—

ТГульская

Знакомая всем картина: гармониет на-
‚ кинул на плечи ремень, пробежал по ла-
_ дам, взял вступительный аккорд — и под
пальцами звонко залилась гармошка, с0-
бирая вокруг себя тесный круг людей...
Родина русской отечественной rap-
мони — Тула. В сороковые годы прош-
Zoro столетия завезли сюда из Вены
примитивную игрушку в пять клавишей.
Тульский кустарь Маракшев разобрал ее
и не просто скопировал, а сделал свой
инструмент, играющий в один голое.
Маракшев жил за рекой, в пригород-
ном селе Чулково. Односельчане первого
тульского гармониста увлеклись новым
делом. Скоро целые семьи стали рабо-
таль гармошку, промыслом занялись ты-
сячи. Выросла Гармонная улица, по сей
день сохранившая это название. В 1874
году братья Киселевы выстроили  гар-
  монную фабрику, на которой внервые
  применили станки. Тула поставляла уже
  не пятиклавишную игрушку, а баяны и
тысячи многоголосых гармоник. русекого
и венекого строя. Знаменитые мастера
в роде 1. А. Чулкова улучшали инетру-
мент, придавали ему приятный тембр,
мощное звучание, изящество внешней
отделки.
После Октябрьской революции кустаря
  об’единилиеь в артели. Село Чулково

азрослось, оно стало частью города. В
т были построены новые большие
гарменные фабрики. Перед войной Тула
ежемесячно давала четыре тысячи разных
гармоник, до трехеот баянов, много губ-
ных концертных и детеких гармошек.

В годы войны Чулково замерло. Моло-
дые мастера ушли на войну, заводы де-
али пулеметы и ружья, в осиротевигих
цехах оставались лишь старики. К ним
иной раз прямо с фронта заезжал тан-
кист с разбитой гармошкой. Ее наскоро
чинили. Но вот враг был отогнан от стен
города, и груина ветеранов собралась в
старом гнезде. Вместе с зеленой моло-
дежью стали наводить порядок. Нонача-
лу запустили в производство несложную
губную концертную гармошку, на кото-
рую в те дни был великий сирос в воин-
ских частях.

А сегодня в Чулкове снова уже делают
‘шести- и лаже восьмипланочные двух-
рядки, возобновлен выпуск баянов. Co-

{ бираютея мастера, расширяется произ-
водетво.

Мы побывали в цехах одной из фаб-
рик, где делается этот как будто бы
нехитрый инструмент. Кронотдивого тру-

да, незаурядного мастерства требует гар-
MONIKA.

Из хаотической груды березовых 0-
щечек сбивается прежде всего корнус
тармоники. Одновременно в планочном
цехе рождается голос гармошки, начи-
навтся ее певучая жизнь. В углу у
окна над крохотными тисочками скло-
нился Алексей Алексеевич Полосатов.
В руках у него длинная  синевалая
полоска стали — это «толос»,  даю-
  щий звук инструменту. Толое вруч-
  ную навлепывается на латунную планку.
 , Важдый отдельный язычок подпиливает-
( ся до определенной толщины, пока не
даст правильного звучания. Мастер долго
шуршит напильником, пробует звук,
вслушиваетея привычным ухом и снова
пилит... Но вот тонкие пластиночки дис-
кантов и солидные утолщенные языки
басов родили гамму звуков. Набор пда-
HOK дает полнозвучную октаву. Тембр
гармони, красота звука зависят прежде
всего от искусства и музыкального слуха
наклепщика.

Борнусы и грифы соединяются в 6б0-
рочном цехе. Эдесь тоже необходимо
очень тонкое мастерство. Наборку басов,
Блавиатуру баянов, например, делают
Только два мастера. Они — глубокие ста-
рики и работают у себя дома.

Пожалуй, сравнительно проще лишь па-
раллельная операция изготовления мехов
гармони, ею заняты женщины. А уж
окончательная сборка снова является
‘  делом большого мастерства. Ее произво-
“  дит потомственный сборшик Константин
Федорович Машков. К нему на стол но-
ступают все части гармони. Возле него
работают два ученика — его сын и внук
его друга—настройщика Кривонога. Стро-
го поглядывая на мальчиков, мастер учит
их пригонять готовую планку к резона-

\

Победа

Марина говорит быстро, живо и гром-
хо. Подвижная, веселая, на работах она
верховод, на гуляньях запевала.
Насышала на стол каленых тыквенных
семячек, первого озерычинского угоще-
) HUA, поставила сладчайших  томленых
‚груш, принесла молока.
 . Рассказывает о себе, о семье, о своем
„ Озерычино. И эта простая повееть бело-
фусекой крестьянки трогает и потрясаел
‚уивеличием и силой.

Новая временная маринина хатка
И меньше и ниже той, что сожгли немцы.
Чро ту Марина вспоминает, широко раз-
 зодя рунами вокруг себя:

Большая была хата, светлая, йро-
торная. Обстановка аккуратная. И двор
SL полон: корова, свиньи, овечки, гуси,
уры.
at Хорошо жили. Муж. тогда дома был.
„и! зольший сын, Николай, служил в армии,

’  ту осень его домой ждали. Петя еще
‚ и’ Чиаея в пятом, Ганне было десять лет,
(oi Тише шестой. Вот в какую хату война
y,   [puma !

Были у нас в Озерычино такие:
‚И ак немец подходил, говорили: «Конец

ам». «Нет, — я сказала, немец
есь не будет. Дитятки мои, товорю.—
рослите меня, запалю хату сама, чтобы
рагу пользы не было».

/ Заявилиеь немцы, стали свои доку-
il’ HEE выдавать. Петя сказал мне:
 , Мамо, родненькая, мне документы их
} брать, пойду в партизаны». Ушел,
11’ ранней стало. Не в том страх, что он
‚шел в партизаны, к своим людям по-

wore

Hh

Pd, — а одна я с малыми против из-
prow осталась. Скрылись мы в землю.
  16а выкопали скрытые землянки.

тем выйдешь, работаешь. Землю паха-
  — с06ед соседа караулил. Или до ха-

}

10’. добережься — печь затопить, хлеба

ПЯТНИЦА, 16 НОЯБРЯ 1945 г. № 269 (8873)

гармошка

тору. Аккорд начерно готов. Машков
вставляет его в корнус. Старик работает
методично, не спеша, © уверенностью,
какую дает многолетний опыт.

Со стола Машкова инструменто пере-
ходит в руки настройщика. Предваритель-
ная черновая настройка планки уже про-
шла на ладочных станках, в длинном
ряде кабинок, . где девупеки-наладчины
сзеряли звучание каждого голоса с кон-
трольной планкой. Тенерь предстоит по-
следняя и самая ответственная операция.

Настройщик сидит в изолированной
каморке, куда не должны проникать по-
сторонние звуки. Его главные  инетру-
менты — свой тонкий музыкальный слух
и острый натфиль, которым он осторож-
но подтачивает голоса. От слуха и искус-.
ства настройщика в конце-концов зависит
душа баяна. М его вина, если в баяне
глухой дребезжащий звук, этот частый
спутник иикарных заграничных  гармо-
ник мантинной настройки.

В Туле работало несколько поколений
выдающихея специалистов  гармонного
производства. В десятках семей от отца к
выну, от деда в внуку передавалось ве-
ликолепное умение. Чулковы, Гурьяновы,
Поповы, Моторины, _ Пастуховы, Цолоса-
товы, Барымовы, Шашковы, Кузьмины—
все они потомственные гармонщики, уни-
версальные мастера, отличные знатоки
дела.

В Чулкове живет Геннадий Леонтьевич
Чулков, сын одного из первых чародеев
тульской гармошки. Геннадий Леонтье-
вич основательно знает теорию музыки,
до тонкости разбирается в самых разно-
образных музыкальных инструментах,
Несмотря на преклонный возраст. он про-
должает работать на фабрике. Через его
искусные руки прошли тысячи гармоний
и баянов. Он конструирует новые образ-
цы. Цоследнее его изобретение —- ори-
гинальный баян, приближающийся игрой
к фортепианной. Звук басов этого баяна
усиливается и облагораживается растру-
бами.

В руках стариков — клад высокого
мастерства. Но стариков осталось мало,
а смены им почти нет. Не думают в Туле
о серьезной подготовке гармонщиков.
Организовали было специальное ремес-
ленное училище, но необходимых резулх-
татов не получилось. Училище закрыли.
На фабриках сетуют на нехватку квали-
фицированных рабочих и... ничего не
делают, чтобы готовить их.

Производство тульской гармошки —
этого любимого народного инструмента—
нуждается в помощи местных и централь-
ных организаций. Ежедневно на фабрики
прибывают десятки писем. Офицеры, бой-
цы, учителя, колхозники, инвалиды (те-
чественной войны нресят сделать для
вих двухрядку, помочь приобрести баян.
Всем отвечают отказом: фабрики не в со-
стоянии вынолнить отдельные заказы, не
справляются они и с плановыми зада-
НИЯМИ,

Особенно затруднительное положение
создалось на самой крупной фабрике —
«Тульская гармония». Оборудование ее
устарело. Нехватает прессов, штампов,
нет молотов, полуразрушены кузницы,
отсутетвуют необходимые запасы древе-
сины. Сырьем и материалами фабрика
снабжается из рук вон плохо.

Назначенный два месяца тому назад
главным инженером «Тульекой гармонии»
Петр Филиппович Дуитриев был` поражен
процветающей на фабрике кустарщиной.
Вместе со старым мастером Чулковым он
затеял организацию  экенериментальной
лаборатории. Взялиеь за улучшение му-
зыкальных качеств инструмента, за со-
здание новых совершенных образцов, за
сооружение музея по истории гармоники,
тле будут собраны все образцы, начиная
от пятиклавишного первенца и кончая
великоленным аккордом.

Надо поддержать энтузиастов, дать на
фабрики хотя бы несколько современных
станков. прессов, слесарных приспособ-
лений. Все это не так уж трудно сделать
руководителям нашей промысловой коо-
перации, в которую входят фабрики туль-

ской гармонии.
Ф. МАЛЬЦ,

соб. корр. «Известий».
г, ТУЛА.

Марин bl

AVKbDAHUUK

испечь. Слыпиипь, летят немцы, вое ‘бро-
сить, бежищь, в землянку скрывасшлься.
А немец то бембит, то стрекочет, то па-
лит. Вее же ему от нас ничего не взять,
Ни молока, ни зерна не понесла. Как
щука, раззявил пасть зубастую да ни с
чем и остался.

Хоть у самой дети малые без мо-
лока — голодовка, а корову решилась
партизанам отдать. Пришел Петя из ae-
ву, вывела я корову, привязала к рогам
веревку, подала ему: «Веди, сынок. ко-
ровку к своим, в лес». И скотина, как по-
няла, пошла...

Партизанам всегда открывала, свой
кусок с ними делила. Один пришел
ночью в рваной рубахе. Попросил жа-
кеточку. А она у меня одна осталась,
жакетка. Отдала. Если бы мы не корми-
ли, не одевали партизан, как бы они
воевали? Не будь партизан, у немца
сила больше была бы. А так не мог
взять. Партизаны в лесу, к нам его не
пускают. За рекой, видим, ходят немцы,
& сюда не смеют. И мы стали ‘хлеб парти-
занам возить,

Рассказывает Марина и сама дела
свош не считает исключительными. В
собственном ее представлении не должна
была и не могла иначе сложиться ее
вудьба, сульбы односельчан и всей де-
ревни. Не дотянуться было немцу до вы-
сокой ‘души ее, не сломить маринину
волю.

Продолжая, говорит Марина о послед-
ней весне при немцах. Черной была та
весна. И аисты не прилетели. В деревне
верили, что хату, на которой живет
аист. не тронет огонь. Но гнезда в ту
весну остались пустыми.

Мартовским синим рассветом озеры-
чинцы увидели из своих  землянок,

Абхазская АССР, совхоз «Эшери». На еним-
ке — главный агроном Л. Иркомайшвили за
проверкой зрелости лимонов.

Фото Х. Иараскевопуло.

Однотомник избранных
произведений А. Мицкевича

В Государственном издательстве художе-
ственной литературы сдан в печать одно-
томник избранных произведений Адама
Мицкевича. В книгу вошли лирические сти-
хи, поэмы и баллады великого польского
поэта. Это—самое полное издание произве-
дений Мицкевича, выпущенное у нас за ми-
нувшие тридцать лет.

Творчество Мицкевича издавна привлека-
ло внимание русских поэтов. Над перево-
дами его стихов работали Пушкин, Лер-
монтов, Рылеев, Брюсов, современные поэ-
ты—Асеев, Антокольский и др. Лучшие пе-
реводы произведений собраны в однотомни-
ке. Ряд произведений печатается в новом
переводе, среди них — «Конрад Валлен-
род», «Гражина», «Пан Тадеуш».

Рост вкладов
в сберегательные кассы

Продолжается рост вкладов населения в
сберегательные кассы. В первом квартале
нынешнего года общая сумма вкладов уве-
личилась на 480 миллионов рублей, во ЕТО-
ром квартале—на 690 миллионов и в третьем
квартале — больше чем на’ 900 миллионов.
Таким образом, за девять месяцев прилост
вкладов составил свыше двух миллизрлев
рублей. Это больше суммы прироста за лю-
бой год до войны, С

Общая сумма вкладов населения, храня-
щихся в настоящее время в сберегательных
кассах, значительно превышает довоенную.
Так, например, в сберкассах Москвы сейчас
хранится вкладоз в полтора раза больше,
чем в довоенное время, а в сберкассах
г. Горького — на одну треть больше, чем
до гойны. Значительно превысили довоен-
ный уровень и вклады *в сберегательных
кассах Ленинграда. ]

Асбест для газопровода.

СВЕРДЛОВСК, 15 ноября. (ТАСС).
Трест «Союзасбест» отправил для газопро-
вода Саратов — Москва шестьдесят ваго-
нов высокскачественного асбеста.

Советские футболисты
выезжают в Кардиф

Советские футболисты сейчас едут на
западное побережье Англии, в город Кар-
диф, где в субботу 17 ноября они играют
< командой местного футбольного клуба.

В воскресенье динамовцы возвратятся в
Лондо, где будут готовиться к ма?чу ¢
командой знаменитого английского клуба
«Арсенал». Этот матч назначен на 21 нояб-
ря.

Вчера группа

лондонцев, любителей
футбола, вручила в неофициальном порядке
самодельный значок Василию Карцеву,
форварду «Динамо» — первому советскому
футболисту, который забил гол в ворота
«Челси». Это небольшой металлический
кружок с циррой «13» — датой памятно-
го матча. :

я Вадим СИНЯВСКИИ.
ЛОНДОН, 15 ноября. (По телеграфу).

как зашевелились берега Птичи, к 0зе-
рычнно, ползли тысячи немцев. С концов
деревни в’ехали шестерки лошадей с
орудиями. На бугре у кладбища немцы
установили минометы.

Люди из землянок видели, как авто-
матчики подложили под хаты солому и
пошли по деревенской улице, стреляя,
чтооы никто‘ неё  подетупил в хатам.
Большое Озерычино  запылало, Topean
хаты, конюшни, амбары, кузни, клуб и
магазин богатого озерычинского колхоза.

Сгорело все. Озерычинцы бежали в

Марковский и Русаковский леса, а когда
вернулись к своему пелелищу, партиза-
ны привели им коней и дали хлеба. 3е-
лень веходов закрыла раны земли. Вновь
утверждалась в Озерычино жизнь.
‚.А когда после боев под Гомваем и
Ялобином в Озерычино показались раз-
ведчики, а за ними и части Красной
Армии, — это Марина сорвала с себя
красную хустку, привязала ее к высочен-
ной ваге у колодца и кинулась навстре-
чу врасноармейцам. Звала за собой дру-
ГИХ.

У того же колодца собрался первый
всеобщий, шумный сход озерычинцев. Вто
сомневался, не верил, что на пепелище
подняться колхозу, — молчал. Марина
выбралась вперед и, разгоряченная,
звонкоголосая, убеждала:— Бабы, сила на-
ша в колхозе, там мы сами хозяйки. Ва-

силь, — торопила она, колхозного предсе-
дателя Антиповича, — пиши меня пер-
вую. первую.

Рассказывая этб, Марина разволнова-
лась, вскочила: .

‘— Bee снищал немец. Что же у ме-
ня осталось? Я да колхоз — все мое 60-
гатетво. Разве только наше Озерычино

опало? Всей державе трудно было.
котхозом и держава подымется. Я раб9-
той брала, и она протянула вперед

свои сильные, ловкие руки. .

Поля тогда убрали, что етекло. Яа-
ли свои полосы, & хлеб свозили Ha
общественный ток. Молотили до коляд,

х

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

На-днях в будке телефона-автомата на
Московском Центральном телеграфе мы на-
шли забытую записную книжку. Из ‘ти-
тульной надписи удалось установить, что
принадлежит она агенту по снабжению
Н-ского треста Савелию Ивановичу Кара-
севичу. Да простит нас неведомый нам Са-
велий Иванович, — из профэссионального
любопытства мы заглянули в замусоленные
странички книжицы. Мир маленьких, но
сильных страстей внезапно открылся перед
нами, подобно скоплению микробов в кап-
ле воды под стеклом микроскопа.

Вслед за множеством телефонных номе-
ров, в отдельчике «Для памяти» значились
следующие записи:

«Андрей Маркелыч (администратор гос-
тиницы) — курит <Гвардейские». Во вся-
ком случае, не ниже «Казбека». С «Бело-
мором» и не подходи».

«Рита (с междугородней станции) — ду-
хн, конфеты «Мишка на севере». Не отка-
зывается и от тянучек».

«Товарищ Диогенов (олифа, кровельное
железо) — обожает оперу, не дальше пя-
того ряда».

«Нарезкин, Прохор Петрович — билет-
ный кассир. Клюет и притом в масштабах.
Отчаянный ракоед. За сотню раков мягкий,
во всяком случае, обеспечен». y

«Товарищ Федульев. Не берет ничего.
Опасный тип. Необходима бдительность».

«Сидоркин. Того мерзей! Ну, прямо, ни-
ни! И сразу грозит милицией. Чего бы при-
думать?»

Признаться, найдя эту книжицу, мы ис-
кренно пожалели Карасевича. Ведь бедня-
га остался без своих памятных заметок, как
без рук. Чего доброго, еще перепутает и
сунет Рите с телефонной станции дюжину
раков, а любителю оперы Диогенову за-
бросит билетик в цирк на дрессированных
медведей.

Карманные святцы Савелия Иванови-
ча Карасевича вспомнились нам по про-
чтении письма офицера Конькова (полевая
почта 91066). Тов. Коньков вместе с женой
направлялея -в Москву. На одной из стан-
ций’он приобрел в кассе билеты с плацкар-
тами и стал ждать поезда, вышедшего из
Тбилиси. Наконец, поезд подошел к перро-
ну. Но проводники, охранявшие вход в ва-
гон, заявили офицеру. что билеты — это
не то и «местов нет». Зато какие-то лю-
ди с мешками без всяких билетов свобод-
но попадали в вагон, при чем часть содер-
жимого их мешков оказывалась в корзинах
проводников.

Носле долгих увещеваний тов. Конькэва с

Святцы Карасевича

женой впустили в вагон. Когда поезд тро-
нулся, в вагоне появился один из провод-
ников и, заметив новых пассажиров, жестя-
ным голосом сказал:

— Пробрались и рады. Ничего, вы у ме-
ня далеко не уедете... Пред’явите билеты!

Забрав билеты, проводник скрылся в сво-
ем купе, откуда доносились поросячий визг
и гусиное гоготание.

Утром проводник разбудил офицера:

— Ваши билеты!

Тов. Конькоз деликатно заявил провод-
нику, что тот еще вчера взял билеты. Про-
водник возмутился:

— Не брал я ваших билетов!

И после паузы добавил:

— Не понимаете вы жизни, товарищ...

Тов. Коньков принужден был заплатить
проводнику стоимость двух билетов...

Гвардии старший лейтенант Аксенов со-
общает, что на вокзале города Борисова
(Белоруссия) ‚кассиры, как правило, от-
вечают:; «Мест нет, но устроить можно».
При этом они, стыдливо отводя глаза в
сторону, потирают ладонь левой руки.

Условный рефлекс, выражающийся в по-
чесывании ладони, обнаружен не только у
кассиров. В Шенталинском районе Куйбы-
шевской области заместитель заведующего
отделом гособеспечения Федоров и област-
ной ревизор Сорокин утверждают законную
пенсию лишь после того, как их стимули-
руют лафитничком. И притом емкостью не
менее чем в два литра. Немаловажную
роль играют такие детали, как огурчикн,
квашеная капуста и прочие «междометия».

Да, есть у нас суб’екты, в роде владель-
ца упомянутых тайных святцев. Прямой
долг советских людей бороться с Карасе-
вичами, а не потакать им: дескать, мелочь,
стоит ли возиться. Тем более, что подоб-
ные «мелочи» достаточно ясно ‘и опреде-
ленно предусмотрены уголовным кодексом.

Нужно, чтобы карманные святцы Саве-
лия Ивановича Карасевича выглядели так:

«Андрей Маркелыч (из гостиницы) — не
под’едешь! Курит «Катюшу». Свою. Не че-
ловек, а камень».

«Рита (телефон) — без ничего сразу же
соединила с Уфой и даже улыбнулась при
этом».

«Нарезкин (кассир) —не клюет. По
воскресеньям сам выезжает на Клязьму с
бреднем — на рачью ловлю. Заявляет, что
свой рак сочнее. Нахал!»

«Вообще в торговой сети невозможно
стало работать. Думаю переквалифициро-

ваться на гомеопата».
Братья ТУР.

Гастроли Ансамбля народного танца СССР

Гастроли Ансамбля народного танца
СССР под руководством Игоря Моисеева
прошли в Болгарии с огромным успехом.

Первое выступление ансамбля состоялось
в приморском городе Варна. Затем были
даны концерты в городах Сливен, Стара-
Загора и Пловдив. Население массами со-
биралось на станциях для встречи поездов
с советскими артистами. Под звуки оркест-
ров артисты ансамбля проходили по глав-
ным улицам, приветствуемые тысячами го-
рожан. 1

Театральные залы городов Сливен, Ста-
ра-Загора и Пловдив рассчитаны на пять-
сот—шестьсот человек. Желающих же по-
смотреть выступления советских танцоров
было гораздо больше. Стояла теплая пого-
да, и решили проводить концерты под от-
крытым небом, на плошадях. Это позволи-
ло ансамблю во всей широте показать насе-
лению Болгарии лучшие номера своей бо-
гатой программы,

По окончании выступлений зрители вся-
чески демонстрировали глубокие симпатии
болгарского народа к народам Советского
Союза. Газеты единодушно отмечали высо-
кий художественный уровень исполнения
танцев ансамблем.

Всего в’этих городах на концертах при-
сутствовало более двухсот тысяч зрителей.

В столице Болгарии — Софии первое
выстунление состоялось в канун 28-й го-
довщины Октябрьской революции, в толь-
ко-что открывшемся Доме офицера Крас-
ной Армии. Советские генералы и офице:
ры, несущие службу вдали от родины,
встретили артистов с болывой теплотой,

На следующий день ансамбль выступил
на зеленом поле стадиона «Юнак». Сорок
пять тысяч зрителей оказали советским
танцорам восторженный прием. Трудно опи-
сать энтузиазм присутствовавших на ста-
дионе. Шумными аплодисментами и крика-
ми «браво» они выражали свое восхище-
ние.

Вечером советские танцоры снова высту-
пили в помещении Дома офицера на приеме
в честь 28-й годовщины Октября, устроея-
ном советским посольством. Здесь праясут-
ствовали регенты Болгарии Венелин Ганзв,
Цветко Бобошевский и Тодор Павлов,
премьер-министр Кимон Георгиев, поссл
СССР в Болгарии тов. Кирсанов, прелета-
вители дипломатического корпуса, генера-
лы и офицеры Красной Армии, деятели ис-
кусства, журналисты.

После этого ансамбль дал в Софии еще
несколько открытых концертов.

Мих. ДОЛГОПОЛОВ.
г. СОФИЯ. (По телеграфу). `

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»

«Кукла Ирочка»

В связи с фельетоном «Кукла Ирочка»,
напечатанным в «Известиях» от 10 октября,
исполком Свердловского городского Сове-
та депутатов трудящихся приступил к про-
верке того, как подготовляются заседания
исполкомов районных Советов и как офор-
мляются их решения по всем девяти райсо-
ветам города.

Результаты проверки будут обсуждены
на заседании исполкома городского Совета.

а в самый трескун, — до тридцати гра-
дусов у нас морозы бывают, — поехали
в Русаковекий лес. Нарежем, наколем, на
возы да на станцию. Прошлой зимой
вывезли для Минска больше как восемь-
сот кубометров.

Весной бороновали.
а нема кому: мужья на фронте, сыя-
ки в армии. Говорю председателю: «Ва-
силь, доколь буду мочь, бороновать ста-
ну». А у нас, знаете, так: поескорозят,
потом плугами, поборонуют, посеют, да
снова боронуют. Так я на паре коней в
две бороны дней пятнадцать бороновала.

Тьны полола, волхозные огороды
доглядывала. Потом косить пошла. Ой,
плакала! Трудно в моих годах взять ко-
су. Плечи болят, приду домой, деваться
некуда. Да и сенокосы у нас есть и в
болотах, есть и километров за двадцать, —
тула ездила. Скосили все.

Тут подоспело поставки возить. Я
говорю — это неважно, что один пост,
важно, чтобы все поели. Давайте скорее
державе везти. Возили капусту, картош-
ку. Через Птичь мост смыло. Нам ждать
нельзя, так мы через реку корзинами
переносили. Там от нае машины прини-
мали. А как мы первыми в районе вон-
чили поставку да себе получили хлебуш-
ка, пока еще авансом, стали люди в
Озврычине говорить: «Вот она, полная
победа». Опять у нас сход был, и мы
свой колхоз перезвали. Теперь он у нас
называется не «Декада обороны», как
был, а колхоз «Победа». Слыхали?

0$ озерычинской победе далеко идет
слух в округе, и в Минске знают, что,
живя в землянках и строясь, озерычин-
ские колхозники посеяли и убрали ypo-
жай первыми, евезли государству больше
пятидесяти тонн зерна и ста тенн карто-
феля. В трудную, мокрую осень’ карто-
фель ночами выкапывали. Звеньевая Ма-
рина Лукьянчик носилась по полю пти-
цей, то появляясь в свете костра, то
опять исчезая во мгле сырой ночи.

На большой улице колхоза «Победа»

Треба ж робить,

«Ни встреч, ни расставаний...» 2
В течение нескольких лет на Бакинский
вокзал никто из провожающих или встре-
чающих не допускался. Перронные билеты
не продавались. (См. заметку «Ни встреч,
ни расставаний...» в «Известиях» от 20 ок-
тября). Начальник станции Баку тов. Ке-
римов сообщает, что теперь порядок этот
отменен. Продажа перронных билетов вос-
становлена.

уже стоит сто пятьдесят новых хат, под-
нялись общественные амбары, конюшни,
овчарни, свинарни. и птичник.

В колхозе «Победа» празднуют, иу
Марины укьянчик в хате праздник:
пришел домой муж ее Мартин Лувьян-
чик. 0б этом она говорит, хвалясь:

— Хозяйна моего с благодарностью
великой отправили с армии. До войны он
был сторожем на колхозном дворе. И
опять председатель его пригласил. Че-
рез три дня, как вернулся, стал господарь
мой караулить колхозных коров. Сама
его туда проводила.

Марина опять собирается в лее. В кол-
хозе «Победа» решили сообща выстроить
большой, просторный, светлый дом для
избирательного учаетка. Чтобы в этом но-
вом доме голосовать за своего депутата в
Верховный Совет, голосовать за ту силу,
за ту правду, которая в дни страшных
испытаний поддержала Марину Луквьян-
чик, привела ее и всех озерычинцев к
победе. На первый венец, на основание
для этого дома привезет из леса души-
стые, смолистые бревна Марина Лукьян-
THE,

Дом хотят. ставить по генеральному
плану нового Озерычина в центре, на
вамом высоком месте, . там, где будет
площадь. И дом этот, на фундаменте,
с колоннами, шпилем, мпогокомнатный и
удобный, поеле окончания выборов
займет озерычинская читальня. Перед
этим домом поднимется памятник-мону-
мент, от него вниз, к речке закурчавится
колхозный парк, от него потянутся в ве-

селой зелени тополей и яблонь кварталы
будущего Озерычино.

Ерасиво, покойно, радостно будет в
твоем колхозе, победившая Марина
Лукьянчик.

Елена БРАГАНЦЕВА,
спец. корр. «Известий».

КОЛХОЗ «ПОБЕДА»

Руденского рай-
она Минской области.

Заканчивается строительство Талигулянской
гидроэлектроетанции около Самарканда (Уз-
бекекая ССР). На снимке: монтажник Г. Ба-
циев, инженер П.Котин и слесарь Б. Бобер
на монтаже подстанции.

Фото А. Кузменко.

К 35-летию со дня смерти
Л. Н. Топстого

20 ноября исполняется тридцать пять лет
со дня смерти Льва Николаевича Толстого.
В Москве эта дата будет отмечена засе-
даниями и вечерами, посвященными твоо-
честву великого русского писателя.

В Музее Л. Н. Толстого при Академии
наук СССР проводится толстовская науч-
ная сессия. Будут заслушаны доклады
«Толстой о русском народе» — профессора
Н. Н. Гусева, «К истории написания «Вой-
ны *и мира» — доктора филологических
наук М. Я. Цявловского и другие.

После докладов состоятся концерты из
произвелений Толстого. В них примут учз-
стие Д. Н. Журавлев, А. И. Шварц, Ц. Л.
Мансурова.

В Институте мировой литературы Акаде:
мии наук СССР 92 ноября состоится засе-
дание. В. Я. Кирпотин сделает доклад на
тему «В. И. Ленин о Льве Толстом», а
Л. п. Гроссман — доклад «Толстой и
Марсель Пруст». .

19 ноября во Всероссийском театральном
обществе — толетовский вечер. Berynu-
тельное слово скажет профессор Н. К. Гуд-
зий. С воспоминаниями о Толстом выступят
А. Б. Гольденвейзер и Н. Н. Гусев. Будут
исполнены отрывки из пьесы «Живой труп»
и инсценированных произведений Л. Н.
Толстого.

В декабре состоится открытие Музея
Н. Толстого на станции Лев Толстой
(Астапово), где умер великий писатель.

Выпуск специалистов по штамповке

В связи е широким развитием штампов-
ки для подготовки инженеров-механикоз
по оборудованию и технологии штамповаль-
ного производства в Московском станко-
инструментальном институте имени И. В.
Сталина была-создана ‘специальная кафед-
ра. За три года ее существования пролела-
на большая работа. Функционирует штам-
повальный кабинет, заканчивается обозу-
дование лаборатории. Учебный процесс
полностью обеспечен методическими и на-
глядными пособиями.

Начался выпуск специалистов. На-днях
в институте защитила дипломные проекты
первая группа студентов. При защите про-
ектов присутсчзовал народный комиссар
станкостроения тов. А. И. Ефремов.

В этом году институт выпустит еще дзе-
надцать инженеров по оборудованию и тех-
нологии штамповального производства.

Борьба с хулиганством

Народный комиссар юстиции CCCP tos.
Н, М. Рычков дал указание наркоматам
юстиции союзных республик об усилении
репрессий в отношении хулиганов.

Предложено не допускать квалификации
злостного хулиганства по первой части
74-й статьи Уголовного Кодекса РСФСР
и соответствующих статей кодексов дру-
гих союзных республик.

При вынесении приговоров злостным ху-
лиганам в качестве дополнительной меры
(кроме лишения свободы) должна приме-
няться высылка.

Закрылась навигация на канале
Москва — Волга

На канале Москва— Волга закрылась на:
вигация. Из Северного порта вышел с пос-
ледним караваном судов буксир «Макар
Мазай». В этот же день теплоходы «В. Мо-
лотов», «К. Ворошилов» и «Доронин» при-
были в затон Хлебниковских судоремонт-
ных мастерских, где стали на зимний ре-
MOHT,

Молдавская консерватория

КИШИНЕВ, 15 ноября. (По телеф. от
соб. корр.). Восстановленная Молдавская
кочсерватория — центр музыкальной куль-
туры Молдавии. Сейчас при консерватории
работают отделения: вокальное, скрипки,
виолончели, духовых инструментов, дирн-
жерско-хоровое и теорегическо-композитор-
ское.

Открыт новый класс — народных ин-
струментов. При консерватории имеется
также детская музыкальная школа, в кото-
рой обучается свыше двухсот одаренных
детей. Работает фольклорный кабинет.
Оперная студия консерватории готовит кад-
ры для будущего молдавского театра опе-
ры и балета.

“

Первенство страны по фехтованию

ЛЬРОВ, 15 ноября. (По телегр. от соб.
корр.). Закончились происходившие во
Львове всесоюзные соревнования по фех-
тозанию. В них принимали участие спорт-
смены Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Рн-
ги, Львова и других горолов,

Звание чемпиона СССР завоевали: по
рапире — В. Вышпольский, по рукопашно-
му бою среди женщин — москвичка Анна

Пономарева, в соревнованиях на шпагах —
рижанин Ян Гремзде.

————— ды ия

Е и : и еп en R= = sn ae mS Sa Sar 5:
lati me lt keds ett emensmehsenaintid to misting SSS
иво —nenrepyaementingncmnses sith et tn ascetic ть и