HWY
6um,
ANY,
Wey
К, м
о ВК.
» Ha.
ий
М
Tt.
Keay
Вах.
iH, }
або,

MAO
Ален.
ТЫ.
Жи
0...

arp
TCdb-
АХ.
`’ Ш
Ipe-
On 4
SBA I
ЛИЯТЬ
ет
ДИЗ,

HAD
oven
дат,
,
Ip
ность
Вена
napa,
eHTS
TADS,

meno
ba-
[AM
pan
QIReT
‚ 110-
HOM

мике 3
емиад
рывает
хать К
у Дает

увдут
pet °
K M0
пре
вере!
mx act
ура, К

Горы 1
дворе
свое
дежд
mete!
я и

экра .
eB) OF
усаоР’
сцен *
ron eM
cpet
e008
‚ rent
сходе
ой ®
Боб
ср
НЫ *
ево
ca 3
x, OH
mit TE
not
option
и. 1
кидаю
щий
ocd

око
м
по.

иди”.

oct ой

таким, образом, национализация их

шой честью является то,

ВТОРНИК, 4 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 234 (8894) _

Обсуждение проекта национализации банков
в Учредительном собрании Франции

ПАРИЖ, 2 декабря. (ТАСС). Сегоднял
опубликован представленный на обсужде-
ние Учредительного собрания проект зако-
на о национализации. Члены финансовой
комиссии Учредительного собрания, обсуж-
дамней правительственный проект, внесли
106 поправок к проекту. и

Вчера вечером Всеобщая конфедерация
труда собрала представителей левых пар-
тий, которые в результате обсуждения
правительственного проекта пришли к вы-
воду, что он нуждается в серьезных изме-
нениях, так как в нем речь идет о фор-
мальной национализации банков, что не

соответствует программе национальнопо
совета сопротивления.
Существо правительственного проекта

состоит в следующем:

Национализации с 1 января 1946 г. под-
лежат Французский банк, а также четыре
депозитных банка — МЛионский кредит,
«Сосьете женераль», Учетный банк и На-
циональный  торгово-промьииленный банк,
сосредоточившие 65 проц. всех вкладов
(207 млрд. франков).

Согласно правительственному проекту
акщии Французского банка переходят в
собственность государства, а его 47 ‘тысяч
акционеров получат возмещение в виде
3-процентных государственных облигаций.
Что касается остальных четырех банков,
то их. национализация носит более фор-
мальный характер: 400 тысяч их акционе-
ров. будут продолжать получать дивиден-
ды в размере дивидендов 1944 г. Стои-
мость их акций будет им возмещена пос-
тепенно в течение 50 лет. Начиная с
1 января во главе этих четырех банков
будут поставлены новые административ-
ные советы в составе 12 членов (в каж-
дом), в том числе трех представителей
промышленности и торговли, трех пред-
ставителей рабочих организаций, трех
представителей общественных кредитных
учреждений и трех представителей мини-
стерства финансов. Коммерческие. банки
(«Банк де Пари э.де Пэи Ба», «Банк
де лзюнион Паризьен») не подвергаются на-
ционализации, но в их правления назна-
чаются правительственные комиссары, на-
деленные правом вето. Эти банки лишают-
сязправа принимать вклады и могут опе-
рировать только собственными капитала-
ми. Правительственный проект  преду-
сматривает создание «национального  со-
вета кредита», который должен ‘занимать-
ся распределением кредита (его направле-
нием).

Финансовая комиссия внесла ряд суще-
ственных поправок к правительственному
проекту. По предложению члена комиссии
Греза (коммунист) комиссия ренгила пред-
ложить эффективную национализацию не
только депозитных, но и торговых банков.
По предложению Жака Дюкло комиссия
решила настаивать на превращении в об-
лигации акций национализируемых соглас-
но правительственному проекту четырех
депозитных банков. Эта поправка имеет
существенное значение, так как согласно
правительственному проекту акционеры
четырех депозитных банков продолжают
сохранять свои акции и получать дивиден-
лы. Таким образом, акционеры национали-
зированных банков могут перевести свои
капиталы в другие — He национализи-
руемые банки. Вместе с тем решающее
влияние на эти банки будут попрежнему
оказывать акционеры, а не. государство, и,
будет
носить рмальный характер.’ Превраще:
ние акций в облигации” (государственные
обязательства) явится ‘такой формой ком-
пенсации акционеров, которая лишает их
возможности переводить свои капиталы в
другие банки и лишает их влияния на на-
ционализируемые банки.

ПАРИЖ, 3 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Франс пресс, вчера на за-
седании Учредительного собрания обсуж-
дался проект закона о национализации
Французского банка, а также других круп-
ных банков и кредитных учреждений.

На заседании присутствовали генерал
де Голль, Венсан Ориоль, Морис Торез,
Франсиск Гэ, Жакино и Плевен.

Опубликование закона о

во Франции

ПАРИЖ, 3 декабря. (По телефону от
корр. ТАСС). Сегодня в «Журналь офиси-
ель> опубликован одобренный Учреди-
тельным собранием текст правительствен-
ного закона о национализации банков с
поправками, внесенными  Учредительным
собранием. Проект получил таким образом
силу закона. Сегодня с утра в национали-
зированные банки назначены правительст-
венные комиссары. Закон о национализа-
ции банков в его окончательном виде опре-
деляется компромиссом, между Учреди-
тельным собранием и правительством. Соб-
рание согласилось ограничить пятью число
напионализируемых в первую очередь бан-

ков, чтобы не осложнять отношений с пра-,

внтельством и не задерживать проведения
национализации банков. Вместе с тем пра-

он, — были организаторами маневров, на-
правленных против государства как вну-
три, так и вне страны. Они контролируют

сказал, что разногласия существуют, кро-
ме того, относительно состава администра-
тивных советов банков, в которых, по мне-
нию комиссии,

тивные советы должны подчиняться мини-

ством должно быть министерство экономи-
ки, а не министерство финансов. Под бур-
ные аплодисменты Пино потребовал, чтобы
финансовый план был поставлен на службу

Основной докладчик по проекту закона
Христиан Пино заявил, что при обсужде-
нии законопроекта в финансовой комиссии
Учредительного собрания было предложе-
но 106 поправок к проекту. По словам
Пино, комиссия заняла в некоторых ванро-
сах позицию; отличаюнтуюся от позиции
правительства. Затем оратор остановился
на роли банков в течение последних лет.
«Банки, — сказал он, — непосредственно
вмешивались в политику страны». Пино на-
помнил о биржевых комбинациях © госу-
дарственными фондами, об экспорте капи-
тала, начиная с 1935 года, и заявил, что
банки несут свою долю ответственности за
несчастья Франции. Переходя к военному
периоду, докладчик разоблачил махинации
кредитных учреждений, которые предоста-
вили себя в ` распоряжение ‘оккупантов.
«Одного того, что банки часто выступали
против государства и что последнее нахо-
дило поддержку толыко в тех секторах
кредита, которые были уже по существу
национализированы,—заявил докладчик, —
было бы уже достаточно для оправдания
национализации. Относительно возмещения
убытков акционерам комиссия предусмат-
ривает предоставление им облигаций, при-
носящих проценты».

Оратор остановился затем на вопросах,
по которым точки зрения правительства и
комиссии расходятся. Прежде всего это
относится к национализации так называе-
мых деловых банков: «Банк де Пари э
де Пэн Ба» и «Банк де л”юнион Паризьен»,
Пино призывал правительство приеоеди-
ниться к точке зрения комиссии, которая
высказывается за национализацию и этих
банков. «Эти деловые Фанки, — сказал

многие колониальные предприятия». Пино

должно быть увеличено
предетавительство персонала. Администра-

стерству, под руководством которого бу-
дег находиться кредит. Таким министер-

производственному плану.

Затем выступил представитель менышин-
ства комиссии Жозеф МЛаниель (группа
«Республиканское единство»). Он выска-
зался против срочного порядка рассмотре-
ния проекта закона, что, по его мнению,
слишком ограничивает права меньшинства
Учредительного собрания. Выступая затем
против еамого проекта закона, он утвер-
ждал, что этот проект «нарушает права
вкладчиков». Ланиель представил контр-
проект, предусматривающий национализа-
цию только Французского банка и кон-
троль специальной комиссии над другими
банками:

Затем выступил министр финансов Пле-
вен, изложивший точку зрения правитель-
ства. Он заявил, что срочный порядок рас-
смотрения проекта был принят для того,
чтобы избежать ясяких биржевых манев-
ров. После этого Плевен изложил причи-
ны, по которым он возражает ‘против на-
ционализации деловых банков. Останавли-
ваясь на вопросе о возмещении, министр
‘подчеркнул, ‘что по’ проекту ‘законя ничто
не угрожает вкладчикам. Плевен’ указал
затем, что правительство придерживается
своей. позиции относительно того, что ми-
нистерство финансов должно ведать нацио-
нальным советом по вопросам кредита.

После этого выступил тенерал де Голль,
который настаивал на необходимости не
задерживать процедуру принятия проекта
закона, основанного на принципе, с кото-
рым согласно все Учредительное собрание.
Де Голль просил Учредительное собрание
не вносить в законопроект слишком значи-
тельных изменений, которые могли бы за-
ставить его пересмотреть этот вопрос.

Затем Учредительное собрание присту-
пило к обсуждению отдельных статей.

национализации банков

вительство согласилось принять следую-
щие существенные поправки Учредитель-
ного собрания: 1) акционеры национализи-
руемых банков получат меньшее возмеще-
ние, чем намечалось в правительствевном
проекте; 2) Учредительное собрание оста-
вило за собой право в будущем решить
вопрос о национализации ряда других бан-
ков; 3) председателем национального кре-
дитного совета, создаваемого для контроля
над всем кредитным делом во Франции,
будет министр экономики, а не министр
финансов, как это предусматривалось пра-
вительственным проектом. Ожидают, что
завтра совет министров приступит к обсуж-
дению вопроса о национализации произ-
водства электроэнергии.

Заседание Учредительного собрания Югославии

РЕЗОЛЮЦИЯ ДОВЕРИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОМУ
МАРШАЛОМ ТИТО

БЕЛГРАД, 2 декабря. (ТАСС). Вчера
состоялось совместное заседание обеих
палат Учредительного собрания — Союзной
скупиины и Скупщины национальностей.

Заседание открыл председатель Скуп-
щины национальностей Иосип Видмар, ко-
торый огласил заявление союзного прави-
тельства, возглавляемого маршалом Тито,
об отставке.

Встреченный бурными аплодисментами
маршал Тито заявил, что он считает своен
обязанностью заявить ©б отставке прави-
тельства, которое носило временный харак-
тер. Перед правительством стояли такие
задачи, как продолжение ведения войны,
мобилизация всех народных сил с тем, что-
бы расширить базу об’единения народных
сил страны для облегчения победы над об-
щим врагом, ведение всех текущих дел и
подготовка к выборам в Учредительное
собрание.

«Я думаю, — сказал Тито, — что прави
тельство выполнило свои задачи, и предо-
ставляю вам судить об этом. Могу лишь
отметить одно — это правительство при-
сягнуло народу. Оно ответственно только
перед народом, и поэтому для меня боль-
что я сегодня

здесь перед вами заявил об отставке этого

правительства. Вам предстоит принять та-
коё решение, которое будет самым целе-
сообразным и самым благоприятным для
интересов нашей страны».
Депутат Владимир Hasop
следующую резолюцию:
«Выражая союзному правительству под
председательством маршала Югославии
Иосипа Броз-Тито признание за достиже-

предложил

HHA в народно-освободительной борьбе,
имеющие огромное значение для строи-
тельства ‘и ‘организации государственной

жизни, Учредительное собрание на совмест-

ном заседании обсих палат постановляет:
Учредительное собрание федеративной

народной республики Югославии не прини-

мает отставку союзного правительства и
  выражает ему доверие для продолжения
его работы».

Все депутаты Учредительного собрания
стоя продолжительными аплодисментами
подтверждают свою солидарность с пред-
ложением Владимира Назора.

Выступившие затем депутаты от Маке-
донии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Хор-
ватии и Словении единодушно поддержали
резолюцию, предложенную Вл. Назорэм.

Обе Скупщины единогласно приняли
предложение не принимать отставку союз-
ного правительства, возглавляемого мар-
шалом Тито, и выразить ему полное дове-
рие для продолжения его работы.

Затем слово получил заместитель пред-
седателя Временной народной скупщины
Моше Пьяде. Он доложил о работе прези-
диума Антифашистского Веча Народного
освобождения Югославии’ и Временной
народной ‚скупщины и огласил перечень
законов и решений, принятых до настояще-
го времени. —

После прений по докладу Моше Пьяде
Учредительное собрание единогласно при-
няло предложение выразить одобрение ра-
боте президиума Временной народной скуп-
щины и ‘утзердить все решения, при-
нятые им.

Затем состоялись выборы президиума
Учредительного собрания. По предложению
Нешковича председателем президиума
Учредительного собрания единогласно из-
бирается ‘д-р И. Рибар; заместителямн
председателя — Пьяде, ‘Лакуш, Рус, Пу-
цар, Влахов и  Вуячич; секретарем — Перу-
ничич. Также единогласно избираются 25
членов президиума, в том числе маршал
Тито, Андреев, Бакарич, Видмар, Джилас,
Жуйович, Владимир Зечевич, Блажо Иова-
нович, Драголюб Иованович, Кардель, Кид-
рич, Косанович, Кулишевский, Нешкозич,
Проданозич, Ранкович, Сремец, Фрол, Хе-
бранг, Чолакович и др.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В подготовительной
комиссии оранизации

Об’единенных наций

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Вчера ко-
митет № 5 (занимающийся юридическими
вопросами) продолжал обсуждать предло-
жение австралийского делегата отложить
избрание судей Международного суда до
второго этапа первой сессии Генеральной
ассамблеи. ь

Чехословацкий делегат Крно заявил, что
его делегация энергично и определённо воз-
ражает против этого предложения.

Английский делегат поддержал предложе-
ние ‘австралийского делегата. )

Делегат СССР профессор Коровин под-
держал американского и китайского деле-
гатов, которые на предыдущем заседании
настаивали на скорейшем создании Между-
народного суда. Он сказал, что народы ми-
ра, которые пережили страшные, страдания
в результате войны, стремятся к тому, что-
бы механизм, созданный в Сан-Франциско;
начал работать скорее. Международный
суд является одной из важнейших частей
этого механизма.

Белорусский делегат Смоляр назвал ав-
стралийское предложение неприемлемым.

Югославский делегат д-р Рибар заявил,
что каждая нация должна весьма тща-
тельно рассмотреть кандидатуры судей, ко-
торые она хочет предложить.

Делегацин Венецуэлы, Норвегии, Филип-
пин, Данин, Бразилии и Украины высказа-
лись против австралийского предложения:
Заседание перенесено на 3 декабря, когда
австралийское предложение будет постав-
лено на голосование,

Правительственный кризис
в Италии

РИМ, 2 декабря. (ТАСС). Проект созда-
ния итальянского кабинета во главе с де
Гаспери встречает трудности в связи с
оппозицией со стороны либералов и членов
партии «демократия труда». В результате
переговоров, происходивших 1 декабря,
вопрос об. участии либералов в кабинете
де Гаспери остается открытым.

Массовые митинги в`Иране
в защиту демократии

ТЕГЕРАН, 2 декабря. (ТАОС). По сооб-
щению газеты «Дад», течение последних
дней в Шахи, Бехшахре и Горгане состоя-
лись массовые митинги, на каждом из ко-

торых присутствовало по нескольку тысяч
рабочих, крестьян, представителей интелли-

тенции и других слоев населения. Участни-
ки митингов в своих резолющиях потребо-
вали: прекратить преследование демократи-
ческих организаций, снять арест с клубов
народной партии и профсоюзов в Тегеране;
срочно образовать провинциальные и област-
ные анджумены; выслать провокатора Сеид
Зия-эд-Дина из Ирана и отдать под. суд
лиц, ответетвенных ‘за подрыв советско-
иранских отношений; немедленно выплатить
задержанную на несколько месяцев зар-
плату рабочим угольных колей Зираба, Го-
ленруда‚ Шемшека. и других предприятий,
а также обеспечить безработных . работой;
немедленно принять обратно на работу уво-

‚ленных реакционерами рабочих в Исфагане.

Английский еженедельник
`° © положении в Иране

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, еженедельный жур-
нал «Нью стейтсмен энд нейшн», коммен-
тируя положение в Иране, пишет: «К со-
общениям о восстаниях в Азербайджане и
о поддержке, которую мятежники якобы
получают от русских, нужно подходить с
исключительной осторожностью. Неудов-
летворение по отношению к прогнившей
олигархии правых, которая правит из Теге-
рана, несомненно, распространено очень ши-
роко, особенно среди национальных. мень-
шинств, требующих местной автономии».

Нота польского правительства
Чехословакии

ВАРШАВА, 2 декабря. (ТАСС).
шавское радио передало,
Польской республики в. Праге Вербловекий
вручил министру иностранных дел Чехо-
словацкой республики ноту, в которой го-
воритея:

Демократическая Польша, оценивая долж-
ным образом дружбу с братской Чехосло-
вакией, отдает себе полный отчет в необхо-
димости экономического роста Чехословац-
кой республики, что послужит гарантией
безопасности наших стран, и считает необ-
ходимым урегулировать все спорные во-
просы и установить тесное содружество. Не-
смотря на то, что за последнее время име-
ли место неприятные выступления, кото-
рые способствовали ухудшению взаимоотно-
шений, правительство Польской республики
предлагает правительству Чехословацкой
республики начать переговоры © тем, чтобы
рассмотреть ряд политических, экономиче-
ских, культурных и других вопросов. Пра-
вительство Польской республики выражает
уверенность, что это предложение будет
принято правительством Чехословацкой рес-
публики. В свою очередь польское прави-
тельство проявит добрую волю, чтобы все
спорные вопросы были урегулированы в ду-
`хе дружбы и взаимопонимания и был за-
ключен пакт о дружбе и взаимопомощи. За-
клочение такого пакта в. интересах обеих
стран и является постоянным стремлением
польского правительства национального
единства.

Вар-

К вопросу об американской
политике по отношению к Китаю

ВАШИНГТОН, 30 ноября. (ТАСС). Чле-
ны конгресса США, демократы Деласей,
Сойвидж, Коффи (от штата Вашингтон),
Дуглас, Патерсон и Хили (от штата Кали-
форния), которые предложили резолюцию
с требованием, чтобы Трумэн отозвал аме-
риканские войска из Китая, заявили на
пресс-конференции о том, что, по их мне-
нию, комиссия палаты представителей по
иностранным делам в ближайшее
должна публично обсудить эту резолюцию.
Они требуют также! совещания с Бирнсом
и Маршаллом.

Касаясь предполагаемого выступления
бывшего посла США в”Китае Хэрли на за-
седании сенатской комиссии по иностран-
ным делам, Коффи предложил, чтобы сё-
наторы спросили Хэрли, продолжает ли он
получать по 75 тыс. долларов в год в ка-
честве советника нефтяной компании Синк-
лера; а также почему его всегда направ-
ляют в страны, в которых имеются потен-
циальные запасы нефти, и чьи интересы в
вопросах нефти он в настоящее время
представляет.

что. посланник.

время,

Писатель, паукий ва экзотику, Hatter
бы в Нюрнберге немало курьезов. Как
многие другие журналисты, я живу в г9-
стинице, эдесь же помещалтся американ-

‚ ские’ юфицеры, судебные экеперты. Вече-

ром в баре разноязычные постояльцы
Ньют коктейли, а перед ними полуобна-
женные девицы поют английские ромазбы
с сильным немецким акцентом и различные
‘‹арийцы» исполняют негритянские танцы,
Гостиница выглядит роскошной, но нет
крышии, лестницы еще завалены обломка-
ми, и под’ем на верхние этажи связан с
вввилибриотиюой. Города’ нет, но среди
развалин ходят трамваи, и в немногочи-
сленных лавочках, уцелевитих при бом-
бардировках, проуалот сувениры. Жители
делалт вид, что процесс их не интересует,
однако прожуроф ютказалея сообщить за-
щитникам ю прибытии в город свидетелей
обвинения, мотивируя это тем, что Нюрн-
берг — пнездо, фалнизма. Под обломками
много крык, водятся среди крыю и «0б9-
ротни». Здание, где заседает трибунал,
также повреждено. B судебном зале-—-пре-
красная ‘аппаратура, & в длинных коридо-
рах — щебень и мороз.

Всего экзотичнее поведение подсуди-
мых. Конечно, Зейсс-Инкварт был неко-
где адвокатом, но ‘нею римеком праве ду=
мал он, пытая голландских заложников, а,
увидев иеред собой вежливых судей, па-
пач вепозанит о законе. Да, эти р
леперь прикидываются законникями. Их
адзоюаты осылаются на параграфы кодек-
са. Котда было оглашено тисьмю, изобли-
AWC престушников, поднялоя адвокат
в черном балахоне и заявил: если бы
автоф письма знал, что оно будет оглаяпе-
но на суде, он бы натисал иначе. С этим
легко согласиться. В экзотике можно от-
нести и полача Польши Франка, который,
увидев на экране немецкие концлагери,
стал вытирать глаза носовым платочком,
ках будто он не знал, отчего на огородах
Майданека росла ‘столь пышная капуста,
Услышав хорошо знакомый ему приказ 00
убийстве советоких военнопленных, Ге-
ринг развел руками и сказал Риббентроту:

‘  «Ramo ужас».

Я продолжаю фрасскавывать 0 фанта-
CTHRC. i

Kpyruetimue поихиалры мира долго
обоузжкдати, вменяем ли Гесс, 06 ero myab-
се были исписаны страницы. Влруг Гесс
подымается и говорит, что ему надоело
прикидываться сумасшедшим.  Перенле-
таютея величайшие злодеяния и мелкие
подлости. Вопрос о разорении Европы пе-
ребиваются разговорами © том, одобрял
или не одобрял в интимной беседе Фриче
тот или иной. циркуляр. Кейтеля. Защит-
ники генералов заявляют, что во всем ви-
новалы СА (штурмовики), а защитник
СА спешит ответить, что СА — овечки,
виноваты же во всем СС.

Моральное ‘ничтожество подсудимых
еще острее подчеркивает ту зловещую не-
лепость событий, с которой не мирятея

покупая чайный сервиз.
Штрейхер, который повинен в емерти
миллионов евреев, невежественный про-
винциалт с уголовным прошлым: в том же
` Нюрнберге двадцать лет тому назад велось
следствие” о растлении им малолетней.
Один из свидетелей, ‘генерал ‘немецкой
разведки, обличает Кейтеля, который при-
казал убивать советоких военнопленных
и антлийских пармиютистов. Только не
подумайте, что ‘у немецкого генерала
больная совесть, нет, он сллештит пояснить:
мы, разведчики, были заинтересованы в
доставке нам живых военнопленных. За-
‘ходит речь о клеймении советских воен-
нопленных, и мы сльшим 6б’яснение ав-
тора приказа, фельдмаршала Кейтеля: это
неприятное недоразумение. Выясняется,
что в конце 1940 года Кейтель отдал при-
каз убить генерала Вейгана, находивше-
гося в неоккутированной зоне Франции, —
титлеровцы тогда още не знали, что Вей-
ган им никак не опаюен. Вейтель проте-
стует: нет такого приказа в письменной
форме. Риббентроп уверяет, что, нападая
на Польшу, он не хотел обидеть ни одно-
‘го поляка, он даже не желал зла ни одно-
му польскому еврею. Очевидно, пепел и
кровь, газовые камеры и танковые рвы, в
которые закатьваяи живых, — все это «не-
приятное недоразумение».

Не экзотики уы ищем в Нюрнберге, а
справедливости. Процесс разворачивается
медленно. Это процесс всего третьего рай-
ха: на скамье подсудимых, кроме двух де-
сятков негодяев, германская армия и фа-
шистекий строй. Вот почему судебные 3a-
седания сочетают скандальную хронику
в уроками истории. Мы узнаем, что, за-
думав нападение на Польшу, немцы об-
заводились польской военной формой. Мы
узнаем, что задолго до войны немецкая
разведка содержала кучку украинских
предателей-диверсантов. Мы узнаем, чго
Риббентрон изучал; как лучше веего на-
травить итальянцев на югославов: Мы
узнаем, что немецкие военные власти
официально приказывали убивать всех
пленных «большевиков». 0 преступлениях
немецких фашистов можно говорить ме-
сяцы, не исчерпав темы. Но, помимо от-
дельных злодеяний, налицо общее злодея-
ние: Германия начала войну © целью за-
восвать Европу. Подсудимые хотят выйти
сухими из моря крови. Они утверждают,
что нельзя их судить, так как нет немец-

торговался,

БУДАПЕШТ, 9 декабря. (ТАСС). Вчера
на заседании Национального собрания на-
чались прения по программному выступле-
нию премьер-министра Тильди Золтана.

Первым выступил один из лидеров неза-
ВИСИМОЙ партии мелких сельских хозязв де-
путат Варга Бела. Он заявил, что его пар-
тия предлагает всем другим партиям, пред-
ставленным в парламенте, работать сов-
местно, ибо только единство может сохра-
нить демократию ‘и только коалиция партий
сумеет обеспечить восстановление Венгрии.
«Наша партия, — сказал. он, — состоит в
большинстве своем из крестьян, но мы хо-
тим итти вперед вместе с рабочими. в
этом случае у нас будет достаточно сил за-
щитить сообща то, что мы сообща завое-
вали, — венгерскую демократию».

Отметив, что земельная реформа осуще-
ствила вековую мечту ‘венгерского ‘Kpe-
стьянства, оратор заявил, что сейчас

нй разум, ни сердце; Так мы узнаем, что.
`Рёринг, разоривший половину! Ювропы,

Илья ЭРЕНБУРГ

оо

кого закона, запрещающего нападать на
другие народы. Ясно, что такого закона
в Германии не было и не могло быть. Это
закон всех честных наций, и приговор
вад немецкими агрессорами будет вкла-
дом в международное право: впредь дру-
гие задумаются прежде, чем в.ночь Ha
воскресенья заправлять хвои бомбарди-
ровщики.

Налачи Франк, Фрик, ° Шерейхер,
Нейрат, Зейсс-Инкварт будут до послед-
ней минуты валить грехи друг на друга
или на покойников. Геринг, Кейтель,
Иодль решили отрицать основную вину—
агрессию. Они, видите ли, напали потому,
что защищались. В такой аргументации
внимательно прислушивается бывалый
Шахт. Он никого не сажал в душегубки,
даже не занимался пытками. Он был толь-
во финансистом разбойников и палачей.
Этого он не скрывает, с гордостью он го-
ворит, что при помощи подотавной орга-
низации «Мефо» он набрал двенадцать
миллиардов марок на вооружение третье-
го райха, Когда на заседании аюказьвали
фимтым «Зверства гитлеровцев», Шахт по-
вернулся к экрану спиной. Он хотел де-
монстративно показать, что это его не
касается. Однако Шахт помогал нападе-
нию фейховера на другие государства, и
если гитлеровские палачи могли убивать
французов, похяков, русских, то это и
потому, что Шахт обеспечил нападавших
деньгами. Вот почему с тусклой лично-
етью Шахта связана одна из основных
нитей процесса: Шахт не должен закон-
чить свои дни в богадельне. Он никого
лично не убивал, он мог даже не знать о
быте Майланеюа, но он отвечает за наша-
доние Германии на другое государство, он
отвечает за гибель многих десятков мил-
лионов людей. Может ли он повернуться
спиной к развалинам Европы ‘и сказать,
что это его не касается?

Итак, оставим в стороне легкую экзо-

‘тику. Забудем сейчас и об отдельных зло-

деяниях. Посмотрим на самую суть совер-
шившегося. На скамье подсудимых ци-
пичные злодеи, и действовали они не в
запальчивости, но обдуманно и корыстно.
С трудом можно отнести «Майн камиф»
в литературе. Но нельзя отнести к лите-
ратуре заявления Гитлера, сделанные им
до второй мировой войны: «Разрешение
наших задач возможно только путем на-
падения, решать вопросы надо только с
помощью меча». Кейтель и Иодль пере-
водили слова фюрера на язык вклинений,
обхватов и клещей, Геринг подготовлях
уничтожение сотен городов, Риббентроп
был озабочен дымовой завесой, дехлара-
циями, переговорами, договорами, & мир-
нейший Шахт гнал монету. При чем Шахт

великоленно: знал, что делает Жейтель, а:

Риббентроп, подписывая очередной до-
говор о ненападении, чокался шампан-
ским, улыбался и повторял про себя слова
фюрера: «Договоры мы соблюдаем только
до тех пор, пока‘ они цехжесообразны».

Подготовку к агрессии они называли
различно: «предприятие Барбаросса»,
«план Отто». Иногда названия менялись.
Я не мог удержаться от улыбви, узнав,
что первоначально план нападения на
Ресвию немецкие генералы обозначали
словом «Фриц». Вряд ли они тогда подо-
зревали, какую роль сыграет это словеч-
ко в деле изгнания немцев из России...
Впрочем, все это отнюдь не смешно. Вак
бы они ни называли нападение. на нашу
страну, — «восстановление Востока»,
«Фриц» или «Варбаросса», — для нас
это—то воскресное утро, развалины горо-

‚дов, могилы близких.

Был «план Грюн» — захват Чехосло-
вакии. Был «план Марита» — уничто-
жение Югославии. Были планы «Акула» и
«Гарпун» — нападение на Англию. Они
нападали по конзейеру: поздравив свбих
генералов с `капитуляцией Франции,
Титлер тотчас сказал им; «Предстоят
новые задачи на Востоке». В августе
1940 года они уже разрабатывали детали
похода на Советский Союз. В апреле
1941 года немецкое командование уже
рассылало циркуляры о хозяйственной
организации Баку и Ярославля. Адмирал
Редер рассказывает, что гитлеровцы дав-
но задумали напасть на Россию, и однаж-
ды, когда Гитаеру рассказали, что на
Кавказе построены прекрасные санато-
рии, фюрер ответил: «Нам ‘нужно торо-
питься»... Они торопились напасть на
нас, потому что мы построили хорошие
санатории, потому что мы построили но-
вые города, потому что в 1941 году мы
увидели первые плоды тех деревьев, ко-
торые мы растили с таким трудом, е
такой самоотверженностью, с такой лю-
бовью. Вот почему мне трудно смотреть
на эти маски убийц. Разве могут их жал-
кие жизни искупить сделанное ими?

Мнимобольной Гесс заявил, что Меж-
дународный трибунал не компетентен
судить его. Судьи в начале процесса уже
ответили на попытку защиты отрицать
компетентность трибунала. Я не юрист, и
то, что я хочу сказать, не относится к
параграфам законов. Я хочу еще раз на-
помнить о самом простом: каждый из
нас и все мы, народы Советского Союза,

НИ

задача заключается в восстановлении про-
изводства сельскохозяйственных продук-
тов. Варга Бела призывал к созданию но-
вой демократической армии и к пополне-
нию офицерского состава людьми из
народа.

Выступивший затем сощиал-демократиче-
ский депутат Седер Ференц выразил пол-
ное доверие правительству, провозгласив-
шему свою программу. «Это, — говорит
он, — парламент народа. Эти законы cos-
дают не помещики, а трудящиеся слои на-
селения, И это стало возможным благода-
ря Советскому Союзу. Нужно всегда под-
держивать тесные дружественные  олно-
шения с Советским Союзом, а также с
Америкой и Англией».

Далее оратор отметил, с каким большим
удовлетворением услышали депутаты зая-
вление премьер-министра о программе на-
ционализации важнейших отраслей про-

с ответа

и народы других государств, узнавлих
низость, жестокость захватчиков, — вве
мы компетентны судить и этих злодеев, и
рейхсвер, и райх, и финансиста Шахта, и
всю фашистскую партию, и нивто, никто
не отнимет у нас этого права. Мы его
передоверили восьми судьям, ибо мы
верим, что не разойдется возмущенная
совесть с точным соблюдением всех за-
KOHOB.

Летом я много ездил по нашей стране,
я снова увидел развалины Орла, мертвый
Ерещатик, изуродованную Одессу, раны
Ленинграда, Брянск, Смоленок, Минск.
Мы понимаем ‘друг друга без длинных
речей, и одни названия городов застав-
Ляют нас вое  вопомнить, все заново
пережить. Мне трудно найти среди дру-
зей семью, которая за праздничным 61%-
лом He чувствовала бы зияния пустого
места. Я знаю юношей из Литвратурного
института, они писали хорошие стихи,
страстные и робкие стихи первой моло-
дости. Они погибли. Может быть, из них
вышел бы новый Пушкия, не зна, но: я
знаю, что матери этих юношей в праве
судить Вейтеля-или Геринга, и я в праве,
и весь напг народ: И мы в празе судить
Шахта за развалины древнего Новгоро-
да, за голодную зиму Ленинграда, за мо-
гилы, за сожженную деревушку Василь-
ково или Цетушки, за Олю или за Таню,
которых замучили гитлеровцы в этом же
Нюрнберге, за наши ночи без сна, в&
тоску, когда He приходили письма ©
фронта, и за ветикую скорбь, когда чита-
ла мать: «Геройски... за родину».

Не мы одни. Я недавно проехал тю
мн®упим странам. Я видел повсюду черные
‚дела ‘фалпиютоких засватчикюов,  Яуивые
города разнолики, но до чего тохюжи раз-
валины одна на другую! Я был в. Черно-
гории, 510 бедный край, ню в нем живут
смелые и гордые люди. Самый большой
чернотореюий город — Подгорица фаз-
рушен. Деревни пустые: люли погибли в
бою или. замучены немцами. Голод таб,
горе, и неужели не компетентны чернюгор-
цы судить авторов «плана Марита»?
Я пришел в Праге на, любимую площадь и
увидел развалины тгрекраеной старой ра-
туши. Я вогретил друзей, чешских maca-
телей, среди них не было Ванчуры — его
расстреляли гестаповцы. Болгария, Юто-
славия, Румыния разуты и равдеты — кто
их разум, кто их раздел? Элегантный
фон Папен, который не забывает и теперь
засунуть в верхний карман платочек, кор-
реклнейший господин Шахт. Фаписты
убили шестьсот тысяч вентерских евреев.
Я видел отдельных спаспвихея в Сегеде: у
них нет ни жен, ни детей, ни близких, —
они осталиеь юдни, как деревья выруб-
ленного леса. Может быть, они не вомпе-
тентны судить Штрейхера, Риббентротва,
или Франка? Нет в Словении книг: нем-
цы сожгли. Pasepena милая, простолуш-
ная Словокия. Зияют фаны незогда кра-
cuporo Будатенига, м я не забуду бронзо-
Вую статую девушюи, случайно уцелев-
шую среди понла старой Буды. Я помню
й другую статую—из мрамора — Gorman
мира в.Пунтинском парке. Бронеа и мра-
Mop... А сколько живых девушек убито?
Их брили перед казнью, и волосы их шли
германокому военно-морекому ведометву.
Может быть, мы не компетентны судить
Редера или Леница? Ееть в Югославии
край Тика, вернее сказать, был. Я видел
женщину из Лики, у нее было ‘семь де-
тей, их всех убили фалтиеты, Я говорил
только-что 0 статуях, а это живая жен-
щина, Ниобея из плоти и крови. Ее нет
сейчас в Нюрнберге. Но и ona комие-
‚тентна судить злодеев. Я был в Праге на
выетавее расуньов художника Бедриха
Фритта. Немцы его замучили вместе со
ста пятьюдесятью тысячами беззалцитныех
в гетто Терезина. На выставке страшные
рисунки: жизнь обреченных, — художник
их замопал перед смертью, и среди видё-
ний ада фотография ребенка — это сын
‚художника, он случайно уцелел. Ему че-
тыре года, ко и он компетентен сулить
фон Нейрата. Я, не был после освобожде-
ния в городе, вогорый люблю, — в Нари-
же. Я вотретил в Нюрнберге француз-
вкую журналистку Андре Виолис, и вебь
вечер она мне расоказывата о грусти Па-
рижа после четырех лет унижения и
страданий. Разве, камни Нотр-Дам, разве
гамены Парижа не компетентны судить
Заукетя?

Юристы установили компетентность
Международного трибунала, и не Гессу,
который сразу вепомнил все — даже па-
раграфы кодекса—< ними спорить. Есть
другой простейший ховод: люди комне-
тентны судить убийц, это-—азбука вся-
кого права. Когда немцы разрабатывали
«предприятие Марита» или «план Барба-
росса», мы етроили и санатории, и 15о-
лы, и детские дома. Мы растили наших
детей для мира, для труда, для творчест-
ва, для счастья. Они разрупеили и сана-
тории, и детокие дома, и школы. Они уби-
ли наших детей. Тогла мы поклялись от-
стоять справедливость, хотя бы ценой
жизни любого из наб. Через тела наших
близких, через кровь наших детей шел
путь от Керченского рва, от волоколам-
ских виселиц, от пепла Истры в нюрн-
бергекому трибуналу. Мы привели спра-
ведливость в этот ©ерый мрачный дом, и
каждый воин Ераоной Армия компетентен
судить преступников.

Настал час ответа!

Обсуждение правительственной программы в Национальном собрании Венрии

мышленности, и обратил внимание прави-
тельства на необходимость борьбы со спез
куляцией и коррупцией,

Затем председательствующий Копипа
Иштван предоставил слово депутату Райк
Ласло, который от имени коммунистичес-
ких депутатов выразил доверие новому
правительству. «Всем нам, заявил он, —
не нужно забывать о том, что еще ничего
существенного не сделано для улунения
снабжения населения. Нужно сохранить
нащиональное ‘единство и резко ‘усилить
борьбу < реакцией, без чего невозможно
изжить и экономические трудности».

Райк обратил внимание парламента на
то, что руководители угольных трестов в
предвидении национализации шахт не зач
ботятся о повышении добычи и что значи-
тельная часть угля попадает на черный
рынок. Этим об’ясняется бедственное поло-

‘жение с углем.