м
AY
fla

Не
Op

pai
ТИ
ув,
tpl

ght
эк

18?

ЧЕТВЕРГ, 1 НОЯБРЯ 1945 г, № 258

(3868)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР

Нефтяники изучают избирательный закон

Закончила работу дневная смена ше-
етого промысла бакинского треста «Ста-
линнефть». Мастера, бригадиры, опера-
торы, замерщицы направились к неболь-
шому зданню промысловой конторы. Ce-
годня здесь состоится одна из очередных
бесед, которые охотно посещаются неф-
тяниками. На промысле установилась
прекрасная традиция: дважды в неде-
лю секретарь парторганизации А. Шива-
HOB либо кто-нибудь из членов агиткол-
легтива беседуют с рабочими о текущих
событиях, знакомят их с наиболее инте-
ресными газетными статьями, отвечают
па вопросы.

Нынешнее собрание особенно многолюд-
но. Промысловики заранее были опове-
щены, что темой беседы явится «Положе-
ние о выборах в Верховный Совет СССР».
Свыше сорока человек собралозь точно к
назначенному часу. Беседу проводит член
агитколлектива, заместитель заведующего
промыслом инженер И. Галилов.

САМЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ
ВЫБОРЫ В МИРЕ

— 10 февраля будущего года, — гово-
par т. Галилов, -— советский народ на 0с-
нове всеобщего, равного и прямого изби-
ралельного права при тайном голосовании
изберет высший орган власти нашего го-
сударства. Свыше трех месяцев осталось
до дня выборов. Мы имеем возможность
детально ознакомиться с Положением о
выборах, всесторонне подготовиться к уча-
стию в этом историческом - акте. Пусть
каждый из нас еще и еще раз. продумает,
какие требования должны быть пред’явле-
ны к избранникам народа.

Е нынешним выборам мы приету-
паем вооруженные опытом Великой Ore-
чественной войны. Зойна была подлин-
ной проверкой для всех людей. Она пока-
зала, что депутаты, избранные нами во-
семь лет назад, были достойны всенарод-
ного доверия, В новый состав Верховного
Совета должны быть избраны лучшие сы-
ны народа, проявившие себя на фронте и
в тылу, как беззаветные патриоты, спо-
собные осуществить грандиозные задачи
мирного времеви.

Тов. Галилов сообщил, что Азербайд-
жанская ССР будет представлена в Вер-
ховном Совете 52 депутатами, — из них
11 депутатов будут избраны в Совет Cow-
за, & остальные в Совет Национальностей:
25 человек от республики в целом, 11 че-
ловек от Нахичеванской автономной рес-
публики и 5 человек от автономной Ha-
горно-Карабахской области. — Согласно
опубликованному спиеку избирательных
округов, нефтяники, проживающие в Ста-
линеком районе, примут участие в выбо-
pax по Бакинскому—Сталинскому изби-
‘рательному округу по выборам в Совет
Союза и Бакинскому—Ворошиловскому

oo

БЕСЕДА АГИТАТОРА
ГАЛИЛОВА.

во

избирательному округу по выборам в (о-
вет Национальностей,

Затем тов. Галилов приступил к чте-
нию Положения о выборах.

СЛОВО К МОЛОДОМУ
ИЗБИРАТЕЛЮ

Наибольшее внимание привлекла пер-
вая глава Моложения о выборах. Нескодь-
ко человек высказалось по поводу второй
статьи, говорящей о том, кто имеет право
участвовать в выборах.

— Дожил я до шестидесяти трех лет,—
сказал старший оператор И. М, Bapy-
бин, — сорок лет своей жизни провел на
нефтяных промысхах. Наша молодежь
считает само собой разумеющимел, что
народ избирает свой верховный государ-
ственный орган. Но для меня, человека.
вдоволь навидавшегоея порядков, сущест-
вовавших до Великой Октябрьской фево-
люции, особенно дорога советская изби-
рательная система. Кто бы стал до ревэ-
люции, спрашивать у меня, кого я хочу
поставить у власти? Царское правитель-
ство в свое время сделало вид, что оно и
рабочим разрешает участвовать в выбо-
рах Государственной думы. Но это сопро-
вождалось столькими огозорками, что мы,
бакинские нефтяники, например, почти
целиком оказывались отетраненными от
выборов.

Старый механик промысла А: Башарин,
награжденный орденом Ленина, захватил
c с0бою газету с текстом Положения.
Он еще раз вслух перечел вторую статью,
произнося слова медленно, после каждой
фразы обводя глазами  внимательную
аудиторию.

— Тут что ни слово, то удар по фа-
шизму и всяким фашистским приспенг-
никам. №то имеет право у нас выбирать?
Все граждане, независимо ат расовой и
национальной принадлежности. А давно
хи гитлеровцы провозгдашали преимуще-
ства одной расы перед другой, отказыва-
ли в гражданских правах людям только
лишь потому, что у них другой цвет кожи,
или волосы другого цвета, или нос не той
формы. Наша страна — первая в мире, в
которой все люди пользуются равными
правами.

О РАВНОПРАВИИ СОВЕТСКОГО
ЧЕЛОВЕКА

Ислам Мамедов, двадцатилетний сле-
сарь, попросил раз’яснить ему, что зна-
чат слова избирательного закона 0 том,
что право участвовать в выборах имеют
граждане независимо от имущественного
положения и прошлой деятельности. Аги-
татор Галилов отвечает на этот вопрос.

Слесарь П. Давидян обращает внима-
ние на четвертую сталью Положения 0

выборах, где говоритея, что каждый гра-
жданин имеет один голос,

— А разве есть такие страны, где че-
ловек может иметь два голоса?

— Да, тажие страны есть, — отвечает
Талилов. — Если какой-нибудь промыш-
ленник живот в одном районе, а завод
имеет в другом районе, он и здесь, и там
получает по голосу,

Женщины оживляются, когда заходит
речь о том, что они могут участвовать в
выборах на равных правах с мужчи-
нами.

— А как же может быть иначе? —
удивляется техник Саркисова. — Попро-
бовал бы кто-нибудь лишить меня права
голоса на том основании, что я женщина.

Отарики дружно раз’ясняют ей, что да-
леко не веегда и не всюду женщина мог-
ла бы сделать подобное заявление. Гали-
зов напоминает, что даже в такой стране,

ры были первыми, когда женщин допусти-
ли к избирательной урне. Попутно один из
нефтяников, бывший в рядах Красной
Армии на территории Ирана, рассказы-
вает, что там и поныне женщины укута-
ны в чадру и никакого участия в обще-
ственной жизни не принимают.

Во многих зарубежных странах рабочие
ц крестьяне формально имеют избира-
тельные права. А на деле они не могут
воспользоваться этими правами.

Очень умоетно тов. Галилов приводит
ленинскую цитату 0 так называемых
«демократических выборах» в Германли
ив Австрии после прошлой войны. «Это
ложь, — писал В. И. Ленин, — ибо на
деле катиталисты, эксплуататоры, поме-
щики, снекулянты держат в своих руках
°/10 лучших зданий, которые пригодны
для собраний, и °/о запасов бумаги, ти-
пографий и прочее. Рабочий в городе, ба-
трав и поденщик в деревне. на деле от-
странены от демократия...»

Детально обсуждалась во время беседы
и самая техника выборов. На промысле
много молодых рабочих, которые впервые
будут призваны к выполнению своего
гражданского долга. Слесарь Е. Аконян,
замерщица Ф. Селина, помошник мастера
А. Кафаров и другие интересовалиеь и
составлением списков избирателей, и бюл-
леленями, и, наконец, тем, как практиче-
соки будет проходить голосование.

*

— Bee ясно? — переспросил И, Гали-
лов, когда беседа подошла уже к концу.

— Ясно, — раздались голоса,

— Явно, — сказал бригадир Вели
Асадулла, — ясно, что нигде в мире не
существует таких демократических вы-

боров, как в Советском Союзе, нигде на-

как Франция, недавно прошедшие выбо-!

Алапаевск (Урал). Строительство новой до-

менной печи. На снимке: общий вид мон-
тируемой демны. Фото’ А. Расшихина.

В Ставрополе.

(От корреспондента «Известий»)

Работа ‚института

Сотрудники Ставропольского — научно-
исследовательского института овцеводства
и козоводетва добиваются возрождения бы-
лой славы Ставрополья как одного из
основных овцеводческих районов страны.

Кандидат биологических наук Лопырин
до войны изучал проблему увеличения пло-
довитости овец. На фронте Лопырин был
ранен, потерял зрение. Однако, вернувнитись
в институт, он принялся за прежнюю ра-

боту.

Институт выводит новые породы живот-
ных. Кандидат сельскохозяйственных наук
Лебель и старший научный сотрудник Ше-
лепов вывели особую породу пуховых коз,
дающих пуха в два-три раза больше обыч-
ного.

В краевом театре

Краевому драматическому театру скоро
исполнится сто лет. На его сцене выступали
Рыбаков, Живокини и другие известные
русские актеры.

В свое время из состава Ставропольского
театра выделилась группа актеров, которая
положила начало русскому театру в Тбили-
си. От Ставропольского театра «этпочко-
вался» также Пятигорский театр.

Нынешний сезон в краевом театре от-
кроется пьесой Ивана Франка «Украденнос
счастье». Театр покажет также «Дальнюю
дорогу» Лавренева, «Под каштанами Пра-
ги» Симонова, «Бранденбургские ворота»
Светлова, «Он пришел» Пристли.

Как и сто лет назад, театр ставит «Горе
от ума» Грибоедова, «Отелло» и «Король
Лир» Шекспира.

род не пользуется такими правами, как у

нас. Это дает нам возможность избрать
такой состав Верховного Совета, который

поведет страну к новым победам социа-
тистического  отроительства.
Я. ГИК,
cos. Kopp. «Известий».
г. БАКУ.

Избирательный округ

Советский народ готовится к выбо- оо
рам в верховный орган власти. Уже КОНСУЛЬТАЦИЯ
установлен день выборов — 10 февраля
1946 года. Опубликован избирательный ВЯ
закон — «Положение о выборах в Вер- тическую точность при этом фаспределении

хевный Совет СССР». Опубликованы Ужа-

‘ населения по округам, разумеется, про-
abl Президиума Верховного Совета CCGP вести и невозможно: ведь каждый день

Кыквдый гражданин СССР будет при-
нимать участие в выборах двух депута-
тов, по двум избирательным округам: но’ зуется
одному округу, образованному для вы-
овет Союза, и по од-
ному округу, образованному для выбо-
ров депутата в Совет Национальностей

боров депутата в

об образовании избирательных округов по  происходит прирост и убыль населения, от союзной республики.

выборам депутатов в Совет Союза и в которые могут быть уточйены только по-

Совет Национальностей.
Сотласно статье 141-й Конституции

выставляются по избирательным округам.
Создание избирательных округов являет-
CH одним из важнейших мероприятий,
обеспечивающих полное и беспрепят-
ственное осуществление советской демо-
кратии во время выборов.

На каких принципах строятся избира-
тельные округа?

Статья 33-я Конституции СССР опре-
деляет, что «Верховный Совет СССР со-
стоит из явух палат: Совета Союза и Со-
вета Наниональностей». В 34-Й статье
Конституции говорится, что «Совет Сою-
за избирается гражданами СССР по из-
бирательным округам по норме: один де-
путат на 300 тысяч населения», «Совет
Национальностей, — указывается в 35-й
статье Конституции, — избирается грая:-
данами СССР по союзным и автономным
республикам, автономным областям и на-
циональным округам пе норме: лю 25 де-
путатов от каждой Союзной ребтублики,
по 11 депутатов от каждой автономной
республики, по 5 депутатов от каждой
автономной области и по одному депу-
тату от каждого национального округа».

Различие в построении избирательных
округов по выборам депутатов в Совет
Союза и в Совет Национальностей выте-
кает из целей и задач обеих палат Вер-
ховного Совета. Совет Союза  представ-
ляет, как известно, общие интересы всех
трудящихся СССР, независимо от их на-
циональностей. Совет же Национально-
стей отражает в верховном органе власти
особые, специфичеекие интересы нацио-
нальностей, населяющих нашу страну.
CCCP — многонациональное государство.
В нем все нации равноправны. Из рав-
ноправия наций Советского Союза и
веходит Конституция СССР при установ-
лении принципа выборов депутатов в С0-
вет Национальностей и построения изби-
рательных округов по выборам в Совет
Национальноетей.

Основанием для сформирования изби-
рательного округа по выборам в Совет
Союза является избирательная норма:
один депутат на 300 тысяч населения.

Значит, избирательный округ создается

на территории с населением в 300 тысяч
человек. Но надо
некоторых округах чиеленность населе-
ния не будет равняться точно тремстам
тысячам. «Практика показала, — ука-
зывал М. И. Калинин в своем выступле-
нии в прошлую избирательную
нию, — 910 не во всех округах будет

точно по 300.000 населения, по эти  центром в Вологде, включает в себя Ар-  участию масс избирателей, их единолу-
хангельскую,
области и Коми АССР.

отклонения от нормы при первой намет-
$6 оказались незначительными... Матема-

кампа- ‘гие округа охватывают

следующим учетом».

ницах республик, краев, областей

цельных и смежных административных за

районов.

ляются города, крупные села,
являющиеся экономическими центрами.
Например, центром Елецкого избиратель-

гор. Елец — промышленный и культур-
ный центр района. В Юльце имеются ти-
пография, телеграф, телефон. Город свя-
зан шоссейными и гудронированными
дорогами co Становлянеким, Чибисов-
ским, Краснинским, Залонским и Долго-
руковским районами, которые входят в
Елецкий избирательный округ.

Наличие дорог, телеграфной и теле-
фонной связи центра округа с избира-
тельными участками, наличие культур-
ной 0бззы значительно облегчает всю
работу по выборам.

При формировании
Национальностей не принимается в рас-
чет численность населения союзной или
автономной республики, области или на-
ционального округа.

Товарищ Сталин учит, что высокая
государственная власть СССР должна
иметь специйльный верховный орган, ко-
торый бы отражал специфические инте-
ресы всех национальностей СССР. Без
такого органа невозможно было бы управ-
лять таким многонациональным государ-
ством, как СССР. Этим органом и яваяет-
ся вторая палата Верховного Совета
CCCP — Совет Национальностей,

Наша Конституция и избирательный
закон обеспечивают за каждой союзной
республикой, независимо от численности
ее населения, представительство в Совет
Национальностей 25 делегатов.

Такое же равенство обеспечивается и
каждой АССР (по 11 депутатов), каждой
автономной области (по 5 депутатов) и
каждому национальному округу (по 1 де-
путату). Например, 25 представителей
в Совет Национальностей посылает Укра-
инская ССР и 25 представителей посы-
лает небольшая союзная Эстонская Co-

Центрами избирательных округов яв-

ного округа Орловской области является

‚  Морского Флота, находящихся за преде-

Граждане СССР, проживающие на тер-
K Г ритории автономных республик, автоном-
Избирательные округа по выборам в ных областей и национальных округов,
СССР кандидаты в депутаты при выборах   Совет Союза созданы, как правило, в гра-  будут принимать участие

В.

Возьмем для примера советского граж-
данина, проживающего в Марийской ав-
тономной республике. Как и каждый
гражданин СССР, он будет голосовать за
депутата в Совет Союза. ‘Одновременно
он будет голосовать за депутата в Совет
Национальностей от РСФСР, в которую
входит Марийская автономная республи-
ка. Кроме того, избиратель, проживающий
в Марийской республике, будет голосо-
вать за депутата в Совет Национально-
стей от своей автономной республики.

Толосование будет проходить одновре-
менно на одном избирательном участке,
Итоги же голосования будут сосредото-

рым избирается тот или иной депутат.

В отличие от прошлых выборов ныне
создаются особые избирательные округа
для воинов Красной Армии и Военно-

лами СССР. Такие округа создаются в
соответствии со 138-й статьей Конетиту-
ции СССР, дающей право избирать и быть
избранным всем советским  военнослу-
жащим.

После окончания Великой Отечествен-
ной войны рял частей и соединений Крас-
ной Армии и Военно-Морского флота,
обеспечивая государственные интересы
Советского Сотоза, находится за предела-
ми нашей родины. Это обстоятельство He
может помешать советским воинам уча-
ствоваль в выборах. Президиум Верхов-
ного Совета СССР постановил создать
особые округа по выборам в Верховный
Совет в частях и соединениях, находя-
щихся за границей. Такие округа со-
здаютея по норме 100 тысяч избирателей
на один округ. По каждому округу изби-
рается один депутат в Совет Союза и
один депутат в Совет Национальностей.
Создание особых округов еще раз под-

ветская республика. Количество избира-
тельных округов образуется по числу

иметь в виду, что в  избираемых депуталев.

Понятно, что все округа по выборам
в Совет Национальностей невозможно
сформировать в строгих административ-
ных границах. Например, в РСФСР мно-.
население не-
скольких областей. Северный округ, ©

Вологодскую,

черкивает последовательный демократизм
нашего избирательного закона.

*

Советское государство при выборах в
Верховный Совет СССР принимает все
меры к тому, чтобы каждый гражданин
нашей страны мог свободно и полностью
использовать свои избирательные права.
Несомненно, предетоящие выборы по

выборах
ИЗ   трех депутатов: одного — в Совет Сою-
‚ одного — в Совет Национальностей от
союзной республики и одного — в Совет
Национальностей от автономной респуб-   соб.
поселки, лики, области или национального округа.   В. И. Ленин подписал декрет, по которому

Помощь застройщивам

Многие жители Ставрополя строят себе
новые дома. Государство оказывает им
большую помошь. Крайкомбанк уже вы-
дал индивидуальным застройшикам свыше
трехсот двадцати тысяч рублей ссуды. Гор-
совет гыделил для них пятьсот кубометров
леса, кирпич, черепицу и другие материалы:

Семь домов готовы и сданы в эксплоата-
цию. Заканчивается строительство еще
двадцати домов.

Запасы горючего газа

Только в черте города Ставрополя запа-
сы горючего газа достигают тридцати мил-
лионов кубометров. Газ все шире исполь-
промышленными и коммунальными
предприятиями. Сейчас действуют десять
скважин. Две скважины на территории
«Красного металлиста» обеспечивают газом
все котельное хозяйство завода и сушиль-
ный цех. Скважина на Таманской улице
дает газ самой крупной городской бане и
асфальтоварочной установке.

Пес,
Лом-музей
Н. Г. Чернышевского

АТОВ, 31! октября.
корр.). Двадцать

САР (По телеф.

пять лет назад

от

дом, где родился великий революционный
демократ Николай Гаврилович Чернышев-
ский, об’являлея национальным достоянием
н включался в систему музеев Народного
комиссариата просвещения.

Сын Н. Г. Чернышевского — Михаил
Николаевич передал этот дом в дар совет-
скому народу вместе с бэгатыми коллек-
циями рукописей, документами и книгами.
Внимание посетителей дома-музея привле-
кают вещи, находившиеся в личном пользо-
вании Н. Г. Чернышевского. Среди них —
привезенная из сибирской тайги китайская
чашечка, кошелек, буравчик собственной
работы Николая Гавриловича, ножницы сэ
сломанными кончиками, очки.

В небольшом помещении музея, располо-
женного на одной из тихих улиц Саратова,

избирательных   Чиваться в различных округах, по кото-  почти на самом берегу Волги, уже побывало

свыше ста тысяч посетителей.

В Большом зале Саратовской консервато-
рии состоялось торжественное заседание,
посвященное 25-летию дома-музея. С докла-
дом выступил его директор М. Н, Черны-
шевский. Профессор Саратовского универ-
ситета А. П. Скафтымов сообщил о работе
над литературным наследием Н. Г. Черны-
шевского.

Выступавшие на заседании представители
партийных, советских и общественных орга-
низаций пожелали работникам дома-музея
дальнейшей плодотворной работы. М, Н;
Чернышевскому и профессору А. П. Скаф-
тымову были вручены почетныр грамоты
исполкома Саратовского городского Совета
депутатов трудящихся.

Лучшие магазины Москвы

ВЦСПС и Народный комиссариат тор-
говли СССР премировали лучшие магазины
столицы, добившиеся наилучших показате-
лей`во Всесоюзном социалистическом сорев-
новании работников торговых предприятий.

В числе передовых — четвертый мага-
зин «Метростроя». За два года товарообо-
рот здесь узеличилея более чем в пять
раз —с 450 тысяч до 2.669 тысяч рублей в
квартал, В течение последних трех месяцев
метростроевцы получили на 670 тысяч руб-
лей сверхплановых продовольственных то-
варэв, много овощей,

В третий раз премирован продовольствен-
ный магазин фабрики «Дукат», вдвое пере-
выполнивший квартальное задание,

Премии ВЦСПС и Наркомторга СССР
вручены также первому магазину обувной
фабрики «Парижская коммуна», третьему и
восьмому магазинам Московского азтомо-
бильного завода имеки Сталина, организо-
вавшим широкий отпуск дополнительных
продуктов питания вернувшимся на произ-

Кировскую   шию, их политической активности будут водетво демобилизованным воинам и инва-
новой победой советской демократии.

лидам Отечественной войны.

нию в числе других вошли: В. В. Барсова,

„Великий

ec REED

государь”

в театре имени Вахтангова

Личность Ивана Грозного неслучайно
продолжает привлекать внимание советских
писателей и деятелей искусства. В его
образе слицетворены поразительный пафос
эпохи и вместе с тем суровость бурного
времени, свойстаенная многим периодам ис-
торических потрясений. В период становале-
ния Русского централизованного государ:
ства царь Иван ТУ не побоялся взять на се-
бя ответственность за вызванное его дея-
тельностью огромное напряжение жизни
народа во имя будущего. ;

Велинский назвал ИМзана Грозного «ко-
лоссальным характером», «душой энерги-
ческой, глубокой, гигантской». Этими
словами Белинский еще сто десять лет нз-
зад оценил внутреньий облик Грозного.
Понытки раскрыть этот яркий, своеобраз-
ный характер великого исторического дея-
теля неоднократно ‘делались и в литерату-
ре, и в драматургии, и в театре.

Сейчас эту задачу поставил перед собой
театр имени Вахтангова, показав пьесу Вла-
димира Соловьева «Великий государь».

Азтор назвал свое произведение траге-
дней, Этот выбор жанра представляется
единственно верным для изображения Гроз-
ного, чья судьба была непрерырной борь-
бой, иногда протеказшей в жестоких фор-
мах, и вместе с тем великой по своим
целям и содержанию. Этот жанр естестве-
нен для пьесы Соловьева и потому, что дра-
матург изобразил последние годы царство-
вания Грозного. Пьеса начинается победой
нац войсками польского короля Стефана
Батория, когда Грозный отвоевал «варяж-
ское» (Балтийское) море, а заканчивается
периодом, когда во имя спасения государ-
ства Грозный, не теряя своей внутренней
силы и убежденности, должен отказаться
от своих мечтаний и завещать их будуще-
му: исторические мечты Грозного не могли
быть полностью осуществлены в его время.

Пьеса Вл. Соловьева написана языком
ярким и своеобразным, с большим чувст-
вом стиля. Автор умело передал колорит
эпохи. Но, стремясь защитить Грозного от
неправильных толкований его характера не-
которыми историками ин художниками ХХ
века, Вл, Соловьев не решился восбоздать
образ Грозного во всей исторической прав-
де. Драматург слишком риторически раз’-
ясняет и слишком подчеркнуто оправды-
вает все без исключения поступки Гроз-
ного, вплоть до его дипломатического сва-
товства при живой жене. От этого худо-
жественный образ и характер Грозного в
пьесе не выигрывает.

Есть в пьесе место, где Грозный, ‘обра-
щаясь к суду грядущих поколений, гово-
рит, что если будет забыто все им совер-
шенное, то и суд веков не властен над ним,
как «немощный и жалкий». Это позволяет
ожидать от автора изображения такого
Грозного, который не только защищается,
но обнаруживает всю широту ума и огром-
ную свою волю. Внутренняя сила «велико-
го государя» не нуждается в оправдании
каждого отдельного поступка царя, его ис-
торическая правота — итог его государст-
венной деятельности.

Грозного играет артист И. Толчанов.
Белинский писал, что во все периолы своей
жизни Грозный обнаруживал «и силу ха-

рактера железного, и силу ума высокого», —

Толчанов ярче передает ‘последнее. Pac-
крыть силу «железного характера» артисту
удается значительно меньше, как и драма-
тургу. Грозный у Толчанова полон. философ-
ской мудрости, его мысль поистине всех
озаряет, его рассуждения звучат с той убе-
жденностью, которая подчиняет. Но в ис-
полнении артиста не достигают необходи-
мого под’ема те сцены, где проявляется
особая взволнованность «великого госудз-
ря», наибольшее напряжение его духовных
сил. Это относится и к тем эпизодам, где
запечатлены важные исторические момен-

ты, и к тем, которые раскрывают личные!

отношения Грозного (его призыв к битве,
его порыв любви к отчизне, когда он, после
отречения от царства, снова берет на себя
бремя царской власти во имя спасения ро-
дины, неудержимый взрыв гнева, когда
Грозный убивает своего сына).

Идея государственной власти раскры-
вается Толчановым в образе Грозного глу-
боко и оригинально. В пьесе она завершает:
ся сценой в престольной палате. Царь по-
зволяет чернецу высказать все обвинения,

перечислить все, чем отягощено царствова-

Воздушные

Сегодня воздушные линии Аэрофлота
начинают работать по новому, зимнему
расписанию.

В Главном управлении Гражданского
воздушного флота сотруднику «Известий»
сообщили:

— На линиях, связывающих столицу
в Сибирью и Средней Азией, будут рабэ-
тать комфортабельные — пассажирские
машины, специально оборудованные для
ночных и слепых полетов, что особенно
важно в условиях короткого зимнего дня.
Самолеты, уходящие из Москвы на рас-
свете или перед рассветом, чтобы попасть
з Новосибирск или Ташкент уже к полу-

ночи, около половины пути должны бу-

дут лететь в, темноте. Обслуживание этих
трасс поручается опытным пилотам, имею-
щим большой стаж ночных и слепых по-
летов. :

Много внимания уделяется линиям,
связывающим Москву с городами и ку-
рортами юга. Совершая каждый день рей-
сы из Москвы в Минеральные Воды и
Тбилиси, пассажирские самолеты будут
также ежедневно отправзяться в Адлер и
Сухуми. Для того, чтобы рейсы Москва —
Тбилиси могли’ совершаться в течение
одного дня и притом в светлое время
суток, на этой линии отменяется посадка

ИНЩАНЕНАЕОИИААНИНИНАЕ

ние Грозного. Царь отдает чернецу знакч
свозй власти — царский венец и бармы. И,
отвечая затем на обвинения чернеца, царь
раз‘’ясняет и смысл, и значение свомх ре-
форм, своих политических и военных дей-
ствий. Толчанов играет эту сцену с ‘боль-
шим, сильным чувством. Но мысль © высо-
ких обязанностях и тяготах власти Толча-
нов заставляет ощутить в спектакле гораз-
до раньше: она возникает уже в сцене царя
с сыновьями. В первом разговоре Грозного
со старшим сыном замечателен глубокин
емысл интонации слов Грозного — Толча-
нова, в которых царь стремится передать
сыну мудрый опыт своей жизни. Та же
мысль возникает затем и в эпизоде Грозного
с женою Марией Нагой: наивности и непо-
средственности Мария (арт. Л. Целикол-
ская) противопоставляютея глубокие и
сложные чувства царя, ее детскость, сзет-
лые радости жизни — незнакомая книга,
неведомая суровой судьбе царя Ивана.

И, когда чернец завершает сцену в пре-
стольной палате словами о том, что для
него тяжек царский венец, эти слова вос-
принимаются с чувством глубокого волне-
ния. Высокий долг и высокие обязанности
власти предстают во всей своей значимо-
сти.

Артистический ансамбль спектакля <оз-
дает разнообразную галлерею характеров.
Обаяние и тонкость исполнения роли Бори-
са Годунова артистом И. Дорониным по-
зволяют уважать ум Годунова, его чест-
ность и преданность интересам родины, хо-
тя исторический Годунов представляетел
человеком болышнего масштаба, чем это
дано в пьесе. Артист Н. Плотников
смелым и четким рисунком характеризует
предателя Василия Шуйского. Но другие
бояре в смектакле выглядят `неумными,
слабыми противниками Грозного. Артист
Н. Емельянов играет царевича Ивана с
подлинной искренностью, однако ему не-
достает огня, унаследованного царевичем
от отца. Артист В. Колчин последозал
спорной и непонятной трактовке автора,
сделавшего царевича Федора таким хитре-
цом, который превосходит самого Васнлия
Шуйского. Из числа эпизодических ро-
лей выделяется монах Акакий; красочность
игры А. Горюнова придает этому несколько
трафаретному образу яркие черты живого
человеческого характера.

В художественном оформлении спектак-
ля В. Фаворский прибегнул к стилизации
русской иконописи и русского зодчествл.
Ему хорошо удались занавес с изображе-
нием старого русского Кремля, окружен-
ного гербами старинных русских горолов, и
строгая архитектурная рама сценического
портала; они говорят о задуманной худож-
ником символической форме спектакля. Но,
отказавиись от реалистических средстз
изображения, художник не достиг. последо-
вагельного и законченного воплощения
своего замысла.

Вместе с тем там, где В. Фаворскому, как
и композитору Н. Сизову, удалось более
органично сочетать свою работу с поэтиче-
ускими устремлениями режиесуры (поста-
новшик Б. Захава) —там живописный и му-
зыкальный элементы спектакля усилили
эмоциональное звучание ‘и: зрелишную впе-
чатляемость отдельных ‘сцен. Такова, на-
пример, сцена первого появления Грозного в
спектакле — в шатре на берегу моря.

Грозный - победитель остается один; вдох-
новенно звучат арфы и скринки. И, как
от ‘легких дуновений ветра, постепенно
распахиваются, все выше и выше подни-
маются полотнища шатра. Обнаруживаются
морские просторы и просторы небес, смеши-
ваются зеленые и синие краски, создавая
чудесную гармонию цветов. М, возвышаясь
на небольшом холме, Грозный говорит о
«дне свершенья» великих своих замыслоз,
обращенных на благо родины. Так одна из
наиболее патриотических сцен спектакля
овеяна дыханием поэзии.

Театр имени Вахтангова в своей новой по-
становке с большим своеобразием раскрыл
образ Ивана Грозного. Спектакль застав-
ляет снова обратиться к наиболее волну-
ющим страницам прошлого нашей роди-
ны, он находит органическую и смелую
связь истории < созременностью, повествуя
о великом государственном деятеле, борю-
щемся за могущество земли русской.

Ю. ГОЛОВАШЕНКО.

ЛИНИИ ЗИМОЙ

в Ростове-на-Дону. Единственной оста-
новкой на воздушном пути из Москвы в
столицу Грузии будет Сухуми.

Пассажиры, направляющиеся в Сбпифе-
рополь и Враснодар, вылетая из Москвы
утром, к вечеру того же лня будут прибы-
зать на место назначения.

Авиалинии Москва — Баку — Ашха-
бад, Москва — Баву— Тегеран, Москва—
Хабаровск и Москва — Якутск тоже не
перестанут работать зимою.

Регулярно, по расписанию будут куреи-
ровать самолеты, связывающие Москву св
столицами прибалтийских республик.

В полном 0б’ёме сохранитея га зиму
воздушная связь между Москвой и круп-
нейшими городами Европы. В Варшаву,
Нрагу, Бухарест, Вену и Берлин пасва-
жиры будут доставляться самолетами в
течение одного дня.

Большое внимание уделяется обслужи-
ванию отдаленных северных районов, где
авиация является зимой единственным
средством быстрой связи. Регулярное
пассажирское движение будет поддержи-
ваться между Тюменью и Салехарлом,
Архангельском и Нарьян-Маром, Хаба-
ровском и Камчаткой, Хабаровском и

Сахалином.

Оперное творчество Рахманинова

Во Всероссийском театральном обществе   И. Бэлза. Состоялся концерт из произвеле-

состоялась научно-творческая
священная С. В. Рахманинову.

сессия, по-   ний Рахманинова, в котором приняли уча-

стие В. А. Давыдова, Н. П. Рождествен-

Во вступительном слове народная артист: ская, А. Б. Гольденвейзер, Л. Н. Оборин,
ка СССР А. В. Нежданова отметила ог- С. Н. Кнушевицкий и другие.

ромную роль Рахманинова в развитии рус-

ской музыки. Доклад на тему «Рахмани- еще два доклада об оперном
профессор   Рахманинова,

нов и русская опера» сделал

На следующий день были заслушаны

творчестве

Научно- методические комисеии

Для разработки основных вопросов ху-
дожественного образования и подготовки
учебно-:отодических материалов Комитет
по делам искусств при Совнаркоме СССР
образовал научно-методические комиссии, в
которые включил выдающихся мастеров
искусства.

В комиссию по музыкальному образова-

Tl. Ji. Шостакович, А. Б. Гольденвейзер,
В, Я. Шебалин, А. В. Свешников, по теат-
ральному образованию — В. Н. Пашенная,
И. Н. Берсенев, Ю. А, Завадский, Н. М.
Горчаков, В. О. Топорков, профессор А. К.
Дживелегов, Б. Е. Захава, по художествен-
ному образованию—В. И. Мухина; С. В. Ге-
расимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека и
4 He,