г

и

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТ

————‹

o8

ТеЕСЬ

заводской м

арки

Уралмаш в дни мира

Уралмаш является но только Jaa
Свердловска, но и для вберо Урала сим-
волом передовых методов, новых начи-
наний. В его голову прислушиваются вее
предприятия города и области, его начи-
нания охотно подхватываются. И дело
здесь, конечно, He TOABRO B том, что
Уралмаш по числу рабочих и по об’ему
выпускаемой продукции стоит на одном
из первых мест, Дело в том, что и в мир-
ный период, и в грозные годы войны кол-
леклив завода всегда умзл находить и во-
площаль в жизнь качественно новые, пе-
редовые идеи и приемы.

Вот и тенерь завод выступил зачина-
телем предоктябрьского социалиетическо-
го соревнования. Новые задачи стоят
передо промышленностью. № решению
новых залач и призывает коллектив
Уралмантзавода. Он обязуетея досрочно
выпойнить головой производственный
план, освоить в четвертом квартале но-
вые тины манин и подготовить завод Е
индивидуальному машиностроению.

Вееь последний квартал настоящего
гола завод посвящает подготовке в вы-
пуску в широких масштабах гражданской
продукиии для нужд таких важнейших
отраслей народного хозяйства, как черная
металлургия, нефтяная промышленность.

Конотрукторский отдел, — вот где не-
обычайно оживленно в эти дни. Здесь
рождаются и воплощаютея в чертежах
новые сложные мапшны и агрегаты.

Упалмашевцы — большие патриоты
своего завода. Матка «УЗТМ» отлично
зарекомендовала себя во время войны.
Марка «УЗТМ» 1946 года будет стоять
Ha машинах и механизмах, обладающих
самыми наилучшими данными.

С первых же дней работы над новы-
ми типами гражданской продукции было
решено учесть все последние достиже-
ния мировой техники в данной отрасли.
И не только учесть, но и превзойти их!
- Это прежде веего отноеитея в тяже-
лому буровому оборудованию для нефтя-
ной промышленности. Буровой агрегат
вращает трубы весом до 120 тонн, ухо-
дящие в землю на глубину до трех кило-
метров. Группа конструкторов выехала в
Баку, чтобы непосредственно на промыс-
тах вместе с эксплоатационниками доско-
нально изучить весь процесс бурения и
создать буровой агрегат высокой произ-
водительности и максимальной надежно-
сти в работе.

Можно было бы просто скопировать
один из существующих типов тяжелого
бурового оборудования. Но честь марки

Aux

В чайхане, прежде чем подать тради-
ционный чайник и пиалу, чайханщик cy-
рово спрашивает:

— Паспорт есть?

— Помилуйте,— говорит посетитель, —
я только чаю...

Чайханщик деловито поясняет:

— Залог! За чайники и пиалы я отве-
чаю...

— Ну, что ж, возьмите в залог деньги.

Неужели чайник или пиала стали в
Туримении такими уникальными вещами,
что для сохранения их следует применять
из ряда вон выходящие меры?

Мы обошли вее магазины и рынки Аш-
хабада. Чайника и пиалы в продаже нет.

Три года назад директор физико-техни-
ческого института Туркменского филиала
Академии наук профессор М. А. Безборо-
дов, работая над местным сырьем, при-
шел к выводу, что из него можно полу-
чить фарфор. После многих опытов, по-
рождавших и надежды, и разочарования,
в марте 1943 г. коллектив института по-
лучил первые опытные образцы туркмен-
ского фарфора. Тогда же институт выпу-
стил несколько небольших партий чайни-
ков, пиал. мисок, химических тиглей и
других предметов. Вее эти вещи получи-
ли высокую оценку.

Образцы сырья и фарфора были посла-
ны в Геологический институт в Москву.
Заключение, данное в столице, было бла-
гоприятное. В нем говорилось, что Турк-
менскому филиалу Академии наук удалось
получить весьма качественный фарфор, не

письмо
В РЕДАКЦИЮ

Предприятия Главного  управления
шелковой промышленности Наркомтек-
стильпрома СССР вырабатывают и ебы-
вают до четырехсот сортов шелковых
тканей под названиями: «креп-жоржет»,
«альянс», «креполин». «мулинэ-меланж»,
«креп-меланж» и многие другие. Названия
громкие, но качество этих тканей тако-
‚во, что иные поставщики и потребители
называют их, и не без оснований, «шел-
канет». Дело в том, что ткань эта почти
не содержит шелка или содержит шелко-
вых нитей до 5 процентов.

Качество ткани, к которой  прилипло
название <шелканет», значительно хуже
рядовой хлопчатобумажной ткани. Pac-
цветки и рисунки ее бледные, невырази-
тельные, отдельные артикуаы ее ничем
не отличаются но своей структуре от
обыкновенней марли. Но Наркомтекетиль-
пром, учитывая. что в кажлом метре
<шелканета» имеетея несколько шелко-
вых виток. установил ча нее цены в три-
четыре раза выше цен на хлопчатобу-
мажные ткани. Платье, понитое из этой

Паровые турбины
для электроетанций

СВЕРДЛОВСК, 10 октября. (ТАСС).
Уральский турбинный завод изготовил и
отправил для восстановления разрушенных
немцами электростанций Донбасса — Кра-
маторской, Ворошиловградекой и Штеров-
ской — досять паровых ‘туобин. Кроме того,

отремонтировано щесть машин для Киев
ской, Ростовской, Брянской и Дчепро-
дзержинской электростанций.

Сейчас здесь начате изготовление нового

оборудозания. Для Донбасса н Московско-
го энергоузла выпущены две паровые тур-
бины мощностью в 25 тысяч киловатт каж-
дая.

«УЗТМ» не позволяет итти по этому наи-
более легкому пути. И вот на промыслах
в Баку и в конетрукторехом отделе заво-
да кипит напряженная работа. Тщшатель-
но изучаются и проверяются десятки ва-
риантов различных частей и узлов буро-
вого агрегача.

Но сказать только это — значит ска-
зать далеко не все. Ведь можно создать
на бумаге, в чертежах самую идеальную
мантину. Но, если не учитывать конкрет-
иных условий производетва, она может
оказаться необычайно трудной для освое-
ния в производстве и налаживании 66-
рийного выпуска. Поэтому полностью
используется опыт военного времени:
конструктора работают рука 0б руку ©
технологом.

Несколько первых опытных буровых
установок. будет изготовлено к ХХУШ
годовщине Октября. А с первого кварта-

ла 1946 года начнется серийный выпуск

Ux.
До войны Уралмашзавод специализиро-
валея на индивидуальном  производетве
машин и механизмов для доменных пе-
чей. 17 наиболее крупных доменных пе-
чей в Союзе были оспащены оборудова-
нием, изготовленным Ha Уралмашзаводе.
И во время войны  конетрукторы-метал-
лурги внимательно следили за тем, что
делаетея в мировой практике. Они знали,
что наступит день, когда завод вновь в
широких масштабах возвратится к рабо-
те для предприятий черной металлургии.
Не прекращалась во время войны, прав-
да, в значительно суженных масштабах,
п сама работа по доменному оборудова-
нию. Советокий Союз строил новые дом-
ны, и их нужно было оснанталь оборудо-
ванием.

И сейчас в портфеле завода имеются
новые разработанные конструкции до-
менного оборудования, которые делают
честь марке «УЗТМ»; Их авторы — опыт-
ные конструкторы Зимин, Плотников, Оле-
нев, Табакин и другие.

До сих пор большинетво доменных
печей у насив США оборудовано pac-
пределителем шихты американской кон-
струвции Мак-Ви.

Разработанный универсальный распре-
делитель шихты марки <«УЗТМ» является
более совершенным по сравнению с кон-
струкцией Мак-Ви. ›

Начальник бюро  металлургического
оборудования завода тов. Грузинов сле-
дующим образом характеризует новый
механизм:

—= Он позволяет вести засынку сырых

‚

материалов по строго теоретической,
классической охеме, давать любую соере-
доточенность, которая требуется по хеду
плавки. Такой универсальный распредели-
тель шихты является в руках доменщика-
эксплоатационника сильным средством
улучшения всего процесса доменной
Плавки.

Это лишь один из примеров многочис-
ленных новинок, которые готовит кол-
лектив Уралмашзавода: Удачно решена,
например, задача создания  шлаковозов
большой емкости. Обычно емкость их
не превышает 11 кубометров. Новый
шлаковоз <УЗТМ» имеет полезную ем-
вость в 33 кубометра и является самым
больцгим в мире, Доменное оборудование,
сконструированное Уралмашзавоедом, по-
лучило всеобщее признание.

Новые производственные задачи тре-
буют новых знаний от работников заво-
да. Техническая учеба сейчас разверну-
ча на заводе необычайно пеироко. Регу-
лярно работает семинар старших  ин-
женеров и старших конструкторов. Учат-
ея все, учатся мастера, токари, кранов-

щики, слесари, термисты, сварщики, мо-
дельщики и десятки рабочих других епе-
циальноетей. Учатся, чтобы приложить
свои силы для выпуска новой, граждан-
ской продукции.

На спецкальных технических странич-
ках общезаводской газеты «За тяжелое
машиностроение» идет живое обсуждение,
перспектив завода в новой пятилетке. Ин-
женер Сатовский делится своими сбобра-
жениями © перспективах  окожаваторо-
строения на заводе, иншенер Загородекий
детально разбирает недостатки конетрук-
ции среднелистового стана, установлен-
ного Ha Кузнецком металлургическом
комбинате, инженер Анфимов дает хараж-
теристику тяжелого бурового оборудова-
НИЯ...

В цехах завода проходит первый пос-
левоенный смотр оборудования и рабочих
мест. Во время войны оборудование
использовалось с очень большей нагруз-
кой. Сейчас его нужно тщательно прове-
рить, отремонтировать с тем, чтобы обее-

печить впредь устойчивую, надежную
работу.

Накопление сил для нового наступле-
‘ния, — так можно характеризовать се-

годняшний день Уралмашзаведа. Haxon-
ление сил для новых успехов в мирном

труде.
В. САФОНОВ,

соб. корр. «Известий».

г. СВЕРДЛОВСК.

абадская пиала

прибегая к примеси крайне дефицитного
полевого шиата.

Открытием Безбородова заинтересова-
лись республиканские организации. В сен-
тябре 1948 г. СНЕ Туркмении вынес по-
становление о строительстве в Ашхабаде
фарфоровой фабрики, которая должна бы-
ла находиться в ведении Туркменпромсо-
вета. За дело взялись было горячо. Безбо-
родову пришлось выслушать много прият-
ных слоев и комплиментов,

—- Сколько лет мы ходили по этой
клине и не знали, что из нее можно полу-
чать фарфор! — умилялиеь местные ра-
ботники.

В середине 1944 года фарфоровая фаб-
рика была в основном готова. Быта заве-
зены формы, некоторое оборудование.
Безбородов разработал технологический
процесс, им же были подготовлены не-
сколько рабочих, во главе которых стала
талантливый инженер Коваленко. Появи-
лась первая продукция. Прямо скажем:
это был не сакс и не севр. Чайники и пиа-
лы выглядели хуже, чем те, которые бы-
ли изготовлены в институте. Но для нер-
вого раза это была вполне приличная по-
суда. При дальнейшем усовершенетвова-
нии оборудования, улучшении технологи-
ческого процесса дело, несомненно,  по-
шло бы на зад. Тав думал Безбородов, так
думала инженер Коваленко. Но иного мне-
ния держались многие из недавних энту-
зиастов фарфора.

—= Где уж нам, — говорили они, е0-
врушенно постукивая пальцем по серо-
му чайнику. -— Не поднять нам этого де-

ткани, имеет весьма неприглядный вид, а
после первой стирки совершенно непри-
годно Е носке.

Когда  заказчицам,  пред’являющим
ордера на пошивку шелковых платьев, ра-
ботники московских ателье предлагают
пошить платье из ткани «шелканет». те,
естественно, возникает много недоразуме-
ний. Влиентки не хотят заказывать
платья из такого низкокачественного ма-
териала, требуя выполнения заказа из
шелковых тканей, как то значится в орде-
ре. Заказчицы, конецно, крепко и спра-
ведливо ругают работников швейной про-
мышленности.

0 том, что ткань <«шелканет» — низ-
кого качества и что она сбывается под

ла. Сколько возились, да еще впереди
сколько возни...

Фигурально выражаясь, на турьмен-
еком фарфоре появилась легкая трещинеа,
которой суждено было превратиться в
зияющую пропасть. ПНравда, о фарфоре
продолжали говорить, кое-что делали, но
только для очистки совести. Сейчас
фарфоровое производство влачит жалкое
существование. Директор фабрики Онул,
не имевший дотоле никакого отношения
к керамике, ухитрилея растерять всех
подготовленных  Безбородовым рабочих.
После мнегочисленных конфликтов с не-
вежественным директором ушла с произ-
водства и инженер Коваленко. Сейчас на
фабрике нет буквально ни одного техня-
чески грамотного человека. Директор са-
молично составляет рецептуру, устанавли-
вает технологический режим.

— Подумаешь, — говорит он, — но
боги горшки обжигазот...

В итоге фабрика выпускает продукцию,
напоминающую скерее изделия каменно-
го века, нежели современную  фарфоро-
вую посуду. Покунатели ее не берут.

— Подождем, когда привезут наетоя-
шие пиалы и чайники, — говорят ангха-
бадцы.

Нохоже на то, что этого ждут и сами
производители туркменского фарфора.
Покупать готовое легче, чем производить
самим. А в крайнем случае можно пред’-
явить паспорт и напиться чаю в чайхане,

Г. САВЕЛЬЕВ,
соб. корр. «Известий».
г. АШХАБАД.

Ткань, именуемая „шелканет”

видом шелковых тканей, хорошо знают
нарком текстильной  промыныенности
и его заместители тт. Хазан и Улья-
нов, начальник Главшелка т. Евсее-
ва. Но никаких мер к прекращению вы-
пуска ее не принято. Протесты работня-
ков швейной промышленности и совет-
ского потребителя против выработки но-
доброкачественной ткани остаются без
внимания.

Мы хотим задать руководителям тек-
стильной промьииленности вопрос: ноче-
му ткань искаючительно скверного каче-
ства, в которой шелк нужно искать с по-
мощью микроскопа, вырабатывается и
сбываетея под видом шелковых и полу-
шелковых тканей?

Заведующий производством ателье № 48 треста «Мосиндодежда» 0. СЕНКЕВИЧ.

Главный инженер фабрики № 18 МГУЛП М. АВВАКУМОВ.

Начальник отдела легкого платья треста «Мобиндодежда» Н. МАЛИНИНА.
Директоры ателье треста «Мосиндодежда» П. СУРОГОВА, Е. ВАСИНА,

А. ВИННИКОВА.

Главный инженер фабрики № 1! М. МАКСИМОВА.

Главный инженер Новосибирского

ПИАНИНО

Успехи криворожских
горняков

КРИВОЙ РОГ, 10 октября. (ТАСС). На
шахтах Криворожекого бассейна разверну-
лось предоктябрьское соревнованне. Кол-
лективы рудников соревнуются за лосроч-
ное завершение производетвенных планов
На три месяца раньше срока выполчили го-
довую программу добычи руды пять шахт—
«Уклонка № 1» — шахтоуправления имени
Кирова, «Южная»—шахтоуправления име-
ни Розы Люксембург, № 4 — шахтоуправ-
ления имени Первого Мая и др.

‚Горняки рудника имени Карла Либкнех-
та выдали на-гора сверх 9-месячного плана
несколько тысяч тонн руды.

горлегпрома `Н. ЗАХАРОВ.

Пуек книжной
типографни

ПЕТРОЗАВОДСК, 10 октября. (По телеф.
от соб. корр.). В городе Сортавала восета-
новлена и начала работать большая книж-
ная типография. До конца года типография
должна выпустить из печати на русском и
финском языках книга тзадцати трех. назва-
ний общим тиражом в 150 тысяч экземп-
ляров.

При типографии созлан цех ширпотреба,

ОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Лучшие токари Кировского завода (Ленин-
град) В. Кожанов (справа) и П. Фоменков.
На снимке: мастер ОТК тов. Кузнецова при-
нимает готовую продукцию.

Фото Л. Бернтейна.

Тахиристанская
экспедиция

ТЕРМЕЗ, 10 октября. (По телегр. от соб.
корр.). Тахиристан— древнее средне-азиат-
ское государство, существовавшее в вер-
ховьях Аму-Дарьи. Его территория чрез-
вычайно богата памятниками, часть которых
стносится к доисторическим временам. Для
изучения этого крупного сосредоточения
памятников древнего и доисторического пе-
риода Сурхан-Дарьинский краеведческий
музей снарядил комплексную экспедицию.
В ней принимают участие институты Акаде-
мии наук Союза och Академии наук Узбе-
кистана и Всесоюзная академия архитекту-
ры, а также ряд. московских музеев.

Экспедиция пристунила к работе. Она
разделилась на два отряда. Первый напра-
вился от границ Узбекистана и Таджикиста-
Ha к горе Куги-Танга. Здесь, в чает-
ности, подвергнутся детальному изуче-
нию обнаруженные в тринадцати местах пе-

шерные и наскальные красочные изображе-
ния, относящиеся к верхнему палеолиту.
Будут произведены раскопки многочиелен-
ных архитектурных памятников.

Второй отряд, отправившийся от реки

Вахш к городу Керки на Аму-Дарье, зай-
мется изучением единственного в нашей
стране массового сосредоточения памятни-
ков греко - бактрийекой эпохи. Этот отряд
будет работать на Золотом Острове (на ре-
ке Вахш), «Верблюжьей горе» (в долине Ка-
фирнигана), в районе городиша Харун-Ра-
бат. Особый интерес представляет буддий-
ский пещерный монастырь.
`В программу работ экспедиции входит и
обследование остатков древних ирригацион-
ных систем, в частности Ширабадской пло-
тины и огромного. Кафирниганского нодзем-
ного канала, орошавшего обширную пла:
щадь. Экспедиция поставила перед собой
задачу исследовать имеющиеся здесь древ-
ние рудники.
‹ Экспедиция проработает без перерыва до
конца года. В январе в Термезе будет со-
звана научная конференция для подведения
итогов. работы.

Вечера сказительницы

ПЕТРОЗАВОДСК, 10 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). Имя народной скази-
тельницы „М. Панковой известно He
только в Карело-Финской реснублике, но и
далеко за ее пределами. Замечательные
сказы Пашковой можно встретить в сбор-
никах.

На-днях Анна Михайловна приехала в
Петрозаводск. Состоялась встреча 80-летней
сказительницы с писателями. На вечере
Пашкова прочла свои былины, созданные в
дни Отечественной войны, рассказывала
старые русские сказки и исполнила не-
сколько обрядовых карельских песен.

Областная библиотека

НИКОЛАЕВ, 10 октября. (По телегр. от
соб. корр.). Николаевская областная библио-
тека за шестьдесят лет существования уве-
личила свой книжный фонд до 156 тысяч
томов технической, научной и художествен-
ной литературы.

Немецкие оккупанты разграбили библио-
теку и уничтожили десятки тысяч книг. Но
после освобождения города библиотека не
только восстановила свой довоенный фонд,
но и значительно пополнила его, Теперь
здесь насчитывается 168 тысяч книг. По або-
нементам пользуется книгами около десяти
тысяч человек. В читальном ззле ежеднев-
но занимается до трехсот человек — на-
учные работники. инженеры, техники, пре-
подаватели, студенты.

При областной библиотеке организовано
сорок районных передвижек, обслуживаю-
щих колхозников. :

Проект расширения
Третьяковской
галлереи

Академик А. В. Шусев и архитектор
А. В. Снегирев закончили разработку ар-
хитектурного проекта расширения государ-
ственной Третьяковской галлереи.

К основному зданию картинной галлерей
проектируется пристроить большое крыло,
которое завершит единый архитектурный
ансамбль всемирно известного хранилища
шедевров русекой живописи и скульптуры.

Здание Третьяковки, построенное по про-
екту известного живописца В. М. Васнено-
ва, является выдающимся памятником рус-
ского зодчества. Поэтому решено не нару-
шать его стиля.

С пристройкой нового крыла Третьяков-
ская галлерея расширяется почти вдвое. К
существующим пятидесяти двум экспози-
ционным залам прибавятся еше двадцать
восемь. Они. позволят разместить многочис-
ленные произведения ‘искусства, находя-
щиеся сейчас в хранилищах галлереи.

В нижнем этаже пристройки оборудуют-
ся специальные хранилища для произведе-
ний изобразительного искусетва, лаборато-
рия по реставрации картин, фотолаборато-
pia и другне подсобные помещения. Здесь
же устраивается большая гарлеробкая, ко-
торая подземным туннелем соединяется ©
гардеробной старого здания.

Перед зланием галлереи будет разбит
сквер и установлены скульптуры Репина,
Сурикоза, Сероза и создателей галлереи —

который будег выпускать школьные тетра-  бдатьев Третьяковых
] х.

ди, почтовую бумагу и конверты.

(ТАСС).

ЧЕТВЕРГ, 11 ОХТЯБРЯ 1545 г.

№2 2419 (2350)

Субтропики Кубани

Без конца тянутся пшеничные поля
Кубани, огромные массивы  вувурузы,
подсолнуха и клещевины, сады и виног-
радные плантации. Сотни километров уже,
позади, а навстречу нам вое еше идут
подводы, груженные золотистым зерном,
арбы с корзинами, полными яблок, груш,
дынь и арбузов. ;

... Мы пол’езжали к крутому Михайлов-
скому перевалу. В прозрачной дали вы-
сятся беломатовые гряды гор. Здесь кон-
чается хлебородная равнина Кубани и на-
чинается Черноморское побережье.

За последние годы здешние места в пол-
ном смысле слова обновилиеь, приобрели
новые качества и новое значение. Черно-
морское побережье Кубани стало про-
мышленным районом субтропических
культур. Когда-то, до советекой власти,
здесь под цитрусовыми посадками было’
не более двух гектаров, а сейчас — евы-
ше трехсот. С изумительной быстротой
распгиряютея плантации тунга, хурмы и
многих других ценных культур.

Шесть лет назад в зону этих субтропи-
ков был включен Лазаревекий район, где
колхозники произвели первые промынт-
ленные посадки мандаринов и тунга. За-
тем география цитрусовых захватила
Туанее и достигна Геленджикекого райо-
на, хотя здешние места и открыты для
северных холодных ветров и частым го-
стем бывает мороз, иногда доходящий до
12 градусов. В некоторые годы нежные
растения лимонов и мандаринов покры-
ваются пеленой снега. Но передовая нау-
ка, вотуная в единоборство с капризной
й суровой природой, всегда оказывается
победительницей.

Очаг этой науки, подчиняющей приро-
ду воле человека и помогающей ему уе-
пешно продвигать прихотливые культу-
ры к северу, — на окраине Сочи, где
крутые горы почти вплотную подходят Е
Черному морю. Сочинская опытная стан-
ция субтропических и плодовых куль-
тур — старейший научный организм в
наней стране, созданный еще в 1894 го-
ду. В те старые времена станция ничем
солидным не обогатила сельсвохозяйствен-
ных знаний. Творческий раецвет ее начал-
ся линь в годы советской власти.

Небольшой коллектив станции, в03-
главляемый талантливым научным работ-
ником тов. Вильчинским, упорно рабо-
тает над выведением новых морозо-
стойких и хозяйственно ценных сор-
тов. Задача нелегкая. Работники стан-
ции кропотливо подбирали  раете-
ния, выращенные из семян местной ре-
продукции, скрещивали одно растение с
другим. Много было неудач, пришлось
преодолеть много препятствий и трудно-
слей. Сейчас на станции несколько
тысяч гибридных сеянцев, & для размно-
жения посадочного материала цитрусо-
вых имеется питомник, ежедневно вы-
пускающий для колхозев и совхезов до
десяти тысяч саженцев морозостойвих
сортов.

За много лет научного труда станция
создала несколько новых сортов манда-
рина, лимона и сливы. Гибуалд мандари-
на «уншиу» и лимона дает плоды груше-
видной формы с тонкой блестяще-оран-
жевой и легко отделяющейся коркой. У
этих плодов — вкус мандарина и аромат
лимона. Хорошо плодоносят гибриды
апельсина и дикого лимона. Плоды cou-
ные, крупные, золотистой окраски. Эти и
другие сорта уенешно распространяются
в колхозных и совхозных садах.

Станция разработала и Hobe способы
возделывания субтропических вультур. В
Туалее при обычных приемах возделыва-
ния часть цитрусовых деревьев вымерза-
ла. Работники станции испытали стелю-
щуюся форму деревьев мандарина и ли-
мона. ПРезультат превзошел ожидания.
Даже после суровой зимы был в0бран
обильный урожай. Хорошо зарекомендо-
вал 66ебя так называемый  приетенный
©1060б выращивания лимонов, имеющин
большое практическое значение длл
приусадебного садоводства. Внедрен так-
же метод выращивания карликовой куль-
туры, разработаны способы пересадочной
культуры и кадочного выращивания.

Среди плантаций мандарина и лимона,
чая и инжира, хурмы и грейнфрута, а5-
климатизировазшихея на Кубани, можно
встретить и не вовсем обычное для здеш-
них мест дерево с яркозеленой и редкой
листвой — тунг. В советеких субтрони-
ках тунг самая молодая из субтрепи-
ческих культур. А в Краснодарский враи
он был завезен совсем недавно — один-
надцать лет назад.

( каждым годом посадки тунга про-
двигаются все дальше от моря в горы
Кубани. Последние исследования показа-

ли, что под эту культуру можно занять

на Кубани еще свыше шестисот гектаров
Предпочтение, которое оказывается тунч
гу, вполне заслуженное. Из его плодоя
добываетел масло, обладающее прекрасх
выми изоляционными свойствами. daly

изготовленный из тунга, дает элаотичное
и устойчивое покрытие, не подвергающес<
ся действию морской воды и атмосфере
вых влияний. Тунговее масло предохр:<
няет металл от ржавчины. Известно Не
мало

и других нодезных и ценный
свойств тунга, свойств промышленног“

значения. Есть все основания считать
что скоро тунг займет на Кубани подо“
бающее ему место.

Однако ни одна субтропическая куль“

тура на Кубани не получила такого бу]
ного развития, как чай. Под чаем занят“
свыше тысячи гектаров.
жайшее время эти плантации будут рас*
ширены еще на шестьсот гектаров. В Да
гомысе построена чайная фабрика. Хими*
ческими исследованиями зеленого чайноге
листа доказано, что кубанский чай близок
& грузинскому,
превосходит по качеству последний.

В самое Gan.

а в отдельных случаях

История развития чая на Кубани тес<

но связана с именем крестьянина Кош
ман, уроженца Адлерского района. Сорок
лет назад он вывез из-под Батуми чай<

ные семена и высадил их на своем приу=
садебном участке, расположенном север<
нее Черного моря. Зимы в этих местах
суровы. Тем не менее высаженные семена
отлично развивались. Этим опытем заин-
тересовалась Сочинская опытная стан-
ция. В 1936 году были заложены первые
промьшихленные посадки чая в Адлерском
районе, а затем начался бурный рост чай-

ных плантаций. Почти из года в год кол-
хозы собирают чайного лизта больше,
чем
планы.

предусматривают государственные
Так на Черноморском побережье Куба-
ни советские люди создали первую базу
субтропических культур в РСФСР. Воору-
женные наукой, они превратили черно
морские берега Кубани в плантации чая»
лимона, мандаринов, анельсинов и мно-
хеетва других редкостных и ненных рас-
тений.
И. МОРОЗОВ,

соб. корр. «Известий». +
г. СОЧИ.

Кредиты на жилищное строительство

семьям учаспииков Отечественной войны

Постановлением Совнаркома СССР о до-

\ Госбанка. Кредиты отпускаются по реше

полнительных льготах семьям участников ниям исполкомов уездных, городских, райз
Отечественной войны предусмотрено кре- оняых и волостных Созетов депутатов труз

дитование их на строительство и восстанов-

ление жилых домов.

дящихся.
Члены семей погибщих воинов, инзалиды

В беседе с корреспондентом ТАСС уп-  Отечественной войны и члены семей воен-

равляющий Цекомбанком тов. А. А. Возя-  нослужащих, занятые на производстве, моз
коз сообщил, что семьям погибших воинов, гут получать ссуды через предприятия, где
инзалидам Отечественной войны и нуждаю-  они работают.
щимся семьям военнослужащих ссуды бу-  Размер кредитов — от 5 до 10 тысяч руб-
дут выдаваться в том же порядке, какой   лей со сроком погашения от пяти до десяти
установлен в районах, пострадавших от  лет. На подготовку строительной площад-
немецкой оккупации, для демобилизован-  ки и заготовку материалов заемщик можег
ных из Красной Армии, получить аванс в размере 15 процентов’
В городах и рабочих поселках ссуды бу-  ссуды. Последующие выдачи средств про-
дут выдавать коммунальные банки и их от-  изводятся по справкам, подтверждающим,
деления, а где их нет,—филиалы Госбанка.   что ранее выданные суммы использованы
В сельских местностях ссуды выдаются уч-  по назначению.
реждениями Сельхозбанка или филиалами (ТАСС).

Экспонаты мичуринцев

Как известно, в Москве открылась выс-  Мичурина. Один из ближайших учеников
тавка по плодоводству. От Тамбовской об-  Мичурина доктор  сельскохозяйственных
ласти_в ней принимают участие Централь- наук П. Н. Яковлев демонстрирует выве-
ная генетическая лаборатория и Научно-   денный им впервые в практике мировой се-
Исследовательский институт имени Мичу-  лекции ценный гибрид. Он получен посред-
рина. : . ством скрещивания терна с персиком.

Директор Центральной генетической ла- Профессор С. Ф. Черненко в числе дру+

боратории, ближайший ученик Мичурина
  ‚  гих своих селекционных li :
И. С. Горшков рассказал корреспонденту   зы Я bene

«Известий»:

— Посетители выставки увидят общеприз-
нанные мичуринские сорта яблок, как «пе-
пин-шафранный», «шафран-китайка», «сла-
вянская», «бельфлер-китайка», такие сорта
зимней груши, как «бере-зимняя-Мичури-
на», такой сорт вишни, как «краса Севера»,
и многие другие. За последние десять
лет отправлено в различные края и об-

вает выведенные им новые сорта яблок:
«первенец» и «победа» отличающиеся
приятным вкусом и болышой зимостойко-
стью. Плоды этих сортов достигают веса BF
двести пятьдесят граммов,

Из моих трудов на выставке показа
новые сорта яблонь и работы по усилению
зимостойкости.

Научно-исследовательсквй институт име-

ласти СССР более полумиллиона штук НИ Мичурина демонстрирует свои ‘работы

мичуринских саженцев. По

диаграммам,   Но агротехнике плодоводетва. Среди них =

таблицам и рисункам посетители выставки   Интересные опыты директора института тов.
познакомятся с замечательным учением Ми-   Карпова по обрезке крон плодовых деревьев.

чурина о вегетативной гибридизации, с ме-

Мы уверены, что Всероссийская выстав-

тодами и научными достижениями велико- ка поможет развитию нащего садоводства,

го селекционера,

передаст тысячам садоводов опыт лучших‘

В выставке участвуют и последователи русских селекционеров.

Делегация Белорусской CCP

выехала на Международную

конференци ю молодежи

МИНСК, 10 октября. (ТАСС). Вчера от-
сюда выехала в Лонлон на Международяую

конференцию молодежи делегация Бело-
русской ССР.
Делегацию возглавляет секретарь ЦК

ЛКСМ Белоруссии тов. Зимянин. В составе

делегации — бывише партизаны Tepou Co-
ветского Союза В. Ливенцов, П. Машеров,
В. Парахневич, известный белорусский
поэт Аркадий Кулешов и другие, всего де:
сять человек.

Выполнен годовой план
добычи угля

ЧЕЛЯБИНСК, 10 октября. (ТАСС).
Шахта № 4—5—6 треста «Челябинскуголь»
перзой в бассейне завершила годовую про-
грамму добычи угля. Бетупив в пред-
Октябрьское соревнование, горняки шахты
обязались до конца года ьыдать сверх
плана 26.000 тонн топлива.

Грязелечебница в Риге

РИГА, 10 октября. (Mo reas. от
корр.). В Риге при одной из городских по
ликлиник открывается гразелечебнина.

рязь будет доставляться с местного ку
рорта  Кемери. Резматики и другие больные
смогут получать в грязедечебнице все. про”
цедуры созершенно так же, как и на’ ку“
рорте,

с05.