О выводе иностранных войск
из Тегерана

ТЕГЕРАН, 5 октября. (ТАСС). Большая
часть американских войск уже выведена из
Тегерана. В настоящее время остаются
только несколько сот американских солдат
и офицеров в Амирабаде (в предместьях
Тегерана). Что касается английских войск,
то значительная часть их до сих пор про-
должает оставаться в Тегеране. В связи с

`Результаты выборов в норвежский стортинг

СТОКГОЛЬМ, 9 октября. (ТАСС). По
сообщению стокгольмекого радио, в ре-
зультате вчерашних выборов левые партии
получили большинство в новом норвежском
стортинге, получив 81 мандат против 69
мандатов, полученных правыми партиями.
Согласно последним данным подсчета го-
лосов, распределение мандатов между раз-

Массовые предвыборные митинги в Югославии

БЕЛГРАД, 8 октября. (ТАСС). Вчера в
Белграде и Загребе состоялись массовые
предвыборные митинги рабочих и служа-
щих, организованные едиными профсоюзами
Югославии, входящими в Народный фронт:
Митинг в Белграде, на котором  присут-
ствовало свыше 70 тыс. человек, открыл
председатель городского совета профсою-
зов, предоставивший слово секретарю ЦК
профсоюзов Божичевичу.

«Назначив выборы, которые булут прово-
диться в условиях полной свободы при
тайном голосовании,—заявил Божичевич,—
правительство дает возможность нашим на-
родам через учредительное собрание ре-
шить вопрос об общественном и государет-
венном устройстве нашей страны. Эти вы-
боры явятся также доказательством жизне-

Выступление итальянского премьер-министра
на пресс-конференции

РИМ, 7 октября. (ТАСС). Выступая 6 ок-
тября на пресс-конференции‘ итальянских
журналистов, председатель совета мМини-
стров Парри сделал заявление по вопросу о
международном положении Италии, под-
черкнув, что «правительство и страна чув-
ствуют, что условия перемирия становятся
все более тягостными». «Мы вынуждены
просить о том, чтобы Об’единенные нации
определили военный, экономический и юри-
дический статут Италии: военный — по-
скольку это касается условий перемирия,
которые, очевидно, могут быть прекраше-
ны; экономический — для того, чтобы нор-
мализовать наши отношения с заграницей, в
особенности с Америкой; юридический —
для того, чтобы позволить нам войти в чи-
сло Об’единенных наций и получить свобо-
ду действий как внутри, так и вне страны».

На вопрос о причинах задержки передачи

Заявление члена палаты представителей США Коффи

НЬЮ-ЙОРК, 6 октября. (ТАСС). Член па-
латы представителей Коффи (демократ от
штата Вантингтон) 1 октября опубликовал
в бюллетене конгресса текст заявления
секретаря Американского всеславянского
конгресса Пиринского, в котором Пирин-
ский осуждает политику Соединенных Шта-
тов на Балканах.

Выступая в палате представителей, Коф-
фи заявил: «Американский всеславянский
конгресс, вполне естественно, весьма заин-
тересован в положении на Балканах, кото-
рое обсуждалось Советом министров ино-
странных дел в Лондоне. Американский
всеславянский конгресс опасается, что го-
сударственный департамент стремится ока-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

этим здесь воспроизводят сообщения о том,
что именно по английской инициативе было
принято на Берлинской конференции глав
трех правительств решение о немедленном
выводе союзных войск ‘из Тегерана. Совет-
ские войска, как известно, были полностью

выведены из Тегерана к 20 сентября 1945
года.

личными партиями выглядит следующим
образом (в скобках указано количество ман-
датов, полученных различными партиями
на выборах 1936 года): правая партия 28
мандатов (против 35), крестьянская 12
(18), христианско-народная 9 (2), партия
«венстре» 20 (23), рабочая партия 73 (70),
коммунистическая партия 8 (0).

способности нашей народной власти, кото-
рая за столь короткое время сумела под-
готовить выборы».

Подвергнув резкой критике деятельность

оплозиции, Божичевич под бурные апло-
дисменты собравшихся заявил, что члены
профсоюзов будут голосовать за список

кандидатов Народного фронта. Затем с ре-
чами выступили генерал-лейтенант Алек-
сандр Ранкович, секретарь союза банков-
ских служащих Милада Райтер и министр
по делам Черногории Милован Джилас.

В массовом митинге в Загребе приняло
Участие около 40 тыс. рабочих и служащих.

После окончания митингов в Белграде и
Загребе состоялись массовые демонстрации.

На предвыборном собрании, организован-
ном вчера Народным фронтом в Любляне,
присутствовало свыше 20 тыс. человек.

северных провинций итальянской админи-
страции Парри ответил, что начальники
об’единенных штабов в Вашингтоне, веро-
ятно, встретились с трудностями в этом
деле, поскольку решение вопроса целиком
зависнт от них. Парри специально подчерк-
нул в своем выступлении, что союзники
окажут помошь Италии только в той мере,
в какой страна проявит «серьезность и
единство» в своей внутренней политике.

По вопросу о слухах о государственном
перевороте Парри указал, что правитель-
ство в состоянии противостоять подобной
опасности, однако многие тревожные слу-
хи на эту тему не заслуживают внимания.

Парри также высказал надежду на бы-
строе завершение чистки в Италии, заявив,
что для этой цели скоро будут приняты
дополнительные меры, которые в настоя-
щее время обсуждаются.

зать помощь некоторым реакционным CH-
лам, которые делают серьезные попытки воз-
родить старые профашистские и фашистские
режимы в Болгарии, Венгрии и Румынии.

Американский всеславянский конгресс
пытался изложить свои взгляды на страни-
цах газеты «Нью-Йорк таймс», но эта га-
зета отказалась предоставить ему место
для этой цели. Необходимо, чтобы Соеди-
ненные Штаты — один из величайших оп-
лотов демократии в этой войне — не зани-
мали позицию отчуждения от друзей де-
мократии в Европе. Мы сделали ошибку,
сблизившись с фашистским аргентинским
правительством... Мы не должны повторять
этой ошибки».

«Обсервер» о положении в Португалии

ЛОНДОН, 7 октября. (ТАСС). Отмечая
предстоящие 18 ноября всеобщие выборы
в Португалии, дипломатический — обозре-

ватель газеты «Обсервер» пишет: «Эти вы-
боры не должны считаться признаком воз-
рождения демократии в Португалии, по-
скольку в этой стране так же, как и в
Испании, выборы не означают много-
го. Португальские либералы не могут по-
нять, почему нынешний режим не осужден
ни в Потсдамской декларации, ни в речи
Бевина, поскольку португальский режим
очень мало чем отличается от франкист-
ского режима в Испании. За последние
шесть лет режим Салазара воспринял са-
мые худшие черты гитлеризма и фашизма

с их гестапо, политическими преследова-
ниями, высылкой, политическими заклю-
ченными, тайными тюрьмами, суровой цен-

зурой и абсолютным контролем над
прессой».
Корреспондент пишет, что большинство

португальцев надеется, что армия освобо-
дит их от нынешнего режима при условии,
если она ограничит свою власть поддержа-
нием порядка во время постепенного пере-
хода к демократическому режиму. «Но Са-
лазар думает, что если Франко, несмотря
на все давление извне, может выдержать
бурю, то он сам, не испытывая такого дав-
ления, может не беспокоиться».

B Boatiapuu’

2. Народ не шутит
с совестью

Никому не придет в голову отождествлять
французский народ с Лавалем. Однако име-
ются на свете фарисеи, которые упорно вы-
дают народную Болгарию за Болгарию Ко-
бургской династии или Филова. У фарисеев
свои резоны. Они сердиты на болгар не
столько за то, что в Болгарии были фаши-
сты, сколько за то, что болгары сурово рас-
правились со своими фашистами.

На чьей стороне воевали болгары? Может
показаться нелепым подобный вопрос: все
знают, что фашистские правители Болгарии
по приказу Берлина об’явили войну Велико-
британии и Соединенным Штатам; все так-
же знают, что немцы хозяйничали в Болга-
рии, как в своей колонии. Но фашистские
правители Болгарии были обречены на без-
действие, — народ не хотел сражаться за
Германию, а партизаны, эти действительные
представители болгарского народа, много
месяцев под ряд в исключительно тяжелых
условиях вели войну против фашизма.

Предо мной немецкая карта Болгарии:
вряд ли она могла соблазнить немецких ту-
ристов красотами Долины роз или разноэб-
разием пейзажей, — на ней черными пятна-
ми обозначены партизанские отряды, име-
нуемые группами «бандитов».

Здесь видишь, до чего не правы люди, ко-
торые уверяют, будто болгары по своей при-
роде преданы германскому империализму.
Болгарин ценит свободу, как человек, вы-
шедший из глубокой шахты, ценит свежий
воздух. Позади века турецкого ига. Мир
Узнал о пробуждении народных чувств Бол-

душа болгарского крестьянина, который лю-
бит горный воздух, простые радости жизни
и человеческое достоинство?

Нет, болгары никогда не заключали сде-
лок со своим фашизмом. Здесь бедная зем-
ля. Здесь мало крупных, городов, тучных
нив и копей, но совести здесь много. Христо
Ботеву, большюму поэту и большому чело-
веку, было двадцать восемь лет, когда он
погиб, отстаивая вольность. Незадолго до
смерти он писал: «Не умирает тот, кто уми-
рает за свободу». Эти слова остались заве-
щанием, и в черные годы фашизма юноши,
девушки, у которых мужества было больше,
чем патронов, со стихами Христо Ботева
шли навстречу смерти. Я не забулу рассказа
об одной партизанке, ее звали Вела. Триста
солдат гонялись за девушкой, голова Велы
была оценена в сто тысяч левов. Окружен-
ная, она не сдалась и сражалась до конца.
Ее голову посадили на кол.

Я не стану пересказывать эпизоды, Бы-
вают времена, когда и геройство перестает
изумлять. Фашисты выплачивали награду

за голову партизана, и вот они, цифры
крови: в 1941 г. — шестьсот тысяч, в
1942 г. — четыре миллиона, в 1943 г. — со-

рок один миллион, в 1944 г. восемьдесят
семь миллионов левов.

Во главе партизан стоял Добри Терпе-
шев, ныне генерал-лейтенант и министр,
старый человек с сердцем юноши. Желая
выказать уважение, болгары несут гостя на
руках, — таков обычай. О Добри Терпеше-
ве шутят: «Он теперь не может сделать
шага, —его повсюду носят на руках». Этот
человек начал войну против большой, хо-
рошо вооруженной армии почти без ору-
жия — со смелыми людьми и с верой в
победу.

гарии семьдесят лет тому назад. С топора-
ми, с косами шли крестьяне на притесните-
лей. Тогда раздались потрясенные голоса
Тургенева, Гюго. Запад не знал, что и до
1876 года добрые три века покоренные, но
непокоримые болгары вели жестокую борь-
бу за независимость. В 1923 году фашизм
залил кровью Болгарию. Народ не сдавал-
ся, и каждая пядь земли говорит о страш-
ной драме. Что может быть дальше от фа-

Партизаны генерала Славчо Трынского в
1944 году овладели обширными районами,
очистив их от фашистов. Восемнадцать ты-
сяч партизан дожили до дня победы; фа-
шисты убили двадцать девять тысяч патри-
отов. Эти цифры говорят не только о мо-
ральной высоте народа. Они показывают,
какой ожесточенной была боба, Окку-
панты нервничали. Гитлер лиф ву ^приказом
выразил благодарность” однбму из самых

шизма, дальше от прусской казармы, чем

=) См. «Известия» от 6 октября. у

жестоких  карателей, Константину Стояно-
ву. Я просматривал немецкие документы.
Вот телеграмма: партизаны подожгли не-

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗД А TE Л ЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-11; Военного—К 5-68-59 и К 3-59-70
Советского строительства—К 3-98-77; Пропаганды-К 5-23-20; Литературы и искусства—К 0-57-27; Иностранного—К 3-91-08; Писем—К 5-15-17; Художественного—К 5-36-53.

Б 17109.

Выступление Бевина
в палате общин

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Сегодня
министр иностранных дел Англии Бевин
выступил в палате общин с пространным
заявлением о первой сессии Совета мини-
стров иностранных дел в Лондоне. Бевин
перечислил вопросы, обсуждавшиеся Сове-
том министров, и отметил прогресс, достиг-
нутый при обсуждении вопросов о проекте
мирного договора с Финляндией и Италией.
Затем Бевин подробно изложили обосно-
вывал точку зрения английской делегации
на существо возникших разногласий.

Выступление Трумэна
на пресс-конференции в Типтонвилле

НЬЮ-ЙОРК, 9 октября (ТАСС). По со-
общению корреспондента агентства Ассо-
шиэйтед пресс из Типтонвилля (штат Тен-
несси), выступая на специальной пресс-
конференции, президент Трумэн заявил, что
Соединенные Штаты не намерены раскрыть
секрет атомной бомбы какой-либо стране.

Трумэн заявил, что он не считает, что
конференция министров иностранных дел в
Лондоне закончилась провалом, и указал,
что интересы Соединенных Штатов не стал-
кивались с интересами Советского Союза,
но иногда различия в языке и переводе со-
здавали трудности.

Закрытие Всемирной
профсоюзной конференции

ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). На вчераш-
Нем заседании Всемирной профсоюзной кон-
ференцик выступили делегаты Голландии,
Египта, Ирана и Афганистана. Затем слово
взял делегат созетских профсоюзов тов. Та-
расов. Он заявил, что конференщия добилась
больших успехов в своей работе, и затем
внес предложение об окончании ее работы.
Это предложение было принято. В. заключе-
ние выступил Леон Жуо; который выразил

удовлетворение результатами работы конфе-
ренции.

Отставка правительства Вулгариса

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер из Афин, здесь офи-
циально об’явлено, что кабинет адмирала
Вулгариса вышел в отставку.

К вопросу о морских
и авиационных базах
в Исландии

СТОКГОЛЬМ, 8 октября. (ТАСС). В
течение истекшего лета иностранная печать
и радио неоднократно возвращались к воп-
росу о большом военно-стратегическом
значении Исландии. В июне агентство Рей-
тер воспроизводило заявление командую-
щего американскими войсками в Исландии
о намерении американского командования
через четыре-пять месяцев покинуть базы
на исландской территорни; однако при
этом оговаривалось, что американские вой-
ска стремятся сохранить одну базу — близ
столицы города Рекьявика. Двумя месяца-
ми позже финское радио передало об аме-
риканских планах’ сохранения баз в Ислан-
дии, ссылаясь при этом на американскую
прессу.

Сейчас в журналистских кругах циркули-
руют слухи, что правительство Соединен-
ных Штатов Америки предложило исланд-
скому правительству заключить договор
о передаче военно-морских и авиационных
баз в Исландии в долгосрочную аренду.

Забастовка докеров в Англии

дает агентство Рейтер, 14 тысяч докеров,
бастующих в доках Мерсейсайд, вопреки
предположениям, 8 октября не вернулись
на работу. Количество судов, которые в
настоящее время задерживаются в доках
Мерсейсайд, достигает 200. ©

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как
сообщает агентство Рейтер, в Гулле вслед-
ствие забастовки четырех тысяч докеров
задержано свыше 30 судов.

мецкий состав в Чумерне; вот приказ не-
мецкого офицера Гайна: «усилить бдитель-
ность в виду регулярного исчезновения во-
еннослужащих». Вот докладная ‘записка
гестаповца: вследствие саботажа произ-
водство на предприятиях Габрово упало до
сорока процентов.

Когда немцы сбили американский само-
лёт, летчик Гарольд Джаймс попал в плен.
Его освободили болгарские партизаны из
бригады Христо Ботева. Американец вме-
сте с болгарами участвовал в боевых дей-
ствиях. Теперь он в Чикаго. Он прислал
письмо в Софию: «Я убедился. что парти-
заны — это подлинная Болгария, я полю-
бил Болгарию. Дорогие друзья, вместе с
вами я повторяю: смерть фашизму». Я убе-
жден, что всё честные американцы разде-
ляют чувства Гарольда Джаймса, но, читая
статьи в некоторых американских газетах,
полные несправедливых нападок на Бол-
гарию, я невольно спрашиваю себя: можно
ли чернилами перечеркнуть то, что напи-
сано кровью?

Летом 1944 года особенно ожесточенной
была война между фашизмом и болгарским
народом. Наступили дни развязки. Тогда
фашистов без кавычек сменили демократы
в кавычках. Муравиев и Мушанов, раз-
умеется, понимали, что карта Германии би-
та. Все же они не осмелились открыто вы-
ступить против Гитлера, они выбрали «ней-
тралитет», мирный развод с палачами, да-
вавший возможность Гитлеру отвести вой-
ска и вывезти склады. Они поступили так
не потому, что боялись немецкой армии, а
потому, что страшились болгарского наро-
да. Об этом ‘забывают, точнее, об этом не
любят вспоминать те журналисты Англии и
Америки, которые теперь заступаются за
Муравиева и Муманова. «Демократы» гото-
вы были ‘выручить фашистов. Этому поме-
шали-Краеная Армия и болгарский народ,
вписавший в СВою историю высокую да-
ту — 9 сентя®ря.

Опрокинув фашистское правительство,
Болгария тотчас вступила в войну < Гер-
манией; она сделала это не формально в
надежде получить поблажку или возвагра-
ждение, а от полноты народных чувств.
Триста пятьдесят тысяч болгарских солдат
приняли участие в освобождении Восточ-
вой Сербии и Македонии. Планы немцев
были расстроены: они несмогли спокойно
выбралься из Греции.

Весной 1945: года полтораста тысяч бол-
гар отважно сражались в Венгрим, одер-

СРЕДА,

Результаты выборов в муниципалитет

БУДАПЕШТ, 9 октября. (ТАСС). Под-
ведены первые итоги состоявшихся вчера
выборов в муниципалитет Будапешта. В вы-
борах приняли участие следующие партии:
социал-демократическая и коммунистиче-
ская партии, выступавшие с единым спи?-
ком кандидатов, национально-крестьянская
партия, независимая партия мелких сель-
ских хозяев, гражданско-демократическая
и радикальная партии. Допущенная к уча-
стию в выборах демократическая народная
партия не подала к установленному сроку
свой список и поэтому на выборах с отдель-
ным списком не выступала.

Всего по городу приняло участие в го-
лосовании свыше 597 тысяч человек, из них
51 процент подали голоса за список, вы-
ставленный независимой партией мелких
сельских хозяев, 42 с лишним процента —
за единый список социал-демократов и ком-
мунистов, 3,6 процента — за список граж-
данско-демократической партии, 2,2 процен-:

Польские солдаты
из-за границ

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Согласно
недавним сообщениям печати, 21 сентября
английские военные власти провели в поль-
ских войсках в Англии плебисцит по вопро-
су о возвращении в Польшу. Как переда-
валось в этих сообщениях, желание вернуть-
ся в Польшу якобы выразила только одна
треть армии. Сейчас стали известны от поль-
ских кругов следующие подробности этого
плебисцита:

Известие о предстоящем плебисците сох-
ранялось от польских войск в тайне, и толь-
ко 91 сентября, т.-е. в день плебисцита, вой-
ска были собраны и им было сообщено, чго
с 2 до 5 часов дня будет происходить пле-
бисцит. Это было неожиданностью, так как
было известно, что польское правительство
в Варшаве возражало против плебисцита и
требовало передачи командования над поль-
ской армией и возвращения целиком всей
армии. Таким образом болышная часть тех,
кто решил вернуться в Польшу, растеря-
лась и воздержалась от голосования. Другие
просили офицеров предлить время плебис-
цита еще на один час для того, чтобы поду-
мать. Но этого не было сделано. С другой
стороны, офицеры, которые заранее знали о
предстоящем плебисците, дали отпуск мно-
гим солдатам, которым они до этого отка-
зывали в отпуске, а других под различны-
ми предлогами услали из лагеря, сократив
таким образом число участников плебисцита.

Кампания против возвращения в Польшу,
которая уже давно велась реакционной
частью польского офицерства, достигла сво-
его кульминационного пункта в день пле-
бисцита. Офицеры уговаривали солдат не
возвращаться в Польшу, запугивая их раз-
личными измышлениями и угрожая тем, кто
выразит желание вернуться. Таким образом
плебисцит был проведен в условиях запу-
гивания и угроз.

Польские круги опровергают сообщение о
том, что плебисцит был проведен англий-
скими офицерами, и сообщают, что англий-
ские офицеры присутствовали только в не-
которых частях, а в основном плебисцит
проводился польскими офицерами. О том,
как они проводили плебисцит, видно из сле-
дующего примера: в 7-й трудовой роте с
самого начала плебисцита 100 человек из
400’ заявили о ‘своем желании вернуться на
родину. Видя такое положение, польский
офицер собрал бюллетени и заявил, что
плебисцит окончен, несмотря на то, что
назначенное время (от 2 до 5 часов дня)
еще не истекло. Солдаты выразили негодо-

Лаваль приговорен

суда 8 октября происходило в отсутствие
Лаваля, так как последний отказался при-
сутствовать на заседании. Не явились также
свидетели защиты.

Заседание началось. допросом свидетеля
генерала Дуайена, который заявил, что по-
литика, проводимая Лавалем, была всегда
направлена к оказанию наибольшей помощи
Германии. Свидетель рассказал, в частности,
что Лаваль передал в свое время немцам
принадлежавшие французам югославские
шахты Бор, которые гитлеровцы не могли
использовать, так как Югославия была тогда

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС).

ря Гессе вывезен -из Англии на самолете

жали там ряд побед и, продвинувшись на
дьести пятьдесят километров, дошли до
Австрийских Альп. В боях против Гермачии
болгары потеряли сорок тысяч человек.
Неужели можно после этого сажать на
скамью под@удимых Болгарию и одновре-
менно выдавать мантию судьи  прогитле-
ровской, полушулерской Аргентине?
Гроза в Болгарии была грозой, а не эф-
фектами театрального бутафора. Здесь не
могла иметь места та постыдная комедия,
которая оскорбила и французский народ, и
все человечество, когда суд над изменни-
ком Петэном превратился в юбилей де-
душки Филиппа. Все болгарские фашист-
ские преступники были отданы под суд.
Среди них были и вульгарные пала-
чи, и утонченные дипломаты, и те, кто пы-
тал девушек, и те, кто помогал немцам гра-
бить страну, и каратели, усмирявшие бол-
гар, греков, югославов, и авторы антисемит-
ских законов, и господа, выдавшие немцам
на удушение семнадцать тысяч евреев Фра-
кии, и шантажисты, которых немцы возили
в Катынь, и организаторы покушения наан-
глийского посланника, и журналисты, зна-
вавшие кормушку Геббельса, и все шака-
лы, и все хорьки. Совершившие наиболее
тяжкие злодеяния были казнены по приго-
ворам народных судов, — того требовали
не параграфы соглашений, а совесть народа.
Когда американская следственная ко-
миссия довела до сведения болгарского
правительства, что начальник лагеря для
военнопленных Стефан Панев отбирал у
американских летчиков вещи, а подполков-
ник  Тотоманов избил  военнопленного
Чарльса Крайна, выяснилось, что эти фа-
шисты в марте 1945 года уже были расстре-
ляны по приговору народного суда: боп-
гары не ожидали указаний со стороны, что-
бы покарать своих военных преступников.
Правосудие здесь — дело народа.

Тридцать два фашиста осуждены народ-
ными судами за участие в гонениях на ев-
реев, среди осужденных не только поли-
цейские, но и журналисты, сочинявшие ан-
тисемитские трактаты. Болгария покончила

с расовой нетерпимостью не в декларациях,
а на деле.

По указке немцев болгарские правители
в свое время оккупировали некоторые об-
ласти Югославии и Греции. Новая, демо-
кратическая Болгария сурово наказала тех,
кто угнетал соседние народы. За’ насилия,
совершенные в Югославии, народные суды

стремятся вернуться

ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). Заседание! нейтральной. Свидетель де Ла Поммерс на-

Будапешта

10 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 239 (8849)

Суд над палачами
из гитлеровского концлагеря
в Бельзене

та — за кандидатов национально-кресть-
янской партии, 0,3 — за радикалов. Одно  ЛЮНЕБУРГ, 9 октября. (ТАСС). Чет.
временно проходили выборы в муниципа- вертая неделя суда над преступниками

литет пригородов столицы, входящих в
район Большого Будапешта. Окончатель-
ный итог этих выборов еще не подведен,
но предварительные данные евидетельст-
вуют о том, что большинство голосов там
получили кандидаты единого списка социал-
демократов и коммунистов. Так, например,
в Пештсентимре за единый список голосо-
вало 73 процента всех избирателей, а за
кандидатов независимой партии мелких
сельских хозяев 27 процентов. В Будафоке
соответственно 52 и 48 процентов, в Пешт-
сентэржебет — 65 и 33 процента, в Уйпеш-
те — 51 и 45 процентов.

Дневные газеты, помещая отчет о выбо-
рах, отмечают организованность и порядок,
царившие вчера на избирательных участ-
ках.

ы на родину

вание, но безрезультатно. Многим солдатзм,
которые верчулись вечером с караула за
пределами лагеря, из отпуска или из гос-
питаля, было об’явлено, что они уже оноз-
дали. ‘

Несмотря на террор. более 30 тысяч сол-
дат и 300 офицеров из 42 тысяч участников
плебисцита заявили о своем желании вер-
нуться. Заявления с просьбами о возвраще-
нии продолжают поступать в 44-ю миссию
связи (миссия, которая осуществляет связь
между английским военным министерством
и польской армией в Англии). Еще более
5 тысяч солдат и офицеров послали в эту
миссию заявления о возвращении. Однако
последняя не внесла их в списки лиц, жела-
ющих вернуться. По подсчетам польских
кругов, от 90 до 95 проц. поляков хотят
вернуться на родину. Поляки заявляют, что
плебисцит, который был проведен против во-
ли польского правительства и ‘польской ар-
мии, не отражает действительной позиции
польской армии в Англии.

Вскоре после плебисцита реакционное
командование отобрало наиболее активных
сторонников польского правительства на-
ционального единства и отправило их в спе-
циальный транзитный лагерь в Кингстон,
около Оксфорда, чтобы, изолировав их,
иметь возможность оказать влияние на ос-
тальных и заставить остаться в Англии. В
третьем бронетанковом полку, когда офицер
пытался отобрать наиболее активных сто-
ронников возвращения в Польшу, все, кто
голосовал за возвращение, заявили, что или
они все отправятся в транзитные лагери или
никто из них. Офицеры пытались им угро-
жать, но солдаты начали петь патриоти-
ческие песни, и в результате командование
было вынуждено отнравить их всех вместе.
До сих пор только 6 тысяч человек было
стправлено к кингстонский лагерь. Чтобы
запугать остальных солдат, реакционные
офицеры начали распространять дикие слу-
хи о лагере в Кингстоне.

Солдаты регулярных частей, которые под-
держивают польское правительство в Вар-
шаве, подвергаются преследованиям, их ве-
щи обыскиваются и т. д. Недавно ефрейтор
Стрынковский из 16-й бронетанковой брига-
ды был приговорен к одному году и одному
месяцу тюрьмы за найденные у него ле-
гально издаваемые информационным бюро
по военным вопросам при польском совете
в Лондоне, поддерживающем польское пра-
вительство в Варшаве, листовки, в которых
солдат призывают вернуться на родину.

к смертной казни

помнил суду, что после поражения Франции
 Лаваль заявил: «Необходимо приспособить
наши институты к немецким институтам».
Свидетель Жорж Бошан сказал на суде:
«Я хочу говорить от имени 785 тысяч моло-
дых рабочих, высланных в Германию в со-
отвегствии с лавалевским законом о трудо-
вой повинности. Их заставляли работать на
врага. Из них 50 тысяч не вернулись во
Францию».

ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). Агентство

Франс пресс сообщает, что Лаваль приго-
ворен судом к смертной казни.

Гесс переправлен во Франкфурт

Как  во Франкфурт. Гесс предстанет перед су-
передает агентство Рейтер, утром 8 октяб-  дом, как один из главных военных преступ-

ников Германии.

покарали 313 фашистов, за насилия на гре-
территории — 184. При чем София
не Рим: здесь не приключается чудолейст-

ческой

венных бегств
Дончев,

из зала
Ковачев

суда... Кайпаков

убивали

беззащитных
людей во Фракии. Кто потребовал их каз-
ни? Может быть, международные юристы?
Нет, эти заняты палачами покрупнее. Тог-
да, наверно, греки? Нет, греческие власти

Бельзенского лагеря началась слушанием
материалов защиты. Прежде чем начать вы-
ступление, защитники сообщают суду о
своем желании вызвать на процесс по од-
ному свидетелю. После этого председатель
сула предоставил слово майору Винвуд, за-
щишающему Крамера, Клейна, Вайнгартне-
ра и Крафта.

Майор Винвуд всячески старается обелить
подсудимого. Защитник цитирует многочис-
ленные выдержки из гитлеровских законов
о немецком гражданстве, о чистоте расы, о
необходимости истребления еврейского насе-
ления и заявляет, что Крамер, как «дис-
циплинированный офицер», должен был сле-
по исполнять эти законы. Зверства Кра-
мера в Бельзене и Освенциме защитник
оправдывает «необходимостью поддержания
порядка» в лагерях, а также тем, что в
концлагере, по утверждению Винвуда, со-
держались «неполноценные элементы чело-
веческого общества».

После речи защитника суд
показания Крамера.

Винвуд задает Крамеру один за другим
более 200 вопросов. Этому отводится не-
сколько часов утреннего и вечернего заседа-
ний суда. Крамер ни в чем не признает
себя виновным. Он будто бы не отбирал
никого в газовые камеры, никого будто
бы не избивал. Вообще в лагере будто бы
царили «порядок», «образцовая  дисципли-
на» и «заботливое отношение к заключен-
HBIM>.

Защитник Винвуд делает попытки сгла-
дить невыгодное впечатление, произведен-
ное различием в письменных показаниях
Крамера, которые были зачитаны на суде
несколько дней назад. Как уже сообща-
лось, в первом из этих показаний, датиро-
ванном апрелем 1945 года, Крамер наотрез
опровергает все показания о газовых каме-
рах, крематориях, расстрелах, виселицах и
истязании заключенных в лагере. В сен-
тябрьских же показаниях Крамер признал
противоположное.

Защитник Винвуд спрашивает Крамера,
чем об’яснить такое расхождение. Ответ
подсудимого приводит защитника в явное
смущение.

«Когда я давал первое показание, — заз
явил Крамер, — было еще неизвестно,
чем кончится война, а я именем Гитлера и
Гиммлера поклялся обергруппенфюреру
Полю хранить тайну газовых камер. Вто-
рое же показание я писал в сентябре, ког-
да исход войны был решен, а Гитлера и
Гиммлера не было уже в живых».

Бельзенский концлагерь Крамер описы-
вает в более мрачных красках, нежели сви-
детели обвинения. Это очередной маневр
подсудимого, ‘ибо вслед за этим он пытает-
ся показать свои «заслуги» в деле «улуч-
шения» положения в лагере. Однако эта
уловка слишком очевидна и она ни на кого
не действует. У всех свежи в памяти еди-
нодушные показания свидетелей обвинения,
подчеркивавших, что именно с приездом
Крамера Бельзенский лагерь превратился в
сущий ад.

заслушивает

Начался процесс гитлеровцев
в Висбадене

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Лондон-
ское радио передает, что вчера в Висбаде-
не, в американской зоне оккупации Герма-
нии, начался суд над шестью немцами и
одной немкой, обвиняемыми в убийстве
400 русских и поляков.

Суд над немецким генералом
Достлером

РИМ, 9 октября. (ТАСС). 8 октября в Ри-
ме специальная комиссия военного суда
американского командования в Италии на-
чала слушанием дело немецкого генерала
от инфантерии Антона Достлера, бывшего
командующего 75-м армейским корпусом
немцев в Италии. Достлеру  пред’явлено
обвинение «в нарушении законов ведения
войны», т, к. он издал приказ о расстреле
15 американских военнопленных, в TOM
числе двух лейтенантов и трех сержантов.
Расстрел был произведен в марте 1944 го-
да в районе Специи.

Рассмотрение кассационной жалобы
Ввислинга

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер из Осло, сегодня
Верховный суд Норвегии начал расематри-
вать кассационную жалобу Квислинга, ко-
торую он возбудил после вынесенного ему
месяц назад смертного приговора.

>

поглощены совсем другим. Они «беспри- Заключение Тодзио в тюрьму
страстно» наблюдают, как реакционные :
банды убивают беззащитных людей во т

Фракии. Казни фашистов, терзавших гре- ТОКИО, 9 октября. (ТАСС). Как сообща-

ков, потребовали сами болгары.

Новая Югославия великодушно протяну-
ла руку демократической Болгарии, и те-
перь можно увидеть в глухой болгарской

деревне портрет маршала Тито. Долго,
слишком долго враждовали два соседних
народа, мир между ними закреплен не в
дипломатических салонах, а в Горах, где
рука об руку сражались партизаны Юго-
славии и Болгарии.

Не раз болгарские партизаны сражались

ет токийский корреспондент агентства Рей-
тер, бывший японский премьер-министр Тод-
зио, пытавшийся в прошлом месяце покон-
чить с собой, переведен в тюрьму Омори.

——®

От’езд делегации общества
«Финляндия — СССР»

9 октября из Москвы выехала в Финлян-

вместе с греческими партизанами. Каза- coe общества «Финляндия —
лось, и здесь скреплена кровью дружба   ==. » BO главе с председателем обще:
с >

народов, но разве теперь в Греции хозяин
народ? Когда я был в свое время в Афи-

нах, мие рассказывали забавные истории о
чудесной ловкости местных фальшивомо-
нетчиков, теперь там в ходу не фальшивые
драхмы, а фальшивые демократы. Они вы-
ступают в роли прокуроров. Толпа на ули-

цах Афин кричит: «В Софию, в Пловдив»

Греческие газеты требуют присоединения к
Греции Родоп, а некоторые, самые рьяные—
всей Южной Болгарии. Разумеется, все это
прикрывается благородными словами о за-

и даже античной

щите культуры.
красоты.

Во время войны люди
стран клялись, что они уничтожат фашизм,
накажут преступников, укрепят мир. Бол-
гария выполнила перечисленное: уничто-
жила фашизм во всех его разновидностях,
покарала преступников сулом справедливым
и скорым, наконец, стала дружественной со-
седкой Югославии и Румынии.

Достаточно пойти на любое народное

свободы

всех свободных

министром просвещения Финляндии
г. И. Хело.

На Ленинградском вокзале делегацию об-
щества «Финляндия—СССР» провожали:
член коллегии НКИД СССР М. А. Силин
посланник Финляндии в СССР г-н К. Сунд:
стрем, и. о. председателя. правления ВОКС
А. В. Караганов, зав. Протокольным отде-
лом НКИД СССР Ф. Ф. Молочков, зав.
` a ene отделом НКИД СССР
. Bs рамов, ответственные i
Rae сотрудники

SD

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ИЕН ЗЕНИТ Вече чининеиЕенинн

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

10/Х «Жизель». Нач. в
.30 веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА Ю/Х «Иско-
витянка», Нач. в 7.30 веч.

$ Информационного —К 4-72-37:
Издательство-—К 1-42-86, К 4-15-06. Прием об явлений в Москве —К 5-74-38, в Ленинграде—36-78.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.

собрание, зайти в деревенский дом уви oy YA ae :
3 ’ -  МАЛЫЙ ТЕАТР — 10/х lay. в
owe жар. глаз, услышать страстные слова,   7.30 веч. erases ee
чтобы понять: болгарский народ с совестью Л MAIC ao EAE у
vie ФИЛИАЛ МАЛОГ АЯ i
не шутит, Л МАЛОГО ТЕАТРА — 10/X «Esre

ния Гранде». Нач. в 7.30 веч.

Илья ЭРЕНБУРГ.

«МХАТ ОООР им. ГОРЬКОГО — 10/X днем
иняя птица» — на\ 2.3 c
СОФИЯ, 9 октября. и № ца» нач, в 12.30 дня, веч. «Три

нач. B 7.30 Bey.

; Экономического—К 3-58-35 и К 3-16-06; Сельского хозяйства—К 5-16-17;

Г
Г
я