ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 ОНТЯБРЯ 1945 г.

№ 237 (8847)

О предметах домашнего ‘обихода.

Председатель еблирюмюовета, тов. Кра-
сичков раскрыл свой производственный
план. Чего только в, нем не было! Судя
по плану, житель Ворошилозградла может
спигть новую одежду и обувь, любую но-
сильную вещь переделать, покрасить, по-
чинить, наконец, купить любой необхо-
димый в доматнем обиходе предмет. Как
бы в подтверждение этого тов. Красич-
ков открыл пекаф, задернутый розовой
иторкой.

—A 910 ваша продукция в натуре, —
гордо заявил он, обводя величествен-
ным жестом полки со всякой всячиной.—
Здесь нет только крупных вещей: крова-
тей, пружинных сеток, столов, но вот их
модели. Учтите, что марка наша ценится
очень высоко. За два года мы не имели
ни одной жалобы.

Когда смотринь на образцы изделий, и
впрямь думаешь, что лучшего желать
нельзя. В шкафу собрано все — от кра-
сивой детской игрушки и дверного крюч-
ха до элегачтного плалья и пальто. Все
радует глаз, даже жалобная книга, и та
привлекает взор искусным переплетом и
нетронутыми чистыми страницами. Но, к
сожалению, все это очень далеко от дей-
ствительности.

Если верить планам т. Красичкова,
артель «Химик» выпускает мыло, колес-
ную и обувную мазь, зубной порошок,
конторекий клей и многое другое. Но по-
пробуйте найти эти товары в магазинах.
Напрасно! Мыла было cBapeno не 12,5
тонны, как планировалось, & всего несколь-
во килограммов. Еели в прошлом году
жители Ворошиловграда еше могли при-
обреети сто граммов толченой белой гли-
ны, именуемой зубным порошком, или
коробочку мутного  студня для чистки
обуви, то теперь и этого нет.

Щеточно-гребеночная артель выпуска-
1a платяные щетки, волос OT которых
оставался на костюме (можно было по-
думать, что они сделаны из пуха), и зуб-
ные щетки, ручки которых годились бы
на топорища. В настоящее время и та-
ких щеток в продаже нет.

Артели «Металлооб’единение» и «Пер-
306 мая» не так давно выпускали окон-
ные и дверные петли, крючки, задвижки
и шпингалеты. Но и это было в прош-
дом.

Артель имени Пархоменко Обллесиром-
€01038 прекратила выпуск школьной ме-
бели и мелких предметов, вырабатывае-
мых из древесных отходов. Зато она
увлеклась конторскими и рестораннымя
столами. Раечет очевиден: стоит столик
500—800 рублей, а деревянные прищеп-
ви для белья — 10 копеек.

Почти ежемесячно артели «осваивают»
какой-нибуль новый вид продукции. Co-
провождается это неописуемым шумом.
Много трезвонили, например, об освоении
производства бумаги, репродукторов ти-
18 «Рекорд», масляных красок и др. Но
воропгитовградцы ничего этого в мага-.
зннах не увидели. Однако артели промко-
операции остались довольны. В област-
ных и республиканских организациях о
них создалось ложное впечатление, как
06 исключительно инициативных фработ-
никах.

Мы уделяем столько внимания пнром-
кооперации совершенно не случайно.
Местная: промышленность Ворошиловгра-
да насчитывает веего один комбинат из
четырех артелей и один завод, выпускаю-
щий печное литье, брички и ведра. В про-
мыпгленность областного подчинения вхо-
дят кирпичный, пивоваренный и молоч-

ный заводы, мельница, обувная и швей-
ная фабрики. Основную же часть това-
ров широкого потребления и предметов хо-
машнего обихода долаязна давать именно
промкооперация, имеющая в городе около
сотни всевозможных  мастероких. 0бл-
промсовет располагает сетью артелей с
ежемесячным ©боротом свыше миллиона
рублей.

Работники областного и городского (9-
ветов депутатов трудящихся ежедневно
стараются расширять ассортимент выпу-
окаемой меетными предприятиями про-
хукции. Постоянно действующие комис-
сии, выполняя наказ избирателей, ведут в
этом отношении большую работу. Часто
по выводам постоянно действующих ко-
миссий всюзлком принимает пространные
решения, но добиться выполнения этих
решении не так легко. Руководители
облиромеовета, облкоопинсоюза и дес-
промеоюза стараются выпускать только
крупные изделия. Зачем, дескать, мы бу-
дем заниматься копеечными делами. Их,
видимо, мало интересуют запросы потре-
бителей.

Во многом виноват здесь и облилан
(председатель тов. Говорко). Нланируя
работу местной промышленности и пром-
кооперации, он мало заботится о выделе-
нии им нарядов на получение сырья. На
заводских дворах, например, лежат огром-
ные вороха металлических обрезков и ло-
ма, пригодных для изготовления предме-
тов широкого потребления. Но хозяин
всему этому лому —- «Вторчермет». 0бл-
план должен был добиться от соответ-
ствующего наркомата, чтобы выделить
артелям необходимые фонды. Этого. к со-
жалению, не сделано.

Со времени освобождения Донбасса от
немецких захватчиков прошло более
двух лет. Восстановление местной про-
мышленности имело у нас свои особен-
ности. Каждое предприятие должно было
не только возрождать разрушенные цехи,
но и быстро организовать выпуск про-
дукции для восстановления ° других от-
раслей народного хозяйства. Одновре-
менно предприятия местной и коопера-
тивной промышленности должны были
дать населению всё то, чего его лишили
немецкие захватчики. Это создавало опре-
деленные трудности.

В производстве стройматериалов, на-
пример, эти трудности были уснешно пре-
одолены. У нас работают два кирпичных
завода, выпустившие за восемь месяцев
текущего года до двух миллионов штук
кирнича. Цементный завод уже дал строй-
кам около 2,5 тысячи тонн своей продук-
ции, вошел в строй завод высокопрочно-
го гипса. Налаживается выпуск изделий
из пластмассы, строятся большой пище-
вой комбинат, чулочно-трикотажная фаб-
рика и много других предприятий. He-
допустимо отстает лишь промкооперания.
‹ Жители Ворошиловграха в праве требо-
вать все, что им необходимо в домашнем
обиходе. Возможности для этого имеются.
Необходимо только улучшить планирова-
ние и повести самую жестокую борьбу с
гигантоманией, которой охвачены неко-
торые руководители мелких предприятий,
призванных обслуживать широкие слои
населения.

В. БОРИСОВ,
заместитель председателя исполкома
Ворошиловградского горсовета.

С.РЯБИКИНА, Г. ГОЛУБ, Н. МО-
ГИЛЬНАЯ — депутаты Ворошилов-
градского городского Совета.

г. ВОРОШИЛОВГРАД.

Нефть из-подо дна Камы

На Краснокамских нефтепромыслах про-
бурено около сорока так называемых, на-
правленных — наклонных скважин. Насосы
качают теперь нефть из-псдо дна реки Камы.

Этого удалось достигнуть благодаря при-
менению  турбобура, сконструированного
специалистами Наркомнефти — лауреатами
Сталинской премии П. П. Шумиловым, Р.
Иоаннесяном, М. Т. Гусманом и Э. И. Та-
гиевым.

Турбобур работает в глубине скважины.

н врашает инструмент, разрыхляющий по-

роду, трубы при этом остаются неподвиж-
ными.

Применение турбобура позволило увели-
чить число оборотов режущего инструмента
вдвое. Сейчас вертикальная скважина бу-
рится за два месяца, в то время как на ро-
торное бурение уходило четыре — пять ме-
сяцев. Наклонную скважину старым спо-
собом проходили в течение года и больше.
При турбинном бурении на это требуется не
более ‘двух месяцев.

На одном из московских заводов производится
звезд. На снимке; бригадир А. Г., Оленев
монтажник И. Д. Лисиченков за работой.

‚капитальный ремонт кремлевских рубиновых
(стоит слева), справа (наверху) слесарь-

Фото Г. Самарина.

Кремлевские звезды

Днем и ночью горят в небе Москвы кре-
млевокие звезды. Скоро исполнится во-
COMb лет, как водружены они на кре-
млевских батнях. Й хотя уход за звез-
дами был исключительно тщательным, по-
требовался их ремонт. Недавно москвичи
с интересом наблюдали, как при помощи
мачтовых кранов снимали звезды с Троиц-
кой и Водовзводной бален. Работа до-
вольно сложная, если учесть, что каждая
звезда весит около тонны. Сейчас башни
пусты, только стройные ажурные краны
вытянулись вдоль баменных шатров. _

Снятые звезды находятся на одном из
московских заводов Наркомата миномет-
ного вооружения, где при участии Науч-
но-Исследовательского института хими-
ческого машиностроения будут произве-
дены модернизация и капитальный ре-
MOHT.

Даже в просторном цехе звезды KamyT-
ся очень большими. Размах их лучей —
три метра (звезды Спасской и Боровии-
кой башен еще больше). ,

Кремлевские звезды — сложное техни-
Ческое сооружение. Собственно в самих
звездах никаких механизмов нет. В метал-
лический каркас вотавлены рубиновые
стекла, наложены позолоченные грани. По-
золочены и части основания звезд. В звез-

де находитея одна специальная лампа в.

пять тысяч валт. Для того, чтобы свет
лампы проникал в лучи, она окружена
рефрактором из жароупорного стекла. Вла-
гедаря этому вся звезда освещается рав-
номерно.

Внутри башен большое хозяйство, об-
служивающее звезды. Узкий шпиль ба-
шен является направляющим каналом, че-
рез который в звезды подаются ламны,
вернее, ‘происходит смена перегоревших
лами; по каналу же поступает воздух, про-
дуваемый через звезду, чтобы избежать
чрезмерного нагрева лампы и образования
трещин в стеклах. Имеются специальные
фильтры для очистки воздуха, подаваемо-
го в звезды, передвижной компрессот,
под’емные механизмы для ламподержате-
лей. До сих пор существовало специаль-
ное устройство для борьбы с обледенением
звезд, копотью и грязью. Сейчас от подоб-
ного устройства решили отказаться.

Звезлы установлены на’ шарикопод-

ветре. На башенных шатрах есть незамет-
ные для глаза лесенки, но которым мож-
но подняться к звезде. Сейчаю фразраба-
тываетея конструкция убирающегося мо-
стика возле звезды. Находясь на нем,
даже не профессионал-верхолаз сможет
производить профилактический осмотр
звезды и необходимый ремонт. В каждом
луче звезд проделываются люки, через
которые можно будет протирать стекла,

Вместо двух стекол — красного снару-
жи и модечно-белого внутри — теперь
делается цельное трехелойное стекло с
красной внешней поверхностью и белое—
¢ внутренней стороны. Белое стекло нуж-
но для равномерного распределения света
по всей плоскости стекла. Без него крас-
ное стекло межет казаться днем черным.

Подобрать нужный состав шихты для
такого трехслойного стекаа было доволь-
но трудно. Однако коллектив специали-
стов завода «Врасный май» во главе с
инженером тов. Коченовым справился с
этой задачей. Стекло уже выдержало
испытания на светопроницаемость, меха-
ническую прочность и термоустойчи-
вость. По цвету оно совершенно не отли-
чается от рубина. На каждую звезду пона-
добится примерно по шесть квадралных
метров такого стекла. С новыми стеклами
звезды станут еще ярче.  Осветкаемость
увеличится и благодаря тому, что изы-
мается часть связующих металлических
планок кархаса, затемнявших углы. Проч-
ность звезд попрежнему останется вы-
соной.

Заново будет произведена позолота
всех звезд, причем слой золота увеличи-
ваетел вдвое, Его толщина будет равна
сорока микронам. Позолота будет произ-
водиться гальваническим способом. Преж-
де чем нанести слой золота, придется
обмеднить, затем посеребрить и только
тогда приступить к нозолоте звезды.

© дню 28-й годовщины Великой Ox-
тябрьекой революции ремонт звезд будет
закончен, и они будут снова возлвигнуты
на Троицкой и Водовзводной балинях. До
1 мая будут отремонтированы вое крем-
левекие звезды.

С. БОРОВКОВА.

Первое заседание Художественног

Вчера состоялось первое заседание со-
з‹анного на-днях при Комитете по делам
искусств Художественного совета по теа-
тру и драматургии. В него вошли крупные
мастера театрального искусства и писате-
ли-драматурги.

Совет рассмотрел организационные вопрэ-
сы и обсудил новую работу’ театра имени

о совета по театру и драматургии

ловьева «Великий государь» — об Иване
Грозном. В обсуждении наряду с членами
совета приняли участие историки-профессо-
ра А. Панкратова и К. Базилевич. Был сде-
лан ряд критических замечаний. Пьеса и
спектакль в целом получили положитель-
ную оценку.

В ближайшее время театр покажет пре-

„  Вахтангова — постановку пьесы В. (С0- мьеру московскому зрителю.

MAUINH BRA

@WILETOH

T редко можно застать в каби-
нете. Секретарша. обычно отвечает:

— Товарищ Трепляков выехал в колхозы.

Произносится эта фраза столь солидно и
внупцительно, что вам становится неловко
за свой городской вил, и лажке скромный
галстучек кажется чересчур ярким и даже
вызывающим.

Возвращается Трепляков поздно ночью.
Не стряхнув пыли со старого ватного
костюма, он знергичным шагом проходит в
кабинет. (Сев за стол; он сразу начинает
крутить ручку ‘телефона. Тов. Трепляков
вызывает к себе районных работников. Го-
ре тому, кого не застал на работе началь-
нический звонок. Поднятый с. постеля
курьером, виновный подвергается  жесло-
кому разносу. Действительно, как можно
спать, если еше не спит сам тов. Трепля-
Ков?

Но Трепляков в деревне совсем не TOT...

Завидев в поле председателя колхоза
или бригадира, Треплякюв подзывает его к
себе и заводит душевный разговор. Опыт-
ный шофер даже не выключает мотора, зная,
a беседа будет’ весьма непродолжитель-
ной.

Товарищ Трепляков и другие

Кто-то как-то попробовал покритиковать
Треплякова. Влиятельный областной работ-
ник резко осадил критика и веско произ-
кес: «Критиковать, конечно, легче, чем
самому делать! Голой критикой не отсеешь-
ся!» Сей работник и сейчас сидел в прези-
диуме и, слушая Треплякова, сочувственно
качал головой. И как-то невольно отнада-
ло желание выступать с «толой критикой».

А Трепляков тем временем шел на за-
кругление.

— План, как я говорил, — мы не
выполнили, но у нас создался резкий пе-
релом. Мы, так сказать, привили вкус У
колхозника к основной культуре, но кото-
рой мы отстаем. Достаточно сказать, что,
если в прошлом году и у нас не выполнили
план пятьдесят колхозов, то сейчас не вы-.
полнили только сорок пять, И мы заверяем,
что приложим все силы, чтобы...

Время шлю. В области произотили неко-
торые организационные перемены. В чает-
ности, смещен был со своего поста выше-
упомянутый влиятельный работник. И сно-
Ba вызвали Треплякова c докладом. При-

— Да вичего. Нажимаем, товаринг Треп-
ляков.

— Нажимаете? Ну, ну! Hano нажимать.
Давайте, делайте.

Беседуя таким образом, Трепляков ухи-
тряется об’ехать ‘за день десятка два кол-

шипниках и свободно вращаются при! 20308.

В течение года Треплякова раза два
вызывали в область с отчетом. Докладывал
он обстоятельно и ‘долго. Он подробно из-
лагал ход войны. Районным делам в своем
докладе он уделял второстепенное место.
Что значит один район на фоне историче-
ских военных событий! Докладчик говорил
главным образом о трудностях военного
времени. Фигурировали нехватка рабочей
силы в колхозах, изношенность тракторного
парка и многое другое. Немалую роль игра-
ли метеорологические факторы. Казалось,
все силы, земные и небесные, договорились
о том, чтобы помешать Тренлякову выпол-
нить государственные задания. Дождливая
весна затянула сев. От летней жары выго-
рели сенокосы. Природа была не в ладах с
Трепляковым. Правда, среди присутствую-
щих находились люди, которые припомина-
ли, что другие районы при аналогичной об-
становке успешно выполнили  государот-
венный план. Иным товарищам порой хоте-
лось одернуть Треплякова. Но вспоминался

недавний случай...

ЧИНА

вычно взошел он на трибуну, одернул гим-
настерку и вдруг в первый раз почувство-
вал смущение. Знакомая аудитория стала
другой. Люди были те же самые, но держа-
ли они себя по-нному, по-новому.

Неуверенным голосом начал он читать
вводную часть, начинавшуюся  онисанием
‘событий 22 июня 1941 г., но председатель-
ствующий, немолодой уже человек, с ор-
денскими ленточками на кителе, вежливо
перебил его‘и попросил рассказать о поло-
жении дел в районе.

На сей раз не помогли Треплякову
исторические ссылки на трудности и плохую
погоду. Когда он говорил, что из пя-
тидесяти колхозов не выполнили план толь-
ко сорок четыре, в зале послышался
откровенный смех. ИМ Трепляков оконча-
тельно растерялся.

А потом выступали другие. Они говори-
ли, что Трепляков болтун, верхоглял, что
он oO. He разбирается в колхозной
экономике, что именно из-за его никудьии-
ного. руководства некогда цветущее хозяй-
ство пришло в упадок.

Снедаемый желанием сказать что-нибудь
в свое оправдание, Трепляков попросил
заключительного слова. Он долго мямлил,
зыискивая нужные слова, но не нашел их.
Из неловкого положения выручил предсе-
датель. Он произнес:

/ — Ваше время истекло.

Г. САВЕЛЬЕВ.

Могилы боевых соратников Кутузова

КИЕВ, 6 октября. (По телеф. от соб.
корр). На известной картине «Военный со-
вет в Филях» за креслом Кутузова стоит
генерал, записывающий указания главно-
командующего. Это —= старший ад’ютант
Кутузова и дежурный генерал его штаба
генерал-майор Кайсаров. До самой смерти
Кутузова Кайсаров состоял при нем ад’ю-
тантом. Во многих боевых делах Кайсаров
проявил себя отличным учеником. великого
полководца. Во время преследования отсту-
патиих французов он командовал перело-
выми русскими войсками.

После смерти Кутузова генерал Кайсаров
провел с русской армией поход 1813—14 гг.
Когда закончились походы и русская ар-
мия вернулась на родину, генерал Кайсаров
получил командование. 3-м пехотным. кор-
пусом, расквартированным тогда на Украи-
не. Здесь, в Киеве, в 1844 году скончался
герой Отечественной войны, боевой сподвиж-
ник М. И. Кутузова.

В Киево-Печерской лавре на кладбише
Дальних пешер покоятся его останки. Ря-
дом под мраморной плитой — могила дру-
гого героя Отечественной войны 1812 re-
да — генерала от инфантерии Красовсхого.
Это — старый боевой генерал русской ар-
мии, отличившийся во многих битвах за
родину. Красовский участвовал в штурме
Браилоза, при переправе у Туртукая. В
Отечественной войне 1812 года Kpacos-
ский отличился в сражениях при Борисове
и Молодечно. В кампании 1813—14 годов
Красовский участвовал в боях при Лейп-
циге и Краоне. Вместе с пехотной брига-
дой, которой он командовал, Красовский

ОДЕССА, 6 октября, (По телеф. от соб.

корь.). Тилигульский лиман— один из
крупнейших на Черноморском побережье.
Хищнический лов в годы  оккупа-

ции привел к обеднению лимана. Теперь

дошел до стен Парижа. Он участвовал в
персидеком походе Паскевича, в русско-
турецкой войне 1828—29 гг., командуя кор-
пусом. Красовский умер в 1843 году в Ки-
еве. Сын его, подполковник Александрийско-
го драгунского полка, был народовольцем и
упоминается Герценом в «Былом и думах».

Неподалеку от Киево-Печерской лавры
покоятся останки героя Отечественной вой-
ны 1812 года генерала от артиллерии Яш-
виль. Генерал Яшвиль — грузин по про-
исхождению — был начальником артилле-
рии в армии Кутузова в 1812 году. Он осо-
бенно отличился в Бородинском бою. Уча-
ствовал в походе во Францию. После вой-
ны Яшвиль был начальником артиллерки
2-й армии на Украине и умер в Киеве в
1836 году.

Сейчас, в дни, когда наша страна только-
что отметила 200-летний юбилей со дня
рождения великого полководца М. И. Ку-
тузова, следует вспомнить и о его славных
боэзых соратниках. Вместе с преподава-
телем истории- 30-й киевской школы А. А.
Петровским, который обратил внимание на
эти могилы, мы посетили места погребе-
ния соратников Кутузова. Как-то случи-
Лось, что эти могилы оказались забытыми.
Вид их явно свидетельствует о том, что в
Киеве никто не заботится о сохранности
могил сподвижников великого полководца.

В Киево-Печерской лавре, недалеко от
могил Кайсарова и Красовского, имеются
могилы других героев русской армии.

Надо полагать, что киевская обществен-
ность проявит больше внимания и заботы
к памятникам русской славы.

‘

Рыбные богатства Тилигульского лимана

снова количество рыбы увеличивается.
На лиман прибыла научная. экспедиция
Гидрологического института Академии

наук Украинской ССР. Она будет изучать
режим лимана.

Русское село* о:
2.

Итак, мой путь невольно CoBIad ¢ MapuI-
рутом некрасовских мужиков, отправив-
шихся из своей «Подтянутой губернии
уезда Терпигорева, Пустопорожней во-
дости» в поиски «кому на Руси жить хо-
Ponto». 3

Кузьминское не было местом и об ектом
событий, исторических по своим масшта-
бам или значению. Оно является исконным
русеким селом и в своем развитии следо-
вало теми же путями-дорогами, которыми
шла вся Россия. .

Клава Раткина, заведующая сельской
библиотекой (летом она заведует также и
детской площадкой), принесла томик Не-
красова, и мы прочитали вслух вторую
тлаву «Кому на Руси жить хорошо» —
«Сельская ярмонка».

— Пойдем в село Кузьминское,
Посмотрим праздник-ярмонку!
Решили мужики,

А про себя подумали:

Не там ли он скрывается,
Кто счастливо живет?..
Вузьминское богатое,

А пуще того — грязное
Торговое село.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку —
Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,
Одна старообрядская,

Другая православная,

Дом с надписью: училище,
Пустой, забитый на-глухо,
Изба в одно окошечко,

С изображеньем фельдшера,:
Пускающего кровь...

Помимо складу винного,
Харчевни, ресторации,
Десятка штофных лавочек,
Трех постоялых двориков

Да «ренскового погреба»

Да пары кабаков,
Одиннадцать кабачников
Для праздника поставили
Палатки на селе...

———

(Продолжение. Ом. «Известия» от 6.Х.1945 г.).

рассказывала, — сказала

ерк

Тут трезвому, что голому
Неловко... Наши странники
Прошлись еще по плошади
И к вечеру покинули
Бурливое село...

— Значит, не нашли, что искали, —
резюмировал Иван Иванович Селезнев,

ры, и ярмонка на Николу
как есть!

вешнего — все

Старик посмотрел на девушку и вдруг
ожесточился:

таки трактир был.

— На этот счет куда как просторно бы-
zo! — язвительно заметил Иван Михай-
лович Борисов, колхозный пчеловод.

— Нросторнее быть не может; — ото-
звался старик.—_На одной базарной пло-

я Кому ae было, & мы — жили! Для ной основе бедняки и середняки
кого сельсовет с аптекой, а для нас в тем Кузьминокого не смогли бы управиться
дому был княжеский трактир. А там, где с обработкой возросшеи в шесть с поло-
ныне детская площадка, прежде опять- винои раз земли. Для того

если по-валнему считать, то получится на успеху ве не удивлялись и не завидова-  с половиной раз душевого «пая» земли

каждую колхозную душу в шесть с ноло-  ли, — он был как бы общим, колхезным,   не выходила у меня

из

— Так и управлялись. Вначале, пока

головы, Ведь бычков не приучили, помучились немнож-

виной раз больше земли, чем было тогда. успехом. после вступления в войну рабочих рук в ко. Вонечно, тяжеловато было. В ворок
— Арифметика! сказал с чувотвом  На околицах села, на пустырях и буг- колхозе отало значительно меньше, как  втором двести гектаров картофеля вруч-

вехикого почтения к названным Клавой  рах разрастались и плодоносили уже мо-  меньше стало и рабочего скота — лоша- ную посадили. Управились. Поставили

цифрам колхозный сторож.
Клава продолжала считать,
сейчас в селе учителей, врачей, книг в
библиотеке, учеников в семилетке и в на-
чальной школе. Но это уже не занимало,

сторож пасеки. — А так село правильно   ВИДИМо, старика, все это он знал, видел,
описано, наше село: и церкви, и тракти- © Учителями, врачами, агрономом лично

был знаком. Но — земля! В шесть с по-

лодые колхозные яблоневые и вишнезвые   лей, и убывали-то самые сильные и’уме-  перед собой три задачи: обеспечить Tocy-

сколько сады и малинники, шпалерами протяну-глые

руки — мужские, выполнявшие в дарство, Врасную Армию и себя. Сказали

лись от дороги в Аксеново в Оке посадки! земледелии наиболее тяжелые и ответ-   себе так: не выполним — не победим,
крыжовника, черной и красной смороди--ственные работы, а теперь принявшие на  мужья и братья не вернутся в родные до-

ны, и в ясную погоду за несколько кило-
метров от Кузьминского видно было, как
играют солнечные зайчики на стекле пар-
никовых рам. =

Счастье входило в село He гостьей, а

ховиной раз! Один гектар и пятнадцаль  рачительной хозяйкой. Оно обосновыва-

— Как было! поправила деда Клава.   соток на душу... — арифметика!

лось здесь прочно. Оно было в настоящем

себя еше более тяжелый труд войны.
Председатель колхоза Василий Степа-
нович Говорушкин, человек быстрый
разговоре, решениях и работе, вниматель-
но выслушал мои вопросы.
— Совершенно верно, — сказал он. —
Почти все трудоспособные мужчины ушли

Сравнение на самом деле наводило на И ему принадлежало будущее. Бму было в армию. И лошадей в первый же тод

размышления. На единолич-
села

серьезные

у них не-
хватило бы ни рабочих рук, ни тягла
ни удобрений, ни семян, ни инвентаря
По-хозяйски использовать землю можно
было только на другой основе. Кузьмин-
цы об’единились в сельскохозяйственную
артель, сложили свои рабочие руки, опыт,
тягло, инвентарь, уменье, и это повлекло

щади четыре питейных заведения, и Все, за собой чудесные качественные измене-
вместе в площадью, принадлежали княги- ния в земледелии.

1 не Барятинской. А на все село тыши в
две душ — один учитель. А на каждую стьян. Он привел на нищие рязанекие по-
душу — восемнадцать соток земли! И  ля агрономов и тракторы. Он позволил

Колхоз! Вот что удесятерило силы кре-

так — до самой до революции. Что мог диференцировать труд земледельцев с уче-
крестьянин, скажи, сделать на восемнад- том склонностей и сповобности каждого
цати сотках-то? Какое могло быть его отдельного человека, и это вызвало к
счастье? Вот и ушли те странники от нас,   жизни народные таланты, не находивигие

не солоно хлебавши...

— А за ними и наши, кузьминские,

лесорубами, косцами чужих уро-

прежде выхода.
Десять лет исполнилось Кузьминекому

мужики поплелись по всей России искать колхозу имени Ленина накануне войны ©
заработков — плотниками, кровельщика-  Германией, и за этот короткий срок стал

МИ,
жаев.. — подхватил пчеловод. —

Жили-были...

он колхозом-миллионером, Цыгайские OB-

Да-а,  цы его фермы прославились на всю Ря-
занскую область. Удой с коровы молочно-

— Меня тогда еще не было, мне мать   товарной фермы в сто шестьдесят голов

Клава,

уди-  поднялся до 1.835 литров молока при
вляясь, как это можно говорить с волне-   плане в 1.700. Стахановекое звено ком-
нием и даже обидой о такой далекой и ни  сомолки Клавдии Романовой обмолотило
на что не похожей старине. — Теперь У в первое военное лето пшеницу своего
нас одних зерновых посевов девятьсот! участка, — вышло на круг двести десять a ; 3
гектаров, да лугов за Окой шестьсот. Это,  пудов с гектара. Романову чествовали, но   чилось так? Цифра возросшего в шесть  управлялись!

по пути с колхозом!

И вот разразилась война.

Удар немцев по нашей стране был в то
же самое время ударом и по русскому се-
лу Бузьминскому.

To, что я вижу вокруг себя, красноре-
чиво свидетельствует, что колхоз не дрог-
нул под ударом, хозяйство его не пришло
в упадок, люди не растерялись, не пали
духом. Да, они, как и весь русский на-
род, проявили перед лицом величайшего
исторического испытания «ясный ум,
стойкий характер и терпение», отмечен-

войны у нас убавилось на семьдесят го-
лов. А весь остальной скот, кроме боль-
ных и бычков, мы и потому

находился от нас километрах в тридцати,
Вот на этих бычках мы и стали работать.

— Вто sro — wnt?

— Колхозники. Стали обучать бычков
обучили и пошли пахать, сеять, возить.
Их, таких, обученных-то, у нас теперь ни
много, ни мало — шестьдесят.

— Да, это — теперь! А тогда, сами го-

ма. Работали, не покладая рук.
Больше я ничего от Василия Степано-

в ВИча не мог добиться.

Еще скупее цифры годовых отчо-
тов колхоза. Я взял для сравнения толь-
ко одну графу — о трудовом участия в
колхозном производстве за 1941 и 1944
годы. И вот что я увидел:

В 1941 году, в котором весенние и лет-
ние, исключая уборку урожая, работы
велись «по мирному времени», вырабо-

что немец проник в Рязайскую область и   аВШИХ до пятидесяти трудодней было

триста пятьдесят два человека.

В 1944 году тавих оказалось всего
тридцать семь.

Or era до двухеот трудодней в 1941
году выработали восемьдесят девять кол-
хозников, в 1944 году — двести девяно-
сто семь.

От двухсот до четырехсот: в 1941 го-
ду -— сто двадцать два, в 1944-м — тве-

ные товарищем Сталиным 24 мая 1945 ворите, их надо быхо обучать, то-есть сти девятнадцать.

года. когда великий вождь поднял тост за
здоровье русского народа.

Я вижу возделанные поля, на которых
идет жатва: стога сена, разбросанные по
необ’ятной равнине заречных лугов, как
стойбища кочевников; тучные стада, па-
сущиеся на отаве; постаревшие немного,
но опрятные избы села. Я наблюдаю в
деятельной и слаженной жизни села и
нечто новое, чего здесь не было до войны:
свет электрических ламп по вечерам в 0б-
шественных зданиях и в домах демобили-
зованных воинов; равномерный, идущий

снизу, от плотины па Оке, рокот мото-  шхюз: Ока становилась военной магист-
ра, — там идет стройка гидростанции не- ралью. Женщины взяли топоры и отре-
виданной в колхозных условиях мощно- монтировали. А потом переключилиеь на
сти; водоразборные колонки на тихих зе-  свои колхозные стройзи: овощехранили-
леных улицах. в самой тишине которых  ще, картофелехранилище — каждое по
разлито спокойствие уверенной в себе на-  четыреста тонн, ремонт изб фронтовиков,
водопровод, электростанция...

родной колхозной силы.
И я думаю: но как же все-таки полу-

затрачивать дополнительно время, . отры-
вать людей от другого дела, — & людей
мало, а работа не ждет! А об’ем работы
TOT же, что и до войны!

— Совершенно верно. То-ееть, верно
в отношении об’ема работы. Обучение же
шао, можно сказать, без отрыва от пройз-
водства. Мы и людей во время войны уси-
ленно обучали на различных курсах: бри-
гадиров, конюхов и так далее. Надо было

заменить мужчин. Косить колхозницы
стали. Плотничать научились! Зимой
1941 года надо было ремонтировать

—- Ну, а как же, все-таки, с землей

На работу в колхозе вышли в прошлом
году сто семьдесят шесть подростков. На
уборке хлебов и на сенокосе, возле Kone!
и на животноводческих фермах они стали
помогать матерям и посильно заменять
ушедших на ‘фронт отцов. На работу вы-
шли вое те, кто до войны не входил в
трудовой баланс колхоза и значилея по
годовому отчету в графе нетрулоспособ-
HBIX.

Цифры говорят о возросшем трудовом

участии, о трудовом под’еме колхозников.

ифры свидетельствуют также о том, что

Б колхозе за время войны люди научились

=

работать более четко и организованно,
экономить время, что культура их труда
повысилась. Но оставим цифры и пойдем
в поле, где сейчас колхозники подводят
итог новому году напряженного груда, с0-
бирая урожай.

П. БЕЛЯВСКИЙ.

(Продолжение следует).