B
a

` ПЯТНИЦА, 2 НОЯБРЯ 1945 г. № 259 (5359)

Что дает инициатива

В нашем исполкоме и в райкоме партии   вынужденные ходить в школу за 2 кило-

как-то возник вопрос об использовании  метра. Часть ребят из-за этого не учи-
Fach.
‘строительство неполной средней школы.
Мы нриобрели недостроенный дом, разо-

отходов текстильной фабрики «Врасный
Нерекоп».

— Ночему зтходы выбравываются и
сдаются для переработки в другие раёо-
ны? Разве мы не в силах сами их исполь-
зовалъ? к

Советоко-партийный akTHB H рабочие
заявили, что отходы можно перерабалы-
вать внутри района. Инициативная груп-
па произзводственников начала в евободное
время сооружать в промартели «Третья
пятилетка» небольшое ткацкое произвох-
ство. Она подобрала и привела в поря-
док помещение, & затем изыекала оборудо-
вание — ткацкие станки, электромоторы,
трансмиссионные валы и т. д. Старый‘ сле-
сарь Усков, помощник мастера Вубаев в
другие красноперекопцы провели монтаж.
Е станкам вернулись старые пенсионеры,
в свое время ушедшие с фабрикя на oT
дых: Макеев с женой, Федотов с женой,
Чпажюва и еще несколько десятков чело-
Век.

Новое ткацкое отделение артели стали
называть «фабрикой на Зеленцовекой».
Фабрика эта была пущена в прошлом году.
Сейчас в ней уже сорок станков. В теку-
щем году она выпустила до 30 тысяч мет-

=

Исполком райсовета взялся 32

брали и перевезли его. Постронли в побел-
ке шлаховую дорогу. И если прежде из-
за сплопеной грязи в поселок с трудом
пробирались пешеходы, то теперь сюда
легко проходят автоманины,

Население поселка всем, чем только
может, помогает строительству ликолы.
Активно участвуют в стройке демобили-
зованные воины Родин, Захаров, 0и-
пов. По налей просьбе они взялись 32
плотницкие работы.

Акливными помощниками в благоуст-
ройстве района являются уличные коми-
теты. Взять хотя,бы электрификацию
того же поселка имени Фрунзе. Уличные
комитеты помогли исполкому райсовета
организовать жителей, чтобы заготовить
и вывезти из леса столбы, приняли ак-
тивное участие в поисках арматуры.

` В районе напряженное положение с

°

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

вохоснабжением. Исполком поставил ‘пе-
ред городскими и областными организа-

циями вопрос о прокладке водопровода.
Нас поддержали, и сейчас ведутся работы.

По инициативе исполкома заасфальти-

ров ткани. Из этой продукции в районе ровъно около двух километров тротуара

шьют дая школьников фуфайки, брюки,
пиджаки. Около 2 тысяч метров ткани мы
выдали демобижизованным на пошивку
белья и большое количество продали для
населения через специальный магазин
Горторга, открытый по решению сессии
райсовета.

В 1942 году у нас был создан райпром-
комбинат. Вначале он работал очень пто-
хо и 10 существу не приносил населению
района никакой нользы. Исполком райсо-
веть начал повседневно заниматься рай-
промкомбинатом., Мы организовали в
промкомбинате трикотажный и сапожный
цехи, мастерскую индивидуального ноши-
ва, часовую и жестяночную мастерские.
Раньше промкомбинат выпускал продук-
‚ции в год на 30 тысяч рублей. На одной
из сессий райсовета мы выдвинули mpex
ложение: промкомбинат должен увели-
чить годовую программу до миллиона руб-
лей. Это кое-кому казалось несбыточной
мечтой. Но действительность превзошла
ожидания. Сейчас промкомбинат дает про-
дугции ночти на два миллиона рублей,

Что же произошло?

Во главе промкомбината мы поставили
энергичных, инициативных людей тт. Се-
менова и Ермолина, привлекли к его ра-
боте старых мастеров. Ероме того, до-
стали оборудование для трикотажного це-
ха. И телерь только один этот цех вы-
‚рабатывает для населения товаров на
75 тысяч рублей в месяц. ;

Проявляя заботу о выпуске товаров
широкого потребления, мы ни на минуту
не забываем и о других сторонах жизни.
Серьезное внимание  райсовет уделяет
удовлетворению культурных запросов на-
селения. В районе есть отдаленный посе-
о имени Фрунзе. Возник он перед вой-
ной и до послелнего времени не был бла-
гоустроен. Особенно ощущали это дети,

на улицах имени Емельяна Ярославского,
имени Буткина и Ветошной, посажено

полторы тысячи деревьев. План ремонта

жилищ в районе перевыполнен. Приведе-
ны в порядок 46 квартир демобилизован-
ных и свыше 250 квартир семей военно-
служащих и инвалидов войны.

При участии исполкома райсовета в
районе открыт детский дом на 90 школь-
ников — сирот и полусирот, а также дей-
ствующий круглые сутки интернат на
100 дошкольников. Оборутование и ма-
териалы- для детского дома и интерната
мы изготовили у себя в районе.

Охотно поддержало население и пред-
ложение об устройстве районного пионер-
ского клуба. Для него высвободили двух-

этажное здание, организовали в клубе
кружки, нашли любящих свое дело
инструкторов.

Во всех этих делах исполкому актив

Но помогают депутаты, Например, депутат   ся жилые дома Управления по

Соболева, председатель уличного комите-
та, провела озеленение Первой Вокзаль-
ной улицы и помогла птколе

Город Гусь-Хрустальный. Хрустальный завод.

алмазчик А. И. Лебедев,

проработавший на заводе 68 года.

Алмазный цех. Слева — лучший мастер-

Фото М. Абрамова.

eee

Сегодня в Ереване

Солнце еще греет по-летнему, но ярко-
желтая листва деревьев напоминает о на-
ступившей осени. Нежно окрашены на ве-
черней заре живописные горы и холмы,
окаймляющие армянскую столицу. В возду-
хе — аромат созревших плодов.

В городских и окрестных садах ереван-
цы собирают богатый урожай персиков и
винограда. На рынках масса фруктоз. Кон-
сервные заводы уже дали стране девять
миллионов банок фруктовых консервов.
На винных заводах в разгаре переработка
винограда нового урожая.

В Ереван возвратились демобилизованные
воины. Они гуляют по городу, по залитым
асфальтом улицам и проспектам. Славно по-
работали в этом году ереванцы--рабочие и
служащие, домохозяйки и учащиеся — на
воскресниках по благоустройству родного
города. ‘Тридцать тысяч квадратных  мел-
ров асфальтированных улиц и проспектов,
восемьдесят тысяч вновь посаженных  де-
ревьев — таков их вклад в благоустройст-
во столицы Армении.

В центре города на улице Абовьяна

привезти   рамяна,

строится многоэтажное здание  Арарат-
треста. На проспекте Сталина сосружают-
делам ки-
нематографии, Наркомводхоза и крупней-
шего книгохранилища. Растут корпуса об-
тественных и жилых зданий на улице Баг”
на проспекте Орджоникидзе и

дрова. Слесарь депутат Борчугов в сво- Красноармейской улице.

бодное от работы время лично восстано-
вил нелействовазшее четыре тода цент-
ральное отопление в доме № 12 поселка

Совершенствуются методы строительства.
Директор Института сооружений Акаде-
мии наук Армянской ССР Михаил Симо-
нян разработал свою конструкцию зданий

Текстилей. Депутат Сорокин возглавляет с литыми сводчатыми перекрытиями. При-
постоянную ROMECCH по местной про- менение сводчатых литых перекрытий из

мынЕленности.

известкового бетона и гипса почти вдвсе
удешевляет стоимость строительства. Сей-

Поддерживая иницизтиву депутатов И час в республике сооружается более ста
населения, мы будем бороться за превра-  зданий такой конструкции.

щение Красно - Перекопекого района в
один из лучигих в областном центре.
Н. ЕГОРОВ,

председатель исполкома Красно-
Перекопского районного Совета.

г. ЯРОСЛАВЛЬ.

Образцы вооружения японской армии на трофейной выставке в Москве

На выставку образцов трофейного восру-
жения прибыл первый эшелон— пятьдесят
вагонов с образцами трофеев, захваченных
войсками 1 Дальневосточного фронта при
разгроме Квантунской армии в районе Му-
даньцзян — Харбин. Доставлены различные

типы орудий,

шество, средства связи, боеприпасы

обмунлирование.

В ближайшее время ожидается прибытие

новых трофеев из Маньчжурии.

Подготовка инженеров и техников

Наркомат текстильной промышленности
CCCP подвел итоги работы по подготовке
инженеров и техников для` своих пред-
приятий. Контингент студентов в институ-
тах наркомата возрос за год на 28 процен-
тов, учащихся в техникумах — на 30 про-
пентов. Число обучающихся в техникумах
превысило довоенный уровень. Восстанов-
лены Ленинградский, Нухинский и Черно-
вицкий ‘Техникумы, Всесоюзный заочный
институт текстильной промышленности и
открыт новый техникум в Ленинакане.
Наркомтекстиль решил организовать в

для текстильной промышленности

учебно-производственных лабораториях майора Кайсарова, генерала от инфантерия

своих учебных заведений выработку ‘луч- Красовского и генерала от ^ артиллерии

ших образцов хлопчатобумажных, ЛЬНЯ- щьиль приведены в порядок.  Заказаны.
ных и шерстяных тканей. , мемориальные доски, которые и будут
В 1946 году при Кировабадском, Ну-  установлены на могилах в ближайшее

хинском, Ташкентском, Тбилисском и   время.

Лениваканском текстильных  техникумах «Новгород»

танков, танкеток, специаль-
ных машин, инженерное` й химическое иму-
и

решено открыть подготовительные курсы,
которые будут укомплектованы слушате-  областного Совета депутатов трудящихся
лями из коренного населения, имеющими   сообщает, что статья «Новгород», опубли-
образование в об’еме не менее семи клас- кованная в «Известиях» от 27 сентября,

сов.

Механик завода имени Кирова тов. Ка-
рагезян сконструировал станок, пезволяю-
щий полностью механизировать весь  про-
цесс обработки  распространеннога: ‚здесь
строительного камня — ‘туфа.

Станкоинструментальный
Дзержинского, в течение всей войны

завод имени
BH

полнявший фронтовые заказы, перешел на

вынуск новой нродукции. Недавно он дал

первую серию токарно-винторезных  стан-
ков. Над освоением этого производства
много поработали главный конструктор за-
вода Владимир Мангасаров, мастер  сбо-
рочного цеха стахановец Артавазд Абра-
мян, бригадир Геворк Петросян и другие.
Завод сельскохозяйственных машин, со-
зданный перед Отечественной войной, вы-
пускает для колхозов республики конные
плуги, тракторные детали, лопаты, садовые
пилы. Но главное достижение, которым за-
конно гордится коллектив завода, это
освоенное производство колхозных гидро-
станций мощностью но десять киловатт
{микроГЭС). Тринадцать выпущенных за-
водом гндростанций, уже работают в кол-
хозах Мартунинского, Апаранского  и Нор-
Баязетского горных районов, освещая элек-
тричеством более двух тысяч домов.
Ереванский компрессорный завод освоил
производство компрессора высокого дав-
ления (сто пятьдесят — двести атмосфер).
Первый опытный образец новой машины про-
ходит государственные испытания. На заво-
де с гордостью называют имена подрост-
ков — недавних выпускников ремесленных
училищ, успешно овладевающих сложными
профессиями. Шестнадцатилетний Карапет
Карапетян >- лучший формовщик литей-
ного цеха. Он дает не менее двух норм за
смену. Ему поручают формовку самых
сложных деталей компрессора. Молодые
слесари-инструментальщики Арам Алекян
и Паикар Егиазарян выполнили месячное
задание на пятьсот процентов каждый.

В столице Армении развертывается стро-
ительство новых заводов — алюминиевого,
кабельного, фармацевтического, завода ма-
лых гидротурбин.

По вечерам у театральных касс большие
очереди. Огромным успехом пользуются у
зрителей премьеры нынешнего года: спек-
такли Государственного драматического
театра имени Сундукяна — «Монастыр-
ское ущелье» Вагаршяна, «Красное оже-
релье» Сагателяна и новая опера «Намус»
композитора Ходжа Эйнатова в Государ-

CTBCHHOM театре оперы и балета имени
Спендиарова. у
Х. БУРЧИЯН,
У: соб. корр. «Известий».
г. ЕРЕВАН.

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУ

«Могилы боевых соратников Кутузова»

В «Известиях» от 7 октября под таким
заглавием была напечатана корреспонден-
ция по поводу того, что в Киеве не забо-
тятся о могилах боевых соратников’ вели-
кого русского полководца М. И. Кутузова.

Началыник отдела  культурно-просвети-

тельной работы при исполкоме Киевского.

городского Совета депутатов трудящихся
тов. Ругно сообщает, что могилы генерал-

Исполнительный комитет Новгородского

была обсуждена на заседании исполкома.

ПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»

В своем решении исполком Новгородско-
го областного Совета отметил, что в статье
правильно освещен неудовлетворительный
ход восстановления памятников древне-
русской архитектуры в Новгороде и его
окрестностях. Указав на это управляюншему
треста «Новгородетрой» Tos. Ильину, ис-
полком обязал его закончить аварийные
работы по памятникам до 25 декабря.

«Золотая корова»

В «Известиях» от 23 сентября напечатан
фельетон М. Зощенко «Золотая корова».

Главным управлением государственного
страхования СССР дано распоряжение уп-
равлению Госстраха Киргизской ССР снять
с работы начальника _Джалал-Абадского
областного управления Госстраха тов. Мар-
тышенко и предать его суду. Одновремен-
но предложено проверить правильность
договоров о добровольном страховании
животных и правильность выплаты страхо-
вого возмещения.

ФЕЛЬЕТОН

Жили-были два директора.

Когда` Сергея Петровича по телефону
спрашивали из цеха, он отвечал, что надо
поступить так или надо поступить этак.
Иногда он собирал командиров производ-
ства — своих малых и больших помощни-
ков, выслушивал их и отдавал им прика-
зания. Каждый знал свое место и свое
дело. В цехи он приходил, когда это вы-
зывалось необходимостью, зря времени не
тратил. Он любил технику, любил мастер-
ство, ценил фактор времени.

Завод работал плавно, размеренно, из го-
да в год перевыполнял свою программу, и в
жизни Сергея Петровича не было ничего не-
обычного, — это был обыкновенный дирек-
тор, и не о нем идёт тут речь;

Необычной была жизнь другого директо-
ра — Константина Кузьмича.

Он был мнительный, никому и ничего не
доверял и потому во все вникал сам. Жизнь
завода, как каждая жизнь, состоит из глав-
ного, второстепенного и пустяков. Констан-
тин Кузьмич вникал всюду. А так как дру-
гой пустяк занимает времени больше, чем
главное, то директор и тратил на него
времени больше, чем на главное. Да Кон-
стантин Кузьмич и не мог отличать глав-
ного от не главного. Ведь все в одинаковой
мере требовало его вмешательства, мнения,
инструкции и т. д.

Предки курицы когда-то летали в подне-

бесье. Но после того, как кур стали кормить
с рук, летать им что-то не очень хоте-
лось. Охотники говорят, что то же самое
бывает даже < молодыми орлами, воспитан-
ными человеком на легкой, бесхлопотной
пище.
_ Похожее случилось и с людьми, которые
окружали Константина Кузьмича на’ заводе.
Они не были плохими, безынициативными
работниками, но поскольку директор за
всех думал, во все вникал и за все отве-
чал, — то они, не желая того, перестали о
своей работе думать, вникать в нее и отве-
чать за нее. р

В два часа дня Константин Кузьмич по-
являлся на заводе. Забегал в свой кабинет,
сбрасывал пальто и сразу же бежал в цехи.

— Кузьмич пришел! — неслось по заво-
ду. — Пойдем спросим...

— Кузьмич пришел! — вторила уборши-
ца Лизавета. — Пойдем, Луся, узнаем,

мыть окна или нет?.. Опять же с паутиной
как...

Дела и заботы тотчас обступали дирек-
тора. Это был дремучий лес вопросов, не-
поладок, летучих совешаний, указаний.
Подняв воротник пиджака и на ходу давая
распоряжения, Константин Кузьмич выбе-
тал на заводской двор, где тоже ждали его,
и снова, но уже через другую дверь, влетал
в цехи, За ним, как пчелы за маткой, роился
всякий люд с вопросами. Инженер спраши-
вал — не ускорить ли ход конвейера? Мас-
тер — как быть с заточкой новых резцов?
Маляр — жаким цветом красить заводской
забор? Кассир — выдавать ли зарплату?
Завскладом — куда ставить тару? Рой то
увеличивался, то уменьшался. Отваливали
двое из отдела кадров, на их место втиски-
вался грузный ‘завстоловой с неотложным
вопросом: борщ или щи готовить для вечер;
ней смены?

Так продолжалось до 8 часов вечера. Затем
директор наскоро обедал и, сняв в кабине-
те трубки со всех телефонов, ложился на
два часа спать. В одиннадцатом часу он
снова появлялся в цехах, и снова неслось
по заводу: «Кузьмич пришел! Пойдем спро-
CHM...»

И странное дело: несмотря на эти при-
зывные возгласы, часто трудно было
поймать директора. Он вдруг исчезал. Он
был то там, то здесь. Или не там и не
здесь, а в двадцать третьем месте отдавал

ay

Кузьмич за всех

распоряжения и отвечал на вопросы. Про-

`стаки звонили в его кабинет. Кто поумнее—

дежурили на лестничных переходах. Дирек-
тор напоминал исправно действующий вен-
тилятор: вращающиеся лопасти вдруг исче-
зают, от них остается только мерцаюшая
муть.

В три, в четвертом часу ночи `Констан-
тин Кузьмич, охрипший и посеревигий, заяв-
лялся домой. Разбуженная жена, шлепая
ночными туфлями, подавала ему ужин. Два
света» освещали его трапезу: электриче-
ский и из окна — серый, рассветный...

В двенадцать часов он  чросыпался,
два — был на заводе, и все — снова.

Он не бывал ни в театрах, ни в кино. Он
не читал книг. Газеты только про-матря-
вал. Он даже не ходил в гости. Он не
знал, что происходит за стенами зазода.
Он, попросту говоря, глупел. Но самое уди-
вительное было то, что завод, ради кото-
рэго все это делалось, не выполнял свое-
Го плана.

— Вам хорошо, бюрократам! — сказал
он как-то Сергею Петровичу (0 котором
мы упоминали вначале). — Сидите в ка-
бинете и по телефону командуете: «Да»
или «нет».

— Ну, не только «да» или «нет»!
улыбаясь, возразил Сергей Петрович.

— Ну, примерно... А потом в семь часов
домой... Театры там, книги... Всякое прос-
вещение... Нет, батенька, это не мой стиль!
Я весь отдаюсь делу, Даже сплю урывка-
ми... Ты чему смеешься?

— Плрхому знанию арифметики. Ты
спишь — два плюс восемь — десять ча-
сов! То-есть больше, чем надо при нор-
мальной жизни! Но поскольку ты живешь
вверх ногами — день у тебя ночь, а ночь —
это день, — то тебе и кажется, что ты не
досыпаешь... Но не это главное, — доба-
вил Сергей Петрович. — А вот твой стиль
работы. Если бы ты эти! стилем командо-
вал He заводом, а, например, дивизией, то
такая, извините, дивизия не могла бы за-
нять не только города или села — куда
там! —а даже пустого, брошенного про-
THBHHKOM сарая.

— Почему же? — Константин Кузьмич
насмешливо выдвинул нижнюю губу.

— Да только потому, что у тебя не бы-
ло бы ни штаба дивизии, ни командиров
полков, батальонов, рот... У тебя даже не
было бы отделенных командиров! Все эти
должности заменял бы уважаемый, уни-
версальный и.. мнительный комдив!..

Слова друга не вразумили Константина
Кузьмича. Но вскоре произошло небольшое
событие из частной жизни директора: он
заболел и остался дома, .

Приехавший врач прописал ему полный
покой. Но Константин Кузьмич не мог этого
выполнить. Как завод без него? Как люди
без него? Ведь это просто катастрофа!
Всё стоит, все замерло... Вон даже ржав-
чина на станках появилась!..

Который уж раз ему снилось все одно
и то же; уборщица Лизавета, изготовясь
смахнуть паутину в углу механического
цеха, уже протянула швабру... На ее про-
стодушном лице внимание: она ждет по-
следних указаний директора. И Констан-
тин Кузьмич вот-вот хочет распорядить-
ся. Но ‘не тут-то было! Человек в белом
халате оттаскивает его. А Лизавета все
ждет, всё ждет...

И сон был не напрасный. Действительно,
какое-то смущение охватило многих на за-
воде: не желая того, как-то привыкли уже
к своему директору-няне. Но это продол-
жалось несколько минут. Вышел замести-
тель, который принял завод, н сказал:

— Товарищи! У каждого есть свои обя-
занности и своя ответственность. Я кончил.
Приступайте к работе.

В

Ник. МОСКВИН.

В Академии

наук СССР

Сессия химического отделения

Вчера в Москве открылась сессия хими-
ческого отделения Академии наук СССР.
Первое заседание было посвящено восьми-
десятилетию со дня рождения выдающегося
химика академика Владимира Александро-
вича Кистяковского, недавно награжденного
орденом Ленина.

Торжественное заседание открылось
речью академика А. Н. Фрумкина. Доклад
о значении творчества академика В. А. Ки-
стяковского сделали член-корреспондент
Академии Н. А. Изгарышев и доктор Физи-
ческих наук П. Д. Данков.

Все выступавшие отмечали плодотворную
работу академика В. А. Кистяковского, 60-
лее полувека отдавшего науке. Разработка
задач химической термодинамики, развитие
учения о химической статике и кинетике,
изучение коллоило-электрохимических про-
блем, в том числе вопросов коррозии метал-
лов, — таков диапазон интересов мастито-

го ученого. В его трудах много ценных
открытий и обобщений. Некоторые из работ
академика стали классическими. Оригиналь-
ная пленочная теория пассивности и корро-
зии металлов, созданная В. А. Кистяковским
н им развиваемая в течение тридцати лет,
явилась. большим вкладом в науку и прак-
тику.   :

В. А. Кистяковский первым в нашей стра-
не стал читать курс электрохимии. Ero
перу принадлежат учебники по физической
химии и электрохимии.

Работая в Акалемии наук СССР, В. А. Ки-
стяковский организовал коллоидо-электро-
химический институт (ныне преобразуемый
в Институт физической химии) и возглавил
борьбу с коррозией металлов.

Сегодня на сессии с докладами выступят
член-корреспондент Академии Кон-
пратьев, доктора химических наук Н. В. Бе-
лов, Г. Б. Равич и другие,

о Oopoiam Литвы

Каждый, кто проехал но дорогам Лит-  тысячелетия собирала и хранила приро-
вы, запомнит ее надолго. За поворотами! да, — постепенно

приоткрывают,

как

открываются все новые пейзажи, задум-  чудесную шкатулку. Это большая и труд-

чивые,

щедрые по краскам и рельефу.   ная работа. Она требует не только насто-
Здесь есть многое из того, что украшает ящего уменья.
мир: округлые холмы, реки с быстрой, го-  терпенья, ‘хладнокровия и

Она требует упорства’и
способности

ворливой водой, леса, рощи, тихие зеле-  мечтать, выносливости, кропотливой наб-
ные озера. Понимаешь, как можно любить   людательности.

эту зёмлю и как тяжело было жить в раз-
луке с ней. :
Титовская земля богата.
чем казалась раньше в установившихся,
привычных представлениях. У Литвы бы-
18 своя крестьянская слава, слава полей,
лугов, пастбищ. Это—врай сельского хо-

В Вильнюсе организовано Литовское

отделение Комитета по делам

геологии
Она богаче,   при СНЕ СССР. Это первый геологический

центр, созданный в Титве, центр, об’еди-
нивший людей науки, их труд, их знания
для поисков полезных ископаемых. Ру-

ководит отделением А. И. Кривцов, опыт-
ный геолог, человек, ещё недавно сражав-

зяйства, плодородный, удобный для земле- пийся с врагом за свободу этих земель,
дельца. Но`у литовской земли были и свои   лежащих сейчас под мирным небом.

тайны, и она открыла их не сразу. В ста-

Bee геологические И гидрогеологиче-

рых справочниках писали: «Ископаемых ские материалы прошлых лет, все данные

в Литве почти нет».

Сейчас можно только поражаться, по-
чему в стране, не имевшей железа, никто
раньше ие искал его, почему забывали
© случайных находках, почему оетавались
неизученными подземные богатства края.
По тропинкам, среди холмов и рек не бро-
дили геологи с рюкзаками за спиной. Ред-
Бо, очень редко Встречал крестьянин где-

ры, наклонялея над прозрачным ручьем,

лазал по оврагам, стучал молотком, как  рывочные данные соединялись, обрабаты-
дятел, по громадному валуну, лежащему вались, дополнялись новыми сведениями.
У дороги. Правительство буржуазной Лит-   Общее представление о недрах республики
вы не отпускало средств на геолого-раз-   становилось более точным и полным. Ёро-
ведочные работы. Сведения 0 недрах  потливо и тщательно собирался материал
Литвы были отрывочны и беглы. Чудес-  для составления сводной гидрогеологиче-
ные находки, которые часто превращают-   ской карты

ся в ключ к будущему, оставались только  с

риалы о пройденных
ставьте себе людей, начавших новое дело
в стране разоренной, обворованной вра-
гом, среди разорванных чертежей, обго-
нибудь в поле человека, который разгля-  Ревших карт, растоптанных научных кол-
дывал землю, вынесенную кротом из но-   лекций...

о теологии страны надо было собрать,
обработать, систематизировать. Где хра-
нились карты, кто прятал геологические
документы, в чьих архивах лежали мате-
скважинах? Пред-

Геологи работали, как следопыты. 0т-

етов-геологов. Вроме небольшой группы
ученых во главе с профессором Даллин-
кевичюсом, работавших без помощи госу-
дарства, за собственный страх и риск,
здесь никто не занимался изучением гео-
логии страны. Надо было собрать и об’-
единить старых специалистов, найти но-
вых людей, увлечь их свежестью, разма-
хом молодого начинания.

Первые партии вышли в поле.

У них были особые задачи. Враг раз-
рушил Литву, в ее городах и селах чер-
неют развалины, желтые листья падают в
дома без крыш. Надо вернуть кров людям.
Для строительной промышленности необ-
ходимо минеральное сырье. Геологи дол-
жны были найти мел, глины, пески, гип-
вы, известняки, — все то, чего требовала
строительная промышленность. Этого
ждали от них в первую очередь.

Войдя в литовскую избу, вы сразу мог-
ли определить: здесь живет геолог. На
столах и окнах лежали образцы породы,
инструменты, в комнате стояли чертеж-
ные доски, были разложены карты. Пар-
тии состояли тлавным образом из жен-
щин. Есть внешние приметы, сходные у
людей определенной специальности. Гео-
логов, работающих в поле, вы узнаете по
смуглости и свежести кожи, по особому
прохладному блеску глаз, привыкших
смотреть на природу, на солнце, на зем-
лю, по легкой и вместе размеренной по-
ходке людей, не боящихся длинных и
трудных дорог. Такими были и эти девуш-
ки. Некоторые из них впервые были
здесь, на литовских хуторах, разбросан-

партии, щурятся топографы, мастера. Бу-
дет ли дождь? Год выдалоя дождливый, а
дождь — враг геолога. По дороге спо-

pat, обсуждают все приметы — ветер,
облака, цвет зари — и решают, что дож-
дя не будет. Г

Начинается работа. Как во всяком тру-
де, здесь есть свои радости и свое горе.
Поиски бывают бесплодными, скважина
бывает неудачной. Могут быть опгибки,
разочарования, горькие сомнения. Буро-
вой мастер вам расскажет, какое душев-
ное потрясение он переживает в ту мину-
ту, когда бур попадает на камень. Бурить
твердые породы тяжко, змеевик берет их
в трудом, часть скважины была уже прой-
дена, — и вдруг камень!

Надо решить, как поступить дадьше.
Решают бурить заново. Опять работает
бур, опять ввинчивается в породу змее-
ВИК, — И снова попадает на камень.

Тогда камень решалт пробить.

Его бьют день, бьют два и три, его ви-
дят во сне. Наконец, камень пробит, — и
в партии общее ликование.

Но здесь начинается дождь.

В такую пору приходят в голову разтич-
ные неприятные мысли. Дождь становит-
ся все гуще, все крупнее, и вот уже че-
ловеку становится ясно, что он зря посту-
пил на эту работу, зря поехал в поле и
вообще напрасно стал геологом в то вре-
мя, когла мог сталь, допустим, врачом...
Все эти мысли исчезают бесследно при
первом появлении солнца. И любой геолог
расскажет вам, какое счастье охватывает

ных далеко друг от друга, среди озер,
среди густых трав и лесов Литвы.

Как начинался день? Рассвет, роса на
траве, тропа вдоль чистого ручья. Груп-

Литвы. Само геологическое
троение республики, те небольшие зна-

в кабинете геолога, — то был кусок поро- ния 0 ее недрах, которыми уже обладали
ды, лежащий в шЕзфу, послешная запись геологи, давали - основание
в походной тетради... гать, что здесь могут находиться очень

И вот сейчас недра Титвы со всеми их   Ценные ископаемые.

тайнами и богатствами, со всем тем, что

пы идут в поле на работу. Идет началь-
ник партии, идут разведчики, топографы,
техники, буровые мастера, рабочие, не-

предиола-  сут инструменты, ручные буры.

Солнце еще за холмом, небо окрашено
первой краской зари. По дороге все смот-

В старой Литве не готовили специали- рят на небо. Задирает голову начальник

его, когда на известной гаубине показы-
вается нужный пласт,

Наконец, день заканчивается, он дал
хорошие результаты, все карманы и сумки
полны богатств. Там лежат куски породы,
образцы глины, завернутые в бумагу, ках
плитки шоколада. Разведчики возвралца-
ются домой. И снова день, и снова рас-
свет, роса на траве, жемчужный блеск
озер, и снова все смотрят с тревогой на
небо: будет ли дождь?

За месяцы своей работы геологи сдела-

хи многое. Они нашаи в Литве большие
запасы сырья для будущего цементного
завода. Они обнаружили отличные сте-
вольные иески, известняки хорошего ка-
чества, строительные глины, обширные
запасы гинса и многое другое. Они дали
республике то, в чем она испытывала са-
мую острую нужду, — строительные мате-
риалы, сырье для местной промышленно-
сти. Люди работали в трудных условиях,
почти без транспорта, с небольшим коли-
чеством инструментов. Но первая задача,
порученная советским геологам в Литве,
была выполнена.

Каждый геолог — в какой-то мере ме-
чтадель. В нем развито чувство будущего.
Для геологов Литва сейчас открываетея
заново, со всеми ее скрытыми сокровища-
ми, обещаниями. Что мы знаем 06 этих
сокровищах? В Рокишкеком уезде про-
фессором  Смежевичюсом обнаружена
крупная магнитная аномалия. Это зна-
чит, что здесь есть железные руды. Но
велик ли их запас? На какой они лежат
глубине? В районе Кретинги обнаружены
природные горючие газы. Какого они ти-
па? Не связаны ли они с горючими слан-
цами тина эстонских? В Мажейкском уез-
де найдены прослойки бурого угля. Вдоль
среднего течения Немана зафиксированы
минеральные источники. Анализ их воды
говорит, WO Ha своем подземном пути
источники встречают залежи соли. Пока
это только запись находки, но каждый гео-
лог, работающий здесь, лолон интереса к
этой находке, полон стремления прове-
рить ее, «допросить» природу и заставить
ответить на вое вопросы.

Внервые геологи займутся поисками
«литовского золота» — янтаря. В неболь-
юм, только-что созданном музее среди
кусков породы ¢ белыми, игольчатыми
прослойками гипса, среди обломков глаза-
етого, пестрого, как кукушка, порфира, се-
рого гнейса, зеленоватого доломита мож-
но увидеть золотистые, словно подер-
нутые застывшей пленкой куски. Взять их
в руку, — они легки и бестелесны, как

если бы легла на ладонь сгустившаяся до

состояния твердости пена. В эту минуту
очень полно ощущаешь природу янтаря, —
окаменелой ископаемой смолы хвойных
деревьев.

Это и есть янтарь, в том виде, в каком

его находят на побережье. До сих пор не
было точных свелений о запасах янтаря,
которыми располагает Литва. Десятьи лет
эти, россыпи эксплоатировались кустаря-
ми хищнически, неумело, грубо. Впервые
искателями ‘янтаря станут геологи, они’
определят размеры древних россыпей,
найдут коренные залегания,
_ Только сейчас люди знакомятся по-на-
стоящему с подземными богатствами стра-
ны. Открываются тайны природы, то, что
многие века хранилось в глубине земли,
поросшей густой пышной травой. Цо тро-
пинкам, среди озерои рощ шагают крен-
кие девушки в теплых куртках, они несут
тяжелые приборы, мешки, груженые ку-
сками породы. Они работают и сейчас,
позлней осенью, под резким ветром, на хо-
лодной, вязкой земле, гле лежат последние
каеновые листья. Есть особая радость в
сознании того, что ты первый проникаешь
в недра, первый видишь то, что было до
сих пор укрыто от глаз человека.

Hama страна богата подземными сокро-
вищами. У нас есть такой неиссякаемый
сундук с драгоценностями, как Урал, мы
можем назвать богатейшие месторожде-
ния, россыпи, громадные запасы ископае-
мых, Мы можем назвать имена советских
геологов, прославивиих себя открытиями
мирового. значения. В маленькой Литве
геологи лишь начинают свою работу. Их
достижения еще скромны. Но это—боль-
ное и важное дело, и начато оно в Литве
только е приходом севетсной власти. Это
одна из великих примет совеётекого строя:
возможность роста, стремления в будущее,
возможность смелого и щедрого начи-
нания.

Пусть сопутствуют искателям сокровищ
все добрые удачи.

Татьяна ТЭСС,
спец. корр. «Известий».

г. ВИЛЬНЮС.

%