=

После выборов в Югославии

БЕЛГРАД, 14 ноября. (ТАСС). Белград-
ское радио передает, что граждане города
Сараево с большим энтузиазмом отметили
победу Народного фронта на выборах в Уч-
редительное собрание. На грандиозном ми-
тинге, устроенном по этому поводу, собрав-
шиеся приветствовали маршала Тито, На-
родный фронт, братство и единство юго-
славских народов. На митинге выступил
глава народного правительства Боснии и
Герцеговины Радолюб Чолакович, который
сказал:

«В течение всей нашей предвыборной
кампании мы говорили, что 11 ноября будет
великим праздником, праздником победы

политически зрелого народа. Теперь надо
сказать, что мы не ошиблись. Мы не на-
прасно прислушивались 4 года к биению
сердца народа, и события показали, что. мы
правильно поняли, за кого оно бьется».

В сообщении белградского радио указы-
вается далее, что в связи с победой Народ-
ного фронта на выборах по всей Сербии со-
стоялись многолюдные манифестации. В
Лесковаце, Нише, Чачаке население шум-
но выражало свою радость и устраивало
овации в честь маригала Тито и Народного
фронта. Подобные же манифестации имели
место во многих други® городах и селах

Сербии.

Интервью членов английского парламента

корреспонденту югославского агентства

ское радио сообщает, что группа членов
английского парламента и журналистов,
прибывшая неделю тому назад в Югосла-
вию, посетила различные области Югосла-
вии для того, чтобы как можно лучше 03-
накомиться с существующим ныне в стра-
не экономическим и политическим положе-
нием.

11 ноября члены английского парламента
и английские журналисты посетили многие
избирательные участки в Белграде и об’е-
хали окрестные села для того, чтобы ви-
деть, как проходят выборы.

В беседе с представителем югославского
агентства ТАНЮГ лейборист Норман Додд
сказал:—Что касается выборов, то ябы хо-
тел подчеркнуть, что они проводились так
правильно и беспристрастно, как только
этого можно желать. Особенно большое
впечатление произвела на меня фанатиче-.
ская любовь к Народному фронту огромно-
го большинства вашего народа в Хорватии
и Сербии. ‚

Член английского парламента лейборист
Тиффэни, который в то же время является
видным кооперативным деятелем, с огром-
ным воодушевлением говорил о своей поезд-
ке вЛику и Далмацию.—Я видел, сказал
он‚,—что те люди, которые были самыми хра-
брыми в борьбе, посвятили сейчас все свои
силы и всю свою энергию восстановлению
страны. Я слышал, — сказал он, — много
рассказов и о терроре, и о давлении властей
на народ, но должен сказать, что нигде не
видел и следов этого. 11 ноября я посетил
несколько избирательных участков в Бел-
граде и окрестных селах. Везде я заметил
праздничное настроение людей, выражав-
ших свою радость по поводу того, что вы-
боры проходят свободно. Подчеркиваю, что
это является одним из серьезных доказа-

тельств новой свободы, которая дана наро-
ду.

Тиффэни подробно рассказал о своем по.

сещении югославских рудников и о том, как
при примитивных средствах шахтеры доби-
лись на производстве поразительных ре-
зультатов. Люди работают с воодушевле-
нием, соревнуются ‘между собой за лучшие
результаты.

Член английского парламента Зиллиакус
заявил: —На меня произвела, сильное впеча-
тление серьезность как избирателей, так и

членов избирательных комиссий. Выборы   ны? — задает вопрос прокурор и тут же был выкопан ров, где сжигали умершвлен-
были абсолютно тайными. Я видел огром-  отвечает: конечно, лица союзных нацио-  ных заключенных. В Освенциме убивали
ное воодушевление народа, видел танцы и нальностей из оккупированных, стран И газом людей, не совершивиих никаких

радость.

`На вопрос о впечатлении, вынесенном нм
эт разговора с представителями оппоз”цин,
цепутат Зиллиакус ответил: — Недостаток
вашей оппозиции заключается в том, что
она принадлежит к прошлому. Это скопее
остатки старого порядка, чем представите-
ли какого бы то ни было нового строя.

«Таймс» о выборах в Югославии

ЛОНДОН, 13 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, белградский
корреспондент «Таймс», подчеркивая, что
по предварительным результатам выбо-
ров в первый федеральный югославский
парламент кандидаты Народного фронта
получили подавляющее большинство голо-
сов, пишет: «Результатом явился триумф
идей и организации движения народного
освобождения. Этот результат будет рас-
сматриваться как голосование за нозый
путь развития, как голосование против
старого и всего того, что с ним связано».
Корреспондент добавляет, что «голосова-
ние повсюду проходило при большой ак-
тивности избирателей и в обстановке по-
рядка и энтузиазма».

Выступление на пресс-конференции руководителя румынской

делегации на Всемирной

ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). Выступая
на состоявшейся здесь 12 ноября -пресс-
конференции английских ‘и иностранных
журналистов, руководитель румынской де-
легации на Всемирной конференции моло-
дежи Маковеску, говоря о политическом
положении в Румынии, сказал, что прави-
тельство Грозы представляет интересы кре-
стьянства, финансовых и промышленных
кругов, а также рабочих и средних классов.

«Государственный аппарат, — сказал Ма-
ковеску, — очищен от коллаборационистов
(т.е. лиц, сотрудничавших с гитлеровца-
ми). Населению всех национальностей обес-
печены полные и равные права. В результа-
те этого самое понятие «меньшинство» ис-
чезло. Военные преступники подверглись и
продолжают подвергаться наказанию. Аг-
рарная реформа была утверждена законным
порядком, и крестьянство помогло прави-

тельству в ее осушествлении. Работа. по
восстановлению страны производится на

конференции молодежи

здоровой основе. Всюду наблюдается тес-
ное сотрудничество между правительством
и народом. Разрушенные предприятия вос:
становлены и по мёре возможности пуще-
ны в ход. Железные дороги, мосты, техни-
ческие сооружения быстро  восстанавли-
ваются. Нефтеочистительные заводы пуще-
ны в ход».

Маковеску отметил, что Румыния уста-
новила дружественные отношения со
всеми соседними странами. «Таковы, — ска-
зал Маковеску, — достижения демократиче-
ской Румынии. Эти достижения не могли
быть осуществлены без полной поддержки
народа. Поэтому наш народ считает спра-
ведливым требовать включения нас в семью
Об’единенных наций. Невозможно построить
здание длительного мира, игнорируя наро-
ды, которые доказали свое стремление к
миру и сотрудничеству со всеми нациями
и внесли свою лепту в это дело».

Попытки вызвать правительственный кризис

®

РИМ, 14 ноября. (ТАСС). В течение по-
следних дней итальянская либеральная пар-
тия пыталась вызвать правительственный
кризис, угрожая отозвать своих представи-
телей из правительства. Поводом для кам-
пании либералов против правительства
Парри послужил первоначально вопрос о
передаче нового закона о чистке на рассмо-
трение совещательного собрания. После за-
верений со стороны правительства в том,
что оно готово вынести обсуждение вопро-
са о чистке на пленарное заседание  сове-
щательного собрания и после заявления
Ненни о том, что процедура, примененная
к новому закону о чистке, была продикто-
вана необходимостью ускорить его вступ-
ление в силу в виду истечения 15 ноября
срока действия старого закона, либералы
не прекратили своих попыток взорвать
правительственную коалицию, выступая
ежедневно с нападками на левые партии.

9 ноября в Риме состоялось заседание
исполнительного комитета либеральной
партии, на котором обнаружились серьез-
ные разногласия между течением, стремя-
ULHMCH к разрыву с правительством, и тече-
нием, настаивающим на сохранении единет-
ва партий в правительстве. Во главе перво-
го течения стоит секретарь либеральной
партии Каттани, во главе второго — вице-

Голодная забастовка греческих моряков
в Англии

ЛОНДОН, 13 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, голодная забастовка
греческих моряков, начатая в Ливерпуле
неделю тому назад, распространилась на
6 лругих английских портов, в том числе на
Кардифф, Манчестер, Гулль и Бристоль.
Греческие моряки в Ливерпуле заявляют,
что многие из них 6 месяцев не имеют ра-
боты и находятся в бедственном положе-
нии, потому что о них никто не заботится.

Норвежекая печать о фильмах «Парад Победы»
и «Берлин»

ОСЛО, 14 ноября. (ТАСС). Показанные
в Осло советские фильмы
«Парад Победы» имели у зрителей огром-
ный успех. Норвежская печать дает филь-
мам высокую оценку.

«Может быть, вы устали от всех воен-
ных кинокартин, — пишет газета «Морген-
бладет», — но вам все же следует посмот-
реть этот фильм о падении Берлина. Одна
из самых интересных частей ‘картины —
подписание акта о капитуляции. Триумфа-
лен парад победителей в Москве. Он дает
незабываемую картину силы и дисципли-
ны Красной Армии».

Газета «Верденсганг» пишет: «Большие
русские документальные фильмы о борьбе

«Берлин» и.

в Италии

председатель совета
Брозио.

Газета «Унита» писала 9 ноября по этому
поводу, что организаторы кризиса из числа
либералов (группирующиеся вокруг Катта-
ни) не хотят, чтобы правительство остава-
лось антифашистским правительством . един-
ства с участием коммунистов. Эти группы,
поддерживаемые темными реакционными
силами, по словам газеты «Унита», не сму-
щаются тем, что «их агитация открывает
двери возрождению фаитизма». «Они, — пи-
шет газета, — ищут поводов для кризиса
и если не находят, то выдумывают их в
надежде уклониться от разрешения неот-
ложных политических задач страны».

Выступая 10 ноября на пресс-конферен-
ции, председатель совета министров Парри
заявил, что кризис кабинета не угрожает
стране, «поскольку не перестали действо-
вать причины, диктующие партиям прове-
дение политики единства»; Газета «Аванти»
поместила передовую под заголовком: «Кри-
зиса не будет». Попытка либералов спро-
воцировать новый министерский кризис не
имела до сих пор успеха не только потому,
‚что внутри самой либеральной партии об-
наружился раскол, а также потому, что она
не встретила поддержки со стороны пар-
тии христианских демократов.

министров либерал

Федерация союза греческих моряков в
своем заявлении указывает, что ликвида-
ция создавшегося положения может быть
достигнута путем выплаты греческими вла-

стями греческим морякам во всех странах  .

соответствующих пособий по безработице.
До настоящего времени греческим морякам
не выплачивается никакого пособия по без-
работице.

за Берлин и о параде Победы появились
на экранах Осло в день национального ре-
волюционного праздника Советского Сою-
за. Грандиозен парад Победы в Москве,
которую Гитлер не смог покорить».
«Русский документальный фильм, — за-
являет газета «Дагбладет», — показываю-.
щий события последней фазы войны —
борьбу за Берлин и его падение, потря-
сает зрителя. То, что русские совершили
во время своего наступления на столицу
Германии, прямо невероятно: Этот фильм
свидетельствует об огромном техническом

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

В

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ЧЕТВЕРГ,

Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене
ечь прокурора Бэкхауза OA

P

ЛЮНЕБУРГ, 13 ноября. (ТАСС). Сего-
дня на суде выступил © обвинительной
речью прокурор `Бэкхауз, заявивший, что
не хочет останавливаться на второстепен-
ных деталях, так как уверен, что суд бес-
пристрастно займется ими, и что он поста-
рается изложить ‘лишь самое важное из
того, что бесспорно уличает подсудимых в
их преступлениях, h

Несколько дней тому назад, сказал Бэк-
 хауз, от имени защиты на процессе высту-
пил специалист в’ области международного
права профессор Лондонского. университе-
та полковник Смит. Он, в частности, утвер-
ждал, что все происходившее в лагерях
Освенцим и Бельзен нельзя рассматривать,
как военные преступления, а сидящих на
скамье подсудимых, как военных преступ-
ников. Этой же точки зрения придержива-
лись почти все офицеры, защищавшие под-
судимых и своими речами неоднократно
пытавшиеся убедить в этом суд. В обвини-
тельном заключенни, напоминает полков-
ник Бэкхауз, говорится о том, что сидящие
на скамье подсудимых являлись персона-
лом лагерей и все вместе ответственны за
те преступления, которые совершены ими
по отношению к тысячам людей.
Установлены ли здесь военные преступ-
ления и можно ли считать преступные дей-
ствия обвиняемых в лагерях Освенцим в
Бельзен нарушением правил и обычаев вой-

ссобенно  русские подвергались в лагерях
жестоким пыткам, истязаниям и умерщвля-
лись всякими способами. Мы должны всех
этих людей рассматривать, как военноплен-
ных, и применять в отношении этих жертв
решение Женевской конвенции, запрещаю-

что они являлись гражданскими лицами,
тоже должны рассматриваться, как военно-
пленные.

Полковник Смит, говорит прокурор, без
основания пытался доказаль отсутствие
связи между существованием . фашистских
лагерей и войной: Однако комендант лаге-
  ря Крамер и подавляющее большинстьо его
подчиненных имели воинские звания и при-
кадлежали к вооруженным силам Германин,
и суд должен занцищать лиц союзных на-
циональностей, подвергшихся жестокому
обращению со стороны противника, ибо та-
кое обращение является, вне всякого COM-
нения, военным преступлением. Уничтоже-
ние поляков, насильственный увод. граждан
из Франции, России, Бельгии и многнх
других стран, жестокое обращение с ними,
пытки, убийства — эТо военные  проступ:
ления, заявляет прокурор:

Касаясь заявлений Смита, что обвиняемые
обязаны были выполнять приказания зыше-
стоящих начальников, и его попыток снять
с них вину, прокурор заявляет: может ли
суд поверить хоть на минуту, что все, кто
имел дело с газовыми камерами, не пони-
мали, что это было преступлением, несмот-
ря ни на ‘какие прикавы. Подсудимый
д-р Клейн вынужден был признать; что
удушение людей газом было преступле.
нием. Крамеру ‘бызю’ предложено‘ держать
в строжайшей тайне’ существование газо-
вых камер, и он в своих первых показаниях
отрицал их существование B Оосвенци-
ме. Не потому ли OH это  еделал,
что считал удушение людей газом  пре-
ступлением, несмотря Ha ‘все будто` бы оп-
 равдывающие его гиммлеровские приказы?
Обвинительное заключение о преступниках
Бельзенского лагеря гласит, ‘что каждый
из сидящих на скамье подсудимых прини-
мал то или иное участие в преступлениях,
и все должны нести ответственность за
то, что происходило в лагере. Сейчас He-
мец д-р Клейн заявляет, что он не вино-

по их указке. Они вместе

ее жестокое обращение с военноплен- были умершвлены лишь за то, что они бы-
ными. Полковник Бэкхауз указывает, что ли беременны, сотни детей — за то, что
я заключенные лагерей, несмотря Ha ТС, они были моложе 14 лет, и больные — за

твердят, что они не виновны в этом, и сва-.
ливают всю вину на врачей. Получается,
что виновных нет. А газовые камеры Освен-

цима работали. непрерывно ^ и’ даже не
справлялись со своей нагрузкой. Hecom-
ненно, виновны и те, и другие, заявляет:

прокурор. Виновны и подсудимые других’
национальностей, не принадлежавшие к
числу эсэсовцев и послушно действовавшие
с эсэсовцами
должны отвечать за жестокое обращение
с лицами союзных национальностей.
Приведя заявления военных  следовате-
лей, прокурор отвергает все ссылки защит-
ников Ha «ненадежность, противоречивость
и наличие сговора» между свидетелями.
Прокурор утверждает, что все  письмен-
ные показания конкретны, правильны, и по-
тому сни, может быть, и не нравятся пред-
ставителям защиты. Затем он переходит к
конкретным преступлениям, совершенным ь
подсудимыми в Освенциме.   i
Общая картина ужасных мучений люлеи
в Освенциме уже известна суду, гово
put прокурор. Суд знаком с ней по много-
численным показаниям свидетелей, по про-
смотру кинофильма «Освенцим», предостав-
ленного суду советским правительством, по
показаниям самих заключенных. В Освен-
циме, продолжает прокурор, пять газовых
камер с крематориями не успевали унич-
тожать всех обреченных. Дополнительно

престушлений, не подвергавшихся  след-
ствию и суду. Это были люди либо просто
неспособные к труду, либо неугодные гит-
леровскому правительству. B Освенциме
душили газом миллионы людей только за
то, что они были евреями. Тысячи женшин

то, что они не могли работать. Многие из
умерщвленных принадлежали к союзным
кациональностям.

По показаниям свидетеля д-ра Бимко,
продолжает прокурор, до 4 миллионов лю-
дей было сожжено и удушено газом в ла-
гере Освенцим. Эсэсовцы и неэсэсовскии
персонал лагеря. принимавший участие в
отборе людей для газовых камер или для
костров, прекрасно знал, что он делал и что
это был за отбор. Кто может поверить под-
судимым, что этот отбор проходил тихо и
мирно, когда детей отнимали у матереи,
когда беременных женщин загоняли в одно
место с определенной целью и когда отби-
рали больных. Кто поверит подсудимым,
что во время отбора не было душераздира-
ющих, потрясающих сцен, не было попы-
ток скрыться, спастись и что все это про-
исходило ‘без борьбы, без воплей, избие-
ний и убийств.

Обращаясь в сторону сидящих на скамье
подсудимых, прокурор говорит: нетрудно
представить себе ту роль, которую коллек-
тивно выполняли все эти фюреры, фюре-
рины, старосты, просто эсэсовцы в’ этих чу-
довищных преступлениях Освенцима. Кто
может поверить, что, например, надзира-
тельница Фольфенрат не знала, для какой
цели она отбирала людей для барака смерт-
ников № 25. Все это было хорошо известно
в лагере, говорит прокурор, заранее про-
думано, систематизировано и подготовлено
для массовых убийств. Виновны в этом в
равной степени как организаторы, так и те
эсэсовцы и старосты, которые вталкизали
смертников в барак № 25, затем грузили в
машины и, наконец, впихивали людей в уз-
кие двери газовых камер.

Защита подвергала сомнению многие по-
казания свидетелей обвинения. Но, говорит
прокурор, если мы обратимся к показани-
ям свидетелей защиты, то картина, нарисо-
ванная ими по Освенциму, не будет проти-
воречить картине ужасов, нарисованной

вен в уничтожении людей в газовых каме-
рах. Эсэсовцы все в один голос также

В Чехословакию доставлена новая
группа военных преступников

ПРАГА, 14 ноября. (ТАСС). Пражское
радию передает, что в Чехословакию до-
ставлены 8 предателей Чехословацкой рес-
публики. Среди них бывший «премьер-ми-
нистр» и «министр иностранных дел» сло-
вацкого «правительства» Туказ и руководи-
тель бюро пропаганды словацкого «прави-
тельства» Гашпар. Преступники переданы
чехослованкому правительству американ-
скими и французскими военными органами
безопасности.

Преступники предстанут перед словацким
народным судом.

Суд над предателями в Польше

ВАРШАВА, 14 ноября. (ТАСС). Польское
агентство печати сообщает, что особый суд
в Люблине рассмотрел дело агента гестапо
Марии Клысяк, повинной в доносах во вре-
мя немецкой оккупации на польских граж-
дан, читавших бюллетени подпольной печа-
ти. По доносам Клысяк эти граждане были
арестованы и заключены в концентращион-
ные лагери. Мария Клысяк приговорена к
смертной казни с лишением гражданских
прав и с конфискацией имущества.

Апелляционный уголовный суд в Крако-
ве приговорил к 6 годам тюремного заклю-
чения некоего Щигела, который во время
оккупации, выдавая себя за агента гестапо,
терроризировал гражданское население а
вымогал у него взятки.

Процесс коменданта гитлеровского
«лагеря смерти» в Майданеке

ВАРШАВА, 14 ноября. (ТАСС). По сооб-
щению варшавского радио, вчера в Люб-

свидетелями обвинения. Убийства, избие-
ния, травля собаками, вши, ужасное анти-

АННАН LUQUE UO ETH LE

был создан для еще более массового ист-

санитарное. собтояние бараков, недостаток
пиши и воды, многочасовые поверки, стоя“
ние на коленях в грязи и снегу, работа по-
лураздетыми на холоде, — все это, гозорит
прокурор, единая система истребления лю
дей всяческими способами, которую 0су-
ществлял персонал ‘лагеря в Освенциме и
за-что’ он должен нести ответственность.
Далее прокурор переходит к обвинению
подсудимых по Бельзенскому лагерю. До-
казано, говорит он, что в Освенциме всех
неспособных к работе отправляли в газо-
вые камеры. И вдруг создается Бельзен-
ский лагерь для больных — неожиданная
забота! Но этому трудно поверить. Даже
подсудимый д-р Клейн на суде признал,
что Бельзенский лагерь был лагерем не для
больных, а для обреченных на смерть. Про-
курор доказывает, что лагерь в Бельзене

ребления людей. Только здесь уничтоже-
ние производилось в основном голодом и
распространением болезней, отчего гибли
многие тысячи заключенных. В смерти ты-
сяч людей в Бельзенском лагере виновны
преступники, сидящие здесь на скамье под-
судимых.

Говоря о коменданте Бельзенского лаге-
ря Крамере, полковник Бэкхауз считает, что
все преступления, совершенные в Освенци-
ме и Бельзене, в огромной степени относят-
ся к этому главарю шайки палачей и убийц.
Крамер больше десяти лет служил в СС,
больше десяти лет он работал только в кон-
центрационных лагерях. Крамер строил
первую газовую камеру и проводил в неи
эксперименты с людьми. Затем он был на-
значен комендантом лагеря Биркенау (отде-
ление Освенцима), где были устроены га-
зовые камеры. Крамер лично производил
отбор заключенных для удушения газом,
лично принимал‘ участие в умершвлении
людей в газовых камерах и избивал заклю-
ченных. До своего ареста Крамер был ко-
мендантом Бельзенского лагеря, где по
его вине погибли тысячи людей.

Д-р Клейн, эсэсовец, заявляет прокурэр,
несет ответственность за отбор заключен-
ных для газовых камер в Освенциме. Он
виновен в смерти многих людей в Бельзен-
ском лагере, так как, будучи врачом, даже
не использовал имевшихся запасов медика-
ментов.

Бывший лагерфюрер Гесслер подобен
Крамеру, ‘говорит прокурор. Это — ветеран
лагерной эсэсовской банды, палач и истя-
затель. Он сам признает свое участие в от-
боре людей для газовых камер на вокзале
в Освенциме и в самом лагере.

Подсудимая Борман рассматривается
прокурором, как активная участница отбора
для газовых камер, как жестокая надзира-
тельница, травившая заключенных собакой.

22-летняя эсэсовка Ирма Грезе — фюре-
рин, начальница рабочих команд, распоря-
жалась жизнью 30 тысяч несчастных жен-

45 НОЯБРЯ 1945 г. № 268 (8878)

и оно

Продление срока действйя
советско-польского
Соглашения от 6 июля

1945 года

По договоренности между Советским
Правительством и Польским Правительст-
вом срок приема заявлений о выходе г со-
ветского гражданства и эвакуации в ‹ Юль-
шу от лиц, подпадающих под действие Со-
глашения от 6 июля 1945 года, продлен
до   января 1946. года, а срок переселе-
ния в Полыцу указанных лиц продлен до

C
15 июня 1946 года, (TAC).

f

Приезд чехословацкой делегации-

По приглашению Всесоюзного, общестза
культурной связи с заграницей (BOKC)
вчера, 14 ноября, в Москву прибыла деле-
Talli чехословацких деятелей культуры—
членов «Союза друзей СССР». Делегацию
возглавляет секретарь Центрального Коми-
тета Союза г-н Рудольф Миц. В составе
делегации — доктор Петр Шимко, инже-
нер г-н Лоуженский, г-жа Божена Ешко-

ва, инженер г-н Ланч, г-н Милослаз Кощик

1 9
(представитель завода Шкода), г-н А,
Жальман,

На Центральном аэродроме гостей ветре:
чали ответственные сотрудники ВОКС.

Приезд г-жи Джесси Стрит
в Ленинград

ЛЕНИНГРАД, 14 ноября. (ТАСС). Се
годня в Ленинград приехала видная об-
щественная деятельница Австралии, opra-
низатор Сиднейского ‚общества культурной
связи с СССР г-жа Джесси Стрит.

На вокзале г-жу Джесси Стрит встрети-
‚ли заведующий  горзлравотделом проф.
Ф. И. Машанский, заведующая  горэдежим
отделом гособеспечения и бытового устрой-
ства семей военнослужащих тов. Т. А. Пет:
рова и другие.

——_o———_-

Fig nl eo al ap

RPT ke ee ЕТК

Безвременно скончался в расцвете своих
сил и научного творчества известный со-
ветский историк — профессор и доктор
исторических наук Николай Павлович
Грацианский, в течение многих лет бывший
одним из активнейших работников Инети-
тута истории Академии наук СССР.

Тридцать лет назад Н. П. Грацианский
начал свою плодотворную деятельность
опубликованием капитального труда по
истории парижских цехов, сразу же вы-
двинувшего молодого ученого в первые
ряды русских историков. С тех пор Н. П.

щин. Во время своих показаний суду она
развязно признавала, что избивала заклю-
ченных плетью, по ее словам, целофановым
хлыстом, устраивала длительные поверки.
Прокурор считает ее виновной в изошрен-
ных истязаниях заключенных, в результате
чего многие из них погибли. Подсудимую
надзирательницу Фолькенрат прокурор
признает виновной в отборе заключенных
для газовых камер и избиениях. Обвиняя

остальных подсудимых, прокурор считает их

виновными либо в убийствах, либо в истя-
заниях, побоях и различных пытках заклю-
ченных, результатом чего в большинстве
случаев была смерть. Прокурор приводит
суду конкретные факты преступлений от-
дельных подсудимых, о которых исчерпы-
вающие показания дали свидетели обви-
нения.

Заканчивая свою  шестичасовую речь,
прокурор полковник Бэкхауз просит суд
при решении вопроса о виновности подсу-
димых учесть не только их конкретные пре-
ступления, но также и коллективную их
вину в чудовишных преступлениях, совер-
шенных в лагерях Освенцим и Бельзен.

Суд над венгерским фашистским преступником Имреди

БУДАПЕШТ, 14 ноября. (ТАСС). Вчера
в Будапештском народном суде началось
слушание дела военного преступника, быв-
шего премьер-министра Венгрии Имреди
Бела. Председательствует на суде замести-
тель председателя народного суда Надь Ка-
роль. Обвинение поддерживают народный
прокурор Шуек Деже и общественный об-
винитель Хорват Зольтан. В качестве за-
щитника выступает выделенный коллегией
адвокатов Калли Иштван.

После оглашения состава суда председа-
тель зачитывает обвинительный акт по де-
лу Имреди, состоящий из трех частей. В
первой части подсудимому  пред’является
обвинение в том, что в то время, когда он
возглавлял правительство, Венгрия присое-
динилась к так называемому пакту трех
держав, в результате чего была втянута в
войну против СОСР, Югославии, Велико-
британии и США на стороне агрессивной
Германии. Обвиняемый своей  деятель-
ностью способствовал расширению участия
Венгрии в этой войне. Согласно второй ча-
сти обвинительного акта, Имреди, органи-
зовав в 1940 году крайне-правую партию
«Обновление Венгрии», осуществил парла-
ментское сотрудничество с партией венгер-
ских гитлеровцев, помогал фашистам за-

10 ноября премьер-министра Паасикиви
посетила делегация финских социал-демо-
кратов в составе Вяйне Кивисало, Арво Па-
асивуори и Айне Лехтокангас.
попросили премьер-министра сообщить приз

лине начался судебный процесс бывшего
коменданта гитлеровского «лагеря смерти»
в Майданеке Пауля Гофмана.

ners

и стратегическом совершенстве ведения
войны».

рет мяч,

чины «преждевременного», по их словам,
ареста лиц, обвиняемых по делу виновни-
ков войны. Премьер-министр, как указы-

A

Делегаты

хватить в Венгрии власть в свои руки и
поддерживал фашистское правительство.
В третьей части обвинительного акта ука-
зывается, что Имреди постоянно выступал
в Печати за продолжение войны на стороне
Германии, принимал участие в издании
антиеврейских законов, способствовал вы-
сылке и истязаниям евреев. Осенью 1943
года Имреди настаивал на создании такого
правительства, которое бы соответствовало
германским интересам.

Вслед за оглашением обвинительного
акта начался допрос подсудимого. ‹ Этот
цопрос подтверждает справедливость пред’-
явленных Имреди обвинений и изобличает
перед судом преступный характер деятель-
ности этого венгерского Квислинга. Он был
инициатором и автором фашистской  про-
граммы вооружения, так называемого «пя-
тилетнего плана снаряжения», предусматря-
вазвшего выколачивание из венгерской эко-
номики и народного бюджета одного мил-
лиарда иэнгэ на военные нужды. В то время
Имреди был министром финансов. Позже,
в начале 1939 года; он, будучи уже пре-
мьер-министром, провел решение о присое-
динении Венгрии kK пакту держав оси. В
этот период Имреди дважды побывал у
своих хозяев — Гитлера и Муссолини.

К делу финеких военных преступников

ХЕЛЬСИНКИ, 14 ноября. (ТАСС). Как  вают газеты, подробно раз’яснив вопрос о
сообщили 11  ноября хельсинкские газеты.   виновниках войны,

подтвердил правиль-
ность принятого правительством решения.

ХЕЛЬСИНКИ, 14 ноября. (ТАСС). Как
передает финское радио, официально сооб-
щается, что 15 ноября в Доме сословий на-

чнется слушание дела виновников войны.
На первом заседании государственным об-
винителем будет зачитано обвинительное
заключение.

Футбольный матч «Динамо» — «Челси». 1. Динамовцы на поле стадиона «Отамфорд=Брид ж». 2. Вратарь «Динамо» Алексей Хомич бе-

Фото «Совьет ньюз», Лондон, 13 ноября 1945 г. (Передано по бильду).

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-11; Военного—К 5-68-59 и K 3-39-70; Информа ционного — К 4-72-37; Экономического—К 3-58-35

Б 17149.

Типография «Изрестий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Грацианский неуклонно развивал и совер-
шенствовал свой талант, обогащая истори-
ческую науку все новыми и новыми иссле-
дованиями. Продолжая традиции русской
школы историков-медиевистов, стяжавших
себе заслуженную славу разработкой
средневековой аграрной истории, он пишет
ряд блестящих работ в этой области.

Свою научную деятельность Н. П. Гра-
цианский всегда сочетал с педагогической.
Своими лекциями и семинарскими  заня-
тиями он оказал большое влияние на вос-
питание молодых научных работников и
учителей.

Во время Великой Отечественной войны
Н. П. Грацианский принимает самое дея-
тельное участие в борьбе против человеко-
ненавистнической идеологии фашизма. В
эти годы он целиком отдает себя изуче-
нию истории славянских народов, на KOH-
кретном материале первоисточников пока-
зывая героическую борьбу славянских на-
родностей с хищными германскими псами-
рыцарями.

Смерть вырвала из наших рядов талант-
ливого педагога и исследователя, полного
творческих замыслов и незавершенных на-
учных ‘исканий. Советская -историческая
наука в лице Н. П. Грацианского понесла
тяжелую утрату.

В. Волгин, Р. Виппер, Б. Греков,
С. Бахрушин, Е. Косминский, С. Бо-
гоявленский, А. Удальцов, С. Сказ-
кин, В. Шунков, Л. Иванов, А. Мил-
лер, Ф. Потемкин, А. Неусыхин,
В. Лавровский, В. Семенов, Б. Порщ-
nes, М. Нечкина, H. Дружинин,
А. Арциховский, Н. Машкин н др.
ST

РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

на 15 ноября 1945 г.
Наименование валюты

Доллары ОША з& 1
Фунты стерлингов за 1
Египетские фунты за 1

Рубли.
5.30
21.56

21,91

Австралийские фунты за 1 11.05
Канадские доллары за 1 4.82
Турецкие лиры за 100 406.13
ТПведские кроны за 100 126.49
Южно-африканские фунты за 1 21.23,

Государственный банк СОСР,
Управление иностранных операций,

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТВАТРА — 15/Х1 «бе
вильский цирюльник». Нач, в 7.30 веч.

МАЛЫЙ ТКАТР — 15/X1_ «Иван Грозный».
Нач. в 7.30 веч.

` ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 15/ХГ «Беше-
ные деньги». Нач. в 7.30 веч.

_— МХАТ ООСР им. ГОРЬКОГО — 15/ХГ «Горячее

сердце»... Нач. в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — 15/ХГ «Офицер флота».
Нач. в 7.30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — 15/1
«Сталинградцы». Нач. в 7.30 веч.

ГОО, ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ул. Горь:
кого, пер. Садовских, 10) — 15/ХТ «Последний
день». Нач, в 7.30 веч.
`МОСК. ГОС. ТКАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ.
СОМОЛА (ул. Чехова, 6) — 15/XI «Живой
труп». Нач, в 7.30 веч,

МОСК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — 15/1
«Капризная невеста», Нач, в 7.30 веч.

ГОС. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — 15/XI
«Адриенна Лекуврер». Нач. в 7.30 веч.

_ ГОО. ТЕАТР им. МООСОВЕТА (Каретный ряд,
8, тел. К 4-39-34) — 15/XI «Олеко Дундич», Нач,
в 7.30 веч.

_МООК. ТЕАТЬ ДРАМЫ (уд. Герцена, 19) —
15/ХТ «Питомцы славы». Нач. в 7.30 веч.

ГОО. МООК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
К. С. ОТАНИОЛАВСКОГО и Вл, И, НЕМИРО-

ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул. 17)
15/ХТ «Цыганский барон». Нач, в 7.30 веч.

имени

МОСК. ГОС. ЦЫГАНОКИЙ ТЕАТР «РОМЭН»
(Б. Гнездниковский пер., 10) — 15/ХТ «Невеста
из табора». Нач. в 7.30 Bex.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

«ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС»—Театр киноактера (ки
нозал), Метрополь, Колизей, Ударник, Москва.

«НЕПОКОРЕН НЫЕ», «ВСЕСОЮЗНЫЙ ПАРАД
ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ» — Метрополь.

Советского строительства—К 3-98-77; Пронаганды—К 5-23-20; Литературы и искусства К 0-57-27; Иностранного-К 3-91-08: Пнсем—К 3-75-17; Художественного—К 5-86-53. Издательство К 1-42-86, К 4-75-06. Прием об’явлений в оный О ВОВЕ АР

-14-38, в Ленинграде—36-78.

ЕЦ Зы