——щ^ Set

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

СРЕДА, 7 НОЯБРЯ 1945 г. № 263 (8873)

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

9-я годовщина

Доклад В. М. МОЛОТОВА Ha торжественном заседании Московс

(Продолжение. Начало на 1-й стр.). установил дружественные отношения с Великобрита-

_нией и Соединёнными Штатами, с Францией и Китаем,
с Польшей, Чехословакией и Югославией,—и почти со
всеми этими странами имеет теперь долголетние до-
говоры о союзе и взаимопомощи против возможной
новой агрессии со стороны тех государств, которые бы-
ли главными агрессорами в послед-
ней мировой войне. С нашей сторо-

десятки миллионов свиней и овец. Только прямой
ущерб, причинённый народному хозяйству и нашим
гражданам, Чрезвычайная Государственная Комиссия
определила в сумме 679 миллиардов рублей (в госу-
дарственных ценах).

Мы не можем забыть обо всём этом и должны тре-
бовать от стран, развязавших войну,.хотя бы частично-
го возмещения причинённого ущерба. Нельзя оспорить
справедливость этого желания советского народа. Не
следует и проходить мимо того, что решения Берлин-
ской конференции трёх держав о репарациях с Герма-
нии ещё не получили удовлетворительного движения
вперёд.

Однако, среди нас нет сторонников политики мести
в отношении побеждённых народов. Товарищ Сталин
не раз указывал на то; что чувство мести, как и чув-
ство возмездия за обиды, — плохие советники в по-.
литике и в отношениях между народами. Мы должны
руководствоваться в отношении побеждённых Hapo-
‘дов не чувствами мести, а тем, чтобы затруднить воз-
никновение новой агрессии и чтобы возможный новый
агрессор оказался в положении наибольшей изоляции
среди народов. Не обиды за прошлое должны руко-
водить нами, а интересы охраны мира и безопасности
народов в послевоенный период.

Бесспорно, что интересы обеспечения прочного мира
требуют, чтобы миролюбивые народы, обладали необ-
ходимой вооруженной силой. Это, во всяком   случае,
относится к тем странам, которые несут главную от-
ветственность за обеспечение мира. Но интересы охра-
ны мира не имеют ничего общего с политикой гонки
в вооружениях великих держав, что проповедуют за
рубежом некоторые особенно ретивые сторонники по-
литики империализма. В этой связи надо сказать об
открытии атомной энергии и об атомной бомбе, приме-
нение которой в войне с Японией показало её громад-
ную разрушительную силу. Атомная энергия ещё не
испытана, однако, на’ предмет ‘предупреждения. агрес-
сии или на предмет охраны мира. С другой стороны,
в настоящее время не может быть таких технических
секретов большого масштаба, которые могли бы
остаться достоянием какой-либо одной страны или ка-
кой-либо одной узкой группы стран. Поэтому откры-
тие атомной энергии не должно бы поощрять ни увле-
чений насчёт использования этого открытия во внешне-
политической игре сил, ни беспечности насчёт буду-
щего миролюбивых народов. у

Не мало шума идёт и вокруг создания блоков и груп-
пировок государств, как средства охраны определен-
ных внешних интересов. Советский Союз никогда не
участвовал в группировках держав, направленных про-
тив других миролюбивых государств. На западе же
попытки такого рода делались, как известно, не раз.
Антисоветский характер . ряда таких группировок в
прошлом также хорошо. известен. Во всяком случае,
история блоков и группировок западных держав сви-
детельствует о том, что они служили не столько делу
обуздания агрессоров, сколько, наоборот, подогрева-
нию агрессии и, прежде всего, со стороны Германии.
Вот почему бдительность в этом отношении со сторо-
ны Советского Союза и других миролюбивых госу-
дарств не должна ослабевать.

Восстановление мира во всём мире отнюдь не приве-
ло и не могло привести к восстановлению довоенного
положения в отношениях между странами. На какой-то
срок Германия, Италия и Япония вышли из состава ве-
ликих держав, дающих тон международной жизни в
целом. Следовательно, это правильно на тот период,
пока в отношении них действует со стороны союзников
об’единённый контроль, направленный против возрож-
дения агрессивности этих стран, но не мешающий,
вместе с тем, развитию и под’ёму этих стран в каче-
стве демократических миролюбивых государств. Не-
малое значение для будущего Европы имеет и тот
факт, что ряд фашистских и полуфашистских госу-
дарств повернули на демократический путь и стре-
мятся теперь установить дружественные отношения
с союзными государствами. Кажется ясно, что не
только не следует мешать, а необходимо содейство-
вать укреплению демократических начал в этих госу-
дарствах:

Нельзя не заметить, что и в лагере союзных стран
война привела к немалым переменам. Как правило, ре-
акционные силы здесь в значительной мере оттеснены
с прежних позиций, очистив дорогу для старых и но-
вых демократических партий. В ряде европейских
стран проведены такие коренные социальные `рефор-
мы, как ликвидация отжившего ‘свой век помещичье-
го землевладения с передачей’ земли малоимущим
крестьянам, что подрывает былую опору реакционно-
фашистских сил и стимулирует под’ём демократиче-
ского и социалистического движения в этих странах.
В некоторых государствах теперь поставлены в поря-
док дня такие важные Экономические реформы, как
национализация крупной промышленности, 8-часовой
рабочий день и др., что вносит новый дух и уверен-
ность в растущие ряды демократического движения в
Европе и за пределами Европы; Некоторые органы
реакционной печати делают попытки приписать прове-
дДение этих смелых демократических реформ, главным
образом, возросшему влиянию Советского Союза. Не-
состоятельность подобных аргументов очевидна, по-
скольку всем известно, что проблемы такого рода в
передовых странах Европы решались с успехом уже
и раньше.

Это не значит, что силы фашизма окончательно ли-
квидированы и с ними можно больше не считаться. Вы
все читали Крымскую Декларацию трёх держав 06
освобождённой Европе, где говорится: «Установле-
ние порядка в Европе и переустройство национально-
экономической жизни должно быть достигнуто таким
путём, который позволит освобождённым народам
уничтожить последние. следы нацизма и фашизма и с0-
здать демократические учреждения по их собственно-
му выбору». Надо ещё не мало сделать, чтобы обеспе-
чить правильное выполнение Крымской Декларацин.
Однако нет сомнения, ‘что ‘при всех отрицательных по-
следствиях, война с фашизмом, зЗакончившись победой,
во многих отношениях способствовала тому, чтобы
очистить политический воздух в Европе и открыть но-
вые пути для возрождения и развития антифашистских
сил, как никогда в прошлом. Такое положение, несо-
мненно, соответствует интересам миролюбивых госу-
дарств, и следует пожелать, чтобы в народах Европы
ещё больше укрепилось сознание необходимости «уни-
чтожить последние следы нацизма и фашизма».

Советский Союз всегда был верен политике укреп-
ления нормальных отношений между всеми миролюби-
выми государствами. За годы войны Советский Союз

ны ‘Делается всё для того,

‚шие отношения также с другими
странами, которые порвали с поли-
тикой вражды и недоверия к Со-
ветскому Союзу. Этому служит и
развитие
отношений нашей страны со всё
большим кругом иностранных госу-

ным решениям в новых условиях,
когда возникают всё новые пробле-
мы послевоенного периода? Неуда-
ча
министров явилась известным пре-
достережением на этот счет. Но за-
труднения в англо-советско-амери-
канской коалиции бывали и во вре-

сразу, коалиция трёх держав умела
находить правильное решение оче-
редной задачи в интересах всей ан-
тигитлеровской коалиции больших
и малых государств, считаясь так-
же с необходимостью дальнейшего
укрепления сотрудничества великих
демократических держав.

ско-американской коалиции,

ную ответственность за результаты

чтобы
нормализовать и установить хоро-

торгово - экономических

дарств. Усиливается и культурная
связь с ними.

Теперь происходит испытание
прочности англо-советско-амери-
канской антигитлеровской коали-
ции, сложившейся во время войны.
Окажется ли эта коалиция такой‘
же сильной и способной к совмест-

лондонского совещания пяти

мя войны. Однако хотя и не всегда

В этом году создана, наконец,
новая международная организация
«Об’единённые Нации». Она созда-
валась по инициативе англо-совет-
кото-
рая тем самым взяла на себя глав-

её будущей работы. Нам ясно, что
организация «Об’единённые Нации».
не должна быть похожа на Лигу

Наций, оказавшуюся совершенно
неспособной в вопросах противо-
действия агрессии и в органи-
зации сил сопротивления возникшей агрессии.
Новая организация не должна стать и ору-

дием какой-либо великой державы, так как претензия

на руководящую роль какого-либо одного государства
в общих мировых делах несостоятельна в такой же
мере, как и претензия на мировое господство. Только

HI.
Дальнейшее укрепление советского государства и развитие
советской демократии

Четырехлетняя война с Германией была испытанием
всех. сил советского государства. Советский Союз ©
честью выдержал это испытание. Снова и снова сбы-

лись ‘слова Великого, бессмертного Ленина:

«Никогда не победят того народа, в котором
рабочие и крестьяне в большинстве своём узнали,
почувствовали и увидели, что они отстаивают
свою, Советскую власть — власть трудящихся,
что отстаивают то дело, победа которого им и их
детям обеспечит возможность пользоваться всеми
благами культуры, всеми созданиями человече-
ского труда». (Аплодисменты).

Красная Армия вышла из войны со славой победи-
теля. Она окрепла, как вооружённая сила, и стала еще
сильнее своим советским боевым духом. Из её рядов
сейчас возвращаются домой, к мирному труду, мил-
лионы людей, которые так нужны колхозам, фабрикам,
заводам и всей нашей Родине, приступившей ныне к
осуществлению великих задач нового под’ёма социа-
листического строительства. Советский народ сплочен
теперь вокруг своей партии, как никогда раньше, и
организованными рядами идёт вперёд под руковод-
ством партии Ленина—Сталина. Это наше счастье, что
в трудные годы войны Красную Армию и советский
нарол вёл вперед мудрый и испытанный вождь Совет-
ского Союза — Великий Сталин. (Бурные, долго
несмолкающие аплодисменты. Все
встают). С именем Генералиссимуса Сталина войдут
в историю нашей страны и во всемирную историю слав-
ные победы нашей армии. (Бурные, продолжи-
тельные аплодисменты). Под руководством
Сталина, великого вождя и организатора, мы приступи-
ли теперь к мирному строительству, чтобы добиться на-
стоящего расцвета сил социалистического общества и
оправдать лучшие надежды наших друзей во всём ми-
ре. (Продолжительные аплодисменты).

Все знают, как сильно возрос международный авто-
ритет СССР. Это стало возможным благодаря воен-
ным, экономическим и политическим успехам нашей
страны. Год тому назад товарищ Сталин выразил это
словами:

«Подобно тому, как Красная Армия в длитель-
ной и тяжёлой борьбе один на один одержала
военную победу над фашистскими войсками, тру-
женики советского тыла в своём единоборстве с
гитлеровской Германией и её сообщниками одер-
жали экономическую победу над врагом».

Товарищ Сталин сказал также: «В ходе войны гит-
леровцы понесли не только военное, но и морально-по-
литическое поражение». Война всем показала, как
выросла и окрепла наша страна в военно-экономиче-
ском отношении. В неменьшей мере вейна показала и
то, как сильно вырос Советский Союз в глазах других
народов в морально-политическом отношении.

Мы пережили исключительные экономические
трудности в первые годы войны, и все-таки наша стра-
на оказалась способной обеспечить всем необходимым
нашу героическую армию, в том числе первеклассным
вооружением, превосходившим по качеству оружие
врага. Терпя лишения и невзгоды военного времени,
советские люди работали не покладая рук, и мы дол-
жны отдать должное нашим работникам в тылу, о0со-

и

дктябрьской Социалистической

кого Совета 6-го ноября 1945 г.

могло выдержать нашествие немцев в труд
ные 1941—1942 годы, разбить своими силами зарвав-
шегося врага, выбросить его из пределов своей тер-
ритории и, кроме того, оказать могучую помошь дру-
гим народам в деле их освобождения от иноземных
поработителей. В нашей стране нет теперь угнетенных
или неравноправных народов, которые еще недавно,
при режиме царизма, находились на положении коло-

совместные усилия тех держав, которые вынесли на Россия,

своих плечах тяжесть войны и обеспечили победу де-
мократических стран над фашизмом, только такое сот-
рудничество может содействовать успехам работы но-
вой международной организации на пользу длительно-
го мира. Для этого недостаточно высказывания доб-

рых пожеланий. Нужно еще доказать способность к
такого рода сотрудничеству в интересах всех миролю-
бивых государств. Советский Союз был и будет на-
дежным оплотом в защите мира и безопасности наро-
дов и готов это доказать не на словах, а на деле.
(Продолжительные аплодисменты).

бенно самоотверженной советской женщине и безза-
ветно преданной Родине советской молодежи. (Про-
должительные аплодисменты). Благо-
даря этому нам удалось поддержать жизненный уро-
вень нашего народа в трудное военное время.

Миллионы сынов рабочего класса были мобилизова-
ны и сражались на фронте. Но заводы и фабрики про-
должали работать, пополнившись новыми кадрами,
особенно за счёт женщин и молодёжи. За годы войны
построено немало новых заводов, электростанций,
шахт, железнодорожных путей, что делалось, главным
образом, в восточных ‘районах страны. Социалистиче-
ское соревнование и его новые формы поднятия произ-
водительности труда неизмелно оставались в центре
заботы передовых рабочих и всего рабочего класса.
Профессиональные союзы и другие рабочие организа-
ции вели напояжённую организаторскую и воспита-
тельную работу в рабочих массах. Рабочие и работ-
ницы работали больше, чем в довоенное время. В ре-
зультате этого многие трудности были преодолены.

Колхозное крестьянство показало в годы войны
свою политическую сознательность и колхозную орга-
низованность в сельском хозяйстве. Крестьяне и
крестьянки хорошо поняли теперь значение социали-
стического Соревнования в колхозах и многое сделали
для того, чтобы восполнить тот огромный урон, кото-
рый был нанесён сельскому хозяйству временным зах-
ватом немёцкими оккупантами части территории нашей
страны. Всё это дало нам возможность прожить годы
войны с надёжными запасами хлеба и обеспечить сель-
скохозяйственным сырьём необходимые предприятия
промышленности. Справиться с этой задачей было не-
легко, особенно если вспомнить, что ряды нашей
Красной Армии состоят в большей своей части из кол-
хозников.

Мы справились с задачами фронта и тыла в военное
время также потому, что и советская интеллигенция
зыполнила свой долг перед Родиной. Война наглядно
показала, чем стала интеллигенция за годы Советской
власти. Уже не слышно разговоров о старой и новой
интеллигенции. Эта проблема снята самой жизнью. В
подавляющем большинстве интеллигенция честно и
успешно выполняет свои высокие обязанности в деле
организации хозяйственной работы, в деле воспитания
новых кадров специалистов, в деле охраны здоровья, и
повышения культурного уровня населения. С большим
удовлетворением мы можем теперь сказать, что совет-
ская интеллигенция достойна своего народа и верно
служит своей Родине. (А пло дис менты).

Дружба народов Советского Союза окрепла за годы
войны. Наше многонациональное государство, с его
различиями в языке, быте, культуре и истории, стало
еще более сплочённым, и ещё более сблизились совет-
ские народы друг с другом. Никакое другое многона-
циональное государство не выдержало бы тех испыта-
ний, через которые мы прошли вогоды войны. Только
наше государство, где нет’ места эксплоатации челове-
ка человеком, где нет противостоящих друг другу
классов, а рабочие, крестьяне и ‘интеллигенция в ка-
честве равноправных граждан управляют как местны-
ми делами, так и государством, — только такое госу-
дарство, а отнюдь He старая дворянско-купечёская

ний и полуколоний. В советском государстве за всеми
народами признано право на независимость и свобод-
ноё национальное развитие, все народы воспитывают“
ся в духе дружбы и уважения. друг к другу, а также
признания заслуг каждого народа в соответствии с его
усилиями в деле развития своей национальной культу-
ры и в деле дальнейшего под’ёма ‘советского государ-
ства в целом.

В активности наших, бесчисленных ‘профсоюзных,
производственных, культурных, спортивных и других
рабочих организаций, в создании колхозов, об’единяю-
ших многомиллионное советское крестьянство на всей
обширной территории Советского Союза, в неуклон-
ном росте социалистического соревнования на фабри-
ках и заводах, в колхозах и совхозах, в шахтах и на
железных дорогах, — во всем этом виден расцвет
подлинно народного демократизма, которого мы не
знали в старое время и которого не может быть ви в
одном другом государстве, разделенном на классы
угнетателей и угнетенных, с чем уже давно покончила
Советская власть в нашей стране. В быстром росте
культурной жизни нашей страны и в том факте, что
теперь интеллигенция, как передовая и наиболее куль-
турная часть, слилась со своим народом, подняв, тем
самым, морально-политическое единство советского
общества на ещё более высокую ступень, — во всём
этом нельзя не видеть нового под’ёма советского де-
мократизма, окрыляющего нас новыми надеждами и
уверенностью относительно будущего нашей страны.
В том, что Советы обеспечили всем народам неуклон-
ный под’ём национальной культуры, активную заботу
о воспитании национальных талантов и растущую
дружбу и братскую взаимопомощь между равноправ-
ными советскими народами, чего не было в старой
России и чего ещё нет в других странах ни при режи-
мах монархии, ни при режимах республики, — в этом
мы видим всепобеждающую. силу советской демокра-
тии, её великое значение для действительно прогрес-
сивного развития народов. Мобилизующая сила совет-
ского демократизма и вдохновляющий на подвиги со-
ветский патриотизм особенно сказались в: годы войны.
Советские люди счастливы тем, что благодаря Октя-
брьской революции, спасшей нашу страну от низведе-
ния её в разряд второстепенных государств, были
освобождены скованные дворянско-буржуазно-поме-
щичьим режимом силы народов, получивших невидан-
ные ранее возможности развития на основе власти Со-
ветов. Вот почему в нашей победе над фашизмом мы
видим, вместе с тем, великую победу советской демо-
кратии.

В ходе войны советские люди должны были шагнуть
далеко за рубежи своей страны. Упорное сопротивле-
ние фашизма заставило наши войска вступить в преде-
лы ряда иностранных государств, ближе узнать жизнь
их сёл и городов и дойти на западе до таких столиц,
как Вена, Будапешт, Берлин. Во всех этих . государ-
ствах, в том числе и в тех, которые вчера были на сто-
роне фашизМа, советские люди легко нашли общий
язык с трудящимися классами и демократическими
кругами. От советских людей нельзя было, конечно,
ждать, чтобы они рассматривали, как своих друзей,
вчерашних врагов из лагеря слуг фашизма и из вер-
хушки общества, поддерживавшейся фашистской
властью, Конечно, знакомство с бытом других народов
принесет нашим людям свою пользу и расширит их
представления. Интересно, однако, что советские люди
возвращаются домой с ещё более горячим чувством
преданности своей Родине и советской власти. (Про-
должительные аплодисменты).

Советская власть сильна своей близостью к народу.
В отличие от парламентской демократии, советская
демократия носит действительно народный характер.
Советскому государству, как государству нового типа,
присущи поэтому задачи, которые несвойственны госу-
дарствам старого типа. Так, в обязанности советского
государства входят задачи политического воспитания
народа в духе защиты интересов мира во всём мире, в
духе установления дружбы и сотрудничества’ между
народами, что не только не исключает, а, наоборот,
предполагает необходимость разоблачения всяких по-
пыток подготовки новой агрессии и возрождения фа-
шизма, о чем нельзя забывать и в послевоенные годы.
По Советской Конституции является преступлением
проповедь вражды между расами и нациями, антисе-
митизм и Т. п., как не допускается в нашей печати вос-
хваление убийств, грабежей и насилий над человеком.
Такого рода «ограничения» в условиях советской де-
мократии столь же естественны, как, к сожалению,
естественными являются для некоторых государств
как раз противоположные вещи. В некоторых странах
свобода слова и печати всё ещё понимается так, что
продажным слугам фашизма не приходится даже
надевать маски, чтобы вести разнузданную пропаганду
агрессии и фашизма, хотя народы всех частей света
уже заплатили колоссальную цену своей кровью и ли-
шениями за допущенный ранее разгул мировой агрес-
сии и фашизма. Не каждому государству под силу
взять на себя задачу политического воспитания народа,
а когда фашистские государства брались за это, то #
выходило ничего другого, кроме насилия над духов
ной жизнью, культурой и правами народа. Преиму-
щества советской демократии доказаны особенно на-
глядно Советским Союзом в годы войны. СССР прошёл
через огонь военных испытаний и ещё больше окреп
как подлинно народное государство. Как известно,
особая ответственность за дело политического воспи-
тания народа в нашей стране лежит на большевистской
партии. Успехами в этом деле мы обязаны, прежде
всего, нашей великой партии. Вот почему советский
народ вкладывает глубокий смысл в слова о вожде
большевистской партии, говоря с признательностью и
великой любовью; «Наш учитель, наш отец, наш
вождь — товарищ Сталин». (Бурные, продолжи-
тельные овации. Все встают).

Мы приближаемся к новым выборам в Верховный
Совет СССР. Новые всеобщие выборы будут прохо-
дить после всех испытаний советского государства 1

(Окончание на 3-й стр.).