Всемирная конференция молодежи

ЛОНДОН, 3 ноября. (ТАСС). Вчера _со-
стоялось третье пленарное заседание Все-
мирной конференции молодежи, на кото-
ром были заслушаны доклады председате-
лей четырех комиссий, обсуждавших во-
просы о «борьбе молодежи за свободу и
лучший мир».

Председатель комиссии по вопросу 06
‹участни молодежи в войне против фанкиз-
ма» польский делегат Витольд Лукашевич
рассказал, что в работе комиссии приняли
активное участие 70 делегатов. Многие
выступавшие отмечали, что молодежь Со-
ветского Союза, Англии, Америки, Китая,
Франции, Польши и’ других стран сделала
ненный вклад в дело победы над фашиз-
мом. Делегаты из колониальных стран го-
ворили о борьбе молодежи в их странах за
лучие условия жизни и свободу, против
колониального угнетения: Делегаты при-
зывали порвать всякие отношения с фа-
шистскими правительствами Испании, Пор-
тугалии ‘и Аргентины.

‚ «Вывод, который можно сделать из на-
ших дискуссий, — сказал Лукашевич, —
состоит в следующем: война убедила нас
в том, что только при помощи совместных
усилий Об’единенных наций могла быть
достигнута победа над фашизмом. Моло-
дежь играла в этих усилиях выдающуюся
роль, и она будет бороться за то, чтобы
все народы имели право жить свободной
жизнью, независимо от их расовых, надио-
нальных и религиозных различий».

Делегат испанской республиканской мо-
лодежи Аскарате, который был председа-
телем комиссии по вопросу о борьбе с
остатками фашизма, сообщил  конферен-
нии, что в этой комиссии была предостав-
лена возможность высказаться делегатам
тех стран, которые нострадали от дикта-
туры фашизма. Комиссия считает, что
франкистская Испания является убежищем
для фашистских преступников и что, пока
будет существовать фашизм в Испании, он
будет представлять серьезную угрозу ми-
ру. Исходя из этого, комиссия предлагает
потребовать полного разрыва дипломати-
ческих, экономических и культурных отно-
шений с фашистской Испанией, немедлен-
ного освобождения политических заклю-
ченных в Испании, в частности 72 предста-
вителей молодежи, которым грозит рас-
стрел. Для расследования положения в
Испании и ужасов франкистских концен-
тращионных лагерей комиссия предлагает
послать специальную делегацию. Аскарате
предложил также, чтобы на следующей
конференции Об’единенных наций был по-

ставлен вопрос об исключении из этой ор-
ганизации Аргентины.

Делегат Чехословакии Гайек рассказал
о работе третьей комиссии, обсудившей во-
прос об «участии молодежи в. строитель-
стве прочного и длительного мира». «Выво-
ды комиссии,—сказал он,-заключаются в
следующем: во-первых, мир неделим, и
нало бороться против всех реакционных
элементов, пытающихся нарушить мир;
во-вторых, основой прочного мира является
выполнение устава Об’единенных наций,
который признает в качестве главного усло-
вия мира свободу всех нащий, в том числе
и колониальных; в-третьих, производство
атомной бомбы не должно оставаться моно-
полией какой-либо одной державы и долж-
но находиться под контролем Об’единенных
нажий. Открытия в области применения
эломной энергии должны использоваться
для мирных целей всех народов. В-четвар-
тых, комиссия подчеркивает . требование
итальянской и румынской делегаций, чтобы,
их страны были допущены в состав орга-
низации Об’единенных наций».

Руководитель албанской делегации Па-
грами сделал сообщение о работе комис-
сии по вопросу об участии молодежи в вос%
становительной работе в странах, опусто-
шенных фашистскими захватчиками. По
мнению этой комиссии, молодежь должна
быть представлена в, ЮНРРА и других ор-
ганизациях, имеющих целью помочь постра-
давшим от войны странам. В докладе со-
держалось предложение установить между-
народный день молодежи. В этот день мо-
лолежь будет работать, (и заработанные
средства пойдут на восстановление разру-
шений.

Конференция в принципе утвердила  до-
клады руководителей комиссий и, по пред-
ложению советского делегата Ольги Че-
четкиной, приступила к обсуждению ‚0б-
щей резолюции. 2

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Вчера на
вечернем заседании Всемирной конферен-
ции молодежи была принята за оснюву об-
щая резолюция по первому вопросу поряд-
ка дня: «Борьба молодежи за свободу и
лушпий мир» с тем, чтобы по внесении по-
правок утвердить ее на следующих засе-
дланиях. Затем были заслушаны доклады
ряда делегаций по второму вопросу пове-
стки дня — «Послевоенные нужды молоде-
жи». Доклады на эту тему сделали пред-
ставители канадской, индийской, норвеж-
ской, польской и итальянской делегаций,
руководитель делегации Советской Украи-
ны Костенко и делегат латино-американ-
ских стран.

20 лет государственного

УЛАН-БАТОР, 3 ноября. (ТАСС). Мон-
гольский народ отмечает 20-ю годовщину
органоз здравоохранения Монгольской На-
родной Республики. Начало государствен-
ной заботы о здоровье населения было
положено в 1925 году, когда по постансв-
лению правительства был создан департа-
мент здравоохранения при министерстве
внутренних” дел. С этого времени в быт
монголов внедряется медищина, создэются
лечебные учреждения.

В виду того, что тибетская медицина ме-
шала развитию здравоохранения в респуб-
лике, решением шестой сессии Великого
Хурала МНР в 1930 году она была снята с
бюджета, и научная европейская медицина
была признана государственной. Было соз-
дано министерство здравоохранения, кото-
poe приступило к организации широкой сети
лечебных учреждений и подготовке нацио-
нальных медицинских кадров.

В настоящее время в республике имеется
30 больниц на 2.360 коек, 52 амбулатории,
234 фельдшерских пункта, 24 консультации,
туберкулезный и венерический диспансеры,
туберкулезный санаторий «Сельба». В этих
лечебных учреждениях работают 130 врачей
и 1.230 средних медицинских работников.
Широкой известностью в республике поль-

зуются имена монгольских врачей Тепель-

ма, Шагдар Сурун, Дагзыма и Тамап.

За один только 1944 год 32.000 аратов
получили квалифицированную медицинскую
помошь в стационарных лечебных учреж-
дениях, 60.000 человек оказана помощь на
дому. Больницы оборудованы рентгенов-
ской и физиотерапевтической аппаратурой.
Наличие широкой. сети больниц и медицин-
ских пунктов обеспечило резкое сокраще-
ние инфекционных заболеваний. За послед-
ние. 10 лет в стране не было отмечено ни
одного случая заболевания натуральной

здравоохранения в МНР

оспой, уносившей в прошлом тысячи жиз-
ней. и

Большое внимание уделяется санитарно-
му просвещению аратов, Проводятся лек-
ции и беседы на медицинские темы, выпу-
щены специальные кинофильмы, широко
применяюжся различные профилактические
прививки. Тысячи аратов лечатся на курор-
тах в окрестностях Улан-Батора, богатых
лечебными минеральными источниками.

За истекшие 20 лет правительство МНР
ассигновало на здравоохранение 1.006 млн.
тугриков. Ведется серьезная работа по
подготовке медицинских кадров на меди-
цинском факультете Уланбаторского госу-
дарственного университета и в медицинском
техникуме, который выпустил уже 424
фельдшеров. На медицинском факультете
Уланбаторского университета обучаются
200 человек. В 1947 году состоится первый
выпуск монгольских врачей.

“Большую помощь в развитии дела здра-
воохранения в МНР оказывает Советский
Союз, посылая врачей, больничное обору-
дование и медикаменты. Премьер-министр
маршал Чойбалсан в одном из своих вы-
ступлений, касаясь роли СССР в организа-
циы здравоохранения в МНР, заявил: «Ох-

а здоровья нашего народа путем рас-
пространения научной медицины означает
огромный рост культуры в стране, рост на-
селения, воспитание из молодежи и детей
цветущих граждан. Именно потому, что для
нас это является одной из важнейших за-
дач, наш великий друг — Советский Союз
особенно помогает нам в быстром расшире-
нии дела здравоохранения в нашей стране».

Правительство МНР отметило заслуги
работников здравоохранения, наградив 160
врачей, фельдшеров и медицинских сестер’
орденами и медалями ‘республики.

Письма с Тихотю океана“

4. В Дайрэне

Дайрэн, или, вернее, Дальний, как до
сих пор значится этот порт на всех боль-
ших картах мира, в том числе Ha
английских, отделяют от Порт-Артура
сорок километров живописной дороги,
проложенной вдоль берега моря вплот-
ную к горам, на которых сорок лет на-
зад шли сражения. На пути ветречаются
два пробитых в скалах тоннеля, далее,
нримерно на полпути, оживляет карти-
ну голубая бухточка с песчаным пля-
жем, который называется  почёму - то
Жемчужным, и веюду по обе стороны от
дороги. теснятся крошечные плантации
китайцев, такие аккуратные и`чистень-
кие, будто ‘их владельцы, совершая
утреннее омовение, заодно моют и вы
тирают свойм полотенцем каждый лист
таоляна. На взгляд иностранца это вы-
глядит, конечно, очень мило, но в дей-
етвительности подобное, чуть ли не юве-
лирное, искусство китайских крестьян
об’`ясняется невероятной теснотой, ску-
ченностью и малоземельем.

Земли в этих миниатюрных долинах
так мало, что китайцы с некоторой оби-
дой и жалостью смотрят на полотно
асфальтированной дороги, по которой
движетея нали автомобиль, — не будь
этой дороги, китаец мог бы выкроить
для себя еще несколько локтей драгоцен-

‚ной земли. То и дело видишь, как моно-

тонно кланяетея китайский земледелец,
качая насосом воду на свой участок, или
тащитея © тележкой на каменистый
склон горы, где чудом зеленеют такие же
несерьезные, игрушечные посевы. В те-
лежке — все та же земля. Ве поднимают
наверх, чтобы ровным слоем высыпать
на скалу и хоть немного увеличить слой
насыпного, искусственного грунта.
Через несколько минут перед нами

*) См. «Известия» от 1, 2 и 3 ноября.

открылся вид на порт Дальний, переиме-
нованный японцами в Дайрэн.

Ныне это громадный город европей-
ского тина с широкими улицами, высо-
кими каменными домами, круглыми лаю-
щадями, от которых радиусами тянутся
во все стороны нарядные, удобные для
движения всех видов транспорта маги-
страли. Дальний с его 700-тысячным
населением и громадным портом, при-
влекавиим к себе okear ие корабли
под флагами всех стран мира, несмотря
на все усилия японцев, так и осталея го-
родом интернациональным. В архитек-
туре его нет ничего типично’ японского,
все ‘стили в нем смешаны беспорядочно,
от готики до сухих, оголенных домов в
манере Корбюзье, и, как некий символ
насилия и угрозы, выделяется среди них
зловещее, угрюмое, цвета Запекшейся
крови здание японского Верховного су-
да, при взгляде на которое вспоминаень
древние слова: «Оставь надежду, всяк
сюда входящий! Планировка города
очень удобна и разумна, видно, что
строить его начинали по хорошо проду-
манному плану. Основу города Даль-
него положили в начале этого века рус-
ские инженеры и градостроители.

Лишнее свидетельство 0 TOM я Ha-
шел случайно в переведенной с англий-
ского языка книге Эллиса Бартлетта,
которого трудно заподозрить в симпа-
тиях к русским, так’ как ‘Бартлетт в
1904—05 гг, в качестве корреспонден-
та иностранной газеты находился на сто-
роне японцев, при главной квартире ге-
нерала Ноги. (Заслуживают внимания,
кетати, следующие слова из его преди-
словия к книге: «История осады Порт-
Артура — это, отзначала до конца, тра-
гедия японского оружия; только история

осады, составленная по официальным
документам Главной квартиры, может

раскрыть все тактические ошибки › япон-
eB, HO подобная история едва ли по-

\-

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 НОЯБРЯ 1945 г. № 261 (8371)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ Д В ТРУДЯЩИХСЯ СССР... se

ЕПУТАТО!

Окончательные результаты
референдума во Франции

ПАРИЖ, 3 ноября. (ТАСС). По данным
министерства внутренних дел, результаты
референдума, проведенного 21 октября, та-
ковы: утвердительный ответ на первый во-
прос дали 18.597.010 избирателей, отрица-
тельный — 697.894 избирателя.  Утверди-
тельный отвег на второй вопрос дали
12.804.545 избирателей, отрицательный —
6.450.480. избирателей.

Эти данные считаются окончательными,
хотя еще не получены сведения из не
скольких французских владений; которые
незначительно изменят общие итоги.

Итоги муниципальных
выборов в Англии

ЛОНДОН, 3 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, согласно последним
данным об итогах муниципальных выборов,
избрано 2.977 лейбористов, 835 консервато-
ров, 111 либералов, 501 независимый и 22
коммуниста.

Лейбористы победили в 22 из 28 муни-
ципальных районов Лондона. Еще немз-
вестны результаты выборов по нескольким
избирательным округам,

Решение палаты представителей США
о составе американского флота
после войны

ВАШИНГТОН, 3 ноября. (ТАСС). Пала-
та представителей СИТА единогласно одоб-
рила 30 октября резолюцию, в которой го-
ворится, что конгресс высказывается за
то, чтобы после войны флот США состоял
минимум из 3 крупных авианосцев, 24 бо-
лее мелких авианосцев, 10 легких авианос-
цев, 79 конвойных авианосцев, 18 линко-
ров, 3 крупных крейсеров, 31 тяжелого
крейсера, 48 легких крейсеров, 367 эсмин-
цев, 300 конвойных эсминцев, 199 подвод-
ных лодок и достаточного количества са-
молетов, вспомогательных судов и лично-
го состава, которые необходимы для та-
кого флота.

Японским промышленникам
оплачиваются «убытки
во время войны»

ЛОНДОН, 3 ноября. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер сооб-
щает из Токио, что японское министер-
ство торговли и промышленности об’явило
1 ноября, что сумма государственных ком-
пенсаций японским военным компаниям
(работавшим на нужды войны) за «убытки
во время войны» составляет 42 млрд. иен,
или около 2.625 тыс. фунтов стерлингов.
Однако, согласно заявлению этого мини-
стерства, министерство финансов  утвер-
ждает, что эту сумму` следует увеличить
до 50 млрд. иен, учитывая «снижение ва-
лютной стоимости капиталов в связи с
окончанием войны». i

О ликвидации комитета
«Свободная Германия»

2 ноября 1945 года, вблизи гор. Москвы,
состоялось заседание Национального” Ко-
митета «Свободная Германия» совместно с
бюро входящего в его состав «Союза Не-
мецких Офицеров». На этом заседании по
докладам президента Национального Ко-
митета «Свободная Германия» Эриха Вай-
нерта и президента «Союза Немецких Офи-
церов» фон Зайдлица было единогласно
принято следующее решение: \

«Национальный Комйтет  «Свободвая
Германия» и примыкающий к нему «Союз
Немецких Офицеров», ставившие себе
целью сплочение немецких антифашистов,
находящихся в СССР, для борьбы против
гитлеровского режима и за демократиче-
скую Германию, считают, что в условиях
полного разгрома гитлеровского государ-
ства и развертывания в Германии деятель-
ности демократического блока антифаши-
стских партий дальнейшее существование
Национального Комитета «Свободная Гер-
мания» и «Союза Немецких Офицеров» яв-
ляется излишним и постановляет: «Нацио-
нальный Комитет «Свободная Германия» и

«Союз Немецких Офицеров» распустить,
издание газеты «Свободная
прекратить».

явится в свет, пока настоящее поколе-
«Подобная
не могла появиться
и не появилась в свет, но каждому исто-
рику кампании 1904—05 гг. известно,
штурмовали русскую кре-
И
близки были к истощению евоих сил, п
лишь предательство Стесселя и ему по-
добных привело к сдаче русскими Порт-
затем и проигрышу всей

ние не сошло со
история», конечно,

сцены».

что японцы
поесть одиннадцать долгих месяцев

Артура, a

войны).

Итак, Эллис Бартлетт сорок лет назад

писал в своей книге

«Оставляяя в стороне всякие сообра-
международной этики, беспри-
страстный наблюдатель не может не вос-

жения

хищаться тем, что создала Россия в та-
кой небольшой период времени. Где 8 лет
тому назад Россия не налила ничего, кро-
ме жалких китайских деревушек и отдель-
ных фанз, там она оставила после себя
железную дорогу, могущественную кре-
пость, снабженную доками, арсеналами и
фортами, а также коммерческий порт и
убежище для судов в Дальнем... Crpou-
тель, составивший проект Дальнего, мо-
жет гордиться своей работой. Красивый
город, хорошо расположенный, гнездится
на берегу моря, охваченный поднимаю-
щимися вокруг высотами; отличная га-
вань может вмещать суда большой вели-

щищают гавань от сильных ветров и 0б-
разуют безопасные якорные стоянки для
самых огромных судов мира. Бессчетное
количество бетонных глыб, заготовленных
в Дальнем, показывает, что русские со-
бирались широко развивать дело культу-
‚ры, обращая пустынную китайскую тер-
риторию в благоустроенный край. Краси-
вые здания, в которых применена вся
роскошь современного комфорта, роели
очень быстро, пока Дальний с своими
домами из красного кирпича и хорошо
мощеными дорогами не стал похожим
на приморсжщий город... Большой театр
строилея биз бере моря; были уже
построены — собор, больница и городекое

Германия»   нию Норвежского телеграфного бюро, суд

чины... Отличные молы и волноломы за-

Газета „Фрон насьональ“ о допросе Кейтел

ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Как извест-
но, 18 октября Эттли, выступая в палате
общин, сказал, что он не может предать
гласноста заявление бывшего начальника
генерального штаба немецкого верховного
командования Кейтеля, сделанное им во
время его допроса, так как Фимелось мно-
жество показаний подо@пого рода, сделан-
ных немецкими высшими офицерами. Эти
офицеры, возможно, действовали таким о0-
разом по причинам подозрительного харак;
тера, и поэтому опубликование нескольких
частных показаний могло бы привести к
неправильным выводам».

Газета «Фрон насьональ», считая мнение
английского премьер-министра «необосно-
ванным и неубедительным», опубликовала в
номере от 1! ноября полный текст допроса
Кейтеля, заимствованный гаветой «из офи-
циального доклада», ;

«Вопрос: Была ли Германия подготовле-
на к мировой войне в момент мюнхенского
кризиса? :

Ответ: Нет, так как до того момента мы
еше не провели никакой стратегической и
тактической подготовки.

Вопрос: Если бы Франщия и Англия не
согласились на мюнхенское предложение,
произвела бы тогда Германия военное на-
падение?

Ответ: Я думаю, что это было малове-
роятным, так как, — я уже об этом гово-
рил, — в тот момент мы не были подготов-
лены к войне, и особенно если бы Франция
выполнила свои обязательства в отношении
Чехословакии». .

Далее Кейтель заявил, что «когда в мае
1938 года немецкие войска оккупировали
Австрию, то обсуждался вопрос об опас-
ности проведения мобилизации в Чехосло-
вакии, и сам Кейтель сообщил фюреру,
что если бы Чехословакия провела моби-
лизацию, то Германия не смогла бы занять
Австрию». Приводим далее продолжение
официального ‘доклада:

————————

Протест, против издания фаш

ХЕЛЬСИНКИ, 3 ноября. (ТАСС). Газе:
та «Вапаа Сана» напечатала заметку, в ко-
торой говорится:

«Мы, и Борго (Порво), крайне уди-
влены, на каком основании в Городе про
должает издаваться фашистская газета
«Ууси маа». Хотя из заголовка этой газеты
и удалена фашистская эмблема — медведь,
однако редакция и правление газеты про-
должают оставаться прежними. До сих пор
главным редактором газеты «Ууси маа»,
являлся один из активных организаторов
Мянтсялевского мятежа в Борго ювелир
Хопеа. Недавно Хопеа перешел на долж-
ность председателя правления этой газеты.

Бывшие помощники главного редактора
теперь стали редакторами газеты. С разре-
шения этих редакторов в Типографии «Ууси
маа» в своё время были напечатаны прово-

Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене .

ЛЮНЕБУРГ, 2 ноября. (ТАСС). Сегодня
в начале утреннего заседания допрашива-
лись свидетели Владислав Ракоши и Ма-
риан Татарчу, бывшие заключенные, выз-
ванные в суд защитой для подтверждения
невиновности подсудимого Пкланского.
После допроса этих свидетелей еуд при-
ступил к допросу подсудимой Коппер.

В 1940 году Коппер была арестована
гестапо в Польше за хранение антигитле-
ровских листовок и около четырех лет со-
держалась в разных концлагерях. В декаб-
ре 1944 г., находясь в Бельзене, она была
назначена помощником старосты барака,
позднее старостой, а затем перешла на ра-
боту в лагерную полицию.

Коппер жестоко истязала заключенных,
Свидетельница Гутерман рассказывает слу-
чай, когда Коппер заставила заключенную
Фишер стоять продолжительное время на
коленях в снегу без обуви. В результате
этого Фишер заболела и вскоре умерла.
Ставить на колени без обуви в зимний хо-
лод было излюбленным способом Коппер
истязать свои жертвы.

Только после этого подсудимая была вы-
нуждена признать, что она действительно
заставляла заключенных стоять в мороз на
коленях.

В своих предварительных показаниях об-
виняемая Коппер изобличала aries под-

Смертный приговор квислинговцу Педерсену

ОСЛО, 3 ноября. (ТАСС). По сообще-

присяжных засвдателей в Ставангер вы-

управление. В городе бул разбит парк ©
местом для тенниса, кегельбанами, ку-
пальнями и другими разваечениями. За
городом находилея зоологический сад, из-
любленное убежище местных обывателей
в знойный летний полдень, когда малей-
шая тень листвы уже дает облегчение
человеку, находящемуся Ha раскаленной
почве Ляодуна».

Так в описании 9. Бартлетта выгля-
дел город Дальний в начале этого века.

Пожалуй, и ныне я могу лишь повт9-
рить его картинное описание. Но японцы
делали все, чтобы Дальний стал или, но
крайней мере, казался «Дайрэном», горо-
дом японского духа.

Напомню, что главной целью нашего
приезда из Порт=Артура в порт Дальний
было желание отыскать одного из немно-
гих оставшихся в живых свидетелей и
участников обороны Артура — русекую
женщину, сестру милосердия, пробыв-
шую в крепости все дни осады. 0, как
трудно было найти ее в громадном горо-
‚де, который буквально вышел из берегов
при появлении наших войск, веселился,
бурлил, сжеминутно вокипал новыми и
новыми шествиями, демонстрациями, ми-
тингами. Мы метались из квартала в
квартал, спрашивая всех вотречных на
всех языках, которыми хоть немного
владели, но в этом сплошном карнавале
веселья нас мало кт^ слышал, улицы
неслись мимо нас потоками разряженных,
кто во что горазд, китайцев, китайских
юношей, китайских народных актеров,
комедиантов, циркачей, надевших теат-
ральные маски или размалевавших лица
гримом невероятной пестроты и диковин-
HOCTH.

На улицы высыпали китайские бродя-
чие оркестры, музыканты с барабанами,
гонгами, свистульками, трубами, издавав-
шими пронзительные, резкие, непривыч-
ные для европейского уха звуки, в кото-
рых мы едва могли различать чистую, но
залерявшуюся в хаосе‘струю мелодии. Все

это пело, кричало. приплясывало с тем
большим ликованием и азартом, что в го-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛ Dow ВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-; Военного—К 5-88-59 и К 3-39-70; Информа ционного — K 4-7

; ТРУДЯЩИХСЯ ССС

Я Суд над венгерским военным
преступником Бардоши

«Вопрос: Консультировался ли с вами фю-
рер до встречи его с Чемберленом OTHO-

о пеню п ермании? БУДАПЕНПИ, 2 ноября. (ТАСС). Как пе-
сит.

редает будапештское радио, Ha третьем за-
Ответ: Нет. Ему хорошо были известны селании суда по делу венгерских военны
чисто маТериальные возможности страны, И  преступников председатель суда  зачита
он знал, что в момент Мюнхена мы не бы  два письма известного венгерского деяте-
ли подготовлены к войне, ля Байчи-Жилинского (впоследствии уби-
Вопрос: Каковы были. бы военные пос- того фашистами), который rig rome
ледствия, если бы Англия, Франция и Со- Бардоши против вступления грии в
ветокий Союз стали на сторону Чехосло-  войну на стороне Германии. о
вакии и если бы были прерваны переговоры Допрошенный судом в качестве св Я
с Германией и Италией, которые привели кгля бывший начальник re hae ;
мюнхенскому пакту? рального штаба Сомбатхейн  Ференц a
дительно ответил на BOMpOC, BMHOBeH mE

Ответ: Против подобной коалиции воен- Не,
ные силы Германии были бы совершенно Бардоши в том, что участники преступ ый
ло  ний в г. Нови-Сад не были привлечены №

неравными. Выступить в тот момент бы

бы безумием Из дальнейших показач

ответственности.
устанавливается, что Бар-,

ний свидетеля

прое нал ур Coe Stun gyunn phccesouvre при
ого ыы в Нови-Сад тому же лицу,
ской целью мюнхенского пакта? организовал.

Ответ: Ла. Чехословакия  рассматрива-  БУДАПЕШТ, 3 ноября. (ТАСС). Буда-
лась как возможная военная база для Со-  пештское радио сообщает, что четвертый
зетского Союза со всеми вытекающими  день суда по делу Бардоши начался чте-—
самыми опасными стратегическими” пос`  нием ряда письменных показаний, посла
ледствиями». чего суд заслушал речи обвинителей.

На следующий день Кейтель уточнил  Прокурор Феньеши Ференц в своей речи:
свое заявление: «Я желаю добавить кое- потребовал сурового приговора подсудимо-
что к сказанному мною вчера относитель-   МУ. Он указал, что весь венгерский народ
но. военной подготовки’ Германии в ТОТ требует, чтобы обвиняемый рн вовмез
период. Если бы вместо Мюнхенской кон- дие за oe ee перед родино: pee
ференции произошло об’единение Англии,  Прокурор Салаи Шандор в re о ci
Франции и Советского Союза, то для Гитле-   нительной речи, касаясь попыток prow
ра было бы совершенно невозможно на-  оправдаться тем, что он действовал под.
вести удар». , немецким давлением, Я это сам

`Комментируя этот документ, ` газета   Бардоши ти ыы И одни el take
«Фрон насьональ» пишет: «Этот документ, ae ca) peacenrine о nae
вошедший в историю, подчеркивает, Какая мил преступления, совершенные Бара
опасность могла бы снова угрожать нашей И ahaa a ee tetas tee te ea
стране, если бы’ сторонникам западного О в Cons державам:
блока удалось навязать свою ЕН ak убийслва в Нови-Сад и издание
тео — это лишь простая ма tee f
ен лжи. а к чему эта ни oer Политика их

ардоши и Каллаи, сказал прокурор, увен
EE От   чалась бандитским режимом Салаши. По-
литика Бардоши подготовила этот режиму
Венгерский народ, который, наконец, моч
жет высказать свое мнение, требует воз-
онные листовки эстонских фашистов.   мездия за все страдания, которые причи-
Ge sae знает весь город. Странно, что в Нили eMy HSMCHHHKH, подобные Бардоши,
таком маленьком городе в’условиях сэрьез- Обращаясь к народному at прокурор
ного бумажного кризиса издаются две га- призывает его вынести суровый приговор,
зеты, Если одну газету читает большинст- который показал бы всем тем, кто еще по-
во населения, то другую, фашистскую, чи:   Пытается совершить преступления п

тают лишь бывшие члены ИКЛ (финская
фашистская партия). Спрашивается, нужно
ли издавать такую газету?».

<В типографии «Ууси маа», — говорится
далее в заметке, — печатаются, какх и

раньше, различные агитационные материа- Похороны Н. I. Хмелёва

лы. Государственным властям следовало бы Вчера трудящиеся Москвы провожали в
внимательно оэнакомиться с деятельностью   следний путь выдающегося мастера co-
таких редакций и типографий. Партия икл ветского театра, народного артиста СССР
еще не умерла, хотя эта организация и при- Н., П. Хмелева.
творяется мертвой. Она выжидает лишь реб, установленный. в зрительном зале
удобного случая». , МХАТ, утопал в цветах. Возложены вен-
ки от Комитета по делам искусств, Моссо-
вета, Комитета по Сталинским премиям,
Всероссийского театрального общества,
Всесоюзного общества культурной связи
судимых в различных преступлениях. В с заграницей, всех театров столицы, Воен-
связи с этим при личном допросе Коппер  но-Воздушной академии имени Жуковско-
защитники задали ей целый ряд вопросов,   го, Союза композиторов, учебных заведений.
всячески стараясь незначительными проти-  У гроба несли траурную вахту ближай-
воречиями в ее ответах опорочить данные   шие товарищи Н. П. Хмелева, его друзья,

истсной газеты в Финляндии

жать свою преступную деятельность.
—Ю—

ею предварительные показания и тем са-  ученики, писатели, художники, офицеры
мым выгородить подсудимых. ; Красной Армии.
Защитник майор Грэнфилд своими вопро-  Траурное собрание открыл секретарь

сами пытался доказать нервное расстройст-   парторганизации МХАТ, народный артист
во Коппер и ослабление у нее памяти с тем,   республики М. И. Прудкин. Председатель
чтобы таким путем опорочить ее показания   Комитета по делам искусств при Совнарко-
в отношении подсудимой Грезе. Однако ме СОСР М. Б. Храпченко в своем высту-
Коппер подтвердила, что в рабочей коман- плении сказал:
де, где начальником была Грезе, ежеднев- — Перестало биться сердце боль-
но умирало до’30 человек. Об этой смерт-   шого художника. Николай Павлович
ности знали все в лагере, и Ирма Грезе по-   Хмелев ушел в пору яркого расцвета свое-
лучила за это гитлеровский крест «За бое-   го прекрасного таланта. Он ушел, ие успев
вые заслуги». осуществить многих` глубоких замыслов.

Защитник подсудимого Францио капитан   Огромна, невозместима утрата. Хмелев был
Робертс заявил, что Коппер не могла ви-  любим всей страной. В нём нашли отраже-
деть, как Францио расстреливал у кухии  ние лучшие черты советского артиста —
заключенных. На это заявление защитника   взыскательного художника, гражданина,
подсудимая отвечает: «Сколько же раз я  патриота. Он творил для народа. Создан-
должна утверждать, что видала из своего   ные им сценические образы являются луч-
окна, как раз’яренный ай стоя на  шим достижением советского театрального
ступеньках кухни, стрелял в Заключенных.   искусства. Хмелев был поистине чародеем
Я собственными глазами видела. по край-  сцены. Глубина и разносторонность его та-
ней мере 10 человек, убитых Францио». От-  ланта проявлялись и в режиссерской рабо-
вечая на вопрос других защитников, Коп-  те. Осуществленная им постановка пьесы
пер подтвердила, что обвиняемый Шрейер   «Последняя жертва» явилась крупной ху-
был эсэсовцем, хотя он это пытался отри-  дожественной победой. Продолжатель тра-
цать. диций К. Станиславского и Вл, Немирови-
ча-Данченко, являясь художественным ру-
ководителем МХАТ, он следовал заветам
своих учителей, он работал, творчески го-
рел до самых последних минут своей жиз-
ни. То, что Хмелев внес в театр, останется
в сокровищнице русского искусства, Его
имя будет стоять в ряду имен тех, кто со-
ставляет красу и гордость русской теат-
ральной культуры. .

ды владычества японцев такие праздники  Народный артист республики В. Стани-
цын огласил письмо И. М. Москвина, ксто-

для китайцев были запрещены. Во главе 1%
по болезни не мог присутствовать на

4 _ рый
шествий кое-где шли гимнасты На ВЫ6с9- Г анской панихиде.

нес смертный приговор квислинговцу Пе-
дерсену, бывшему начальнику квислингов-
ской тайной полиции в Ставангере.

ких ходулях, за ними ехали тележки, уб-  — Хмелев был нашим молодым вожа:
ранные флагами союзных стран — совет-  ком, — говорит народная артистка СССР
ским, китайским, американским, ангхий- А. К. Тарасова. — Актерская душа Хмеле-

ским, дальше двигались школьники с ма-  ва была прекрасна и чиста. Смерть этого
ленькими барабанчиками и с бумажными eae Sen came ae oe
pasate Китайской республики, & еще   “с надгробными речами выступили от нме-
дальше с пением и танцами тянулась 6е6-  ни Моссовета и МК ВКП(б) тов. П. Майо-
конечная, затопившая все улицы толпа, ров. режиссер созданного Хмелевым моло-
нарядившаяся в костюмы всех цветов и дежного театра им. Ермоловой В. Комис-
оттенков, так что город стал напоминать   саржевский, председатель Центрального
грандиозный театр, крышей которому слу-   Комитета профсоюза” работников искусств

= А. Покровский, от имени подшефной
жило синее южное неоо, а декорациями — МХА В i
оенно-Воз, м.
горы и море. Ш душной академии и

iS Жуковского — подполковник Л. Климен-

В каждой колонне несли портреты т0-  ко; от московских театров — Ю. Завадский.
варища Сталина, у иных в петлицах были  “А. Я. Вышинский, М. Б. Храпченко и ак-
медальоны с изображением Сталина, и вся  теры театра бережно подняли гроб и под
толпа кричала приветственное китайское   ЗЗУки траурного марша понесли его к вы’

ль z = ходу. Траурная процессия, растянувшаяся
nba ae Brel teens Ne cee на целый квартал, ре к кремато-
1 разднично наряди-   рию. Здесь с краткой прочувствованной
лись не только люди. речью выступил заслуженный деятель ис-
Ё ночи на всех углах появились ма-  кусств П. Марков.
ленькие палатки, освещенный круглыми ` В 4 часа дня состоялась М ТАСС)

бумажными фонариками, в которых теп-
хились свечи. В палатках стояли подносы
6 чайниками и чашки. Жители ближайших
домов; среди которых мы увидели с изум-
лением японцев и японок, предлагали на-
шим красноармейцам и офицерам отдох-
нуть и отведать китайского чаю. Одням
из забавных впечатлений этой намвной
радости осталась в моей памяти надпись
на русском языке над убогой лачужкой

ПирЕ вянет уч Кота иаолиЕЕЗЧМ ЕЗКУЗИИЕ ЕЕ

РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОБЕТА СССР.

(ПАЛ Е Ел EY

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 4 ноября 1945 г.
«ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС» — Театр киноактера (ки-

ии нозал), Метрополь, ее У
«Очень ® 16 DUK у у «НЕПОКОРЕННЫЕ», «ВСЕООЮЗНЬЫЙ ПАРА)
кань» спаойбо! Парикмахер Тоец ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ» — Метройоль.

ти x

TIE Cr Aras

Сормовский райком, ВКП 0), дирекция,
партийный комитет и заволехой комрте
профсоюзя завода «Красное Сормопо» глу- Й
преждевремен-

Только к вечеру через одного русского
человека, владельца гостиницы, мы узна-
ли адрес артурской сестры милосердия,

А,

боко скорбят по случаю

82-летней женщины, встретившей нас.   ной кончины нашего любимого земляка,
как своих, в тесной комнатке и спустя   народного артиста Советского › Союза
x, eC t
пять минут разговора сказавшей, сверкая Николая Павловича ХМЕЛЕВА
глазами: и выражают свое соболезнование коллек-
С м fer тиву МХАТ и семье покойного.
— Стессехя надо было убить! Секретарь Сормовского райкома

1 ВКП(б) Отвагин,
Директор завода Рубинчик.

Евгений КРИГЕР,
спец. корр. «Известий».

: on, ain 5, 2-37; Экономического—К 3-58-35 { 3-76-06; be у ях ик у
Советского строительства—К 3-98-77; Пропаганды-—К 5-23-20; Литературы и искусства К 0-51-27; Иностранного—К 3-01-08; Писем—К 3-75-17; Художественного—К 5-56-53. Издательство-— К 1-42-86, К 4-75-06. Прием ни нь мы aa ee
я мех >. : —90-15.

Б 17140.`

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площаль, 5.

родины, что народ не позволит им продол-