)
y

(Oop)
opus,

OT
batt

thine

pele
ИИ

hori

Ope
р pith
уве
ВИ

ОДЕЛ
» Cong
HOM Y
и
од -
то
ль
9 ДИ

Ся}
я

ИЗ
№
вт

16601
HOR
ry ath
Cont
Of ti!
Иру
ЦЕ
x fill
patel

ВА

рии

ate)

СЯТНИЦА, 12 ОНТЯБРЯ 1945 г. № 241 (8851)

— и
Люди на ярмарке...

Третьего октября Bo всё сельсоветы
Плавекого района была отправлена телег-
рамма, подписанная сэкретарем райкома
Lapua тов. Енязевым и председателем
райисполкома тов. Овсянниковой. Руково-
дители района предлагали развернуть мас-
совую уборку картофеля и сдачу его rocy-
даретву.

Прошло немало дней, но из трех тысяч

тектаров картофель выконан лишь со ста,

зтеети, а на заготовительные пункты по-
ступило каких-нибудь полсотни тонн.
Молчаливо согласившись, что их требе-
вание о массовой уборке кзртофеля не
выпоанено, руководители районных орга“
низации предпочитают говорить так:
«Работа разворачивается».

Да и эта осторожная формулировка да-
лека от действительности. В районе не
имеют сколько-нибудь реального представ-
ления о том, как развернется уборка кар-
тофеля в дальнейшем. В свое время был
составлен график сдачи картофеля по пя-
тидневкам в августе и в сентяб-
pe. Спустя два месяца  руководетво-
ваться им, скажем прямо, затруднительно,
да, собственно, о графике давно и прочно
забыли в колхозах.

Положение, между тем, очень серьез-
то. Б районе до сих пор не скошены
хлеба. План сдачи зерна выполнен при-
мерно на треть. Далехо не закончена за-
готовка овощей. А тут надо браться за
картофель, при чем немедленно, потому
что можно ожидать заморозков. :

Вартофеля в районе много. Государ-
ству нужно сдать около восьми тысяч
тонн. Половина этого количества пред-
назначается для столицы. Погода небла-
топриятная. Тем более надо дорожить не
только каждым погожим днем, но и ча-
сом. Правильный, точный расчет нужен,
hak никогда.

Что же делается в эти. дни в колхозах?

Сухой, ветреный день. На полях
артели «Ударник» `Самозвановского сель-
совета людей не видно. Нусто и на току.
Бригадира Кузьмина застаем дома,

— Где же люди?

— Сегодня ярмарка в Плавеве, приш-
ось отпустить...

Выясняется, что из двадцати членов
бригады двенадцать отправились на кол-
хозных лошадях на рынок. Остальные
копали картошку на собственных огоро-
Tax.

В Больше-Озерковеком сельсовете семь
колхозов. В четырех из них даже не на-
чали убираль картофель. В двух других,
накопаз и сдав несколько тонн, тоже
успокоились. Только в колхозе «Ясный
путь» вышли сегодня на картофельное
поле пятнадцать человек. Зато во всех
колхозах идет уборка на приусадебных
участках.

Председатель артели «Красное знамя»
тов. Шумилин на два дня отпустил по-
головно всех колхозников для уборки
огородов и дал им двадцать пять лоша-
дей. Между тем из причитающихся ты:
сячи двухсот центнеров картофеля
артель сдала государству только трид-
Hats.

— Пусть люди свою картошку выко-
пают, а потом и за колхозную возьмут-
ся. — заявляет Шумилин.

Руководители района си колхозов
склонны подчас обвинять колхозников в
«несознательности»:  вот-де, па свой
огород тянутся. Но кто в этом виноват?
Равве заранее не было известно, что кар-

поступить картофеля более четверти об-
щего плана заготовок. Государство, сле-
довательно, прямо заинтересовано в том,
чтобы колхозники полностью сохранидя
урожай н положенную долю его сдали за-
готовителям.

Можно было бы заблаговременно все
это предусмотреть и спланировать работу
так, чтобы сочетать общественные интё-
ресы с личными интересами колхозников.
Удалось же артели «Труд Ленина», rye
председателем тов. Иванцова, всем хоб-
росовестно работающим в бригадах кол-
хозникам выделить но очереди время для
уборки урожая с огородов. Делается это
расчетливо,  по-хозяйски, так, чтобы и
колхозное дело не сорвать, и люди не
были в обиде. Благодаря умелой органи-
зации труда здесь уже заканчивают хле-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

&:

бопоставки и скоро рассчитаются с госу-
дарством по картофелю. Но таких колхо-
зов единицы,

Если бы руководители колхозов пюлу-
чили из района деловые советы, как луч-
ше поступить при создавшемся напря-
женном положении, они бы не’ бросались
из одной крайности в другую. Не было
вы тогда и массовых случаев нарушения
трудовой дисцинлины. Не дошло бы и до
явно антигосударственной практики, ка-
кую допустили в артелн «Красное зна-
мя». Tak что за разговорами о «несозна-
тельности» колхозников скрывается не-
дальновидноеть салих плавских руково-
дителей.

Взять хотя бы организацию слачи кар-
тофеля колхозвиками. Эта задача возло-
жена на потребительскую кооперацию.
Но тут еще <не успели» подготовиться
в приемке продукции. В прошлом году
в сельпо было сорек приемочных пунк-
тов. Сейчас почему-то намерены создать
только двадцать два. Приемщики не по-
добраны. Сельно не имеют даже полных
списков  сдатчиков. Короче говоря, по-
тредкоонерация не заготовила еше ни
одного килограмма картофеля.

— Колхозы пусть сдают, наше от нас

не уйдет, мы и зимой успеем, — утенгает-

ся тов. Никифоров, заместитель председа-

теля райпотребсотоза.

В помощь району в отгрузке картофеля
лая Москвы прибыла автоколонна. Маши-
ны простаивают. На-днях в колхозе имени
Ворошилова полдня и вею ночь зря про-
держали грузовик, так и не подготовив
картофеля для отгрузки. Ударят холода, п
з& теперешние простои автотраненерта
придется расплачиваться порчей продуЕ-
ЦИИ,

Плавских районных руководителей
нельзя обвинить в бездействии. Они ездят

по селам, шлют уполномоченных, прово-

дят совещания. Предупреждают, уговари-
вают, требуют. Но толку мало. Почему?
Самое главное сейчас — толково и вдум-
чиво организовать труд и работу в кел-
хозе, в брлгаде, помочь на месте правиль-
но распределить людей и тягло, добиться
железной дисциплины труда. Этого-то нет
в Плавском районе. Вот и плохо здесь и с
хлебозаготовками, и с уборкой картофеля.

Плавский район отнюдь не самый 0т-
сталый в Тульской области. Фактически в
большинстве районов не’ приступили к
массовой уборке и сдаче картофеля. Те же
ошибки в руководстве, которые допущены
в ИПлавоке, мешают и другим районам
области справиться с важнейшим государ-
ственным заданием.

Сдача хлеба государству. Обоз с зерном
района Кировской области.

Быпуск товаров широкого потребления

В Таллние десятки предприятий, выпу-
скающих товары широкого потребления.
Кожевенный комбинат «Унион» по количе-
ству выпускаемой обуви достиг уровня
1940 года и дает пятнадцать--шестнадцать
тысяч пар обуви в месяц. Стекольный за-
вод. «Тарбеклаас» изготовляет всевозмож-
ную хозяйственную посуду. Завод «Норма»
выпускает красочные конфетные и бисквит-
ные коробки, детские игрушки.

На чулссной фабрике «Пунане Койт» вос-
становлено сорок пять машин. До конца
гола будут пущены еще шестьдесят восемь
машин. В четвертом квартале вступит в
строй цех, где будут изготозляться ленты,
кружева, подтяжки.

Работы эстонских композиторов

Заслуженный деятель искусств Эуген
Капп нанисал. первую советскую эстонскую
оперу «Пламя мшения». Опера пользуется
широкой популярностью у таллинских зри-
телей. Недавно этим композитором написа-
на музыка к «Гамлету», который ставится
театром «Эстония».

Закончился конкурс на новую советскую
песню. В нем принимали участие почти все
эстонские композиторы. Лучшими признз-
ны песни Р. Пятса, Г. Эрнесакса, Т. Вет-
тика, В. Каппа, Х. Лепнурм. 3

Вчера в лекционном зале Политехническо-
го музея состоялось собрание профессорско-
преподавательского состава вузов столицы.

С докладом об итогах 1944—45 учебного
года и задачах высшей школы выступил
председатель Всесоюзного комитета по де-
лам высшей школы при Совнаркоме СССР
С. В. Кафтанов.

Докладчик отметил, что 1944—45 год яв-
ляется годом улучшения работы высших
учебных заведений страны. Сейчас, когда
страна переключилась на мирное строитель-
ство, основная задача вузов— подготовка
новых высококвалифицированных специали-
стов всех отраслей. Учебные программы ву-
зов должны отражать все достижения нау-
ки за время воёны. ; Sap ele

Необходимо расширять и укреплять су-

эствующие высшие учебные заведения. В

вузах столицы обучалось 105 тысяч сту-!

ДЕПУТ

В. Галлине

‚ 1944—45 учебном году в семидесяти семи

тофель есть и на приусадебных участках Ф. МАЛЬЦ,
и что поспеет он одновременно с кол- соб. корр. «Известий».
хозным? Вотати, от колхозников должно   гр. ТУЛА. (По телефону).

Во вчерашнем ‘номере «Известий» было
опубликовано письмо ‘группы ‘работников:

Полми ллиоча руб лей прибыли швейной промышленности со справедливым

ГАТОБ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

колхоза имени ! мая Котельничского
‘Фото А. Скурихина.

От корреспондента
«Известий»

Эстонские композиторы готовят репер-
туар большого народного певческого празд-
ника.

Институт прикладного искусства

Закончился прием студентов в Таллин-
ский государственный институт прикладно-
го искусства. Принято восемьдесят чело-
век, в том числе тридцать три демобили-
зованных из Красной Армии. _

Институт готовит живописцев, декорато-
ров, мастеров керамических изделий, спе-
циалистов по рисункам для ковров и тканей.

Домик Петра Перзого

Петр Первый, часто навещавший Таллин,
приказал в 1714 году построить себе неда-
леко от гавани домик. Домик этот
ствует и до настоящего времени. Он при-
влекает много посетителей и отличается
простотой и скромностью обстановки, свое-
образным уютом. Г ;

Немецкие варвары надругались над исто-
  рическим домиком, сделали его ‘складом
бумажной махулатуры. Большую часть мв-
бели поломали, растащили. После изгнания
гитлеровцев ° горисполком отремонтировал
домик-музей. й

`Здесь же размещены ‘экспонаты Нарв-

Собрание профессорско-п релоравательского состава
вузов столицы.

‚ ского’ музея, показывающие огромный ин-
терес Петра к. мореходству.
дентов--на 21 тысячу больше, чем до

войны. В нынешнем году в связи с демоби-
лизацией второй очереди в вузы вернется
значительное количество студентов. Почет-
ная обязанность высшей школы—достойно
‚встретить их. : -

` Тов. Кафтанов подчеркнул, что необходи-
мо усилить идейное воспитание студентов,
еще более четко‘организовать учебный про-
цесс. Необходимо также заботиться о ма-
териально-бытовых нуждах студенчества.

После доклада состоялись оживленные
прения, в которых приняли участие
Герой - Социалистического Труда профес-
сор 1-го Медицинского. института тов. Збар-
ский, директор Сельскохозяйственной ака-
демии имени Тимирязева тов. i
‚проректор МГУ` тов. Спицын и: другие.

К товарищу И. В. Сталину.

По следам выступлений «Известий».

„Гнань, именуемая „шелнанет“

‚(так называемых «шелканетовых»), содер-
жащих наименьшее количество 1челка. При-
казом предусмотрено также улучшение ка-

суще-

Немчинов,

Собравшиеся обратились с ` приветствием

@)

“-————ы=ы--—.--

- У Желтого моря

За оком площадь Охироба, центр Дай-
рена-—старого, основанного русскими го-
рода Дальнего. В сквере — чугунная и-
нель генерала Оямы, давно нестриженные
кусты янонской туи и высокие холмы
желтой глины у недестрознных бембоубз-
жиш. Вокруг площади—колонны тяжелых
банковских зданий, золотые иероглифы
на зеркальных окнах торговых фирм, 69-
ветские и китайские флаги над фасадами
домов.

Генерал-лейтенант Козлов, комендант
Дальнего, только-что отпустил групну
японских муниципальных чиновников.
Они спрашивали, не пожелает ли господин
комендант снять памятник Оямы?

Чиновники улыбались неподражаемой
японской улыбкой.

Чего же? — сказал генерал-лейте-
HaHT, — пусть постоит, не мешает...
После японцев к генералу пришли

представители организованного китай-
ским населением комитета общественного
по ядка.

жан Вэ-чжен, председатель правления
пароходной компании, избран главою ко-
митета. Нробуждение общественной жиз-
ни в китайских кварталах Дальнего было
особенно важно.

Говорят, что Дайрен из всех городов,
захваченных японцами на азиатском ма-
терике, больше похож на индустриальные
города островной Японии. По. утрам здесь
назойливо стучал. деревянные полошзы
японской обуви. Центральные. улицы 3а-
строены домами в стиле японского модер-
на, в котором стекло и бетон амерякан-
ских конструкций причудливо сплелись с
элементами старинных китайских и нн-
дусских пагод. За изгородями синетт,
желтеют и краснеют расцветшие в октяб-
ре хризантемы. Внутри небольших с виду
европейских коттеджей раздвижные бу-
мажные стены, устланные
полы: ; :

В стороне от центральных улиц коттё-
джей и парфов скучилиеь сиредные кзар-
талы китайской бедноты. Есть тут He
очень большой глиниетый овраг, на дне
и по ‘склонам которого лепятся одна к
другой три с половиной тысячи кронтеч-
ных нищих хибарок. Снт коз-как сбиты

цыновхами

шихся в том, что они переходили улицу
в неустановленном месте. Набрав такую
группу, полицейскии бил китайцев по оче-
реди, а затем заставлял их целовать
столб семафора, — чтобы уважали пра-
вила уличного движения.

Таким застали город наши танкисты,
ворвавшиеся в Дайрен с севера, десаят-
ники, высадивигиеся с вездуха на 89р0-
дроме, и тихоокеанские моряки...

На протяжении сорока лет хозяйнича-
ли японцы на Ляодунском полуострове.
Никогда за все эти сорек лет у китай-
ского населения Дайрзна не было даже
видимости самоуправления. Bor почему
так важен был приход к генерал-лейте-
нанту Козлову, советскому коменданту гс-
poza Дальнего, представителей местного
самоуправления китайского населения.

Чжан Вэ-чжен доложил о планах ко-
митета. Генерал обещал поддержку, и
представители ушли. После пришел pe-
дактор новой газеты «Тайфун Жибас»...

Волед за редактором китайской газе-
ты появляются вызванная комендантом
продовольственная ‘комиссия, организо-
‘ванная при губернаторстве, представяте-
ли местной промышленности, торговых
предприятий...

Генерал выясняет, когла откроются п
чем будут торговать магазины и рынки,
как можно организовать подвоз угля, не-
обходимого для того, чтобы население
города не было застигнуто врасплох зн-
хой, когда выйдут в море на осенний лов
джонки рыбопромышленников.

— Какие были нормы выдачи продо-
вольствил по карточкам при японцах? —

спраптивает генерал у губернаторского
чиновника.
Норм, оказывается, было множество:

одня——для японцев, другие— лля белых,
третьи — для китайцев. Рис китайцам
не выдавался вовсе. Они получали лишь
гаолян, реже кукурузу. Сахара китайну
полагалось - сто пятьдесяг граммов на
три месяга. Но и этого он не видел.

—= Теперь будет три нормы, — ска-
зал генерал. — Самая высокая — дая
рабочих и инженеров, вторая—для служа-
щих и третья — для остальных. Нацио-
нальных различий никаких. Пусть раз-

из гнилого теса, из остатков деревянных
и жестяных ящиков, даже из старых KOR-
сервных банок.

В хибарках живут тридцать пять тысяч
китайцев, работающих на ближних заво-
дах и в порту. В поселке нет воды. Пит-
надцать тысяч китайских детей копонгат-
ся здесь в навозе, в мусорных кучах.

Количество населения в Дайрене пе-
ревалило в последние годы за восемьсот
тысяч. Из этого числа японцы гоставля-
ют меньше одной четверти. Китайцев
больше шестисот тысяч. Однако город
был для японцев. Только для них торго-
вали здесь магазины. На всех товарах,
которые еще сохранились в витринах, бы-
ло написано: «Маньчжурам не продается»
(японцы называли маньчжурами китай-
цев). На парках были таблички: «Мань-
чжурам вход воспрещен». В трамвае
японец с размаху бил китайца по лицу,
если тот, промешкав лишнюю секунду,
не уступал места на скамье. На пеое-
крестках улиц японские полицейские хе-
сятками собирали китайцев, провинив-

В начале войны на Горьковской, Орен-
бургской, Пермской, Свердловской и неко-

работают и несут мне на утверждение.

Ё генералу приходили всё новые люди.
Шел разговор о школах, театрах, с рабо-
те врачей, о газетах...

Дальний оживает. vies

Зеленые, увитые хвоей арки во многих
местах перекинулись над улинами. Под
этими арками недавно проходила много-
тысячная демонстрация китайцев с вы-
ражением благодарности освободительни-
це от японского ига — Врасной Армии.

Сейчас в китайском театре Дайрена
гидут старинные пьесы. На самой ожив-
ленной улице — Нанивачо открыты все
магазины. Й китайцы впервые подходят
к витринам, на которых нет больше по-
зорных наднисей: <«Маньчжурам не прэ-
дается».

На вокзал прибывают поезда из Хар-
бина, Мукдена. Многоголосый шум про-
буливитегося города говорит о том, что в
  созданный русскими руками Лальний
пришел прочный, долгожданный мир.

А. МАРЬЯМОР.

ПОРТ ДАЛЬНИЙ.

Розыск владельцев эвакуированного багажа

не вручена владельцам. Это—сундуки, ящи-
ки и мешки, на которых нет никаких над-

торых других дорогах были созданы базы   пизей. Из-за длительного лежания многие
долгосрочного хранения багажа. Сюда поз- вещи портятся, и хранение их скоро может
тупили десятки тысяч мест багажа, кото-  стать нецелесообразным. В связи с этим
рый сдавали эвакуируемые граждане. Не-  начальникам пассажирских служб дорог и
редко багаж принимался без соблюдения   начальникам баз долгосрочного хранения
всех формальностей, засылался не по на-  предложено принять все меры к тому, что:
значению. _ бы граждане были широко оповещены о

ВОРОШИЛОВГРАД, 11 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). Коллектив деревообде-
лочной фабрики (директор тов. Кудрявцев)
борется за рентабельность своего предприя-
тия. Производственный план третьего квар-
тала выполнен досрочно. За восемь месяцев

5,

Трижды в день Марфа Захаръевна пе-
реправляется на ту сторону Оки доить
корову. Паром снесло бурным паводком,
переправляться приходится на лодке, на
это уходит много времени. Ё тому же 06-
ратный путь очень тяжел: надо преодо-
петь крутой под’ем в гору. А Марфа За-
харьевна — женщина полная, со слабым

’вврдцем. Возвращается она от коров за-

пыхавшись, недовольная воем на свете.

— И зачем нам эта гэс! — говорит
она. — Выстроили бы лучше плашкот.

Вечером, когда покончено со всеми де-
лами и на столе поет самовар, Марфа
Захарьевна заправляет ° керосиновую
лампу и как бы мимоходом говорит:

— И чего так доаго гэв строят? Вак
хорошо бы...

— Ara! торжествует Николай Ми-
хайлович, — А что ты в обед говорила?
— To и говорила, что плашкет ну-
жен, — защищается Марфа. Захарьевна.
— Hy, так я тебя сейчас успокою.—
говорит Николай Михайлович. — Когда

мы построим гэс, то переправа у нае бу-
дет электрическая, и даже подымать вас,
женщин, от коров в гору станут электри-
чеством на специальном трамвае, Это
вполне возможно сделать, я с инженерами
теворил. Понятно?

Николай Михайлович

с верхплановые накопления фабрики состави-
  ли свыше полумиллиона рублей, из них че-
тыреста тысяч рублей получены от сниже-
ния себестоимости продукции.

Марка Фабрики пользуется заслуженной
известностью..

ОЧЕРК

село’
сивой. Фуникулер, например, «электри-
ческий» паром. Или... наровое отопление!
И как бы далеко ни заходил он в своих
мечтах, он прав в одном, самом сущест-
венном: будущеее кузьминекого колхоза
отныне надлежит планировать © учетом
новой могучей силы. Е трактору, уже oc-
военному и привычному, присоединяется
электрический мотор.

Построенная в 1942 году на Кузьмин-
ском шлюзе карликовая гидростанция
только разожгаа интересы колхозников.

велики: мельница в один постав, ‘шерето-
битка, молотьбя на двух токах, свет в
школе, больнице и немногих домах села...
На большее ее нехватало. А люди дума-
ли именно о чем-то большем, уходящем в
будущее, открывающем новые горизонты.
Тогда возникла мысль построить такую
гидростанцию, которая была бы расечи-
тана на быстрый рост колхозов, как шьют
«на рост» платье юным богатырям в сказ-
вах. Идея возникла у кузьминцев, но K

запросом руководителям текстильной про-  чества и ‘ассортимента остающихся в про-
  мышрленности: почему ‘ткань исключительно   изводстве. тканей: из смешанной крученой
низкого качества сбывается подвидом шел- пряжи: эти ткани должны выпускаться пре--
ковых и полушелковых тканей? имущественно в набивном виде. Вместо сни-

Приказом народного комиссара текстиль-   маемых с. производства сортов тканей  на-
ной промышленности СССР тов. Седина уже   лаживается выпуск довоенного ассортимента
снят с производства ряд сортов ткачей   из искусственного шелка.

Сейчас на’строительной площадке ра-  Насколько я мог убедитьея, производ-
бота идет круглые сутки. Ночью пассажи-  ство станцией электроэнергии © таким
ры шлюзующихся в Вузьминском парохо-   солидным запасом не застанет кузьмин-
  0B выходят на палубу, привлеченные не  цев врасплох. Председатель колхоза Ва-
совсем обычным для этих тихих мест зре-  силий Степанович Говорушкин — один
лищем: на залитой ярким светом электри-  из первых, кто подал мысль о постройке
ческих фонарей косе между стеной шлю- на Оке мощной колхозной гидростанции,
за и гребенкой плотины снуют вагонетки, а ныне начальник строительства ее — не-
грохочут камнедробилки и бетономешал-  разрывно связывает с нею нланы на бу-
ки. Сотни людей везут в тачках и несут! дущее. С некоторых пор ен стал частым
на носилках песок, гравий, и все это иб- гостем районной и Рязанской областной
чезает в черной широко разверстой пасти   плановых комиссий, свел знакомство ©
а mim над Sips местными геологами и недавно пригхасил
ны  ани, ica ие. их К 66бе в колхоз. На буграх над рекой

он обнаружил залежи минеральных удоб-

цов, с нее-то все и началось!

В 1943 году базы приступили к розыску
владельцев: вешей. Около тридцати тысяч
человек после длительных розысков полу-
чили свой багаж обратно.

Однако, как нам сообщили в НКПС,
большая часть эвакуированного багажа еще

дов, обозно-шорных, драночных, гончар-
ных и им подобных промыслов.

От Кузьминского в соседние села уже
ставят стохбы и тянут провода, по кото-
рым скоро пойдет электрический ток. Он
будет той силой, которая оживит все эти
проекты и планы. Ну; а пока приходится
довольствоваться тем, что есть, —малень-
вой гидростанцией, удовлетворяющей те-
кущие нужды Вузьминского. В конце-кон-

Вот по улице села прошагал электро-
монтер, увешанный доспехами своей про-
фесвии: мотками провода, связками изо-
ляторов, и исчез в воротах дома Ермач-
‚‘ковых. В дом недавно вернулея старнтина

семнадцатилетней колхозницы из Ново- (у о ое м
селок, о которой строители говорят: ПН. 7-0 РРАаЬ вай
и определить их качества, а за разработ-

— Наша победительница! Н р
i кой дело не станет: электроэнергии не за-
Бригада Локтевой работает, не уходя’

о a   намаль!
с0 стройки, пятый месяц. Она изо дня в я Е
день перевыполняет задание на триста и еседовал с колхозниками из сосед-
больше процентов. Девушки этой брига-  них с Кузьминским сел, ‘и все они связы-

Красной Армии Михаил Ермачков. Из его
семьи на фронте. сражались против. нем-
цев шесть братьев, но он пришел нервым.
Вак и всем другим демобилизованным, ему
в первую очередь проводят электросвет:

Проехал на колхозном рысаке к моло-

ды, как и все вообще работающие на Вают с пуском гидростанции планы хо-
стройке люди, за вычетом немногих приез-  зяйственного и культурного. развития
жих специалистов, — местные колхозни-  своих колхозов. Они спокойны за свое бу-
ки и колхозницы. Никогда раньше они не дущее. Их планы совершенно реальны.
были землекопами, бетонщиками, арма-  месте с инженерами колхозные руково-

ней тотчас же присоединились олинна-

тильному. току председатель колхоза. Ce-
годня колхоз начинает молотьбу сжатого
хлеба. Событие в селе большое! Все сво-!
бодные от работы люди направляются’!
туда же. А на току уже весе в порядке:
проверены. прочищены, смазаны обе мо-

дцать соседних приокских колхозов: аксе-
новекий, Константиновский, норосслков-
 ский... То было в феврале прошлого года.
jA в осени в строительстве станции по-
желали ‘принять участие еще тридцать
пять колхозов.

Инициаторы

Е возможности оказались не очень-то

стройки обратились с

непоколебим в  письмом к товарищу Сталину, в которбм

своей вере во всемогущество колхозного   сообщали о своем межколхозном начина-

человека. Веками несла Ока свой

во-  нии и просили поддержать его.

В ответ

ды мимо прибрежных сел, и сила её м0-  последовало распоряжение Совета Народ-

гучего течения не приносила пользы лю-

ных Комиссаров Союза ССР об отнуске   КОНЦУ.

турщиками, мотористами, слесарями, кра-
новщиками. Но стали ими. А многие из
них по окончании стройтельства станут
и электромонтерами: уже возник вопрос
06 организации в Кузьминском курсов
подготовки эксплоатационников для буду-
щей гидростанции и тех предприятий, ко-
торые будут вызваны ею к жизни. Колхоз-
ное производство обогатится новыми спе-
циалистами.

Строительство станции близится к
На Урале сделали для`нее две тур-
бины — по пятьсот киловатт каждую.

дители подсчитали, сколько электрической лотилки и веялки. От скирда к площадке

лям. Но вот люли об’единились в коллек-! строительству необходимых материалов и -
тиве, и им shade все «вполне возможно».   оборудования. Проект электростанции был   Станция будет вырабатывать в год около
Они обуздали и ставят себе на службу соетавлен инженером Гидропроекта На-  пяти миллионов киховатт-часов.

с
косную силу старой реки. Что может дать! родного комиссариата внутренних дел  Я спросил инженера Морозова, куда

энергии получат их сельскохозяйственные
артели, как ве рациональнее использовать.
Они трезво учли общественные и личные
потребности крестьян’ и возможности!
удовлетворения этих потребностей. Нер-
вая их забота — о земле. Земля — основа
основ! Если дать ей больше удобрений и
орошать ее, она сторицей вознаградит эту
заботу человека о себе. А человек, извеч-
ный труженик земли, разве он пе в
праве ожидать, что труд его етанег легче,
жизнь — богаче, культурнее, выт — уют-
нее, тепхее и чище?! А домашние живот-
ные — их тоже нельзя забыть, когда
речь идет о будущем всего села. Уже по-

молотилки расставлены колхозницы, кото-
рые будут подавать снопы. Перед грохо-

возможности получения вещей. Лица, ке
имеющие документов об отправке багажа,
кроме описи вещей, должны дать опигание
упаковки, сообщить станции отправления и
назначения. x

В будущем году базы долгосрочного
хранения предполагается ликвидировать.

лий Иванович, а сам, видимо, волнуется
нг меньше других.
Загудел мотор, зашелестели приводные
ремни, загрохотали барабаны и решета.
Василий Иванович расправаяет на доска
ровным слоем первый развязавный енсн
и почти благоговейно отправляет его в
прожорливую глотку молотилки. Из жело-
ба сбоку аппарата потекло зерно. Снер-
ва — тонкой струйкой, потом — толше
и толще и, наконец, сплошным непре-
рывным ручьем. Е его нахучей, живитель-
ной струе подходят колхозники, склоняют-
ся и черпают в ладони, как черпают жах-
дущие пить воду, тяжелые теплые янтаз-

ные капли — зерна. Урожай!
Свечерело. На улкцы и дома Кузьмин-
ского зегла тишина отдохвовения. — кол-

хозники возвращались с полей. Я ношел
в паре над Окой. От реки с рыбной ловаи
поднялся ветеринарный врач Вупряшин.
Он остановилея на откосе и, опираясь на
улилище спининга. долго смотрел на нло-
щадку строительства гидроставции. на
которой уже зажглись огни. и в’ зарез-
ную — озерную. луговую. лесную даль.
Мне He хотелось нарушать молчания. Гхе-
  то в верховьях гудел пароход. Над озер?-
ми заречья приглушенно рокотал мотгу
самолета. В сгущавшихся сумерках я

тами. с которых повеет жаркой метелью.
мякина и изжёванная барабанами солома,
изготовились женщины с граблями.

На подаче снопов в молотильные Oapa-
баны стоит новый бригадир молотильной
бригады Василий Иванович Богомолкин.
Собственно говоря, в колхозе, да и на об-
молоте он не новый человек. Но четыре
года он не был в селе. Он тоже был на вой-

не и вот отвоевал, возвратился с награ-

увидел тонкий силуэт самолета. Он т^
взмывал вверх, то спускалея ло самой
земли. быстро проносилея над заболочен-
ными дугами, и тогла за ням оставалось
продолговатов светложелтое облачко. Это
самолет санитарной службы атаковбырал
очаги малярийного комара. Увидев мент,
Купряшин сказал:

‚„-- Я жду не дождусь, когда пустят
rac,

она кузьминцам. будучи превращенной в
заектричевкую энергию, Николай Михай-
лович еще достоверно не знает. Поми-
мо облегчения и механизации труда, он

’ ждет от строящейся ныне в Кузьминском

гидростанции всего такого, что даже и
предусмотреть невозможно, что сделает
жизнь колхозников очень приятной й кра-

at

*) Окончание. См. «Известия» от 6, 7, ди
11 октября.

СССР Алексеем Малвеевичем Морозовым.   колхозы денут такую уйму электрической   являются в приокских селах проекты,

Я высказал удивление: почему он-то
дами и занял прежнее место бригадира,   соботвеняо?! ул у 7

даже не пожелав восмбльзоваться закон- Rar!

— . — ay TT:
ным OTALIXOM. «f,—crasaa on Tosopymen- ae и. в 080% боль
ну, — отдыхать не привык. да и время не  Моему непониманию Купряшин. — Да я

Морозов строил Куйбышевекий гидроузел
и крупные гидростанции на Дальнем (е-
вере. Теперь он взял на себя техническое

руководство  стройтельством колхозной
гидростанции. В Кузьминском

либь инженеры-электрики,

строители.

энергии. Он ответил:

— Это будет означать полную электри-
фикацию всех сорока шести колхозов: от
освещения и водоснабжения до электро-

миллионов виловатт-часов, использование

чертежи и сметы оросительных систем,
добычи. переработки и обогащения фос-
форитов. постройки новых жилищ, обще-
ственных зданий, скотных дворов, благо-

появи- дойки коров и обмолота хлеба. И, помимо устройства сел, механизации отдельных
гидротехники,   того, останется еще в запасе около чвух   трудовых процессов в земаеделии и в под-

собных производствах (мельница, кузня,

Так невелино в наши дни расстояние! которых будет всецело зависеть от ипи-   крупорушка и т. х.), организации новых
от зарождения мечты до воплощения ее в  циативы и предприпичивости самих кол-  промышленных предприятий, вроде лесо-

жизнь!

XO3HHEOB, ‘

пильных, кирпичных и черепичных заво-

такое, чтобы отдыхать: уборка!» И Or
стоит он на площадке высоко над чистым,
утрамбованным, кав асфальт, током, серь-!
езный и строгий, в ожидании начала.

— Ты, Василий Иванович, по-началу
гуще клади! — говорят ему молотильные
«болельщики» («четыре года человек не
занимался нрестьянским делом, отвык,
поди!..?}. _ :

— Знаю, — отрывисто отвечает Васи-

тогда совершенно перзстрою всю работу
ветеринарного пункта. внесу в нее массу
нового: электромагнитное лечение кивот-
ных, лампы Баха, электрическую стерили-
зацию инструментов и материалов... да
мало ли что еще!..

Мы разговорились о будущем села. Оно

рисовалось прекрасным и близким.

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. корр. «Известий».