HO

ВЫ
ib

ха,
Ha-

ех-
eM
34-

[И
Ot

ya
x03.
abl
Hay
уд

pers

aah
Ям

ОЕ.

орет
р

io #
108:

sts!
Ae,
x,
о

saat

ОВ
ТИ?
и,

ЧЕТВЕРТ, 45 НОЯБРЯ 1945 г. Ue 268 (8878) .

Восстановление 15 крупных

русских

городов

Беседа с народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР
тов. В. Макаровым

Coser Народных Комиссаров  Сою-

за ССР принял постановление 0 Me-
роприятиях по восстановлению 15 круп-
вых городов РСФСР, разрушенных
немецкими захватчиками: Смоленска,
Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссий-
ска, Пекова, Севастополя, Воронежа,
Новгорода, Великих Чук, Калинина,
Брянска, Орла Курска, Краснодара,
Мурманска.

Постановление правительства 0 в06-
становлении 15 городов, разработанное
но указанию товарища Сталина, имеет
большое государственное значение. Оно
вносит новый крупный вклад в борьбу
советского народа за то, чтобы быстрее
залечить раны, нанесенные стране вей-
ной.

ны жилые лома с площадью 56 тыс. кв.
метров, водопровод, электростанция, 06-
ластная библиотека, дома 0бкома ВИП (5),
облистюлкома, горсовета, несколько школ
и др.

В разрушенных немецкими захватчика-

ми городах до сих пор восстановительные .

работы часто велись так, что центральная
часть городов и наиболее ценные в архи-
тектурном отношении здания не восета-
навливались. Правительство осудиле эту
практику и предложило в осуществление
намеченных по 15 городам мероприятий
восстанавливать и строить жилые дома,
административные здания, школы, боль-
ницы и др. в центрах городов, восстанав-
ливая в первую очередь здания, ценные в
архитектурном и историческом  отноше-

Нужно сказать, что после известного
постановления CHR CCCP и Цент-
рального Комитета партии ог 21 августа
1943 года <0 неотложных мерах по в0с-
становлению хозяйства в районах, осво-
божденных от немецкой оккупации», в го-
родах РСФСР была проделана значитель-
ная работа. Восстановлено 4 миллиона
квадратных метров жилой площади, в
105 городах восстановлен водопровод, в
15 городах частично пущен трамвай
ит. х Однако Совет Народных Комисса-
ров Союза ССР признал, что работы по
воестановлению разрушенного немецкими
захватчиками городского хозяйства и B
особенности жилых домов для. рабочих и
служалцих проводятся совершенно неудов-
летворительно. В большинстве разрушен-
ных городов значительное количество на-
селения проживает еще в подвалах, зем-
лянках и временно приспособленных по-
мещениях. Это относится. в частности, к
Смохенску, Севастополю, Новгороду, Ка-
линину, Пекову, Орлу и некоторым дру-
гих городам. В таких городах, как Рос-
тов-на-Дону, Смоленск, Новгород, Пеков,
и др., еще не полностью восстановлены
водопроводы.

Мероприятия по восстановлению 15 го-
родов, утвержденные правительством,
рассчитаны на конец 1945 года и на весь
1946 год. В работах по восстановлению
жилищ, коммунальных предприятий,
школ, больниц, театров, административ-
ных зданий примут участие как местные
Советы, так и многие союзные и респуб-
ликанские  наркоматы. Вот несколько
цифр, наглядно показывающих огромный
размах предстоящих  восстановительных
работ. К концу будущего года в 15 горо-
дах РСФСР, о которых идет речь в поста-
новлении правительства, должно быть
восстановлено и построено 676 тысяч кв.
метров жилой площади, 83 школы на
44.500 мест, 23 больницы, 20 бань и
много другого. На воестановительные ра-
боты будет израсходовано 764 миллиона
рублей.

Какие изменения произойдут в городах
в результате выполнения постановления
правительства, можно увидеть хотя бы на
примере Смоленска и Великих Лук. Смо-
ленск  подучит 94 тысячи квадратных
метров жилой площади (включая дома,
строящиеся наркоматами), будут воеста-

новлены водопровод, канализация, трам-
вай, гостиница, Дом ребенка, туберкухез-
ный и венерологический  диспанееры,

мышленность

ниях. Orerpoiika разрушенных городов.
должна производиться в соответствии с
их генеральными планами, при чем обяза-
тельно должно быть обеспечено внутрен-
нее и внешнее благоустройство застраи-
ваемых кварталов.

Для проведения в‘жизнь намеченной
программы правительство оказывает го-
родам огромную помощь. Для восстанови-
тельных фабот отпускаются цемент, стек-
ло, лес, железо, трубы и др. материалы.
Выделяется около трех тысяч автомашин,
три тысячи лошадей, тракторы, передвиж-
ные электростанции и др. Для обеспече-
ния городов местными строительными
материалами будут введены в строй
предприятия ‹тройматериалов, которые
должны будут давать в год 67,5 миллио-
на штук кирпича, 59 тысяч тонн изве-
сти, 5 тысяч тонн алебастра.

Большую помощь в восстановлении го-
родов должны оказать многие союзные и
республиканские наркоматы. Правитель-
ство установило конкретную программу
по каждому из 15 городов, какой наркомат
и что должен там построить и восстано-
вить. Наша машиностроительная  про-
должна будет дать
оборудование для банно-прачечных ком-
бинатов, водопровода, трамваев и т. п.

Строитезьно-восстановительные работы
в 15 городах будут осуществляться как
Наркомгражданстроем РСФСР, так и ря-
дом промышленных нафркоматов, Поста-
новление правительства возлагает на
строителей серьезную ответственность, им
оказывается большая помощь механиз-
мами, кадрами. Дело чести строителей—
обеспечить полное и высококачественное
выполнение намеченных работ. Уже сей-
час должна быть развернута подготовка
& новому строительному году.

Ответственные задачи ветали перед
местными Советами 15 городов и 0б-
ластей. Правительство возложило на пред-
седателей соответствующих облисполко-

мов ответственность за осуществление на-

меченных работ. Требуется, чтобы обяис-
полкомы, тородские и районные Советы
проявили максимум инициативы в моби-
лизации местных ресурсов для воостано-
вления городов, оказали действенную
помощь строителям, создав необходимые
уеловия для их успешной работы.

en ae потребовал к концу
1946 года переселить граждан, прожи-
вающих в землянках и временно приепо-
собленных помещениях для жилья, в

школы почти на 3 тысячи мест, библиоте-  восстановленные или вновь построенные
ка имени Ленина, драматический театр и  капитальные жилые дома. Это — благо-
ряд других зданий. В Великих Фуках  родная задача, и мы должны ее выпол-

должны быть восстановлены и построе- нить во что бы то ни стало.

Канский текстильный комбинат
накануне пуска

Подготовлена к пуску ‘первая очередь
Канского хлопчатобумажного комбината,
первенца текстильной промышленности
Восточной Сибири. Заканчиваются по-
следние работы.

Новый  хлопчатобумажный комбинат
вырос вблизи города Канска, в лесу, на
совершенно необжитом месте. Четыре го-
да назад, глубокой осенью 1941 года, на-
чалоеь строительство нового комбината.
Надо было возвести основные корпуса,
подсобные производственные об’екты, жи-
лые дома. Одновременно co строителями
начали работу и монтажники, которым
предстояло собрать, наладить и пустить
з работу сотни разнообразных малиен.

се эти трудоемкие работы приходилось
вести почти без квалифицированных кад-
ров.

Страна тогда переживала суровое время,
Группа квалифицированных текстильщи-
ков не испугалась трудностей. В непря-
способленных помещениях была размеще-
на часть оборудования. Так возникли вре-
менные цехи. Надо было готовить кадры,
учить людей, и эти временные цехи пре-
вратилиеь в школу текстилыциков, где
одновременно люди осваивали новое про-
изводетво и выпускали необходимую
стране продукцию.

Население Канска и близлежащих райо-
нов охотно откликнулось на призыв осваи-
вать новое для Сибири производство, изу-
чать новые для сибиряков профессии.
Эвакупрованные старые, опытные произ-
водетвенники т.т. Лузев, Скорзов, Нем-
цев, Астапов, Ларионов передавали свои
знания и опыт молодежи. И за сравнитель-
но короткий срок, в процессе монтажа и
экеплоатации временных учебных цехов,
на комбинате выросли кадры сибирских
текстильщиков. Учась и работая, работая
и учась, молодежь овладевала профеесиями
ватерщиц, банкаброшниц, ткачих. Многие
получили квалификацию помощников ма-
стеров и мастеров. Лучшие из молодых
сибирских текотильщиков тт. Новосад,
Степаненко, Игнатенко, Алексеева, Руко-
суева, Ландин, Самусева, Колосовский и
другие сейчас сами обучают новое попол-
нение.

И все эти годы временные учебные цехи
давали нужную стране продукцию, За вре-
мя Отечественной войны из цехов вышло
свыше миллиона метров ткани.

В строительстве комбината приняли
Участие трудящиеся всего края. Крупней-
шие красноярские предприятия помогали
стройке лесом, цементом, железом, стек-

лом и другими материалами. Сверх своих
плановых заданий они выполняли для
комбината заказы на изготовление деталей

оборудования.
И вот сейчае  пускаетея первая
очередь нового крупного текстильного

предприятия. Ha комбинате  вводит-
ся в строй 15 тысяч веретен, 370 стан-
ков, которые уже в этом году дадут десят-
ки тысяч метров мануфактуры. До кон-
ца года должна быть освоена полная про-
ектная мощность первой очереди — 34
тысячи веретен и 700 ткацких станков.

Сейчас ткань выпускается только в су-
ровом виде. В будущем году, когда будет
закончена строящаяся отдехочная фабри-
ка, комбинат кроме бельевой ткани перей-
дет также к выпуску высококачественных
сортов.

новом пятилетнем плане предусмотре-
но строительство второй очереди комбина-
та. Уже в первом году четвертой сталия-
ской пятилетки намечаются канитальные
строительные работы на сумму около 30
миллионов рублей. По своей мощности
вторая очередь значительно превысит пер-
вую. Будет установлено еще 50 тысяч ве-
ретен и 800 ткацких станков. Выпуск
продукции достигнет 15 миллионов метров
ткани в год. На отходах основного про-
изводства комбината будет развиватьея
местная и коопераливная промышален-
ность, которая получит сырье для выра-
ботки трикотажных и швейных изделий.

Перед коллективом строителей, монтаж-
ников и эксплоатационников комбината
стоят исключительно ответственные и по-
четные задачи. Нам необходимо освоить
пускаемое в настоящее время оборудова-
ние и довести его производительность до
плановой. Одновременно мы должны на-
ращивать производственные мощности,
монтировать и вводить в экеплоатацию но-
вое оборудование, вести подготовку к раз-
вертыванию строительства второй очереди
комбината, продолжать готовить кадры си-
бирских текстильщиков.

Охваченные новым под’емом, вызван-
ным подготовкой к предстоящим выборам
в Верховный Совет СССР, рабочие, спе-
циалисты и служащие комбината тру-
дятся, не покладая рук. Их самоотвер-
женный труд является лучшим залогом
успешного преодоления всех трудностей.

М. БОГАТКОВ,

директор Канского хлопчатобумаж-
ного комбината.

г. КАНСК.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОБ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Караганда.

В Каразанде

Лучший участок

В городе Караганде и Караганузинском
угольном бассейне широкой известностью
пользуется участок шахты № 18, которым
руководит казах тов. Ержуманов. Уже не-
сколько лет этот участок является передо-
вым на шахте и дал стране десятки гысяч
тонн угля сверх плана.

Соревнуясь в честь 25-летия Казахской
республики, участок Ержуманова одержал
новую производственную победу. Он пер.
вым в бассейне на семьдесят три дня
раньше срока выполнил годовую програм.
му добычи угля.

Меню шахтерских столовых = +

В Караганде уделяется серьезное внима-
ние улучшению общественного питания гор-
няков. Увеличивается число шахтерских
столовых. Только-что открыты образцовые
столовые, на пятьсот мест каждая, на шах-
тах № 2% и № 31. Три новых столовых
открыты при вновь построенных шахтах,

В последнее время заметно улучшилось
качество питания, расширился ассортимент
блюд. В прошлом году, например, в меню
шахтерских столовых входили два первых
блюда и четыфе вторых, теперь же входят
четыре первых и четырнадцать вторых.

Общий вид центральной части города.
ood

‚организуемых предприятиях

Кроме того, при столовых открыты буфеты
с холодными закусками.

Фото С. Фридлянда.

(От корреспондента
«Известий»)

Дом отдыха горняков

В пригороде Караганды открыт благо-
устроенный дом отдыха для инженерно-
технических работников шахт Карагандин-
ского бассейна. Получая освобождение от
работы на пять дней в счет очередного
отпуска, горняки имеют возможность пе-
риодически бывать в доме отдыха и вос-
станавливать свои силы.

Уже успело отдохнуть таким образом
болыне тысячи человек.

Ансамбль и хор

В городе и на шахтах успешно выступает
Карагандинский шахтерский ансамбль. В
его составе около пятидесяти певцов, музы-
кантов и танцоров.

Недавно здесь создан также шахтерокий
хоф, насчитывающий болыше ста нятидеся-
ти исполнителей.

Художественная фарфоровая посуда

Караганда имеет опыт производства ху-
дожественной фарфоровой посуды. Для
росписи ее используются лучшие образцы
казахского орнамента.

Опыт этот будет использован на вновь
местной про-
мышленности,

Образцы художественного фарфора от-
правлены в столицу республики Алма-Ата
на юбилейную выставку, приуроченную к
25-летию Казахюкой ССР.

Выпуск специальных лекарств и препаратов

Народный комиссариат здравоохранения
СССР разработал план расширения выпуска
специальных лекарств и препаратов. В бе-
седе с сотрудником «Известий»  замести-
тель наркома здравоохранения СССР тов.
А. Г. Натрадзе сообщил:

— Сульфамидных препаратов, являющих-
ся действенным средством борьбы против
многих тяжелых инфекционных заболеваний
{рожистых воспалений, ангины, крупозного
воспаления легких), против заражения кро-
ви ит. д, в этом году будет выпущено в
два с лишним раза больше, чем в 1940 году.

Перспективным планом (1946—1950 гг.)
намечено увеличить производство сульфа-
мидных препаратов еще в два — два с по-
ловиной раза. Это, в частности, относится
к сульфазолу, норсульфазолу и сульфатно-
золу, применение которых не сопровождает-
ся неприятными побочными явлениями. На-
мечено организовать производство новых
препаратов—сульфамеразина, сульфадиази-
на и других. Вместе с тем предполагается
сократить изготовление сульфидина, вызы-
вающего у некоторых больных при пользо-
вании большими дозами ‚осложнения.

Особое внимание уделяется изготовлению
пенициллина — бактериологического. an
рата, получаемого из химически обработан-
ной плесени «пенициллиум», целебные свой-
ства которой были случайно открыты ан-
глийским бактериологом Флеммингом, He-
давно получившим Нобелевскую премию.

Пенициллин применяется для лечения ра-
невых инфекций, заражения крови, ожогов,
обморожений, менингитов. Наилучшее дей-
ствие пенициллин оказывзет при заболева-
ниях стрептококкового и стафилококкового
происхождения.

Профессор 3. В. Ермольева разработала оте-
чественный метод изготовления пеницилля-
на, В этом году его начали производить за-
вод имени Карпова и завод № 40. Эти пред-
приятия выпускают препарат в ампулах
как в жидком виде, так и в порошке. Те-
перь производство пенициллина налаживает-
ся в Центральном институте эпидемиологии
и микробиологии (Москва) и на заводе № 1
Главмедфармнрома в Ленинграде. Изгото-
вление пенициллина организовано также при
мясокомбинатах.

Потребность в пенициллине велика, и на-

мечается организация нового высокопроиз-
водительного завода.

За последнее время достигнуты успехи в
области химического синтеза некоторых
гормонов. В частности, организовано произ-
водетво синестрола — синтетического фол-
ликулина— препарата, играющего большую
роль в лёчении гинекологических заболева-
ний. В зоотехнике синестоол может приме-
няться для борьбы с яловостью коров. Си-
нестрол вырабатывается на заводе №
Главмедфармпрома Наркомздрава СССР и
в Украинском институте эндокринологии.

Среди оригинальных отечественных пре-
паратов, выпуск которых был организован
в годы Отечественной войны, ‘необходимо
отметить фенамин — препарат, стимулирую-
щий нервную деятельность при работах,
требуюших длительного нервного напряже-
ния. Препарат этот успешно применялея в
авиации дальнего действия экипажами, со-
вершавшими длительные полеты.

В годы Отечественной войны ‘медицин-
ская промышленность освоила также про-
изводство метилкофеина из мочевой кисло-
ты. Он является заменителем натурального
кофеина, вырабатываемого из чайных ли-
стьев и чайной пыли. Для выработки одно-
го килограмма натурального кофеина необ-

ходимо триста двадцать килограммов
сырья, а для производства одного кило-
грамма  метилкофеина — только  шестна-

дцать килограммов.

Заводы Наркомздрава вырабатывают сот
ни тонн так называемых галеновых препара-
тов — настоек, капель, мазей, экстрактов.
Принимаются меры к увеличению выпуска
медикаментов в ампулах и к восстановле-
нию производства готовых лекарственных
средств в стандартной упаковке.

Заготозка лекарственного сырья для про-
изводства галеновых препаратов произво-

дилась путем контрактации его в колхозах
(далматская ромашка, белладонна, напер-
стянка, валериана) и путем заготовок лико-
растушего сырья (шиповник, черника
ит. д.}. Ныне Лекрастресту переданы три
совхоза — в Крыму, Молдавии и Белорус-
сии — для организации там комбинатов по
выращиванию и переработке лекарственно-
го сырья.

После, матча ‚Динамо“—,,Челси“

Газеты усиленно комментируют матч
«Динамо» — «Челои» и ‘высоко оценивают
игру москвичей, ‘

Вечером после матча советские футболи-
сты были приглашены на обед в клуб
«Челси». Среди гостей присутствовал пер-
вый лорд адмиралтейства г-н Александер,
являющийся почетным членом этого клуба.
В своей речи на обеде он заметил: «Фут-
болисты «Челси» были на краю пропасти».
С особой похвалой он отозвался о врата-
ре динамовцев Алексее Хомиче.

Томми Лаутон, знаменитый игрок сбор-
ной команды Англии, тоже поздравил со-
ветских футболистов и пожелал им успеха

в международных встречах.

Впечатления английского

ЛОНДОН, 13 ноября. (ТАСС). Выступая
по лондонскому радио, спортивный обозре-
ватель Генрих Фишер рассказал © своих
впечатлениях от матча между советской
футбольной командой «Динамо» и англий-
ской командой «Челси».

Люди сидели около самой линии поля, на
крышах клуба и трибун. И они впервые
увидели иностранную команду, которая по
своим техническим способностям и физиче-
ским данным не уступала английским
командам.

В 2 часа 30 мин; (по Гринвичу) на фут-
больном поле появились обе команды:
«Челси»—в красных майках, «Динамо»—в
бело-голубых. Игроков обеих команд при-
ветствовал первый лорд адмиралтейства
Александер. У каждого из советских фут.
болистов в руках был маленький букет
цветов, который он передал своему против-
нику из английской команды. Этот жест с
самого начала привлек симпатии зрителев
к советским футболистам.

Капитан команды «Челои» Джон Гаррис
сказал: «Русские во многих отношениях
показали нам, как надо играть, хотя их
стиль игры отличен от нашего».

Председатель клуба «Челси» вручил
футболистам московского «Динамо»  по-
дарки.

Руководитель нашей спортивной делега-
ции тов. Андрианов в ответной речи побла-
годарил спортсменов «Челси» за теплый
прием.

Вадим СИНЯВСКИЙ.
ЛОНДОН, 14 ноября. (По телеграфу).

спортивного обозревателя

В первом тайме английской
удается достигнуть счета 2:0.

После перерыва русские снова берут ини-
циативу наступления, все более завоевывая
шансы на успех. В конце 20-й минуты вто-
рого тайма Карцев забивает гол в ворота ан-
гличан с расстояния в 30 метров, а еше че-
рез несколько минут в результате мастер-
ски сыгранной комбинации между левым й
правым краем русские выравнивают счет.
Этот успех встречается бурными овациями
зрителей, выражающих свои симпатии со-
ветским футболистам. i

После этого гола, забитого московскон
командой, игра станозится еще более Hae
пряженной и волнующей. На 37-й минуте

команде

Лаутон забивает гол в ворота московской
команды. Однако в конце тайма русские
снова выравнивают счет. Таким образом

счетом 3:3 заканчивается один из краси-
вейших и напряженнейших международных
матчей, который когда-либо видели в Ан-
глии.

Отец русской физиологии

(К 20-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ И. М. СЕЧЕНОВА)

Для того, чтобы понять poms Ивана
Михайловича Сеченова в истории физио-
OTHE вообще и русской в особенности,
надо представить себе тогдашнее состоя-
ние физиологии нервной системы. Столе-
тия были посвящены изучению движе-
ний, связанных ¢ функцией слинного
мозга, головной же мозг отдавался в без-
раздельное госпохотво психологии, «нау-
ки о душе».

И. М. Сеченов впервые дал системати-
ческие доказательства того, что головной
мозг в самых сложных своих проявлениях
подчиняется тем же законам, что и спин-
ной мозг. Таким образом была выбита
почва из-под ног у тех, кто идеалиетиче-
ки трактовал работу мозга.

И. М. Сеченов сумел сделать науку,
физиологию орудием’ борьбы за передо-
вые идеи лучших представителей русской
интеллигенции.

Чем больше знакомишься с многооб-
разной деятельностью этого замечательно-
го человека, тем больше убеждаешься в
его исключительном значении не только
для русской физиологии и психологии, не
и для истории русской культуры вообще.

Оставив военную службу, И. М. Сече-
нов безоговорочно стал на путь изучения
законов жизни животного и человеческого
организма. Он сделался
физиотогом, блестящим экспериментато-
ром, и это придало огромную силу его
аргументам против идеализма.

Уехав на некоторое время за границу,
Сеченов получает Е шко-
ту в лучших по тому времени  лаборато-

иях Мюллера, Дюбуа-Реймона, Людвига.

не только учится ‘там, но и ставит во-
просы, формулирует свою точку зрения.

о возвращении на родину Сеченов
становится одной из центральных фигур
культурного движения шестидесятых го-
дов. Экопериментируя на животных, он
продолжает разработку «тормозящих
центров» мозга, которые в дальнейшем
сыграли огромную роль в развитии фи-
зиологии нервной системы.

Он делает одно за другим открытия в
физиологии нервной деятельности, дви-
жения, газообмена, и скоро его имя начи-
нают ставить в один ряд © именами круп-
нейших физиологов мира.

В 1863 году он выпускает свою зна-

менитую книгу «Рефлексы головного моз-
га», которой суждено было сделаться
жемчужиной русокой национальной куль-
туры.
Он печатает ряд удивительно глубоких
по содержанию статей, где доказызает
возможность понимания психических яв-
лений на чисто физиологическом основа-
нии. 910, как выразился И. П. Павлов,
был подлинно «гениальный взмах сече-
новской мысли».

В основной его монографии «Рефлексы
головного мозга» добавились статьи:
«Кому и как разрабатывать пеихоло-
гию?», «Элементы мысли» и другие.

Однако Сеченов не ограничивается про-
пагандистекой деятельностью. Он ставит
эксперименты на лягушках и получает
результаты, которые и до сих пор во мно-
гом еще не потеряли своей научной цен-

специалистом-

ности. Он полемизирует © немецкими уче-
ными, отвечает на немецкую критику его
теории о <тормозящих центрах» и дока-
зывает свою правоту.

И в науке, и на общественной арене
И. М. Сеченов выступает как боец, безза-
ветно ототаивающий свои положения. Его
способность убеждать читателей и опто-
нентов поразительна.

Значение И. М. Сеченова для истории
русской физиологии отромно. С него на-
чалась плеяда крупнейших русских фи-
зиологов, создавших русской науке ми-
ровую славу. Это — Павлов, Введенекий,
Самойлов, Ухтомский. Отец русской pi-
зиологии И. М. Сеченов сочетал в себе
величайшее мастерство экспериментатора
с талантом пропагандиста, и русская фи-
зиология поэтому с самого начала при-
обрела глубокое идейное содержание.

Великий Павлов сам считал себя идей-
ным продолжателем дела, начатого Сече-
новым.

И. М. Сеченов впервые остро поставил
вопросе 0 физиологическом содержании
психики и 0 возможности разрабатывать
ее только физиологическими средствами.
Для того времени это была смелая мате-
риалистическая идея, и она вызвала гоне-
ние на Сеченова co стороны царекого
правительства, цензуры и реакционных
представителей интеллигенции.

Сеченов с честью вышел из этой борь-
бы, хотя царские чиновники до глубокой
старости ученого не могли простить ему
éro пропаганды. В 1904 году И. М. Сече-
нову, ученому с мировым именем, прави-
тельство запретило преподавать физиоло-
тию на Пречистенских курсах.

В нашу, советекую эпоху идеи Сечено-
вз как в физиологии, тах и в психологии
получили птирокое развитие.

Его идея о «тормозящих центрах» во-
шла во все мировые руководства по фи-
зиологии. Пережив в различных модифи-
кациях почти столетие, она входит и 8
современные теории мозговой деятельно-
сти.

К. А. Тимирязев, описывая «пробужде-

ние естествознания» в России, так хараж-
теризует роль Сеченова:

«...Физиология должна признать своего
неоспоримого отца в высокоталантливой
и столь же оригинальной и светлой лич-
ности И. М. Сеченова».

Задача советской физнолотии  заклю-
чается в том, чтобы полностью восстано-
вить образ этото мыслителя, сочетавшего
в себе огромную ученость © темперамен-
том борца за общественные идеалы. Не-
обходимо до конца использовать сеченов-
сое идейное наследство.

На этом пути многое советскими фи-
зиологами и психологами уже сделано.
Сейчас, когда отмечается сорокалетие ©0
дня смерти И. М. Сеченова, вновь изда-
ются отдельные его брошюры, и советская
общественность сможет пеироко  ознажо-
митьея с гениальными идеями одного из
величайших представителей русской
науки.

Профессор. П. АНОХИН,

действительный член Академии меди-

цинских наук СССР.

Снова в родном театре

Сейчас, когда фронтовик возвращается в
родной город или в село, он пытливо вгля-
дывается не только в лица друзей и знако-
мых, а ревностно, по-особому рассматрива-
ет улицы, дома, спешит заглянуть в завет-
ные уголки. В первый же вечер в сно-
койной семейной беседе бывший фрон-
товик, старинный житель города, обя-
зательно спросит:

— Как у нас с театром?

Неудивительно, что в зрительных залах
театров стало много людей в военной форме
без погон. Они не только зрители, но, по-
жалуй, и самые справедливые критики. Они
оценивают театр с расстояния большого. вре-
мени.

Среди зрителей Горьковского театра дра-
мы многие испытывают это ревностное ощу-
щение, ощущение человека, которому бли-
30K He только свой дом, а весь город, все,
что есть в этом городе, в том числе, и, по-
жалуй, в первую очередь, театр.

Четыре спектакля, разнообразных по со-
держанию и сценическому оформлению, по-
казал Горьковский театр драмы своим зри-
телям в начале наступившего сезона. Эти
спектакли позволяют сделать несколько об-
щих замечаний. ;

К таким театрам, как Горьковский драма-
тический, уже давно не подходит кличка—
«провинциальный» или какая-то туманная
вывеска-—«периферийный». Старый провин-
циальный театр не имел своего творческо-
го облика, стиля, взлелеянного определен-
ным художественным руководителем; ос-
новной состав труппы провинциального те-
атра менялся каждый сезон, это был театр
актера-премьера, а не сильного, растущего
Из сезона в сезон ансамбля. Зритель шел
не на спектакль, он шел посмотреть при-
ехавшую на сезон «знаменитость» провин-
циальных подмостков.

Другое дело сейчас. Например, в Горь-
ковском театре драмы почти весь состав
труппы не менялся много лет. Он полностью
сохранился и за годы войны. Здесь без пе-
рерыва давно работают такие талантливые
актеры, как Н. А. Левкоев, Н. А. Покров-
ский, С. В. Юренев, П. Б. Юдин, В. И. Ра-
зумов, В. А. Соколовский, В. Ф. Васильев,
получившие в этом театре почетное звание
заслуженных артистов республики. На мно-

` гие годы связали свою творческую судьбу с

театром способные артисты М. Буй-
ный, Б. В. Костин, Я. А. Дольский, В. Б.
Симановский, А. Н. Самарина, А. Н. Горян-
ская, М. А. Прокопович, О. Д. Кашутина и
др. Многие, ныне крупные актеры театра
начали свою актерскую карьеру в студий
этого театра. Наконец, более двух десятков
лет творческой работой всего коллектива
театра, кристаллизащией художественного
стиля и метода руководил такой мастер рус-
ской сцены, каким был народный артиет
РСФСР Н. И. Собольщиков-Самарин.
Нынешние областные театры, в том числе
и горьковский, отличаются от старых про-
винциальных театров прежде всего творче-
ской самобытностью. У каждого из них свое

сквозную линию: большую человечность,
если хотите, лиричность в обрисовке основ-
ных героев спектакля, да и самой идеи пье-
сы. Художественный руководитель театра
Н. А. Покровский несет в своей творческой
работе жизнеутверждающее начало. Три из
четырех просмотренных нами спектаклей
поставлены Покровским. В них есть и мону-
ментальность, но больше всего мягкости,
простоты, проникновения во внутренний мир
создаваемых образов.

В этом отношении характерна работа те-
атра над «Иваном Грозным». Театр отказал-
ся от помпезности, с которой можно бы «сы-
прать» пьесу. Художник спектакля Г. А. Бе-
лоуско мастерски выполнил декорации и ко-
стюмы, просто и правильно передающие
эпоху. На фоне огромных исторических со-
бытий и разыгрывающейся борьбы между
царем и боярами театр показал сложность
внутренней жизни царя, как человека, несу-
щего ответственность за Русское государ-
ство, понимающего и сознающего свою от-
ветственность. Роль Грозного исполняют
Покровский и Васильев. Каждый актер ис-
полняет роль по-разному, сохраняя свой ак-
терский почерк. У Покровского Грозный —
волевой, немного нервный, местами даже
истеричен. У Васильева Грозный мягче, если
можно так выразиться, человечнее, зато в
его исполнении Грозный несколько обед-
няется как государственный деятель.

Легко и по-настоящему весело идет спек-
такль «Двенадцатая ночь». Он отличается
от других и тем, что выдвинул новых та-
лантливых актеров. Театр поставил это про-
изведение в переводе Лермина, одного из
своих режиссеров. Перевод свидетельствует
о большой культуре переводчика. Постанов-
ка спектакля является своеобразным ре-
жиссерским дебютом заслуженного артиста
республики Юдина. С истинным блеском в
спектакле играет очень трудную и сложную
роль Виолы Н. А. Бельская. Успех Бель-
ской особенно радует тем, что именно за
годы войны росло ее актерское мастерство.

В «Горе от ума» в роли Софьи блеснула
своим растушим талантом А. Вейсо-
ва, тоже воспитанница горьковского театра.
Хорошо играл Молчалина Б. А. Степанов,
молодой актер. В «Так и будет» мы увидели
слаженный ансамбль, где все как-то на ме-
сте, жизненно, правливо: мы и на войне ви-
дели полковников Ивановых, таких, каким
его играет Буйный, мы знавали и дружили с
такими полковниками, каким создает Са-
вельева Покровский. Призлекателен немно-
го суетливый и непрактичный академик Во-
ронцов, созданный Юдиным.

Словом, зритель, который находился в
годы  войны в разлуке с одним из прекрас-
ных своих друзей—театром драмы, вернув-
шись домой, испытает радость: театр
развивается, растет.

Правда, не во всех спектаклях и не все
исполнители могут удовлетворить требова-
тельного зрителя. Например, в «Двенадцатой
ночи» Разумов в роли сэра Тоби Бельч ско-
рее похож на нижегородского купца в ан-

лицо, своя манера, свой подход к произведе-
ниям, над которыми работает труппа.

Мы посмотрели четыре постановки Горь-
ковского театра драмы: «Иван Грозный»
А. Н. Толстого, «Горе от ума» А. С. Гри-
боедова, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира
и <Гак и будет» К, Симонова. Произведения,
разнообразные тю содержанию, по стилю и
темпераменту авторского письма, по эпохе,
отражаемой в них. Несмотря на это, во всех

глийском одеянии, чем на добродушного
толстяка англичанина. Трудно понять, что
хочет сказать зрителю своей трактовкой
роли Синицына в «Так и будет» артист Си-
мановский. Есть и другие погрешности и
спорные. места в четырех спектаклях Горь-
ковского театра драмы. Но, как бы то ни
было, театр развивается, идет вперед, и
среди других театров страны он занимает
свое, самостоятельное почетное место.

постановках театра зритель чувствует одну

Л. КУДРЕВАТЫХ.