ae Se ee ААА eee eS aaa

_ Процесс
пре

главных
ступников

. Вечернее заседание 29 ноября

НЮРНБЕРГ, 29 ноября. (ТАСС). До-
кументы,  пред`явленные американским
обвинением, ‘дали трибуналу возможность
предстасить полную картишу заговорииче-
ской подготовки германских и. австрииских
фашистов к захвату Австрии Tepmennel.

Дальнойшая документация с большой
убедительностью и яркостью рисует осле
`довавшие затсм ‘драматические события.
Зейсс-Инкварт путем сложных и коварных
интриг и грязных комбинаций стал мини-
„стром внутренних дел Австрии. Пост ру-
ховодителя облегчил ему задачу руковод-
стза азстрийскими гитлеровцами. „Зейсс-
Инкварт действует, не теряя времени. Зе-
рез день после назначения на пост мини-
стра сн напразляется на поклон к Гитлеру
в Берлин. В конце утреняего заседания
29 ноября. обвинитель Олдермен обратил
енимание трибунала на опублихозанчое В
официальном германском органе коммюни-
ке об этом посешении Зейсс-Инквартом
Гитлера. 9 марта 1938 года австрийским
титлерозцам стало известно, что канилер
Шушеиг собирается провести по всей
Австрои плебисцит, который должен ре-
шлить судьбу страчы. Австрийские фашисты
узнали об этом ранее, чем плебисцит был
об’язлен, и тотчас же запросили Гитлера,
что делать. В ожидании ответа «фюрера»
 Зейсс-Инкварту было поручено вести нере-
`розоры © правительством.

Из пред’явленных трибуналу. документов
‘обемнемия следует, что, когда известие ©
‘предстоящем плебисците достигло Берли-
на, Гитлер решил не допустить плебисцита
и приказал подготовить марш в Австрию.
‘10 марта вся подготовка к перевороту в
 Австрем была вакончена. В ночь с 10 на
‚11 марта в Азстрию от Гитлера вернулся
‘гаулейтер Глобочник. Этот титлерозский
‘посланник сообщил, что Гитлер «предоста-
вил» австрийским ‘фашистам свободу дей-
ствий.

‚ Бурная подготовка к захвату Австрии ве-
злазь одновременно и в центре фашистской
Германии. Американский обвинитель под-
черкивает, что в этот критический момент
вследствие отсутствия Риббентропа (он на-
ходился тогда в Лондоне) к активному
участию в фашистском заговоре был пру-
влечен сидящий сейчас на скамье подсу-
лимых Нейрат, бывший тогда министром
иностранных дел Германии. Гитлер подго-
товил: письмо Муссолини, об’ясняющее его
намеренае вторгнуться в Австрию. Записки
обеиняемого Иодля, прочитанные оЭвини-
телем, дают наглядное представление о
том, что происходило накануне этих собы-
тай в штабе гитлеровских заговорщиков.
10 марта Иодль записал в своэм днчезнике,
что канцлер Шушниг неожиданно приказал
провести плебисцит. «Фюрер полон реши-
мости. не потерпеть этого», —— записывает в
дневнике Иодль. Из дальнейших записей
этого участника заговора видно, что в ту
5ке ночь Гитлер вызвал к себе Геринга,
Кейтеля и других военных. В 6 часов 30 ми-
ут вечера 10 марта Иодль записал в своем
дновнике, что Гитлер отдал приказ о MO
билизация 8-й армии и других частей.

` События приближаются к развязке. Обви-
витель Олдермен представляет трибуналу
еще один документ, разоблачающий даль-
нейшие действия фашистских  заговории-
коз. Этот документ-—совершеняо секретная
лиректиза Гитлера командующим всору-
женными силами Германии. Она озаглавле-
на: Об операщии «Отто». Этим словом бы-
ла зашифрована заранее разработанная опе-
рация по захвату Австрии. В этой директизе
Гитлер с откровенной наглостью заявляет:
«Если другие меры окажутся безуспешны-
ми, я намерен вторгнуться в Австрию...»
Далее он предписывает, чтобы все части
гормачокой армии и воздушных сил, пред-
казначенные к участию в этой операции,
были готовы к эторженыю 12 марта. Гитлер
предостазил право своим возруженным CH-
лам пересекать и перелетать границу. При
Этом Гитлер потребовал от исполнителей
этого позорного акта, чтобы, вторжению
была придана «мирная форма, которая Sy-
дет призетствозаться населением». «Пове-
дение войск, — говорится далее в гитле-
ровской директиве, — должно быть тако-
во, что мы не собираемся вести войну прэ-
пиз наших азстрийских братьев». Однако
Гитлер предусматривает, что Австрия Мэ-
жет оказать сопротивление, и предписы-
pacer безжалостную расправу < сопротив-
ляющимися.

Во исполнение этого приказа Гитлера
ШМодль издал короткую инструкцию, при-
веденную обвинителем. В этой инструкции
говорится, что, если при вторжении в
`Азстрию будут встречены чехослованкие
войска или .милиция, их следует расемат-
ривать как войска противника. При встое-

це © игальянцами вести себя, как <
друзьями.
„Дальнейший ход событий, как заявил

трибуналу Олдермен, американское обви-
нение может осветить с помощью трех OT-
четов, отличающихся друг от друга лишь
неболыними подробностями. В первую оче-
рель он. представляет суду отчет австрий-
ского гитлерозца Райнера о том, как проис-
ходило насильственное лишение Австрии
ее суверенитета. Как рассказывает этот фа-
лист, 11 марта Зейсс-Инкзарт сообщил, что
Шушяниг отказался от намерения проводить
нлебисцит. Геринг через германское п)-
сольство в Вене передал, что Гитлер не
согласен с «частичным решением вопоза».
Он трэбует, чтобы Шушниг ушел в отстав-
ку и чтобы в Австрии было образовано но-
вое правительство во главе с Зейсз-Инквар-
том. Гитлер установил срок: либо к семи
< ПолоринНОой Часам вечера !1 марта будут
выполнены его. требования, либо германские
войска втортнутся в Австрию,

Как следует. далее из отчета Райнера,
президент отказался назначить Зейсс-Ин-
кварта канцлером. Австрийские фашисты

перешли от угроз к действиям, После
8‘ часов вечера CC un СА захватили прави-
тельствонный дворец и все важнейшие
пуккты азстрийской столицы. Фашисты
действовали. быстро по заранее’ ссетавлен-
кому расписанию. К 8 час. 30 мин. вечера
они захватили власть во всех восьми гау
(областях), а через три часа полный захват
Австрия был завершен.

‚На вечернем заседании трибунала
29 ноября представитель американского
‘обвинения Олдермен продолжал  цитиро-
вать телефонные. переговоры Геринга, отно-
сящиеся ко времени захвата германскими
‘фашистами Австрии. Эти переговоры ярко
‘показывают предательскую роль австрий-
ского квислинга Зейсс-Инквафта, выдавше-
го свою страну в руки терманских фаши-
стов. Оки разоблачают также всю низость
и подлость методов, примененных руково-
‘дителями гитлеровской Германии в целях
захвата Австрии. ;

Обвинитель цитирует запись телефокно-
го ревговофа Геринга с германским послан-
ником в Вене Домбосеским, состоявшегося
‘в 17 часов 11 марта .1938 рода. Гегинг спра-
шивает Домбросского, получали лм’ наци-

сты в Австрии празо легального существо-
вания и могут ли они выступать в унифер-
ме. Домбровский отвечает на эти вопрозы
утвердительно ‘и. заявляет, что штурмоси-
ки И эсэсовцы уже в Течение получаса
находятся на своих постах в аэстрийской
столице. Геринг поручает  Домброзекому
сообщить Зейсс-Инкварту, что. тот получит
в свое распоряжение первоклассные соеди-
нения фашистов. Геринг приказывает с096-
щить ему, Герингу, в 19 часов 30 минут:
о формировании ‘нового австрийского кабя-
нета. Геринг приказызает‘ ихлючить в CO-
став кабичета в качестве мизистра хозяй-
ства и торговли Фишбека.

«Само собой разумеется», — отвечает
Домбровский. E Re
«Калътенбруннер, — заявляет Геринг,—

должен стать министром безопасности, а
командующим австрийской армией должен
стать сам Зейсс-Инкварт. Вы сами знаете,
кто должен стать министром юстиции», —
продолжает Геринг.

«Да. Конечно», — отвечает о Дсмброз-
ский,

Через 20 минут Геринг вел второй раз-
говор с Веной — с гогударственным сек-
ретарем Кеплером и’ тенерал-лейтенантом
Муфом. Кеплер сообщил Герингу, что
Муф только-что видел ‘президента Авст-
рии Микласа и тот отклонил предложение
о назначении Зейсс-Инкварта австрийским
канцлером. Тогда Геринг заявил: «В та-
ком случае Зейсс-Инкварт должен уволить
его. Немедленно поднимитесь назерх к
президенту и резко заявите ему, что
Зейсс-Инкварфт вызовет. национал-социали-
стскую гвардию, а через пять минут наши
войска войдут в Австрию». В телефонном
разговоре с Зейсс-Инквартом Геринг за-
являет: «Идите немедленно вместе с гене-
рал-лейтэнантом Муфом и заязите прези-
денту, что если он немедленно не примет
ультиматума, то наши войска, сконцентри-
рованные ня границах, войдут ночью в
страну, и Австрия перестанет  существо-
вать. Сообщите Микласу, что теперь не
время для шуток. Втоджевкие будет при-
остановлено, и войгка останутся на. грани-
це, если в 19 часоз 30 минут вы меня ич-
формируете, что президент Миклас назна-
чил вас канцлером».

В 19 часов 57 минут 1! марта’ Гаринг
снова связался по телефону © Зейс--
Инквартом, который созбщил ему, что
Миклас до сих пор ‘не назначил его канц-
лером и, видимо, хочет призвать к власти
других людей. Тогда Геринг заявил:

«Я дам приказ © вступлении войск в
страну, и вы можете быть уверены, что
получите власть. Сообщите всем руксво-
дящим лицам следующее: всякий, кто
окажет какое-либо сопротивление, будет
немедленно предан военно-полевому сулу
войск вторжения. Понятно?» — И

«Да, — ответил Зейск-Инкварт’ и добяз-
вил, — они сейчас хотят дать приказ не
оказывать сопротизления».

«Но презилеят не утвердил вас казцле-
ром, — заявил Геринг,— ‘а это можно рас-
сматривать, как сопротизление»,

Через некоторое время Геринг сказал
Зейсс-Инкварту, что он уполномочивается
действозать. «Хорошо», — ответил Зейсс-
Инкварт.

Далее обвинитель цитирует запись теле-
фонного разговсра Геринта < государст-
венным секретарем Австрии  Кеплером,

состоявшегося в 20 часов 54 минуты
11 марта.
«Главное, — заявил Геринг, — заклю-

чается в том, чтобы Зейсс-Инкварт полу-
чил полную власть в правительстве».

«Мы теперь представляем  правитель-
Стро>, — отвечает Кеплер.

«Да, вы теперь правительство, — гово-
рит Геринг.—Слушайте меня внимательно.
Зейсс-Инкварт должен послать нам сле-
дующую телеграмму. Запишите: «Времен-
ное австрийское правительство, образозав-
итзеся после отставки правительства
Шунцнига, усматривает 02010 задачу в
устаноглении мира и порядка в Австрин и
поэтому обращается к германскому  пра-
вительству с неотложной просьбой помочь
в выполнении этой задачи, чтобы  предот-
вратить кровопролитие. Поэтому оно про-
сит германское ’ правительство’. срочно
послать германские войска в Австрию».

Далее в процессе разговора Геринг заяз-
ляет, что германские войска перейдут гра-

ду ночью. Затем, вмдимо. спохватившетоь,
что в посылке телеграммы нет никакой нуж-
ды, Геринг заявляет Кеплеру:

«Впрочем, покажите текст продиктован-
ной мною телеграммы Зейсс-Инкварту 4
скажите ему, что он может даже не посы-
лать ее. Все, что оч должен сделать, — это
сказать: «Согласен». —

«Конечно, — восклицает обвичитель Ол-
лермен, — Зейос-Инкварту не нужно было
посылать телеграмму Герингу, поскольку
Геринг уже имел ее». Это замечание ©бзи-
нителя вызывает смех в зале’ суда. Об-
винитель напоминает, что такая теле-
грамма действительно была олубликова-
на в германской печати. Далее Олдер-
мен оглашает секретный приказ Гитлера о
вторжении германских войск в Австрию, в
котором необходимость оккупации Азструл
мотивируется отказом Шушинига принять
германский ультиматум. 12 марта на рассве-
те германские войска вторглись в пределы
Австрии.

Обвинитель сбобщает, что Гитлер весьма
беспокоилея в это время по поводу позиций
Италии в отношений захвата Австрии, по-
скольку в 1934 году Италия окочцентриро-
вала войска на австрийской граниие © це-
лью предотвращения ‹аншлюсса». Однако к
этому времени позиция Италим полность!о
измееилась. Так, 1! марта в 22 часа 25 ми-
нут германский посол в Риме принц Фитипп
Гессенский сообщил по телефону Гитлеоу:
«Я только-что вернулся от Муссолини. Ду-
че воспринял все очень дружественно. Он
просит передать вам выражение свозго ува-
жения. Он был уже информирован. Шушни-
гсм. Он уже сообнлил ему, что нгуего не мо-
жет быть изменено. Авст”\ия его не касает-
ся». Гитлер ответил: «Пожалуйста, с30б-
щите Муссолини, что я никогда этого не за-
буду. Поскольку австрийская проблема те-
перь разрешена, я пойду с ним вместе через
огонь и воду».

Как известно, говорит далее обвинителъ,
мировое общественное мнение было возму-
щено захватом Австрилл, и нащисты должны
были спешно принять меры, чтобы как-ни-
будь оправдаться в глазах других стран.
Вот какие инструкции давал на этот счет
Геринг, оставшийся в Берлине за Гитлера,
который уезжал в Австрию. Обзихитель
приводит телефонный разговор между Ге-
рингсм м находившимся в Лондопе минист-
ром иностранных дел Риббечтролом, состо-
явшийся 13 марта, на второй дель после
вторжевия в Австрию.

Геринг: «Как вы знаете, фюрер поручил
мке управлять всеми пресмтельственными
делеми. Поэтому я хочу вас имрормировать.

АДРЕ

~ B 16927.

3 РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площаль, 5

немецких

В Австрии наблюдается исключительвая ра“
дость, выражен? которой вы можете слы-
шать по радио». .

Далее Геринг киструктирует Риббентропа
пойти к Галираксу и Чемберлену и 32
явить им, что Германия будто ие пред’явля-
ла вокохого ультиматума Азстрии и Что
сообщение <5 этом является ложью Шуш-
нига. Геринг, видимо, никогда не предло-
лагал, что записи его телефонных разгово-
ров, которые он сам приказал делать, ста-
нут когда-либо известны всему миру. Эти
документы полностью разоблачают прово-

каторские методы германских фашистов
при осуществлении ими озоей агрессии. В
то время как в Австрии начался неудержи-
мый кровавый террор германских фаши-
стсв против австрийзкого народа, Геринг в
следующих тонах сообщает Риббентропу
по телефону о своем настроении (это место
процитировано обвинителем).

Геринг: «Погода чудесная. Синее небо.
Я сижу на моем балконе весь в одеялах на
сзежем воздухе и пью мой кофе. Птички
порхают, и я слышу шо радио выражения
энтузиазма австрийского народа».

Риббентроп: «Чудесно».

Присутствующие в зале заседания встре-
тили это сообщение `Олдермена громким
смехом. f

Захватив Австрию, германские фашисты
начали издавать законы, имевшие своим
следствием полное порабощение страны. О
подлинных мотивах захвата Австрии с00б-
IW в секретном докладе, прочитанном
7 ноября 1943 года в Мюнхене для гаулей-
теров, начальник генерального штаба во-
оруженных сил генерал Иэдль. Обвинитель
цитируег следующее место из доклада
Иодля: «Присоединение Австрии означало
не только выполнение нашей старой ‘нацио-
налыьной цели, но оно также привело к Уси-

ъ

военных
рге

лению нашей военной мощи и к улучшению
наших стратегических позиций. До того
времени территория Чехословакии BKM
валась в Германию в напразлечии Фран-
ца1 и’ предстазлялта собой воэдушчые базы
для союзников, в особенности для России.
Телерь Чехословакия сама заключена в
клещи. Теперь ее собственная стратегиче-
ская позиция стала настолько неблагопри-
ятной, что ‘ома не могла оказать никакого
сопротивления».

В конце своего выступления обзинитель
козстатирует, что,- захватиз Австрию, Гер-
мания нарушила статью 80-ю Версальского
досозора и статью 83-10 Сен-Жерменского
договора. .

После выступления Олдермена ‘предста-
знтели американского обвичения в качестве
документального доказательства похазали
фильм, стображающий ужасы германских
концлагерей. В начале фильма показывает-
ся карта Германии, усеянная густой сетью
концлагерей. Фильм был заснят союзными
киноонераторами в концлагерях после OC-
вобождения их союзными войсками. Трибу-
нал проемотрел кинокадры, характеризую-
шие Лейпцигский кочцлагерь, тде было
заживо сожжено ‘200 политических заклю-
ченных, кадры об’ Ордруфскэм, Ганновер-
ском, Бельзенском, Бухенвальдеком, Дахау
и других концлагерях.

Фильм показал орудия пыток в концла-
герях, кремационные печи, газовые камеры,
горы трупов, тысячи изможденных, нахоля-
щихся на грани смерти освобожденных
заключенных, эсэсовские команды охраны,
врачей, производивших над заключеннымн
различные эксперименты, немецкое граж-
данское население, которое союзные власти
заставили осмотреть кочцлагери;

в Сотки журналистов, присутствующих на
процессе, долго не покидали зала, назлю`
Jaa за поведением подсудимых.

Утренмее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). Утрен-.
нее заседание трибунала, сткрывшееся ©
спозланием на 40 минут, начинается ожиз-
ленной перепалкой межлу защитой и обви-
нозием относительно порядка вызова и до*
проса свидетелей. Когда представитель
американского обвинения полковник Эмин
о5’язил о намерении обвинения вызвать на
сегслняшинее заседание триоунала свиде-
телей — генерал-майора  Эрвина Лахузе-
на и начальника германской военной раз-
ведки и контрразведки адмирала Канаря-
са, защитник Кейтеля Отто Нельте немел-
ленно опротестовал это намерение, ссы-
лаясь на то, что, согласно ^ соглашению,
якобы существующему между защитой и
сбемнением, обвинение должно представ-
лять защите списки свидетелей по край-
ней мере за день до их вызова в суд. Он
просил суд не допускать вызова свидете-
ля Лахузена на сегодняшнее заседание.

Обвинение дает справку, что такого ©о-
глашения не было и что по соображениям
безопасности обвинение не намерено да-
вать эти списки защите. ь

Защилнык Геринга протестует против На-
мерений обвинения не давать защите забла-
говременно списки свидетелей, указывая,
что имена свидетелей были сообщены
прессе. Он также отмечает, что обвинение
якобы ке снабжгет защиту материалом,
поскольку переданный материал составлен
на английском языке. Представитель обви-
нения об’ясняет недоразумение, в результа-
те которого имена свидетелей были даны
прессе, и ещё раз заявляет, что по с59б-
ражкениям безопасности объиневие не   на-
мерено давать списки своих’ свидетелей
защите. Оч утверждает далее, что многие
жалобы защиты неосновательны, поскольку
защита пользуется‘на этом процессе зиачи-
тельно большими преимуществами, чем,
например, защита в ‘американских судах.

Трибунал советует обвинению показы-
вать защитникам все, ‘что можно, и как
можно раньше. Что же касается‘ свидете-
ля Лахузена, то трибунал решает позво-
лить обвинению выззать его для допроса
на сегодняшнем заседании. Вводят Лаху-
зена. Лахузен, отвечая на вопросы обвинл-
теля Эмина, показывает, что он родился в
1897 году в Австрии, окончил всенную
школу и в прошлой войне воевал в качест-
ве лейтенанта. После войны он продолжал
службу в австрийской армии, дослужив-
шись к 1930 году до чана капитана. В
1930 году поступил в академию генераль-
ного штаба, по окончании которой в 1933 г.
был назначен сфицером разведки второй
дивизии. Тогда же ‘оч получил чин майо-
ра. В 1935 году Лахузен был назначен в
разведывательный отдел генштаба. После
‹аншлюсса» оя был автоматически переве-
ден в разведызательный отдел верховного
команлования германских вооружеетых сил,
начальником которого был адмирал’ Кана-
рис. Лахузен был назначен начальником

‘одного из отделов контрразведки, который

собирал информацию о секретных связях
Лахузен признал, что пользовался особым
расположением свсего шефа — Канариса,
который во многих случаях назначал его
своим личным представителем на различ-
ные бовещания и даже доверял ему вести
его дневник. Лахузен имел частый кон:
такт с подсудимым Кейтелем и подсуди-
мым Иодлем. Он присутствовал на военных
созещаниях и конференщиях у Гитлера.

Эмин спрашивает свидетеля Лахузена,
помнит ли сч © совещании у Гитлера близ
Варшавы. Свидетель зайвляет, что это сове-
щание происходило 12 сентября 1939 года.
На этом созешании, которое свидетель на-
зывает серией собеседований по военным и
политическим вопросам, присутствовали, по-
мимо Гитлера, Риббентрол, Кейтель, Иодль,
Канарие и Лахузен. Собэеседованит происхо-
дили в поезде Гитлера, в купэ, занимаемом
Кейтелем. Перед совещачием Канарию го-
ворил с Риббентропом стносительно поли-
тики в Польше. Как явствует из показаний
Лахузена, Риббентроп дал директиву об
организации в Польше «зосстакия» немецко-
украичеких националистов для уничтожения
нежелательных немцам поляков и сслабле-
имя воли польскогонарода к солротивлениго.
Канарис спросил Кейтеля, — говорит Jla-
хузен, — кто дал указецие гфазрущить ©
воздуха Варшаву. Кейтель ответил, что 05
этой мере, как и о всех других мерах в
Польше, Гитлер и Геринг имели договорен-
ность между собой. По его словам, «фю-
рер» и Геринг часто звонили и справля-
лись об исполнении ‘их указаний,

Эмин ставит вопро?, что было’ сказано
на совещании о сотрудничестве с круга-
ми украинских националистов. f

Лахузен отвечает: Кейтель уточнил ди-
рективу Риббентрона об организащии вос”
станий украинских прупп с целые облегче-
ния задачи уничтожения поляков и евреев.

Эмин: Гитлер и Иодль были на совеща-
НИИ?

Лахузен: Гитлер и Иодль пришли после
совещания или к самому концу  совеща-
ния. Канарис сразу же начал докладывать
ему о положения на западе, о приготовле-
ниях Франции,

Эмин: Что было сказано о Франции?

Лахузен: О Франции шли разговоры В
купэ Кейтеля. Канарис долужил, что
французская армия готозится к наступле-
нию в олном из районов. В этот момент
вошел Гитлер, взял рукозодство совеща-
нием немедленно в свои руки и заявил,
что Канарис ошибается.

Лахузен показывает далее, что шифром
для польской кампания . было слово
«Гиммлер». Отвечая на вопрос обвинителя,
сн заявляет: «Летом 1939 года в контрраз-
ведке происходило что-го таинственное. В
середине августа первая секция контрраз-
ведки — моя секция — получила приказ
приготовить польскую форму и пользкие
документы и доставить их Гиммлеру. Этот
поиказ был получен от штаба Гитлера.
Мы не знали тогда, что это значит, хотя
имя Гиммлера об’ясняло многое».

Эмин: Кто получил эту форму и доку:
менты? ;

Лахузен: Какой-то представитель СД
(службы безопасности СС) по имени Сист.

Эмин: Знал ли Канарис, что именно го-
TOBUTCA?

Лахузен: Когда появился первый: бюлле-
тень, сообщавший о нападении польских
войск на немецкую территорию, мы обна-
ружили среди захваченных материалов те
материалы, которые были приготовлены
моей секцией по заданию штаба Гитлера
для Гиммлера. Канарис выяснил тогда, чго
из концлагерей были взяты люди, которые
и были одеты в приготовленную нами фор-
му и снабжены нашими документами, Они
созершили нападение на Demet,

Эмин: Что случилось с людьми из конц-
лагерей, сдетьтин в польскую форму?

Лахузен: Много позже я говорил с СС:
групненфюрером Бюркелем, который .с050-
щил мне, что это дело знала лишь группа
людей из службы безопасности, но все онн
после этого дела были расстреляны, так
что история этого дела унесена ими в мо-
гилу.

Обвинитель просит свилетеля рассказать
трибуналу о специальном совещании, на
котором обсуждался вопросе о подготозке
убийства генерала Вейгана. Лахузен расска-
зывает, что это совещание пронсхолило в
середине зимы 1940 года. Приказ об убий-
стое был отдан Камарису подсудимым Кей-
телем и исполнение было поручено секцич,
котэрую возглавлял свидетель. Работники
контрразведки, по словам Лахузена, будто
бы отказались выполнить этот приказ, хотя

саилетель не решился заявить 0б этом Кей-
телю, когда последний спросил его о ходе
выпслнекия приказа. Нанзюолее страшная
странмца историм гитлеровских преступле-
ний раскрызается, Когда Jlaxysed начи-
кает рассказывать о совещании по вопросу
об отношении к советским военнопленным,
которое состоялось’ в июле 1941 года: В
этом совещании принимали участие: гене-
рал Рейнике, начальник общего отдела гер-
хоеного командования германских воору-
женных сил, СС-группенфюрер Мюллер, из
«службы бэзопасности», полковких Брайер,
руксводизший делами воэннопленных, и
свидетель Лахузен.

Какие приказы были по этому вопросу? —
спрашивает обвинитель.

Лахузен: Намечались две категории мер:
первая — убиство всех русских комиссаров,
вторая — убийство всех пленных, которые
могли рассматризаться как большевики или
как их сторонники.

На вопросе обвинителя, является ли ‘еви-
детель единствениым из остазшихея ‘в жи-

вых представителей «круга Канармса», сви»
детель, отзечает заявленкем, что, помимо
него, осталось двое или трое, остальные
уничтожены после неудачного покушения
на Гитлера летом прошлого года.

Продолжение допроса свидетеля Лахузе-
на переносится ва вечернее заседание.

Вечернее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). На
вечернем заседании 30 ноября продолжался
допрос свидетеля Лахузена.

Вторая полозина заседания была посвя-
щена обсуждению вопроса о состоянии здо-
розья и вменяемости подсудимого Гесса. В
ходе обсуждения, длившегося около двух
часов, были оглашены заключения  меди-
ценских экспертов, приэнавших у Гесса
готерю памяти. Суд выслушал также за-

явления защиты, доказывавшей невме-
няемость Гесса и в связи с этим невозмож-
ность продолжать суд над ким; После это-
го трибунал. предоставил возможность
высказаться самому Гессу. Последний з3*
читал свою декларацию, в которой он пэи-
знает, что намеренлю симулировал потерю
памяти из тактических соображений, в том
  числе перед свсим защитником.

СУББОТА,

1 ДЕНАБРЯ 1945 г, 1:2 262 (8892)

ИЗВЕСТИЯ СОЗЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР о eee eee

К положению в Северном Ироне

ТЕГЕРАН, 39 ноября. (ТАСС). Как ста-
ло госеетно вашему ксрреспозденту, Hee
сколько дней тому назад Мицистерство
Иноктранных Дел Ирана направило Со-
ветскому Поюольству HOTY HO вопросу ©
положении в Северном Иране, В этой ноте
упоминалось о группе рукозодителее
курдеких племен, «которым прописывалось
создание бэопорядкез в Иранском Курди-
стане, и отмечалось, что эти лица поль-
зуются поддержкой с сооетокои террито-
рии. Гозорилозь также о препятствиях,
чинимых с, советской стороны. перевоеке
продозольствия Из сезерных районов В
центр и в южные районы страны. Также
бездоказательно утзерждалозь в BoTe 0
трудностях, создаваемых будто бы совет-
скими представителями в деле назначения
иранскими властями жандармов Н чинов
ников в северных районах Ирана, при этом
была ‘даже сделана попытка возложить
ответственность на советодих представите-
лей за отсутствие в ряде провинщий иран-
ских генерал-губеонаторсв. В ноте говори-
лось о5 отсутствии иранских пограничных
постоз Ha иИрано-турещкой границе, и это
обстоятельство, повидимому, также стави-
лэзь в вину советской стороне. Мини-
стерство ‘ссылалось также в своей ноте
на то, что имеет место вмешательство
созетоких властей ‘в иранское судопроиз-
водство. Однако в коте по этому поводу
не было поизедено ни одного факта. В
ноте упоминалось об инцидентах в различ”
ных городах и ‘селениях северных про”
punta, ‘как-то: ‘в Мианэ, ° Маратинском
Остане и т. д., при. чем эти инциденты при»
писызались  дедтелям демократической
партии Азербайджана. В заключение ноты
делалакь попытка возложить  ответствен-
ность. за последствия, в CRASH с описанны-
ми в поте событиями в Северном Иране,
на «осветоких военных работников». В
обоснование. своих заявлений Министерст-
во сзылалось на Тройственный о договор
1942г. и ставило вопрос о вводе допол-
нительных иранских войск и, жандармерии
с юга в сезерные провинции Ирака.

В ответной Hore Советского _Посоль-
ства Министерству Иностранных Дел Ира-
на, врученной 26 ноября, даны исчер-
пывающие ‘ответы на вопросы, затрону-
тые в иранской ноте. В советской но-
те говорится, что. заявление иранского Ми-
нистерства Иностранных Дел о том, что
советские представители якобы вмеши-
ваются в действия и распоряжения местных
пранских властей, мз подкреплено фактами
и не соответствует действительности. Рав-
ным образсм лншены какого-либо основз-
ния указания в ноте по поводу содействия,
будто ‘бы оказываемого с советской сторо-
ны некоторым курдеким племенам и ог
дельным курлоким политическим деятелям.
Достоверно известно, что советекие пред-
ставители He требовали освобождения ка-
ких-либо лиц, арестованных жандармами в
Голикечде, о ‘чем упоминается в HoTe. He
имел места и описываемый в ноте случай
задержания созетекими представителями в
Тазризе ‘иранской воэнной охраны, напраз-
лазшейся в здание тюрьмы.

Утверждение о том, что соретские орга-
ны чинят препятствия передвижению иран”
ских граждан в созерные просинции, изера-
щает положение вещей, так как такого
контроля для иранских граждан в дейстэч-
тельности не существовало и не суще-
ствует... —

Лишено основания утверждение ноты о
вмешательстве созетских представителей в
экономическую жизнь сезерных провинций.
С другой стороны, в созетской ноте нало-
мимается о том, что верное своему сотозни-
ческому долгу Советское Правительство в
трудный для самого Советского Союза пе-
риод, в мае 1943 года, оказало Ирану по-
мощь в виде ввоза 25 тысяч тоин пшеницы
для иранской столицы — Тегерана. Созет-
ские торгозые офганизации завозом дру-
гих своих ‘товарсз способетвовали улуч-
шению товарного снабжения, иранского на-
селэния и в период войны,

В ответе указывается, ‹ что Созетское
Правительство, разумзется, не может нести
ответственности за отсутствие  генерал-
губернаторэв, а равно’ и других иранских
чннозников на сезере Ирана. Что касается
передзижения этих чиновников К месту
назначения, тэ в STOM деле советские
тразспортные ‘организации всегда сказыва-
ли содействие ирамским властям, и еще
песколько дней тому назад Советское По-
сольство оказало. содействие в предоста-
влении самолета для ‹ поездки в Тавриз
генерал-губепнатора г-на Баята.

В ответе Созетского Посольства’ подчер-
кивается, что Министерство совершенно
неэб’ективно освещает вопрос об охране
ирано-турецкой границы. Иранская сторона

ПИОАИИНЕИТИТННАТАНИИИН

дсводила до сведетия совет:
что установление иранской
охраны ча ирано-турецков
э для нее с большими труд-
нодтямч, и’.в, ‘свое время, отказалась взять
на себя ‘охрану этой границы, несмотря на
настойчивые и неоднократные предложения
по этому вопросу с советской стороны. При

неоднократно
ской стороны,
пограничной

границе связан

таких лоботоятельствах ‘нельзя признать
правильность претензии Министерства по
поводу отеутетвоя жандармских пограгич»

ных постов ка ‘ираео-турещкой гразице.

Заявление о том, что советские предста»
вители будто бы вмешивались в’ судопро-
изводство Ирана и препятствовали Sakon
ному наказанию виновчых иранских граж»
дан, вызывает удивление CBOCH ‚необосноя
ванностыо и несоответствием действителье
ному положению. С другой стороны, в от-
ветной. нота Посольства отмечается, что
иранские местные власти нередко чинили
препятствия в обнаружении преступных
элементов, а местные. судебные органы
нередко оправдывали или выносили, заведо-
‚мо мягкие приговоры нарушителям порядка
и спокойствия в зоне расположения совет-
ских войск, расхитителям советского воен-
ного имущества ‘ни даже убийцам советских
военнослужащих. Несмотря на это, совет-
ские военные представители не шли по пу-
ти вмешательства в иранское. судопронз-
водство, а отстаивали интересы советских
граждан и советских учреждений на ос-
нове иранских законов. Разумеется, совет-
ские представители не могли не интересо-
ваться ходом следствия и суда, осущест-
вляемого иранскими органами над иранца-
ми, совершавшими тяжкие преступления
против отдельных советских представите-
лей и военнослужащих, что, однако, кикак
нельзя назвать вмешательством в иранское
судопроизводство.

Посольбтво СССР заявило, что информа-
цил, которой ‘оно располагает, не  подтвер-
ждает тех фактов, © которых говорится в
иранской ноте по поводу инцидентов все
верных провинциях. Во всяком случае со-
бытия в северных провинциях Ирана; свя.
занные с деятельн: ю политических пар-
тий, являются, разумеется, внутренним де-
лом Ирана. ‘Советские представители и со-
ветскиз военные ‘власти не вмешивались и
не’ вмешиваются во внутриполитическую
жизнь северных провинций. Поэтому Co-
ветское Правительство решительно отверг-
ло попытки переложить ответственность за
эти события с иранских органов на «совет-
‚ских военных работников», которые не име-
ют никакого отношения к этим событиям,

Поскольку Министерство в обоснование
своих заявлений сочло возможным сослать.
ся на Тройственный договор, Посольство за-
явило, что упомянутый договор 1942 г. He.
уклонно и строго соблюдается созетской
стороной. Вместе с тем, Посольство ковнста-
тировало, что упомянутый договор в части,
касающейся поддержания внутреннего по-
рядка на иранской территорим, ие всегда со-
блюдался иранской стороной. Поведение от.
дельных представителей воинских и жан-
дармоких отрядов далеко не всегда способ.
ствозало установлению порядка и спокойст-
вия в тех районах, куда они напразлялись,
о чем в прошлом году делались соответет-
вующие предстазления  иранскому прали-
тельству. В последнее время отдельные
представители иранских жандармских вла.
стей не только‘не способствовали обеспече-
нию порядка и спокойствия в Северном
Иране, но зачастую своим поведением вы.
зывали инциденты среди местного населе-
ния.

Что же касается заявления Министерства
о дополнительном ‘вводе иранских войск в
северные провинцин

су обратило внимание на следующее. Счй*
тая необходимым избежать каких-либо He-
желательных как для иранского празитель.
стра, так и для Советского Правительства
осложнений, связанных с вводом ° нозых
иранских войск в северные районы Ирана,
Созетокое Правительство находит нецеле-
сообразным осуществление этого мероприя-
тия в настоящее время. Следует учесть, что
если в эти районы будут введены новые
иранские войска, кроме уже’ находяшихся
там регулярных иранских воинских частей
и жандармерии, то это вызовет в Северном
Иране беспорялии, и, может быть, KpODO-
пролитие, в связи с чем Советское Прати-
тельстзо будет вынуждено взести в Иран
свом дополнительные войскл в целлх охпа.
ны порядка и сбеспечерия безопасности Co
ветских гарнизонов. Между тем Советско»
Правительство  <читает дополнительный
ввод советских войск в Иран нежелатель-
ным и в связи © этам находит нецелесооб.
разным в настоящее время взод дополии-
тельных иранских войск в северные провин-
ции Ирана.

Пребывание делегации Монгольской народной республики
на юбилейных торжествах в честь 25-летия Казахской ССР

АЛМА-АТА, 30 ноября. (ТАСС). В юби-
лейных торжествах в честь 25-летия Ка-
захстана приняла участие правительствен:
ная делегация, Монгольской народной рес-
публики в составе заместителя премьер-
министра господина Маджиг, члена прав-
ления Монкоопсоюза Маховал, народчых
артистов МНР Доржи Дагва и Олзебати.
Делегация. МНР присутствовала на тор-
жественном заседании Верховного Совета
Казахской ССР, юбилейном спортивном
празднике, премьере оперы «Амангельды»,
концерте Госфилармонии, побывала в ин-
ститутах Академии наук КазССР и Ка-
захском государственном. университете
имени Кирова.

Гости были также приняты председате-
лем Совнаркома Казахской ССР Ундасы:
новым,

На-днях делегация МНР отбыла на po
дину. Гостей провожали заместители пред:
седателя Совнаркома Казахской ССР Н, Е,
Бабкин и А. М. Кистаув, народный комис-

сар иностранных дел Казахской ССР Т. Та-
жибаев и др.

EELS SS ES TIF

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель; ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

О ИЕ УС И ИИ ИКИ Еее пут тележек ткани оси

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 1 декабря 1345 г.

Наименование валюты Рубли
Доллары США за 1 5,30
Фунты стерлингов за 1 21.36
Египетские фунты за 1 21.01
Австралийские фунты за 1 17.05
Канадекие доллары ва 1 4,52
Турецкие лиры за 100 405.55
Шведские кроны за 109 126,19
Южно-африканские фунты за 1 21.23

i Государственный банк СОХР.
Управление иностранных операций.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ХИ
«Царская невеста». Нач, в 7.30 веч.
МАЛЫЙ ТЕАТР — 1/ХИ «Инженер Сергеев».
Нач. в 1.30 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 1/ХП «Стакан
воды». Нач, в 7.30 веч.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — ИХИ «Март-
вые души». Нач. в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — 1/Xil «Вишневый сад».
Нач. в 7.30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — 1/XII
«День рождения». Нач. в 7.30 веч.

ТОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ya.
Горького, пер. Садовских, 10) — 1/ХИ «Вели-
кий государь». Нач. в 7.30 веч,

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
СОМОЛА (ул. Чехова, 6) 1/ХИ премьера
«Под каштанами Праги», Нач. в 7.30 веч.

МОСК. ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — 1/XIl
«Замужество». Нач. в 7.30 веч.

Типография «Иэвестий Согетов депуталов трудящихся СССР» имени Й. И. Скворцова: Степанова, Пушкинская тьлощадъ, 5.

\ ГОС, ТЕАТР им. МООСОВЕТА (Каретный
ряд, 3, ‚тел, К 4-50-34) — 1/ХИ «Трактирщица»,
Нач. в 7.30 веч.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) —
хи «Обыкновенный человек». Has. B 7.30 Bet

FOO. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
К. ©. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРО.
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул. 17) —
1/ХИ «Травиата», Нач, в 7:30 веч.

ОПЕРНАЯ СТУДИЯ при Моск. Гос. Конеер.
ватории им. П. И. Чайковского (Арбат, ул. Вах-
тангова, 12а) — 1/ХИ «Богема». Нач. в 1.30 веч.

Оооо из пин Чочиев he

ВСЕСОЮЗНАЯ КУРОРТНАЯ
‚ КОНТОРА НАРКОМЗДРАВА СССР

приступила к продаже курсозок на куротты

группы Кавказских Минеральных Вод (Кис

ловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железно-
водск) и на курорт Сочи — Мацеста,

Курсовка дает право пользования всеми
предписанными врачами поликлиники ку
рорта процедурами, а также другими ле
чебными процедурами и диагностическими
исследованиями (физиотерапевтическими,
климатическими процедурами, ‘рентгенов-
скими лабораторными исследованиями и др.)

Жилищный фонд Курортные Управления
предоставляют на местах через частный
сектор,

Кисловодский курорт обеспечивает пита-
ние при санатории, а на остальных курор-
тах — через частный сектор. ;
Курсовки можно получать в Москве —
В. Новинский пер., д. 6/а, Всесоюзная Ку-
рортная контора и ее филиалах: в г. Ленин»
граде, Новосибирске, Свердловске, Кемеро“
Be, Куйбьшпеве, Воронеже, Краснодаре, А?-
хангельске при Облздравотделах и в г. Кие-
ве—в Украинском Курортном Управлении
ОБН оно ник овово воно овиров ово нови зинонокыеи

ра р о ыфнинийй.

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 5-25-17; Военного—К 5-68-59 и К 3-39-70; Информа oro—K 4-72 DKonHomiecKoro—k 4-72-46 wn K 3-76-06 76-17
: ‘ + Pi 2 ; A “ з и цион о -12-57: < 2 { 4- { 3-76-06; Сельского хозяйства—К 5-16
Советского строительства—К 3-98-11; Пропаганды-К 5-23-20; Литературы и искусства —К 0-57-27; Иностранного—К 8-01-08; Писем—К 3-75-11; Художественного—К 5-36-53. Издательство в 4-71-45, к 4-75-06  прием на лений в Мовньа- 5 т 38, B tes нгра aes 33. 8 Peet
яя 2) 27 7 » a a -13-09, a тингре 30-78.

\\

И

di
tm
pio

Ирана, то Cozerckoe
Посольство в своем ответе по этому вонро: