Я
Я
Я

СУББОТА, 1 ДЕНАБРЯ 1945 ‘г. № 2

32 (8892)

$

В подготовительной комиссии
Об’единённых наций

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Вчера
на утреннем заседании комитета № 4 (Со-
вет по опеке) подготовительной комиссии
организации Об’единенных наций  обгуж-
далась рекомендация исполнительного ко-
митета о создании временного комитета по
опеке. ` Раздел отчета исполкома,  касаю-
щийся этого вопроса, был представлен
азстралийским делегатом Хэзлаком. В от-
чете указывалось, что состав Совета по
опеке определяется 1-м параграфом 86-й
статьи устава Об’единенных наций. В на-
стоящее время, указывается в отчете, нет
территорий под опекой и их не будет до
тех пор, пока соглашение об опеке нал от-
дельными территориями не будет одобре-
но Генеральной ассамблеей или же, если
дело идет о стратегических районах, Сове-
том безопасности. «Следовательно, — го-
ворится в отчете, — в настояшее время
‚нет таких членоз Об’единенных наций, ко-
торые. управляли бы территориями под
опекой, и поэтому Совет по опеке в таком
виде, ‘как он предусмотрен в’ статье
85-й устава Об’елиненных наций, не может
быть сформирован». Поэтому изполком
рекомендовал, чтобы Генеральная ассам-
блея, действуя в духе статьи 22-й устава

Об?единенных наций, создала временный
комитет по опеке.

В’ отчете указывается, что чехословац:
кая, советская и ютгославскгя делегации

возражали против предложения создать
временный комитет по’ опеке на том осно-
вании, что такие действия не санкциови-
рованы уставом Об’единенных наций и бу-
дут поэтому неконституционными.

Тов. Громыко изложил точку зрения де:
легации СССР в вопросе о создании вре-
менного комитета по опеке. Он заявил:
что в уставе Об’единенных наций не пре-

`дузматривается создание какого-либо вре-

менного органа по опеке. Поэтому его соз-

дание не будет соответствовать уставу.
Генеральная ассамблея, сказал т. Громы-

ко, может на первой же своей сессии при-

нять практические меры для того, чтобы
разработать и’ гарантировать выполнение
положений устава, касающихся опеки. Она
может привлечь внимание некоторых госу-
дарств к тому факту, что они должны вы-
полнять положения устава. Было бы: же-
лательно принимать практические мерыдля
осуществления этих положений устава, а не.
дискутировать этот вопрос месяцами и да-
же годами. Временный комитет по опеке
вместо того, чтобы являться офганом, ко-
торый способствовал бы и ускорял бы
обеспечение выполнения положений  уста-
ва, мог бы только оттянуть его’ осуще-
ствление.

Югославский делегат. поддержал точку
зрения советской делегации и заявил, что
никто не говорил о срохах функциовирова-
ния временного комитета по опеке. В уста-
ве не имелось в виду, что этот зопрос бу-
дет оставаться открытым до бесконечно-
сти. Он потребовал, чтобы те державы, ко-
торые управляют мандатными территория-
ми, раз яснили свою точку зрения.

Южно-африканский делегат  Никольс
высказался за предложение исполкома.

Делегат Новой Зеландии заявил, что,
согласно точке зрения его правительствз,
система опеки должна начать функционн-
ровать по возможности скорее в соответ-
ствии с положениями устава. Правитель-
ство Новой Зеландии несколько сомневает-
ся в том, что предложение исполкома было
рассчитано прежде всего на стремление
достигнуть таких результатов.   Поэтому
Новая Зеландия остается при своем мнении
в данном вопросе.

Делегат США Грин и делегат Соединен-
ного Королевства Крич Джонс высказались
в пользу создания временного комитета по
опеке. ;

После того, как австралийский делегат
высказался в пользу предложения испол-
нительного комитета, а егилетский делегат
д-р Абдель Хамид Бадави заявил о том, что
он остается при своем мнении, заседание
комитета было отложено до 30 ноября.

te

K вопросу о местопребывании организации

Об’единенных наций

‚ ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Вчера в
комитете № 8 обсуждался вопрос’о место-
пребывании организации Об’единенных на=
ций. Комитет принял разделы доклада ис-
полкома, в которых излагаются общие со-
ображения, связанные с избранием посто-
янного местопребывания организации Об’е-
диненных наций. Эти соображения имеют

`в виду ‘обеспечить такое ‘положение, чтобы

государство, оказывающее гостеприимство,
предоставило организации, ее главным и
вспомогательным органам все необходимые
гарантии и возможности. Решено создать
подкомитет, который должен сотрудничать
с юридическим. комитетом ‹подготовитель-
ной комиссии в рассмотрении юридической
стороны: этого дела.

Комитет продолжал обсуждать тот раз-
дел доклада исполкома, который касается
системы интернационализации местопребы-’
вания организации. В докладе говорится,

_Правительственный кризис в Италии

РИМ, 30 ноября. (ТАСС): 28 ноября
после завершения второго тура консульта-

`ций принца Умберто” в“ лилерами’`‘полити:”

ческих партий состоялось заседание Цент-
рального комитета национального ocBo-
бождения (КНО) с участием представите:
лей КНО Северной Италии. Совещание не
дало положительных результатов.

Вечером того же дня состоялось заседа-
`ние секретарей шести партай, вхоливших
в правительственную коалицию. Было при-
няго решение о том, что кандидат на пост
председателя совета министров должен
быть избран из числа деятелей, принадле-
жащих к партиям коалиции. На этом засе-
дания лидер социалистической партии
Пьетро Ненни выдвинул кандидатуру де-
ятеля. христианско-демократической  пар-
THH де Гаспери в качестве преемника
Парри на пост ‘премьер-министра.

Партия «Демократия труда» опубликова-
ла программное заявление по вопросу о
разрешении кризиса и создании нового
правительства. Это заявление  расцени-
вается в политических кругах Рима, как
предложение кандидатуры секретаря пар-
тии «Демократия труда» Меуччо Руини на
пост главы правительства. Требования,
сформулированные в этой деклараций, в
основном совпадают © платформой коали-
ции КНО и сводятся к следующему:
скорейнтий созыв Учредительного собрания,
укрепление авторитета госуларственной
власти, «энергичное разрешение вопросов
общественного порядка», быстрое заверше-
ние чистки, бдительность в отношении
«неофашистских поползновений», сосрело-
точение национальных усилий в области
восстановления страны при солействии
КНО «в качестве местных органов, велаю-
щих реконструкцией», всемерное развитче
производства, борьба за пресечение роста
«цен и зарплаты»; дисциплина прелприя-
тий и участие рабочих в управлении прет-
приятаями, меры помощи паотизанам и ли-
пам, пострадавшим в результате войны,
Bete Be bh

Burerynas wa MuTHure B Tepyu, cexpeTapb
итальянской Всеобщей конфедерации тру-
да ди Витторио’ заявил, что «повелитель-
ным долгом Конфедерации труда являет-
ся предотврашение всемн имеющимися в
ее распоряжении силами создания в Ита-
лии такого правительства, когооое не бы-
ло бы выражением дзижения, КНО».

В статье, опубликованной в. «Пополо»,
секретарь итальянской Всеобщей конфеле-
рации трула Гранди (христианский  демо-
крат) признает, что «итальянские  трудя-
шиеся в своем большнистве серьезно оза-
бэчены кризисом и отрицают его необхо-
димость, опасаясь, что поставлено под

что местопребывание Об’единенных наций
должно быть интернационализировано в
нескольких отношениях. Возможны две ос:
новные системы: 1) автономная интернацио-
нальная зона или 2) интернациональная зо-
Ha, расположенная на национальной терри-
тории. В докладе говорится, что может
быть рассмотрен вопрос о промежуточной
системе, частью предусматривающей интер-
национальную администрацию, а отчасти на-
циональное обслуживание, которое должно
предоставляться страной, оказывающей го-
степрииметво. :

Комитет принял предложение своего
председателя (представителя Уругвая) о
назначении подкомитета для рассмотрения
всех этих вопросов, при чем в качестве ис-
ходного пункта должен быть взят параг-
раф доклада исполнительного комитета,
предлагающий промежуточную систему ин-
тернациональной администрации.

удар само дело’ демократии и свббоды,
равно’ как гарантии социальных“и эконо-
мических завоеваний ` трудящихся. Они
усматривают в антиправительственной
кампании печати и других фактах тревож-
ные признаки воскрешения реакционных и
фашистских сил, приведших ‘Италию к
катастрофе». Гранди заявляет, что един-
ственным средством предоставить гарантии
трудящимся является создание правитель-
ства на основе КНО.

По сведениям печати, 28 ноября на соб-
рании представителей римскчх отделений
христианско-демократической партии боль-
‘шинство участников критиковало политику
руководства партии, которое «поддержало
маневр либералов, вызвав:иих  правитель-
ственный кризис». р 2

РИМ, 30 ноября. (ТАСС). Бывший италь-
ячекий премьер-министр Франческо Саве-
рио Нитти, который, несмотря на настой-
чавую рекламу, не сумел в ходе нынешне-
го правительственного кризиса обеспечить
себе шансы на занятие поста председа-
теля совета министров, опубликовал поэ-
грамму своей новой политической партии,
носящей название «Союз национальной ре-
конструкции». Программа Нитти содержит
двенадцать пунктов и высказывается как
против «реакции», так и против «револю-
ции». О том, что понимает Нитти под сло-
вом «революция», свидетельствует пункт
его программы, требующий «уничтожения
всех организаций, созданных
после фашизма», в первую очередь коми-
тетов национального освобождения.
скольку в период фашистского режима в
Италии были уничтожены все ранее су-
ществовавшие организации и институты, за
исключением монархии, то, как здесь де-
лают вывод,‘ программа Нитти признает
ныне за одной монархией право на сушест-
вование в новой Италии.

Комментируя программу Нитти, новая
римская газета «Мондо», издаваемая пра-
вым крылом «Партин действия», квалифч-
цирует Нитти, как «запоздалого’ предста-
вителя просвещенного абсолютизма», и
указывает на полную бессодержательность
и демагогию его программы. Газета «Уни-

та» квалифицирует программу Нитти, как.

попытку подорвать национальное единство
итальянского нарола. «Решительная борь-
ба против подрывного маневра Нитти, —
пишет газета, является нашим долгом,
поскольку он имеет целью разрушить
единственную военную ценность, которой
мы располагаем, а именно наше единство,
в котором мы вели и должны вести борь-
бу за спасение Италии», «Италиа. либера»
также разоблачает реакционную сущность
нрограммы  Нитти.

Ливанская газета требует эвакуации иностранных войск

из Сирии

БЕЙРУТ, 30 ноября. (ТАСС). Касаясь
вопроса о5 эзакуацин иностранных войск
из Сирии и Ливана, газета «Саут-аш-Шааб»
пишет, что это является самым главным
требованием из всех национальных требо-
ваний. Нет ни одного депутата, ни одной
газеты, ни олного политического деятеля
как в Сирии, так и в Ливане. которые не
требовали бы эвакуапии иностранных войск.

Создается впечатление, пишет газета,

/

и Ливана

что представители власти не принимают
конкретных мер к выполнению требования
народа. Премьер-министры Сириии Ливана
в своих заявлениях говорили, что ведутся
переговоры O06 эвакуации иностранных
вэйск. По мнению газеты, эти заявления
являются  неудовлетворительными, — по-
скольку ни в одном из них мет указания
на предпринимаемые решительные мёры к
реализации этой задачи.

Кампания в Сирии за возвращение санджака Александретта Сирии

ЛОНДОН, 27 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Дамаска, Комитет по ‘охране поаз Снрии
в Александретте выпустил воззваниче, в к:
тором говорится, что 29 ноябрл, день 6-1 го-

довщины передачи Францией Александретт-.
ского санджака Турции, должеи предста-
влять собой. отправной пункт в борьбе за

возвращение санджака Сирии.

‚засекречивания открытий в области

ИЗВЕСТИЯ, СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Международный
* антифашистский женский

конгресс в Париже

a

Ram известно, одна из «звезд» Нюрн-

ПАРИЖ, 30 ноября. (По телефону от
корреспондента ТАСС). На сегодняшнем
заседании Международного антифашист-
ского женского конгресса выступили аме-
риканская делегатка Бинчот и английская
делегатка Прат-Кларк (обе научные рабог-
ницы), энергично протестовавшие против
ис-
пользования атомной энергии и настаивав-
шие на передаче секрета атомной энергии
союзным нациям для мирных целей. Кон-
гресс присоединился к этому требованию.

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС). Как соэб-
щает агентство Франс пресс, конгресс еди-
нодушно принял резолюцию, требующую
разрыва дипломатических отношений с

фюрера Рудольф Гесс пытается выдать
себя за невменяемого. Для этого он
остановился не`на мании величия .(позд-
но), не на вульгарном слабоумии (обид-
но), а на потере памяти; амнезия по-
казалась ему болезнью по сезону. Когда
Гессу показали фильм — фашистский
парад в Нюрнберге, заместитель фюре-
ра не узнал самого себя. Эксперты нод-
вергли его тщательному обследованию, и
вот к какому заключению пришли круп-
нейшие ‘психиатры: «Мы считаем, что
поведение подсудимого стало им приме-

бергского процесса «престолонаследник»

нятьсл в качестве залциты при условиях,

в Италии’

По-

Франко.

Передача французскому Учредительному
собранию проекта закона
о национализации банков

корреспондента ТАСС). Сегодня на вечер-
нем заседании Учредительного собрания,
продолжавшемся всего 15 минут, министр
финансов Плевен. передал на рассмотрение
собрания правительственный проект зако-
на о нацвонализации кредита, который бу-
дет изучаться сегодня вечером и в тече-
ние завтрашнего дня в финансозой комис-
сии Учредительного собрания. Прения по
проекту. состоятся 2 декабря. В тог же
день Учредительное собрание примет ре-
mene. я

Газета «Фран-тирер» сообщает сегодня,
что между двумя заседаниями совета ми-
нистров, на которых обсуждался вопрос
о национализации кредита, состоялось со-
вещание по этому вопросу министров фи-
нансов, промышленного производства и
нациозальной экономики. По слозам гёе-
ты, на этом совещании министр финансов
высказался за национализацию «на умерен-

ных началах», так как в противном случае’

Америка откажет Франции в поставках и
займах. р

К англо-американским финансовым
‘переговорам

ВАШИНГТОН, 39 ноября. (ТАСС). Ми-
нистр финаясов США Винсон, отвечая на
заданные ему на пресс-конференции  во-
просы, заявил, что соглашение 03 amepi-
канском займе Англии еще не достигнуто.
Он выразил надежду; что время не потра-
чено зря, но сказал, что не знает, будет ли

достигнуто соглашение в ближайшем бу-

дущем. Ог дальнейших комментариез Вин-
сон отказался.

Награждение маршала Тито
` высшим югославским орденом

БЕЛГРАД, 29 ноября. (ТАСС). Белград-
ское ради» сообщает, Что президиум юго-
славской Скупцины постановил: за чрезвы-

‘чайные заслуги перед народами Югосласии

в народно-освободительной борьбе и за са-
моотверженную работу по восстановлению
страны наградить маршала Югославия

`Иосипа Броз-Тито орденом «За заслуги пе:

ред народом» 1-й степени.

Протесты` против освобождения’
„. 4 финских виновников войны.

ХЕЛЬСИНКИ, 30 ноября. (ТАСС). Как
сообщает газета «Вапаа сана», в городе
Турку (Або) состоялось большое собрание
протеста против решения финского суда об
освобождении из предварительного заклю-
чения обвиняемых по делу виновников вой-
ны: Таннера, Рейникка, Кукконена и Киви-
мяки. Присутствовало около 12 ‘тыс. чел.
Собрание приняло резолюцию, осуждаю-
щую тех членов суда, которые сочли воз-
можным принять решение об освобождении
от предварительного заключения четырех
подсудимых. Такое ‘решение, говорится в
резолюции, сводит к нулю все старания пра-
вительства, сейма и большинства финского
народа, направленные на добросовестное
выполнение соглашения о перемирии. Со-
брание потребовало немедленного ареста
освобожденных обвиняемых и строгого на-
казания всех виновников войны. Собрание
одобрило мероприятия правительства и вы-
разило надежду, что дело о виновниках вой-
ны будет разрешено должным образом.

К суду над квислинговскими
‘министрами

ОСЛО, 30 ноября. (ТАСС). В виду того,
что суд, слушавший дела квислинговских
министров Иргенса и Станга, присудил пер-
вого к 7 голам тюрьмы, а второго — к по-
жизненной каторге, государственный -проку-
pop Норвегии 28-ноября обжаловал эти ре-
шения в верховный суд, требуя усиления:
наказания. ; г)

Судебные приговоры предателям
в Польше

ВАРШАВА, 30 ноября. (ТАСС). Польское
агентство печати передает, что особый суд
в Кракове рассмотрел дела предателей Ка-
роля Гертика и Леона Шепанского, обви-
нявшихся в сотрудничестве с немецкими
оккупантами и в издевательствах над поль-
ским населением,

Больше десяти свидетелей своими показа»

ниями в суде подтвердили пред’явленные.

Гертику обвинения Свидетельница Катажи-
на Кравчик показала, что 16 октября 1943
года в тюрьму.на улице Монтелюлих в ав-
томашине были привезены 30 молодых поль-
ских патриотов, приговоренных немцами к
публичной смертной казни. После расстрела
патриотов нх тела были увезены агентами
гестапо. и уничтожены, однако на место
казни родственники и друзья замученных
возложили цветы, образа и совершали там
‚религиозные обряды по убитым. По. прика-
занию немецких оккупантов Кароль Гертик
разогнал и избил собравшихся, уничтожил
все знаки почестей, возложенные на месте
гибели патриотов, и усгановил там. специ-
альную охрану. Когда нахолившаяся среда
собравшихся Катажина Кравчик обратилась
к Гертику с просьбой сообщить ей место,
кула немцы вывезли тела замученных ге-
рев, он вместо ответа жестоко ее избил.
Суд приговорил Гертика к смертной казии
через повешение.

Другой подсудимый, немец Леон Шепан-
ский, начальник немецкого пункта по сбору
молока, издевался над поляками и избивал
их, требуя сдачи всего молока. Суд приго-
ворил Шепанского к 10 годам строгого тю-
ремного заключения.

Особый суд в Хжанове приговорил к
смертной казни предателя Магксимилиана
Кокошка, выдамизго в руки гестапо поль:

ского партизана Лукашевского, участвовав»,

шзго в опзрациях протио немециюих окку*
пантов.

в которые он попал в Англии, это пове-

и будет продолжаться до тех пор, пока
он будет находиться под угрозой нака-
зания».

Эксперты указывают, что Гесс впервые
«потерял память», узнав о катастрофе
немецкой армии под Сталинградом. Пока

помнил и про свои титулы, и про свои до-
ходы. Он вепомнил, что можно не пом-
НИТЬ Только тогда, когда на фашистов
нашлась управа. Потом ему надоело ра-
зыгрывать больного, и он «вылечился».
Оз снова «заболел», когда Красная
Армия ветупила в Германию. Услышав о
боях в Восточной Пруссии, Гессе решил
забыть все раз и навсегда.

’Он не одинок в этом желании: фон
Риббентроп недавно заявил, что, будучи
существом чрезвычайно нервным, он
принимал бром и потерял память. Услы-
шав заявление Риббентропа, Гесе не вы-
держат, рассмеялся: его развеселил пла-
гиатор.

интересуют уловки того или иного 310:
дея. Беспамятетво Гесса и полубеспа-
мятотво Риббентропа представляются мне
глубоко символичными: ^ разбитый  фа-
шизм ссылается на потерю памяти. Если
вы спросите рядового  злодел, который
жег хаты в Белоруссии и убивал детей.
что он делал в годы войны, он вдохновен-
но ответит; <Сажал картофель» или
‘разводил гусей». Случайно уцелевший
в разбитом Нюряберге военный завод из-
готовляет теперь портеигары-сувениры с
надписью: «На память о Нюрнбергеком
процессе», и, конечно же, директею не
помнит, что еще. недавно, завод выпускал
танки... _ /

Мнимые больные, вероятно, надеются,
что потерей памяти заболеют не только
преступники, но и` жертвы: много дали
бы Гесс и Риббентрон за то, чтобы нарэ-
ды забыли страшные годы. Но народы
помнят. все, и страница за страницей
разворачивается в Нюрнберге история
низости, свирепости, злобы: :

В чем значение Нюрнбергского. про-
Цесса? Бывают судебные разбифатель-

дение теперь частично стало привычным

немцы завоевывали мир, Гесс хорошо

Я говорю об этом не потому, что меня».

‘ства, приковывающие внимание своей за-.

путанностью, состязанием сторон, зыбко-
стыю улик или личностью подсудимых.
Все человечество вынесло свой приговор
над фашизмом задслго до Нюрабергекого

--Процесса. Да-и процесс. этот стал -воз-

можным только потому, что народы, воз-
мущенные злодеяниями фантиостов, по-
‘клялись уничтожить 310. Мы слышим ле-
топись зла, которую знаем наизусть, не
чернилами написана она, а крозью, —
кровью наших близких. Мы слышим кни-
гу, содержание которой нам известно.

Что касается личностей подсудимых,
то что о них сказать? Перед нами мелкие
злодеи, совершившие величайшие злодея-
ния. Каждый из них душевно и уметвен-
но настолько ничтожен, что, глядя на
скамью подсудимых, спрашиваешь себя:
неужто эти злобные и трусливые вырод-
ки обратили Европу в’ развалины, погу-
били десятки миллионов людей? _

Но если для созидания нужен гений,
для разрушения его не требуется: убить
Пушкина мог и дегенерат, сжечь книги
Толстого мог и дикарь. Люди, котерых
судят в Нюрнберге, духовно и морально
не возвышаются над сотнями тысяч им

подобных, от рядовых фашистов они от-.

большей алчностью.
концентрацией

личаются

большей

злой воли.
На скамье. подсудимых не только два

только
жестбиостью;

мье подсудимых фашизм, его волчья идео-
логия, его коварство, его аморальность,
его спесь и его ничтожество. Если люди
‚из всех стран мира с’ехались в разрушен-
ный. Нюрнберг, то не только о для того,
чтобы присутетзовать при примерном
наказании двадцати преступников, но и
затем, чтобы, развернув перед народами
кровавый свиток -—— сверхисторию неви-
данного злодеяния, спасти детей от воз-
врата чумы. Мы глядим на развалины и
мечтаем о городах будущего. Мы видим
маски детоубийц и мы думаем о колыбелях.

Я не знаю, почему в свое время гитле-
ровцы облюбовали Нюрнберг: здесь они
устраивали свои с’езды, здесь марширэ-
вали ‘автоматы с автоматами, которые по-
том вытоптали сады Европы. Одни гово-
рят, что Нюрнберг был городом древно-
стей, и фашисты хотели связать свои де-
ла, если не с живописью фюрера, то с из-
терией былых завсеваний. Другие уверя-
ют, что Нюрнберг. был просто узловой
станцией с изрядным` количеством гости-
 Биц. Добавляю, что некогда Нюрнберг
славился своими палачами. Был в этом
городе музей средневековых пыток. Мо-
жет быть, он привлек внимание изуверов
двадцатого века?

Избрав Нюрнберг, точнее то, что было
когда-то Нюрнбергом, для Международно-
го Военного Трибунала, Об’единенные
нации решили судить злодеев в городе,
где готовились их злодеяния. Геринг ста-
рается прикинуться беспечным, не пони-
мающим. лочему его обидели: Он заявил
репортерам, «что ответствен только перед
немцами». Что ке, пусть; глядя на разва-
хины Нторнберга. Геринг вспомнит, не он
ли обещал немцам, что ни одна вражеская
бомба не упадет на немецкие города.
Пусть вепомнят и он, и его коллеги сло-
ва фюрера: «Только Hamer будет впредь

носить ружье; -но-не русбкий, не. поляк и.

не-чох». Перед зданием трибунала стоят

десятка кровожадных гангстеров, на

‚ Мораль. истории

ooo se
Илья ЭРЕНБУРГ
ооо

делает «народ господ» среди развалия
Нюрнберга? Подают кофе, чистят сапоги,
белят стены трибунала (это легче, чем
обелить себя в глазах мира).

Я не сказал бы, что подсудимые черес-
чур удручены.. Обстановка суда их успо-
каивает: они ведь привыкли к своим «су-
дам», где’ с обреченными разговаривали
не юристы, а мастера заплечных дел.

Утром до начала заседания  подсуди-
мые оживленно беседуют другое другом,
Геринг старается развеселить Деница, Ро-

зенберг советуется с Франком, Папен
обучает Бальдур фон Шираха. В такие
минуты им кажется, что ничего не при-

каючилось, они собрались в пефедней у
фюрера и обсуждают, какую страну заре-
зать. Потом ими овладевает страх: ведь
впереди не трофеи и не ордена, а два
столба с перекладиной. И сразу стареет
на двадцать лет Риббентрон, нёрвно че-
шется Штрейхер, а у Розенберга отви-
сает нижняя челюсть. Они живут в лихо-
радке от иллюзорных надежд на спасе-
ние до животного ужаса. Никто из них не
‘думает о немецком народе, и никакие бы-
лые титулы не скроют одного: перед’ на-
‘ми гангстеры, пойманные с поличным,
гангстеры, которые двенадцать лет разы-
грывали государственных деятелей. Каж-
дый из них, как вульгарный «фриц», взя-
тый в плен, пытается свалить все на фю-
pepa. Кейтель, один из столпов третьзго
райха, прикидывается рядовым солдатом:
он, дескать, только выполнял приказы, а

ыы Риббентроп клянется, что дипломаты

итлера не отвечают за солдат Гитлера.

Я их увидел на скамье подсудимых!

-05. этом часе я думал под Ржевом, у го-

ревшего Брянска, в Киеве — перед
Бабьим Яром, в Минске и в Вильно. Я
гляжу на них, и я вспоминаю их дела—
улицы Парижа, по которым шли солдаты
Кейтеля, наших ‘девушек, затравленных
Заукелем, rope Польши, там резвился
Франк, пенел Белоруссии и Украикы—
там свирепетвовал Розенберг. Только ли
восемь судей их судят? Нет. В нюрн-
бергеком зале мои братья, мои сестры,
пленные, уморенные. голодом; дети, заду-
шенные в ‘душегубках, тени Майданека,
Оевенцима, Треблинки и кровь заложни-
ков, ‘и пепел. русских городов, и ‘черная
рана Ленинграда. Судит человечество и
судит каждый. .

В. судебном зале барельеф: Адам и Ева,
Может быть, немецкие воришки, которых
когда-то здесь’судили; и думали о Tpexo-
падении. ‘Эти же извергинё нуждают-
ся B таком напоминании:“ они хорошо
знают, что делали, — этих никто не со-
блазнял, они сами соблазнили миллионы
своих соотечественников. Когда Геринга
спросили, какую должность он занимал в
третьем. райхе;-он стал считать по паль-
цам свои титулы, а насчитав десять,
усмехнулся: «хватит!». Он не забыл упо-
мянуть, что он был «начальником им-
перского лесного управления» и «пред-
свдателем имперской охоты». Зато он
умолчал о тресте «Герман Геринг».

С этим толотым шутом связаны
все преступления фашизма— от поджога
рейхстага. до. поджога Европы. Обучая
фашистских  недорослей, как убивать без-
защитных, Геринг говорил: «Вею ответ-
ственность’я беру на себя». Теперь ов
жаждет одного: уйти от ответственности
Он думает. изумить если не мир, то по
крайней мере журналистов своей любез-
ностью, ‘он швыряет. улыбки и вздохи,
как’ прежде-он швырял на мирные города
‘фугаски. Он кротко жует галеты. Можег
быть, мы” забыли, как он деловито сожрал
Чехословакию? Не он ли организовал го-
лод в захваченных немцами странах? Не
он ли об’ел, раздел и разул Европу? Еще
во довоенное --втемя он назвал одну из
своих статей” «Искусство нападать». Те-
перь то’и дело он шлет взволнованные
записочки своему адвокату: он изучает
новое искусство. — он защищает не Гер-
манию. а себя. толетого Германа. Автор
знаменитой <Зеленой папки», он хотел
превратить Россию в немецкую колонию.
Теперь он “внимательно смотрит на
погоны советских офицеров. Этот пред-
водитель фашистских орд — к To-
му же тривиальный воришка. В 1940 го-

‚ду, когда немцы только-только начинали

‘собирать Европу. Геринг уже хвастял перед
Розенбергом: «У меня’ самая богатая кол-
текция живописи и скульптуры». Он
сжигал города, но свозил в свой дом кар-
тины, он ветал девушек, но собирал ста-
туи нимф. Несмотря на тюремный режим,
он тучен: пиявка, нажравшаяся крови,
й не веревку придется для него пригото-
вить. а солидный морской канат.

`Психующего Гесса фашисты называли
«совестью` нациетекой партии». Вак буд-
то может быть совесть у бессовестных! Во
время заседаний Гесс читает полицейские
романы‘ он слишком хорошо все помнит,
Этот, беспамятный, и рассказами о чужих
преступлениях хочет отвлечь себя от
своих. Глядя на советский флаг ‘рядом с
английским, он, наверно, вспоминает май-
скую ночь и прыжок в Шотландии. Он
думал пить русскую волку и курить ан-
глийские сигатетты. Вместо этого его
приволокли в. Нюрнберг, Что же, ему де-
лать, как -несприкидываться. Рудольфом
Непомнящим 72   о

Бывший фельдмаршал Вейтель-—типич-
‚ный соллафон: квадратное лицо, квадрат-
ные манеры. Он верно служил своему фю-
реру, и немецкие генералы, сидя в гитле-
ревской лакейской; называли фельдмар-
шала «лакейтелем». Однако он был не
простым лакеем, ему незачем прибеднять-
ся: невинных он истреблял не по приказу,
а по вдохновению. Он разработал. план
коварного нападения на Советский Союз:

«план Барбаросса». Стоит отметить, что,

каж гангстеры, фалнистокие главари, под-
готовляя свой кровавые дела, ‘называли
их по-блатному. Если вторжение в Рос-
сию было «планом Барбаросса», то за-
хват Австрии именовался «планом Отто»,
захват Польши — «дело Гиммлера», & го-
товившееся с помощью генерала Франко
‘нападение на Гибралтар обозначалось:

«предприятие Феликс». Пейтель приказал

с ружьями русские гвардейцы. Так, а что.

«стереть Петербург с лица земли». Оя

ввел клеймение советских военнопленных.
Он изрек: «Ha Востоке человеческая
жизнь ничего не стоит». Однако он высо-
ко ценит свою жизнь: убийца миллионов
хочет задержаться на земле, но земля под
HEM расступается.

Вряд аи во многом уступает Вейтелю

.  генерал Иодль. Этот тоже говорил, что

Россию нужно усмирить огнем и свинцом.

Теперь он нервно позевывает-и прячетея

за широкую спину Кейтеля. И его заме-

rat. Семь лет тому назад в Нюрнберге

Иодль начал свое восхождение: здесь он

пены план захвата, Чехословакии.
усть он и кончит в Нюрнберге.

Иоахим фон Риббентроп забыл все
изыски прошлого. Будучи комми-вояже-
ром, он походил на жулика, будучи ди-
пломатом, он походил на комми-вояжера:
он всегда опаздывал в осознании своего
положения. Теперь он предвосхищает
близкое будущее: он еще только  под-
‘судимый, & уже похож он на повешенно-
го. Правда, порой он оживает, хочет вы-
дать себя за дипломата. Это наивно: пе-
ред нами гангстер. Подготовляя захват
Австрии, Чехословакии, Польши, он
екрывал под дипломатическим мундиром
лом и отмычку. Ему принадлежат доста-
точно откровенные слова: «Хлеб и сырье
России нас вполне устроят»... ‘Он отве-
тит за этот хлеб: на него повазывают
пальцами миллионы свидетелей — мате-
ри, потерявшие сыновей, вдовы, сироты,
вся Россия. : -

Альфред. Розенберг считался у фантие-
тов «специалистом по русским делам».
Это теоретик разбол, философ грабежа.
Вор еще не виданного в истории масшта-
ба, он философетвовал: «Через двадцать
или через сто лет сами русские поймут,
что Россия должна была сталь жизнен-
ным пространством для Германии». Он
грабил и оптом, и в розницу. Он вывогил
пшеницу из России, но не брезгал и ме-
лочами, так, например, он’позаботился ©
тем, чтобы у евреев вырывали золотые
зубы «за час или за два дд операции»
{так называли фашисты массовые каз-
ни). Это соперник Геринга: он тоже
обожает произведения искусства. Он
организовал целое воровское. предприя-
тие «Эйнзацштаб Розенберга» +— выво-
зил из захваченных стран книги, ‘полот-
на, статуи.

Можно продолжить галлерею «эстетов»:
палач Польши Ганс Франк, лысый. и-от-
вратительный человечек, в свою очередь
стащил картину Леонардо да Винчи. Он
говорит: «Я затрудняюсь сказать, сколь-
Ко стоит эта картина, — я не знаток, да
и цены на такие вещи меняются, но. это
стоящая вещица...» Франк _организовал
знаменитые «лагеря сморти», он истре-
бил миллионы поляков и евреев:- бн: со-
ставил восторженный отчет ‘06 ‘уничто-
жении варшавского гетто, сообщал, что
канализационные трубы, в которых ук-
рывались спасшиеся, он затопил водой.
Он не забывал о барышах: считал, сколь-
ко пар штанов он Получил после уничто-
жения гетто, и добавлял: «Из-под разва-
лин может быть извлечен металлический
лом». Шонечно, теперь он валит все на
‘Гиммлера: он, видите ли, не казнил, он
только «переселял» с земли в землю. Оп
скромен: «Я был только администратиз-
ным карликом». Этот карлик за день по-
жирал десятки тысяч людей. На засзда-
ниях он присутствует в больших дымза-

тых очках, и только раз я увидел его
глаза: глаза хорька в канкане:
Юлиус Штрейхер похож. на старую

жабу. На его ‘совести миллионы евреев
всех европейских стран. Он разводит ру-
вами: помилуйте, разве он убивал! Он
только хотел переселить евреев в Палес-
тину. А его не поняли... Я — сторонник
Герцля и сионист! Трудно придумать
ложь глупее и трудно представить себе
физиономию гнуснее. Я хотел. бы забыть
эту жабу, когда ее; как Франка, как про-
чих злодеев, «переселят» в землю.

Вот тупой молодчик Бальдур фон Ши-
рах, бездарный виршенлет. и организатор
«гитлерюгенд». Бычья шея, фаянсовые
глаза. Он еще недавно говорил; «Мы. все
смертны, только Гитлер бессмертен». Те-
перь он придерживается другого мнения:
хочет жить. Он называл планы фюрера
«идеями полубога», теперь он говорит:
«Идеи фюрера были порой идиотиче-
скими».

Вот старый мюнхенский полицай Виль-
гельм Фрик с рыбьими глазами. Он был
министром внутренних дел; и до 1943 го-
да сам Гиммлер подчинялся ему. Вот па-
лач Голландии — Зейсе-Инкварт,  сие-
циалист по заложникам. Вот главный
торговец рабами, рыжий Заухель. Вот
палач Чехословакии фон Нейрат. Гитлер
ему сказал: «Вы человек современный,
то-есть хладнокровный, и справитесь с
чехами». И что же, фон Нейрат начал
хладнокровно убивать чехов.

Они весе были «современными», — не
моргая, душили детей. Только время их
кончилось, страшное время В 1937 го-
ду Геринг говорил, что ‘немцы будут
воевать «по расписанию» и закончат за-
хват чужих стран к 1945 году. Он не
ошибся в дате; он ошибся в результате:
недаром Ерасная, Армия воевала четыре
лютых года, — она изменила немецкое
расписание, и в 1945 году  сверхчело-
веков взяли за шиворот. Bor они на
скамье подсудимых. ;

Чувствуешь горячее дыхание  ието-
рии. Повесят преступников: того _тре-
бует совесть. Но осудят не только фашис-
тов — осудят и фашизм. Осудят тех, кто
его породил, и тех, кто хочет его воскре-
сить,—его предтеч и его наследников. На-
роды слишком много пережили горя, они
не сводят глаз с Нюрнберга. Здесь и ста-
рая черногорка, детей которой немцы
сожгли, и друзья Габриеля Пери, и та
женщина из Мариуполя, которая говорила
мне, что, когда ее дочку немцы ‘раздели,
девочка плакала: «Холодно, дяденька, л
не хочу купаться», а «дяденька» ее зако-
пал живой, здесь и вдова русского солда-
та, здесь и дети из идице, здесь вее,
здесь все мои близкие, все друзья; люди,
в ком есть сердце, и всеони говорят:
«Уберите с земли фашистов! Уберите из
душ, из голов миазмы фашизма. Пусть
будут колосья, и дети, и города, (и. стихи.
и пусть будет жизнь! Смерть смерти!».

НЮРНБЕРГ, 30 ноября.