` Советы Нор - Баязетекого, Алавердекого,

-- Пунктов.

Ук

`: широкий размах. В честь 25-летия С9-

реход к мирному строительству выдвину-

СУББОТА, 3 НОЯБРЯ 1945 г. № 260 (8870)

О чувстве ответственности
в работе аппарата

строительство свыше 150 культурно-про-
светительных учреждений. Хорошо взя-
лись за дело местные Советы Аштарак-
ского, Ахтинского, Апаранского, Азизбе-

показали
местных

Годы Отечественной войны
силу организаторской работы
Советов депутатов трудящихся. В труд-
нейших военных условиях они оказались

‚работали для

на высоте поставленных перед ними за-
дач. Это целиком относится и к Советам
Армянской ССР. Они много и упорно по-
сплочения и направления
общих усилий трудящихся республики на
всемерную помощь фронту.

Местные Советы обеспечивали успеш-
ную работу предприятий, колхозов, совхо-
зов, по-большевистеки выполнили зада-
ния фронта и тыла; заботились об удов-

. летворении культурно-бытовых нужд на-

ковского, Октемберянского и др. районов.

Но вот председатель исполкома Дили-
жанского районного Совета тов. Тамра-
зян не учел важности строительства, не
возглавил инициативы колхозников. По-
становление Совнаркома. Армении он по-
ставил на обсуждение исполкома только
спустя пять месяцев после его получе-
ния. Какой толк от такого  запоздалого
обсуждения? Лучшие для строительных
работ месяцы уже на исходе, и культур-

‚состояния сел и районных центров pec-
” публики.

лось социалистическое соревнование Co-
* ветов за лучшую организацию работ по

ное строительство в колхозах Дилижан-
ского

селения.
Местные Советы Армении возглавили

района в этом году по существу!

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОБ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

сорвано. Едва ли нужно доказывать, что
приведенный случай мог
только в обстановке потери чувства от-
ветственности перед государством за по-
рученное дело.

Контроль, систематическая проверка
фактического исполнения — одна из
основ большевистского руководства. Фак-
ты показывают, что недостаточный кон-
троль, отсутствие проверки исполнения
неизбежно порождают  расхлябанноеть,
безответственность, самоуспокоенность в
аппарате, а порой и прямое очковтира-
тельство. В сводках, представленных зе-
мельными отделами Апаранского и Ба-
саргечарского райисполкомов, было ука-
зано, что, согласно постановлению СНЕ
Армянской ССР, в этих районах на 1 ию-
ля 1945 года отремонтировано 39, вос-
становаено 9 и вновь построена одна кол-
хозная мельница. А на деле, как было
установлено нашей проверкой, все эти
цифры оказались выдуманными. В ука-
занных районах не было построено, вос-
становлено, отремонтировано ни одной
мельницы. Совнарком Армении расценил
этот факт как очковтирательство и нака-
зал виновников.

В последнее время исполкомы район-
ных Советов нашей республики стали уде-
лять много внимания предприятиям про-
мысловой кооперации и местной промыш-

инициативу широких масс колхозного
врестьянетва по улучшению санитарного

В трудных условиях военного времени

Степана-
используя

Эчмиадзинского, Спитакекого,
ванского и других районов,
внутренние ресурсы и широко вовлекая
население, провели большие работы по
благоустройству улиц, площадей, парков,
садов и скверов, ремонту зданий, улучше-
нию санитарного состояния населенных
более

Движение это принимает все

ветской Армении в республике разверну-

благоустройству села. Только за первое
полугодие 1945 года в районах Армении
благоустроено более 700 улиц, около 150
парков, садов и скверов, построены из ба-
зальта и туфа 22 новых архитектурно
оформленных родниковых колодца, сотни
новых зданий общественного пользова-
ния, 34 километра новых водопроводных
магистралей и т. д..

В годы войны местные Советы сумели
организовать население для участия в
ирригационном строительстве. Силами

иметь место!

Киевского

Кладовщик
Н. Васекин во время немецкой оккупации
сберег заводекие красные знамена, На сним-
ке — Н. Васекив у одного из спасенных им
от фашистских захватчиков знамен.

Фото С. Хорошко.

толевого завода

Вторая сессия Академии
медицинских наук СССР

Заключительное заседание

Вчера состоялось заключительное за-
седание второй сессии Академии меди-
цинских наук СССР.

На заседаниях, состоявшихся Ти 3 но-
ября, были заслушаны доклады о задачах
медицинской науки в послевоенный пе-
риод. Большой доклад об изучении сани-
тарных последотвий войны сделал дейет-
вительный член академии Н. А. Семашко.
Выступили также действительные члены
академии Н. И. Гращенков, Л. В. Грома-
шевский, Ф. Г. Кротков, Г. Н. Сперанский,
академик В. Н. Павловский и другие. По
докладам развернулись оживленные пре-
НИЯ.

колхозников был построен и строится ряд
новых каналов — Нижне-Зангинский,
Талинский, Лорийский, Гарнинский, Но-

ленности, принимать меры по улучшению
бытового обслуживания трудящихся. В
городах и районных центрах Армении за

На заключительном заседании принята
резолюция, в которой сессия дает положи-

в0-Далминский и др.
Победоносное завершение войны и пе-

короткий. срок было организовано около
600 предприятий по бытовому обелужи-
ванию населения.

Однако произведенная нашим  нар-
коматом проверка показала, что работни-
ки Спитакекого, Алагезекого и некоторых
других районных исполкомов проявляют
формально-бюрократическое отношение Е
этому важному делу. Исполкомами этих
районов немало было принято «разверну-
тых» решений, немало было созвано сове-
щаний 060 упорядочении обслуживания
бытовых нужд населения. А предприятия
райпромкомбинатов Еревана, артели Арм-
промсовета и Инкоопеотюза в ряде случаев
работают очень плохо, пренебрегают за-
просами и потребностями населения. В
процессе проверки были выявлены факты
грубейшем нарушения прейскурантных
цен, а в некоторых случаях и прямое

ли перед местными Советами новые зада-
чи. В новых условиях должны быть еще
выше подняты дисциплинированность,
чувство ответственности за порученное
дело у всех работников местных Советов
и их аппарата.

Проверки, произведенные Наркоматом
Государственного Контроля республики,
показывают, что в отдельных звеньях
аппарата местных Советов все еще име-
ются факты  разболтанности, сняжения
чувства ответственности перед  государ-
ством и народом за порученное дело.

Четкое, быстрое и точное выполнение
заданий вышестоящих органов власти
есть первейшая обязанность работников

государственного аппарата. Эта обязан-   игнорирование неотложных нужд трудя-
ность в некоторых случаях не выпол-   щихся.
няется. Местные Советы и их руководите-

Весной в ряде районов Армении воз-
никло движение за строительство колхоз-
ных клубов, библиотек и читален. Сов-
нарком Армянской ССР придал этому на-
чинанию большое значение и, чтобы по-
мочь строительству сельских культурно-
просветительных учреждений, предложил
председателям исполкомов районных С9-  Тание советских

ли доажны пресекать всякие факты
проявления формально-бюрократического
отношения к бытовым нуждам населения
0 стороны любого
ственного аппарата.

колхозах района, оказывать деловую по-
мощь в оборудовании существующих и
вновь строящихся клубов и библиотек-
читален.

В течение короткого времени в боль-
шинетве районов развернулось массовое
строительство. Местным Советам помог-
ли и республиканские организации. В на-
стоящее время в Армении развернуто

рата перед государством, перед народом.

Г. АГБАЛЯН,
народный комиссар Государственно-
го Контроля Армянской ССР.

г. ЕРЕВАН.

работника  государ-

Требуется усилить политическое воспи-
служащих, обеспечить
ветов определить об’екты строительства в   повседневную проверку фактического вы-
полнения служащим порученной ему ра-
боты. Это повысит чувство ответетвенно-
сти работников местного советского аппа-

Литовская

литература

сегодня

С особой яростью немецкие захватчики
уничтожали литовские книги. Подсчитано,
что за годы оккупации было сожжено

мерзавцы вели себя в оккупированной Лит-
ве соответственно своей природе, которую
еще сто лет назад удачно охарактеризо-

вал Гейне: «Тот, кто начинает жечь кни-

ги, вскоре будет жечь на кострах людей».
Не. было ничего удивительного, что в
кошмарной обстановке террора и пре-
следований была парализована литератур-
ная жизнь и писатели в большинстве своем
предпочитали молчать, не печатались. Мно-
гие из них подверглись репрессиям. Круп-
ный поэт и драматург Балис Сруога был
вывезен в лагерь смерти, откуда его осво-
бодила Красная Армия. В концлагерь был
заключен поэт Теофилис Тильвитис.

Но немцы не могли убить литовскую ли-
Tepatypy. Советская литература Литвы
своими корнями уходит в поэзию  Юлиса
Янониса, Винцаса Капсукаса и берет на-
Yao в нелегальной печати революционно-
го пролетариата Литвы. Она черпает соки
из благородных прогрессивных стремлений
литовской литературы Дуонелайтиса, Страз-
Даса, Жемайте. В тяжелые годы оккупа-
ции она продолжала расти и развиваться
за пределами Литвы. Москва стала вторым
родным домом для наших писателей. Здесь
они получили все условия для творческой
работы. Здезгь они находили ценные при-
меры работы, творческие советы, откровен-
ную большевистскую критику и во многих
отношениях заложили основы  послевоен-
ного литературного сотрудничества. В
Москве литовские писатели еше более
выросли и созрели как советские писатели.
Их работа в тылу и на фронте в литов-
ских соединениях Красной Армии повыша-
ла патриотическую самоотверженность на-
ших людей, усиливала партизанское дДви-
жение, укрепляла решимость литовского
народа в борьбе е Гитлером.

За неполные три’ года было издано до
сорока произведений литовских писателей.
Много книг было переведено на русский
язык, и они встретили самую теплую оцен-
ку у новых читателей и советской крити-
ки. Во время войны впервые был начат
перевод на русский язык произведений
классиков литовской литературы — Дуо-
нелайтиса, Майрониса. Бессмертная поэма
Дуонелайтиса «Времена года» в переводе
Д. Бродского подготовлена к печати, и ее
скоро узнают широкие массы советских
читателей. В издательствах Москвы выхо-

тельную оценку научно-организационной
и административной деятельности прези-
диума академии. Проведены ценные ис-
следования в институтах питания, гемато-
логии и переливания крови, неврологии,
малярии и медицинской паразитологии,
нейрохирургии. Развернута большая эк-
спедиционная работа.

В резолюции указаны наиболее акту-
альные проблемы, над которыми в будущем
году должны работать академические ин-
ституты. Это— борьба с инфекциями, изу-
чение санитарных последствий войны,
охрана здоровья матери и ребенка, борьба
против туберкулеза и рака, разработка но-
вых химиотерапевтических средств, изу-
чение истории медицины.

После принятия резолюции краткую
речь произнес вице-президент академии
А. И. Абрикосов.

— Сессия, — сказал он, — прошла
плодотворно. 06 этом свидетельствует и
то, что на пяти научных заседаниях было

дят также сборники новейшей литовской
поэзии: книги С. Нерис, народного поэта
республики Людаса Гиры, Э. Межелайтиса.

Творчество литовских писателей, влив-
шееся во время Отечественной войны в об-

шее течение всесоюзной литературы, как
ее равноправный и естественный приток,
пережило значительный идейный под’ем.

Любовь к родине, светлый оптимизм, непо-
колебимая вера в победу звучат главным
мотивом во всех произведениях.

Многие произведения Людаса Гиры, Са-
ломен Нерис, сонеты Антанаса Венцловы,
стихи и новеллы других писателей, создан-
ные в годы Отечественной войны, войдут
в фонд нашей литературы.

Вот уже более года, как литовские пи-
сатели снова собрались на освобожденной
родине. 84 писателя об’единились в Союз
советских писателей. Вновь перед ними
открылись богатые творческие возмож-
ности. Восстанавливаются полиграфическая

туальные темы. Участники сессии подверг-
ли эти доклады глубокому обсуждению.
В прениях участвовало около пятидесяти
ученых.

С большим воодушевлением участники
сессии приняли приветствия товарищу
И. В. Сталину и тов. В. М. Молотову.

*

По окончании заседания участники сес-
сии посетили мавзолей В. И. Ленина.

Вечером в помещении Камерного театра
состоялось торжественное заседание, по-
священное 28-й годовшине Великой Ox-
тябрьской революции. В зале присутет-
вовали действительные члены и члены-
корреспонденты академии, а также науч-
ные работники академических институтов.

заслушано восемнадцать докладов на ак-

Исполнительный комитет Московского
областного Совета депутатов трудящихся
обсудил план развития судоходства, строи-
тельства колхозных гидростанций, мельниц
и других сооружений на малых реках —
Дубне, Пахре. Осетре, Клязьме, Яхроме,
Наре.

Навигация 1945 года подходит к концу.
В столицу доставлено по малым рекам око-
ло пятнадцати тысяч тонн различных гру-
зов — топлива, овощей, картофеля, зерно-
вых и кормовых культур. Это значительно
больше, чем в прошлом году.

Оборудованный в Кашире судостроитель-
ный завод увеличил выпуск газогенератор-
ных катеров-тягачей и барж. Освоено про-
изводство крупных 27-тонных барж. Всего

свыше трех миллионов книг. Гитлеровские   Л

база и издательское дело. В лучших зда-
ниях Вильнюса и Каунаса открыты Дома
писателей. Изданы сборники стихов
Гиры, С. Нерис, В, Реймериса, книги
стихов и очерков А. Венцловы, книга
новелл П. Цвирки. В печати находятся но-

вые книги Тильвитиса, Корсакаса, Сруога
и других авторов. К. Bopyta закончил
роман «Мельница Балтарагиса», написан-

ный по мотивам народных сказок.

Но наши поэты и прозаики не успели
еще создать значительных произведений
на новые темы. Темы нового человека, Ве-
ликой Отечественной войны, подвигов со-
ветских партизан, дружбы народов, Tak
ярко проявившихся в войне, и множество
подобных им ждут внимания и пера наших
поэтов и прозаиков.

Возвращается свободная и культурная
жизнь в Советской Литве. Мы идем на-
встречу выборам в Верховный Совет СССР.
Осуществляются контуры первого  пяти-
летнего плана нашей республики. Наши
писатели не останутся в стороне от боль-
них событий современности. Поэты, про-
заики, драматурги Советской Литвы отра-
зят в своем творчестве значение HCTODH-
ческого поворота, сделанного нашим наро-
дом к новому общественному и государ-
ственному укладу.

С’езд писателей Литвы, состоявшийся на-
днях, определил путн дальнейшего разви-
THA литовской поэзии и прозы, драматур-
гии, детской и критической — литературы.
Значительное внимание будет уделено ae-
реводной литературе. За последнее время
на литовский язык переведены «Тихий
Дон» Шолохова, «Непокоренные» Горбато-
ва, «Радуга» Василевской, басни Крылова
и другие. Но главная работа еше впереди.

Дружба народов — одно из величайших
и прекрасных достижений социалистиче-
ской родины, одна из основ мощи Совет-
ского Союза. Литовским писателям пред-
стоит решить благоларнейшую задачу
глубже познакомить свой народ с клазси-
ками русской литературы, се лучшими
произведениями советских писателей. До
сих пор на литовский язык было мало
переведено произведений Пушкина, Лер-
монтова, Некрасова, Блока, Маяковского
и других великих писателей русского
народа. }

В далекой Киргизии литовская литера-

Вручение посланником СССР
в Венгрии верительных грамот

БУДАПЕШТ, 2 ноября. (ТАСС). Сегодня
посланник СССР в Венгрии Г. М. Пушкин
вручил членам Президиума Высшего На-
ционального Совета Венгрии Жедени Бела,
Миклош Бела и Ракоши Матисс вэритель-
ные грамоты. Г. М. Пушкин и Жедени Бела
обменялись речами.

БУДАПЕШТ, 2 ноября. (ТАСС). Cero-
дня в связи с вручением советским послач-
ником в Венгрии Пушкиным верятель-
ных грамот Высший Национальный Совет
устроил прием, на котором присутствовали
председатель Союзной Контрольной Ко-
миссии в Венгрии маршал Советского Сою-
за К. Е. Ворошилов, руководящий состав
Союзной Контрольной Комиссии, динлома-
тический состав советской миссии, пред-
ставители командозания Красной Армии во
главе с генерал-полковником Глаголевым,
венгерское правительство в полном соста-
ве, руководители высших государствезных
учреждений, депутаты Национального с5-
брания, руководители демократических пар-
тий, представители венгерской обществен-
ности, деятели науки, культуры .и искус-
ства и представители прессы.

17-е заседание союзной
комендатуры города Берлина

БЕРЛИН, 2 ноября. (ТАСС). Вчера под
председательством советского коменданта
генерал-лейтенанта Смирнова состоялось
очередное заседание союзной комендатуры
Берлина. Ha заседании  присутствозали:
американский комендант генерал-майор
Гави, британский комендант генерал-майор
Нейрс и французский комендант генерал
де Бошен.

Открывая заседание, ’ генерал-лейтенант
Смирнов выразил уверенность в том, что в
выполнении обязанностей глазного комен-
данта, которые он будет нести в течение
ноября, он найдет дружную поддержку и
понимание со стороны своих коллег.

Коменданты решили, что на ближайшее
время в Берлине должны быть сохранены
нормы электроснабжения, существующие
ныне.

Коменданты решили в конце каждого ме-
сяца публиковать официальный дневник о
снабжении продовольствием населения
Большого Берлина. Был также обсужден
вопрос о поступлении угля в Берлин. Ко-
менданты с удовлетворением отметили
улучшение поставок угля для нужд города.

Союзные коменданты утвердили инструк-

тура нашла искренних друзей и популяри-
заторов. На киргиэском языке стихи на-
ших поэтов читаются в школах, на литз-

цию полицей-президенту Берлина. Комен-
данты запретили немецким органам само-
управления использовать на педагогической

ратурных вечерах, по радио — замечатель-
ный пример, которому мы должны после-
довать. Долг литовских писателей позна-
комить читателей Советской Литвы с клас-
сиками братских народов: грузинским—Шо-
та Руставели, украинским—Тарасом Шев-

ченко, белорусским — Янка Купала, ла-
тышским — Райнисом, Казахским — A6a-
ем, азербайджанским — Низами, узбекис-

танским — Навои.

Литовская литература стала частью ве-
ликой советской литературы. Это открыва-
ет перед нами необычайные перспективы.
Общественность всего Советского Союза
ждет новых книг наших писателей. От их
усилий и творчества будет зависеть, какое
место в среде братской национальной ли-
тературы займет литовская литература, ка-
кой вклад внесет она в общую сокровиш-
ницу советской культуры.

Проф. К. КОРСАКАС.
г. ВИЛЬНЮС.

В исполкоме Московского областного Совета
Навигация на

малых реках

за сезон выпущено более семидесяти еди-
ниц малого флота.

Исполком областного Совета утвердил
программу дальнейшего расширения судо-
ходства. В течение ближайшего времени бу-
дут проводиться изыскания на малых ре-
ках и на верховьях реки Москвы, установ-
лены районы шлюзования и сооружения ги-
дростанций. Первая изыскательская партия
уже приступила к работе в районе реки
Осетра и закончит ее не позднее декабря.

Нсвая водная трасса Московской области
достигнет четырехсот километров, свяжет
самые отдаленные  сельскохозяйственные
районы с Волгой, ускорит и удешевит то-

варооборот.
(ТАСС)

работе учителей — бывших членов гитле-
ровской партии и других фашистских орга-
низаций. Коменданты решили увеличить
нормы питания для лиц, находящихся в за-
ключении и занятых на физических рабо-
тах.

Коменданты обсудили вопрос о дальней-
шей денацификации Берлина в соответствии
с единой политикой союзников в этом во-

просе.

Законопроект о передаче собственности
«шюцкора» в ведение государства

ХЕЛЬСИНКИ, 2 ноября. (ТАСС). Фин-
ское радио сообщает, что временно испол-
няющий обязанности президента Финлян-
дии премьер-министр Паасикиви внёс вчера
на утверждение сейма законопроект об ис-
пользовании имущества, принадлежавшего
организациям распущенного  «шюцкора».
Согласно этому законопроекту, все иму-
щество «шюцкора», за исключением ис-
пользуемого в настояшее время военным
ведомством, культурными и спортивными
организациями или же благотворительными
учреждениями, полностью передается в рас-
поряжение государства.

Египетская газета о посещении Египта
Алланом Бруком

КАИР, 2 ноября. (ТАСС). Газета «Аль-Ба-
лаг», касаясь посещения Египта английским
фельдмаршалом лордом Алланом Бруком,
пишет: «Некоторые газеты утверждали, что
лорд Аллан Брук прибыл в Египет для из-
учения вопроса о возможности вывода бри-
танских войск из Египта. Другие газеты
добавляли, что он прибыл для ведения пе-
реговоров с егинетскими властями по этому
же вопросу. Однако мы не должны пере-
оценивать по-своему значение приезда это-
го генерала. Он осматривает военные бри-
танскиё центры в разных районах, а также
стратегические пункты Средиземного моря».

3 о ак ESE FIT ES AE SS RTE LE EE SY GEE SEE ERED SEE ISSR PE PSTN EET WEE IP I SPE TO LE TES IE EE
Одной из первых она открыла огонь по  1904 году за русскую крепость Порт-
японской эскадре весной 1904 года. Ве   Артур. От бойцов и офицеров Красной

Письма с Тихозю океана“

кораблей,

кто на суше. Прибавьте еще! страдания

занными от всего света, семь месяцев
слышать ежедневно выстрелы, стоны, ви-
деть кровь, кровь, кровь и страдания.
без конца, — переносить все

3. Порт-Артур

Сорок с лишним дет Порт-Артур был в
руках японцев. Сорок с лишним лет спу-
стя после того, как с сигнальной вышки
на горе Золотой спустили русский флаг
и взамен был поднят японский, здесь, в
Порт-Артуре, лежат передо мной на столе
ветхие, пожелтевшие страницы письма.
Чернила, когда-то черные, теперь побу-
рели, поблекли, но текст, написанный
женским бисерным почерком, разборчив
и ясен. Письмо было отправлено сорок
один год назад. Городская почта вернула
его отправительнице: связь осажденного
Порт-Артура с Россией была прервана, ©
моря и с суши крепость окружили япон-
цы. Русская сестра милосердия, учитель-
ниц женской гимназии в Порт-Артуре,
писала родным в Петербург:

«26 ноября 1904 г.

Il. Артур, пока еще русекий.

..Ecdu я не падаю духом, еели хожу
еще бодро и весело, то это делает гос-
питаль. Я не напрасно здесь осталась.
Солдаты любят меня, вотречают как род-
ную, навещают после выхода, приносят
гостинцы, зовут родной матерью. Я им
нужна, нужна, чтобы сообщить новоети,
чтобы потужить с ними, порадоваться 6
ними. ..Й все напрасно, напрасно. Сил
нет, снарядов нет, припасов нет, одежды
нет, эскадра в бухте, только один «Сева-
стополь» вышел в море. Мы уже натре-
нированы, как я выражаюсь, но если бы
пустить сюда Вас, петербуржцев, Вы бы
моментально сошли с ума, так ужасно
все окружающее нас. Это общее мнение.
Слушайте: «Гиляк» — совсем на боку,
весь избит за вчерашнюю ночь; «Пере-

свёт» — избит, трубы, средней подмачты,
башен нет, накренился. Около него
«Забияка», «Европа»,  землечерпалка

переломленная, — затонули, торчат слег
ка из воды. «Ангара» на боку, «Паллада»
совсем на боку, <Баян» продырявлен.
«Ретвизан» — корма в воде. Но уцелев-
шие пушки бьют. Матросы сражаются

Бак львы, кто На бортах полузатоиленных   умеем вот уже 7 месяцев. Семь месяцев—

*) См. «Известия» от 1 и 2 ноября.

масеу мачт от других судов, переломлен-  это безропотно, надеясь на т0, что «ведь,
ных, поломанных, разбитые дома, сараи, сестрица, нас выручат, Hac не бросят?»
вагоны и прочее на берегу, изрытые ена-  В госпитале стены разрушены, стекла
рядами мостовые, телеги, тележки, эки- выбиты, заклеены бумагой, вылезающей
пажи, носилки с ранеными и убитыми, — при каждом выстреле, в комнатах тьма и
и над всем этим рев мортирных снарядов, холод, угля некому принести, керосина

свистулек-—6-дюймовых пушек, 12-дюй- нет, свету мало,—а еда! Конина, вымо-

мовых, гам, шум от разрывов, вонь от ченная

газа, пыль. Не старайтесь же предета-

в уксусе, великолепна, советую
попробовать. Мясо мулов — деликатес,

вить себе ничего подобного, надо это ви-  нежнее телятины. Собаку, может, ела, да

деть и слышать. 22 ноября японцы

не знала... Пока довольно. Писать тяжело.

взяли Высокую гору. Это почти послед- Что же будет?»

нее слово. С Высокой весь Артур виден,

как на ладони. Они
ты, а иногда валяют залпами сразу по
восемь снарядов. Это ад».

Так писала из осажденного, обречен-
ного Порт-Артура русская женщина в
ноябре 1904 года. Читая это письмо, я
вижу в окне ночной Порт-Артур, лунную
серебряную дорогу на. рейде, откуда
морские суда выходлт в Желтое море,
узкий вход в артурскую бухту и Над ним
черный массив Тигровой горы, и мыс Ти-
гровый хвост, и внутревний рейд Порт-
Артура, где гибли от янонских снарядов
корабли руеской эскадры, и склоны Пере-
пелиной Горы, где стоял гослиталь артур-
ской сестры, так продолжавшей свое
последнее письмо из пылающей крепо-
сти:

«Илут разговоры o бдаче Артура.
Убийственно. Будем драться до послед-
него. Нас бросили, покровители Стесселя,
бросили. как ненужный хлам, забыв, что
с нами гибнет флот. уж не говоря о массе
людей. Перед глазами у меня «Пересвет»,
за последнее время в него ударило 25—
30 снарядов. И подумать только, что
через несколько дней над городом будет
развеваться  <восходящее солнце». Ми-
лые. милые россияне. ведь сегодня 10
месяцев, как мы сидим тут под выстре-
лами, ведь и Севастополь не терпел Tord.
что мы терпим, ведь там был подвоз лю-
дей, снарядов, припасов, а мы ничего не

шутка сказать! Семь месяцев быть отре-

С тех пор, как русская сестра, oray-

стреляют в 20006 шенная выстрелами и разрывами, писала
судно, бросают снаряды через три мину-

это письмо. прошел сорок один год. Чи-
тать ее письмо и теперь тяжело. И хорэ-
шо, когда наступает осеннее утро 1945
года, и южное тихоокеанское солнце
бросает еще холодный розовый свет на
горы Артура, и с первыми его лучами
становится виден на сигнальной вышке
горы Золотой вернувшийся в крепость
флаг нашей родины.

Выйдем на воздух. Вот перед нами го6-
лубая с белой короной прибоя волна Же4-
того моря. По правую руку от Огондая,
где в 1904 году был дачный офицерский
песелок, круто поднимается над водой
скалистый Электрический утесе, охраняв-
ший пятиорудийной своей батареей вход
на внутренний рейд. На вершину утеса
ведет извилистая, крутая, но сравнитель-
но удобная дорога, по которой доставая-
лись когда-то снаряды артиллеристам ка-
питана Жуковского, командира батареи
№ 15. Мы оставим эту дорогу и спустим-
ся к берегу. где морская натура города-
крепости больше дает себя знать, вбогнем
отвесный каменный выступ утеса, одо-
леем полузатопленную приливом гряду
скал и камней, торчащих острыми зубья-
ми, изгрызанных прибоем после того, как
время свалило их с кручи (не глыбы
камня, а глыбы времени, кажетея путни-
кам, лежат у подножья утеса), поров-
вяемея с проходом из открытого моря на
внутренний рейд и, видя на той стороне
Тигровую гору и далекий Ляотешаньский

по скалам круто падающего к воде склона
горы.

Tak, трудясь, цепляясь за-редкий ко-  Голос

лючий кустарник, срываясь в поисках
хоть малой опоры и вновь всползая, при-
жимаясь всем телом к скале, откуда голо-
вокружительно далеко открывается на
миг море с прибоем, мы лучше почувет-
вуем природу Электрического утеса, от-
крыто и гордо стоящего на подступах к
Порт-Артуру. Еще несколько усилий, и
мы добираемся до стелющихся по камню
веток маньчжурской сосны, выходим на
взлобье
1904 года. Да, только так можно сказать
06 этом куске священной земли. Здесь
все еще дышит тем временем, когда
чудом держались против врага солдаты
русского гарнизона, оторванные от ро-
дины, заброшенные на самый дальний
выступ азиатекого материка, окруженные
черным предательством Стесселя, Фока и
других «заслуженных» немцев Николая
второго.

На брустверах перед траншеей, повис-
шей над самым морем, лежат мешки о
неском. Их укладывали здесь русские
солдаты почти полвека назад. Мешковина
цела, но стоит притронуться к ней, как
истлевшие нити ее распадаются: время.

Деревянная лестница, из’еденная чер-
воточинами,  почерневшая от
дождей, ведет к круглым бетонным баш-
ням с узкими амбразурами — отеюда

стреляхи скорострельные пушки. 066р- ришь

нувшись назад, мы увидим
бетонное тело всей батареи. Пять боль-
ших капониров, вмещавших в себе сталь-
ные громады 10-дюймовых орудий кре-
постной артиллерии, образуют собой как

вы корону Электрического утеса. Они  кладбище,
соединены между собой длинной подзем-  офицеры,
ной галлереей с казематами для онаря-  среди них — соратник Кондратенко, рав-
дов, с лестницами и ходами для батарей-  ный ему по храбрости и энергии, полков-
цев, выбегавших к орудиям по тревоге. ник Александр Михайлович Иолшин. Над

узнавали в хаосе
когда сливались выстрелы множества ба-

порт-артурские ‘торожане всегда Армии, занявших город и крепость 22 ав-
разрывов и залпов,   густа 1945 года».

И сигналит, сигналит победу наш мо-

тарей— Большого Орлиного гнезда и Ма- ряк с вышки на горе Золотой.

лого Орлиного, Курганной, Заредутной, За-

Глядя на него, как не вопомнить дру-

литерной, орудий сухопутного т гого русского моряка, о котором в одной

бросанных по высотам и сопкам,

орта  из книг 1904 года приведена запись порт-

№ 2, где погиб «душа обороны» — генерал   артурского горожанина:

коры. и попадаем в Порт-Артур род,

МНОГИХ   хвалывает

массивное   тосыта наглядетьел.

Кондратенко, Белого Волка на западе й  «3 мая 1904 года. Уже вечерело.
других батарей Порт-Артура. Отсюда, ©  Был седьмой час на исходе, когда в ана-
высоты орлиного полета, видны весь го- томический покой Портового лазарета
два рейда, цепь далеких и близких   был доставлен труп неизвестного матро-
гор, толпящихся над впадиной, в которой са выброшенного на берег морским при-
бегут во все стороны пестрые, залитые   боем».
волнцем улицы — над лазурными бухта-  То был матрос с миноносца «Отерегу-
ми, над водным простором елтого моря.   щий», открывшего кингстоны и затонуз-
Виден порт, видны массивные строения  шего, чтобы н6 сдаться японцам после
Нового города, видны беспокойные, люд-  тяжелого, неравного боя. Имя погибшего
ные кварталы китайских районов, видна матроса было потом установлено — Зи-
гора Золотая с сохранившимися орудиями   мин, Сергей Иванович. На груди у него
крепостной артиллерии и сигнальная нашли письмо от жительницы города
вышка с морским флагом СССР и малень-  ]осквы,  подписавшейся — инициалами
кой с далекого расстояния фигурой крас- в Я И. Она писала матросу «Стерегу-
нофлотца, сигналящего по семафору шего»; «0, боже сохрани тебя от врагов
плывущим внизу кораблям. я и пошли тебе силу и крепость. Напиши—
Когда обнимаешь одним взглядом эту  что, вы уже воюете или еще нет, и как
картину, гармонически соединившую в ваши дела? Ведь, говорят, будет большая
себе все цвета юга—от изумрудного, си- война!» Письмо было отправлено из
Hero, голубого — небо и море, до бурого,  Москвы 27 января 1904 года. За день до
рыжего, медного — побережье и горы, т0  этого японцы без предупреждения, без
тебя такая горячая волна  об’явления войны напали на Порт-Артур,
счастья, что боишься расстаться с этои  вся их эскадра появилась на подступах к
минутой, медлишь уйти со скалы, смот-  внешнему артурскому рейду. И ровно
вокруг и не можешь, не можешь   через месяц герои-матросы «Стерегуще-

го» открыли кингетоны и потопили ко-
Наш флаг над Артуром. рабль, чтобы умереть, но не сдаться
Наша победа. врагу. И лишь 3 мая тело одного из

В городе сохранилось рубенов зоеннов матросов выбросило прибоем на берег.
где похоронены солдаты и На каждом шагу в Порт-Артуре нахо-
герои доблестной обороны, и ЛИШЬ священные для каждого русского
следы обороны 1904 года.
Мы искали живых свидетелей обороны
Артура. Й мы отправились в порт Даль-

На правый край вершины тянутся про-  прахом его простые слова: «Скончался от ний, или в Дайрэн, ибо нам стало извест-
ржавевшие рельсы узкоколейки. По ним ран 21 ноября 1904 года. Ибо несть  Но, что там до сих пор проживает рус-
выкатывали из укрытия самый мощный в  больше дюбви, аше кто за други свои СКая женщина, сестра милосердия 1904

Порт-Артуре прожектор, освещавший от-  душу

крытое море,
крепостью, — 3&
Электрическим.

морские

хребет, попробуем подняться на батарею

Батарея № 15.

позиции перед! крест, в давние годы годруженный над
это и прозвали утес кладбищем, увит красной лентой, и новые тербург я привел в начале очерка.

положих».

Старый  мраморный  Года, чье пожелтевшее от времени письмо

из осажденной крепости к родным в Пэ-

слова нового времени начертаны на вен-

i Евгений КРИГЕР,
56: «Вечная слава борцам, павшим в

спец. корр. «Известий».