le

IX

[М
ee
НО

ja

He

КД

re

py

бу
у
yr

СРЕДА, 10 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 239

(8849)

Воспитанники завода

Когда началась Великая  Отече-
ственная война, отец Вали Беловой
ушел на фронт. Малери у Вали
не было, и ее устроили во вновь
организованный при завеже  детекий
дом. Недоверчивая ко всем,  подо-

зрительная, Валя вступила в неболь-
шой стандартный домик в рабочем по-
селке завода. Ее вымыли, одели в
новое, чистое белье и платье, причесали
ве непослушные волосы, и молодая спо-
койная женщина © тихим, ласковым го-
лосом привела ее в просторную комнату,
заставленную аккуратно убранными кро-
ватями. Перед каждой кроваткой стояла,
тумбочка и висело полотенце. Женщина
указала на одну из кроватей:

— Вот это будет твоя. Старайся быть
аккуратной. В одежде на постели не ва-
ляйся, — это нехорошо.

Потом Валю накормили обедом, п та же
женщина, подойдя к ней, обняла ее за
плечи,

— Ты, может быть, устала,
Или полежи, отдохни.

Она, как мать, ласково поцеловала де-
вочку в щеку. Эту женщину зовут Ниной
Васильевной. С искренней любовью, с
врожденной чуткостью к детскому харак-
теру взялась Нина Васильевна за воспи-
тание Вали Беловой. Это было не так
легко. Тяжелая жизнь без матери при-
учила девочку к недоверчивости, воспи-
тала в ней замкнутость, трудно похдаю-

дочка?

щийся чужому влиянию характер.

Но коллективная жизнь в детеком до-
ме, заботы и ласка окружающих, разум-
ные занятия и игры взяли свое. И вот в
дневнике, куда заносятся все события
прошедшего дня, мы читаем такую за-
пись, сделанную рукой Нины Ba-
сильевны:

«Сегодня вечером перед сном я за-
шла в зал отдыха посмотреть, все ли де-
ти ушли спать. За мною следом про-
скользнула Валя, так, что я даже не
слыхала, как она вошла. Только вдруг
она обняла меня сзади, прижалась ко
мне лицом и негромко сказала: «Спокой-
ной ночи, мамочка». И ушла в спальню.
Было очень отрадно, так ках еще недав-
но эта самая Валя топала ногами и, за-
жимая пальцами уши, кричала: «Не хочу
слушать...»

Это только один небольшой эпизод из
жизни детского дома, созданного в лни
войны при государственном заводе имени
Сталина. Здесь сейчас живет пятьдесят
пять детей, отцы которых погибли на
фронте.

Небольшой коллектив детского дома—
директор Л. В. Леонардова, педагоги-вос-
питательницы Н. В. Кривоногова и 0. А.
Зуева — с помощью заводоких органи-
заций сумел создать прекрасное учреж-
дение, которое по-настоящему заменило
осиротевшим детям родной дом.

В детеком доме живут дети разных
возрастов — от пяти до четырнадцати
лет, и все они считают этот коллектив
своей семьей. Дети очень привыкли друг
к другу. У одной из девочек — Али на-
шелся отец, пропадавший без вести не-
сколько лет. Родственники решили от-
править Алю к отцу. В день ее от’езда
все дети ходили грустные, а сама Аля
несколько раз принималась  плажать.
Успокоилась она только тогда, когда ей
сказали, что ее папа будет жить неда-
леко от детского дома и Аля будет хо-
дить навещать своих друзей.

Эту любовь к своему дому коллектив
воспитал не только тем, что по-материн-
ски относится к детям, но и правильно
поставленной учебно-воспитательной ра-
ботой. Вее дети школьного возраста
учатся, им прививают трудовые навыки.
Старшие дети помогают воспитателям в
наблюдении за младшими.

Большую заботу о детях проявляет
заводской коллектив. Директор завода,
парторг ЦЕ ВКП(б) на заводе, председа-
тель завкома, председатель культкомис-
сии — частые гости в детском доме.

Летом завод отправил воспитанников
на дачу. Два месяца, проведенные в пре-
красных условиях, укрепили здоровье де-
тей. Сейчас для детекого дома предостав-
лено новое помещение — девять комнат
со всеми удобствами. На-днях завком по-
дарил детям пианино.

Ребята чувствуют отцовскую заботу
заводского коллектива и очень гордятся
тем, что они — воспитанники четьгреж-
ды орденоносного завода.

Г. ФЕДОРОВ,
соб. корр. «Известий».

г. ГОРЬКИЙ.

Новые мощные магистрали связи

В годы Великой Отечественной войны
строились линии связи огромной протяжен-
ности, обслуживавшие нужды Красной Ар-
мии и тыла. Вслед за наступающими частя-
ми Красной Армии шли связисты. Они вос-
станавливали телефонные и телеграфные ма-
гистрали, станции. радиоузлы.

— Несмотря на трудности, вызванные
войной, — сказал в беседе с сотрудником
«Известий» заместитель народного комис-
сара связи СССР тов. А. А. Конюхов, —
масштаб строительства в прошлом году до-
стиг уровня предвоенного 1940 года. В

1945 году правительство отпустило нам на  Междугородняя телефонная

эти цели вдвое больше средств, чем в 1944,   Ke
Киеве, Харькове и Минске.

В настоящее время идет прокладка мощ-
ной подземной кабельной магистрали Мо-
сква — Харьков — Днепропетровск. Об’ем
работ немногим уступает по своим Mac-
штабам работам на известном всей стране
газопроводе Саратов — Москва. Подзем-
ная магистраль на своем пути пересекает
до десяти рек, большое количество же-
лезных и шоссейных дорог. Вес кабеля
с барабанами составляет около 15.000
тонн. Магистраль оснащается новейшей
аппаратурой, она во много раз увеличит
число телефонных и телеграфных связей
столицы с Украиной и в особенности с ее
ведущими промышленными районами. В Мо-
скве созданы курсы для обучения персона-
ла, который будет обслуживать сложную
аппаратуру новой магистрали.

Заканчиваются монтажные работы по уп-
лотнению существующей воздушной теле-
фонно-телеграфной линии Москва—Харьков
с таким расчетом, чтобы получить на этой
линии дополнительно двадцать четыре ка-
нала связи. Такое уплотнение стало возмож-
ным благодаря применению высококачест-
венных механизмов.

Завершена реконструкция телеграфно-те-
лефонной магистрали Москва—Ленинграл. В
результате сейчас можно вести одновремен-
но до двадцати четырех телефонных разго-
воров.

В начале этого Москва

года получила

` двенадцатиканальную связь со столицей Бе-

лоруссии—Минском. Пришлось заново по-
строить почти всю магистраль, варварски
разрушенную немцами. В недалеком буду-
щем число каналов будет удвоено.
Скоростными методами идет строитель-

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Кукла

«Кукла Ирочка лежит на складе, как по-
луфабрикат, и на полках магазинов отсут-
ствует».

«Качество продукции в большинстве из-
Temi продолжает оставаться на низком
уровне: столы, лейки, обувь и Т. д.>.

«Принять к сведению заявление о том,
что вся партия кукол Ирочка будет закон-
нена сентябрем месяцем».

Откуда взяты эти словесные перлы? Из
сатирического рассказа? Нет, из официаль-
ного документа — из решения исполкома
Октябрьского райсовета города Свердлов-
ска.

Исполком обсуждал вопрос о недостатках
в работе Октябрьского райпромкомбината.
Люди трудились, проверяли работу комби-
ната, подготовляли к заседанию всевозмож-
ные справки, сочиняли проекты постанов-
лений. А в итоге было принято решение,
которое по форме своей является не чем
иным, как издевательством над русским
языком.

Выше мы процитировали несколько фраз
из решения исполкома, Но и все оно цпели-
ком написано в этаком дубовом стиле,
словно авторы его поставили перед собой
единственную цель — так писать, чтобы
было неудобочитаемо.

«Управляющему райпромкомбинатом укКа-
зать на низкое качество продукции и по
требовать резкого улучшения от своего
ОТК. Всю негодную продукцию ставить В
счет виновных лиц и резко поднять пПроиз-
водетвенную дисциплину».

В пункте третьем говорится о невыполне-
нии плана за август «по трем позициям».
в’ пункте седьмом комиссии поручается
“проверить и уточнить выполнение произ-
водственной программы за август». Что же,
собственно, тут нужно. еше уточнять И
проверять?

Читаешь постановление — словно по уха-
бам и кочкам едешь. А сидят в райиспол-
коме грамотные, опытные товарищи. Пред-
седатель тов. Завьялов учился в вузе,
много лет находится на руководящей хо-
зяйственной и советской работе. Его заме-
ститель тов. Шмелев, помимо средней
школы, в разное время окончил различные

смотря на
большое число наших радиостанций, обитая

ство телеграфно-телефонной линии Москва
— Новосибирск. Для размещения усили-
тельных подстанций и других служб воз-
водится несколько десятков зданий. Благо-
даря этой магистрали Урал и Сибирь полу-
чают мощный пучок дополнительной связи
с Москвой.

Строятся и другие линии, которые улуч-
шат и сделают более сильной связь Мо-
сквы, Сибири и Урала с Ташкентом. Алма-
Ата и другими городами Средней Азии.

Совсем недавно в Москве сдана B
эксплоатацию первоклассно оборудованная
станщия. Такие
станции сооружаются в Ленинграде,
Большое внимание уделяется радио. Не-
то, что немцы разрушили

мощность советских передатчиков во вре-
мя войны не уменьшилась. Сейчас непре-
рывно увеличивается число радиопередат-
чиков, в Том числе и коротковолновых.
Значительно выросли  радиопередающие
средства Москвы. Заново построены радио-
вещательные станции в Минске и Вильню-
се, приступили к постройке радиостанций
в Ленинграде и Риге, проектируется так-
же строительство в других городах (Львове,
Кишиневе и др.).

За шесть месяцев этого года военно-вос-
становительными частями возвращены к
жизни 66 телеграфно - телефонных узлов,
94 телефонные станции, 76 радиоузлов.
Особо следует отметить восстановление не-
скольких московских АТС, эвакуирован-
ных в начале войны, а теперь смонтиро-
ванных и пушенных в эксплоатацию.

Опыт Отечественной войны показал, что
мы имеем все возможности вводить в
эксплоатацию строящиеся предприятия
скорее, чем в довоенный период. Связисты
располагают рядом новых методов, Сспо-
собствующих ускорению строек. При мон-
таже АТС, например, была применена по-
точная система, основанная на разделении
труда по операциям. Группа инженеров
Главстройсвязи недавно  сконструировала
машину-кабелеукладчик. Первый ее экзем-
пляр испытывается в полевых условиях.
Одна такая машина в десятки раз сокра-
шает потребность в рабочей силе и позво-
ляет укладывать кабель во много раз бы-

стрее.

Ирочка
курсы и также не первый год на советской
работе. И вот сидят они и сочиняют безгра-
мотные, небрежно составленные и отредак-
тированные решения.

В некоторых учреждениях повелось <чи-
тать, что существуют как бы два языка —
обычный, разговорный, и особый, канцеляр-
ский, которым только и можно излагать
решения Й постановления. Сказать «ком-
бинат выпускает никуда негодную обувь»
можно. Но избави бог так написать в ре-
шении. Под рукой канцелярского деятеля
эта простая и ясная мысль превращается в
нечто подобное следующему: «с точки зое-
ния носки обувь не соответствует установ-
ленным кондициям и регламентированному
стандарту, преполанному ОТК».

Не скажет тов. Завьялов в беседе с при-
ятелями: «Картошка в моем огороде лежит
на грядках, как полуфабрикат, и в горшке
на плите отсутствует». Наверняка не ска-
жет! Так почему же, как только его перо
начинает строчить решения о промкомби-
нате, он изо всех сил старается, чтобы по-
лучилось возможно более казенно и Ту-
манно?

Есть один великай русский язык. И во-
все не нужно его коверкать в угоду люби-
телям хитроумных канцелярских вывертэв.
Решение советского органа подводит итог
какой-то работе. Оно должно быть состав-
лено предельно четко, просто и прежде
всего, конечно, грамотно.

Форма изложения советского документа
имеет большое значение. От того, насколь-
ко ясно и конкретно он... написан, зависит

А и судьба его, зависит улучшение работы

на том или ином участке. В данном слу-
чае речь шла о насущных, жизненных нуж-
дах трудящихся района, о выпуске това-
ров широкого потребления. Но разве мало-
грамотная бумажка способна кого-нибудь
научить, исправить положение?
Выражаясь языком ваших решений, това-
риш Завьялов, с грустью констатируем, что
«качество литературной продукции в боль-
шинстве решений исполкома остается на

низком уровне».
: В. САФОНОВ.
г. СВЕРДЛОВСК.—.-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Вильнюс.

Государственная филармония.
Фото Ф. Латыповой.

В Вильнюсе

(От собственного корреспондента
«Известий»)

История литовской столицы
Вильнюсский государственный архив —
един из богатейших в нашей стране. Здесь
хранится более трех миллионов дел, в том
числе огромное количество материалов по
истории литовской столицы. Научные со-
трудники архива вместе с профессорами
университета подготовили к печати первый
сборник—«История города Вильнюса». До-
кументы, помещаемые в сборнике, отно-
сятся к ХУ и ХУ! векам. Большинство из
них публикуется впервые. Предполагается

издать несколько таких сборников.

Памятник освободителям города

Среди зелени Антокольского кладбища на
холмах и склонах виднеются могилы воинов
Красной Армии, павших в боях за освобо-
ждение Вильнюса. Сейчас на могилах героев
сооружается памятник из черного гранита.
Заканчивается кладка фундамента. Высота
памятника — пять метров.

Творческие вечера писателей

После летнего перерыва возобновил рабо-
ту клуб Дома писателей. Еженедельно здесь
устраиваются творческие вечера. Первые из
них были посвящены латышскому поэту
Янису Райнису и новым работам литовских
писателей. Большой интерес вызвало чтение
перевода «Фауста», законченного недавно
поэтом Шведасом. Оживленно прошел вечер,
посвяшенный русским переводам литовских
стихов.

В ближайшее время в Вильнюсе начнет
выходить еженедельная газета «Литература
и искусство».

Занятия в консерватории

Начался учебный год в Вильнюсской кон-
серватории. В ней пять факультетов: форте-
пианно-органный, оркестровых инструментов,
композиторский, дирижерский и вокальный.
Впервые создана кафедра народных инстру-
ментов. К занятиям приступило около двух-
сот студентов. у re

Русский театр драмы
В Вильнюсе решено открыть русский те-
атр драмы. В центре города под театр отве-
дено удобное помещение. Идет капитальный
ремонт здания. Комллектуется труппа. Пер-
вый спектакль состоится в конце года,

Команда ЦДКА вышла
в финал

Семь мячей в воротах «Зенита»

Вчера на московском стадионе «Дина-
мо» состоялся полуфинальный матч на Ку-
бок СССР по футболу между командами
ЦДКА и ленинградского общества «Зе-
HUT>. Е

Год назад на том же поле обе эти коман-
ды встретились в финальном матче на Ку-
бок СССР. Команда ЦДКА тогда потер-
пела поражение, — кубок достался ленин-
градцам. Вчера армейские футболисты взя-
ли блестящий реванш.

Только четырнадцать минут футболисты
«Зенита» противостояли натиску армейских
футболистов. После несложной, но прове-
денной в хорошем темпе комбинации, Боб-
ров открыл счет.

Тридцать четвертая минута игры. Бобров
передает мяч на левый край поля. Здесь
его перехватывает нападающий ЦДКА
Демин. Удар, -® и мяч в воротах «Зенита».
Со счетом 9:0 в пользу команды ЦДКА
заканчивается первая половина игры.

Во второй половине команду «Зенит»
постигла полная неудача. В самом начале на
редкость красивую комбинацию, начатую
Грининым, завершил Николаев, забивший
головой третий гол. Еще через несколько
минут Бобров далеким, но очень сильным
ударом забил четвертый гол. Пятый гол
забил Николаев, а еще через несколько
минут прорвавшийся на середину поля Боб-
ров провел мяч до ворот и увеличил счет
до 6:0. Из-за оплошности вратаря ленин-
градиев тому же Боброву удалось забить
сельмой и последний в этом матче гол.

Со счетом 7:0 выиграла команда ЦДКА.
Она вышла в финал, который состоится в
воскресенье на стадионе «Динамо». Про-
тив команды ЦДКА выступит победитель
сегодняшнего матча «Динамо» (Москва)—
«Трактор» (Сталинград).

Делегация монгольской молодежи
- в Антифашистском комитете
советской молодежи

Находяшаяся в Москве делегация Моло-
дежи Монгольской Народной республики
посетила вчера Антифашистский комитет
советской молодежи. В дружеской беседе
гости рассказали о жизни молодежи своей
страны, о деятельности Ревсомола, об’еди-
няющего в своих рядах передовую моло-
дежь МНР.

Руководитель делегации Гомбосурун зая-
вил: }

— В голы войны против гитлеровской
Германии молодежь возглавила народное
движение за оказание помощи Красной
Армии. На средства, собранные молодыми
людьми, были построены танки и самолеты,
отправлены многочисленные посылки CO-
ветским воинам.

Образцы мужества и героизма показала
монгольская молодежь в войне против им-
периалистической Японии. Более 500 моло-
дых кавалеристов-ревсомольцев, сражав-
шихся под командованием маршала Чой-
балсана, награждены за боевые подвиги
монгольскими орденами.

Член делегации Цункук поделилась с
присутствующими своими впечатлениями ©
пребывании в Советском Союзе. Она отме-
тила огромный интерес монгольской моло-

дежи к жизни молодежи Советского Союза:
(ТАСС).

ECEP

Экономическая мошь
социалистического государства

После победоносного завершения вой-
ны, приведшей к ликвидации очагов фа-
шистекой агрессии в Европе и на Даль-
нем Востоке, советский народ с огромной
энергией приступил к выпфлнению вели-
чественных задач восстановления и даль-
нейшего развития народного хозяйства
нашей родины. В наступивший период
мирного созилалельнего труда, призван-
ного обеспечить новый экономический и
культурный расцвет нашей страны, ‹о-
велский народ вооружен ясностью пер-
спективы и исполнен уверенности в своих
силах. Репающие преимущества совет-
ского государственного строя, обществен-
ной и хозяйственной системы, которые
так ярко обнаружились в ходе войны,
служат залогом новых успехов и побед
на фронте мирной строительной работы.

Война нанесла неисчислимые раны на-
шему народному хозяйству, принесла не-
слыханные лишения народу. Но в то же
время в горниле величайших военных
испытаний еще более закалилаеь и ок-
репла сила и мощь Советского государ-

ства. «Советский строй оказался не
только лучшей формой организации
экономического и культурного под’ема

страны в годы мирного строительства, но
и лучшей формой мобилизации всех сил
народа на отпор врагу в военное время».
(И. Сталин).

Советское государство имеет своей эко-
номической основой социалистическую
систему народного хозяйства и общест-
венную, социалистическую собственность
на средства производетва. Господство
общественной соботвенности на средегва
производства создает в налней стране со-
вершенно иные взаимоотношения между
государством и хозяйством, чем в других
странах.

Раз’ясняя характер взаимоотношений
между государством м хозяйством в ка-
питалистичесжих странах, товариш Ста-
лин в беседе с английским писателем
Г. Уэллеом более десяти лет назад особен-
но подчеркнул, что там хозяйство не на-
ходитея в руках государства, а наоборот,
государство находится в руках капитали-
стического хозяйства. Иначе и быть не
может при общественном строе, который
зиждется на частной собственности на
средства производства.

Совершенно иным образом складыва-
ются взаимоотношения между государ-
ством и хозяйством при советеком строе.
Советское государство, опираясь на 00-
щественную собственность на средетва
производетва, держит в своих руках все
рычаги хозяйственного развития. В на-
шей стране подавляющая масса средств
производства — земля, ее недра, леса и
воды, фабрики и заводы, железные доро-
ги, шахты и рудники, совхозы и машин-
но-тракторные станции и т. д. — 00-
ставляет всенародное достояние, являет-
ся государственной собственностью. Co-
ветское государство в качестве  полно-
мочного представителя народа органи-
зует производство и распределение то-
варов, товарооборот, капитальное строи-
тельство, финансовую и кредитную си-
стему — словом, все мноцогранные и
разнообразные области хозяйственной
деятельности. Таким образом Советское
государство является руководящей и
налравляющей силой всей хозяйственной

жизни нашей родины.

Этим определяется высокая степень ор-
ганизованности нашего экономического
развития. Там, где предприятия принад-
лежат  капиталистам, их корпорациям,
концернам или трестам, порядок на каж-
дом предприятии в отдельности с9-
четаетея с анархией производства в 00-
ществе в целом. Самая тщательная орга-
низация производства на том или ином
заводе не в состоянии спасти предприя-
тие от опустошительных штормов ры-
ночной кон’юнктуры.

Иное дело в Советской стране. Здесь
все народное хозяйстве является народ-
ным не только по названию, но и по су-
ществу. Производственный аппарат, за-
пасы сырья и материалов, денежные
средства, необходимые для организации
процесса воспроизводства, — все это
принадлежит советекому народу в лице
его государства. Хозяйственная жизнь
направляется народнохозяйственным пла-
ном, который разрабатывается  орга-
нами Советского государства ‘при уча-
стии трудящихся масе и имеет силу го-
сударственного закона. Государственный
народнохозяйственный план исходит из
полного использования всей рабочей си-
лы общества, всего наличного производ-
ственного аппарата, который из года в
год планомерно расширяется и умно-
жается в интересах повышения экономи-
ческой мощи страны и материального
благосостояния ее населения.

Особая экономическая роль Советско-
го государства реально обеспечивает его
гражданам также и их демократические
права, в том числе и такие жизненные
права, как право на труд, на образование,
на обеспечение при утрате! работоспособ-
ности и обеспечение в старости. В док-
ладе о проекте Конституции Союза ССР
товарищ Сталин подчеркнут, что Совет-
ская Конституция «не ограничивается
фиксированием формальных прав граж-
дан, а переносит центр тяжести на воп-
рос 0 гарантиях этих прав, ча вопрос о
средствах осуществления этих прав». В
этом заключается коренное отличие С0-
ветской Конституции от буржуазных кон-
ституций, которые обычяъ  ограничи-
ваютея  провозгаашением, формальных
прав граждан, не заботясь 06 условиях
осуществления этих прав,/о необходимых
для этого средствах. 1

В отличие от буржуазных конститу-
ций Советская Конституция «не просто
провозглашает равенство прав граждан,
но и обеспечивает его законодательным
закреплением факта ликвидации режима
эксплоатации, факта освобождения граж»
дан от всякой эксплоатации», «не просто
провозглалиает право на труд, но и 0бес-
печивает его законодательным закренле-
нием факта отсутствия кризисов в совет-
ском обществе, факта уничтожения без-
работицы», «не просто провозглашает
демократические свободы, Ко и обеспечи-

ood

А. ЛЕОНТЬЕВ

foe

В свете этих фактов, ставших жизнен-
ной реальностью для огромной страны,
чего стоят затоздалые уверения побор-
ников «свободной инициативы», будто
бы распространение власти государства
на хозяйство противоречит идеалам сво-
боды, экономической демократии и т. д.
Разве не очевидно, что реальное обеспе-
чение демократических прав граждан
Советским государством, которое держит
в своих руках хозяйство, представляет
собой наиболее последовательный  демо-
кратизм? Это и есть социалистический
демократизм, который обеспечивает ре-
альные права для всех трудящихся. Ме-
жду тем в условиях «частного хозяйства»
формальное равноправие граждан отнюдь
не дает трудящимся «свободы от стрз-
ха», «свободы от нужды». Не говоря уже
о том, что и при наличии занятий труже-
ники подвергаются эксплоатации, над
ними ощутимо висит Дамоклов меч без-
работицы, означающей в конечном сче-
те нищету и голод.

Марксистоко-ленинская теория научно

раскрыла глубокие противоречия капи-
тализма и показала их экономическую
основу. Капиталистическое производство,
имеющее в условиях современной машин-
ной техники общественный характер, ба-
зируется на частной собетвенности Ha
средства производства. Коренное проти-
воречие между производительными  си-
лами капиталистического общества и его
производственными отношениями, между
общественным характером производства ий
частно-капиталистической формой при-
своения накладывает неизгладимую пе-
чать на все стороны жизни капиталисти-
ческого общества. Отсюда вытекает не-
избежность безработицы, кризисов, уни-
чтожения производетвенных сил.

Социалистический строй, победивший

`даретвенные

кротство. Известно, что в Англии и в
Соединенных Штатах Америки достиже-
ния в области военного производства
были осуществлены не благодаря частной
инициативе, а, наоборот, вопреки ей. В
США, например,’ частно-предпринима-
тельские группы концернов и трестов от-
крыто и упорно сопротивлялись осуще-
ствлению рузвельтовской программы во-
оружения, Преодолев сопротивление этих
групп, Рузвельт обеспечил выполнение
своей программы лишь благодаря тому,
что были ассигнованы десятки миллионов
долларов из государственной казны на
нужды военного производства. На госу-
средства строилиеь новые
заводы и перестраивались старые, созда-
вались запасы сырья, сосружались об-
ширные сети аэродромов, баз, складов
и т. д. Государственное же вмешатель-
ство обеспечило военное производство не-
обходимым притоком рабочей силы. Ана-
логичная картина наб`юдалась и в Анг-
лии, где силою обетозтельств. преобла-
давшие тогда в правительстве консерва-
горы, выступающие рьяными защитни-
ками неограниченной частной инициати-
вы и не менее рентительными противни-
ками государственного контроля над хо-
заяйственной жизнью, были все же вынуж-
дены прибегнуть к организации весьма
разветвленной системы госуларетвенного
регулирования в экономической области.

Лишь таким путем англичанам удалось
осуществить самые неотложные задачи
в деле организации военных усилий
страны.

Поэтому отнюдь нельзя считать  слу-
чайностью, что экономическая мощь Co-
ветского государства  раскрывшаяся
столь наглядно в тяжелых условиях вой-
ны, произвела огромное впечатление и за
рубежами нашей родины. Миллионы лю-
дей увидели воочию, что те басни о с90-
циализме, которыми их кормили в тече-
ние долгого времени, не имеют ничего
общего с действительностью. Исход пар-

в нашей стране, ликвидировал эти язвы
капитализма. В советском обществе до-
стигнуто полное соответствие между
производительными силами и производ-
ственными отношениями, ибо обществен-
ному характеру производетва  соответ-
ствует общественная же собственность
на средства производства.

Война еще раз подтвердила и притом в
исключительно наглядной форме те огром-
ные преимущества, которые имеет со-
ветский общественный острой. Можно ска-
зать без преувеличения, что ни одна дру-
гая хозяйственная система не выдержала
бы тех непытаний, перед лицом которых
стала Советская страна. Советский строй
спас нашу родину. В течение кратчайше-
го исторического срока героическими уси-
лиями советского народа была ликВИДИ-
рована хозяйственная отсталость нашей
страны; за годы сталинских пятилеток
Советская страна обеспечила свою эко-
номическую независимость и обороноспо-
собность. Наша страна превратилась в
могучую индустриально-колхозную держа-
ву. Только в условиях советского обще-
ственного и хозяйственного строя могли
быть успешно разрешены те труднейшие
задачи, которые встали перед нашей стра-
ной в обстановке войны, вероломно и
предательски навязанной Советскому Со-
юзу гитлеровеким  разбойничьим импе-
риализмом. Благодаря огромной органи-
заторекой работе большевистской партии
и Советекого государства, на основе
преимуществ советского хозяйственного
строя нам удалось успешно разрешить та-
кие гигантские экономические задачи, как
перестройка народного хозяйства на воен-
ный лад, эвакуация промышленности из
областей и районов, подвергшихся наше-
ствию врага, и перебазирование ее на
восток, непрерывное расширение и рост
военного производства для обеспечения
возрастающих нужд Красной Армии. Со-
ветский тыл прочно подпирал боевые
действия Красной Армии. В ходе войны
неустанно росли и крепли силы Совет-
ского государства, укреплялаюь его воен-
но-экономическая мошь. Экономическая
победа над гитлеровской Германией,
сдержанная тружениками советекого ты-
ла, навсегда войдет в историю нашей
советской родины, как страница ее неувя-
даемой славы.

В дни войны выросли и еще более ок-
репли такие могучие силы советского 0б-
шества, как  морально-политическое
единство советского народа, дружба на-
родов СССР и советский патриотизм. Co-
ветский социалистический строй развер-
нул все свои могучие силы.

Под мудрым руководством великой
партии Ленина—_Сталина весь советский
народ, все нации Советского Союза в
дни войны об’единились в едином патрио-
тическом порыве, чтобы опрокинуть н8-
навистного врага и уничтожить его. Глу-
бокие патриотические традиции великого
русского народа — наиболее выдающей-
ся нации нашей страны — и других на-
родов СССР умножилиеь любовью к Co-
ветской отчизне, решимостью ототоять от
врага великие завоевания социалистиче-
ской революции.

Конечно, военная перестройка хозяй-
ственной жизни оказалась неизбежной и
для других стран. Но в агрессивных
странах она проводилась в течение мно-
гих лет, — в Германии, например, она

вает их в законодательном порядке из-
вестными материальными  средотвами»
(И. Сталин).

началась еще ло прихода Гитлера к
власти и пошла особенно быстрыми тем-
пами в годы фашистокого режима, кото-
рый превратил страну в огромный воен-
ный арсенал и плацдарм мировой агрес-
сии. Что же касается союзных держав,
то военная перестройка их хозяйства
потребовала значительно более долгих
сроков. А между тем в войне против гит-
леровской Германии сроки имели перво-
степенное, решающее значение. Необхо-
димо было быстро организовать действен-

ламентских выборов в Англии показал,
что запугивание жупелом социализма
теперь уже не сулит успеха. Наоборот,
притягательная сила идей плановой эко-
номики, свободной от кризисов, безра-
ботицы, опустопительной конкуренции,
так велика, что с этим приходитея
серьезно считаться всем деятелям, имею-
щим дело с рабочим движением.

Не может быть сомнения в том, что в
наступивший мирный период преимуще-
ства советского экономического строя
обнаружатся с новой полнотой и силой.
Естественно, что могучая сила социали-
стического соревнования, так много дав-
шая во время войны, выдающиеся дости-
жения стахановцев военного времени и
такие новаторские методы производства,
как поточный метод, скоростные способы
восстановления и нового строительства
ит. д., прочно входят в арсенал тех
средств, которыми вооружен созидатель-
ный труд советских людей в новый по-
слевоенный период. В колхозной деревне
война обнаружила могучие творческие
силы, сумевшие обеспечить надлежащий
уровень производства после ухода огром-
ного большинства мужчин-колхозников

в ряды Красной Армии. Резервы рабочей
силы, новые организаторекие кадры,
взращенные колхозным строем, найдут
себе широкое поле деятельности в усло-
виях мирного периода. Опыт, накоплен-
ный в тяжелые годы войны в промышлен-
ности, в сельском хозяйстве и на траяе-
порте, входит драгоненным вкладом в
достояние нашей родины. Он не пропа-
дет, он будет полностью использован и
в условиях мирного развития. Демобили-
зованные воины возвращаются к завод-
ским станкам, на родные поля, в науч-
ные институты и лаборатории, в управ-
ленческий аппарат. Многие и многие из
них приносят не только боевую закалку,
но и новые технические навыки, приобре-
тенные в артиллерии, авиации, танко-
вых войсках и т. д. Золотой фонд совет-
ской экономики — ее кадры пополняют-
ся новыми славными отрядами.

Все это открывает широкие перепек-
тивы лальнейшего экономического под’-
ема. Ибо в социалистической системе на-
родного хозяйства переход с рельсов во-
енного производотва на мирные рельсы,
рост и расширение производотва не вы-

зывают угрозы кризисов, безработицы,
экономических потрясений.
Уже сейчас обнаруживается резкое

различие в переходе на мирные рельсы у
нае и за рубежом. Там первые же шаги
перестройки промышленности на мирный
лад посеяли в сердцах миллионов людей
тревогу и неуверенность. Возникла без-
работица, которая нарастает быстрыми
темпами. В Создиненных Штатах, на-
пример, число безработных уже сейчас
доходит до двух с половиной миллионов
человек, а, 0 имеющимея предположе-
ниям, оно до конца года превысит десять
миллионов человек. Стремления капита-
пистов к ухудшению условий труда рабо-
чих вызывают оборонительные меры про-
летариата. На этой основе вырастают тру-
довые конфликты — забастовки, которы-
ми в той же Америке уже охвачены мно-
гие сотни тысяч рабочих целого ряда
жизненно важных отраслей
хозяйства. В ряде освобожденных стран
Западной Европы крупно-капиталисти-
ческие элементы и особенно те, которые
в течение ряда лет сотрудничали с вра-
гом и ло сих пор еще не обузданы, про-
являют активность прежде всего в 00-
ласти экономического саботажа и подрыв-
ных спекулятивных махинаций на чер-
ном рынке. Эти «патриоты собственных
карманов» упорно сопротивляются про-
ведению самых неотложных  оздорови-
тельных мер в области экономики.
Превосходство советской  экономиче-
ской системы глубоко понятно рабочим,
колхозникам, интеллигентам наптей стра-

ный отпор чудовищной военной машине
гитлеровской Германии, усилившейся за

\ечет промишленных ресурсов оккупиро-

валных стран Европы. И эта задача бы-
ла блестяще выполнена Советским Сою-
зом. Благодаря героической борьбе на-
шей родины союзники — Англия и С06-
диненные Штаты — получили в cBoe
распоряжение более длительные сроки
для мобилизации своих военных усилий.

В условиях войны пресловутая част-
ная инициатива обнаружила свое бан-

ны. Советские люди наглядно видят, что
в скорейшем восстановлении разрушенно-
го и в дальнейшем расцвете нашего хо-
зяйства — залог счастливой жизни Co-
ветского народа. Поэтому советский на-
род Tak сплочен вокруг великой партии
Ленина Сталина, явившейся организа-
тором и вдохновителем народной борьбы
за победу над немецкими захватчиками
и теперь возглавляющей народные массы
в творческом мирном труде.

народного’