oo BR

fr

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

ТРУДЯЩИХСЯ COCR is,

ВОСКРЕСЕНЬЕ,

2 ДЕНАБРЯ 1945 г. Ne 283 (8893)

ани нии
ооо ВЫ

Речь товариша М. И. КАЛИНИНА

на торжественном заседании Х!\У пленума ЦК ВЛКСМ

Товарищи члены Центрального Коми-
тета Шениненого помобмола, предетави-
тели областных организаций комсомола и
Ente Мобковсвой орранивещии!

Сегодня вручена Ленинекому вомеомо-
ZY высшая. награда — ерден. Ленина, Те-
перь комсомол носит на своем знамени
орден с изображением Владимира Ильича
Ленина — великого бойца за благо На-
рода.

Я выесте с вамй счастлив тем, что Вы

удостоены такой великой награды. Я уве-

рен, что вы будете свято хранить этот

орден, что вы с еще больнтим энтузиаз- А

мом, еще лучше, еще активнее будете бо-
роться за великое дело Ленина, за вели-
кие идеалы ‘партии Теняна Сталина.

Товарищи, третий раз Советекоз Пра-
вительство отмечает наградой Коммуни-
стичесний Союз Молодежи. ‘Третий раз
HOM гениальный вождь товариш Сталин
BROOKS OWSHUBAET Satay комсомола пе-
ред народом.

Первую награду комсомол получил за
автизное участие в гражданской войне,
когла, народ наяй боролея за советекую
втаеть. В 18 годы комеомох убнешно мо
бизизовал десятки тысяч революционной
молодежи на борьбу против Колчажа: Де-
викина, Юденича, белополяков и Вранге-
я. Эта молодежь под знаменем больше-

вистекой партии героическими подвигами

доказала свою преданность советской
власти. Возглавляемая комсомолом, она
уепелино боролась за укрепление coper-
ской власти, за нашу победу.

B 1931 году, по окончании первой пя-

тилетки, Правительство снова наградило
ROMCOMOT — 3a огромную работу, за эн-
тузиазм, ‘за развитие социалиетического
соревнования, за 10; что комсомол само07-
зерженно боролел под руководством пар-
тии за выполнение первого пятилетнего
плана, за его
ность, которая увлекает, заставллет и
‚ других людей принимать горячее учаетие
в работе. Комсомол тегда был награжден
орденом Трудового Нрасного Знамени. _
Celiac я вручил вам третий ‘ордён.
Этим орденом, орденом Ленина, ком6б-

активность — ту актив-
  молодежь на выполнение новых пройз-

вые миллионы молодых патриотов, 6е3-
` заветно преданных
‚товарищу Сталину.

28 ноября 1945 г.

мол награжден за выдающиеся заслуги
перед Родиной в годы Великой. Отечест-
вонной войны Советекого Союза против
ритавровской Германии и за большую
работу по воепитанию советской моло-

Дези в духе. беззаветной преданности
Отечеству. Удостаивая комсомол этой

наивысшей награды, Правительство под-
черкнухо большие. заслуги комсомола в
полы ‘везикой борьбы 34 Отчизну как
на фроятах Отечественной войны, так и
в тылу —— на фабриках, заводах, на кел-
хозных полях.

Одним словом, награды комеомолу за
его заслуги перед Родиной показывают,
что нет той сферы деятельности, в кото-
рой бы не учаютвовай комсомол — Bep-
ный помощник нашей партии.

Товарищи, когда наше Правительство
награждает. какую-либо организацию или
каких-либо лиц, оно всегда имеет в виду
не только то, что уже сделано, ной бу-
дущую работу.

Какнё же Задачи сейчае ставятся перах
вомеомолох? В какой области вы должны
будете сейчас поработать особенно усерд-
но, чтобы увенчать знамя вомеомола но-
выми уенехами? _

Я думаю, что не скажу ничего нового,
a скажу вам то, что знает каждый из вас,
но напомнить 06 этом следует. Нервая,
главная, основная задача, товарищи, сей-
чае — это ббрьба за выполнение тех пла-
нов послевоенного строительства, кото-
рые намечатт наши  правительетвенные
органы в новой пятилетие. Выполнить
наши ‘послевоенные  преизводетвенные
нааны -—— это большая задача, и еб знё-
чение не надо доказывать вам. Оно ясно

каждому, кто ‘видел разрушелия, произ-
`веденные. фатиетами в нашей стране,
кто проникся сознанием всей важности

дальнейшего укрепления нашей страны.
Я узбрея, что вомеомох,  мобилизуя

водетвенных задач, сумеет воспитать нб=
Отечеству, партии,

Мие хотелось бы остановить ваше внй-

Открылся музей С. М. Кирова

ЛЕНИНГРАД, 1 дёкабря. (ТАСС). Сего:
дня, послё четырехлетнего нерерыва, вновь.
открылся музей С. М. Кирова. В`дни Оте-
чественной войны его’ ценности были частью
эвакуирозаны, частью’ сохранялись в. осаж-
деённом Ленинграде.  `

В глазном зале исторического обобняка
на Петроградской стороне, в балкона кото=
poro неоднократно выступал В; И. Ленин,
собрались ‘сегодня представители партий-
ных’ и созетских организаций, стахановиы
предприятий, воины Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота, ‘работвики культуры и
студенты вузов. Состоялось торжественное
заседание, посвященное возобновлению ра-
боты музея; Заместитель` зазвдующего OT-
делом пуопагачды и агитации горкома
ВКП(б) тов. Аввакумов об’явил музей от-
крытым. Директор музея тов. Гришуков
пригласил первых посетителей в залы.

Различные экспонаты, материалы, карти-

`Костриков, печатающий листовки на сде-

ны, скульптуры, книги, листовки, фотогра-
фии занимают 14 зал,

а большом полотне художник Платунов
изобразил родину Кирова — город. Уржум.
На рисунке Веселова показан юный Сергей

ланном им гектографе.

Шаг за шагом раскрывается  замечатель-
ная жизнь Сергея Мироновича. Вот он—ор-
гачизатор вооруженной демонстрации в
Томеке, агитатоер в подпольных кружках,
организатор революционной работы в Ир-
кугске, Новониколаевске, Владикавказе.

Широко показана деятельность Кироза в
годы гражданской войны — в Астрахани,
на Северном Кавказе, в Азербайджане.

С особым вниманием осматривают посе-
тители материалы, знакомящие с кипучей
деятельностью Кирова на посту руководи-
теля ленинградских большевиков. ‘Сезгей
Миронович сплачивал ленинградских боль-
певиков, беспощадно громил врагов партии,

мание еще на одной практической зада-

в. Вы знаете, что в настоящее время
очень сильно развиваются международ-
вые связи. Они развиваются и по моло-
дежной линии. И вот я бы хотел, чтобы
наша мелодежь, - комеомольны- больше
знакомились с бытом, культурой, харак-
терэм народов зарубежных стран. В 060-
OCHHOCTH желательно, чтобы ефеди ком-
сомольцев было побольше людей, владею-
щих иностранными языками.

Товарищи, комсомол заелужил выео-
кую ваграду благодаря теройческим уси-
тиям миллионов комсомольцев, молодых
людей, которые, как я уже сказал, са-
моотзерженно боролись за наше правое
зло т-на. фронтах ‘и в тылу.) Доля этих
заслуг падает на галлерею замечалель-
ных сынов комсомола, которые отдали
6200 жизнь за созетеную Родину. Эти
люди показали’ нолитическую зрелость,
организационный опыт и искусство
в борьбе, высокий потриотизм, безза-
ветную преданность советскому народу,
предемонетрировали перед всем миром,
высозую мораль советских людей. Не
ясно ли каждому, сколь богатые нлоды
принесла постоянная забота товарища
Столена 0 комеомоле, о мелодежи!

И вот я думаю, товарищи, что комсо-
мельцы будут евято хранить и приумно-
жать замечательные  тоалиций, сездам-
ные в годы Отечественной войны. Ha
этих традициях будут  воспитываться
WHOM и девушки, комсомольцы и ком-
сомолки.

Награждения комсомола всегда были
связаны с важными историческими эта-
пами в. жизни нашей страны. Носледняя
награда связана с эпопеей Отечествен-
HOH войны, с нашей победой. На всех
исторических этапах комсомол © честью
выполнял возложенные на него задачи,
Исзволвте же пожелать, чтобы © прёд-

` стоящей работой вы справились Tak ae
‚ успешно, как справаялись в предыдущие

периелы развития нашего государетва.

(Все встают, бурные, долго не смолка-
ющие аплодисменты).

в Ленитраде

воодушевлял трудящихся на трудовые под-
BUTH.

По инициативе ©. М. Кирова началась
разработка апатитов. На макёте художника
Апраксика воспроязведен домик в Хибинах,
где Сергей Миронович, { января 1930 года
проводил совещание с учеными. Под руко-
водством Кирова осуществлялась социзли-
<стическая рекснструкция Ленинграда,

Блюминги, тракторы, турбины,  всевоз»
можные Машины, — всё это, производив-
uréées В Ленинграде, связано с именем Ки-
рова.

Десятки фотографий’ и картин показы-
вают Мироныча на заводах и фабраках го-
рода.

1.620 экспонатов, 9 с лишним тысяч раз-
личных документов и магериалов, храня-
щихся в музее, ярко и живо повествуют ©
Кирове, любимце советского народа, взр-
HOM сталинском соратнике, пламенном три-
буне революции:

В Совете Народных Комиссаров СССР

`О мероприятиях в связи с возвращением армян из-за границы в Советскую Армению

Принимая в0 внимание обращение ар-
мян, проживающих за рубежом, о разре-
шении вернуться им на родину — в Co-
ветокую Армению, а также ходатайство
руководящих органов Армянской ССР,
Coser Народных Комиссаров СССР. при-
нял специальное решение о мероприятиях

в связи с возвращением армян из-за гра-
ницы на родину.

Совету Народных Комиссаров Армян-
ской CCP разрешено организоваль воз-
вращение армян, проживающих в зару-
бежных странах, из’являющих на это же-
лание, & также поручено обеспечить ин-
дивидуальное жилищное строительство’

армян, возвращающихся на родину, гову-
‘дарственным кредитом в размере 50 про-
центов стоимости жилого дома.

Армяне, возвращающиеея из-за грани-
ды в СССР, освобождаются от взимания
таможенной пошлины за принадавжащее
им имущество, перевозимов на новое ме-
бтожительство. ; (TACC).

ной
\ находится
  Азербайджана. Шестьдесят лет назад лю-

узитёля народных нкол и городские слу-
\ оснозоположника азербайджанской драма-

`тургии Ахундова. В советские годы ‘на
  базе любительских кружков был

исполнители, ‹ являются

Паззи степины зимей

®АНарки столицы готозятся к зимнему се-
зану. Закончен ремонт гардеробоз, комнат
отдыха: 4

В этом году в Москве будуг работать
восемь парков. Впервые после войны от”
крываются Останкинский парк культуры ‘и
отлыха имённ Дзержинского, Парки Таган-
ского и-Ленинградского“ районов. —

В Центральном парке культуры и отдыха
имени Горького зимой будет несколько»-кат-
ков. Главный каток — площадью в сорок
пять тысяч квадратных метров. Кроме того,
будут катки для фигурного катанья и для
начинающих. › f

Зимой во всех парках столицы органи-
зуются сдача норм. на значок ГТО и лыж-
ные кроссы. Мастера спорта  булуг кон-
сультировать. обучающихся ходьбе на лы-
“ax и катанью на коньках. В Центральном
парке культуры и отдыха вновь начинает,
работать горнэ-лыжная школа, создаются
щколы фигурного катанья и скоростного
бега на коньках.

В течение с6зона в парках Москвы сэ-
стоится несколько спортизных праздников,
в том чибле праздник, посвященный выбо-
рам в’ Верховный Совет. СССР. 5

Шекспир на азербайджанской.
сцене

БАКУ,   декабря. (По телеф. бт соб.

корр.). В столище Нахичеванской автоном-

республики — городе Нахичевань

один из старейших театров

бительский кружок, в который входили

жащив, показал на сцена одну Из комедий

‘создан
Нахичезанский государственный театр.
В свое время нахичеванцы увидели шек-
спировскую трагедию «Гамлет», перевз-
денную на азербайджанский язык. В ны-
неннем сезон театр показал «Отелло» в
переводе Дж, Джабарлы. Спектакль поль-
зуется большим услехом. В роли
выступает И. Мусаев, в роли Дездемэоныы—
3. Гамзаева. Они, как и многие другие
воспитанниками
Бакинского театрального училища.

Декоративные растения
для городов

БАТУМИ, 1 декабря. (По теёлегр. от соб.
корр.). Недавно декоративный питомник
Ленсовета, расположенный близ Батуми,
отправил в Ленинград четыре вагона рас-
тений. Из питомников Чаквинекого чайного
совхоза, треста зеленых насаждений Ба*
тумского горисполкома и других отгруже-
но в Москву, Ереван, Одессу и еще неко-
торые города страны большое количество
вечнозеленых субтропических деревьев и
кустарников: i

Для дальнейшего ‘озеленения Тбилиси
будет отправлено десять вагонов декора-
тивных насаждений. Кроме того, четыре ва-
она ‘растений будет отгружено одному из
тбилисских зазодов для украшения цехов,
двора, клуба и столовой.

Пятидесятилетие открытия
рентгеновых лучей

В с3язи с пятидебятилетием ‘открытия
рентгеновых лучей вчера в Наркомздраве
CCCP под. председательством. заместителя
наркома профессора Н. Н. Приорова с2-
стоялось заседание видных советских рент-
генологов. “Было ‘заслушано сообщение
славного рентгенолога Наркомздравов
CCCP и РСФСР профессора С. А. Рейн-
бега.

Свое выдающееся открытие Рентген сде-
лал в начале ноября 1895 года. Первый
публичный доклад об открытии состоялся
23 января 1895 годз. Пятидесятилетие рёлг-
геновых лучей и будет отмечено в конце

января 1946 года. В Москве  состоитея
об’единениов ‘заседание ученых медицин-
ских советов Hapxomsazpasos, CCCP и

РСФСР, Академии медицинских наук СССР
и научных обществ. В московском Доме
санитарной культуры откроется выставка,
посвященная достижениям советской   реит-
генологин, а в Центральной медицинской
библиотеке — выставка соответствующей
литературы. К юбилею выйдет сборник по
истории отечественной рентгенологии. -

Нервоочередная
Она может войти в етрой к концу четвер-,

ромнее количество угля,

Отелло

ЗАМЕТКИ С КО НФЕРЕН ци

ПЕ Большая энергетика Урала

биде энелиетических ресурсов, есте-
ственлю выдвигает Модотовокут область
на передо «ибото ‘среди уральских  о9ла-

стей.. Онь «имеет полную” возможность
стать базой бвнабжения энерияей всего
Урата.

На пленарных заседаниях ив энерге-
тической секции конференции по изуче-
нию ‘производительных сил Молотовской
области проблемам использования гидро-
pecypeoR, ‹ поезящен . ряд докладов. На
конференция нройзунел оживленный об-
мон мнениями по вопросам создания боль-
ой энергетики Урала.

В представленном конференции довла-
да икадемика ВБ. Е. Веденеева возмож
ность проийзводетва энергии на гидро-
станциях Модлотозокой” области  исчие-
ляется больше чем в 11 миллиардов ви-
поватт-чавов. В том чиеде основную массу
энергии могут дать стьчции. расположен-
ные на реже Каме. Нроеютные данные но
сооружению иерзой гитроэлектроетанции
на реке Каме полностью  подготоваены.
вв мощность огромна.

той пятилетка. Сооружение её намечает
ся в полутора километрах ниже впадения
реви Чусовой в Наму, выше города Моло-
това. Для прохождения судов проекти-
руетея устройство парного шестивамер-
HOTS HEA.

Молотовская о гидростанция по своей
мощности будет уступать только нашей

Днепровской и американской Боздер-дэм.

Сооружение ее’ пезволит экономить ог-
равное 0к0д0
четверти годовой ‘добычи Низеловекого
угольного бассейна.

Секция энергетики с большим интере-
сов Быслушала доклад автора проекта
Молотовекой — гидростанции ‘инженера
В. К. Александрова.

Сооружение Молотовекой гидростанции
резко улучшит судоходетво в верхнем
течении Камы и на ее притоках. Нодпор
воды, создаваемый плотиной, позволит
И новые трассы судоходства.
асстояние от’Молотова до Соликамска
сократится тем самым На километра,
до Чусовеких Городков — на 28 кило-
метров. Регулярнзе водное сообщение
станет возможным на реках Обве, №96ь-
ве, Иньве.

Молотовская  тгидроэлектростанция —
сооружение первой очереди. На Каме
проектируются еще две огромной мощ-
ности станции: Соликамекая и Воткин-
ская. Это — стройки следующих пятиле-
TOR.

Большой народнохозяйственный ин-
Tepec представляет сооружение Соли-
Камской гидростанции: Дальнейшее раз=

*) См. «Известия» от 28 и 30 ноября:

Всесоюзный комитет по делам физкуль-
туры и спорта при Сэвнаркоме СССР
утвеодил пять о Выдающихся рекордов,
установленных за последиее время совет:
скими спортеменами.

На соревнованиях в Кивве мастер спор-
та. Л. Анокина (Ленинградский инетитут
физической культуры именно Лесгафта)
метнула копье на 48 метров 39 сантимет-
рэз.. Этот результат на. 1 Метр. 32 санти-
метра превышает официальный мировой
рекорд дая жеёншин. На третвей спарта-
кнёде республик Средней Азии московская
слартакозка Мастер спорта’ Т., Севрскова
толкнула ядро на 14 метров 89 сантимет*+
ров. Это достижение на 51 сантимётр пре-
вышает официальный мировой рекорд:

Замечательных ‘узпехов добились совет-
ские мастера гиревого спорта. Они владе-
юг сейчас подавляющим большинством
мировых рекордов по поднятию тяжеёстей,

Недавно мастер спорта ‘М. Кобарев внеб

pure вв всобружений позволит осущест»
вить создание единого водохранилищь

рек Печоры, Камы и Вычегды, площадь

которого будет больше самого. крупного в
Ювропе Ладожского ‘озера. А это, в CBO»
пчерель, повысит MOMH OTL Соликаменой
ГЭС; На других реках намечается строи-
тельство ряда средних станций общей
мощностью в несколько еот тысяч кило-
варт. Наиболее интересная из них— Ши.
роковская па реке’ Восьве, она дает энер-
гию уже в следующем году, Tlousm-
ский гидроузел положит начало пормаль-
ному судоходству но реке Чусовой и
обеспечит условия, для создания Nameno-
Иртышекого водного пути. В перснекти-
ве сооружение Нижне-Пирокожкой, Гро-
мовской, Кумышекой и Вмикурской гид-
ростанций,

Потребление электроэнергии в 1949 го-
ду в области увеличится на 60—70 про-
нентов по сравнению © текущим годом,
Для предотвращения дефицита энергии
намечаетоя ускорение строительства Ho-
вых и расширение существующих тепло-
вых станций. В Кизеловском  угольном
бассейне будет строиться новая районная
электростанция. Она будет потреблять от
ходы обогащения коксующихся углей и
многозольных углей. В Молотове и в Чу-
совой намечено сооружение тенлоэлек-
троцентралей, окончание постройки Bro
рой ТЭЦ в Березниках. Расширению 1
реконструкции подлежат существующие
станции Закамская, Березникововая п
старейшая на Урале Кизеловекая райбн-

` ная электростанция.

Выполнение таной обширной mporpax-
мы развития энергетики ‘резко улучшит
энергетический баланс. Выработка энер-
гии вырастет в несколько раз. западный
Урал станет отдавать энергию Ha Booror.

Высоковольтная сеть от Молотова на
Свердловск ‘через Кунгур даст энергию
электрифицируемой линии железной дб-
porn Модотов-—Свердловек и развиваю-
щейся промышленности Кунгурского в
других районов. От Воткинской станции
пойдет линия высокого напряжения к Че-
лябинску. ‘Соликамекая  гидростанция
обеенечит энеркией север Молотовской п
Свердловекой областей — железные фуд

ники Вишеры и Ивделя, месторождение

бокситов и марганца на севере Свердлов-
ской области, — и тем самым создаст у:-
ловия для более энергичного освоения
богатетв Северного Урала.

Яркие перспективы развития энеуго-
снабжения Урала открывает конферен-
ция по изучению производительных сил.
Это прочная база дальнейшего под’
индустрии и транепорта.

К. СМИРНОВ,

/ спец. корр. «Известий».
г. МОЛОТОВ. :

Мировые рекорды советских спортсменов

вовую существенную поправку в таблицу
достижений штанпистов. Выступая в’ Ле.
нинграде в категобии атлетов легчайшего
веса, он толкнул. двумя руками. 125;9 кило-
грамма. На-днях в Москве выдающийся
тяжелоатлет Г. Новак к своим пятй миоо-

вым рекордам прибавнл еще два: он выжал

двумя руками штангу весом в. 129,5 кило-
грамма и толкнул «156,5 килограмма. Оба
эти достижения значительно. превышают
мировые рекорды ‘для гиревиков ереднего
веса,
Отличившиеся  спортемены набраждены
дипломами первой степени. В соответствия
с недавним постановлением Совнаркома
СССР о поощрении рекордеменов выданы
денежные премии: Л. Анокиной — 25 ты.
cau, Т. Севрюковой—25 тысяч, М, Косарс-
ву — 15 тысяч и Г. Новаку—30 тысяч руб-

лей.
(ТАСС).

Неа строительной выставке.

Возле набережной Фрунзе за новыми
многботажными домами вновь  засияли
они строизельной выставки. Всего не-
сволько месяцев прошло после окончания
Отечественной войны, ий вот мы в залах, гдб
BCE посвящено созиданию. Две темы сврё-
щиваютеоя здёсь: история стройки в во-
енныё годы и восстановление. То и дру=
ге — неот’емлемая чаеть истории на-
шей родины, и нотому вовсе не один
только технический интерее ведет посе-
тителя из зала в зал. Вее время думаете
вы о героическом подвиге миллионов сэ-
вефских ‘людей, которые в тяжелых
условиях с нёслыханной скоростью созда-
вали заводы воённой промышленности,
чтобы Ираеная Армия могла превзойти
своих противников качеетвом и количе-
ством вооружения.

..Мредетавьте себе цех шириной в сто
метров и длиной в восемьдесят километ-
ров, — а именно такую производетвен-
ную площадь возвели строители за годы
войны, —и вы поймёте отчасти, какой
тигантекий труд был проделан. Но только
отчасти. Ибо надо принять во ваимание,
что это был вовсе не один цех, это были
домны, кауперы, коксовые батареи, это
были прокатные станы, мартеновекие пе-
чи, башни из нержавеющей стали для хи-
мической промышленности, мачты радио-
станций, мосты через реши, водопроводы,
злотины, портовые сооружения... Здесь
что ни экопонал, то целая история оже-
сточенной борьбы с природой. зачаетую в
безлюдных и холодных местах,

Перед вами —— грабли, очень чистенько
сделанные, с медными остриями. № чему
бы 9107 В грабли непонятно впущен
завитричебский шнур. Оказывается, граб-
ли нагреваютел током и погружаются в
бетон, ч10бы к& дать ему замерзнуть.
Тут же вы видите корыта для раствора,
тоже с электрообогревом, тут же стоит
кубов опалубки с трубками для пара...
В трёскучие морозы шла стройка, и бетон
мог умереть, не схватившись, если с ним
нё няньчиться и неё кутать его в элёхтри-
чёскив и паровые пеленни. Вот и контора
прораба-строителя — нечто вродё вагона,
а стоит ватон не на колесах, а на санях,

Вот чертёж, изображающий прокладку

вос
Борис АГАПОВ

ваз

бензопровода под Ладожевим озером: Это
было в дни баокады Ленинграда. Под уг-
розой немецких самолетов, часто по
нояс в ледяной воде; сорок дней и сорок
ночей работали строители, чтобы подать
горючее Ленинградскому фронту и герои-
ческому городу. Тридцать километров
труб было уложено за это время, четыре
с половиной тысячи соединений надо бы-
ло заварить электросваркой, врыть в 3е-
маю цистерны, установить насосные
станции... Около четырехсот тонн OeH*
зина в бутки скрытно перегонялось под
водой в осажденный Ленинград — таков
был итог этой героической работы.

То были победы смелости, победы
технической мысли. Она горела во всех
участниках грандиозной стройки, на всех
пространствах страны: Каждый изобре-
Tad B пределах своего участка работы
все, что только позволяли его талант и
его знания. Опыг  стахановского труда
сыграл здесь немаловажную роль. (03-
дался даже особый институт = инетрук-
торы стахановских методов. Вам показы-
вают скромные с виду вещи. Лопата, по-
хожая на ковшик. 910 — изобретение
каменщика Мальцева. Она предназначе-
на сразу и для захвата раствора, и для
расстилки его. Каменщику не надо хва-
тать помалу, десяток pas натибаться й
переносить раствор на кирпичи: он берет
сразу большую порцию и той же лопатой
разтааживает ве по большой поверхкоети,
Wan, например, молотов Величко для
нашивки дранкм. Он совсем и на молоток
не похож: нечто вроде трубы с воронкой
напоминает приспособление, “знакомое
всем охотникам, для набивания патренов
пли купор для закупоривания бутылок.
Рабочий упирает его в место скреще-
ния дранок и ударяэт рукой по рукояти.

воздь сам нацеливается и сам впивает-
вя в дерево. Сколько подобных мелочей
было выдумано мастерами строительных
профессий и сколько драгоценного Bpe-
мени было вохранено их конетруктор-
скам самородным талантом!

Выставка называет цифру в четыреста
миллионов рублей экономии, полученной
в результате рационализаторских пред-
ложений. Но разве 0б экономии денег
идет речь? Ведь это было в дни войны,
когда экономились не рубли, & минуты, и
от этого Зависела победа,

С каждым месяцем робли масштабы
строительства. В 1944 году ценность по-
строенного была вдвое выше, Чем в пер
вый год войны.

Одна за другой проходят перед поеё-
тителемх выставки стройки военного вре-
мени. Гигантекие заводы Урала, Сибири,
Алтая, Средней Азии, Кавказа, это как
бы мажеты сражений, которые давал и
выигрывал тыл Советского государетва в
Великой Отечественной войне. Несокру-
шимая творческая мощь народа возни-
кает перед глазами, выраженная в схе-
мах, чертежах и красивых макетах, ко-
торые чередуются с картинами и витра-
жами.

Наконец, мы вступаем в наши, сегод-
няшние дни, в зал, посвященный восета-
новлению.

Пожалуй, это самый впечатляющий
зал на всей выставке. Тут не нужно даже
и особенного воображения или богатых
воспоминаний для того, чтобы почувет-
вовать Ble величие совершающегося.
Прямо перед вами, простирая стальные
руки оборванных трубопроводов, падает
насмерть раненая доменная печь «Азов-
стали». Она падает в Хаос развороченно-
го железа, ве взорвали немцы, отступая —
великолепное произведение Hammell тех-
ники, плод горячего труда тысяч наних
людей. Этот макет, очень большой, нё
хочется даже называть макетом. Выпол-
ненный в резлизмом инженерной точно-
ети, он все-таки похож скорее на скульп-
туру, нежели на схему, — столько тра-
рической экспрессии в этом образе унич-
тожения, такую ненависть и отвращение
возбуждает он к тупому зверью, изло-
мавшему нашу земаю от границы to Boa-
ги. Но в темносером беспорядке скру-
ченного взрывом металла алеют четкие
линий могучих балок, охвативших тело
печи, и вы постигаете картину ее cmace-
ния. Все уже 8нают, что домну подняли

на семь метров, передвинули на полтора
метра (тяжесть в тысячу триста шесть-
десят тонн!) и поставили на место. Та-
ким путем сроки ев вобстановаения бы-
ли сокращены почти в три раза. Опиеы-
валь вею невероятную сложность этой
операции здесь невозможно. Достаточно
сказать, что это — единственный случай
в истории мирозей техники. Но подобно
тому, как мрачная картина ‘разрушен-
HOH печи веть образ всех разрушений,
произведенных немцами на нашеи земле,
так и история 66 восстановления есть об-
раз всей восстановительной работы, кото-
рую ведет народ сейчас. На выставке этб
можно увидеть очень ясно.

Технология восстановаения уже стала
своего рода самостоятельной наукой, в
ней найдены и оформаелы точные мето-
ды, для нёв созданы специальные мёха-
низмы, она имеет уже многочисленных
специалистов — теоретиков и практиков.

Вокруг макета мариупольской домны
вы можете видеть дополнительные” мате-
риалы. Они подобны тем надписям, кото-
рые чеканятся на основаниях памятников,
только тут это—не стихи, а чертежи. №0
ним легко проследить путь восстанови-
тельных работ, которые были проведены
по проекту инженера Каминского.

Увлекательно следить за тем, с какой
силой и гибкостью борется дух созиданяя
‚за евое торжество.

Вот разрушенные дома. Острые клыки
стен, пустые провалы окон... Мак поско-
рее превратить эти руины в уютное жилье
для людей? Откуда подойти, чтобы быстро
разобрать хаос, без препятствий подавать
строительный материал? Строитель ви-
дит: единственное, что хорошо сохранн-
лось, это — лестницы. Почти во веем по-
  елке они етоят во вею свою высоту —
Jame с перилами и паощадками. Вот за
что надо хвататься! И рождается кран —
вездеходный И легкий, как «виллис»,
гран Велихова. Он садится, как тлинно-
шеяя птица, на верхнюю нлощадку лест-
ницы и оттуда  выклевывает разбитые
кирничи, и оттуда кормит балками и дос-
ками возрождающийся, растущий дом.

Рассказать о выетавке подробно зна-
чило бы охватить все проблемы и все
достижения строительного дела в Совет-
ском Союзе. Тут и организация  crpon-
тельной площадки, когда вы видите, как,

подобно алой крови, пульеируют по всему
пространству стройки транспортеры ©
кирпичом и бегут вагонетки с раствором,
и плывут в воздухе связки бревен и до-
сок... Тут и вопросы стреительных мате-
риалов, столь острые в настоящее время,
и самые остроумные их решения, когда,
например; тенки нотельных работают од-
новременно и как цементные печи, и
электростанция средней мощности выра-
батывает в сутки около 80 тоны так на-
зываемого «тец-цемента». Тут и строи-
тельство радиомачт высотой в 200 мет
ров, когда мачта сама себя строит бла-
годаря 060бому крану, утвержденному на
ве верхнем сегменте..: Дома и заводы из

гипса; потолки из кирпича без участия
балок; отепление посредством стекла,
превращенного в валу; береза  превра-

щенная в высоковольтные изоляторы при
помощи лаков, которыми пользуются ху-
дожники Палеха; тут и железнодорожные
мосты, еобираемые из стачдартных дета-
лей, как собираются всякие модели из
набор» <«меккано»; тут и новые формулы
сопротивления материалов, = созданные
лауреатом, Сталинской премии Вдасовым;
тут и новые принципы постройки так на-
зываемых «гибких цехов», пригодных
для любого вида производства...  Цере-
чиелить все невозможно, HO осмотреть
все можно с большим интересом.

Задачн, ‘которая стояла перед органи-
заторами, была очень трудна: они дол-
MH были совместить полную  техниче-
скую точноеть с изящным, художествен-
ным оформлением.

Они добились в этом прекрасных ус-
пехов, ь

Кождый макет предетаваяег собой
произведение большого мастерства и тон-
кого вкуса. Некоторые из них явля-отея
шедеврами, ими можно любовалься. Заме-
чательно, что, будучи вполне реалистич-
ными, они вместе с тем выдержаны в
едином стиле — скромном и строгом.
Секрет их красоты в том, что, воспроиз-
BOA инженерные конструкции,  совер-
шенные по своей идее, они подчеркивают
именно эту идею, освобожденную от всей
шершавости, занозистости и посторонних
загромождений, неизбежных в условиях
рзальной стройки, Это есть  подаинное
искусбтво, только посвященное не пере-
живаниям или событиям человеческой

жизни, а отражающее жизнь технической
мысай:

В антресолях выставочных зданий
находятся мастерские, где изготовляют-
ся макеты.

Здесь работают мастера — энтузиасты
своего дела, Это — умельцы уникалисты,
ювелиры каменной кладки, микроскопис-
ты домен и мостов. Нод руководетвом ин-
женерь Ю; Ловшина они достигли 38ме-
Чалельных результатов в своем TOHKOY
деле.

Но не только мажеты украшают выс
тавку. Здесь много работ нацих извеет
ных художников. Среди них особенно
хороша фреска Ю. И. Пименова, Зерно-
вой, Васильева и Козловой, изображаю-
щая четырех рабочих, монтирующих #1
вершин6 мачты провода высоковольтной
электропередачи. №е динамическая kox-
позиция, устремленная вверх, создает
впечатление, что люди летят к голубому,
сияющему небу, и кажется, бейчас вы
услышите свист ветра, поющего в Tepe
плетах стальных конструкций. Из работ
художника П. Шухмина особенно запо-
минаетея большое полотно, посвященное
взятию рейхотага частями Красной А}-
мии. С большим вкусом и уменьем вы-
полнил художник А. Лабас панораму 203
рождающегоея Сталинграда.

На выставко нет никаких бьыющах
эффектов. Немалого труда стоило спра-
BUTLCH 60 всем многообразием вопро-
сов, которые следовало изложить язь-
KOM макетов, плакатов и чертежей.
Нелегко было привести вбе это к стиле
BOMY единотву, но это удалось полностью,
Здесь — большая васлуга главном
художника выставки К. И. Рождествен-
ского и его помощника Б, Эндера.

Когда пройдешь по всем залам, послу-
шаешь об’яенения и мысленно окинешь
ввглядом вое виденное, невольно вепоми-
наешь слова, сказанные И. В. Стали-
ным еще во времена жестоких боев:

<..Советское государство выйдет 13
воины сильным и еще более окреншим».

Да, как окрепли, как выросли совётекие
люди за годы войны, как достойны они
той победы, которую завоевывали в 14-
ком горячем, таком ожесточенном труде!
А ведь то, что показано в залах, — TOT
ко часть того, что было в жизни, только
одна из страниц великой эпопеи!

рн
wth
) peo

Mul,

Берл
ЖА
ital
Th

рам
дс

у.