О люнебургском пронессе

Более месяца пробыл я в Люнебурге на
процессе гитлеровских убийц, которых
судит английский военный суд. За это вре-
мя много раз весы правосудия колебались
из стороны в сторону, возмущая челове-
ческую совесть и общественное правосоз-
нание. Совесть людей в этом деле не знает
колебаний. Именно поэтому она так чув-
ствительно реагирует на извилистое тече-
ние бельзенского процесса.

В лондонской газете «Пипл» Фрэнк Фишер
успокаивает нас тем, что гитлеровские убий-
пы «получили лучшее в мире правосудие».
Но вопрос нельзя так ставить. Вопрос
в том, в какой мере оно удовлетворяет
жгучей потребности народов очистить пла-
нету от гитлеровской скверны? В тот же
день, когда Фишер разглагольствовал о
«лучшем правосудии» для убийц, в англий-
ской газете «Рейнольдс ньюс» я видел
карикатуру на бельзенский суд с изде-
вательской подписью: «Дело кончится тем,
что боби (полисмен. —И. Б.) их оштра-
фует на 5 шиллингов и скажет, чтобы они
этого больше не делали..» Дело еще не
кончилось, нужно еще запастись  терпе-
нием, чтобы услышать приговор суда, и я
не хочу думать, что он будет похож на
карикатуру, — но таковы контрасты оце-
нок. Они стали возможны только потому,
что в самом ходе и, больше того, — в ©р-
ганизащии процесса обнаружились KakHe-TO
ошибка существенно искривившие эго те-
чение.

Попытаемся  об’ективно разобраться в
этих ошибках. Надо это сделать потому,
что в Люнебурге английский суд судит
международных преступников; их обвиня-
ет не один полковник Бэкхауз, но многие
народы. Надо это сделать еще и потому,
что для наших союзников это — первый
опыт суда над гитлеровскими злодеями, и
человечество кровно заинтересовано в том,
чтобы эти ошибки не были повторены в

дальнейшем. Надо это сделать, наконец,
потому, что в скором времени в Нюрнбер-
ге начнется процесс немецких военных

преступников, и там должны быть учтены
ошибки Люнебурга.

В этой статье я попытаюсь подытожить
некоторые наблюдения и размышления,
вынесенные из зала люнебургского суда.
Долг журналиста обязывает меня сказать
со всей откровенностью о причинах, по ко-
торым, на мой взгляд, многие действия су-
да в Люнебурге не совпадают с правовым
и политическим сознанием людей, оберега-
ющих свое будущее от опасности фашизма.

И, прежде всего, я должен обратить вни-
мание на факты, говорящие о том, что
английский военный суд в Люнебурге до
сих пор словно не уверен в своем правомо-
чии судить фашистских преступников.
Уже в первый день процесса, когда под-
судимым было пред’явлено обвинение
в нарушении международных законов о
ведении войны, защита поставила под сом-
нение право суда разбирать преступления
подобного рода. Суд отверг попытку защи-
ты подорвать процесс в самом начале, но в
то же время предоставил защите право
вернуться к этому вопросу в ходе про-
цесса. Офицеры защиты воспользовались
этим правом. Ровно через месяц после
начала процесса наступил момент, который
был воспринят как кризис всего дела. За
столом защиты появился полковник Смит,
представленный суду, как «экстра-защит-
ник» и эксперт по международному праву.
Лидер защиты майор Крэнфилд потребо-
вал, чтобы суд немедленно заслушал экс-
пертизу Смита, который должен доказать,
что с точки зрения международного права
«обвинение не дает состава  преступле-
ния» (!) и суд вообще не полномочен раз-
бирать это дело.

Возникло положение, когда суд, спустя
месяц работы, должен был определить
свои права. Как же поступил суд? После

длительного совещания он — по процес-
суальным мотивам! — отложил эксперти-
зу Смита на конец процесса. Вопрос
остался открытым.

Можно представить себе день, когда

мистер Смит, известный в Англии CBOH-
ми давними профашистскими взглядами И
симпатиями, выступит в  Люнебурге.
Утверждают, что его речь будет содер-
жать изобретенную им, Смитом, новую
доктрину, согласно которой нельзя Cy-
дить не только Крамера в Люнебурге, но
и Геринга в Нюрнберге; собственно по-
этому он и торопился выступить в суде в
порядке предварительной гастроли. Пред-
положим на минуту, что доводы Смита по-
кажутся суду достаточно убедительными—
что тогда? Вместо вынесения приговора
генерал Берни-Фиклин должен будет при-
нести Крамеру и другим извинения за то,
что два месяца их судили, не имея права
судить! р

Пусть такое предположение не покажет-
ся чудовищным и недопустимым, — ведь
выступление «экстра-защитника» не может

Выс

НЬЮ-МОРК, 31 октября. (ТАСС). Вы-
ступая на организованном газетой «Нью-
Йорк геральд трибюн» диспуте, посвящен-
ном текущим проблемам, государствечный
секретарь Бирнс в докладе, озаглазленном
«Соседние страны в едином мире», го-
воря о межамериканской системе, заявил,
что «участники межамериканской системы
не вмешиваются во внутренние дела своих
соседей и не терпят вмешательства во вну-
тренние дела со стороны других».

Отметив далее, что «политика невмеша-
тельства во внутренние дела не означает
одобрения местной тирании», Бирнс заявил:
«Поэтому, если в какой-либо стране меж-
американской системы происходят события,
которые с реалистической точки зрения
угрожают нашей безопасности, мы консуль-
тируемся с другими участниками системы
в стремлении достигнуть сотлашения отно-
сительно обшей политики для нашей вза-
имной защиты»,

Перейдя к вопросам политики в Европе,
Бирнс заявил: «Мы далеко не противилизь,
а сочувствовали попыткам Советского Сою-
за установить более тесну.> и более дру-
жественную связь с его соседями в Цент-
ральной и Восточной Европе. Мы пол-
ностью учитываем его особые интересы в
этих странах, связанные с обеспечением
безопасности, и мы признали эти интересы
в соглашениях, заключенных для оккупа-
ции и контроля над бывшими вражескими
государствами. Мы способны оценить ре-
шимость народа Советского’ Союза никогда
больше не допускать проведения в этих
странах политики, сознательно направлен-
ной против безопасности Соз-тского Союза
и его образа жизни, и Америка никогда не
присоединится к какой-либо группировке в
этих странах, чтобы участвовать во враж-
дебных интригах против Советского Союза.
Мы также уверены, что Советский Союз
не будет участвовать во враждебных ин-
тригах против нас в этом полушарии. Мы
заинтересованы в TOM, чтобы повсеместно
содействовать дружбе, а не ссорам. между
госедями.

Дважды за наше поколение ссора между
соседями приводила к мировому конф-

АДРВБО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬ
Советского строительства—К 3-98-77; . Пропаганды—К 5-23-20;

Б 16874. .

быть для суда пустой формальностью?
Невероятно другое. Невероятно, чтобы
суд сам сеял сомнение в, своем праве cy-
дить гитлеровских убийц. Невероятно,
чтобы суд в последний день процесса
определял свои ПОЛНЮМОчЧиЯ. Невероятно
то, что суд допустил с первого же дня и
на протяжении всего слушания дела дву-
смысленную неясность в своих прерога-
тивах. Такая двусмысленность в самой
юридической основе дела представляет
первую очевидную ошибку, допущенную в
Люнебурге.

Другая ошибка заключается в квалифи-
кации преступлений гитлеровских пала“
чей. Нужна была незаурялная юридиче-
ская фантазия, чтобы для кровавых фа-
шистских разбойников придумать форму-
лу обвинения в «плохом обращении с за-
ключенными, причинившем смерть многим
лицам, за судьбу которых они были ответ-
ственны». ‘Такая  расплывчатая, а проще
сказать, снисходительная формула обви-
нения выхолостила подлинное существо
дела. Словно речь идет не о гибели десят-
ков и сотен тысяч людей, а о некоем «слу-
жебном» преступлении Крамера. Совершен-
но опущен мотив преднамеренности зло”
деяний. Защита воспользовалась этим для
того, чтобы представить дело так, будто в
злодеяниях Бельзена и Освенцима виновен
Гитлер, который He разыскан, виновен
Гиммлер, который гниет в люнебургской
земле, а живой Крамер не может отве-
чать за преступления гитлеровского режи-
ма, ибо он только «честно выполнял свои
долг, как нацист, эсэсовец и немец», как
заявил майор Винвуд.

Нетрудно понять, что во всем делес ca-
мого начала как будто снят и подменен чем-
то другим твердый и определенный прин-
цип, согласно которому суду и наказанию
подлежат вдохновители, руководители И
исполнители чудовищных злодеяний гГИТ-
леровского режима. Тот, кто придержи-
вается этого принципа, не может оспари-
вать прав суда и не может отводить ответ-
ственность от палачей на том основании,
что они «только исполнители». Тогда ссыл-
ка на «исполнителей» была бы не аргумен-
том защиты, а прямым признанием состава
преступления, формулой обвинения. Bea
юридическая  казуистика люнебургеского
процесса наполовину сократилась бы, и
общественное мнение всего мира не тре”
вожилось бы невероятной затяжкой про-
цесса. Тогда бы на первый план в судеб-
ном разбирательстве выступила также по-
литическая сторона преступлений И Кра-
мер и ему подобные предстали перед всем
миром, как именно те, кто создавал гитле-
ровский режим, на ком он держался, кто
сделал его ‘сообществом международных
бандитов.

Ham, присутствовавшим Ha процессе,
трудно было понять некоторые зияющие
пробелы в ведении дела. В материалах об-
винения преступления гитлеровцев в Ос-
венциме занимают наиболее значительное
место. Защита, которая пытается оспорить
ответственность подсудимых за злодеяния В
Бельзене, — и та признает зверства в Ос-
венциме главной уликой против банды Кра-
мера. Кровь Освенцима лежит Ha фа-
шистских злодеях и тянет их в Могилу,
— кровь преступлений, совершенных на
польской земле, против польского и дру-
гих народов. Основную массу свидетелен
представляют польские граждане. Польский
язык звучит в зале суда, каждая реплика
переводится по-польски. И тем не менее в
суде нет ни одного представителя Польской
республики, польской общественности,
польской прессы. Впрочем, на корреспон-
дентсеких скамьях вертится один офицер из
армии Андерса... Никто не мог мне об’яс-
нить, почему так произошло.

Но если здесь еще можно приписать кое-
что за счет особых политических соображе-
ний организаторов процесса, то совершенно
непростительным следует признать другое
упущение. Как известно, после освобож-
дения Освенцима войсками Красной Ар-
мии советская Чрезвычайная Государствен-
ная Комиссия произвела на месте в Освен-
цимском лагере подробное расследование
гитлеровских преступлений. В рассле-
довании участвовали представители поль
ской общественности, ученые, инженеры,
врачи, профессора Краковского универси-
тета. Материалы расследования были ши-
роко опубликованы 8 мая 1945 года в спе-
циальном отчете—официальном сообщении
Чрезвычайной Государственной Комиссии.
Уже тогда в этом документе можно было
найти в списке военных преступников име-
на д-ра Клейна, Гесслера и др.. ныне су-
димых в Люнебурге. Между тем ни обвине-
ние, ни обвинитель ни в Какой мере не
использовали этого материала. На мой во-
прос — имеется ли вообще в деле материал
советской Чрезвычайной Комиссии? — про-
курор Бэкхауз ответил недоумевающим по-
жатием плеч: он даже не слышал о таком
материале.

тупление

ликту. Прочный мир между соседями осно-
вывается на непринужденной и подлинной
дружбе. И такого рода дружба между
странами зависит от взаимного уважения
друг к другу. Мы убеждены, что все наро-
ды должны свободно выбирать свою собст-
венную форму правительства — правитель-
ства, опирающегося на согласие управляе-
мых и приспособленного к их образу жиз-
ни. Мы осуществляем это убеждение на
практике в наших отношениях с нашими
соседями. Советский Союз также заявил,
что он не желает навязывать советскую
систему своим соседям. Чистосердечное
принятие этого принципа всеми Об’единен-
ными нациями значительно укрепит по-
всеместно Узы дружбы между странами.
Однако я хочу подчеркнуть, что добро-
соседекая политика, в отличие от брака, не
представляет собой исключающего согла-
шения. Наилучшие соседи не отрицают
права своих соседей быть друзьями лру-
гих. Мы убедились, что интересы нашей
безопасности в этом полушарии не требуют

его отказа от экономических и культур-
ных отношений с остальным миром. Мы
добровольно присоединились к уставу

Об’единенных наций, и мы признаем  вер-
ховную власть мирового сообщества. Устав
сохраняет за нами и другими странами
неот’емлемое право индивидуальной и кол-
лективной самообороны в случае вооружен-
ного нападения; он требует, чтобы осу-
ществление действий, предпринимаемых в
соответствии с региональными соглашени-
ями, было санкционировано Советом безо-
пасности организации Об’единенных наций.
Кроме того, мы строго придерживаемся
политики, что сотрудничество между аме-
риканскими республиками не является оп-
равданием для дискриминации в отношении
неамериканских стран».

Касаясь вопроса о региональных согла-
шениях, Бирнс заявил, что «межамерикан-
ское сотрудничество совместимо с сотруд-
ничеством между странами во всем мире.
Региональные соглашения, подобные меж-
американской системе, уважающие права и
интересы других стран и укладывающиеся

СТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь,

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР. и

Заметки
журналиста

Можно утверждать, что государственное
обвинение в Люнебурге не вооружено всеми
материалами для изобличения преступлений
подсудимых.

Зашита же вооружилась всем, что можно
было призвать на защиту и в «оправдание»
гитлеровских массовых убийств. Как изве-
стно, некоторые наиболее рьяные защитники
прибегли даже к фашистской аргумента-
ции для обеления фашистских злодеев. Ан-
глийский офицер связи об’яснил нам эту
пропаганду фашизма в английском суде не
столько убеждениями защитников, сколько
их желанием сделать себе рекламу перед
демобилизацией из армии и возвращением
к частной‘ адвокатской практике. Но ка-
ковы бы ни были мотивы, факт остается
фактом: на суде оказались в ходу все про-
фашистские, а то и чисто гитлеровские кон-
цепции. Майор Крэнфилд предложил даже
радикальную меру: судить подсудимых,
исходя из немецких, гитлеровских законов!
Откровенный, вызывающий цинизм адвокат-
ских приемов Винвуда и Крэнфилда име-
ет мало общего с понятием юридической за-
щиты.

Вдобавок ко всему суд фактически пре-
доставил подсудимым - гитлеровцам  три-
буну для восхваления режима концлагерей,
оправдания газовых камер, стерилизаций и
т. п. Допрос Крамера, Клейна, Гесслера и
др. превратился в пропаганду гитлеровской
лжи. В присутствии многих слушателей
немцев бывшие эсэсовские молодцы нагло
издевались над судом, плетя такие рос-
казни, что все в зале хохотали, вклю-
чая самих подсудимых н их защитников.
Люнебургский зал суда оказался единст-
венным в мире местом, где немцы могли
снова услышать речи на нацистском языке.

Наконец, нужно еще и еще раз сказать,
что анекдотическая медлительность процес-
са, о которой уже столько написано в ми-
ровой печати, не вызывалась никакими ин-
тересами правосудия. Самый характер из-
бранного защитой метода крючкотворства
до того возмутителен, что он оскорбляет
тени жертв Освенцима и Бельзена.

Один английский журналист сообщил в
печати, что на немцев суд производит чуть
ли не воспитательное воздействие: ему
этом сказал какой-то анонимный немецкий
бюргер. Приходится только удивляться
наивности и доверчивости корреспонден-
та, — вольно же ему принимать за чистую
монету все, что скажет случайный немец,
вдобавок тогда, когда знает, чего от него
ждут. Нет, люнебургский процесс еще не
настолько ободрил немцев, чтобы они ста-
ли докладывать первому встречному все,
что думают. Скорее следовало бы англий-
скому журналисту принять во внимание
сведения, которыми располагают его кол-
леги. Эти сведения говорят о том, что как-
раз в районе Люнебурга — Гамбурга нахо-
дится один из основных (если не главный)
центров нацистского подполья. Никто бы
не удивился, если бы оказалось, что на хо-
рах, где в суде отведены места для немцев,
сидит Мартин Борман или кто-либо другой
из скрывшихся фашистских вожаков. Во-
образите, какое «воспитательное воздейст-
вие» производит на такого слушателя суд!
Серьезные наблюдатели предвидят, что к
концу процесса фашистские подпольщики
еще дадут знать о себе; не исключена воз-
можность какой-либо гитлеровской демон-
страции. Мы еще не забыли возгласа, про-
звучавшего на площади из толпы: «Ирма,
ты боишься?»

Если человеческое правосознание выра“
ботало формулу «суд скорый и правый», то
первая часть этой юридической заповеди
давно уже нарушена судом. Будем надеять-
ся, что хоть вторая часть останется в силе.

Для английского суда бельзенский про-
цесс является первым опытом такого рода.
Как раз’яснили журналистам на специаль-
ной пресс-конференции, процесс должен на-
щупать, выработать форму рассмотрения
преступлений, небывалых в опыте народов.
Успел ли он в этом? Увы!

Можно было думать, что процесс в Люне-
бурге свяжет в единое целое понятие ответ”
ственности гитлеровского режима и его от”
дельных звеньев, к которым принадлежит
бельзенская шайка; что судебное разбира-
тельство обнаружит те нити, которые тянут-
ся от Крамера до Геринга, от Люнебурга
до Нюрнберга. Увы, и от этой задачи суд
отмахнулея с удивительной легкостью. Он
не пожелал заняться этой важной, суще-
ственной и значительной стороной дела.
Из-за нескрываемой боязни касаться осно-
вной политической стороны дела анг
лийские юристы превратили суд над
международными гитлеровскими злодеями в
мелкое, ограниченное, изолированное дело,
поучительное пока-что разве только своими

ошибками.
И. БАЧЕЛИС,
спец. корр. «Известий».
ЛЮНЕБУРГ—МОСКВА. Октябрь, 1945 г.

Бирнса

в мировую систему, могут. стать прочной
опорой в структуре международного мира.
Однако мы не можем признавать  регио-
нальных соглашений как замену междуна-
роднюй системы. Это не содействовало бы
общим высшим интересам всех стран,
больших и малых, в международном мире.
Мы живем в едином мире, и в теперешний
век атома региональный изоляционизм яв-
ляется еще более опасным, чем националь-
ный изоляционизм. Мы не можем достиг-
нуть такого рода сотрудничества, которое
необходимо для всеобщего мира, если мир
будет разделен на сферы исключающего
влияния и особых привилегий. В этом ве-
ликое значение Московской декларации
19438 года, Это совместное заявление о по-
литике обязало наиболее мощные страны
мира к взаимному сотрудничеству в деле
одержания победы в войне и поддержания
мира. Это было вехой в наших усилиях со-
здать мировое сообщество наций и отка-
заться от дискредитированной системы ме-
ждународных отношений, основанной на
исключающих сферах влияния. Результатом
Московской декларации явились конферен-
ции в Думбартон-Оксе, в Тегеране, в Кры-
му, в Сан-Франциско и в Потсдаме. Органи-
зация Об’единенных наций и лондонский
Совет министров иностранных дел были
созданы в духе этой декларации. Между-
народное сотрудничество должно зависеть,
как я это подчеркивал в моем недавнем до-
кладе о лондонской сессии Совета, от ра-
зумного компромисса. Оно не требует, что-
бы мы или любая другая страна пренебре-
гали своими особыми отношениями со свои-
ми более близкими соседями. Но оно долж-
но требовать, чтобы все отношения с со-
седями укладывались в рамки организован-
ной системы международных отношений
мирового масштаба. Мировая система, кото-
рую мы стремимся создать, должна основы-
ваться на принципе суверенного равенства
наций. Это не означает, что все страны
равны по силе и влиянию, так же как не
все люди равны по силе и влиянию. Но это
должно‘ означать одинаковое уважение к
индивидуальности и суверенности стран

как болыших, так и малых».

5.

К

консультативной комиссии

ВАШИНГТОН, 1 ноября. (ТАСС). Kop-
респонденты обратились сегодня к пред-
ставителям государственного департамента
и дальневосточной консультативной комис-
сии с вопросами, касающимися сообщения
московского корреспондента агентства Ас-
сошиэйтед пресс о том, что ТАСС опуб-
ликовал сообщение, в Котором указыва-
лось, что, по мнению советского прави-
тельства, вопрос о дальневосточной KOH-
сультативной комиссии должен быть решен
в зависимости от создания контрольного
органа по Японии, состоящего из предста-
вителей четырех держав — США, Велико-
британии, Советского Союза и Китая, под

вопросу о дальневосточной Закон о реорганиза

СУББОТА,

3 НОЯБРЯ 1945 г. № 260 (8870)

ции немецкой судебной

системы

БЕРЛИН, 31 октября. (ТАСС). На деся-
том заседании Контрольного Совета в Гер-
мании был принят закон № 4 о реорганиза-
ции немецкой судебной системы. Этот за-
KOH гласит:

«В соответствии с прокламацией Конт:
рольного Совета к германскому народу от
20 октября 1945 г., согласно которой систе-
ма германских судов должна быть реорга-
низована на основе демократических прин-
ципов, законности и равенства перед зако-
ном всех граждан без различия расы, на-
циональности и религии, Контрольный Со-
вет постановляет:

Статья [. Реорганизация немецких судов

едательством американского предста- ) 3
ome cr   > должна произойти в соответствии с Ae
Представитель дальневосточной  кКонН- ном относительно ory toe C6 pe
; /I— г. ь ь
сультативной комиссии заявил корреспон- ea Ty ae Sah быль учреждена
дентам, что любой вопрос, касающийся   ^^^ °? oe 24 ем обычных судов: амтс-
полномочий дальневосточной консультатив- еле ии,
i H аться четырьмя 2 4
eau = eww рай Статья П. Подсудность амтсг ee i
ое : етс
*  ландсгерихту определяется B соотв
pan impnaies Kote ae и С9- , законодательством, действовавшим До
: ь 30/1—1933 г.
Представитель государственного депар- ` Компетенция амтсгерихта по icon:

тамента точно так же заявил, что Соеди-
ненные Штаты не консультируются ни с
одним другим правительством, за исключе-
нием Советского Союза, Соединенного Ко-
ролевства и Китая, по вопросу о пересмот-
ре полномочий консультативной комиссии.
По словам представителя, другие заинте-
ресованные правительства, естественно,
будут держаться в курсе этих консульта-
ций, Учитывая особое требование Австра-
лии в отношении информации, Соединенное
Королевство, очевидно, будет консульти-
роваться с правительствами доминионов.
Однако представитель заявил, что он хочет
подчеркнуть, что Соединенные Штаты име-
ют дело лишь с тремя другими держава-
ми — Советским Союзом, Соединенным Ко-
ролевством и Китаем. Один из корреспон-
дентов спросил, может ли консультативная
комиссия с целью удовлетворить Совет-
ский Союз создать подкомиссию для разре-
шения вопроса о создании контрольного
совета. Представитель заявил, что это воз-
можно. Представитель указал также, что
он весьма оптимистически расценивает по-
ложение после опубликования сообщения
ТАСС.

Предварительные итоги ‘муниципальных
выборов в Англии

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает, что, по предвари-
тельным данным, полученным сегодня Ут-
ром, на состоявшихся вчера в Англии Му-
ниципальных выборах лейбористы выиграли
766 мест и потеряли 21; консерваторы
выиграли 19, потеряли 381 место; либералы
выиграли 5 мест и потеряли 115; незавиеи-
мые выиграли 49 и потеряли 319 мест.

Окончательные итоги выборов
в норвежский стортинг

ОСЛО, 1 ноября. (ТАСС). Сегодня опуб-
ликованы окончательные данные о распре-
делении мандатов в новом норвежском
стортинге (парламенте). Рабочая партия по-

лучила se мандатов, партия «Хейре» (пра- Венгрией войны Советскому Союзу. Как
вые) — 25, партия «Венстре» (либералы} —   известно из обвинительного акта, в июне
20, коммунистическая партия—!1, кресть- 194] года Бардоши внес на заседании
янская партия — 10, христианско-народная   совета министров предложение  об’явить
партия — 8. войну СССР. На вопрос председателя, как

Отставка норвежского
правительства

ОСЛО, 2 ноября. (ТАСС). Вчера днем
кабинет Герхардсена подал в отставку.

Передача военных преступников
и предателей югославсним властям

БЕЛГРАД, 2 ноября. (ТАСС). Как офи-
циально сообщается в печати, 19 октября
английское министерство внутренних дел
уведомило югославское правительство, что
в скором времени кюгославским властям
будут переданы 14 военных преступников и
предателей, находящихся в руках британ-
ских властей, в том числе Милан Недич,
Лев Рупник, Милан Ачимович, Милослав
Василевич, Стефан Иванич, Душан Пан-
тич, генералы Джура Докич и Иован По-
пович.

Письмо югославов,
проживающих в США, маршалу Тито

БЕЛГРАД, 2 ноября. (ТАСС). Белграл-
ское радио передает, что югославы, прожи-
вающие в США, направили маршалу Тито
письмо, в котором передают братский
привет народам Югославии. В письме го-
ворится: «Вы провели народы Югославии
через все трудности и испытания борьбы за
освобождение. Так же блестяще вы сумеете
привести Югославию и к ее экономическо-
му процветанию. Югославы, проживающие
в Америке, помогали своим братьям в их
борьбе за освобождение и будут помогать
им в экономическом восстановлении, кото-
рое должно привести Югославию к славе».

Сформирование нового
правительства в Греции

АФИНЫ, 2 ноября. (ТАСС). Греческое те-
леграфное агентство передает, что вчера
профессор Панайотисе Канелопулос сфор-
мировал новый кабинет в следующем со-

ставе:
премьер - министр, морской министр и
временно министр иностранных дел — Ка-

нелопулос; военный министр—генерал Спи-
рос Георгулис; министр финансов и вре-
менно министр земледелия — профессор
Григорий Кассимадис; министр внутренних
дел — Хараламбос Псарос; министр обще-
ственной безопасности — бригадный Ёене-
рал Кацотас; министр юстиции — Георг
Экономопулос; министр труда —`Деметр
Катаволос; министр торгового флота—алми-
рал Константин Александрис; министр про-
свещения — профессор Джон Теодорако-
пулос; министр социального обеспечения—
Николас Панагопулос; министр снабжения—
Эпаминондас Киприадис; министр здраво-
охранения — Базиль Войлас; министр пу-
тей сообщения — Деметрь Махас; министр
общественных работ — Анаргирос Дими-
тракопулос;  статс-секретари: Константин
Цацос — по вопросам печати и временно
авиации; Панайотис Папалигурас — снаб-
жения; Деметр Галание — национальной
экономики.

Агентство указывает, что Канелопулос
был ранее заместителем премьер-министра в
кабинете Цудероса в Каире и затем—ми-
нистром в кабинете Папандреу.

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-11; Bo . 5
; oS Г фон A) ции: : —K 3-25-17; оенного—К 5-68-59 и К 3-39-70; Инфо — К 4-72-37;
Литературы и искусства К 0-51-27; Иностранного—К 3-91-08; Писем—К 3-75 -17; Художественного—К 5-36-53. НЫ а 06.

ским делам будет доведена до 2.000 марок.
Ландсгерихт будет осуществлять апелля-

ционные функции в отношении решений
амтсгерихта.
Оберландсгерихт осуществляет апелля-

ционные функции в ‘отношении решений
ландсгерихта по гражданским делам до
2.000 марок и ревизионные функции в от-
ношении решений амтсгерихта и ландсге-
рихта по уголовным делам в соответствии
с законом.

Оберландсгерихт не является судом пер-
вой инстанции.

Статья Ш. Юрисдикция немецких судов
распространяется на все правонарушения,
за исключением:

а) уголовных преступлений, направлен-
ных против союзных оккупационных войск;

6) уголовных преступлений нацистов, их

против граж:
Государртв, а
леилых- к BOCs

пособников и других немцев
дан и имущества союзных
также посягательств, напр

становлению нацистского режима мили дея.
тельности какой бы то ни было нацистской
организации;

в) дел, по которым привлечены к уголов-
ной ответственности военнослужащие со-
юзных войск или подданные союзных госу-
дарств;

г) иных гражданских и уголовных дел,
из’ятых № подсудности немецких судов по
указанию военного командования, которые
нарушают военную безопасность союзных
государств; i

д) в случае правонарушений, ке посягаю-
ших на безопасность союзных войск, воен-
ное командование разбирательство таковых
дел может поручить немецким судьям.

Статья У. Для проведения в жизнь на-
стоящего закона о реорганизации немецкой
судебной системы все бывшие члены на-
цистской партии, которые были больше;
чем номинальными участниками ее дея-
тельности, и все другие лица, непосредет-
венно осуществлявшие карательную прак-
тику при гитлеровском режиме, должны
быть смещены с должностей судей и про-
куроров и в дальнейшем не будут допу-
щены к исполнению этих должностей,

Статья У. При проведении настоящего
закона в жизнь предоставить военному ко-
мандованию право постепенно привести
юрисдикцию судов в соответствие с ва-
стоящим законом.

Статья УП. Настоящий закон вступает 8
силу с момента его опубликования, и воен-
ному командованию поручается проведение
его в жизнь.

Составлено в Берлине 30 октября 1945 п

Генерал КЕНИГ.
Маршал Советского Союза ЖУКОВ.
Генерал армии ЭИЗЕНХАУЭР.

Фельдмаршал МОНТГОМЕРИ»,

Суд над венгерским военным преступником Бардоши

БУДАПЕШТ, 2 ноября. (ТАСС). На
втором заседании суда по делу венгерских
военных преступников продолжался допрос
бывшего премьер-министра Венгрии Бардо-
ши Ласло. Из данных допроса и докумен-
тов, оглашенных председателем суда, все
отчетливее вырисовывается предательское
лицо этого гитлеровского ставленника. Сме-
нив в апреле 1941 года на посту премьера
своего предшественника графа Телеки,
будто покончивщего жизнь самоубийством,
Бардоши сделал все от него зависящее,
чтобы ликвидировать остатки независи-
мости Венгрии и окончательно. превратить
ее в германского вассала, соучастника гит-
леровского разбоя в Европе.

Свою деятельность в этой области Бар-
доши начал с предательского нападения на
Югославию, с которой незадолго перед
этим был заключен договор о вечной
дружбе. Бардоши вначале замалчивал и
только в дальнейшем ходе допроса вы-
нужден был признать тот факт, что тог-
дашний венгерский посол в Берлине Стояи
привез письмо от Гитлера, который обе-
щал, что, в случае об’явления войны Югос-
лавии, Венгрия сможет удовлетворить свои
территориальные притязания. Далее пред-
седатель перешел к вопросу об об’явлении

происходило это заседание, Бардоши отве-
тил: «Совет министров принял к сведению
моё заявление. Голосования не было. Одни
высказались за об’явление войны, дру-
гие проявили нерешительность. Я считал,
что предложение было принято единоглас-
но». В дальнейшем выясняется, что в дей-
ствительности даже в совете министров
единодушия не было, а Бардоши фальси-
фицировал протокол этого заседания, вы
черкнув из него возражения некоторых
членов правительства, в частности MH-
нистра внутренних дел.

— Регент Хорти содействовал  об?явле-
нию войны? — спрашивает председатель.

Умер Николай Павлович Хмелев. Неожи-

данно, в самом расцвете творческих сил от
нас ушел большой художник, выдающийся

советский актер, любимец зрителей.

Талант Хмелева — наша национальная
гордость. Он привлекал к себе сердца чут-
ким и глубоким проникновением в харак-
тер русского челозека. Его талант охваты-
вал жизнь широко и сильно. Он был акте-
ром пытливой мысли, беспокойных исканий,
преданной любви к своему народу и стране.
Его лучшие достижения относятся к об-
разам русской классики и советской дра-
матургии, которая во многом обязана своим
развитием его блестящему актерскому та-
ланту.

Его первые выступления юным начинаю-
щим актером во 2-й студии МХАТ ив Ху-
дожественном театре показали, какого сме-

седатель. Он цитирует выдержку

быть об’явлена без
гласия или немедленного одобрения парла-
мента.

Бардоши отвечает, что это было настой:
чивым желанием Хорти.

Председатель задает подсудимому во-
прос, почему он не считал нужным спро-
сить согласия парламента, прежде чем об -
явить войну.

Бардоши «об’ясняет» это тем, что он the
знал венгерского права».

— Теперь вы его знаете, а будучи премь-

ер-министром не знали! — заявляет пред-
из вен-

герского закона о том, что война не может
предварительного со-

Заключительная часть допроса Бардоши

была посвящена выяснению роли подсуди-

мого в совершенных в оккупированном вен-
грами югославском городе Нови-Сад злодея
ниях и в издании антинародных законов.

Бардоши вынужден признать, что он был

осведомлен об этих событиях. В ходе до:

проса выясняется, что подсудимый даже не
принял мер к наказанию виновников массо-
вых убийств в г. Нови-Сад. Председатель
уличает Бардоши в том, что в то время как
он якобы выяснял, кто являлся виновника-
ми массовых убийств в Нови-Сад, им было
санкционировано еще 133 смертных приго-
вора, а главные виновники зверств были
представлены к награде.

После допроса Бардоши начинается “10+

прос свидетелей. Первым дает показания
бывший статс-секретарь при премьер-мини-
стре Барци Иштван. Затем полицейские вво-
дят подсудимого по этому.
бывшего премьер-министра Венгрии и гла-
варя венгерских фашистов Салаши, вызван-

же процессу,

ного в качестве свидетеля по делу Бардоши,
Из показаний Салаши устанавливается, что
Бардоши участвовал в создании блока реак-
ционных партий, назвавшего себя «нацио+
нальным союзом». Салаши заявил, что целью
этого блока было осуществление политики,
направленной к выполнению обязательств;
взятых перед Германией.

На втором заседании суда был допрошен
еще ряд свидетелей.

ского как психолога и поэта, а в театре
им. Ермоловой, коллектив которого он BOC-
питал и поднял на большую художествен“
ную высоту, он создал такие спектакли;
как «Дети солнца» Горького и «Как вам
это понравится» Шекспира.

Художественный театр
своего художественного
щадившего своих сил ради развития
ветского искусства.

Мысль не мирится с этой утратой, Ведь
только-что он с таким полетом темпера“
мента и фантазии репетировал роль Ивана
Грозного в пьесе А. Толстого «Трудные
годы», — роль, которая была бы его новой
громадной победой,

Мы никогда не забудем Николая Павло-
вича Хмелева огромного художника #
смелого искателя новых путей искусства;

теряет в нем
руководителя, не
cos

лого мастера и яркого художника получила   как не забудут его сотни тысяч его зритез

в нем труппа театра, Его первые роли пора-

лей, горячо любивших его и гордившихся

зили необыкновенно широким размахом его   его заслуженной мировой славой.

творчества и настоящим даром перевопло-

И. Москвин, О. Книппер-Чехова, В. Ка-

щения.

Почти каждый фраз всякая новая роль
Хмелева становилась как бы его новым ак-
терским рождением, его творческим торже-
ством, открывавшим в то же время новые
пути искусству театра. Молодой Алексей

чалов, Г. Александров, М. Храп-
ченко, A. Тарасова М. Тарха-
нов, Б. Добронравов, В. Месхетели,
М. Кедров, П. Марков, М. Прудкин,
В. Станицын, В. Топорков, Е. Калуж-
ский, А. Константинов, Ю, Калашни-

Турбин в «Днях Турбиных» Булгакова; са-

‘ 2 ay . Мо-
тирический образ князя в «Дядюшкином а жи
сне» Достоевского; по-новом аскрытый о а :

a , ке Ф. Бондаренко, Я. Леонтьев, А. Яб-

образ царя Федора Иоанновича; умный, чут”
кий, пламенный большевик Пеклеванов в
«Бронепоезде 14.69» Ве. Иванова; оттал-
кивающий, жалкий Каренин в «Анне Каре-
ниной» Толстого; задушевный и нежный Ту-
зенбах в «Трех сестрах» Чехова; инженер

лочкина, П. Садовский, Л. Шапова-
лов, Ю. Завадский, И. Берсенев,
Р. Симонов, А. Попов, Н. Охлопков,
А. Таиров, С. Михоэлс, Н. Горчаков,
Л. Волков, Вс. Иванов, Л. Леонов,
Н Погодин, Н. Вирта, А. Корнейчук,

Забелин в «Кремлевских курантах» Погоди-

на — старый cece Мега пости- Н. Тихонов, А. Фадеев, E. 5 hate
гающий правоту и величие революции во кова, М. Никонов, А. По aad
встрече с Лениным, — это только отдельные полева, В. Якут, Э. at or
этапы, отдельные грани прекрасной, одухо- Д. Фивейский, П. Вильямс, В. Ame
творенной артистической жизни. риев,

SS

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

С актерским талантом Хмелева соединя-
лось и замечательное, отточенное, строгое
режиссерское мастерство. Он поставил в
Художественном театре один из наиболее
значительных спектаклей театра — «По
следнюю жертву», где он раскрыл Остров-

= a ee Oe x
Комитет по делам кинематографии при
СНК СССР с глубокой скорбью извещает о
смерти народного артиста СОСР, художе-
ственного руководителя Московекого Ху-
дожественного Академического театра
ООСР им. Горького, члена Хуложественно- 4
ro Совета при Комитете по делам кинема-
тографии

Николая Павловича ХМЕЛЕВА

ИЫ и выражает свое соболезнование семье по-
Г] койного,

Государственный ордена Ленина Академи-
ческий Большой театр СССР с глубоким
прискорбием извещает о преждевременной
емерти одного из крупнейших мастеров и
деятелей театра лауреата Сталинской пре-
мии народного артиста ОСОР

Николая Павловича
ХМЕЛЕВА

и выражает соболезнование Художествен-
ному театру СССР им. Гсрького,
ee Se

Экономического—К 3-58-36 и К 3-16-06; Сельского хозяйства—Ж, 5-76-17;
Трием об явлений в Москве—К 5-74-38, в Ленинграде—36-78, 1