Е

reach
Li

Al pi
a Ae)

388)
те Of:
Зав
ИУ
мата
LUO.
231).
Го №
Су

IX

TENG,
Tae
  10%
XO}

Sanh

Же

«Ни

> MTL

PRAY
был
кам!

СУББОТА, 13 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 242 (3852)

За новы

й полем

производительности труда

Промыныленность Южного Урала за го-
ды воины резкю двинулась вперед и по
увеличению выпуска продукции, и по
росту производительности труда. Толь-
ко в прошлом году прирост продукции в
сравнении с 1940 годом составил 75 про-
центов. Производительность труда воз-
росла на 20 процентов. b

Металлурми  Матнитогерека вместе с
кузнецкими металлургами выступили ини-
циаторами соревнования в честь победы.
Эни приняли добавочные социалистиче-
ские обязательства с тем, чтобы дать
стране больше металла.

Увеличивается выпуск продукции, ра-
стет производительность труда на таких
передовых предприятиях, как, например,
Миасский автомобильный или, особенно,
Вировокий заводы. Систематически повы-
шая производительность труда, кировцы из
месяца в месяц точно по установленному
графику выполняют всю свою большую
производственную программу. По сравне-
нию с прошлым, военным, годом они до-
бились роста производительности труда на
тридцать шесть пропентов.

Опыт Кировского и Миаеского заводов
достаточно наглядно показывает, какими
золоссальными резервами располагают на-
ши предприятия для обеспечения дальней-
шего роста производительности труда. А
ведь, например, применение новых техни-
ческих методов, скажем, высокочастотной
закалки, и на Кировском, и на Миасском
заводах вполне возможно в массовом про-
изводстве, будь то автомобильное, мапти-
ностроительное, инструментальное или
другое подобное им предприятие. Вее дело
в том, чтобы неустанно, по-большевистски
бороться за увеличение выпуска продук-
ции и повьшнение производительности тру-
да, настойчиво внедряя передовую техно-
логию, совершенствуя методы офрганиза-
ции производства и труда.

Малейшее ослабление такой борьбы не-
медленно приводит к замедлению темпов
роста производительности, а порой ик
потере ранее завоеванных успехов. За
примерами ходить недалеко. Они, к сожа-
лению, имеются на ряде предприятий Юж-
ного Урала.

В свое время чрезвычайно отставала
местная угольная промышленность. Не
сумев быстро перестроиться в соответ-
ствии с требованиями военного времени,
руководители предприятий комбината
«Челябинскуголь» допустили ухудшение
организации труда в лавах, увеличение
текучести рабочих. Производительность
труда навалоотбойщиков и забойщиков
снизилаеь почти на пятнадцать процентов.

Комбинатом заняливь облаютные челя-
бинские организации, на всех шахтах и
разрезах были проведены партийно-техни-
ческие конференции, посвященные специ-
заьно вопросам повышения производи-
зельности труда. Под общественный кон-
роль было взято использование механиз-
мов. В забоях улучшили освещение, повы-
CHIH роль и ответственность горных Ma-
стеров и бригадиров. Проведение этих ме-
роприятий обеспечило значительный роет
производительности труда в забоях ив
целом по комбинату. Вомбинат за первые
пять месяцев текущего года перевыполнил
план добычи угля.

Но вот война кончилась. И вместо того,
чтобы бороться за дальнейшее соверштен-
ствование производства, угольшики не за-
крепили завоеванных успехов, ослабили
внимание к мероприятиям по повышению
производительности труда. Производи-
тельность труда упала, в июле план
по комбинату был не выполнен.

Подобный тревожный факт не посху-
жил, однако, уроком для других пред-
нриятий. Некоторые из них оказалибь в
положении не лучшем, чем комбинат «Че-
лябинскуголь». Мы располагаем  еве-
дениями о невыполнении производствен-
ных планов и сокращении выпуека про-
дукщии в сравнении с июнем по таким
видным предприятиям Южного Урала, как
Карабашекий медеплавильный, Челябин-
ский абразивный, Миасский напилочный
заводы, завод «Калибр» и другие.

Невоторые предприятия военной про-
мышленности медленно  перестраивают
производетво в соответетвии с требова-
ниями мирного времени. Недостаточно за-
гружается станочное и кузнечно-прессо-
вое оборудование, неудовлетворительно
используется рабочая сила. Допускаются
большие потери рабочего и машинного
времени, в результате производительность
труда снижается, выпуск продукции со-
кращается. Так, по заводу, где директо-
ром тов. Забалуев, июльский план был вы-
полнен на девяносто четыре процента; по
заводу, где директором тов. Винокуров,
план июля был выполнен лишь на две
трети.

Опыт южно-уральской промышленности
показывает, что за последнее время на
лучших предприятиях рост производи-
тельности труда обеспечивается повыше-
нием часовой выработки, сокращением
трудовых затрат на единицу продукции.
На ряде предприятий они снизились от
тридцати до восьмидесяти процентов по
сравнению с первыми двумя годами вой-
ны. Это — результал систематического со-
вершенствования технологических про-
цессов, улучшения организации производ-
ства и труда, непрестанного повышения
кратификации рабочих и инженеров.

Между тем на ряде предприявий осла-
блена забота о дальнейшем обучении ра-
бочих. Подтягивание отстающих рабочих
является солидным резервом повышения
производительности труда. Однако значи-
тельное количество рабочих еще не вы-
полняет норм выработки на`Челябинеком
электродном заводе, на заводе, где дирек-
тором тов. Забалуев, и др. Даже на Ви-
ровеком заводе остается немало рабочих-

Кульской области. На снимке: табунщик
животноводческой фермой Н. Асанбаев.

П е

В грудь поэта вливаются тысячи рек,
Сколько русел, излук, луговых
и кремнистых!
У любого ручья свой и голос, и бег,
Столько рек у отчизны, меж ветел
тенистых.

Геворк ЭМИН

Осыпаются персиковые цветы,
Прямо в сердце мне падают горсти
и горсти.
И плоды, созревая, летят с высоты,
В дом души моей входят желанные
гости:

Высокогорное пастбище колхоза «Ульчу» Джеты - Огузовского района

Иссык-
(справа) и заведующий
Фото С. Харченко.

Дожаманов

С о

Входят бархатцы с клумб, забегает
ручей,
Слышу блеянье, топот копытца ягненка...
В сердце — синее небо и просинь очей,
Похоронные марши и лепет ребенка.

Я бот этого паводка мог захлебнуться,
Если не был бы песней богат человек.
Пусть же песнею реки мои обернутся!

Перев. с армянского Вера ЗВЯГИНЦВВА.

Во Дворце культуры азтозавода имени И. В. Сталина

Дворец культуры автозавода имени
И. В. Сталина — культурный центр не
только одного предприятия, но и всего
Пролетарского района Москвы. é

На сцене Дворца культуры столичные
театры показывают свои спектакли, вид-
ные деятели искусства выступают на твор-
ческих вечерах.

В лекционном зале систематически
устраиваются лекции на самые разноэбраз-
ные темы. В ближайшее время будут про-

сдельщиков, не выполняющих нормы вы-  читаны лекции: «Ленин и Сталин — срга-

работки.

Одна из важнейнвих причин такого яв-
ления — текучесть рабочего состава заво-
дов.

Wo ono He случайно. Годовой план
заводокого жилищного строительства вы-
полнен за семь месяцев лишь на восем-
надцать процентов. На электродном заво-
де положение еще хуже: план жилищного
строительства выполнен всего на четыре
процента!

Наконец, одним из решающих вопросов
борьбы за повышение производительности
труда является механизация трудоемких

производственных процессов. В этом i

правлении передовые предприятия доби-
лись немалых успехов. На ферросплавном
заводе механизируетея сейчас  завалка
шихты в больших ферросилициевых пе-
Wax, что позволит высвободить до шеети-
десяти процентов завальшиков; проводят-
ся и другие подобные мероприятия. Но и
здесь мы еще располагаем огромными ре-
зервами.
Предприятиям Южного Урала предстоит
в наибыстрейшие сроки привести в дей-
ствие все резервы, чтобы обеспечить
новый под’ем производительности труда.

А. АЛЕКСАНДРОВ,

уполномоченный Госплана по Че-

лябинской области.

Труды ученых Украины

КИЕВ, 12 октября. (По телеф. от соб:
корр.). Ученые Украины подготовили для
издания около полутора тысяч листов науч-
ных трудов. Издание этих работ задержива-
лось из-за отсутствия полиграфической ба-
зы: немецкие оккупанты уничтожили бога-
тейшую типографию Академии наук Укра-
инской ССР.

Ныне типография восстанавливается, идет
монтаж наборного и печатного цехов. Нала-

живается работа львовской типографии Ака-
демии наук.

Вновь выпускается «Медицинский жур-
нал». До конца года возобновится выпуск
«Ботанического журнала».

В плане. издательства Академии наук
УССР на будущий год намечено среди дру-
гих издание собраний сочинений классиков
украинской литературы Тараса Шевченко и
Ивана Франка.

низаторы побед Красной Армии», «Ленин-
град — город-герой», «США после второй
мировой войны», «Культура поведения».
Большим успехом у рабочих завода поль-
зуются лекции и беседы, проводимые пе
цехам во время обеденного перерыва.

В заводской библиотеке семь“есят ты-
сяч книг. На читательских конференциях
подвергаются обсуждению новые книги.
За последнее время обсуждались книги
Героя Социалистического Труда А. Яков:
лева «Рассказы из жизни» и А. Бека «Во-
локоламское шоссе». В литейном цехе ра-
ботники библиотеки провели несколько бе-
сед на научно-популярные темы.

Помимо этого, на заводе работает фи-
лиал библиотеки имени Ленина и есть
детская библиотека.

Недавно состоялся  внутризаводской
шахматный турнир. Лучшие шахматисты
Москвы нередко проводят во Дворце
культуры сеансы одновременной игры.

Пятьдесят комнат Дворца предоставле-
ны для культурно-массовой работы. Здесь
занимаются театральный,  хореографиче-
ский, музыкальный и другие коллективы
художественной самодеятельности. Силь-
но вырос оркестр народных инструментов.
Создан кружок аккордеонистов.

Всего в этих коллективах занято около
двух тысяч человек — рабочие, инженеры,
техники и служащие завода, члены их
семей.

Во время войны бригады из лучших
участников художественной самодеёятель-
ности ездили на фронт, выступали в гос-
питалях. Недавно одна такая бригада
вернулась из поездки в полшефный тан-
ковый корпус. Примерно за месяц ею
было дано тридцать пять концертов.

Во Дворце два театральных коллектива.
Сейчас идут спектакли—«Дети Ванюнши-
на» Найденова в постановке С. Днепрова,
который уже семь лет руководит своим
коллективом, и комедия Б. Ласкина «Не-
бесное создание» в постановке С. Штейна.
Репетируется комедия Тирсо де Молина
«Дон Хиль — Зеленые Штаны».

После перерыва, вызванного войной,
возобновилась внутрицеховая самодеятель-
ность. Хор автозавода участвовал во все-
союзном смотре хоров и за успешную
работу получил грамоту ВЦСПС и Коми-
тета по делам искусств при СНК СССР.

Во Дворце проводятся вечера отдыха
для отдельных цехов. В конце октября со-
стоится вечер стахановцев — передовиков
предоктябрьского соревнования. A

Дети работников завода занимаются в
кружках техническом, театральном, хорео-
графическом и других. Детский куколь-
ный театр подготовил программу, которая
будет показываться в цехах.

Сейчас во Дворце культуры идет под-
готовка к 28-й годовщине Октябрьской
революции. Заканчивается капитальный
ремонт помещений. Готовится оформление
к празднику. 7 ноября состоится празднич-
ный костюмированный бал.

Театр ау

ла Чилик

АЛМА-АТА, 12 октября. (По телегр. от  театра в ауле Чилик. Театр этот возник де-

с0б. корр.). По вечерам, когда спускающий-  сять
ся с гор туман окутывает аул, на фасаде! составилась из одаренной молодежи, рабо-  исключительное
зажигаются  тавшей в кружках самодеятельности.

одного из аульных зданий

лет назад в Алма-Ата. Его труппа

Те-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯНЕИХСЯ CCCP р

В предстояитем зимнем сезоне Morcxon-
ская государственная филармония намере-

aca значительно раснеирить концертную

деятельность в Октябрьском зале Дома
союзов, в котором проводили свои вечера
фортепианной музыки крупнейшие  музы-
канты и пианисты: Рахманинов, Зилоти,
Метнер и др.

В течение сезона, помимо литературных
вечеров, преимущественно проводившихся
до сих пор в этом зале, Московская фи-
лармония организует ряд концертов — цик-
лов инструментальной, вокальной и камер-
ной музыки.

Одному из богатейших разделов рус-
ского музыкального искусства — форте-
пианной музыке Московская государствен-
ная филармония посвящает абонементный
цикл, в который войдут избранные и нан-
более яркие сочинения Чайковского, Скря-
бина, Рахманинова, Стравинского, Про-
кофьева, Шостаковича, Мясковского, Ка-
балевского, Анат. Александрова и др.

В исполнении фортепианного цикла при-
мут участие лауреаты Сталинской премии
Д. Шостакович, В. Софроницкий, пиани-
сты: Ю. Брюшков, Г. Нейгауз, Я. Флиер,
И. Михновский и С. Рихтер.

Московским слушателям будет предо-
ставлена. редкая возможность услышать и
познакомиться с полным собранием форте-
пианных сочинений Шопена.

В об’явленном цикле представлено. все
богатство и разнообразие творчества вели-
кого польского композитора, создавшего
свой новый стиль и новое направление в
фортепианной литературе, музыка которого
наряду с большой поэтической нежностью,
мечтательностью и изяществом  отличает-

церты и литературные вечера

ся необычайной мощью, страстностью И
‘силой.

Абонементный цикл булет состоять из
восьми вечеров, в котором примут участие
шестнадцать советских пианистов. Первый
концерт шопеновского цикла состоится в
первой декаде ноября.

Третий цикл посвящен неликом фортепи-
анным произведениям и  транскрипциям
Листа.

В течение сезона пройдут шесть камер-
ных концертов, из них три вечера посвяще-
ны западным композиторам (Бетховену,
Мендельсону и Григу) и три вечера рус-
ским композиторам (Аренскому, Чайков-
скому и Глазунову).

Русская вокальная музыка будет пред-
ставлена шестью монографическими вече-
рами из произведений Глинки, Балакире-
ва, Даргомыжского, Мусоргского, Чайков-
ского и Рахманинова.

Литературные вечера в Октябрьском зале
будут состоять из показа ряда новых работ
мастеров художественного слова: В. Аксе-
нова, Л. Журавлева, С. Кочаряна, Э. Ка-
минка, H. Першина, А. Шварца и вечеров,
отмечающих юбилейные даты: в октябре
50 лет со дня рождения Сергея Есенина,
в ноябре 35 лет со дня смерти Льза Нико-
лаевича Толстого. Программа этого вечера
будет состоять из композиции, фрагментов
и отрывков из романов: «Война и мир»,
«Анна Каренина», «Воскресение», «Крейце-
рова соната» и др. В декабре будет от-
мечено 65-летие со дня рождения Алек.

сандра Блока.
М. МИХАЙЛОВ,
директор Октябрьского зала
Дома союзов.

МАЛЕНЬКИЙ
 ФЕЛЬЕТОН

Знай тов. Простокишин, что лошадиная
история примет такой оборот, он не посту-
пил бы столь опрометчиво.

Не Tak давно милицейская лошадь
«Мантка» тихо отходила во дворе 9-го отде-
ления милиции города Свердловска. Она
уже не могла двигаться и вот-вот должна
была отправиться туда, где несть заботы
и печали.

Помощник начальника отделения милиции
тов. Баранов не мог равнодутпно созерцать
лошадиные страдания:

— И вель помрет, как пить дать, помрет!
Возись потом тут... Что придумать, чтобы от
нее избавиться? т

В тот же день Баранов, теребя за пугови-
цу пиджака директора соседней школы Про-
стокишина, ласково говорил:

— Дорогой Евгений Константинович! Ми-
лиция и школа, так сказать, на общей стезе
стоят, людей учим, разными только срел-
ствами, конечно. Ну, и помогать мы друг
другу должны. Возьми у нас лошаль безвоз-
мездно и навсегда!

Когда тов. Простокишин осмотрел «пода-
рок», ему стало неловко. Лошадь явно
безнадежная.

— Все-таки попробуем, — пю простоте лу-
шевной решил он. С помощью ребят лошадь
перетащили на школьный двор и начали
выхаживать. Сперва она лежала пластом, по-
том ее подвесили, наконец, она стала на
свои собственные ноги. Школьники часами
не отходили от лошади. И случилось чудо —
«Машка» ожила! Через два месяца она уже

Лошадиная история

могла перевозить разные нехитрые грузы
для школы. ‘

Но лошадиная история на этом ве закон-
чилась. Недреманое око тов. Баранова об-
наружило воскресшую «Машку». И во дворе
школы в отсутствие директора появились
сотрудники 9-го отделения Кузненов и Вер-
хотурцев.

— По распоряжению начальника отделе-
ния Нотина извольте вернуть нашу ло-
щадь!

Единственный из взрослых, находившийся
в то время в школе, —муж заведующей хо-
зяйством-—попробовал было запротестовать.
Его без долгих разговоров заперли в комна-
те. Затем уже нетрудно было взломать за-
мок конюшни и увести «Машку».

Смелость, с умом сочетаясь, бывает нам
очень полезна. Но без ума только вред
людям приносит.

‚ Тт. Кузнецов и Верхотурцев явно забыли
о такой простой истине, так же, как забыл и
их непосредственный начальник тов. Ногин.

И, странное дело, сошло с рук! Вот уже
несколько месяцев, как тов. Простокишин
ходит, хлопочет и пишет в различные город-
ские и грайонные инстанции. Лошалиной
историей занимались Молотовский райиспол-
ком, горисполком, ответственные работники
милиции майор Казарин, капитан Зыков. Но
лошадь попрежнему школе не возвращена.

Кто же положит конец лошадиной исто-

рии?
TRE В. САФОНОВ.

Массовое жилиш

Состоялось заседание Государственного
архитектурного совета, посвященное основ-
ным вопросам проектирования жилых
зданий для массового строительства. В <о-
став совета входят виднейшие мастера
архитектуры и деятели науки и искусства.

Заседание совета открыл председатель
Комитета по делам архитектуры при Сов-
наркоме СССР А. Г. Мордвинов. Он отме-
лил, что при огромных масштабах строй-
тельства жилых зданий в предстояшем пя-
тилетии проектирование приобретает
значение. К этому делу

привлечены выдающиеся советские архи-

электрические лампы. Через некоторое вре-  перь это вполне зрелый театральный кол- Текторы и инженеры.

мя на улицах появляются празднично оде-
тые колхозники. В одиночку и семьями жи-
тели горного селения спешат в свой театр.

„Жоллектив драматического‘ театра в
ауле Чилик показал своим зрителям пре-
мьеру новой пьесы — «Таир и Зухра» на
тему о любви и верности. Зрители бурно
аплодировали актерам.

Спектакль «Таир и Зухра» — одна из
многих постановок Уйгурского колхозного

лектив, насчитывающий до сорока актеров.
Среди них — талантливые актеры Халича
Илиева, Родван Тохганова, Марьям Самято-
ва, Гулам Джалилов, Мажит Ахмедов.

Для театра построено хорошее здание.
Имеется собственный оркестр.

Коллектив часто выезжает в соседние
Нарынколекий, Уйгурский, Кегеньский й
Джаркентсвий районы, значительную часть
населения которых составляют уйгуры.

Доклад ‘сделал заместитель председате-

ля Комитета по делам архитектуры Г. А.
Симонов. Докладчик указал, что основным
видом массового жилищного строительства
1946—50 гг. будут малоэтажные дома. Во
многих городах и поселках малоэтажное
строительство может быть быстро осуще-
ствлено на основе местных материалов и
применения передовых индустриальных
строительных метолов. Квартиры должны
обеспечить жильцам
ства.

ное строительство

Олноэтажные деревянные сборные щи-
товые дома с облегченными конструкция-
ми запроектированы с учетом изготовления
их на спениальных заводах.

Двухэтажное и четырехэтажное  строи-
тельство будет вестись поточно-скорост-
ным методом, главным образом из кирпича
и шлакоблоков. Стеновые блоки, накаты
перекрытий, ступени лестнин, окна, двери
и другие строительные детали для этих
домов будут изготовляться в специальных
цехах заводов. Такое строительство можно
вести круглый год.

При проектировании жилых домов
используется все лучшее, что имеется в
прошлой и современной архитектуре.

Члены совета ознакомились с подготов-
ленной к заседанию большой выставкой
проектов жилых зданий различных типов.
В числе их проекты А. А. Веснина, Г. П-
Гольца, Л. В. Руднева, В. Г. Гельфрей-
ха, И. Н. Соболева. М. П. Парусникова,
А. П. Великанова, И. Е. Рожина, А. Ф.

максимальные удоб-!Хрякова, Л. М. Полякова и других архи-

текторов.

Образ в познавательной кншме

«Зная, как привольно, свободно и ра-
зостно живется в научной области, не-

вольно желаешь, чтобы в нее пошли мно-

rHe...>.
Tar писал когха-то Менделеев в предя-

словии к «Основам химии».

Ему было ясно, что двери науки долж-
вы быть открыты для всех.

«Уже настало время, когда знание фи-
зики и химии стало таким же заветом 00-
разования, каким за двести лет было зна-
ние классиков. Народы, успевшие в те
времена в изучении классиков, опередили
других, так опередят современем те, ко-
торые успеют в естествознании, ибо оно
составляет силу и признак нашего вре-
мени».

Предсказание Менделеева сбылось.
Наука стала в наши дни мегучеи CH-
Toit.

Значение науки в истории народов рас-
тет не по дням, а по часам. Наука помо-
тла нам победить врага. Наука помогает
Нам сейчас восстанавливать и строить.

И когда мы читаем в книге Менделеева
горячие слова о приходе молодого поко-
ления на службу науке, 0 том, что надо
завлечь в науку «сколь возможно больше
свободных русских сил», — мы заоыва-
ем, чо это было сказано не сегодня, &
пятьдесят лет тому назад.

*

Каждой осенью в наших университетах
Устраивается «День открытых дверей».

Юноши и девушки, только-что окончив-
шие школу, ходят по лабораториям и за-
лам. Они видят колбы, штативы, холо-
дильники на черных столах. Они с любо-
пытетвом рассматривают диковинные ва-

С нею надо знакомиться и на школь-
ной скамье, и в планетарии, и в лектории,
и дома — у репродуктора или с книгой
в руках.

Вы читаете книгу Бабата с таким же
чувством, с кажим древние читали расска-
зы о странах, населенных чудовищами.

Вы уже не уйдете, пока не узнаете, что

Каждая познавательная книга должна это за таинственная страна Пзэф.

раскрываться, как широко распахнутые
двери в чудесный мир науки. `

Вот книга Бориса Житкова «Рассказы
9 технике» (Детгиз, 1942 г.). Это книга
дли детей. Но разве не с детских лет дол-
жна начинаться. дружба человека с нау-
кой, с техникой?

Я раскрываю книгу наугад и читаю:

«Делают тавие фонари, которые светят
ярче солнца. До того ярко светят, что ес-
ли поставить палку, и с одной стороны
пуеть светит солнце, а © другой этот
фонарь, то фонарь пересилит: тень от
палки ляжет в сторону солнца».

Вы прочли это, и вам уже не хочется
закрыть книгу. Вы увидели, «какая в элек-
тричестве сила», и вы хотите знать, от-
куда эта сила берется.

итков ведет вас на электростанцию.

Вы стоите перед закрытой машиной,
Kak перед сфинксом. У этого железного
сфинкса есть загадка, и вы не уйдете,
пока ее не разгадаете.

Увлечь читателя, сделать так, чтобы ов
по доброй воле, а не по обязанности, по-
лез за вами в турбину, в шахту, в дебри
инженерных рассчетов, — вот первое и
главное, что должен уметь автор позна-
вательной книги.

Я беру другую книгу: «Страна’ Пээф»,
автор Г. Бабат (изд. «Молодая гвардия»,
1944 г.), и читаю: «С правой стороны
карты страны Пээф лежат области, насе-
ленные гигантами: здесь обитают турбо-
генераторы, потребляющие десятки тонн

пара в час, и гидрогенераторы, способные
принять всю энергию полноводной реки...
У самого левого края графиков, в ‘обла-
знакомы! сти, которую часто пренебрежительно 30-
Это хороший и полезный обычай. Но вут «слабыми токами», размещаются
разве можно в один день узнать, что та-  крошки, имеющие дело с мощностями в
вое наука?) доли мушиных сид»...

куум-аппараты и рентгеновские  уста-
HOBKH.
Им говорят: вот наука, будьте с нею

Мы часто говорим: «В области элек-
тротехники», «в области ‘слабых токов».
Но Бабат сумел так живо изобразить свою
волшебную страну Пээф, что слово «об-
ласть» вы воспринимаете, как сказочный
образ.

Есть люди в футляре, которые боятся
живого образа, которые считают, что по-
знавательная книга должна быть суха и
точна, как справочник. Точность неебхо-
дима в любой книге. Но увлекательность
й точность совсем не исключают друг
друга. А вот скука и увлечение — две ве-
щи несовместные.

От справочника никто не требует, что-
бы он был увлекательной, живой, образ-
ной книгой.

Я беру третью книгу: «Разящие лучи»
В. Орлова (Детгиз, 1943 г.).

Это книга о прожекторах, о звукоулав-

}

ливателях.

Если бы Орлов боялся образной речи,
он написал бы, что прожектор—это осве-
тительный прибор, дающий узкий пучок
света, а звукоулавливатель — это акусти-
ческий прибор, применяемый в противо-
воздушной обороне.

Такие определения можно найти в лю-
60M справочнике. Но достаточно ли этого;
чтобы читатель захотел узнать подроб-
нее, как на войне пользуются прожекто-
ром и звукоулавливателем 7?

И вот вы читаете книгу Орлова:

«Грозная штука — прожектор! Ревет
мотор, шипит дуга, тянется к зениту тон-
кий разящий луч. Не просто поймать са-
молет».

Вы следите за лучом прожектора. Вы
узнаете, что «не как попало скрещивают-
ся в небе голубые клинки прожекторных

небо строчку за строчкой. Он натыкается

«Сперва науки, как и мосты, умели

Ведь гораздо легче выписать из спра-

на цель, и сразу же вспыхивают прожек-  строить, опираясь только на немногие  вочника, из старой, забытой энциклопе-

торы-сопроводители.

держит книга внимание читателя.

Лучи прожекторов  глубокие устои...» «Научное произведе- дии какое-нибудь
цепко держат самолет. И так же цепко   ние... подобно зеркалу, яснее и крупнее  описание, чем продумать

отражает близкое...» Надо ознакомиться с

Вы узнаете, как работают «длинные ру-  планом здания науки, «чтобы не попасть
ки», которые тянутся на километры от в подвалы и чердаки, где свален ненуж- тория локомотива» и читаете на етр. 106:

звукоулавливателя к прожектору.
узнаете, как «стальной мозг» решает
сложнейшие
«в короткий миг между первым появлени-

ем самолета и первым свистом фугасной  Же был мастером научного образа.

бомбых.

«Стальной мозг», «длинные руки»,
«большие уши»  звукоулавливалеля— это
образы, которые помогалот понять, что та-

koe «прожзвук» — сложное прожектор-
но- звуковое устройство.
*

В чем сила и значение образа в позна-
вательной книге?

В том, что он мобилизует воображение
читателя на помощь способности pac-
суждать.

Без воображения наука не создается и
не постигается. <...Нелепо отрицалъ. роль
фантазии и в самой строгой науке...», —
писал Ленин.

Геологи говорят о «лике земли». Хими-
ки и физики говорят об атомах — «кир-
пичах мироздания». Лик земли, атом —
кирпич, здание мира — разве это не 0б-
разы?

Нахке нужны не только формулы, ей
нужны и зримые образы, которые помо-
гают мысли.

Сравнение ядра
электронов с планетами
проникнуть в атом.

Но образ делается совершенно необхо-
димым, когда наука идет к народу, когда
она хочет стать доступной многим.

Менделеев мечтал о том, чтобы в науку
«пошли многие». «И это, — добаваял
он, — сказывается в изложении».

В чем же сказывается?

атома с солнцем, а
помогло науке

Вы  ный хлам».

Разве это не образный язык, не образ-

тригонометрические задачи   ное мышление?

Загляните в книгу Тимирязева. Он то-

«Камень, дающий круги, — это солнце,
от которого постоянными, расходящимися
в бесконечность кругами бегут световые
волны...»

Тимирязев не боится сравнить солнце с
камнем, брошенным в воду, потому что
это дает экопомию средотв, без долгих
об’яснений создает в уме читателя как
раз те представления, которые нужны.

Горький говорил о широчайших пер-
спективах «для образного научно-художе-
ственного мышления...» Й эти слова вепо-
минаешь каждый раз, когда читаешь кни-
ги лучших наших ученых.

Есть два пути. Один указан нам Горь-
ким и великими мастерами науки, Это
путь образного научно-художественного
слова. А другой — путь бледной, сухой
компиляции, которая рабски копирует
чужие мысли, котерая боится отойти от
буквы научной формулы, потому что не
понимает ее духа.

Когда-то Горький писал, что авторами
просветительной книги «могут и должны
быть лучшие научные работники, а не
безличные посредники-компиляторы, го-
товые состряпать очерк, статью или ‘це-
лый трактат по заказу любого издатель-
ства и на любую тему. Советская действи-
тельность, изгоняющая посредников из
промышленности, должна изгнать их и из
области литературы».

Сейчас спрос на просветительную кни-
гу, лекцию, радиоочерк вырос необычай-
но. И надо во-время об’явить войну 0сз-

Раскройте «Основы химии», и вы на

личному, холодному посредничеству, ко-
лучей: здесь тоже свои приемы, своя так- первых же страницах наидете художест- торое не помогает, а мешает делу пропа-
тика». Прожектор-искатель прочеркивает венные образы.

техническое
его самостоя-

сложное

тельно.
Вы берете книгу Л. Гумилевского «Ис-

«В то время, как у обычных локомотивов
свежий пар из котла поступает в два оди-
наковых по величине цилиндра и залем
после выполнения в нем работы через па-
ровыпускное окно выбрасывается отдель-
но из каждого цилиндра в атмосферу, у
компаунд-паровозов...> ит. д., ит. д.

Возьмите книгу «Промышленность и
техника», том ГХ, сочинение проф. Трос-
ке и др., 1909 г., и вы найдете на стр.
248 слово в слово то же самое описание.

Не давая себе труда самостоятельно по-
знакомиться с машиной, Л. Гумилевекий
механически переносит из плохо переве-
денной на русский язык энциклопедии
целые абзацы и строки. Когда сопостав-
ляешь страницы «Истории локомотива»
в тем, как это все описано в «Нромыш-
ленности и технике», видишь, что совпа-
дение не случайность, а привычка.

Может ли такая компиляция увлечь чи-
тателя?

Едва приоткрыв дверь в компилятивную
книгу, читатель уже торопится за-
крыть ее.

Е счастью, не посредники, не пере-
сказчики и переписчики, а люди творче-
ские определяют лицо нашей новой mpo-
свегительной литературы:

Познавательные книги Б. Житкова, К.
Паустовского, Н. Михайлова, В. Шклов-
ского, И. Нечаева, В. Орлова, В. Сафоно-
ва, 0. Писаржевского, Г. Бабата, Л. Ca-
вельева, 0. Дрожжина и многих других
убеждают нас в том, что дело на пра-
вильном пути. И нужно только пожелать,
чтобы было побольше ярких, образных
книг, отерывающих двери в науку, чтобы
но посредники-комииляторы, a аучшие
научные работники рассказывали нам о

ганды науки.

мире науки.
М. ИЛЬИН.