СУББОТА

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОБ ДЕПУТАТО

xk k хх

Советский Таджи

Беседа с председателем Президиума

Верховного Совета Таджикской ССР

М. Шагадаевым

В братской семье народов, с помощью
великого русского народа Советский Тад-
жикистан добился крупных успехов в
хозяйственном и культурном строитель-
ство. В оботановке четырех лет Отече-
ственной войны народное хозяйство рес-
публики неустанно развивалось. Построе-
ны десятки новых промышленных
предприятий — Сталинабадекий тек-
стильный комбинат,  озокеритовый, це-
ментный заводы, ряд маслобойных и кон-
сервных заводов и др. Государственная
и кооперативная промышленность рес-
публики в 1944 году выпустила продук-
ции на 72 миллиона рублей больше, чем
в 1937 году. Бурно развивалась  горно-
рулная промышленность. За годы войны
добыча вольфрама, олова возросла в
десять раз. По добыче редких металлов
и минералов Советский Таджикистан за-
нял видное место в СССР.

В колхозах и совхозах республики рас-
ширилизь посевы, увеличилось стадо
скота. Еще до войны были начаты
грандиозные сооружения Большого Па-
мирского тракта имени Сталина, Боль-
ого Гиссарского канала. Война помеша-
ла полностью осуществить планы третьей
пятилетки, но и то, что было сделано,
свидетельствует об огромных творческих
силах таджикского народа.

В годы войны Таджикистан был в глу-
боком тылу, но сыны таджикокого народа
вместе с воинами других советских на-
родов участвовали в разгроме врага. Одна
из горно-кавалерийских дивизий, сфор-
мированных в Таджикистане, заслужила
на фронте звание гвардейской и награж-
дена орденами Ленина, Суворова, Вуту-
зова. Дивизия получила десять благодар-
ностей Верховного Главнокомандующего.
3a проявленное мужество и отвагу в
борьбе против немецко-фантистових за-
хватчикюов свыше десяти тысяч сынов
Таджикистана награждено орденами и
медалями CCCP, 32 товарищам при-
своено высокое звание Героя Советекого
Союза.

Таджикистан поддерживал самые тес-
ные связи с фронтом. Мне лично по пору-
чению государственных и общественных
организаций республики пришлось четы-
ре раза побывать на фронте, встречаться
с воинами-таджиками, вручать им подар-
ки

Наша республика предоставила приют
десяткам тысяч семей трудящихся, эва-
куированных с Украины, из Белоруссии,
Латвии, Эстонии, Ленинграда. Таджики-
стан взял на себя заботу о десятках эва-
куированных из других братских респуб-
лик госпиталей, школ, детских домов,
институтов, вузов, театров.

В тяжелые годы войны, помогая друг
другу на фронте и в тылу,  советекие
люди еще больше познали животворящую
силу дружбы народов. Таджикистан гор-
дитея тем, что он являетея неот’емлемой
частью Советского Союза, что он вместе
со всеми советскими народами делил в
годы войны и трудности, и общую радость
победы. Е
Таджикскому народу предстоит избрать

в Верховный Совет СССР тридцать пять
депутатов: пять — в Совет Союза, 25—в
Совет Национальностей от Таджикской
республики и пять — в Совет Националь-
ностей от Горно-Бадахшанской автоном-
ной области на Памире. Уже повсеместно
началась подготовка к выборам. Широко
развернулась агитационная работа. Тад-
жикское государственное издательство
выпускает предвыборную литературу.

Книги и брошюры рассылаются областям,
доставляются самолетами в отдаленные
горные районы. Скоро будут созданы из-
бирательные комиссии. Местные советские
организации готовят соответотвующие ус-
ловия для их работы. Исполкомы местных
Советов приступатт к работе по састав-
лению списков избирателей.

На что мы в условиях Таджикистана
обращаем особое внимание в подготовке
5 выборам? Прежде всего очень важно
раз’яснить Положение о выборах всем
группам населения на их родном языке.
Кроме таджиков и русских, у нас местами
живут узбеки, киргизы, казахи, туркмены.
Людям этих национальностей надо доста-
вить литературу на родном языке из соот-
вететвующих республик, организовать бе-
седы, доклады, лекции также на родном
языке. :

KACTGH

Очень важно привлечь к организацион-
но-массовой работе по вопросам избира-
тельной кампании демобилизованных вой-
нов Красной Армии и новый актив, вы-
росший в республике за время войны. В
числе этого актива много женщин и мо-
лодежи. В годы войны женщины-таджич-
ки проявили необычайную активность.
Они заменяли на производстве мужчин,
ушедших в ряды Красной Армии. Многие
женщины стали прекрасными. организато-
рами колхозного производства. Жизнь в
условиях войны заставила многих жен-
щин больше проявлять самостоятельности
в хозяйственных делах. В Ванибадамеком
районе Ленинабадекой области в шести
кишлачных Советах председателями ис-
полкомов явалютея женщины. Они ус-
пешно руководят всей жизнью кишлаков.

За время войны выросла и возмужала
молодежь Таджикистана. Многие юноши
и девушки впервые будут участвовать в
выборах. Важно раз’яснить молодежи из-
бирательный закон и смелее привлекать
ее к участию в подготовке к выборам.

Зимой ряд наших высокогорных райо-
нов, где кишлаки расположены на высо-
те от 1.500 до 4.000 метров над уровнем
моря, обычно бывают малодоступными.
Дороги и перевалы заваливает глубокий
снег, путникам угрожают лавины и обва-
ды. А ведь нам придется в условиях изби-
рательной кампании устанавливать по-
вседневно оперативную связь столицы
республики с этими районами и связь
между районами, кишлаками. Предстоит
доставить туда предвыборную литерату-
ру, газеты, избирательные документы
ит. п. Больнгую роль здесь сыграют авиа-
отряды гражданской авиации, предприя-
тия Наркомевязи. Несомненно, на помощь
придет молодежь, комсомольские, физ-
культурные организации. Нарочные из
молодежи смогут конными и пешими до-
бираться из кишлака в кишлак, в глубь
избирательных округов, доставляя туда
весе. что необходимо для выборов.

В полосу подготовки к выборам в Bep-
ховный Совет СССР Таджикская респуб-
лика вступила, выполнив государственный
план хлебозаготовок. Ленинабадекая 06-
ласть Таджикистана одной из первых
среди хлопкосеющих областей Советского
Союза досрочно выполнила годовой план
заготовок хлопка. Теперь перед нами важ-
ная задача — повсеместно завершить
сбор и сдачу хлопка государству. Дело

ратуры. Но ведь на всех участках жизни
сталинская дружба народов является 0с-
новой нашего роста, нашего движения.

показала неслыханную силу этой дружбы.

хоронены защитники Ленинграда. Там на
скромных надгробных табзичках начер-
таны рядом с русекими именами
украинцев, армян,
Для всех них Ленинград— город Ленина—

чести таджикских хлопкоробов и всей
республики выполнить обязательства, дан-
ные товарищу Сталину еще весной о под’-
еме хлопководетва.

Одесский институт инженеров морского флота.
кафедры теории и архитектуры корабля,
ство модели парохода.

marc вылькии (Сталинская дружба

Помню, как я обрадовался и растрогал-
ся, увидев когда-то в Тбилиси, в кабинете
грузинского писателя, портрет Шевченко
рядом с портретом Руставели. В те же
дни, — а было это во время руставелиев-
ского паенума союза писателей, — мне
выпало счастье передать грузинскому на-
роду подарок от женщин и девушек Ук-
раины, от певучих полтавчанок, вышитый
ими ковер. Каким взрывом восторга был
встречен подарок!

Незадолго до Великой Отечественной
войны в моем родном селе на Житомир-
щине состоялея пушкинский спектакль,
организованный, поставленный и сыгран-
ный силами колхозной молодежи. Скепти-
ки улыбались, когда на сцену вышел трак-
торист в роли обольстительного Дон-
ЗВуана и доярка в роли Донны Анны, Ког-
да монолог царя Бориса читах бригадир
полевой бригады, — но какой любовью к
русскому гению напоен и овеян был тот
вечер!

Я взял примеры из наиболее близкой
мне области — области искусства и лите-

Война с фашистекими захватчиками

Не так давно я был на кладбище, где по-

имена
грузин, белоруссов...

был родным городом; защищая его, они
защищали и свой Виев, свой Ереван,
свой Тбилиси, свой Минек.

Сталинградская эпопея, о ‘которой го-
ворят в дружественных землях, — я не
раз слыхал это, — как о величайшем в
мировой истории подвиге человеческого
духа, — сталинградекая эпопея является
творением детей советской родины, гово-
рящих на разных языках, но исполненных
единой веры, единой любви, единого по-
рыва.

Враги, начиная войну, надеялись по-

*

Огни

Полукилометровым железобетонным по-
scom перетянута Даугава. По скатам за-
творов вода со сдержанным рокотом ere.
мительно летит вниз. И в зной, и в жГу-
чие морозы облако пара стоит над плоти-
ной.

Кегум. Самая крупная гидростанция
Латвии. Она построена на внутреннии
народный: заем. Каждый латьши внес сю-
да свою трудовую копейку. Перед вои-
ной ярко засияли огни Кегума, но и эта
станция не была пощажена немцами.
Цеисчислимые раны были нанесены но9-
востройке. Отни Кегума потухли. Про-
мышленность стала, город и деревни по-
грузились в мрак.

(выше года капризная река несет свои
бурные воды через изуродованную пл0-
тину. И более года народ упорно обузды-
вает стихию. Поединок приближается к
концу. В радостные дни великой годов-
щины Октября огни Кегума вновь 0све-
тят латышские города. Этой минуты ждут
с нетерпением. Сейчас менее одной трети
промышаенноети Риги получалт энергию.
Через неделю, когда пустят первый агре-
гат, заработают четыре пятых всех пред-
приятий, получит свет каждая квартира.
Вот что такое для Латвии Вегум!

Здесь, на этой стройке, цементирова-
лась дружба латьшиекого и русского на-
iy _   родов. Весь народ Латвии знает, что если
гранитную стену нерушимой ДРУЖОЫ. учалось так быстро восстановить гидро-
Вольше того: именно в кровавых боях, в станцию, то только благодаря неоце-
тягчайших испытаниях дружба эта еще нимой помощи рабочих и инжене-
углубилась и укрепилась. Она была одной ров Ленинграда и Москвы, Здесь без-
из основных Причин нашей победы над выездно трудятся опытные рабочие и ин-
чудовищем, в течение ряда лет заливав-   женеры с ленинградских заводов «Элек-
шим поля Европы кровью, с невиданной тросила» имени Кирова и Металлическо-
быстротой покорявшим государетво за го- го имени Сталина. Они увезли на свои
сударством. . заводы турбину и генератор. Среди мно-

Народы Советского Союза шли в 06в0- жества других заказов, которые поручила
бодительной войне, как неразрывная и Страна выполнить этим гигантам на
потому несокрушимая рать. Во главе этой отрии, ленинградцы нашли время сде

а = все. необходимое и для Латвии.
рати шел великий русский народ, веяло 3
HOCTHX стройки росли yBepeH-
над нею бессмертное красное знамя, и В труд р р

С пазы. Нбсть, смелость, дерзание, вдохновляю-
мощная рука гениального Сталина УКаЗы- щие на трудовые подвиги. В пафосе вос-
вала ей путь к победе.

Победа озарила становления родился в строительных и
наши похя, города и села, но сколько ран   монтажных бригадах призыв — возро-
и руин увидели мы на святой своей зем-  лить гидростанцию к 28-й годовщине Ок-
ле! Перед народами Союза встала новая тября. Но поддержат ли  ленинградцы?
задача: залечивать раны, новые прекрас-  Найдут ли возможным ?.. Написали им
ные здания воздвигать на руинах. И на-  письмо. Ленинградские машиностроители
роды справятся с этой задачей, потому  пришли на помощь братской Латвии.

На снимке (справа): Е. 0. Овчаренко, доцент
об’ ясняет студентам второго курса устрой-
Фото В. Никитина.

что они — единый советский народ, ве-
домый в мирной работе, как и в бранных
подвигах, гением Сталина.

To, что делается ныне у нас, в Совет-
ском Союзе, представляет собою высочай-
ший пример и образец для всех народов.
Пострадавшие от немецких оккупантов
районы и области возрождаютеся, получая
от братских областей и районов скот, зем-
ледельческие орудня, строительные матз-
риалы, действенную помощь. Мы строим
новый дом сообща, и потому выстроим
его таким красивым и в такие сроки, что
это вызовет изумление и восхищение ми-
ра. Главный налт зодчий знает это, и ор-
хиный его взор охватывает налие пре-
красное будущее, верой в которое мы жи-
вем.

«Разделяй и властвуй» — таков был
девиз царского правительства. «Крепи
дружбу» таков напг девиз. Сплоченные

тов.
монтажников по сборке и установке гене-

вокруг русского народа, вокруг Москвы,
вокруг Кремля, народы Советского Союза
создают себе счастливую, радостную
жизнь. Предетоящие выборы в Верховный
Совет СССР будут яркой демонетрацией
дружбы, которую не может разрупить ни-
какая сила в мире.

сеять рознь между племенами, населяю-
щими нашу 3eMan. Они наткнулись на

г. КИЕВ. (По телефону).

...Й вот к воротам гидроетанции пода-

ны платформы с оборудованием. Они при-
шли даже на полтора месяца раньше 0обе-
шанного срока. Таково нерушимое слово
рабочих города Ленина.

Шеф-мастер завода «Электросила»
Неше руководит тремя бригадами

ратора. Своих помощников, которые ра-
ботали с ним на крупнейших плотинах
страны, он послал в бригаду латышей и
наказал:

— Всему обучайте, что сами знаете.

И началась учеба. На стройку пришла
молодежь от плуга или с рыбацких шхун.
Впервые брались за ключи, знакомились
с непонятными механизмами. И вот кре-
стъянка Анкориньш стала слесарем-мон-
тажником. Бывший матрос Валч возглав-
ляет молодежную бригаду. Теперь он ква-
лифицированный слесарь и опытный ру-
ководитель, но еще в начале года он не
имел никакого представления о том деле,
которое сейчас «поет в его руках».

А ленинградцы, —как трудятея ленин-
градцы! Когда инженер Евдокимов с за-
вода имени Сталина увидел, что запазды-
вает монтаж важного аппарата турбины,
он изменил технологию и добилея боль-

‚ 3 НОЯБРЯ 1945 г. № 260 (8870)

ВОНИ ии
Да здравствует братский союз и нерушимая Фр ужбя иарод06

СО

(Из Призывов ЦК BKIN(6)
x *

Кегума

шого выигрыша во времени ее сборки.
Бригада Прощенка о-этого же завода в сен-
тябре дала две с половиной нормы, в ок-
  тябре — три. На монтаже турбины брига-
да достигла рекордной выработки. Ho
первой к финишу пришла бригада Грин-
фельда. Кю руководит инженер Кудров.
Она закончила монтаж системы регули-
рования и подготовки механизмов к пу-
еку турбины. Молодежная бригада Basia
установила ротор генератора. Ее первую
поздравил коллектив восстановитедеи о
победой.

Главный инженер по экоплоатации Ва-
леска Круминя всех заражает на строи-
тельстве своим нейссякаемым оптимиз-
MOM.

— Русский размах да латышекое упор-
ство, — вот что нам помогло так быстро
добиться успеха, — говорит она. Еще ¢0-
всем недавно здесь были груды лома. Сей-
час восстановлены турбина и генератор.
Собрано общестанционное оборудование,
создана новая подстанция. Заново смон-
тирован пульт управления. Подорванные
затворы плотины водворены на место. Bee
это сделано быстро и надежно, сделано
по-хозяйски.

Но какой огромный труд нужно было
вложить для выполнения этой колоссаль-
ной работы! Один из затворов при взрыве
отбросило метров на двести вниз по тече-
нию. Строительство агрегата подходило Е
концу, & заказанного на стороне затвора
все не было. И тогда же решили: каких бы
трудов ни стоило, — надо восстановить
изуродованные металлические конструк-
ции. Лопались, не выдерживая огромной
тяжести, стальные тросы. Люди рискова-
ли своей жизнью, работая в беснующейся
пучине. Но никто не отетупал.

Чем тяжелее был труд, тем сильнее лю-
били рабочие свое детище. У них не было
другой заботы, кроме одной — огней Ве-
гума.

Вея Латвия строит Кегум. Со всех кон-
цов республики идут сюда потоки грузов.
Рабочие фабрики Варонис изготовили и
прислали резиновую оснастку. Стаханов-
цы ВЭФ восстановили тончайшие изме-
рительные приборы и многочисленную
аппаратуру. Большой вклад внесли paoo-
чие Рижского турбинного завода. Заказ
для Кегума нельзя не выполнить. это—
подлинно народная стройка.

Завершен монтаж первого генератора.
Агрегат испытан на холостом ходу и по-
ставлен на сушку.

С пуском Кегума Латвия прочно вота-
нет на путь электрификащии. За первой
турбиной сразу же начнет монтироваться
вторая, потом еще две. 50 тысяч кило-
ватт может дать гидростанция. Такой
энергетической мощности Латвия еще ни-
когда не имела. Но промышленность ра6-.,
тет еще быстрее. Поэтому уже предусмот-
рено строительство мощной теплоцентрали
Ha торфе, запасы которого в Латвии
исключительно велики.

Обозревая карту Латвии, один строи-
тель Кегума воскликнул:

— Какое удачное сочетание! Порожи-
стая Даугава все время вьется около же-
лезной дороги. Мы зажжем огни Кегума.
Они скоро разгорятея в десятки раз,
и тогда двухколейная электрическая стре-
ла свяжет сердце нашей родины с неза-
мерзающим портом Прибалтики.

Не гуавда ли, прекрасные перепек-
Тивы
Н. ЧУРАКОВ,
соб. корр. «Известий».
г. РИГА,

Слово советского крестьянина

В декабре 1942 года на хутор Степной,
где я живу, пришла телеграмма от това-
рища Сталина. «Красная Армия не забу-
дет, что Вы отдали все свои сбережения
на постройку боевого самолета», — писал
мне Иосиф Виссарионович. Словно сол-
нечным светом, озарили его слова мою
долгую трудовую крестьянскую жизнь.
Для спасения отечества не пожалел я до-
стояния, и отечество меня поблагодарило!

Война показала, что неё я один, а все
колхознее крестьянство проявило высо-
ков гражданекое сознание и ни © чем не
считалось, лишь бы победить врага. Хлеб
для армии, для рабочих шел бесперебой-
но, хоть остались в деревне старики,
женщины и дети. В трудную пору собра-
ли крестьяне миллиарды рублей на само-
леты и танки. Ни в одной книге прошлых
веков не записано еще такого подвига.

Откуда у советских крестьян взялась
богатырокая сила и великая преданность
социалистическому отечеству, — понять
нетрудно. В Советской стране трудящиеся
крестьяне впервые за свою многовековую
историю стали хозяевами земли, хозяева-
ми государства. Я — советский крестья-
HUH — смог приобрести два самолета для
Красной Армии, для своего государства,
потому что они родные и близкие мне,
защищают интересы народа. А что, кроме
ненависти и лютой вражды, мог испыты-
вать к царской, буржуазно-помещичьей
власти старой России мой отец — безао-
шадный, обезземеленный труженик, раб
помещиков и капиталистов!..

В 1942 году в августе немцы ‘подошан
& Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских
степей решалась судьба России, судьба
напгего народа. В эти-то дни и созрела у
меня мысль: собрать все свой сбережения
и купить самолет для Красной Армии.

Знал я, что будет нелегко. Семья у меня
большая, одних внуков десяток. Но пред-
ставил я советских людей, своих любимых
внуков в рабстве у немцев, и словно огонь
сердце опалил: посл^днюю рубаху отдам,
а не бывать немцам хозяевами на нашей
земле, не властвовать немцам над совет-

со

ФЕРАПОНТ ГОЛОВАТЫЙ

ae

ским народом! Вот с какими мыслями
ехал я в Саратов в декабре 1949 года.

В Саратовском обкоме партии расска-
зах о своем намерении. Мне сказали, что
дело я задумал великое. Сиросили: как
такая мысль появилась? Я ответил: «Не
только у меня, у многих есть такое же-
лание. Нужно только начало сделать».

И верно: не успел я вернуться в район,
а там уже больше миллиона рублей со-
брали на танки и самолеты. Сто персо-
нальных самолетов вручили фронтовикам
за войну одни саратовцы. А ведь в стране
таких областей, наверное, не меньше
сотни.

Писем мне за войну прислали со всех
концов России столько, что наберется це-
лый сундук. И почти в каждом письме со-
общали советские люди, что и они не
стояли в стороне, и они помогали фронту,
чем только могли.

Писали мне украинцы и белоруевы, ка-
захи и грузины, башкиры и татары, армя-
не и карелы — люди разных националь-
ностей, но одного, советокого закала, Кто
из аула горного слал весть, кто из степ-
ного кочевья или казачьей станицы, &
говорили одно; не один самолет, — еот-
ни, тысячи самолетов, танков, пушек
приобретут советские люди на свой тру-
довые сбережения для Красной Армии.

Получая я эти письма, читал их и
сердцем радовалея: дружна семья наро-
дов нашего отечества, не рассорить нас
немцам,

Как-то из газет узнали односельчане,
что крестьянин из Грузии Оганян Гурген
внес В фонд обороны полмиллиона руб-
лей. Спросил меня кто-то:

— Не завидуешь, Ферапонт Петрович?

— Ilyers другие народы и государ-
ства, — ответил я, — дивятся и завиду-
ют, как советский человек служит отече-
ству. А нам радоваться нужно нашему то-
вариществу, нашему святому братству!

Была в прошаом Россия «тюрьмой на-
родов». Но винить в том нельзя ни рус-

ских, ни украинцев, ни белоруссов, ни
грузин, ни казахов, ни других народов.

@ народ правил Россией. Во главе стоял
царь, подпирали его помещики да фаб-
риканты. А народ держали в темноте и
невежестве, отравляли его черносотенной,
погромной агитацией, вызывали вражду
и междоусобицу.

Россия советская стала родной ма-
терью для всех народов. Так стало пото-
му, что получил все права человек труда,
тот, кто создает все блага жизни. Не 60-
гатетво и знатное происхождение, а чеет-
ный, добросовестный труд ценится в на-
шей стране. Не капитал создает славу, а
труд. Советекие люди создают блага не
для других, не для хозяев-предпринима-
телей, помещиков, спекулянтов, а для
себя, для своей страны. Труд — вот на
чем стоит крепкая, нерушимая дружба
народов.

И когда злобный враг — немецкие
фашисты — попытался расколоть друж-
бу советских народов, он встретил с их
стороны такой единодушный отпор, ко-
торый будет всегда стоять перед глазами
наших врагов.

Из колхоза имени Шевченко Печенеж-
ского района Харьковской области полу-
чих я летом 1944 года письмо от колхоя-
ника Николая Артемовича Жадана. Он
сообщал мне: «Я лично 24 июня имел
счастье вручить в обстановке фронта бое-
вой самолет «ИЛ-2» (штурмовик) Герою
Советского Союза четырежды орденонос-
цу гвардии капитану 3. И. Макарову. И
вот, когда я увидел на бортах надписи с
моим именем «От колхозника Харьковской
области Николая Артемовича Жадана», то
я был так рад, как никогда за пятьдесят
Лет своей жизни».

Для советского крестьянина послужить
родине — великое счастье. Это доказано
делами. Вместе с рабочим классом на-
дежно подпирали советские крестьяне
доблестную нашу Красную Армию и под-
нимахи ее боевой дух и доблесть. Услы-
шали бойцы на фронте, что Головатый и
тысячи других граждан России самолеты
и танки для армии покупают, и словно
вдесятеро сильнее стали. За время войны

я получил тысячи писем от фронтовиков,
и во всех этих письмах они рассказыва-
ют, как ободрила их всенародная помощь.
В июне 1944 года, после того как я
приобрет второй самолет для Красной
Армии, мне прислал письмо капитан
0. А. Артуров. Вот что пиеал он:
«Уважаемый Ферапонт Петрович!

Узнав из газет о том, что вы вторично
приобрели самохет. для Красной Армии, я
решил написать вам несколько строк. В
дни, когда вы сделали это в первый раз,
мне пришлось участвовать в боях под
Сталинградом, и я вспоминаю, как ваш
поступок и развернувшееся по вашему
почину патриотическое движение вооду-
шевили тогда нас всех. Мы с новой силой
почувствовали, что труженики советского
тыла готовы на любые жертвы, чтобы нас
поддержать.

Очень интересно еще и то, что ваша
инициатива производила тогда большое
виечатление на противника, вызывала у
фрицев чувство страха перед решимостью
советского народа. Мы разбросали среди
немцев листовку о поднятом вами движе-
нии, и я помню, как эту листовку нахо-
дили потом у немцев, сдававшихея в
плен. Мне пришлось опрашивать группу
пленных немецких офицеров. Я им, меж-
ду прочим, рассказал о вас. И матерый
гитлеровец, майор Вест, признал, что в
Германии никто не способен на такой по-
ступок. Я уверен, что теперь весть о Ba-
шем втором самолете воодушевляет фрон-
товиков и устрашает врагов.

С горячим приветом капитан 0. А. Ар-
туров».

Мой воздушный крестник — водитель
обоих моих самолетов — замечательный
летчик Еремин сообщил мне, что на этих
самолетах сбил пятнадцать немецких ма-

шин. На втором самолете он поднялся в!

Саратове, а опустился после победы в са-
Mom Берлине. В немецкой столице от-
праздновал Еремин со своими товарища-
ми день Победы и, как он пишет, про-
возглавил тост и за меня — русского
крестьянина, поддержавшего Красную
Армию в тяжелой борьбе с врагом.

Я — старый солдат, семь лет служил
в царской армии и видел, какая пропасть
отделяла армию от народа. Только Крас-

ная Армия — единственная армия в ми-
ре — пользуется безграничной веенарод-
ной поддержкой. И поэтому Красная Ар-
мия победила.

В Москве я еще до войны обращал вни-
мание на памятник Минину и Пожарежко-
му. Великий нижегородский гражданин
Кузьма Минин много сдехал для спасения
родины. Советская власть воспитала ты-
сячи и десятки тысяч Мининых. Совет-
ская власть, мудрая большевистекая пар-
тия подняли народ на великий подвиг,
потому что советские люди питают пол-
ное доверие к власти и партии. Советские
крестьяне отетаивали в Отечественной
войне самое дорогое — землю, колхозы,
свободу, честь и независимость отечества.

Сейчас колхозная деревня пользуется
благом мирного труда. Пришли в фронта
в наш колхоз первые демобилизованные.
Арсентий Схивин и Федор Сорочинский
двух дней. не отдохнули, сразу попросили
эпределить их в бригады. Работают они
на-совесть. Сил в колхозе прибавляется,
настроение бодрое, победное. С такими
тюдьми и с таким настроением никакие
трудности не страшны, любые планы вы-
полнимы.

За войну наш колхоз расширил посев-
ные площади, повысил урожаи, увеличил
поголовье лошадей, коров, овец. В этом
году ххебопоставки выполнили досрочно,
шестьсот пудов сдали сверх плана. По два
килограмма зерна на трудодень колхоз-
ники получили авансом. Основа хозяй-
ственного роста колхоза заложена проч-
ная.

А какие богатые открываются персиек-
тивы! Думаем прежде всего над тем, как
взять от земли больше хлеба. Колхоз при-
нял десятипольный севооборот с траво-
ссянием. Переход на этот севооборот на-
чали с нынешнего года. Позаботились во-
время поднять зябь. Хорошо помогла нам
в этом деле тракторная бригада тов. Ма-
хини. Зимой организуем снегозадержание,
очистим семена, проведем в избе-читальне
агротехническую учебу. На фермах наме-
рены улучшить породность скота. Будем
разводить коров швицкой породы, орлов-
ских рысаков, высокопородных тяжело-
возов. С будущего года заложим в степи

С TT A SE
rea

колхозный сад. Пусть богато плодоносит,
пусть ярче расцветает наша волжекая
степь в честь славной победы!

Обширные планы наметили по строи-
тельетву. Сторона наша безлесная, и
отроительные материалы всегда находили
© трудом, а поэтому прочными, добротны-
ми постройками колхоз небогат. Решили
мы взяться за строительство всерьез. В
этом году создали в колхозе кирпичный
завод. В будущем году начнем произво-
дить черепицу.

Завод уже выработал свыше пятидеся-
ти тысяч штук кирпича. В ближайшие
месяцы построим каменную овчарню, под-
валы для хранения зерна и овощей. И
кирпича сложим новую школу, здание
правления колхоза и другие постройхи
для культурных и хозяйственных учреж-
дений. А во временем примемея строить
кирпичные дома для колхозников. Через
‘два-три года нё узнать будет нашего ху-
тора Степного.

0 чем еще колхозные думы? 0 хорошем
‹ельском клубе. Правда, изба-читальня в
хуторе есть. Радио говорит, газеты народ
читает, фильмы смотрит, книги в библия-
теке берет, беседы учителей слушает. Но
интересы колхозников год от года растут,
за войну выросли люди политически на
целую голову и хотят, чтобы наука и
культура еще прочней вошли в нашу кре-
стьянскую ЖИЗНЬ.

Главный политический интерес у кол:
хозников —— предотоящие выборы в Вер-
ховный Совет СССР. На собрании, где
выдвигали меня в состав Центральной из-
бирательной комиссии, односельчане про-
явили большую заинтересованность в
предстоящих выборах. Я горжусь их до-
верием, горжусь тем, что советские кре-
стьяне вместе с лучшими представителя-
ми советского народа поставлены к руко-
водетву избирательной кампанией, и оце-
ниваю этот факт, как признание родиной
высоких заслуг советского крестьянства
перед любимым отечеством.

Hama советская демократия предостав-
ляет политические права и блага матс-
риальной и культурной жизни всему на-
роду, и весь народ ради процветания лю-

бимой родины готов на любой труд и
подвиг,