af

ent
aT ay
[3%
ум
net

ут

ВТОРНИК, 9 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 338 (8848).

Под, Шенграбеном

Серая, местами выбитая дорога тяну-
лась среди виноградников. То там, то
здесь над невысокими дозами мелькали
фигуры жениин в светлых платьях. Вы-
ла пора сбора винограда.

Мы обгоняли фуры, устазленные Epy-
тглыми  плетеными корзинками, довер-
ху наполненными только-что срезанными
гроздьями сладких янтарных ягод.

Впереди показались серая колокольня,
Череничные крыши австрийской деревни.
Ho, He доезжая до нее, мы ‘свернули на
полевую дорожку и, оставив автомобиль,
пепеком поднялись на пригорок.

— Вот здесь, — сказал мой спутник
майор. — эдесь, по-моему, стояла ero
батарея. Отсюда зажег он Шенграбен...

Мы говорили о человеке, которого, мо-
жет быть, вовсе и не было в жизни, но
которого всё мы знали чуть ли He © дет-
ства и которому симпатизировали, ках
симпатизировал ему des Николаевич
Толотой, отисавший в романе «Война и
мир» маленького, неказистого капитана
Тупгнна.

Утром мы были в Еремсе — тесном,
старинном городе, где жил со своим шта-
бом Кутузов, и выезжали в те места, где
атаковал Кутузов корпус Мортье и раз-
бил его. Отсюда послал он своего ад’ютан-
ть Андрея Болконского в Брюнн (теперь
он называется Брно) к австрийскому им-
ператору.

Потом мы ехали на Лангенлойс по той
же дороге, по которой вел Кутузов свои
войска, и свернули на Голлабрунн через
торы, как некогда шел Багратион, чтобы
тюбой ценой задержать подхолившего Е
Толлабрунну из Вены Мюрата.

Нахонец, мы выехали кв деревушкам
Грунд и Шенграбен, в тому холмистому
полю, где произошло сражение, которое
< такой силой изобразительного таланта
описал 1.`Н. Толстой. И нам, попавшим
туда впервые, показалось, что мы узнаем
уже виденные когда-то места.

Вот та выеотка, на которой стояла
батарея капитана Тушина. Туда, в Грун-
ду повернул лошадь Андрей Волконский,
чтобы предупредить Багратиона о нача-
ле шенграбеноквого «дела». А отсюда, из
рощи поскакал в атаку гусарский эска-
дрон Васьки Денисова, в котором служил
Николай Ростов, и «Грачик» под Росто-
вым был убит, вероятно, вон там, где те-
перь стояла выцветшая,  по-осеннему
бледная, кукуруза.

Вее это было так реально и ощутимо,
что мы говорили о героях романа, как
о близких знакомых, припоминая и
внешний облик, и те особенные черты
характера, которыми наделил их худож-
ник, хотя со времени сражения под Шен-
грабеном прошло уже сто сорок лет и,
конечно, многое здесь изменилось.

Но мы находили все же следы русской
apn. B Времсе, точнее сказать, Bose],
него, на поростей птиновником скале ви-
дели памятник с барельефным изображе-
нием Кутузова, а возле Грунда местный
священник показат церковную колоколь-
ню, пробитую ядрами, и сказал, что это
случилось в 1805 году и что на колоколь-
не был наблюдательный пункт генерала
Багратиона. ;

Пробоины в перковной стене уже за-
росли травой и мохом и самая деревня,
вероятно, выглядела совсем по-другому, и
братских могил павших здесь воинов уже
не найти — они давно сравнялись с зем-
лей, а нам все казалось, что вот-вот вый-
дет к нам навстречу бледный гусарский
warep Ростов, одной рукой поддерживая
другую, и на вопрос: «Что, вы ранены?»,
робко ответит; «Вонтужен в руку»... i

оставалея за границей в оккупационных

рузы, и серая дорога; и холмы, на кото-
рых сто сорок лет назад здесь же, в Ав-
стрии, сражались с неприятелем русские...

Вечером мы заехали к дважды Герою
Советского Союза Драгунскому. У него
собрались потолковать офицеры из сосед-
них полков. Они вели свой, близкий им,
профессиональный разговор.

_ Офицеры, собравшиеся у Драгуневого,
были боевыми товарищами, и каждый из
них мог бы вспомнить Сталинград, Орел,
Киев, Берлин, Дрезден.

Теперь они со совоими полками и ба-
тальонами стояли здесь, у подножия Ав-
стрийских Альп, в самом сердце Европы,
в маленьких деревушках, окруженных
виноградниками, и войны уже не быао,

Солдаты жили в белых парусиновых
палатках, которые не надо было пратать

от воздушной разведки, и по утрам их
будил не гул артиллерийской стрельбы, &
медный рожок горниста. Правда, солдат-
ский день был труден и заполнен заня-
тиями. Одни ходили на стрельбище, дру-
гие совершенствовались в переползании
по-пластунеки, в перебежках, в рытье
окопов. Но у них`были и часы отдыха,
когда рыболовы шли с удочками на реку,
песенники по-мирному собирались вокруг
гармониста, иные играли в футбол...

Как -раз со стадиона к Драгунскому
приехал Николай Иванович Горюшкин,
заместитель командира полка. Едва по-
здоровавшись, он стал рассказывать, что
его автоматчики выиграли у сборной ар-
тиллеристов.

— Четыре ноль, — говорил он, поти-
рая руки и сияя Счастливой улыбкой. —
Четыре ноль, дорогие мон!

Оя так простодушно радовался этой
победе, что казалось, это и есть главное,
чего он хотел и чего, наконец, добился.

Но я видел его и в другом месте, —
в дни штурма Берлина, когда он со свой-
ми автоматчиками пробивалел к самому
нентру города и когда от выдержки и
воинской зрелости Горюшкина зависела
победа в бою. Утомленное бессонницей и
нервным напряжением лицо его тогда бы-
ло сурово, на бровях лежала’ сизая ка-
менная пыль, он отдавал приказания ко-
роткими фразами. И весь Горюшкин, всем
своим существом был устремлен к глав-
ному, чего хотел добиться так MC, Kak
хотели добиться все его солдаты, кото-
рыми он руководил, и все военачальни-
ки, которые им руководили. Это главное
заключалось в победе над врагами ро-
ДИНЫ.

Теперь, когда победа была достигнута
и после войны наступил мир, Николай
Торюшкин, как и его однополчане, еще

войсках. Он жил в таком же уютном кир-
пичном домике, как и Драгунский, и За
окнами его домика так же шелестели ли-
ствою каштаны. За деревьями виднелись
виноградники и пожелтевиие поля куку-

Пока накрывали стол, хозяин дома,
Драгунский, подошел к приемнику и
стал настраиваться на волну московской
радиостанции. Рядом с приемником на
полочке лежали стопкой какие-то бумаги
й ЕНИГИ, и на корешке одной книги я про-
чел заглавие: «Война и мир». Заметив
мой взгляд, Драгунский пояснил:

— Тут у меня разные выписки, кон-
спевты. Готовлюсь к лекции.

— Bon rag, а тема?

— Сражение под Шенграбеном...

В. ПОЛТОРАНКИЙ,
спец. корр. «Известий».

АВСТРИЯ.

Раздельное обучение в школах Московской области

Совнарком РСФСР разрешил Московско-
му облисполкому ввести с 1945—1946 учеб-
ного года раздельное обучение мальчиков
и девочек. Раздельное обучение вводится

в школах городов Егорьевска, Раменского,
Балашихи, Мытищ, Бабушкина, Щелкова и
поселка’ Ленино.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Колхоз им. ОГПУ Тейковского района Ивановской области собрал богатый уро-
жай кормовой свеклы — 285 нентнеров с одного гектара. 8

Фото К. Мироновой.

В Сталинзраде

Кадры восстановителей города.

При исполкоме о город-
ского Совета создано управл промыш-
ленности строительных материалов, в веде-
ние которого передается ряд заводов Нар-
комата строительных материалов РСФСР.

В Сталинград направляются пятьдесят
тысяч рабочих-строителей. В распоряжение
горисполкома в первом полугодии 1946 го-
да будут направлены три тысячи рабочих
различвых строительных специальностей
из числа молодежи, окончившей ремеслен-
ные училища и школы ФЗО.

В городе организуется  архитектурно-
проектная мастерская, на работу в кото-
рой направляются сто тридцать архитекто-
ров, инженеров и техников.

Сплавом по Волге

С верховий Волги на-днях в Сталинград
прибыло еще два плота-каравана — че-
тырнадцать тысяч кубометров строитель-
ного. леса.

“Всего за время’ нынешней навигации
сталинтрадцы получили сплавом по Волге
316 тысяч кубометров древесины.

Переселение в дома

За восемь месяцев нынешнего года в
Сталинграде восстановлено и вновь по-

Вчера президиум Центрального совета
Осоавиахима СССР утвердил новый состав
авнационно-спортивной комиссии Централь-
ного аэроклуба СССР имени В. ITI. Uxa-
лова. : $:

Председатель комиссии — Герой Совет.
ского Союза генерал-нолковник авиации
М. М. Громов.

В комиссию вошли крупнейшие авиакон-
структоры, летчики, спещиалисты воздухо-
плавательного, планёрного, парашютного и
авиамодельного спорта.

Воздухоплавательную секцию возглавля-
ет Герой Советского Союза генерал-лейте-
нант инженерно-технической службы Е. К.
Федоров, самолетную — Герой Социалисти-
ческого Труда генерал-лейтенант инженер-
но-авиационной службы А. С. Яковлев,

планерную — известный конструктор пла-

неров О. К. Антонов, парашютную — гене-
рал-майор М. П. Спирин, авиамодельную —
один из старейших авиамоделистов, канди-
дат технических наук Г. К. Миклашевский.

Среди членов авиационно-спортивной ко-
миссии — Герой Социалистического Труда

(ОТ КОРРЕСПОНДЕНТА
«ИЗВЕОТИЙ»)

строеню 1.388 жилых домов. Из землянок
и подвалов в благоустроенные жилища пе-
реселилось четырнадцать тысяч человек.
Широко развернулось строительство
сборных домов для вновь прибывающих
рабочих-строителей. В этом году будет по-
‚полторы тысячи таких домов
общей площадью в пятнадцать тысяч
квадратных метров.

Новые предприятия

В Сталинграде создается комбинат
стандартного домостроения. Он будет
иметь большой лесопильный цех, цех тю
изготовлению паркета, дверей, оконных
переплетов, сушильные камеры.

На комиссию, в состав которой вошли
крупные специалисты, возложена задача
определить площадки двадцати двух
новых предприятий. Намечено построить
заводы: арматурный, механоремонтный,
кирпичный, завод керамических изделий
з другие.

Театр имени Горького

Подходит к концу восстановление го-
родского драматического театра имени
Горького. В этой работе приняли участие
все строительные организации города.
Так, например, рабочие завода имени Ерма-
на изготовили для театра буковую Мебель.

Открытие театра  приурочивается к
Октябрьским дням.

Авиационно-спортивная комиссия

генерал-лейтенант инженерно-авиационной
службы С. В. Ильюшин, Герой Советского
Союза генерал-майор авиации В, К. Кокки-
наки, генерал-лейтенант авиации Б. В. Стер-
лигов, Герой Советского Союза генерал-
майор.авиации А. Б. Юмашев и другие. —
*

Авиационно-спортивная комиссия в но-
вом составе рассмотрит в ближайшие дни
материалы рекордных полетов и прыжков,
совершенных за последнее время. Среди
них — материалы о замечательном высот-
ном затяжном прыжке парашютиста майора
В. Г, Романюка. i

Как известно, прыжок этот был совер-
шен 25 сентября. Парашютист отделился от
борта самолета на высоте 13.108,5 метра
над уровнем моря, Парашют был раскрыт
на высоте 967 метров. Романюк свободно
падал 12.141,5 метра в течение 167 секунд,
что составляет в среднем больше 72 мет-
ров в секунду.

Достижение В; Г. Романюка — наивыс-

шее из когда-либо официально зафикси-
рованных спортивными комиссарами.

Образцовые школьные кабинеты

Институт методов обучения Академии
педагогических наук‘ организует  образцо-
вые школьные кабинеты физики, химии,

биологии, геологии, истории и географии.

i i re м
Такие кабинеты создаются в четырех луч-
ших школах Москвы, Ленинграда, Сверд-
ловска и Горького.

Фельетон

Игнатий Павлович приезжал в Москву
редко и как-то странно проводил тут вре-
мя. По утрам он ходил в свой наркомат;
часам к трем возвращался в номер «Ново-
Московской» гостиницы и, не раздеваясь, в
сапогах, свесив одну ногу на пол, ложилея
навзничь на кровать.

— На минутку, — говаривал он, — чтоб
отдохнуть от канцелярской маяты!..

Спал часа полтора. Потом шел обедать
в гостинищу. После этого он’ снова. завали-
вался спать, предварительно взбив подушки,
сняв сапоги и прикрывшись с головой
черным грубошерстным пальто.

Около восьми часов он просыпался, в
носках подходил к графину с водой и, по-
Чесывая круглую голову, пуча белесые
глаза, выпивал два-три стакана. Потом
надевал сапоги, приглаживал рукой волосы
и, накинув черное пальто на плечи, шел в
ближайший ресторан «Балчуг».

В десять часов он возвращался в гости-
нишу и ложился спать уже по-настоящему:

снимал свой синий френч,  полугалифе и
закрывался на этот ‘раз одеялом. День был
кончен,

— Вы бы, Игнатий Павлович, сходили бы
в театр! — сказал я ему однажды. — В
Большом сейчас идет новая...

— А чего я там не видел? Неинтересно:

В один из своих довоенных приездов в
Москву Чистозвонов оставил мне коробку
сарлин.

— Нашего завода, — сказал он. — Паль-
чики оближешь! В прованское масло мы
рыбку-то положили!

Странная судьба постигла эту коробку:
она пережила пять «поколений» гостей. В
конце ужина, когда закуски нехватало, я
говорил:

— Есть еще сардины, да только коробка
очень крепкая...

Из-за стола поднимался гость и смело,
Но опрометчиво заявлял, что он берется от-
крыть эту коробку. Ему вручали самый мо-
гучий консервный нож, и он удалялся к
подоконнику... Слышались глухие удары,
скрежет ‘металла, тяжелое дыхание добро-
вольца-богатыря... :

Под шутки товарищей он возвращался от
подоконника с искарапанной, но не откры-
той коробкой.

Но все же нам пришлось увидеть, как
шесть нежных рыбок, тесно прижавшись,
лежали в блелножелтом прованском масле.
Кто-то вспомнил: в соседнем доме голланд-
ское отопление и, вероятно, там есть то-

пор... И топор сделал свое дело. Мощная
жесть, в которую были заключены малень-
кие рыбки, поразила многих.

— Ведь это же кровельное железо! —
воскликнули гости. — Им можно крыше
крыть! Интересно, кто это делал?..

Я умолчал о Чистозвонове, — он для ме-
ня самого был еше не ясен.

За войну я не видел Игнатия Павлови-
ча и встретил его на-днях. Он, как преж-
де, был в командировке и, как прежде,
остановился в «Ново-Московской». ’Кон-
сервный завод он давно оставил и за это
время переменил немало работ. Сейчас он
руководил какой-то артелью.

— Дельце одно приехал улаживать, —-
сказал он.

Мы сидели в вагоне м на отдален-
ном диванчике. Около нас никого не было,
и Игнатий Павлович дал волю своему воз-
мущению. Он вытащил из кармана какой-
то квадратный металлический предмет, по
форме напоминающий половину кирпича.

— Можешь себе представить! Такая
вещь, а ни база, ни магазины не прини-
мают!.. Разжирели!..

— Что это?

ой пруг Ч истозвонов

— Как что! Портсигар... Погоди, я сей-
час его открою, — взяв его в обе руки, он
стал с силой тянуть портсигар в разные
стороны, как бы намереваясь разорвать его
надвое. — Не надо только плотно его за-
крывать, — тяжело дыша, проговорил

гнатий Павлович, — тогда он легко рас-
кроется... Вот... Сейчас... Минутку... Вот,
пожалуйста. Раскрылся! Ну, что? Разве
это не вешь? А не берут!

Я пощупал крышки портсигара. Это было
уже не кровельное железо сарлинной ко-
робки, а, вероятно, кусок брони с линкора.
Металла было так много, что для’ папирос
оставалось места только на десять штук. Я
сказал Чистозвонову: «Кому будет охота но-
сить такой кирпич в кармане из-за десятка
папирос!»

— Все затеи! Не угодишь!-—сказал он,
горестно почесывая круглую голову.—Де-
лали мы зубные щетки с деревянными руч-
ками... С мебельной фабрики отходы очень
дешево достались... Уж, кажется, куда лег-
че вещь! А тоже не брали! Рот, говорят, зз-
нозить можно! Барские капризы!.. Не уга-
даешь их. Будь моя воля, я бы щетки эти и
вовсе неё стал бы делать! Я вот вею жизнь
зубы не чищу, а смотри, какие белые да
здоровые,—он показал свои белые, ровные
зубы.—Хлебные корки надо есть! Сами зу-
бы очищаются! — наставительно добавил он.

Мы заговорили о прочности, о целесооб-
разности и о красоте вещей. Отсюда пере-
шли к культуре труда. Стоя уже на выходе,
около двери, я показал Игнатию Павловичу
на маленькие шурупы, которыми была при-
креплена узкая желтая планка, окаймляю-
щая дверь вагона. Прорези шурупов шли
вдоль планки, получалось как бы общее те-
чение материала — и шурупов, и планки. -

— Ну, и что!— Игнатий Павлович недовер-
чиво улыбнулся.—-А если прорезь нтурупа
ляжет не вдоль, а поперек планки? Что
планка — не крепко будет держаться?.,

— Нет, крепко.

— Ну, тогда в чем же дело? Значит, все
равно!

— Да, но некрасиво. Мастер, который
здесь работал, понимал это...

К сожалению, разговор Ham прервался:

двери вагона открылись, навстречу хлыну-
ли новые пассажиры. Игнатию Павловичу
надо было итти на левый эскалатор, мне—
на правый. Мы расстались, наскоро пожав
руки.

А разговор хотелось бы продолжить. И
он продолжился, но не с Чистозвоновым,
а с директором одной московской фабрики,
который помнил еше сардины, упакованные
в кровельное железо.

— С вашим. Чистозвоновым надо было
бы говорить не вам и не мне, — сказал
он, — а нашему мастеру Савелию Ивано-
вичу. Всех ребят, которые приходят к нам
‚из ремесленных училищ, мы сразу направ-
ляем к нему. И старик учит их только од-
ному предмету, но самому главному: любви
к своей работе... А где любовь, там и
культура труда. В самом деле! Раз ты вы-
брал себе специальность по душе, как ты
можешь ее не любить, He совершенство-
ваться в ней, не быть артистом своего
дела!.. Старик страсть не любит paBHo-
душных ребят — от таких жди недоделок,
брака или вещей второго сорта...

Улыбнувшись, он добавил:

— Любопытно было бы свести`их вместе.
‘Савелий Иванович сразу определил бы, на
что ваш Чистозвонов годен... Старик у нас
добрый, он говорит: «Совсем бесталанных
людей я не встречал, а`есть «врио» — вре-
менно исполняющие обязанности... А в
жизни надо свою, именно свою, работу

найти».
Ник. МОСКВИН.

Первый том собрания сечинений К. Д. Ушинского
Академия педагогических наук подгото- к 3 января 1946 года — к 75-летию со дня

вила к печати первый том собрания сочине-
вий К. Д. Ушинского. По постановлению
Совнаркома СССР том этот должен выйти

смерти великого русского педагога.
В первый том включены труды К. Д.

Ушинского, написанные и напечатанные за

десятилетие —с 1846 по 1856 годы.

Новое средство борьбы с сельскохозяйственными вредителями

На одном из подмосковных предприятий   комых, вредящих овощным, садовым и тех-
Наркомхимпрома оборудуется цех, где будет  ническим сельскохозяйственным культурам.

вырабатываться новый препарат лля борьбы
с насекомыми - вредителями. Препарат
HOCHT сложное название — дихлор-дифе-
нил-трихлорметилметан (ДДТ). Е

Опытная работа по применению ДДТ по-
казала, что это средство может быть ис-
пользовано также для борьбы с насекомы-
ми— вредителями продовольственных  про-
дуктов, мехов, кожевенного сырья, книг, ар-

Опыты использования ДДТ показали его хивных материалов, мебели, музейных цен-
высокую токсичность для различных насе-!ностей и т. д.

Русское.

Bee дни по утрам стояли густые, не-
проглядные туманы. Туманы  вполза-
ли на бугры, растекались по улицам
и «прожогам>, как называют в Вузь-
минском проулки,  образовавииеся от
пожаров, которым в прежние годы село
подвергалось . часто, заполняли сады
и усадьбы, наслаивалиеь, и вот вы уже
оказывались на дне какого-то волшебно-
го океана, в глубине легких дымчатых
вод которого можно свободно передви-
гатьея и все слышно, но видеть дано
лишь смутные очертания проплывающих
мимо вас предметов.

Только по звукам и можно было опре-
делить час рассвета и пробуждение села.

Ликующеё кукареканье петухов. Скри-
пяг вороть дворов, и улица постепенно
наполняется каким-то дробвым глухим
хозяйки выгоняют овец, коз,

TONOTOM:
телят. Негромкие понукающие  окриви
пастуха уводят это незримое стадо, и

опять становятея четко различимыми все
самомалейшие звуки: звон  отбиваемой
косы, громыханье пустых ведер, Тороп-
ливые женские шаги, обрывок разговора:
«Печку топила?» — «Молоком позавтра-
кала, Мишутка на площадке, & бабка се-
бе истопит..» Еще обрывок разговора:
«Вера-то Вязовкина, сльшшь, письмо п9-
лучила: нашелся ее...» — «Может, и мой
так-то вот...»

По мере того, как затихают, чтобы,
наконец, вовсе умолкнуть, эти ранние
шаги, разговоры, стуки, все такие же
спешные, отрывистые, место их ‘3a-
ступают звуки основательные, локализо-
ванные, постоянные, к которым скоро
привыкаешь настолько, что перестаешь
их замечать: детокая фразноголосица Ha
площадке, шум сбрасывземой плотиной
воды, шмелиное гуденье моторов на мель-
нише и на строительстве. электростанции,
ритмические удары молота в колхозной
Ry3He.

Наконец, часам к семи солнце проби-
вается сквозь толщу тумана, разгоняет
его и освещает село. Но село уже вновь
затихло и 0пустел0, будто в нем только-

*) Продолженине. См. «Известия» от би
7 октября.

поддается натиску,
проломы, и вот она вовсе исчезает, а там,

где прошли жнеи, густо возникают и мно-
жатея ряды снопов.

нейнее. Они таранят и заваливают зыб-
кие ржаные и пшеничные стены на флан-
гах полей, со стороны межей. Далеко, на
правом крае поля, кружат со стрекотом
жатки. А слева на взгорке,
Tar,

СЕЛО  oxen

сокрытых туманом
началу

что не происходило
«маневров», предшествующих
большого летнего трудового дня.

Еузьминские поля начинаются сразу же
за селом, которое изогнуто в соответствия
с течением реки таким образом, что обра-
зует своей трехкилометровой дугой как бы
берега просторного залива, и в них шу-
мит и волнуется золотое хлебное море. OHO
выплескивается прямо к стенам семидеся-
ти колхозных риг. Оно стучится в завро-
ма спелым пахучим зерном. Всеми своими
голосами и запахами оно врывается в се-
ло, зовет к себе.

Антонина Николаевна Иванова, предее-
датель сельского Совета, входит в свой
кабинет, садится за письменный стол,
просматривает вчерашние газеты. Тишина
и безлюдье в сельсовете. Только в комна-
те напротив у телефона сидит секретарь
и что-то пишет, да за стеной щелкает ко-
стянками счетов бухгалтер колхозного
правления. Иванова отодвигает газеты.

— Шура! говорит она секретарю. —
Я пошла в поле, к народу. Ёели будут
спрашивать...

Еще с выгона, от колхозной усадьбы
можно обозреть весь «фронт уборочных
работ» Вузьминского. Это общепринятое
в терминологии современной деревни упо-
добление жатвы военным полевым дейст-
виям не линтено основания. Смотрите, что
происходит за селом. В хлебах на всем
видимом пространстве до далекой линии
горизонта рассыпалиеь колхозники и кол-
хозницы. Есть ритм захватывающей борь-
бы в коротких, энергичных и точных дви-
жениях жней. Они наступают на стоящую
перед ними силошной стеной рожь, и она
в ней образуютея

Косцы с крюками действуют прямоли-

у леса гу-
подымая пары, два трактора, и

кричит она своим низким и на редкость
СИЛЬНЫМ
взгорье на налних глазах из буро-зеленого   работу. Ты знаешь, я какая бабка? Эвов,

становится  влажно-каштановым. По ме-
жам, среди работающих в поле бригад
колесит на каурой лошадке с бочкой наре-
нек лет тринадцати и кричит-поет звон-
ким альтом:

— Воды! Кому холодной ключевой во-
дицы? ! Е

Антонина Николаевна начинает свой
обход «переднего края» жатвы с ближне-
го к селу участка. На этом участке рабо-
тают самые пожилые колхозницы: праз-
ление и бригадиры позаботились, чтобы
им недалеко было ходить. Тут можно
встретить вовсе престарелых женщин. Они
давно уже не входили в трудовой баланс

колхоза, и в поле они вышли по своей!

охоте, «никого не спросясь», потому что
«время такое». В крайней паре жнут рожь
две старушки Богомолкины: семидесяти-
летняя Анна Ивановна и ее шестихесяти-
двухлетняя подруга Фекла Васильевна.
Они по-детоки рады, что их трудовое усер-
дие отмечено, что и их слабые руки ока-
зали пользу общему делу.

Немного цоодаль жена фронтовика
Екатерина Базульникова приучает жать
свою дочь Нюшу. Нюша — хрупкая за-
стенчивая девочка лет четырнадцати —
отвечает на вопросы односложно, крас-
нея: «да», «нет». Антонина Николаевна
берет у нее серп.

Дай-ка, попробую, не забыла ли...
®нет она ловко, азартно, чисто. До
избрания в сельский Совет Иванова бы-
ла бригадиром-полеводем в Кузьминском
колхозе.

Любуясь
спрашивает: ¢

— Что о войне слышно, Антонина
Николаевна? Не сдалась еще Япония-то?

— Сдается.

— Вот и народ так говорит, что дод-
жна она нам  сдалься. Значит, скоро
можно ожидать своих... °
_ Чтобы. сократить путь и обойти по-
больше бригад, Иванова направляется
прямиком к дороге, которая уводит в
дальнее поле. Не тут-то было! Ве уже за-
метила бабка Шитова и машет свяслом.

— Заходи, заходи, Николаевна! —

ее работой, Базульникова

голосом. — Погляди на мою

два-три

ее серпом пониже колосьев, обернуться
в поясе, не меняя положения ног, назад
и осторожно положить на землю, на свя-
сло. Так растет сноп. Й вон уже сколько
снопов позади! Тучные, крутобокие, тугие,   многих не сразу узнаю: когда они усте-

гле моя подружка осталась! Шибко ме-
ня зависть берет, — всю бы, кажиьь,
cama убрала...

_ Миноваль никого нельзя. Рядом рабо-
тают сестры Волковы — Настя и Ирина.
Работают они за четверых: вчера по две
нормы сжали, да еще ожатую рожь свя-
зали в снопы, а снопы ноставили в баб-
ки. Хочетея сказать участливое слово и
Нюре, которая так углубилась в работу,
что и не слыхала, как подошла Антони-
на’ Николаевна. Нюра осталась сиротой.
Отец ее пропал без вести в начале вой-
ны с Германией, а вскоре умерла мать.
Никого теперь не осталось у семналцати-
летней девушки, кроме сестры и колхо-
38. Сестру колхоз определил Ha работу
в правление — счетоводом. Колхоз зже
ностроил сестрам новый дом и дал те-
очку,

Так, от жнеи к жнее, мы обходим всю
шестую бригаду. И с кем ни загово-
ришь, кого ни спросишь, ладитея ли ра-
бота, — ответ один:

— Работы не боимся, не такие побе-
ды одерживали!

Только после полудня мы попадаем в
соседнюю, пятую бригаду. На стыке бри-
гадных участков работает одна из луч-
ших стахановок колхоза Шура Беляева.

Шура — виртуоз в своем деле. Движе-
ния ее лишены напряжения, точны и
даже изящиы. Небольшал емуглай кисть
ее правой руки, в которой зажата рукоять
серпа, с почти автоматической равномер-
ностью описывает полукруги, посылая
сери в толщу золотистых стеблей. Вот
серн . змейкой скользнул и скрылея во
ржи, и повторил там в более общирном
радиуее движение кисти, и захватил, и
подтянул к Шуре все стебли внутри этого
полукруга, и не успел еще он срезать их,
как Шура уже приняла их в горсть левой
рукой. Теперь она подымает сжатое над
головой, чтобы сделать новый шаг в 06т0-
рону отступившей ржаной стены и тотчас
послать серп за новой добычей. Еще
таких наступательных шага, и
пригоршня полна. Остается подхватить

краток и скор в беседе, которая сразу ж
принимает деловой характер. Бригади-
ры — все, исключая пчеловода Ивана
Миханловича Борисова,
большинстве молодые и по возрасту,
по стажу работы. Я смотрю на них и

гривастые, они лежат на жнивье, как по-
верженные и связанные богатыри.

До захода солнца еще далеко, а Шура
уже сжала двадцать три сотки — без
малого четверть гектара ржи; то-есть вы-
работала две дневных нормы — три тру-
додня! А на трудодень кузьминский кол-
хоз выдавал в 1944 году полтора кило-
грамма зерна, 1 рубль 35 копеек деньга-
ми, четыре килограмма картофеля, да еще
овощи, сено, солому, шерсть (кстати
сказать — больше, чем в 1941 году)...

Шуре не было девятнадцати лет, когда
умерли ее родители, Она осталась за стар-
шую с четырьмя братьями и сестрами,
воспитала их, дала им образование и по-
ставила на хороший и верный путь. Один
ее брат окончил строительный техникум.
Другой — офицер Красной Армии, был
на фронте и отличился в боях с немецки-
ми захватчиками. Сестра .Мария — член
партии, председательница сельпо в Вузь-
минском.

— Свободна, молода, богата — чем не
невеста! — говорит Иванова. —— Когда
же, Шура, замуж выходить. будешь?

— А я не тороплюсь, — отвечает в
тон ей Шура, и синие ее глаза емеются.—
Подожду вот, вернутся наши победители,
выберу хорошего человека...

Бригадиры шагают по жнивью. замеря-
ют шестами сжатые делянки. Колхозни-
цы переходят на новое поле, а на убран-
ном стоят бабки. От бабок на поле легли
косые тени, и будто сильнее запахло хле-
бом и осенней свежестью.

В сумерках я захожу в правление кол-
хоза. Горит настольная электрическая
лампа. Казначей Иван Степаныч, недавно
демобилизованный инвалид Отечествен-
ной войны, принимает от бригадиров
сведения о работе за день. Сдав рапор-
тички, в которых учтен труд каждого
колхозника, бригадиры переходят в каби-
нет председателя колхоза. Василий Сте-
панович, как всегда. побрит, в опрятном
винем костюме, приветлив, оживлен и

женщины, в

во все стороны большого,
в сон села. И уже откуда-то из поглотив-
шей все тьмы донесся голос бригадирши
Троновой:

ли надеть эти нарядные, по-городеви спги-
The, ситцевые и полотняные платья?!

Начинаетея «наряд». Вак не похож он
на наряды первых колхозных лет, когда
все было в исканиях и в прениях о том,
за что завтра приниматься, и кого, когда
и куда послать, проходили не только ве-
чера, но и ночи! Нынешние ежевечерние
совещания бригадиров с правлением про-
должаются полчаса, самое большее —
сорок минут. Я напрасно ожидал, что
председатель колхоза будет на «наряде»
давать какие-то залания и указания на
завтра. Это оказалось совершенно из-
лишним: колхоз имеет твердый  побри-
гадный план работ на все время уборки
урожая. Вопросы председателя и 6006-
щения бригадиров относились  исключи-
тельно к тому, что мешает выполнить
план. Председатель зачитал  постановле-
ние правления о взысканиях за плохое
обращение с лошадьми и о поошрениях
колхозникам, которые хорошо ухажива,.
ют за ними. Потом речь зашла, о том, что
пора начинать молотьбу и сдавать хлеб
государству. Все, что касалось этих важ-
нейших дел, оказывается. было уже пол-
считано и подготовлено: люди, тара, быч-
ки, телеги. Оставалось пустить ток Е
двум молотилкам... Но колхозный поря-
док требует, чтобы народ «благословил»
почин.

— Начнем? — спрашивает Говорупг-
КИН.

— Приступим’ — отзываются жен-
щины. — Чего время терять!

С «наряда» выходили вместе, а как
ступили на улицу — мигом разбрелись
погруженного

— Василий Степаныч, мореу не за-

будь прислать в поле, — бабы просили!
А то все вода и вода...

И снова — тишина, покой, близорукое

мерцание звезд в небе, к которым взмет-
нулась было от реки чья-то песня,
е Щенная очень сильным и молодым голо-
вом, да оборвалась: видно, певец рентил,
что ночью надо петь так, чтобы
тебя всего один, но очень
и слушатель.

пу-
был у
ОТЗЫВЧИВЫЙ

П. БЕЛЯВСКИИ.

(Продолжение следует).