азвивать

жхх
Неиспользованные резервы

С. А. СУХИХ
секретарь Проеннцкого райкома ВКТкб)

— ВБогда-то в налнем районе было много
мастеров-ремесленников. Они имелись в
каждой деревне. В районе было развито
изготовление саней. бондарное, гончарное
производства, выработка черепицы,  ве-
ревки ит. д.

Однако нужно признать, что за послед-
ние годы внимание к развитию ремесел в
колхозах ослабло, и это привело к самым
печальным  последетвиям. Еще в 1940
году у нас имелись двадцать две колхоз-
ных мельницы. Теперь половина из них
не работает. Было четыре кирпичных за-
вода, не осталось ни одного. Налажива-
лись гончарное и черепичное произвох-
ства, теперь этих изделий в районе не
вырабатывается. Даже  вузницы, и тв
большей частью закрыты.

Колхозы намечают большое строитель-
ство. Нужны плотники. Их осталось
очень мало. В Поломоком сельсовете ре-
шили построить дом семье фронтовика,
но никак не могут найти строителей. Раз-
ве это нормально?

Мы должны также. позаботиться
удовлетворении личных, бытовых
колхозника. А то ведь дело дошло до

и 05
нужд

того, что, пока починишь сапоги, так
еносищь новые в поисках мастера. Xo-
зяйкам нужна всяческая посуда, ее часто.
не найдешь, хотя производетво и кадок,
и горшков можно наладить в колхозах.

Колхозу «Ерасный партизан» наемный
кузнец обходится в двенадцать —тринад-
пать тысяч рублей в год, а продукции
он дает едва ли и на десятую чаеть этой
суммы. Колхоз «Тринадцатая годовщина
Октября» израсходовал на ремонт инвен-
таря и ебруи больше семидесяти . тысяч
рублей. По далеко неполным данным,
колхозы района в 1944 году израсходо-
вали свыше миллиона рублей на такие
работы, которые они с успехом могли бы
выполнить своими силами. В результале
в некоторых афтелях трудодень был обес-
ценен.

Наступила зима. Сейчас пора  гото-
виться в весеннему севу. В кузницах, в
колхозных мастерских должна  випеть
работа. Но там нужны мастера, & их не-
хватает.

Подготовка мастеров веяческих реме-
сед — вот первая задача, которую нам
надо решить. Районные организации на-
мечают ряд мероприятий. Но руководи-
телям колхозов нечего ждать особых ин-

в

струкций и директив, а следует самим
продумаль, как обучить ремесленным

профессиям побольше колхозников. На’

помощь им должны притти  колхозные
мастера, которых мы просим поделиться
с молодежью своими знаниями, своим
опытом.

Но, готовя молодые кадры, мы не
должны забывать и о правильном исполь-
зовании кадров, ‘уже имеющихея в
колхозах. Ведь не секрет, что многие
колхозные снециалисты забросили  евое
дело только потому, что их труд оплачи-
вается неправильно. И получается Tak: B
колхозе нет саней, а истинный мастер.
этого дела числится оторожем или по-
жарником, а сани если и делает, Tak
только на сторону.

Правильная организация и оплата тфу-
да колхозных  специалиетов — один из’
важнейших вопросов, к сожалению, до
сих пор по-настоящему не решенный, И
тут мы в праве: пред’явить счет земель-
ным органам, которые этому делу не
уделяли до сих пор никакого внимания.

Правительство и партия веячески чо-
ошряют всестороннее развитие артельного
хозяйства, неизменно ориентируют  кол-
хозы на изыскание и мобилизацию внут-
ренних резервов. Изменения в политике
заготовок и закупок  сельскохозяйетвен-
ных продуктов, произведенные в 1940
году, сводящиеся к переходу на погек-
тарное исчисление обязалельных  поста-
вок, явились мощным рычагом, двинув-
шим вперед развитие всех отраелей коя-
хозного производства.

Каждый колхоз может иметь теперь в
своем распоряжении необходимое коли-
чество кожи для своих нужд, & также
льна и конопли для поделки мешков и
веревок.
Руководителям колхозов следует серьез-
подумать о TOM, чтобы обеспечить х9-
зяйство самым различным сырьем для
внутренних надобноетей.

Ham район богат естественными сырь-
евыми ресурсами: кругом леса, во многих
местах имеются высококачественные гли-
ны. Вот вам природная база для дерево-
обделочного, кирпичного, черепичного и
гончарного производства. Эти ресурсы
колхозами тоже почти не используются.
А ведь любой колхоз мог бы вырабаты-
валь для себя и сани, и телеги, и етрои-
тельные материалы, и различную посу-
ду, наконец, заняться смолокурением.
вее это не в ущерб земледелию и живот-
HOBOACTBY, а, наоборот, в интересах раз-
вития хозяйства, укрепления колхозной
экономики.

Своими

силами

А. П. ЛИМОНОВ

предеедатель колхоза «На страже»

— Наш колхоз имеет старые, износив-
шисся машины. На этих машинах пред-
стояло убирать урожай.  Кюлхозников
брала тревога: не управиться.

Но кузнец Василий Шиляев, что на-
зываотея, на совесть отремонтировал во-
силки и жатьи, постоянно следил за ни-
ми в поле, и машины работали безотказ-
но. Колхоз во-время убрал хлеб, смог
задолго до срока рассчитаться ев государ-
ством и вывез триста центнеров зерна
сверх плана.

Не будь в колхозе евоего
MOWHO сказать наверняка, ‘что артель
запоздала бы с уборкой, потеряла бы
зналиттельную часть урожая.

Многие колхозы нуждаютюя в ко-
лесах. Мы такой нужды не знаем:
у нас есть опытный мастер этого
дела Григорий Семенович Шиляев. Это
трудолюбивый, доброеовеетный колхоз-
ник. Ремонтом и поделкой колес он за-
нимается вечерами или в ненастное
время.

Своими силами мы ведем и строитель-
етво. Создана специальная строительная
бригада из четырех человек. Минувигим
летом она построила большое овощехра-
нилише и помещение для конюхов, & так-
me
свотные дворы,

кузнеца,

задолго до зимы  отремонтировала   тероз

Есть кому у нас и обрую починить.
Искусеный  шорник Алексей Петрович
Катаев обучил своему ремеслу Алексея
Петровича Северюхина и Афанаеия Пав-
ловича Тимонова.

Колхозные мастера — опора хозяй-
ства, это наши золотой фонд. Мы erpe-
мимся Tak построить оплату труда на-
ших специалиетов, чтобы они не были
«обижены»: ведь их труд требует извест-
ной кватификации и, следовательно,
должен оплачиваться выше, чем труд
неквалифицированный.

Сейчаю мы думаем наладить у себя
производетво дегтя и кирпича. Сырье
имеется. Смециалисты тоже найдутся.

Зимой имеем в виду подготовить но-
вые кадры колхозных мастеров. Органи-
зовать это дело думаем в порядке инди-
видуального ученичества: мне кажет-
ся, эта форма наиболее удачна для под-
готовки опециалистов-ремесленников. В
нашем колхозе мы ее применяли не раз
и всегда с успехом. Оплату за обучение
устанавливаем в трудоднях, а размеры
оплаты — в зависимости от сложности
того или иного ремесла.

Полагаем, что чиело колхозных мас-
в течение этой зимы у нас по
крайней мере утроитея.

‚Правильно оплачивать труд

П. И. СЕВ

ЕРЮХИН.

колхкозник сельхозартели «Продолжение»

— Я шорник. Нужда колхозов в людях
моей профессии большая. Таж, мне само-
му принглось по заданию районных орга-
низаций «путешествовать» по соседним
колхозам, чтобы помочь им в ремонте
сбруи. Я побывал в колхозах Утробен-
ском, «Новая деревня» и в других.

Почему же в деревне нехватает шор-
ников? Мне думается, потому, что эта
профессия забыта. Возьмем наш колхоз.
Как шорник, я вырабатывал самое боль-
шее полтора трудодня за полный рабо-
чий день, а обычно даже меньше. На дру-
тих же работах, не требующих никакой
квалификации, моя дневная выработка
составляла три трудодня, а в иных елу-
чаях и того больше. При таком порядке

мастер не заинтересован сделать работу
побыстрее и получше.

Не заботятся руководители артели и о
создании нормальных условий для рабо-
ты, Мастерской у нас (как, впрочем, и в
других щи нет. Материалы, какие
требуются, тоже приходится изыскивать
самому. Волей-неволей становишься, как
говорят, «кустарем-одиночкой». При та-
ком положении в колхозе никогда не бу-
дет хорошей ебруи.

Надо; чтобы руководители колхозов за-
ботились о мастерах-шорниках, ценили
их труд. Пора наладить в каждом колхо-
зе и производство сырья, из которого
изготовляется сбруя. На всяких отходах
и отбросах, которыми мы сейчас нользу-

емея, далеко не уедешь.

О транспортном инвентаре

колхозник сельхозартели «Красная заря»

— Колховы испытывают особенно
острую нужду в транепортном инвентале.
Из-за нелостатка телег, саней часто про-
етаивают лошади.

Бывает так: сломалось, допустим, ко-
reco, и всю телегу бракуют, выбрасыва-
ют, а новой приобреети не могут. Доста-
точно же иметь мастера, и та же телега
будет служить в три-четыре раза дольше.
А с колхозным достоянием мы должны
научиться обращаться бережливо.

Я лично много лет уже занимаюсь те-
монтом саней, телег и другого инзенталя.
От этого колхозу большая выгода. Рабо-

та оценивается у нас в трудоднях. Рас-
ценки сдельные; например, сменить копыл
стоит 0,10 трудодня, заменить вяз —
0,25 трудодня ит: д.

Но, конечно, одним только ремонтом
не обойдешься. Надо, чтобы в дерезне
производился и новый инвентарь. А для
этого, конечно, требуются специалисты. Я
бы лично охотно взялся за обучение моло-
дежи своему ремеслу. До сих пор во мной
ВИкТО ПО Этому поводу не разговаривал.
Думаю, что и любой другой мастер с боль-
шим желанием возьмется готовить’ себе
смену.

телью закреплено около тысячи гектаров

Недавно в Просницком районе Кировской области состоялось

совещание председателей сельских

Советов, председателей колхозов

и колхозных специалистов — кузнецов, плотников, шорников, бонда-

рей, гончаров и других.
Участники совещания обсудили

11 октября — «Ремесло.-в колхозе» и состояние ремесел в сельхозарте- ‹

лях района.

Сегодня в «Известиях» публикуются материалы совещания.
xk &

передовую статью «Известий» от

Мастера колхоза „Искра“

НА СОВЕЩАНИИ В ПРОСНИЦЕ ВЫСТУПИЛ А. Н. БАЕВ, ПРЕДОЕДАТЕЛЬ

КОЛХОЗА «ИОКРА». СПЕЦИАЛЬНЫЙ.
ОДЕЛАЛ ИЛЛЮСТРАЦИИ К

— Хозяйство нашего колхоза по здеш-
ним местам довольно обширное. 3& ар-

земли. Развито и животноводство. Доста-
точно сказать, что артель имеет 84 20-
шади.

(о всеми работами мы справляемея
раньше соседей. Аккуратно  расочиты-
ваемся с государством. В текущем году,
например, мы уже давно выполнили г9-
сударственный план сдачи хлеба и че-
тыреста центнеров вывезли сверх плана.
\ивотноводческую продукцию сдаем уже
авансом за 1946 год.

Налие хозяйство, можно сказать, дер-
жится на мастерах. Своими силами мы

Мастера колхоза «Искра» (еверху вниз):
1. Кузнецы И. В. Хардин (слева) и Ф. М.
Хардин готовят сани. 2. Сапожник Г. А.
Кекин © учениками Н. Чувашевым и
Г. Одинцовым. 8. Печник А. А. Ложкин.
4, Шорник К. И. Хардин.

Фото Л. Шишкина.

ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ «ИЗВИЮСТИЙ»
РАССКАЗУ ТОВ. БАЕВА .

сумели построить  гидроэлектростанцию
на реье, Филинповка. От. нее работает
мельница, которой пользуются все ок-
рестные колхозы. Электричество  позво-
ляет нам быстро управляться с такой
трудной работой, каж молотьба. Bo Beex
домах колхозников и на фермах — элек-
трическое освещение. Есть У нас с00-
ственный радиоузел.

Нет такой нужной в сельском хозяй-
стве профессии, которой не владели ды
Hama колхозники. У нае три своих куз-
неца, четыре шорника, достаточно масте-
ров, умеющих сделать телеги и сани.
Каждая лошадь обеспечена и транеперт-
ным инвентарем, и комплектом сбруи.

‘

Выше качество продукции

К. В. КОЛ

ЕСНИКОВ

председатель колхоза «Единение»

— Болхозы без всякого ущерба для
основных отраслей хозяйства могут про-
изводить не только много ремесленных
товаров, но-и давать продукцию высокого
качества. Для этого, по-моему, следует
придерживатьея некоторой смециализа-
ции в этом деле. Например, в кодхозах
Просницкого куста издавна производи-
‘аись корзины, здесь есть замечательные
мастера. Надо и дальше развивать в этих
местах корзиноплетение.

имеют великолепных мастеров по санному творении собетвенных нужд и потребно-
восстановить   стей.

. транспортного , инвентаря. колхоз, используя относительно свобод-

В колхозе имени Буденного развита быта  ное зимнее время, организует, например

; В ь . 2

выделка кирпича. Пусть бы он и впредь выделку саней, телег, гончарных изделий,

делу. Тут прямой расчет
производство

занимался уже освоенным делом.

В таком случае козхозы выпускали бы
добротную продукцию. А наладить взаим-
ный обмен ею внутри района. не так уж
трудно. é ,

PETHEHHE COBEMAHHA

Совещание считает, что недостатки в раз-
витии ремесел в колхозах, отмеченные в
передовой статье газеты «Известия» от
11 октября, имеют место и в колхозах
Просницкого района.

В целях ликвидации этих недостатков и
широкого развития всех видов ремесла в
колхозах совещание решает:

1. Обсудить передовую статью «Изве-
стий» во всех колхозах. Развернуть про-
паганду опыта колхозных кузнецов, плот-
ников, шорников, санников, мастеров гон-
чарного, бондарного и кирпичного произ-
водства через местную газету и радиове-
щание.

2. Во всех колхозах организовать инди-
видуальное обучение. колхозников различ-
ным ремеслам.

3. Каждому колхозному мастеру обучить

своему ремеслу в течение года не менее
трех человек.

4. Просить райисполком и райком
ВКП(б) организовать помощь колхозам в
подготовке кадров кузнецов, столяров,
шорников и т. п. на предприятиях местной
промышленности.

5. Рекомендовать колхозам использо-
вать‘ квалифицированных мастеров по их
специальности, создав нормальные условия
для их работы.

социалистическое соревнование по про-
фессиям. ;

*

Исполком Просницкого районного Совета
депутатов трудящихся и бюро райкома
ВКП(б) вынесли следующее ’постановле-
ние:

1. Одобрить решение районного совеща-
ния председателей сельсоветов, председа-

о развитии ремесел в колхозах,

тийным организациям организовать широ-
кое раз’яспение в колхозах значения ре-
месел для укрепления колхозной эконо-
Мики.

3. Поручить райзо и райплану разобрать-
lca с положением ремесленного дела по
каждому колхозу и ие позднее чем через
месяц прелставить практические предложе-
ния по развитию ремесел на селе.

ЧЕТВЕРГ,

15 НОЯБРЯ 1945 г. № 268 (8878)

kk *
‚ Заметки о ремесле

т.

В Просницу
ных мастеров, наследников и хранителен
исконных креетьянских ремесел. И все
это люди пожилые, начинавиие труло-
вую жизнь не только до колхозов, но ещо
и до Октября.

А где же преемники? Слишком очевид-
но, что ремесла в нашей деревие — дол
стариков.

Что раньше толкало крестьянина в ре-
mecay? Bor рассказы самих MacTe-
рев, кстати сказать, совпадающие чуть
ли не слово в слево. Малоземелье. Боль-
пая семья. Лишний рот. Отец отвез в ма-
стерскую и наказал: «Учись, сынок, кусок
хлеба будешь иметь, а там, глядишь, В
люди выйдешь...»

В колхозе у крестьянина нет думы про.
черный день. аже в трудные времена,
хак это было в военные годы, колхознив
всецело полагался на артель, на руково-
дителей. Он не обеспокоен вечными за-
ботами о куске хлеба для себя и для сво-
ей семьи.

Но нужда в умелых руках, в ремеслен-
никах, в деревне не только не отпала, но
BO многом обострилась: колхозы ведут с
небывалым размахом строительство, да и

масштабы общественного хозяйства не
идут ни в какое сравнение © хозяиством
единоличным. a

Людей же, владеющих такими крайне
необходимыми специальностями, как спе-
циальность илотника, шорника, печника,
гончара, бондаря, становится в деревне
все меньше.

3 2.

06 одной из причин свертывания ре-
месленного дела в колхозах метко ска-
зал Илья Иванович Рязанцев из деревни,
Татарщина. Это мастер на все руки. «Ни.
от одного ремесла не отрекусь», — так
он сам определил свои способности. И
вот, когда залила речь о том, что деревен-
ские специалисты не пользуются  долж-

ным вниманием, Илья Иванович заметил:

— Внимание-то оказывают, да только
все больше бороде... Про бороду и на
собраниях шутят, и в газетах печатают.
Оно, конечно, борода на виду... — 3a-
хлючил он недосказанной, но такой по-
нятной фразой.

И в самом деле: восторженное умиле-
ние «бородой» — это чуть ли не един-
ственный признак внимания в сельским!
специалистам. И очень часто мы не заме-
чаем более важного: жизненных ‘нужд
колхозных мастеров и не знаем, что вол-
нует обладателей «золотых» рук. А вол-
нует их многое.

Взять хотя бы основной вопрос: опла-
та труда. И. В. Шиляеву в колхозе
«Знание» за поделку саней платят семь
рублей. Г. А. Медведицину в колхозе
«ЁЕраеная заря» за ту же работу начиеля-
ют трудодни — по особой договоренно-
ети. А. П. Северюхину оплачивают труд
поденно. Что же касается кузнечных ра-
бот, то тут сколько специалистов, столь-
ко и расценок.

Начислением  трудодней  ограничи-
ваются редко. Обычно плалят деньга-
ми или продуктами, a TO и тем,

и другим вместе, да еще и трудодни
начисляют вдобавок. Колхозы  перема-
нивают кузнецов, оплачивая их труд, не
сообразуясь ни с чем, кроме желания
как-нибудь привести в порядок свой ин-
вентарь. В артели «Продолжение» специ-
алисты, наоборот, поставлены в крайне
невыгодное положение: сравеительно ©
колхозниками, занятыми в полеводетве,
они вырабатывают тружодней в два и да-
же в три раза меньше. Понятно, что лю-
ди бросают свое ремесло и «переквалифи-
цируются», если этим словом можно опре-
делить замену действительно квалифици-
рованного труда трудом, не требующим
никаких специальных знаний и навыков.

Конечно, все это можно было бы срав-
нительно легко упорядочить. Но вот, ова-
зывается, этим заняться... некому. Вое-

какие материалы на этот счет, и то селу-

чайные, оказались в райплане. Что же
касается райземотдела, то работники ero
отнекивалотся от этого дела.

с’ехались десятки колхоз-

3.

На совещании возникла короткая, #0
острая «перепалка». Кто-то бросил упрек
старикам, заявив, что они «держат зиа-
ния в копилке».

Но вот об’еклиявные —

Егор Филимонович Шиляев из колхоза
«Кохлективист» обучил выделье овчин и
нечному делу двадцать трех человек.
Цетр Фадеезич Ходырев из артели «Йснея

десяткам человек, +.

Действительно, в старой деревне реме-
сло обычно заескречивалось. Известно,
налтример, что жители промыюлового coma
Везводное Нижегородской губернии пы-
тазись лобиться в волостиом правлении
такого официального «приговора», чтобы
передазавшего их мастерство в другое се-
ление, подвергать наказаниям. _

Отмечая рутинность, раздробленноеть п
узость ремесла в дореволюционной дерев-
не, В, И. Ленин указывал на стремлекяе
мелких товаропроизводителей «прятать от
других выгодное занятие, чтобы не допу-
слить «пагубной конкуренции».

Какие же, однако, мотивы скрывать
свои профессиональные секреты могут
быть у колхозного специалиста? Их нет.
Ведь, передазая свои знания другим, он
содействует повышению производитель-
ности труда, развитию и укреплению ар-
тельного хозяйства, в чем сам кровно
заинтересован.

Обучать ремеслу — дело довольно хло-
потливое и, скажем прямо, нелегкое.
Ясно, что оно должно вознаграждаться.
Между тем в колхозах прибегают к опла-
те мастера-учителя лишь в редких слу-
чаях. Обычно это практикуетея в отно-
шении кузнеца. А научить человека, де-
цустим, шорному или столярному делу, —
разве это не труд? Ночему же он не до1-
жен быть справедливо оценен и оплачен?

Такой порядок стимулировал бы деж ин-

дивидуального ученичества. И, можно
сказать с полной уверенностью, разжигал
бы желание мастеров готовить себе
смену.

Найдется ли такая смена? Не правы
ди те, кто обвиняет колхозную молодежь
в нежелании учиться ремеслам. В колхо-

зе <На страже» есть отличный кузнец —

Василий Шиляев. Ему нет еще и семна-
дцати лет. В деревне Башланы у сапож-
ника скопилась целая пачка заявлений,
которые, если их перевести на неофи-
циальный язык, звучат так: «Дяденька,
научи нить сапоги». Авторы заявлений —
колхозные ребятишки. Очевидно, их на-
доумили добрые люди,

Нельзя оспаривать: такие советы ред-
хи. Вкуса к ремеелу колхозным ребятем
мы не прививаем. Нрофессии эти оказа-
лиеь незаслуженно’ забытыми.

Надо, чтобы деревенскому пареньку на
вопрос: <Кем быть?» отвечали не’ толь-
о — инженером или трактористом, но
и — кузнецом, но и — сапожником...
«Ремесло на ременгке ‘не висит», — го-
ворили в старину. Оно, действительно,
всегда пригодится.

4.

И вот, котати, один пример. Василий
Иванович Прокащев, председатель Инос-
ницкого райисполкома, рассказызает та-
кой случай. Приехал он ках-то в колхоз.
Видит: женщины треплют лен. Работают
неважно. Он указал па эт0. <А ты нам
покажи, как надо делать», —выкрикнула
одна из колхозниц.

Председатель райисполкома взял горсть
льна и... показал.

— Это подействовало, — фассказы-
вает Василий Иванович, — лучше воякгх
слов.

Мы заговорили о председателе Прос-
ницкого райисполкома не случайно. В. Й.
Прокашев пользуется в районе непрерз-
каемым авторитетом и уважением.

И на совещании о ремесле многие opa-
торы, ища поддержки, обращались к нему:

— Ну, да вы понимаете, вы же сами...

Да, сам Василий Иванович владеет мно-

гими крестьянскими профессиями. Пото-

прочем,   му-то к решению любого вопроса он под-

такую же позицию — «и знать не знаем,   ходит со знанием дела.

ий ведать не ведаем» — занимают и ра-
ботники облземотдела.

Председатели колхозов любят совето-
ваться с ним по всяким хозяйственным

Между тем в уставе сельхозартели в   делам.

чиеле прочих обязанностей правления и
всех членов артели значится:

все отрасли сельскохозяйственного произ-   ставили много актуальных

водства применительно в

*
развивать   Участники совещания в Проенице по-
вопросов: о
природным   формах подготовки кадров колхозных

условиям места и кустарные промыслы   специалистов, 06 организации труда, В

сообразно! с условиями района.

частности, о колхозных мастерских, 06

Речь идет прежде всего о веестороннем   ОПлате труда, о заготовках сырья, 0 ©пе-
: 7 a ar ?
Наш колхоз и еще некоторые артели самообслуживании колхоза, 06 удовле- Циализации колхозов по ремеслам.

И будет весьма полезно,

Почин Иросницкого района  заслужи-

сели   Вает поддержки и распространения.

Вас. РУСАКОВ,
спец. корр. «Известий»,
с. ПРОСНИЦА Кировской области,

Я горд своей профессией
.В, И. ВАХРУШЕВ

колхозник сельховартели имени Кирова

—- Кузнечному делу я научился еще в
детстве. Став мастером, делал топоры и
на каждом обязательно ставил свою мар-
ку: «ВИВ». Надо сказать, что моя марка
пользовалась широкой известностью. За-
казы поступали из отоль отдаленных
мест, что и догадаться трудно было, как

6. Развериуть среди колхозных мастеров  Там узнавали обо мне.

Я горд своей профессией и передал ее
по наследству своим сыновьям.

Хороший кузнец нужен в любом кол-
хозе. В сожалению, в последние годы
кузнецов в деревне стало мало. Многие
из них ушли в армию, а смену им не под-
готовили,

И просто удивительно, до чего иногда

телей колхозов и колхозных специалистов  Доходит беззаботноеть некоторых пред-

седателей колхозов. Мне приходится пос-

2. Предложить сельским Советам и пар-  ТОЯНнНно выручать колхозы «Революция»,

Быковский и «Красный кузнец». Своих
мастеров у них чет, и эти артели то и де-
ло оказываются в «прорыве»: надо се-
ять или убирать урожай, а у них инвен-
тарь и машины неисправны,

И вот, сколько раз я говорил бывшему
председателю колхоза «Революция» тов.
Бармину: давай учеников, нельзя же все

время полагаться на соседей. Так они
не удосужился выделить никого для 0бу-
чения кузнечному ремеслу.

Надо подумать об оплате труда кузне-
цов. Я лично работаю за трудодни; для
колхозного мастера такая оплата наибо-
лее правильна. Но стоимость трудодня
определяю по своей артели, а не по тем
колхозам, где мне приходится работать.
Мастер заинтересован, разумеется, полу-
чить известный гарантийный минимум
оплаты своего труда. И ему невыгодно
работать в отстающем колхозе. С другой
стороны, нельзя поощрять рваческие на-
строения отдельных специалистов, поль-
зующихея затруднительным положением
того или иного колхоза с ремонтными
работами.

Лучший же выход — иметь в каждом
колхозе кузнеца, и не одного, а двух-трех.
Затраты на обучение этих кадров с из-
оытком окупятся в самый короткий срок.
А с хорошим кузнецом колхоз может
обеспечить такое состояние машин и ин-
вентаря, что сумеет во-время справлять-
ся с любыми работами и не обременять
промышленность лишними заказами.

поляна» передал ©вое родное ремесло трем