ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

Историческое сражение

Генеральное сражение под Москвой
продемонетрировало всему миру силу
Советского государства, его способность
не только защитить себя от фамистеко-
го нападения, но и организовать могучее
наступление для разгрома фашизма,

Первое наступление на Москву немцы
предприняли 2 октября 1941 года. Про-
BOAHAOCh OHO центральной группироз-
кой войск противника в составе двух
полевых и трех танковых армий. Олно-.
временно северавя группировка  немец-
вих армий наступала на Ленинград, юж-
чая — в направлении Донбасс Ростов-
на-Дону. Наступление на Москву’ занк-
мало важнейшее место в разработанном
гитлеровцами «плане Барбаросса», плане
молниеносной войны против СССР;
Заатодаря  громадному  превзоходотву
в силах пентральней группировке не-
моцких армий. о удалось значительно
продвинуться вперед. Одязко советские
бойцы сорвали наступательные планы
противника. Ведя тяжелые оборонитель-
ные буи, они мужественно отстаивали
зывдую пядь родной земли, нанесли
немцам тяжелые потери и на рубеже
восточнез Волоколамка, Можайска, Ма-
лоярославца, Калуги, западнее Тулы sa-
держали наступление нёмцев.

Потерпев неудачу, противник не ‘отка-
зая от. своего плана. Гитлеровекое
командование о стало готовить новое
большое наступление ‘с целью окружить и
захватить Москву. Для выполнения этой
задачи на дальних подступах к Москве
было сосредоточено тринадцать танковых,
тридцать три пехотных и пять мотопехот-
ных дивизий. Эта невиданно огромная
масса войск насчитывала в своем составе
300—350 тысяч солдат и офицеров, .свы-
ше тысячи танков, свыше 3.000 орудий
и 800 самолетов. Мощным ударом отбор-
ных частей гитлеровское командование
номеревалось в короткий срок выполнить
свой план по захвату Москвы. :

Подготовка немцами нового наступ”л=
ния была своевременно обнаружена на-
шим командованием, которое немедлен-
но приняло необходимые меры. В Мос-
кве и прилегающих к ней районах было
введено осадное положение. Трудящиеся
Москвы были призваны к героической
защите столицы, а оборона ее на рубе-
жах, отстоящих на 100—120 километ-
ров западнее, была поручена командую-
щему Западным фронтом генералу армии
Г. . Жукову:

В короткое время столица нашей ро-
дины Москва превратилась в неприступ-
ную крепоеть. На подступах и в самом
городе были возведены прочные 0биро-
нительные вооружения, на заводах совег-
ские люди ни на минуту не прекращали
работы по выпуску вооружения и бэе-
припасов, с востока к столице непоерыв-
ным потоком подвозилось все необходи-
мое для жестокой схватки с врагом. Мос-
ква превратилась в единый вооруженный
лагерь.

Началось  тенеральное  наступлечие
немцев на Москву 16 ноября 1941 года
ударом из района Волоколамска,  Раепо-
ложенная здесь группировка противника,
насчитывавшая в своем составе семь
танковых, двё моторизованных и четыое
пехотных дивизии, имела задачу разгрэ-
мить противостоящие части Красной Аз-
мии, с сезеро-запада нанести главный
удар на Москву. а частью сил  чэрэз

митров, Загорск обойти столицу.

Еще накануне немцы с целью обеепе-
чить свой левый фланг наступали в
сторону Московекого моря. 16 ноября
перешли в’наступление части противни-
ка, расположенные южнее. Имея громад-
ное превосходство в силах и особенно в
танках, немцы потеснили наших бойцов
и стали продвигаться в направлении
лин и Истра.

Силы в тот период были слишком не-
равны, Немцы, имея в два с половиной
раза больше танков, оттеснили Hale
части и подошли к городу Клин. Четыре
дня возле города шли напряженные бои
Коасноармейцы сражались с небывалым
упорством. Однако сдержать бешеный
натиск бронированного врага они не
могли и вынуждены были,  изматывая
противника, отходить на восток, Немцы
захватили город и стали продвигаться на
Дмитров и Голиечкогорск. Еще более ор-
ганизованное сопротивление  советекие

жи к
Полковник Н. БАКАНОВ
жж к

бойцы оказали в районе города Истра.
Здесь семь: суток не умолкал шум небы-
валой по напряжению битвы. Противняк
вводил в бой все новые и новые розервы,
и 27 ноября «го танковые части оваёдс-
ли Истрой и стали развивать дальнейшее
наступление. ,

В первых чиелах декабрл северная
группировка немециих Boner, понеся
большие потери, вынуждена была при-
остановить наступление. Ни одна из пз-
ставленных ей задач выполнена не была.

Одновременно немпы наступали и на
южном крыле Западного фронта. Здесь
действовала группировка противника в
соетаве четырех танковых, двух мохани-
зированных и четырех пехотных дивизий.
Этой группировке вемецким  командова-
нием была поставлена задача захватить
Тулу, прорваться на Каширу и Серпухов,
нанести удар на Москву, а частью сил
через Коломну обойти Москву с востока
и соадиниться с ‘войсками северной груп-
ие немцев.

Южная группировка, ядром которой
являлась 2-я танковая армия Гудериана.
не могла взять Тулу. Части  Кравной
Армии совместно ‹ трудящимиея города
организовали непроницаемую оборону, о
которую разбнлись все атаки врага. Од-
нако немцам удалось потеснить наши.
части южнее и после упорных бозв Ba-
нять Стазиногорек, exer, Михайлов,
Положение осложнилось после того, лак
сильная танковая Группировка Hewes
обошла Тулу с востока ¢ намеренгом
окончательно окружить ее. Другие чзете
немцез продвигались на  Каширу и
Рязань.

В этой трудной обстановке  советекие
войска, расположенные на левом крыле
Западного фронта, сохранили  полиле
спокойствие. Занимая позиции вору
Тулы, они героически обороняли _ гэзод-
герой и не отступали ни на один шаг.
Это позволило командованию Красной
Армии сосредоточить в районе Каширы и

`Рязани свежие’ силы, которые и задер-

жали дальнейшее наступление немцез,

28 ноября твардейская конница гене-
рала Белова нанесла первый удар по ю’к-
ной группировке Bolick противника и
заставила его откатиться к Мордвосу.
`Последующими ударами советские войска
отбросили немцев к Веневу.

Действовавшая в центре группировка
немецких войск в составе пяти армейд-
ских корпусов и двух танковых дизизий
наступала на Можайском направлении.
Ее задача, по замыслу немецкого коман-
дования, состояла в том, чтобы прорвать
фронт нантих частей у Звенигорода и
Наро-Фоминска и выйти на Московскую
автостраду, создав таким образом внутри
большого кольца малое окружение.

В, течение двадцати дней Красная Ар-
мия, сдерживая бешеный натиск против-
ника, веда, тлжелые оборонительные бои
на огромном фронте протяжением в 350
километров. Это была  беспримерная по.
своему напряжению борьба всего совэт-
скоги народа, организатором и вдохнови-
телем которой был товарищ  Сталив.
Несмотря на громадное превесходство в
силах, и особенно в танках, противнику
не улалось пробить брешь в обороне
столицы. За двадцать дней центральная
группа немецких войск  израсходовала
всв свои резервы и потеряла за это время
только убитыми 55 тысяч солдат и офи-
церов, 777 танков, 178 орудий и много
другого вооружения.

В начале декабря у сотен Москвы по-
прежнему шли кровопролитные бои, но
обстановка на центральном направлении
резко изменилась. Наступление обескров-
ленного и ослабленного врага было оста-
новлено. Его силы значительно уменьши-
лись, & разобщенные фланговые группя-
ровки оказались в мешках. В это же врз-
мя наши силы в связи с подходом pesep-
вов Главного Командования неизмеримо
возросли. Мы стали сильнее, противник—
слабее,

Этот благоприятный момент немедлен-
но был использован. В нужный момент мо-
гучие резервы Красной Армии оказались
там, откуда они могли нанести против-

ИОН LAAN

тои по

нику наиболее чувствительный удар в

самое слабое и уязвимое место. 6 декаб-

в Красная Армия по приказу товарища
алина перешла в контрнаступление.

С востока, с севера и с юга на флан-
говые группировки противника, значи-
тельно выдвинувшиеся виеёред, обрушил-
ся удар невиданной силы. Немцы, гото-
вившиеся торжествовать победу, вынуж-
дены были вначале отбиватьея от ярост-
ных атак советских бойцов, а  залем
повернуть на зашал. На каждом удобном
рубеже сни пытались организовать ©0-
противление. Однако все их усилия оказа-
лись тщетными. Хорошо оснащенные и
вооруженные части Красной Армии по-
вели наступление такими темпами, KOTO-
рых никак нз могло ожидать гитлеров-
екое командование, He раз сообщавшее
0б окончательном уничтожении Красной
Армии. В сражении под Москвой Ерас-
ная Армия фазбила расчеты Гитлера,
нанесла первый, мощный удар прослову-
тому «плану Барбаросса».

Весь мир был поражен внезапным по-
воротём событий. За границей немало
было людей, которые считали, что Совет-
ский Союз долго не продержится и Гит-
лер вскоре будет торжествовать свою по-
беду. И вот наступило время, когда на
многих участках фронта отборные части
«непобедимой» гитлеровской армии, рзё-
считывавшей до наступления зимы захва-
тить Москву и разделаться с Советским
Союзом, в панике отступали на запад. И
друзья, и враги поняли, что наступил
перодомный момент в войне, что оенов-
ной план и методы войны гитлеровского
генерального. штаба потерпели крах, что
могучее Советское государство с честью
выдержало самое трудное испытание. =

13 декабря Советское Информбюро уже
сообщило © проваляе ‘немецкого . плана
окружения и взятия Москвы. В этом с00б-
щении говорилось, что к исходу 11 де-
кабря войска генерала Лелюшенко заняли
Гогачев, окружили Клин. Войска генерала
Кузнецова освободили город Яхрому и вы-
шли юго-западнее Клина. Войска началь-
ника штаба генерала Сандапоря заняли
Солнечногорск. Войска генерала Рокоссоз-
ского выбили немцев из Истры. Войска
генерала Говорова заняли район Вулебя-
кино — Локотня.

Успешно продвигалась Красная Армия
и на аевом фланге Западного фронта.

15 декабря советские войска по-
сле упорных бозв в районе Kanna за-
хватили город и стали быстро продви-
гаться на запад. Попытки немцев закре-
питься на промежуточных рубежах усия-
ха не имели, и части Врасной Армии, на-
неся немцам тяжелые потери, к двадца-
тым числам декабря вышли на рубеж рек
Лама и Руза. На южном участке фронто
гвардейская конница генерала Белозаи
части тенерала Голикова теснили протиз-
ника в направлении на Крапивну и Ko-
зельск.

В итоге обе фланговые ударные груп-
пировки немцев были окончательно раз-
громлены, а остатки их отбоошены дале-
Бо от подмосковных рубежей. ©

20 январл 1942 года Красная Армия
после упорных боев вышибла немцев из
Можайска, Несколько раньше были взя-
ты города Верея, Боровск. Продвинулась
вперед и южная группа наших войск,
освободившая от немецких оккупантов
города Мосальск, Мещевек, Киров. .

В результате декабрьского контрнас-
тупления Красная Армия’ сорвала план
окружению и захвату

осквы и нанесла немцам столь. тяжелые
потери, что они вынуждены были отва-
заться от активных действий на этом
участке фронта, .

Выигрыш Красной Армии  генераль-
ного сражения под Москвой имел далеко
идущие последствия. Здесь была раз-
громлена главная ударная  группирозка
немцев. Советские войска, развеяв миф о
«непобедимости» гитлеровской армии,
вырвали инициативу из рук врага и, раз-
вернув наступление на других фронтах,
удержали ее в’ течение всей зимней кам-
пании 1941—1942 гг.

Советский народ и его героическая
Красная Армия под руководетвом велико-
го Сталина одержала всемирно-историче-
скую победу над врагом. Оталинская нау-
ка побеждать восторжеетвовала.

Первый матч футболистов Красной Армии

в Беллраде

Команда ЦДКА выиграла со счетом 4:3 4

Сегодня на переполненном центральном
стадибне Белграда в присутствии маршала
Иосипа Броз-Тито, д-ра И. Рибара, членов
югославского правительства, сотрудников
советского посольства и дипломатического
корпуса состоялась встреча между футбо-
листами Центрального Дома Красной Ар-
мии (Москва) и командой Дома Югослав-
ской Армии—«Партизан».

Столица Югославии — Белград любит
футбол. На белградском стадионе происхо-
дило немало футбольных схваток, Югосла-
вы с успехом выступали против многих пер-
вклассных европейских команд. В частно-
сти, в списке побед белградцев—выигрыш
} сильнейших команд Румынии, Турции,
Тольши, В 1939 году югославы у себя на
поле одержали победу над англичанами со
счетом 2: 1. 5

В Югославии любят своих футболистов. В
освободительной борьбе с немецкэ-фашист-
скими войсками они показали себя подлин-
ными патриотами. Футбольная команда
«Сплит» ушла в партизанский отряд и в
кэравном бэю полностью погибла. Команда
«Гайдук» также боролась в рядах партизан
и за проявленный героизм награждена оэ-
деном.

После войны футбол в Югославии стал
быстро возрождаться. В этом году B9306-
ковлен розыгрыш первенства страны. В нем,
помимо команды Дома Югославской Армии
— «Партизан», принимают участие также
команды «Красная Звезда», «Гайдук» и мно-
гае другие.

Шумными рукоплесканиями и возгласами
«Живио» встречает стадион появление со-
ветских футболистов. Исполняются госу-
дарственные гимны СССР и Югославии.

Команды выстраиваются в центре поля,
Их капитаны обмениваются дружескими ру-
копожатиями, преподносят друг другу бу-

кеты цветов. В 2 часа 10 минут по белград-
скому времени — перзый удар по мячу. `

Игра только началась, а на трибунах уже
волнение. Получиз мяч на середине поля,
наши аомейские футболисты перевели игру
на левый фланг. Здесь была фазыграна одна
из молниеносных комбинаций, которыми
славится команда Центрального Дома Крас-
ной Армии. Комбинация завершилась пу-
шечным ударом Щербакова по воротам.
Вратарь югославов‘ Глазер хотел в прыжке
поймать мяч, но тот уже был в сетке. Счет
1:0 в пользу москвичей. Зрители награди-
ли успех советских футболистов дружными
аплодисментами.

Неудача не обескуражила югославских
футболистов. С удвоенной энергией они бро-
сились к воротам москвичей. Превосходно
играют центр нападения Бобек`и левый ин-
сайд Матекало. Защита команды Централь-
ного Дома Красной Армии получает боль-
шую нагрузку.

Наступает восемнадцатая минута игры,
Мяч у советских форвардов. Расстояние
между ними и воротами югославской коман-

ды быстро сокращается. Защита югославов
пытается воспрепятствовать стремительному
натиску советских футболистов, но это им
не удается. Хорошю игравший в матче Фе-
дотов неотразимым ударэм забивает гол.
Счет 2:0 в пользу моекснчей,

Во второй раз приходился югославским
футболистам начинать игру с середины по:
ля. Однако команда «Партизан», показав-
шая себя в этом матче с самой лучшей сто-
роны, только ждала случая, чтобы изменить
ход матча. И вскоре такой случай ей, пред-
ставился.

События на поле менялись мгновенно.
Мяч несся от одних ворот к другим. В
один ия таких моментов он оказался у цен-
тра югославского нападения Бобека. Силь-
ным ударом в угол ворот он приносит сво-

^

ей команде первую победу. Это было на
двадцать пятой минуте игры. А уже через
минуту нападающий команды ЦДКА Нико-
лазв забизает в  ворота югославоз ответный
гол. Таким образом счет становится 3:1.

Игра на некоторое время переходит на
площадку хозяев поля. Команда «Парти-
зан» HE только цепко защишалась, но
время от времени отвечала короткими, но
острыми атаками, На тридцать девятой
минуте игры одна из таких атак увенча-
лась для них успехом. Матекало с близко-
го расстояния забил второй гол. Со счётом
3:2 заканчивается первая половина игры.

Во второй половине игры состав коман-
ды «Партизан» нескольк> изменился
Мзсто центра нападения занил Боб! Ми-
хайлогич. Темп игры не снижалея, хотя мо-
косе, изрытое поле мешало футболистам.
На десятой минуте Фелотову удалось до-
биться нозого. успеха. Югославскому врата-
рю Глазеру в четвертый раз пришлось вы-
нуть мяч из сетки своих ворот.

Судья все чаше и чаше  посматривает
на стрелки своего секундомера; До коица
нгры остализь считанные секунды. Bee
были убеждены, что матч  закэнчится со
счетом 4:2 в пользу советской команды.
Однако перед самым концом игры юго-
славский нападающий Сикорский забил пос-
ледний в этом выдающемся по спортив-
ному интерззу матче гол. Итак, игра 323+
<ончилась со счетом 4:3 в пользу совет-
‘ких футболистов.

Матч показал, что команда Централь-
чого Дома Красной Армии ‘в лице кЭман-
ды «Портизан» встретила опытного, физи:
чески хорошо развитого «противника».

Весь матч проходил ‘в исключительно
дружественной атмосфере,

БЕЛГРАД, 6 декабря. (По радно).

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Выставка изделий
пекой промьиилениости

Вчера в Москве в здании Наркомлегирома
СССР открылась выставка изделий легкой
промышленности. На ней представлены пока
четыре отрасли: трикотажная, чулочно-
носочная, ‘текстилыно-галантерейная и - Ро-
лозных убороз, Остальным отраслям будут
посэящены последующие выставки. :

Особенно ‘широко показаны на выставке
гзделия _ трикотажной ромышленности.
Здесь и вязаные жакеты, и белье, и детские
костюмы. Перед войной наши трикотажии-
ки выпускали красизые вещи. Сейчас; вер-
нувшись к мирному производству, опи дали
образцы, превосходящие то, что было освое-
=> до войны. Это относится в первую оче-
редь к экспонатам, представленным Загор-
ской в Косинской фабриками. Для обеих

‘характерно’ широкое использование? карод-

oso о сонамента, —- русского, украинского,
белорусского.

Новиякой на выставке являются изделия,
слеланные из набизного шелкового трико-
тажа: пестрые платья, халаты. В научно-
ксследозательском институте трикотажной
промышленности Наркомлегирома, где был
разработан способ набиэки, сейчас работает
набивной цех полузаводского типа. В скором
времени на фабрике имени Дзержинского
будет открыт цех набизного трикотажа,

Вольшая ‘часть экспонатов выставки
освоена или осваивается на предприятиях.

Всесоюзный конкурс
музыкантов-ислолнителей

Вчера в Москве начался второй тур Все-
союзного конкурса музыкантов-исполните-

лей. В нем участвуют сто инструментали-

зтов Й около семидесяти певцов, отобран-
ных после первого тура, который проходил
в столицах союзных республик и крупней-
ших городах РСФСР. Двадцать два`моло-
дых исполнителя присланы Украиной, по
девяти человек прислали Грузил и Азер-

байджан, шесть -—= Эстония, четыре — Бе-
‚лоруссия и т. д. От РСФСР участвуют во

втором туре девяносто человек, в том числе
сорок семь москвичей.

Второй тур продлится до 16 декабря. В
Доме актера жюри под председательством
В. Барсовой прослушает певцов. В Малом
Зале Московской конберватории будут mpo-
слушаны инструменталисты. Председатель
жюри по группе  инструменталиетов —
Д. Шостакович.

Шестнадцать лучших исполнителей будут
участвовать в третьем туре и получат зва-
ние лауреата Всесоюзного конкурса музы-
кантов-исполнителей. Третий. ve начнется
25 декабря в Большом зале осковекой
консерватории. }

Зимние каникулы школьников

Приказом народного комиссара просве-
щения РСФСР тов. В. П. Потемкина зим-
ние каникулы во всёх школах устанозлены
2 30 декабря по 10 января включительно.

Во время. зимних каникул намечено про-
вести спортивные соревнования, игры, ор-
ганизуются коллективные посещения теа-.
тров и кино, концертные вечера, и, утренни-
ки, встречи со знатными людьми. Во школах
и внешкольных учреждениях будут. устрое-
ны новогодние елки, .. ИЕ
‚ Для надзора за одетьми. обязательно уча-

‘стие во всех мероприятиях учителей в ра-
‚бэтникоз внешкольных учреждений.

(ТАСС).

Г алина Урбанович и Николай Серый

— абсолютные чемпионы страны
по гимнастике

Вчела вечером в Москве закончились
длизшиеся пять дней лично-комачдные со-
ровнозания на первенство страны по гим*
хастике. \ у

Звание. абсолютного чемпиона страны по
гимнастике зазоезали: среди женщин —
москвичка Галина Урбанович, среди муж-
чич — москвич Николай Серый,

Командные соревнования с большим прз-
имуществом выиграли москвичи. Второе `ме-
сто заняли гимнасты Украины.

° Ссееня Академии наук УССР

КИЕВ, 6 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). Сегодня в конференц-зале Академии
наук СР открылась декабрьская сзебил
Академии, обсуждающая план ‹ научно-ис-
следовательских работ институтов на 1946
DOM. +7» Г
Сассию открыл президент Академии Ге:
рой Социалистического Труда т. Богомолоц.
В своем вступительном слове он рассказал
се почетных. задачах, которые стоят перед
учеными Украины в деле возрождения на-
родного хозяйства нашей родины.

Содокладом о плане работ Академии вы-
‘ступил вице-президент Академии т. Палла-
ДИН. ;

Полмиллиона тонн нефти `
из одной скважины *

БАКУ, 6 декабря. (По tenet. от соб.
kopp.). Скважина № 537 тринадцатого про-
мысла треста «Лениннефть» вошла в строй
окэло Десяти лет назад. Она бесперебойно
работала и в годы войны. На+днях подзеден
итог добычи из этой буровой. Оказалось,
что она дала полмиллиона тонн горючего.

Тринадцатый промысел, на котором рас-
положена скважина № 537, является meve-
довым в тресте. Одним из первых в нефтя-
ном Баку он выполнил годовой план и до
конца года даст около сорэка тысяч тонз
горючего сверх плана. `

Успехи здравоохранения
в. Киргизской республике

ФРУНЗЕ, 6 декабря. (По телеф, от соб,
корр.). Закончилось продолжавшеося три

дня. собрание актива работников здраго-
охранения Киргизии. Доклад о противоэги-
демичезкой работе сделал народный комис-
сар здрэвоохранения. Киргизской ССР тов,
‚ Лавров. Из доклада видно, что в нынешнем
году количество желудочно-кишечных за-
болеваний в республике по сравнению. ©
прошлым годом сократилось втрое, Значи-
тзл: но уменьшилось также количество ин-
Рекционных заболеваний среди детей,

Второй докладчик — заместитель наоко-
та здравоохранения республики тов. Удер-
ман указал, что сейчас в Киргизии 107 болъ-
чиц, из которых восемьдесят — на селе, В
Зудущем году предполагается
районах еще, восемь больниц. На базе эва-
когоспиталя ‘организуется лечебное, учреж-
дение на триста коек для инвалидов Оте-
чественной войны:

После докладоз состоялись прения.

Совнаркома Киргизской ССР тов. Раззаков.

‚люционно ~

открыть в

ПЯТНИЦА,

Умер Владимир Леонтьевич Комаров
один из- корифеев современного еотество-
знания, ‘Патриарх советских’ натурали-

‚сто, крупнейший исследователь русской

природы, многолетний президент Акадё
мии наук СОСР, выдающийся государ-
ственный деятель. Младший. современник
Менделеева, Сеченова, Павлова и Тими-

`рязева, В. Л. Комаров продолжал в 69-

веткой науке лучшие традиции прошло-
го и стал одним из самых замечательных
ученых великой Сталинской эпохи,

В. Л. Комаров у. в Петербурге в
1869 году. В 1890 тоду он. поступил в

Петербургский университет. Уже на
университетской скамье В. Л. Комаров
стал на позиции последовалельного дар-
винизма и приступил в систематическо-
му накоплению материалов для дальней-
шего развития теории Дарвина, В 1892—
1898 г. он совершает путешествия в
Среднюю Азию и приходит вк оригиналь-
ным выводам о происхождении и харак-
Tepe. местной ры В университетские
годы у. В. 1. Комарова. ‚выработались и
передовые общественные идеалы, кото-
рые привели, его в стан наиболее рево-
мыслящих ученых конца
прошлого, века: , а

С 1895 года начинаются замечатель-
ные исследования В.  . Комарова, посвя-

вия ath

щенные pacrurespHocTH /laabuero Bocro-

Ka, сделавшие его имя бессмертным в
истории ботаники. По безлюдным краям
прошел В. Л. Комаров, сделав громадное
число важных ботанических и. географи-
ческих открытий. В 1901 году вышел
первый TOM монументальной «Флоры
Маньчжурии». В трех томах этой работы
описано. 1682 вида растений; из. них
84 — впервые описаны В. 1. Комаро-
вым. «Флора Маньчжурии» стала клас-
сической основой дальнейших работ в
этой области, и учёные различают сейчас
в исследовании и этого. края «доко-
маровский» и. «комаровский» периоды.

В 1902 году В, Л. Вомаров совершил
свое знаменитое путешествие на озеро
Восогол, в результате которого он е пол-
ной бесепорностью ‘установил в восточ-
ной части Саян следы большого древ-
него оледенения, подтвердив таким 00-
разом гипотезу крупного’ русского гео-
графа П. А. Кропоткина.

В 1905 году В. Л. Комаров предпри-
нял капитальные исследования расти-
тельности Витая и Монголии и пришел ‘®
широким и смелым обобщениям о гео-
логической и ботанической истории Во-
стока, Этот цикл исследований В, Л. Ко-
марова привел его к так называемой «ми-
грационной» идее в истории растений.
В. Л. Комаров показал, как растения пе-
редвигались из одного района в другой, и

CEA АЕ ee ee -Е -ЕЧЕЖЫ

посхедовавшей 5 декабря сего года в

Исполнительный Комитет Моск

Президиум Академии наук СССР с величяй не
выдающегося русского ученого-ботаника, депутата’ Верховного Совета. СССР,
быв. Президента Академии наук СССР, члена Президиума АН СССР, дважды
` лауреата Сталинской премии, Героя Социалистического Труда, академика

Владимира Леонтьевича КОМАРОВА,

Н болезни, и выражает искреннее соболезнование семье покойного:

OBCKOrO

7 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 236 (5505)

называемую ¢pe-
ЛиКТовую» идею 6 HOBOU,

6б’единил ‘старую, тах
в стройной картино видообразования и
формирования. современных фор,

b 1908—1909 гт. В, 1. Komapos co-
вершил ряд путешествий в районы Кам-
чашки. Результал их — три тома «Флоры
полуострова Камчатки» содержат описа-
ния 825 видов растений, из них 74 но-

вых видов; впервые описанных В. 1. Бо-
‚маровым. (г.
Великая ‘Октябрьская социалистиче-

ская революция была переломным момен-
том в творчестве В. 1, Комарова. Осво-

бодившись от огра-
ничений, ‹ наложен-
ных на радикально
мыслящего учелого,
В. 1. Комаров занял
кафедру ботаники в
Петербургеком уни-
верситето си создал
здесь крупнейший
центр передовой бо-
танической  мысии.
В. М. Комаров стаж
выдающимся ‚ теорэ-
тиком видообразова-
ния, продвинув дало-
ко вперед идеи Дар-
вина © происхожде-
нии видов у pacre-
ний. Книга В. 1, Ko-
марова «Учение 0
виде у растений». ста-
ла настольной кни-
той каждого дарви-
ниста,

В 1914 году В. 1.
Вомаров был избран
в члены-корреспон-
денты Академии
наук, а в 1920 г.—з
действительные чле-
ны Академии. В 1930
году он стал вице-
президентом и в
1936 г. президентом
Академии наук
CCCP. Bes ero дея-,
тельность на этом
посту была проник-
нута стремлением к
служению народу, к
участию. науки в с9-
циалистиче ском
строительстве. Ux
отдавал все силы делу сближения науки
с практикой.

В. Л. Комарову принадлежит инициа-
тива в важнейших начинаниях Академии
наук. Он был инициатором крупнейших
комплексных исследований, организато-
ром экепедиций, основателем местных
филиалов Академии, Ученый великой
Сталинской эпохи, он был выдающимел
‘государственным деятелем,  депуталом
Верховного Совета СССР. в:

В годы Великой Отечественной войны
голос В. J. Комарова— пламенного па-
триота и великого гуманиста — звучал .
о, всей стране и за 6е пределами, призы-
вая к непримиримой борьбе против фз-
ШИЗМА.

Во время войны В. Л. Комаров был
одним из инициаторов и руководителей
исследовательской работы по мобилиза-
ции ресурсов восточных районов страны
на нужды обороны. Тяжело больной, сн
не щадил сил для практической работы,
дая публицистических выступлений, для
руководетва академическими учрежде-
НИЯМИ,

‚ В последние месяцы о своей жизни
В. Л. Комаров по состоянию здоровья
просил об освобождении от обязанностей
президента Академии наук СССР и eo-
средоточил свои силы на научных тру-
дах в области ботаники и истории науки,
Он работал до последнего дня своей
жизни. Великий труженик науки до’ по-
следнего вздоха думал о родина, о науке,
и его сердце билось любовью к народу,
боззаветной преданностью родине, долу
социализма, ‘партии большевиков и 69
гениальному вождю товарищу Сталину.

B. ‘il. Комаров -— замечалельный pyc-
ский патриот, глубокий и смелый мысли-
тель, неутомимый борец за передовую
советскую науку — останется навеегда в
памяти советеких ученых и всего совет-
ского народа. Мировая наука сохранит в
своих анналах его открытия, советелио
люди сохранят в своих сердцах образ
ученого-патриота, советская наука всег-
да будет черпать в его жизни пример
самоотверженного служения родине.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР.

Ом

й скорбью извещает’ о смерти

г. Москве после тяжелой и длательной

бокой скорбью

извещает о смерти вылающегося русского ученого биолога-ботаника, дважды
лауреата Сталинокой премии, Героя Социалистичеекого Труда, академика

‚ Владимира Леонтьевича КОМАРОВА

ородекого Совета депутатов туу-

дящихея с глубокой скорбью извещает трудящихся г, Москвы о смерти выдаю-
щегося русского ученого-ботаника, депутата Верховного Совета. Союза @СГ,
депутата Московского Совета, Героя Социалистического Труда

академика Владимира Леонтьевича КОМАРОВА,

последовавшей 5 декабря сего года после тяжелой болезни, и выражает с000-
лезнование семье покойного.

Образование комиссии
академика: В

Президиум Академии наук СССР: 06:
‚азовал комиссию по организации похо-
зон выдающегося советского ученого, Ге-
on Социалистического Труда академика
В. 1. Комарова. 6 декабря под прехседа-
тельством ‹ президента Академии наук
СССР академика С. И. Вавилова состоя-

В конце собрания выступил председатель 10еъ заседание комиссии.

Вчера вечером гроб с телом покойного

по организации похорон \

Л. Комарова

был перевезен и установлен в конференц-
зале Академии наук. Сегодня, 7 декабря,
в 11 часов утра будет открыт доступ к
телу покойного. В субботу, 8 декабря, в
12 часоводня в конференц-зале Акаде-
‘мии .наух. состоитея, гражданская пани-
хида, в 3 часа дня похороны на Ново-
Девичьем кладбище.
(ТАСС).