ть

Не
Ной
АИ
реком

СТАН И
ВЯ
Та
ОЗС
НЫ I
Doan
Вер
Дит и
OCBOCHI

SHED
энфоо
ТЫХ ©]

до

HOB,

eT Hi,

табл
[ви
чае
Oy
ЮЩи
Ям
{ ВЫХ
5 №
ма, 0
ВЫШ
Pe Lit

ажде
ercrtll
нарко
ВЫ
м
Коса

AY pj

ACC).
=

gees

pyatll
Bays

ВС
тЫ
воли
ип

зи
ОЕ

pt
at
el
jepa
andl
ay
ты

ОЕ
и

KP

COCKPECEHbE, 2 ДЕКАБРЯ 1845 г. № 283 (8893)

—_—__ eT

Программная речь венгерского
премьер-министра Тильди

БУДАНЕШТ,   декабря. (ТАСС). Вчера
на заседании Национального собрания с
программной речью выступил премьер-ми-
инстр Тильди Золтан.

Премьер-мичистр отметил успехи, достиг-
нутые стравюй за период существования
временного Национального собрания и вре-
менного правительства. «Новое правятель-
стзо, — заязил Тильди, — всегда будегс
благодарностью помнить о великодушия
Советского Союза, который сделал возгож-
ным нациовальное возрождение Венгрии Н
помог ез восстановлению: дружба и дове-
риз великого соседа обязывают не только
правительство; но и вегь народ aIrpHH
TOMSETS, что ему мы обязаны многям».

Касаясь  внешнеполитического зздела
программы, Тильли подчеркнул, что нозов
празительство будет продолжать внешнюю
политику на той основе, которую заложило
еще в Дебрецене временное национальное
правительство. «Первой своей задачей, —
сказал он, — мы считаем укрепление доге-
рия к Венгрин вашего могушественного со-
cela Созётского Союза и создание оскоз
экономической и культурной связя е ням.
Правительство и вся нация считают озяза-
тельным условием этих связей безупречное
выполнение, даже при крайнем напряжении
своих сил, обязательств, взятых на себя по
соглашению о перемирин. Правительства
тем более желает продолжать эту полити-
ку, поскольку она уже принесла значнтель:
ные успехи молодой венгерской демокра-
тия». Среди этих успехоз премьер-министр
в первую очередь указывает на установле-
ние дчпломатических отношений с Совет-
‚ским Союзом.

Далее Тильди указал, что одновремен-
Но с углублением связи с Советским Сою-
зом венгерское правительство придает
большое значение установлению и расши
рению связей с США и Англией, а также
с соседями Венгрии в духе демократиче-
ского сотрудничества и взаимного понимаз
ния. Прежде всего; сказал Тильди, венгер-
ское правительство испытывает радость по
поводу существующих в настоящее ‚время
хороших отношений с Румынией, которые
стали возможными благодаря. благосклон-
нОЙ позиции демократическго празительст:
ва д-ра П. Гроза. Тильди перешел затем к
внутриполитической и экономической про-
грамме правительства.

Касаясь деятельности министерств внут-
ренних дёл и юстиции, он заявил, что глав-
ной их задачей является демократическое
преобразование венгерской правовой систе-
мы, решительная борьба дротив реакции,
укрепление внутреннего порядка.

«Задача военного министерства, — ска-
зал далее Тильди, — организовать такую
армию; чтобы никто никогда не мог на-
деяться на использование ее для осущест-
вления Weed, не совпадающих с волей
венгерского народа; Именно поэтому воён-
ноё министерство считает важнемней своей
задачей воспитание армии в демократичес-

20-е заседание Союзной комендатуры Берлина
КОММЮНИКЕ

БЕРЛИН, 30’ ноября; (ТАСС). 29 ноября
под председательством советского комен-
данта генерал-лейтенанта Смирнова состоя-
лось 20-е заседаниё Союзной комендатуры
Берлина. Присутствовали: британский ко-
мендант генерал-майор Нейре, исполняю-
щий обязанности американского комендан-
та во время отпуска генерал-майора
Баркёра бригадный генерал Рансон и фран-
цузский комендант генерал дё Бошен.

Коменданты утзердили проект бюджета
на четвертый триместр 1945 г. Коменданты
решили распустить все спортивные секции,
госящие военизированный характер. За дея-
тельноствю разрешенных спортивных сек-
ций обер-бургомистр обязан вести наблю-
дение. Коменданты утвердили приказ обер-
Gypromucrpy о порядке хранения в главном
городском банке ценностей, сданных по
приказу Союзной комендатуры. Коменданты
издали приказ о возобновления операций
по почтовым чекам в Большом Берлине.
Этот приказ распространяется на вкладчи-
кв, счета которых были открыты после ок-
кулации. Коменданты достигли согласия в
вопросе о порядке выдачи разрешений на
занятие должностей адвокатов и нотариу-
сов в Большом Берлине. Коменданты реши-
ли создать при правовом комитете Союзной
комендатуры комиссню для обслелозания
деятельности немецких судов и состояния
тюрем: Коменданты издали приказ, по ко-
торому магистрат обязан обеспечивать
арендную плату союзным владельцам зда-
кий, занятых союзными военными управле-
ниями в берлинской зоне. Заседание разра-
ботало и утвердило ряд мероприятий по
улучшению световой сигнализации в райо-
нах берлинских аэродромов.

Коменданты предупреждают, что во ис-
полнение решений Контрольного совета с

ком духе, очищение ее от остатков реак-
ции».

Тильди подчеркнул, что одной из самых
важных задач является разработка закояо-
проекта ‘о национализации шахт ин энерге-
тического хозяйства. (

В области финансовой политики ‘оеноз-
ным, по слозам Тильдь, является по-
вышение доходов и разумное сохращение
расходов с тэм, чтобы постеленяо восста-
позить равновесне государственного бюд:
зжета, без чего немыслимо упорядочение го-
судазственной жизчя.

Ознакомив затем Национальное собрание
Cc тяжелым положением обшественног о
снабжения в стране, Тильди подчеркнул;
что празительство обэспечит празильное
распределение очень ограниченных ресур-
сов и не останевится перед самыми строги:
ми мерами против спекулянтов, расценн-
вая действия последних как измену родн-
не.

Тнильди сказал, что правительство наме-
рено провести в области борьбы с инфля-
цией решительные мероприятия, и просил
Национальное собранле дать празятельству
соответствующие полномочия. i

«Мы должны работать для того, — зая:
вил Тильди, — чтобы сделать непраетун-
ной нашу демократию, здание Нашей сво-
боды, чтобы создать ссновы будущего.
Правительство поведет до конца борьбу
с реакцией по всем линиям общественной
жизЗи. Дух реакции бродит между нами:
Я хочу ‘сказать несколько влов о той аги-
тации, которая. началась протез земельной
реформы. Пусть примут все к сведению,
зто эта реформа является окончательной.
Мы 6е провели быстро, но пусть н4кто на
забызает о том, что народ вам уже давно
хотел осуществления ве.

Для венгерской нации было вопросом
жизни наделить землей миллионы бэззе:
мельных и ликвидирозать ту политическую
власть, которая олицетворяла систему
крупных землевладений, систему, тормо-
зящую всякий‘ серьезный прогресс. Нация
будег на вечные времена зашишать 3e-
мельную реформу протиз веёх позягаю-
щих на нее и считает ве самой крепкой га-
рантией своего будушего. Правительство
рассматривает каждое действие, которое
направлено на расшатывание основ рефор-
мы и на создание затруднений п работе

новых хозяев земли; как антинародное
действие. Мы защитим от реакции не

только наше самое большое завоевание—
земельную реформу, но и всю венгерскую
Демократню, ибо демократическое преэб-

разование Венгрии не язляется преходя-
щим экспериментом».
Двухчасовая речь Тильди много раз

прерывалась аплодисментами,

1 декабря 1945 г. всем лицам запрещается
ношение какой бы то ни было немецкой
военной формы. Исключение составляют
лишь лица, которым выдано разрешение па
право ношения военной формы Союзной
комендатурой.

Коменланты выработали и утвердили со-
глашение о снабжении продовольствием
населения Большого Берлина на период с
1 декабря 1945 г. по   апреля [946 г.

Контроль за своевременной поставкой,
расходованием и правильным распределе-
нием продуктов по городу возлагается на
продовольственный комитет Союзной ко-
мендатуры, а по зонам-—на аппарат продо-
вольственной службы военных комендантов.

Коменданты решили) ‘чтв лнца, признан-
ные антифашистским ‘комитетом как жеэт-
вы ‘фащизма и списки которых утверждечы
обер-бургомистром, должны получать прэ-
довольственные карточки по труду на одну
категорию выше, чем остальное население
города.

Коменданты разрешили обер-бургомист-
ру, кроме заготовленных берлинцами в ин-
дизидуальном порядке 588 тыс. кубометроз
дров, заготовить еще 377 тыс. кубометров,
не вырубая все парки и ‘леса. Коменданты
утвердили соответствующие цены на дрова.

Коменданты приняли решение по вопросу
реорганизации палаты искусств. В составе
магистрата должен быть создан отдел, ве-
дающий театрами, изобразительными ис-
кусствами и т. д. Аналогичные отделы со-
здаются и в районных магистратах Боль-
шого Берлина.

Коменданты одобрили решение угольного
комитета о. необходимости выделения из-
вестного количества угля для отопления
здания магистрата и его управлений, кино
и театров города.

Залеление Трумэна о моде реконверсии

ВАШИНГТОН, 29 ноября. (ТАСС). В
своем выступлении на пресс-конференции о
ходе реконверсии (перевола промышлен-
кости на мирные рельсы) на протяжекий
первых 100 дней реконверсии Трумэн ска-
зал, что большая часть рабочих с военных
заводов в настоящее время уже освобож-
дена, за исключением рабочих судострои-
тельных верфей. Отметив, что безработица
до сих пор Меньше, чем предполагалась,
президент заявил: «Тем ве менее мы все
еще находимся в переходном периоде. Бы-
страя демобилизация вооруженных сил, не-
сомненно, приведет к увеличению общего
сйсла безработных в предстояшие несколь-
ко месяцев».

Трумэн отметил, что работа по переводу
заводоз с военных на мирные рельсы фак-
тически закончена. С момента капитуляции
Японии было аннулировано военных заказов
на 27 млрд. долларов. Урегулирован вопрос
приблизительно об одной трети из 122 ты-

сяч военных контрактов, аннулированных
послё капитуляции Японии. Подчеркнув,
Японии

уто ‘сразу же после капитуляции
был сняты все виды контроля военного вре-
мези и что деловая актизность продолжает
развиваться, Трумэн перешел к вопросу ©
трудовых конфликтах.

После капитуляции Японии, сказал он,
увеличилось число забастовок. Это отча-

сти обусловлено тем, что в военное время
все сдерживали свое недовольство и вы-
полняли обещание не бастовать. В общем,
начиная с августа, состоялось  приблизи-
тельно 1.500 забастовок, охвативших 1,5
млн. рабочих. На протяжении того же пе-
риода было предотврашено 924 забастовки,
которые грозили охватить приблизительно
400 тыс. рабочих. 868 забастовок, охваты-
вавизих 525 тыс. рабочих, прекратились в
результате переговоров. По 24 ноября был
урегулирован 2.821 трудовой конфликт,
охватывавший около 1.150 тыю. рабочих. В
результате прекращения работ < августа
было потеряно приблизительно 0,76 проц.
всего возможного рабочего времени.
Отметив, что стоимость жизни снизилась
с момента капитуляции Японии на 0,3 про-
цента, Трумэн предупредил, однако, что
наблюдавшееся сейчас снижение в извест-
ной мере об’ясняется сезонным уменьше-
нием цен на некоторые продукты питания.
«Опасность инфляции, — заявил Трумэн,—
все еще велика, и к числу тревожных сиг-
налов. свидетельствующих о возможности
дальнейшей инфляции зимой и весной,
относится повышение оптовых цен си цен
на недвижимое имушество и сырье. Мы
должны продолжать держаться и не мо-

жем допустить инфляцию».

Меморандум Прайса Трумэну о положении в Германии

ВАШИНГТОН, 28 ноября. (ТАСС). Бе-
лый Дом опубликовал вместе с одобритель-
ным отзывом Трумэна меморандум бывшего
директора управления по делам цензуры
Прайса, который ведавно закончил продол-
зкавшееся 10 недель ознакомление с усло-
виями в Германии по поручению Трумэна. В
сзоем меморандуме Прайс настаивает, что-
бы Соединенные Штаты приняли состоя-
щую из 8 пунктоз программу для усовер
шенствьзания политики оккупации Герма-
Fad, в том числе «использозали всю силу
престижа американской дипломатии», чтобы
«сломить французскую обструкцию» в Кон-
трольном совете в Германии, которая пре-

пятствует экономической унификации Гер-
мании и ведет к будущим международным
трениям. Прайс ззявляет, что если Фран-
ция настаивает на расчленении Германии,
то надо побудить ее публично об`явить свою
политику, исходя’из чего Соединенные Шгта-
ты должны пересмотреть свою политику.
Прайс возражает против передачи кон-
троля над Германией из рук военных вла-
стей гражданским властям, если только Со-
единенные Штаты нё назначат самых луч-
ших гражданских администраторов из Ва-
шингтона и не сохранят наилучших тепе-
решних военных администраторов для обе-
спечения эффективного управления.

правительства. Созет решил также санкцио-

К первой сессии
Генеральной Ассамблеи
Обедииенных. наций

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Ислолни-
тельный комитет Подготовительной комис-
сини одобрял предложение о том, чтобы
перзая сазсия Генеральной Ассамблеи
Об’единевных наций была проведена двумя
этапами: первый этам будет сводиться к
перзоначальной организационной работе и
среди прочего будет включать избрание
непостолнных членоз Созета безопасности,
назначение генерального секретаря и судей
международного суда. Первый этап Генз-
рально# Ассавлолеи, как ожидают, начизтся
в янзгре. Второй stan Генеральной Ас-
самблен начнется несколько месяцез спу-
стя, и толда будут обсуждаться в OcHOBHOM
существенные вопросы повэстки дия.

13-е заседание Контрольного
совета в Германии

у Коммюнике

БЕРЛИН, 30 ноября. (ТАСС). 30 ноября
з Берлияе под предеедательством маршала
Жукова состоялось очередное заседание
Контрольного совета в Германии. На засе-
дании ‘присутствовали: генерал Макнерни,
фельдмаршал Мочтгомери, генерал Кениг.

Открывая заседание, маршал Жукоз от
имени членов Контрольного совета привет-
ствовал генерала Макнерни, который впер-
вые участвует в заседании Контрольного
созета как представитель США вместо гз-
нзрала Эйзенхауэра.

Контрольный совет подписал следующие
законы: № 7 о нормировании электричества
и газа, № 8 05 отмене и запрещении военно-
го обучения и № 9 о колфискации имуще-
ства, принадлежашего акционерному обще-
стзу «И. Г. Фарбениндуетри», и комгроле
над ним.

Очередное заседание
Союзничеекого совета
в Австрии

Коммюнике

ВЕНА, 1 декабря. (ТАСС). 39. кодбря
1945 года под предеедательством француз-
ского генерал-лейтечанта Beryap  соетоя-
лось заседание Союзвического совета в AB-
стрия. На заседании прясутствовали Мар-
шал Созетского Союза Комез, генерал Марк
Кларк и  генерал-лейтенент Маюкрири;
представлявитие соответственно  СССЭ,
США и Великобританию. Союзнический
совет рассмотрел и одобрил некоторые
декреты и заковы Временного австрийского

нировать возможно более скорое восста-
новление международной почтовой и ра-
диотелеграфной связи между Австрисй и
другими странами, за исключением Герма-
нии и Японии. Союзнический совет принял
предложение о помощи Австрии, сделан-
ное шведеким правительством.

Прибытие Баята в Тавриз

ТЕГЕРАН, 29 ноября. (ТАСС). На-днях
газета «Сетаре» налечатала беседу своего
корреспондента < Баятом, назначенным на
пост генерал-губернатора Иранского Азер-
байджана и ныне прибывшим уже в Тавриз.

На вопрос о его отношевия к требова-
кию о создании энджуменоз Баят заявил,
что, будучи премъер-министром, он сам хо-
тел поедставить на утверждение меджлиса

соответствующий закон, #0 из успел этого

сделать, . у

Баят. отметил, что ему предоставлена
иранским правительством полная свобода
действий. :

Выетупление индийской газеты

ДЕЛИ, 27 ноября. (ТАСС). В связи с не-
дазним заявлением Безина «Хиндустан
таймр» опубликозала передовую статью, в
которой пишет: «Многие английские газе-
ты умышленяо искажают сообщение о пос-
ледних событиях в Индии для того, чтобы
возбудить расовую ненависть, оправлать
расстрел безоружных жителёй и затуше-
вать всю проблему об освобождении Индии.
Протесты Бевина и Идена по поводу отсут-
стзия доступа к сообщениям в России и на.
территориях, оккупированных русскими,
звучат слабо при наличии такого прелна-
меренного злоупотребления свободой в их
собетвенной стране. Высшее развитие демо-
кратической свободы печати зависит He
только от свободы доступа к сообщениям,
но также и от желания честно использовать
сырой материал. сообщений. не для фабри-
кации фантастических произведений, чтобы
доставить удовольствие и возбудить скры-
тые предрассудки читателя, но для трез-
вого изображения действительности».

Выборы в Учредительное собрание
Албанин

ТИРАНА, 1 декабря. (ТАСС). Албанское
телеграфное  агентство сообщает; что завт-
ра, 2 декабря, в Албании состоятся выборы
в Учредительное собрание. Центральная
избирательная комиссия 29 ноября опубли-
ковала об’явление о числе лиц, имеющих
право участия в выборах в Учредительное
собрание Албании. Согласно сообщению
комиссии, в Албании насчитывается 603.560
избирателей. ‚Число лиц, которые решением
суда лишены политических и гражданских
прав, а следовательно, и права голоса, со-
ставляет 3.078 человек,

Центральная избирательная комиссия од-
новременно сообщает, что в Албании 06-
разовано 22 избирательных округа.

Арест видного руководителя
партизанской борьбы в Греции

АФИНЫ, 30 ноября. (ТАСС). Газета
«Элефтерн Эллада» сообщает об аресте
одного из видных. руководителей парти-
занской борьбы против немцев — ма ора
Арефаса, обвиненного в убийствах. Обвине-
ние основывается на том, что в августе
прошлого года при взягии города Амфи-
лохия бойцы ЭЛАС, которыми командовал
майор Арефас, уничтожили, помимо 450
немцев, 4) предателей. В свое время за
успешную операцию по взятию города Ам-
филохия Комитет национального освобож-
дения произвел Арефаса в подполковники.

Заявление греческого министра юстиции

АФИНЫ, 39 ноября. (ТАСС). Министр
юстиции Рендис опроверг «злонамеренные
слухи», будто бы правительство намерено
об’явить амнистню заключенным в тюрьмы
борцам национального сопротивления.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Письма из Нюрнбер:за

. Немые свидетели

Десять дней идет Нюрябергский про-

цесс. Сдержанно и терпеливо перечитывает-
ся на суде, страница за страницей, страш-
ная книга германского фашизма. Еще со-
всем недавно замолк грохот артиллерии и
свист падающих бомб и народы только на-
чинают привыкать‘к миру и тишине. Те-
перь они узнают секреты дьявольской ла-
бораторни, породившей войну.  Гитлеров-
ская Германия разгромлена. Ее руководи-
тели на скамье подсудимых, отсюда у них
только один путь — к виселице.

История уголовного права не знает про-
цёсса, который бы охватывал такой круг
преступлений по масштабам, но тяжести
последствий, по длительности их воверше-
ция. Они — эти преступления — продол:
жались более десяти лет. Они непосред-
ственно затронули почти двадцать. стран,
Онн. выразились в-убвйстве миллионов; Оки
причинили ущерб, который трудно’ себз
вообразить. Они были совершены меётода-
ми, которых никогда не регулировали кри-
миналисты. Они были задуманы, подготов-
лены и осуществлены громадным количе-
ством подстрекателей, организаторов, по-
собников и исполнителей. Международный
Военный Трибунал создан впервые в исто-
рии. Он не имеет прецедента. Его судо-
производство знает три языка, но его судьи
должны найти одия общий язык. Это язык
человеческой совести, справедливого воз:
мездня убийцам. Такой язык звучит оди-
наково по-русски, по-английски и по-фран-
цуэски.

Трибунал действует в соответётвии с ус:
тавом, выработанным для него. Устав
определяет состав преступления, которов
вменяется в вину подсудимым. Устав ус-
танавливает процедуры суда над военными
преступниками. Суд происходит публично,
подсудимые имеют защитников, обвините-
ли обязаны представить ‘доказательства ви-
новности подсудимых, хотя они общеизве-
стны, а подсудимые н их адвокаты могут
оспаривать эти доказательства.  Состяза-
тельный принцип уголовного пронесса co-
хранен, процессуальные гарантий предо-
ставлены, судебная процедура соблюдена,
состав преступления точно определен. Пе-
ред нами правосудие, а не расправа.

Конечно, все подсудимые вместе и каж-
дый из них в отдельности должны быть
удивлены. У них это делалось проще, без
процессуальных гарантий и без уставов,
без защитников и без суда. Просто ве:пали
н просто сжигали. Просто удушали в «ду:
шегубках» и в газовых банях. Просто уби-
вали голодом или зарывали заживо. Про-
сто варили из человеческого тела мыло, на-
бивали матрацы женскими волосами, дела-
ли бумажники из человеческой кожи.

Но, удивившись, они быстро пришли в
себя и в самом началё процесса забормота-
ли о «юрисдикции». Правомочен ли Меж-
дународный Трибунал. судить их? Загово-
рили защитники. Может ли иметь уголов-
ный закон обратную силу? Могут ли стра-
ны-победнтели судить 6e3 участия нейт-
ральных государств?

В противовес подобным путям обви-
нение ндет по широкой и прямой Aomore
публичного  предетавления доказательств.
Пюка на суде фигурируют «немые свиде-
тели» — документы. Убедительна точность
них показаший! Они, эти свиделели, ничего
ве забыли, нё перепутали. Обстоятельно й
спокойно выслушивает ‘их показания суд.
Тишина; царящая в зале, залитом мягким
и чистым светом, нетороплизая речь обви-
нителей, многочисленные схемы, демонстри-
руемые по ходу процесса, множество об’-
ективоз, неслышно фиксирующих все про-
исходящее в зале суда, — всё это очень
напоминает научно - исследозательскую
клинику в разгаре работы. Здесь и в самом
деле заняты исследованием микробоз ко-
ричневой чумы, хлынувшей на мир. И на
скамье подсудимых как бы распластаны
под линзами судебного микроскопа глав-
ные зародьшия чумы. В этом значение пэо-
Цезса, призванного нё только осудить пре-
ступников, сидящих на скамье подсудимых;
но и всю систему фашизма, которым они
руководили, призванного со всей досто-
верностью вскрыть И исследовать корни
этой системы и почву, на которой она
взошла.

Когда человек умирает от страшной и за-
разной болезни, еготруп всурывают неё для
того, чтобы уточнить факт смерти; а для
TOPO, чтобы выяснить ее причины. М сей:
нас мы присутствуем при патолого-анато-
мическом вскрытии зловонного трупа гер:
манского фашизма. Мы узнаем, какие ор-
ганы были прежде всего поражены в теле
Германии, Kak распространялась дальше
злокачественная опухоль, как она постёпзн-
но убивала все жиное в этом теле. Судеб-
НЫЙ скальпель беспощадно и точно векры-
вает историю и течение болезни, и будущий
приговсо>» прозвучит He только как акт
возмездия, но и как грозное предостере-
жение протиз мназмов гитлеризма, Это
будет не только приговор, но и диагноз.
Он скажет; осторожно, это чума.

На суде демонетрировалиеь вкинодоку-
менты, зафихсирсвавшие немецкие конц-
лагери. Кинооператоры, ‘заснявшие их, удо-
стоверили под присягой, что с’емки сдела-
кы бёз всякой режиссуры, без ретуши, без
последующего мочтажа.

Впрочем, не было нужды в присяге —
кадры говорели сами за себя, кадры сам®
присягали суду в правдивости сзоих пока-
заний, и в зале был выключен свет, и`толь-
ко скамья подсудимых была! снизу. осветще-
на. С первых же кадров Шахт демонстра-
тизно отвернулея и так просидел больше
часа, спиною к экрану, пока о нё коччилел
фильм. Нейрат не выдержал и начал всхли*
пывать. Геринг судорожно вцепился тол”
стыми пальцами в деревянный барьер, но на
мог оторвать глаз от экрана. Франк дергал-
ся в нервных  конзульсиях. Подсудимые
впились в экран.

Они видели, как еле передвигали ноги
скелеты, обтянутых дряблой кожей; хза-
нящей следы истязавий; Горы трупов, or-
ромные печи для сжигания людей, обору-
дозанные по последнему слову техники,
газовые камеры, орудия пыток, пепель-.
ницы из человеческих черепоз и безлелуш-
ки из берцозых костей, детей, множество.
детей, которых еще не успели убить, но ко-
торые уже не выживут -— настолько они
истощены и измучены:

И этст фильм был очередным немым
свидетелем.

Но вот фильм окончен и сзет в зал
вхлючен. Стоящий рядом с Герзигом роелый
американский солдат шатается. Слезы Te-
кут Из его глаз и од не пытается их удер-
жать. Встают подсудимые, Стеною против
аих встают обвинители и журналисты. Они
молча гяядят на Подсудимых. Так прэ-
должается пять, десять, может быть, пат-
надцать минут. Никто не произносит ни
слова. И никто не хочет уходить.

Это была немая сцеча, выразительнее ко’
торой не может быть ничего. Лица подсу-
димых постепенно заливало  покойницкой
синевой, Они не раскаивались, они испуга:
лись. Они понялн, что расплата неминуема,

Может быть, поэтому на следующий деч»
перестал кривляться Гесс; Может быть, ‚ов-
понял, что хотя все происходит в Нуозн-.
берге, но на сей раз — это суд, а не бала-
raw. Он испугался к понял бессмысленность
дальнейшей симуляции. Отшвырнув в ¢To-
pony полицейскей роман, который он все
время читал, Гесс встал и отчетливо произ-
Нес:

— Я благодарю своего защитника за то,
что он поддержизал версию моей нэвме-
няемости. Но я больше не стану симулиро-
вать. Я ке нахожу в этом смысла... :

Мы тоже не находим смысла, как, впр>-
чем, не находили и раньше, Довольно кра-

вляться!
Л. ШЕЙНИН.
1 декабря,

. Искатели „юридических щелей

Нюрнбергский процесс медленно, но вер-
но движется вперед. Главные военные пре-
ступники, сидящие на скамье подсудимых,
с каждым днем все больше и больше
разоблачаются документами и фактами по-
трясающей силы. Впёреди у них одна пер-
спектива: она содержится в слозах Устава
Международного Военного Трибунала:
«Признанные вычоваыми подлежат смертной

казни». Такая перспектива толкает гитле-

ровцев на любые, самые непристойные
уловки.

Палачи миллионов судорожно пытаются
уцепиться хотя бы за соломинку, когда
речь идет об их собственном жалком сушё-
ствовании, Они торопливо, как тараканы под
лучами света, ищут щелей, куда можно бы-
ло бы уползти от суда возмездия.

Поисками «щелей» занались и защитни-
ки подсудимых. Юристы по образозанию
и адвокаты по профессии, они, естественно,
ищут юридических щелей и лазеек. Защит-
ник Герикга Штаммер от имени всех за-
щитников обратился в трибунал с письмеч-

`ным заявлением, в котором пытзется дока-

3aTb, Что 8 существует закона, на основа-
нии которого трибунал мог бы‘ судить
главных военных преступников.
«Открытая» доктором Штаммером юри:
дическая «щель» не блещет ни новизной,
ни оригинальностью. Всему миру известно,
что еще в 1920 году Голландия, пытаясь
обосновать отказ в выдаче для суда Виль-
гельма, утверждала, что «никто не может
наказать иначе, как на основания закона,

‘ранее изданного и опубликованного».

За четверть века произошли события
исторического значения, народы всего ми-
а извлекли из них богатейший опыт. Но
таммеру нужна «щель», нужна во что бы
то ни стало. И в 1945 году он пишет в три-

„‘бунал: «Только те действия могут карать-

ся, которые нарушают закон, действовав-
щий во время их совершения».

В безнадежных, но упорных поисках юрн-
дических лазеек он делает вид, что ему не-
известно элементарное различие в понятии
«закон», существующее в национальном и
международном праве. Закон в сфере на-
ционального права -— это облеченный в на-
длежашую форму акт законодательной вла-
сти государства. Применительно к этому
национальному закону и был выдвинут в
противовес произволу полицейского госу-
дарства прогрёссивный лозунг: «Нет пре-
ступления, нет наказания без указания в
законе».

Однако каждому мало-мальски  грамот-
ному юристу понятно, что в сфере между-
народных отношений не существовало, ца
и не может существовать законодательных
инстанций, компетентных издавать законы
для всех государств. Режим международ-
ных отношений покоится на совершенно
иных политических и правовых отношениях.
В международной сфере основным источ-
ником права является договор. Именно по-
этому соглашение 0б учреждении Межлу-
‘народного Трибунала и его Устав приобре-
тают особое значение: здесь впервые в ме-
ждународном акте определены порялок
международного суда и составы междуна-
родных преступлений, Совершено очевид-
но, что механическое пзрекесение принци-
пов и норм национального ‘праза в празо
международное нужно Штаммеру лишь для
того, чтобы найти спасительную «щель».

Полным искажением всей структуры на-
ционального законодалельства явилось бы
внесение в законодательную дёятельность
государства договорного начала, без кото-
рого, однако, интерчациональное право су-
ществовать не может, и, наоборот, между-
народное право подверглось бы глубокому
извращению, если бы, например, известный

национальному праву принцип аналогин
(применение сходного закона) был исполь-
зован в сфере международных отношений.
Нельзя при этом нё отметить и другого
существенного обстоятельства. Доктор
Штаммер претендует, чтобы принцип «нет
преступления без ранее изданного закона»
был соблюден по делу главных военных
преступников. Последовательно и. неустра-
нимо встает’ волрос: где же тот; с точки
зрения Штаммера, всегда необходимый ра-
нее изданный закоч, в силу которого пред-
лагаемый Штаммером принцип имеет обя-
зательную междунаролно-правозую корму?
Такой международно-правовой нормы He
существует. Он, дохтор Штаммер, во главе
других 24 адвокатов, об’явил себя источни-
ком международного закона, разрешающего
судить лишь при соблюдении принципа
«нет поеступления без предварительного
указания закона». Почему же четыре вели-
ких державы, дейстзующие от имени и в
интересах свободолюбизых народов, менее
компетентны в установлении международно-
правовых норм, чем две ‘дюжины немецких
адвокатов? Устав Международного Трибу-
нала принят, его статьи, определяющие
преступленче и наказание гитлеровцев, дей-
ствуют. Следовательно, ‘имеютея достаточ-
ные правовые основания для суда и нака-
зания главных военных преступников.

Но господин защитник не унывает.
Помимо уже разобранной аргументации, в

заявлении содержится также ссылка на
печальной памяти Лигу наций. «Она—
утверждают авторы, заявления, — всегда

только осуждала агрессивные действия го-
сударства,. нарушающие международное
право, но никогда не помышляла об обви-
нении государственных людей, генералов и
промышленников ‘агрессивной нации».

Но и здесь у искателей «шелей» концы
оказались неувязанными. щеизвестно, что
пакт Лиги` наций язляется нераздельной
частью Версальского договора, который
прямо предусматривал уголовную OTBeT-
ственность государственных деятелей и ге-
нералов Германии, Вильгельма и его
соратников за войну 1914—1918 гг. К
тому же главным военным  преступни-
кам  пред’явлены обвинения не только
в развязывании агрессивной войны, но и в
совершении военных преступлений (убий-
ства мноных граждан, военнопленных и др.)
и преступлений прогив человечности. Ряд
международных конвенций (Гаагская кон-
ференция 1907 года, Вашингтонская
конференция 1921 — 1922 гг.) и законода-
тельств всех без исключения государетв
предусматривает судебную ответственность
за такого рода преступления, Kak ‘истяза-
ния, убийства, грабеж и т. д. Эти законы
существуют и действуют дазно и были хо-
ролиэ известны гитлеровцам задолго до со-
вершения их злодеяний. ‘

Кроме того, еще в 1942 году, т.-е. за три
года до настоящего процесса, свободолюби-
вые нарэлы предупреждали фашистских
разбойников о грядущей каре за их неслы-
ханные преступления.

6 ноября 1942 гола товари: Сталин го-
ворил: «Пусть знают эти палачи, что им не
уйти от ответственности за свои преступле-
НИЯ...

«Вожди этих стран, — заявил 12 октября
1942 года президент США Рузвельт, —
должны помнить, что будут судимы за евон
преступления».

Ясно поэтому, что аргументация защиты
против суда над главными военными пре-
ступниками выглядит  несостоятельной и
весьма жалкой.

Однако воемя не ждет, а «щель» нужна
дозарезу. Ведь на суде обвинением еже-

ЗЕНА ВАННАЯ

Леон Кржицкий о злодеяниях гитлеровцев в Майданеке

ВАРШАВА, 1 декабря. (ТАСС). Варшав-.
ское радио передает, что представитель
амзриканцев польского происхождения
Леон Кржицкий прибыл в Люблин и посс-
тил бывший гитлеровский концентрацион-
ный лагерь в Майдавеке.

Под’ впечатлением  виденного Леон
Кржицкий сказал: Некоторые американцы
относились с недоверием к информации об

ужасных страданиях польского народа в
период немецкой оккупации. Они считали,
что описания ужасов немецких концентра-
ционных лагерей ‘значительно преувеличе-
ны. То, что я здесь увидел, следовало бы
показать каждому американскому гражда-
нину. Этот лагерь необходимо сохранить
для того, чтобы поколения видели зверские
злодеяния немцев.

дневно оглашаются все нозые и новые до-
кументы и факты, неумолимо изобличающие
Геринга, Гесса, Кейтеля и иже с ними в
совершении неслыханных в Истории нашей
планеты злодеяний против человечества и
человечности. И защита, чувствуя шат-
кость соботвенной дешевой аргументации
об отсутствии законности трибунала, в том
же заявлении торопится найти хоть ка-
кую-нибудь новую лазейку. j

На. сей раз плагиат совершен у некото-
рых органов зарубежной печати, снисходи-
тельно соглашавшихся судить _ гитлеров-
цев, но требовавших создания так называе-
мого «нейтрального» суда. «Судьи назна-
чены, — жалуются в своем обрашении к
трибуналу защитники, — теми государ-
ствами, которые представляют лишь одну
из воюющих сторон. Эта воюющая сторона
создала юридическую организацию и нор-
мы уголовного закона и в то же время
является прокурором и судьей». Поэтому,
мол, уж если и судить, то надлежало бы
организовать суд из представителей ней-
тральных стран. Но и злебь господа за-
щитники язно промахнулись — им весьма
плохо удается симулировать свою забыв-
чивость в правовых вопросах. 3

Всегда и всюду закон о суде, каки
все законы, издается государством, и то
же государство, а не соседнее, назначает ^
прокуроров и определяет порядок назначе-
ния или избрания судей. В международной“
организации эти функции, естественно, вы-
полняются несколькими государствами.
Никакого «разделения труда», при котором
одно или несколько суверенных государств
определяют порядок суда, а другив госу-
Ддарства по этому порядку судят, — нети
быть не может.

Предложение пригласить во имя справад-
ливБости в качестве судей нейтральные стра-
ны звучит особенно нелепо‘ и цинично.
Шесть лет свободолюбивые народы, прино-
ся величайшие жертвы, вели борьбу с фа-
HIHCTCKHMH преступниками и отстаивали _
свою свободу и независимость, торжество
закона и справедливости. И вот теперь, ког-
да ценою огромных жертв победа одержа-
на и настал час грозного суда, оказызает-
ся, не они, а приглашенные со стороны «но:
сители справедливости» должны совершить
правосудие над преступниками войны! Не _
выйдет! Защита хотела, чтобы правитёль-
ства государств-победителей признали, что
среди сотен миллионов героических. граж- ^
дан СССР и Америки, Англии и Франции‘
нет достаточно заслуживающих доверия
судей: защита рекомендует обратиться к
внешнему займу — занять честных судей У’
нейтральных стран, — очевидно, у таких
прославленных своей этической чистотой
стран, как Испання или Аргентина.

Было бы, однако, заблуждением полагать. ^
что роль защиты в Нюрнбергском процессе
проста и легка. Но также совершенно бес-“*
спорно и то, что защитники обязаны испол:
нить свой долг со всей тщательностью,
диктуемой интересами правосудия, а нё вы-
ступать в роли искатёлей и фабрикантов’*
«щелей» и лазеек весьма сомнительного-
юридического свойства. Правосудие прой-.
дет мимо всяких юридических уловок, ибо. -
приговор трибунала будет основан на ‘фак-
тах и документах, а не на впечатлении,
производимом непристойной акробатикой
защитника Геринга. !

Проф. А. ТРАЙНИН.

1 декабря.

Решение конференции
лейбористской партии Авствалии

ЛОНДОН, 1 декабэя. (ТАСС). Meas-
бурнский корреспондент агентства Рейтер
сообщает, что ковреренция австралийкой
лейбористской партии вынесла резолюцию,
подтверждающую политику «Белой Авст-
ралии», согласно которой пимитируется
иммиграция азиатских нарэдэз в Австра-
лию. В то же время в резолюции об’яв-
ляется, что политика партии не язляется
расовой. Е