Всемирная конференция молодежи в Лондоне

Выступление руководителя советской делегации

тов. Н. А.

ЛОНДОН, 1 ноября.  (ТАХС). Ha co-
стоявиемся 81 октября первом пленарном
заседании Всемирной конференции моло-
дежи руководитель советской делегации
т. Н. А. Михайлов, встреченный овацией,
произнес от имени советской делегации
вступительную речь, в которой отметил,
что Всемирная конференция ‹ молодежи
является крупным событием в истории меж-
дународного юношеского движения.

«Всеми признано, — сказал т. Михай-
лов, — что самый большой вклад в дело
победы Об’единенных нащий внес Совет-
ский Союз. Как подчеркнул недавно в
докладе правительству Соединенных Шта-
тов генерал Маршалл, две трети воору-
женных сил Германии разгромлены герои-
ческой Красной Армией.

Когда Германия была разгромлена, вер-
ный  союзническому долгу Советский
Союз, желая ускорить наступление мира,
об’явил войну Японии. Через 10 лней
после того, как Красная Армия начала
боевые действия, японская военщина капи-
тулировала. (Своей  беззаветной борьбой
советский народ спас цивилизацию от фа-
шистских погромщиков. В этом его вели-
кая заслуга перед человечеством».

Обрисовав боевой путь Красной Армни,
т. Михайлов сказал, что в борьбе за побе-
ду советская молодежь оказалась достой-
ной своего народа. Сотни тысяч молодых
соллат и офицеров, рабочих и крестьян
награждены орденами и медалями. Гигант-
скую работу выполнила советская моло-
дежь, оставшаяся в тылу. В ведущих от-
раслях советской промышленности каж-
дый второй рабочий—юноша или ава
Руками молодежи и женщин выполнялись
в течение войны все основные сельскохо-
зяйственные работы. Ученые и интеллиген-
ция вместе со всем народом ковали побе-
ду. Труд советской молодежи в тылу Ге-
нералиссимус Сталин охарактеризовал как
беспримерный подвиг, который навсегда
войдет в историю. Главная задача совет-
ского народа теперь — дальнейшее усиле-
ние могущества советского государства и
укрепление дружбы со всеми миролюбивы-
ми народами.

Тов. Михайлов отметил, что советская мо-
лодежь с энтузиазмом выполняет самую раз-
личную работу. Она активно участвует в с0-
пиалистическом соревновании. На предприя-
тиях только в молодежных бригадах сорев-
нуется больше миллиона молодых фабочих.
Молодежь восстанавливает разрушенные
города и предприятия—только в Сталинград
и на Днепрогэе отправилось добровольно
больше 40 тысяч молодых строителей.

Тов. Михайлов подробно остановился на
проявляемой в СССР заботе об обучении И
матернально-бытовом обеспечении молоде-
жи, а также об устройстве демобилизован-
ных солдат и помощи инвалидам войны.

Советская молодежь, — сказал т. Михай-
лов, —<нахолит применение своим силам
и способностям на любом поприще. Она
сплочена и едина, ясно видит свою цель и
воодушевлена высокими адеалами.

В дни войны и в дни мира советская мо-
лолежь доказала, что она не только горячо
исповедует великие идеи свободы и демо-
кратии, но и борется за них, не зная коле-
баний и усталости». (Аплодисменты).

Тов. Михайлов заявил далее; что для
обеспечения мира нужно прежде всего бес-
пощадно стереть с лица земли все, остатки
фашизма.

а

<Кровь и прах миллионов людей, — ска-
зал он, — слезы вдов и сирот, детство и
юность, украденные гитлеровцами у под-

растающих поколений, зовут к искоренению
фашизма: Демократические организации мо-

Вечернее заседание 31 онтября

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Buepa
‘вечернее заседание Всемирной конфе-
ренции молодежи открылось под председа-
тельством члена советской делегации Te-
роя Советского Союза Евгения’ Федорова.
Делегаты активно обсуждали речи пред-
ставителей крупнейших делегаций конфе-
ренции, которые они заслушали на утрен-
нем заседании. Это была общая дискуссия
по первому вопросу повестки `дня конфе-
ренции — борьба молодежи за свободу и
лучший мир. В конще сегодняшнего засе-
дания стало известно, что на конференцию
прибыли румынская, венгерская. и болгар-
ская делегации. Не прибыла только деле-
гация греческой молодежи. На вопрос
французского делегата Кестемана о при-

Михайлова

лодежи должны требовать строжайшей кары
всем военным преступникам, как это было
обусловлено решениями конференций вели-
ких держав. (Аплодисменты).

Мы считаем, что должны быть строго по-
караны и те, кто развращал молодежь Гер-
мании и Японии, воспитывая ее в духе нена-
висти к свободолюбивым народам мира.
Долг демократической молодежи-—требовать
роспуска реакционных молодежных органи-
заций и союзов, прямо или косвенно содей-
ствующих или содействовавших фашизму,
очищать свои ряды от реакционных элемен-
тов, являющихся носителями фашистской
идеологии и противниками об’единения ми-
ролюбивой молодежи, под какой бы маской
они ни выступали.

Мы надеемся, что конференция  выска-
жется за немедленный роспуск и запреще-
ние на всей территорин Германии и Япо-
нии всех политических, военных, спортив-
ных и прочих организаций молодежи, вос-
питывавших ее в духе фашизма. Необхо-
AMMO немедленно запретить и H3’ATb BCIO
фашистскую литературу, кинофильмы, про-
изведения изобразительного искусства,
восхваляющие фашизм, По нашему  мне-
нию, демократические организации моло-
дежи должны добиваться, чтобы подраста-
ющее поколение во всех странах мира вос-
питывалось в демократическом духе; что-
бы воспитатели и учителя с нацистскими
взглядами были изгнаны из учебных заве-
дений; чтобы учебные программы и посо-
бия с реакционным содержанием былин
из’яты и заменены новыми, проникнутыми
идеями демократии.

Некоторые говорят, что не дело моло-
дежных организаций заниматься политикой.
Вряд ли такие суждения можно признать
правильными. Почему? — Фашизм есть
определенная идеология, политика‘ разбоя,
грабежа, насилия и истребления людей.
Отказаться от разоблачения этой идеоло-
гии — значит изменить делу миролюбивых
народов».

Указав на те проблемы, в разрешении
которых заинтересованы организации про-
грессивной молодежи, т. Михайлов сказал:

«Общность целей порождает общность
действий. Многие молодежные организа-
ции выдвигают сейчас идею создания Вее-
мирной федерации молодежи. Советская
делегация со своей стороны не может не
поддержать эти разумные предложения».
Тов. Михайлов подчеркнул, что «во всех
документах держав, возглавляющих Об’е-
диненные нации, в выстунлениях ‘ крупней-
ших государственных и политических лиде-
ров мы находим утверждение: только при
сохранении полного сотрудничества и взаи-
мопонимания между миролюбивыми наро-
дами может быть на деле
стремление человечества к
длительному миру».

Касаясь организациогных основ всемир-
ной федерации ‘молодежи, т. Михайлов
высказал мнение, что они «должны быть
таковы, чтобы в федерацию могли войти
любые организации демократической’ моло-
дежи без различия национальности, расы,
религиозных и политических убеждений
их членов. Мы считаем, что молодежные
организации — члены федерации ‘должны
полностью сохранить свою автономию. Ру-
ководящие органы федерации не должны
вмешиваться в их внутреннюю жизнь.

Международная федегация должна
представлять интересы молодежи в руко-
водящих органах Об’единенных наций,
международных об’единениях, в  общест-
венных офганизациях, в частности в проф-
союзах».

прочному и

чине задержки греческой делегации  сек-
ретарь Всемирного совета молодежи Китти
Хукхэм сообщила, что, ю последним све-
дениям, только один делегат греческой
молодежи получил необходимые докумен-
ты от греческого правительства и находит-
ся в пути. Другие члены делегации были
не в состоянии получить документы и
выехать для участия в конференции. В
связи с этим делегатка инлийсксой моло-
дежи, представительнница союза студентов,
предложила принять чрезвычайную  резо-
люцию протеста против задержки делега-

реализовано

ции греческой молодежи и направить ее
греческому правительству. Конференция
единодушно приняла это предложение.

#

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР. а”
= 4

Вручение советских орденов
бойцам 1-й болгарской армии

—

СОФИЯ: 1 ноября. (ТАСС). Союфийское
радио сообщает, что вчера в Софии, в зале
военното клуба, состоялось вручение CO-
ветских орденов бойцам 1-й болгарской
армии. На торжестве присутствовали гене-
рал-лейтенант Черепанов, генерал-майор
Атанасов, много советских и болгарских
офицеров. От имени Президиума Верхов-
ного Совета СССР ордена награжденным
бойцам 1-Й болгарской армии вручил гене-
рал-лейтенант Черепанов.

Декларация Всепольского союза
крестьянской взаимопомощи

ВАРШАВА,   ноября. (ТАСС). Польское
радио сообщает, что в Варшаве состоялось
пленарное заседание центрального комитета
союза крестьянской взаимопомощи, на кото-
ром была принята резолюция о целях и за-
дачах этой организации. Созданный на Люб-
JIMHCKOM крестьянском конгрессе союз
крестьянской взаимопомощи, — говорится в
резолющии, — ставит перед собой задачу
довести до конца великое дело земельной
реформы и одновременно содействовать рас-
цвету и укреплению хозяйства! польского

Пеппер принял 29 октября п

Заявление сенатора Пеппера

БЕЛГРАД, 31 октября. {«ТАЮС). Пребы-
вающий в Белграде американский сенатор
редставителей
печати и сообщил им, что он и посол США
в Югославии Патерсон имели длительную
беседу с маршалом Тито. Темой беседы
были ныне! и будущие отношения меж-
ду США и Югославией. Указав, что,” по
его мнению, заявление о состоявшейся бе-
седе уместнее сделать маршалу Тито, как
премьеру, Пеппер лишь отметил, что бе-

„седа‘была’ искренней и откровенной.
  Говоря о своих впечатлениях о Югосла-

вии, Пеппер заявил, что он убедился в. том,
что Югославия много претерпела во время
войны.

«Народы Югославии, — продолжал
Пеппер, — были всегда преданы свободе и
независимости. Я убежден, что чувства У
народов Югославии демократические и что
такие же демократические чувства у пра-

вительства Югославии. США желают,
чтобы в Югославии создались условия,
которые оправдывали бы помощь, оказы

ваемую США югославскому народу. Само

Обязательное семилетнее
обучение в Югославии

БЕЛГРАД, 1 ноября. (TACC). To co06-

ПЯТНИЦА, 2 НОЯБРЯ 1945 г. № 259 (8869)

Отставка датского

правительства
собой разумеется, что дружба между Ha-
шими двумя ном и а м
друг имеют большое зна; ,
week cena 9 убежден, что маршал Тито   связи Роны р 2 „А тая
рые ео нае Fonte pointe об отставке своего пра-
ОВ, и вел свой народ в войне от побе-  вительства. Король ради
ды к победе, что, в чем я уверен, его имя,   просил athe ee
ках и имя нашего президента Георга Ва-  НЯТЬ oe ee ;
шингтона, останется в чувствах народа, как нового кабинета,
имя человека, который был первым в вой-
не, первым в мире и первым В сердиах
своей страны. Наши две страны сотрудни
чали в войне. Соглашением в Ялте призна:
но югославское правительство, и это согла-
шение представляет собой последнюю гла“
ву в наших отношениях. Мне очень дорого,
что народ Югославии питает симпатию к
США и ценит помощь, которую мы ему
оказываем через ЮНРРА, как и pelt
которую мы оказывали во время воины.
снова заявляю, что США глубоко заинте-
ресованы в благополучии вашей страны,
и мы надеемся, что наше братство в демо-
кратни сохранится навеки!»

КОПЕНГАГЕН, 1 ноября. (ТАСС). В

Смерть Винценты Витоса

ВАРШАВА, 1 ноября. (ТАСС). Варшав-
ское радио передает, что вчера в возрасте
72 лет скончался вице-президент Крайовой
Рады Народовой Винценты Витос.

Суд над палачами из гитлеровского
концлагеря в Бельзене

ЛЮНЕБУРГ, 1 ноября. (ТАСС). 31 ок-
тября на утреннем заседании суд закон-
чил допрос подсудимой Анны  Хемпель.
 Эта обвиняемая, зверствовавмшая и избивав-
  Wad заключенных в лагере, сейчас перед
судом льет слезы, хнычет.

После выступления польского юриста
Едрцеевича суд приступил к допросу под-
судимой польки Станиславы  Староскойз

Закон о демобилизации
из югославской армии

БЕЛГРАД, 1 ноября. (ТАСС). Белград-

крестьянина. Нашей целью, — указывается  щению белградского радио, правительство ское радио сообщает, что ме ини Эта подсудимая, стенографистка по прое
в резолюции, — является организация и об’-   Югославии. издало закон об обязательном   закон о демобилизации из  юго< 1 фессии, по ее словам, во время захвата
единение всех трудящихся крестьян, а В 960-  „милетнем обучении для детей обоего армии и флота военнообязанных ряда В93`    ольши гитлеровскими войсками в 1940
бенности безземельных, малоземельных И се   ода от 7 до 15 лет. растов. году была приговорена военным судом к
редняков, с тем, чтобы они могли принять т смертной казни, но затем смертная казнь
активное участие в перестройке польской ‚   была заменена ей пожизненным  заключе-

деревни. Члены союза крестьянской взаимо-
помощи, являющиеся одновременно и чле-
нами политических партий, должны бдитель-
но охранять интересы крестьянства.

Центральный комитет союза крестьянской
взаимопомощи считает, что настоящая его
декларация может и должна послужить
платформой об’единения народных сил для
борьбы против реакции, за народную, сво-
бодную и счастливую Польшу.

Возрождение польской
промышленности

ВАРШАВА, 1 ноября. (ТАСС). Польское
агентство печати приводит некоторые ито-
ги работы польской промышленности в сен-
тябре, свидетельствующие о продолжаю-
щемся возрождении польской промышлен-
ности. Из месяца в месяц в Полыне растет
промышленная продукция, поднимается
производительность труда, снижается себе-
стоимость производства, улучшается транс-
порт.

Как сообщает агентство, производитель-
ность труда’на одного польского шахтера
в настоящее время превысила довоенный
уровень и обогнала  производительность
труда горняков ряда западно-европейских
стран. В сентябре в Польше было добыто
2.457 тыкяч тонн угля против 2.200 тысяч
тонн в июле и 933 тысяч тонн в апреле.
Миколовское об’единение

угольной про-
мышленности в сентябре выполнило 102
процента плана, выдав на-гора ‚106.851

тонну угля. Впереди идут шахты «Болеслав
Смялый» и «Пяст».

Обращение протестантского
духовенства к Трумэну

НЬЮ-ЙОРК, 29 октября. (ТАСС). Ре-
дактор журнала «Протестант» Лесли нап-
равил от имени 5 тысяч представителей
протестантского духовенства обращение к
Трумэну; в котором говорится, что духо-
венство сильно встревожено, «повидимому,
правильными сообщениями о том, что США
помогают одной из сторон в теперешней
китайской гражданской борьбе, используя
американские самолеты для перевозки
войск из одной части Китая в другую. Эти
военные операции Соединенных Штатов в
Китае противоречат внешней политике, об’-
явленной вами в заявлении, сделанном в
день флота, о том, что мы не одобряем ре-
жимы, навязанные с помощью иностранных
держав. Наш народ весьма нуждается в за-
верении, что об’явленная в ‘вашем заявле-,
нии политика будет осуществляться в Ки-
тае».

тируется приговор, вынесенный шведскому

манскую и по возвращении в Швецию не был

[Шведские газеты о мягк
дезертировавшими в

СТОКГОЛЬМ, 30 октября. (ТАСС). Газе-
та «Свенска дагбладет» опубликовала вто-
рую передовую ‘статью, в которой коммен-

лейтенанту Розену, который во время вой-
ны дезертировал из шведской армии в гер-

привлечен к ответственности. Только после
ряда протестов общественности Розен был
отдан под суд. Автор статьи пишет:

«Как теперь сдобщается, бывший министр
обороны Шельд подтверждает тот факт, что
в годы оборонной подготовки в Швеции был
ряд случаев дезертирства из шведской ар-
мии в германскую.

Унтер-офицер Кассмер, дезертировавший
в 1941 году из шведской армии к немцам,
по возвращении в Стокгольм был пригозо-
рен военным трибуналом к 14 дням ареста,
а вскоре после этого был восстановлен на
активной службе в шведской армии.

Еше более странными являются данные о
лейтенанте Вранге, который летом 1941 года
был командиром шведской пулеметной роты
на шведско-норвежской границе. Он бежал
в Норвегию, где поступил на службу в не-
мецкую армию, был командирован на учебу,

Награждение Бенеша чехословацким орденом

ПРАГА, 31 октября. (ТАСС). В день на-
ционального праздника Чехословакии прези-
дент республики д-р Э. Бенеш принял 45
высших офицеров чехословацкой армии во
главе с министром национальной обороны ге-
нералом Свобода, который вручил президен-
ту чехословацкий орден Белого льва с 3Зо-
лотой Звездой 1-й степени. Принимая на-
гралу, президент заявил, что чехословацкая
армия есть и должна ‘быть прежде всего со-

Подарок жителей Лондона городу Орлу

` ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). В театре
«Эмбасси» в Лондоне сотоялся митинг, на
котором послу СССР в Англии т. Гусеву

нием. С 1942 года Староская работала в
лагере igmincoga Здесь она, как ОН
немецкий язык, была назначена старосто

ОНО ie я барака, а затем старостой всего лагеря.
финский фронт. К  В лице Староской перед судом предстал
Вранг возвратился в один из тех преступников, которые ведут
ешило ему  двойную игру. Староская пытала, убивала
поступить на службу в старом чине. После  и предавала заключенных. Это было нуж-
того, как в риксдаге было обращено внима-  но ей для смягчения приговора, вынесен-
ние на слишком мягкое наказание дезертира,   ного ей гитлеровцами. Она прикидывалась

ом обращении с лицами,

а затем переведен на
рождеству 1941 года
Швецию, и правительство разр

командиру полка,
летом 1943 года, т.-е. после
мейна и Сталинграда, высшие инстанции на- эта подсудимая

помнили о том, что Вранга надо привлечь к  защиты, отличны
ответственности. Его приговорили к 12 дням
ареста и 75 кронам штрафа». Газета отмеча-  щих ее фактов, выдвинутых
ет, что столь мягкое наказание, которым от- обвинения, но, оперируя этими

в котором служил Вранг
битв у Эль-Ала-

«другом» заключенных, но лишь для того,
чтобы удобнее предавать их. И на суде
избрал особый способ
it OT других’ обвиняемых.
Староская не отрицает многих уличаю-
свидетелями
фактами,

делался Вранг, бросается в глаза, и требует,   она пытается создать миф о том, что яко-
чтобы власти более тщательно расследовали   бы истинной целью ее деятельности было—
это: дело. ‹  жертвовать жизнями отдельных людей с

Газета «Экспрессен» сообщает, что за вре-  тем, чтобы спасти жизнь многим заключен-
мя войны из шведских вооруженных сил де- ным. По словам подсудимой, она якобы,
зертировало 53 человека. Большинство этих  доставала для одних заключенных обувь,

дезертиров ‘после их возвращения из Гер-  для других писала письма и передавала
мании, Норвегии или Финляндии было снева  их из лагеря и т. д. Однако показания
принято на службу в шведекие вооружен- свидетелей обвинения убедительно  опро-

ные силы. Часть дезертиров была быстро вергают эту уловку Староской.
повышена в ранге. Когда министерство обо-  На допросе Староской выясняется, что
роны в 1943 г. потребовало от штаба армии! из лагеря Освенцим для работ на фабрики
список всех дезертиров за период войны, и заводы Германии за несколько лет было
то выяснилось, что многие из них не полу-  отобрано до_ 120 тыс. заключенных Beex
чили никакого наказания. национальностей, Отбирались самые креп-
кие и здоровые. Через некоторое время они
возвращались в лагерь в состоянии полно-
го истощения. На место  возвратившихся’
посылались новые здоровые заключенные,
вершенно и последовательно демократиче- а прибывшие уничтожались.
ской. Пдокурор полковник  Бэкхауз задает
В тот же день президент в присутствии  вопрос: «Верно ли, что в Освенцим прибы-
членов дипломатического корпуса произвел вали целые поезда,‘ которые привозили с

на Старговском аэродроме в Праге смотр  фабрик и заводов Германии живые ске-
почетных караулов советских, американских,  леты?»
британских, французских и чехословацких «Да, — отвечает Староская, — и этих

войск. Президент обратился‘к собравшимся  людей отправляли прямо в газовые

с краткой речью. Затем состоялся парад   меры».

войск. «Верно ли, — продолжает допросе про-

курор, — что в Германии ‘существовала

система—выжать из заключенных всю их

физическую силу, а потом уничтожить?»,
«Да, — говорит подсудимая, — это была
Уотсон в своем выступлении отметил,   система».

что в смысле отношения к науке Россия не\  Ряд свидетелей

имеет себе равных. Русские ученые, — зая- Роскую в доносах

ка-

обвинения уличил Ста-
на заключенных, в рас-

был вручен для передачи городу Орлу вил он, — занимают более высокое общест-  КРытии подпольной лагерной организации
ыы ое ее вы У о, Оби
айона Хэмпистеда, в котором из : a лачей. те:

а района. На cia выступили   АНГЛии. С Академией im наук СССР, с  обвиняют Староскую также в том, что
тов. Гусев, профессор Лондонского универ-   ДВорнами в Москве и Ленинграде не может   она погружала головы женщин в специ-
ситета Уотсон, лейборист лорд Фаррингдон   сравниться никакое подобное учреждение   альный раствор якобы для уничтожения
и другие. в других странах. вшивости и держала так свои жертвы до

Прибытие‘в Польшу из Франции польских солдат и офицеров

ВАРШАВА, 31 октября. (ТАСС). Газета
«Глос люду» сообщает, что 29 октября в
Польшу прибыл первый контингент из со-
става польских войск, находяитихся во Фран-

тех пор, пока те не запыхались.
В конце допроса прокурор делает

BbI-
вод, что подсудимая Староская, как ста-
роста лагеря, оказывала активное  содей-

ции. В составе прибывших 2 тысяч чело- ствие политическому отделу гестапо в лз-

гере, делала доносы на заключенных, по-
stata ВА боями принуждала их к «признанию»
и т де

Польские солдаты и

офицеры вернулись с оружием.

Письма с Тихоло океана“

2. Через пустыню
и горы

Для того, чтобы увидеть Порт-Артур
с его внешним и внутренним рейдами, с
разбросанными у подножья сопок кварта-
лами Старого и Нового города возле са-
мой воды, возле моря, с панорамой дале-
ких и близких высот, где сохранились
еще старые русские форты, капониры,
пороствие за сорок с лишним лет моло-
дым лесом, низкорослой  маньчжурской
сосной, акациями, одичавиими персико-
выми деревьями, — нужно из Старого
города подняться на Перепелиную гору,

увенчанную высокой, как маяк, каменной
балтней, одолеть двести семьдесят четыре
ступени головокружительной винтовой
лестницы внутри балтни и выйти на круг-
лую верхнюю галлерею.

Солнце. Небо. Вода. И за чертой го-
ризонта ощутимый даже не зрением, а
как-то всем существом человека — окэ-
анский, без конца и без края, простор.

Внизу город карабкается небольпгими
нарядными строениями по склонам сопок,
кружит узкими улочками ‘в’ котловине
между гофами, сбегает к полукружию 6е-
рега веселыми зелеными улицами, дымит
в портовом ковше трубами морских ко-
раблей, буксиров, енующих туда и 0б-
ратно между причалами, моторных шхун,
самоходных барж, транспортов, еще ©0-
хранивигих залцитную, под цвет воды и
тумана, окраску военного времени. Дол-
го придется стоять вам на обдуваемой

теплым ветром башне Перепелиной
горы, — нет сия оторваться от упои-
тельного, бесконечно разнообразного, с

каждой минутой Bee более поглощающе-
го вас зрелища артурских окрестностей,
замкнутых на западе отвесными ° дики-
ми кручами ТЛяотешаньского хребта.

Вы вспомните Врым и Кавказское побе-
режье, — здесь тоже горы и море, горя-
чее солнце, синее небо, сады, виноград-

*) См. «Известия» от 1 ноября.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И! ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5.
Советского строительства—К 3-98-17; Пропаганды-—К 5-23-20; Литературы и искусства

ники, желтые дороги, вьющиеся в доли-
нах и, как змеш, веползающие к верпи-
нам, но все это, знакомое и милое нам,
имеет какой-то иной, свой собственный
колорит, — здесь край земли, Дальний
Восток, Желтое море. Все здесь строже и
резче, нежели на берегах Черного моря,
и общая картина общирней. Там, дальше,
впереди — океан.

Раковина Западной бухты, ограничен-
ной со всех сторон гористыми берегами,
выглядит драгоценным, голубой воды
камнем, оправленным в червоннюе золото.
Вот теперь, когда стоишь над Артуром и
видишь весь город и порт, и крепостные
холмы, обагренные сорок лет назад рус-
ckol кровью, теперь-№ и нужно
вынуть карту Маньчжурии из полевой
сумки и взглянуть на путь,  преодолен-
ный Красной Армией от голубого Керу-
лена в Монголии, где когда-то Чингис-
хан собирал свои орды, до берегов Жел-
того моря, где кончается Азия.

«От голубого Керулена до берегов Жел-
того моря», — эти слова, подхваченные
из армейской газеты, повторяют теперь
многие наши солдаты и офицеры, воту-
пившие в Порт-Артур. Эти слова стали
короткой поэтической формулой всей
кампании, и когда расшифруешь их на
карте, то видишь, какие преграды были
преодолены, какие земли» немыслимые
для движения крунных армий, были прой-
дены, какие испытания пришлись на
долю каждого бойца и каждого генерала.

Теперь изучается опыт этой кампании.
ЧВивой труд, усилия десятков тысяч
красноармейцев и офицеров обобщаются,
суммируются, получают окончательное
выражение в цифрах и выкладках, по-
нятных специалистам. Но одно ясно для
каждого: театр войны здесь был иной,
подчас неизмеримо более трудный, чем в
Европе, на Западе, и лишь’ воспитанное
У наших воинов умение быстро осваи-
ваться с новой обстановкой позволило и
здесь мгновенно использовать для победы

грандиозный опыт западных наших фрон-
тов.

Б 17137.

Стоя на Перепелиной горе, в самом
дальнем конце Ляодунского полуострова,
над крепостью Порт-Артур, взглянем ено-
ва на карту похода. .

Вначале была пустыня. Войскам над-
лежало пройти 360 километров через
пустыню. Дорог не было. Колодцев не
было. Воды не было. А армия этого фрон-
та, как и все наши армии, шла, оснащен-
ная техникой, тяжелыми боевыми маши-
нами, артиллерией, танками — всем ору-
WHOM, какое ей вручила наша страна.
Шли тягачи с прицепами, шли походные
радиостанции на колесах, двигались
аэродромные службы, инженерные части,
отряды мостостроителей и команды наве-
дения связи, госпитали и колонны авто-
мобильных обозов. Только в пустыне лю-
ди впервые собственным тяжким трудом
изведали и измерили, какое громадное
количество воды ежечасно ‘и ежеминутно
потребляет всякая армия, тем более
современная, идущая с машинами и на
машинах.

От жажды мучались не только люди.
Воды жаждали сотни и тысячи  автомо-
билей, моторов — все, что двигалось на
колесах и гусеницах. А пустыня остава-
лась пустыней. Жара стоялА  неслыхан-

ная. Бойцы, родившиеся в России, на
вебе узнали, что такое миражи в пусты-
нях, — раньше о них, с некоторым даже
недоверием, читали в приключенческих
книгах. А тут перед истомленными зноем
людьми вставали вдали зеленые кущи са-

дов, серебряные ручьи, реки, реки, вода!

Шли к этим рекам час и еще час, и мно-
го долгих часов, и реки таяли впереди,
высыхали, преврашались все в тот же
горячий, сухой, проклятый песок.

И все же армия воду имела.

Перед началом марша через
командование разработало новый и совер-
шенно необычный для наших западных
дивизий порядок движения. Скрупулезно
был установлен режим похода, режим по-
ведения человека, громадных человече-
ских масс на знойной, безводной земле.
Впереди шли не только отряды обычной
войсковой разведки” но прежде всего
отряды поиска воды и команды рытья
колодцев. Колодцы надаежало рыть  че-

К 0-57-27; Иностранного-—К 3-91-08; Писем—К

пустыню

рез каждые двадцать пять километров,
по 10—15 колодцев, которые могли бы
дать 120—150 кубометров воды. Только
в зависимости от достаточного количест-
ва добытой впереди воды, от достаточно-
го притока воды в новых колодцах пла-
нировался каждый раз следующий, не-
реход.

Но это не все. Воду нужно было рас-
пределять так, чтобы ни одна капля не
пропала даром. Жажда страшнее голода.
Когда рот пересох и язык у тебя шерша-
во ворочается во рту, и все внутри горит
и ‘требует влаги, трудно быть paccy-
дительным, трудно удержаться OT жела-
ния пить еще и еше...

Возле колодцев дежурили специальные
комендантские команды В иных случаях,
после самых тяжелых маршей, воду раз-
давали командиры. Иначе от неосторож-
ного движения в тесноте источник
быть. загрязнен, смешан © землей и с
пало бы в толчее. Возле колодцев устраи-
вались резервуары, таким
«фронт выдачи воды» расширялся.
противном случае шесть часов,
емых полку на отдых  возло
растятивалиеь бы на сутки.

Жестким соблюдением такого режима,
разработанного  дальновидно, заранее,
командование сумело обеснечить
достаточным рационом воды: по шести
литров в сутки на человека, по нятиде-
сяти — на коня, по тридцати — на авто-
машину.

Порядок движения через новые земли
Монголии, а затем с боями по Маньчжу-
рии был дополнен особым медицинским
обслуживанием: в пустыне возможны у
людей тепловые удары. В степях много
мышей, сурков. грызунов, страшные эни-
демии грозят войскам от этих носителей
заразы, —с войсками двигались работники
противочумного отделения. В пустыне
нет травы, а с войсками шли кони. по-
этому вперед, помимо отдельных полевых
рот водоснабжения, выбрасывались  ле-
тучки с фуражом, ожидавшие коней на
привалах.

Я рассказал лишь о сотой доле особых
мер, принятых войсками в пустыне. Кар-

КОЛОДЦЕВ,

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-17; Военного—К 5-68-59 и К 3-39-70; Информационного — К 4-72-87;

3-15-11; Художественного—К 5-36-53.

Е Аа

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» нмени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

мог

песком, и много драгоценной воды про-

образом

В

ты, например, приносили мало пользы ар-  нул за собой или орудие, или «машину ¢
тиллеристам в условиях  однообразной  боеприпасами, или рацию. С картами с‘-
местности без всяких ориентиров. При-  всем стало плохо. Шо карте переход зы-
шлось создать специальные топографиче-  глядит километров на сорок, а в действи-
ские отряды, «привязывавшие» батареи к  тельности потянет на восемьдесят: аруия

едва заметным ориентирам и целям. продвигалась не по воображаемой пря-
Так армия миновала пустыню. мой, & по горнои, «складчатой» MeCT-
Впереди вздымал свои кручи Хинган- ности, ’увеличивавшей протяженность
ский хребет. ре

Помогая картам, колонны войск вытя-
гивала из лабиринтов  разведывательная
авиация. Вездесущие наши «П0-2» кру-
жили над войсками, висели над дивизи-

До сих пор не было еще таких войск,
которые шли бы через Хинган. Даже на
картонном рельефном изображении этот
хребет выглядит стралино: лабиринт гор

и ущелий, разбросанных дикой энергией ЯМ  и, залетая вперед, ee
природы, громоздящих отвесные скалы МеОТА, Где перевал не так труден tn
рядом © болотами, неведомо как - возни-   (6ХОТ& сможет пройти, где есть ороды,

где удастоя протащить тяжелую, артилле-
рию, — и сигналили, увлекая за с000й
на верную дорогу полки, дивизии и кор-
пуса всего фронта.

И это было чудо, — так решили япоя-
цы. Они были буквально раздавлены, как
горным обвалом, когда в  Хинганского
хребта обрушились на них войска Врае-
ной Армии, прорвавшиеся через перво-

кавитими на такой высоте, — все это ка-
  жется порождением хаоса. И, как в пус-
тыне, ни троп, ни дорог, земля пер-
возданная. Здесь и малому отряду труд-
но пройти, а двигались в Хинганских
горах вместе с. людьми необозримые во-
лонны боевых мапгин, без которых теперь
не мыслит боя даже пехота,

Японцы не боялись этого участка гра-

выделя-

армию

ницы. Они знали. что для больших
мий Хинган неоддлим.

Но армия наша шла, вела бои и побеж-
дала. Саперы взрывали скалы
укладывали дороги, но глыбы гранита
тонули в трясине. В узких ущельях рэки
протекали порою среди отвесных круч,
строителям мостов не на что было оне-
реть хотя бы одну или две первых
сваи, — путь сквозь толщу гор прокаа-
дывали взрывчаткой. Да и не было леса
строителям: голые вершины и склоны,
ни деревца, ни куста. Артиллеристы тя-
нули орудия на плечах. Там, где нельзя
было построить мостов, через потоки вы-
страивались в ряд грузовые машины, по
их кузовам с откинутыми бортами  дви-
гались батареи. На других реках тяже-
лые тракторы-тягачи, рыча,  перебира-
тись первыми, от них протягивалея назад
буксирный канат. цеплялея за  громаду
орудия, и тягач с того берега вытягизал
пушки по дну реки. Каждый, кто шел в
этом хинганском походе, втаскивал на
горные склоны не только свое отаже-
левшее тело, но вместе с товарищами тя-

ар-

и камнем

зданный хаос со всеми орудиями и малти-
нами. Все долгие годы подготовки к. вой-
не против нашей страны японские гене
ралы строили свою оборону из расчета
на то, что со стороны Хингана опасность
им не грозит, там не пройдет ни одна из
существующих в мире армий. Но Красная
Армия и здесь выполнила, ‚ как всегда,
приказ Генералиссимуса И. В. Сталина,
прорвалась через пустыню и горы, на-
несла удар в центр Маньчжурии, вышла
В тыл главным силам японцев—и репнила
исход всей войны.

И, как награда за великий труд насту-
пления, был выход наших солдат к Порт-
Артуру, городу моря и солнца, где рако-
вина Западной бухты выглядит голубой
вохы камнем, оправленным в червонное
золото.

Евгений КРИГЕР,
спец. корр. «Известий»,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

Экономического—К 8-58-35 и К 3-76-06; Сельского хозяйства--К 5-16-17;
Издательство К 1-42-86, К 4-75-06. Прием об’явлений в Москве—К 5-74-38, в Ленинграде—36-18.