ВТОРНИК, 13 НОЯБРЯ 1945 г. № 266 (8876)

От трудящихся Дагестанской ACCP

Мосифу Виссарионовичу СТАЛИН у

Родной и любимый наш, Иосиф Buc-

сарионович
13 ноября этого гола

ветекой автономии Дагестана.

В день всенародного праздника при-
мите от горцев и горянок— рабочих и ра-
ботниц, колхозников, колхозниц и интел-
глубочайшую, ис-
бла-
годарность за все то, что сделали партия
большевиков, советекая власть и Вы лич-
но, товарищ Сталин, для нашей страны и

лигенции Дагестана
креннюю, идущую от самого сердца,

для нашего народа.

В знаменательный, радостный

учитель и отец,

История народов Дагестана за время
существования советской власти в нашей
республике является поучительным при-
лениноко-статинокой
надиональной политики, свидетельством

мером торжества

того, какую огромную роль в жизни ма-
лых народов, входящих в
Союз, сыграл великий русский народ.

Нет в “тире страны, которая сочетала
бы B cede столь сложные и многообраз-
ные условия, как те, которые историче-
ски сложились в Дагестане. На террито-
рии Дагестана живут народы и племена,
говорящие на 32-х языках и наречиях.
Торы и ущелья Дагестана, казалось, ©0-
здали здесь своеобразный заповедник
древней культуры, свидетелями которой
являются прославленные  златокузнецы
из аула ВКубачи, амузгинские оружейни-
ки, гончары из аула Балхар, дереворез-
чики из аула Унцукуль, ковроткачихи
Южного Дагестана, непревзойденные пех-
леваны, канатоходцы и акробаты высо-
когорного аула Цовкра.

Загнанные в каменный мешок гор, на-
роды и племена Дагестана вынуждены
были на протяжении столетий вести тя-
желую и упорную борьбу за свое суще-
ствование.

История побтавила горцев Дагестана
на географическом пути движения и
столкновений народов. Племена Дагеста-
на испытали на себе ужасы походов
Чингиз-Хана и Тамерлана, вторжение
арабов, войны сельджуков, кровавые на-
шествия иранских шахов и турецких
султанов, опустошавших страну гор, ис-
кусственно тормозивших развитие х0-
зяйства и культуры народов Дагестана.

Земля, тамвшая неисчислимые богат-
ства, обеспечивала горцев хлебом всего
на 3—4 месяца в году. Сотни тысяч овец
и роскошные сады принадлежали неболь-
шой горогке беков и ханов, а народ был
бесправен и влачил нищенекое сущест-
вование. Превратив Дагестан в свою ко-
лонию, царизм обрек горцев на двойной,
феодально-колониальный гнет, на голод,
нищету и вымирание.

Только совместная с великим русским
народом борьба торцев против царизма
избавила их от этой участи. Шамиль, ист-
реблявший дагестанских феодалов, вел
упорную борьбу против царизма. Но Ша-
миль не понимал, что эта борьба могла
принести победу только в союзе с вели-
ким русским народом и только под его
руководством. Это понимание общности
задач народов Дагестана и русекого на-
рода пришло в горы только в начале этого
века в результате работы большевиков,
возглавлявшихся Лениным и Вами, това-
рищ Сталин.

Под Вашим руководством из ереды гор-
цев Дагестана выдвинулись большевики-
организаторы  Кази-Магомед  Агасиев,
Мухтадыр Айдинбеков и другие. Под Ва-
шим руководством, товарищ Сталин, офот-
милась при бакинском комитете первая да-
тестанская большевистекая организация
«Фарук» и начался, таким образом, но-
вый период в истории развития племен и
народов Дагестана — период совместной
6 великим русским народом и народами
Закавказья борьбы против царизма.

Эта упорная, длительная борьба, завер-
шившаяся Великой Октябрьской Социали-
слической революцией, решила историче-
ские еудьбы народов Дагестана и вывела
их на путь свободного национального
развития.

В годы гражданской войны в борьбе
против иностранной интервенции и ее
зтентуры — буржуазных националистов
и деникинекой контрреволюции, в борьбе
за советскую власть трудящиеся Дагеста-
на все, как один, сплотились вокруг ве-
ликой партии Ленина Сталина.

Три года горцы Дагестана вели ожеето-
ченную, неослабную борьбу против вра-
гов советского народа. Этой борьбой руко-
водили лично Вы, дорогой товарищ
Сталин. Эту борьбу направляли верные
сталинцы —— С. М. Киров, Серго Орджо-
никидзе, Степан Шаумян и А. И. Микоян.

Героическая борьба Красной Армии и
горцев Дагестана принесла 25 лет тому
назад победу. Она была закреплена в
ноябре 1920 года на торжественном с’езде
народов Дагестана, на котором Вы, наш

исполняется
двадцать пять лет со дня провозглашения
Вами на с’езде народов Дагестана в го-
роде Темир-Хан-Шуре. декларации © 690-

день
рождения нашей республики мы выра-
жаем глубокую любовь и беспредельную
преданность Вам, наш великий вождь,

Советокий

вождь и учитель, лично провозгхасили со-
ветскую автономию Дагестана.

Выступая 13 ноября 1920. года с три-
буны этого‘ с’езха, Вы говорили’ о рожде-
нии новой России — России рабочих и
крестьян, превратившейся «в рычаг осв-
бодительного движения, приводящий в
движение не только народы России, но и
всего мира».

Вы, товариш Сталин, 060бо подчеркну-
ли, что «автономия Дагестана не есть от-
деление его от Советокой России». На-
оборот,—«Россия и Дагестан должны с9-
хранить между собою связь, ибо только в
этом случае Дагестан сможет сохранить
свою свободу». ;

Трудящиеся Датестана встретили де-
кларацию об автономии, как знак вели-
чайшего Вашего доверия. Это доверие мы
свято бережем на протяжении 25 лет,
истеклиих со дня провозглашения автоно-
мии Дагестана.

За 25 лет под руководством партия
большевиков и с помощью великого рус-
ского народа наша страна прошла слав-
вый путь. Советская власть превратила
Дагестан из отсталой, нищенской окраи-
ны царизма в страну развивающейся ин-
дустрии, ` высокоразвитого ^ колхозного
сельского хозяйства и национальной по
форме, социалистической по содержанию
культуры.

Страна, имевшая ло ревохюции всего
только 18 небольших предприятий полу-
кустарного типа и в них полторы тысячи
рабочих, сейчас стала страной развитой
промышленности. В настоящее время об-
щее количество рабочих и служащих, ра-
ботающих на предприятиях республики,
составляет свыше 40 тысяч человек, в том
числе 17.500 человек из коренных на-
родностей Дагестана. Наши предприятия,
построенные за годы советской власти,
дают, не считая рыбной промышленности,
в 83 раза больше продукции, чем вся про-
мышленность Дагестана до революции.

Трудящиеся Дагестана начали широкую
разработку своих природных богатств.
Большевистскими темпами развернулозь
в дни войны освоение богатейших место-
рождений нефти и горючих газов. Рыбная
и консервная промышленность Дагестан-
ской АССР оснащены передовой техникой;
Построены десятки новых фабрик и за-
водов и в их числе гордость Дагестана —
завод-гигант Двигательстрой.  Промыш-
ленные предприятия нашей республики
все больше оснащаются передовой новей-
шей техникой.

За годы советской власти коренным
образом преобразилось сельское хозяй-
ство республики. На смену мотыге и дефре-
BAHHOM сохе пришли самые. совершенные
сельскохозяйственные машины. В плос-
костных и предгорных районах 70 про-
центов всех сельскохозяйственных работ
выполняются машинами. В результате
широкого строительства оросительных
каналов у природы отвоеваны новые и

новые тысячи гектаров пахотных земель.

Быстрыми темпами развивается 00-
циалистическое животноводство. Вели до
революции в Дагестане насчитывалось
1.370 тысяч голов овец, главным обра-
зом в хозяйствах крупных барановодов
и помещиков, то сейчас только в одних
колхозах имеется до 2 млн. овец и. коз,
более 200 тысяч голов крупного рогато-
го скота и десятки тысяч голов лошадей.
Колхозы: имени Сталина, Гунибекого
района, имени Ленина, Акушинского
района, имени К. Маркса, Докузпарин-
ского района, имени Гарун Саидова, Ку-
IHHCKOTO района, и многие другие имеют
на своих фермах по 30 и более тысяч
голов овец и коз, по 2—3 тысячи голов
крупного рогатого скота, по нескольку
сот голов резвых, выносливых лошадей,

До революции 95 процентов населе-
ния Дагестана было неграмотным. За го-
ды советской власти осуществлено все-
общее обязательное начальное обучение,
создана письменность для родных язы-
ков. В 10 раз выроела сеть. пкол. В erpa-
не, где было до революции веего 2—3
средних учебных заведения, сейчас
имеются 4 вуза, много техникумов, науч-
но-исследовательских учреждений, му-
зеев, библиотек, национальных театров,
кино. Издаются на семи языках книги и
газеты. Выросли свои национальные кад-
ры научных работников, писателей, ху-
дожников, мастеров искусств. Одних
только докторов и кандидатов наук в Да-
гестане 70 человек.

Горцы и горянки Дагестана знают, что
всем этим они обязаны советской власти,
партии большевиков, великому русскому
народу и лично Вам, любимый налг отец,
учитель и вождь.

Они знают и никогда не забудут, что
даже в тяжелые годы Великой Отечест-
венной войны Вы не забывали о горцах
Дагестана, веегда оказывали нам всемер-
ную помощь и проявляли отеческую за-
боту.

Верность своей клятве, данной Вам,
товарищ Сталин, в 1920 году, горцы до-
казали двадцатипятилетним итогом сво-

Письмо обсудили на собраниях и
ской республикн.

ИТАН ИАН

ей созидательной работы. Дружба © ве-
диким русским народом прошла испыта-
ние огнем и кровью в годы Отечествен-
ной. войны Советского Союза против не-
мецко-фалтистских и ‘японских захват
чиков.

Десятки тысяч лучших сынов Даге-
тана отважно сражались в рядах Крае-
ной Армии за свободу и. независимость
нашей Родины. Многие тысячи горцев
пошли в. Красную Армию добровольно.
Тридцати шести дагестанцам присвоено
звание Героя Советского Союза, а просла-
влениому летчику Ахмедхану Сулгано-
ву звание Героя Советского Союза при-
евоено дважды. Более 10 тысяч. воинов-
дагевтаннцев за мужество и отвагу, про-
явленные ими в боях за нашу Родину,
награждены боевыми орденами. и меда-
лями Советского Союза. — 5

С честью выполнили свой долг и тру-
женики тыла. В дни, когда Дагестан был
отрезан врагом от Москвы, рабочие и ра-
ботницы наших предприятий бесперебой-
но обеспечивали Красную Армию. воору-
жением, боеприпасами, — снаряжением.
Колхозники и колхозницы, несмотря Ha
друдноети войны, не только не уменьши-
ли, а, наоборот, увеличили выпуек сель-
скохозяйственной продукции, развивали
колхозное животноводство, досрочно вы-
полняли свои обязательства перед госу-
даретвом. Трудящиеся реснублики про-
являли и проявляют заботу о семьях за-
щитников Родины и инвалидах Отечест-
венной войны:

В тяжелые дни, когда враг рвалея к
границам Дагестана, к бакинской неф-
ти и богатствам Закавказья, к нам при-
был Вали верный ученик и соратник Лав-
рентий Павлович Берия. Под его руко-
водством трудящиеся Дагестана превра-
тили предгорья Кавказа в несокрушамую
крепость обороны.

Десятки тысяч горцев и горянок в су-
ровую зиму, гололедицу и стужу. вамоот-
верженно работали на строительстве 0б0-
ронительных сооружений.

Своими героическими подвигами Ha
фронтах Отечественной войны и самоот-
верженным трудом в тылу горцы Дагес-
тана оправдали Ваше, товарищ Сталин,
доверие. Они выполнили священную
клятву, данную Вам двалцать пять лет
тому назад, и навечно скрепили свою не-
разрывную дружбу с великим русским
народом и другими народами Советского
Союза. :

Родной Иосиф Виссарионович!

Народы Советского Союза ветупили в
период мирного созидательного труда.
Перед трудящимиея Дагестана, каки пе-
ред всем советским народом, стоит зада-
ча восстановления и дальнейшего разви-.
тия народного хозяйства. На этом пути
мы достигли уже первых успехов. Вкаю-
чившиеь в социалистическое соревнова-
ние имени 25-летия Советского Дагеста-
на, колхозники и колхезницы республи-
ки досрочно, к 1 сентября, на 2 месяца
раньше, чем в прошлом году, выполнили
план поставки хлеба государству.

На 1 октября план развития живот-
HOBOACTBA по республике выполнен: по
овцам и козам — на 111,4 проц., ‹ по
крупному рогатому скоту — на 100,5
проц., по лошадям — на 106,1 проц,

Колхозы республики приняли на себя
обязалельство к знаменательной дате —
13 ноября полностью выполнить годовой
план поставок государству продуктов
животноводства.

На 1 ноября эти обязательства выпол-

нены: по мясу— на 99,5 процента, по мо-,

локу — на 127,0 процента, по брынзе—
на 145,5 процента, по. шерсти — на
97,8 процента. Кроме того, в ечет поста-
вок 1946 года колхозами республики
сдано государству 17.094 центнера мяса. °

Мы заверяем Вас, товарин бталин, что’
в восстановлении разрушений, нанесен-
ных врагом Советской стране, в борьбе
за дальнейший под’ем народного хозяй-
отва и культуры мы будем в ряду пере-
довых реенублик; краев и областей Co-
ветекого Союза.

Горцы Дагестана честно прошли путь,
начертанный Вами четверть века тому на-
зад, наш любимый вождь и учитель. Мы
живем радостной, свободной и счастли-
вой жизнью, о которой до Великой Ок-
тябрьской социалистической революции
не могли даже мечтать.

Горцы Дагестана полны чувств безза-
ветной преданности, глубочайшей любви
и благодарности Вам, наш родной и лю-
бимый товарищ Сталин.

Примите, дорогой Иосиф Виссарионо-
вич, наши искренние пожелания Вам
многих и многих лет жизни и здоровья
на благо народов Советекого Союза,

Слава нашему старшему брату — ве-
ликому русекому народу!

Слава могучей партии Ленина —
Сталина!
Да здравствует ленинско-сталинская

национальная политика нашей партии!
Да здравствует дружба народов СССР!
Слава нашему любимому, родному
Сталину!

подписали 475.890 трудящихся Дагестан-

В Ленинградском филиале Музея В. И. Ленина

ЛЕНИНГРАД, 12 ноября. (По телеф.
от соб. корр.). После четырехлетнего пе-
рерыва в Мраморном дворце вновь открыл-
ся  Ленинградский филиал Музея В. И.
Ленина.

Первый экспонат, который видит посети-
тель, — это знаменитый ленинский броне-
вяк, стоящий на высоком постаменте в
дворновом сквере. С этого броневика Вла-
димир Ильич выступил с речью в апреле
1917 года у Финляндского вокзала.

В двадцати двух залах музея собраны
богатейшие материалы, отражающие жизнь
и революционную деятельность гениаль-

ного вождя, основателя большевистской
партии и Советского государства — В. И.
Ленина.

Большого труда стоило сохранить во
время блокады музейные экспонаты, кото-
рые сейчас возвращены на свои прежние
места. В 1941 году многие документы и
картины были эвакуированы в Тюмень.
Частично же они сохранялись в Ленингра-
де. Бронзу и фарфор зарыли в саду музея,
исторический броневик замуровали в под-
вале дворца.

На протяжении девятисот дней осады
города тщательно оберегались не только
Мраморный дворец, но и все квартиры-му-
зеи В. И. Ленина. Пострадавшие от артил-
лерийских снарядов исторические здания
тотчас же ремонтировались и восстанавли-
вались. Благодаря самоотверженной работё
коллектива музея сохранилось все, что
было в экспозициях и фондах.

Совместная революционная деятельность
гениальных вождей трудящихся — В. И.
Ленина и И. В. Сталина ярко отражена в
экспозициях музея.

Под стеклом в витринах хранятся пер-
вые издания произведений Владимира
Ильича, рукописи, листовки, большевист-
ские газеты со статьями Ленина и Сталина,
книги, над которыми работал Ильич. В
Мраморном › зале собраны произведения
В. И. Ленина и И. В. Сталина, изданные
на ста семи языках народов мира.

Вот макет подпольной  Авлабарской
типографии, созданной товарищем
Сталиным. Вот большой план Ленингра-
да — говорящая карта. Включается ток, и

зажигаются лампочки, указывающие пунк-
ты, где протекала революционная дея-
тельность Ленина и Сталина. Среди со-
бранных музеем картин выделяются полот-
на художников Бродского’ Кузнецова,
Серова, Френца, Рылова. Приобретена но-
вая картина художников Серебряного и
Николаева, изображающая. В. И. Ленина
на набережной Невы на фоне Петропав-
ловской крепости. Экспонируется новое
полотно художника Серова «Штурм Зим-
него». В зале «Ленин в искусстве» пока-
заны скульптурные работы Андреева,
Меркурова и других мастеров.
Болышой интерес представляют
на которой Владимир Ильич
озеро в Разливе, стол,
вещи, которыми он

лодка,
переезжал
стулья и друрие
пользовался в шала-
ше. В обрамленном знаменами траурном
зале экспонируются венки, возложенные
на гроб В. И. Ленина петроградскими ра-
бочими.

Об огромной любви к Ильичу
тельствуют выставленные в музее по-
священные великому вождю изделия на-
родных мастеров — панно, вышивки ит. д.

свиде-

`тута’ разработаны и внедрены ‘в практику

УКАЗ
Президиума Верховного Совета РОФСР

Ь 06 утверждении Избирательной комиссии РСФСР
по выборам в Совет Национальностей

На основании ст.ст. 39, 40 и 41 «Положения 0 выборах в НЫ
СССР», утвердить Избирательную комиссию РСФСР по Вх А. и НЕ
ностей в составе следующих представителей общественных орг

ихся: i ee
a aes Избирательной комиссии — Нафтанов Сергей вы от
` Профессионального союза работников высшей школы и ЕВ у ет И

Заместитель Председателя Избирательной ey cee
колаевич — от Всесоюзного Ленинского Коммунистического = pe a die

Секретарь Избирательной комиссии —— Андреев Евгений Kpm pan
фессионального союза работников политико-просветительных учрежд :

Члены Избирательной комиссии:

Андрианов Василий Михайлович — от
низации,

Барышникова Екатерина Григорьевн
Первого государственного подшипниковог

Догунков Александр Николаевич — от
Сталинградского тракторного завода,

Леонов Леонид Максимович — от

Маркова и. ыы — fe lana служащих и

мени (С. М. Кирова, город ден ; i
а нае вы Татарской В НН и. :
Полубояров Павел У or pine coe гвардейской
if Ленина Краснознаменной тан .
вк Фаина Teng от Башкирской коммунистической и
Чернявский Михаил Демьянович — от колхозников колхоза имени Кагановича

Брюховецкого района Краснодарского края,
. Шмарева Ксения Прохоровна — от колхозников колхоза имени Лобкова Tas-

рического района Омской области.

Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.

Москва, 11 ноября 1945 года.

Свердловской коммунистической орга-

а — от рабочих, служащих и инженеров
о завода, город Москва,
рабочих, служащих и инженеров

Союза советских писателей,
инженеров завода

Экипаж субетратостата «ВР-7%: пилот Г. И.
Голышев и инженер М. И. Волков.
Фото А. Новикова.

ща —

‚Создано Издательство
географической литературы

В системе Огиза создано Издательство
географической литературы.

В первую очередь решено  переиз-
дать классиков. русской географии: Прже-
вальского, Козлова, И. П. Семенова-Тян-
Шанского, Крашенинникова, Потанина #
других, Эти работы, а также описания пу-
тешествий Ливингстона, Стэнли и других
иностранных географов будут выпущены в
1946 году. Четверть y

Началось составление большого (в трех 1920 года великий 0
томах) географического словаря _ СССР.   автономию Дагестана. Русский народ и *

Намечено издать серию книг «Прирола  партия большевиков помогли  Да- В Аварских торах, в ауле Хунзах на
И Е гестану за четверть века пройти ПУТЬ, потолке старинного здания имеется над-

ИИА

Двадцать пять лет

века назад — 13 ноября! дителей. В полтора раза возросли Удои
Сталин провозгласил молока, вдвое поднялся настриг шерсти.

ean a ан ggt ры а который при других условиях потребовал пись: «Та родина счастлива, где сила ме-
СССР»  ehaanin и ны города   бы столетий. Страна, в которой сохра-  ча сочетается с наукой». Горцы знали,

нились первобытные формы хозяйства И что, приобщаясь к знанию, они выйдут
почти нетронутый родовой быт, УсилиЯ- нз большую дорогу жизни. Однако до со-
ми советекого правительства и б01Ъ- ветизации Дагестана сделать этого не
шевистекой партии превращена в СоЦиа-  \звалось. Девяносто пять процентов
листическую республику © крупной 608- мужчин и девяносто семь процентов жен-
ременной промышленноетью и высокото-  пин до революции были неграмотными.
варным сельеким хозяйством. Школу посещали лишь три процента де-
За годы социалистического стреитель- тей, да и то — дворян и чиновников,
ства капиталовложения в промышлен-  Советеким культурным работникам
ность и энергетику Дагестана составили пришлось начинать буквально. на пу-
свыше полумиллиарда рублей. етом месте. Работа ими проделана колос-
Валовая продукция крупной  государ-  сальная. Бее национальности страны гор
ственной промышленности  ‘увеличилась  получили свою письменность. На средет-
по сравнению с дореволюционным пери- ва государства в зулах построено более
одом в тридцать три раза. Особенно бы-   шестисот школьных зданий. У нас рабо-
стро росла тяжелая индустрия, и теперь   тает около 1.200 начальных, неполных
ее удельный вес в общем выпуске промы-   средних и средних школ. Осуществлено
шаенной продукции достиг 60 процентов.   всеобщее начальное образование, три
Природа щедро оделила нашу реепуб- четверти населения ликвидировали Не
лику гор. Приморская полоса и часть MOTHOCTH.
горных аулов изобилуют горючим газом. На семь наиболее распространенных в
Только в трех изученных  месторожде- республике языков переведены лучшие
ниях запасы газа исчисляютея миллиар- творения классиков маркоизма-лениниз-
рой Социалистического Труда академик   дами кубических метров. На газе ра- ма, и Пушкина, а
А. А. Богомолец,  член-корреспондент  ботает значительная часть заводов и Льва Толстого, Маяковского, експира,
Академии медицинских наук СССР М. Н.  фабрик, газ отапливает школы, больни- Руставели. В различных научно-исоледо-
Ахутин и другие. пы, жилые дома в Махач-Кала, Дербенте   вательских учреждениях работают семь-
Пленум ‘продлится несколько дней. Бу- в рабочих поселках. десят докторов и кандидатов наук, среди
дет. заслушано более тридцати научных до-  Из каменистой земли Дагестана фонта-  которых большинство выходцев из народ-
кладов. oe нами бъет нефть. В дни Отечественной   ностей Дагестана.
войны на окраинах Махач-Кала ударил  Сотни тысяч горцев стали алии
фонтан высокооктановой нефти. Быстро  строителями культуры, национальной по
началась промышленная добыча на этом   форме и социалистической по содержа-
многообещающем месторождении, и сей-  нию. Нанееен сокрушительный удар веко-
час, оснащенный новейшей техникой,   вой отсталости, невежеству и бескуль-
КИЕВ, 12 ‘ноября. (По телеф. от соб. промысел дает стране сотни тонн нефти в  турью, уходят в прошлое палриархально-
корр.). После  двадцатидневной игры за-  сутки. Велики и другие богатства недр  родовые пережитки, исчезли случаи кров-
кончился шахматный турнир на первенство ни ной мести, насильственной выдали деву-
УССР. В чемпионате участвовали сильней-  Замечалельным достижением  совет- шек замуж, выплата калыма.
шие игроки Киева, . Харькова, Львова,   ской власти в Дагестане является созда- Много сделано и для охраны народного
Днепропетровска и других городов рес-  ние рабочих кадров из коренных народ-  здоровья. На емену знахарям пришам ква-

мира», «Соседи СССР».

В институте переливания
крови

Вчера в Центральном институте гемато-
логии’ и. перелизания крови начал ет
пленум ученого совета института. Акаде-
мик секретарь Академии медицинских
наук СССР профессор. В. В. Парин во всту-
пительном слове отметил огромную ‘роль,
которую в дни войны сыграла служба пе-
реливания крови.

Доклад о работе во время войны сделал
директор института ` член-корреспондент
Академии медицинских наук СССР профес-
cop А. А, Багдасаров. Работниками инсти-

новые  кровезаменители. Особенное значе-
ние имеет сухая. сыворотка, срок хранения
которой исчисляется месяцами. Она успеш-
но применялась при десантных операциях,
на флоте,’в партизанских отрядах.

На. пленуме с докладами выступили Ге-

Шахматный чемпионат
Украины

публики