ee
aus

py

ды
©
Mat
rio

yp MOHBI два котла но сто двадцать тонн па-

ЧЕТВЕРГ, 11 ОКТЯБРЯ 1945 г, № 240 (8850); ©

„Ввод. новых знерлетических
мощностей

$ время оккупации и особенно при
spoeM отступлении немецкие фашисты
разрушили мощную энергосистему Днен-
ра, Донбасса и других районов. Взорва-
ны, сожжены и частично разрушены бо-
aoe 60 крупнейших и большое кохичество
мелких электрических станций.

Наркомат электростанций ведет круп-
вые работы по строительству и восета-
новлению энергетического — хозяйства.
Розрождается Днепровская гидроэлектро-
станция. Недавно пущена первая очередь
(талиногорской ГРЭС.

— Четвертый квартал этого года, —
сообщили нашему корреспонденту в Нар-
комале электростанций СССР, — знамо-
нустся вводом новых мощностей. Вету-
пают в строй турбины на электростан-
циях Донбасса, Криворожья, Ленинград-
шой области, Украины. На Зуевской
электростанции установлена четвертая
‚машина мощностью пятьдесят тысяч ки-
зоватт. Турбину изготовлял Харьковский
гурбинный завод. Генератор восстанавли-
рвался непосредственно на месте.

На Зуевекой ГРЭС также вновь соору-

ра в час, что обеспечит бесперебойную,
работу станции зимой.

ловалт. Уже приступлено к опробованию
котла и турбины. В Дубровке пришлось
заново строить главное здание, распыли-
тельные устройства, топливное хозяйст-
во. В началу работ на площадке строи-
тельства не было ни одного квадратного
метра жилищной площади: все было
сожжено и разрушено. \

Турбину для Дубровки изготовил Je-
нинградский металлический завод имени
Сталина, а генератор — завод «Электро-
сила». Дубровекая ГРЭС дает дополни-
тельную электроэнергию ленинградекой
промышленности.

Районы промышленного Придне-
ровск, Запорожье, Никополь получат но-
вую энергию носле ввода турбогенератора
на Днепродзержинской ГРЭС. Этот агре-
гат восстановлен из остатков взорванной
турбины Воронежской ГРЭС.

хазии удваивается установкой нового
турбогенератора. Эта станция вместе ©
другими обелужит города и предприятия
Грузии.

Электростанции Одессы и Харькова
пополняются агрегатами, которые обесие-
чат энергией промышленность этих обла-
стей. В Севастополе вводится первый

После пуска четвертой турбины на
втой станции будет приступлено к пост-
ройке турбогенератора мощностью сто
тысяч киловатт. В будущем году мощ-
‘ность Зуевекой электростанции хостигнет
довоенной.

Восстановительные работы ведутся. и
на другой электростанции Донбасса —
Северо-Донецкой. Здесь вводится в строй
‚новый агрегат. Турбина для Севдонгреса
‚строилась Уральским турбинным заводом.
` В ноябре пускается нервый агрегат
} Криворожекой ГРЭС, которая была нол-
‘ностью разрушена немцами. Восстановле-
ние началось в этом году. Станция в ре-
‘зультате реконструкции станет более со-
‘ вершенной и мощной.

тропромышленности — своевременно.

крупный турбогенератор.

Большие работы проводятся по восста-
новлению электростанций и подготовке
ввода новых мощностей в будущем году
в Львове, Киеве, Никодаеве, Сталинграде,
Грозном, Воронеже и других городах.

провья — Днепродзержинск, Днепропет-.

Мощность. Ткварчельской ГРЭС в Аб-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Колхоз «Горный гигант» Алма-Атинского
сельского района снимает обильный урожай
со своих садов. Колхоз полностью расечи-
тался с государством, сдав 416 тонн фруктов.
На енимке: стахановка Т. Карнбаева упако-
вывает яблокй для отправки в Москву.

Фото М. Галкина.

В Алма-Ата

(От корреспондента «Известий»)

Выставка «25 лет Казахстана»

В здании Казахского академического те-
атра оперы и балета скоро откроется боль-

Особенно большие восстановительные ра-
боты ведутся на ряектростанциях Дон-
басса — Штеровекой, Кураховской, Не-
светаевской, Каменской и Шахтинской.
Сейчас на стройках электростанций —
горячая пора. Однако восстановительно-
монтажные работы несколько задержи-
ваются из-за непоставки деталей турбин,
трансформаторов, кабеля и аппаратуры.
Дело чести Наркомтяжирома и элек-
д9-
ставить оборудование строящимся элек-

В олижаишее время начинается экс- тростанциям и тем самым обеспечить сро-

‘пзоатация первой

очереди Дубровской ки ввода новых мощностей в крупнейних

ТРЗС мощностью в пятьдесят тысяч ки-  индустриальных районах нашей родины.

НИИ

Маленький
фельетон

Товаришу Бондаренко казалось, будто он

поднялся на такую высоту, что ничего уже   ленно открыть два новых бумажных про-  Лективы. заводов

не мог видеть внизу,
мым месяцем.
много, TO
шапкой...
«Страшный сон!—размышлял потом Бон-

и пролетел под са-
Если бы не наклонился не-
зацепил бы молодой месяц

HIM

Полтавские прожектёры

В Новых Сенжарах райплан решил немед-

изводства. Бумагу будет выпускать рай-
промкомбинат, а через дорогу открывает та-
кое же производство артель имени Горь-
кого.

Спешат планировать и в Карловке. У них

даренко. — Почти по ‚Гоголю. Но он меня   нет ни мастеров, ни техников, но им ненре-
не смутит. Мы живем в реальное время. На  менно нужна своя бумага: триста килограм-

луну без нужды не полетим. А вот посмот-
реть, как летают под куполом цирка, —
другое дело».

И Бондаренко приподнял штору.

В большом опустевшем саду падали с де-

резьев увядшие листья. Простор! Можно! в Карловке давно не знают. Колхозники   ЧАТЬ государственное

построить цирк, а рядом—конюшни, клет-
ки для львов и леопарлов.

Бондаренко позвонил секретарю:

— Ко мне плановиков!

Без лишних слов нлановикам было пред-
ложено внести в проект пятилетнего плана
Полтавы новый пункт—о сооружении в го-
роде цирка на две с половиной тысячи зри-
телей. Стоимость строительства определить
в миллион рублей. :

— Сергей Тимофеевич, — почтительно
спросил председателя городского испэлко-
ма старший нлановик, — а как же насчет
подвесной дороги через Ворсклу?.. Ведь
вы замышляли построить ее в первую
очередь?

— Да, да! — подхватил с довольным ви-
дом председатель. Но потом махнул рукой:
Отложим до более подходящих времен.

Он не стал больше задерживать плановую
комиссию и поспешил на торжественное от-
крытие выставки проектов реконструкции
завода «Металлоштамп». т

С легкой руки председателя понтла по го-
родам и районам области мода на широко-
вещательные планы, «развеэнутые проекты»,
выставки. Так, например. контора, куда вхо-
дят местные парикмахерские, подсчитала
вперед на пять лет возможный настриг во-
лос с голов и бород своей клиентуры. На
этой «сырьевой базе» планируется открыть
чуть ли не войлочный промкомбинат.

Два председателя правлений смежных
кустарных артелей, размешающихся в од-
ной пристройке, настаивают включить в план
по макаронной фабрике.

мов, а к концу пятилетки почти пять тонн в
год! А вот урожай карловцы планируют:
в 1946 году — четыре с половиной центнера,
в 1950 году—семь с половиной центнеров
зерновых с гектара, хотя таких неурожаев

нынче собирают с больших площадей
по семнадцать центнеров зерновых с гек-
тара.

Бумага заслонила жизнь.

В других районах и в самой Полтаве на-
‘мечается еще много всевозможных голово-
кружительных об’ектов, новостроек, воздуш-
ных замков. вроде Дома промкоэперацин
стоимостью в несколько миллионоз рублей.
Очень мало думают о насущно неэбходимом.
Ну, хотя бы о банях. Во многих районных
центрах и крупных поселках области бань
вовсе нет, как нет их и в планах. Правда, в
Полтаве, по данным горисполкома, баня
числится, и ее: восстановление считается де-
лом ближайших дней. Но время идет, а ком-
мунальная баня остается все с теми же де-
сятью шайками и двухведерным запасом во-
ды в час.

Единственный в Полтаве кинотеатр на сот-
ню мест—в помещении. которое не годилось
бы даже под баню. А разбитые мостовые,
городской базар с тучами

действующие водонапорные колонки?
Между тем городские умы сейчас боль-
ше заняты соображениями о высоте купола
будущего цирка и уже грезят о труппе эк-
вилибристов, дрессировшиков, укротителей.
Не довольно ли прожектов, превосхо-
дящих своей фантастичностью измышления
земляка полтавцев — гоголевского «пасич-

ника Рудого Панька»? `
М. ЯКУНЕНКО.

ОН -

Гравюра на металле

ЗЛАТОУСТ, 10 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Златоугт—родина  хуложе’
стзенной гравюры на металле. В 1851 году
на выставке в Лондоче златоузтовским гра-
верам была присужтэна медаль. © 15%
пор они неизменно демонстрировали свой
изделия на межлунаролных выставках.
Ни один город не мог поспорить = Зазго-
устом в искусстве украшения металла. Но
особый размах получиле искусство гравю-
ры на металле пон советской власти. В
годы войны златоустовские гразеры пд
руководством талангливого художника
Александра бБороннакова много работали
над укоашением оружия для полковолнев
Красной Армии.

Среди работ,
выделяется шашка,
рэк маршалу Жукову.
ников создал гравюру. посвяшенную 223-
грому немцев под Москвой С изумитель-
ной тонкостью воспроиззедена миниатюр-

выполненных  граверамч,
изготовленная в пола-
На клинке Борон-

ная картина — Кремль, а на фоне его го-
ветские танки, уничтожающие
скую технику.

Задолго до окончания войны граверы
назали работу нал воспооизведением кар-
тин русских художников. На металл пе-
ренесена в миниатюре картива Репина «За-

порожпы пишут письмо турецкому султа-  соб.

ну», Перова — «Охотники
Шишкина — «Утро в Лесу>.

В настоящее время хуложники-граверы
Боронников, Добровольский,  Лариовоз и
другие готовят . картины, в Которых они
отобразят героику и величие сталинской
эпахн. Готовится выставка, где будут пред-
ставлены образны граверных работ, аро-
извеленных на пласганках, клинках, KOPTH-
ках. топорах и других металлических изде-
лиях. Михаил Добровольский готовит HH-
тересные металлические изделия с ажур-
ной отделкой.

на привале»,

Озеленени

ВОРОШИЛОВГРАД, 10 эктября. (По те-
леф. от соб. корр.). Сорок тысяч деревьев
и полмиллиона декоративных кустарнико-
вых растений будут высажены в садах,
скверах и на улицах областного центра.

В городском саду, вырубленном HeM-
цами, население города уже начало мас-
совую посадку деревьев. Озелененная пПло-
щадь у памятника Борцам революции ста:
нет одним из привлекательнейших мест го-
рола

Озеленяются также обочины шоссейных
дорог. ведущих в города Алчевск и Старо-
бельск. Каждая школа в нынешнем году

2 Донбасса

высаживает на пришкольном участке не мз-
нее лвухсот фруктовых деревьев.

Новые сорта фруктовых деревьев для
Донбасса вырашивает Ворошиловградский
сельскохозяйственный институт. Завелую-
ший кафедрой плодоводстве и виноградар-
ства А. Д. Полишук вывел морозоустойчи-
вые сорта персиков, прекрасно прививаю-
щиеся на донецкой почве. Акклиматизиро-
валась здесь и заморская гостья — мекси-
канская вишня, имеющая вкус сливы. Выве-
дены двадцать два сорта винограда. В ны
нешнем году будет
больших фруктовых садов. Под виноградни-
ки будет занята площадь в 1.900 гектаров.

ОЕ АНИ СНВ ВЕНСАН ЬНЕ

На обзаведение скотом

КАЛИНИН, 19 октября. (По телеф. от
соб. корр.). В Калининской области семьям
демобилизованных и погибших BOHHOB
Красной Армии, партизан и инвалидов Оге-
чественной войны бесплатно передано на

обзаведение скотом две тысячи телок.
конца года телок получат еще три тысячи
семей.

Бескоровным колхозникам будет прода-
на в этом году 51 тысяча телок. Наполови-
ну это мероприятие уже осуществлено.

общих дисциплин,

пыли и грязи,   уйгурский театр
тусклые ночные лампочки на улицах, без-   спектакли:

гитлерсв-   барь и

заложено несколько  ЮЗНЫХ Р

шая выставка, посвященная 25-летию Ка-
захской республики. Художники и архи-
текторы заняты оформлением выставочных
залов. На площади будет установлен дей-
ствующий макет строящейся сейчас ги-
гантской плотины на реке Сыр-Дарья.
Филиалы выставки будут размещены в
ряде крупных зданий города. На террито-
рии ипподрома располагается павильоч
«Животноводство».

Помощь заводов Турксибу

Коллективы предприятий Алма-Ата чо-
могают железнодорожникам Турксиба го-
товиться к зиме. Заводы берут шефство
над паровозным депо, механическими ма-
стерскими и даже отдельными локомоти-
вами.

Рабочие и специалисты ‘алма-атинского
завода тяжелого машиностроения обяза-
лись изготовить для паровозов Турксиба
большое количество поршневых штоков,
всасывающих и нагнетательных клапаноз,
восстановить многие детали. Аналогичную
помощь транспортникам оказывают кол-
имени Кирова, электро-
механического и других.

Учеба руководителей Советов

При ленинской школе ЦК КП(б) Казах-
стана открылось специальное отделение
для руководящих работников Советов. К
учебе приступило шестьдесят курсантов.
У всех большой стаж работы в иснолко-
мах районных и областных Советов депу-
татов трудящихся.

Срок обучения — полтора года. Помимо
курсанты будут изу-

и административное
право и вопросы советского строительства.

Ряд лекций будет прочитан руководите-
лями Совнаркома республики.

Новая опера

Недавно композитор Е. Брусиловский
закончил работу над оперой «Амангель-
ды». Оцера принята к постановке. Она бу-
дет осуществлена в начале будущего ме-
сяца. В главных ролях выступят народная
артистка СССР Куляш Байсеитова и за-
служенные артисты Казахстана А. Умбег-
баев, Пиошат Абдуллин.

Декада уйгурского искусства

Среди национальных меньшинств Казах-
стана видное место занимают уйгуры —
народ, издавна населяющий южные обла-
сти республики. Настоящего расцвета
культура уйгуров достивла в годы совет-
ской власти. Особенно ярко это вырази-
лось в театральном творчестве уйгуров.

В столице Казахстана открылась декада
уйгурского искусства. Приехавший сюда
покажет свои лучшие
«Таир-Зухре», «Анархан» и
«Гарин-Санам». В концертном исполнении
будут широко представлены народные пес-
ни, танцы, театрализованные игры.

Издание пятитомника
«История русского искусства»

Институт истории искусств Академии
наук СССР готовит издание пятитомника
«История русского искусства». Об‘ем каж-
дого тома— пятьдесят печатных листов.

Первый том, посвященный искусству до-
московского периода, будет сдан в печать
в начале 1946 г.

Редакторы издания — академик И. Гра-
и член-корреспондент Академии наук
СССР В. Лазарев.

Учителя возврашаются в школы

ЯРОСЛАВЛЬ, 10 октября. (По телеф. от
корр.). В школы Ярославля возвра-
щаются учителя, демобилизованные из Крас-
ной Армии. Приступил к исполнению своих
обязанностей директор средней школы № 47
тов. Голкин. Возвратился заведующий учеб-
ной частью школы № 49 тов. Уткин. В
среднюю иколу № 37 вернулись двое демо-
билизованных — учитель немецкого языка
тов. Салов и заведующий учебной частью
тов. Кочергин, который будет также препо-
давать литературу.

Школы готовятся к приему второй очере-
ди демобилизованных учителей.

Конкурс музыкантов-исполнителей

CHK
My-

Комитет по делам искусств при
СССР проводит всесоюзный конкурс
зыкантов-исполнителей. ›

Залача конкурса — выдвижение молодых
талантливых певцов и инструменталистов —
скрипачей, виолончелистов, пианистов, ap-
фистов.

Возраст участников: от шестнадцати до
тридцати двух лет для инструменталистов
и ло тридцати пяти лет для певцов.

Уже подано семьсот заявок. Первый тур
конкурса проводится в Москве, Ленингра-
де, Свердловске, Саратове и столицах со-
еспублик, второй и третий туры
булут в Москве. Начало первого тура в
Москве — 20 ноября, а в других городах—
10 ноября,

Участники третьего тура получат звание
лауреата конкурса и денежные премии— в
пятнадцать, десять, восемь и пять тысяч

До! рублей.

Лауреаты конкурса выступят в конце
декабря в заключительных концертах, KO-
торые состоятся в Концертном зале имени
Чайковского и в Большом зале Консерва-
тории.

ую
* \ 4,

Цо утрам я навещаю колхозного пасеч-
ника Ивана Михайловича Борисова. Он
обитает в старом, заброшенном саду, не-
подалеку от бывшего барского‘ липового
парка. В тесовом сарайчике, где хранятея
различные пчеловодные принадлежности,
всегда чисто, прохладно, пахнет какими-
то пряными травами, вощиной, теплым
сотовым медам, смолистой сосновой етруж-
кой. Перед сарайчиком в строгом порядке
раскинулея целый пчелиный поселок из
окрашенных в разные цвета дадановских

домиков-ульев. Пронизанный солнцем
воздух этого неугомонного трудового
мирка наполнен тончайшими  звонами,

как бы исходящими от множества незри-
мых серебряных струн.

Иван Михайлович—- пчеловод но призва-
нию. Широкоплечий, с еле заметной седи-
ной в густой шапке русых волос, он
сутулится и угрюм только на людях, об-
щение с которыми каждый раз даст ему
повод побрюзжать но-стариковски.

Меня пчела увлекла, — говорит
он. — Вот у кого можно поучиться кое-
чезу. у

О пчелах он может рассказывать без
конца и очень интересно. На его столике
в сарайчике всегда лежат книги по пче-
поводетву. Он читает и популярные бро-
шюры, и учебники, и солидкые труды
ученых-пчеловодов. Вниги — это,его вто-
рая, после пчел, страсть. Обе эти страсти
открылись в нем и были удовлетворены,
естественно, лишь в колхозное время: до
коллективизации Иван Михайлович, как
п большинство музьминцев, плотничал,
домой возвращался только на зиму, и
есхи в те годы он и покупал книги, то
выбор их определялся наличием свобод-
ных денег в кармане, случайной поезл-
кой в Рыбное или Рязань и тем случай-
ным же и скудным книжным аесортимен-
том, который попадал на базар или на
прилавок провинциального букиниста.

Ноложение с тех пор изменилось ко-
ренным образом. Кузьминцам не надо
итти далеко за книгой. К их услугам —
солидная библиотека сельского клуба в
пять тысяч томов. Она в состоянии удов-
летворить — и удовлетворяет — самым
разнообразным вкусам и запросам своих
читателей.

Я просмотрел абонементные карточки
около двухсот подписчиков библиотеки.
Восемнадцать из них принадлежаг пред-
ставителям квалифицированной сельской
интеллигенции, людям с законченным
высшим и средним образованием. Агроном
Петр Сергеевич Жуков и доктор Анна
Федоровна Орлова, преподаватель гео-
графии Алексей Дмитриевич Рогов и аку-
шерка Екатерина Павлозна Хохлова, 300-
техник Поликарн Семенович Купряцгин и
ветеринарный фельдшер Екатерина Федэ-
ровна Шустова находят в кузьминекой
библиотеке литературу по своей спеди-
альности.

Среди подписчиков библиотеки —- кол-
хозников преобладают должностные лица
п специалисты вроде Ивана Михайло-
вича Борисова. В их выборе книг видна
цехеустремленносль людей, спешащих
приобрести полезные для дела знания и
расширить свой политический кругозор.
Такие книги, как «Краткий курс истории
ВКП(б)», «Справочник бригадира», «На-
мятка кладовщика», <Живая природа в
руках человека», «Очерки о животных»,
можно встретить в абонементных запи-
сях почти каждого из них (садовод и
парторг колхоза Полина Ивановна Коро-
лева. бригадир-полевод Татьяна Силкина,
кладовщицы Александра Егоровна Под-
горная и Мария Ивановна Спихнулина и
другие). Зато. рядовые колхозники и кол-
хозницы, особенно молодежь, отдают
явное предпочтение белхетристике.

Но, бесспорно, активнее и требователь-
нее всех прочих подписчиков библио-
теки кузьминские школьники. Они со-
ставляют самую большую группу читате-
лей— сто сорок два. Поглощают они веб,

что видят на книжных полках: книги
Марка Твэна, ‘Мюль-Верна, Тургенева,

Горького. Шолохова, Роллана, М. Ильина,
Ванды Василевской. Паустовского, Сера-
фимовича, Всеволода Иванова, стихи и
прозу Пушкина, переводные романы,
повести Гоголя, пьесы Алексея Тозстого,
юмор Чехова и сатиру Щедрина.

Мы видим, что далеко не вее колхозни-
ки состоят подписчиками библиотеки. Мно-
гие довольствуются только газетой и ра-
ДИО.

— Жили газетой! — свидетельствует
Клава Раткина, заведующая сельской би-
блиотекой, говоря об исключительном пн-
тересе села к политическим событиям во
время войны.

Этот интерес, как я убедижея, не сни-
зихся и после победы.

Вакую роль играет газета в осведомле-
нии жителей современной деревни о про-
исходящем внутри страны и за рубежем,
можно судить уже по одному тому, что
через Кузьминокую контору связи, обелу-
живающую пятьсот шестьдесят дворов.
выписывается триста сорок экземпляров
центральных и местных газет. Начальник
почты Александра Никитична Морозова
сетует;

— Так сжали, так сжали нае издатель-
ские лимиты! И такой спросе — особенно
на центральные газеты! Спасибо, еще ра-
дио немного выручает: полтораста детек-
торных приемников, да штук десять лам-
повых.

Вряд ли когда еще село чувствовало та-
кую тесную связь с внешним миром. Лич-
ные судьбы кузьминцев кровно и осязаемо
сочетались и переплелись всеми корнямя

* Продолжение. См. «Известия» от 6, 7 и
9 октября.

Туркменская
симфония

АШХАБАД, 10 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Композитор М. Осокин закон-
зил работу над первой туркмен^кой симфо-
нией. Симфония состоит из з`тупления и
четырех частей. Ее тема — 6555бз туркмен-
ского народа за новую жизнь, рост и рас-
цвет Туркменской республики.

В ближайшие дни состоится первое испол-
некие новой симфонии.

кое село-

© судьбами всего русского Besli

советской земли.

— Мы, старики, до войны мало по-
нимали, что такое карта, и не смотрели
на ное, & теперь назови какой город — 32-
глазно покажу, где он, — говорит Иван
Михайлович Борисов.

Доклад приглалненного из раскинувших-
ся за Окой лагерей офицера о военных 60-
бытиях или о международном положении,
лекция учителя, беседа врача вошли в
культурный обиход села так же прочно,
как книга и газета. Зимой в сельском клу-
бе всегда было полно: то доклад, то
киносеанс, TO спекгакль любительско-
го драматического кружка, организован-
ного Полиной Ивачозной Королевой, парт-
OPPOM колхоза, то выступление колхозного
хора под управлением плотника Ивана
Матвеевича Лавыдкина, большого любите-
ля старинной народной песни. Летом 4H
осенью, когда шли полевые работы. Шура
Адипова повесила на клубе большой замок
и понесла свом газеты и журналы в поле.

Шура — секретарь комсомольской орга-
низации колхоза. Вместе с Влавой она
окончила кузьминскую семилетку, в кача-
ле войны полила добровольцем в Красную
Армию, была на фронте связисткой, но В
1943 году ее освободили по болезни. Она
вернулась в Кузьминское, и как-то само
собой получилось, что вокруг нее стала
группироваться сельская молодежь. Эта
маленькая девушка, с виду — нодросток,
завоевала симпатии сверстниц и пожилых
колхозниц своей сердечностью,  деятель-
ным сочувствием людекому горю, которого
так много испытали женщины в годы вой-
ны. Вот, кажется, стоит одинокий человек,
настолько ноглощенный своими личными
переживаниями, что лучше его и не тро-
гать, & подошаа к нему Шура, поговорила,
и он уже снова в коллективе и вместе со
всеми поглощен каким-то общественным
делом.

Комсомольцы устраивают звоскресник
на строительстве гидростанции. Девушки
из больницы, с почты, сельского Совета и
сельпо идут вместе с комсомолками-вол-
хозницами на сенокос и жатву. Комсомол-
ка звеньевая Клава Романова добивается
самых высоких в районе урожаев пшени-
цы — двадцаль пять центнеров с гектара.
Комсомолка Маруся Вязовкина со своим
звеном снимает рекордные урожаи проса.
Никогда раньше девушки в Кузьминском
не косили. Комсомолки Тамара Всапыри-
вова и та же Романова берут косы и ска-
птивают каждая по две мужеких нормы.
Комсомолки помогают малограмотным кол-
хозницам писать письма мужьям в ap-
мию... Гол назад в Кузьминском было де-
сять комсомольцев, а сейчас их двадцать
три. И все\ они в страдную пору преврати-
лись в агитаторов: читают в обеденный
перерыв газеты °в бригадах, выпускают
«боевые листки».

— Поли, поди сюда, милка, расскажи,
что там по радио передавали, — зовут
Шуру, Тамару или Клаву полдиюющие
на жнивье колхозницы.

Беседа начинается. Люди разных поко-
лений, они находят общий язык, обсуждая
и оценивая разнообразные новости Дня.
Война обострила их политический  CAYX.
Капитуляция Японии, положение в Гре-
ции, судьба преступников войны,  пред-
стоящие выборы в Болгарии — все это
занимает и волнует их не в меньшей сте-
пени, чем. скажем. строительство газоцро-
вода Саратов — Москва, в прокладке ко-
торого они участвовали своим трудом. Они
ревниво следят за всем происходящим на
обоих полушариях мира, улавливая и
устанавливая прямую связь между этими
делами и жертвами русского народа и по-
двигом Красной Армии, которая помогла
миру сбросить ярмо кровавого фашизма.

*

Несколько старомолную фигуру дирек-
тора кузьминской семилетки Александра
Дмитриевича Рогова в мягкой фотровой
шляпе, в просторном, застегнутом на
все пуговицы пиджаке, с тростью в руке
можно почти ежедневно ветротить в ка-
бинете председателя сельского Совета.
Дела у него к Ивановой неотложные:
олифа, стекло, кирпич, гвозди, столяры,
маляры... Все учителя раз’ехались на ка-
никулы, и на Рогове лежит ответетвен-
ность за ремонт школы. Можно еще уви-
деть его на партийном собрании сель-
ской территориальной организации, но
таких собраний летом бывает мало —
три-четыре. Остальное время он проводит
в школе. Днем в стенах ее визжит фуга-
нок, остро пахнет свежей краской и
ваажной глиной. Шаги в просторных,
пустых классах © сверкающими лаком
партами и классными досками отдаются
гулко. Ремонт идет к концу.

К десяти часам вечера, когда Москва
передает последние известия, к Рогову
запросто заходят поеле наряда в правле-
нии колхоза все, у кого дома нет радио
или кому все равно не поснеть уже до-
мой ло десяти. Война сблизила людей.

Рогов живет при школе, в небольшой
двухкомнатной квартирке. Уют ес созда-
WT рукоделия его жены и главным 00-
разом картины ero собственней рабо-
ты — масло и акварель.

Учительствует Александр Дмитриевич
двадцать семь лет. Сейчас ему 62 года,
пора бы уходить на пенсию, но привя-
занность к школе превозмогает все не-
мощи... В прошлом он преподавал риео-
вание и черчение, но, когда эти предметы
вышали из школьных программ, ему при-
шлось переквалифицироваться на геогра-
фа. Невзирая на свой почтенный в0з-
раст, он поступил заочником в учитель-
ский институт и закончил его. Эта новая
специальность как нельзя более отвечает

ЗНННИИИИОНОИИТНИААОНАТИНИОИМАНАКОИИ
На Одесской ГЭС

(По теле. от

народа,

ОДЕССА, 109 октября.
соб. корр.). На Одесской электростанини
началась укладка фундамента под новую
турбину мощностью в десять тысяч кило-
ватт. Турбина будет введена в эксплоатацию
в конце этого года. С пуском ее мощность
электростанции увеличится почти в два
раза. Промышленные предприятия города,
трамвай и троллейбус получаг намного
бельше электроэнергии. Лучше: будут осве-
щаться и жилые дома.

Очерк

его скзонностям: он много путешество-
вел, много видел, бывал на Алтае и Ha
Кавказе, любит природу и, нечего скры-
вать, особенно — природу здешних, род-
ных ему, просторных приожских мест.

Шхола сыграла выдающуюся роль в
качестве основиого рычага в культурном
под’еме села. Среди обучавшихся в ней
есть немало офицеров, которые отличи-
лись в Отечественной войне, — подно7з0в-
вик Василий Гришин, старший лейтенант
Цетр Антицов. Многие бывшие ученики
школы продолжают свое образование в
высших учебных заведениях и техникумах
Москвы и Рязани, а иные, подобно Влаве
Раткиной и Шуре Алиповой, остались в
селе и работают в клубе, ва почте, в коо-
перации, в сельском Совете. Заслуги иеко-
лы общепризнанны и очевидны. Тут с ней
поспорить может только сельская боль-
ница, оказавшая неоценимые услуги Вузь-
минскому в культуре и оздоровлении быта.

Вузьминские старожилы расеказыва-
ют, что в селе до открытия больницы
свиренствовала малярия, часто вепыхи-
вали эпидемии тифа, от дизентерии иним
летом вымирало чуть ли не все детское
население, женщины рожали с бабками,
лечились у знахарок. Земокая больница
была одна на весь нынешний Рэбнов-
ский район. Заведывал ею и замещал
врача полуграмотный лекарь из ротных
фельдшеров «времен Очакова и поко-
ренья Врыма», который к тому же тил
непробудно.

Больница занимает лучшее здание в
Кузьминском — бывший помещцичей
дом. Рядом, во флигеле — палата для
рожениц на десять коек. Заведует боль-
ницей врач Анна Федоровна Орлова. У
нее имеются квалифицированные помонг-
ники: санитарный врач, акушерка, дво
фельдшерицы, фармацевт.

По вторникам, в базарные дни, возле
больничного забора стоят десятки под-
вод: «к Анне Федоровне» едут издалека,
даже из районов, обслуживаемых други-
ми врачебными участками. Бопреки по-
говорке, добрая слава кузьминских ме-
диков обожала все окрестные села и де-
ревни.

Чет десять назад Орлова окончила де-
чебный факультет 2-го  Московекого
медяцинекого института. Она отвергла
лестные предложения остаться аспирант-
кой при кафедрах патологической анато-
мии и физиологии. Ее тянуло в деревню.

— Я люблю жизнь, люблю деревню, —
гозорит она. — Жили мы в Москве, но
родилась я в Рязанской области, сюда и
потянуло. Когда назначили в Кузьмин-
ское, ехала я и думала: пусть хоть какая
худенькая больница, лишь бы местность
была по душе да люди хорошие, а я
сделаю, сделаю...

И она очень много сделала.

— И, понимаете, — продолжает Анна
Федоровна свой рассказ, округляя брови
и как бы дивясь TOMY, что произошло в
результате всех ее трудов, — понимаете,
стали исчезать инфекционные болезни!
Й мы имеем сейчас дело почти исключи-
тельно с хрониками, с порезами, с нары-
вами. Вогда я приехала, — даже растеря-
лась немного: одних маляриков было
зарегистрировано триста. А сейчас их —
двадцать пять. Думается, пройдет немно-
го времени, и исчезнут в деревне всякие
инфекции...

Анна Федоровна
бается.

— И вам нечего здесь будет делать, —
говорю я ей.

— Что вы! — восклицает она. — Po-
жать-то все к нам едут! А профилактика?

мечталельно улы-

Мы ею как занимались, так и дальше
будем. Ведь нашей профилактической
работой  об’ясняютщя и исчезновение

эпидемий, и резкое снижение инфекций.

Четверг в Кузьминском — день вра-
чебной профилактики. Еженедельно 8
этот день все работники больницы от-
правляютея на детскую площадку, в
поле, в школы, в избы колхозников,
осматривают, как содержатся жилые и
служебные помещения, проводят беседы

санитарно - просветительного характера,
оказывают помощь на дому, если в том
возникает надобность, дают советы. №

этим  <четвергам» население села при-

выкло, как привыкло оно к чистоте и
порядку в одежде, в убранстве постелей,
кухонь, в хранении продуктов, хотя по-
началу эти чистота и порядок наводились
специально перед «четвергом»:

Доктор придет!

25-го числа каждого месяца медицин-
ские работники Кузьминской больницы и
прицисанного к ней Федякинского фельд-
шерского пункта собираются, и один из
них выступает с докладом на какую-либо
специальную тему. А каждую третью пят-
ницу месяца в районном центре происхо-
дят научные заседания врачей всего
района. Вот в ближайшую пятницу Анна
Федоровна поедет в Рыбное, — на засе-
дании стоит ее доклад о гипертонии.

—- Скучать некогда. — говорит она.

Прошло уже много дет, как она в
Кузьминском, но ей не надоело и не разо-
нравилось здесь жить и трудиться. И
колхозники чувствуют это и относятся к
ней с возрастающим уважением и сердеч-
HOGTDIO.

—   Была я на-днях в Москве, — pac-
сказывает Анна Федоровна. — Шумно
там, суета... Возвращалась обратно Ha
пароходе. Боже мой, какая красота во-
круг! Цоднялась от шлюза в гору, Е себе,
й так хорошо и покойно на душе стало:
домой вернулась!..

Я слушал ее`и думал: как много может
сдехать человек, любящий свою родину!

П. БЕЛЯВСКИИ.

(Окончание следует).

Восстанавливается
сеть аптек

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 10 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). Восстанавлизается сеть
аптек на Днепропетровщине. В городах и
селах области уже работают сто аптек и
свыше трехсот аптечных пунктов.

Особое внимание уделяется крупным мез
таллургическим заводам и шахтерским по+
селкам. В Криворожском бассейне, наприз
мер, аптеки имеются на каждом руднике,