—==—..4

Умелые организаторы

хлебоза

За военных года Алекезндр
Абрамович Кожинов участвовал во многих

сражениях. Заслужил славу храброго, дис-

цинлинированного, находчивого бойца.

— Таким будьте и на трудовом фрон-
те, в мирных условиях, — говорил ко-
мандир, прощаясь с Кожиновым.

Солдат налравился в свой колхоз имени
Ворошилова Петровекого района.

Коммуниета Кожинова избрали предсе-
дателем артели.

— И вот енова настали горячие бое-
вые дни, — говорит он.

В колхозе шла борьба за хлеб. Обота-
новка требовала ‘умелых, решительных
действий. И демобилизованный солдат,
етав руководителем сотен людей, не изме-
нил армейским привычкам.

—- На фронте мы воевали и в дождь, и
в снег. Почему здесь нельзя работать в
любую погоду?

Ё началу сентября, когда Александр
Абрамович стал председателем, колхоз
елал государетву только двадцать четыре
тонны хлеба. Надо было. ликвидировать
отетавание.

— Вот, товарищи, молотилку в МТС
нам дали на три дня, — говорил Вожи-
нов колхозницам. — Задача такая: ис-
пользовать машину как можно лучше

намолотить за эти трое суток ‘шестьдесят   СН

тонн. Короче говоря, каждый час нужно
давать больше тонны. Ночью придется ра-
ботать.

Против этого никто не возражал. Что-
бы избежать дальних перевозок снопов на
крытый ток, молотили прямо в поле, по-
ставив машину ближе к хлебу, организо-
вав подвозку его из-под косы, & также из
бабок. Трудились днем и ночью. Устав-
шим давали час-другой для сна, и тогда
им на емену вотавали учетчики, бригади-
ры, полевод Елизавета Васильевна Соко-
лова.

Зерно сразу же сортировали и отпра-
вляли в еушилку. Для сушки его были
также оборудованы риги, в которых на
Болосники положили соломенные малы.
Сушили зерно в котельных животноводче-
ских ферм и в других помещениях артели.
Не было елучая, чтобы зерно возвращали
с пункта как непригодное.

Тав было побеждено ненастье. За ка-
ких-нибудь полмесяца колхоз досрочно
раюсчитаяея в государством. Всего выве-
зено более пяти тысяч пудов хлеба, в том
числе почти шестьсот пудов авансом в

‚ечет натуроплаты МТС, под молотьбу.

Идет вспашка зяби. Заканчивается коп-
ка картофеля, которого в колхозе почти
сто сорок гектаров.

С таким же напряжением, как в артели
имени Ворошилова, трудятея в эти дни
все колхозники Петровского района. До-
биваясь первенства в соревновании за до-
срочное выполнение плана хлебозагото-
вок, на пять дней раньше срока, принято-

rOTOBOK

у деревни широким прудом, потом пере-
вел взгляд на мельничное здание. Одна
дверь его была припудрена мучной пылью,
рядом с другой красовались большие изо-

толстые провода.

—щ эдесь у Hac электростанция,
0б’яенил председатель, открывая вторую
две.
  Носредине небольшой чистой комнаты,
За, и барьером укреилен генера-
тор. От него идет ремень к шкиву, наса-
женному на вал турбины. В стороне —
распределительный щиток, на котором
под приборами и рубильниками привинче-
на медная пластинка с надписью, говоря-
щей о том, что оборудовать электроетан-
цию колхозу помог ярославекий завод
«Победа рабочих». На первый взгляд, все
очень просто. Электрик Алексей Батузов
входил на плотину и открыл лоток. Где-то
под полом комнаты запгумела вода, уда-
pisces о лопасти турбины. Завертелея
шкив, с каждой секундой ускоряя свой
бег. Над щитком загорелись лампочки.

Правда, ебгда строилась станция, было
не так-то уж легко и чисто. Шестидесяти-
летний колхозник Кузьма Иванович Торо-
пов со своими плотниками и землекопами

и две недели не знал, как он говорит, ни

а, ни покоя.
В чести участников стройки, надо ска-
зать, что они хорошо справились с пору-
чением. Электростанция сооружена в
очень короткий срок — в две недели.

Электрический свет вопыхнул в кол-
хозном клубе, в конторе, в сельском Сове-
те, в магазине сельпо, на животноводче-
ских фермах, во всех домах колхозников
деревень Мордвиново и Михеево.

В первые же дни уборки урожая был
установлен электромотор на громадном
молотильном току, плотно покрытом дран-
кой. Речка Пахна стала помогать колхо-
зу выполнять план поставок хлеба Tocy-
даретву.

Можно. конечно, уже сейчас ‘подечи-
тать в рублях ту выгоду, какую колхозу
принеело электричество. Но полученные
при этом цифры He отразят всего того,
что дает станция колхозу. В самом деле,
какие цифры могут фассказать 0 том
культурном перевороте, который произво-
дит электричество в деревне? Какой бух-
галтер подсчитает в данное время преиму-
щества электрификации, повлиявшей на
уплотнение рабочего дня в колхозе, на
дальнейшее укрепление трудовой дисци-
плины?

Как-то вечером на бригадном собрании
в Мордвинове толковали о том, чтобы по-
быстрее закончить уборку урожая. Реши-
ли выходить на работу раньше — в пять
часов утра. Электрику Алексею Батузову
было дано поручение: включать свет в три
часа утра, чтобы до пяти хозяйки успели
печки истопить и со скотом управитьея.

то по обязательству в соревновании, за-
‘верили петровцы сдачу хлеба государ-
ству. \

*

Снизу от реки поднималея красный
0боз. Пропустив его, мы спустились к реке
и злесь у плотины ветретились е челове-
ком в армейской одежде. Это был предее-
датель колхоза <Расевет» Курбекого райо-
на Павел Михайлович Лушников. Только-
что прошедший красный 0603 © хлебом
принадлежал «Расевету», и председатель
провожал в путь-дорогу свою транспорт-
ную ры

— Кончаем хлебозаготовки, — сказал
Тушников. — Нынче нам вот Пазжна по-
могает.

Павел Михайлович посмотрел на речку,
перегороженную плотиной и разлившуюся

— Не проспаль бы завтра, дед, — на-
казывала своему мужу  молотильщица
Александра Григорьевна Балалнова, при-
дя с собрания. — Свет-то в три часа за-
жгут.

— И все-таки я первый проснулся, как
только лампочка загорелась, — раесказы-
вал после Капитон Васильевич. — Смот-
рю: хозяйка-то моя спит. Ну, тут я живо
скомандовал побудку. К сроку все дела по
дому исправили и на работу пошли.

Такой порядок пришелся по душе кол-
хозникам. Уборка урожая стала подви-
гаться быстрее, колхоз досрочно выпол-
нил план хлебозаготовок.

Н. РАКИТИН,
соб. корр. «Известий».

ПЕТРОВСКИЙ РАЙОН Ярославской об-
ласти. :

Уборку свёклы откладывают... на зиму

Зернувитиеь из поездки WO колхозам,
председатель Прохоровекого райисполко-
ма тов. Ефименко делился впечатлениями:

— Всюду развертывается уборка са-
харной свеклы. На полях разгорается со-
ревнование.

Это было в первой половине сентября.
То же самое мы услышали от тов. Вфи-
менко и в октябре.

—- Уборку свеклы мы только разверты-
ваем, говорит он. — Некоторые колхозы
к ней еще не приступали, но положение
мы исправим.

Почему же нё копали свеклу в сен-
тябре?

—- Помешали дожди, пришлось всех
людей переключить на екирдование и 0б-
молот хлебов.

Олнако ссылка на погоду неоснователь-
на. Сентябрь был наиболее благоприятным
месяцем для сельскохозяйственных работ.
Учитывая это, в районе составили график
на копку свеклы. По плану предусматри-
валось убрать несколько вот гектаров, но
колхозы выполнили задание немногим
больше чем наполовину.

—- Сначала уберем зерновые, & потом
возьмемея и за свеклу, такие расеужде-
ния можно было слышать повсеместно.

В районе мирились с этим. Контроля
за выполнением графика не было. Й лишь
в октябре, когда наступило похолодание, в
колхозы одна за другой полетели телефо-
нограммы, в которых в категорической
форме предлагалось ускорить уборку свек-
лы. Но положение не улучитилось. Ha
10 октября в районе не выкопано и трети
свеклы, при чем много ее лежит на полях
незакагатированной. И сделать это неко-
му: о подготовке опытных кагатировщи-
ков своевременно не позаботились. Для
покрытия кагатов требуетея около семи-
сот соломенных мат, & в колхозах едва ли
наберется и пятьдесят.

Особенно нетерпимое положение созда-
лось на вывозке свеклы. На склады ее до-
оставлено менее трех тысяч центнеров,
тогда как необходимо было вывезти по
меньшей мере двадцать пять тысяч цент-
неров. Руководители района об’ясняют это
недостатком тягла. Но половина имею-

У— Tt

щихся в колхозах коров не используется.
Сеылаются на нехватку повозок и упря-
жи. Но кто мешал изготовить их на ме-
сте? Делают же в артели «Правда» пре-
красные колеса и бестарки. Неужели то
же самое нельзя было организовать хотя
бы при райпромкомбинате?

Низкие темпы уборки евеклы в значи-
тельной мере об’ясняются упадком тру-
довой дисциплины в ряде колхозов. По
графику на копке ежедневно должно быть
занято полторы тысячи человек. На деле
этого нет. Вот артель «Путь героя». Она
могла бы давно закончить копку свеклы,
но еще и не начинала этой работы. Мно-
тие колхозники в горячую пору полевых
работ на базаре продают овощи, получен-
ные в приусадебных участков.

— Что я могу поделать? — 6ecno-
мощно разводит руками председатель
артели тов. Костина, не желая, однако,
применить к нарушителям дисциплины те
меры, которые рекомендованы Уставом
артели.

Сниеходительно относятся к лодырям
и прогульщикам и в других колхозах. До-
статочно сказать, что в районе е января
нынешнего года не выработало минимума
трудолней около восьмисот колхозников.

Труд на сзекловичных плантациях не
упорядочен. Многие звенья не обеспече-
ны мерницами и свеклу ссыпают в 06-
щие кучи. Это порождает ‘обезличку. Не-
которые колхозники не знают даже норм
выработки.

В артели имени Энгельса свеклу копа-
ют лопатами, нанося корням сильные по-
вреждения. Плуги и ручные копачи не при-
уенлются. Очистка свеклы производится
«на конус», это влечет за собой большие
потери.

В прошлом году прохоровские колхозы
уборку свеклы затянули до самой зимы:
Ее вырубали из мерзлой земли топорами.
Часть урожая так п осталась неубранной.
Как видно, этот урок в районе не ус-
воили.

Н. ГЛАЗДИН,
соб. корр. «Известий».

ПРОХОРОВСКИЙ РАЙОН Курской об-
ласти.

DESI

Электромеханический завод в столице Казахетана

АЛМА-АТА, 13 октября. (По телеф. от
соб. корр.). В Алма-Ата создан новый элек-
тромеханический завод. Он производит обо-
рудование для сельских электростанций, ко-
торых в нынешнем году строится в Казах-
стане больше пятидесяти.

В короткое время. завод. освоил производ-

ство турбин, распределительных щитов и
другого оборудования. Налажены ремонт и
реставрация моторов, ‘генераторов и транс-
форматоров: Со всех концов республики на
завод начало поступать для ремонта обору-
дование восстанавливаемых сельских элек-
тростанция.

ляторы; от которых протянулись к столбу

Вы.

В. Сосюра

За счастье вели мы сраженья,
За мир и за солнечный свет,
Мы празднуем осзобожденье —
Торжественный праздник побед.
Хвала тебе Армия наша,
Ведомая славным вождем.

Да будет же полною чашей —
Свободный, родимый наш дом.
Все злобное — добрая сила
Сметает с дороги своей,

раздник

Великая дружба сплотила
Отчизны святой сыновей.
Синеют небесные своды,
Промчалась пора непогод,
Возглавил большие походы
Прославленный русский народ.
Под радостными небесами
Ликует родная земля,

Сияет над нашими днями
Высокое солнце Кремля.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 243 (8853)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

славы

Любимому Сталину слава
И долгие, долгие дни!
Шумит золотая дубрава,
Горят золотые огни,
Пусть листья шуршат под ногами,
Пусть осень прозрачно-грустна,
Навек завладела сердцами
Весна, молодая весна.
Перевел с украинского

Ник. УШАКОВ.

В Буковинеком селе Л. сегодня празд-
ник. фюди приветствуют Ивана Фомича
Горбунова, человека, чуть было не е2о-
жившего свою голову в том же селе... С
тех пор прошло полтора года, дело дав-
нее: можно и расеказать...

Месяцев десять перед самой войной
проживал Иван Фомич в тех краях: был
он там предеедателем райисполкома. То ли
ему горы полюбились, то ли строгий
буковинский народ так уж пришелся по
душе, — словом, когда пришлось 9т-
ступать и покинуть Карпаты, человек
стал сам не свой... Был он уже не молод,
одинок, о личных делах говорить не
умел, но получилось так, что в батальоне,
да, пожалуй, даже и в соседних полках
многие знали о душевных терзаниях Ива-
на Фомича.

В боях он не шадил себя, и солдаты
шли за ним в самое пекло. В редкие ми-
нуты передышки беспокойный капитан
раееказывал всякие истории: какой-то
памятный случай при разделе земли или
9т0-т0 такое о первом колхозе, о неболь-
шой электростанции, которую он так и не
успел достроить в своем районе, то вдруг
после атаки вспоминал полный смертель-
ной опасности стремительный спуск на
«дарабах»— плотах лесосплава—по гор-
ной реке Черемош, поэтической и ко-
варной реке, воспетой во множестве гу-
цульеких песен; то протяжным голосом
напевал себе под нос эти самые песни, и
уже мало кто помнил, что Иван Фомич
родился в Туле и почти всею жизнь про-
жил в Москве. В батальоне многие дума-
ли, что капитан родом с Карпат и рветея
освободить оставшихся там родных и
близких, да и всех тоже тянуло в горы,
так полюбившиеся по рассказам Горбу-
ноза. anne

Но добратьея до гор, до родного села
Горбунову вместе с другими не привелось.
В 60ю за Черновцы он как и всегда был
впереди, — вместе с русским сержактом
Борисом Петровым, взвод ‘которого вы-
шел тогда первым к государственной гра-
нице на Буковине. вместе в командиром
танка татарином Курбаном Галиевым,
вместе в автоматчиком казахом Таумето-
вым, вместе с кавалером трех орденов
узбеком Абдурахмановым, вместе с дваж-
ды Героем Советского Союза украинцем
Иваном Бойко, вместе с кавалером четы-
рех орденов белоруссом Иваном Мироно-
вым, вместе с Героем Советского Союза
Иваном Адушкиным... Иван Фомич по-
прежнему был впереди, и случилось самое
обыденное: в каких-нибудь пяти десят-
ках километров от заветного села он бых
ранен и оставлен в Черновицком госпи-
тале. Русские генералы Катуков, Замер-
цев, Прохоров, Дремов, Благославов и
Лакеев повели свои Черновицкие дивизии
дальше на запад, & Ивана Фомича разби-
рала досада, что не может он двинуться
вместе с ними...

Олнажды, еле встав на ноги, срукой на
перевязи, с неверной поступью, с оскол-
ками, еще оставшимися в груди, Иван Фо-
мич ушел из госпиталя, чтобы поскорее
отправиться в свой район. Но в село 1.
войти было нельзя.

В пяти-шести километрах от села J.
прошла тогда линия фронта: накапливая
силы для нового сокрушительного удара,
советские войска укрепились на буко-
винской земле. Новые бои могли начаться
в любой час, и, оберегая жителей окрест-
ных сел, надо было недели на две отселить
их в безопасную зону. Понимая крайнюю
необходимость, буковинцы оставили свои
огороды, поля, жилища и под присмотром
наших солдат перебрались километров за
двадцать от фронта в покинутые помещи-
чьи имения. Пора была летняя, и всех, кто
был занят на полевых работах, военные
машины ежедневно привозили почти к Ca-

enuk oa

дру

мым окопам. Крестьяне получали от воин-
ских частей муку и сахар. Многие солда-
ты и офицеры, соекучившиеся по привыч-
ному крестьянскому труду, помогали Ha
сенокосе, в огородах, и мы видели, как
сияют лица, довольные заботой советеких
воинов... Все отселение было закончено
в два-три дня, и только в селе 1. крестья-
не вдруг почему-то отказались оставить
свои дома.

Причина вскоре выяснилаеь: в селе 41.
укрылось несколько украинско-немецких
националистов. Бандиты — пять-шесть
человек — держали в страхе село. Для
пущей острастки они утверждали, что,
мол, отселяют буковинцев из родных вел
вовсе не на время боев, & навсегда, в да-
лекую Сибирь... Недоверчивых гуцулов
убеждали дулом обыкновенного немецко-
го автомата.

Три дня велись переговоры с селом.
Когда истекло время и наша рота стала у
околицы, чтобы отвести обманутых кре-
стьян от линии фронта, чтобы спасти
им жизнь, навстречу вышла безмолвная
толна и преградила путь. Вот тут-то и ло-
явилея у своего села Иван Фомич.

— Я сам попытаюсь, — сказал он лей-
тенанту Гавриленко. — Пойду поговорю.

— Вас убьют, капитан.

— Если убьют... Значит я в свое вре-

мя делал здесь не то, что нужно, не то,
что велела мне советская власть. Это зна-
чит, что я ошибся не в этих людях, а в
себе самом, если я не сумел за целый год
так тронуть их сердца, так веколыхнуть
умы, чтобы навеки и всей душой привя-
зать их к моему правому делу, в моей вла-
сти, к моей партии... Грош мне цена!
И напрасно, значит, я еюда пробивался,
если меня здесь никто не ждет!

Ивана Фомича пытались отговорить от
отрометчивого птага, но ничто уж не мог-
ло его остановить. Он был бледен, еле
держался на ногах. Ему стало жарко... Он
расстегнулея и вдруг сообразил, что гуцу-
лы могут не узнать его в военной одеж-
де. Солдаты помогли ему сбросить гимна-
стерку, снова пристроили на перевязи
руку, забинтованную до плеча. Опираясь
на клюку, Горбунов сутулился и тоскливо
глядел на бело, к которому рвался из
тридевяти земель, от самой Волги —
сквозь огонь, сквозь непроходимые пре-
грады. Вокруг села подымались крутые
лесистые склоны, чаща подетупала к сте-
нам курных домиков, по обрывам далеко
разбежались такие же хатки, и Горбунов
знал, кто в них живет, знал каждого
хозяина в лицо, знал его затаенные мыс-
ли, знал по именам детей и теперь жад-
но присматривалея к неподвижно замер-
шей толпе: белые полотняные одеяния,
развевающиеся по ветру, по-гуцульски
длинные волосы, — вот они люди, к кото-
PHIM его так властно влекли и чувства, и
сознание. Натнувлгиеь, он ворвал какую-
то былинку, закусил зубами горький. сте-
бетек и разом двинулся вперед: без шан-
ки, в одной рубашке с расстегнувшимся
BOPOTOM, весь в бинтах, в рукой на пере-
вязи, слабый и безоружный.

Ахнула в тихой толпе автоматная оче-
редь, и все люди метнулиеь так, еловно
стреляли не они, а кто-то стрелял по ним.
Мы видели, как ноникли кусты шиповни-

ка, мимо которых он только-что прошел.
Иван Фомич направился к крайней
хате села, — это были они, он шел к
своим людям, как шел к ним через мно-
гие поля войны. Он яростно топтал высо-
кую траву, но, примятая, она снова вета-
вала за ним. Поняв, что человек безору-
жен, увидев свежие пятна крови, просту-
пающие на перевязанной руке, из толпы
перестали стрелять.

Иван Фомич подошел совсем близко, но
ему казалось, что он попрежнему не ви-
дит глаз толпы. Тягучая тишина застыла

жба

над узкой горной долиной, даже четкие
голоса жаворонков увязали в этой тиши-
не. Став. на пригорке, чтобы все его ви-
дели, Горбунов безразлично сказал:

—- Стреляйте.

Толпа тупо молчала,

— (треляйте. Я за тем пришел.

Но попрежнему в толпе никто не ше-
вельнулея.

— ‘Мне стыдно за вас, гуцулы! вдруг
закричал он.-—Я вам верил, & вы?.. Вто из
вас в обиде на меня? Ето? Пусть тот
выйдет сюда.

Кровь стучала в виеках, он не мог п-
нять, узнали его или нет: и война, и
тяжкие раны, и большое горе последнего
дня состарили его... Тишина становилась
невыносимой. Замерло даже робкое ды-
хание ветра, и вдруг отчаянно и протяж-
но закричала какая-то женщина.

— Воже мой! Да это же Иван Фомич!

Напряженная тишина вдруг схлынула.
Защебетат жаворонок, рванулся в чер-
ным пихтам ветер, вздохнулось легче, и
как нё бывало противной слабости в но-
гах. Он видел, что люди потянулись к
нему, встал ровнее. Толла воколыхнулась,
люди заговорили все вдруг: ведь это был
их Иван Фомич! — И словно зажглось
вдруг солнце в глазах толпы, только-что
скинувшей прочь поганое, дьявольское

навождение.

Женщины плакали. Вее вотавало Ha
свои места, но, скрытые в толпе обману-
тых крестьян, вновь заговорили немец-
кие автоматы. Правда, все разрешитось
мигом. Иван Фомич почувотвовал в руке
легкий ожог, его, кажется, снова ранило,
но внимание его было приковано в вне-
запно преобразивигимея людям. Они уже
поняли обман. Они теперь поняли, где
друг и где враг... Трупы немецких най-
митов, пришлых неизвестно откуда, и
своих же соседей, — мелких, но злых и
опасных врагов, остались лежать там, где
их настигла карающая рука народа...

Гуцулы вместе с подоспевшими крас-
ноармейцами двинулись по горе в село.

Иван Фомич и поныне в своем селе —
неугомонный председатель исполкома,
снова озабочен, счастлив, с людьми, для
которых он — друг, старший брат и веф-
ный товарищ.

Буковинские крестьяне приветствуют
Ивана Фомича Горбунова, русского чело-
века, крепко верящего в добрые начала,
свойственные нашим людям, верящего в
великую силу братства и за него пролив-
Wierd свою кровь: нет ничего на свете
кренче русской силы, верности и друж-
бы!

В письме к товарищу Сталину буко-
винские крестьяне обещали эту дружбу
хранить: «Мы клянемся Вам, что будем
беречь, как зеницу ока, дружбу веех наро-
дов Союза Советоких Социалистических
Республик...» -

Святая и великая клятва! Она и сегод-
ня у нас на, устах. И никогда не забыть
нам торжественного слова Украины, обра-
щенного к русскому народу: «Нам
не страшны никакие враги, никакие труд-
ности, никакие испытания, ибо мы е
тобой...»

В светлой чаше победы смешалась
кровь народов, пролитая за освобожде-
ние Украины. В наш общий дом, кото-
рый снова станет полной чашей, мы ено-
сим ныне все плоды труда, которым кля-
лись буковинцы перед великим Сталиным.
Не один раз слышал Иван Фомич, как гу-
цульские лесорубы, сплавляя по Черемо-
шу к Черновцам свои быстрые плоты. за-
гадывают на счастье: вот этому буку,
быть может, итти на Донбасс, этому — в
Киев, а вот он, самый стройный и могу-
чий — этому — прямо в Москву! С нею,
с Москвой — все наши чаяния, помыслы
и труды.

г. КИЕВ.

Александр ИЛЬЧЕНКО.

Возрождённый

Первую годовщину освобождения всей
украинской земли от немецко-фашистских
захватчиков Киев встречает в обстановке
большой созидательной работы.

Киев — это не только политический,
административный и культурный центр
Советской Украины. Киев — это колы-
бель нашей русской  государственности,
мать городов русских, священный город,
близкий и дорогой каждому советскому
человеку.

Восстановительная работа в Киеве нача-
лась еще два года назад в тяжелых при-
фронтовых условиях. № радостному дню
первой годовщины освобождения Украи-
ны от немецких захватчиков киевляне
приходят с серьезными успехами восста-
новления любимого города.

Более шестисот предприятий союзной,
республиканской, местной и кооператив-
ной промышленности восстановлено в Вие-
ве. Там, где около двух лет назад ле-
жали сплошные развалины, вновь высится
Киевская ТЭЦ.

Полностью закончена реконструкция
проезжей части и тротуаров главной ма-
гистрали города — Крещатика. На взем
протяжении от Бессарабки до Владимир-
ской Горки Крещатик заасфальтирован и
раеширен на четырнадцать метров. 68
тысяч квадратных метров асфальта уло-
жено на Крещатике, а под ним на протя-
жении около двух километров проложен
подземный коллектор.

Восстановление Крещатика предетав-
ляет собой подхинно народную стройку.
Здесь можно было видеть слесаря завода

имени Сталина тов. Пащенко и извест-
ного математика профессора Астряба, до-
мохозяйку Гайдук и поэта академика
Павла Тычину, народного артиста Сотоза
ССР Ю. Шумского и многих других вид-
ных деятелей Советской Украины. До
двух--трех тысяч киевлян выходили еже-
дневно на восстановление Крещатика.
Они отработали более двух с половиной
миллионов человеко-дней.

Освоив строительные профессии на
восстановлении  Ирещатика, киевляне
теперь отстраивают свои жилища. Десят-
ки разрушенных немцами зданий одеты
лесами строек. За это время восстанов-
лено 256 тысяч и отремонтировано около
800 тысяч квадратных метров жилой пло-
щади. В настоящее время ведутся рабо-
ты по восстановлению жилых домов об-
щей площадью 240 тысяч квадратных
метров.

На правом берегу Днепра строится
новый республиканский ботанический сад

Академии наук. На улицах, в парках,
садах за эти два года посажено 110 ты-
сяч деревьев и кустов, улицы столицы
покрываются асфальтом. До войны общая
площадь асфальтированных улиц в Киеве
составляла 350 тысяч квадратных метров,
а со дня освобождения Киева заасфальти-
ровано уже свыше 220 тысяч.

Весело и шумно на улицах Киева. Кур-
сируют трамваи и троллейбусы, действуют
Bee театры: Академический театр оперы
й балета имени Шевченко, Украинский

Киев

Уже давно возобновили свою работу
около сорока институтов и техникумов. В
ста школах учатся десятки тысяч
детей. Несколько дней назад начал рабо-
тать вечерний университет  марксизма-
ленинизма для советского и партийного
актива.

Успешно развертывается работа меет-
ной промышленности.

В Ешеве производят станки и пианино,
репродукторы и медицинскую аппарату-
ру. музыкальные инструменты и трико-
таж, одежду и обувь, консервы и шоко-
лад...

Но сделанное — это только начало.
Большие перспективы открываются в
очертаниях пятилетнего плана: газифика-
ция, строительство метро, дальнейшее
развитие индустриальной базы, прекрас-
ная панорама будущего Крещатика, ком-
позиция архитектурного ансамбля, кото-
рая органически связана с живописной
природой Киева, с Днепром,

Посетившие в этом ‘году наш город
выдающиеся деятели славянских народов
Эдуард Бенеш, маршал Броз Тито, как и
американские и английские гости, высоко
оценили первые успехи киевлян в восста-
новлении столицы Украины.

i Трудящиеея Киева не только возродят
оылую славу своего города, но и сделают
его еще более величественным и прекрас-

НЫМ,
Ф. МОКИЕНКО,

Академический драматический театр име-
ни Ивана Франка, Русский драматиче-
ский театр имени Леси Украинки и другие.

председатель исполкома Киевского
городского Совета депутатов тру-
дящихся,

Русские классики
в театрах
союзных республик

В ноябре в театрах союзных республик
начнется смотр драматических и оперных
спектаклей русских классиков. Смотр ор-
ганизуется Комитетом по делам искусств
при СНК СССР и Всероссийским театраль-
ным обществом.

Деятельно готовятся к CMOTpy Ha Укра-
ине. Две постановки ГОТОВИТ Киевский
театр имени Ивана Франка — «Ревизор»
Гоголя и «Вишневый сад» Чехова. Харь-
ковский театр имени Тараса Шевченко по.
кажет «Лядю Ваню» Чехова.

Белорусский театр имени Янки Купала
подготовил для смотра два спектакля —
«Волки и овцы» Островского и «Послед-

ние» Горького.

Произведения Островского подготовили
для смотра театры Азербайджанской,
Грузинской, Узбекской и Эстонской ССР.

Смотр драматических и оперных прове
дений русских классиков в Театрах CCP
уже начался.

Спектакли областных театров, получив-
шие лучшую оценку, будут показаны в ето-

лице республики, а спектакли, имеющие
особую художественную ценность, — в
Москве.

Для проведения смотра из Москвы в
столицы союзных республик выехали пред-
ставители Комитета по делам искусств,
Всероссийского театрального общества и
видные творческие работники.

Строительетво ~~
школьных зданий на Чукотке

По решению Народного комиссариата
просвещения РСФСР в Чукотском нацио-
нальном округе начинается строительство
зданий десяти начальных школ и четырех
интернатов. В будущем году будут капи-
тально отремонтированы существующие
школьные здания. При Анадырском педа-
гогическом училише открывается интернат
для учащихся.

Учебным заведениям Чукотки выделяют-
ся оборудование и пособия для пятнадцати
химико-биологических, физических и воен-
ных кабинетов. На постоянную работу в эти
школы направляются семьдесят учителей.

Нижне-Свирская
гидроэлектростанция .

ЛЕНИНГРАД, 13 октябряя. (По телеф.
от соб. корр.). Возрождается разрушениая
врагом Нижне-Свирская ГЭС. На строи-
тельной площадке днем и ночью кипит ра-
бота. Благоустраивается территория гидро-
электростанции, еще недавно  заваленная
обломками бетонных и металлических кон-
струкций.

‚ Закончена сварка шлюза, и коллектив
готовится опробовать его. Скоро на шлюзе
будет ‘установлен поворотный мост, кото-
рый свяжет станцию с железнодорожной
магистралью. Одновременно завершается
монтаж гидрогенератора и гидроту. Зины
мощностью в 24 тысячи киловатт.

В главном здании сейчас установлена
турбина, отремонтированная на заводе име-
ни Сталина. Оборудованы, подготовлены к

сушке и установке статор и ротор ‘гидро-
генератора, восстановленные заводом
«Электросвет». Строители станции  обяза-

лись закончить монтаж перзого гидрогене-
ратора в октябре.

Успехи консервного завода

КИШИНЕВ, 13 октября. (По телеф. от
соб. корр.). Тираспольский консервный за-
вод имени Ткаченко выпускал до войны че-
тырнадцать миллионов банок различных
консервов и свыше тысячи тонн халвы в
год. В конце июля нынешнего года завод
частично был восстановлен и дал первую
продукцию. С первого же месяца он пере-
выполняет производственные планы. В ав-
густе сверх месячного задания дано около
100 тысяч банок джема, компота и варенья.
Квартальный план завод выполнил на пят-
надцать дней раньше срока.

Сейчас консервный завод имени Ткачен-
ко заканчивает переработку овощей и фрук-
тов и переходит на выработку мясных кон-
сервов.

Восстанавливается вторая очередь заво-
да.

_ Сотни тонн бумаги
сверх плана

ИОШКАР-ОЛА, 13 октября. (По телеф.
от соб. корр.). Марийский целлюлозно-бу-
мажный комбинат перевыполнил девятиме-
сячную производственную программу. Сверх
плана дано 480 тонн бумаги.

Рабочие-бумажники, вступая в
тябрьское социалистическое соревнование,
борются за выполнение десятимесячной
программы к 20 октября. К 28-й годовщине
Октябрьской революции они обязуются дать
сверх плана шестьсот тонн бумаги.

предок-

Научный труд, написанный
в партизанском лагере

МИНСК, 13 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Действительный член Академии наук
Белорусской ССР Н. М. Никольский —
знаток древнего Востока, автор работ по
древней истории.

В 1941 году Н. М. Никольский начал пи-
сать новый труд — «Этюды по истории фи-
никийских земледельческих и общинных
культов». С появлением немцев ученый
ушел из Минска в лес к партизанам, захва-
тив с собой портфель с материалами и ру-
кописями. В партизанском лагере, перенося
все трудности и лишения боевой жизни, он
продолжал работу. В конце 1943 года в
партизанской зоне монография в тридцать
печатных листов — «Этюды по истории фи-
культов» — была закончена.

Теперь ученый готовит эту работу к пе:
чати. Она будет выпущена в свет Белгос-
издатом.

По следам выступлений «Известий»

«Как Крапивка крапиву заготовлял»

Директор Полтавской областной конторы
«Укрторгплодоовощ» сообщил, что факты,
опубликованные в «Известиях» от 22 сен-
тября в фельетоне «Как Крапивка краз
пиву  заготовлял», полностью  подтверч
дились. Управляющий Гадячекой заготови“
тельной конторой тов. Крапивка с работы
снят, Приняты меры к укреплению загото-
вительного аппарата конторы: