трехлетнюю выдержку первые
пятьдесят тысяч бутылок шампанского. В
дальнейшем ежегодный выпуск из узбек-
ских подвалов возрастет до двухсот пяти-
десяти тысяч бутылок. Общая же годовая
производительность обонх заводов комбина-
та составит миллион бутылок.

В нынешнем году узбекский комбинат
даст более полумиллиона бутылок шампан-
ского. :

Детский дом на заводе

БАКУ, 6 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Бакинский завод имени лейтенанта
Шмидта организовал свой собственный дет-
ский дом. Для детей выделено прекрасное
помещение с садом. Здесь находятся на
полном содержании трое детей умершего
сталевара Газанчяна. Сюда же принято двое
детей бывшего фрезеровщика Синицына, на-
ходящегося в Красной Армии; жена его
умерла, и дети оставались безнадзорными.
В отличных условиях живут в этом доме и
другие ребята — дети погибших на фронте
бывших рабочих завода,

Везь заводской коллектив является ще-
фом детского дома. Все необходимое для
детей изготовляется в сверхурочное время.
В механическом и других цехах наряду со
сложным нефтяным оборудованием можно
видеть игрушки. Их мастерят остающиеся
специально для этого на вечер рабочие в
подарок воспитанникам своего детдома.

За оленьими стадами по тундре

АРХАНГЕЛЬСК, 6 октября. (По телеф.
от соб. корр.). Жители Больше-Земельской
тундры хорошо знают зоотехника Серафима
Николаевича Славина. Ненцы-оленеводы 30-
вут его не иначе, как «спаситель оленей»
За годы работы в Ненецком национальном

Калининская область

Дует пронизывающий ветер, накрз-
пывает дождь, но на току колхоза имени
Красной Армии полным ходом идет мо-
лотьба.

Слышитея людской говор, етучит траб-
тор. Словно снег в метелицу, летит по
ветру легкая овсяная полова. Из бункера
молотилки течет полновесное зерно, с
соломотряса падают охапки измятои с0-
ломы. От весов то и дело от’езжают под-
воды, груженные тяжелыми мешками.
Понукая лошадей, колхозные ребятишки
еле успевают отвозить на волокушах во-
роха соломы. а

Дело идет хорошо. Урожай победы
в колхозе имени Красной Армии можотит
бригада горожан — двадцать пять деву-
шек и юношей. По призыву Калязинско-
го райкома комсомола они добровольно
вызвались помочь колхозам  молотить
хлеб, быстрее выполнить обязательства
перед государством.

Машинист молотилки Иван Афанасье-
вич Коршунов, обсыпанный пылью, су-
хощавый пожилой человек с необычайно
живым и добрым лицом, буквально влюб-
лен в комсомольско-молодежную бригаду.
Он прочувствованно говорит:

— Какая необыкновенная бригада у
нас организовалась, просто удивление! Я
не верил. Думал, подведут городские.
Ho такие оказались славные девушки и
ребята — просто чудо! Вы только по-
наблюдайте, как они работают!

Живой человеческий конвейер... Не-
устанно мелькают вилы в руках загоре-
лой девушки в красном платочке. Она
раскраснелась, скинула ватник, закатала
рукава. Это — Таня Лётова, пекарь хле-
бозавода. Она подает снопы на молотил-
ку, принимая их от полной, круглолицей
девчины в армейской гимнаетерке —
лаборантки маслозавода Вали Данило-
вой. Та подает снопы помощнику повара
Соколовой. Девушки работают с азартом.
Дальше цепочка конвейера тянется к
ys белокурому крепышу Николаю

уданову и заканчивается черноглазым,
подвижным парнишкой — слесарем е-
шей Русаковым.

На лету подхватывают желтые овея-
ные снопы девчата, работающие на пол-
ке молотилки. С большим проворетвом
орудуя ножами, режут перевяела резазь-
шики — обувщица Надя МЛобачева и
портниха Лида Виноградова. Трактор ра-
ботает на полном газу, молотилка не дает
перевести дух.

— Давай, давай! — торопит подруг
миловидная Катюша Малиновекая, ot-

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ. СССР. .
м Ыым—=

Городская молодежь в колхозе

ВОСНРЕСЕНЬЕ,

машины

правляя в прожорливую пасть
один снон за другим. Портниха артели
«Красная швея», она научилась ловко
подавать снопы в барабан  молотилки
«МК-1100».

Зеленый ватник бригадира Лиды Вла-
димировой мелькает веюду — у соломо-
тряса, бункера, возле весов. Бот она го-
ворит что-то машинисту, перекидывается
шуткой е трактористом Изотовым, на
кого-то строго покрикивает, подходит со
своей записной книжкой к председателю
KOAXO3a. ‘

— Пять тонн уже есть, девчата, —
кричит она протяжно, — до обеда еще
одну дадим, и будет всё. А ну, давай, ве-
селей! ‘

Эта девушка со строгими серыми гла-
зами на милом открытом лице — душа
бригады. Райком не ошибся, доверив ру-
ководство ей, комсоргу школы ФЗО. Вла-
димирова оказалась не только хорошим
организатором, но и чутким, вдумчивым
воспитателем. 5

Не сразу стала бригада Владимировой
тем дружным, сплоченным коллективом,
о котором сейчас идет хорошая слава по
всем пригородным колхозам.

Были трудности. Но они остались
позади. Девушки  втянулиеь в pa-
боту, закалились, приобрели необходи-

мые навыки. Действуя строгостью и ла-
ской, Владимирова сумела найти подход
к каждому члену бригады и воодушевила
всех на стахановекую работу.

Обмолачивая урожай во втором по
счету колхозе, бригада впервые выпол-
нила норму — намолотила двенадцать
тонн ржи. С того дня выработка стала
расти. Дневной обмолот дошел до пят-
надцати-шестнадцати тонн. Вместе ©
уверенностью в своих силах крепло гор-
дое стремление еще выше поднять во
мнении колхозников честь городской мо-
додежи. Появились собственные правила
и традиции.

Бригада стала молотить хлеб в любую
погоду, даже когда накрапывает дождик,
убедивитись, что при быетроте обмолота
на тракторной молотилке енопы не успе-
вают намокать. Стало традицией, прине-
сенной с производства, оставлять по
окончании работы рабочее место — кол-
хозный ток — в безукоризненном поряд-
ке. Стало правилом в случае простоя
браться за любую работу по усмотрению
председателя. В колхозе «Передовик»
бригада теребила лен, в «Красном Ильи-
цине» — вязала енопы, а тут, в Матвей-
кове, — копала картошку.

7 ОКТЯБРЯ 1945 г.-№ 237 (8847)

Добрая слава опережает теперь при
бытие бригады в очередной колхоз. Mo-
ojo задор  комеомольско-молодежной
бригады заражает и воодушевляет самих
колхозников.

Что же движет молодежью? Валя Да-
нилова стазала 06 этом просто:

-— Бак же не стараться! Народного
добра жалко. Хлеб стране нужен. Я 6
удовольствием молотила бы всю зиму.

А Иван Афанасьевич, склонный к глу-
боким обобщениям, пришел. к такому
выводу, любуясь работой своих молодых
друзей: i

— Самая правильная — советская
власть из всех властей, какие были и есть.
Вы только представьте себе, как это хо-
рошо придумано: делаешь как будто для
других, для всех, а выходит — для себя.
Вот в чем корень нашей жизни. И вся-
кому мало-мальски  здравомыслящему
человеку это понятно. ‘

За месяц работы бригада Владимировой
обмолотила зерновые в восьми колхозах
и по праву гордится тем, что они уже
выполнили государственный план сдачи
хлеба. Общественное значение этого фак-
т& сочетается для членов бригады и 6
материальной заинтересованностью. 3a
месяц они заработали по сорок с лиш-
ним трудодней на каждого. Расценов —
0,20 трудодня е тонны хлеба. pu pac-
чете бригаде обеспечена  гарантииная
оплата — два килограмма хлеба на тру-
додень.

..Последние тонны овса в Колхозе
имени Красной Армии домолочены. Мо-
потилка готовитея в путь-дорогу. Ее с
нетерпением ждут в соседнем колхозе.
Ток начисто убран. В какие-нибудь пят-
надцать минут машина была готова
«сняться е лагеря».

— Прощай, матвейковокий ток! —
крикнул кто-то из девчат, и вдруг как-т®
неожиданно и сразу ток опустел.

Крепко обнявшись, девушки плечом &
плечу шатали к новой деревне,

А вечером возле избы, в которой
только-что паотно поужинала бригада,
заиграла гармонь. Чисто умывшись пос-
ле трудового дня, принарядивигись, дез-
чата кинулись к окнам, & потом — в
зеркалу. Молодежь Чаплинского сельско-
го Совета пришла звать на беседу деву-
шек из города.

) Н. КАВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

Колхоз имени Красной Армии Калязин-
ского района.

Дороги побед

На выставке Главного Дорожного управления Красной Армии

Недалеко от границ Москвы, где Сер-

пуховское шоссе пересекает Московско-
Донбасскую железную дорогу, закончено
сооружение нового путепровода. Здесь —

пресловутая «пересечка», доживающая по-
следние дни. Через несколько дней Моссо-
вет примет новый широкий путепровод и
сдаст его в эксплоатацию. С «пробками» и
задержкой движения транспорта будет по-
кончено.

Длина моста — сто восемьдесят два мет-
ра, ширина вместе с тротуарами — двадцать
четыре метра. Добротное и красивое четы-
‘рехпролетное сооружение из железобетона
построено за шесть месяцев строительными

батальонами дорожных войск Красной Ap-

MHH.

‘Этот путепровод — одна из многочиелеч-
ных строек, выполненных армейскими до-
рожниками. © их многогранной деятельно-
сти подробно рассказывает открытая в
двух километрах отсюда (в Нижних Кот-
лах) выставка «Дорожные войска в Оте-
чественной войне».

Когда героическая Красная Армия гото-
вила в начале 1944 года свой знаменитый
удар по фашистским ’ордам, засевшим в
Крыму, для обеспечения действий войск
потребовалось усилить связь с Керченским
полуостровом. И Вот в зимние штормы, под
огнем самолетов противника дорожники
приступили к несвойственной им работе.
Над Керченским проливом началась по-
стройка необычного «воздушного моста».
Через двадцать два дня над водами про-
лива повисла канатная дорога длиною в
4.716 метров. Через каждые 200 метров
были установлены 20 — 26-метровые опоры,
и по тросам, высоко над водой, побежали
вагонетки. Каждый час по «воздушному
мосту» перебрасывалось десять — пятна-
дцать тонн боеприпасов и продовольствия.

Строительство таких «мостов» не входи-
ло в задачи дорожников, крепко «привя-
занных» к земле. Но тем не менее в войну
им не раз приходилось строить канатные
дороги. Так было, например, в марте 1945
года на Дунае, где понадобилось срочно
организовать переброску боеприпасов и
продовольствия на другой берег. В крат-
чайший срок на высоте 35 метров возник
тысячеметровый «воздушный мост». За сут-

ки с его помощью перебрасывалось около
девятисот тонн грузов.

На стэндах выставки модели «воздушных
мостов» теряются среди многочисленных,
мастерски сделанных макетов настоящих
мостов и участков дорог; по укоренившейся
у дорожников традиции сразу же после
сооружения какого-либо об’екта немедлен-
но изготовляется его модель. Это He иг-
рушки и не украшения, а наглядные учеб-
ные пособия, на которых ныне учится млад-
шее поколение дорожников Красной Армии
и гражданских организаций.

За годы Великой Отечественной войны
дорожные войска построили более 660 ты-
сяч погонных метров мостов, а восстано-
вили и отремонтировали 422 тысячи погон-
ных метров. Они проложили свыше шести
тысяч километров новых дорог. Отремон-
тировано же почти в пятнадцать раз боль-
ше — восемьдесят семь тысяч километров.
На это гигантское строительство израсхо-
довано десять миллионов кубометров леса,
двадцать миллионов кубометров гравия,
камня и песку. Для того, чтобы перевезти
все эти материалы, необходимо два с поло-
виной миллиона железнодорожных вагонов.

417-й отдельный Варшавский дорожный
батальон, об истории которого рассказыва-
ют экспонаты выставки, родился 22 июня
1941 года — в день начала войны. Путь ба-
тальона лежал через Волгу, Дон, Северный
Донец, Днепр, Березину, Западный Буг,
Вислу и Одер. 3 мая 1945 года батальон
вступил в Берлин и навел свой последний
мост — через Шпрее. Путь батальона отме-
чен новыми дорогами (165.000 кубометров
земляных работ) и мостами (общая длина
4,5 километра), ‘которые сооружались при
продвижении армии и крепко связывали ее
с тылом.

О масштабах работы дорожных войск го-

ворят плакаты, размещенные над стэндами.

При подготовке Берлинской операции до-
рожные части воестанозили и построили
553 моста, через которые потом, при штур-
ме фашистского логова, прошло два миллио-
на автомобилей.

Каждый макет выставки рассказывает ©
боевых эпизодах, в которых участвовали
дорожники. Вот один из них:

Отступая, немцы разрушили у города

Фордон огромный мост длиною в 1.350 мет-
ров через Вислу. Фермы моста загромозди-
ли реку. В двадцатидневный срок, исполь-
зуя торчавшие из воды обломки ферм, до-
рожники навели деревянный мост. Новому
сооружению, однако, грозила опасность —
его мог снести надвигавитийся ледоход. Что-
бы предотвратить белу, была организована
(в десяти километрах выше по течению
реки)... бомбежка льда с самолетов. В пяти
километрах от нового моста по льду била
наша артиллерия, а у самого места работ
спешно устроенный бонн отводил лед под
единственную уцелевигую ферму.

На одном из стэндов всеобщее внимание
привлекают фотографии четырех бойцов:
старшего сержанта Яновского, старшины
Пуха, сержанта Лебедева и ефрейтора
Пташко. Это — героический расчет Koupa,
прошедшего тяжелый путь от Сталинграда
до Одера (144-й отдельный мостостройтель-
ный Варшавский батальон). Под беспрерыв-
ными обстрелами с воздуха (копр — прекрас-
ная приманка для самолетов) они забили 3.534
сваи для мостов. За день они вбивали по
50—70 свай (при норме 8—10). Героический
расчет награжден орденами и медалями.

Среди экспонатов модели первоклассных
постоянных мостов, которые в настоящее
время переданы гражданским учреждениям.
Это такие мосты, как Коломенский через
Оку, который. собран в быстрый срок (че-
тыре месяца). Это Днепропетровский мост
длиной в 1.743 метра, состоящий из 49 про-
летов; гигант построен за 90 дней.

Последний зал этой интересной выставки
посвящен эксплоатационникам: тут макеты
КПИ  (контрольно-пропускных пунктов),
пунктов пологрева и отдыха, знаменитой
«Дороги жизни» на Ладожском озере.
И снова диаграммы и цифры, каждая не ме-
нее чем из семи знаков: три миллиона вон-
нов получили ночлег в пунктах отдыха,
тридцать миллионов пюобедало, заправлено
около ‘двух миллионов автомобилей и т. д.

Осмотрев выставку, посетитель в заклю-
чение имеет возможность ознакомиться с
работой дорожных машин всех марок и ти-
пов. На площадке неред зданием выставки
премят бульдозеры и копры, в грунт вреза-
ются скреперы, грохочет передвижной кам-
недробильный завод на колесах...

Ф. КАМЕНСКИЙ.

Лекарственные растения Сибири

Сведения о лекарственных растениях Си-
‘бири, используемых пока еще только в на-
родной медицине, заботливо собираются
учеными, изучаются, проверяются в лабо-
раториях и клиниках.

Такую работу ведет Медико-Биологиче-
ский институт Западно-Сибирского фили-
ала Академии наук СССР совместно с Том-
ским университетом и Медицинским инсти-
тутом. Вот уже четыре года профессора
Н. Верщинин, Д. Яблоков и В. Ревердатто
сс своими учениками изучают лекарствен-
ные растения, применяемые народной меди-
циной Сибири.

В некоторых из этих растений открыты
новые для науки лекарственные свойства.
Байкальский шлемник—красивое растение с
огромными темносиними цветами — распро-
странен в Забайкалье и на Дальнем Восто-
ке, Корни его давно известны в ‘тибетской
и китайской медицине. Его даже называют
«первый жень-шень», так как свойства этого
растения якобы были знамениты уже тогда,
когда настоящий  «жень-шень»—«корень
жизни» —еще не был известен.

Байкальский шлемник полезен при арте-
риосклерозе и гипертонии, он заметно CHH-
жает кровяное давление. По уснокаивающе-

И аи

Переработка хлопка-сырца

СТАЛИНАБАД, 6 октября. (ТАСС).

округе зоотехник Славин спас тысячи оле-  Хлопкоочистительные заводы Таджикистана

кей от гибели. Постоянно раз’езжая по
тундре, оя делает оленям лечебные и про-
филактичеекие прививки. Веего им произ-
ведено полтораста тысяч таких прививок.

Нередко С. Н. Славину приходится доби-
раться к оленьим стадам за десятки кило-
метров на лыжах.

приступили к переработке хлопка-сырца но-
вого урожая. Кулябский, Курган-Тюбин-
ский заводы уже переработали более трех-
сот тонн египетского и американского хлоп-
‚ка первых сортов. Выпускает хлопок-волек-

но Регарский хлопкоочистительный завод.  бинский закончил

На нем устанавливается новый дизель.

му и сердечному действию байкальский
шлемник в два раза сильнее валерианы.
Опыты показали, что отравленной стрихни-
ном собаке, у которой уже начались суло-
роги, можно сохранить жизнь, введя в
кровь препарат шлемника.

Широко распространенное растение
золотистая володушка — оказалось пре-
красным новым желчегонным средством,
Белокудренник, растение горных степей
Сибири, представляет собой  нервоуспо-
каивающее и сердечное средство.

Из приблизительно трех тысяч видов
сибирской флоры применяются в народной
медицине 475 видов. Исключив устарев-
шие или мало применяемые средства, мы
получим около 150 видов, пользующих-
ся широкой известностью в народной
медицине. Если сюда добавить растения,
употребляющиеся в официальной медици-
He, и растения, обратившие на себя вни-
мание исследователей, то окончательный
список будет заключать в себе 950 вн-
дов. Остается еще около 2.750 видов си-
бирской ‘флоры, лекарственные свойства
которых неизвестны.

В Сибири заготовляются и могут заго-
товляться в огромных количествах кора

Работа композиторов

ЛЕНИНГРАД, 6 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Ленинградские композиторы со-
здают новые пронзведения. И. Дзержин-
ский работает над комической оперой «Ме-
тель». Ю. Кочуров заканчивает симфони-
ческую поэму «Макбет», М. Штейнберг —
концерт для скрипки с оркестром. В. Жело:
дивертисмент № 2 для
симфонического оркестра.

калины и крушины, водяной перец, гори-
цвет весенний, пастушья сумка, березовые
почки, малина, черная смородина, черника,
шиповник и многое другое. Некоторыми
видами сырья Сибирь может обеспечить
весь. Советский Союз. В одной лишь
Новосибирской области можно заготовить
весеннего горицвета свыше 300 тонн, во-
дяного перца до 500 тонн.

Эти возможности далеко не использу-
ются. Еше в 1941 году на фармацевтиче-
ский завод в Томск доставлялись из
европейской части Союза — из Украины,
Московской области — белена, водяной
перец, кора крушины, троелистка. Между
тем сама Сибирь может поставлять это
сырье для всей страны.

екарственная флора Сибири необычай-
но богата. Многие растения уже признаны
и применяются в лечебной практике. Но
все это делается очень медленно. Нарком-
здрав СССР должен оказать помошь в
изучении сибирской флоры и шире исполь-
зовать огромные лекарственно-сырьевые ре-
сурсы Сибири.

Профессор В. РЕВЕРДАТТО.
г. НОВОСИБИРСК.

На Енисее заканчивается навигация

КРАСНОЯРСК, 6 октября. (ТАСС). В ни-
зовьях Енисея заканчивается навигация. От
причалов Дудинского порта отошли тепло-
ходы «Красноярский рабочий», «Остров-
ский», «Пахарь». Они в последний раз в
этом году доставят грузы на Север.

Из Еннсейска в Дудинку в заключитель-
ный рейс вышел теплоход «Ленин», букси-
рующий девятнадцать лихтеров и барж.