5)

—

<< СРЕДА, 5 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 285

я
y

(8895),

В полготовительной комиссии

Об’единенных наций :

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Вчера на
пятом заседании комитета № 5 (занимаю-
щегося юридическими вопросами) продол-
жалась дискуссия по австралийскому пред-

1 ложению 06 отсрочке выборов судей в
 и Международный суд до второй части пер-
 ,   Bo сессии Генеральной Ассамблеи. Фран-
„  цузский делегат, который раньше поддер-
  живал австралийское предложение на том
\, основании, что такая отсрочка,‘ возможно,
\\. позволила бы избрать судью от республи-
И канской Испании, отказался 3 декабря от
yp, ЭТОЙ поддержки.

: Делегат Южно-Африканского Союза 3a-
  явил, что, повидимому, большинство KOMH-
\ тета против австралийского предложения,
у. и поэтому он предлагает в качестве
‚ компромисса рекомендовать Генеральной
‚ Ассамблее, чтобы вопрос о выборах Меж-
  дународного суда был поставлен как мож-

Tana

Dr any.
My I.
> DM
№.
О
Dale
Дт

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС).
12 крупных организаций, в том числе Кон-

©с производственных профсоюзов (КПП),
ациональный негритянский конгресс, На-
циональная гильдия юристов, Американ-
tiny. ский фермерский союз, Национальная ассо-
циация содействия прогрессу цветного на-
селения, «Железнодорожное братство ма-
``’ шиниотов», в совместном письме, передан-
 1. ном в печать, заявили о том, что они на-
Ч чинают кампанию за ликвидацию комиссии
М палаты представителей «по расследованию
зи. антиамериканской деятельности».
пущи В письме заявляется, что эта комиссия
\л. является одной из руководящих антидемо-
и юратических организаций в Соединенных
Е Штатах. Американские граждане призы-
в 8аЮтся направлять членам палаты предста-
„’’   вителей письменные протесты против дея-
‘, И тельности комиссии и требовать ее ликви-
CNR) Zann.
Xo Член палаты представителей демократ
МАИ

Ним

Mt, fy

но ближе к концу повестки работы первой
части сессии.

Английский делегат Бекетт согласился

с предложением представителя Южно-
Африканского Союза.

Выступая с заключительным словом по
дискуссии, делегат Австралии профессор
Бэйли заявил, что, по мнению австралий-
ской делегации, все еще отведено мало
времени для выдвижения кандидатов в со-
став Международного суда.

Затем, состоялось голосование по австра-
лийскому предложению, которое было от-
вергнуто 26 голосами против 8. Далее
27 голосами против 3 комитет одобрил
рекомендацию исполкома о том, чтобы из-
брание судей Международного суда ‹о-
стоялось во время первой сессии Tene-
ральной Ассамблеи.

Кампания в США за ликвидацию „комиссии
по расследованию антиамериканской деятельносиие“

Паттерсон (от штата Калифорния) еще в
январе нынешнего года ‘внес в палату
представителей резолюцию о ликвидации
комиссии по расследованию антиамернкан-
ской деятельности. Резолюция была посла-
на в комиссию законодательных предполо-
жений палаты, которая все еще не вынес-
ла решения. Недавно Паттёрсон собирал
среди членов палаты представителей под-
писи под петицией, в которой содержалась
просьба о том, чтобы резолюция была зат»
ребована у комиссии законодательных
предположений и передана на рассмотрение
палаты представителей. Петицию подписа-
ли до сих пор 40 членов палаты предста-
вителей. Для внесения резолюции в палату
представителей необходимо 218 подписей.
Как предполагают, кампания, предпринима-
емая 12 организациями по всей стране,
будет способствовать дополнительному по-
лучению подписей членов палаты предста-
вителей под петицией,

—ы—ы=ы—.——„

та
itera,
ору
ty!
В 16}
) Dye
ALC
MONA

РИМ, 4 декабря. (ТАСС). По сообщению
римского радио, согласившись взять на себя
формирование нового кабинета, де Гаспери
начал совещания для распределения различ-
ных министерских портфелей.

мА

К правительственному кризису в Италии

Утром де Гаспери встретился во дворце
Киджи с представителями всех партий
прежней правительственной коалиции, за
исключением либеральной партии,

Tipe
тер
3480-

Пребывание Луи

АФИНЫ, 4 декабря. (ТАСС). 2 декабря
в Афины прибыл генеральный секретарь
Всемирной федерации профсоюзов Лук
Сайян. Он выступил перед представителями
местных профсоюзов с речью, в которой
елЫ, изложил основные принципы декларации
\10- Всемирной федерации профсоюзов и перечи-
jj - слил условия, на которых федерация грече-
‘тубы СКИХ профсоюзов может войти во Всемир-
тор ную федерацию профсоюзов.

р. Представители всех течений греческого

` оюзного движения приняли условия И
1 подписали соглашение, по которому они обя-
УЦ зуются уважать результаты выборов руко-
У. водства Всеобщей федерации труда Греции,
1B обеспечить свободное представительство в

qt, Ty:
NAAX I
vn, Ho

Сайяна в Греции

ней. организаций, свободное обсуждение и
ответственность руководства перед с’ездами
н конференциями, а также подготовить
устав федерации, основанный на принщипах
устава Всемирной федерации. Греческие
профсоюзы обязались в случае разногласий
между членами временного руководства фе-
дерации принять решение комиссии Всемир-
ной федерации, которсл будет состоять из

человек, представляющих крупнейшие
профсоюзы мира.

Сайян посетил премьер-министра Софули-
са, с которым обсудил возможность орга-
низащии в Афинах выставки Совета нацио-
нальнюго сопротивления Франции.

3 декабря Сайян выехал в Рим,

Военные действия на острове Ява

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению лондонского радио, английский
ая «Сассекс» водоизмещением в 10 ты-

эй 00- сяч тонн обстреливал индонезийские отря-
и ды, сосредоточившиеся в окрестностях Се-
зубы маранга.
ono 38 Вчера в Батавию прибыл командующий
воздушными силами союзников в Юго-Во-
сточной Азии вице-маршал авиации Парк.
61! ДЕЛИ, 4 декабря. (ТАСС). Радио Дели
910’ передало 2 декабря, что центр военных дей-
1015 ствий на Яве переместился в район Бандун-
Ним га, где сконцентрированы индийские части
ии! английской армии. вооружённые пулемёта-

one
meat
pout
ya ПАРИЖ, 4 декабря. (ТАСС). Парижское
\1ари! Радио сообщает, что в главный город Индо-
‚и. Китая Сайгон прибыло 8 американских
4300 транспортных судов, доставивших француз-
(фи ских солдат, которые примут участие в
(МИ борьбе против туземных повстанцев.

oct!
arty
not
wait

т  Два года войны и мира прошли после
(01° ой осенней ночи, но и сквозь дымку
СШ времени вижу я тихий свет улыбки на
i” Jaye матери, вижу так четко, словно то
(М была моя родная мать. Вот ее молодое
(00 разгоряченное лицо в хозяйственной за-
as  бое  склонилось в шумному огню, K
mi! устью русской печи с полыхающей в
и глубине соломой, лицо матери, мокрое от
(pt слез. Вею ночь, ловко переступая по сен-
‚1 ному настилу, среди смящих вновалку
создал, Олена Кочубей пекла пироги.
1 1 Пожилой боец Абалидзе, бывший хле-
‚ил бощек из Тбилиси, человек одинокий и
‚ош беспокойный, степенно помогал ей, —
?`. тотовил начинку— творог и картошку, ме-
и сил тесто, затем печной лопалой орудо-
 зад так же привычно и ловко, как за не-

„ сколько часов перед тем — штыком в
itt!” атаке, в бою за Хорол, один из тихих го-
18’ родков Полтавщины, уже оставшийся
и  тде-то позади.
№” Абашидзе, дивясь незнакомому полтав-
Ч” скому обычаю, размачивал в ведре вяле-
и” ные капустные листы, смачно принюхи-
j 0! Bares, расправлял рубчатый листок на
и М аопате, накладывал пироги и сажал в
(0 печь. 3
wl [lo cacoro paceseTa cTapHH cougar и
ох” Олена не сказали друг другу ни слова, и
‚ЗИ слезы не просыхали на ee лице даже от
ии буйного жара соломы, и солдату хоте-
  106ь расспросить ев о том великом горе,
  которое тлело в ее глазах.

На рассвете, собравшись уходить, с
большими пшеничными пирогами в ру-
.  Ках мы помянули добрым словом своих
  товарищей, которых потеряли во вче-
  рашней атаке.

и Скрестив руки, словно прислушиваясь
и к первым пушкам, заговоривитим спро-
\  сонок, молча стояла Олена у остывающей
‚ “ печи, на которой в предутреннем мареве
gor проступали цветы, пестрые, броские, лоз-
sl KO выведенные по белоснежному полю.
И, __ Har sro вы малюете сами? —
Ш  вдруг некстали, неожиданно для самого
‚ себя, спросил Абышидзе, словно это было
то самое важное, о чем он не решился

(Ai

Прибытие французских `

ми, мортирами и автоматическим оружием.
К индийским частям прикомандированы
танковые подразделения.

Пс сообщению корреспондента. британ-
ской радиовещательной корпорации из Ба-
тавии, индонезийцы концентрируют силы в
районе Бандунга. .

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Лондон-
ское радио сообщает, что на острове Ява
индонезийские войска произвели ряд атак
против английского штаба в Бандунге. Ан-
глийские войска продолжают бои в районе
Сурабайи. Индонезийские войска оказыва-
ют упорное сопротивление.

подкреплений в Сайгон

ское радио передаёт, что французские вой-
ска в Индо-Китае сломили оборону анна-
митов в 200 милях северо-восточнее Сайго-
на. В англо-французском заявлении гово-
рится, что французские войска нанесли
большие потери аннамитам.

Александр ИЛЬЧЕНКО

Eye)

заговорить с Оленой среди. ночи. Он
чувствовал, что молчание надо Hapy-
шить; что, если никто ничего не скажет,
женшина вот-вот  расплачется. Никто
этого не понял, и с сердитым удивлением
все смотрели на Абашидзе.

— Да ну, вас! — сердито отмахну-
лась Олена и, проглотив слезу, продол-
жала уже более приветливо:

— Я малюю по сырой глине утиным
пером... Я только вчера, к вашему при-
ходу, вот так их развела, — и вдруг
робко и смущенно улыбнулаь и показа-
лась нам совсем молодой. Она была кра-
сива, Олена Кочубей. Абашидзе успел
разглядеть ее еще в ночи, в отблесках
жаркого пламени, но большие глаза на
ее молодом лице были теперь совсем не
золотистые, как ему тогда показалось, а
прозрачно-серые, словно выплаканные в
беде. И снова тень пробежала по ее
бледному лицу, заметны стали чуть про-
ступающие веснушьи, когда она снова
тихо заговорила:

— Ешьте, ешьте, хлопцы. Вот и у
меня был сынок... И его помяните:; сего-
дня шесть недель, как...—и, чтобы не за-
рыдать, сразу начала о другом. — Я все
не смею попросить... Вы запишите мне,
как кого зовут из ваших, кого помянули
сейчас... — и потянулась к киотам в
углу.

— Хочешь за упокой души помя-
нуть? — понимающе спросил кто-то.

— Нет, — тихо возразила Олена и
проворно сняла с киота большую тяжело-
весную книгу, и протянула мне, за-
вернутую в тряпицу с прорехами, в
темных крапинах, расплывшихея по гру-

бой небеленой ткани, похожих на засох-

шую кровь. Я

Олена раскрыла книгу на предпослед-
ней странице. То был кусок немецкой
карты этого района. исчерченный и потер-
тый в работе, по ней, по бело-коричневому

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Арест 59 видных
японских деятелей’

ское радио передает, что в Японии по рас-
поряжению генерала Макартура арестованы
59 видных японских деятелей — военных и
политических лидеров, промышленников,
журналистов ист. д. Среди арестованных
8 бывших руководителей! японской военной
полиции, группа генералов, занимавших
командные посты в Китае и Маньчжурии,
два бывших премьер-министра — Хирота и
Хиранума, а также несколько’ министров
правительства Тодзио. Арестованы также
генеральный директор промышленного кон-
церна Мицубиси и руководитель агентства
Домей цусин.

Формирование в Японии
«единого фронта»
правых партий

ТОКИО, 23 ноября. (ТАСС). (Задержано
доставкой). Агентство Дзидзи цусин пере-
дает, что в ближайшее время по крайней
мере 13 японских правых политических пар-
тий и групп создадут свой единый фронт.
Задачей этого фронта будет являться веде-
ние «политической борьбы с голодом», под
флагом которой участники фронта попыта-
ются организовать по всей стране движе-
ние за сохранение системы Тенно (импера-
торской системы). Будущее покажез, будет
ли «единый фронт» правых групп вести
развернутую политическую борьбу против
народного фронта левых, создание которо-
го предполагается японской коммунистиче-
ской партией. Основным звеном правого
«единого фронта» является японская пар-
тия Кинро Тайсюто, возглавляемая Сейдзи
Миками, владельцем военного предприятия,
который неизвестен как политическая фи-
гура.

Недавно партия Кинро Тайсюто разосла-
ла 23 правым политическим партиям и
группам в Токио и в районе города пригла-
шение присоединиться к движению «по
борьбе с голодом». После двух совещаний
лидеры партий согласились создать сов-
местный орган правых групп под назва-
нием «совета всеобщей борьбы с голодом»
(Кига Тайсаку Киодо Toco Киогикай).
12 правых политических партий и органи-
заций приняли приглашение и присоедини-
лись к совету. Среди этих партий — «япон-
ская национальная партия» (Ниппон Коку-
минто), возглавляемая Кодама; партия «ве-
ликой Японии» (Дайниппон Кокумейто),
президентом которой является Сакаю Ода;
«автономная партия подданных императо-
ра» (Дзици Коминто), возглавляемая Иоси-
маса Като, одним из известных лидеров
шовинистов; проамериканская «партия фи-
лантропов» (Сирей Хакуайто) и др.

Переезд государственных
учреждений из Чунцина в Нанкин

ЧУНЦИН, 2 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению газеты «Дагунбао», в декабре’ нач-
нется переезд служащих различных китай-
ских учреждений из Чунцина в Нанкин.
Военное министерство решило полностью
переехать в Нанкин до 15 декабря. Часть
сотрудников министерств иностранных дел,
финансов, экономики, коммуникаций и про-
свещения выедет в Нанкин до 15 декабря.

Американская печать.
о выборах в Албании

НЬЮ-ЙОРК; 3 декабря. (ТАСС). Амери-
канская печать сообщает, что выборы в. Ал-
бании были проведены честно и организо-
ванно. Корреспондент «Нью-Йорк геральд
трибюн» передает из Тираны, что выборы
были «абсолютно справедливыми и голосо-
вание было тайным». Корреспондент сооб-
щает, что во время выборов царило празд-.
ничное настроение, народ танцовал на ули-
цах и пел: «Нас миллион, имы против ко-

роля». «Наибольший энтузиазм, — заявляет
корреспондент, — проявляли женщины-из-
бирательницы».

Лондонский корреспондент «Нью-Йорк
таймс» сообщает, что во время выборов в
Албании царили полный порядок и спокой*
ствие. Корреспондент отмечает высокий
процент участвовавших в голосовании.

Корреспондент агентства Ассошиэйтед
пресс в Тиране также подчеркивает, что вы-
боры прошли спокойно. fl

Kunuta weousuu

полю, с частыми строчками латинекого
петита, чья-то рука вывела несколько
слов: «Вот люди: они умерли, чтобы вы-
жило вое наше село», & ниже был список.
В нем часто повторялась распространен-
ная в тех краях фамилия Кочубей. И по-
следним из этих Кочубеев был Кочубей
Петро. Мы лишь потом узнали, кто был ее
сын, но все почувствовали тогда его
присутотвие в этом списке, хотя никто не
посмел‘ спросить.

Я вносил в книгу имена товарищей,
вчера погребенных в общей могиле на
околице сеха, и все, кто был в хате, под-
сказывали имена и домашние адреса, а
Олена беззвучно шевелила губами, повто-
ряла, словно стараясь запомнить не-
привычные названия русских, грузин-
ских, литовских городов и селений, откуда
пришли сюда воины, сложившие свои го-
ловы в бою за это’ село...

Потом все замерли в тяжком молчании.
Когда ae попросила записать на па-
мять на отдельном листе и наши имена,
тех, кто провел эту ночь у нее в доме,
Абашидзе вдруг оживился, диктуя е мно-
жеством ненужных подробностей свой
Тбилисский адрес. Й стал первым в списке
живых, и, когда я закончил еписок, про-
тянул руку к тяжелой рукописной книге,
попрежнему лежащей на куске сурового
полотна, и раскрыл ее в самом начале, и
все мы не сразу поняли, что за чудесная
книга была перед нами.

Это совсем необычная книга, е больши-
ми, зачитанными до прозрачности, разно-
цветными страницами. Крупными печат-
ными буквами была написана книга, что-
бы никто не признал почерка, на бумаге
всяких сортов и оттенков, какие у кого
нашлись, — и на обыкновенной белой, и
на розовой — вырванные листки из ста-
рых гросебухов — и/на школьных картах,
и на больших глянцевитых листах какого-
то ботанического атласа.

Печатные буквы, старательно  выве-
денные разными чернилами,  нестройнэ
бежали по сизым гроздьям винограда, 110

\ Bo: UM a:

Когда поднимешься по тропинке сре-
ди свежих развалин на вершину высоко-

го холма, господствующего над Нюрнбер-.

гом, и встанешь лицом к крепостному рву,
то впереди себя увидишь новый город.
Это однообразные и скучные, тускло се-
рые дома с красновато-оранжевыми кры-
шами, да кое-где фабричные трубы. Воз-
дух сырой и неподвижный. Фабричные
трубы не дымятся, и в сыром и неподвиж-
ном воздухе они кажутся особенно длин-
ными и бесплодными.

Вокруг холма изголуба-серая крепост-
ная стена. В ней-то и заключен старин-
ный средневековый город, которым так
кичилея Нюрнберг. Город не велик и
сильно поврежден снарядами. Вгаяды-
ваешься и с трудом находишь уцелевшее
здание. Черепичные и шиферные крыши
унесены и раскиданы взрывной волной,
но балки целы, и оттого кажется, что го-
род недостроен. Домики, тонкие и узкие,
как бритва, стоят, тесно прижавшись
друг к другу.

Вправо над тобой нависает угрюмая
пятиугольная башня. Эта‘ базня из тем-
но-серого, шишковидного камня венчает
собою старинный город, & стало быть, и
весь Нюрнберг. Скверный, скажу вам,
этот венец! В башне почти от самого
подножия ведут вае пространные немец-
кие надпиеи, прибитые музейными людь-
ми, которые вряд ли находили в этой
надписи какую-либо иронию. Надниси ©0-
общают обстоятельно, как пройти к бали-
не, где находилась камера пыток и Pye
жила, обитала, тах сказать, в полном
благополучии знаменитая нюрнбергекая
«железная дева».

Вее мы давно когда-то читали об этом
средневековом снаряде для пытки. Внут-
ренние стенки снаряда  утыканы были

гвоздями и посредством 060бых рычагов
в случае необходимости приводились в
действие. Стенки сжимались, впивались
в тело, и железные гвозди пронизывали
человека насквозь. Человек умирал в
ужасающих мучениях. И какое нужно
иметь сухое, холодное и грубое вообра-
жение, чтобы придумать такой снаряд и
дать ему такое название! Как нужно не-
навидеть мир, презирать его, чтобы пыт-
ку сравнить ‘с тем существом, которое
дает столько радости миру!

Поджигатели агрессивной войны, за-

говорщики против мира и счастья чело-
‚вечества, которые сидлт сейчас на скамье’
подсудимых в Нюрнбергекой палате юсти-
ции, в те дни, когда они правили Герма-
нией, любили кричать 0’ вековечном гер-
манском духе и в том числе о средневе-
ковых традициях и заветах. Но среди
средневековой красочноети, среди песен,
архитектурных памятников или живопи-
си им по духу оказалось только одно —
вот эта, самая камера пыток. вот эти душ-
ныв и сырые подвалы и подземелья сред-
невековья, вот эти клоповники.
‚ ‚Налднях на суде выступал свидетель,
некий немецкий генерал `Лахузен, по-
мощник начальника контрразведки и
подчиненный фельдмаритала Кейтеля. Чи-
тателю уже известно выступление. этого
матерого контрразведчика, и я не ео-
бираюсь повторять рассказ о его выступ-
лении. Я хочу только обрисовать вам
силуэт Лахузена и хочу остановиться на
двух его фразах, циничность которых
меня поразила. Мне думаетея, что эти
фразы необыкновенно ярко и выпукло
показывают нам сущность ‘суб’ектов, с
которыми суд имеет дело.

Позади свидетельского пульта находит-
ея большой белый экран, на котором по-
казывают фильмы или дизграммы, имею-
щие отношение к процессу. Тахузен, вы-

тому, что он представляет

сокий, пленшивый, длиннолицый, когда
говорит, лицо его делается лососево-
краеным, & необыкновенно длинные руки
часто взметываются кверху и тогда тень
их прыгает ‘по экрану, и кажется, что эта
‘тень не имеет отношения к свидетелю, а
тень другого фалшиета, который, быть
может, еще не пойман, но’ которого надо
непременно поймать, допросить и судить.
На лысом багровом черепе Лахузена, по-
перек две черных ленты, поддерживаю-

узорчатой зелени простого  тысячелиет-
ника. Переписывали книгу, повидимому,
исподволь, таясь, в сотнях экземпляров,
п читало ее великое множество людей.

Олена и сама не знала, чья’ неумелая
рука нарисовала в’ самом начале книги
знакомый дорогой портрет, кто был пер-
вым переписчиком. Олена знала толь-
ко, что последним был ее сын, — он хо-
дил с этой книгой по селам, и ему те-
перь исполнилось бы уже шестнадцать
лет, — но ничего тогда не сказала нам
о сыне. Она рассказала лишь, как эту
большую книгу при немцах тайно пере-
носили из дома в-дом, как самое грозное
оружие... Она рассказала об этом и замол-
чала вновь. И мы замолчали и на минуту
забыли, что на соседнем участке уже за-
вязывается перестрелка, что вот-вот по-
сле короткой передьшики снова итти всем
вместе в самое пекло войны. 3

Тихо шелестели страницы под рукой
Абашидзе, и все смотрели на его емуг-
лые длинные пальцы, еловно  завидуя
их жаркому прикосновению. И вдруг он,
весь подавшись вперед, словно  подчи-
няясь какому-то влаетному зову, начал
тихо читать дазно знакомые слова, и все
в них засверкало немеркнущим блеском,
и все в них показалось’ тотчас таким но-
вым, всеоб’емлющим и более величеет-
венным, чем когда-либо, все звучало
откровением, вее было так, будто мы слу-
шали это впервые; и голое, и спокойная
человечная интонация Абашидзе подчер-
кивали проникновенный емыел слов вож-
дя, которые по радио все мы слыхали
не раз.

— <...Советская власть, — читал Аба-
шидзе, — уничтожила безработицу, про-
вела в жизнь право на труд, право на
отдых, право на образование...» И мы
вдруг остро ночуветвовали: у людей, очу-
тившихея в рабстве, у людей, которые
переписывали этот текст, тогда ничего
этого уже не было. и эти слова, такие
привычные и будничные, вдруг прозву-
чали в старой селянской хате, как при-
зыв. Солдаты, сидевшие вокруг стола,
вдруг ясно представили себе, что все
перечисленное в этой толстой рукопис-
ной книге — основа основ нашей жиз-

6 Уду

Всеволод ИВАНОВ

и}

щие наушники. Металлически поблесви-
вают никелированные кончики наушни-
ков, и блеск их падает на мокрый че-
реп Лахузена. Слушая его, делаешь уси-
лие, чтобы не дрожать от негодования,
чтобы запомнить, чтобы рассжазать вам
все 10; что ` видел и слышал. Ha
допросе Лахузен показал, что Кейтель
передавал ему приказания 0б организа-
ции убийств, показывал свидетель и о
TOM, что он знал о мучениях, которые
свершачди над русскими пленными в лаге-
рях, как и о том, что русских военно-
пленных клеймили.

И вот наступает перекрестный допрос.
Защитник Кейтеля спраптивает: . «Свиде-
тель! По германскому праву,’ неосведом-
ление властей о каких - либо известных
вам преступных мероприятиях несет за
собой наказание смертную казнь. Осве-
домляли ли вы полицейские власти о
замьшиленных убийствах, о которых вам
становилоеь известно?»

На белый, гладкий, ослепительно бе-

лый экран взметывается тень огромной.

руки, похожая на решетку. Свидетель
выпрямляетея во весь свой длинный рост
Y темносерого рупора микрофона, и на
весь зал медленно и отчетливо раздает-
ся: «Я знал 0 ста тысячах убийств.
Не мог. же я сообщить в полицию о каж-
дом этом убийстве!.» И, почувствовав,
вилимо, раздражение при мысли, что он
мог заниматься такими пустаками, как
сообщение в полицию о задуманном убий-
стве, свидетель откидывает назад свое
длинное тело ‘и насмешливо смотрит на
защитника. Право? Полиция? 0 каком
праве и о какой полиции изволите спра-
шивать меня, милосгивый государь? —
казалось, говорил его взгляд. ;

А незадолго перед этой сценой на до-
просе Лахузена произошла другая, не ме-
нее страшная. Лахузен пространно рас-

`сказывал, что он лично, а равно и неко-

торые другие офицеры разведки проте-
словали против приказов о `расстрелах
пленных. На чем же основывались эти ва-
ши протесты? —— спрашивают его. Он
отвечает: на основании того, что солда-
TH, которые брались нашими войсками
в плен, убивались вскоре нами же. В мой
отдел входили солдаты, которым я пору-
чал эти задачи,

Я рассказал об этом свидетеле не по-
собой та-
кую уж крупную фигуру. На фоне таких
фигур, как Геринг, Шахт или Риббентроп,
он, конечно, фигура не. крупная и не по-
разительная. Но для того, чтобы узналь
хозяев, нужно знать и их поверенных. А
для обрисовки нравов и обычаев фалниет-
ских главарей фигура Лахузена, конеч-
но, весьма типична. Надо полагать, та-
ких фигур появится на суде немало.

Но пока обвинение поддерживается и
опирается главным образом на докумен-
ты. Эти док

был долоий и неутомимый труд, и нужно
быть признательным тем, кто обнаружил
эти документы, раесортировал их и пре-
доставил на суд всего человечества, ибо
это поистине суд, которого никогда не
было еще в истории и в котором заинте-
ресовано вое человечество. Благодаря
этим документам мы имеем теперь воз-
можнюсть увидеть и вемотреться в то на-
правление,
явился призрак этой чудовищной войны,
откуда появился фашизм, где и как он
вырос и какими методами действовал, и
на какие доктрины опирался. Одно дело—
видеть следы преступления. Другое дело—

встретиться .е преступниками с глазу на

тлаз, уличить их и наказать. И докумен-

ты, которые мы слушаем сейчас, которые.

видим в огромном количестве, позволяют
нам видеть преступления фантизма во
всем их об’еме и во всех его истоках.

Я нахожусь в зале процесса уже ‘свы-

ше недели. Когда я впервые вошел сюда,

я вскоре услышал слова представителя

ни — и есть тот флаг, под которым при-

шлось воевать.
Статьи и речи Сталина много и много
раз переписывались рукой

говорилось ни елова 06
войне: это был доклад товарища Сталина

о проекте Конституции 6 самим тевотом

нашего основного закона,
Абашидзе читал и читал, водя паль-

цем вдоль неровных строк, пролегающих

по голубым морям на школьной карте.
«Новая Конституция СССР будет мо-

ральной помощью и реальным подепорь-

ем для всех тех, кто ведут ныне борьбу
против фашистского варварства».

мы слушали, и аплодисменты, когда-
то отмеченные кремлевскими
фистками, сливались для нас с грохотом

артиллерийской подготовки очередного и
неотвратимого нашего шага вперед. Нас

еще не звали к делу, и, оттягивая пое-
‘ледние минутки, чтобы еще хоть немно-
го побыть в теплой хате, мы сидели,
думая каждый 0 св0ем, — и вдруг
многие из нас остро и.мучительно ощу-
тили, как до начала войны порой не
умели мы ценить всех благоприобрете-
ний нашего’ народа, перечисленных в
этой книге... Мы ходили по своей 00-
ширной земле и не замечали порой ни
собственного счастья, ни смысла простых,
повседневных и таких великих дел. А
теперь... каким ясным светом снова за-
сияли над воюющим человечеством мир-
ные, жизнеутверждающие слова Сталина...

Так и ушли тогда из хаты Олены Ко-
чубей все эти люди разом — прямо в
бой — с просветленными душами, и еще
долго затем длились душевные разгово-
ры, — их зачинал всегда, конечно, Аба-
шидзе, беспокойный тбилисский хлебо-
пех...

Совсем недавно я встретил его в Харь-
KOBE, такого же порывистого, помолодев-
шего, уже без погон. Я и раньше слыхал,
будто бы он не вернулся домой, а посе-

лился где-то на Полтавщине, занялся там
какими-то колхозными делами и даже ус-

‘важность. И

енты подобраны тщатель-
нейше и заботливейше. Видно, что это

откуда много лет назад по-

воюющего
народа, и каждое слово его было путе-
водной звездой во мраке фашистской не-
воли. В книге, которую посчаетливиловь
нам увидеть в хате у Олены Кочубей, не
Отечественной

стеногра-

mer

американскотю обвинения, что сейчас бу-
дуг оглалнены документы, неизвестные
еще истории, предетавляющие огромную
действительно были огла-
шены документы огромной сокрупитель-
ной силы. Когда я слушал их, мне каза-
лось, что сама история сейчае бледна от
волнения и что ей вряд ли казалось ве-
роятным существование и появление та-
вих бумаг в роде известного «завещания
Тиглера», запиеанного его ад’ютантом.

Глядишь на них и видишь, чо и по-
ныне это активные беспощадные и
метительнейшие враги. У них, мне ка-
жется, и поныне еще прыгает  внутвя
некая надежда на продолжение своей
жизни. Надежда эта, конечно, крошеч-
ная, не больше блохи, а из блохи, как ни
прикидывай, а голенища не выкройшь.
И недаром защитник Гесса высказал жс-
лание своего клиента заняться лечением,
когда окончится процесс. Как видно; эти
завоеватели пространств еще’ мечтатт о
пространстве, тогда как они доллины по-
лучить и получат как-раз то простран-
ство, которое образует крепкая, туго на-
тянутая веревка в форме петли” Это не-
избежно и это необходимо.

Нланомерно, методически внимательно
идет‘ оглашение документов заговора про-
тив человечества. Пункт за пунктом,
часть за частью вырастает та гора дока-
зательств, которые чанесут смертельный
удар фашизму здесь, на суде, ках был ему
уже нанесен удар на поле сражения. На-
роды земли и главным образом народы
зоветского Союза в кровавых и тяжких
боях завоевали право на справедливый
суд. Врасная Армия предоставила воз-
можность и силу теперелгнему высокому
суду народов полностью векрыть факты
агрессии, террора, налругалельства над
‘человечностью, полностью вскрыла заго-
вор против мира. Ради справедливости
шли вперед наши войска. Именно за ее
торжество сражались они и били врага
под Москвой, дрались за Сталинград, би-
лись на Украине, шли через Вислу, про-
ходили через Карпаты, брали Берлин.

И справедливость восторжествует.
Преступники будут наказаны. И они бу-
дут наказаны не только во имя востоми-
наний того страшного и ‚ужасающего
прошлого, во имя той войны, которую они
создали и виновником которой они были.
Они будут наказаны и во имя будущего,
которое они хотели уничтожить, потому
что будущее — это творчество жизни.
Жизнь не только воспоминание. Жизнь—
это творчество. А преступники, сидящие
на скамье подсудимых, яростные нена-
вистники и жизни, и творчества. Это на-
столько очевидно, что вряд ли для этого
потребуются особые доказательства. До-
статочно бросить беглый взгляд на них,
чтобы понять это.

Дня три назад читались документы,
относящиеся в «аншлюссу» и присоеди-
нению Австрии к так называемой «вели-
кой Германии». Я записывал оглашаемый
‚документ. Вогда я поднял глаза, чтобы
отдохнуть, и провел. ими по залу, мой
взор встретилея со взглядом Геринга. Он
сидел в своем: сером френче, обловотив-
шись о перегородву, наклонив голову, и
глядел на нес пристально, не сводя глаз.
Разумеется, он. не знал, что это места

„ боветекой прессы и что он емотрит на со-

ветених писателей. Ему было все равно.
Он видел врага, и, боже мой, сколько не-
нависти и злобы можно было прочесть в
этом тяжелом, угрюмом и неподвижном
взоре. Шеки его приподнялись, губы вы-
тянулись в ниточьу, глаза смотрели на-
пряженно и зло. Сквозь нас он направ-
лял свой ненавидящий взор на весь мир,
на вое человечество. Каким пыткам, ка-
ким истязаниям он хотел бы подвергнуть
всех нас, дай только ему силу: что «же-
лезная дева», что средневековые казни!-—
в его мозгу теперь столько придумано для
нас казней, столько пожаров и разорений,
столько мук и терзаний!.. Этот взрляд,
6 которым мы ветретилиеь случайно, го-
ворит о чудовищной ненависти, которая
не утихла. и которая не утихнет, пока ее
не перехватит веревка.

пел обзавестись ‘семьей... Мы 6 них
вспомнили тех, кого уже нет, и тех, кто
в мире здравствует, и вдруг старый сол-
дат спросил:

нашу книгу не забыли?

—= Такое не забываетея никогда. I
книга, и Олена, и все то осеннее утро...
А ведь и я тоже не мог ничего за-
быть..: Вы знаете, кацо; всю войну мне
чудилея запах капустных листьев; на ко-
торых я пек тогда пироги...

А вы о той книге что-нибудь елы-

хали? $

— Внига жизни 8 больном ходу
по всей околице. Что? Когда успех там
побывать? Я ведь живу там..} и все лад-
но. Я да Олена... Только вот О:
никак не можем вернуть домой... не дог-
нать ее — пошла по селам из района в
район, и ‘уже слышал я ‘про нев всякие
Чудеса — отовсюду идут поглядеть на’
нее. Только вот Олена плачет и плачет
по ней... Чего ‘она плачет? А вы разве не
знаете? Ведь еще тогда завернула она
ее, помните, в. тряпицу, кусок ‹урово-
го полотна, с пятнами каг будто кровя-
ными... Помните? То был уцелевший ку-
сок сорочки. Ее сына в той сорочке рас-
стреляли... И вот совеем недавно, по ста-
рой памяти, ставлю я сам опару, тесто
замесил, работаю и говорю eli: «