К
rao

НЫ
pow
AY]

НО
НЫЙ
CP.
CRE
po-
OX
пла
шей

upl-
CRUX
Гвен
вет
ЗНЫХ
B Ot
past
i.
pornos
[И Hd
i BO
re pas
ental
М
и 011
ово
nap)
oct
0 2 en
pow
3 Uf
МН
ного г
рег

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 НОЯБРЯ 1945 г.

Ne 265 (8875)

Люди подвига

Е Горнячка

Девушка с большими карими глазами
спешит в забой. На ней шахтерекая шля-
па и порыжелый брезентовый костюм. Лю-
ди рудника кланяются ей. -

— Здравствуй, Надя, — приветствуют
они.

У копра девушку радостно встречают
молодые горняки с карбилками в руках.
Вся группа дружно спускается в шахту.

Надя Егорова первой из девушек
Криворожья оставила учреждение, rye pax
ботала, и пошла восстанавливать шахту,
разрушенную немцами. Она увлекла 3&
собой подруг и. организовала женскую
бригаду каменщиков. Влали по шести ты-
сяч штук кирпичей в день, возводили

надшахтные здания, пилоны, копер, бето-
нировали.

Когда шахта была восстановлена, На-
дя первой спустилась в забой и стала
скреперисткой. Ношли за нею Нюра Се-
менцова, Галя Ященко, Дуся Данильчен-
ко. Рядом работали молодые бурщики,
крепильщики, слесаря. Надя приносила
газеты. В перерыве читала вслух. Так по-
шла производственная дружба и возникла
молодежная бригада.

Бригадир присматривалея к своему
труду и к труду подруг. Оказалось, что
рабочий день их не уплотнен. На скре-
перной лебедке были три сменных работ-
ницы и подеменщица, а мог ‘фаботать
только один человек. Надя проверила это
на себе. Справилась. Три человека пере-
шли на другой участок.

Слонялись без дела порой по забою и
другие члены бригады. Почему бы это
время не использовать для того, чтобы на-
грузить рудой вагонетку, буры принести,
побурить? Вспомнилея Егор Агарков, его
почин. Решили создать комплексную
бригаду, в которой каждый знал бы не-
сколько профессий. И вот в бригаде вме-
сто 39 человек осталось 23. Высвободи-
лись еще 16 человек, которым немедленно
нашлось место в новых забоях.

Прошел месяц. Оказалось, что бригада
не только не снизила, но и повысила про-
изводительность труда. Месячная про-
грамма была перекрыта в полтора раза,
каждый член бригады дал по две нормы.
Девушки заработали по полторы-—две ты-
сячи рублей.

Слава о смелой горнячке разнеслась
по всему поселку, потом — бассейну и
вышла за пределы его. Егор Агарков
прислал Наде теплое письмо и вызвал ее
на социалистическое соревнование. Ни-
колай Гнездилов, бурщик соседнего забоя,
по примеру Нади Егоровой создал свою
бригаду и также добился больших успе-
хов. Комплексные молодежно-комсомель-
ские бригады возникли в Марганцевском
бассейне.

А Надя не успокаивается на том, что
сделано. Личным примером она ведет
своих друзей в новым достижениям.

-—— Больше руды, товарищи, — говорит
бригадир, — больше руды, и отличного
качества! Е этому нас зовет страна.

2. Домна ветупает в строй

Домна еще в лесах. По канатной до-
роге бегут вверх кирпичи. Ha ‘голово-
кружительной высоте снуют люди. Укла-
дываются листы колошниковой площад-
ки, кроется крыша литейного двора, мон-
тируется газопровод горячего газа.

Охваченные небывалым  под’ёмом
строители завершают последние работы
по восстановлению самой мощной домны
завода имени Дзержинского.

Отступая, немцы подорвали ее. Смести-
лись три основные колонны, поддержи-
вающие шахту печи. Печь накренилаь.
Разрушены были также вся фурменная
зона, горное, газопровод... Е тому же
внутри домны сидел «козел» — остыв-
шая чугунная болванка весом в семьсот
с лишним тонн.

«Быстрее восстановим нашу родную
Дзержинку!№ — призывала партийная
организация. И строители взялись за, дело.

Надо было прежде всего устранить
крен печи. Это удалось. Мешал застыв-
ший Чугун. Его бурили, закладывали
взрывчатое вещество и рвали на куски,
которые вытаскивались лебедками. Брига-
ды тт. Грек и Бережного на двое суток
раньше срока восстановили броню горна
и фурменной зоны. Бригада т. Лазареви-
ча успешно справилась ¢ установкой
холодильников горна. Созхалась. возмож-
ность на семь суток раньше графика на-
чать кладку лещади печи.

В ‘предоктябрьеком соревновании от-
личилась бригада кяепальщиков т. Ягу-
бец. За короткое время бригада дала 8
тысяч заклепок.

Домна  механизируется.  Устанавли-
вается скиповый пох’емник.

‚За качеством восстановительных pa-
бот следит мастер Степан Романович
Стан. Четыре года назад со слезами на
глазах прощался о он © родной домной.
Четыре года бил немцев. И вот теперь
вернулся с боевыми орденами на груди.
# Степан Романович придирчив и строг.

— Домна должна быть лучше, чем
была до войны, — говорит он.

Кладка лещади печи — ответственное
дело. Кирпич к кирпичу притирается
здесь плотно. Шов между ними не дол-
жен превышать 0,5 мм.

Тов. Стан специальным щупом прове-
psi ширину шва. И если он входил в
шов, то контролер заставлял переделы-
вать работу снова.

Долгие годы работал Степан Романо-
вич мастером на этой домне, знает ее
характер, недостатки, капризы. Он рэв-
ностно настаивает на том, чтобы имею-
щиеся дефекты были полностью устране-
ны. Скоро домна вступит в строй. И вновь
вернется на старое свое ‘место герой
erm войны Степан Романович

тан.

3. Сталевары

Тысячи крупных золотистых звезд
каскадом взлетают вверх и лопаются ©
легким, сухим треском. Тонкая огненная
струя бежит в стаканчик и прямо на пол.

Берет пробу сталевар Сергей Спахенко.

— Полировать. :

Мастер мартеновской печи Евтихий
Артемович Хижняк поясняет:

— Искра крупная, значит, в металле
излишек углерода. Чтобы ускорить про-
цесс выгорания углерода, надо даль ру-
ды, полироваль плазку.

Напряженно трудятся сталевары мар-
теновского цеха А 2 завода имени Дзер-
жинского. В октябре сверх плана они
дали более пятисот тонн стали. Лучший
мастер плавки Федор Кириллович Вен-
Hera всегда перевынолняет нормы.

— У человека пристрастие до метал-
ла, — говорит о нем тов. Хижняк. —
Приходит он на работу за полтора часа.
Посмотрит в печь. Узнает; когда завалка
была, точно определит, что делать. За
шесть часов выдает скоростные плавки.

Немного отетал от Венжеги  сталевар
Алексей Евдокимов, соревнующийся с
ним. Хорошо идет Сергей Спасенко. За-
мечательно работает первый подручный
его Вася Зеленый, пришедший на завод
из школы ФЗО. ,

Под’ем среди мастеров-сталеваров, гё-
зовщиков небывалый. Да и как не радо-
ваться! Страна перешла к мирному тру-
ду, и цех перекрыл довоенные показате-
ли. б’ем стали с квадратного метра пода
печи в 1940 году составлял 4,4 тонны,
зв октябре этого года было снято
4,8 тонны. Расход жидкого чугуна Ha
тонну стали теперь ниже довоенного, &
выход тодного металла — выше,

Сталевары обещают дать сверх  про-
граммы новые сотни тонн первосортной
стали для нужд народного хозяйства
отраны.

С. МАКАРОВ,
co6. корр. «Известий».

г. ДНЕПРОПЕТРОВСК.

Подготовка к выборам в Верховный Coser

район Кировской области) проводить беседу.

Вышли к морю славные ребята,
Распростерлось море широко.
— Далеко ль, — спросили, — до
Кронштадта?

— До Кронштадта? Нет, недалеко!
Громче крикнуть, он услышит, зовы
И поможет, словно брат родной.

. Вон он ‘там, за дымкой бирюзовой,
За балтийской скорою волной.
Я от бури слышал о Кронштадте,
Он прославлен всюду на морях,

линина и „ФР, Безденежных направляются в колхоз

й

Coop. Агитаторы — учительницы Ф. Хые-

«Заветы Ленина» (Котельничекий
Фото А. Скурихина.

Ааканр поковыв Кронштадт

Вон —я вижу — он стоит в бушлате,
В бескозырке, ленты в якорях!

Он овеян бурею до лоска,

Все, что в море, для него — свое,
Если б доли не было матросской,
Он бы просто выдумал ее!

В Ленинград врага он не пропустит.
На бессменной вахте нелегко,

И сейчас, расправив черноусье,
Смотрит вдаль он. Море широко!

г. ЛЕНИНГРАД.

ЗНАЕТЕ ;

Демобилизованные. на. работе

Около двухсот’ демобилизованных на-
правлено на работу в советские учрежде-
ния города. Многие из них заведуют отде-
лами городского и районных исполкомов,
занимают руководящие посты. в наркома-
тах. В Наркомфине инвалид  Отечествен-
ной войны тов. Зуяне работает старшим
инспектором по ‘финансированию промыш-
ленности, Лейтенант Коробков сейчас яв-
ляется начальником управления  госдохо-
дов. Демобилизованный Пупурс назначен
заместителем председателя исполкома го-
родского Совета.

Восстановление старого города

Архитектурный совет республики 5 уча-
стием виднейших архитекторов разработал
проект восстановления старой Риги. Pas-
рушенные немцами наиболее ценные архи-
тектурные сооружения — Дом черноголо-
вых, церковь Петра и другие решено выст-
роить заново.

На берегу Даугавы на месте разрушен-
ных кварталов будет устроена главная’ го-
родская площадь и намечено. соорудить
здание городского Совета. В центре новой;
площади будет установлен памятник Побе-
ды — монумент в пятьдесят метров вы-
сотою.

Мебель «люкс»
Артели промкооперации начали  выпус-

От корреспондента
И Г е «Известий»
Она производится целыми гарнитурами: ра-
бочий кабинет, столовая, гостиная, спальня.
Мебель отличается большим изяществом,
красиво отделывается красным‘ деревом.
До конца’ года будет изготовлено сто
пятнадцать гарнитуров.

Молодые изобретатели

В ремесленном училище металлистов № 8
создан кружок изобретателей, которым ру-
ководит мастер Белошонок. На-днях учи-
лище отметило большой успех молодых
рационализаторов. Блестяще выдержал
испытание новый револьверный станок. Он
дает возможность поднять выработку в
шесть-семь раз. На вновь сконструирован-
ном станке — марка ремесленного учи-
лища. Сейчас изобретатели работают нал
цальнейшим его усовершенствованием.

Успехи пищевиков
Предприятия Наркомпищепрома
лики на два месяца раныне срока выпол-
нили годовую программу. До конца roma
они дадут стране сверхплановой продукции
на восемь миллионов зрублей. 28-й го’

респуб-

‚довщине Октября пищевики выпустили бо-

лее двух десятков новых сортов конфет и
шоколада.. 4
Значительно расширяет ассортимент то-
варов парфюмерная промышленность, By-
дут вырабатываться высокие сорта духов

кать мебель высокого качества — «люкс». и туалетного мыла.

ИННА
ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»

«Антигосударственная практика не пресекается»

Факты, приведенные в корребпонденции
под таким заголовком, опубликованной В
«Известиях» 27 октября, как сообщил про-
курор Харьковской области, государствен-
ный советник юстиции 3-го ранга тов. Па-
насюк, соответствуют действительности.
Предложено всем районным прокурорам

Харьковщины усилить борьбу с срывшика-
ми сдачи зерна государству.

Привлечены к ответственности предсе-
датель колхоза « ! мая» ‘Криворучко и
председатель ° сельхозартели  «Свитовый
Жовтень» Приходько (Печенежский район).

«Невыполненное обязательство»

Исполком Ростовского-на-Дону област-
ного Совета признал, что опубликованная
в «Известиях» 20 октября т. г. статья «Не-
выполненное обязательство» правильно от-
мечает неудовлетворительность обмолота и
хлебозаготовок в колхозах Ростовской об-
ласти. Члены исполкома областного
Совета выехали в районы, чтобы непосред-

ственно помочь в уборке хлеба и сдаче его
государству. Из городов и районов, окон-
чивших уборку, направляется рабочая сила,
посланы транспортные средства. ’Облис-
полком ‚обязал областной земельный отдел
изо дня в день контролировать ход обмо-
лота и сдачи хлеба и оказать практическое
содействие указанным в статье районам.

Мать

Ивану Дорохину, москвичу-инженеру,
уходившему на войну, кто-то из многочи-
сленных родных сказал в напутствие:

—- Возвращайся, Иван, победителем.

Мать пытливо взглянула в выновние
глаза.

И уже потом, на войне, когда на секун-
ду, быть может, закрадывалея в сердце
холодок страха, он вспоминал невыска-
занную просьбу матери Марины Иванов-
ны. Что сказала бы она, окажись он не-
стойким в борьбе или трусом? Всю войну
мать как бы была его совестью.

Иван почему-то вспоминал ее в строгом
темном платье, застегнутом на пуговицы
до подбородка, которое она надевала по
праздникам. А ведь он видел ее больше в
будничном, беспокойной и хлопотливой
хозяйкой.

И неудивительно: она вырастила и
питала десять детей.

Когда пришел в восемнадцатом году с
войны муж ее, Сергей Петрович, у Марины
Ивановны было семеро детей. Она их рас-
тила в большой нужде, но воспитывала по
всем правилам. Старшие учились в школе,
младшие помогали в хозяйстве.

Росли и входили в жизнь дети Марины
Ивановны. Анна пошла работать в Боль-
шой театр. И Наталью туда с собой увлек-
ла. Елена выучилась счетному делу, &
Анна-младшая стала мастерицей детских
игрушек. Каждый год кто-нибудь остав-
лял дом.

Иван Сергеевич—пятый у Марины Ивз-
новны. Подвижной, отзывчивый, он всегда
пользовался всеобщим уважением и лю-
бовью. Совсем маленьким пареньком Иван
ветупил в комсомол. Вее еще дома жили,
вогда он уехал со своими товарищами

вос-

at

}” комсомольцами на север рубить лес, от-
’, правились куда-то в глубину Архангель-
М’) ской области.

Это было зимой 1928 года.
Марина Ивановна волновалась не на

Zante
‘yl DYTRY 3a chtHa, HO Topauzach Hpanom. А

для него это была превосходная школа.

Комсомольские годы, боевые и суровые,
закалили, оставили отпечаток на всей его
дальнейшей жизни. Уже потом, будучи
коммунистом, он с 060бой теплотой вспо-
минах ‘благородный пыл комсомольских
тет.

Когда Иван учился в Экономическом ин-
ституте, мать бережно охраняла его покой.
Сядет сын заниматься, она детей к стар-
шей дочери отведет. По ночам сидит Иван
до света за столом, что-то чертит, без-
звучно шевелит губами, подсчитывая циф-
ры, а мать проснется и с нежностью смо-
трит на сына. Марина Ивановна чувство-
вала, что Иван будет дельным человеком.
Ей хотелось увидать его интеллигентом,
инженером.

И вот Иван ушел на фронт. Один пошел
воевать за всю семью. Николай остался
руководить колхозом, младший, Евгений,
поступил работать на Московский автомо-
бильный завод имени Сталина. Ушел Иван,
и, как тогда, проводив в Архангельск, за-
тревожилась Марина Ивановна. Сухими
пальцами натруженных рук перебирала
она листки его писем, сама не умея про-
честь мелкого почерка. .

Вдруг прекратились вести. Кто не ис-
пытал гнетущего чувства неизвестности?
Может, письма затерялись, а быть может,
и не жив уж?.. — так думала каждая
мать.

Через некоторое время в квартиру До-

рохиных снова принесли знакомый фрон-

товой треугольничек. Четыре густо испи-
санных странички сообщили радостное,
волнующее:

«Из госпиталя я выписался. Здоров.
Помирать, видно, не время еще. Пострахал
я. немного под Киевом. 06 этом надо pac-
сказать вам по порядку. Командование
поручило мне с группой бойцов проник-
нуть втыл немцев и ударить им в спину.
Пробрались, завязался бой. Разгромили
штаб немцев. И уже потом попали в 29-
щине, между двух сел в немецкое окру-
жение. У меня всего 60 бойцов, немцев
две сотни. Противник все сжимает кольцо.

Напряжение нервов дьявольское, нат-
роны вышли, бойцы смотрят на меня с
надеждой, ждут решения».

Валентина, младшая дочь Марины Ива-
новны, на секунду прервала чтение письма.
Она увидала строгое, побледневшее лицо
матери, неподвижно устремленные глаза
на исписанный чернилами зиеток. И по-
том, волнуясь, продолжала:

«Вто хочет победить, выполняй мою
команду, закричал я каким-то чужим го-
лосом.—Мы бросились на немцев. Били

1 прикладами, кохоли штыками. Немцы рас-

терялись, бросили пулеметы и бежали. А
мы им очереди вдогонку. Перебили третью
часть.

— Было я песенку спел, а оказывает-
ся, еще послужу, — сказал мне боец-
новичок. Бойцы обнимали и целовали ме-
ня, от радости смеялись и плакали».

Валентина опустила письмо и снова
взгхянула на мать. В. глубоких, запавших
глазах Марины Ивановны искрились сле-
зы, они медленно поползли по сухим ще-
кам. Так она выразила свою радость.

Вернемся немного назад, чтобы расска-
зать 0 том, что перед этим произошло в
семье Дорохиных. В Щепкинском переул-
ке против их дома однажды остановилась
легковая машина. Ёто-то стучал каблука-
ми, поднимаясь по деревянной лестнице,
и вслед за этим раздался легкий стук в
парадную дверь. Дома была мать.

— За Мариной Ивановной Дорохиной
приехали, приглашают в Времль, — ска-
зал прибывший мужчина.

— В Кремль? — переспросила Марина
Ивановна. — Кому же яв Времле понадо-
билась? — Дорохина не могла сдержать
своего волнения, несколько секунд она
стояла на одном месте. повторяя хорошо
знакомое и дорогое сердцу слово: Кремль.
Потом надела свое праздничное платье и
спустилась к под’езду.

В красивом зале Кремля Дорохина
встретила многих женщин, таких же не-
молодых, в строгих нарядах. Здесь Ми-
хаил Иванович Калинин вручил ей орден
«Мать-героиня». Благородно искрилась
золотая звезда на фоне серебряных лучей,
прикрепленная. к красной эмалевой план-

ке. Михаил Иванович пожал каждой руку
и поздравил с высокой наградой.

Это было в мае.

Однажды этой весной внезапно отвори-
лась дверь ее комнаты, и на пороге по-
явился Иван. Похудевший, возмужавший.
Горела на гимнастерке золотая звезда Ге-
роя Советского Союза. .

Марина Ивановна занималась какой-то
домашней работой, когда распахнулась
дверь. Она не поверила своим глазам и еще
секунду продолжала растерянно сидеть на
диване.

— Мать!.. — с благоговением сказал
Иван.

Сбежались все обитатели квартиры, и
сразу без всякой команды и подготовки
начался праздник. Иван давно обещал
приехаль, чтобы отметить «награды героев
Дорохиных», как говорили в шутку в
семье.

И, пожалуй, первый раз в жизни Мари-
на Ивановна у себя дома сидела за столом
как гостья, не суетилась в кухне, не пода-
вала ужина.

Еще раньше изгазет Дорохины знали,
что какому-то Ивану Сергеевичу Дорохину
присвоено звание Героя Советского Союза.
Но мало ли Дорохиных на свете? А уже
теперь все было точно.

Зато Иван, когда ему рассказали това-
рищи, что по радио слышали о награж-
дении матери-героини Дорохиной за рож-
дение и воспитание десяти детей, не сом-
невался, что это его мать.

В

Вручая награды  матерям-героиням,
товарищ Калинин говорил:

«Высокая награда, которой советская
власть отмечает многодетных матерей...
это есть признание того огромного, много-
летнего, напряженного и нервного труда и
забот, которые требуются для того, чтобы
вырастить и воспитать детей. И это при-
знание советской власти показывает, как
дети должны ценить своих матерей».

Слова Михаила Ивановича нашли пре-
красное подтверждение в семье Дорохи-

ABIX.
Елена ЧЕРНЫХ,
спец. корр. «Известий».

Установление дипломатических отношений
с Албанией

ТИРАНА, 10 ноября. (ТАСС). Начальник
советской военной миссии в Албании пол-
ковник Соколов посетил главу временнюго
албанского правительства генерала Энвер
Ходжа и по поручению советского прави-
тельства вручил ему ноту, в которой сооб-
щается о том, что Советский Союз на про-
тяжении всех этих лет войны против не-
мецко-итальянских захватчиков с внима-
нием и сочувствием следил за героической
борьбой албанского народа за свою неза-
висимость. Учитывая, что этой борьбой

албанский народ внес свой вклад в дело
победы союзникоз над общим врагом, и при-
нимая во внимание стремление албанского
правительства к. сотрудничеству с лрупими
демократическими странами в целях под-
держания мира и безопасности, ‘советское
правительство решило установить  дигшло-
матические отношения с Албанией и 06-
меняться посланниками,

Председатель совета министров ген. Эн-
вер Ходжа выразил удовлетворение этим
заявлением советского правительства.

Речь министра иностранных дел Норвегии  Грюгве Ли

ОСЛО, 10 ноября. (ТАСС). Министр ино-
странных дел Норвегии Трюгве Ли высту-
пел 6 ноября на собрании Общества куль-
турной связи между Норвегией и СССР,
посвященном 28-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, с
речью, в которой заявил, что «7 ноября на-
всегда останется одним из великих дней в
истории человечества».

Коснувшись изоляции, которой подвер-
гался Советский Союз после Октябрьской
революции, Трюгве Ли заявил, что эта изо-
ляция не может не вызвать сожаления.
«Многое теперь выглядело бы совсем по-
нному, если бы между Советским Союзом,
западно-европейскими державами и США
заблаговременно были установлены OTHO-

шения, основанные на доверии, если бы,.

другими словами, был понят и использован
известный принцип советского правитель-
ства о том, что мир неделим.

Сейчас нам радостно сказать, что наша
страна никогда не желала этой изоляции.
Мы были одними из первых, урегулировав-
ших дипломатическую и коммерческую
связь с Советским Союзом. Политический
и культурный интерес к Советскому Союзу
всегда был живым и сильным в нашей стра-
не. Но мы охотно признаем, что он мог и
должен был бы быть более живым и силь-
ным. Это, между прочим, является задачей
организатора сегодняшнего торжественного
собрания — Общества культурной связи
между Норвегией и СССР. Я могу заве-
рить,. что министерство иностранных дел
следит за работой этой организации с
большой симпатией, и мы проявим актив-
ный интерес к мероприятиям, могупиим уг-
лубить взаимное понимание между обеими
странами».

Трюгве Ли призывал приложить большие
старания к. углублению знаний о Советском
Союзе.

«В прошлом году, — продолжал Трюгве

Ли, —я имел счастье присутствовать на
праздновании национального дня Советско-
го Союза в самой Москве. Я имел счастье
лично передать советскому правительству
благодарность норвежского правительства
за освобождение Финмаркена. Вполне есте-
ственно, что эту благодарность мы подчер-
киваем теперь, когда наша страна снова
получила свою полную свободу и незави-
симость, и когда мы собрались здесь, что-
бы приветствовать нашего великого союз-
ника».

Трюгве Ли подчеркнул далее, что «дру-
жественные и полные доверия отношения
между Норвегией и СССР являются естест-
венными и необходимыми; следовательно,
они должны быть главным принципом нор-
вежской внешней политики».

Касаясь международных проблем, Трютве
Ли сказал: «Нам ясно одно: мировые проб-
лемы сегодня не могут разрешаться без Со-
ветского Союза, еще меньше — против Со-
ветского Союза. Согласие между союзни-
ками, ‘созданное в годы войны, должно сох-
раниться также и в период мирного вос-
становления. Мы не являемся великой на-
цией, и наше влияние ограничено. Но мы
являемся народом, который всегда имел
глубокие международные интересы и ко-
торый ‘пропорционально населению имел
более крепкое коммерческое и культурное
соприкосновение с заграницей, чем какой-
либо другой народ. Сохранять дружбу ©
другими странами поэтому является для
Нас естественной задачей.

Что. касается Советского Союза, нашего
союзника, друга и соседа, с которым мы
никогда не имели серьезных конфликтов,
то нам доставляет особенную радость под-
держивать дружбу с ним. Мы восторженно
приветствуем Советский Союз за его вклад
в самую жестокую борьбу, какую только
вело человечество».

. Всемирная конференция молодежи

ЛОНДОН, 10 ноября. (ТАСС). Работа
Всемирной конференции молодежи близит-
ся к концу. Вчера на вечернем заседании
были приняты предложения специальной
комиссии по организации культурного об-
мена между молодежью разных стран и
предложения комиссии по вопросам спорта
и путешествий. Конференция рекомендует
всячески поошрять развитие культурной
связи и обмена между молодежью всех
стран мира, просить правительства выде-
лить для этой цели специальные фонды,
организовать в каждой стране центры куль-
турного обмена и связи. Предлагается соз-
дать при Всемирной федерации молодежи
международную библиотеку и музей, в ко-
торых собрать произведения искусства, ли-
тературы и народного творчества всех
стран. Всемирная федерация должна иметь
свою печать и периодические издания. Ре-
комендуется также добиваться, чтобы во
всех странах в школах было введено пре-
подавание не менее одного иностранного
языка. Предлагается организация регуляр-
ных международных выставок и фестива-
лей. Было принято предложение ввести
международную песню молодежи, для чего

устроить международный конкурс среди
писателей и поэтов. Предложено также
установить международный день‘ спорта.

Решениями конференции намечен ряд меро-
приятий для поошрения и развития спорта
и путешествий. Конференция приняла обра-
щение ко всем демократическим организа-
циям молодежи, в котором раз’ясняется
характер и значение устава Всемирной фе-
дерации молодежи, утвержденного конфе-
ренцией. Обращение призывает организа-

ции, которые не участвовали в конферен-
ции, присоединиться к федерации. Если эти
организации пожелают внести поправки и
дополнения к уставу, то они будут тща-
тельно рассмотрены Советом и будут по-
ставлены на обсуждение следующего Все-
мирного конгресса молодежи, который со-
стоится не позже 1948 года.

Конференция приняла решение о созда-
нии финансового фонда федерации и уста-
новила размер членских взносов.

Сегодня конференция утвердила состав
Совета Всемирной федерации. Кандидаты
были избраны национальными делегациями,
и, согласно уставу,-они после утверждения
их в качестве членов Совета конференцией
должны быть утверждены национальными
организациями на местах. Организации мо-
гут назначить других членов Совета вместо
избранных сегодня.

От Советского Союза в Совет вошли
т.т. Н. Михайлов, О. Мишакова, В. Иванов,
Е. Федоров, В. Богатырев и А. Шелепин.
От Украинской ССР в Совет вошли
В. Костенко и П. Тронько. От Белорусской

ССР — М. Зимянин и Л. Воинова; от
Эстонской ССР — А. Мери, от Литовской
ССР — И. Мацевичусе и от Латвийской

ССР — И. Пинксис.

Подводя итоги работы конференции от
имени президиума, делегат Австралии, из-
бранный членом Совета Всемирной федера-
ции молодежи, Герберт Вильямс заявил на
сегодняшнем заседании: «Нашим единством
цели и действий мы, таким образом, вызва-
ли к жизни мощное орудие сохранения
мира».

— ии

Академия наук

В 1932 году Академия наук CCCP op-
ганизовала в Казахстане свою базу, которая
об’единила работу местных научно-иссле-
довательских организаций. Через несколь-
ко лет база была реорганизована в Казах-
ский филиал Академии! наук СССР.

Ученые Казахстана поставили перед со-
бой задачу способствовать быстрейшему
освоению природных богатств республики.
Были открыты новые месторождения полез-
ных ископаемых, в частности, марганца и
железа. Это послужило основанием для
строительства крупных металлургических
заводов. Удалось открыть также новые ме-
сторождения никелевых руд, молибдена и
вольфрама.

Ботаники обнаружили на территории Ka-
захстана громадное количество полезных
диких растений, в том числе 158 видов ле-
карственных, сорок — каучуконосных, 125
эфиро-масличных.

В Казахстане имеются высокогорные
альпийские пастбища, которые использова-
лись очень слабо из-за неприспособленно-
сти культурных пород животных к горным
условиям. Работник Казахского филиала
Академии наук Н. С. Бутарин поставил пе-
ред собой задачу — создать новую породу
тонкорунных овец типа высокогорного ме-
риноса.

Опыт удался, и в настоящее время в го-
рах Заилийского Ала-Тау, на высоте около
трех тысяч метров, пасутся большие стада
архаро-мериносов.

Более половины земельной площади Ка-
захстана расположено в зоне пустыни и

Диорама «Героическая

ЛЕНИНГРАД, 10 ноября. (По телеф. от
соб. корр.). В большом зале стоит закон-
ченная двенадцатиметровая диорама. Она
написана профессором батальной живописи
Всероссийской академии художеств Р. Р.
Френцем.

Работа над диорамой «Героическая обо-
рона Сталинграда» началась год назад.
Вместе со своими учениками — Подлес-
ским, Пенверленом и Худяковым профес-
сор побывал в Сталинграде. Худож-
ники собирали материалы, беседовали < Pa
стниками героической обороны города. Ими
сделано несколько десятков зарисовок ©

натуры.

Казахской ССР

полупустыни. На этой огромной  террито-
рии возникают промышленные предприятия
с большим количеством рабочих. Ученые
Казахского филиала Академии наук во гла-
ве с молодым ученььм казахом У. У. Успа-
новым ‘поставили своей целью покорить за-
соленные мертвые почвы, озеленить посел-
ки больших предприятий, вырастить овощи
и фрукты в пустыне.

Климат Центрального Казахстана суров.
Летом здесь дуют суховеи. Палящие лучи
солнца выжигают всякую растительность.
Зимою свирепствуют бураны и сильные мо-
розы. Но все же удалось доказать возмож-
ность сельскохозяйственного использования
считавшихся бросовыми земель. Применив
специальную агротехнику, работники Казах-
ского филиала вырастили на этих землях
томаты, огурцы, картофель, свеклу, дыни,
арбузы, различные сорта яблок и ягод, а
также декоративные древесно-кустарнико-
вые растения.

Много делается в области изучения
истории, литературы и языка казахского
народа.

Казахский филиал Академии наук СССР,
возглавляемый — членом - корреспондентом
Академии К. И. Сатпаевым, является под-
линным научным центром Казахской рес-
публики. Научные труды филиала, высоко-
квалифицированные его кадры обеспечили
нынешнее преобразование Казахского фи-
лиала в Академию наук Казахской ССР.

В. УЛЬЯНОВСКАЯ,
ученый секретарь Совета филиалов
и баз Академии наук СССР.

оборона Сталинграда»

После возвращения в Ленинград профес-
сор выполнил генеральный эскиз диорамы.
Московский художник Беляев воспроиз-

вел об’емную часть диорамы. Оформ-
ляется диорама по проекту аспи-
ранта архитектурного факультета Коче-

данова, который до войны построил в Ста-
линграде здание универмага, ‘гостиницу
«Интурист» и несколько жилых домов.
Новая диорама является началом созда-
ния гигантской диорамы — в сто двадцать
метров длиною и двенадцать метров шири-
ною, над которой будет работать профессор
Р.Р. Френц и которая будет установлена в
Сталинграде, на Мамаевом кургане.

Делегация советской молодежи возвратилась из Югославии

В Москву возвратнлась из поездки в
Югославию делегация советской молоде-
жи. Делегация посетила федеральные еди-
ницы Югославии. Делегация посетила го-
рода: Белград, Загреб, Любляны, Сараево,
Цетинье, Скопле и многие другие. `Требы-

вание делегации в Югославии вылилось в
демонстрацию дружбы между молодежью
Югославии и советской молодежью. Делега-
цию принял маршал Югославии Иосип
Броз-Тито. (ТАСС).