“алым
‚Внутри кузова

` этажного

ны

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Промесс главных немешких военных

преступников в Нюрнберге

Вечериее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). На ве-
чернем заседании трибунала 30 ноября про-
должался допрос свидетеля генерал-майора
Лахузена представителем американского
обвинения полковником Эмин.

В своих показаниях Лахузен заявил, что
начальник общего отдела штаба германского
верховного командования генерал Рейнике
на совещании, в котором участвовал свиде-
тель, заявил’ о необходимости применения
в отношении русских военнопленных самых
жестоких мер, ‘включая массовые расстре-
лы. <Эту мысль, — заявил Рейнике, — надо
внедрить в сознание всех. офицеров, кото-
рые не всегда чувствуют, что они живут в
национал-социалистском государстве». По
словам свидетеля, он заявил на этом сове-
щании, по указанию адмирала Канариса,
что такие меры. приведут к усилению со-
противления красноармейцев, поскольку
они узнают о том, что немцы расстреливают
созетских военнопленных. Мои взгляды,
заявляет свидетель, были отклонены в са-
мой резкой форме представителем гестапо
Мюллером, которого полностью поддержал
генерал Рейнике. На этом, совещании гово-
рилось о способах сортировки советских во-
еннопленных. Эта сортировка производи-
лась особыми командами СД, которые отби-
рали всех евреев, всех политработников и
вообще интеллигентных людей и расстрели-
вали их,

Отвечая на вопросы ‘полковника Эмин,
свидетель подтвержлает, что он имел офч-
циальную информацию от своих офицеров,
работавших в лагерях для военнопленных
(по особым заданиям), о массовых казнях
советских военнопленных. Об этом также

‚было известно широким офицерским кругам

германской армии. Свидетель` подтверждает
далее, что существовал приказ о клеймении
советских военнопленных и что приказы об
их уничтожении исходили от штаба герман-
ского верховного командования, во главе
которого стоял подсудимый Кейтель.

Как показал Лахузен, он со слов полков-
ника авиации Ровеля знает, что уже в 1939
году, еше до возникновения войны, герман-
ская авиация производила возлушную фото-
разведку Лондона, Ленинграда, Польши,
Венгрии и юго-востока Европы.

Утреннее заседание 1 декабря

НЮРНБЕРГ, 1 декабря. (ТАСС). Пред-
зедательствующий об’являет решение три-
бунала по поводу ходатайства защиты об
отсрочке суда над Гессом. Имея в виду
заявление самого Гесса, трибунал пришел
к выводу, что Гесс в состоянии подверг-
нуться суду.

Даже внешне заметно, что Гесс «обрел
память». Исчезло его так хорошо разыгры-
ваемое равнодушие ко’ всему окружающе-
му. Гесс перестал кривляться и изображать
из себя идиота.

Место у свидетельского пульта зани-
мает свидетель Лахузен, допрос которого
на суде начался вчера. Главный американ-
ский обвинитель Джексон спрашивает его:

«Знаете ли вы что-нибудь относительно
обстоятельств смерти 50 офицеров военно-
воздушного флота США, бежавших в мар-
те 1944 гола из лагерей военнопленных,
пойманных и убитых немцами?»

Лахузен заявляет, что он был в это вре-
мя на фронте и ничего об этом будто бы
не слыхал. Обвинитель Джексон возвра-
щается на свое место,

Председательствующшяй предлагает пе-
рейти к перекрестному допросу свидетеля.
Первым задает Лахузену вопросы защит-
ник Папена. В очень длинных и туманных
выражениях он добивается, чтобы свиде-
тель сказал чго-нибуль в пользу его под-
защитного. Путем очечь осторожной и
сложной постановки вопросов он. хочет вы-
тянуть у свилетеля подтверждение того,
будто бы Папен занимал отрицательную
позицию по отношению к Гитлеру. В не
менее осторожных ответах свидетель от-
казывается признать, что. ему было извест-
но «отрицательное отношение» Папена к
Гитлеру.

Следующим просит задать «несколько
вопросов» свидетелю защитник Кейтеля.
Он пытается получить у свидетеля такие
показания, которые смягчили бы ‘вчераш-
ние показания Лахузена о роли Кейтеля в
преступных действиях германских воору-
женных сил в период нападения на Поль-
шу, в диверсионных актах, в уничтожении
польской интеллигенции и евреев. Однако
Лахузен показал, что Кейтель в качестве

Полковник Эмин путем допроса уста-
назливает, что. свидетель имеет официаль-
ный ‘доклад’ о массовом расстреле евреев в
Борисове. Этот документ находился в не-
сгораемом ящике, HO  обгорел, ‘однако,
имеется фотокопия с него. Эмин предложил
огласить этот документ на заседании, что-
бы приобщить его в качестве документаль-
ного доказательства к протоколу суда.
Трибунал, однако, отклонил это предложе-
ние американского обвинителя.

Далее председатель предлагает пред-
ставителям обвинения и представителям
защиты подвергнуть свидетеля перекрест-
ному допросу. К трибуне подходит coser-
ский главный обвинитель  генерал-лейте-
нант юстиции Гуденко, который в ходе
допроса свидетеля устанавливает, что гер-
манское командование специально обучало
части реакционных украинских национали-
CTOB, которым поручалесь осуществлять
саботаж, диверсии и провокации в тылу.
Руденко устанавливает также, что коман-
ды СД (зихерхайтединст — «служба без-
опасности») организовывали массовые рас-
стрелы военнопленных — уроженцев Кры-
ма. Свидетель в ответ на вопрос Руденко
вновь подтверждает, что очень широкому
кругу германских офицеров было известно
о наличии приказов об уничтожении со-
ветских ‘военнопленных.

Затем вопросы свидетелю задает защит-
ник Кейтеля, а также защитник Шахта
Дике. На их вопросы свидетель отвечает,
что многие члены генштаба также знали
о существовании этих приказов. В ответ на
вопросы советского судьи Никитченко сви-
детель подтверждает, что’ Риббентроп был
в курсе указаний штаба верховного коман-
дования об уничтожении поляков и евреев.

После краткого перерыва суд переходит
K рассмотрению вопроса о вменяемости
Гесса. Выступает защитник Гесса, кото-
рый, ссылаясь на те пункты в заключении
медицинской экспертизы, в которых она
признает потерю памяти Гессом, вносит три
предложения: во-первых, прекратить су-
дебное преследование Гесса в виду его не-
вменяемости, во-вторых, вести судебное
разбирателёство дела Гесса в его отзут-

начальника верховного командования гер-
манских вооруженных сил непосредствен-
но руководил преступными действиями не-
мецких войск.

Затем защитник спрашивает свидетеля:

— Ставил ли когда-либо Кейтель во-
прос о политических настроениях офицеров
вашего отдела и об их отношенни к нациз-
му?

— Да, много раз, отвечает Лахузен. —
Кейтель говорил, что на работе в’ штабе
верховного командования могут быть толь-
ко те офицеры, которые проявляют пол-
ную покорность и абсолютную верность
нацизму.

Защитник ставит новый вопрос:

—Не с санкции ли фюрера штаб верхов-
ного командования создавал. зондеркоман-
ды («особые команды») для операций в
Польше? ‘

Свидетель заявляет, что он не слышал о
санкциях Гитлера.

— Помните ли вы, что гестапо и служба
безопасности вмешивались в польские де-
ла, вопреки желанию воинских частей?

— Этого я не могу сказать, — отвечает
Лахузен.

Напомнив свидетелю его вчерашние по-
казания о клеймении русских военноплен-
ных, защитник спрашивает, не известно ‘ли
ему, Лахузену, что Кейтель будто ездил’ к
Гитлеру хлопотать об отмеве приказа ©
клеймении. Лахузен отвечает отрицательно.

— Известно ли вам, — спрашивает за-
щитник, — что однажды к вашему шефу
Канарису приехал особый‘ курьер от гене-
рала Жиро, который спрашивал, может ли
он вернуться во Францию?

— Не знаю, — отвечает свидетель.

По такому же методу пытался помочь
Риббентропу его защитник, Он задает Ла-
хузену вопрос:

— Известно ли вам утверждение Риббен-
тропа о том, что, узнав о клеймении pyc

ских военнопленных, он предпринял поезд-:

ку к фюреру в ставку и указал Кейтелю,
что он, Риббентроп, выступает против тако-
го обращения с русскими военнопленными?
Говорили ли это в вашем кругу?

— Нет, этого не происходило, — отве-
чает свидетель.

ствие и, в-третьих, ебли трибунал все же
решит слушать дело Гесса, то созвать но-
вую экспертизу из читла известных пси-
хиатров для проверки вменяемости Гесса.
Защитник сам возражает против своего
второго предложения.

Затем от имени обвинения выступают
генерал Руденко, американский главный
обвинитель Джексон, английский обвини-
тель Дэвид. Они доказывают вменяемость
Гесса, особенно опираясь на экспертизу
советских врачей, и требуют суда’ над ним.
Английский обвинитель подробно процити-
ровал английские законы, согласно кото-
рым в таких случаях подсудимый должен
подвергнуться судебному преследованию,
Французский судья де Фабр пытается
установить, не снмулирует ли Гесс потерю
памяти. Снова выступают представители
защиты, стремящиеся доказать, что Гесс
не в состоянии следить за ходом процесса
и полностью невменяем.

Обсуждение этого вопроса’ продолжа-
лось около двух часов в отсутствие всех
обвиняемых, кроме Гесса. Затем председа-
тель трибунала лорд Лоуренс предлагает
самому Гессу высказаться по этому BO-
просу. Гесс зачитывает заявление, в кото-
ром говорится, что в начале вечернего
заседания он послал своему защитнику за-
писку, в которой заявил о том, что вся эта
процедура может быть сокращена, если
ему, Гессу, будет разрешено выступить.
«Я хочу, —сказал Гесс, — сделать следую-
щую декларацию, хотя первоначально я
намеревался сделать это заявление He-
сколько позднее. Моя память вчовь в пол-
ном порядке. Причины, по которым я си-
мулирозал потерю памяти, носили такти-
ческий характер. В действительно2ти не-
много пострадала лишь моя способность
сосредоточиться, причем нисколько не по-
страдала моя способность следить за хо-
дом процесса, зашищать самого себя, за-
давать вопросы свидетелям или отвечать
на вопросы».

После этого заявления Гесса суд об?яв-
ляет перерыв до следующего дня.

Еще большую неулачу потерпел защит-
ник Риббентропа, коснувшись высказызаний
своего подзащитного об уничтожении поль-
ских евреев. Свидетель показывает, что
Риббентроп давал Канарису «направляющие
указания» по поводу, истребления польских

евреев. Тогда’ защитник задает Лахузену
новый вопрос: ‹ \

— Давали ли вы австрийской полиции (в
то вемя Лахузен служил в австрийской раз-
ведке) сведения о предполагаемых убий-
ствах евреев? По ‘австрийским законам за
недонесение о предполагаемом убийстве
вам угрожала смертная казнь.

Свидетель отвечает:

— Австрийское право к этому времени
уже не применялось. Кроме того,я должен
был бы сделать более ста тысяч таких со-
общений полиции.

Зашитник напоминает Лахузену, что он
приезжал после «аншлюсса» в Германию
наниматься в германскую ‘разведку и
клялся в верности Гитлеру.

Заметив, что он не хотел бы касаться
этого вопроса, Лахузен, однако, сообщил,
что ему He надо было вербоваться в гер-
манскую разведку, ибо его хорошо знал
Канарис и хотел взять к себе в сотруд-
НИКИ,

Вопросы Лахузену залали также защит-
ники обвиняемых Шахта, Фриче и Каль-
тенбруннера. Однако свидетель He мог
сообщить ничего в пользу их подзащит-
HBIX,

После этого защита обратилась в суд с
ходатайством  прелоставить обвиняемым
право задавать вопрозы свидетелям непо-
средственно, а не через защитников, как
это практиковалось до сих пор. Pacemo-
трев ходатайство защиты, трибунал решил,
что подсудимые, имеющие защитников,
будут лишены возможности задавать, во-
просы свидетелям непосредственно. Зада-
вать вопросы свидетелям могут только те
подсудимые, которые не имеют защитни-
ков.

На этом закончилось утреннее заседа-
ние. Вечером 1 декабря заседания трибу-
нала не было.

с политикой,
коренены. «Германская тяжелая

хвата ею власти.

эти земли в состав «Великой Германии».

Арест крупных германских
` промышленников в Руре

ЛОНДОН, «1 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер сообщает об аресте английской
военной полицией в Руре около 70 магна-
тов сталелитейной промышленности. Среди
арестованных — председатель акционерно-
го общества «Дейче эдельштальверке»
Гейнц Гем, директор концерна «Ферейнигте
штальверке» Вальтер Шведе, директора
предприятий Круппа Фридрих фон Бюлов
и Эдуард Гудремонт и др.

В официальном заявлении говорится, что
аресты были произведены в соответствии
принятой на Потедамской
конференции, согласно которой германский
милитаризм и гитлеризм должны быть ис-
промыш-
ленность, — указывается в заявлении, —
поддерживала гитлеровскую партию до за-
Влияние и разрушитель-
ное честолюбие этой партии перед войной
и во время войны в весьма большой степе-
ни явились результатом наличия мощи и
честолюбивых Целей германской промыш-
ленности».

Норвежская газета:
об укрывающихся в Швеции
фашистах

ОСЛО, 30 ноября. Газета
«Фрихетен» пишет:

«После того, как немецкая орда овла-
дела Прибалтикой, там сразу же был соз-
дан режим, который явно показал, что не-

мецкий нацизм решил навсегда включить

(ТАСС).

Поэтому Te эстонцы, латыши и литовцы,
которые пошли на немецкую службу, не
могли не ‘сознавать того, что они делают.
Онч были чистокровными квислинговцами,
предателями по отношению к своим соо-
течественнакам, а также военными пре-
ступниками, как какой-нибудь Квислинг,
Хагелин и т. п.

Некоторые прибалты, служившие в не-
мецких войсках или гестапо, после бегства
в Швецию утверждали, что они поступили
на немецкую службу по принуждению.
Этот тон нам, норвежцам. хорошо знаком.
Теже мелодии мы слышим и на процессах
норвежских квислинговских фронтовиков.

Когда Красная Армия начала свое на-
ступление в Прибалтике, прибалтийские
нацисты бежали в Швецию, пытаясь
скрыться отвозмездия за свое предатель-
ство. Выяснено, что это бегство происхо-
дило при поддержке шведских кругов.
Часть судов возвращалась обратно за но-
выми партиями квислинговцев, получив в
Швеции бензин и провиант. Основной
задачей для этих элементов являлась
не борьба против немецкой оккупации, а
пропаганла против решения их же сооте-
чественников о присоединении к СССР».

‚ Шведекая общественность
выступает против
покровителей гитлеровцев

СТОКГОЛЬМ, 1 декабря. (ТАСС). Мно-
гие профсоюзные организации Швеции при-
соединились к заявлению шведского проф-
об‘’единения, осудившего ведушуюся реак-
ционными кругами враждебную СССР’ кам-
панию в связи с передачей Советскому Сою-
зу интернированных в Швеции немецких
зоеннопленных, среди которых имеется не-
которое число граждан прибалтийских
республик, служивших в германской армии
и в СС; Союз рабочих металлистов города
Сюнбрюберг в принятой резолюции заяв-
ляет: «Дикая истерика, поднятая некоторы-
ми реакционными кругами в защиту при-
балтоз, способствует только ухудшенио на»
ших отношений с союзниками».

Союз: рабэчих-металлистов города Ню-
чепинга в своей резолюции заявляет, что
«кампания, проводимая резкционной прес-
сой, не отражает общественного мнения».

Стокгольмский профзоюз плотников, со-
циал-лемократическая организация и проф-
организация горола Оскарсгамн, социал-
демократическая организация и профсоюз-
ная организация гор. Хюльтефреде, цент-
pashan профсоюзная организация города
Гетеборга, социал-демскратический клуб
женщин города Мотала. провели собрания
рабочих, на которых приняты . резолюции,
поддерживающие решение правительства с
передаче интернированных в Швеции сол-
дат германской армии Советскому Союзу.

Газета «Ню даг» сегодня публикует за-
явления представителей шведской интел-
лигенции по поводу. кампании, проводимой
реакционными кругами. В ввелении к этим
заявлениям газета пишет: «Широкие круги
теперь понимают, что кампания в защиту
прибалтов. является предлогом для прове-
дения политики, которая, имеет. совершен:
но другие цели, чем защита идей гума-
низма».

ское правительство.
тий действовали на основании мандата, по-

бодительной

ВОСКРЕСЕНЬЕ,

2 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 283 (5593)

Правительственный кризис В Италии

РИМ, 1 декабря, (ТАСС). На заседании
секретарей шести паргий, составлявших

правительственную коалицию, состоявшем-
ся вечером 29 ноября,

лидеру христианско-
демократической партии де Гаспери было

предложено сформировать новое итальян-
Секретари шести пар-

лученного от Комитета национального
освобождения (КНО), который на своем
пленарном заседании 28 ноября принял ре

шение не обсуждать кандидатуры на пост

премьер-министра из числа политических
деятелей, стоящих взе партий КНО. На
этом основании кандидатуры Орландо и
Сфорца были отвергнуты. Кандидатура де
Гаспери была поддержана всеми 6 пар-
THAMH.

Лидер социалистов Ненни и лидер ком-

партни Тольятти предложили на совещании
кандидатуру де Гаспери, оговорив в каче-
стве условия, что в этом случае портфель
министра внутренних дел должен быть пре-
доставлен коммунисту или социалисту. Со

стороны либералов также было заявлено

требование о предоставлении им портфеля

министра внутренних дел. Представитель

христианско-демократической партни Пик-

киони заявил, что, «согласно итальянской

традиции, портфель министра внутренних

дел всегда’ остается за председателем со-

вета министров». Секретарь либеральной
-

Народы

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Из. раз-
личных районов страны поступают <00б-
щения о том, что провозглашение Югосла-
BHH Федеративной Народной Республикой
было встречено всеобщим народным лико-
ванием. В народных манифестациях, со-
стоявшихся вчера вечером в Загребе в свя-
зн с провозглашением республики, учазт-
вовало ло 100 тысяч человек.

Огромные массы народа вышли на ули-
цы Любляны, чтобы приветствовать про-
возглашение республики. Торжественно и
радостно был отмечен ‘этот исторический
акт во всей Воеводине. Как только в гор.
Вальево стало известно о решении Учре-

дительного собрания, массы населения при-

шли к зданию окружного ‘народного коми-

тета, где стихийно возник митинг.
БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Полный

текст принятой Учредительным собранием

декларации о провозглашении Федератив-
вой Народной Республики Югославии
гласит:

«В течение 22 лет существования Юго-
славии до войны ее народы не могли осу-
шествить свои вековые  стремления—на-
циональное равноправие 4 социальную
справедливость. Вместо установления брат-
ского единства народов на основе равно-
правия антинародное госполотво диктатор-
ской клики создавало между ними глубо-
кую пропасть и междоусобные раздоры.

Такая политика угнетения отдельных на-
родов и раз’единения их, а также глубокая
политическая и социальная реакция, кото-
рую проводили реакционные клики во гла-

ве с монархией, ослабили государство из-

нутри и перед внешним миром, что приве-

ло к катастрофическим последствиям во
время нашествия фашистских сил на Юго-
славию в апреле 1941 г. Во время апрель-
ского нашествия Германии
шистских сил на Югославию Петр П Кара-

и других фа-

георгиевич не имел ни способностей, ни

воли, чтобы организовать отпор народа ок-

купантам, бежал за границу и предоставил
народы Югославии их судьбе.

Своим поведением во время народно-осво-
борьбы Петр И Карагеорги-
евич ослабил отпор народа оккупантам, он
всеми средствами помогал предателям, ко-
торые с 1941 года непрестанно вели борьбу
против  народно-освободительной армии,
т.е. против освободительного . движения

Югославии приветствуют
провозглашение Югославии республикой

партии Каттани сказал, что он не пред+
видит возражений со стороны своей пар-
тии против кандидатуры де Гаспери на пост
премьер-министра, однако, «из соображений
преемственности внешней политики, за ним
должен остаться также портфель министра
иностранных дел». Позиция либералов бу-
дет окончательно сформулирована после
заседания исполнительного комитета этой
партии. Тольятти заявил, что до сформиро-
вания нового кабинета должна быть до-
стигнута договоренность между партиями
по некоторым важным вопросам внутренней
политики, в том Числе о созыве Учреди-
тельного собрания, который не может быть
отложен, об охране общественного порядка,
об «административных комитетах» (обще-
ственный контроль) на предприятиях.

В заключение на заседании было принято
решение «поручить де Гаспери разработать
проект программных установок и структу-
ры нового кабинета».

29 ноября наместник продолжал cao
«консультации», при чем им были приняты
основатель «Итальянской социал-демокра-
тической ассоциации» Тито Занибони и р}-
ководитель движения «Уомо Куалюнкуе»
Гульельмо Джаннини. Обе эти темные по:
литические организации известны своим про.
фашистским характером. Вслед за тем на-
местник принял главу союзной комиссия
адмирала Стоуна.

народа, и сотрудничали с оккупантами,
Народы Югославии вступили в борьбу про-
тив фашистских оккупантов и предателей,
исполненные твердой решимости защищать
свою независимость и свободу и знести
свой вклад в общие усилия Об’единенных
наций против общего врага. В четырехлет.
ней борьбе народы Югославии создали
кровью и жизнями своих лучших сыновей
свое ‘прочное единство и братство. Они не
только победили оккупантов И их 10с0б.
ников, но и устранили все то, что в прош.
лом разделяло их. Они твердо решили соз-
дать такой внутренний порядок, который
даст им возможность мирного развития н
создания лучшего и счастливого будущего,

Народы Югославии как в период между
первой и второй мировыми войнами, так ив
течение четырехлетней освободительной
борьбы убедились, что монархия была нан-
большей помехой в создании новой Юю-
славии, братского и демократического об
динения равноправных народов. Они убеди
лись, что монархия является главным в.
HOBHHKOM всех действий антинародных  +
жимов до войны, а также всего того, что
наши народы вынуждены были переносить
от предателей, которым’ помогала монархия,
На основе этого и согласно’ свободно вы’

аженной воле всех народов Югославия

чредительное собрание на совместном за:
седании Союзной Скупшины и Скупщины
Национальностей от имени народа, на осно,
ве законных решений обеих палат поста-
новляет:

1. Демократическая федеративная Юг:
славия провозглашается Народной Респуб-
ликой под названием Федеративная Народ:
ная Республика Югославии.

Федеративная Народная Республика Юм
славии является союзным народным госу.
дарством республиканского ^ об’единення
равноправных народов, свободно выразив
ших свою волю остаться об’единеннымн в
Югославии,

2. Этим решением от имени народа Ю№
славии окончательно упраздняется мона}:
хия в Югославии, а Петр П Карагеоргиевяя
со всей династией Карагеоргиевичей л\-
шается всех принадлежащих ему и Дина
стии Карагеоргиевичей прав.

Принято в Белграде, главном городе Фе
деративной Народной Республики Югосле
вии, 29 ноября 1945 года.

Иосип Видмар. Владимир Симич»,

Министр иностранных дел Мексики
о ноте Уругвая

МЕКСИКО, 29 ноября. (ТАСС). Министр
иностранных дел Мексики Кастильо Нахе-
ра, касаясь предложения Уругвая, заявил:
«Необходимо изучить вопрос о том, мож-
но ли включить коллективную акцию,
предложенную министерством иностранных
дел Уругвая, в межамериканскую юриди-
ческую систему так, чтобы это не проти-
воречило уставу Об’ единенных наций».

Пребывание команды «Торпедо»
в Болгарии

СОФИЯ, 1 декабря. (ТАСС). Вчера со-
стоялось совешание руководства прибыв-
шей в Софию московской футбольной
команды «Торпедо» с представителями
болгарского спорта. На совещании была
разработана программа матчей.

По зородам Польши

По городам Польши мы проехали на не-
‘обычайной машине. Это был «Шевроле» ©
радиатором и большам кузовом.
собственная электростан-
ция, радиоаппаратура, мошный  стацио-
нарный киноаппарат. Аппарат может де-
монстрировать картину в любых узло-
виях, даже при дневном ^ свете. Orpom-
ный экран вешается прямо на стену много-
дома, в ве жители небольшого
города могут смотреть фильм. Сеансы кино-
передвижки, радиоконцерты и популярные
лекции обычно начинаются здесь песенкой

о Варшазе. Эта песенка—своеобразный сиг-

нал, по которому собираются жители и слу-
шатели.

На этот раз для демонстрации взяты «Ча-
паез» с надписями на польском языке,

_ «Большая жизнь», «Зоя» и «Битва за Укран-

ну». На экранах Польши и доугие совет-
ские, исторические, художественные, хоони-
кальные фильмы, и срели них огромным

` успехом пользуется цветной: фильм «Парад

Побелы» в Москве.

Советские кинофильмы пользуются боль-
шим успехом в Польше. Киноперелвижка
ездит по городам, заводским поселкам, и
всюду ее ждут с нетерпением. Пока кино-
механики под восторженные крики зрителей
крутят картину, мы осматриваем горол, при-
глядываемся к: ‘жизни освобожденной
страны.

На окраине Катовиц лымят многочислен-
ные трубы заводов. Можно вилеть несколь-
ко работаюшчх прелприятий, пушенных в
ход самими рабочями. Да и зам горол все
более и болёе принимает свой прежний,
довоенный вид, по улицам весело ‘мчится
трамвай, он ходит далеко за город, связы-
вая пригорол Сосновичы с Катовицами. От-
крыты многочисленные магазины, пекарни,
ресторации. Работают школы, кинотеатры,
дома культуры.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площаль, 5.
Советского строительства—К 3-98-77; Пропаганды—К 5-23-20; Литературы и искусства —К 0-51-21; Иностранного—К 8-91-08; Писем-—К 5-15-11; Художественного—К

Б 17179.

С благоговением чтут польский трупо-
вой нарол и польская интеллигенция память
воинов Красной Армии, павших в борьбе за
освобождение городов и местечек Польши.
На одной из центральных площадей города
Кельцы высится памятник героям штурма
города, построенный на средства рабозих,
крестьян и интеллигениин, На высоком по-
стаменте стоит фигура
автоматчика.

На Келецкий металлический завод сооб-
щили, что после работы состоятся доклад
о польско-советской дружбе и просмотр
кинофильма. В зале собралось до 500 рабо-
чих. Здесь было много взрослых, но еще
больше молодежи. Литейшики, токаря, сле-
саря. сухошавые, с угольной и металличе-
ской пылью на лицах, з костюмах-спецовк@х,
они все поголовно остзлись после смены,
чтобы побезедовать с русскими.

До яазчала доклада мы прошли по заво-
лу. Он состоит из нескольких небольших
цехов. Основной — литейный. Завод изго-
товляет детали для сельхозмашин. Рабочие
этого завода изготовляют как-раз те изде-
лия. которых давно заждалась польская
деревня.

Пожилые и Молодые токаря и литейщи-
ки окружили нашу группу. `Завязалась
дружеская, ‘простая беседа. Поляки с инге-

ресом слушали и отвечали на наши во-
просы.

— Кто директор завода? — спросили мы
молодого токаря.

— Директора у нас нет, вернее, есть одия
инженер, он же директор 14 предприятий

— Олин на 112

Да. Польская промышленность ощущает
большук, нужду в технических руководя-
щих кадрах специалистов. Это — одна из
важнейших проблем новой Польши.

Когда докладчик начал с извинения, что
не совсем гладко говорит по-польски, в

красноармейца-.

зале раздалось несколько дружеских воз-
гласов: «Говорите по-русски, мы поймем».
Однако докладчик выступил’ по-польски.
Нало было видеть, с каким вниманнем. слу-
шала его аудитория! Глубокий интерес к
каждому слову о Советском Союзе харак-
терен для любой аудитории в Польше.

После доклада демонстрировалась кар-
тина «Большая жизнь». Ее смотрели с
огромным интересом. Когда фильм кон-
чился, многие, несмотря на поздний час,
попросили показать его еще раз.

Мы поинтересовались, в чем, по их мне-

нию, заключается причина популярности
советских фильмов. Пожилой литейщик
ответил: «В том, что русские фильмы

всегла годержательны, они несут большие
идеи, они правдивы и близки, понятны на-
роду...»

Почти в центре города Кельцы перед
площадью раслоложено большое, красивое
здание. Это—Рабочий дом культуры. Здесь
проходят общественные собрания, митин-
ги, — «академии», как они называются по-
польски, — устраиваются концерты. Рабо-
чий дом культуры — это одна ‘из черточек
новой, демократической Польши.

Как и в других городах Польши, в Кель-
цах нередко проводятся различные «неде-
ли». «Неделя в помощь восстановлению
Варшавы», «Неделя инвалидов войны». На
этот раз в гороле проходила «Неделя
помощи соотечественникам, освобожден-
ным из немецких концлагерей и вернув-
шимся на родину». В городе вышел специ-
альный журнал с рассказами о немецких
зверствах. Члены польских молодежных
организаций провели кружечный сбор в
пользу поляков, освобожденных из немец-
ких конплагерей.

Нам удалось побывать в Радоме. Старый
Радом почти уцелел. Сейчас ‘в нем уже
свыше 80 тысяч жителей. Это — центр ко-
жевенной промышлензости, В городе около
15 кожевенных заводов. Все они пущены в

ход и стали государственкой ‹ собственно-
стью.

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-17; Военного-—К 5-68-59 nm K 3-

Кроме кожевенных предприятий, в Рало-
ме ‘несколько маленьких  чугунолитейных
заводов, фабрика фаянса.

В Радоме издаются две газеты: «Свят»—
орган ПИР и «Жинье роботниче» — ППС.
Недавно здесь вновь открылся известный
Краевой музей земля Раломской.

Число культурных учреждений в Польше
растет с каждым днем, открываются тёат-
ры, концертные залы, в деревнях — светли-
цы, нечто в. роде наших азб-читален. Толь-
ко по одному Радомскому уезду действует
свыше. 50. светлиц.

Через несколько дней мы посетили и дру-
гой старинный польский ‘город — Ченсто-
хов. Здесь, окруженный каменной стеной,
стоит старинный монастырь — основная до-
стопримечательность Ченстохова. Muxoro-
ярусная красивая, тонкая башня его с золо-
тым ‘польским орлом высится над городом.

Прежде чем войти за огралу монастыря,
вы минуете длинный ояд лавок, заполнен-
ных излелиями кузстарной промышленности.
Стены их сплошь увешаны тысячами икон

всех размеров, полки заняты статуэтками
святых.
Основная торговля сосрелоточева на

главной улице Ченстохова. Здесь много ма-
газинов, лавочек, киосков. Здесь же вы мо-
жеге купить газеты. Центральные газеты
печатаются в нескольких городах одновре-
менно — в Варшаве, Лодзи, Кракове, э-
знани. Наибольшим распространением поль:
зуется правительственная «Речь Посполн:
та». Кроме того, почта ежемесячно появляет-
ся несколько новых газет. К сожалению, рял
новых газет, появившихся за последнее
время, в тонкой, завуалированной фооме
пропагандирует идейки. которые нельзя на-
звать идеями своболной, независимой демо-
кратической Польши...

В Ченстохове лозелось нам присутство-
вать на празднике культуры. При содей-
ствии магистрата в городе открылась фи-
лармония. Небольшой симфонический ор-
кестр начал концерты исполнением Пятой
симфонии Бетховена и произведений Рахма-

нинова. Тепло встретили зрители известную
польскую певищу Еву Банлровску- Гурскую.
Она закончила свое выступление исполне-
нием на русском языке алябьевского «Со-
ловья».

В зданиях государственных и обществен-
ных учреждений и городских клубах и
сельских светлицах по всей Польше можно
увидеть большие красочные плакаты поль-
ского министерства информации и пропа-
ганды об освоении западных земель. «По-
ляки— на запад, на новую жизнь. Ждут вас
большие города, обшнрные поля, тяжелая
промышленность», — плакат иллюстрирован
фотоснимками заводов, городов, полей)
ферм. Другой плакат изображает карту. На
фоне белого польского орла нанесена схе-
ма городов промышленных центров Силе-
зий, возврашенных Польше.

Сотни ‘тысяч поляков уже переселились
и продолжают переселяться в новые, запад-
ные районы. Польша получила в этих райо-
нах много предприятий, восстановленных
Красной Армией Известно, что за корот-
кий срок после окончания боевых действий
Красная Армия восстанозила в рекордные
сроки сотни мостов, заботилась об охране
огромного народного достояния, которое
Ныне перешло в руки польского государ-
ства. Наши войска первыми пускали в дей:
ствие электрические и водопроводные стан-

ции, многие предпраятия коммунального
хозяйства.

Сейчас Польша получила более
тысяч различных предприятий, начиная с
шахт и рудников и кончая фабриками и
заводами, вырабатывающими товары широ-
кого потребления,

шести

Много творческого труда и организатор-
ского’ таланта прилагает польский народ
лля быстрого и полноло освоения новых
предприятий, в эти старазия направлены к
возрожлению экономической моши в к по-
вышению жизненяого уровня новой, свобод:

ной Польши.
Н. ДЕДКОВ,

спец. корр. «Известий».

i 39.70; Информа ционного-—К 4-12-37; Эксномического—К 4-12-46 и КЗ
5-36-53. Издательство К 4-11-45, К 4-15-06. Прием об явлений в Москве—К5

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинсзая площадь, 5.

3.

Заявление Бен-Гуриона

БРАЗЗАВИЛЬ, 30 ноября. (ТАСС). Кх
передает браззавильское радио, определяя
свое отношение к позиции Бевина по вопро
су о Палестине, председатель палестинской
секции Еврейского агентства Бен-Гурнок

сказал, что «позиция, занятая  Бевином,
очень удобна и позволит руководителям
лейбористского правительства проводить

такую политику, при которой. они смогут
утверждать, что дают полное удовлетво}:
ние как евреям, так и арабам». Бен-Гурио:
закончил замечанием, что «заявление Бе
вина нас не удовлетворяет».

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

ВСЕСОЮЗНОЕ ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ
КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПРИ СНК СССР

В первой лекаде декабря 1945 года
в Лекционном зале (Большая аудитория
Политехнического. музея)
состоятся ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ:

3/ХИ Доцента Я. Д. Бетяева — Роль пе
редовых идей в развитии общества.
4/ХИ М. С. Шароьа — Франция после
выборов.
6/ХП Доцента Ф. Н. Олеш ука — Победа
СССР в Великой Отечественной войне.
Начало лекций в 8 часов,
В ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ
2/ХИ Проф. А. А. Губера — События в
Индонезии и Индокитае,
9/Х1 Канд юридич наук Д. Б. Левина-
О проевгах так называемого «Занад-
ного блока».
Начало лекций в 5 часов дня,
Билеты продаются в кассе Лекционного
зала Лекпионного Бюро (Полигехнический
проезд, д. 3/4. под’езд 9). в кассе Колонного
зала Дома союзов (Пулакинская ул.. дом 1,
под‘езл 3) и во всех отделениях Централь-
ной театральной кассы. i

SSOCORESOSTESH RESTS SOA H CEE Pe ENE A NEw REE REE R ERA ENE T ETD

ВОЛЬШОЙ ТЕАТР — 2/ХИ «Иван Сусавии»

анна

Нач. в 1.30 веч,

ФИЛИАЛ БОЛЬПЮТО ТЕАТРА -— 2/ХИ «Тре
виата», Нач. в 7.30 Bey

МАЛЫЙ ТЕАТР — 2/ХИ утро «Правда = хо
рошо, а счастье лучие», веч. «Двенадцатая
ночь». Нач. утрен. спект, в 12 ч. дня, вечери,
в 1280 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 2/ХИ ут

«Бешеные деньги», веч. «Женитьба Белугина»,
Нач. утрен. спект, в 12 ч дая; вечерн, в 13
веч.

ог. А at eae ев елена

МХАТ CCCP им. ГОРЬКОГО — 2/ХИ ут
«Синяя птица». веч. «Последняя жертва». Hat
утрен. спект. в 12.5 дня, вечерн, в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — 2/XIT yrpo «Офицер фло-
та», веч. «Школа злословия». Нач. утрен
спект. в 19 ч. дня, вечерн. в 7.30 веч.

МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — Э/ХИ утро «Чу
жой ребенок». Bea «Веселый грешник». Нач.
утрен. спект. в 12 ч. пня, вечерн в 7.30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — 2/XIl
утро «Ночь оптибок». веч. «Копилка». Нач. YI
рен, спект в 12 ч. дня, вечерн, в 7.30 веч,

ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА (Каретный рял

тел. К 4-39-54) 2/ХИ утро «He все коту
масленица», веч «Забавный случай». Нач. уг
рен. спект. в 12 ч. дня, вечерн. в 1.30 веч.

—

-16-06; Сельского хозяйства—К 5-76-17;
-14-38, в Ленинграде— 36-78.