00 знаменем 4

Основной Закон Советского государства

Девять лет назад, 5 декабря 1936 г.,
Чрезвычайный VII Всесоюзный С’езд Со-
ветов утвердил новую Конституцию
CCCP — Основной Закон Советского го-
сударства. Его принятием
целая полоса в развитии налиего говудар-
ства. Конституция СССР явилась итогом
пути, пройденного советеким народом под
руководством партии Ленина Сталина,
закреплением в’виде закона факта побе-
ды есциализма в нашей стране. Конститу-
ция СОСР стала наглядным евидетельст-
вом прогрессивного ‘развития человече-
ского общества, которое на одной шестой
заюти земли построило свою жизнь на
принципах и устоях социализма.

Новую Конституцию СССР народ на-
звал по имени ее творца — товарища
Сталина. .

f I

Факт победы социализма в нашей
стране является главной основой Сталин-
ской Конституции.

В результале победы воциализма пре-
образилось лицо нашей Родины. Из отста-
лой сельскохозяйственной; какой была на-
ша страна в прошлом, она превратилась
в передовую  индустриально-колхозную
социалистическую державу. Социалисти-
ческая система хозяйства ‘победила во
всех сферах нашего народного хозяйства.
В ОССР полностью уничтожена экоплоа-
тапия человека человеком, а социалисти-
ческая собственность на орудия и сред-
ства  производетва. утверждена. Kak
незыблемая основа советского общества.

Произошли также коренные изменения
влассовой структуры нашего общества. С0-
ветокое общество представляет теперь дру-
жественное сотрудничество трудящихся
классов рабочего класса и крестьян-
ства, а также новой, социалистической
интеллигенции. :

Тенинско-сталинокая национальная по-
литика в нашей стране увенчалась пол-
ным успехом. Советский  социалисти-
ческий строй обеспечил для народов,
населяющих нашу‘ страну,  фактиче-
ское осуществление взаимной помощи
во всех областях хозяйственной и обще-
ственной жизни и всесторонний расцвет
их культуры. Среди народов нашей стра-
ны исчезло прежнее чувство взаимного
недоверия и развилось чувство взаимной
дружбы, наладилось настоящее братское
сотрудничество народов в системе еди-
HOTO союзного государства. Наше много-
национальное Советское социалистическое
государство превратилось в самое прочное
тосуларотво: в мире. :

На основе советского, ‘социалистиче-
ского строя развернулись новые, незви-
данные в истории человечества, ©пособ-
ные преодолевать любые трудности дви-
жущие силы: морально-политическое един-
ство советского общества, дружба наро-
дов СССР и советский патриотизм. Они
определили дальнейшее укрепление Co-
ветского государства, быстрое развитие
социалистического общества.

Сталинская Конституция способетво-
вала дальнейшему сплочению советского
народа и еще большему укреплению
основных движущих сил
общества.

II

Cosercxan Ronermrynus, закрепивтиая
победу социализма в СССР, ознаменовала
расцвет советского ‘демократизма, кото-
рый, как отметил товарищ Сталин. яв-
ляется не «обычным» и «общепризнан-
ным» демократизмом вообще, а демокра-
тизмом социалистическим.

В мирный период, когда наш. народ
строил свою новую жизнь, социалисти-
ческая демократия явилась лучшей фор-
мой созидательного народного творчества.
В период войны, когда наш народ защи-
щал свои завоевания, социалистическая
демократия явилась наилучшей формой
мобилизации сил народа на отпор врагу.
Социалистический демократизм доказал
свою жизненную силу, прошел проверку
в различных исторических условиях.

Что лежит в основе социалистического
демокрализма? Основой его. является
тот непреложный факт, что в нашей
стране ликвидированы экеплоатация и
экеплоататорокие . классы;  уничтоже-
ны нищета  большинотва и роскошь
меньшинетва; ликвидирована безрабо-
тица; что труд стал обязанностью
ий долгом чести каждого способного к
труду гражданина; что право на труд, на
отдых, на образование, на материальное
обеспечение в старости и в случае поте-
ри трудоспособности и др. гарантировано
Конституцией для всех граждан без раз-
личия Пола, национальности, расы, по-
ложения. Конституция открыла новые
просторы для развития активности, ини-
циативы и творческих способностей ти-
роких масс, советежого народа во всех об-
лаеютях хозяйства и культуры, государет-
венной и военной деятельности. На этой
почве развился глубокий и до конца по-
следовательный социалистический  демо-
кратизм.

Советевое государство не только про-
возглангает, но и обеспечивает материаль-
ные и иные гарантии для осуществления
великих прав и евобод народа, чего нет
и не может быть в буржуазных странах,
где формально провозглашенные демокра-
тические права и свободы фактически
сводятся на-нет, трудящиеся массы ли-
шены возможности ими пользоваться.

Наша Советокая Конституция нё orpa-
ничивается фиксированием формальных
прав граждан, а переносит центр тяжести
на обеспечение гарантий, средетв и уело-
вий полного осуществления этих прави
свобод.

Советская. социалистическая демокря-
тия создает возможности для быстрого
развития общества в целом, для всесто-
роннего развития человеческой личности,
для привлечения широких народных масс
5 активному участию в государственном
управлении страной.

«Советы, — писал товариш Сталин,—
являются непосредственными    организа-
циями самих масс, то есть наиболее де-
мократическими и, значит, наиболее авто-
ритетными организациями масс, макси-
мально облегчающими им участие в уст-
ройстве нового государства и в управае-

завершилась.

советского.

`государетва показала себя

УЕ

Л. ИЛЬИЧЕВ,

оо

нии им и максимально развязывающими
революционную энергию, инициативу,
творческие способности ма...»

В нашей стране вое граждане равны в
своих правах. Сталинская Конституция
СССР не признает разницы в правах меж-

‘ду мужчинами и женщинами, «оседлыми»

и <не оселлыми», имущими и неимущи-
ми, образованными и необразованными.
В СССР «не имущественное положение,
He национальное происхождение, ^ не
пол, не служебное положение, а личные
способности и личный труд каждого граж-
данина, определяют его положение в 09-
ществе» (И. Сталин). В этом — основа
быстрого культурно-политического роста
всех народов CCCP.

Сталинская Конституция явилась ито-
TOM пути, пройденного советоким наро-
дом; вместе с тем она стала отправным
пунктом дальнейшего развития Созетско-
го государства, его новых побед и достя-
жений. Нобеда социализма была закоеп-
лена законом, и на его основе шел непре-
рывный пол’ем Советехюй страны, рост
ее могущества и благосостояния. Совет-
ский народ увидел Сталинскую Вонетиту-
цию в лействии. Е

‚Новая полоса развития ставила перед
народом и новые задачи. Много труд-
ностей стояло на пути советекого нарола,
но в его руках была вся мощь социали-
стического государства. Главной заботой
советского народа было прежде всего
упрочение своего государства, повыше-
ние его военно-экономической мощи.

Советские люди сумели на практике
оценить организующую и мобилизующую
силу Сталинской Конституции. Пока лро-
должалея период мирного социалистиче-
ского строительства, рабочие, колхозни-
ки, советская интеллигенция, весь налод,
все национальности СССР братсви сотруд-
ничали в том, чтобы упрочить зоциали-
стическую собственность, развить социа-
листическую промышленность, укрепить
колхозный строй, поднять морально-поли-
тическое единство советского ‘ народа,
увеличить его материальное благосо-
стояние.

Планируя свое народное хозяйство, ео-
ветский народ в интересах укрепления
социалистического государства отказывал
себе во многом. Он отдавал свои силы

под’ему тех отраслей  промышленно-
сти, которые обеспечивали  оборонную
мощь государства, чтобы на случай

военных столкновений отстоять самое
дорогое для него — свободу и незави-
симость своей Родины.

Советское государство стало могуще-
ственной индустриально-колхозной дер-
жавой, И когда враг‘напал на нашу стра-
ну, прервав ее мирное развитие, совет-
ские люди убедились, что их усилия и
лишения не были напрасными.

Дальновидная политика партии Ле-
нина Сталина, которую безраздельно
поддерживал наш народ, спасла совет-
скую Родину от смертельной опасности.
Перед лицом грозных событий советекий
народ не был безоружным. Он выковал
оружие для защиты своих завоеваний,
именно потому, что следовал мудрой по-
литике большевистской партии.

Устехи, достигнутые на основе Сталин“
ской Конституции, и мощь нашего co-
циалистического строя особенно  сказа-
лись в годы Великой Отечественной вой-
ны, когда наше Советское гоевударство
подверглось величайшему из Beex его
исторических испытаний.

Ш

Война показала, вак выросла и окреп-
ла наша Родина в результате победы
социализма, как поднялась военно-эконо-
мическая мощь налего Советского госу-
дарства, как высоко и прочно морально-
политическое единство нашего народа,
как велика мобилизующая сила совет-
ского демократизма.

Советское тосударотво успешно вы-
держало. суровые испытания войны и
вышло из нее победителем. Оно стало еще
более сильным, окрепшим.  Созетекая
социалистическая экономика оказалась
значительно более прочной и жизнеспо-
собной, чем экономика вражеских госу-
дарств. Политическая основа Советского
как самая
устойчивая, самая жизненная и прочная
государственная система.

Только Советское государство, как под-
линно народное государство, оказалось
способным решить совершенно новую,
несвойственную государствам старого’ ти-
па задачу политического воспитания на-
рода. Оно подняло народ на небывалую
высоту сознательности и понимания 00-
щегосударетвенных интересов. Оно вос-
питало чуветво уважения и взаимной по-
мощи между народами СССР, глубокое
чувство любви к социалистической от-
чизне, чувство общей заботы о судьбах
Родины. :

«В том, что Советы обеспечили всём
народам неуклонный под’ем националь-
ной культуры, активную заботу о воспита-
нии национальных талантов и pacry-
щую дружбу и братскую взаимопомощь
между равноправными советскими наро-
дами, чего не было в старой Россиии чего
еще нет в других странах ни при режи-
мах монархии, ни при режимах респуб-
лики, — в этом мы видим, — товориг
тов. В. М. Молотов, — всепобеждающую
силу советской демократии, ее великое
значение для действительно прогрессив-
ного развития народов».

За голы войны политичеекий опыт и
сознание широких народных масс нашей
страны поднялись на новую, еще более
высокую ступень. В ходе войны укрепи-
лось морально-политическое единетво co-
ветского общества, выросла и’ окрепла
дружба народов СССР, еще более развил-
ся советский патриотизм, как проявление
глубокой преданности и верности народа
своей совотекой Родине,

Советский нерод, руководимый партией
Ленина — Стадена, обетоял свободу и
независимость своой советской Родины.

Политика налей партии, ее многолетняя
организаторская работа по мобилизации
сия и средств страны на укрепление, воен-
но-экономической мощи нашего государ-
ства дала свои результаты. Она обеспе-
чила нашему народу великую победу над
фашизмом. Она спасла советекую демо-
кратию и вывела ее на путь нового рас-
цвета.

Заложенные в Сталинской Конституции
основы жизни и развития советекого об-
щества н государства восторжествовали
в борьбе с фанизмом. Военная, экономи-
ческая и идеологическая победа Совет-
ского Союза в невиданной еще в истории
войне против сил реакции —- таков 06’
ективный показатель силы социализма и
демократии, их непобедимости. Гениаль-
ное предвидение товарища Сталина, ука-
зывавшего в 1936 году, что «новая Вон-
ституция СССР будет обвинительным ак-
том против фашизма, говерящим о том,
что социализм и демократия непобеди-
мы», — оправдалось полностью.

Благодаря военным, экономическим и

политическим успехам сильно вырос
международный авторитет Советского
Союза.

IV

Победоноено завершив Великую Отече-
ственную войну, наша страна вотупила в
новый период мирного строительства,
Перед советским народом встают новые
задачи. i

Немецко-фашистекие ‘изверги нанесли
нам огромный ущерб. Они разрушили
более тыеячи семисот советских городов,
сожгли и разграбили семьдесят тысяч, сел
H деревень и около ста тысяч колхозов и
совхозов, уничтожили много фабрик, за-
водов, электростанций, МТС, школ, боль-
ниц. Общая сумма материального ущерба,
причиненного немецко-фантистскими з8-
хватчиками нашей стране, определяется
в 679 миллиардов рублей, что более чем
в два раза превышает государственный
бюджет СССР на 1945 год и почти в че-
тыре раза превосхедит сумму  государ-
ственного бюджета CCCP довоенного
1940 года.

Восстановление разрушенного врагом
хозяйства и создание для советоких лю-
дей в тех районах, где хозяйничали нем-
цы, нормальных условий жизни является
неотложным детом. Наша партия призва-
ла советский народ взяться за решение.
этой задачи. Но она не может быть ре-
mena сразу и легко, ‘на пашем пути
стоят большие трудности, для: преодоле-
ния которых потребуются огромные силы
и средства.

Наша, партия и советское правитель-

‚ство поставили керенную задачу — зна-.

чительно превзойти довоенный уровень
развития хозяйства. Такова ‘одна из
главных задач нового пятилетнего пла-
на восстановления и развития народного
хозяйства CCCP na 1946 —‘50 годы. ’

«Нам нужен, — говорит тов. В. М.
Молотов, — новый под’ем тяжелой про-
мыпгленности; чтобы обеспечить страну
металлом, углем, нефтью, паровозами, ва-
тонами, тракторами,  сельекохозяйствен-
ными машинами, автомобилями, различ-
ными судами, электростанциями и мно-
гим другим. Население ‹ел и городов
ждет значительного увеличения товаров
широкого потребления, а также улучше-
ния снабжения продуктами питания.
Удовлетворение нужд колхозов и запросов

` сельского хозяйства назрело как никогда.

Нани культурные потребности возросли и
стали гораздо разностороннее. Ни на ми-
нуту нельзя забывать и о наших больших
обязанностях по-настоящему ‘обеспечить
нужды обороны страны, нужды Красной
Армии и нужды Военно-Морского Флота».
` Дальнейшее развитие творческой эктив-
ности нашего народа во всех ‘областях
хозяйственной и культурной жизни етра-
ны и в деле государственного  управле-
ния явится условием успешного решения
новых задам.

Великие права и обязанноети граждан
СССР, закрепленные в Сталинской Кон-
ституции, выражают истинно народный
характер Советского государства, у кото-
рого нет других интересов, кроме интере-
сов своего народа. Использование прав и
точное выполнение каждым советеким че-
ловеком его обязанностей, уверенность в’
силе социализма и демократии — основа
того, что советокий народ преодолеет все
трудности, залечит раны войны и еще бо-
‘лее укрепит могущество Советекого госу-
даротва,

Тлубокий и последовательный демокра-
тизм советского строя, выраженный в Ста-
линекой Конституции, виден во всей по-
вседневной жизни и деятельности совет-
ского. народа. Важнейшим проявлением
его являются всенародные выборы в выс-
шие и местные органы нашей государ-
ственной власти, постоянное и активное
участие широких народных маес в упра-
влении государством.

Под знаменем Сталинской Конституции
наш народ вместе со своей большевиет-
ской партией, в едином ‚блоке коммуни-
стов и беспартийных идет к новым выбо-
рам в Верховный Совет СССР, которые
яваятся новой демонстрацией силы совет-
ской демократии.

Советский народ счастлив, что он жи-
вет, борется и работает под руководством
партии Ленина— Сталина. Нашей партии,
вождю народов великому Сталину совет-
ские люди обязаны всеми своими побе-
дами.

Большевистская партия олицетворяет
«ум, честь и’ совесть нашей эпохи»
(В. Ленин). Ни одна партия не связана
‹ народом такими тесными узами и не
имеет такого ‘авторитета среди народа,
как наша большевистокая партия.

Под руководетвом большевистской пар-
тии наш народ завоевал. себе свободу и
построил социалистическое общество.

Под руководством большевистской пар-
тии советский народ об’единил свои уси-
тия, направил их на борьбу против фа-
шистеких захватчиков и одержал всемир-
но-историческую победу.

И сейчас, тосно сплоченный вокруг
партии Ленина Сталина, наш народ уве-
ренно идет в новым победам.

В честь Дня
Конституции

Больше металла!

Металлурги завода «Серн и молот» отме-
чают День Сталинской Конституции новым
под емом сопиалистического соревнования.
Вальцовщики листопрокатного цеха обра-
тились к коллективу завода с призывом
увеличить выпуск металла. В своем обра-
щении они пиитут:

«Вступая в последний месяц ‘этого го-
да, обязуемся работать еще напряженнее,
добизаться еще более высокого качества
стального листа. Весь коллектив горячего
отдела нашего цеха обязуется закончить
годовую программу 22 декабря».

На этот призыв откликнулись сотни ра-
ботников завода. Первым по-стахановски
ответил сталевар второго  мартеновского
цеха т. Гусев. Накануне Дня Сталинской
Конституции он рапортовал о досрочном
выполнении годовой программы. Он дал
слово в декабре сварить 600 тонн стали
сверх годовой программы. слово
т. Гусев держит с первых дней: он уже
выдал 3 скоростных плавки.

Прокатчики сменного мастера т. Толче-
ного (стан «300»), следуя призыву передо-
виков производства, ежедневно перевыпол-
няют задание, прокатывая на 10—15 тонн

металла сверх программы.

«Красный пролетарий»
завершил годовую программу

Вчера коллектив Московского ордена
Ленина станкостроительного завода «Крас-
ный пролетарий» выполнил свои обяза-
тельства в социалистическом соревнова-
нии в честь Дня Сталинской Конституции,
досрочно завершив годовую программу по
выпуску станков. Краснопролетарцы обяза-
лись до конца текущего года сверх годово-
го плана выпустить 300 металлообрабаты-
вающих станков.

Новый успех
Григория Холохоленко

Ефрейтор железнодорожных войск Г. А.
Холохоленко на строительстве вокзала в
Дарнице добился в ноябрё выдающегося
успеха. Он показал высокое мастерство в
штукатурном деле — выполнил 22 нормы.
На-днях Холохоленко и его товарищи по
звену красноармейцы Ходаков, Большаков
и ефрейтор Рыбочкин приехали в Москву.
Вчера Холохоленко со своими подсобни-
ками работали на строительстве жилого
здания НКИС по Садово-Каретной улице
и показали новый рекорд.

За шесть часов звено оштукатурило
70 квадратных метров бетонных потолков и
181 квадратный метр  бетоно-кирпичных
стен, выполнив 23,5 нормы. Воины-патрио-
ты заменили в этот день труд бригады ква-
лифицированных  штукатуров в составе
23 — 24 человек.

— Свой рекорд, — сказал тов. Холохо-
ленко, — мы посвящаем Сталинскому Дню
Конституции. Рады, что этот всенародный
праздник мы отметили новой производ-
ственной победой в столице нашей родиныы—
Москве. : р ь

Бакинские нефтяники.
перевыполняют задания

БАКУ, 4 декабря. (ТАСС). Бакинские
нефтяники встречают День Сталинской
Конституции новыми производственными
успехами. Три из шести промыслов треста
«Кагановичнефть» выполнили годовой план.
Передовые промысла этого треста с начала
года добыли сверх годовой программы око-
ло ста тысяч тонн нефти. Высоких произ-
водственных показателей добились нефте-
переработчики. Передовики соревнования—
рабочие и специалисты завода имени Вано
Стуруа выработали сверх задания несколь-
ко эшелонов светлых нефтепродуктов. Кол-
лектив нефтеперерабатывающего завода,
где директором тов. Султанов, досрочно вы-
полнил годовой план и ко Дню Сталинской
Конституции дал сверх задания больше ста
цистерн бензина.

Народные акыны среди избирателей

АЛМА-АТА, 4 декабря. (По телегр. от
соб. корр.). Болышой любовью в Казахста-
не пользуются народные акыны. Их песни
встречают живой отклик и признание слу-
шателей. Выступления акынов перед наро-
дом стали в Казахстане одной из лучших и
наиболее доходчивых форм политической
агитации.

На-днях произошла интересная встреча
народных певцов с избирателями — работ-
ницами Алма-Атинской швейной фабрики
№ 2. Акын Нурлыбек Баймуратов выступил
перед работницами и под аккомпанемент
домбры исполнил поэму, посвященную Ста-
линской Конститущии. Затем выступил на:
родный акын Тебелев. Он свою яркую, вдох-
новенную песню посвятил творцу Конститу-
ции товарищу Сталину.

Такие же встречи народных акынов с из-
бирателями готовятся во многих других
предприятиях Алма-Ата.

Выставки в агитпунктах

МЕЧЕТИНСКАЯ, 4 декабря. (По телегр.
от соб. корр.). Ко Дню Сталинской Кон-
ституции во многих станицах и селах До-
на, в агитпунктах, избах-читальнях откры-
ты выставки.

Интересные материалы представлены на
выставке в районном центре — станице Ме-
четинской. Они знакомят посетителей с
боевыми подвигами уроженцев этой стани:
цы — участников Отечественной войны.
Более тысячи мечетинцев, уже демобили-
зованных и вернувшихся домой, имеют пра-
вительственные награды. Шести уроженцам
Мечетинского района присвоено звание Ге-
роя Советского Союза.

В агитпунктах устраиваются доклады и
беседы о Сталииской Конституции, встре-
чи избирателей с демобилизованными вон-
нами.

\

В подарок родине

ИВАНОВО, 4 декабря. (По телеф. от
соб. корр.). В обстановке растущей поли-
тической и производственной активности
трудящихся проходит предвыборная кам-
пания. Текстильщики, швейники, металли-
сты, работники пищевой, местной и коопе-
ративной промышленности вышли на сорев-
нование в честь выборов. Коллектив фаб-
рики Большая Ивановская мануфактура им.
Молотова, досрочно выполнивший годовую
программу по ткачеству, обязался вырабо-
тать в декабре’ 2.100.000 метров суровых и
250. тысяч метров готовых тканей сверх пла-
на иснизить себестоимость продукции, Ра-
бочие, инженеры и техники Ново-Иванов-

СРЕДА, 5 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 285 (8895)

Конституции

К светлому булущему

Прошло больше года после освобож-
дения белорусской земли от гитлеров-
ских разбойников. День освобожления
навсегда останется в памяти нашего
народа и его грядущих поколений, как
величайшее торжество налцей правды, на-
шей справедливости над темными силами
amuse, Kak торжество нашей победы,
торжество советекого демократического
 проя.
мые грозные испытания перенес
белорусский народ в дни фаптислекой не-
воли. 06 этих испытаниях говорят руины
наших городов и сел, бесчисленные мо-
пилы наших родных и близких, замучен-
ных немецкими палачами. Все, что ¢03-
дано было поколениями нашего народа,
все, что создано им в годы изумительного
расцвета страны за последние четверть
века, — вое это подверглось варвареко-
му разрушению, разграблению и уничто-
жению. Когда мы вернулись в прошлом
году в родной наш Минок, мы не нахо-
дили знакомых улиц и кварталов, — все
было засыпано грудами щебня, исковер-
кано; изуродовано, опоганено. В городе
не было воды, не было света, не было
хлеба. Изможденные, худые бродили сре-
ди руин уцелевшие жители города. Мы с
трудом узнавали своих бывших знако-
мых, — за три года они постарели на
десятки лет.

Но время шло. Со всех концов собира-
лись люди на родимые места. Сразу не
отстроишь всех сел и д ь. Шюди се-
лились временно в погребах, в землянках.
Приводилась в порядок земля, зеленели
первые посевы, собирались первые уро-
жаи. Расчищались руины городов, ожи-

вали уцелевшие от 60мб коробки домов,

пустые провалы окон становились зря-
чими, в новом стекле как-то особенно
радостно и весело играло и перетливалось
сотнце. И как радовались мы первому
журчании воды в водопроводной колонке,
первому, еще робкому мерцанию электри-
ческой лампочки, и первому гудку парово-
за на руинах нашего вокзала, и первой
газете, вышедшей в городе, и первой бу-
ханке хлеба, выпеченной во временной
хлебопокарне, и первому звонку, раздав-
шемуся в долго пустовавшей и ограблен-
ной школе. Жизнь  возвралцалась в наш
город, в нашу Белорусеию.

Просмотрите белорусекую прессу за
какой-нибудь день. Сколько отрадных ве-
стей вотретите вы в каждой газете. Там
пущена электростанция. Там полностью
восстановлена солженная немцами де-
ревня. Там комсомольские бригады ус-
пелно сорезнуютоя в строительстве хо-
зяйственных и жилых зданий колхозов, в
возведении специальных домов для изби-
ралельных участков, чтобы в этих домах
разместить потом сельсоветы и другие
общественные учреждения. Там органи-
зованы новые свиноефермы и птицефер-

в
cae

небольшой городок Гусь-Хрустальный,
Там делают стекло и те прекрасные хрус-
тальные вазы, бокалы, кувшины, которые
поражают и радуют нас чистотой алмаз-
вых граней. “25

Лет тридцать тому назад этот городок
называли не Гусь-Хрустальный, & Маль-
цово. Если жителей городка где-нибудь
на дороге спраптивали: «Чьи вы?» — в
смысле откуда, — они отвечаяи: «Маль-
цовские». ,

Хрустальный завод, построенный там
лет полтораето назад, принадлежал тогда
Мальцову, и все, что было вокруг завода
и в нем, — все было мальцовское. В го-
редке не было ни одного дома, который
принадлежал бы рабочему или служаще-
my. Bee дома были «хозяйские», мальцов-
ские,

На дороге. ведущей из городка, стоял
полосатый шлагбаум. Если хозяину или
его управляющему, который постоянно
жил при заводе, не нравился кто-нибудь
из рабочих, его лишали квартиры, лишахи
возможности пользоваться всем «хозяй-
ким», и такой человек уже не мог купить
хлеба, ему негде было приобрести одежду
и обувь, наконец, его просто выгоняли из
городка «за шлагбаум».

Стиснутая полосатым  шлагбаумом,
тускло и замкнуто текла жизнь. Тюди при-
выкали к ограниченности. Мальцово было
для них началом и концом. Люди рожда-
тись и умирали в тесных каморках и ред-
во-редко выезжали отеюда. Шоездка за
пестьдесят верст во Владимир считалась
большим событием, вехой времени. И ког-
да что-нибудь вспоминали, то говорили:
«Это было еще до поездки Ивана Петрови-
ча во Владимир», или: «Да, это в тот год,
когда Иван Петрович во Владимир
ездил...».

Не выезжая никуда сами, жители город-
ка неприязненно относились и к тем, кто
приезжал в Гусь. Им казалось, что приез-

ской мануфактуры решили выработать сверх
плана 200 тысяч метров суровья.

жие вырывают у них кусок, что приезже-
му нужен кров, нужна работа, значит, ко-
го-то из «коренных» вышвырнут за шлаг-
баум^ Люди цеплялись за жизнь, хотя
жизнь эта была очень убогая, непригляд-
ная.

Вепоминается статья М. И. Кали-
нина в «Известиях» о поездке в Гусь-
Хрустальный (в первые годы поеле
Октябрьской революции). Между прочим,
Михаил Иванович вспоминает такой эпи-
зод: зайдя в рабочую каморку, он застал
там много народу, гостей. Одна женщина

плясала на стуле. Михаил Иванович
заинтересовался: что это такое? Ему

’ ” > > 5
об’яснили, что это такой обычай... A

обычай плясать на стуле или на табурет-
ке пошел вот откуда — рабочие люди в
городке жили так тесно, так скученно,
что если приходили друг к другу в гости,
то повернуться было негде, и, если хоте-
106 от полноты души поплясать, то пля-
сали на том, на чем сидели,

Вот тай и жили. И все это было недазв-
но, менее тридцати лет назад.

Революция, как волна, взметнула горо-
док в новому. Оейчас Гусь-Хрустальный—

мы. Там прибыли десятки вагонов кнут,
украденных в свое время немцами и
библиотек республики, и т. д. ит. д.

Вот один пример из восотановительной
работы в республике. Недавно в Брагин-
оком районе Полесекой области праздно-
вал свое двадцатипятилетие колхоз имени
Тельмана. Богалю и культурно жили ero
колхозники до войны. Пришли немцы,
разграбили колхозное добро, уничтожили
лучшие хозяйственные постройки, ва]-
варски вырубили более десяти гектаров
прекрасного сада, уничтожили пабе.
Колхозники спасались в лесах и болотах
от гитлеровских людоедов. Зажончилаь
война, и колхозники любовно восстанав-
ливают свое хозяйство. Они уже органи-
зовали пять животноводческих ферм, по-
вышают урожайность своих полей, вос-
етанавливолот сад и пасеку. В этом году
они добились высокого урожая, хорошо
провели все сельскохозяйственные рабо
ты, досрочно рассчитались в госудыют-
вом по хлебопоставкам.

В чем же секрет успехов этого голхо-
за, награжденного до войны орденом
Ленина? В самих людях. Они на деле, ва
практике убедилиеь в огромных преиму-
шествах колхозного хозяйства, в безгра-
ничных возможностях улучшения своей
жизни, которые предоставил им совет-
ский строй. Сталинская Конституция
обестелтила им вое права. И неудивитель-
HO, что в дни самых суровых испытаний,
в дни тяжелой фантистокой неволи код-
хозники верили в свое освобождение, вв-
риши в налгу победу и делали все, чо
было в их силах, чтобы фазбить немецких
захватчиков. Вот почему люди колхоза
имени Тельмана, как и вое  советекие
люди Белоруссии, в таким энтузиазмом
восстанавливают разрушенное хозяйство,

Восстановительная работа в Белоруе-
вии проходит при братской поддержке
всех народов Советского Союза и в mop
вую очередь при помощи великого pye-
ского народа. Дружба народов, освящен-
ная Сталинской Конституцией, помогла
нам освободитьея от фашистской тира-
нии. Дружба народов помогает теперь
восстанавливать жилища, фабрики, Zav0-
ды, школы,

Велики трудности восстановления. Тя-
MONO elle жить в разрушенных городах я
деревнях. Еще многого нам нехватает, Но
мы знаем: трудности будут  преодолены,
все зависит от нашего труда, настой-
чивости, упорства. Советекий строй е-
здает все возможности для того, чтобы
возродить многострадальную — белорус-
скую землю. И это будет, ради этого тру-
дится, не жалея сил, белоруеский народ,
идет он вперед к светлому будущему.

Мнихась ЛЫНЬКОВ.
‚г. МИНСК. ?

Через шлагбаумы

`В двухетах километрах от Москвы есть

один из первых городов Владимирской об-
ласти. Там построены новые механизиро-
ванные заводы, несколько школ, клубы.
Разросся и сам городок, шатнув далеко 38
«хозяйские» шлагбаумы.

Население города выросло больше чем
в два раза. Туда приехали новые рабочие с
Украины, с Кавказа, из Вышнего-Волочка,
из-за Волги. Всем нашлась работа. Никто
не отнимает ‘у другого куска. И многие
приезжие пользуются глубоким уважением
60 стороны самых «коренных» жителей,

Недавно я встретилея с одним из своих
сверстников Александром › Васильевичем
Вурановым. Он жил в Пятой казарме
и звали его просто Шуркой. Теперь он—
директор одного из крупнейших заводов
на Урале, депутат Верховного Совета
СССР, человек, довольно известный среде
руководителей нашей промышленности,
Мы вепомнили с ним полосатые шлагбау-
мы мальцовского поселка и людей, кото-
рых советская власть вывела за эти шлаг-
баумы на большую дорогу жизни.

Вспомнили, что Иван Васильевич
Быстров, наш земляк и товарищ, работает
преподавателем в одной из.крупнёйших

военных академий, что поднолковник Ва-
силий Акимов служит ваенпредом в Сиби-
ри, что братья Тимофеевы стали москов-
вкими учеными, а Зина Южная была 66-
лорусекой партизанкой. Мы вопоминали
десятки имен наших земляков, которых
ветречали в.Москве, на Кавказе, в Сред-
ней Азии и даже в Берлине в День п0бе-
ды...

Мы с гордостью вепоминали и тех,
кто своим очень скромным и, может быть,
незаметным трудом переделал, переродил,
а точнее сказать, заново выстроил этот го-
род Гусь-Хрустальный, город замечатель-
ных мастеров-алмазчиков.

Марковы, Зубановы, Сысоевы, Калмы-
вовы, Опыхтины, Рябовы, Колотушкины и
десятки других вемей «коренных» жите-
ней Гусь-Хрустального, оставаясь в город:
ке, вышли из его прежней ограниченно-
сти. Вот недавно промелькнула в газетах
заметка о том, что Калмыков сделал одно
техническое открытие, очень важное дая
всей стекольной промышленности Совет-
ского Союза. Опытный мастер транильщик
Виктор Сысоев успешно обучает молодежь,
& художник алмазного узора Сергей Зуба-
нов занят работой для Всесоюзной вы-
ставки.

И вот, если оглянуться да сралитить ¢
тем, что было ‘совсем недавно — три-
дцать лет назад, то как далеко позади
остались полосатые «мальцовокие шлаг-
баумы»!

Они, эти «шлагбаумы», символизиро-
вали собою старый, укоренившийся по-
рядок жизни, те общественные устои,
на воторых повоились благополучие «хо-
зяев» и страшная, беспросветная жизнь
работников. Социалистическая революция
сломала «шлагбаумы». Трудящиеся сами
стали хозяевами и строят свою жизнь на
новых устоях. Закон их жизни — Cra-
линская Вонетитуция,

В. ПОЛТОРАЦКИЙ.

и